Шиле ЭгонКартины и биография. Шиле картины


Эгон Шиле. Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины

Egon Schiele. 1890-1918 г.Австрийский художник, экспрессионист, мастер модерна.

96Творческая карьера, как и земная жизнь Эгона Шиле, признанного мастера европейского модерна, была короткой, но плодотворной, а также богатой на яркие и неординарные события. Будущая знаменитость австрийского искусства появилась на свет 12 июня 1890, в Австрии, в городе Тульн-на-Дунае. Отношения в семье были своеобразные, далекие от пуританской морали, что во многом повлияло на формирование характера Шиле, тяжелого и часто непредсказуемого.

Венская школа изобразительных искусств, в которую Шиле поступил в 1906, ненадолго приняла его в свои ряды, т. к. преподаватели не пожелали связываться с проблемным учеником, но зато это не помешало юноше успешно выдержать экзамен и пополнить ряды Академии художеств.

В следующем году состоялось знакомство с Климтом, который находит рисунки Шиле талантливыми, и будущий мэтр живописи опекает молодое дарование, покровительствуя ему как в карьерных, так и обыденных вопросах. Именно под влиянием наставника подопечный увлекся эротической тематикой.

Закономерно, что с неординарностью характера Шиле, он не мог не проникнуться идеями немецкого югендстиля или австрийского сецессиона, и ранние пейзажи и портреты отмечены влиянием этих направлений.

Уже в 1908 творческая биография молодого художника ознаменована первой выставкой в Клостернойбурге (не без участия Климта), он выполняет несколько заказов для объединения, связанного с движением Сецессион.

В 1909 работы Шиле выставляются в Вене в Художественной галерее, причем соседствуют они с работами покровителя, а также Мунка, Ван Гога, Матисса. В этом же году он покидает Академию, а профессор Грипенкерль согласился подписать ему диплом, запретив строптивому ученику называть имя своего преподавателя. Богатый на события год ознаменован и созданием «Группы нового искусства», организованной совместно с друзьями по Академии.

52   В снятой квартире, Шиле устраивает художественную студию, причем в ней постоянно снуют уличные подростки, и обитатели «приюта» зачастую выступают в роли моделей. Художник, почти в совершенстве овладевший рисунком, в основном, работает с обнаженной плотью, и его эротическая «продукция» пользуется небывалым спросом. Кроме изображения моделей, Шиле создает много автопортретов, рисуя также и свое тело, которое ему очень нравилось. В его работах ощущается острота и нервное напряжение.

На протяжении 1911-1912 гг. основные события в жизни художника вращаются вокруг сексуальной сферы: после выставки в Мюнхене у Ганса Глотца, он в компании юной модели Валери Нойзель покидает столицу, и проживает сначала в провинциальных городках Чехии и Австрии, а в Нойленгбахе попадает на три недели в тюрьму. К этому привели внебрачное проживание с юной девицей, постоянное общество молодых парней переходного возраста и, в довершение, вызывающий эротизм его рисунков, найденных при обыске, которые для полиции показались всего лишь порнографией. Неординарный круг общения Шиле не одобрялся его друзьями, но именно в этой среде он находит подпитку, позволявшую развивать в картинах радикальный экспрессионизм.

В этот период кроме темы ню, Шиле обращается к сюжетам городской жизни, и работает над циклом «Умерший город». В ряде картин затрагивается и тема смерти, для развития которой он использует символизм.

После 1912 пришло время популярности, и до 1916 художник постоянно выставляется в крупнейших городах Европы. Свобода высказывания прочно укореняется в произведениях Шиле, он развивает эротическую линию, «унаследованную» от Климта, при этом углубляет тематику, предельно наполняя работы экспрессией, а также «выпускает на волю» собственные комплексы – следствие влияния психоанализа Фрейда.

74   В 1915 Шиле решается на брак, история которого полностью в духе его жизни и творчества, а начинался он со знакомства с сестрами Хармс, молоденькими школьницами. Через четыре дня после свадьбы художник призывается в армию, но война не стала для него серьезным испытанием, и не повлияла на творческое совершенствование. Наступило некоторое сглаживание эротизма картин этого периода.

В 1918, после смерти Климта, Шилле заслуженно занял ключевые позиции на вершинах художественного Олимпа Австрии, о чем свидетельствует присвоение ему почетного звания лидера венского авангарда, его имя неразрывно связано с развитием экспрессионизма в этой стране, хотя формально он не принадлежал к этому направлению.

Умер Эгон Шиле 31 октября 1918 в Вене, в возрасте 28 лет, на пике творческой карьеры, с грандиозными планами, воплощение которых прославило бы не только австрийское искусство. В письме к матери жены он написал, что ее дочь почти обречена и, наверное, скоро умрет, но сам задержался в этом мире всего лишь на три дня дольше супруги.

Смотреть картины Эгона Шиле

expressionists.ru

Шиле, Вена, истеричность, психоанализ. 18+: gorbutovich

Выставка Шиле в Альбертине. Скоро в Москве. Часть 1

Эгон Шиле (1890-1918). Портрет рыжей девочки. 1910. Альбертина, Вена / Egon Schiele. 1910. Half-Length Portrat of a Red-Haired Girl / Brustbild eines rothaarigen Mädchens. Bleistift, Aquarell, Deckfarben, Deckweiß auf braunem Packpapier. 24 x 31,5 cm. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

В Вене в музее Альбертина с 22 февраля по 18 июня 2017 года проходила масштабная выставка Эгона Шиле. Бо́льшая часть работ – из собственных фондов музея, обладающего одной из самых значительных в мире коллекций графики.

Часть произведений Шиле из собрания Альбертины на три месяца перемещается в Москву. С 10.10.2017 по 14.01.2018 в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина пройдет выставка Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена). Рекомендованный возраст посетителей 18+. В Москву предоставляется около 100 работ двух художников. К слову, в начале 2017 года объявлялось, что будет 120 рисунков.

В преддверии московского события – некоторые произведения, что показывались на выставке Шиле в музее Альбертина: Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017.

А также: краткая справка о художнике, статья Аркадия Ипполитова про Шиле, его время и среду, лекция Ирины Кулик.

2.1911. Эгон Шиле. Автопортрет с павлиньим жилетом. Фрагмент. Гуашь, акварель и карандаш. 51,5 х 34,5 см. Частная коллекция / Egon Schiele. Self-portrait with peacock waistcoat /Selbstporträt mit Pfauenweste. Standing 1911. Gouache, watercolour and crayon. 51.5 x 34.5 cm. Private collection © Sammlung Ernst Ploil. Source

Кратко об Эгоне Шиле

Эгон Шиле / Egon Schiele (1890-1918) – австрийский живописец и график, проживший очень короткую жизнь – 28 лет. Творческое наследие художника насчитывает более трехсот картин и около двух с половиной тысяч рисунков. Наряду с Оскаром Кокошкой, считается наиболее выдающимся представителем австрийского экспрессионизма. Будучи учеником Венской академии, познакомился с Густавом Климтом (1862-1918), который признал талант юноши, покровительствовал ему и оказал сильное влияние на модернистский стиль молодого Шиле.

3.1908. Вероятно учебный рисунок, сделанный на занятиях в Венской академии художеств / Egon Schiele. Reclining Female Nude. 1908. Pencil and chalk. Albertina / Liegender Frauenakt. 1908. Bleistift, Kreide, auf blaugrauem Papier. 22,1 x 36,4 cm. Inventarnummer 29981. Photo by Tatiana Gorbutovich. Сопроводительный текст. Вариант изображения из каталога музея

За короткое время с 1906 по 1909 г., во время учебы в Венской академии художеств, Шиле быстро прошел через несколько творческих периодов. Он начинал с академичности, затем перешел к декоративному ар нуво а-ля Климт, а затем к радикальной экспрессии.

4.1910. Egon Schiele. Seated Nude Girl. Pencil, chalk, watercolor, and gouache, Albertina / 1910. Sitzender Mädchenakt. Bleistift, Aquarell, Kreide, Deckfarben mit proteinhaltigen Bindemitteln, Deckweiß auf Packpapier. 55,8 x 37,2 cm. Inventarnummer 33356. Albertina. Foto: © Albertina, Wien. Source. Другая цветопередача: фотография с выставки by Hyperallergic.com

К 1910 г. Шиле обладал собственным неповторимым стилем. Доминирующей тематикой его работ были обнаженная натура и портрет.

