Депрессия и тлен: «Сатурн, пожирающий своего сына». Сатурн картина


Картина «Сатурн, пожирающий своего сына» — Artrue

Художник: Гойя (1746–1828).Тип: холст, масло.Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид.

Гойя

Франсиско Гойя — ведущая фигура испанской живописи 1785–1820 годов. Достойный преемник таких великих мастеров как Эль Греко, Хусепе Рибера, Сурбаран и Веласкес, мастер жил в смутные времена, застав французскую революцию, войны и наполеоновские походы. Кроме того, в возрасте 46 лет Гойя начал страдать глухотой и периодическими приступами депрессии, что сказалось на его темном романтизме и фресках, известных как «черные картины», состоящие из кошмарных образов и изображений звериной жестокости. Также трудный период связан с серией гравюр «бедствия войны» (1810–1820). Мрачные работы представляют собой описание трагических событий, происходящих в Испании 1800-х годов. Стоит заметить, что ни одна из этих работ не была предназначена для публичного представления и не была похожа на портреты и религиозные работы, какие Гойя делал для испанского королевского дворца и знати.

Сатурн, пожирающий своего сына

Предистория

«Сатурн, пожирающий своего сына» — один из самых запоминающихся и незабываемых образов Гойи, принадлежащий с серии «черных картин». Эти фрески созданы Гойей на отштукатуренных стенах его дома (известного как Кинта-дель Сордо, «Вилла глухого») — расположенного на берегу реки Мансанарес, неподалеку от Мадрида. Изначально, стены украшались позитивными изображениями, поднимающими настроение, но со временем мастер стал создавать жесткие и тревожные композиции, причиной чего стала нарастающая депрессия и паранойя, а также опасения по поводу грядущей смерти. Мастер не писал, не говорил и вообще не прикладывал никаких усилий для того, чтобы данная серия известной. Лишь в 1874 году, спустя 50 лет после смерти художника, работы были перенесены со стен на холст.

Сюжет картины

История, которую иллюстрирует работа, отсылает нас к мифу о римском боге Сатурне, который испугавшись пророчества о том, что будет свергнут одним из своих сыновей, пожирал потенциальных конкурентов. В конце концов жена Сатурна утаила шестого сына, Юпитера, и пророчество исполнилось. Существует мнение о том, что вдохновение Гойя почерпнул из одноименной работы Рубенса, но свирепость и безжалостность, с которой Сатурн ест ребенка, контрастирует с хладнокровностью и методичностью персонажа Рубенса, что делает фреску ужасающей и уникальной.

Картина Рубенса

Анализ и интерпретация

Картина демонстрирует психопата, который не в состоянии контролировать свои действия. Грубость, обнаженность, спутанность волос Сатурна, а также широкий взгляд и агрессивное поведение — все это указывает на истерическое безумие. Возможно, это отсылка к ужасным событиям, происходящим в Испании того времени. Сумасшедший бог уже оторвал и проглотил голову ребенка, правую руку и занят поеданием левой, а его руки так сильно впиваются в жертву, что пробивают кожу. Существуют доказательства того, что в исходном изображении у Сатурна был эрегирован фаллос, что наполняло работу еще большим ужасом.

Фрагмент работы

Как обычно, некоторые вопросы остаются без ответа. Например, округлые ягодицы и форма бедер недоеденной жертвы свидетельствуют о том, что Сатурн пожирает скорее свою дочь, нежели сына. Кроме того, она вовсе не является ребенком, это хорошо развитая молодая женщина. Аллегорическая картина трактуется по-разному. Некоторые искусствоведы считают, что она может символизировать испанское государство, пожирающее собственных граждан, другие интерпретируют Сатурна как французскую революцию, или даже Наполеоне.

