Жорж Сёра: картины, биография. Сера картины


Художник Жорж-Пьер Сёра.

 Творческая деятельность Жоржа Сёра насчитывает менее десяти лет: он родился в 1859 году, а в марте 1891 года он внезапно кончался в возрасте тридцати одного года. Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи.

Жорж Сёра

 

  

  Жорж Пьер Сёра  (Seurat Georges) родился в Париже 2 декабря 1859 года в зажиточной, но несколько необычной семье. Его отец, Антуан Кризостом, был министерским чиновником. Рано выйдя в отставку, он большей частью жил один в своем втором доме в Ренси, под Парижем. В погребе дома Антуан обустроил молельню, где отдавал дань своей набожности, совершая богослужения (с садовником в качестве служки).

 Жорж видел отца только по вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу семьи и "исполнять супружеские обязанности". Между ними не было особой близости, что не помешало сыну унаследовать отцовские черты характера - замкнутость, независимость и скрытность.

 В детстве Сёра ничем не отличался от своих сверстников. Чуть повзрослев, заинтересовался искусством. В местной школе живописи под руководством скульптора Жюстена Лекьена он осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и репродукции с картин старых мастеров. У Лекьена он нашел себе первых друзей. Ими стали Эдмон Аман-Жан и Эрнест Лоран, позже получившие известность как художники-символисты.

 В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств. Здесь он учился у Анри Лемана. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, -это может многое сказать о его педагогических приоритетах. По сохранившимся студенческим работам Сёра тоже видно, как старательно молодой художник копирует линейную манеру Энгра. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. В 1879 году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнами Моне и Дега. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.

Жорж-Пьер Сёра. Голова девушки Голова девушки 1879

 Свободой художник наслаждался недолго. Вскоре его призвали на военную службу, и весь следующий год Сёра провел в 119-м пехотном полку, расквартированном в портовом Бресте. Служба оставляла время для досуга, и он продолжал настойчивые штудии, совершенствуя свое мастерство рисовальщика.

 В ноябре 1880 года Сёра демобилизовался и возвратился в Париж. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. О самой работе нам мало что известно, потому что до 1883 года Сёра не выставлялся. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Материальная поддержка со стороны родственников позволяла художнику спокойно доучиваться по собственной программе, не думая о куске хлеба.

 Поначалу Сёра вплотную занялся рисунком. Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. Период 1881-82 годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре. В эти же годы Сёра написал несколько портретов. Один из них ("Портрет Аман-Жана"), выставленный в Салоне 1883 года, удостоился сдержанных похвал.

Жорж-Пьер Сёра. КамнедробильщикиКамнедробильщики 1883

  Помимо живописи, Сёра много читал, жадно интересуясь новейшими теориями и открытиями в области оптики и стараясь проследить, как использовали законы оптики старые мастера. В частности, он внимательно изучил творчество Эжена Делакруа (1798-1863). В 1850-х годах Делакруа экспериментировал с цветом - наносил параллельными мазками чистые дополнительные цвета, не смешивая их друг с другом.

 Молодой Сёра предпочитал писать не на холсте, а на деревянных досках, делая небольшие этюды маслом. В 1883 году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне. Видимо, сыграл свою роль и тот факт, что Аман-Жан и Лоран, вместе с которыми он начинал как художник, уже успели не без успеха выставить свои картины в Салоне. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Эти места привлекали многих импрессионистов -отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд.

Жорж-Пьер Сёра. Купание в АньереКупание в Аньере

  На "Купание в Аньере" Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). Вскоре состоялась его выставка, где Сёра, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике. В отзывах о выставке царил разнобой. Один из критиков даже назвал работы "независимых" "неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными". И все равно Сёра был счастлив. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.

  После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели "независимые". Посещая их собрания, он тихо сидел в сторонке, посасывал свою трубку и наблюдал за происходящим. Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании. Наиболее яркой личностью в ней был Поль Синьяк, художник-самоучка, выросший на традициях импрессионизма. Он проявил огромный интерес к "пуантилизму" (или - "дивизионизму") Сёра. Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал новаторские идеи Сёра. И в немалой степени именно благодаря его усилиям Сёра впоследствии признали основателем нового течения в живописи.

Точка. Точка. Рядом точка. Вышел облака кусочек. Синий цвет на землю тенью Лег в среде земных растений. Точки в небе. Точки в почве. Точки в солнце, В черной ночи. Этот радостный "Канкан" - Был художник, видно, пьян. Он игру придумал эту. Сам судьбу свою сыграл. Стал поэтом средь поэтов - Точкой жизнь нарисовал. Рвутся связи. Рвутся нити. Все друзья ушли в обитель, Где нет красок, Нет кистей Для разлития страстей По холсту И на палитре, Нервной нотой на пюпитре Точка в точке расцвела. Оказалось - Жизнь прошла… Александр Макаренков

Жорж-Пьер Сёра. Воскресная прогулка на острове Гранд-ЖаттВоскресная прогулка на острове Гранд-Жатт

  Тем временем сам художник приступил к работе над еще одним большим полотном: "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт". Он писал картину на маленьком островке рядом с Аньером - как всегда, очень тщательно и методично. На ее создание художник потратил почти два года. В 1886 году Сёра показал свой шедевр на восьмой (и последней) выставке импрессионистов.

