Художник Михаил Шибанов: биография и картины. Шибанов картины


Михаил Шибанов: жизнь и творчество художника

Михаил Шибанов (отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово — умер после 1789) — русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян. С 1783 года — «вольный живописец». Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Михаила Шибанова

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения. Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве. Видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин, были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается «живописцем его светлости». Доподлинно известно, что художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей южных городов России. Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века.

Прежде всего речь идет о двух полотнах художника, на которых он изобразил две сцены из жизни крестьян: «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777). Картины не только несут явные художественные достоинства, но и уникальны для своего времени по тематике изображаемого — в XVIII веке в отечественном изобразительном искусстве крестьян просто не писали.

В 1770-1780 годы русский художник обучался в Академии художеств, в классе бытовой живописи.

Последнее свидетельство о жизни М. Шибанова относится к 1789 году: художник обращается в канцелярию Екатерины II с просьбой о назначении ему жалования. Об ответе или действиях императорской администрации история молчит — быть может, и назначили.

ТВОРЧЕСТВО

Портреты Спиридовых являются началом живописной деятельности Шибанова.

Они писаны еще робко, неуверенно и вяло. Головы как-то неестественно приставлены к туловищам, одной и той же манерой сделаны глаза с большими темными зрачками, у всех схож рисунок пальцев и одинаковое движение рук, держащих книгу. И вместе с тем наиболее ранний портрет Алексея Григорьевича Спиридова с его пристальным взглядом живет своей углубленной жизнью и свидетельствует о проникновении художника в человеческую психологию.

Портрет Матвея Григорьевича Спиридова Портрет Матвея Григорьевича Спиридова Портрет Алексея Григорьевича Спиридова Портрет Алексея Григорьевича Спиридова Портрет Григория Григорьевича Спиридова Портрет Григория Григорьевича Спиридова

Прочие портреты неравноценны по своим художественным качествам. Лучше других портреты А.М. Спиридовой и Матвея Спиридова. В живописи их чувствуется связь с живописью Рокотова. И вообще из всех художников XVIII века наибольшую близость Шибанов имеет лишь к творчеству Рокотова. Это чувствуется и в лучших его произведениях — портретах Екатерины II и Дмитриева-Мамонова.

Портрет Екатерины II в дорожном костюме

В 1917 году были открыты два неизвестных его произведения, которые показали художника с новой стороны и сразу выдвинули его на почетное место родоначальника нашей жанровой живописи. Более того, этими двумя своими картинами Шибанов почти на пятьдесят лет предвосхитил крестьянские жанры знаменитого А.Г. Венецианова.

Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галерея). На обороте холста тем же почерком, что и на портретах Спиридовых, написано: «Сия картина представляет суздалской провинцыи крестьян. Писал в 1774 году Михаил Шибанов». Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галерее) изображает «Празднество свадебного договора» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебнаго договору, писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году. Михаил Шибанов». Эти две картины на сюжеты русской крестьянской жизни стоят совершенно особняком среди всего живописного наследия XVIII века.

Крестьянский обед

Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Слева, в центре, за столом сидят два бородатых почтенных крестьянина в русских рубахах, справа — молодая женщина в сарафане и рубахе из тонкой материи. На голове ее богатый кокошник, украшенный позументом и жемчужными подвесками, спускающимися на лоб. Левой рукой она держит ребенка, а правой расстегивает пуговицу сарафана, собираясь кормить его грудью. Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Она ставит на стол миску с едой, в то время как крестьянин слева режет большой каравай хлеба. Пожилая крестьянка одета в рубаху с засученными рукавами; поверх рубахи — темнозеленая телогрея с часто посаженными серебряными пуговицами, а на голове богато расшитый повойник.

Сцена исполнена серьезности, как серьезен момент принятия пищи в крестьянской среде; лица всех ее участников сосредоточенны и спокойны; молодая крестьянка любовно смотрит на своего ребенка.

Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Празднество свадебного договора») дает представление о ее праздничной стороне. В жизни крестьянской девушки замужество играло, конечно, огромную роль и сопровождалось целым рядом торжественных церемоний, шедших от глубокой старины. Среди них первостепенное значение имел предшествовавший венчанию сговор, когда устанавливался срок свадьбы. В описаниях быта русского народа XVIII века о сговоре сказано: «Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим, и нарушивший платит бесчестье». Вот этот момент и изображен Шибановым в картине, причем действие происходит также в избе, в которой на этот раз показана не только ее задняя стена, но пол и справа боковая сторона в виде спускающегося с карниза полога кровати.

Художник уже не ограничивается плоскостным развертыванием сцены, как в «Обеде», а углубляет пространство, стремясь к показу всего интерьера.

Празднество свадебного договора

Этнографическая точность праздничных костюмов подтверждается показаниями старинных описаний народов России. Тип кокошников, надетых на молодых женщинах, характерен для Москвы и близлежащих к ней областей. Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. Его наблюдательность доходила до того, что можно распознать сорт материи, например, в фате невесты, а по парче ее душегреи и сарафана — что эта парча русского производства. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине.

Шибанов мастерски владел искусством композиции, что не удивительно при предположении об иконописных истоках его творчества. В сцене крестьянского обеда расположение фигур за столом дышит непринужденностью и естественностью своей реалистической трактовки.

Значительно сложнее композиция «Празднество свадебного договора». Сам сюжет, относившийся к изображению праздничной, торжественной стороны крестьянской жизни, влек за собой усложнение композиции. Художник в общем справился с этой задачей, но не избежал некоторой условности и театральности. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. Так, преувеличен жест молодого парня в красном зипуне и особенно благословляющее движение рук девушки, соединяющей жениха и невесту. Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Празднество свадебного договора».

В крестьянах Шибанова мы угадываем эти прекрасные национальные черты, помогшие им перенести весь гнет и ужас крепостного права и построить свою русскую культуру с ее самобытными национальными чертами.

Творения Шибанова пронизаны оптимизмом. Он ощущает радость бытия, передавая простые и мужественные лица своих крестьян в обыденной ли, торжественной ли обстановке. В ту раннюю пору зарождения национального искусства он сумел оценить и передать духовную красоту и величие русского народа.

Реалистическое отношение художника к действительности сказалось и в психологической трактовке изображаемых им персонажей. Все богатство русской натуры вложил он в образы своих крестьян.

Крестьянин для Шибанова не был Этнографическим типом, а живым человеком с индивидуальными особенностями характера.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Крепостной Потемкина.

Первый русский живописец, изображавший жизнь крестьян.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Жидков Г. В. М. Шибанов: Художник второй половины XVIII века / Под общ. ред. М. В. Алпатова. — М.: Искусство, 1954. — 60, [6] с. — (Живопись. Скульптура. Графика: Монографии). — 15 000 экз. (в пер.)
  • Алексеева Т. В. Михаил Шибанов по новым материалам // Исследования и находки / Т. В. Алексеева. — М.: Искусство, 1976. — С. 7-35. — 160 с. (в пер.)
  • Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А.И. Леонова. — М., «Искусство», 1952.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: art19.info, ru.wikipedia.org, artlibrary.ru, dic.academic.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Михаил Шибанов: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Михаил Шибанов: жизнь и творчество художника

2.7 (53.33%) 3 голос(ов)

allpainters.ru

Шибанов Михаил Картины биография Shibanov Mihail

Шибанов Михаил — русский живописец, художник-портретист, автор этюдов и картин крестьянской тематики, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Отчество, годы рождения и смерти художника неизвестны. Родился в семье крепостных крестьян Переславль-Залесского уезда. Исследование творчества Шибанова позволяет предположить, что он испытал влияние Дмитрия Григорьевича Левицкого.

Адмирал Алексей ГригорьевичСпиридов, 1772, ГТГ Крестьянский обед,1774, Третьяковская галерея Празднество свадебного договора,1777, Третьяковская галерея Григорий Григорьевич Спиридов, 1776, художественный музей, Иваново

Художник Михаил Шибанов считается создателем крестьянского бытового жанра в русской живописи. Полотна "Крестьянский обед" (1774) и "Празднество свадебного договора" (1777), на которых изображены крепостные крестьяне Суздальского уезда Владимирской губернии, отличаются конкретностью сюжета и выразительностью портретных характеристик.

Картина "Крестьянский обед" представляет собою внимательный и точный этюд с натуры, в котором правдиво и метко переданы характерные типы крестьян. Художник стремился здесь прежде всего к живой естественности изображения. Картина "Празднество свадебного договора" гораздо сложнее и значительнее. Здесь перед нами уже не натурный этюд, а законченная картина с хорошо найденным типажем, с обстоятельно продуманной многофигурной композицией.

В картине "Празднество свадебного договора" сознательно поставлены и удачно решены нравоописательные и психологические задачи. На обратной стороне этого полотна сохранилась авторская надпись, поясняющая выбранный Шибановым сюжет: "картина представляющая суздальской провынцы крестьянъ на празднестве свадебнаго договору, писалъ в тойже провшцы вселв татарове в 1777 году. Михаилъ Шибанов".