5.21 апреля 1912. Рисунок сделан во время тюремного заключения / 21. April 1912. Egon Schiele. «The Door to the Open» / Die Tür in das Offene. Bleistift, Aquarell auf Strathmore Japanpapier, grundiert. 48,3 x 32 cm. Signatur: "EGON / SCHIELE / 21.IV.12". Inventarnummer 31160. Albertina. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

В 1912 Шиле был ненадолго заключен в тюрьму по обвинению в нарушении приличий и «распространении порнографических рисунков». Несколько произведений мастера сожгли.

Его искусство вызывало раздражение во многих слоях общества, однако были у него и преданные почитатели, благодаря которым организовывались выставки и продавались работы – чаще в Германии, чем в Австрии.

6.Вечерние туфли Эдит Шиле, жены художника. Выставка Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017. Wiener Werkstätte. Edith Schiele’s evening shoes, 1912. Wiener Werkstätte, print design: “Osterglocken” [Easter Bells] (1910/12). Albertina, Vienna. Photo by Tatiana Gorbutovich. Каталожный вариант – без лент-шнурков

Незадолго до смерти к нему пришло мировое признание. Художник умер через три дня после своей беременной жены в 1918 году во время эпидемии гриппа-испанки.

Подробнее о художнике: в сорокаминутном рассказе Ирины Кулик – в конце записи.

7.1914. Anton Josef Trčka. Egon Schiele Posing. Отпечаток на выставке: Gelatin silver print. Albertina, Vienna. Здесь: viaО Шиле, его времени и среде

Статья искусствоведа Аркадия Ипполитова «Эгон Шиле жил в Вене», опубликованная в 1994 году в «Коммерсанте».

« Вена начала века была странным феноменом европейской культуры. Сочетание унылых блестящих парадов и приемов императорского двора с роскошью буржуазного комфорта знаменитых венских миллионеров создавало в городе атмосферу застойного озера. В жестких рамках бюрократической габсбургской системы расцвела манящая и пугающая культура Вены, превратившейся в начале века, наряду с Парижем, Лондоном и Берлином, в одну из столиц стиля модерн.

8.1918. Egon Schiele. Secession 49. Exhibition. Color lithograph on wove paper. 48.3 x 63.5 cm (image). Изображение: Google Art: экземпляр Museum of Fine Arts, Houston; на выставке был такой же постер из Албертины. via

Венский вариант этого стиля, сецессион, получивший свое название благодаря зданию, специально построенному в Вене для выставок современного искусства, стал наряду с арт нуво, югендстилем и стилем либерти именем нарицательным для того, что в России обычно называется модерном.

9.1910. Egon Schiele. Field landscape (Kreuzberg near Krumau) / Felderlandschaft (Kreuzberg bei Krumau). Schwarze Kreide, Aquarell, Deckfarben auf braunem Packpapier. 30,7 x 44,5 cm. Inventarnummer 26668. © Albertina Wien. Source

Самым крупным событием эпохи сецессиона, определившим всю культуру ХХ века, оказалось, однако, не какое-либо явление художественной жизни, а творчество гения психоанализа Зигмунда Фрейда. Сам Фрейд не очень-то жаловал современных ему художников и никак не соотносился впрямую с художественными процессами, но появление школы психоанализа именно в Вене глубоко симптоматично.

10.1914. Старые дома в Крумау /Чески-Крумлове / 1914. Egon Schiele. Old Houses in Český Krumlov /Krumau. Brush, body color, pencil on Japan paper. © Albertina, Vienna. Google Art. via. Original (4601 x 3087)

Вена была городом, наиболее располагающим к неврозам и фобиям как из-за мертвящего регламента габсбургского абсурда, так и из-за удушливой элегантности фешенебельных особняков оппозиционной буржуазии. Венский публицист начала века Карл Краус назвал Вену "тюремной камерой, где каждый может вопить сколько хочет".

11.1910. Полуобнаженная девушка, откинувшаяся назад (полулежащая). Альбертина, Вена. Этикетка. Photo by Tatiana Gorbutovich

Обладая внешне добропорядочным и сытым фасадом, Вена была идеальным городом психопатов. Распространены были ранние самоубийства, причем и среди психоаналитиков. В 23 года покончил с собой гениальный Отто Вейнингер, написавший знаменитую книгу "Пол и характер", самоубийством кончили один из самых блестящих учеников Фрейда Виктор Тауск и лучший поэт сецессиона Георг Тракль.

12.1910. Черноволосая обнаженная девочка. Альбертина, Вена / 1910. Egon Schiele. Schwarzhaariger Mädchenakt / Black-haired nude girl. © Albertina Wien. Этикетка. Photo by Tatiana Gorbutovich. Вариант изображения из каталога музея

Перманентная венская истеричность определила искусство Эгона Шиле, одного из самых ярких австрийских художников начала века. Жизнь самого Шиле дает возможность бесконечных фрейдистских толкований. Его отец умер от сифилиса, когда Эгону было пятнадцать лет, и мальчик вырос в исключительно женском окружении.

13.1911. Egon Schiele. Junger Mädchenakt im ockerfarbigen Tuch / Young nude girl in ochre cloth. © Albertina Wien. Photo by Tatiana Gorbutovich. Изображение по клику: © Albertina. Этикетка

Всю жизнь он был тесно связан со своей сестрой, которая часто позировала ему обнаженной. Он считался вундеркиндом, но был абсолютно неспособен к учебе в нормальной школе. Когда профессора Венской школы прикладных искусств впервые увидели рисунки Шиле, они отказались поверить, что их мог сделать шестнадцатилетний юноша, но потом художник почти не получил официального признания. Оказавшись в Вене после провинциального Клостернойбурга, где он провел детство, Шиле попал в самую гущу интеллектуальной жизни столицы.

14.1914. Egon Schiele. Selbstbildnis in gelber Weste / Self-Portrait in Yellow Vest. © Albertina Wien. Source

Своим формированием как художник Шиле, современник Фрейда и Шенберга, был обязан венскому сецессиону. Аура Вены начала века была проникнута истеричной красотой, красотой демонических женщин Густава Климта, одного из самых декоративных художников этого периода.

15.1910. Эгон Шиле. Авторопртет со спины. Альбертина. Этикетка. Photo by Tatiana Gorbutovich

Эта же красота стала навязчивой манией Эгона Шиле. Но чувственность в искусстве Шиле превращается в болезненность. Необычайная нервность каждого мазка художника передается зрителю, и созерцание его картин мучительно.

16.1910. Egon Schiele. Nude Self Portrait. Black chalk, brush, watercolour, bodycolour, opaque white, on brown packing paper. © Albertina, Vienna. Source

Главная тема творчества художника — автопортреты. Их очень много, они очень различны и не похожи друг на друга и часто не похожи на самого Эгона Шиле. Автопортрет для него был не зеркалом, фиксирующим внешнее отражение, а средством проникнуть в самые сокровенные области подсознания.

17.1910. Эгон Шиле. Стоящий обнаженный (автопортрет). Карандаш, акварель, белая темпера. 55,8 х 36,7 см. Альбертина, Вена / 1910. Egon Schiele. Grimassierendes Aktbildnis / Nude Self-Portrait, Grimacing. Bleistift, Kohle, Pinsel, Deckfarben mit proteinhaltigen Bindemitteln, Deckweiß auf Packpapier. 55,8 x 36,7 cm. Albertina, Vienna. Albertina Sammlungen Online. © Albertina Wien www.albertina.at. Вариант цветопередачи: Google Art

Шиле-художник соотносится с Шиле-моделью как психоаналитик с пациентом, болезненно и скрупулезно изучая каждую черточку того, что составляет неуловимый образ нашего Я.

18.1916. Egon Schiele. Aktselbstbildnis / Nude self-portrait. © Albertina Wien. Source

В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен — очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело, и некоторые его автопортреты шокируют даже сейчас, как, например, серия "автопортретов мастурбатора".

