LJ Magazine. Сапунов картины


Художник-символист Николай Николаевич Сапунов (1880 - 1912)

"Всю краткую жизнь ты томился мечтой,Как выразить блеск неземной,

любя безнадежно земные цветы,

Как отблеск иной красоты".

В.Я.Брюсов - Н.Н.Сапунову

Вазы и цветы на розовом фоне  1910Государственная Третьяковская Галерея, Москва

"Может статься, что будущие поколения перечеркнут начисто искусство этих лет. Но если только они пожелают приблизиться и понять, что прельщало нас когда-то в нем, тогда, думается мне, путь через Сапунова будет самым коротким, и Сапунов окажется тем самым ключарем, который откроет им дверь в заглохшие сады эстетизма".

А.Эфрос

Пионы    1908

Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Николай Николаевич Сапунов - одна из ярких и самобытных фигур в русском искусстве ХХ столетия.

Замечательный живописец и рисовальщик, он прожил короткую жизнь. Сапунов утонул в Финском заливе летом 1912 года, когда ему шел тридцать второй год. Смерть от воды была предсказана художнику еще в ранней юности, и он жил и творил под тяжестью этого предсказания, что не могло не сказаться на его искусстве. Короткая жизнь Сапунова была до предела напряжена, собрана в тугой энергетический узел. Он формировался как творческая личность в некоем вихревом потоке новаторств, образовавшемся тогда в русской культурной жизни, когда менялось все и вся, складывались новые эстетические принципы, искусство начинало осознавать себя главной движущей силой общества.

Зима   1900Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Сапунов оказался в эпицентре всех перемен, и сам был их участником. Ученик крупнейших реалистов конца XIX века, художник, испытавший воздействие эстетики "Мира искусства", он быстро пришел к неопримитивизму, острому гротеску и стал одной из крупнейших фигур русского предавангарда.

В парке. Влюбленные    Начало 1900-хГосударственный Русский музей, С.-Петербург

Сапунов Н.. Портрет Н.Д. Милиоти. 1908Портрет Н.Д.Милиоти   1908Государственный Русский музей, С.-Петербург

В исторической перспективе творчество художника, при всей его противоречивости и краткости, предстает вполне завершенным, значительным и цельным, исполненным высокой поэзии и глубокого драматизма. Сапунов - прекрасная таинственно-синяя звезда в созвездии мастеров "Голубой Розы".

Ночь   Начало 1900-хГосударственный Русский музей, С.-Петербург

В его творчестве нашла отражение вся острая проблематика искусства переходного времени, в котором сосуществовали глубокая связь с традициями и смелое их отрицание, болезненная рефлексия и возвышенная романтика, жажда красоты и гармонии и острый гротеск. В праздничной декоративности сапуновского искусства, заключающей в себе ярко выраженную субъективность восприятия мира, обобщенный символический смысл и глубокую образную содержательность, воплощен пульс времени, ощущается его эмоциональная атмосфера, звучит его музыка.

П.В.Кузнецов. Портрет Н.Н.Сапунова. 1914–1915. ГТГП.В.Кузнецов  Портрет Н.Н.Сапунова  1914-15 гг.Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Судьба была необычайно благосклонной к Сапунову. Она свела его с выдающимися деятелями русской культуры рубежа веков. Среди его педагогов были Исаак Левитан, Константин Коровин, Валентин Серов. Он пользовался вниманием и поддержкой Саввы Мамонтова и Сергея Дягилева. Его друзьями и товарищами по работе были Павел Кузнецов, Николай Крымов, Сергей Судейкин. Он много и плодотворно сотрудничал с крупнейшими режиссерами-новаторами Всеволодом Мейерхольдом и Федором Комиссаржевским, был в дружбе и творческих контактах с Александром Блоком, Валерием Брюсовым, Михаилом Кузминым. Чуткая, одаренная натура художника формировалась под воздействием его окружения, но воздействие это никогда не было пассивным, сразу же приобретало сапуновские черты, наделялось его энергетикой.

В 1893–1904 Сапунов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина, в 1904–1911 - в Академии художеств у А.А.Киселева. Влияние Левитана на молодого художника оказалось достаточно сильным, хотя Сапунову удалось работать в его мастерской всего два года. Тонкий мастер пейзажа настроения Левитан воспитывал в своих учениках умение глубоко чувствовать и синтетически, обобщенно мыслить.

Цветущие яблони  Начало 1900-хГосударственная Третьяковская Галерея,  Москва

Более длительными оказались у Сапунова контакты с Константином Коровиным. Они продолжались и после завершения его учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Коровинское влияние на молодого художника было более непосредственным и сразу же проявилось в его творчестве.

Натюрморт с гортензиями    1908Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Однако по существу мировидение молодого художника было отнюдь не коровинским. Оно рано начало формироваться как символистское и быстро проявилось в его творческой практике. Достаточно сказать, что именно Сапунов был автором той самой г о л у б о й р о з ы на обложке каталога одноименной выставки в Москве в 1907 году, которая стала знаком символистского движения в русском искусстве.

Голубая розаОбложка каталога одноименной выставки   1907  Москва

Но при всем том коровинское начало всегда оставалось в нем сильным и давало о себе знать в отдельных работах художника до конца жизни. Коровин привлекал Сапунова и своей близостью к театру, а театр был стихией самого Сапунова.

Вообще театр в эпоху символизма оказался на магистральной линии развития живописи. В напряженной ситуации переходного времени в среде художественной интеллигенции складывалось особое театральное ощущение мира. Происходящее казалось спектаклем, в который помимо их воли вовлечены все, а режиссером этого Спектакля-Жизни виделась многим Судьба, Рок. В такой эмоциональной атмосфере театр необычайно вырос в своем значении. Сцена открывала широкие возможности и для решения собственно художественных проблем.

Эскиз к декорации оперы Ж.Бизе "Кармен"   1904Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва

Сапунов приобщился к театру, еще будучи учеником Московского училища живописи. Он участвовал в оформлении всех училищных спектаклей, работал подмастерьем художника МХТ В.Симова. В начале 1900-х через К. Коровина он и его друзья сблизились с Саввой Мамонтовым, который в ту пору снова входил в силу после перенесенного финансового краха и сложных жизненных перипетий. Молодые художники "новой волны" служили ему в этом опорой. Именно они работали в новой оперной антрепризе Мамонтова в московском театре Эрмитаж. В сезоне 1902-1903 годов в их оформлении здесь были поставлены оперы К.-В.Глюка "Орфей", Э.Гумпердинка "Гензель и Гретель", М.Эспозито "Каморра" и др. В 1902 году Коровин доверил своим ученикам Николаю Сапунову и Павлу Кузнецову оформление "Валькирии" Рихарда Вагнера в московском Большом театре.

Эскиз к декорации оперы К.-В.Глюка  "Орфей"   1900-е гг.Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва

Эскиз декораций к опере Э.Гумпердинка  "Гензель" и "Гретель"  Начало 1900-хГосударственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва

Знаменательной для Сапунова оказалась его встреча с Мейерхольдом в 1905 году в только что возникшей при МХТ Экспериментальной студии на Поварской Молодые художники были исполнены желания воплотить здесь мечту о создании символистского театра, театра нового типа.

