Большой сфинкс. Сфинкс картина


сфинкс Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#52061221 - Full profile of Great Sphinx including pyramids of Menkaure and..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#50740173 - Beautiful profile of the Great Sphinx including pyramids of Menkaure..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#26560987 - Sphinx

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#14501825 - Sphinx statue

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#41823422 - egypt

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#36490376 - Famous ancient egypt Cheops pyramid and sphinx in Giza Cairo

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#39570933 - Set of Vector isolated Egypt symbols and objects

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#19627666 - Great Sphinx of Egypt, ancient architecture

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#44624813 - Palms near sphinx and pyramid in egyptian desert

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#38933054 - Spynx face on the Giza pyramid background, Cairo, Egypt

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#23139395 - Egyptian Sphinx Statue

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#25233008 - Sphinx and Pyramid Giza, Egypt The Great Pyramid of Giza is..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#23204333 - Cat head vector animal illustration for t-shirt Sketch tattoo..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

Мир эзотерики - Сфинкс в графике и живописи 16-19 веков

Эдип и Сфинкс.Oedipus and the Sphinx, by Gustave Moreau, 1864.

Сфинкс, Сфи́нга (др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, «душительница» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла или грифона.В греческой мифологии она считается порождением чудовищ Тифона и Ехидны (по другой версии Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения.Интересно, что как имя собственное «Сфинкс» является существительным женского рода и, соответственно, не склоняется, например: Эдип разгадывает загадку Сфинкс. В качестве нарицательного слово «сфинкс» является существительным мужского рода и склоняется: В Египте можно увидеть величественное изваяние сфинкса.

Print made by Lucas van Leyden.1528

Сфинксов очень много в графике и декоративном искусстве начиная с 16 века:

Сфинксы? с русалочьими хвостами.Print made by Daniel Hopfer Date1505-1536Christ on the cross in a decorated niche; six angels surrounding the cross, two sphinxes and two soldiers on top of the architectural frame; another impression.

Print made by Lucas van Leyden Ornament with Two Sphinxes and a Winged Man; the sphinxes face outward left and right and frame a winged man on a pedestal at upper centre. 1528Engraving

У Еврипида Сфинкс наслана на Фивы Герой в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа.Сфинкс расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала каждому проходившему загадку "Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?".

Не сумевшего дать разгадку, Сфинга убивала и таким образом погубила многих знатным фиванцев, включая сына царя Креонта. Удрученный горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинги . Загадку разгадал Эдип, Сфинга в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть.

Print made by Monogrammist IQV Coastal scene in ornament frame with term adorned with sphinx on each side, and surmounted by structure with mask flanked by putti and leaning figures. c.1540/45

Print made by Allaert Claesz.Date1520-1550Vertical ornament design with two Sphinxes supporting a vase on a black backgroundEngraving

Print made by Jean Mignon 1543-1545Term adorned with sphinx, placed between two hanging garlands; within oval. c.1543/45

Сохранилось сообщение о сатировской драме Эсхила "Сфинкс", где самой Сфинге приходилось отгадывать загадку, заданную ей Силеном: "Что находится у него в руке, спрятанной за спиной, - живое существо или мертвое?". Так как Силен прятал в ладони птичку, которой быстро мог свернуть шею, то Сфинга не имела шансов дать верный ответ и должна была признать свое поражение.

===============Бог Нила и Сфинкс=========================-------------------------------------------------------Print made by Étienne Delaune After Francesco Primaticcio River God personifying the Nile, with oar and satyr mask at his side, sitting among the reeds with two sphinxes and three putti. 1569

Print made by Cornelis Bos The God of the Nile. A male god reclining and holding a cornucopia, a statue of a sphinx and a jug with water flowing from it at left, water in the foreground, a round building in ruins in the background at right. 1546

Print made by Nicolas Beatrizet 1545-1570The statue of the Nile, now in the Vatican, holding a cornucopia and with a sphinx; with the frieze from around the base of the statue shown on the three sides