19.1913. «Борец» (боец) / «Fighter» / «Kämpfer». Карандаш и гуашь. Частная коллекция. Photo by Tatiana Gorbutovich

Психоаналитическая автопортретность его творчества выразилась не только в тематике, но и в художественном языке Шиле. Очень тонкие, острые графические линии его рисунков вызывают реакцию почти болезненную.

20.1913. Egon Schiele. Erich Lederer as a Boy / Knabenbildnis Erich Lederer. Bleistift, Aquarell, Deckfarben, auf Japanpapier, grundiert. 47,9 x 32 cm. Inventarnummer 31120. Albertina Sammlungen Online. Текст на выставке. Photo by Tatiana Gorbutovich.

Его живопись также графична, контур необычайно жесток. Шиле всегда использует контраст светлого и темного, что сразу же поражает и привлекает взгляд. Между его живописью и зрителем устанавливаются те же отношения психоаналитика и пациента, что установил художник со своим собственным изображением.

21.1915. Egon Schiele. Female Lovers. Gouache and pencil. Albertina, Vienna. Google Art Project, via. Original (4561 x 3053)

В результате все произведения Шиле — его портреты мужчин, детей и женщин, его акты, пейзажи и городские виды — кажутся автопортретами. В этой живописи, столь откровенно садомазохистской, рождается новый идеал красоты ХХ века, красоты уродливого.

22.1914. Egon Schiele. Girl with green stockings. Gouache on kraft paper. 31,5 x 43,5 cm. Peter Infeld Private Foundation, Vienna. Photo by Tatiana Gorbutovich. Текст

С обретением новой красоты, в корне отличающейся от красоты сецессиона своей субъективностью, Эгон Шиле становится одним из столпов искусства нашего времени, наряду с немецкими экспрессионистами и Оскаром Кокошкой.

23.1914. Two Reclining Nude Girls. Pencil on brown paper. 31 x 46.5 cm. Peter Infeld Private Foundation, Vienna. Photo by Tatiana Gorbutovich

Не случайно, что пик популярности Эгона Шиле падает на 1960-е. В это время расцвета абстрактного экспрессионизма в Америке и повального увлечения психоанализом состоялась огромная выставка 1965 года в музее Гугенхайма в Вашингтоне. Интерес к Шиле стимулировался также пристальным вниманием к эпохе, ставшей питательной средой фашизма.

24.1910. Sitting nude girl with a shirt over her head. Albertina, Vienna. Photo by Tatiana Gorbutovich

В книге, где фиксировались оценки поступавших в Венскую академию, имя Шиле, получившего "удовлетворительно" за свои рисунки, соседствует с именем Адольфа Гитлера, получившего "неудовлетворительно".

25.1910. Female Nude with Green Pillow. Neue Galerie Graz, Universalmuseum Joanneum, Graz, Austria Photo by Tatiana Gorbutovich

Параллельность гуманистического искусства Шиле, культивирующего слабость и незащищенность, и фашизма с его волевой жестокостью необычайно показательна для Вены начала века.

26.1914. Egon Schiele. Sitzender weiblicher Akt mit aufgestützten Ellbogen / Seated Female Nude, Elbows Resting on Right Knee. © Albertina Wien. Source

Неврастеническое очарование этого города стало фоном для знаменитой сентиментальной драмы Лилиан Кавани "Ночной портье", так как только этот город, в самой архитектуре которого столь экстравагантно смешаны "коммерция и чувственность", по выражению Чарльза Дженкса, может быть сценой, где разыгрывается любовь жертвы и мучителя, где непонятно — кто жертва, а кто мучитель, и где могло появиться искусство Эгона Шиле. »

Источник: «Эгон Шиле жил в Вене». Выставка в Национальной галерее Вашингтона // Газета «Коммерсантъ», номер 083 от 07.05.1994

Аркадий Ипполитов (род. 1958) – искусствовед, писатель, куратор, в том числе куратор выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджио.» в Государственной Третьяковской галерее, Москва, 2016-2017. С 1978 года работает в Государственном Эрмитаже.

Истерия и Шиле

Важные детали в портретах и автопортретах Шиле: руки, жестикуляция кистей, V-образные жесты пальцев. И руки, и общий излом стиля Шиле отсылают к психиатрии.

27.Photograph of a case of macrodactyly in the ‘Nouvelle Iconographie de La Salpêtrière’, table XVI, Planche VIII. Lejars, 1903. / Иллюстрация из статьи: Egon Schiele and Dystonia. Erbguth F.J. из книги: Neurological Disorders in Famous Artists - Part 3. Editor(s): Bogousslavsky J. (Montreux). Hennerici M.G. (Mannheim). Bäzner H. (Stuttgart). Bassetti C. (Lugano). - Karger AG, Basel, 2010 / Photograph provided by the Bibliotheque Charcot, UPMC – Université Pierre et Marie Curie, Hôpital de la Salpêtrière, Paris. Книга на Google Books

В конце XIX - начале XX века предметом большого интереса, как психиатрического, так и культурного, становятся истерички.

28.From: 'Contracture hysterique, Nouvelle iconographie de la Salpetriere. By: J. Babinski. Published: 1891. Volume 4. Plate 13. L0020547. Wellcome Library, London. Source

Это заслуга Жана-Мартена Шарко /Jean-Martin Charcot (1825-1893), французского врача-психиатра, учителя Зигмунда Фрейда, создателя душа Шарко.

29.Серия фотографий из госпиталя Сальпетриер, Париж / Women under Hysteria. Série de l’Iconographie photographique de la Salpêtrière. via

Жан-Мартен Шарко исследовал истерию и первый определил природу истерии как психогенную. В парижской больнице Сальпетриер /Hôpital de la Salpêtrière он производил фотодокументирование поведения истерических пациенток. Фрейд помогал Шарко в исследованиях.

30.12 поз истерички / Iconografia fotografica del Grande Isterismo—Istero-Epilessia /Photographic Iconography of the Great Hysteria—Hysteric Epilepsy. Photos by Gaetano Rummo in 1890. via 1, via 2. Пример листа из альбома с сериями фотографий из больницы Сальпетриер: Photo by Albert Londe in 1885

Фотоархивы больницы Сальпетриер издавались и были весьма популярны в Вене – родине психоанализа.Ирина Кулик в своей лекции в числе прочего рассказывает про популярность темы истерии в обществе рубежа веков, про опыт соприкосновения Шиле с душевными заболеваниями: отец художника Адольф Шиле в последние месяцы жизни впадал в безумие и про многое другое.

Лекция Ирины Кулик про Эгона Шиле, 2015

31.Рассказ про Шиле меньше 40 минут: с начала до 38:37. Лекция Ирины Кулик. Образовательный центр Музея «Гараж», 19 августа 2015. Source

Лекция Ирины Кулик «Эгон Шиле — Ханс Беллмер» прочитана 19 августа 2015 в образовательном центре Музея «Гараж» в рамках цикла «Несимметричные подобия».

Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, преподаватель, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и музыке. В 2000 году защитила докторат по сравнительному литературоведению в Университете Париж VIII.

Литература, помимо источников, указанных в тексте:Путеводитель по искусству / Под редакцией Яна Чилверса / The Concise Oxford Dictionary of Art and Artists. Edited by Ian Chilvers. Oxford University Press, 1990, 1996. Пер. с англ. – М.: Радуга, 2004. Стр. 662.Норберт Вольф. Экспрессионизм. / Expressionismus. Norbert Wolf. Перевод с английского И.Д. Голыбиной. – TASCHEN/Арт-Родник, 2006. Стр. 88-89.

Продолжение следует.

gorbutovich.livejournal.com

Шиле Эгон Картины биография Schiele Egon

Шиле Портрет

Шиле Эгон (Schiele Egon), австрийский художник, один из лучших мастеров европейского модерна. Родился 12 июня 1890 года в городе Тульн-на-Дунае. Учился в Венской Академии изящных искусств (1906-1909), где под влиянием Густава Климта обратился к эротической теме. Среди работ Шиле преобладают портреты и, после знакомства с творчеством Ван Гога в 1913, пейзажи. Живопись и графика Эгона Шиле, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком и драматическим эротизмом, являет смесь модерна и экспрессионизма.