  "Гранд-Жатт" произвел форменный фурор. Морис Эрмель назвал это полотно "манифестом живописи и знаменем новой школы". Это положение развил Феликс Фенеон. Фенеон стал подарком судьбы для Сёра - он лучше других понял значение его поисков в контексте всей истории живописи. Фенеон писал, что старое течение (импрессионизм) исчерпало себя, и на смену ему приходит новая волна художников, названных им неоимпрессионистами. Лидером и душой неоимпрессионистов критик "назначил" Сёра. Тут, на его взгляд, и спорить было нечего.

  Триумфальное шествие полотна "Гранд-Жатт", между тем, продолжалось. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке "Группы двадцати", собравшей бельгийских художников-новаторов. Синьяк писал: "Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой успех для нас. Картину Сёра невозможно было рассмотреть, ее всегда окружали тучи зрителей".

Жорж-Пьер Сёра. Белая собакаБелая собака 1884-1885

  Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать "пуантилистскую" манеру Сёра. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, - вызывало ревность. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех "товарищами".

Жорж-Пьер Сёра. Поле люцерны в Сен-ДениПоле люцерны в Сен-Дени 1885-1886Жорж-Пьер Сёра. Мост в Корбевуа Мост в Корбевуа1886-1887 Жорж-Пьер Сёра. Парад-аллеПарад-алле 1888Жорж-Пьер Сёра. Воскресенье в Порт-ан-БессенВоскресенье в Порт-ан-Бессен 1888Жорж-Пьер Сёра. Эйфелева башня Эйфелева башня 1889Жорж-Пьер Сёра. Пудрящаяся женщинаПудрящаяся женщина 1889-1890

  Скрытность Сёра распространилась и на его личную жизнь. В 1888 году он влюбился в белошвейку Мадлен Кноблох. Сёра скрывал роман и от друзей, и от родных. В феврале 1890 года Мадлен родила мальчика. Сёра дал ему имя, зеркально отражавшее его собственное, - Пьер Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали.

  В марте 1891 года художник заболел во время подготовки к очередной выставке Общества независимых. Буквально за три дня Сёра "сгорел" - как предполагается, от менингита. Похоронили его в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез.

Жорж-Пьер Сёра. Цирк Цирк1890-1891   В последних произведениях Сёра еще больше чувствуется стремление к синтетизму и стилизации. Упругая гибкость криволинейных силуэтов свидетельствует о влиянии модерна.

После возвращения из армии Сёра в течение нескольких лет оттачивал свое искусство рисовальщика. Он делал множество набросков и эскизов к картинам, есть у него и самостоятельные рисунки. Художник очень любил сочетание черной пастели с бумагой "мишле". Пастель он предпочитал, потому что она не крошилась, а бумагу "мишле" ценил за ее фактуру. Если нанести на такую бумагу тонкий слой пастели, сквозь краску будет проступать белая сетка. На лучших рисунках Сёра нельзя рассмотреть ни линий, ни контуров. Этого художник добивался за счет втирания пастели в бумагу или нанесения разнонаправленных пересекающихся штрихов. Очень часто изображенные Сёра фигуры находятся в каком-то странном, загадочном окружении, что является данью очень модному в то время символизму.

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки

Сёра, ЖоржАнтичная головаОколо 1875310 x 240 ммУголь на бумагеНью-Йорк. Собрание СэмюелсНеоимпрессионизмФранция

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки

Сёра, ЖоржАнтичная статуя: Сатир с козойОколо 1877636 x 484 ммУголь на бумагеНью-Йорк. Собрание РозенбергНеоимпрессионизмФранция

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки

Сёра, ЖоржОбнаженныйОколо 1877213 x 118 ммПеро и коричневыe чернила на бумагеЧастное собраниеНеоимпрессионизмФранция

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки

Сёра, ЖоржЖенщина с ребенкомОколо 1880-1881159 x 102 ммСоус на бумагеНью-Йорк. Собрание ЛьюитНеоимпрессионизмФранция

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки

Сёра, ЖоржПолулежащая женщинаОколо 1880-1881180 x 230 ммСоус на бумагеНью-Йорк. Собрание ВуднерНеоимпрессионизмФранция

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки

Сёра, ЖоржМужчина возле дерева1884-1885615 x 475 ммСоус на бумагеВупперталь. Музей фон дер Хейдт, Собрание графикиНеоимпрессионизмФранция

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки

Сёра, ЖоржСтоящая мoдельОколо 1887297 x 225 ммСоус на бумагеНью-Йорк. Музей Метрополитен, Отдел рисункаНеоимпрессионизмФранция

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки

Сёра, ЖоржПортрет Поля Синьяка1890345 x 280 ммСоус на бумагеЧастное собраниеНеоимпрессионизмФранция

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки

Сёра, ЖоржМаленький Форт Филипп1890220 x 280 ммСоус на бумагеЧастное собраниеНеоимпрессионизмФранция

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки

Сёра, ЖоржРайский концерт1887297 x 229 ммСоус на бумагеАмстердам. Государственный музей (Рейксмузеум) Крёллер-МюллерНеоимпрессионизмФранция

Ужин. Портрет отца (Жорж Пьер Сёра)

Художник Жорж-Пьер Сёра.