Шарф Коломбины    1910На сюжет рассказа А.Шницлера в постановке В.МейерхольдаГосударственный центральный театральный музей им.А.А.Бахрушина, Москва

Бал   1910Эскиз декорации к "Шарфу Коломбины" по рассказу А.ШницлераГосударственная картиннная галерея Армении

Для первой постановки была избрана драма Метерлинка "Смерть Тентажиля". Живописная пластика обретала на сцене символистского театра глубокую эмоциональность. Рождающиеся в подсознании смутные интуитивные ощущения определяли стилистические особенности живописного решения, характер колористической гаммы той или иной сцены. Работа с Мейерхольдом оставила глубокий след в творчестве Сапунова. Присущие природе его дарования эмоциональность и музыкальность мироощущения углубились и обрели качества стабильности, стали органичной формой выражения в живописи символистской идеи. Театр сделался для Сапунова Страной чудес, миром волшебства и красоты.

Набережная Александрии   1909Эскиз декорации к "Цезарю и Клеопатре " Б.ШоуГосударственный Русский музей, С.-Петербург

Сапунов Н.. Голландка Лиза. 1910

Голландка Лиза    1910

Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Прием театрализации в станковой живописи на раннем этапе творчества художника явился средством поэтизации жизни. Многие станковые картины Сапунова середины 1900-х годов - "Балет", "Маскарад" (обе в ГТГ), "Менуэт" и другие - представляют собой по существу сценические композиции и мало чем отличаются от ранних театральных эскизов.

"Маскарад"   1907

Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Тема театра, главная в живописи художника этого времени, поначалу решалась непосредственно - в желании просто запечатлеть в картине происходящее на подмостках. Сапунов создал несколько композиций под названием "Театр", в которых представил погруженный в темноту зрительный зал и освещенную сцену с поющими актерами, экспрессивную фигуру руководящего оркестром дирижера и напряженно следящую за представлением нарядно одетую публику. Художник стремился передать необычную, приподнятую атмосферу театра.

Затем само действие становится у него сюжетом картин. Так появляется его ранний "Балет" 1903-1904 годов (ГТГ).  Это словно ускользающее видение, возникшее из паутины и газа, картина-мечта, навеянная образами Театра.

Балет   1906Государственная Третьяковская Галерея, Москва

 Два эскиза театральных костюмов  1910Музей-квартира И.И.БродскогоС.-Петербург

Эскизы к  блоковскому "Балаганчику" были экспонированы в 1907 году на знаменитой московской выставке "Голубая Роза", явившейся сенсацией в русской художественной жизни начала XX столетия.

Мистическое собраниеНа сюжет мистической драмы А.Блока  "Балаганчик"Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Шестнадцать молодых художников-новаторов демонстрировали здесь произведения, утверждавшие принципы символистской живописи. Сапунов был представлен семью работами. "Голубая Роза" явилась вершиной русского символизма 1900-х годов и одновременно стала его тупиком. Дальше в этом направлении двигаться было некуда. Молодые голуборозовцы оказались перед дилеммой - идти вслед за авангардом или искать свой особый путь возрождения живописной пластики. Они выбрали второй. 1907 год стал переломным в истории русского символизма в целом и для каждого из художников, в том числе и для Сапунова.

Сапунов Н.. Голубые гортензии. 1907

Голубые гортензии    1907

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Вскоре после "Голубой Розы" на пятой выставке Союза русских художников он представил свои "Голубые гортензии", являющиеся выражением самого духа голуборозовской живописи, и одновременно "Пляску смерти", произведение, поразившее современников непривычной для художников "Голубой Розы" сочностью цвета и экспрессией выражения чувств, граничащей с ощущением кошмара.

Пляска смерти   1908На сюжет одноименной пьесы Ф.ВедекиндаГосударственная Третьяковская Галерея, Москва

Одновременно с драматичной "Пляской смерти" художник погружается в атмосферу веселья и создает вереницу "Ночных празднеств". Произведения эти различны по размеру, колориту, настроению, характеру исполнения. Поначалу они походили на его ранние прозрачные романтические "Балеты" и "Маскарады". Затем стали представлять собой не чинные гулянья высшего общества, а бурное веселье разгоряченной танцем народной толпы. И если действие первых происходило в пышных парках на фоне дворцовой архитектуры, то народ у него веселится уже у балаганов и каруселей. Символистская расплывчатость исполнения сменяется здесь смелым лаконизмом художественного решения - сочными красками, экспрессивным ритмичным мазком, откровенной декоративностью колорита.

На новом этапе главной темой творчества Сапунова становится "Карусель".

Карусели   1908

Национальный музей изобразительных искусств республики Татарстан

Казань

На первых порах этот образ заинтересовал художника как выражение национального духа, образец русского праздника, в котором отражены народные вкусы, представления о красоте. Как известно, масленичные гулянья, ярмарки с их балаганами и каруселями привлекали многих мастеров начала XX века, но для Сапунова эта тема становится лейтмотивом всего его зрелого творчества.

Художник создал ряд больших завершенных композиций подобного рода и оставил множество черновых набросков.

Сапунов Н.. Карусель. 1908

Карусель   1908

Государственный Русский музей, С.- Петербург

Сапунов Н.. Карусель (вариант). 1908

Карусель  (вариант)   1908

Государственная Третьяковская Галерея, Москва

В окончательном варианте картины, большом полотне, находящейся ныне в Государственном Русском музее в Петербурге и ставшей главным созданием Сапунова, мотив к а р у с е л и вырастает в образ некой обобщающей силы - в символ вечного кружения жизни, шумной, красивой, казалось бы, веселой и беззаботной, но по сути таящей в себе чувство трагической предопределенности Судьбы. Сапуновская "Карусель" принадлежит к числу эпохальных явлений русской живописи символизма и предавангарда. Она ярко декоративна и похожа на сияющий всеми красками ковер. Но при этом цвет здесь исполнен такой выразительной эмоцией, что кажется, будто краски звучат. Живопись сродни бравурной экспрессивной музыке, поражающей глубиной и силой драматизма. Здесь со всей откровенностью заявлены новые принципы художественного мышления. Картина является не просто изображением сцены народного гулянья, а живописным воплощением символистского восприятия бытия.

Программным для Сапунова стал "Натюрморт с автопортретом" (собрание В.А.Дудакова и М.К.Кашуро, Москва), воплотивший трагизм его мироощущения на последнем этапе жизни.

Сапунов Н.. Натюрморт с автопортретом. 1907Натюрморт с автопортретом    1908Частное собрание

 Это своеобразный живописный реквием себе самому. Художник представлен здесь уже утонувшим. Его странный мертвый лик в верхнем углу картины кажется как бы всплывшим. Но не он главный предмет внимания этого произведения, его даже не сразу замечаешь в картине. Для художника-символиста плоть человека - лишь ничего не значащая оболочка души. Дух же бессмертен и воплощен в его творчестве - в данном случае в радостном сиянии красок сотворенного им натюрморта. Самое сильное эмоциональное воздействие производит здесь глубокая, точно пульсирующая синева фона, которая как будто гипнотизирует, волнует. Да и натюрморт выглядит так, словно мы видим его сквозь толщу воды. Похоже, художник представил здесь то "призрачное подводное царство, где давно жила его душа" (слова М.Волошина).

О трагических "Чаепитиях" и "Трактирах" Сапунова узнали только после его смерти, их увидели на посмертной выставке, состоявшейся в Москве в 1914 году, и они поразили современников своим драматизмом.