Мертвая мать Мертвая мать, 1910 Женщина в трауре Женщина в трауре, 1910 Смерть и человек Смерть и человек (Провидец II), 1911

Эти три картины находятся в Музее Рудольфа Леопольда в Вене

Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям. Художественная карьера Эгона Шиле была короткой, но плодотворной, а многие произведения носили откровенно сексуальный характер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков».

Девушка закинувшая ногу Девушка, закинувшая ногу,1911, частное собрание Беременная и смерть Беременная и смерть, 1911,Национальная галерея, Прага Валери Нойцель Валери Нойцель, 1912,Музей Леопольда, Вена

Благодаря своему острому нервному стилю Шиле считается одним из важнейших представителей экспрессионизма, хотя он никогда формально не принадлежал к этому движению. Шиле скончался 31 октября 1918 года в Вене, он умер совсем молодым от гриппа (во время эпидемии «испанки» в Европе), в тот момент, когда его творчество получило признание.квартиры в Вене купить, bx.

Агония Агония, 1912, НоваяПинакотека, Мюнхен Эрих Ледерер Эрих Ледерер, 1912-1913,Музей искусства, Базель Кардинал и монахиня Кардинал и монахиня, 1913,Музей Леопольда, Вена Закат Закат, 1913,Музей Леопольда, Вена Дети Дети, 1913,Галерея Альбертина, Вена Зеленые чулки Зеленые чулки, 1914,частная коллекция Молодая мать Молодая мать, 1914,частное собрание Полумесяц зданий II Полумесяц зданий II, 1915,Музей Леопольда, Вена Смерть и девушка Смерть и девушка, 1915,Галерея Бельведер, Вена Лежащая женщина Лежащая женщина, 1917,Музей Леопольда, Вена Сидящая женщина с поднятым коленом Сидящая женщина с поднятым коленом, 1917, Нац. галерея, Прага Лежащая обнаженная Лежащая обнаженная, 1917,Галерея Альбертина, Вена Объятие Объятие (Любовники II),1917, Галерея Бельведер, Вена Обнаженная на коленях Обнаженная на коленях,1917, Музей Леопольда, Вена Семья Семья, 1918,Галерея Бельведер, Вена

smallbay.ru

Искусство живопись. Эгон Шиле биография

ЖИВОПИСЬ. ЗНАМЕНИТЫЕ ХУДОЖНИКИ

Эгон Шиле

Эгон Шиле родился 12 июня 1890 года в австрийском городке Тульн-на-Дунае (Tulln an der Donau) и был единственным сыном в многодетной в семье Адольфа Шиле, начальника местной железной дороги. Его мать было родом из Чешского Крумлова. В детстве Эгона считали вундеркиндом. Он очень рано начал рисовать, у него был альбом с его картинками - вокзал, паровозы, вагоны, где ребенок точно выписал все сложные технические детали. 

Отец хотел, чтобы его сын учился в гимназии и отправил его сначала в Кремс, потом в Клостернойбург под Веной. Вскоре вслед за сыном туда же переезжает все семейство. Эгон продолжил свое увлечение рисованием, даже в ущерб занятиям в гимназии. В основном это были городские пейзажи и портреты. Сестры Шиле и их многочисленные подруги стали первыми моделями будущего знаменитого художника. 

В 1904 году ухудшилось здоровье Адольфа Шиле. Его болезнь быстро прогрессировала, и в следующем году он умер, в возрасте 54-х лет. Заботу о семье взял на себя хорошо обеспеченный дядя по линии матери. Несмотря на сопротивление дяди-опекуна, Эгон в 1906г. перехал в Вену, успешно сдал экзамены в венскую Академию художеств. Строгие профессора, впервые увидев рисунки Шиле, не могли поверить, что их мог сделать шестнадцатилетний юноша. 

В Вене Шиле заинтересовался столичным авангардным искусством, прежде всего работами сецессионистов. Его кумиром стал Густав Климт, но в Академии художеств юноша продолжал в соответствии с программой обучения усердно рисовать античные фигуры. Тем не менее после третьего курса Эгон оставил академию из-за конфликта со своим преподавателем профессором Грипенкерлем, который был представителем старой школы и его раздражала неакадемическая манера рисования Шиле.

Еще во время учебы в Академии Эгон нашел квартиру и организовал там с друзьями студию. Его ранние пейзажи, портреты и аллегорические картины носили печать влияния искусства модерн. Шиле удалось познакомиться с Климтом и показать ему некоторые из своих работ. Пораженный мэтр заметил, что в них, безусловно, «есть талант и... даже слишком много таланта». Климт любил поощрять молодых художников, и помог Шиле, покупая его рисунки, находя для него модели и представляя его потенциальным заказчикам.

У Егона Шиле действительно было «слишком много таланта» и он искал свой путь в живописи, многда мучительно и нервно. За свою короткую жизнь он создал много прекрасных новаторских произведений и в то же время часто эпатировал окружающих и своими работами и образом жизни.

Многие его картины этого периода носили эротический характер, они иногда вызывали резкое осуждение публики и неприятие. Художника один раз даже осудили на три дня.

Рисуя человеческие тела, Эгон Шиле старался изобразить внутреннюю суть человека, его сомнения, колебания, комплексы. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню».

Друзья Шиле вспоминали, что студия Шиле обычно была наводнена молоденькими девушками, в том числе и несовершеннолетними, которые лениво слонялись там целыми днями и были оставлены на их собственное усмотрение. Будучи превосходным рисовальщиком, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых были чрезвычайно эротического характера. Эгон делает это своим дополнительным доходом, ибо подобные рисунки пользовались большим спросом у венских коллекционеров - любителей «клубнички». 

В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен - очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело, и некоторые его автопортреты шокируют даже современного зрителя. С такой же яростью и экспрессией, с таким же исступлением и проникновением в скрытую суть натуры он рисовал портреты женщин и обнаженную женскую натуру. 

Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Это яркие и красочные произведения, которые захватывают и заставляют думать. А это главное в любом художественном произведении, не только в живописи.

Так Шиле создал новый идеал красоты ХХ века, в корне отличающийся, например, от сецессиона и символизма, - это красота уродливого. С обретением ее Эгон продвинулся вперед и стал одним из самых ярких модерна. Он выработал собственный стиль и его произведения нельзя перепутать, они узнаваемы.

Шиле основал небольшую «Группу нового искусства» («Neuekunstgruppe»), которая с конца 1909 года стала организовывать свои выставки. На них Шиле познакомился с писателем и критиком-искусствоведом Артуром Рёсслером, который свел художника с крупными коллекционерами и меценатами (О. Райхелем и К. Райнингхаусом). Они стали главными покровителями молодого Шиле и заказывали у него большие портреты. 

Эгон Шиле стал модным венским художником, и его слава среди коллекционеров и искусствоведов Европы постоянно растет. С 1913 года в своих многочисленных зарисовках Шиле разрабатывает глубоко индивидуальную манеру изображения обнаженных или полуобнаженных женских моделей, которые ныне считаются лучшими его работами. 

В 1911 году Шиле встретил 17-летнюю Валли Нойциль, которая послужила моделью для ряда его лучших картин. Валли раньше была моделью Климта. И молодые люди решили уехать из Вены, они поселились в маленьком чешском городке Крумлов на родине матери художника. Эгон часто посещал этот город, здесь он черпал вдохновение, писал городские пейзажи, улочки и дома Крумлова.

Сожительство с юной Валли неожиданно вызвало резкое недовольство местных жителей. В апреле 1912 г. Шиле был арестован. Полиция обнаружила в его студии более сотни рисунков, которые были признаны порнографическими. Дело рассматривалось в суде, где обвинения в похищении и совращении несовершеннолетней были отклонены, но художник был признан виновным в распространении непристойных изображений в месте, доступном для детей. Поскольку Шиле до суда уже провел в тюрьме 21 день, его приговорили к заключению только на три дня с конфискацией скандальных рисунков. Вскоре Эгон и Валли поженились, но отношения между ними были далеко не безоблачными.  

В июне 1915 года Шиле расстался с Валли и женился на Эдит Хармс, дочери владельца слесарной мастерской, которая жила с родителями недалеко от студии художника. Эта перемена была продиктована желанием Шиле прервать охладевшие отношения с Валли. 