Seurat Woman Seated by an Easel, ca 1884-88, 30.5x23.3 cm,. Сера, Жорж

Жорж Сера: Seurat Woman Seated by an Easel, ca 1884-88
 
Seurat Georges Castle in park Sun. Сера, Жорж
Жорж Сера: Seurat Georges Castle in park Sun

art.mirtesen.ru

Жорж Сёра, картины и биография художника

Жорж-Пьер Сёра (фр. Georges-Pierre Seurat; 2 декабря 1859 года, Париж — 29 марта 1891 года, Париж) — основатель неоимпрессионизма, французский художник, который ввел в живопись метод создания картин посредством нанесения на холст множества рядом расположенных точек чистых контрастных цветов (пуантилизм, или дивизионизм). Неоимпрессионизм оказал влияние на многих известных живописцев того времени.

Особенности творчества художника Жоржа Сёра: «точечный» метод создания картин, монументальность и вневременность его полотен, что кардинально отличает неоимпрессионизм от импрессионизма, призванного запечатлеть мгновение. У Сёра мгновение скорее становится вечностью. Научный подход к созданию картин, отрицающий ключевую роль художника, но провозглашающий основой живописи сформулированные им законы пуантилизма (по крайней мере, в теории — на практике заменить художника методом Сёра не смог). Работа в мастерской, а не на пленэре.

Известные картины Жоржа Сёра: «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», «Купание в Аньере»

А если бы Жорж Сёра прожил не 31 год, а хотя бы раза в два больше? Неоимпрессионизм вспыхнул и погас, но внёс неотменяемые изменения в мировую живопись. И дело не только в технике нанесения точек, которую с легкой руки Сёра применяли многие известные художники, но и в том, что Сёра (как и Ван Гог) вышел из импрессионизма и при этом знаменовал завершение его эпохи.

Да что вы знаете об интровертах?

Далеко не все художники отличались дружелюбным нравом и общительным характером. Более того, признаем честно, это скорее исключение в среде художественной богемы. Но Сёра даже на этом фоне выделялся чрезмерной замкнутостью и нелюдимостью. К примеру, о наличии у человека сына и жены, как правило, окружающие узнают несколько раньше, чем он помирать изготовится. А вот Сёра свое семейство представил родителям именно в этот момент. Ему шел 31-й год, у него обнаружили менингит, он «сгорел» буквально за три дня и перед смертью рассказал, что модель Мадлен Кноблах, изображенная на картине «Пудрящаяся девушка», родила ему сына. Ребенок умер вскоре после отца.

О его жизни вообще известно немного. В отличие от большинства импрессионистов, Сёра не пришлось столкнуться с финансовыми проблемами, он — выходец из обеспеченной семьи, мать его обожала и готова была оплачивать любые увлечения сына. В детстве Жорж с матерью жил в Париже, а отец, бывший министерский чиновник — в загородном доме, где в молельне, устроенной в собственном погребе, совершал богослужения. Семью он навещал раз в неделю. Странный был человек… Сын пошел в него характером.

Преодолевать сопротивление семьи, чтобы учиться живописи, Сёра не пришлось, поскольку спорить с его желанием или придумывать «достойное дело жизни» родители не стали. Трудиться ради заработка ему тоже не было нужды. Азы искусства Жорж Сёра осваивал под началом скульптора Жюстена Лекьена. Сложностей с поступлением в Школу изящных искусство тоже не возникло. Благополучный отпрыск богатого семейства, обожаемый маменькой и щедро снабжаемый отцом деньгами, по логике, должен был стать традиционным художником. Возможно, так бы и случилось: он учился у Лемана, восхищался Энгром и в совершенстве овладел академическими навыками.

Об истоках пуантилизма

Учился Сёра вовсе не блестяще и Школу изящных искусств оставил через два года. Главным плюсом учебы для него был доступ к научной литературе. В частности, Сёра тщательно проштудировал работу тогдашнего директора школы Шарля Бланка «Грамматика искусства рисования». Бланк описал законы цвета и света, из которых Сёра вывел свой метод — пуантилизм (фр. pointillisme, от «точечность», point — точка). Он тесно переплетен с дивизионизмом (фр. divisionnisme, от deviser — делить), часто их определяют как синонимы. Этот метод включает разложение сложного цвета на чистые цвета, которые наносятся на холст в виде близко расположенных точек, в результате чего возникает особенная глубина цвета и всевозможные цветовые эффекты. На Сёра оказал значительное влияние труд Шевреля о сочетании расположенных рядом контрастных цветов.

Жорж Сёра невысоко ценил значение индивидуальности, считая, что искусство нужно теоретизировать, вычленить определенные закономерности, а дальше абсолютно любой сможет создавать шедевры. С этим он, конечно, ошибся, равно как и с научным, как ему казалось, подходом к цвету и линиям, но ошибка удалась на славу.

Неоимпрессионизм: одна, но пламенная страсть

Поворотным моментом стала четвертая выставка импрессионистов. Жорж Сёра посетил ее в 1879 году и был очарован картинами Моне и Дега. Это подтолкнуло к собственным исканиям.