artrue.ru

Сатурн, пожирающий детей - Сбитнев Сергей

В 1821 году художник Франциско Гойя создает одну из самых своих трагических и ужасающих картин — «Сатурн, пожирающий своих детей». В ней он пытается передать тоску и ужас перед течением времени и неотвратимым приближением собственной смерти. Лицо Сатурна, единственного действующего персонажа этой картины, искажено гримасой невыразимого ужаса перед собственным поступком. Он не просто приносит своего сына в жертву, а сам пожирает его. Безысходность и ужас бытия переданы здесь с неподражаемой силой. Сатурн пожирал своих детей, поскольку ему было предсказано, что один из них отнимет у него власть. В этом желании бога сохранить власть проглядывает нежелание перемен, неспособность принять что-то новое, но в то же время — попытка утверждения стабильности, в жертву которой и приносятся собственные дети.

Сатурн изображен в ключевой момент трагедии, когда он непосредственно пожирает одного из своих детей. Потрясающая сила воздействия этой картины связана с необыкновенным реализмом, лишенным какой-либо нарочитой стилизации, драматических эффектов или, напротив, сентиментальности. Огромное тело бога лишено четких очертаний, и его бесформенная фигура то ли сливается с первозданной тьмой, то ли пытается вырваться из этого фона. Лицо Сатурна не кажется ни суровым, ни злым, ни удовлетворенным. Оно скорее выражает космический ужас перед неизбежностью этого сверхчеловеческого и даже сверхбожественного поступка. Вылезшие из орбит глаза говорят о колоссальном усилии, с которым ему приходится заталкивать себе в рот и глотать окровавленное тело сына. Такова плата за власть над временем и пространством. Поскольку бог воплощает мир в целом, ему приходится не просто жертвовать своими детьми, но ради обновления мира убивать собственного сына и пожирать его. Сын умирает, чтобы отец смог возродить или преобразовать мир. Отец поедает плоть собственного сына, чтобы обосновать ритуал причастия, необходимый для возрождения и обожения человека. Бог-отец съедает сына и для того, чтобы подтвердить свой божественный статус: съедая бога, становишься богом (ты — то, что ты ешь).

В то же время цветовая гамма картины дает еще один ключ к ее пониманию. Вся она построена на сочетании трех основных цветов — черного, белого и красного. Однако именно они обозначают и три этапа алхимического Делания (nigredo, albedo, rubedo). Хорошо известно, что в алхимии тайна Сатурна занимает центральное место. В старинных алхимических трактатах именно с ним связываются тайны материи и трансмутации. По словам известного алхимика ХХ века Фулканелли, Сатурн является «истинным золотом» и он — тот самый «камень, имя которого Философы называть не вольны». Сатурн, связанный с черным цветом и свинцом, в то же время оказывается царём Золотого века (Кронос у греков). В этом непротиворечии следует искать разгадку тайны алхимии.

Миф о пожирании Сатурном детей объясняется в алхимии как действие универсального растворителя. Пернети, например, использует алхимическую символику в процессе мифореставрации этого сюжета: «И если утверждалось, что Сатурн съел собственных детей, то это значит, что, будучи первоначалом и первоматерией металлов, он единственный имеет способность и свойство полностью растворять их и обращать их в свою собственную природу». В мифе сообщается, что вместо Юпитера ему подсунули камень. Проглоченный камень, находящийся внутри Сатурна, — это и есть философский Камень в стадии nigredo (чернота). Поэтому считается, что Сатурн содержит в себе Камень (или Золото) скрыто, и его следует добыть при помощи Делания. Алхимики называли это так: «Царь погребен в Сатурне». На картине Гойи как раз и изображены боль и страдание материи во время трансмутации. За разрыванием и пожиранием материи должно последовать очищение и возрождение, как и в ритуалах посвящения. Однако на картине Гойи мы видим только начальную стадию инициации и победу смерти и хаоса.

http://warrax.net/daimon/01/html/11.html

sbitnevsv.livejournal.com

Сатурн пожирающий своего сына Википедия

«Сатурн, пожирающий своего сына» (исп. Saturno devorando a un hijo) — роспись испанского художника Франсиско Гойи, написанная между 1819 и 1823 годами на стене его «Дома Глухого» (исп.)русск.. Одно из 14 подобных изображений, которое позднее было переведено на холст и ныне хранится в Музее Прадо.