----------------Орнаменты Heinrich Aldegrever------------------------

Print made by Heinrich AldegreverUpright ornament panel with a putto standing on the back of a sphinx; with cornucopiae and grotesque animals among foliage against cross-hatched background. 1535

Print made by Heinrich Aldegrever

Upright ornament panel with a mask, two cornucopiae and sphinxes. 1552Print made by Heinrich Aldegrever

--------------------------17 век-------------------

Wenceslas Hollar - Sphinx with two bodies, after Giulio Romano

Print made by Wenceslaus Hollar An emblem of the English Civil War with a double-headed snake crawling before the Egyptian pyramids with the head of the Sphinx at the left. 1643

Print made by Stefano della Bella Cartouche containing rebus in Italian on the subject of love; oval cartouche with the head of a sphinx below at centre, the rebus written on a large drapery and with pictorial figures and symbols (including Cupid, a ruin, a glove and the sun) in place of some words. c.1639

Print made by Stefano della Bella Ornament panel with three sphinxes climbing up foliage scrollwork, with a fourth head seen below at centre. c.1653Etching

After Bernard Picart Vignette: rectangular ornament with vase at centre, and a seated sphinx on each side ; illustration to 'Historie des Ouden en Nieuwen Testaments' (Amsterdam: P Mortier, 1700). 1696/98

-------------------18 век----------------------

Print made by Michael Burghers 1668-1727Print made by Francesco Bartolozzi Date1764-1802 (circa)

Leda and the swan; Leda seated on a pedestal in profile to left, stretching her right arm towards the swan; a sphinx on a column in background; in an oval medallion; part of an unidentified series; working proof, with borders.

Print made by Pierre Philippe Choffard Date1764Bignon's coat of arms, set behind various attributes: a sphinx, a rudder, coins, and a caduceus; at right, a view of the Hotel de Ville

=======================Вазы и украшения=========================

Print made by Jan Collaert I Two elaborately decorated jewels decorated with sphinxes; each with three hanging pear-shaped pearls and a ribboned loop. 1581

Covered goblet with two female figures with wings flanking a male winged figure; underneath an arched frieze at centre; two sphinxes on the foot; from a series of 31 plates entitled 'Insigne Ac Planè Novum Opis Cratero graphicum', Nuremberg 1551.

Design for saltcellar, with base formed by sphinxes, pearls and male figures blowing into conchs, and top representing Neptune lying on a shell. c.1550/60

Published by Antonio Salamanca (biographical details | all objects)After Enea Vico (biographical details | all objects)Date1552-1555Antique candlestick depicting a grotesque head and two sphinxes below, after Vico

Print made by Jacques François Joseph Saly Plate 11: vase decorated with two sphinxes flanking a cartouche on the body. 1746

Architectural fantasy with large vase supported by two sphinxes and decorated with draped figures; in the background, two figures on a wall. 1767/68

ABAQUESNE, MasséotCeramic Floor1557CeramicsMusée du Louvre, Paris

================Эдип и Сфинкс=====================

Эдип(Oedipus, Οι̉δίπους).Царь Фив, сын Лая и Иокасты. Оракул предсказал Лаю, что он умрет от руки своего сына, и поэтому Лай приказал выбросить новорожденного Эдипа на гору Киферон, связав и проколов ему ноги. Но живший на этой горе пастух отнес мальчика в Коринф к царю Полибу, который воспитал его, как родного сына.Когда Эдип вырос, дельфийский оракул предсказал ему, что он убьет своего отца и женится на своей матери. Поэтому Эдип не вернулся в Коринф, чтобы избежать встречи с Полибом, которого считал своим отцом, и отправился в Фивы. Дорогой он встретил своего настоящего отца Лая, ехавшего на колеснице, вступил в спор с возницей и убил отца.

===================Живопись=======================

Jean Auguste Dominique Ingres (1780-1867)Oedipus and the SphinxOil on canvasc1808Musee du Louvre (Paris, France)

Francois-Xavier Fabre (Francois Xavier Fabre) (1766-1837)Oedipus and the SphinxOil on canvas

Oedipus and the Sphinx, by Gustave Moreau, 1864.