Мы знаем, что Сёра служил в армии и совмещал это с уроками рисования, что по возвращении он снял мастерскую со своим другом Аман-Жаном. Известно также, что впервые выставился Сёра в 1883 году с картиной «Купание в Аньере», в которой он применил свой метод нанесения цветных точек. Салон отклонил картину, а обидчивый Сёра навеки отклонил официальный Салон, не желая больше никогда о нем слышать и, как неоднократно случалось с отверженными Салоном, подался к «независимым».

Современники сходятся в одном: нелюдимый и необщительный Сёра мог на протяжении всего вечера в шумной компании молчать, отвлеченные разговоры его вообще не интересовали. Но едва затрагивалась тема живописи, он становился агрессивным, даже диким, и в далеко не тактичной манере пояснял окружающим, «как оно на самом деле», а любые альтернативные мнения считал неуместными и приходил от них в настоящую ярость. Свой подход он полагал научным и был художником-интеллектуалом, его кистью управляли разум и метод, а не инстинкт и сердце. Изложением теоретических основ своего метода Сёра не занимался, эту задачу выполнил сначала его товарищ и соратник Поль Синьяк, позже — арт-критик Феликс Фенеон, которому принадлежит термин «неоимпрессионизм». А Камиль Писсарро называл метод Сёра «научным импрессионизмом» в противоположность интуитивному и романтическому импрессионизму как таковому.

«В Париже есть сейчас только один молодой человек, который пишет так же хорошо, как я, — Жорж Сёра», — говаривал Гоген. Сёра же вообще предпочитал никого не хвалить. Да и распространение его методики автора отнюдь не радовало. С одной стороны, он, конечно, ратовал за научный подход и высказывался насчет того, что личность не имеет значения. С другой — очень злился на последователей за то, что они «воруют» его метод.

В технике пуантилизма писали Писсаро, Синьяк, Матисс, Ван Гог, Дерен, Гоген, Лотрек и другие. Хотя единственно верным последователем неоимпрессионизма оставался исключительно сам Сёра.

Прочь от импрессионизма и вершина славы

Жоржа Сёра не устраивала мимолетность импрессионизма, он не хотел воспевать сиюминутные радости, а желал ухватить нечто постоянное, незыблемое. Работы Сёра выделяет серьезное, тщательное просчитанное отношение к композиции. Он писал множество набросков и этюдов, прежде чем перейти к окончательному варианту. Из его картин изгнано всякое движение — воздуха, времени, человека. Они монолитны и неподвижны. Даже когда речь идет об изображении плящуших канкан девиц, они словно замерли в моменте. Импрессионисты — большие любители водных пейзажей. Но даже в этом Сёра пошел своим путем. Писать море он отправлялся не на благословенный красочный юг Франции, а в северные края, где море холодное и суровое, а природа чрезвычайно сдержанна.

На последней, восьмой выставке импрессионистов, в 1886 году Сёра ожидал самый громкий в его жизни триумф. Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», над которой он работал в течение двух лет, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Критики говорили, что в ней объявлен манифест новой живописной школы. Потом «Остров» можно было увидеть на Салоне независимых осенью 1886 года и на выставке бельгийской «Группы Двадцати». Везде к работе Сёра невозможно было пробиться из-за многочисленных зрителей.

Неоимпрессионизм стал популярен, Сёра по этому поводу очень злился и даже старался впредь уклоняться от участия в выставках, чтобы коллеги художники не похищали его идеи. Это, конечно, не сработало — волна неоимпрессионизма окатила многих и схлынула. Но вопрос, что бы изменилось в живописи, если бы Сёра прожил не 31 год, а раза в два больше, остаётся. Однако и за столь короткую жизнь произвести революцию в искусстве он успел. И кубисты, и абстракционисты признавали неотменяемое влияние, которое на их становление оказали «цветные точки» Жоржа Сёра.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Все интересное в искусстве и не только.

Жорж-Пьер Сера 1859-1891, французский живописец, родился в Париже. Учился в Школе изящных искусств в 1878-1879 годах. Его учителем был ученик Жан-Огюст-Доминик Энгр . Молодой Сера находился под сильным влиянием Рембрандта и Франсиско де Гойя . Творческая деятельность Жоржа Сёра насчитывает менее десяти лет: он родился в 1859 году, а в марте 1891 года он внезапно кончался в возрасте тридцати одного года. Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи.

Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую.

Сёра, как и его друг — художник Синьяк, тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка.

В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере».После того, как его живопись была отклонена Парижским Салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа.

В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали Сосьете де Артиста Индепендэнтса. Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой — «Островом Ла Гранде Жатта».

В определенный период Сёра живет с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Jeune femme se poudrant».

Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита, пневмонии, инфекционному эндокардиту, и/или (наиболее вероятно) дифтерии. Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен он на кладбище Пер-Лашез

tanjand.livejournal.com

Жорж Сёра: картины, биография

Жорж Сера (1859-1891)

Жорж Сера

 Во второй половине XIX века в литературе и изобразительном искусстве Франции и других европейских стран одно за другим развиваются различные художественные направления, знаменующие решительный отход от официального натурали­стического метода изображения действительности. Привычные формы все более кажутся художникам омертвевшей шелухой, которую необходимо устранить, чтобы увидеть настоящие живые ростки. Одни мастера при этом больше доверяли своей фантазии, другие стремились к открытию объективных зако­нов образования формы и цвета. И все сталкивались с непониманием критики и широкой публики, так как их произведения были слишком неожиданными для консерватив­ного общественного вкуса и воспринимались как создания неумелой кисти или нелепые выдумки. Такова, например, была судьба импрессионистов, которые рутине повседневности противопоставили силу и свежесть первого, мимолетного впечатления. С таким же отношением встретился и Жорж Сера, один из крупнейших французских художников XIX сто­летия, перешедший от интуитивных открытий импрессиони­стов к осмыслению закономерностей нового художественного видения. Ныне кажется забавным историческим парадоксом: что именно тех мастеров, которые настойчиво стремились к правдивому изображению действительности, стараясь освобо­дить искусство от фальшивых условностей, зрители и критика воспринимали как недоучек и шарлатанов.

 

Жорж Сера родился в семье судебного пристава Антуана Сера. Отец, занятый служебными делами, редко бывал дома. Брат и сестра были намного старше Жоржа и вскоре зажили своими семьями. Поэтому большую часть своей недолгой жизни художник прожил одиноко со своей матерью. В 1875 году он поступил в маленькую муниципальную школу, которой руководил скульптор Жюстин Лекэн, а с марта 1878 по ноябрь 1879 года занимался в Школе изящных искусств в классе Анри Леманна, посредственного ученика Энгра. Здесь Сера выделялся замечательными штудиями античной скульптуры, произведений мастеров эпохи Возрождения и рисунков Энгра. Во время прохождения военной службы (с ноября 1879 года по ноябрь 1880) он от культурно-исторических сюжетов перешел к изображению повседневности, жизни современного города.

Сильнейшее впечатление на молодого художника произвела Четвертая выставка импрессионистов. Вверяясь чувству, эти мастера писали свои картины мазками чистых, звонких красок, которые, по их мнению, лежат в основе эмоциональ­ных впечатлений зрителя от действительности и от искусства. Они, конечно, признавали, что в природе цвета чаще всего смешаны и выглядят более скромно; однако считали необходи­мым в живописи разлагать естественные краски и формы на изначальные компоненты, чтобы изображение выглядело как трепетное видение мира, еще не успевшего окостенеть в привычных очертаниях, первозданного и волнующего в своей зыбкости и случайности. Сера отдал дань этому стилю. Однако он сразу начал задумываться о том, насколько правомерен такой подход. Как настоящий художник он опасался всякого произвола в искусстве, перерождения подлинного чувства в безответственную моду. В поисках универсальной, объектив­ной художественной теории цвета он занялся чтением науч­ных трактатов по оптике, изучал живописное и литературное наследие Делакруа, много времени посвящал черно-белому рисунку. В результате этого за несколько лет ему удалось раз­вить свой собственный стиль, который сам художник назы­вал цветосветовым, а потомки — неоимпрессионистическим.

Белый солнечный свет складывается из лучей всех цветов спектра. Справедливо поэтому в изображении действительно­сти исходить из несмешанных цветов. Но картина мира, построенная на таких научных основаниях, естественно, долж­на быть стройной, законченной и закономерной, а вовсе не случайным сиюминутным впечатлением, как у импрессиони­стов. Чтобы преодолеть ощущение случайности и зыбкости, Сера отказался от волнующейся импрессионистической сутолоки разнообразных мазков, сделав их регулярными, словно кирпичная кладка. Из такого прочного материала можно было вновь, как в античные и ренессансные времена, созидать формы, благородно завершенные, правильные, полные мону­ментального величия и значительности. Такой совершенно неожиданно предстала перед глазами зрителей современная жизнь на большом полотне Сера «Купание в Аньере», испол­ненном в 1883—1884 годах и впервые ярко показавшем новое направление его поисков. Однако вместо того чтобы преиспол­ниться гордости, зрители испытали негодование. Картина была отвергнута Салоном 1884 года и экспонировалась на выставке Группы Независимых художников. Так назвали себя мастера, искавшие новых путей в искусстве, не понятые официальной критикой и публикой.

На встречах Независимых, которые были предприняты ради организации постоянно действующего Общества Независимых художников, Сера познакомился с Полем Синьяком. Взгляды этого мастера были близки Сера, и его поиски в искусстве устремлены в сходном направлении. Поэтому их содружество оказалось очень плодотворным, оно помогло Сера уточнить свои теоретические взгляды и усовершенствовать живописную технику. Часто даже говорят, что неоимпрессионизм родился в результате обмена идей между Сера и Синьяком. Во всяком случае только написанная в 1886 году большая картина Сера «Воскресный полдень на острове Ля Гранд-Жатт» демонстри­рует его зрелый неоимпрессионистический стиль, основанный на пуантилистской технике. Пуанте ль — это нанесение краски не мазками, а множеством маленьких точек. Мазок предпола­гает изображение материальной поверхности предмета, окра­шенной в определенный цвет. Но ведь глаз, считал Сера, не воспринимает предметный мир как таковой, а только отража­емые им мириады цветных лучей, которые, смешиваясь между собой, создают представление об окраске и форме вещей. Поэтому правдивым изображением действительности будет такое, которое, развеяв иллюзию осязательного, вещного восприятия, представит ее как светоносное красочное видение. При этом форма предметов вовсе не подвергается растворе­нию. Наоборот, построенная на научных основаниях теория света и цвета позволяет передать ее куда более последователь­но и убедительно, чем с помощью свето- или цветотени, которыми обычно пользовались художники. И в самом деле, новое полотно Сера, изображающее отдыхающую и прогулива­ющуюся на берегу городскую публику, хотя и написано маленькими цветными точками, поражает небывалой пласти­ческой мощью. Небольшое пространство картины столь реши­тельно противостоит объемам, что делается ощутимой его безграничная световоздушная природа. Вещи же, на которых, словно железные опилки на магните, сгущаются цветные лучи-точки, кажутся обладающими собственной формообразу­ющей. силой, причем их спокойные величественные очертания говорят о космическом размахе этой силы. Вместе с тем «Воскресный полдень...» — первое полотно Сера, где величе­ственное спокойствие форм вступает в сатирическое, немного карикатурное противоречие с их уродливостью. Пока это лишь отдельные мотивы и намеки, но в последующих произведени­ях эта тема получит подробную разработку.