Зрелый период деятельности Шибанова связан с семьей адмирала, героя Чесменского сражения Григория Андреевича Спиридова, который после Кучук-Кайнарджийского мира вышел в отставку. В 1770-х годах Михаилом Шибановым в Петербурге были написаны портреты жены, сыновей, племянников Спиридова. Покровители художника Спиридовы являлись представителями дворянского рода, восходящего к концу XVI века. Род Спиридовых внесен в VI часть родословной книги Московской губернии (Гербовник, II, 101).

Матвей Григорьевич Спиридов, сенатори генеалог, 1776, Третьяковская галерея Граф Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов, 1787, Нижегородский художественный музей Екатерина II в дорожном костюме,1787, Русский музей Иероним Босх Hieronymus Bosch

В 1783 году Шибанов благодаря ходатайствам семьи Спиридовых освободился от крепостной зависимости и стал "вольным живописцем". В середине 1780-х Шибанов был назначен живописцем при штабе светлейшего князя Григория Александровича Потемкина, выполнял работы в Екатерининской церкви в Херсоне. На юге России им были написаны портреты Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова (оба 1787), портрет Василия Степановича Попова — чиновника особых поручений и управляющего походной канцелярией Потемкина. Портрет Екатерины II в дорожном костюме замечателен тем, что изображает стареющую императрицу во время ее путешествия в Таврический край. Картина с изображением монаршей особы была написана в Киеве. Один из вариантов шибановского портрета императрицы был отправлен в Лондон в качестве подарка английской королевской семье.

Портрет Екатерины, написанный Шибановым, пользовался большим успехом еще в XVIII веке; по приказанию императрицы он был воспроизведен в гравюре Джеймсом Уокером, и несколько миниатюрных копий с него исполнил придворный миниатюрист Жарков. Но к самому Шибанову Екатерина проявила глубокое пренебрежение. Русский живописец из крепостных крестьян казался императрице недостойным даже простого упоминания. Но в истории навсегда останутся полотна Шибанова "Крестьянский обед" и "Празднество свадебного договора", которые заложили традиции крестьянского бытового жанра, впоследствии широко развитые в русской реалистической живописи XIX столетия.

Жоан Визкарра Joan Vizcarra

smallbay.ru

Шибанов Михаил | Русские художники. Биография, картины, описание картин

Из биографии Михаила Шибанова мало что известно, пожалуй, даже меньше чем обо всех других знаменитых русских художников XVIII века. Его работы появились около 1770 годов, первыми его работами были портреты. Михаил Шибанов художник портретист, художник реалист, новатор в бытовом жанре, написавший произведения на сюжет из жизни крестьян, что в те времена не дало ему успеха.

В 1770-1780 годы русский художник обучался в Академии художеств, в классе бытовой живописи.

В 1774 году Михаил Шибанов написал произведение бытового жанра, картину «Крестьянский обед», а в 1777 году – «Празднество свадебного договора». Картины отличаются высоким мастерством исполнения, сложная многофигурная композиция, раскрыта психология сцены. По этим картинам можно понять насколько тонко и точно художник видит окружающий его мир, мир простых крестьян. Картина «Крестьянский обед» - это этюд с натуры, передающий живость картины. Картина «Празднество свадебного договора» являет собой полноценную картину, с продуманным типажом героев. Эти картины выполнены в стиле реализма, с его торжественностью и праздничностью, декоративным построением композиции.

Михаил Шибанов состоял при знаменитом вельможе Екатерины II – Потёмкине. Так художник получал заказы от знатных особ и самой императрице.

В 1787 году в Киеве М. Шибанов написал портрет императрицы Екатерины II и генерала Дмитриева-Мамонова. По приказу Екатерины II благодаря Джорджу Уокеру сделана гравюра портрета государыни, однако, она не считает М. Шибанова достойным живописцем. В письме Гриму императрица упоминает имя другого художника - Жаркова.

  • Празднество свадебного договора

  • Крестьянский обед

  • Портрет Екатерины II в дорожном костюме

  • Портрет графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова

  • Портрет Александра Григорьевича Спиридова

  • Портрет Григория Григорьевича Спиридова
  • Портрет Матвея Григорьевича Спиридова

rus-artist.ru

М. Шибанов: Празднество свадебного договора

Факты из биографии художника. Если у своих современников Михаил Шибанов, крепостной живописец князя Потемкина, не пользовался какой-то особой известностью, то ближайшие потомки просто-напросто не подозревали о его существовании. А тем временем весь XIX век два лучших портрета его кисти продолжали гравировать для книжных иллюстраций и отдельных оттисков. Портреты Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита, графа Дмитриева-Мамонова, становились все более знаменитыми, а память о мастере совершенно исчезла. Вначале лишь слегка переиначивали фамилию, не представляя за ней никакой определенной личности — некто Шебанов, вот и все, что могли сказать издатели старинных портретов. Но потом имя художника подверглось новой переделке, и обе его знаменитые работы стали приписываться совершенно конкретному человеку — питомцу Академии художеств Алексею Петровичу Шабанову, ученику Дмитрия Левицкого.

Лишь XX век возвратил Шибанову знаменитые работы. На обороте вновь открытого портрета сына адмирала Григория Андреевича Свиридова, героя Чесменской баталии, исследователи впервые увидели автограф загадочного мастера конца XVIII века: «Писал Михаил Шибанов».

Картины Михаила Шибанова

Казалось, шибановская загадка получила полное разрешение и знатоки могут отвести новооткрытому художнику приличествующее ему место портретиста средней руки, который однажды — в портрете Дмитриева-Мамонова — сумел подняться до высот подлинного искусства. Об этом полотне справедливо писали, что оно «выдерживает сравнение с наиболее знаменитыми произведениями изысканного искусства XVIII века как по тонкости рисунка, так и по своей уверенной нежной технике».

И оставаться бы Михаилу Шибанову хрестоматийным примером одной-единственной творческой удачи, одного взлета, одного счастливого напряжения сил, если бы новое открытие не перевернуло только что сложившееся представление специалистов — Третьяковская галерея приобрела два старинных полотна, на обороте одного из которых стояло: «Сия картина представляет суздальской провинцыи крестьян. Писал в 1774 году Михаил Шибанов», а на обороте другой — «Картина представляющая… празднество свадебного договору, писал в той же провинцыи в селе Татарове в 1777 году Михаил Шибанов».

Две эти работы почти на пятьдесят лет предвосхищали крестьянские жанры Алексея Гавриловича Венецианова, которого было принято считать «первым по времени русским живописцем натурального направления и родоначальником русской бытовой живописи».

Но история русского жанра ничуть не потеряла в своем достоинстве от того, что теперь у ее истоков уже не стоял выдающийся талант Венецианова — своим первенством Михаил Шибанов обязан не только счастливой находке новой темы, но и незаурядной технике, удивительной у крепостного мастера, не прошедшего академической школы.

И «Крестьянский обед» и «Свадебный договор» написаны отнюдь не средним портретистом, а зрелым, первоклассным мастером, правда, в полотнах чувствуется скованность, статичность, и это вполне естественно — так вообще писали в его время. Но композиция законченна и продуманна, типы выразительны, колорит глубок и полнозвучен. И подлинно удивительны для России конца XVIII века — когда у самых передовых ее ученых только-только пробуждалась мысль о необходимости серьезного описания народного быта — серьезные этнографические интересы крепостного художника.

М. Шибанов: картина «Празднество свадебного договора»

12015-11-06_110830

Картина сговора, с научной добросовестностью переданная художником, намного опередила первые словесные описания крестьянского свадебного обряда. В этом ее особенная ценность.

Шибановское окно в 1777 год уникально не только для истории русской живописи, но и для отечественной науки. Возможно, Татарово было родным селом художника — Потемкин владел землями и в «суздальской провинцыи», — и тогда становится понятным не только его прекрасное знание народного быта, но и труднообъяснимое в другом случае богатство техники: суздальские иконописцы издавна славились своим переходящим из рода в род мастерством.

Свадебный договор (в разных местностях его называли по-своему — сговор, рукобитье, заручины, пропоины) следовал за удачным сватовством и играл в деревенской свадьбе ту же роль, что помолвка в более позднем городском обряде.

Церковное обручение почти полностью поглотило древний языческий ритуал, а в XIX веке исследователям приходилось записывать уже полустертые особенности церемонии и неосознаваемые самими певцами образы «сговорных» песен. Исконный смысл символики сговора был потерян задолго до времени Шибанова, но форма обряда, которой каждое поколение находило все новые объяснения, хранилась тщательно и ревностно.

Шибанов отметил и это традиционное отношение к древнему ритуалу. Посмотрите, с каким вниманием следят за течением церемонии женщины, толпящиеся за плечами невесты, как трепетно они стерегут возможную ошибку, способную, по старинным поверьям, перевернуть всю судьбу молодых.