Придя в Фивы, Эдип освободил жителей города от чудовища Сфинкса, которое умерщвляло всех, не умевших разгадать предлагаемой им загадки. Эдип разгадал загадку, и Сфинкс бросился со скалы и убился. За такое благодеяние жители Фив избирают Эдипа своим царем, и он женится на вдове предыдущего царя, т. е. на своей матери. От нее он имел сыновей Этеокла и Полиника и дочерей Антигону и Исмену.

В наказание за такое преступление, хотя и бессознательное, боги послали на Фивы моровую язву, и спрошенный по этому поводу оракул объявил, что язва не прекратится, пока не будет изгнан из города убийца Лая. Узнав истину, Эдип в отчаянии ослепил себя, а Иокаста повесилась; затем несчастный слепец покинул Фивы в сопровождении своей дочери Антигоны и после долгих странствований умер в местечке Колоне, близ Афин. Предание об Эдипе послужило сюжетом для нескольких греческих трагедий.

The Victorious SphinxGustave Moreau - 1886Clemens-Sels-Museum (Germany)Painting - watercolor

Gustave Dore (1832-1883)The Riddle of the SphinxOil on canvas

 

Elihu Vedder (1836-1923)The Sphinx of the SeashoreOil on canvasFine Arts Museum of San Francisco (San Francisco, California, United States)

Art, or The Sphinx, or The Caresses 1896 Fernand Khnopff

Stuck, Franz von The Kiss of the Sphinx, 1895

Vedder, Elihu Listening to the Sphinx

 

John Singer Sargent (1856-1925)The Sphinx and the ChimeraOil on canvas1921Public collection

 

mir-esoterici.ru

Сфинкс — WiKi

Сфинкс (др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное мифическое существо.

Эдип и сфинкс в древнегреческой вазописи

В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.

В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

Египетский сфинкс

Греческий сфинкс

  Аттическая мраморная стела (ок. 530 г. до н. э.)

Древние греки, вероятно, заимствовали мотив сфинкса из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает женский пол и крылья грифона.

В греческой мифологии[2][3] «сфинга» считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны[4][5] (по другой версии — Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом[6]. Крылатая дева убивала юношей[7].

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.

  Римский сфинкс повторял греческого.

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть[8][9]. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её[10][11]. Её изображение было на шлеме Афины[12]. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами»[13].

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли[14].

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её[15]. По ещё одному истолкованию, это амазонка, первая жена Кадма, укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом[6].

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс»[16].

Индия

В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона. С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

Новое время

«Французский сфинкс»

Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма, когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло, работавшие при дворе Франциска I. У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки. Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII—XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.

Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea — нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI—XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской лоджии Рафаэля (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715—1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена), Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).

Сфинкс в искусстве классицизма

  «Эдип и сфинкс», картина Энгра (1808)

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании».

Сфинксы являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожему на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс — частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта. Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий. С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также

Примечания

  1. ↑ 7,000 years older than Stonehenge: the site that stunned archaeologists | Science | The Guardian. Проверено 24 марта 2013. Архивировано 27 марта 2013 года.
  2. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.479-480
  3. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.321
  4. ↑ Гесиод. Теогония 326
  5. ↑ Гигин. Мифы 151
  6. ↑ 1 2 Палефат. О невероятном 4
  7. ↑ Еврипид. Финикиянки 805—811; 1019—1029
  8. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 8
  9. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 64, 3
  10. ↑ Гигин. Мифы 67
  11. ↑ текст загадки см. Софокл. Драмы. М., 1990. С.456
  12. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 24, 5
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 11, 2
  14. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 26, 3-4
  15. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 26, 2
  16. ↑ См. Сенека. Эдип 94-102.

Ссылки

ru-wiki.org

Большой сфинкс: описание, фото и видео

На западном берегу Нила, на плато Гиза неподалёку от Каира, рядом с пирамидой Хефрена находится один из самых известных и, пожалуй, самый таинственный исторический памятник Древнего Египта – Большой Сфинкс.