Еще в 1885 году к Обществу Независимых примкнули один из лидеров импрессионизма Камил Писсарро и его сын Люсьен. Старший Писсарро уговорил Сера экспонировать «Воскресный полдень...» на Восьмой выставке импрессиони­стов. Картина была не понята и осмеяна широкой публикой и критикой. Но среди тех, кто оценил ее, были Ван Гог, бельгийский поэт-символисг Верхарн и молодой критик Фе­ликс Фенеон, который стал глашатаем нового направления и дал ему название — неоимпрессионизм. В том же году Сера показал свое полотно на выставке Независимых и в Брюсселе, на выставке так называемого Общества Двадцати. После этого ряд бельгийских художников примкнул к неоимпресси­онистическому движению.

Заключительный этап творчества Сера связан с нарастани­ем гротескных, карикатурных элементов и с тем влиянием, которое оказала на него полунаучная-полумистическая эстети­ческая теория Шарля Анри о символическом значении линии и цвета. Согласно этой теории всякому цвету и направлению линии в художественном произведении присуща определенная и постоянная эмоциональная выразительность. Упрощенно говоря, одни линии и цвета по самой природе своей печальны, другие радостны, третьи вызывают иные, более сложные движения чувств. Сколь ни спорными выглядят такие утвер­ждения, Сера они помогли еще больше упорядочить структуру своих картин. Если прежде у него каждый отдельный предмет казался наделенным самостоятельной формообразующей си­лой, то теперь все пространство изображения становится единым сложным организмом, в котором ритмически череду­ются очертания и краски. Таковы картины «Парад» (1887— 1888), «Лё Шаю» (1889—1890), «Цирк» (1890—1891) (послед­няя работа осталась незавершенной). Здесь, как бы ни был фрагментарен вид, запечатленный художником, у зрителя возникает ощущение, что он видит те закономерности, силою которых зиждется весь мир. Подобной способностью передать величественную целостность бытия из современников Сера обладал только Сезанн. Тем смешнее и нелепей по сравнению с монументальностью целого выглядят кривляющиеся, пустые герои поздних картин Сера.

Жизнь художника трагически оборвалась в 31 год. Цвету­щий и крепкий, он внезапно умер в два дня от инфекционной ангины.

Г. ГРИБКОВ

Картины Сёра

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Жорж Сера: художник "чистого цвета"

150 лет назад родился французский художник Жорж Сера. Его творческий путь кажется намного ярче жизненного пути: Сера не "делал революций", не провоцировал публику, а современники вспоминали его как человека замкнутого. Часами он мог рассуждать о композиции и цвете, а о том, что у художника были любовница и сын, его окружение узнало уже после смерти.

150 лет назад, 2 декабря 1859 года, родился французский художник Жорж Сера (Georges Seurat), основоположник школы неоимпрессионизма. Его творческий путь, уместившийся в десять лет,  кажется намного ярче жизненного пути: Сера не "делал революций", не провоцировал публику, а современники вспоминали его как человека замкнутого, необщительного и независимого. Главной любовью художника была живопись - часами он мог рассуждать лишь о композиции и цвете. А вот о том, что у Сера были любовница и сын, родные узнали лишь после его смерти.

"Он работал с неистовой одержимостью и жил, как монах, в полном уединении в своей небольшой мастерской", - вспоминал о художнике его современник, писатель Арсен Александр. Сера учился всю жизнь, бесконечно совершенствуя живописную технику, рисунок, изучая шедевры живописи и наравне с ними – научные книги: труды Шарля Блана, Руда, Шевалье. Такой двусторонний подход и позволил появиться оригинальной живописной манере, получившей название «пуантилизм»  » (от фр. point – точка).

Суть этого художественного приема заключается в передаче цвета и оттенков на полотне отдельными мазками и используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании картины на расстоянии.

Начало

Жорж Сёра. Купание в Аньере

Сера родился во вполне благополучной, хоть и не без странностей, семье. Его родители не жили вместе: отец, Антуан Кризост Сера, был судебным приставом в городке Ла-Виллет и обосновался в своем летнем доме, в подвале которого устроил молельню с садовником в качестве служки. Жену и сына он оставил в Париже и  наведывался к ним редко, не чаще раза в неделю. Зато родители никогда не отказывали сыну в финансовой поддержке, и всю жизнь Сера мог работать, не думая о деньгах.

