Страшные картинки. Дьявол и святые. Сатана картины


Образ дьявола в искусстве: philologist

Николай Подосокорский (philologist) wrote, 2013-02-10 13:00:00 Николай Подосокорскийphilologist 2013-02-10 13:00:00 Из книги: Arturo Graf. Art of the Devil. - Parkstone, 2009.

  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

philologist.livejournal.com

Страшные картинки. Дьявол и святые: agritura

Грехи смертные помните? Перечитайте! Кто ни одному за неделю не предавался, тот имеет право смотреть на пятничных котиков, а кто грешил хоть чуть-чуть, смотрите ЭТО!:

Дьявол искушает монаха ср 15 век Антуан РоленДьявол искушает монаха, прельщая его соблазнами мирской жизни.Франция. Антуан Ролен, 15 век

Я вам уже рассказала в предыдущем посте о своей любви к страшным картинкам, и теперь вы знаете, что я взялась хоть как-то классифицировать сюжеты средневековых книжных миниатюр, на которых изображены всякие жуткие персонажи нечеловеческого вида.

Св. Георги и змей 15 векСвятой Георгий поражает змея. 15 векКрокодилоподобный здесь змей

Итак - демоны и святые. Это еще один из популярных сюжетов средневековых миниатюр - противостояние христианских  святых и Дьявола. Естественно, всем многочисленным святым, запечатленным в истории, как образцы смирения, благочестия и стойкости, не будь Зла, было значительно труднее демонстрировать свои подвиги. Подвиги эти были бы менее очевидны, а иногда невозможны, не доведись святым противостоять козням Сатаны - подумаешь, какая безделица! - проявил человек силу воли и перестал думать о бабах и обжираться. Кто так не может?! А тут нет - предусмотрел, разгадал и воспрепятствовал проискам дьявола! Правда, были и другие святые, которые  ни с кем не сражались, видений у них особо не было, без всякой экзальтации несли мир и добро, делали массу добрых дел - как-то может повезло им больше, но мы сейчас о других.

Св. Георгий Доминиканский часослов 14-15 векСв. Георгий и змей. Доминиканский часослов, кон. 14 - нач.15 векаТоже змей на крокодила похож.

Св. Георгий Часослов Сарумски 15 векСв. Георгий

Некоторые из сцен, отображенных в миниатюрах, больше похожи на иллюстрацию к средневековой сказке - рыцарь, поражающий дракона.  В традиционной иконографии в таких сюжетах чаще всего фигурирует святой Георгий, иногда - архистратиг Михаил, потом мы разберемся, как их отличать. Тема убийства дракона героем, видимо, перекочевала из античных мифов - здесь были и Персей с морским чудовищем, и Геракл с Лернейской гидрой.

Св. ГеоргийСв. Георгий, 14 векНу, здесь уже змей нормальный - вполне себе полноценный дракон

Георгий, так любимый православными, обычно изображается на коне. В нашем сознании он давно уже " в доску" свой, православный, славянин, а на самом деле он родился на территории нынешней Турции и был одним из любимцев римского императора Диоклетиана, пока не признался в своей приверженности к христианству. После этого его 7 дней ужасно пытали и казнили.

Св. Горги и дракон 1504 Рафаэль

Святой Георгий. 1504. Это уже не миниатюра, это живопись. Рафаэль Санти

А причем же здесь Змей? А с ним связан один из главных подвигов святого. Причем, в православии считается, что Георгий совершил подвиг уже после смерти, спустившись с небес, а католики утверждают, что подвиг был прижизненным, когда он еще служил начальником императорской стражи.

Якобы, жил в Ливии в одном озере гадкий змей, питающийся молодежью. Уже все жители из окрестностей скормили ему своих детей (мысль о эмиграции им в голову почему-то не приходила), пришла очередь принцессы, дочери местного царя. Ее уже привели к озеру, приправленную укропом и кардамоном разряженную в пух и прах, но тут явился Георгий, поразил выползшего из озера змея прямо в шею, а его конь еще чуток копытами его придавил. Поэтому Георгия чаще всего на миниатюрах изображают поражающим змея копьем, верхом на коне, и обычно неподалеку за сценой наблюдает прекрасная девушка. Девушке, кстати, тоже работа нашлась - ей было поручено связать змея, отвести в город, а там уж его порешили.

Св. Михаил 1460 часослов Матера Делфтских полуфигурСв. Михаил повергает сатану. Нидрланды, Часослов Мастера Делфтских полуфигур. 1460-еЗдесь присутствует один из атрибутов Михаила - весы.

Георгия часто путают с архангелом Михаилом (он, к слову, покровитель Киева). Если Георгий это человек, который, скорее всего, реально существовал, как бы вы не ставили под сомнения чудеса и легенды, с ним связанные, то Михаил всегда был высшим существом, воином Света, первым помощником бога, фигурирующем еще в Ветхом завете. Его битва с дьяволом, которую так любили изображать миниатюристы, - сюжет апокалиптический. Это сражение произойдет во время Конца Света.

Св. Михаил и Дракон 15 век, ПарижБитва Михаила с Дьяволом

Помимо этого, Михаил фигурирует во множестве чудес и явлений, как посланник божий и защитник христианства. Изображают его чаще всего с крыльями, без коня (он ему не нужен, он сам умеет летать), иногда с весами в руках (считалось, что он будет взвешивать души на Страшном Суде - как Анубис на суде Осириса), иногда с округлым зерцалом в руке, а иногда - с оливковой ветвью. Изредка вы можете видеть его с ключом - этим ключом он запрет врата ада, когда загонит туда всю нечисть во главе с Сатаной.

Св. Михаил и душаУ постели умершего. 15 векНа заднем плане справа, мы видим душу в виде младенца, а за нее сражается Архистратиг Михаил и черти

Св. Михаил и Люцифер Англия 16 векСвятой Михаил и Сатана. Англия, 16 век

Св. Михаил и Люцифер Брюгге 15 векРешающая битва Апокалипсиса. Святой Михаил пленяет Сатану и ввергает его в темницу15 век

Св. Михаил Мастер БэдфорСв. Михаил. Мастер Бэдфор, нач 15 века, Англия

Св. Михаил побеждает дракона 15 АнглияСв. Михаил побеждает дракона. 15 век, Англия

Св. Михаил Сражение за душу Германия 15 векСражение святого Михаила и дьявола за душу умершего. Германия, 15 век

Св. Михаил убивает дракона 1500 ПарижМихаил поражает дракона. Франция, 1500-е

св. Михаил Франция 15 векМихаил поражает Сатану. Франция, 15 век

Св. Михаил6Св. Михаил и дьявол спорят о душе умершего.Здесь Михаил опять с весами

Св. Михаилl_combattant_le_dragonСв. Михаил. Апокалипсис.

С мужского пола победителями драконов мы разобрались, но, оказывается, жен-драконобориц не меньше, а как раз больше.

Св. Маргарита 3 (2)Святая Маргарита

Св. Маргарита 6Святая МаргаритаВидите, она просто разрывает дракона изнутри!

Самая популярная из них - святая Маргарита (или Марина) Антиохийская. По легенде, она была так предана Христу, что ушла из дому, когда на этой почве возник конфликт с родителями-язычниками. Отказавшись от роскоши, она поселилась чуть ли не в  поле, со своей кормилицей-пастушкой. Здесь ее увидел проезжавший мимо римский префект. Он воспылал страсть к скромной красавице и немедленно предложил ей стать его женой, но для этого ей всего лишь пришлось бы отказаться от своей веры. Девушка с гневом отвергла приставания самоуверенного римлянина, за что ее подвергли неимоверным пыткам.