2015-11-06_111111

Очень удачно и естественно Шибанов выделил основные символы сговорного обряда, и сделал это не в силу знания их открытой сути — ведь ее не сознавали и сами участники церемонии, а из-за творческой чуткости и настороженности: художник сумел уловить ту инстинктивную уважительность, с какой относились к этим, самым главным некогда, атрибутам действующие лица сцены. Художник выделил каравай на столе, перстень на пальце жениха и заставил нас — невольно продолжающих жест молодого мужчины в красном зипуне — подумать о лавке в углу («на куте»), куда тот зовет присесть жениха и невесту. И все это не случайно, подтверждают гипотезы, возникшие позже, чем через столетие.

Во времена матриархата (кстати, именно поэтому церемонией руководят женщины) и позже, в патриархальную эпоху, суть сговора, по-видимому, состояла в том, чтобы испросить разрешения божества-предка выйти из рода, получить благословение и в его незримом присутствии скрепить договор магическими неразрушимыми узами.

В восточнославянской свадебной обрядности символом божества рода бывал либо «столб» у печи, заменивший священный огонь древнего семейного очага, либо каравай. У Шибанова изображен «коровайный ритуал» (печь вообще не фигурирует в композиции)— наиболее древний, сложный и многозначный.

Зрителю не видна лавка на картине Шибанова, но, вернее всего, в тот вечер 1777 года она была покрыта вывернутым овчинным тулупом, заменившим на крестьянских церемониях шкуру тотемного животного восточных славян — бурого медведя.

«Посад» на шкуру, который позже — на самой свадьбе, происходил еще с большей торжественностью, должен был передать жениху силу общего предка и обеспечить невесте многочисленное и счастливее потомство. Но до этого момента невесте надо было получить от более близкого предка — родоначальника ее собственного семейства — разрешение уйти к очагу жениха, под защиту и покровительство нового божества. И расставаясь с духом-охранителем, ей, конечно же не пристало радоваться — поэтому так грустны русские невесты, поэтому причитают и плачут, старательно изображая неохоту и принужденность.

Напряженное ожидание, охватившее всех присутствующих, заставляет предположить, что еще не прошел самый важный момент сговора — «связывание» молодых. На столе расстилался платок (на картине он еще в руке у невесты), в него клали кольца, трижды поднимали над головами, потом жених и невеста менялись кольцами и, в заключение обряда, платок связывал руки суженого и ряженой.

Жениху и невесте — сто лет, да вместе!

По материалам старинного журнала…

Похожие статьи:

mamotvet.ru

Картины Шибанов Михаил

Реконструируя женские и мужские одеяния и головные уборы жителей Владимирской губернии Федорова пользовалась именно картинами Михаила Шибанова.

Художник Михаил Шибанов: биография и картины

Особенно хорошо технически сделаны кисти и пальцы рук. Тип кокошников, надетых на молодых женщинах, характерен для Москвы и близлежащих к ней областей. Тот же прием штриховки виден и в волосах и одежде крестьянина слева, головке ребенка. В июле 1789 года он присутствовал при взятии и разрушении Бастилии. То, что было сделано в этой области до Шибанова, едва заслуживает упоминания.

Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Сговор») дает представление о ее праздничной стороне. Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Празднество свадебного договора». Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. Его прямой благодушный взор, крупные, простые, но необычайно благородные черты лица, рот под большими усами, крупная, массивная голова, обрамленная окладистой бородой, величаво сидящая на широких плечах, свидетельствуют о мужестве и сильной воле. Дожидаясь обеда, задумался о чем-то старик. Здесь он делает лишь первые шаги к овладению портретным искусством и можно было бы думать, что эти портреты относятся к периоду его ученичества, если бы теми же годами не были датированы обе его замечательные картины – «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777).

Жанровые картины Михаила Шибанова

Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. Они писаны еще робко, неуверенно и вяло. Ласковым и нежным движением прижимает она к себе дитя. тБВПФЩ ыЙВБОПЧБ ЧРЕТЧЩЕ Ч ЙУФПТЙЙ ТХУУЛПЗП ЙУЛХУУФЧБ Ч ЖПТНБИ ЕЧТПРЕКУЛПК ЛБТФЙОЩ РПЛБЪБМЙ ЧЕМЙЮЕУФЧЕООЩЕ ЖЙЗХТЩ ТХУУЛЙИ ЛТЕУФШСО, У НЕДМЕООЩНЙ, ХЧЕТЕООЩНЙ ЦЕУФБНЙ, ЗПТДП РПДОСФЩНЙ ЗПМПЧБНЙ. В середине 1770-х годов были созданы картины М. Шибанова.

Простая, с закругленными углами, деревянная рамка. Но вошел он в историю русского искусства, благодаря своим картинам «Празднество свадебного договора» и «Портрет Екатерины в походном костюме». Вся достаточно скупая гамма красок звучит гармоничным мощным аккордом. Значительно сложнее композиция «Сговора». Мастер жанровой картины. Художник выделил каравай на столе, перстень на пальце жениха и заставил нас — невольно продолжающих жест молодого мужчины в красном зипуне — подумать о лавке в углу («на куте»), куда тот зовет присесть жениха и невесту.

Мастер жанровой картины. а. Мы не знаем, как сложилась его судьба, как он стал художником, где и у кого учился. Они изображают нищих крестьян, калек перехожих исполненных большой выразительности.

Вероятно, он вышел из крепостных крестьян, получил частное образование. Голову и часть лба закрывает золотая повязка – принадлежность девичьего головного убора. В картине «Крестьянский обед» (1774) он изображает семью, собравшуюся вокруг стола. Кроме того, оба портрета были гравированы английским художником Дж. Даже в лицах и руках действующих лиц преобладают эти бледно- розовые тона. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. Жених приезжает смотреть невесту.

Факты из биографии художника. пДЙО ЙЪ УБНЩИ ЪБЗБДПЮОЩИ НБУФЕТПЧ ТХУУЛПЗП ЙУЛХУУФЧБ. чЕТПСФОП, ЧЩЫЕМ ЙЪ ЛТЕРПУФОЩИ ЛТЕУФШСО, РПМХЮЙМ ЮБУФОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ. В их работах крестьяне становились экзотическими персонажами классицистического театра, «низкого жанра» – комедии.

Это голова Ивана Сусанина, простого русского человека, способного на героические поступки. Его глаза светятся улыбкой. При взгляде на детали картины бросается в глаза огромное умение художника писать не только одежды, но и руки и полные выразительности лица. В 1774 году Михаил Шибанов написал произведение бытового жанра, картину «Крестьянский обед», а в 1777 году – «Празднество свадебного договора». Художник в общем справился с этой задачей, но не избежал некоторой условности и театральности. В избе за столом собралась крестьянская семья – родители, дети, внук.

Описание картины Михаила Шибанова «Крестьянский обед»

Написал 37 икон для собора Борисоглебского Новоторжского монастыря. Она — в лучшем своем наряде. Всматриваясь в лица обоих крестьян «Обеда», замечаем, что наряду с широкими мазками они моделированы резкими, светлыми, крупными и мелкими штрихами, создающими впечатление круглоты в сопоставлении с тенями.

рТЕДУФБЧЙФЕМШ БЛБДЕНЙЮЕУЛПК ЫЛПМЩ ЦЙЧПРЙУЙ. йЪЧЕУФОЩ ЛБТФЙОЩ 1770-И ЗПДПЧ:лТЕУФШСОУЛЙК ПВЕД (1774)рТБЪДОЕУФЧП УЧБДЕВОПЗП ДПЗПЧПТБ (1777)рПТФТЕФ еЛБФЕТЙОЩ II Ч ДПТПЦОПН ЛПУФАНЕ (1787)рПТФТЕФ ЖБЧПТЙФБ еЛБФЕТЙОЩ б. н. дНЙФТЙЕЧБ-нБНПОПЧБ (1787)ч 1777 ЗПДХ ыЙВБОПЧ ОБРЙУБМ ЛБТФЙТХ рТБЪДОПЧБОЙЕ УЧБДЕВОПЗП ДПЗПЧПТБ ЙМЙ УЗПЧПТ. Люди их движения, чувства красивы и выразительны. Композиция замыкается в правом углу фигурой женщины, у колен которой стоит ребенок. «Посад» на шкуру, который позже — на самой свадьбе, происходил еще с большей торжественностью, должен был передать жениху силу общего предка и обеспечить невесте многочисленное и счастливее потомство.

И «Крестьянский обед» и «Свадебный договор» написаны отнюдь не средним портретистом, а зрелым, первоклассным мастером, правда, в полотнах чувствуется скованность, статичность и это вполне естественно — так вообще писали в его время. Все крестьянские сцены Ерменева полны жестокого реализма, лишены всяких прикрас. Художник передал ритм жизни в построении композиции. Его гамма красок очень сдержанна. Портреты Спиридовых и Нестеровых являются началом живописной деятельности Шибанова. Художник. Видимо, судьба Ерменева была плачевна.

Точно в пословице: Вся семья вместе, так и душа на месте. Писал в 1774 году Михаил Шибанов».

