Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905). "Некрасов в живописи". Савицкого картина


Савицкий Константин Аполлонович | Русские художники. Биография, картины, описание картин

25 мая (6 июня по новому стилю) 1844 год, Таганрог – 31 января (13 февраля по новому стилю) 1905 год, Пенза

Художник-реалист. Представитель бытового жанра. В своих картинах изображал жизнь русского простого народа.

Отец Константина Савицкого был военным врачом.

В 1862 году Савицкий приступил к учёбе в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего слушателя. С 1864 года – полноправный академист.

Обучаясь в Академии, Савицкий получил порядка 6 наград – малых и больших серебряных медалей. В 1868 году была отмечена картина «Шарманщик» и эскиз «Распятия Христа» в 1869 году. Большой поощрительной медали были удостоены работы художника «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба» (1870). В 1871 году написал произведение «Каин и Авель», которое необходимо было выполнить по Академической программе, работа удостоилась малой золотой медали.

После окончания Академии художеств Константин Савицкий стал стипендиатом императора Александра II, повышая своё мастерство в Париже. Вернувшись в 1874 году из Парижа, создал одно из самых известных полотен «Ремонтные работы на железной дороге», в последствии купленное меценатом П.М. Третьяковым. Во второй половине 70-х вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, постоянно принимая участие в выставках.

творчество Савицкого стало широко известным различным слоям российского общества. Савицкий писал преимущественно многофигурные жанровые картины, безупречные в композиционном отношении; тяготел к пленэрной живописи; создавал также офорты и литографии.

С 1891 по 1897 годы русский художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1895 году получил звание действительного члена Академии художеств, а с 1897 – академик и директор рисовальной школы в Пензе (позднее она была преобразована в училище). Учениками Константина Аполлоновича Савицкого стали в дальнейшем выдающиеся художники: И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон.

Известные произведения Савицкого Константина Аполлоновича

Картина «Ремонтные работы на железной дороге» выполнена в 1874 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Пожалуй, картину эту можно сравнить с известным произведением И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Обе эти вещи рассказывают о тяготах того времени.

Большая группа рабочих с огромными тачками движется в разных направлениях. Они везут песок. Композиция спланирована таким образом, что рабочие движутся снизу прямо на зрителя, который видит их колоссальное напряжение. Груда сломанных тачек, не выдержавших тяжести, на переднем плане. Каждый рабочий перед зрителем отдельно, тут и отчаянный юношу, и богатырски сложенный, но также прилагающий неимоверные усилия рабочий, пожилой рабочий не может вытянуть свою тачку, один из рабочих обессилив повис в лямке. С обеих сторон преградой возвышаются насыпи железнодорожного полотна.

И только вдали виднеется перелесок, зелёная трава и голубое небо, но выход в ту сторону преграждает резко очерченная фигура десятника с палкой в руке.

Колорит и композиция картины усиливают идейный смысл произведения.

Картина «На войну» выполнена в 1888 году, находится в Русском музее. Савицкий создал множество картин-эпопей, наполненный драматическими событиями и тяготами русского народа. Влияние на выбор жанра Савицкого оказал его друг и наставник И.Н. Крамской. Русский художник создавал произведения, сложные по композиции.

Предшествующим событием к произведению стала русско-турецкая война 1877-1878 годов. Первый вариант картины, оконченный живописцем в 1880 году, на протяжении десяти лет работал над ним художник, дошёл до нас во фрагментах. В последующие восемь лет был выполнен второй вариант картины.

Перед зрителем сцена проводов на войну, трактованных как народное горе. На лицах крестьян безысходность. На полотне солдаты и провожающие их близкие в минуту расставания. Композиция построена так, что в группах изображённых людей нет определённого центра, все они взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая целостный сюжет.

  • Ремонтные работы на железной дороге

  • Море в Нормандии

  • Встреча иконы
  • У мирового судьи

rus-artist.ru

Савицкий Константин Аполлонович - картины художника, биография

Биография Константина Савицкогополна историй о путешествиях по Европе. Знаменитый русский художник родился в Таганроге 25 мая (6 июня), умер в Пензе (в 1905 году) — в семье военного врача. Произведения Савицкого пропитаны переживаниями, связанными с происходящими вокруг событиями, а также любовью к Родине. Также художник писал портреты, но они были немногочисленными. Он умел ярко передавать эмоции и заставить зрителя задуматься о том, что на самом деле происходит на картине.

Утро в сосновом лесу

Утро в сосновом лесу

Эту картину написали два художника — Иван Шишкин и Константин Савицкий. Коллекционером П. Третьяковым было стёрто имя Савицкого, который написал медведей, поэтому часто указывается авторство только Шишкина. Картина стало популярна, благодаря изображению животных в пейзаже: она детально изображает природу, увиденную автором на острове озера Селигер. Яркость получается, благодаря солнечному свету, который проглядывает сквозь деревья. Глубокие овраги, мощные вековые деревья в дремучем сосновом лесу контрастируют с ярким лучом солнца. Замысел картины исходил именно от Савицкого, а медведи получились очень удачно. Поэтому он расписался на полотне. Но карандашные наброски всё же принадлежат Шишкину. Картина стала крайне популярной, поэтому каждый, кто уважает искусство, должен знать эту историю.

На войну

Художник Савицкий Константин Аполлонович написал картину в 1888 году. Он хотел показать крестьянские образы с положительной стороны. Произведение написано под впечатлениями от русско-турецкой войны. Полотно имеет внушительные размеры, на написание потребовалось почти 10 лет. У картины было две версии, над второй художник работал 8 лет. Он трактовал проводы на войну, представляя их народным горем. Потрясающе изображены чувства близких людей, провожающих солдат. Есть версия, что полотно написано под влиянием творчества Сурикова.

У картины отсутствует единый центр. Есть несколько групп, у которых эмоции изображаются по-разному. Все они взаимосвязаны, поэтому создаётся впечатление целостности. Изображаются переживания отчаянных женщин, отправляющих своих мужей, матерей, разлучающихся с сыновьями. Каждому персонажу можно дать отчетливую психологическую характеристику.

Инок

Подобные произведения Константина Савицкого удивляют и наталкивают на размышления. Монах в чёрной рясе, который держит локоть на Библии, верба говорит о православном празднике (Вербное воскресенье). Стена украшена большим крестом. На картине изображена келья (место отдыха монахов), но персонаж находится в раздумьях, в его взгляде можно прочесть множество эмоций. Изображение на картине трактуется как муки выбора жизненного пути.

Интересно, что Савицкий задействовал натурщика, который затем станет революционером. Именно поэтому удалось изобразить такой точный типаж — мужчина в сомнениях, несогласный с окружающим миром. РПЦ трактовала эту картину как антиклерикальную и даже давала указание для исключения нескольких произведений из Википедии.

Мечты

В данной работе изображена 16-летняя девушка, которой явно не слишком интересны серьёзные науки. Она вытягивает руки — довольно легкомысленная поза. Другая трактовка — девушка охвачена различными эмоциями после прочтения книги, что лежит у неё на коленях. Само полотно вызывает неоднозначные мысли, наводит на размышления, заставляется задуматься.

Картины Константина Аполлоновича Савицкого оставили огромный след в русской живописи. Его творчество заслуживает обязательного внимания.

 

Также интересно:

surzhyk.org

Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905). - Ф_О_В

Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905). «Некрасов в живописи».

Сын военного врача из Таганрога Константин Аполлонович Савицкий был вынужден уйти из Академии художеств фактически сразу же после поступления в нее в 1862 году. Сказалась недостаточная подготовка даровитого юноши, стремившегося стать настоящим живописцем. После двух лет упорной самостоятельной работы Савицкий возвращается в Академию. Талантливый молодой художник уже успешно осваивает академический курс, регулярно получая за свои учебные работы медали различных достоинств. Более того, с 1871 по 1873 год он являлся стипендиатом императора Александра II.  Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) был разночинцем по происхождению. Учился Савицкий в Академии Художеств (1862–1873) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника. Был отчислен из Академии и претерпевал сильные материальные затруднения.Лето 1873 года Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где «возгорается» замыслом картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) — первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того «Бурлаков», Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни. Главным героем монументального полотна становится крестьянство. В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то «хоровое начало» (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок.  Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья — И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра. В созданных им во Франции картинах — «Море в Нормандии (Рыбак в беде)» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876) — он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Пробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист». 

Охотник 1874 холст, масло   

Созданные в последующие годы капитальные произведения художника — многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «Проводы на войну» (1880-88) — явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен — судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».

Встреча иконы (1878)

 Картина «Встреча иконы» может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880–1883). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, кто-то торопится, бежит. «В картине… сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы...», — писал В. В. Стасов.

  Над картиной «Проводы на войну  » Савицкий начал работать в 1880 году. Первый ее вариант художник впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) он стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа — семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи — сдержанны, мужественны, другие — во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.

Проводы на войну  (деталь)

Плачущий солдат 

«Плачущий солдат» – этюд к картине «Проводы на войну» (1888), находящейся в собрании Государственного Русского музея. Над картиной Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа — семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи — сдержанны, мужественны, другие — во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.Среди работ последнего периода наиболее интересны картины «Павшая лошадь (»Кормилица ты наша&quot" и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.Работа «Плачущий солдат» поступила в Смоленский музей в 1927 году из Государственного музейного фонда, ранее – собрание Высоцких (Москва).  

  Ремонтные работы на железной дороге.

Инок.

Беглый.

Море в Нормандии. 1875 (Рыбак в беде) 

Косино. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Осень в лесу. Досада мужика 1878   Масло, холст  

   В полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения. 

Путешественники в Оверни. 

Мечты

На Стрелке.  

 Спор на меже.

Панихида в 9-й день на кладбище  1885 

Дети с курочками 1872 холст, масло 

Из семейного архива.Не сошлись характером.

Отец.

Больная.Этюд

Худые люди Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В ожидании приговора суда 1895 

На окраине деревни. 1892.  

Работа художника-передвижника, показавшего унылую деревню, ободранных детей…

Девочка нищенка. 

Дети в избе.

На мельнице.1902

 

Павшая лошадь. («Кормилица ты наша») 

Больная лошадь.

Поле.

Молодая белоруска (1880). Этюд к картине «Аннушка».  

Крючник  1884

Крестьянка с корзинкой в лесу.

Крестьянин

С нечистым знаемся.

Клеть.

У себя на хуторе.

Зимний лес.

   Художник совершенствовался в Париже до 1874. С 1872 состоял членом и одним из активных деятелей Т-ва передвижных худож. выставок. Лучшие работы С. – жанровые картины с изображением нар. быта: «Ремонтные работы на железной дороге» (1874), «Погорельцы», «Темные люди» (1882), «На войну» (1880-88), «Спор на меже» (1897). Д. ч. АХ (с 1895), акад. живописи (с 1897). В 1891 переехал в Москву, преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, зетем – в Пензенском худож. уч-ще (с 1897 – дир.). Среди учеников С. – его сын Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. С 1862 выезжал в пригороды СПб. для отдыха и работы – на Карельский перешеек, в Токсово. Неоднократно бывал в окрестностях Луги: в усадьбе Домкино, принадлежавшей астроному С.П. Глазенапу; в дер. Калагановка, близ ст. Серебрянка. Лето 1872 провел вместе с И.Н. Крамским и И.И. Шишкиным в усадьбе Ильжо.  

У мирового суда. 

Христова милостыня (Беглые в Сибири)

Настоящий патриот, К.А. Савицкий писал в одном из писем В.Д. Поленову: «Что ни говори, а следует показать иностранцам жизненность и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной силы…» 

____________

   

Портреты художников -друзей Константина Аполлоновича Савицкого (Н. Грандковский — 1902)  и Ивана Ивановича Шишкина.  

 

К. А. Савицкий к И. И. Шишкину от 05.12.1897 г.

«Пенза. 5 декабря 1897

Дорогой Иван Иванович!

Спасибо тебе сердечное за приветственную телеграмму. Она сама по себе, как весть об академике1, обрадовала меня одинаково. Кто первый, добрая душа, поспешил оповестить меня, поделиться сочувствием? Добрый друг Иван Иванович, да еще семья Кирилла Викентьевича2, твоя телеграмма и письмо Лемоха пришли одновременно, получены были в мое отсутствие Лерой3,  которая вместе с детворой обставили эту радостную весть для меня очень торжественно! Купила цветов, и в букете нашел я поздравление. Ты, дорогой, знаешь, как существенно для меня теперь это звание — я радуюсь ему, утешен вполне, ценя поддержку Академии в дни, когда нуждаюсь в нем.

Вот мы и в Пензе, т.е. семья моя и я с двумя сотрудниками, преподавателями. Работаем не покладая рук. Ребята чудесные, дельные, всей душой отдавшиеся делу. Приискал я себе и делопроизводителя, симпатичного, молодого, окончившего Казанский университет естественником. Он же и преподаватель естественных наук. Штат преподавателей числом 11 и столько же служителей все скомплектовано, училище обставлено учебными пособиями, музей и библиотека устраиваются, и решено начать занятия с 7 января 98 г. Теперь же частным образом работают в отдельном классе 19 учеников, всех же прошений поступило сверх 90. Комплект для двух первых художественных классов определен в 120 учеников.

С местными властями, городским персоналом и обществом состою в ладах, радушие и дружелюбие такое, что иной раз даже мешают делу — приходится разрываться, чтобы поспеть на все зовы ответить визитами.

Наводя распорядки в училище, бывая всюду, я все-таки обрыскал и окрестности Пензы, часто бегаю на базарную площадь с альбомчиком и уделяю время мастерской, где главные холсты уже на подрамниках. Квартирка небольшая, но очень миленькая, веселая, а солнце слепит на снегу, зима чудная, леса и дали просто волшебные. Бог не без милости, дело пойдет. Вчера отписал Валериану Порфирьевичу4, облегчил свою душу, а то попечительский совет молчит, медлит с делами, а в Академии же может зародиться мысль, что мы бездеятельны.

Дорогой Иван Иванович, горячо обнимаю тебя, низко кланяюсь твоей дорогой семье, добрую Викторию Антоновну прошу иной раз черкнуть хоть коротенькое словечко о твоем здоровье и бодрости духа.

Сердечно твой К.Савицкий.

Жена шлет сердечный поклон.»

 «Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля (остров на озере Селигер). Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.  Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину.

Справедливости ради стоит сказать, что на карандашных набросках и эскизах этой картины, медведей рисовал сам И.И.Шишкин. Вот, например, один из его эскизов: 

 

  Так что К.А.Савицкий изобразил медведей по эскизам И.И.Шишкина.  

Многие жители России называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».Ещё одно ошибочное обиходное название — «Утро в сосновом бору». 

_________________

Портрет жены с сыном Георгием.

Портрет Е.К.Савицкой в детстве.

http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70120.htm 

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=4671  

http://www.artsait.ru/art/s/savicky/main2.htm  

http://artcyclopedia.ru/savickij_konstantin_apollonovich.htm 

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/66109-kto-narisoval-medvedej-na-kartine-shishkina-utro-v-sosnovom-lesu.html

http://agniart.ru/rus/item-22407~Art-prints-on-canvas-or-paper~Savitsky-Konstantin~Sick-Woman-Study-Art-print-on-canvas 

http://fotki.yandex.ru/users/stepanov-el/view/508240?page=5   

 

filov.mypage.ru

Савицкий К.А. «Ремонтные работы, на железной дороге». Описание картины.

«Ремонтные работы, на железной дороге» 1874 г. Холст, масло. 100 х 175 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Савицкого К.А. «Ремонтные работы, на железной дороге»

В этой картине художник сумел отразить общественное явление современной жизни – эксплуатацию обездоленного реформой 1861 года крестьянства.

Летом 1873 года Савицкий жил вместе с Крамским и Шишкиным в Козловске-Засеке под Тулой. Наблюдая за вчерашними крестьянами, прокладывающими полотно железной дороги, делал наброски, этюды отдельных фигур и лиц, например, «Рабочий с тачкой», «Голова крестьянина в повязке», «Поезд на железнодорожных путях».

Композиция картины отличается хаотичностью: на ней представлены много фигур людей беспорядочно, они пронизывают все полотно. Подневольные работники-крестьяне возят на деревянных тачках камни и землю. Видны их усталые лица, натруженные тела, истрепанные полинялые штаны и робы. Это люди, привыкшие к физическому труду на земле и не представляющие себе жизни без нее. Нельзя не заметить фигуру управляющего-надсмотрщика в красной рубахе – в центре на заднем плане. Дети и старики у него в подчинении. Только уходящие вдаль телеграфные столбы напоминают о названии картины.

Реализм и демонстрация жизни простого народа, характерные для художников-передвижников, в этой картине на высоте. Примитивные инструменты – тачки, лопаты и молоты – так же мало сочетаются с технологическим новшеством того времени под названием «железная дорога», как жизнь простонародья с жизнью высшей знати и дворянства.

Показанная на III передвижной выставке, картина пользовалась успехом и была приобретена Третьяковым. Это вернуло Савицкому веру в собственные силы. На средства, вырученные за картину, в 1874 году он совершил поездку в Польшу, Германию, Францию.

Лучшие картины Савицкого К.А.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905). "Некрасов в живописи": vasily_sergeev

Цитата сообщения ВЕнеРИН_БАШМАЧОКСын военного врача из ТаганрогаКонстантин Аполлонович Савицкий был вынужден уйти из Академии художеств фактически сразу же после поступления в нее в 1862 году. Сказалась недостаточная подготовка даровитого юноши, стремившегося стать настоящим живописцем. После двух лет упорной самостоятельной работы Савицкий возвращается в Академию. Талантливый молодой художник уже успешно осваивает академический курс, регулярно получая за свои учебные работы медали различных достоинств. Более того, с 1871 по 1873 год он являлся стипендиатом императора Александра II.Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) был разночинцем по происхождению. Учился Савицкий в Академии Художеств (1862–1873) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника. Был отчислен из Академии и претерпевал сильные материальные затруднения.Лето 1873 года Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где «возгорается» замыслом картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) — первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того «Бурлаков», Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни. Главным героем монументального полотна становится крестьянство. В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то «хоровое начало» (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок.  Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья — И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра. В созданных им во Франции картинах — «Море в Нормандии (Рыбак в беде)» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876) — он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Пробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист».

Охотник 1874 холст, масло

Созданные в последующие годы капитальные произведения художника — многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «Проводы на войну» (1880-88) — явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен — судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».

Встреча иконы (1878)

Картина «Встреча иконы» может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880–1883). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, кто-то торопится, бежит. «В картине... сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы...», — писал В. В. Стасов.

Над картиной «Проводы на войну  » Савицкий начал работать в 1880 году. Первый ее вариант художник впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) он стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа — семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи — сдержанны, мужественны, другие — во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.

Проводы на войну (деталь)

Плачущий солдат

«Плачущий солдат» – этюд к картине «Проводы на войну» (1888), находящейся в собрании Государственного Русского музея. Над картиной Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи - созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа - семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи - сдержанны, мужественны, другие - во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.Среди работ последнего периода наиболее интересны картины "Павшая лошадь ("Кормилица ты наша")" и "Спор на меже" (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.Работа «Плачущий солдат» поступила в Смоленский музей в 1927 году из Государственного музейного фонда, ранее – собрание Высоцких (Москва).

Ремонтные работы на железной дороге.

Инок.

Беглый.

Море в Нормандии. 1875 (Рыбак в беде)

Косино. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Осень в лесу. Досада мужика 1878 Масло, холст

В полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

Путешественники в Оверни.

Мечты

На Стрелке.

Спор на меже.

Панихида в 9-й день на кладбище  1885

Дети с курочками 1872 холст, масло

Из семейного архива.Не сошлись характером.

Отец.

Больная.Этюд

Худые люди Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В ожидании приговора суда 1895

На окраине деревни. 1892.

Работа художника-передвижника, показавшего унылую деревню, ободранных детей…

Девочка нищенка.

Дети в избе.

На мельнице.1902

Павшая лошадь. ("Кормилица ты наша")

Больная лошадь.

Поле.

Молодая белоруска (1880). Этюд к картине "Аннушка".

Крючник  1884

Крестьянка с корзинкой в лесу.

Крестьянин

С нечистым знаемся.

Клеть.

У себя на хуторе.

Зимний лес.

Художник совершенствовался в Париже до 1874. С 1872 состоял членом и одним из активных деятелей Т-ва передвижных худож. выставок. Лучшие работы С. – жанровые картины с изображением нар. быта: «Ремонтные работы на железной дороге» (1874), «Погорельцы», «Темные люди» (1882), «На войну» (1880-88), «Спор на меже» (1897). Д. ч. АХ (с 1895), акад. живописи (с 1897). В 1891 переехал в Москву, преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, зетем – в Пензенском худож. уч-ще (с 1897 – дир.). Среди учеников С. – его сын Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. С 1862 выезжал в пригороды СПб. для отдыха и работы – на Карельский перешеек, в Токсово. Неоднократно бывал в окрестностях Луги: в усадьбе Домкино, принадлежавшей астроному С.П. Глазенапу; в дер. Калагановка, близ ст. Серебрянка. Лето 1872 провел вместе с И.Н. Крамским и И.И. Шишкиным в усадьбе Ильжо.

У мирового суда.

Христова милостыня (Беглые в Сибири)

Настоящий патриот, К.А. Савицкий писал в одном из писем В.Д. Поленову: «Что ни говори, а следует показать иностранцам жизненность и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной силы…»

____________

Портреты художников -друзей Константина Аполлоновича Савицкого (Н. Грандковский - 1902)  и Ивана Ивановича Шишкина.

К. А. Савицкий к И. И. Шишкину от 05.12.1897 г.

"Пенза. 5 декабря 1897

Дорогой Иван Иванович!

Спасибо тебе сердечное за приветственную телеграмму. Она сама по себе, как весть об академике1, обрадовала меня одинаково. Кто первый, добрая душа, поспешил оповестить меня, поделиться сочувствием? Добрый друг Иван Иванович, да еще семья Кирилла Викентьевича2, твоя телеграмма и письмо Лемоха пришли одновременно, получены были в мое отсутствие Лерой3,  которая вместе с детворой обставили эту радостную весть для меня очень торжественно! Купила цветов, и в букете нашел я поздравление. Ты, дорогой, знаешь, как существенно для меня теперь это звание — я радуюсь ему, утешен вполне, ценя поддержку Академии в дни, когда нуждаюсь в нем.

Вот мы и в Пензе, т.е. семья моя и я с двумя сотрудниками, преподавателями. Работаем не покладая рук. Ребята чудесные, дельные, всей душой отдавшиеся делу. Приискал я себе и делопроизводителя, симпатичного, молодого, окончившего Казанский университет естественником. Он же и преподаватель естественных наук. Штат преподавателей числом 11 и столько же служителей все скомплектовано, училище обставлено учебными пособиями, музей и библиотека устраиваются, и решено начать занятия с 7 января 98 г. Теперь же частным образом работают в отдельном классе 19 учеников, всех же прошений поступило сверх 90. Комплект для двух первых художественных классов определен в 120 учеников.

С местными властями, городским персоналом и обществом состою в ладах, радушие и дружелюбие такое, что иной раз даже мешают делу — приходится разрываться, чтобы поспеть на все зовы ответить визитами.

Наводя распорядки в училище, бывая всюду, я все-таки обрыскал и окрестности Пензы, часто бегаю на базарную площадь с альбомчиком и уделяю время мастерской, где главные холсты уже на подрамниках. Квартирка небольшая, но очень миленькая, веселая, а солнце слепит на снегу, зима чудная, леса и дали просто волшебные. Бог не без милости, дело пойдет. Вчера отписал Валериану Порфирьевичу4, облегчил свою душу, а то попечительский совет молчит, медлит с делами, а в Академии же может зародиться мысль, что мы бездеятельны.

Дорогой Иван Иванович, горячо обнимаю тебя, низко кланяюсь твоей дорогой семье, добрую Викторию Антоновну прошу иной раз черкнуть хоть коротенькое словечко о твоем здоровье и бодрости духа.

Сердечно твой К.Савицкий.

Жена шлет сердечный поклон."

«Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля (остров на озере Селигер). Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину.

Справедливости ради стоит сказать, что на карандашных набросках и эскизах этой картины, медведей рисовал сам И.И.Шишкин. Так что К.А.Савицкий изобразил медведей по эскизам И.И.Шишкина.

Многие жители России называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».Ещё одно ошибочное обиходное название — «Утро в сосновом бору».

_________________

Портрет жены с сыном Георгием.

Портрет Е.К.Савицкой в детстве.

http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70120.htmhttp://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=4671http://www.artsait.ru/art/s/savicky/main2.htmhttp://artcyclopedia.ru/savickij_konstantin_apollonovich.htmhttp://www.bolshoyvopros.ru/questions/66109-kto-narisoval-medvedej-na-kartine-shishkina-utro-v-sosnovom-lesu.htmlhttp://agniart.ru/rus/item-22407~Art-prints-on-canvas-or-paper~Savitsky-Konstantin~Sick-Woman-Study-Art-print-on-canvashttp://fotki.yandex.ru/users/stepanov-el/view/508240?page=5

vasily-sergeev.livejournal.com

Художник Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905)

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905)

Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи Савицкий Константин Аполлонович был разночинцем по происхождению.1sm.jpgСавицкий Константин Аполлонович (1844-1905)

Учился в АХ (1862-73) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника.

Уже в годы ученичества он связал свою деятельность с ТПХВ, стал его экспонентом. За это академическое начальство отчислило Савицкого перед самым конкурсом на большую золотую медаль, что лишило молодого художника академического пенсионерства и поставило в трудное материальное положение.

Лето 1873 г. Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где "возгорается" замыслом картины "Ремонтные работы на железной дороге" (1874) - первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того "Бурлаков", Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни, сохраняя естественность и непреднамеренность жизненной сцены. Главным героем монументального полотна становится крестьянство.«Ремонтные работы, на железной дороге»1874.Холст, масло 100 х 175Государственная Третьяковская галереяМосква«Ремонтные работы, на железной дороге»1874.Холст, масло 100 х 175Государственная Третьяковская галереяМосква

В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то "хоровое начало" (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок.

Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья - пенсионеры АХ И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра.

В созданных им во Франции картинах - "Море в Нормандии (Рыбак в беде)" (1875), "Путешественники в Оверни" (1876) - он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Последняя многофигурная композиция интересна как развернутая жанровая сцена, где с большой наблюдательностью переданы различные социальные типы.«Море в Нормандии»1875Холст, масло 60 х 92Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанКазань«Море в Нормандии»1875Холст, масло 60 х 92Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанКазаньПробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах "Всемирная иллюстрация", "Пчела", "Художественный журнал", "Север", "Артист".«Беглый»1883Эскиз одноименной картины, экспонировавшейся на выставке "11-я ТПХВ. 1883-1884"Картон, масло. 18.2 x 34.8 смГосударственная Третьяковская галерея«Беглый»1883Эскиз одноименной картины, экспонировавшейся на выставке "11-я ТПХВ. 1883-1884"Картон, масло. 18.2 x 34.8 смГосударственная Третьяковская галерея

Созданные в последующие годы капитальные произведения художника - многофигурные картины "Встреча иконы" (1878) и "На войну" (1880-88) - явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен - судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее "Некрасовым в живописи", "печальником горя народного".«Встреча иконы»1878.Холст, масло 141 х 228Государственная Третьяковская галереяМосква«Встреча иконы»1878.Холст, масло 141 х 228Государственная Третьяковская галереяМоскваКартина "Встреча иконы" может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому "Крестному ходу в Курской губернии" (1880-83). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, к то-то торопится, бежит. "В картине... сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы..." - писал В. В. Стасов.«На войну»1888.Холст, масло 207,5 х 303,5Государственный Русский музейСанкт-Петербург«На войну»1888.Холст, масло 207,5 х 303,5Государственный Русский музейСанкт-ПетербургНад картиной "На войну" Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи - созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа - семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи - сдержанны, мужественны, другие - во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.

В 1891 г. Савицкий переехал в Москву, где наряду с творческой работой занимался преподаванием в МУЖВЗ. Но в полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся позднее, в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины "Павшая лошадь ("Кормилица ты наша")" и "Спор на меже" (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.Вести из дому. 1901Холст, маслоДнепропетровский художественный музей, УкраинаВести из дому. 1901Холст, маслоДнепропетровский художественный музей, УкраинаКрутой спуск. 1903Холст, масло. 71 x 89 смПензенская областная картинная галерея им. К.А. СавицкогоКрутой спуск. 1903Холст, масло. 71 x 89 смПензенская областная картинная галерея им. К.А. СавицкогоИллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ревизор». 1901Бумага, акварель, тушь, белила. 29 x 27 смДнепропетровский художественный музей, УкраинаИллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ревизор». 1901Бумага, акварель, тушь, белила. 29 x 27 смДнепропетровский художественный музей, Украина2sm.jpgСавицкий Константин Аполлонович (1844-1905)

http://www.artsait.ru/art/s/savicky/main.htmhttp://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=415

hist-etnol.livejournal.com

Художественная галерея Михаила Савицкого - Жизнь в новом цвете

Я в последнее время с постами в ударе, но хочется рассказать, что у меня в жизни происходит.

Я не люблю зиму, так как моментально замерзаю на улице во время прогулок, а для зимних видов спорта я просто - безнадежна. Я честно пыталась систематически ездить на катки, но продолжала упорно кататься в позе "зю" и бояться упасть, так что дзен на меня так и не сошел. Пыталась обучиться езде на горных лыжах, даже с инструктором каталась, но заканчивала носом в сугробе. Такие дела). А Сережа еще безнадежнее)))). Поэтому на зимнее время мы отложили культурную программу, когда в закрытых помещениях находиться наиболее комфортно.

Ранее мы посещали выставку фотографий, посвященной строительству метро в Минске, которая располагается в другом здании филиала этого же музея, а сегодня махнули посреди рабочего дня, чтобы немного развеяться, в основной корпус музея.

Так галерея выглядит снаружи. Располагается в здании городской усадьбы, где Савицкий раньше жил и писал свои знаменитые картины.

К сожалению художник уже умер, это произошло в 2010 на 89 году жизни, оставил 170 работ, 98 из них находятся в галерее. Я сфотографировалась на фоне его портрета.

Творчеству знаменитого художника, которого я люблю и очень уважаю, посвящен второй этаж галереи, а на первом проходят различные выставки современных художников и другие экспозиции.

Вообще-то современное искусство я не слишком воспринимаю, так как не понимаю его, но эта выставка мне понравилась, картины абсолютно сумасшедшие, но при этом "цепляющие", на них хочется смотреть снова и снова. В кабинете я повесила бы нечто подобное с огромным удовольствием.

А в центре зала была очень красивая елка с кучей подарков на полу, равнодушной меня она оставить не могла).

Ну согласитесь - обалденно же!

Выставка была персональная, к сожалению, я забыла фамилию художницы!((( Запомнила только имя - Зоя. Кроме картин Зоя работает с предметами интерьера, по-моему, у нее тоже здорово и необычно получается.

Журнальный столик.

Шкаф здорово бы смотрелся на даче.

Психоделическая детская.

Тут вообще мимими ,простите, других слов не нахожу. Но настолько же мило!!!

А этот стул остался из предыдущей выставки, было более ста креативных экземпляров. Оставшийся я окрестила "стулом Гауди". Такое ощущение, что его автор вдохновлялся пряничными домиками Гауди из парка в Барселоне. Как-нибудь обязательно запощу свою прогулку и вы сможете проверить мою догадку).

Дальше идет небольшая экпозиция быта белорусских аристократов, но она достаточно скудная.

Книга, кстати, почему-то на немецком, но явно раритетный экземпляр - вычурный готический шрифт и пожелтевшие страницы. Хотя я не исключаю, что может быть и искусственно состаренный новодел))).

На второй этаж вела добротная дубовая лестница.

А пол был устлан новым паркетом, я им залюбовалась, простите за нетрепетность к искусству, наравне с картинами. Очень красивый...

С творчеством Савицкого я знакома довольно давно, правда, по репродукциям - у нас дома был большой альбом белорусских художников, в котором ему была отведена солидная часть.

Творчество Савицкого можно поделить на три части. Первая - это социо-культурный быт селян и рядовых горожан.

Мне понравились фишечки от авторов организации экпозиции художника. Например, вот эта, чтобы было понятнее поясню. Картина называется "Реставраторы", отчетливо видно, как один из персонажей рассматривает потолок как фронт работ. И над картиной нанесена декоративная штукатурка таким образом, что из под нее будто проглядывает более древний слой, который и нужно отреставрировать. По-моему, неплохое чувство юмора.

И вообще в нескольких местах отошли от банального вывешивания картин, обожаю такой подход в музеях - это у немцев особенно заметно.

Например, "мастерская художника".

Вроде и мысль не революционная, но насколько интереснее смотреть!

Понравился витраж.

Вторая и самая известная часть творчества художника - картины, посвященные Великой отечественной войне. Спокойно на них смотреть невозможно, настолько точно подмечены ужасы лагерей.

Кроме того автор придумал особо хлесткие названия к своим картинам, сами по себе которые звучат обыденно, но придают картинам еще более сильное звучание. Например, "Ностальгия" - обычное мирное словечко, которое часто любят использовать художники. Но при этом изображен со спины истощенный заключенный, смотрящий вдаль сквозь колючую проволоку, а вдали ему видится родной дом.

Или вот "Поющие лошади" - люди, тянущие трупы таких же несчастных.

Танцующие с факелами.

Отбор.

Заключенный.

Все эти картины мне были хорошо знакомы, но все равно я не ожидала, насколько сильное впечатление они производят живьем. Не скрою, был момент, что я даже чуть не расплакалась.

Савицкий известен своими "партизанскими мадоннами". Посмотрите, какой яркий свет идет от картины - это не подсветка, а игра цвета.

Третья веха в его творчестве -это цикл картин, посвященных трагедии в Чернобыле.

Чернобыльская мадонна.

Галерея открыта была совсем недавно - в сентябре 2012, и я очень рада, что появилась возможность посмотреть на эти шедевры вживую.

hondra-alive.livejournal.com