Композиция первоначально, согласно инвентаризации в 1828—1830 годах друга Гойи Антонио Бругады (англ.)русск., находилась среди панно, расположенных в столовой художника на нижнем этаже «Дома Глухого» (исп.)русск.. В числе других «Мрачных картин» была переведена на холст художником Сальвадором Мартинесом Кубельсом (исп.)русск. по просьбе французского банкира Фредерика Эмиля д'Эрлангера (англ.)русск. для показа на Всемирной выставке 1878 года. Работа не привлекала покупателей и поэтому в 1881 году была подарена Музею Прадо.

Сюжет картины

Сатурн, пожирающий своего сына. Снимок 1874 года росписи Гойи в Доме Глухого.

Согласно традиционному толкованию на картине изображён Кронос, который, опасаясь быть свергнутым своим отпрыском, пожирал всех своих детей. В отличие от классического сюжета греческой мифологии, где Кронос проглатывал своих запелёнутых детей, здесь сумасшедший Кронос терзает плоть. В том числе и поэтому картина Гойи схожа с подобной картиной Рубенса «Сатурн[en]». Однако в картине Рубенса Сатурн хладнокровен и реалистичен, уверен в себе. В сюжете же у Гойи Сатурн — безумный монстр с нереалистическими пропорциями тела. Пространства картины ему не хватает, поэтому он принял неестественное положение.

История создания

В 1819 году Гойя приобрёл дом вблизи Мадрида, расположенный на берегу реки Мансанарес. Жители округа называли это двухэтажное строение «Виллой Глухого» (исп. Quinta del Sordo). И хотя это название относилось к прежнему владельцу, но после тяжкой болезни, перенесённой Франсиско Гойей в 1792 году и вызвавшей у художника глухоту, старое название дома было вполне применимо и к художнику. В период с 1819 по 1823 годы, до переезда в Бордо, Гойя создал серию из 14 фресок, которые он нарисовал на стенах дома. В возрасте 73 лет, пережив две тяжкие болезни, Гойя находился в весьма мрачном состоянии духа. Как патриота его также не могли не расстраивать неудачи Испанской революции, начавшейся в те же годы. Поначалу Гойя создал фрески на более светлую тематику, но в вышеуказанный период он написал поверх этих работ новые фрески, получившие название «Чёрных картин». Фрески, изначально не предназначенные для публичного просмотра, демонстрировали сцены исполненные насилия, жестокости и безысходности[1].

Своим работам на стенах «Виллы Глухого» Гойя не дал никаких названий[2]. Все названия фрески и полотна получили уже после его смерти. Поэтому за картиной закрепилось несколько имён: «Сатурн, пожирающий своего сына», «Сатурн, пожирающий своих детей» или просто «Сатурн».

Примечания

  1. ↑ «Пожалуй, ни до, ни после этого нам не доводилось сталкиваться с тем, что самый главный и самый впоследствии прославленный цикл работ художника изначально рисовался исключительно для приватных целей». Licht, 159
  2. ↑ Licht, 168

Литература

  • Connell, Evan. Francisco Goya: A Life. — Counterpoint, 2004. — P. 256. — ISBN 978-1-58243-307-3.
  • Licht, Fred. Goya: The Origins of the Modern Temper in Art. — Icon, 1983. — P. 288. — ISBN 0-06-430123-0.
  • Morden, Karen, and Pulimood, Stephen. 1001 Paintings You Must See Before You Die / Stephen Farthing. — London : Quintet Publishing Ltd, 2006. — ISBN 1-84403-563-8.
  • Батикль Ж. Гойя: Легенда и жизнь. — М.: Астрель, АСТ, 2006.