Живопись заинтересовала Сера в раннем возрасте, еще подростком он начал посещать художественные курсы при муниципальной вечерней школе, где осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и картины старых мастеров.

Позже академическое образование было решено продолжить в Школе изящных искусств, куда Сера поступил в 1878 и где изучал живопись под руководством Анри Лемана, проводя, по воспоминаниям современников, все свое свободной время в библиотеке Школы.

В 1879 году Сера посещает выставку импрессионистов, работы которых, в особенности Моне и Дега, производят на художника сильнейшее впечатление - их манера письма, "свечение" картин, легкость кисти побуждают  Сера искать способ  "подчинить" это свечение логике природных законов.

Первым большим итогом поисков становится картина "Купание в Аньере" (1883, два на три метра), над которой художник работал целый год и которую надеялся выставить в Салоне 1884, годом ранее принявшем практически все его работы. К этому моменту он уже был знаком с книгой «Грамматика рисунка» Шарля Блана, согласно которой небольшие мазки, положенные рядом на холст, создают впечатление живой вибрации полотна. Манера, видимо, оказалась слишком новаторской: картина отправляется на «Салон независимых».

Точка за точкой

Жорж Сёра. Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт

На этой выставке Сера и знакомится с Полем Синьяком, который становится впоследствии его близким другом и единомышленником.  Вместе Сера и Синьяк разрабатывают идеи Шевреля, его теорию цвета для живописи, Сера изучает работу Огдена Николаса Руда "Современная теория цветов".

Руд доказал, что оптическое смешение основных цветов солнечного спектра - красного, желтого и синего - делает их тон ярче, чем при смешении пигментов.  Художники приходят к выводу, что краски не нужно смешивать, а мазки на полотно нужно наносить по отдельности друг от друга - "точка за точкой».

С новыми идеями Сера приступает к работе над одной из наиболее значительных и, пожалуй, известных своих работ – «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», которая выставляется им на восьмой, последней, выставке импрессионистов.

Публика отнеслась к картине неоднозначно, но в основном с непониманием, недоумением и скепсисом. По сравнению с царившими тогда импрессионистами, картины Сера многим казались надуманными и искусственными.. Импрессионисты ополчились на него, кажется, сильнее всех. Например, американский художник  Теодор Робинсон назвал новую манеру "мушиным пометом". Иронизировал над полотном и Дега. В ответ на слова Писсарро о достоинствах "Гран-Жатт" он ответил: "О, я заметил бы это, Писсарро, но уж очень она велика", намекая на оптические свойства пуантилизма, при рассмотрении вблизи превращающие картину в цветовое месиво.Напротив, Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы».

Так или иначе, новый художественный метод не остался незамеченным - о нем говорили, спорили и, что закономерно, ему начали подражать. Так появилась группа неоимпрессионистов, инициатором создания которой выступил Синьяк. В нее вошли Альбер Дюбуа-Пилье, Шарль Ангран, Максимилиан Люс и другие.

Жорж Сёра. Портрет Мадлен Кноблох

После  Сера

Жизнь Сера оборвалась неожиданно: в марте 1891 года художник заболел во время подготовки к новой выставке и умер, как предполагают, от менингита. Его последней, так и неоконченной работой, стала картина «Цирк», которую художник все же успел выставить на «Салоне Независимых».

Полным сюрпризом для родных и близких стало то, что у Сера были любовница и сын. С Мадлен Кноблох, белошвейкой, художник познакомился за два года до смерти и скрывал эту связь от близких и друзей даже тогда, когда у них родился сын Пьер Жорж. Трагично, что годовалый ребенок умер от той же инфекции, что и Сера, спустя два дня после смерти отца.

В мастерской Сера осталось 42 картины, 163 крокетона, 527 рисунков и набросков,  ставшее предметом спора для родственников, друзей  Мадлен Кноблох. Впрочем, тогда эти картины не стоили больших денег: при жизни Сера сумел продать лишь несколько своих работ (по 300 франков за пейзажи и по 60 – за рисунки), а его картина «Натурщицы», которую сам художник оценил в 2500 франков (по 7 франков за день работы) через шесть лет после смерти была продана всего за 800 франков. В 1900 году семья художника продала "Гран-Жатт" за 800 франков, "Цирк" - за 500 франков, а рисунки - по 10 франков за штуку.

Настоящее признание, как часто бывает, пришло к Сера через годы, во многом благодаря стараниям друзей, проделавших большую работу по разбору и систематизации его картин и устраивавших посмертные выставки. Дополнительной трудностью было то, что художник обычно не подписывал свои работы. Все находившиеся в мастерской картины, этюды и рисунки Сера были помечены как подлинные произведения, что стало основой для дальнейшего изучения творчества художника.

Год назад, в декабре 2008 года, рисунок Сера «В Японском диване» (Au divan japonais) ушел с молотка «Сотбис» за 5 миллионов евро.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе открытых источников

ria.ru

Жорж Сёра - 174 произведения

Жорж-Пьер Сёра́ (фр. Georges Seurat, 2 декабря 1859, Париж — 29 марта 1891, там же) — французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».