Чаепитие (трактир)  1911Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Сапунов Н.. Чаепитие. 1912Чаепитие    1912Государственная Третьяковская Галерея, Москва

 Известный художественный критик А.Эфрос отмечал, что живопись Сапунова в этих произведениях "стала свидетельствовать о таком надломе жизнеощущения, что нельзя отделаться от впечатления, будто художник, торопливой кистью нанося на картину образы, стонал под тяжестью своих переживаний". Отдельные работы этой серии ярко декоративны, как например, "Желтое чаепитие" из частной московской коллекции. Но и здесь в "кричащих" созвучиях желтого с красным, в характере движения быстрой кисти, судорожно набрасывающей на поверхность картины ворох красочных мазков, остро чувствуется внутреннее беспокойство художника, сложность владеющих им чувств, в которых сосуществуют любование и ирония, тепло воспоминаний и саркастическая улыбка.

Чаепитие  (набросок)   1912Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Ряд "Трактиров" из собрания Третьяковской Галереи - это своеобразные вариации на тему русского кабака, где хмельной народ пил, шумел и "веселился" как мог.

Художник даже задумал большое театральное действо в местечке Териоки недалеко от Петербурга, маскарад под названием "Веселая ночь на берегу Финского залива", коллизию которого предполагалось построить на остром гротескном столкновении возвышенной романтики и низменной прозы. Замысел этот не был осуществлен из-за трагической гибели Сапунова здесь же в Териоках 14 июня 1912 года.

Одновременно с последними сценическими работами с их шумной веселостью и переизбытком красоты, наряду с фантасмагорией "Трактиров" и "Чаепитий" Сапунов в последние два года жизни создает свои прекрасные таинственные "синие натюрморты", исполненные величия и гармонии.

Сапунов Н.. Вазы, цветы и фрукты. 1912

Вазы, цветы и фрукты  1912

Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Эти произведения обладают какой-то особой притягательной силой и глубиной эмоционального воздействия. В них создан образ возвышенного идеального бытия, в котором находила успокоение раздвоенная, мятущаяся, больная душа художника.

Натюрморт с цветами    1911Государственный Русский музей, С.-Петербург

Нигде как в "синих натюрмортах" Сапунов достиг такого совершенства и эмоциональной насыщенности в передаче синего цвета, заключающего в себе только ему данное чувство "сокровенной тайны", ощущение прикосновения к "стихии чуждой, запредельной", к чему были направлены все помыслы символистов "Голубой Розы".

Цветы и фарфор  1912Государственная Третьяковская галерея, Москва

v-shabunina.livejournal.com

Николай Николаевич Сапунов - Биография художника, известные произведения, выставки

Николай Николаевич Сапунов (17 декабря 1880, Москва — 14 июня 1912, Териоки). Театральный художник, живописец, график и сценограф. Заметная фигура объединений «Алая роза», «Голубая роза» и «Мир искусств».

Особенности творчества художника Николая Николаевича Сапунова: с юности работы Сапунова отличает особое чувство цвета и света, что роднит его с импрессионистами и символистами. Позже художника увлекает театральный мир с его декорациями. Сапунов как новатор уходит от идеи театрального эскиза и, перенося образы театра на пространство холста в качестве законченной, полноценной работы, создает особый жанр — театральную живопись. За свою недолгую жизнь Сапунов оформляет множество театральных постановок, работает в Большом театре, театре Комиссаржевской, создает постановки вместе с Мейерхольдом. Поздние работы автора меняются в сторону обобщения и примитивизма, они наполнены предчувствием гибели.

Известные картины художника Николая Николаевича Сапунова: «Маскарад»,"Натюрморт. Вазы, цветы и фрукты", «Цветущие яблони», «Балет», «Карусель».

Сапунов появляется в тот период истории культуры, когда в круговороте перемен искусство принимает новые формы, становится центром жизни, ежеминутно меняя ориентиры. Именно в этом культурном вихре, среди «поколения, жаждущего красоты», развивается столь непродолжительное, но яркое, как вспышка, творчество Сапунова — от импрессионистичной светотени к эстетике мирискуссников, символизму «Голубой розы», и наконец, к гротеску и примитивизму.

Ранние годы: учеба и становление

Николай Сапунов родился в Москве в районе Замоскворечья в купеческой семье. Его отец владел небольшим свечным производством. Роскошь и золото церковных свечей, сад и оранжерея с экзотическими цветами — окружающие мальчика виды и образы развивают в Николае чувство прекрасного, способствуют его тяге к красоте. Он увлекается рисованием.

В 1893 году Сапунов становится учеником И. Левитана, В. Серова, К. Коровина в Московской академии живописи, ваяния и зодчества. Затем в течение пяти лет учится в Академии художеств в классе А. Киселева. Во время учебы студент путешествует по Италии, где получает предсказание от цыганки о собственной безвременной смерти «от воды». С того дня ощущение неизбежности уготованной свыше судьбы не покидает художника и играет ключевую роль в его живописи.

Исаак Левитан более всех других учителей оказывает влияние на юного Сапунова, но в более зрелые годы главным наставником для него становится Константин Коровин, которому студент помогал оформлять декорации в Большом театре. Именно под его влиянием молодой человек увлекается натюрмортами.

ХХ век меняет отношение к театральному художнику. Из невнятной закулисной фигуры он выходит, наравне с актерами, в центр постановочного процесса. Постановка — это не только действие на сцене, но единое целое из игры, музыки и художественных образов. Первыми спектаклями, где Сапунов проявляет свои особые способности, становятся «Гедда Габблер» Г. Ибсена, и спектакль «Гензель и Гретель». Критики замечают, что декорации выполнены в равной степени как для зрителя, так и для актера, так как играющий на сцене буквально растворяется в живописи, становясь цветовым пятном на общем фоне.

Период «Роз» и мирискуссников

Художник сближается с представителями «Алой розы» — символистами Сарьяном, Кузнецовым и Уткиным. В 1905 году выставляется на 12-й выставке Московского товарищества художников. Год спустя художник принимает участие в большой выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге, где представляет шесть своих работ.

В 1907 году символисты объявляют о новом направлении — «Голубая роза», представители которого творят, вдохновляясь работами Врубеля и Борисова-Мусатова. Выставка «Голубой розы» поражает публику не только новыми идеями, но и самим волшебно-театральным оформлением: невидимый оркестр с завораживающей музыкой, ароматы цветов и полутемные арки залов… Сапунов представляет свой «Маскарад», который полностью вписывается в общую идею утонченности и таинственности.

Театральный художник становится узнаваем. Он все чаще прибегает к натюрмортам, выбирая экзотические цветы с их изысканностью и аристократизмом. Ему удается удивительным образом связать такой «приземленный» жанр, как натюрморт, с символистскими идеями. Ваза с цветами — это не просто ваза, а легкое видение, наваждение, которое вот-вот исчезнет.

Кризис символизма и гибель автора

Символизм — это расцвет и упадок одновременно: художники начала века ощущают беспочвенность своих мистических надежд. Эти мысли выражает поэт А. Блок, написавший пьесу «Балаганчик», где все чаяния символистов оборачиваются шаржем. Постановкой пьесы занимаются Мейерхольд и Сапунов.

Сапунов отлично понимает, что театральные декорации и костюмы — это временное искусство, сохранить такой реквизит на столетия невозможно. Поэтому он создает особый жанр — театральная живопись, не делая эскизов, а создавая полноценную работу.

Предчувствие недолгой жизни заставляет художника стремиться вперед и не тратить время на сомнения. Страх смерти порождает тягу к шумным увеселениям: так рождается серия «Ночных празднеств», где уже нельзя найти тающих призраков и балерин. Холсты заполняет разгоряченная праздником толпа народа на фоне балаганов и каруселей. Именно «Карусель» — яркое цветовое пятно — является переломной работой в творчестве Сапунова. Символ народного гулянья одновременно становится символом вечной, но обреченной круговерти жизни.

В начале 1910-х годов Сапунов активно работает в театрах В. Ф. Комиссаржевской, исполняет эскизы декораций к пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» для Александринского театра в Петербурге и для частного театра Незлобина в Москве. Выполняет по эскизам А. Головина декорации к балету И. Стравинского «Жар-птица» для первого Русского балетного сезона Дягилева в Париже.

В последний год своей жизни Сапунов расписывает интерьер литературного кабаре «Бродячая собака» — центра культурной жизни Серебряного века в Петербурге. Тогда же он собирается осуществить уникальную, но фатальную для себя идею по созданию театрально-карнавального действия «Веселая ночь на берегу Финского залива». В местечке Териоки под Петербургом должны были воплотиться его особые идеи: синтез театра и реальности.

Зрители, по задумке Сапунова, не должны были сидеть на своих местах, а разгуливать по парку, попадая при этом в гущу балаганных событий.

Замысел Сапунова остается нереализованным. Вечно торопящийся и не имеющий своего пристанища художник на 32 году жизни утонул в водах Финского залива во время лодочной прогулки. Все другие пассажиры перегруженной лодки спаслись.

Друг Сапунова режиссер В. Соловьев публикует свои воспоминания о нем, где сравнивает судьбу художника с мистической историей об итальянском кукольном мастере Николо. Кукольник решил оживить свои творения, вложив им вместо сердца часовой механизм. Но он забыл, что марионетки не имеют души, и однажды ученики нашли мастера мертвым.

Работы Сапунова можно увидеть в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Театральном музее им. А. Бахрушина и многих частных коллекциях.

Автор: Людмила Лебедева

artchive.ru

Художник-символист Николай Николаевич Сапунов (1880 - 1912)

"Всю краткую жизнь ты томился мечтой,Как выразить блеск неземной,

любя безнадежно земные цветы,

Как отблеск иной красоты".

В.Я.Брюсов - Н.Н.Сапунову

Вазы и цветы на розовом фоне  1910Государственная Третьяковская Галерея, Москва

"Может статься, что будущие поколения перечеркнут начисто искусство этих лет. Но если только они пожелают приблизиться и понять, что прельщало нас когда-то в нем, тогда, думается мне, путь через Сапунова будет самым коротким, и Сапунов окажется тем самым ключарем, который откроет им дверь в заглохшие сады эстетизма".

А.Эфрос

Пионы    1908

Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Николай Николаевич Сапунов - одна из ярких и самобытных фигур в русском искусстве ХХ столетия.

Замечательный живописец и рисовальщик, он прожил короткую жизнь. Сапунов утонул в Финском заливе летом 1912 года, когда ему шел тридцать второй год. Смерть от воды была предсказана художнику еще в ранней юности, и он жил и творил под тяжестью этого предсказания, что не могло не сказаться на его искусстве. Короткая жизнь Сапунова была до предела напряжена, собрана в тугой энергетический узел. Он формировался как творческая личность в некоем вихревом потоке новаторств, образовавшемся тогда в русской культурной жизни, когда менялось все и вся, складывались новые эстетические принципы, искусство начинало осознавать себя главной движущей силой общества.

Зима   1900Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Сапунов оказался в эпицентре всех перемен, и сам был их участником. Ученик крупнейших реалистов конца XIX века, художник, испытавший воздействие эстетики "Мира искусства", он быстро пришел к неопримитивизму, острому гротеску и стал одной из крупнейших фигур русского предавангарда.

В парке. Влюбленные    Начало 1900-хГосударственный Русский музей, С.-Петербург

Сапунов Н.. Портрет Н.Д. Милиоти. 1908Портрет Н.Д.Милиоти   1908Государственный Русский музей, С.-Петербург

В исторической перспективе творчество художника, при всей его противоречивости и краткости, предстает вполне завершенным, значительным и цельным, исполненным высокой поэзии и глубокого драматизма. Сапунов - прекрасная таинственно-синяя звезда в созвездии мастеров "Голубой Розы".

Ночь   Начало 1900-хГосударственный Русский музей, С.-Петербург

В его творчестве нашла отражение вся острая проблематика искусства переходного времени, в котором сосуществовали глубокая связь с традициями и смелое их отрицание, болезненная рефлексия и возвышенная романтика, жажда красоты и гармонии и острый гротеск. В праздничной декоративности сапуновского искусства, заключающей в себе ярко выраженную субъективность восприятия мира, обобщенный символический смысл и глубокую образную содержательность, воплощен пульс времени, ощущается его эмоциональная атмосфера, звучит его музыка.

П.В.Кузнецов. Портрет Н.Н.Сапунова. 1914–1915. ГТГП.В.Кузнецов  Портрет Н.Н.Сапунова  1914-15 гг.Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Судьба была необычайно благосклонной к Сапунову. Она свела его с выдающимися деятелями русской культуры рубежа веков. Среди его педагогов были Исаак Левитан, Константин Коровин, Валентин Серов. Он пользовался вниманием и поддержкой Саввы Мамонтова и Сергея Дягилева. Его друзьями и товарищами по работе были Павел Кузнецов, Николай Крымов, Сергей Судейкин. Он много и плодотворно сотрудничал с крупнейшими режиссерами-новаторами Всеволодом Мейерхольдом и Федором Комиссаржевским, был в дружбе и творческих контактах с Александром Блоком, Валерием Брюсовым, Михаилом Кузминым. Чуткая, одаренная натура художника формировалась под воздействием его окружения, но воздействие это никогда не было пассивным, сразу же приобретало сапуновские черты, наделялось его энергетикой.

В 1893–1904 Сапунов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина, в 1904–1911 - в Академии художеств у А.А.Киселева. Влияние Левитана на молодого художника оказалось достаточно сильным, хотя Сапунову удалось работать в его мастерской всего два года. Тонкий мастер пейзажа настроения Левитан воспитывал в своих учениках умение глубоко чувствовать и синтетически, обобщенно мыслить.

Цветущие яблони  Начало 1900-хГосударственная Третьяковская Галерея,  Москва

Более длительными оказались у Сапунова контакты с Константином Коровиным. Они продолжались и после завершения его учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Коровинское влияние на молодого художника было более непосредственным и сразу же проявилось в его творчестве.

Натюрморт с гортензиями    1908Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Однако по существу мировидение молодого художника было отнюдь не коровинским. Оно рано начало формироваться как символистское и быстро проявилось в его творческой практике. Достаточно сказать, что именно Сапунов был автором той самой г о л у б о й р о з ы на обложке каталога одноименной выставки в Москве в 1907 году, которая стала знаком символистского движения в русском искусстве.

Голубая розаОбложка каталога одноименной выставки   1907  Москва

Но при всем том коровинское начало всегда оставалось в нем сильным и давало о себе знать в отдельных работах художника до конца жизни. Коровин привлекал Сапунова и своей близостью к театру, а театр был стихией самого Сапунова.

Вообще театр в эпоху символизма оказался на магистральной линии развития живописи. В напряженной ситуации переходного времени в среде художественной интеллигенции складывалось особое театральное ощущение мира. Происходящее казалось спектаклем, в который помимо их воли вовлечены все, а режиссером этого Спектакля-Жизни виделась многим Судьба, Рок. В такой эмоциональной атмосфере театр необычайно вырос в своем значении. Сцена открывала широкие возможности и для решения собственно художественных проблем.