Что такое Большой Сфинкс

Великий, или Большой, Сфинкс – древнейшая монументальная скульптура планеты и самое большое из изваяний Египта. Статуя высечена из монолитной скалы и изображает лежащего льва с человеческой головой. Длина монумента составляет 73 метра, высота около 20-ти.

Название статуи греческое и означает «душительница», напоминая о мифическом фиванском сфинксе, убивавшем путников, не разгадавших его загадку. Арабы называли гигантского льва «Отцом ужаса», а сами египтяне — «шепес анх», «образ живого».

Большой Сфинкс высоко почитался в Египте. Между передними лапами его было выстроено святилище, на алтарь которого фараоны возлагали свои дары. Некоторые авторы передавали легенду о неведомом боге, уснувшем в «песках забвения» и навсегда оставшемся в пустыне.

Образ сфинкса является традиционным мотивом для древнеегипетского искусства. Лев считался царским животным, посвящённым богу Солнца Ра, поэтому в виде сфинкса всегда изображали только фараона.

С древности Большой Сфинкс считался изображением фараона Хафра (Хефрена), поскольку находится рядом с его пирамидой и словно охраняет её. Возможно, исполин действительно был призван хранить покой усопших монархов, однако отождествление Сфинкса с Хафра ошибочно. Главными аргументами в пользу параллели с Хефреном были изображения фараона, найденные у статуи, однако неподалёку находился поминальный храм фараона, и находки могли быть связаны с ним.

Кроме того, исследования антропологов выявили негроидный тип лица каменного гиганта. Многочисленные надписанные скульптурные изображения, имеющиеся в распоряжении учёных, не несут никаких африканских черт.

Загадки Сфинкса

Кем же и когда создан легендарный монумент? Впервые сомнение в верности общепринятой точки зрения внёс Геродот. Детально описав пирамиды, историк ни словом не упомянул о Великом сфинксе. Ясность внёс 500 лет спустя Плиний Старший, рассказав об очистке монумента от песчаных наносов. Вероятно, в эпоху Геродота Сфинкс был скрыт под барханами. Сколько раз за историю его существования это могло происходить, остаётся только гадать.

В письменных документах нет ни единого упоминания о постройке столь грандиозного изваяния, хотя мы знаем много имён авторов куда менее величественных сооружений. Первое упоминание о Сфинксе относится к эпохе Нового царства. Тутмос IV (XIV в. до н. э.), не будучи наследником трона, якобы уснул рядом с каменным гигантом и получил во сне повеление от бога Гора расчистить и отремонтировать статую. Взамен бог обещал сделать его фараоном. Тутмос сразу же велел начать освобождение монумента от песка. Работы завершились через год. В честь этого события у изваяния была установлена стела с соответствующей надписью.

Это была первая известная реставрация монумента. Впоследствии статую не раз освобождали от песчаных наносов — при Птолемеях, во времена римского и арабского владычества.

Таким образом, историки не могут предъявить обоснованную версию происхождения Сфинкса, что даёт простор творчеству других специалистов. Так, гидрологи обратили внимание, что нижняя часть статуи несёт следы эрозии от длительного нахождения в воде. Повышенная влажность, при которой Нил мог заливать основание монумента, характеризовала климат Египта в IV тыс. до н. э. На известняке, из которого построены пирамиды, таких разрушений нет. Это считалось доказательством, что Сфинкс старше пирамид.

Романтично настроенные исследователи сочли эрозию результатом библейского Всемирного потопа – катастрофического разлива Нила 12 тыс. лет назад. Некоторые заговорили даже об эпохе ледникового периода. Гипотеза, однако, была оспорена. Разрушение объяснили действием дождей и низким качеством камня.

Внесли свой вклад астрономы, выдвинувшие теорию о едином ансамбле пирамид и Сфинкса. Постройкой комплекса египтяне якобы увековечили время своего прихода в страну. Три пирамиды отражают расположение звёзд Пояса Ориона, олицетворявшего Осириса, а Сфинкс смотрит на точку восхода солнца в день весеннего равноденствия в тот год. Это сочетание астрономических факторов относится к XI тыс. до н.э.