Их сын занят важным делом – нарезает хлеб. Значительно сложнее композиция «Празднество свадебного договора». Многие ученные называют оба полотна чуть ли не «энциклопедией» по истории народной культуры России и русского костюма второй половины 18 века. И в этом отношении он не отходил от правды. Конечно же, картина «Крестьянский обед» далека от описи настоящей жизни крестьян, слишком уж работа торжественна и приукрашена, но не стоит в этом винить самого художника, если б он описал настоящую жизнь крестьян в их повседневной одежде, это могло «оскорбить вкус» зрителей, которые походили из аристократии. Аналогичная по своему сюжету с картиной Шибанова, она носит абсолютно другой характер. Он в «Санкт Петербурхе» писал портреты Спиридовых, в Москве — Нестеровых, в Киеве – Екатерины II и ее фаворита Дмитриева-Мамонова, в Херсоне — расписывал церковный иконостас. Но самая крупная и значительная из его работ написана здесь, под Мстёрой и теперь уже всегда при упоминании о картине будет добавляться: писана в суздальской «провинции селе Татарове в 1777 году».

Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Празднество свадебного договора») дает представление о ее праздничной стороне.

Описание картины Михаила Шибанова «Празднество свадебного договора»

Сговор сей бывает свят и нерушим и нарушивший платит бесчестье». Рядом его жена держит на руках малыша. В 1774 году Михаил Шибанов написал полотно «Крестьянский обед». Почерневшая, затуманенная паутиной времени поверхность живописного слоя.

Художник. Пометки, которые художник имел обыкновение оставлять на оборотах своих полотен, говорят о том, что ему много пришлось поездить по России, довелось увидеть и убогие крестьянские избы и пышный двор царицы. Точно никто не знает ни место, ни год его рождения, ни дату смерти. Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Сговора».

Они облачены в традиционные одежды, бережно сохранявшиеся веками как память рода, доставшиеся «от дедов и прадедов», бывшие предметом особой гордости. Краевед и исследователь исторической моды Владимирского региона Галина Федорова рассказывает, что «разобрала» картины Шибанова чуть ли не до последней пуговицы и последнего лоскута. Один из загадочных мастеров русского искусства. Таких сюжетов и таких персонажей не знала академическая живопись.

  1. Михаил Шибанов: жизнь и творчество художника
  2. Шибанов МихаилКартины и биография
  3. Шибанов Михаил (год рождения неизвестен – умер после 1789)
  4. Портреты земляков 18 века в Третьяковке
  5. Шибанов Михаил (вторая половина века)

На повязку наброшена спускающаяся до кисти руки фата из материи, вырабатывавшейся в XVIII веке и носившей название «коноватка». Если Шибанов и знал их работы, то, во всяком случае имел право с ними не считаться. Все действующие лица изображены в парадных нарядах, причем особенно богато одета невеста. Однако, несмотря на это, мы находим его с 1774 года в заграничной командировке в Париже. Художник. И здесь, как и в «Обеде», красочная гамма очень сдержанна.

А на стуле — разнаряженный в красный, по случаю такого праздника кафтан, крестьянин. В крестьянах Ерменева нет того довольства, которое мы видели в картинах Шибанова. Мастер жанровой картины. ских произведения. Антропова, приехав туда ок.

  • Жить на Руси – Евгений Шибанов (84 работ)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Наиболее известные произведения

И герои его — доподлинные, реальные крестьяне. Художник. Жених уже потянул ее за руку: женщина, стоящая за спиной невесты, подталкивает их обоих к свободным местам на скамье.

Жаркову. Академик живописи, педагог. а. Среди них первостепенное значение имел предшествовавший венчанию сговор, когда устанавливался срок свадьбы. В «Сговоре» преобладают те же коричневатые тона, на которых выступают розоватые оттенки лиц и рук.

Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Это были портреты жены адмирала Спиридова, Анны Матвеевны, урожденной Нестеровой и ее двух племянниц И племянника, детей ее брата: Александры Александровны и Варвары Александровны (девочки в возрасте 8 – 9 лет) и Афанасия Александровича Нестеровых. Но композиция законченна и продуманна, типы выразительны, колорит глубок и полнозвучен. О самом Шибанове известно очень мало.

Тем крестьянства в то время, еще ни кем не была затронута и даже считалась в какой-то мере скандальной, так как ученикам художественных школ не давали даже смотреть на крестьян, чтоб испортить «изящный вкус». Такой же силой обладают акварели, суммирующие творчество Ерменева, – «Поющие слепцы» и «Крестьянский обед». Первым учителем художника был его отец.

Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине. Академик живописи, педагог. а. Известно о его связях с всемогущим князем Потемкиным и то, что он писал иконостасы.

Прочие мужчины в длинных, тонкого сукна зипунах. Художник точно указывает адрес героев—село Татарово Суздальской провинции (ныне Владимирской области). Видимо, в Париже он жил долго. Единственно, кто сохранил имя автора, – был гравер, англичанин Дж. Неизвестны даже даты его рождения и смерти.

Прямо и несколько скованно стоит она под взглядами многочисленных гостей. Мастер жанровой картины. а известно лишь, что он был крепостным князя Потемкина-Таврического и сопровождал его во время путешествия Екатерины II на юг России, когда и были им написаны оба прославленных портрета. Ласково и нежно лицо молодой матери. 1758. Всё это приемы издревле шедшие еще от русской иконописи.

Смысл этих картин был в документальном фиксировании «этнографического типа», черт лица, костюма историческом «анекдоте» личности, например «Столетняя царскосельская обывательница с семьей» художника Эриксена 1771 года. В конце концов он за это пострадал, получив аттестат четвертого разряда. Молодой отец только и смотрит на ребенка.

– РПУМЕ 1789)иХДПЦОЙЛ-ЦЙЧПРЙУЕГ, НБУФЕТ ВЩФПЧПЗП ЦБОТБ, ТХУУЛЙИ ЛТЕУФШСОУЛЙИ УАЦЕФПЧ. Всю свою любовь к народу Шибанов стремился утвердить изображая крестьянина во всем его внутреннем и внешнем человеческом достоинстве. Картина «Празднество свадебного договора» являет собой полноценную картину, с продуманным типажом героев. Жених приезжает смотреть невесту.

Высокая оценка этих произведений выдержала испытание времени. Что же на картине. Мальчишка приютился в углу у ножки стула. У накрытого белоснежной скатертью стола, на котором расставлено угощение, стоят, держась за руки, жених и невеста. В том же году был написан портрет генерала А. Дмитриева-Мамонова, одно из прекраснейших произведений портретной живописи XVIII века, «портрет, достойный европейской славы», как отзывались о нем позднейшие критики.

на сегодня сохранилась "Притча о мудрых и неразумных девах" (1790-1792) ныне в. Из биографии Михаила Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. Писал в 1774 году Михаил Шибанов», а на обороте другой — «Картина представляющая празднество свадебного договору, писал в той же провинцыи в селе Татарове в 1777 году Михаил Шибанов». Такой же уступкой было введение класса «живописи проспектов» для изображения знаменитых городов. И все это не случайно, подтверждают гипотезы, возникшие позже, чем через столетие.

«Празднество свадебного договора» — самая крупная «199x244» его картина. Учился в Киеве и Петербурге у А. П. Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галерея). Они писаны еще робко, неуверенно и вяло. Творения Шибанова пронизаны оптимизмом.

Русских крестьян изображали заезжие художники-иностранцы – француз Лепренс, в 1758 – 1762 годах сделавший ряд рисунков (повторенных впоследствии в гравюре) на русские бытовые темы и датчанин Эриксен, автор группового крестьянского портрета. На голове ее богатый кокошник, украшенный позументом и жемчужными подвесками, спускающимися на лоб. Видно, жизнь и его не обошла трудами и заботами. Уокер.

Она ставит на стол миску с едой, в то время как крестьянин слева режет большой каравай хлеба. Михаил Шибанов». Спиридовой и Матвея Спиридова.

Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине. Сговор сей бывает свят и нерушим и нарушивший платит бесчестье». Шибанов первый привел в русскую живопись настоящих крестьян. Эти акварели относятся к 70-м годам XVIII века.

Слева от них – группа мужчин. Прочие портреты неравноценны по своим художественным качествам. Картина «Крестьянский обед» – это этюд с натуры, передающий живость картины. Работы Шибанова впервые в истории русского искусства в формах европейской картины показали величественные фигуры русских крестьян, с медленными, уверенными жестами, гордо поднятыми головами. Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. В «Обеде» на коричневатом общем фоне картины, в котором выдержана задняя стена избы играющая роль фона, выступают бледнорозовые пятна: розовая рубаха на крестьянине, слева розовая фата за спиной молодой женщины, розовая рубашечка ребенка. Михаил Шибанов показывает другую сторону быта крестьянства.

Сведения о личной жизни Ерменева крайне скудны. Так, преувеличен жест молодого парня в красном зипуне и особенно благословляющее движение рук девушки, соединяющей жениха и невесту. Творчество Ерменева содержит резкую критику социальных контрастов в России XVIII века. Ерменев сделал зарисовку этого события, которая впоследствии была гравирована.

О жизни русских художников этого времени, даже самых прославленных, мы знаем вообще очень мало, но о Шибанове известно еще меньше, чем о ком-либо из современных ему мастеров. Он раскрывает моральную красоту народа изображает его в немногие светлые минуты жизни. Хоть о Михаиле Шибанове, как о русском художнике второй половины XVIII века, мало что известно, культурное наследие он за собой оставил. Уокером. Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века.

В послепетровскую эпоху изображение русских крестьян, «русского народа» становится одной из тем официальных художников, находившихся на службе у Императорского двора и других учреждений. рТЕРПДБЧБФЕМШ бЛБДЕНЙЙ ИХДПЦЕУФЧ. Старуха ставит на стол общую чашку с едой. (. Широкой кистью, свободным, непринужденным мазком написаны фигуры.

Эта работа вышла в свет во время пугачевского восстания. Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галерее) изображает «Празднество свадебного договора» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебнаго договору, писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году. Он изображал крестьян Суздальского края – коренных русских людей. На ней белая полотняная рубашка, завязывающаяся у самой шеи и белый парчевый, доходящий до пола сарафан, поверх которого надета парчевая, золотая с красными цветами душегрея. Лучше других портрет А. М. и Боровиковский Боровиковский Владимир Лукич Русский художник-портретист, академик (1795), советник Академии художеств в Петербурге (1802).

Лепренс воспринял русскую жизнь как «восточную экзотику», непонятную и неправдоподобную, а натуралистическая картина Эриксена не имеет ни познавательного, ни художественного значения.

aquareller.com

Картины Михаила Шибанова - О жителях Мстёры - - Каталог статей

Третий зал Государственной Третьяковской галереи посвя­щен русской живописи второй половины XVIII века. Аргу­нов, Дрождин, Левицкий... Эти художники вписали новую страницу в историю отечест­венной живописи. Их век был знаменателен для России: по­трясенная реформами Петра страна навсегда ушла от ста­розаветных порядков и кано­нов, но еще не вошла в русло новых направлений. Век XVIII-й — век ломки тради­ций, век зарождения русской школы живописи. А начинать пионерам кисти пришлось с того же, на чем остановилась старая школа — с «парсун», с портретов.

 

На фото: А.Шибанов "Празднество свадебного договора". 1777г.

 

Поэтому на сте­нах зала — портреты, портре­ты великих мира, сработан­ных руками русских мастеров «того времени, нередко безы­мённых, и чаще всего крепо­стных». И вдруг в этой гамме портретов столичного дворян­ства — совсем необычные для тех лет крупные полотна с неказистой обстановкой кре­стьянских изб, с обветренны­ми загорелыми лицами про­столюдинов: «Крестьянский обед», «Празднество свадебно­го договора». Этот необычный для XVIII века художник — Михаил Шибанов.

«Празднество свадебного договора» — самая крупная «199x244» его картина. Про­стая, с  закругленными угла­ми, деревянная рамка. Почер­невшая, затуманенная паути­ной времени поверхность жи­вописного слоя. Что же на картине? У накрытого скатер­тью, с пузатыми точеными ножками стола — не очень красивая, но спокойная и, видимо, с чувством собственного достоинства, невеста. Она — в лучшем своем наряде. Пря­мо и несколько скованно сто­ит она под взглядами много­численных гостей. Жених уже потянул ее за руку: женщина, стоящая за спиной невесты, подталкивает их обоих к сво­бодным местам на скамье. Туда же жестом руки пригла­шает их и молодой парень, приподнявшийся со стула — видимо, приятель жениха. За столом — родственники, го­сти, у дверей толпятся жен­щины, все новые и новые го­сти появляются из за дверной ширмы. Внимательно присмат­ривает за происходящим ску­ластая узкоглазая старуха, ви­димо, родственница молодых. Мальчишка приютился в углу у ножки стула. А на стуле — разнаряженный в красный, по случаю такого праздника кафтан, крестьянин. Он сидит спиной к зрителям и широ­ким взмахом руки показывает женщинам на бородача, при­двинувшегося к углу стола, —  хорош, мол, уже! Тот с пониманием  принимает  игру - озорной взгляд, в руке поблескивает стакан, другая сжимает горлышко штофа.

На оборотной, скрытой, от глаз зрителей стороне полот­на, сохранились пояснения жи­вописца: «картина представ­ляющая суздалской провинцы крестьян празднество сва­дебного договору, писан в той же провинцы в селе татарове въ 1777 году Михаилъ Шиба­нов».

 

На фото: А. Шибанов. "Крестьянский обед".1774 г.

 

 Это — село Татарово под Мстёрой, которое называют Барским или Старым Татаровым. Сейчас только вековые аллеи напоминают о когда-то стоявшей барской усадьбе. В те времена, когда М. Шибанов писал здесь картину, на 60 крестьянских дворов приходи­лось два помещичьих: селом владели сразу два помещика, двоюродные братья Нестеровы — Петр Степанович и Петр Матвеевич. Последний был победнее, не женат, но часто живал с матерью и сестрой Акулиной Матвеевной в Мо­скве и имел широкий круг знакомых.Родственниками Нестеровых были потомки зна­менитого адмирала Г. А. Спиридова. «Портрет Анны Мат­веевны Спиридовой, супруги Григория Андреевича, которая была дочь Матвея Васильеви­ча Нестерова, родилася в 1734 году» — пометил живописец на одном из своих полотен. П. С. Нестеров умер в 1794 году — это известно из надписи, имевшейся на одной из татаровских икон: «сей об­раз вынесен при теле покой­ного господина надворного советника  Л. С. Нестерова, 1794 г.».В 1818 году умер П. М. Нестеров. Село пере­шло к его незамужней сестре Акулине Матвеевне, которая привозила сюда и незаконно­рожденного сына П. М. Не­стерова — Фавста Петровича Макеровского, сентименталь­ного молодого человека, «большого чудака». Нестеро­вы, по-видимому, имели широ­кие знакомства в художествен­ном мире: с их времен в Татарове хранился ряд подписных  икон — писана «в Риме в 1789 году русским пансио­нером Алексием Ильичем Вольковым», писана «в Санк-Петербурхе в 1792 г. ак. Ми­хаилом Воиновым». Однако сразу же после смерти А. М. Нестеровой поместье было продано, деньги разделены между «жадными», как их называли современники , род­ственниками, а шибановские картины достались Ф. П. Макеровскому. Они хранились в его семье, позднее — его по­томков. У правнуна Макеровского, Н. С. Гаврилова, и приобрел описанную  картину Совет галереи в  1917 году...

 

Жизненный  путь самого художника  известен, пожалуй, хуже, чем судьба  его  картине. Неизвестно, когда он родился, где  учился  живописи,  как  попал  в Татарово,когда  умер.Все   известные  на   этот  счет сообщения  не  выходят  за рамки   обычных   догадок. Его первая  работа  — портрет А. Г. Спиридова,   датирована. 1772  годом.   Последний   изве­стный   документ  — письмо художника Попову, датировано 1789 годом.  В нем  М.  Шиба­нов   жалуется  на  нехватку денег  и  вскользь   упоминает, что «одержим болезнию». Поэтому в биографических справ­ках  обычно   пишут:  «умер после 1789 года...».Считалось, что  М. Шибанов  был крепостным    знаменитого  По­темкина  — художник  сопровождал   двор  «светлейшего»,писал  его портрет.

 

На фото: Улица М.Шибанова в с.Барское-Татарово.2009 г.

 

Но  недав­но   найденные  документы из архива, относящегося  к стро­ительству  херсонской   церкви в   1783  году, называют  его «вольным  художникам»: «вольному живописцу Михаи­ле Шебанову, подрядившему­ся зделать для соборной Церк­ви иконостас, впредь на заготовление материалов выдать 1000 р.». Значит, по крайней  мере с этого времени, М. Ши­банов крепостным не был.

Могила художника неизвестна. Остались только его кар­тины, каждая из которых — своего рода реликвия.5 из них, включая одну, авторство которой спорно — в Третьяковской галерее, 3 — в ле­нинградском Русском музее, 2 — в частном собрании мо­сквича П. К. Анохина, и уж совсем единицы — в Иванов­ском, Одесском, Якутском  му­зеях. В 1928 году одна из шибановвких картин промельк­нула за границей, в Брюсселе.

Пометки, которые живопи­сец имел обыкновение  остав­лять на оборотах своих  полотен,  говорят о том, что ему  много пришлось  поездить по России, довелось увидеть и убогие   крестьянские  избы, и пышный  двор царицы. Он в «Санкт Петербурхе» писал порт­реты   Спиридовых, в   Москве — Нестеровых, в    Киеве - Екатерины II  и ее фаворита  Дмитриева-Мамонова, в  Херсоне — расписывал  церковный  иконостас.Но самая  крупная  и  значительная из его работ написана здесь, под  Мстёрой, и теперь уже всегда  при  упоминании  о  картине  будет  добавляться: писана в суздальской  «провинции селе  Татарове  в  1777  году»...