Ссылки

wikiredia.ru

«Сатурн, пожирающий своего сына» — HistoryTime

Что это за страшное существо, разрывающее младенца на части? Его глаза безумны, а чрево ненасытно… В картине так изобразил свое душевное состояние один из главных художников XIX века — Франсиско Гойя. Но может, в картине есть двойное дно? HistoryTime раскрыл все тайны самого мрачного полотна испанского художника.

В творчестве Франсиско Гойи изредка появлялись пугающие полотна, но цикл «Мрачные картины», без сомнения, побил все рекорды. Холст «Сатурн, пожирающий своего сына» входит в него.

kartinaСюжет картины рассказывает зрителю классическую историю из древнегреческой мифологии. Старая легенда гласила, что однажды Уран, отец всех титанов, предсказал Кроносу, что того свергнут собственные дети. Не хотел терять власть могущественный титан, а потому задумал кровавую расправу. Не стал он покорно ждать исполнения предначертанного… Только его жена, Рея, рожала младенца, как хладнокровный Кронос пожирал его, пока новорожденный не успевал закричать. Вскоре бездушный правитель настолько очерствел душой, что не задумываясь, проглатывал своих сыновей целиком! Рея не смогла выдержать такого горя, решила она пойти на обман, чтобы сохранить хотя бы одну невинную жизнь. Своего новорожденного сына Зевса женщина повелела спрятать, а вместо него «на обед» кровожадному отцу подать камень, завернутый в пеленку… Кронос не заметил подмены и с легкостью проглотил булыжник вместе с одеялком, которым тот был обернут. Не знал он, что через несколько лет предсказанию Урана суждено сбыться…

История древних эллинов у Гойи переложена на римский мотив. Две эти древние мифологии были настолько похожи между собой,  что в легендах и мифах римляне просто поменяли имена и названия. По крайней мере, многие так говорят. Так Кронос стал Сатурном и впоследствии именно под этим именем его образ вошел в коллекцию картин мрачного художника.

Франсиско ГойяФрансиско Гойя

Несмотря на то, что картина называется «Сатурн, пожирающий своего сына», исследователи до сих пор спорят, создано ли это полотно по мотивам древней легенды. Многие считают, что это какое-то чудовище из воображения Гойи. Они объясняют это тем, что в мифе Кронос пожирал сыновей прямо в пеленках, тогда как на картине существо рвет на части живую плоть.

Технически, эта картина никогда не существовала в привычном нам смысле — на холсте. Гойя расписал так свой дом в начале XIX века. Современники говорили, что в то время художник был в глубокой депрессии: Испанская революция не дала никаких результатов, все надежды на светлое будущее рухнули. Можно представить, что творилось в душе классика, если картины являлись отражением его внутреннего состояния.

Дом был разрушен в начале XX века. Мир не увидел бы эту и многие другие фрески из цикла «Мрачные картины», если бы их не перенесли на холст. Однако сделал это далеко не Гойя. В конце XIX века Сальвадор Кубельс, испанский художник, решил сохранить для потомков наследие своего коллеги по цеху. Работа именно его кисти сейчас хранится в музее Прадо.

historytime.ru

Самые красивые снимки Сатурна

Самые красивые снимки Сатурна

Снимок Сатурна, сделанный Cassini в 2004 году Фото: Wikipedia

13 ноября 1980 года американский космический аппарат «Вояджер-1» передал на Землю первые фотографии Сатурна крупным планом. Позже эту планету снимали другие аппараты: «Вояджер-2» и «Кассини». По этому случаю мы решили выбрать пять самых красивых фотографий Сатурна.

Приближение к Сатурну

«Вояджер-1» сблизился с планетой 13 ноября 1980 года, но его исследование Сатурна началось на три месяца раньше. Во время прохождения был сделан ряд фотографий в высоком разрешении. Удалось получить изображение спутников: Титана, Мимаса, Энцелада, Тефии, Дионы, Реи. При этом аппарат пролетел около Титана на расстоянии всего 6500 км.

Этот снимок был сделан «Вояджером-1» 18 октября 1980 года, когда аппарат находился на расстоянии 34 млн. км от планеты. Снимок получен узкоугольной камерой.

Самые красивые снимки Сатурна

Фото: NASA

Пятно на Сатурне

После того, как «Вояджер-1» покинул плоскость эклиптики Солнечной системы, он сделал несколько снимков южного полушария Сатурна.

На этом снимке, полученном 6 ноября 1980 года, отчетлив видно необычное красное пятно, находящееся на широте 55 градусов. Это изображение было получено с расстояния 8,5 млн. км от Сатурна.

Самые красивые снимки Сатурна

Фото: NASA

«Вояджер-2»

Год спустя к Сатурну приблизился другой аппарат «Вояджер-2». Это композитное изображение было составлено из снимков, полученных аппаратом в августе 1981 года. На изображении помимо Сатурна видны три спутника: Тефия, Диона и Рея. Еще один спутник Мимас еле виден, он находится слева в левой части Сатурна прямо под кольцами. На поверхности планеты также можно заметить две тени от Мимаса и Тефии.

Самые красивые снимки Сатурна

 

Фото: NASA

Сатурн и его кольца

Одно из последних изображений Сатурна было получено аппаратом Cassini. На сайте NASA изображение, составленное из нескольких снимков, было опубликовано 12 ноября 2013 года. Планета была сфотографирована 19 июля 2013 года. Всего за четыре часа аппарат с помощью широкоугольной и узкоугольной камер сделал 323 снимка. Для создания этой картинки был использован 141 снимок. В кадр попали не только Сатурна с его кольцами, но и семь его спутников, а также Марс, Венера и Земля, которые, впрочем, сложно заметить. Изображение охватывает пространство протяженностью 652 тыс. км.

Самые красивые снимки Сатурна

Фото: NASA

Шестиугольник Сатурна

На этом изображении отчетливо виден шестиугольник Сатурна – загадочное образование, вызванное, как считается вихревыми потоками в районе северного полюса планеты. Это мозаичное изображение составлено из 36 снимков, сделанных Cassini 10 октября 2013 года.

Самые красивые снимки Сатурна

Фото: NASA

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Лучшие фотографии Сатурна со станции Кассини

Кассини — это космическая орбитальная станция, в настоящий момент вращающаяся вокруг Сатурна — второй по размеру планеты Солнечной системы. Она стартовала с поверхности Земли в 1997 году в рамках проекта Кассини-Гюйгенс. Благодаря станции, человечество впервые получило возможность вживую увидеть эту красивейшую планету, а также спутники её окружающие — давайте ознакомимся с лучшими из них.

18 ФОТО

фотографии Сатурна 1фотографии Сатурна 1 1. Космический аппарат Кассини-Гюйгенс, состоящий из орбитальной станции Кассини и автоматического спускаемого аппарата Гюйгенс достигла орбиты Сатурна в 2004 году.

 

фотографии Сатурна 2фотографии Сатурна 2 2. Сатурн, проходящий мимо Солнца. Это комбинированное изображение, составленное из 165 фотографий, сделанных в течение 3 часов.

 

фотографии Сатурна 3фотографии Сатурна 3 3. Кольца Сатурна.

 

фотографии Сатурна 4фотографии Сатурна 4 4. Снимок Сатурна во время равноденствия.

 

фотографии Сатурна 5фотографии Сатурна 5 5. Три спутника Сатурна (Титан, Мимас, и Рея), которые удалось запечатлеть на одной фотографии.

 

фотографии Сатурна 6фотографии Сатурна 6 6. Молнии во время грозы на поверхности Сатурна.

 

фотографии Сатурна 7фотографии Сатурна 7 7. Четыре спутника «столпились» вокруг колец Сатурна.

 

фотографии Сатурна 8фотографии Сатурна 8 8. Тень от Сатурна закрывает его кольца.

 

фотографии Сатурна 9фотографии Сатурна 9 9. Спутник Сатурна Рея парит перед крупнейшей его луной — Титаном.

 

фотографии Сатурна 10фотографии Сатурна 10 10. Кольца Сатурна, светящиеся в рассеянном солнечном свете.

 

фотографии Сатурна 11фотографии Сатурна 11 11. Изображение специально «перепроявлено» для того, чтобы продемонстрировать детали колец Сатурна.

 

фотографии Сатурна 12фотографии Сатурна 12 12. Ледяной спутник Сатурна — Энцелад.

 

 

фотографии Сатурна 13фотографии Сатурна 13 13. Гроза над северным полюсом Сатурна.

 

фотографии Сатурна 14фотографии Сатурна 14 14. Сатурн и его самый большой спутник (по совместительству второй по размерам в Солнечной системе) — Титан.

 

фотографии Сатурна 15фотографии Сатурна 15 15. Кольца Сатурна «разрезают» Титан, который находится в тени меньшего спутника — Энцелада.

 

фотографии Сатурна 16фотографии Сатурна 16 16. Завораживающее зрелище — Сатурн, его кольца и спутник Диона.

 

фотографии Сатурна 17фотографии Сатурна 17 17. Внушительных размеров гроза, растянувшаяся всей поверхности планеты.

 

фотографии Сатурна 18фотографии Сатурна 18 18. С этой перспективы Земля выглядит как бледно-голубая точка под кольцами Сатурна.

fullpicture.ru

Сатурн, божество — Энциклопедия знаков и символов

Франсиско де Гойя-и-Лусьентес. Серия «pinturas negras» — мрачных картин. Сатурн пожирает своих детей. 1821—1823 гг. Римская мифология

Атрибут Сатурна циркуль: ведь этот бог измеряет Время. Он хромой, хмурый и молчаливый, ищущий то, чего не может найти — «философского камня», Аристотелевой квинтэссенции.

фатальный бег времени

Поначалу Сатурн считался крестьянским богом, учившим людей садоводству, и его изображали с виноградарским ножом в руке. Бог-создатель, связанный с созидательной силой One, или Реей, он символизировал прогресс, принцип, регулирующий воспроизводство жизни. Изгнанный с Олимпа, Сатурн нашел убежище в Италии, где на веки вечные сохранил блага Золотого века, дарованные Янусом.

О Он превратился в символ времени, имел в качестве атрибутов песочные часы и косу и отождествлялся с древнегреческим богом Кроносом (который проглотил своего отца, а чтобы не подвергнуться той же участи, убил собственных детей).

О У алхимиков Сатурн считался знаком Свинца — основы их искусства, низкого металла, потенциально содержащего в себе золото; он символизировал черный .цвет, начало и конец цикла, завершенное преобразование, изменение, вызванное воздействием на деятельную жизненную силу; остановку, упадок, дематериализацию, дряхлость, зрелый возраст, опыт и смерть. О В астрологии Сатурн олицетворяет бедность, фатальность, суровость, консервативное начало, порождающие

предусмотрительность, серьезность, зрелость разума, волю и рассудительность.

В индивидуальном гороскопе он выступает в качестве интеллектуального элемента, ответственного за память, управляющего функциями торможения и замедления рефлексов.

Отрицательные качества Сатурна связаны с комплексом отнятия от груди и его последствиями: страхом перед жизнью, скукой, неприспособленностью, медлительностью, ленью, бегством от ответственности, угрюмостью, уходом в себя и возвратом к прошлому, одиночеством, печалью. Правление Сатурна основано на подавлении" и его эмоциональный климат характеризуется недостатками" лишениями, неудовлетворенностью и, наконец" аскетизмом, по сути дела, самоустранением… События, типичные для Сатурна: задержки, препятствия, помехи, ограничения, отказы, разлуки, потери, жертвы. С ним особо связывают … бедность, нищету.