Время было военное, и через четыре дня после свадьбы художник был призван в армию, в команду, конвоировавшую русских военнопленных. Позже его сделали писарем в лагере для военнопленных и дали возможность оборудовать там мастерскую художника. С тех времен осталось много его выразительных рисунков безвестных русских солдат.

В 1918 году Эгон Шиле был приглашен для участия на 49-ой выставке венского Сецессиона. Работы художника были выставлены в главном зале и имели огромный успех. К тому времени художник почти отказался от экспериментов с формальной живописью. Его картины приблизились к классическим нормам прекрасного: человеческие тела на картинах стали более пластичными и гармоничными, цвета более мягкими. 

Эгон и Эдит переехали в новый великолепный дом, они хотели открыть в нем школу живописи. Но наслаждаться жизнью в новом доме им пришлось недолго, так как 19 октября 1918 года Эдит, которая была на шестом месяце беременности, заболела «испанкой», гриппом, свирепствовавшим тогда в Европе, а 28 октября она умерла. Шиле был опустошен потерей. 

Почти сразу он слег с той же самой болезнью, и его жизнь оборвалась через три дня после смерти жены 31 октября 1918 года. Художнику Эгону Шиле, успевшему всколыхнуть художественный мир всей Европы, было тогда всего 28 лет. 

Грустная биография у гениального австрийского художника. Ранняя смерть Эгона Шиле вызывает такую горечь, но его произведения остались и они восхищают. Его наследие - около 300 картин и несколько тысяч рисунков. После смерти Шиле его экспозиции проводятся в крупнейших музеях планеты, картины продаются на самых известных аукционах всего мира за баснословные деньги. Самую крупную коллекцию картин Шиле хранит музей Леопольда в Вене. Там же находится и его знаменитый автопортрет.

Артцентр Эгона ШилеМеждународный Артцентр Эгона Шиле

И Чешский Крумлов отдает дань уважения знаменитому художнику здесь открыли Международный Артцентр Эгона Шиле, который никогда не пустует. Сюда тянутся любители прекрасного и начинающие художники, жители города и туристы, здесь проводятся выставки и тематические мероприятия.

Автопортреты Эгона Шиле →

Портрет Валери Нойцель →

Портрет Эдит Шиле →

Обнаженная натура →

Эротика в произведениях Эгона Шиле →

Городские пейзажи, Крумлов →

Пейзажи →

Источники:https://en.wikipedia.org/wiki/http://za-za.net/

Наверх

germany-art.com

Современное Искусство :: Эгон Шиле

крупный австрийский график и живописец начала XX века, представитель экспрессионизма.

 

Детство и юность

Эгон родился 12 июня 1890 года в небольшом городке Тульн-на-Дунае. Его мать, Мария, была родом из южной Богемии, отец, Адольф, – из Вены. Он работал на государственной железной дороге и отвечал за станцию Тулли. В конце XIX столетия железнодорожное сообщение было в новинку и являлось для многих настоящим чудом и воплощением человеческого прогресса. Как и почти все дети, Эгон был очарован этим изобретением – в возрасте семи лет он успел изрисовать альбомы удивительно подробными изображениями вокзала, семафоров, паровозов и вагонов со всеми мелкими деталями. Неудивительно, что ребёнка считали вундеркиндом. В то же время, родители не одобряли увлечения сына и его детских рисунков не сохранили. Его отец, между тем, страдал от психического заболевания и вскоре был изолирован от общества.

В подростковом возрасте Эгон был чрезвычайно привязан к своей младшей сестре Гертруде, которую он ласково называл Герти. По воспоминаниям Гертруды, он «настойчиво, почти деспотично» требовал от неё часами позировать, это могло произойти в любое время; часто он приходил ранним утром. Эгона подозревали в инцесте, поскольку брат и сестра заимели привычку ездить на поезде в Триест и ночевать вместе в двухместном номере. Эти обвинения так и остались без доказательств, хотя известно, что однажды отец вышиб дверь, чтобы увидеть, чем занимаются дети.

После того, как теряющего рассудок отца изолировали, Эгон воспитывался преимущественно дядей, Леопольдом Чихачек. Подросток скучал по отцу и холодно относился к своей матери, так как считал, что она не любила его и недостаточно переживала из-за Адольфа. Впоследствии он напишет в письме сводному брату: «я не знаю, есть ли кто-либо ещё вообще, кто помнит моего благородного отца с такой печалью».

Мальчику прочили будущее инженера железных дорог, но при всей безграничной любви к родителю, он не желал идти по стопам отца и вопреки воле семейства отправился в столицу, чтобы учиться живописи. Ещё в школе в Клостернеубурге его способности заметил преподаватель по рисованию.

 

Начало самостоятельного пути

В 1906 году Эгон отправился в Венскую школу искусств и ремёсел, однако перепоступил в Академию изобразительного искусства. В 1907 году талант студента заметил сам Густав Климт – он стал его наставником и покровителем. Когда Шиле спросил, есть ли у него талант, Климт, не колеблясь, ответил: «Даже слишком много!». Климт многое сделал, чтобы помочь карьере начинающего: периодически покупал его работы (иногда предлагал обмен на свои полотна), знакомил с потенциальными клиентами, ввёл в круг художников венского Сецессиона. Шиле стал сотрудничать с мастерскими, открытыми Йозефом Хоффманом, архитектором, приверженным идеи синтеза искусств.

 Уже через год состоялась первая выставка молодого художника. Она открылась в городке Клостернойбург, что под Веной. Ранние работы Шиле отмечены влиянием стиля модерн и его региональных вариаций – немецкого югендстиля и австрийского сецессиона. Он также увлекался гравюрами эксцентричного бельгийца Фелисьена Ропса и даже позаимствовал у него мотив стыдливо зажатых между бёдрами рук. В 1909 году последовала выставка в Художественной галерее, и его картины соседствовали с полотнами таких выдающихся мастеров, как Мунк, Матисс и Ван Гог.

В том же 1909 году Эгон бросил Академию, окончив третий курс. При этом профессор Кристиан Грипенкерль (тот самый, который позднее завалит на экзамене Адольфа Гитлера) согласился выдать выпускнику диплом, сочтя, что тот уже всему научился, однако запретил при этом где-либо упоминать его имя. Вместе со своими приятелями из Академии Шиле основал «Группу нового искусства» («Neuekunstgruppe»). В её Манифесте можно найти такие строчки, принадлежащие Эгону: «Современный художник есть и должен быть полностью собой, должен быть творческим, должен быть способен к самостоятельному построению собственных основ без обращения к прошлому или традиции». Как говаривал Густав Климт, «молодые всегда уничтожают то, что уже существует», однако дело было не только к стремлению к новизне. Венская Академия считалась оплотом консерватизма и подвергалась критике за свою старомодность и игнорирование новейших течений ещё в первой половине XIX столетия! Члены же Группы нового искусства стремились прорваться сквозь чистую декоративность и ухватить ту сущность человека, за которую в ту пору всерьёз взялся психоанализ.

 

Порнограф от искусства

В декабре 1909-го группа организовала выставку в галерее Густава Писко. Там Шиле познакомился с коллекционером, писателем и критиком Артуром Рёсслером. Он станет меценатом и ярым защитником творчества Шиле и будет поддерживать эпатажного живописца до самого конца.

 В скором времени дядя перестал высылать Эгону деньги, но тот не остался без финансовой поддержки и нашёл покровителя в лице инспектора железной дороги Хайнриха Бенеша. Художник завязал множество полезных знакомств, стал получать заказы и быстро завоевал признание в среде авангардистов.

Шиле обустроил найденную им квартирку под студию и стал приглашать молоденьких девушек – чаще всего несовершеннолетних – к себе домой, чтобы те позировали ему обнажёнными. По воспоминаниям современника Шиле, художника Альберта Гютерсло, «…они там спали, укрывались от биений, учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось, что самостоятельное». Шиле стал зарабатывать на жизнь тем, что снабжал порнографов своими откровенными рисунками, среди которых были и автопортреты. Довольно скоро он приобрёл дурную репутацию, множество гонителей и манию преследования. Так, в своём письме от 1910 года он писал: «Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами». Шиле считал себя непризнанным гением и отождествлял себя с Ван Гогом, он часто любил повторять, что родился в год его смерти. Он также приобрёл одну из версий его знаменитого полотна «Комната художника в Арле» у коллекционера Карла Райнингхайса.

В 1910 году Шиле стал завсегдатаем гинекологических клиник, где он делал зарисовки беременных женщин. Поскольку вероятность умереть при родах или родить мёртвого в начале века была довольно велика, образ беременной стал для художника символом опасной и зыбкой границы между жизнью и смертью. Именно тогда он создаёт картину «Мать и дитя», невольно вызывающую ассоциации с работой его учителя Климта «Возраст женщины», но решительно порывающей со стилем модерн. Здесь, по мнению многих искусствоведов, намечается коренной перелом и поворот к экспрессионизму; здесь же отчётливо проявляется оригинальный стиль художника.

В 1911 году Шиле выставлялся в венской галерее Майтке, которой руководил Рёсслер, а также в Мюнхене, в галерее Ганса Глотца. Однако жизнь в столице, несмотря на появление покровителей, становилась не по карману.

В том же году Шиле повстречал семнадцатилетнюю Вальбургу «Валли» Нойзил, девушку, которая стала его любовницей, моделью и музой – она позировала для картин, многие из которых будут признаны лучшими у мастера. Примечательно, что до него она позировала Густаву Климту, и именно он их познакомил. Поначалу пара уединилась в чешском городке Крумлов (Крумау), но была вынуждена бежать от неодобрения местных жителей. Тогда они осели в захолустном пригороде Вены, в местечке Нойленгбах, где Шиле вновь открыл свою студию для девочек-подростков из неблагополучных семей. В письме своему дяде от 1 сентября 1911-го он писал: «Я продвигнусь так далеко, что людей охватит страх от живой силы моих произведений». Шиле стал разрабатывать в своих произведениях тему смерти и создал значительный цикл работ под названием «Умерший город». Известно высказывание художника: «Alles ist lebend tot» – всё, что живо, мертво. Ощущение скоротечности жизни и восприятие её как медленного угасания стало одной из сквозных тем у Шиле. Он занялся эстетизацией смерти, болезни, нищеты, уродства.

 

Судебное разбирательство, скандалы, война

13 апреля 1912 года художника арестовали и поместили под стражу в Санкт-Польтене. Полиция изъяла более сотни порнографических рисунков и возбудила дело о совращении несовершеннолетних, грозящее сроком до 20 лет. Шиле были предъявлены обвинения в похищении и растлении, однако они были отклонены. В результате художнику вменили в вину только распространение порнографии. Пока шло расследование, Шиле провёл 21 день в заключении и даже в тюрьме продолжал рисовать автопортреты. В зале заседания судья демонстративно порвал (по другой версии – сжёг) один из рисунков художника. После вынесения вердикта ему оставалось отсидеть всего лишь три дня.

На карьере Шиле судебная тяжба и громкий скандал напрямую не отразились, однако он лишился многих друзей и покровителей. Верными и преданными союзниками, не отвернувшимися в трудную минуту, оказались Валли и Рёсслер.

В ноябре 1912 года Шиле, наконец-то, заполучил полноценную мастерскую в Вене на Хайтцингер Хауптштрассе, 101. Здесь он проведёт оставшиеся шесть лет жизни, весьма плодотворных и богатых на события. После выхода из тюрьмы, художник вновь оказался в центре внимания; последовали выставки в Мюнхене (совместно с живописцами из группы «Синий всадник»), в Кёльне (на международной экспозиции «Сондербунд»), вновь в Мюнхене в галерее Гольца, а также на 43-й экспозиции Венского сецессиона в Гамбурге, Дрездене, Берлине и Штуттгарте. В 1914 году венский модернизм вышел на новый уровень – выставка «Международный Сецессион» объездила Париж, Рим, Кёльн и Брюссель. Таким образом, к началу Первой мировой войны Шиле приобрёл популярность за пределами родины. 

 

Перед мобилизацией (которой Шиле в первый год войны избежал по причине плохого здоровья) художник порвал отношения с Валли и надумал жениться на соседке из дома напротив – простодушной мещанке Эдит Хармс, дочери владельца слесарной мастерской. Валли он предложил «путешествие с развлечениями», от которого та, разумеется отказалась. Девушка была глубоко оскорблена и навсегда исчезла из жизни художника – больше они никогда не встречались. Бывшая муза отправилась на фронт в качестве волонтёра Красного Креста и в скором времени скончалась, заразившись скарлатиной. Сочетавшись браком с Эдит, Шиле вернулся в мелкобуржуазную среду, от которой когда-то бежал и против которой как художник восставал. Всего через несколько дней после свадьбы, 21 июня 1915 года он уехал в Прагу на военные учения.

Шиле очутился в команде, конвоирующей русских военнопленных. В начале он находился под Веной, затем – в лагере для офицеров под Вайсельбургом. Ему обеспечили условия для полноценной работы, назначив писарем: художник смог продолжить рисовать и даже участвовать в выставках. Сохранилось великое множество зарисовок безымянных русских пленных солдат – сегодня они хранятся в Чикагском Институте искусств.

В 1916 году крупный журнал «Ди Акцион» посвятил Шиле целый специальный номер. В начале 1917-го он был переведён в интенданты и вернулся в столицу. Дела шли как нельзя лучше, популярность только возрастала, и сам директор Современной галереи Франц Мартин Хабердитцль приобрёл у художника один из портретов Эдит и несколько графических работ.

Под занавес войны, в январе 1917 года, Шиле перебросили в Вену, определив на место работы в «Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области». Эта комиссия, по существу, представляла собой продовольственный склад, снабжающий солдат продовольствием, табаком и спиртными напитками. Помимо того, что получить такое место было настоящей привилегией, у художника, по—прежнему, сохранялась возможность рисовать. После демобилизации Шиле получил предложение правительства участвовать в спонсированной государством выставке в Дании и Швеции, целью которой было улучшение имиджа Австрии в Скандинавских странах.

 

В 1918 году, Шиле оказался на вершине австрийского художественного Олимпа, заменив собой покойного учителя – Густава Климта (умер от апоплексического удара в феврале того же года). Шиле получил звание почётного лидера венского авангарда, а его имя намертво соединилось с экспрессионизмом, несмотря на то, что формально он не причислял себя к представителям какого бы то ни было направления. Ему заказали разработку эмблемы для 49-й выставке Венского Сецессиона. Шиле изобразил тайную вечерю, поместив себя на место Христа. Провокация увенчалась успехом, а работы живописца были выставлены в основном зале. При этом, стоит отметить, что он стал постепенно отходить от экспериментов с линией и формой, его персонажи стали более спокойными, типичная для него невротическая резкость рисунка практически исчезла. Внешность людей, глядящих с его полотен, стала более гармоничной и приближенной к стандартам красоты своего времени.

Вместе со своей беременной супругой Эгон переехал в новый роскошный особняк – чета планировала открыть в нём художественную школу. Однако насладиться красивой жизнью было не суждено: Эдит, а затем и сам Эгон заразились испанкой, на тот момент смертельной болезнью, эпидемия которой охватила всю Европу и унесла 20 миллионов жизней.

Эгон Шиле скончался 31 октября 1918 года в возрасте 28 лет. Он лишь на три дня пережил супругу, и в предсмертном послании писал, что их дочь также обречена.

 

Философская составляющая творчества

В течение жизни, Шиле избегал идентификации с каким-либо направлением авангардизма, и, безусловно, его искусство выходит за рамки экспрессионизма – точно также как искусство любого большого художника преодолевает рамки какого бы то ни было жанра. Он также не был философом и не оставил после себя каких-либо теоретических изысканий – только письма. Это не указывает, как может показаться на первый взгляд, на голый декоративизм или отсутствие рефлексии. Напротив, работы Шиле, его эстетика, отмечены трагизмом, в них заметно влияние фрейдистского психоанализа и тогда лишь зарождающегося экзистенциализма.

Центральными для художника оставались темы человека, Эроса и Танатоса. Его стиль повсеместно узнаваем благодаря истерической, но точной линии, неестественным позам и искажённым пропорциям, обнаруживающим, тем не менее, глубочайшее знание анатомии. Искусствовед Иван Чечот вывел следующую формулу творчества Шиле: «риторика (выспренность) + предметность (внимательность) + орнамент (Schwurgлиний) + материальность (фактуры и цвета)».

Примечателен и тот факт, что художник с некоторой одержимостью рисовал автопортреты, часть которых лишь отдалённо напоминает его самого. В нём парадоксально переплетались нарциссизм и жалость к себе. В письме матери от марта 1913 года он писал: «Все красивые и благородные качества были объединены во мне ..., я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. Насколько же вы должны быть рады, что родили меня».

Талант Шиле был многогранен – он писал не только картины, но и стихи. В письме Густаву Груберу он настаивал на том, что каждый художник должен быть поэтом. Одно из его стихотворений, «Автопортрет», многое проясняет в психологии художника:

 АВТОПОРТРЕТ.

Я для себя и того, для которогоголодное пьянство во имясвободы со мной есть всё,и также для каждого, потому что каждогоя люблю. — Люблю.

Я среди благороднейших,самых благородных,и тех, кто расплачивается,расплачивается больше всех.

Я человек, я люблюсмерть и люблюжизнь.

 1910 (Перевод Л. Зински). 

 

 

Судьба наследия

После смерти художника сохранилось порядка 300 картин (из которых 220 хранятся в музее Леопольда) и несколько тысяч рисунков – за свою короткую жизнь он написал больше, чем многие признанные гении. В 20-30 годы его творчество оказалось забытым, а с приходом к власти нацистов, его причислили к так называемым «дегенеративным художникам». Некоторые картины Шиле, принадлежащие евреям, ставших жертвами нацистов (в частности коллекционерам Морису Эйслеру и Карлу Мэйлэндеру и арт-дилеру Лее Бонди-Джарей), оказались в конечном счёте в Фонде Леопольда. В 90-е годы некоторые картины были возвращены потомкам изначальных владельцев. Реституция сопровождалась скандалами и жаркими дискуссиями, после чего в 44 странах мира были приняты специальные законы о реституции.

Возрождение интереса к Эгону Шиле наблюдается с начала 60-х годов, когда о нём стали выходить увлекательные монографии и искусствоведческие статьи. С тех самых пор ретроспективные выставки его лучших работ стали проходить в крупнейших мировых музеях с завидной регулярностью, фигура художника и его эксцентричная жизнь нашли отражение в массовой культуре. Кроме того, живший быстро и умерший молодым, он стал кумиром и романтическим героем в субкультуре панков. Об экспрессионисте были написаны романы «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса и «Высокомерие» Джоаны Скотт, а также снято несколько фильмов. Шиле также удостоился изображения на австрийской почтовой марке в 1990 году.

Велико и неоспоримо влияние Эгона Шиле на дальнейшую историю искусства. Это влияние испытали на себе экспрессионисты, крупнейший архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, Лусьен Фрейд, Френсис Бэкон, а также многие иллюстраторы моды.

На родине шиле чтут как одного из величайших художников всех времён, и его работы чрезвычайно растиражированы. Наконец, на арт-рынке с каждым годом возрастают цены на его графические работы. Их довольно часто подделывают. При этом особенной редкостью и драгоценностью считаются украшенные им открытки и почтовые конверты военного периода.

В 2013 году рисунок Шиле «Любовники», написанный гуашью и простым карандашом, ушёл с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 7,9 миллиона фунтов стерлингов. Два других были проданы за 6,1 миллион.

 

sovremennoe-iskusstvo.ru

Эгон Шиле - Вспомнить, подумать...

"Alles ist lebend tot" – живя, все мертво Эгон Шиле

Эгон Шиле (нем. Egon Schiele, 12 июня 1890, Тульн-на-Дунае — 31 октября 1918, Вена) — австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма.

Автопортрет, 1911 год

"Жить – значит прыснуть семенем; жить – значит выбрасывать семя,расточать, – для кого? –для других, бедных, может быть, для вечных школяров. Я приносил дары, посылал и дарил глаза. Выражающий и есть художник. Живущий – один-единственный"

Э. Шиле "Автопортрет".

Эгона Шиле многие современники рассматривали как наследника Густава Климта, но который умер раньше, чем смог выполнить свое предназначение. Его отец Адольф Шиле работал на австрийской Государственной железной дороге, и отвечал за важную станцию Tully, где его сын и родился в июне 1890. Так как не имелось никакой соответствующей школы в Tully, Эгон Шиле был отослан в 1901, сначала к Krems, потом в Klosterneuberg в северных предместьях Вены. В 1904 все семейство последовало за ним туда из-за ухудшения здоровья его отца. Безумие Адольфа Шиле быстро прогрессировало и в следующем году он умер, в возрасте пятидесяти четырех лет. Шиле впоследствии всю жизнь чувствовал на себе влияние своего отца.

1916 год

В течении его запоздалой юности, эмоции Шиле были направлены к его младшей сестре Герте, которые не обошлись и без кровосмешения. Когда ему было шестнадцать, и ей было двенадцать, они на поезде ездили в Trieste, где проводили ночи в двухместном номере в гостинице. В другом случае, его отец сломал дверь запертой комнаты, чтобы увидеть, что два его ребенка там делают вместе.

Эгон Шиле «Осеннее солнце и деревья»

В 1906 Эгон Шиле преодолел сопротивление своего опекуна, дяди по матери, и получил место в Школе Изобразительного искусства в Вене, где до этого учился Густав Климт. Там в нем почувствовали проблемного ученика и отправили его в более традиционную Академию искусств. Шиле должным образом сдал вступительный экзамен и ему было в этот момент шестнадцать лет. В следующем году он разыскал своего идола, Климта, и показал ему некоторые из своих рисунков. “В них есть талант? Да, Даже слишком много!” - отметил Климт.

1910 год

Густав Климт любил поощрять более молодых художников, и он сильно помог Эгону Шиле, покупая его рисунки, или предлагая обменять их на некоторых из его собственных, устраивая модели для него и представляя его потенциальным патронам. Он также представил Шиле в цех ремесел связанных с Сецессионом. Эгон Шиле делал случайные работы для них, он сделал проекты для мужской одежды, для женских ботинок, и рисунки для открыток.

1914 год

В 1908 он открыл свою первую выставку, в Klosterneuberg.В 1909 он оставил Академию искусств, после завершения его третьего года. Он нашел квартиру и организовал там студию. В это время предметом его картин часто становились дети на грани полового созревания, особенно девочки, как вспоминал Paris von Guetersloh, молодой художник, который был современник Шиле, что его студия была наводнена ими:

“ Они там спали, укрывались от биений учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось что самостоятельное.”

1911 год

Уже превосходный рисовальщик, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых были чрезвычайно эротические. Он, делает это своим доходом снабжая распространителей и коллекционеров порнографии, которых изобиловало в Вене в то время. Шиле был также очарован его собственным телом, и делает огромное количество автопортретов. Но впечатлил он не только самого себя, но и всех с кем входил в контакт.

Автопортрет, 1913 год

Автор Артур Роесслер, один из его защитников и покровителей, описывал его таким образом: “Даже в присутствии известных людей с экстремальными наклонностями, необычные взгляды Шиле выделились... Он имел высокое, тонкое, податливое тело с узкими плечами, длинными руками и длинными пальцами на костистых руках. Его лицо было загорело, безбородо, и окружалось длинными, темными, непослушными волосами. Его широкий, угловой лоб прорезали горизонтальные линии. Особенности его лица обычно замечались при серьезном, почти грустном выражении, как если бы вызванный болями, которые заставили его плакать внутри.... Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было очевидно естественно и никоим образом не симулировалось.”

1914 год

В течение этого периода, и впоследствии, Шиле любил производить впечатление чрезвычайной бедности. Но его утверждения, что в это время, он был фактически в тряпках, имеют разногласия не только с тем, что его современники говорят, но и с его оставшимися фотографиями. Его письма однозначно дают понять, что он страдал от мании преследования - например, он написал в письме от 1910: “Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами.”

Эгон Шиле «Молодая мать»

В 1911 Шиле встретил семнадцатилетнюю Уолли Невзила, которая стала жить с ним и послужила моделью для некоторых из его лучших картин. Уолли была уже немного известна тем, что была до этого моделью для Климта, и возможно была одна из любовниц старшего живописца. Шиле и Уолли хотели выйти из клаустрофобии Венской обстановки, и переехали в маленький город Krumau, в котором Шиле имел семейные связи, но были вытеснены неодобрением местных жителей. Они тогда переехали в такой же маленький город Neulengbach, тридцать минут из Вены поездом. Также, как это было в Вене, студия Шиле опять стала сборищем для всех неблагополучных детей окрестности.