Есть и другие теории, включая традиционных инопланетян и представителей працивилизаций. Внятных доказательств апологеты этих теорий, как всегда, не приводят.

Египетский колосс таит немало других загадок. К примеру, нет никаких предположений, кого из владык он изображает, зачем прокопан подземный ход от Сфинкса в сторону пирамиды Хеопса и т.д.

Современное состояние

Окончательную расчистку от песков провели в 1925 году. Изваяние дошло до наших дней в неплохой сохранности. Возможно, многовековой песчаный покров и спасал Сфинкса от выветривания и перепадов температуры.

Природа пощадила монумент, но не люди. Лицо гиганта сильно повреждено – у него отбит нос. Одно время повреждение списывали на артиллеристов Наполеона, расстрелявших статую из пушек. Однако арабский историк аль-Макризи ещё в XIV веке сообщал об отсутствии у Сфинкса носа. По его рассказу, лицо было повреждено толпой фанатиков по наущению некоего проповедника, поскольку ислам запрещает изображать человека. Утверждение это вызывает сомнения, поскольку Сфинкс был почитаем местным населением. Считалось, что он вызывает живительные разливы Нила.

Существуют и другие предположения. Повреждения объясняют естественными факторами, а также местью одного из фараонов, пожелавшего уничтожить память монарха, которого изображает Сфинкс. По третьей версии, нос отбили арабы при завоевании страны. У некоторых аравийских племён существовало поверье, что, если отбить нос у враждебного бога, он не сможет отомстить.

В древности Сфинкс обладал накладной бородой, атрибутом фараонов, однако сейчас от неё остались лишь обломки.

В 2014 году после реставрации статуи к ней открыли доступ туристам, и сейчас можно подойти и рассмотреть вблизи легендарного гиганта, в истории которого гораздо больше вопросов, чем ответов.

tepler.ru

Сфинкс - Википедия

Эдип и сфинкс в древнегреческой вазописи

Сфинкс (др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное мифическое существо.

В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.

В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

Египетский сфинкс[ | ]

Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.[1]

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства, наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II. Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса (Большой сфинкс), которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе.

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

Поминальный храм Аменхотепа III включает изображения сфинксов с телами крокодила.

Греческий сфинкс[ | ]

Аттическая мраморная стела (ок. 530 г. до н. э.)

Древние греки, вероятно, заимствовали мотив сфинкса из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает женский пол и крылья грифона.

В греческой мифологии[2][3] «сфинга» считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны[4][5] (по другой версии — Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом[6]. Крылатая дева убивала юношей[7].

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.

Римский сфинкс повторял греческого.

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть[8][9]. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её[10][11]. Её изображение было на шлеме Афины[12]. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами»[13].

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли[14].

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её[15]. По ещё одному истолкованию, это амазонка, первая жена Кадма, укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом[6].

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс»[16].

Индия[ | ]

В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона. С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

Новое время[ | ]

«Французский сфинкс»[ | ]

Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма, когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло, работавшие при дворе Франциска I. У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки. Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII—XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.

Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea — нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI—XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715—1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена), Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).

Сфинкс в искусстве классицизма[ | ]

«Эдип и сфинкс», картина Энгра (1808)

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании».

Сфинксы являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожему на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс — частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта. Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий. С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ 7,000 years older than Stonehenge: the site that stunned archaeologists | Science | The Guardian. Проверено 24 марта 2013. Архивировано 27 марта 2013 года.
  2. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.479-480
  3. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.321
  4. ↑ Гесиод. Теогония 326
  5. ↑ Гигин. Мифы 151
  6. ↑ 1 2 Палефат. О невероятном 4
  7. ↑ Еврипид. Финикиянки 805—811; 1019—1029
  8. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 8
  9. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 64, 3
  10. ↑ Гигин. Мифы 67
  11. ↑ текст загадки см. Софокл. Драмы. М., 1990. С.456
  12. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 24, 5
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 11, 2
  14. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 26, 3-4
  15. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 26, 2
  16. ↑ См. Сенека. Эдип 94-102.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid