Алексей Саврасов: жизнь и творчество художника. Саврасов картины


Художник передвижник Алексей Кондратьевич Саврасов. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

0savrasovПрирода, так щедро одарившая с ранних лет эту талантливую и самобытную личность, потребовала взамен довольно высокую цену, которую известный русский художник-передвижник Алексей Кондратьевич Саврасов, исправно выплачивал до своего последнего вздоха.

Своим появлением на свет А.К. Саврасов обязан родителям – Кондратию Артемьевичу, торговцу-галантерейщику и обычной мещанке Прасковье Никифоровне. Событие произошло 12 (24) мая 1830 года в Москве, и чрезвычайно обрадовало отца, надеявшегося, что его занятие торговлей обрело продолжателя, и со временем, Алексей приобщится к торговому делу. На момент рождения сына, Саврасовы (тогда еще Соврасовы), проживали в Гончарной слободе на Швивой горке, а вообще, в зависимости от того как шла торговля, семья часто переезжала, и проживала на Якиманке, на Пятницкой улице, некоторое время и у Калужской заставы.

К огорчению отца, у подрастающего сына напрочь отсутствовало стремление связывать свою жизнь с торговлей, и в лавке он трудился с большой неохотой, а когда выдавалась свободная минута, посвящал ее любимому занятию – рисованию. К 12 годам, юный Алексей Саврасов самостоятельно овладел основами работы акварелью и гуашью, правда, пока это были подражания Айвазовскому. Лавочники охотно скупали его романтические пейзажи. Деньги, заработанные таким способом, не укрощали гнев отца, и юноша, в очередной раз получив взбучку от отца, отправлялся на холодный чердак, где в холоде и часто без пищи, протекала его жизнь.

В 1844 году, 14-летний А. Саврасов зачисляется в состав Московского училища живописи и ваяния, но, не проучившись и года, покидает его. Сказалась и тяжкая болезнь матери, и упорное нежелание отца видеть сына в роли художника.

Недюжинный талант юного дарования не остался незамеченным, и в 1848 году, благодаря содействию высокого полицейского чина генерал-майора И.Д. Лужина, а также преподавателей и учеников училища, А. Саврасов возобновляет занятия в МУЖВ. В том же году, согласно отчетам учебного заведения, его отмечают как одного из первых учеников, а предоставленные эскизы признаются лучшими.

Поездка на Украину, состоявшаяся в 1849 году, была плодотворной, а созданные там работы, позволили, по мнению критиков, говорить о состоявшемся художнике. На следующий год, это мнение было окончательно утверждено решением Совета Московского художественного общества.

Первый брак молодого художника состоялся в 1857 году, и продлился 19 лет. От этого союза родились четыре дочери и сын, но одна из дочерей умерла в младенческом возрасте, другая, чуть позже.

В художественной жизни Москвы, А. К. Саврасов становится фигурой знаменитой, а в его доме собираются признанные во всех сферах искусства личности и меценаты.

Ряд поездок в Европу, состоявшихся в период 1862 – 1867 г.г., отразились на дальнейшем творчестве художника, и заставили его пристальнее взглянуть на красоту России, особенно дорогой его сердцу Москвы. Картины «Лосиный остров в Сокольниках» и «Сельский вид», считаются одними из лучших среди пейзажных работ 1860-х годов.

Постепенно, А. К. Саврасов все больше выезжает в провинцию, особенно в Поволжье. Поселившись с семьей в 1870 году в Ярославле, некоторое время все наслаждались наступившим покоем, но уже в феврале 1871-го, очередная смерть (вторая по счету) забирает новорожденную дочь. Тяжелый недуг одолевает жену. Кое-как смирившись внешне, мастер начинает работу над своим главным произведением – «Грачи прилетели». Доработанная в конце года в Москве картина, предопределила успех первой выставки Товарищества передвижных выставок, а художник прочно связал свое творчество с этой организацией.

В конце 1870-х, известный и признанный А. К. Саврасов, становится полностью зависимым от алкоголя, его картины хоть и пользуются спросом, но от них все более веет мраком. Сказались выпавшие на его долю испытания. Но даже после столь ощутимых ударов судьбы, появляются «Зимний пейзаж», «Рожь», «Весна. Огороды».

Следует постепенное падение личности, скитание по временным пристанищам, и почти голодная жизнь. Не принесла ему счастья новая семья, созданная совместно с гражданской женой, Е. М. Моргуновой, появившиеся дети. Ничем не смогли помочь и друзья. Нечистый на руку торговец, скупал за гроши его картины, тут же перепродавая их втридорога.

Полуслепой, преждевременно состарившийся гений, уходит из жизни в московской городской больнице для бедных. Смерть художника наступила 26 сентября (8 октября) 1897 года. Покоится прах усопшего на Ваганьковском кладбище.

 

Лучшие картины Саврасова А.К.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Алексей Саврасов – родоначальник реалистического пейзажа в России

Удивительно, как этот неуклюжий мощный суровый купеческий сын - Алексей Саврасов - тонко чувствовал и не менее тонко отражал на своих полотнах исконно русские пейзажи. Вот портрет Алексея Кондратьевича Саврасова работы Василия Перова.алексей саврасов Сурово, угрюмо, недоверчиво поглядывает на нас художник. Как будто спрашивает: «А что вам мои работы? Ведь там не изображается яркая итальянская природа, а только неодетые деревья весной, широкая Волга, виды на далекие монастыри или Кремль. Что вы видите в них?»

«Сельский вид», 1867 г.

Уже имея учеников, работая руководителем пейзажного класса в училище, Алексей Саврасов написал самую обычную деревеньку, расположившуюся на холмистых берегах узкой речушки, склоны которой покрывает мягкая трава-мурава.картины алексея саврасова На переднем плане пасечник, ульи и вишни в цвету (не только одни японцы видят красоту цветущей вишни), в то время как сами ветви деревьев еще обнажены. Они еще не покрылись листвой. Изящно и прихотливо изогнуты стволы и ветви, тянущиеся к небу. Оно наше - обычное, неяркое, несмотря на солнечный радостный день. Еще тянет от земли прохладой, а воздух, наполнивший картину, уже прогрелся. Речка, когда невольно следишь за ее течением, впадает в озеро или в более крупную реку. На горизонте расположена узкая светлая песчаная коса. С небольшого косогора к речке спускается нежно зазеленевшая березовая роща. Алексей Саврасов показал неброскую прелесть необъятных просторов, к которой так привык каждый русский человек.

«Лосиный остров в Сокольниках», 1869 г.

Из родной Москвы и удаляться никуда не пришлось в поисках дремучего леса. На первом плане перед нами привычные глинистые лужи, через которые переброшены гати, чтобы хозяин мог подойти к стаду коров, пасущихся на опушке соснового леса.алексея саврасова грачи прилетели С любовью смотрит Алексей Саврасов на зеленую опушку в отдалении и мощный клин соснового леса, который в нее врезается. И, как обычно, мы видим любимую деталь живописца – голые стволы мачтового леса, который скрывается у горизонта, сливаясь с темными облаками, клубящимися у земли. Само же небо меняет тональность от светло-золотистого в центре до насыщенного серо-голубого. Коренной москвич, Алексей Саврасов привык с детства видеть эти неброские краски Подмосковья. Наверное, даже когда он закрывал глаза, они стояли перед его мысленным взором.

Неодетая весна

Именно она изображена на небольшом полотне Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871). Настолько достоверно это изображение, что взгляд, как будто ты на улице, перебегает, не задерживаясь то от снега с проталинами и глубокими грязноватыми лужами, в которых отражается небо и кусты ивняка, растущие рядом, то вверх, туда, где в голубом просторе плывут облака того же оттенка, что и снег внизу.картины алексея кондратьевича саврасова Земное и небесное соединяются воедино. И надо всем стоит немолчный гам грачей, дерущихся из-за своих старых, чернеющих мощными ворохами веток гнезд на березах, и строящих новые. В воздухе пахнет талым снегом и весной. Обнаженные белые березки с тонкими ветвями графически прорисованы на фоне неба. Белая церковь с колокольней вдали и уходящие к горизонту поле и лес. Какой родной этот пейзаж, который мы наблюдаем везде и повсеместно в средней нечерноземной России, это его самый обобщенный образ. Картины Алексея Саврасова еще не раз отобразят лик начинающейся весны, но второго такого шедевра он уже не создаст. Да и кто еще такое напишет?

Картины Алексея Кондратьевича Саврасова

Предшественником Саврасова в изображении русского пейзажа можно считать А.Г. Венецианова. Но тематика этого певца природы больше склонялась к отражению крестьянской жизни, которую он видел у себя в усадьбе. Саврасов постепенно отходит от первоначальных романтических традиций, где деревья пишутся с пышными кронами, где стоят огромные валуны, поросшие невысокой травкой, а весь тон картины темен, и только слегка проблескивает нежная голубизна неба, покрытого тучами, – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854). Он начинает внимательно всматриваться в каждое время года, находя для себя в них особое очарование. Но более всего привлекают его внимание стволы, сучья, ветви деревьев. Их прихотливые изгибы, когда они тянутся к солнцу, их переплетения. Художника притягивает ранняя весна. «Половодье» (1868) – это великолепная картина пробуждающейся природы, которая «сквозь сон встречает утро года».половодье Березки чуть-чуть не затопил паводок. И вот они стоят, отражаясь в зеркале спокойной воды так, что, кажется, мы видим не просто их повторенье, а их корни, подобные кроне, которые иначе увидеть невозможно. Позже к этому приему придет Мауриц Эшер, который исследовал симметрию и бесконечность. Но новатором в этой области, не ставящим столь хитроумные задачи, был, несомненно, А.К. Саврасов. Художник воспитал много учеников, которые разлетелись из-под его крыла. Их имена и работы стали значительными вехами в русской живописи (К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров).

fb.ru

Алексей Кондратьевич Саврасов: картины, биография, фото художника

Алексей Кондратьевич Саврасов (12 (24) мая 1830, Москва — 26 сентября (8 октября) 1897, Москва) — русский художник-реалист, один из учредителей Товарищества передвижников, первооткрыватель жанра лирического пейзажа в русской живописи.

Особенности творчества Алексея Саврасова: личное, интимное восприятие природы; виртуозная работа с цветом и светом, позволившая передать уникальные состояния природы, в частности — особую прозрачность, подвижность весеннего воздуха.

Известные картины художника Алексея Саврасова: «Грачи прилетели», «Радуга», «Лосиный остров в Сокольниках (Сосновый бор)».

Печальным кругом замкнулась жизнь создателя известных каждому школьнику «Грачей», по которым непременно пишут сочинение. Но не обо всем школьники рассказывают в своих «сочинениях-описаниях по картине». Алексей Саврасов, создатель национального русского пейзажа, начинал как выходец из низов, первыми покупателями картин Саврасова были торговцы на Никольском рынке. В 24 года он стал академиком, по приглашению великой княгини Марии Николаевны писал у нее на даче. А в 67 лет умер в больнице для бедных — в нищете, лишенный семьи, опустившийся и спившийся.

Учиться живописи!

Сыну мещанина, торговца Кондратия Соврасова (именно так, через «о») никоим образом не светила карьера художника. Отец готовил Алексея к дельной профессии «по торговой части». А мальчик рисовал на любом попавшем в руки листке. Родители это не одобряли, а бабушка хвалила, хорошо рисовал малец. Однажды Алеша решился показать рисунки торговцам на рынке — их разобрали влёт и попросили принести еще.

Первым окном в настоящий мир живописи стало случайное знакомство с Александром Воробьевым, который посещал Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Как же об этом мечтал юный Алексей! Последовала череда домашних скандалов, и четырнадцати лет Алеша Соврасов поступил в училище. Деньги на обучение зарабатывал сам, всё так же сбывая торговцам на Никольском свои рисунки. Вскоре пришлось бросить учебу из-за болезни матери.

В 1848 году, когда мать уже умерла от чахотки, а отец привел в дом новую жену, совершенно не соответствовавшую классическому образу злой мачехи, Алексей вернулся в училище. Мачеха уговорила отца не противиться, поэтому теперь всё прошло гораздо мягче. С преподавателем Саврасову (так он начал писать свою фамилию в 50-х годах) повезло — он попал в класс Карла Рабуса, который учил своих студентов видеть величие и красоту природы.

Популярность картин художника Алексея Саврасова

Рабус старался отправлять своих учеников в путешествия, для чего помогал им с меценатами отыскать друг друга. Саврасов ездил в Украину, Крым, а оплачивал это коллекционер Лихачев с условием, что написанные в путешествиях картины принадлежат ему.

С 50-х годов в жизни начинающего художника наступает полоса удач: его картины на всех масштабных выставках. Критики величают Саврасова сильнейшим пейзажистом современности. В 1854 году княгиня Мария Николаевна посетила Московское училище живописи. Высочайшая особа внимательно осмотрела заведение и приобрела семь картин, в том числе две работы Саврасова. Из всего училища княгиня пригласила единственного художника провести лето у нее на даче в Сергиевке, между Петергофом и Ораниенбаумом. Совершенно верно, честь такая выпала именно Алексею Саврасову.

Княгиню в Сергиевке он видел редко. Когда в одну из встреч она спросила, как Саврасов представляет себе дальнейшую деятельность, где планирует жить, где работать, он признался, что хочет вернуться в Москву. Образованная, с тонким художественным вкусом, возглавлявшая Академию художеств Мария Николаевна безусловно намерена была покровительствовать ему в Петербурге. Но настаивать не стала. Кто знает, как бы сложилась судьба художника Алексея Саврасова, сделай он иной выбор во время того памятного разговора…

Но пока он все еще в любимчиках фортуны. В 24 года Саврасов становится академиком. Когда умирает Рабус, в 1857 году Саврасова приглашают преподавать в Училище. О его преподавании ходили легенды. Он мог весенним утром распахнуть окно, вдохнуть свежий воздух, окинуть взглядом собравшихся учеников и отправить их в московские парки «промыть глаза» и писать с натуры.

В этом же году Саврасов женился на Софье, сестре своего товарища по училищу Константина Герца. Брак их казался вполне благополучным до поры до времени. Софье исполнился 31 год, что по тем временам считалось немало. Она была старше Саврасова на 4 года. К мужу поначалу относилась с теплотой, хотя и без страсти, заботилась о нем, создавала по мере своих сил уют. Самого Саврасова считали суровым и непреклонным, хотя скорее он был стеснительным и замкнутым.

Семья и живопись в жизни Саврасова

Несмотря на официальный успех, богатым Саврасов даже в расцвете славы не был. Семья успешного художника жила на казенных квартирах, предоставленных училищем. Горечью и неизбывной болью супругов были многочисленные смерти детей. Самый первый ребенок Саврасовых родился в 1858 году и умер. Вторая дочь, Верочка, росла крепкой девочкой. В 1862 году годовалую Веру супруги оставили на родственников жены и уехали за границу на несколько месяцев: Саврасов был командирован для работы и изучения европейской живописи. Эта поездка оказала на него сильное влияние, причем он не примкнул к западным течениям, а напротив, нашел свой уникальный стиль.

Саврасов, по сути, стал первым русским лирическим пейзажистом, первым, кто сумел показать, что у природы нет «парадных» и «чернорабочих» нарядов. Его ученик Левитан называл Саврасова создателем национального русского пейзажа. Он окончательно отошел от академической традиции. В пейзажах Алексея Саврасова более не найти никакой «прилизанности», картины Алексея Саврасова — это не «без 5 минут Италия», как было принято в те годы. Это — Россия, не приукрашенная, такая, как есть, но изображенная с таким лиризмом, что сердце сжимается.

«Манер в живописи много, — говорил Саврасов. — Дело не в манере, а в умении увидеть красоту». У него такое умение безусловно было. Причем красоту он видел сам и показывал другим там, где до него никому не приходило в голову ее искать. Он любил весну, но его весна — не буйный в своем цветении май, а почти зимний март. Кажущееся однообразие, тающий снег, еще не проснувшаяся природа. Неужто в этом есть красота? Алексей Кондратьевич Саврасов ее показал на своих картинах. Мартовские пейзажи из-под его кисти выходили живыми, сияющими, наполненными особой музыкальностью…

Саврасов снова побывал в Париже на Всемирной выставке, принимал участие в издании «Курса рисования», активно участвовал в создании Товарищества передвижников. Безоговорочным показателем успеха стал интерес к картинам художника Павла Третьякова, обладавшего незаурядным вкусом и высоко ценившего картины Саврасова.

Семейная жизнь у Саврасовых текла чинно и благородно. Смущало Софи лишь то, что не могла она особо развернуться — достаток был редким явлением в их доме, да и дома своего как такового не было. 60−70-е годы были временем радости, творчества и трагедий — один за одним умирают трое новорожденных детей. Только в 1867 году родилась вторая выжившая девочка, Женни.

В начале 70-х художник открыл для себя Волгу. Волжские пейзажи и сегодня считаются его «фирменными». В Ярославле написаны самые известные картины Алексея Саврасова, в том числе легендарные «Грачи». Они и стали последним большим успехом Алексея Саврасова, дальше дела только ухудшались. Но пока он об этом не знал… Писал Волгу, часто уходил гулять с любимой дочерью Верочкой. Кстати, Вера унаследовала художественный талант отца, но Саврасов наотрез отказался обучать ее живописи. Он полагал, что ни доходов, ни счастья такое занятие не принесет. В его жизни так и случилось.

Падение Саврасова

Под конец 70-х Саврасов утратил благосклонность публики. Большинство его работ теперь воспринимались негативно, подвергались критике. И самое страшное — его выселили из казенной квартиры. В семье обострились конфликты. Исаак Левитан вспоминал: «Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим».

И Саврасов начинает пить, все более опускаясь. Параллельно у него возникли проблемы со зрением, иногда он вообще переставал различать окружающий мир. В 1877 году от него окончательно уходит жена с детьми. Некогда любимец публики, воспитавший плеяду известных художников, среди которых Коровин и Левитан, он всё глубже погружается в безысходное отчаянье. Саврасов на время сходится с простой женщиной, гораздо моложе его. Евдокия Моргунова родила ему двоих детей.

Помнившие о его таланте ученики и коллекционеры делают не одну попытку спасти гения, но удается это только на небольшой период — тогда вновь зажигается блеск в глазах и одряхлевший уже художник берет в руки кисть. Поклоннице его таланта Вере Киндяковой удается почти на два года вернуть Саврасова к нормальной жизни. Он живет у нее, снова пишет… Но срывается. В итоге на старости лет академик Алексей Кондратьевич Саврасов, бывший преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества, отмеченный благосклонностью самой княгини Марии Николаевны, пишет за еду и выпивку, сбывает свои рисунки торговцам на рынке — совсем как в детстве… Волшебной истории, «сделавшей всё хорошо», в жизни Саврасова более не произошло. Жизнь пошла под откос, но остались грачи и невыразимо светлые и печальные, а иногда мрачные и тоскливые, но всегда трогающие душу пейзажи Средней России.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Алексей Саврасов: жизнь и творчество художника

Алексей Саврасов (1830—1897) — русский художник-пейзажист.

Содержание

Биография Алексея Саврасова

Творчество Саврасова

Работы художника

Картины Алексея Саврасова

Библиография

Биография Алексея Саврасова

Художник родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).

Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895) — сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. В браке родилось четыре дочери и один сын. Одна умерла в детском возрасте от скарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие — Вера (род. 1861) и Евгения (род. 1867). В конце 1876 года брак распался. Жена уехала от него с дочерьми Верой и Евгенией в Санкт-Петербург к родной сестре Аделаиде Герц.

В 1887—1888 гг. Алексей Саврасов жил в Москве — с Верой Ивановной Киндяковой; написал в её квартире несколько картин.

С 1893 года до конца жизни Саврасов жил в Дорогомилово-Тишинском переулке, возле Плющихи, — с Екатериной Матвеевной Моргуновой (ок. 1856 — ок. 1920). У них родились двое детей — сын Алексей и дочь Надежда.

Творчество Саврасова

Ещё в ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса.

Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» он был удостоен звания неклассного художника.

На средства И. В. Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии. За программные работы этого года художника награждают похвальным листом.

Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы. В академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало романтическое направление, к нему был близок и учитель Саврасова.

В юношеских произведениях Саврасова — «Вид Москвы с Воробьевых гор» (1848, ГТГ), «Вид Кремля в ненастную погоду» (1851, ГТГ) — сказалось внешнее влияние романтизма. Однако пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.

Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.) привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика.

Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. С любовью он передает очарование летнего вечера на взморье, влажность морского воздуха в тени вековых валунов, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев.

В Москве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики.

Значительный этап в творческом развитии художника представляет картина «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859, Гос.. художественный музей Латвийской ССР). Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения. Спокойные линии берега, плавный силуэт купы деревьев, мягкий солнечный свет, озаряющий подмосковную долину.

Многие произведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и Костромой. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств. В пейзаже «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, «разливы рек, подобные морям».

В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения, и среди них — «Рожь» (1881, ГТГ), «Зимний пейзаж» (частное собрание), «Северная деревня», «Весна. Огороды» (1883, Пермская гос. художественная галерея).

Работы художника

  • Грачи прилетели. 1871
  • Грачи прилетели. 1879
  • Повеяло весной. 1890-е
  • Ранняя весна. 1880-е
  • Радуга. 1875-е
  • Зимний пейзаж. Оттепель. 1890-е
  • Ночное. 1871
  • Разлив Волги под Ярославлем.  1871
  • Ледоход. Пейзаж с фабрикой. 1880-1890-е
  • Распутица. 1894
  • Украинский пейзаж, 1849
  • Лесистый берег  реки Москвы, 1859
  • Рожь, 1881
  • Лунная ночь. Пейзаж с костром, 1880-1890-е
  • Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру, 1852

Библиография

  • Добровольский О. М. Саврасов. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 271 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, hrono.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Алексей Саврасов: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Алексей Саврасов: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

allpainters.ru


Смотрите также