Эскиз к декорации оперы Ж.Бизе "Кармен"   1904Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва

Сапунов приобщился к театру, еще будучи учеником Московского училища живописи. Он участвовал в оформлении всех училищных спектаклей, работал подмастерьем художника МХТ В.Симова. В начале 1900-х через К. Коровина он и его друзья сблизились с Саввой Мамонтовым, который в ту пору снова входил в силу после перенесенного финансового краха и сложных жизненных перипетий. Молодые художники "новой волны" служили ему в этом опорой. Именно они работали в новой оперной антрепризе Мамонтова в московском театре Эрмитаж. В сезоне 1902-1903 годов в их оформлении здесь были поставлены оперы К.-В.Глюка "Орфей", Э.Гумпердинка "Гензель и Гретель", М.Эспозито "Каморра" и др. В 1902 году Коровин доверил своим ученикам Николаю Сапунову и Павлу Кузнецову оформление "Валькирии" Рихарда Вагнера в московском Большом театре.

Эскиз к декорации оперы К.-В.Глюка  "Орфей"   1900-е гг.Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва

Эскиз декораций к опере Э.Гумпердинка  "Гензель" и "Гретель"  Начало 1900-хГосударственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва

Знаменательной для Сапунова оказалась его встреча с Мейерхольдом в 1905 году в только что возникшей при МХТ Экспериментальной студии на Поварской Молодые художники были исполнены желания воплотить здесь мечту о создании символистского театра, театра нового типа.

Шарф Коломбины    1910На сюжет рассказа А.Шницлера в постановке В.МейерхольдаГосударственный центральный театральный музей им.А.А.Бахрушина, Москва

Бал   1910Эскиз декорации к "Шарфу Коломбины" по рассказу А.ШницлераГосударственная картиннная галерея Армении

Для первой постановки была избрана драма Метерлинка "Смерть Тентажиля". Живописная пластика обретала на сцене символистского театра глубокую эмоциональность. Рождающиеся в подсознании смутные интуитивные ощущения определяли стилистические особенности живописного решения, характер колористической гаммы той или иной сцены. Работа с Мейерхольдом оставила глубокий след в творчестве Сапунова. Присущие природе его дарования эмоциональность и музыкальность мироощущения углубились и обрели качества стабильности, стали органичной формой выражения в живописи символистской идеи. Театр сделался для Сапунова Страной чудес, миром волшебства и красоты.

Набережная Александрии   1909Эскиз декорации к "Цезарю и Клеопатре " Б.ШоуГосударственный Русский музей, С.-Петербург

Сапунов Н.. Голландка Лиза. 1910

Голландка Лиза    1910

Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Прием театрализации в станковой живописи на раннем этапе творчества художника явился средством поэтизации жизни. Многие станковые картины Сапунова середины 1900-х годов - "Балет", "Маскарад" (обе в ГТГ), "Менуэт" и другие - представляют собой по существу сценические композиции и мало чем отличаются от ранних театральных эскизов.

"Маскарад"   1907

Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Тема театра, главная в живописи художника этого времени, поначалу решалась непосредственно - в желании просто запечатлеть в картине происходящее на подмостках. Сапунов создал несколько композиций под названием "Театр", в которых представил погруженный в темноту зрительный зал и освещенную сцену с поющими актерами, экспрессивную фигуру руководящего оркестром дирижера и напряженно следящую за представлением нарядно одетую публику. Художник стремился передать необычную, приподнятую атмосферу театра.

Затем само действие становится у него сюжетом картин. Так появляется его ранний "Балет" 1903-1904 годов (ГТГ).  Это словно ускользающее видение, возникшее из паутины и газа, картина-мечта, навеянная образами Театра.

Балет   1906Государственная Третьяковская Галерея, Москва

 Два эскиза театральных костюмов  1910Музей-квартира И.И.БродскогоС.-Петербург

Эскизы к  блоковскому "Балаганчику" были экспонированы в 1907 году на знаменитой московской выставке "Голубая Роза", явившейся сенсацией в русской художественной жизни начала XX столетия.

Мистическое собраниеНа сюжет мистической драмы А.Блока  "Балаганчик"Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Шестнадцать молодых художников-новаторов демонстрировали здесь произведения, утверждавшие принципы символистской живописи. Сапунов был представлен семью работами. "Голубая Роза" явилась вершиной русского символизма 1900-х годов и одновременно стала его тупиком. Дальше в этом направлении двигаться было некуда. Молодые голуборозовцы оказались перед дилеммой - идти вслед за авангардом или искать свой особый путь возрождения живописной пластики. Они выбрали второй. 1907 год стал переломным в истории русского символизма в целом и для каждого из художников, в том числе и для Сапунова.

Сапунов Н.. Голубые гортензии. 1907

Голубые гортензии    1907

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Вскоре после "Голубой Розы" на пятой выставке Союза русских художников он представил свои "Голубые гортензии", являющиеся выражением самого духа голуборозовской живописи, и одновременно "Пляску смерти", произведение, поразившее современников непривычной для художников "Голубой Розы" сочностью цвета и экспрессией выражения чувств, граничащей с ощущением кошмара.

Пляска смерти   1908На сюжет одноименной пьесы Ф.ВедекиндаГосударственная Третьяковская Галерея, Москва

Одновременно с драматичной "Пляской смерти" художник погружается в атмосферу веселья и создает вереницу "Ночных празднеств". Произведения эти различны по размеру, колориту, настроению, характеру исполнения. Поначалу они походили на его ранние прозрачные романтические "Балеты" и "Маскарады". Затем стали представлять собой не чинные гулянья высшего общества, а бурное веселье разгоряченной танцем народной толпы. И если действие первых происходило в пышных парках на фоне дворцовой архитектуры, то народ у него веселится уже у балаганов и каруселей. Символистская расплывчатость исполнения сменяется здесь смелым лаконизмом художественного решения - сочными красками, экспрессивным ритмичным мазком, откровенной декоративностью колорита.

На новом этапе главной темой творчества Сапунова становится "Карусель".

Карусели   1908

Национальный музей изобразительных искусств республики Татарстан

Казань

На первых порах этот образ заинтересовал художника как выражение национального духа, образец русского праздника, в котором отражены народные вкусы, представления о красоте. Как известно, масленичные гулянья, ярмарки с их балаганами и каруселями привлекали многих мастеров начала XX века, но для Сапунова эта тема становится лейтмотивом всего его зрелого творчества.

Художник создал ряд больших завершенных композиций подобного рода и оставил множество черновых набросков.

Сапунов Н.. Карусель. 1908

Карусель   1908

Государственный Русский музей, С.- Петербург

Сапунов Н.. Карусель (вариант). 1908

Карусель  (вариант)   1908

Государственная Третьяковская Галерея, Москва

В окончательном варианте картины, большом полотне, находящейся ныне в Государственном Русском музее в Петербурге и ставшей главным созданием Сапунова, мотив к а р у с е л и вырастает в образ некой обобщающей силы - в символ вечного кружения жизни, шумной, красивой, казалось бы, веселой и беззаботной, но по сути таящей в себе чувство трагической предопределенности Судьбы. Сапуновская "Карусель" принадлежит к числу эпохальных явлений русской живописи символизма и предавангарда. Она ярко декоративна и похожа на сияющий всеми красками ковер. Но при этом цвет здесь исполнен такой выразительной эмоцией, что кажется, будто краски звучат. Живопись сродни бравурной экспрессивной музыке, поражающей глубиной и силой драматизма. Здесь со всей откровенностью заявлены новые принципы художественного мышления. Картина является не просто изображением сцены народного гулянья, а живописным воплощением символистского восприятия бытия.

Программным для Сапунова стал "Натюрморт с автопортретом" (собрание В.А.Дудакова и М.К.Кашуро, Москва), воплотивший трагизм его мироощущения на последнем этапе жизни.

Сапунов Н.. Натюрморт с автопортретом. 1907Натюрморт с автопортретом    1908Частное собрание

 Это своеобразный живописный реквием себе самому. Художник представлен здесь уже утонувшим. Его странный мертвый лик в верхнем углу картины кажется как бы всплывшим. Но не он главный предмет внимания этого произведения, его даже не сразу замечаешь в картине. Для художника-символиста плоть человека - лишь ничего не значащая оболочка души. Дух же бессмертен и воплощен в его творчестве - в данном случае в радостном сиянии красок сотворенного им натюрморта. Самое сильное эмоциональное воздействие производит здесь глубокая, точно пульсирующая синева фона, которая как будто гипнотизирует, волнует. Да и натюрморт выглядит так, словно мы видим его сквозь толщу воды. Похоже, художник представил здесь то "призрачное подводное царство, где давно жила его душа" (слова М.Волошина).

О трагических "Чаепитиях" и "Трактирах" Сапунова узнали только после его смерти, их увидели на посмертной выставке, состоявшейся в Москве в 1914 году, и они поразили современников своим драматизмом.

Чаепитие (трактир)  1911Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Сапунов Н.. Чаепитие. 1912Чаепитие    1912Государственная Третьяковская Галерея, Москва

 Известный художественный критик А.Эфрос отмечал, что живопись Сапунова в этих произведениях "стала свидетельствовать о таком надломе жизнеощущения, что нельзя отделаться от впечатления, будто художник, торопливой кистью нанося на картину образы, стонал под тяжестью своих переживаний". Отдельные работы этой серии ярко декоративны, как например, "Желтое чаепитие" из частной московской коллекции. Но и здесь в "кричащих" созвучиях желтого с красным, в характере движения быстрой кисти, судорожно набрасывающей на поверхность картины ворох красочных мазков, остро чувствуется внутреннее беспокойство художника, сложность владеющих им чувств, в которых сосуществуют любование и ирония, тепло воспоминаний и саркастическая улыбка.

Чаепитие  (набросок)   1912Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Ряд "Трактиров" из собрания Третьяковской Галереи - это своеобразные вариации на тему русского кабака, где хмельной народ пил, шумел и "веселился" как мог.

Художник даже задумал большое театральное действо в местечке Териоки недалеко от Петербурга, маскарад под названием "Веселая ночь на берегу Финского залива", коллизию которого предполагалось построить на остром гротескном столкновении возвышенной романтики и низменной прозы. Замысел этот не был осуществлен из-за трагической гибели Сапунова здесь же в Териоках 14 июня 1912 года.

Одновременно с последними сценическими работами с их шумной веселостью и переизбытком красоты, наряду с фантасмагорией "Трактиров" и "Чаепитий" Сапунов в последние два года жизни создает свои прекрасные таинственные "синие натюрморты", исполненные величия и гармонии.

Сапунов Н.. Вазы, цветы и фрукты. 1912

Вазы, цветы и фрукты  1912

Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Эти произведения обладают какой-то особой притягательной силой и глубиной эмоционального воздействия. В них создан образ возвышенного идеального бытия, в котором находила успокоение раздвоенная, мятущаяся, больная душа художника.

Натюрморт с цветами    1911Государственный Русский музей, С.-Петербург

Нигде как в "синих натюрмортах" Сапунов достиг такого совершенства и эмоциональной насыщенности в передаче синего цвета, заключающего в себе только ему данное чувство "сокровенной тайны", ощущение прикосновения к "стихии чуждой, запредельной", к чему были направлены все помыслы символистов "Голубой Розы".

Цветы и фарфор  1912Государственная Третьяковская галерея, Москва

classic-art-ru.livejournal.com

Николай Сапунов : melanyja

Художник, который так привлёк внимание на литературном вечере.

Вихрь красок, цветы, фарфор, карусель, трактир, парк.

Натюрморт с автопортретом

Чаепитие Несколько натюрмортов с цветами и фарфоромЦветы и фарфор. 1912.

Цветы и фрукты. 1912

Натюрморт с цветами

Карусели:

Ещё застольная темаВ трактире

Чаепитие

Тема XVIIIвекаМаскарад

Коломбина

Влюблённые в парке

И разное:Город

Зима

Портрет актрисы М.Ф. Андреевой

П.В. Кузнецов. Портрет Н.Н. Сапунова. 1914.

Николай Сапунов был автором эмблемы «Голубой розы», сообщества художников, предвестников авангарда. Сапунов родился в небогатой семье, его отце держал свечной заводик. Будущий художник учился у Левитана, Серова, Коровина (с кем в его картинах перекличка сюжетов красочной жизни). Также Сапунов работал для театра. А знаменитая выставка «Голубая роза» открылась в 1907 году в Москве, где участвовали также художники Судейкин, Сарьян, Милиоти, Крымов. И дальше – декорации, фарс, гротеск, экспрессионизм, синие натюрморты. Сапунов часто переезжал из Москвы в Петербург и обратно в поисках источника для творчества, затем обрёл мастерскую в доме Перцова, который подходит для его яркого гротескного стиля. Он был влюблён в сестру живописца Крымова Л.П. Гусеву. В июне 1912 года художник утонул во время прогулки на лодке по Финскому заливу в возрасте тридцати одного года.Статья о Сапунове в журнале «Наше наследие» http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7104.php

melanyja.livejournal.com

Николай Николаевич Сапунов (1880—1912). - ИСКУССТВО и ВРЕМЯ

Русский живописец, театральный художник Николай Николаевич Сапунов родился в Москве в небогатой купеческой семье. Его отец Николай Иванович Сапунов владел полукустарным заводиком, изготовлявшим свечи для торжественных богослужений. Отец умер, когда будущему художнику было 12 лет. Николай Сапунов - одна из ярких и самобытных фигур в русском искусстве ХХ столетия. Замечательный живописец и рисовальщик, он прожил короткую жизнь.  В 1912 г. трагически погиб тридцати двух лет от роду, утонув во время катания на лодке вместе с поэтом М. Кузминым по Финскому заливу . Смерть от воды была предсказана художнику еще в ранней юности, и он жил и творил под тяжестью этого предсказания, что не могло не сказаться на его искусстве. Короткая жизнь Сапунова была до предела напряжена, собрана в тугой энергетический узел.

Он формировался как творческая личность в некоем вихревом потоке новаторств, образовавшемся тогда в русской культурной жизни, когда менялось все и вся, складывались новые эстетические принципы, искусство начинало осознавать себя главной движущей силой общества. Сапунов оказался в эпицентре всех перемен, и сам был их участником.

Вазы, цветы и фрукты. 1912 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пионы 1908

Зима.

Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества вместе с П. Петровичевым — у И. Левитана. Работал в театре вместе с С. Судейкиным. В 1904 г. принял участие в выставке «Алая Роза». В 1907 г. принял участие в выставке «Голубая Роза». Известен удивительными натюрмортами, в которых цветы и вазы старинного фарфора, хрусталя в нежной дымке перламутрового колорита мерцают как драгоценности. Хужожники «Голубой Розы» и среди них Сапунов создали особую, зыбкую, символическую живопись. Даже живые цветы в изображении Сапунова были как бы покрыты паутиной времени. Отсюда «туманность и неосязаемость» приемов живописи. Сапунов искал красоту в старине, был эстетом стиля. Но, в отличие от внеживописных умозрительных концепций и искусственных стилизаций петербургских «мирискусников», натюрморты Сапунова характерны живописностью, свойственной московской школе. По словам Н Пунина, Сапунов — «фат, романтик, любитель антикварных ваз... его любовь к синим, золотым и розовым гаммам — меланхолия по старине, но по его собственной, сапуновской».

Карусель (вариант). 1908 Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Образ "карусели" заинтересовал художника как выражение национального духа, образец русского праздника, в котором отражены народные вкусы, представления о красоте. Как известно, масленичные гулянья, ярмарки с их балаганами и каруселями привлекали многих мастеров начала XX века, но для Сапунова эта тема становится лейтмотивом всего его зрелого творчества. Художник создал ряд больших завершенных композиций подобного рода и оставил множество черновых набросков. В окончательном варианте картины, большом полотне, находящейся ныне в Государственном Русском музее в Петербурге и ставшей главным созданием Сапунова, мотив  к а р у с е л и  вырастает в образ некой обобщающей силы - в символ вечного кружения жизни, шумной, красивой, казалось бы, веселой и беззаботной, но по сути таящей в себе чувство трагической предопределенности Судьбы. Сапуновская "Карусель" принадлежит к числу эпохальных явлений русской живописи символизма и предавангарда. Она ярко декоративна и похожа на сияющий всеми красками ковер. Но при этом цвет здесь исполнен такой выразительной эмоцией, что кажется, будто краски звучат. Живопись сродни бравурной экспрессивной музыке, поражающей глубиной и силой драматизма. Здесь со всей откровенностью заявлены новые принципы художественного мышления. Картина является не просто изображением сцены народного гулянья, а живописным воплощением символистского восприятия бытия. Сапунов демонстрирует смелость подхода к передаче реальности, используя несколько точек зрения, обращаясь к народной деревянной игрушке, к принципам балаганного искусства с присущими ему "разухабистостью" и откровенным огрублением форм и цвета. Неопримитивизм стал важным завоеванием художников "Голубой Розы". Сами не чуждые "эпикуреизма", голуборозовцы тем не менее стремились отойти от стилизаторства и эстетизма "Мира искусства". Основным средством в этом и служил им прием подобной примитивизации. Считая мастеров "Голубой Розы" "возвестителями примитивизма" в искусстве, известный тогда художественный критик Сергей Маковский писал: "Современный сознательный примитивизм, понятый как основная задача, - последняя победа художнического освобождения"4. Этот неопримитивизм стал характерной чертой творчества Сапунова зрелого периода, в котором начинает звучать и острый гротеск, свойственный искусству экспрессионизма.

Карусель 1908

Весна. Маскарад. 1912.

В поздних произведениях Сапунов неожиданно раскрыл красоту народного примитивного искусства русских каруселей, масляниц, гуляний, кабаков, чайных и ярмарок. А. Эфрос назвал это необычное творчество Сапунова «гофманианой по-московски».В 1908 г. Сапунов переехал в Петербург, надеясь на сотрудничество с С. Дягилевым и организацию экспериментального «балаганного театра» в Териоках. .

Живописец, наделенный удивительным колористическим чутьем, умевший соединить импрессионистическую импульсивность мазка с характерным для символизма мистическим отношением к цвету, рисовальщик, работы которого для журналов "Золотое Руно", "Весы" вошли в золотой фонд книжной графики, он много работал как художник-декоратор. Его самыми известными театральными работами стали "Смерть Тентанжиля" в Театре на Поварской (1905), "Балаганчик" в театре В.Ф.Комиссаржевской (1906), поставленные В.Э.Мейерхольдом, для которого Сапунов, наряду с А.Я.Головиным, был любимым художником. Дух театра и маскарада пронизывает все творчество Николая Сапунова. По словам Я.А.Тугендхольда, этот художник "отравлен чарами театральности, и сине-зеленый мир видится ему не иначе, как оправленный в фестоны красно-синего занавеса".

Ночной праздник.1909

Любимые темы Сапунова - театральные сцены, празднества, карусели. Даже его знаменитые натюрморты с искусственными и живыми цветами кажутся сценами безмолвного театра вещей.

Натюрморт с цветами. 1912

Цветы, частые герои полотен художника, - часть природы, которая вдохновляла его живописный темперамент, питаемый чувственной и одухотворенной любовью к цвету. Излюбленный жанр натюрморта приобрел в творчестве художника символический смысл. В «Натюрморте с цветами» запечатлен застывший мир вещей, будто живущих по своим законам. Бумажные цветы, холодность и отчужденность фарфора с нарисованным орнаментом, ядовитость ярко-синего фона - все в работе словно соперничает с природой и естественной гармонией. Натюрморт, расположенный на столе, как бы застыл вне времени и пространства, у него нет точек опоры. Двоемирие и воспарившая над суетой и действительностью красота, которая едва реальна и готова в любой момент исчезнуть, истлеть, - в этом отразился один из постулатов философии символизма.

Голубые гортензии. 1907 Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Голубые гортензии. 1907

Художник не собрал цветы в компактный букет, а изобразил их растрепанной, слегка беспорядочной охапкой, заполнившей весь холст. Нежнейший голубой определяет цветовую композицию этого натюрморта. Живая вибрация парящего цвета создает образ легкости, воздушности. Светлая цветовая гамма, импровизационная манера письма, кажущаяся фрагментарность - все это как будто позволяет назвать эту живопись импрессионистической. Но если присмотреться внимательно, заметно, что прихотливо разбросанные по плоскости шапки цветов организованы в замкнутую композицию, которую определяют ритмические соответствия. Образ выверен. Сапунов стремится передать существование более длительное, устойчивое, чем кажется на первый взгляд. В своих работах Сапунов достигает самого утонченного эстетизма, однако ему также свойственен острый и откровенный, все более нарастающий гротеск. Повторюсь, жизнь художника оборвалась внезапно и это событие стало поводом к созданию вокруг его личности легендарного ореола. В кругах символистов Сапунов представлялся творцом, перешагнувшим заветную черту, отделяющую реальную жизнь от искусства.

Гостиница "Зеленый бык"

Именно Сапунов был автором той самой голубой розы на обложке      каталога одноименной выставки в Москве в 1907 , которая стала знаком  символистского движения в русском искусстве. В исторической  перспективе творчество художника, при всей его противоречивости и    краткости, предстает вполне завершенным, значительным и цельным,  исполненным высокой поэзии и глубокого драматизма. Сапунов -  прекрасная таинственно-синяя звезда в созвездии мастеров "Голубой Розы".  В его творчестве нашла отражение вся острая проблематика искусства    переходного времени, в котором сосуществовали глубокая связь с традициями и смелое их отрицание, болезненная рефлексия и возвышенная романтика, жажда красоты и гармонии и острый гротеск. В праздничной декоративности сапуновского искусства, заключающей в себе ярко выраженную субъективность восприятия мира, обобщенный символический смысл и глубокую образную содержательность, воплощен пульс времени, ощущается его эмоциональная атмосфера, звучит его музыка. "Может статься, - писал А.Эфрос, - что будущие поколения перечеркнут начисто искусство этих лет. Но если только они пожелают приблизиться и понять, что прельщало нас когда-то в нем, тогда, думается мне, путь через Сапунова будет самым коротким, и Сапунов окажется тем самым ключарем, который откроет им дверь в заглохшие сады эстетизма"

Набросок   Бумага, акварель

Натюрморт с цветами.

Натюрморт с цветами.

Пейзаж в синих оттенках.

Ночной праздник. 1909

В парке. Влюбленные.

Театр.1903

Коломбина. 1910–1911. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Элемент трагического с особой силой нарастает в искусстве Сапунова последних двух лет. Он проявляется и в станковых произведениях и в театральных спектаклях. При этом гротеск обретает все более острые формы. Так, на основе острого гротеска была построена постановка пантомимы "Шарф Коломбины" по рассказу А.Шницлера, осуществленная Сапуновым совместно с Мейерхольдом в петербургском Доме интермедий в 1910 году. По мотивам спектакля художник исполнил картину под тем же названием. (ГЦТМ им. А.А.Бахрушина).

Бал. Эскиз декорации к "Шарфу Коломбины" А.Шницлера

Как говорилось выше, создание станковых произведений на темы сценических постановок стало в творчестве Сапунова типичным явлением. Работы эти исполнялись уже после спектакля и представляли, как правило, его кульминацию, поэтому они значительно более полно раскрывают художественную идею постановки, чем предваряющие ее сценические эскизы. Сапуновские работы такого рода являются своеобразной модификацией бытового жанра и расширяют традиционные рамки жанровой специфики.

"Шарф Коломбины"

Картины эти ярко декоративны. Сценическая условность и театральная символика превращается в них в живописную метафору, с помощью которой достигается особая экспрессия художественных образов. "Шарф Коломбины" относится к числу наиболее значительных произведений Сапунова этого плана. Сценическая фарсовость ситуации усилена здесь гротескностью персонажей, представляющих собой скопище уродов, утрированной аляповатостью живописных приемов, резкими диссонансами цветовых созвучий, сумятицей композиции, построенной на столкновении разнонаправленных движений. Все служит созданию ощущения кошмарности человеческого существования, абсурдности бытия.

Голландка Лиза. 1910 Холст, темпера Государственная Третьяковская галерея, Москва

Показательно, что в один вечер с "Шарфом Коломбины" на той же сцене шел еще один спектакль, тоже поставленный Мейерхольдом - Сапуновым, тоже пантомима, но совсем иная по характеру и эмоциональному строю. Это была милая наивная стилизация в духе старинных водевилей на сюжет пасторали Михаила Кузмина "Голландка Лиза". Спектакль со счастливым концом пленял своей светлой декоративной красотой, мягкой иронией и душевной чистотой.

Натюрморт с гортензиями.

Сирень

Вазы и цветы. 1910 Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ряженые 1908

Параллельно с созданием "красочных фейерверков" на сцене Сапунов создал серию произведений, отражающих изнанку жизни. И чем пышнее были "фейерверки", тем мрачнее и трагичнее на их фоне выглядели сапуновские "Чаепития" и "Трактиры". Об этих работах художника узнали только после его смерти, их увидели на посмертной выставке, состоявшейся в Москве в 1914 году, и они поразили современников своим драматизмом. Известный художественный критик А.Эфрос отмечал, что живопись Сапунова в этих произведениях "стала свидетельствовать о таком надломе жизнеощущения, что нельзя отделаться от впечатления, будто художник, торопливой кистью нанося на картину образы, стонал под тяжестью своих переживаний". Отдельные работы этой серии ярко декоративны, как например, " чаепитие" из частной московской коллекции. Но и здесь в "кричащих" созвучиях желтого с красным, в характере движения быстрой кисти, судорожно набрасывающей на поверхность картины ворох красочных мазков, остро чувствуется внутреннее беспокойство художника, сложность владеющих им чувств, в которых сосуществуют любование и ирония, тепло воспоминаний и саркастическая улыбка. 

Чаепитие. 1912 Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник пишет эти сцены не как сторонний наблюдатель, а как участник застолий, воспринимая их словно сквозь пьяный угар, отчего происходящее подчас представляется ему страшной фантасмагорией, в которой отражено все самое отвратительное и низменное. Хохочущая "дурацкая рожа" как олицетворение уродства и низости жизни, к которой причастен и он сам, становится у Сапунова неким наваждением, преследовавшим его последние два года его жизни. Художник даже задумал большое театральное действо в местечке Териоки недалеко от Петербурга, маскарад под названием "Веселая ночь на берегу Финского залива", коллизию которого предполагалось построить на остром гротескном столкновении возвышенной романтики и низменной прозы. И основным атрибутом маскарада должна была стать, по мысли автора, маска - "дурацкой рожи". Замысел этот не был осуществлен из-за трагической гибели Сапунова здесь же в Териоках 14 июня 1912 года.

Цветы и фарфор 1912, Русский Музей.

Одновременно с последними сценическими работами с их шумной веселостью и переизбытком красоты, наряду с фантасмагорией "Трактиров" и "Чаепитий" Сапунов  создает в последний год жизни  свои прекрасные таинственные "синие натюрморты", исполненные величия и гармонии. Эти произведения обладают какой-то особой притягательной силой и глубиной эмоционального воздействия. В них создан образ возвышенного идеального бытия, в котором находила успокоение раздвоенная, мятущаяся, больная душа художника. Нигде как в "синих натюрмортах" Сапунов достиг такого совершенства и эмоциональной насыщенности в передаче синего цвета, заключающего в себе только ему данное чувство "сокровенной тайны", ощущение прикосновения к "стихии чуждой, запредельной", к чему были направлены все помыслы символистов "Голубой Розы".

Портрет Сапунова работы Кузнецова П.

Натюрморт с автопортретом. 1907

Программным для Сапунова стал "Натюрморт с автопортретом", воплотивший трагизм его мироощущения на последнем этапе жизни. Это своеобразный живописный реквием себе самому. Художник представлен здесь уже утонувшим. Его странный мертвый лик в верхнем углу картины кажется как бы всплывшим. Но не он главный предмет внимания этого произведения, его даже не сразу замечаешь в картине. Для художника-символиста плоть человека - лишь ничего не значащая оболочка души. Дух же бессмертен и воплощен в его творчестве - в данном случае в радостном сиянии красок сотворенного им натюрморта. Самое сильное эмоциональное воздействие производит здесь глубокая, точно пульсирующая синева фона, которая как будто гипнотизирует, волнует. Да и натюрморт выглядит так, словно мы видим его сквозь толщу воды. Похоже, художник представил здесь то "призрачное подводное царство, где давно жила его душа" (слова М.Волошина).

3707322_0_a5bbd_5c81f196_M (174x36, 5Kb)

http://www.museum.ru/N11975

http://www.art-catalog.ru/gallery.php?id_psort=1&a...c=-1&id_artist=658

http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/5...kolay-nikolaevich-sapunov.html

https://commons.wikimedia.org/wiki/category:Nikolay_Sapunov?uselang=ru

http://forum.vgd.ru/614/31748/560.htm?a=stdforum_view&o

http://www.invaluable.com/artist/sapunov-nikolay-odv4smz6zi

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7104.php

Оригинал взят у about_artart в Николай Николаевич Сапунов (1880—1912).С места в карьер...

to-priz.livejournal.com


Смотрите также