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Газета  "Маяк" 1974 г. Ю.Ерофеев

www.vomstyore.ru

Художник Шибанов Картины

Михаил Шибанов: жизнь и творчество художника

В «Обеде» на коричневатом общем фоне картины, в котором выдержана задняя стена избы играющая роль фона, выступают бледнорозовые пятна: розовая рубаха на крестьянине, слева розовая фата за спиной молодой женщины, розовая рубашечка ребенка. Даже в лицах и руках действующих лиц преобладают эти бледно- розовые тона. Антропова, приехав туда ок.

Художник работает многослойно, создавая сложную по фактуре красочную поверхность. Уокером. В этом идейно-художественном движении особое место отводилось Ульяновску – родине Ленина.

Художник Михаил Шибанов: биография и картины

Молодой отец только и смотрит на ребенка. Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Храповицкий в своих «Памятных записках» отмечает: «1787 г. 5 декабря. Академик живописи, педагог. а.

Наибольшую славу принесли художнику его картины на крестьянскую тему, к которой очень редко обращались художники 18 в. («Крестьянский обед», 1774 «Празднество свадебного договора», 1777). Старуха ставит на стол общую чашку с едой. Художник решил – русская баня. В руках у нее платок-ширинка. Все прочно молодые женщины также богато одеты: они в сарафанах и кокошниках.

Жанровые картины Михаила Шибанова

В том же году был написан портрет генерала А. Дмитриева-Мамонова, одно из прекраснейших произведений портретной живописи XVIII века, «портрет, достойный европейской славы», как отзывались о нем позднейшие критики. С 1959 года живет в Ульяновске. Однако всех оттенков авторского чувства темы в ней не было. Русских крестьян изображали заезжие художники-иностранцы – француз Лепренс, в 1758 – 1762 годах сделавший ряд рисунков (повторенных впоследствии в гравюре) на русские бытовые темы и датчанин Эриксен, автор группового крестьянского портрета.

И какая громадная разница между теми и другими. В 1975 году Евгений Шибанов становится членом Союза художников. Эти акварели относятся к 70-м годам XVIII века. Но композиция законченна и продуманна, типы выразительны, колорит глубок и полнозвучен.

Венецианова. Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галерея). рубахи белые, взоры веселые, здоровье на щеках начертанное.

8 марта (1999).

Почерневшая, затуманенная паутиной времени поверхность живописного слоя. Художник. Творчество Ерменева содержит резкую критику социальных контрастов в России XVIII века.

На все эти вопросы, к сожалению, сейчас нет ответа. Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения, ни образование. Художник уже не ограничивается плоскостным развертыванием сцены, как в «Обеде», а углубляет пространство, стремясь к показу всего интерьера. У накрытого белоснежной скатертью стола, на котором расставлено угощение, стоят, держась за руки, жених и невеста. Уокер. Возможно. Шибанов первый привел в русскую живопись настоящих крестьян.

Всматриваясь в лица обоих крестьян «Обеда», замечаем, что наряду с широкими мазками они моделированы резкими, светлыми, крупными и мелкими штрихами, создающими впечатление круглоты в сопоставлении с тенями. Однако, несмотря на это, мы находим его с 1774 года в заграничной командировке в Париже. Кто были его учителя. Здесь он делает лишь первые шаги к овладению портретным искусством и можно было бы думать, что эти портреты относятся к периоду его ученичества, если бы теми же годами не были датированы обе его замечательные картины – «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777). Они до сих пор выделяются среди блестящих произведений русских портретистов XVIII века.

Левой рукой она держит ребенка, а правой расстегивает пуговицу сарафана, собираясь кормить его грудью. Мальчишка приютился в углу у ножки стула. Ее герой, в отличие от других, не историческая, а легендарная личность. Художник. рТЕДУФБЧЙФЕМШ БЛБДЕНЙЮЕУЛПК ЫЛПМЩ ЦЙЧПРЙУЙ. йЪЧЕУФОЩ ЛБТФЙОЩ 1770-И ЗПДПЧ:лТЕУФШСОУЛЙК ПВЕД (1774)рТБЪДОЕУФЧП УЧБДЕВОПЗП ДПЗПЧПТБ (1777)рПТФТЕФ еЛБФЕТЙОЩ II Ч ДПТПЦОПН ЛПУФАНЕ (1787)рПТФТЕФ ЖБЧПТЙФБ еЛБФЕТЙОЩ б. н. дНЙФТЙЕЧБ-нБНПОПЧБ (1787)ч 1777 ЗПДХ ыЙВБОПЧ ОБРЙУБМ ЛБТФЙТХ рТБЪДОПЧБОЙЕ УЧБДЕВОПЗП ДПЗПЧПТБ ЙМЙ УЗПЧПТ.

Факты из биографии художника. Тот же прием штриховки виден и в волосах и одежде крестьянина слева, головке ребенка. Ласковым и нежным движением прижимает она к себе дитя.

Влюбленный в Анюту жених также соответствует жениху из «Сговора», нежно глядящему на свою невесту. Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Работает на интуиции, на мастерском чутье. на сегодня сохранилась "Притча о мудрых и неразумных девах" (1790-1792) ныне в. Из биографии Михаила Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. Среди работ серии особенно выделяется композиция Овдоким Серебряник (1969).

Наоборот, вся правая группа и в особенности сама невеста как центр картины, озарена светом. Академик живописи, педагог. а.

Художник михаил шибанов: биография и картины

В «Обеде» на коричневатом общем фоне картины, в котором выдержана задняя стена избы играющая роль фона, выступают бледнорозовые пятна: розовая рубаха на крестьянине, слева розовая фата за спиной молодой женщины, розовая рубашечка ребенка. Лепренс воспринял русскую жизнь как «восточную экзотику», непонятную и неправдоподобную, а натуралистическая картина Эриксена не имеет ни познавательного, ни художественного значения. И все это не случайно, подтверждают гипотезы, возникшие позже, чем через столетие. Он явно стремится приблизиться к старой живописи с ее скрупулезной техникой.

Все действующие лица изображены в парадных нарядах, причем особенно богато одета невеста. Голову и часть лба закрывает золотая повязка – принадлежность девичьего головного убора. Жених уже потянул ее за руку: женщина, стоящая за спиной невесты, подталкивает их обоих к свободным местам на скамье.

На все эти творческие открытия и изобретения у Шибанова ушли два года. Ерменев сделал зарисовку этого события, которая впоследствии была гравирована. По «Географическому словарю» Семенова еще во второй половине XIX века село Татарово существовало, как «село Владимирской губ., Вязниковского уезда в 23 в. от уездного города при речке Мстерке». Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Богатая одежда невесты и ее подруг, парча, золотые вышивки, жемчуга, камни ожерелья, полотно рубах, сукно мужских костюмов писаны с поразительно искусной передачей материалов.

Описание картины Михаила Шибанова «Крестьянский обед»

Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. Если Шибанов и знал их работы, то, во всяком случае имел право с ними не считаться. Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. На повязку наброшена спускающаяся до кисти руки фата из материи, вырабатывавшейся в XVIII веке и носившей название «коноватка». Доказательством являются крестьянские жанры Шибанова.

Кто-то скажет: сатирическая карикатура. Художник точно указывает адрес героев—село Татарово Суздальской провинции (ныне Владимирской области). Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галерея). Рядом его жена держит на руках малыша. Это голова Ивана Сусанина, простого русского человека, способного на героические поступки.

Для стороннего наблюдателя все, что происходит в этот момент – чудо. Сам сюжет, относившийся к изображению праздничной, торжественной стороны крестьянской жизни, влек за собой усложнение композиции. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине. Тот же прием штриховки виден и в волосах и одежде крестьянина слева, головке ребенка.

В 1982 году эта работа Шибанова была помешена в альбоме Союз искусства и труда. То, что было сделано в этой области до Шибанова, едва заслуживает упоминания. В середине 1770-х годов были созданы картины М. Шибанова. Такой же уступкой было введение класса «живописи проспектов» для изображения знаменитых городов. Однако, несмотря на такое положение, мы имеем данные, указывающие на то, что параллельно с господствующими академическими течениями существовало искусство и независимое от Академии. Значительно сложнее композиция «Празднество свадебного договора». Крестьяне в картинах Шибанова исполнены достоинства и сурового величия. Лучше других портрет А. М.

Где лежат истоки его творчества. Так как смех словно бы все переворачивает: богатый и сановный ставится вровень с бедным и неродовитым, беспечная тупость оказывается успешнее сурьезного умничанья, драма представляется не концом, а только началом, поводом для того, чтобы показать изворотливость и Смекалку. Облик «фантастического метеора», однако, не был разгадан. Из биографии Михаила Шибанова известно лишь, что он был крепостным князя Потемкина-Таврического и сопровождал его во время путешествия Екатерины II на юг России, когда и были им написаны оба прославленных портрета. То, что он был крепостным человеком Потемкина, подтверждается дошедшими до нас косвенными сведениями. Мастер жанровой картины. а. В картине «Крестьянский обед» (1774) он изображает семью, собравшуюся вокруг стола. Такой же силой обладают акварели, суммирующие творчество Ерменева, – «Поющие слепцы» и «Крестьянский обед».