Соответствия: а) телесные: кости, зубы, хрящи, печень, правое ухо; простуда, заболевания нервной системы, паралич органов движения; слабость в ногах, запоры, глухота; б) нравственные: скупость, недоверчивость, мизантропия; в) общие: разруха, холод, туман, град; г) животные: верблюд, медведь, осел, крыса, крот, летучая мышь, сова, ворон, черепаха, жаба, скарабей, паук; д) растительные: кипарис, ясень, чемерица, наркотические растения; е) минеральные: свинец, сера, твердые горные породы, черные камни, глина; ж) природные ландшафты: унылая засушливая местность, песчаные равнины, пустыня; а также: кладбище, тюрьма, карцер, пещера; сельскохозяйственное орудие.

-(Кронос)

в античной мифологии отец Юпитера, лишившего его трона.

Сатурн. Древнеримский бог земледелия, правивший на земле в Золотой век (см. ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА). Празднество в его честь — сатурналии — стало прообразом праздника Рождества Христова. Римляне отождествляли Сатурна с греческим Кроном, произошедшим, вероятно, как земледельческое божество предэллинистических людей. Крон фигурирует в греческом мифе о сотворении мира, из которого ренессансные и последующие художники заимствовали некоторые темы.

1. Оскопление (или увечье) Урана (Гесиод, «Теогония», 133—187). Вначале Гея (Мать-Земля) и ее сын Уран (Небо), сочетавшись браком, произвели первую расу — титанов. Уран поместил своих сыновей в подземный мир, но Гея в отместку за это дала самому младшему из, них — Крону — серп, которым он оскопил отца. (О последствиях этого акта см. ВЕНЕРА, 7.) Крон изображается с серпом или. КОСОЙ, готовым кастрировать престарелого Урана. Сцена может включать в себя армилярную СФЕРУ, которая здесь символизирует космос. (Вазари, Палаццо Веккио, Флоренция.)

2. Сатурн (или Крон), пожирающий своих детей («Фасты», 4:197-200). Мать-Земля предсказала, что _один из потомков Крона узурпирует его власть, и, чтобы этого не произошло, Крон пожрал своих детей (Гойя, Прадо, Мадрид). Когда же родился Зевс, мать завернула в пеленки камень, который Крон, ничего не подозревая, проглотил вместо Зевса. Так Зевс был спасен и в конце концов сверг своего отца.

Таким образом, Сатурн имеет косу, с одной стороны, как римский бог земледелия, с другой — благодаря своей греческой аналогии. Будучи стариком, он наделяется КОСТЫЛЕМ. Через Крона Сатурн стал персонификацией Времени (подробнее см. ОТЕЦ-ВРЕМЯ) и приобрел его атрибут — ЗМЕЮ, лежащую кольцом с собственным хвостом во рту — древний символ вечности (египетского происхождения).

Период его правления относили к древним временам и считали «Золотым веком».

в астрологической символике

Однако планета с таким названием рассматривается как «великий источник несчастья». Она изображалась в виде старика с деревянной ногой и косой, который давал приют в своем доме водолею и козерогу. Планету Сатурн считали властителем возрастов, начиная с 69-летнего, меланхолической планетой с такими качествами, как холодность, сухое недружелюбие (в противоположность Юпитеру). С Сатурном как символом ассоциируются понятия о «стариках, отцах, предках, сиротах, наследниках, глубоком исследовании и четкой памяти», но также и о «темнице, долгом одиночестве, мере и весе». Среди приписываемых ему положительных качеств упоминаются склонность к тщательной мелкой работе, продолжительным исследованиям и способность терпеливо переносить испытания. Это может быть связано с особенностями траектории движения планеты на небосклоне: большой длиной и (судя по наблюдениям с Земли) частым петлям.

Металл Сатурна- свинец, его цвета

— черно-коричневый и темно-синий,

его драгоценные камни — оникс, фиолетовый сапфир, темный коралл и темный аметист. В индийской астрологической символикепланету Сатурн олицетворяет старый, неповоротливый (видимо, из-за медленного движения небесного тела) и внешне отвратительный правитель Шани или Манда, который скачет на черной птице (коршуне или вороне). В символике алхимиков

изображение старика Сатурна с косой играет значительную роль из-за его предполагаемой близости к золоту. Многие легенды эпохи Ренессанса повествуют о превращении землисто-серого свинца — металла Сатурна — в расплавленном состоянии в солнечное золото, после того как пылинка субстанции, называемой философским камнем, погрузится в расплавленный металл.

В древнекитайской символике созвездийс Сатурном ассоциируется понятие о срединной стране света и стихии (желтой) земли.

Сатурн и Венера. Фигуры планет из астрологической книги, 1521 г.

Сатурн поливает золотые и серебряные деревья. Алхимическое символическое изображение. М. Майер. Аталанта бегущая, 1617 г.

Иллюстрации • Сатурн, иллюстрация из астрологического трактата.

Сатурн, управляющий Водолеем и Овеном, держит серп жатвы и разрушения; он опирается на костыль как знак преклонного возраста (при очевидно сильном теле) – в целом, символ напряженности мрачной меланхолии [dkes]

/ Книжная иллюстрация / — / — / — / © / [dkes с.хх]

лат. Saturnus

Один из древнейших римских богов (уже в 497 до н. э. ему был посвящён храм на Форуме на месте бывшего там алтаря). См. рис. Происхождение имени С., связывавшееся в народной этимологии с корнем sat, «сеять» (что делает его богом посева, семян, Varr. V 64; Macrob. Sat. I 10, 10), современными исследователями отвергается, как и определение его как хтонического божества мира мёртвых. Не позже начала 3 в. до н. э. стал отождествляться с Кроносом (пожирающим своих детей), что дало повод интерпретировать его как неумолимое время, поглощающее то, что породило, или как семя, возвращающееся в породившую его землю. Под влиянием представлений о Кроносе С., каковы бы ни были его первоначальные функции, стал почитаться как бог золотого века, один из первых царей Лация (куда, согласно версии мифа, он бежал, низложенный своим сыном Юпитером, и где был принят правившим там Янусом, разделившим с ним власть). С. научил своих подданных земледелию, виноградарству и цивилизованной жизни, почему вся страна стала называться «землёй С.» (Serv. Verg. Aen. VIII 319; 322; Macrob. Sat. I 7; 27-36; 8, 4-5). Посвящённый С. праздник сатурналии (17 декабря), первоначальный характер которого неизвестен, был в 217 до н. э. преобразован по образцу греческих кроний (Liv. XXII 1, 19). Во время праздника господа и слуги менялись своими обязанностями, воцарялось безудержное веселье карнавального типа, люди обменивались подарками — светильниками и глиняными фигурками, избирался шуточный царь сатурналий; эти праздники рассматривались как воспоминание о веке изобилия, всеобщей свободы и равенства, пользовались большой популярностью и постепенно растягивались до 5-7 дней. В храме С. хранилась государственная казна. Его паредре (женскому соответствию) Луа (Aul. Gell. XIII 23, 2) посвящалось оружие убитых врагов, возможно, для искупления пролитой крови и для отвращения её вредного влияния на посевы (Liv. VIII 1; Serv. Verg. Aen. III 139). Впоследствии женой С. считалась отождествлённая с Реей Oпc. Культ С. был мало распространён, в основном в Африке, где С. слился с местными ваалами и имел многочисленных жрецов и коллегии почитателей, главным образом из простого народа. В астрологии планета С. считалась холодной, мрачной планетой, наделявшей соответственными качествами людей.

Е. М. Штаерман

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Сатурн, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 6912 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 418 Словарь)]

www.symbolarium.ru