Жорж Сера родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. Его отец, Антуан-Кризостом Сёра, был юристом и уроженцем Шампани; мать, Эрнестин Февр, была парижанкой. Посещал Школу изящных искусств. Затем служил в армии в Бресте. В 1880 г. вернулся в Париж. В поиске своего стиля в искусстве изобрёл так называемый пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии. Работая с натуры, Сёра любил писать на небольших дощечках. Твердая, не поддающаяся давлению кисти поверхность дерева, в отличие от вибрирующей натянутой плоскости холста подчеркивала направленность каждого мазка, занимающего четко определённое место в красочной композиционной структуре этюда. Сёра обратился к отброшенному импрессионистами методу работы: на основе этюдов и эскизов, написанных на пленэре, создавать в мастерской картину большого формата.

Жорж Сёра сначала изучал искусство с Жюстеном Лекеном, скульптором. После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую. Среди художников более всего его интересовали Делакруа, Коро, Кутюр, он был поражен «интуицией Моне и Писсарро». Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. Сера много читал, живо интересуясь научными открытиями в области оптики и цвета и новейшими эстетическими системами. Как утверждали его друзья, его настольной книгой была «Грамматика искусства рисунка» «Grammaire des arts du dessin» (1867) Шарля Блана. По мнению Блана, художник должен «знакомить зрителя с природной красотой вещей, раскрывая их внутренний смысл, их чистую сущность».

В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Представленная на суд жюри Салона картина была отвергнута. Сёра показал её на первой выставке Группы независимых художников в 1884 году в павильоне Тюильри. Здесь и произошло его знакомство с Синьяком, который впоследствии так отзывался о картине: «Эта картина была написана большими плоскими мазками, находившими один на другой и взятыми с палитры, составленной, как у Делакруа, из чистых и земляных красок. Охры и земли затемняли колорит, и картина казалась менее яркой, чем картины импрессионистов, написанные красками спектра. Но соблюдение контраста, систематическое разделение элементов — света, тени, локального цвета, — правильное соотношение и равновесие придавали этому холсту гармонию».

После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Картина была завершена через два года. Сёра сделал множество рисунков для неё и несколько пейзажей с видами Сены. Некоторые критики, писавшие о Сёра, предполагают, что «Купание» и написанная затем «Гранд-Жатт» — это парные картины, в первой из которых изображен рабочий класс, а во второй — буржуазия. Другого мнения придерживался английский эстетик и историк искусства Роджер Фрай, открывший английской публике искусство постимпрессионистов. Фрай высоко оценивал неоимпрессионистов. В «Купании», на его взгляд, главной заслугой Сёра было то, что он отвлекся и от обыденного, и от поэтического взгляда на вещи и перешёл в область «чистой и почти абстрактной гармонии». Но далеко не все импрессионисты приняли неоимпрессионистическое творчество Сёра. Так Дега в ответ на слова Камиля Писсарро, также увлёкшегося пуантилизмом, о том, что «Гран-Жатт» очень интересная картина, едко заметил: «Я заметил бы это, но уж очень она велика», намекая на оптические свойства пуантилизма, от которых вблизи картина кажется цветовым месивом. Характерной особенностью стиля Сера был его ни на кого не похожий подход к изображению фигур. Враждебные критики непременно заостряли внимание на этом элементе картин Сера, называя его персонажей «картонными куклами» или «безжизненными карикатурами». Сера шёл на упрощение формы, разумеется, совершенно осознанно. Сохранившиеся этюды показывают, что он, когда это требовалось, умел писать вполне «живых» людей. Но художник стремился достичь эффекта вневременности и намеренно стилизовал фигуры в духе плоских древнегреческих фресок или египетских иероглифов. Однажды он написал своему другу: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Жорж-Пьер Сёра – биография и картины художника в жанре Постимпрессионизм – Art Challenge

Жорж-Пьер Сёра (2 декабря 1859, Париж — 29 марта 1891, Париж) — французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».

Жорж Сера родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. Его отец, Антуан-Кризостом Сёра, был юристом и уроженцем Шампани; мать, Эрнестин Февр, была парижанкой. Посещал Школу изящных искусств. Затем служил в армии в Бресте. В 1880 г. вернулся в Париж. В поиске своего стиля в искусстве изобрёл так называемый пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.

Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую. Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере».

После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».

В определенный период Сёра живет с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Пудрящаяся женщина».

Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита, пневмонии, инфекционному эндокардиту, и/или (наиболее вероятно) дифтерии. Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез.

Жорж-Пьер Сёра (2 декабря 1859, Париж — 29 марта 1891, Париж) — французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».

Жорж Сера родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. Его отец, Антуан-Кризостом Сёра, был юристом и уроженцем Шампани; мать, Эрнестин Февр, была парижанкой. Посещал Школу изящных искусств. Затем служил в армии в Бресте. В 1880 г. вернулся в Париж. В поиске своего стиля в искусстве изобрёл так называемый пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.

Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую. Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере».

После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».

В определенный период Сёра живет с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Пудрящаяся женщина».

Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита, пневмонии, инфекционному эндокардиту, и/или (наиболее вероятно) дифтерии. Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез.

Сохранить

artchallenge.ru


Смотрите также