В описаниях быта русского народа XVIII века о сговоре сказано: «Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Точно в пословице: Вся семья вместе, так и душа на месте. В сцене крестьянского обеда расположение фигур за столом дышит непринужденностью и естественностью своей реалистической трактовки. Значительно сложнее композиция «Сговора». Простая, с закругленными углами, деревянная рамка. Гневные страницы книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», его несчастные обитатели деревни Разореной и другие выведенные им крестьяне – яркое свидетельство злосчастной доли крепостного крестьянства екатерининского времени. Но вместе с тем Радищев и в этих условиях видит красоту русских людей.

Описание картины Михаила Шибанова «Празднество свадебного договора»

Видимо, судьба Ерменева была плачевна. Созданные им угрюмые, сосредоточенные образы крестьян, слепцов, нищих по своей силе и остроте соответствуют гневным образам Радищева изобразившего забитых и измученных крестьян. О широкой русской натуре, о всем богатстве ее внутреннего содержания говорит лицо сидящего на первом плане крестьянина. Всё это приемы издревле шедшие еще от русской иконописи.

Тип кокошников, надетых на молодых женщинах, характерен для Москвы и близлежащих к ней областей. Высокая оценка этих произведений выдержала испытание времени. И почти сразу же находит свою тему, которой в последствии никогда не изменяет. Что же на картине. Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве.

И в этом отношении он не отходил от правды. Написанные по законам «высокого жанра» исторической картины, они, тем не менее, с документальной точностью передают все подробности быта «суздальской провинции крестьян». Тип кокошников, надетых на молодых женщинах, характерен для Москвы и близлежащих к ней областей. А на стуле — разнаряженный в красный, по случаю такого праздника кафтан, крестьянин.

Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине. пДЙО ЙЪ УБНЩИ ЪБЗБДПЮОЩИ НБУФЕТПЧ ТХУУЛПЗП ЙУЛХУУФЧБ.

Художник. Люди их движения, чувства красивы и выразительны. Видимо, в Париже он жил долго. Михаил Шибанов показывает другую сторону быта крестьянства. Это были портреты жены адмирала Спиридова, Анны Матвеевны, урожденной Нестеровой и ее двух племянниц И племянника, детей ее брата: Александры Александровны и Варвары Александровны (девочки в возрасте 8 – 9 лет) и Афанасия Александровича Нестеровых.

Аналогичная по своему сюжету с картиной Шибанова, она носит абсолютно другой характер. Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. Михаил Шибанов».

Михаил Шибанов». Художник в общем справился с этой задачей, но не избежал некоторой условности и театральности. Учился в Киеве и Петербурге у А. П. Композиция замыкается в правом углу фигурой женщины, у колен которой стоит ребенок.

Все глухо, плоско, невыразительно. И не был ли Шибанов, таким образом, представителем одной из тех крестьянских семей, у которых из рода в род передавалось это искусство. Шибанов мастерски владел искусством композиции, что не удивительно при предположении об иконописных истоках его творчества. Вся достаточно скупая гамма красок звучит гармоничным мощным аккордом. В «Сговоре» преобладают те же коричневатые тона, на которых выступают розоватые оттенки лиц и рук. И здесь, как и в «Обеде», красочная гамма очень сдержанна.

Галереи, серии картин, портретов

В «Сговоре» преобладают те же коричневатые тона, на которых выступают розоватые оттенки лиц и рук. Кроме того, оба портрета были гравированы английским художником Дж. За ней стоит вторая подруга, с любопытством всматривающаяся во все происходящее, а в глубине – еще ряд женщин, вероятно родных невесты, проявляющих также крайнее внимание к совершающемуся событию. Голову и часть лба закрывает золотая повязка – принадлежность девичьего головного убора.

Кроме того, оба портрета были гравированы английским художником Дж. Особенно хорошо технически сделаны кисти и пальцы рук. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине. Она — в лучшем своем наряде. Он раскрывает моральную красоту народа изображает его в немногие светлые минуты жизни. Шибанов рассказывал: Пишу с натуры – не получается.

Видно, жизнь и его не обошла трудами и заботами. Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Празднество свадебного договора») дает представление о ее праздничной стороне. Только начал он не с темы, а с пейзажа.

Композиция замыкается в правом углу фигурой женщины, у колен которой стоит ребенок. Пожилая крестьянка одета в рубаху с засученными рукавами поверх рубахи — темнозеленая телогрея с часто посаженными серебряными пуговицами, а на голове богато расшитый повойник.

Дожидаясь обеда, задумался о чем-то старик. Слева, в центре, за столом сидят два бородатых почтенных крестьянина в русских рубахах, справа – молодая женщина в сарафане и рубахе из тонкой материи. Левой рукой она держит ребенка, а правой расстегивает пуговицу сарафана, собираясь кормить его грудью. Картина «Крестьянский обед» – это этюд с натуры, передающий живость картины.

(. «Евгений Шибанов родился в 1941 году в селе Вад Горьковской (Нижегородской) области. «Празднество свадебного договора» — самая крупная «199x244» его картина.

Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Празднество свадебного договора». Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. – РПУМЕ 1789)иХДПЦОЙЛ-ЦЙЧПРЙУЕГ, НБУФЕТ ВЩФПЧПЗП ЦБОТБ, ТХУУЛЙИ ЛТЕУФШСОУЛЙИ УАЦЕФПЧ.

Видео: Художник Михаил Врубель и его картины, фильм, 1956 год

Она ставит на стол миску с едой, в то время как крестьянин слева режет большой каравай хлеба. Они изображают нищих крестьян, калек перехожих исполненных большой выразительности.

Мы не знаем, как сложилась его судьба, как он стал художником, где и у кого учился. Особенно хорошо технически сделаны кисти и пальцы рук.

Михаил Шибанов, русский художник, портретист

Спиридовой и Матвея Спиридова. Русский человек – вечный работник и, волею судеб, вечный странник на просторах Расеюшки. Таких сюжетов и таких персонажей не знала академическая живопись.

Его гамма красок очень сдержанна.

В июле 1789 года он присутствовал при взятии и разрушении Бастилии. Академик живописи, педагог., Левицкий Левицкий Дмитрий Григорьевич Известный русский художник 18 века. И самые незабываемые, неизгладимые его детские впечатления связаны с ивами над речкой, щебетаниями ласточек на проводах, запахами и красками деревенской природы. Все они были в праздничной одежде. Конечно, это символы, но как легко они прочитываются – даже не умом, а душой.

  • Шибанов МихаилКартины и биография
  • Жить на Руси – Евгений Шибанов (84 работ)
  • Шибанов Михаил (год рождения неизвестен – умер после 1789)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Рисунок акварелью собирателя открыток

Потребность в портрете, в оставлении на память потомству своей личности, была как в придворных, так и вообще в дворянских кругах очень велика и потому портретные художники представляли преобладающую группу. Но с чего начать. Жаркову. Сговор сей бывает свят и нерушим и нарушивший платит бесчестье».

На повязку наброшена спускающаяся до кисти руки фата из материи, вырабатывавшейся в XVIII веке и носившей название «коноватка». Они писаны еще робко, неуверенно и вяло. Его гамма красок очень сдержанна.

Они писаны еще робко, неуверенно и вяло. Уокера указано, что гравировал он с портрета, писанного художником по фамилии «Schebanoff». Кроме двух портретов братьев Спиридовых, несколько позже были обнаружены еще четыре шибановских произведения. Искал их и Шибанов. И наконец натянул холст на подрамник. Но это лишь часть образно-смыслового содержания картины.

  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Видео: Три демона Врубеля – В поисках истины

Сведения о личной жизни Ерменева крайне скудны. Единственно, кто сохранил имя автора, – был гравер, англичанин Дж. Дмитриева-Мамонова (1787) тоже в дорожном платье. Широкой кистью, свободным, непринужденным мазком написаны фигуры.

Уокером. Секретарь царицы А. В. Прочие мужчины в длинных, тонкого сукна зипунах. Был ли он уроженец Суздальской провинции и села Татарова, где написаны его крестьянские сцены или там были родственные связи с его обитателями или просто знакомство. Неизвестны даже даты его рождения и смерти. Писал в 1774 году Михаил Шибанов».

Среди портретных работ, созданных Шибановым известны портреты членов семьи Спиридовых, а также «Портрет Екатерины II в дорожном костюме» (1787), который неоднократно копировался по заказу самой императрицы. Слева от них – группа мужчин. И здесь, как и в «Обеде», красочная гамма очень сдержанна. Для чего я тебя не узнал лет 15 тому назад».

Всматриваясь в лица обоих крестьян «Обеда», замечаем, что наряду с широкими мазками они моделированы резкими, светлыми, крупными и мелкими штрихами, создающими впечатление круглоты в сопоставлении с тенями. Так, например, в главе «Едрово» он пишет про русских женщин: «Толпа сия состояла более нежели из тридцати женщин. Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Сговор») дает представление о ее праздничной стороне. Даже в лицах и руках действующих лиц преобладают эти бледно- розовые тона. Написал 37 икон для собора Борисоглебского Новоторжского монастыря.

Но, судя по его картинам, можно лишь утверждать, что художник знал обстановку крестьянской жизни и многие частности ее быта. На этот вопрос ответ нужно искать, несомненно, в его личных симпатиях к крестьянству. В сер.

Произошло это в силу сложившегося противоречия между большой (на академический лад) картинной формой и условной, гротескной, смеховой трактовкой образов. И «Крестьянский обед» и «Свадебный договор» написаны отнюдь не средним портретистом, а зрелым, первоклассным мастером, правда, в полотнах чувствуется скованность, статичность и это вполне естественно — так вообще писали в его время. То, что он был крепостным человеком Потем кина, подтверждается дошедшими до нас косвенными сведениями. Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Слева от них – группа мужчин.

1758. Мастер жанровой картины. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. Стал думать. И вздохнул – да не так мы работали: тени-то – они цветные, прозрачные, а зелень травы, деревьев состоит из стольких цветовых оттенков, что не зеленая она.

рТЕРПДБЧБФЕМШ бЛБДЕНЙЙ ИХДПЦЕУФЧ. Спиридовой и Матвея Спиридова. Но на гравюре англичанина Дж.

Прочие портреты неравноценны по своим художественным качествам. Он в «Санкт Петербурхе» писал портреты Спиридовых, в Москве — Нестеровых, в Киеве – Екатерины II и ее фаворита Дмитриева-Мамонова, в Херсоне — расписывал церковный иконостас. Но самая крупная и значительная из его работ написана здесь, под Мстёрой и теперь уже всегда при упоминании о картине будет добавляться: писана в суздальской «провинции селе Татарове в 1777 году». Писал в 1774 году Михаил Шибанов», а на обороте другой — «Картина представляющая празднество свадебного договору, писал в той же провинцыи в селе Татарове в 1777 году Михаил Шибанов». Бахтин). По-видимому, это обстоятельство облегчило художнику доступ к знатным заказчикам, среди которых была сама императрица.

Это были портреты жены адмирала Спиридова Анны Матвеевны, урожденной Нестеровой и ее двух племянниц и племянника, детей ее брата: Александры Александровны, Варвары Александровны (девочки в возрасте восьми-девяти лет) и Афанасия Александровича Нестеровых. Портреты Спиридовых и Нестеровых все имеют подписи на обороте холста с указанием времени и места их написания: А. М. Жених приезжает смотреть невесту.

Он совсем недавно с блеском защитил диплом, написав портрет горьковского ученого Шарапова. В избе за столом собралась крестьянская семья – родители, дети, внук. Зато теперь по прошествии многих лет наблюдать за тем, как он работает, одно удовольствие. У русского народа смеховая культура – древняя и особенная.

– Он выдерживает сравнение с наиболее знаменитыми произведениями изысканного искусства XVIII века как по тонкости рисунка, так и по своей уверенной и нежной технике». В связи с портретом Екатерины II писали: «Шибанов появляется, как фантастический метеор, на горизонте русского искусства». И в этом отношении он не отходил от правды.

Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галерее) изображает «Празднество свадебного договора» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебнаго договору, писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году. Пишет одновременно двумя кистями: левой рукой верхнюю часть композиции, правой -нижнюю. Но до этого момента невесте надо было получить от более близкого предка — родоначальника ее собственного семейства — разрешение уйти к очагу жениха, под защиту ипокровительство нового божества.

В смехе виделось и спасение и своеобразное Торжество справедливости. Писал в 1774 году Михаил Шибанов», а на обороте другой — «Картина представляющая празднество свадебного договору, писал в той же провинцыи в селе Татарове в 1777 году Михаил Шибанов». И вот здесь Евгений впервые применяет уже найденную в шутейных студенческих работах гротескную форму. Ласково и нежно лицо молодой матери.

Лучше других портреты А. М. Шибанов, выбрал второе, в 1989 году он уезжает в село Молвино Теренгульского района Ульяновской области. Нужно было выбирать: или подделываться под шаблонный вкус нарождающегося «дикого» художественного рынка или оставаться в творчестве, дающем полную свободу, но не обещающему ничего взамен. Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве.

Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Сговора». Писал в 1774 году Михаил Шибанов». Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галерее) изображает «Сговор» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебнаго договору, писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году. Высокая оценка этих произведений выдержала испытание временем.

Мастер жанровой картины. а известно лишь, что он был крепостным князя Потемкина-Таврического и сопровождал его во время путешествия Екатерины II на юг России, когда и были им написаны оба прославленных портрета. Художник. Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта.

и Боровиковский Боровиковский Владимир Лукич Русский художник-портретист, академик (1795), советник Академии художеств в Петербурге (1802). В результате возникает не шаблонный, а острохарактерный образ. Архивные документы не дают о нем почти никаких сведений, а мемуаристы не удостаивают крепостного живописца хотя бы беглым упоминанием. Они писаны еще робко, неуверенно и вяло.

Мастер жанровой картины. ских произведения. «Посад» на шкуру, который позже — на самой свадьбе, происходил еще с большей торжественностью, должен был передать жениху силу общего предка и обеспечить невесте многочисленное и счастливее потомство. Художник выделил каравай на столе, перстень на пальце жениха и заставил нас — невольно продолжающих жест молодого мужчины в красном зипуне — подумать о лавке в углу («на куте»), куда тот зовет присесть жениха и невесту. чЕТПСФОП, ЧЩЫЕМ ЙЪ ЛТЕРПУФОЩИ ЛТЕУФШСО, РПМХЮЙМ ЮБУФОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ. Творения Шибанова пронизаны оптимизмом.

Она имела огромный успех. Картина «Празднество свадебного договора» являет собой полноценную картину, с продуманным типажом героев. Значительно сложнее композиция «Сговора». В живописи их чувствуется связь с живописью Рокотова.

Жаркову. Заранее подготовившись, художник почти не намечает деталей, обходясь общим угольным наброском. Сговор сей бывает свят и нерушим и нарушивший платит бесчестье». Все крестьянские сцены Ерменева полны жестокого реализма, лишены всяких прикрас.

Более десяти лет работал Евгений над эскизами на эту тему. Все свое военное и послевоенное детство, отрочество Евгений провел в деревне. Жених приезжает смотреть невесту. В руках у них бутылки и поломанные цветы Работа называется Гуляй, душа. На эти вопросы пока нет никакого ответа.

Первым учителем художника был его отец. Он изображал крестьян Суздальского края – коренных русских людей. Всё это приемы издревле шедшие еще от русской иконописи. Вполне возможно предположить, что сам художник был уроженцем Суздальского края, так как у его господина (Потемкина) поместья были разбросаны решительно во всех местностях государства. Суздаль всегда был центром иконописания.

Возникновение такой жанровой направленности в творчестве начинающего художника вполне понятно. Смешивая краски, он почти не смотрит на палитру. Вся достаточно скупая гамма красок звучит гармоничным мощным аккордом. В крестьянах Ерменева нет того довольства, которое мы видели в картинах Шибанова. Такой же уступкой было введение класса «живописи проспектов» для изображения знаменитых городов. Его глаза светятся улыбкой.

Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Шувалова, другой – Потемкина. Все портретные композиции серии выполнены в технике акварели.

Значительно менее мастерскими являются портреты, написанные Шибановым ранее, еще в 1770-х годах. Кроме того, надо думать, что на идеализацию крестьянских образов наложил свой отпечаток и дух времени, когда жил и работал Шибанов. Прямо и несколько скованно стоит она под взглядами многочисленных гостей. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. В конце концов он за это пострадал, получив аттестат четвертого разряда.

И герои его — доподлинные, реальные крестьяне. красота юности в полном блеске, в устах улыбка или смех сердечной». Симпатичный образ невесты Анюты в той же главе «Едрово» очень близок к образу шибановской невесты. В 1774 году Михаил Шибанов написал произведение бытового жанра, картину «Крестьянский обед», а в 1777 году – «Празднество свадебного договора».

Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века. Прежде всего речь идет о двух полотнах художника, на которых он изобразил две сцены из жизни крестьян: Крестьянский обед (1774) и Празднество свадебного договора (1777). Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Сговора». Их сын занят важным делом – нарезает хлеб.

Широкой кистью, свободным, непринужденным мазком написаны фигуры. В конце концов, картина была завершена. Портреты Спиридовых и Нестеровых являются началом живописной деятельности Шибанова.

Но использована эта нежная краска отнюдь не в традиционной воздушной манере. Эти две картины на сюжеты русской крестьянской жизни стоят абсолютно особняком среди всего живописного наследия XVIII века. Академия художеств того времени, казалось бы, открывала широкий доступ всем «свободным художествам», но в действительности это было не так.

aquareller.com