св. Маргарита 3Святая Маргарита, 13 век

Однако, чтобы ни делали с ней враги, девушке удавалось силой молитвы все превозмочь и остаться невредимой. Одной из пыток было довольно странное изуверство - Маргариту отдали на съедение дьяволу (!) в облике дракона (!) - был у них, понимаете ли, как раз для таких случаев наготове голодный дракон. Поглотил он несчастную красавицу целиком, но в руках у нее был крест, и от этого у чудовища случилось несварение желудка.

Св. Маргарита 4Св. Маргарита

Судя по источникам, отрыгнул он ее (простите за физиологические подробности) целой и невредимой. По другим версиям, у него разорвалось брюхо, и вышла из него Маргарите как ни в чем не бывало, а то и вовсе пишут: осталась Маргарита в живых чудесным образом; вроде бы съел ее дракон, а потом смотрит Маргарита, а она опять снаружи. Правда, бедняжку потом все-равно как-то умудрились убить. Только дракона зря перевели.

Св. Маргарита 5

Святая Маргарита

Изображают Маргариту обычно в присутствии дракона. Она либо вылезает из его брюха где-то сбоку или сверху, причем из пасти дракона еще торчит подол не дожеванного платья; либо они просто рядом, обычно дракон чуть позади, смирно льнет к ногам девушки и смотрит на нее снизу-вверх заискивающим взглядом. Позже Маргариту стали изображать в костюме пастушки все с тем же драконом. Среди православных икон видела такую - Маргарита бьет сатану по голове молотком, другой рукой крепко держа его за рог. По православным легендам, сатану не натравили на нее в качестве пытки, а он сам являлся к ней, причем трижды. В один из таких разов она и стукнула его молотком - уж больно досаждал.

Св. Маргарита 1440Святая Маргарита, 1440

Св. Маргарита Молитвослов Анны Британской, Франц 15 векСвятая Маргарита. Молитвослов Анны Британской. Франция, 15 векВесьма натуралистично так все изображено!

Ученые ставят под сомнение реальность существования такого исторического персонажа, кроме того, история Маргариты уж больно смахивает на легенду о Гере и ее братьях и сестрах, пожранных родителем их Кроносом, а потом им же извергнутых. Однако мощи святой имеются, в большом количестве их частички хранятся на Афоне и даже в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Св. Маргарита на драконеСвятая Маргарита

Св. Маргарита, часослов исп. в Саруме 15 векСвятая Маргарита. Часослов из Сарума, 15 векТут как-то не канонично их изобразили

Св. МаргаритаСвятая Маргарита

Еще одна святая, победившая дракона - Марта. У ее дракона даже имя было - Тараск. Правда, Марта была современница Христа, а легенда возникла в Провансе в 12 веке. Якобы, Марта явилась для спасения прованских крестьян уже в виде духа, после смерти. От чего и как спасла? Сейчас расскажу. Завелся в окрестностях городишки Нерлук страшный дракон - все, как со святым Георгием, только там Ливия была, а здесь Франция. Поедал зверь домашних животных и зазевавшихся красавиц, чем крайне досаждал селянам. Они попытались жаловаться королю, но тот сказал, что все это выдумки безграмотной черни (странно, почему он им не поверил?).

Св. Марта и ТараскСвятая Марта и Тараск

И тут, когда бедные крестьяне совсем отчаялись, приплыла вдруг по реке Роне на сияющем корабле к ним Прекрасная Дева в белых одеяниях. Она вышла на берег, направилась в ту местность, где чаще всего появлялся дракон, и запела чистым звонким голосом протяжную песню. Зверюга оказалась вполне музыкальной, дракон заслушался и выполз к Марте (а это была она) из чащи, (или болота, где он там жил?), подполз к ногам святой и уснул, убаюканный ее голосом. Марта  накинула на шею чудовища свой пояс и привела его в селение. Крестьяне тут же убили его. Так что, брутальные драконы, не очень-то доверяйте нежным голосам красавиц; как только почувствуете легкое давление шелкового пояска на своей шее, тут же попытайтесь что-то изменить.

Св. Марта и Тараск3Святая Марта и Тараск

А прованское селение теперь называется Тараскон, в нем даже есть памятник доверчивому дракону Тараску. Останки чудовища не сохранились.

Св. МартаСвятая Марта и ТараскПохоже, все-таки в болоте жил Тараск

Кто там еще драконов укрощал? Никто? Все кончились? Остались только те, кто одержал верх над дьяволом в других обличьях. Начнем с девушек.

св. Иулиания НикомедийскаяСвятая Иулиания Никомедийская

Была такая святая Иулиания Никомедийская. Она была прилежной христианкой в среде, где это было крайне не популярно. С ней случилась та же неприятность, что и с Маргаритой Антиохийской - ее понуждали выйти замуж за язычника. Правда, обручили ее с ее женихом с детства. Жених естественно, был язычником, и, когда дело дошло до свадьбы, Иулиания наотрез отказалась выйти замуж и придать веру. Ее, как вы уже догадались, принялись пытать, а в перерывах между пытками бросали в тюрьму.

Св. ИулианнаСв. Иулиания

Раз в темницу к ней явился сатана в обличье ангела и стал врать напропалую: откажись от веры для вида, а бог тебя потом простит. Но тут раздался голос с небес, уличающий во лжи князя тьмы, дьявол принял свое истинное обличье, а с девушки пали путы и оковы. Иулиания в праведном гневе избила беса цепями, а затем связала своими же путами. Когда палач пришел за ней в темницу, девушка выволокла дьявола на цепи, протащила мимо изумленной толпы и бросила в отхожее место. Правда, ее все равно казнили после нескольких неудачных попыток.

св. Иулиания Никомедийская3Св. Иулиания

Св. Иулиания 15 векЭта картинка валяется в Сети не подписанная, но, похоже, это тоже Иулиания, явившаяся какой-то знатной даме

Святой Бернар, еще один святой (не путать с Бернаром Клервоским), прославился не только тем, что спасал путников, заблудившихся в горах (в честь него названа местность, где в Альпах находилась его обитель, и даже порода собак), но и тем, что очищал от дьявола всякие пещеры, расселины и гиблые места. До сих пор он считается покровителем альпинистов. На некоторых изображениях его рисовали с дьяволом на цепи.

Св. Бернарchained devil_Hours_France, Burgundy_Morgan_MS M26, fol. 24r det.Святой Бернар, пленивший дьявола. Бургундский часослов

Св. Бернар и дьяволДьявол, изгнанный святым Бернаром из окрестностей монастыря

Франциск Ассизский известен многочисленными чудесами, в том числе изгнанием бесов из всяких нехороших мест и актами экзорцизма (изгнанием дьявола из одержимых). Кстати, посмотрите старый итальянский фильм "Франческо" или "Франциск" - там в главной роли фигурирует не изуродованный еще Микки Рурк, причем показывают довольно много его голого тела. И вообще фильм неплохой.

Св. Франциск Асизский 1480Святой Франциск Ассизский изгоняет дьявола из бесноватой, 1480

Св. Франциск Асизский изгоняет демонов из АреццоСвятой Франциск Ассизский изгоняет демонов из города Ареццо (фреска, Джотто, 13 век)

Святой Мартин, весьма почитаемый во Франции,  был так опасен и неприятен для чертей, что ему удалось разогнать их от своего ложа, даже будучи на смертном одре.

Св. Мартин изгоняющий дьяволаСвятой Мартин отгоняет бесов

А теперь тема, практически бесконечная - искушения святых.

Фольке Марсельский оплакивает состояние коррумпированности церкви

Преподобный Фульк Марсельский сокрушается о коррумпированности священнослужителей (иллюстрация к "Божественной комедии")

Демон Титувилус заставляющий монахов-писцов деать ошибкиДемон Титувилус, заставляющий монахов-писцов делать ошибки в святых книгахЯ, конечно, далеко не святая, но и мне этот демон очень часто досаждает

Понятно, что замкнутая жизнь монастырей, строжайший пост, воздержания и круглосуточное бдение здоровья монахов не улучшали, в том числе и психического. Ведь были они живыми людьми, и многие уходили в монастыри в молодом возрасте, относительно крепкими, когда все органы и системы функционировали нормально. И требовали своего.

искушение старца пусынника бесом Россия 17 век

Искушение старца-пустынника бесом. Россия, 17 век

Смертные грехи (еще раз напомню вам, пригодится: гордыня, похоть, лень, уныние, зависть, алчность, чревоугодие) могли одолеть любого человека, даже самого благочестивого, происходило это иногда и с монахами. Что это, если не козни сатаны?! Считалось, что демоны получают намного большую награду в Аду, совратив святого или монаха, чем за простого смертного.

Монах изгоняет беса из монастыря

Монах (святой Бернар?) изгоняет беса из монастыря

Борясь с искушениями, святые прибегали к разным методам, самыми эффективными из которых оставались молитва и крестное знамение. Иногда, правда, это не помогало и приходилось прибегать к более действенным - самобичеванию, непосильному труду, нанесению себе увечий и т.п. Мартин Лютер, например, регулярно изводимый дьяволом, запустил в него однажды чернильницей. Экскурсантам в Вартбургском замке до сих пор показывают место на стене его комнаты, где периодически якобы появляется чернильное пятно (ха-ха, так я и поверю, что прагматичные немцы не убрали помещение после разбушевавшегося реформатора!)

Св. Бенедикт искушение

Искушение святого БенедиктаСвятой Бенедикт, столкнувшись с женщиной, подосланной сатаной, ощутил вожделение. Чтобы его побороть, он читал молитвы обнаженным, стоя на коленях в колючем кустарнике, который буквально рвал его плоть, пока не почувствовал, что похоть побеждена

Помните, в старом фильме, когда легкомысленная светская дама попыталась совратить отца Сергия, тот отрубил себе пальцы. В фильме "Франческо", о котором я уже говорила, вы увидите, как святой, искушаемые грехом прелюбодеяния, катается обнаженным в снегу, чтобы унять жар похоти.

Киприан и Юстина - Золотая ЛегендаКиприан и Иустина. Иллюстрация к "Золотой легенде"

Известна история о Иустине и Киприане. Благочестивую девушку пытался соблазнить незадачливый влюбленный, она же, решив посвятить себя Христу, наотрез отказывалась. Тогда злонамеренный юнец решил обратиться к колдуну Киприану, водившему темные делишки с сатаной. Тот три раза готовил для Иустины любовный дурман, каждый раз обращаясь ко все более могущественным демонам, но девушка при помощи молитвы превозмогала одолевавшее ее влечение. Киприан был так поражен, что отрекся от дьявола, забросил колдовские занятия и принял христианство. Подробнее во всех красках можете почитать  ЗДЕСЬ

Одолевал грех любострастия и святого Иеронима - скромного и милосердного монаха, который терпением и любовью смог вылечить и приручить льва. Святой много времени провел в пустыне в уединении. Молитвы и строгий пост помогали ему.

Св. Джером искушениеИскушение Иеронима, 15 век (Нидерланды, Франция?)В Риме святой Иероним видел танцующих девушек, и это видение потом часто беспокоило и искушало его

Одно из самых тяжелых искушений была гордыня - ведь легко можно разгадать сладострастие, а вот истинный мотивы некоторых поступков, которым часто бывает скрытая гордыня, намного сложнее. Многие святые прошли через это искушение. Изобличал в себе грех гордыни, например, реформатор монастырского устава Бернар Клервоский.

Блаженный Августин Часослов Катерины Клевской 15 векБесы мешают Блаженному Августину, ангел наставляет и укрепляет его. Часослов Катерины Клевской, 15 векВозможно, сюжет перекликается с тем, что описан ниже, и книги в руках бесов - Книги Пророков

Михаэль ПахерДьявол показывает Блаженному Августину книгу пророков. Михаэль Пахер, живописная работа - Алтарь Отцов церкви, 15 векКак известно, в книге пророка Иезекииля описано происхождение дьявола. По видимому, на картине сатана искушает и путает святого, в качестве доказательств в споре используя книги.

Св. Бернар и дьявол 15 век ФранцияДьявол искушает и отвлекает Бернара Клервоского. 15 век, Франция

Св. Бернерд соблазняемый СатанойДьявол искушает и отвлекает Бернара Клервоского

Иногда демоны могли не то, чтобы искушать, но по мелочам досаждать святым.Например, одним из сюжетов миниатюр является попытка Нечистого стащить чернильницу у евангелиста Иоанна.

Св. Иоанн и дьявол пытающийся стащить чернильницуСвятой Иоанн и бес, пытающийся украсть чернильницу.

Св. Иоанн и дьяволСвятой Иоанн и бес, пытающийся украсть чернильницу.

Демон, искушающий святого Иоанна 1410-еДемон, искушавший святого Иоанна, 1410-е

Нередко Сатана в отношении святых устраивал козни и похуже. Иногда дьявола изображали, как главного наустителя преследователей святых.

Св. АндрейСтрасти святого Андрея.Демоны все это подстроили, они же и утащат в ад тех, кто организовал казнь святого.

Нередкая тема в средневековой литературе и частый сюжет миниатюр - это козни и мучения, которые сатана осуществлял по отношению к праведникам и святым. Известная история, к примеру, святой Хильдегард, очень почитаемой в Германии - ей бесы досаждали постоянно, не только искушая ее, но и прибегая к прямому насилию - избиениям, вырываниям кусков плоти  и прочим пакостям. У святой были частые видения в виде огня, светящихся точек, вспышек, что современные врачи приписывают мигрени, которой страдала Хильдегард.

Св. Хильдегард и демоны 13 векСвятая Хильдегард и демоны. 13 век

Мучили бесы и святую Екатерину Сиенскую. У дьявола были с ней свои счеты - во-первых Екатерина была яростной аскеткой, что, видимо, было неким вызовом для темных сил, во-вторых, ей удалось отмолить и отправить в рай душу одной грешной монахини, умершей в ее монастыре. К слову, монахиня при жизни ненавидела Екатерину и строила ей всяческие козни. Честно сказать, у Екатерины было множество видений, могло и показаться что...

Св. Катерина Сиенская осаждаемая демонамиДемоны осаждают Екатерину Сиенскую

Катерина Сиенская

Екатерина Сиенская спасает душу монахини Пальмерины от демонов. 1470, Мастер Сан Миниато

Одной из жертв демонов была и Франческа Римская - святая, которая вначале вела вполне светский образ жизни, а затем, потеряв всех своих родных, стала монахиней. Демоны так часто и так сильно мучили ее, что Господь преподнес ей небывалый дар - она все время видела, как реального, живого, своего ангела-хранителя.

Санта-Франческа-РоманаДьявол в образе дракона нападает на Франческу Римскую

Санта-Франческа-Романа2Демоны избивают Франческу Римскую мертвыми змеями

Св. Аманд Маастрихский

Святой Аманд МаастрихтскийЭтот святой практически принес христианство на территорию нынешней Бельгии. Далось это ему с большим трудом. В некоторых городах его по несколько раз изгоняли и били - явно здесь гнездился дьявол. Так как святому Аманду пришлось много скитаться, его считают покровителем постоялых дворов, таверен и... пабов.

Св. Брендан приближается к острову дьяволаСвятой Брендан причаливает к острову Дьявола.Это особо почитаемый святой в Ирландии. Монах-мореход, он со братией проплыл тысячи миль, и, как предполагают, на самом деле был первым, кто достиг Нового Света. А в пути всякое бывало...

Но самым "чемпионом" по изображению искушений стал святой Антоний. Этот благочестивый старец стал покровителем чего только можно, был целителем и основателем братства антонитов. До этого он 20 лет провел в уединении, в пустыне, где был часто искушаем дьяволом. Что с этим несчастным стариком только не делала бесовня: и женщинами соблазняла, и за бороду таскала, и била! Художники почему-то нашли все это очень привлекательным для запечатления. Его не ленились рисовать Босх, Грюневальд, Микеланжело, Иоахим Патинир, Веронезе, Караччи и многие другие. Вроде бы, более 60 картин насчитывается, а уж миниатюр и вовсе не счесть.  На этом и закончим. Любуйтесь картинками и сочувствуйте святому Антонию, у кого еще силы остались:

св антоний

Св. Аноний 3

Св. Антоний 4

Св. Антоний Беррийский часосслов 1410-еСв. Антоний. Великолепный часослов герцога Беррийского, 1410-е

Св. Антоний МикеланджелоСв. Антоний. Микеланджело

Св. Антоний Чуудо на могиле св. АнтонияЧудо на могиле святого Антония

Св. Антоний

Св. Антоний2

св. Антония

Св. АнтонияГермани 1480

Ну, и самая эффектная, на мой взгляд:

АнтонИскушение святого Антония. Маттиас Грюнневальд (живопись), нач. 16 века

(тихо так)  Хороших выходных!

agritura.livejournal.com

Страшные картинки. История Зла. : agritura

1 Ад Франция 15 век 2Ад. Франция 15 век

Ужас, как люблю всякие страшные сказочные картинки! С детства. В детских книжках в первую очередь жадно рассматривала изображения ведьм, баб яг, чертей и прочей нечисти. Естественно, когда бабушка украдкой приводила меня в детстве в церковь, на фресках и иконах я всегда с любопытством рассматривала сцены Страшного суда. Это со мной что-то или вы все так?

18 Пифагор и Порфирий Нун вызывают дьявола посредством гидромантии 1490-е, ФранцияДревнегреческие философы Пифагор и Порфирий посредством гидромантии вызывают дьявола.Франция 1490-е.Официальная церковь порицала вошедшее в моду увлечение трудами античных философов.

Сейчас я увлеклась средневековой книжной миниатюрой - благо, нынче этого оцифрованного добра в Сети хоть пруд пруди - и обнаружила, что среди миниатюр полно моих любимых страшных картинок. Изучая их, я заметила, что авторы следовали нескольким стандартным сюжетам, в которых присутствовали чудовища, черти и другие представители темных сил. И набор этих сюжетов не так уж велик, хотя фантазия некоторых средневековых художников не ограничивалась обычным набором – бесы на их миниатюрах иногда появлялись в самых неожиданных местах, что вполне закономерно – дьявол-то вездесущ, он не дремлет! Тем не менее, я попыталась скомпоновать миниатюры из манускриптов по разным принципам, и ниже покажу вам, что получилось.

16 1225 Группа евреев наущаемых дьяволомГруппа евреев, наущаемых дьяволом.Франция, 14 век.Еще в Средние века было принято "демонизировать" образ врага. А кто же не первый враг, как не евреи?!

Оказалось, что отбирать картинки по хронологии и их происхождению совсем не интересно. Нас, конечно, интересует история искусств, но не в таких деталях. По сюжетам будем, конечно!

Очень много картинок, показывающий Ад и Страшный суд. Ужас ужасный, но довольно однотипно. Есть картинки, посвященные демонам и их предводителю – Сатане, таких меньше, они все-таки чаще встречаются в каком-либо контексте. Еще одна излюбленная тема – первородный грех и Змей-искуситель. И, конечно, Апокалипсис и падение мятежных ангелов. Ну, и еще пара сюжетов.

2 Лилит искушает Еву Бельгия 14 векЛилит искушает Еву.Нидерланды, 14 век.

Взялась немного книжек почитать и научно-популярных фильмов посмотреть, стало интересно. Углубляясь в тему, я с удивлением поняла, что уже известные мне факты о темной стороне загробного мира дают весьма поверхностное о ней представление, да и сами факты не всегда так интересны, как их происхождение.

Похоже, Сатана был так ненавидим и так опасен, что в священных текстах его упоминали вскользь и нечасто (так и вижу, как писец при каждом таком случае опасливо сплевывает три раза через левое плечо). Зато малевать его «звероподобную образину» брались практически все миниатюристы и делали это, судя по результатам, с большим вдохновением.

3 Грехопадение manuscrit_15eme-serpentГрехопадениеНидерланды. 15 век.

И еще одна мысль пришла мне в голову: тема зла в Библии освещена так противоречиво и иногда запутанно, словно тщательно обминаются ответы на некоторые вопросы: как допустили? Откуда такое зло, раз все создал Бог? Изуверские адские наказания, хоть и заслуженные – добро или не совсем? Как в аду могут гореть бестелесные души? Не души, - тела? Почему тогда бесконечно, должны же довольно быстро сгореть? Телесен ли дьявол? Появляется в каком-то обличие? Значит, телесен? И смертный покрепче может его побороть? Или как?

Очень, очень много вопросов, над которыми, подозреваю, сломало копья ни одно поколение христианских теологов. И сами вопросы эти каверзные такие, провокационные, словно задает их сами знаете кто (тьфу, тьфу, тьфу). И еще один момент – только в христианстве Сатана имеет такую власть, и он такой мощный и заклятый враг Бога, в других религиях нет. Да и то, похоже, такая концепция появилась не сразу. Может, нам больше всех нужен кто-то, на кого можно свалить свою слабость и нечистоту?

4 ГрехопадениеГрехопадение (?)

И все равно интересно! Пришлось мне даже почитать некоторые отрывки из «Иезекиля», и «Исайи», и «Иова» - ведь в этих ветхозаветных источниках впервые упоминается Сатана, или Люцифер. Даже если брать имя – как правильно: Сатана или Люцифер? Оказывается, «Люцифер» - это имя ангела, который восстал против Бога-отца и был низвергнут на землю, означает оно «сын зари», а вовсе даже не «князь тьмы».

В «Иезекиле» говориться, что был он в «чине» херувима, был прекрасен собой и носил роскошные одежды, «доколе не нашлось в тебе беззакония». Причем как-о так обтекаемо говориться, исследователи только предполагают, что речь идет о Люцифере. Двигала прекрасным ангелом гордыня, он захотел стать равным Богу и восстал против своего Создателя, подняв войско. Правда, проиграл, и, в этот момент, по-видимому, стал сразу страшным и некрасивым (злость никого не красит) и был низвергнут на землю, чтобы искушать род человеческий и делать всякие пакости. Об этом теологи договорились также не сразу. Первые толкования и пояснения по этому поводу мелькают в трудах Оригена, богослова 3 века. Суть его работ, толкующих Писание: «Если вы не поняли, объясняю доходчиво» (я тоже по диагонали пробежалась по переводам).

4 Первородный грехПервородный грехГермания. 15 векМужчины, заметьте: Ева стала "заниматься фигней", когда Адам был занят собой и своими делами! Вот нечего нас оставлять без внимания!

Однако, оказывается, Люцифер – не первое существо, взбунтовавшееся против Бога. Первой была Лилит – предшественница Евы, первая супруга Адама (как видите, и в библейские времена нередко ранние браки для мужчин были чем-то вроде «черновичка» перед настоящей большой любовью на всю жизнь. Лилит, увидев впервые своего предполагаемого мужа Адама, заявила, что равна ему, как творение божье, и подчиняться никому не собирается («И вообще никакого ужина, там сейчас очередная серия «Физрука» начинается!»).

То есть Лилит воспротивилась воле Бога и отказалась быть полноценной женой Адама, и вообще, какой-либо его женой. Ее дальнейшая судьба описана в иудейских источниках туманно, в Библии же она мельком упоминается всего один раз – как ночное привидение, обитающее на руинах в пустыне (все у того же «Исайи»). В общем, похоже, девушке все сошло с рук: стала она демоницей-обольстительницей, морочащей головы мужикам и убивающим детей (аборты?). Чем не знамя современного феминизма?!

1аа Хуго ван дер ГусГрехопадениеНидерланды. Хуго ван дер Гус. 1470-е. Створка диптиха.Это не манускрипт, а живописная работа. Но как же хороша, не смогла не поместить здесь!

Интересно, что в средневековых манускриптах змея-искусителя изображают в женском обличии – с грудью, все как положено. Предполагается, что изначально змей отождествлялся с Лилит – ведь в Ветхом завете нигде не сказано, что змей – это дьявол, сатана. Написано просто – змей, самое хитрое и пронырливое из животных. Это уже позже, по умолчанию, приняли версию, что простоватую нашу прародительницу искусил Нечистый – а кто же еще?!

А ведь возможно, это была как раз Лилит, была и такая версия. Знаете, как бывает: первая жена вдруг начинает «вытирать сопли» разобиженной чем-то на благоверного второй, «действующей»  супруге - ведь и тогда, как видите, как и сейчас, на одного полноценного мужика приходилось две здоровые бабы, нужно было как-то объединяться. «Раздавят» такие  на двоих бутылку «Бейлиса» и давай своему общему «половину» кости перемывать. Та, что поопытней, бывшая, ну науськивать: да какой борщ, какой футбол?! Что он тебе всё «баки забивает» - о работе своей да о работе! Тебе от мужика что надо? Во, и я говорю! Пеньюар прозрачный нацепила, свечи там, винишко, помадой подмажься, а то вишь, какая бледная, совсем издергалась на этой кухне. И вперед: рот ему яблоками набила – и бегом в койку!

5 Адам и Ева каются в Иордани после изгнания и внось искушаемы дьяволом Франция 15 векАдам и Ева каются в Иордани после изгнания из Эдема, Сатана их опять искушает.Франция 15 век.Такого в Библии, насколько я помню, не было, но художник, наверное, правильно угадал дальнейшее развитие событий: Адам такой: "Ну давай, чего уж там... Помнишь, как под яблоней?...  Все равно уж выгнали, давай еще разочек!"

Ну, продолжение истории вам известно. Это был первый урок девушкам, что не стоит обращаться за советами к «бывшим» своих возлюбленных. К сожалению, до некоторых до сих пор не дошло.

Пошли дальше. Больше подобные харизматичные женские персонажи на дьявольской сцене не появлялись. В дальнейшем дамы выступали либо жертвами соблазнений и искушений, либо фигурировали в противоположном качестве – святых-победительниц демонов.

6 Валаам и ангел с мечомАнгел с мечом останавливает Валаама и ослицу (?)

Следуем дальше. Если рассматривать иудейскую религиозную традицию, во многом перенесенную в Ветхий Завет, там мы вообще не встретим упоминания Сатаны, как Царя, Князя тьмы, антипода Бога; он всего лишь слуга Создателя, такая себе темная личность, не брезгующая браться за грязную работу, и появляющаяся крайне редко. Некоторые исследователи предполагают, что таким темным ангелом мог быть даже  тот, что явился Валаамовой ослице («Книга Чисел»), а потом и самому Валааму.

7 Бог дает Сатане позволение испытать благочестие ИоваБог дает позволение Сатане испытать благочестие ИоваФранция, 14 век

Оксфордский часослов Сатана и Бог обсуждают ИоваБог и Сатана обсуждают ИоваАнглия. 16 век. Оксфордский часослов

Но более четко «рабская» сущность сатаны освещена в «книге Иова»: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее». Такой себе доклад Министра иностранных дел. Далее разговор идет о благочестивом Иове. Господь спрашивает, так же он благочестив, как обычно.

8 Иов Nuremberg_Chronicle_f_029r_3Иов и СатанаНюренбергская хроника, 1493. Ксилография, раскрашенная от руки.

Сатана отвечает, что благочестие его объяснимо – не задаром же, сам, мол, ты ему все дал, с чего бы Иову не быть хорошим парнем. Тогда Создатель заключает что-то вроде пари с сатаной – помучить немного Иова, чтобы испытать его благочестие (как по мне, то довольно спорная такая идея), только физического вреда не наносить. И тут Нечистый начинает изгаляться над бедным Иовом, как только может – враги отбирают у того все имущество, разрушается его дом, пропадают  все овцы, верблюды, а потом еще под развалинами шатра гибнут все его дети! Но Иов  упорен: «Такова Божья воля, Бог дал – Бог взял!».

9 Иов и сатана 12 векИов и Сатана.12 век

Тогда Создатель разрешает сатане еще и физически его слегка помучить – и сатана насылает на несчастного проказу. Сидит тот голый, весь покрытый гнойными бубонами, соскребает струпья глиняным черепком, в придорожной пыли и пепле, и даже жена уже говорит Иову: «Ну, скажи уже на Бога какую-нибудь гадость, авось он тебя убьет, не будешь больше мучится», а тот плачет, причитает, жалеет себя, но все одно твердит: «Бог велик, такова его воля!».

Потом все хорошо закончилось, и было Иову счастье, но паршивая дьявольская сущность в этой истории в сатане проявилась отчетливо: исказить благость хорошего человека, поставить под сомнение его благочестие, искать в его действиях корысть, а потом с удовольствием и особой тщательностью мучить и травить беднягу – какая чертовщина! «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» («Иоанна»).

10 Иов и сатана 15 векИов, его жена и Сатана15 век, НидерландыЗаметьте, при всех несчастьях, постигших бедного Иова, супруга его выглядит вполне "в шоколаде"!

11 Иов с женой и дьявол 16 век ФранцияИов, его жена и СатанаФранция, 16 век.У супруги уже совсем другая одежда. Обратите внимание, дьявол изображен с двумя ликами - там где надо и на животе. Это частые прием. Еще кое-где лицо изображали иногда.

Теперь вернемся к Оригену и восстанию ангелов. Как уже говорилось, Люцифер был в большом почете у Бога, пока вел себя хорошо – весь такой роскошный, и собою хорош невыразимо, первый помощник Господа, буквально правая рука. Звали его «Сын Зари» (Люцифер), а еще – Денница, реже это имя упоминается. От такого признания ангел возгордился и захотел стать вровень с Богом. Вообще тема гордыни возникает в Писании очень часто. Это первый из главных грехов, и, пожалуй, самый распространенный.

12 Низвержение Париж 1420-еНизвержение восставших ангеловФранция, 1420-е

12 Низвержение Библия, Франция 15 векНизвержение восставших ангеловФранция, 15 век

Заметьте, главные грехи – это не поступки, а свойства характера: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, лень или уныние. Даже если вы ничего не крадете и никого не убиваете, но в вас есть что-то из перечисленного или все сразу (я, например, с ужасом об этом думаю!) – вы грешник с очень грустными перспективами! И да, конечно, виноват в этом только Сатана!

12 Низвержение Винсент Бове Париж 1463Низвержение восставших ангеловФранция, Винсент Бове, 1463

Но мы отвлеклись немного. Катализатором мятежа стало создание Богом человека. Господь был занят своим созданием, гордился им и, видимо, Денница приревновал. Естественно, здесь на него весьма конгруэнтно ложится роль врага человека. И поздняя трактовка сущности эдемского змея – ведь в первых библейских текстах это был просто змей (проклятие змея Богом звучало примерно так: будь ты проклят навеки со всеми потомками, и ползать тебе во прахе на пузе, и грызться все время с женой). Тут самое время приползти, науськать и потом радостно наблюдать из кустов, как беззащитно голых людей изгоняют из Эдема.

12 Низвержение мятежных ангело в 1480Низвержение восставших ангелов1480

12 Низвержение мятежных ангелов Париж 16 векНизвержение восставших ангеловФранция, 16 век

Естественно, такая выходка могла вызвать гнев Господа. Возникла настоящая война. Люцифер поднял войско, поведя за собой примерно треть ангелов, и были они побеждены и свергнуты на землю. Лишились блестящих одежд и привлекательной внешности, скукожились, обросли хвостами, рогами и шерстью – это вы знаете, этот сюжет с огромным удовольствием изображали миниатюристы – как-никак апофеоз справедливости! Хотя, чему тут радоваться?! Их же к нам, на землю сбросили.

11 Сатана и царь Давид Требник Иоанна Бесстрашного и Маргариты Баварской 1420-еСатана и царь ДавидТребник Иоанна Смелого и Маргариты Баварской, 1420Это иллюстрация библейской истории о том, как царь Давид решил сделать перепись населения без божьего благословения, чем вызвал гнев Создателя. Казалось бы - что такого?! А гордыня взыграла у царя - хотелось пересчитать, сколько народища у него в подчинении. В Библии о присутствии Сатаны не говориться, это фантазия художника, ибо кто же, как не Он?!

Правда, с этим тоже неувязочка: чаще всплывает вариант, что не на землю, а сразу под землю, в ад. А есть еще версия – в ад их ввергнут во время Апокалипсиса и самих там начнут жарить на сковородках, и святой Андрей в облике ангела запрет их там всех навеки на ключ. В любом случае, как это происходило (будут происходить) вы можете полюбоваться, глядя на средневековые миниатюры.

13 Искушеение Христа 1250 искушение британскИскушения Христа.Англия, 1250.Изображается вознесение на скалу и искушение голодом (горсть камней в руках дьявола, которую предлагалось превратить в хлеб).Обратите внимание, как изобразительная традиция того времени еще сходна с православной.

Гораздо чаще имя Сатаны начинает мелькать в Новом завете. Если дьявол – враг человека, то Христос, Спаситель человечества, не мог не вызвать у него настоящую ярость.

13 Искушение Христа 2Искушение Христа (голодом и гордыней)Нидерланды (Франция?) 15 век

13 Искушение Христа Иллюстрированная библия Париж 12 векИскушение ХристаФранция, 12 век (опять на наше похоже!)

13 Искушение Христа Служебник Фуке, Франция 1470-еИскушение ХристаФранция, Служебник Фуке, 1470-еХудожник довольно буквально изобразил вознесение Христа Сатаной на скалу.

13 Псалтырь 12 века ПарижИскушение ХристаФранция. Псалтырь. Буквица. 12 векДовольно схематичный рисунок раннего художника. На искушение указывает перст Сатаны, направленный на кучу камней.

Первый сюжет – Искушение Христа. Как известно, после крещения Иисус 40 дней постился в пустыне, а после этого приступил к нему Сатана и стал искушать. Первое искушение – голодом. Христу бес предложил превратить горсть камней в хлеба, раз он всемогущий сын Божий. Второе – гордыней. Предложено было броситься с крыши Иерусалимского храма – раз он сын Бога, Господь не даст ему погибнуть, и все сразу увидят, кто он. Третье искушение – верой. Сатана вознес Христа на вершину скалы, чтобы виден был весь цивилизованный мир, и предложил все царства, а за это он должен был преклониться пред Сатаной.

13 Искушение Голландский молитвослов 15 векаИскушение Христа (опять камни, а сзади - скала и храм)Нидерланды, 15 век

13 Искушение Мастер Библии Жана де Си 14 векИскушение Христа.Франция. Мастер Библии Жана де Си. 14 век

Ни в одном из Евангелий не описывается, как выглядел при этом Сатана, но средневековые художники-миниатюристы единодушны – страшный, мерзкий, рогатый. В эпоху Возрождения, уже в «большой» живописи появились варианты – приятный юноша или пожилой монах.

13 Simon_Bening_16 векИскушение Христа.Нидеранды. Симон Бенинг. 16 векВ более поздних манускриптах  миниатюристы стали отходить от "зверского" способа изображения Сатаны. Здесь мы видим его в виде пожилого монаха, правда, с некоторыми ортопедическими проблемами.

Еще один из популярных сюжетов, в котором нередко изображалась нечисть – Христова притча о Лазаре и Богаче – Иисус рассказывает ее в Евангелии от Луки. Говорится о нищем Лазаре, который грязный весь, в рубище и противных вавках валяется вместе с бродячими собаками у ворот роскошного дворца некоего Богача, и никто ему даже корки хлеба не кинет. А потом раз – и умерли оба! И вот горит Богач в аду, плохо ему, грустно, а тут еще голову вверх поднимает и видит там среди облаков Господа, а рядом с ним – румяный и благополучный Лазарь.

14 Лазарь и богач Проповеди Папы Григория, моральные истории2Притча о Лазаре и Богаче.Книга проповедей папы ГригорияДуша Лазаря изображена в виде младенца в руках Создателя.

Взвыл богач, попросил, чтобы спустили к нему Лазаря, чтобы тот омочил палец в воде и хотя бы губы ему смочил, - но вот нетушки! Дескать, тебе при той жизни было чересчур хорошо, помучайся теперь в этой. Вот в этой финальной сцене обычно и изображается сатанинская гвардия – злополучного Богача тащат в ад или поджаривают его с особой жестокостью.

14 Лазарь и богач 1372Притча о Лазаре и Богаче.Франция, 1372

14 Лазарь и богач Мюнхенский Золотой псалтырь нач 13 векаПритча о Лазаре и Богаче.Германия. Мюнхенский золотой псалтырь.Нач. 13 века

14 Лазарь и богач Часослов из Рима 16 векПритча о Лазаре и Богаче.Римский часослов. 16 век.Здесь Богач указывает перстом на свой рот, прося у Лазаря вымолить для него хоть каплю воды.

Бесы в Новом завете еще упоминаются в контексте бесноватых – например, описание чудес Христовых в Ев. От Матфея. Речь идет об исцелении бесноватого, в которого вселился целый легион бесов. Несчастный жил за городом, спал на кладбище («в гробах») и был ежечасно мучим бесами. Христос по просьбе несчастного изгнал бесов, которые вселились в стадо свиней, которое паслось неподалеку. Свиньи, почувствовал неожиданный прилив враждебных сил, возбудились и попрыгали в море.

14 Христос изгоняет бесов в стадо свинейХристос загоняет бесов в стадо свиней (?)

Теперь поговорим о популярной даже сейчас (в киноискусстве, например), темы контрактов с дьяволом. Первым, как оказалось, был не Фауст. В 6 веке жил такой священник Феофил (Теофил) из Адана, который как-то уж очень стремительно сделал духовную карьеру. Это дало повод подозревать его во всяких нехороших вещах (как это обычно бывает в случаях небывалого успеха) и породило легенду о сделке Феофила с дьяволом.

15 Феофил продает душу дьяволуФеофил, заключающий сделку с дьяволом.

Нашелся даже желающий эту легенду записать – некий Евтихий, вроде бы даже коллега Феофила. Якобы, тот продал свою душу Сатане в обмен на карьеру. Правда, потом, вроде бы раскаялся. Так что, если вы видите в манускрипте на миниатюре священника, шепчущегося с чертом или подписывающего с ним какую-то бумагу, знайте, что это, скорее всего, и есть Феофил.

15 Феофил продает душу дьяволу2Феофил, заключающий сделку с дьяволом.

Сохранилось не так много манускриптов и живописных источников раннего средневековья, а тем более раннехристианских времен, однако даже по тем немногочисленным, которые дошли до нас, можно заключить, что тема Сатаны, бесовства, Зла, в ранних миниатюрах поднимается не так часто. Зато в 14, а особенно 15 и начале 16 века начинается настоящая «демономания» и «демонофобия»!

15 Самоубийство Иуды Джованни Канавезио 1493Самоубийство Иуды.Италия. Джованни Канавезио. 1493Довольно редкий сюжет: дьявол буквально выцарапывает душу из удавившегося грешника.

Это объясняется многими причинами – народу в Европе стало много, а похолодало как-то за последние 150 лет, еды мало, жить стало тяжело, к тому же в 1500 году ждали Конца Света (на Руси – в 1495). Назревала Реформация, появились всякие новые религиозные течения, которые приписывались официальной церковью козням Сатаны. Охота на ведьм в это же время началась.

17 Дьявол играет на Мартине Лютере как на волынке 16 векДьявол играет на Мартине Лютере, как на волынке.16 век. Ксилография.Сатирическое изображение нарисовано явно католическим художником.

Вот тут уж художники развернулись – ни одного иллюминированного часослова или псалтыря не выходило из-под их кисти без нескольких миниатюр с изображением жутких чертей и чудовищ. А мы теперь можем не без внутреннего содрогания полюбоваться ими.

Сатана готовящийся к Страшному судуСатана и его слуги, ожидающие Страшного суда.

Манускрипты утверждали, что дьявол был, есть и будет – вплоть до Апокалипсиса и Страшного суда. Сидит он со своими чертями в аду, среди припасенных заранее и начищенных до блеска сковородок и ждет полчищ грешников.

Ну что, продолжаете ругаться из-за политики, обжираться и сплетничать? Ну-ну!

Продолжение следует

agritura.livejournal.com

Космопоиск: Библия Дьявола

Библия Дьявола

25.08.2013

Библия Дьявола, также известная под названием Codex Gigas или Сатанинская библия - это уникальный средневековый манускрипт, история которого окружена преданиями. Латинское название рукописи переводится как "Гигантская книга", и оно вполне обосновано: на сегодняшний день Библия Дьявола - это самая большая рукописная книга в мире. Её вес составляет около 75 килограмм, а переплёт имеет размеры 92х50 сантиметров.

Codex Gigas.

Разумеется, эта рукопись необычна не только своими размерами. Своё название Библия Дьявола получила по странице, на которой находится изображение сатаны, привлекавшее внимание на протяжении всего существования книги и дававшее почву для преданий. Дьявол имеет традиционные для средневековой символики атрибуты: раздвоенный язык, рога, когтистые лапы. Горностаевая шкура, в которую он одет, может символизировать высшую власть. На страницах, соседствующих с изображением дьявола, присутствуют странные тени, напоминающие следы пламени. Многие считали их символом одержимости злом.

Знаменитое изображение сатаны в Codex Gigas. Знаменитое изображение сатаны в Codex Gigas.

Изображения сатаны присутствуют и в других средневековых книгах, однако ни одно из них не является столь огромным и детализированным. Необычно и то, автор рукописи изобразил его в закрытой келье, в то время как обычно Дьявола изображали в аду.

Ещё одна примечательная особенность Codex Gigas - его состав. Книга включает в себя Ветхий и Новый Завет, исторические и естественнонаучные сочинения, а также заклинания, предназначенные для изгнания Дьявола. Хотя средневековые рукописи нередко были разнородны по составу, такого набора текстов нет ни в одном другом манускрипте этого периода.

Необычность книги породила легенду о её создании. Согласно преданию, некий монах нарушил устав монастыря и в наказание за это его должны были замуровать заживо. Чтобы избежать смерти, он попросил отложить казнь на одну ночь, пообещав к утру создать рукопись, в которую войдут все знания, известные человечеству, и тем самым прославить монастырь. Когда монах понял, что закончить работу в назначенный срок не удастся, он обратился с молитвой к Люциферу. Дьявол магическим образом завершил рукопись, но в уплату за труд забрал душу монаха, а в саму книгу добавил "дьявольскую страницу".

История рукописи

Косвенные данные, такие как упоминания в поминальных списках, входящих в состав рукописи, известных исторических лиц, позволяют предположить, что работа над книгой была завершена около 1230 года. Считается, что Библия Дьявола была создана в монастыре в Подлажице (Чехия). Некоторые исследователи считают, что это маловероятно, поскольку не сохранилось ни одной другой рукописи, происходящей из этого небольшого и небогатого монастыря.

Во время религиозных войн XV века этот монастырь был разрушен. В последующие десятилетия место хранения Codex Gigas неоднократно менялось, пока в конце 16 века она не стала частью коллекции императора Рудольфа II. После окончания Тридцатилетней войны книга попала в Швецию в качестве военного трофея. В этой стране она остаётся до сих пор. В 1697 году произошёл пожар, который едва не уничтожил книгу. Её удалось спасти, выбросив из окна, однако несколько страниц было утеряно безвозвратно. Кроме того, от упавшей книги пострадал человек, находившийся под окном.

За последние три века Библия Дьявола лишь единожды покидала хранилище Королевской библиотеки Стокгольма. С сентября 2009 года по январь 2008 года она была выставлена на обозрение в Праге, в Чешской национальной библиотеке.

Современные исследования

В начале двухтысячных годов группа исследователей из разных стран изучила манускрипт, чтобы установить подлинную историю его создания. Они использовали методы палеографии и криминалистики, изучали почерк автора, определяли состав чернил и особенности материала, из которого изготовлены страницы.

Как правило, писцы сами готовили чернила, используя одну из известных на тот момент технологий. Чтобы установить состав чернил, страницы рассматривали в свете ультрафиолетовой лампы. В результате было обнаружено, что вся книга написана чернилами приблизительно одинакового состава.

Особенности оформления книги, в том числе то, как выполнено знаменитое изображение Дьявола, позволяют предположить, что автор был самоучкой, а не профессиональным писцом. Исследователь рукописи Кристофер де Хамел описывает гипотетического автора Codex Gigas как человека, одержимого некоей идеей: работая над иллюстрациями, он старался сделать их как можно более впечатляющими. Он обладал определённым художественным талантом, но не обучался иллюстрированию книг, в отличие от профессиональных писцов, следовавших определённым канонам.

Страница манускрипта. Страница манускрипта. Декоративные элементы на страницах манускрипта.

Декоративные элементы на страницах манускрипта.

По мнению исследователя, такое же впечатление создаёт и почерк, которым написана книга. Тот факт, что почерк одинаков на всех страницах манускрипта - ещё один важный аргумент в пользу того, что Codex Gigas – плод трудов одного человека.

По оценкам исследователей, работа над одной страницей занимала примерно час. На написание книги при этом могло уйти около пяти лет, но только в том случае, если бы писец работал над ней практически круглосуточно. Кроме того, определённое время занимала подготовительная работа, например, разлиновка листов. Несколько дней могло уйти на написание одной декоративной буквицы. При этом автор книги не мог не следовать установленному в монастыре распорядку дня. С учётом этих факторов время, необходимое на создание уникального манускрипта, оценивается в 25-30 лет.

Не исключено, что эта работа была поручена монаху в качестве наказания за какой-то проступок. В Средние века существовало верование, что человек может очистить свою душу от грехов, занимаясь переписыванием священных книг. Именно этим может быть обусловлена необычность набора текстов, вошедших в состав рукописи. Автор книги писал "инструкцию" собственного спасения, и именно поэтому рядом с Библией оказались и заклинания, изгоняющие Дьявола, а само изображение сатаны соседствует со страницей, на которой запечатлено царствие небесное. Возможно также, что Дьявол изображён внутри некоей постройки, чтобы продемонстрировать противопоставление "града Божьего" и "града дьявольского".

Разворот Codex Gigas. Фото: http://www.telegraph.co.uk

Разворот Codex Gigas. Фото: http://www.telegraph.co.uk/)

Объяснение получили и "тени пламени" на нескольких страницах. Исследователь Майкл Гуллик пришёл к выводу, что страницы, соседствующие с изображением Дьявола, привлекали больше внимания владельцев книги, их чаще открывали, и в результате пергамент потемнел под воздействием солнечных лучей. Таким образом, эти "тени" свидетельствуют не об "одержимости злом" автора книги, а о том интересе, который страница с изображением Дьявола вызывала у её последующих владельцев.

Легенда о создании книги могла возникнуть из-за неправильного прочтения одного слова. На протяжении всего времени существования книги слово "inclusus" в имени её автора (Hermanus Inclusus) толковали как заключение, заточение, замуровывание заживо в наказание за какие-то грехи. Но оно имеет и другое значение - затворничество, отшельничество. Тогда оно может свидетельствовать о добровольном решении монаха уйти от мира, чтобы посвятить себя работе над рукописью.

Состав манускрипта

Наряду с библейскими текстами значительное место в составе кодекса занимают исторические, которым отведено около 100 листов. Примечательно, что это не только сочинения о мировой истории ("Иудейские древности" и "Иудейская война" Иосифа Флавия), но и тексты, посвящённые местным реалиям - "Чешская хроника", написанная Козьмой Пражским, список имён братии монастыря, календарь с поминальным списком.

Ещё 40 листов занимают "Этимологии" Исидора Севильского. Основная цель этого произведения - ответить на вопрос о происхождении всех видов человеческой деятельности и всего, что есть во Вселенной, посредством изучения происхождения слов. "Этимологии" включают в себя описание многих значимых событий светской и церковной истории.

Тексты, вошедшие в состав Библии Дьявола, расположены так, что они формируют единое повествование, охватывающее всю известную на тот момент мировую историю - от ветхозаветных времён до эпохи, в которую жил автор книги. Ветхий Завет, рассказывающий об истории еврейского народа, дополняется "Иудейскими древностями" и "Историей иудейской войны". За этими книгами следуют "Этимологии" Исидора Севильского, отмечающие переход к истории христианства. Также в эту часть книги включены естественнонаучные и медицинские труды. Изложение священной истории завершается полным текстом Нового Завета.

После этого автор переходит к описанию истории конкретных людей - жителей Богемии, которая излагается в "Чешской хронике", начиная с сюжета о христианизации страны. Календарь, расположенный в конце книги, отражает историю католической церкви в целом и местной церкви. В нём присутствуют имена благодетелей монастыря, умерших монахов, а также известных исторических личностей той эпохи. Поминальный список был написан тем же писцом, который является автором остальной части манускрипта. Этим он существенно отличается от поминальных календарей в других рукописях, которые создавались множеством писцов в течение длительного времени.

Codex Gigas был не просто рукописью, потрясавшей воображение своими размерами и уникальным оформлением, но и книгой, имевшей чрезвычайное значение для религиозной жизни монастыря. О том, что её многократно читали, свидетельствуют пометы на полях, сделанные различными почерками. Практическую ценность могли представлять и включенные в состав книги медицинские трактаты.

Несмотря на то, что легендарные особенности Библии Дьявола получили вполне рациональное объяснение, эта книга остаётся уникальным историческим памятником. Codex Gigas не имеет аналогов среди средневековых рукописей: это результат труда одного монаха, отражающий мировоззрение целой эпохи.

Лит.: The Devil’s Bible: Codex Gigas [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://beforeitsnews.com/spirit/2013/02/the-devils-bible-codex-gigas-2475140.html // Before It’s News February 11, 2013; Codex Gigas [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kb.se/codex-gigas/eng/Long/#The%20ideas%20underlying%20Codex%20Gigas; Swanson Brandon Raising the devil [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.praguepost.com/archivescontent/654-raising-the-devil.html // The Prague Post October 19, 2005; Библия дьявола [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wdl.org/ru/item/3042 // Мировая цифровая библиотека.

Е. Кошкина

Теги: исторические артефакты, артефакты

www.kosmopoisk.ru

Дьявол Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#22529083 - Red trident

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#47219200 - Red and black devil horns

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#23123974 - Angels halo and devils horns

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#48606072 - Portrait of devil woman in black and white clothes with one horn..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#45715020 - halloween witch french bulldog dog dressed as a bad devil..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#42521645 - cartoon devil, simple illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#39522112 - Business Angel & Devil - vector Illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#49229544 - Saint Nicholas, devil and angel - vector illustration. During..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#41896459 - Angel or bird wings abstract sketch set isolated vector illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#51059396 - Half angel, half devil. clip art illustration with simple gradients...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#33879060 - Devil and Angel fawn french bulldog dogs sitting side by side..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#44829698 - Illustration of a demon or devil figure

Вектор

ru.123rf.com