Шиле, пишущий обнажённую натуру перед зеркалом, 1910

Его стиль жизни неизбежно пробудил враждебность, и в апреле 1912 он был арестован. Полиция захватила больше чем сотню рисунков, которые они рассмотрели порнографическим, и Шиле был заключен в тюрьму, по обвинению в совращении. На суде обвинения в похищении и совращении были отклонены, но художник был признан виновным в показе эротических рисунков в месте, доступном для детей. Поскольку двадцать один день он уже провел в заключении, это было принято во внимание, и он был приговорен только заключению на три дня. Хотя судья счел обязательным для себя лично сжечь один из рисунков Шиле перед собравшейся толпой, он был очень рад так легко отделаться.

Портрет, 1910 год

В то время, как он был в тюрьме, он нарисовал ряд автопортретов, подписанных саможалостливыми фразами: “я не чувствую себя наказанным; только очищенным”; “ограничить художника - преступление. Это должно убить прорастающую жизнь.”

Neulengbach дело не имело никакого эффекта на его карьеру, и очевидно не отразилось на его характере. В 1912 он был приглашен показать свои работы на Sonderbund выставке в Кельне, и он познакомился с важным дилером Хансом Гольцем в Мюнхене. Их отношения были постоянной борьбой за цены на картины, Шиле который всегда требовал самые большие гонорары за свои работы.

1913 год

Тем временем он хвастливо писал матери, в марте 1913: “Все красивые и благородные качества были объединены во мне ..., я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. Насколько большой должен быть ваша радость, поэтому вы родили меня.”

Самовлюбленность Шиле, эксгбиционизм и мания преследования могут весь быть обнаружены в эмблеме, которую он нарисовал для его первой индивидуальной выставки в Вене, проходившей в галерее Арно в самом начале 1915, в котором он изобразил себя как Cвятого Себастьяна.

Смерть и девушка, 1915 год

Год 1915 стал поворотным пунктом в жизни Шиле. В этом году он встретил двух девочек среднего возраста, которые жили напротив его студии. Эдит и Адель был дочери слесаря, владельца мастерской. Шиле привязался к им обоим, но в конечном счете остановился на Эдит; к апрелю 1915 он был очень увлечен ею, и Уолли Невзил была довольно равнодушно уволена.

1917 год

Последняя встреча Шиле к Уолли имела место в их местном кафе Eichberger, где они играл в бильярд почти каждый день. Он вручил ей письмо, в котором он предложил, чтобы, несмотря на их разделение, они брали отпуск вместе каждое лето - без Эдит. Не удивительно, что Уолли отказалась. Она присоединилась к Красному Кресту как медсестра и умерла от скарлатины в военной больнице около Раскола в Далмации как раз перед Рождеством 1917.

Агония, 1912, Neue Pinakothek, Munich

Шиле и Эдит стали супругами, несмотря на протесты ее семейства, в июне 1915. Мать Шиле к тому времени уже умерла. Через четыре дня после свадьбы Шиле был призван в армию. По сравнению с большинством его современников, он легко пережил войну. Он был передан отделению, транспортирующему Российских военнопленных к и из Вены, и позже стал клерком в тюремном лагере для Российских офицеров в нижней Австрии.

1917 год

Наконец, в январе 1917, он был переброшен в Вену непосредственно, чтобы работать для “Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области” - склад, который снабжал продовольствием, спиртными напитками, табаком и другими продуктами Австрийскую армию. В стране, где продовольствие все более и более дорожало, это было привилегированное место.

Беременная женщина и смерть, 1911

Армейская служба для Шиле не останавливала роста его популярности – о нем теперь говорили как о ведущем Австрийском художнике молодого поколения, и попросили принять участие на поддержанной правительством выставке в Стокгольме, и Копенгагене намереваясь улучшить образ Австрии в нейтральных Скандинавских странах.

Четыре дерева, 1917

В 1918 он был приглашен быть главным участником на 49-ой выставке Сецессиона. Для этого он нарисовал проект эмблемы, напоминающей Тайную Вечерню, с его собственным портретом вместо Христа. Несмотря на войну, показ вызвал настоящий триумф. Цены за рисунки Шиле росли, и ему предлагали много портретов. Он и Эдит переехали в новый великолепный дом-студию. Но их удовольствия в нем были кратки. 19 октября 1918 Эдит, которая была беременна, заболела гриппом, тогда свирепствовавшим в Европе. 28 октября она умерла.

«Семья»

Умирающий художник Эгон Шиле изобразил трёх жертв испанки себя, свою беременную жену и её нерождённого ребёнка

Шиле, который, кажется никогда не написал ей настоящего любовного письма и который посреди ее болезни написал достаточно холодное письмо её матери, что, вероятно, она не останется жива, был опустошен потерей. Почти немедленно он слег с той же самой болезнью, и умер 31 октября, тремя днями после своей жены.(с)

"Искусство долго формируется, прежде чем сделаться красивым, и все равно это подлинное, великое искусство, часто более подлинное и великое, чем искусство красивое" Гете - 1771 год.

Источник - Edward Lucie-Smith, "Lives of the Great 20th-Century Artists"

ngasanova.livejournal.com

Эгон Шиле. Много таланта, мало времени

Шиле автопортрет с цветами-фонариками

Эгон Шиле. Автопортрет с цветами-фонариками. 1912 г. Музей Леопольда, Вена. Wikiart.org

В детстве Эгон Шиле много рисовал. В основном железную дорогу, поезда, семафоры. Так как это было единственной достопримечательностью маленького городка.

Жаль, но эти рисунки Эгона Шиле не сохранились. Родители не одобряли увлечение отпрыска. Зачем сохранять детские, хоть и весьма талантливые рисунки, если в будущем мальчик станет железнодорожным инженером?

Семья

К отцу Эгон был очень привязан, а вот с матерью дружбы не сложилось. Он даже написал картину «Умирающая мать», хотя мать была в это время живее всех живых.

Шиле умирающая мать

Эгон Шиле. Умирающая мать. 1910 г. Музей Леопольда, Вена. Commons.m.wikimedia.org

Мальчик очень переживал, когда Адольф Эгон, его отец, стал постепенно сходить с ума и был вынужден отправиться в лечебницу, где вскоре умер.

С сестрой у будущего художника также были близкие отношения. Мало того, что она могла часами позировать старшему брату, так исследователи подозревают их ещё и в кровосмесительной связи.

Шиле сестра

Эгон Шиле. Портрет Гертруды Шиле, сестры художника. 1909 г. Частная коллекция, Грац. Theredlist.com

Влияние других художников

В 1906 году после препирательств с семьёй, Эгон всё-таки ступает на путь художественного ремесла. Он поступает в Венскую школу, а после переводится в Академию искусства. Там он знакомится с Густавом Климтом.

Шиле Климт в синем халате

Эгон Шиле. Климт в синем халате. 1913 г. Частная коллекция. Commons.m.wikimedia.org

Именно Климт, когда-то констатировавший, что в юноше «даже слишком много таланта», ввёл его в общество венских художников, познакомил с меценатами и покупал его первые картины.

Чем же приглянулся мэтру 17-летний парень? Достаточно взглянуть на его первые работы, например, «Гавань в Триесте».

Шиле гавань в Триесте

Эгон Шиле. Гавань в Триесте. 1907 г. Художественный музей в Граце, Австрия. Artchive.ru

Чёткая линия, смелый цвет, нервная манера. Однозначно талантливо.

Конечно, Шиле многое перенимает у Климта. Это видно по ранним работам, до выработки собственного стиля. Достаточно сравнить «Данаю» одного и второго.

Шиле ДанаяКлимт ДанаяШиле ДанаяКлимт Даная

Слева: Эгон Шиле. Даная. 1909 г. Частная коллекция. Справа: Густав Климт. Даная. 1907-1908 гг. Музей Леопольда, Вена

А ещё в работах Шиле есть и влияние Оскара Кокошки, ещё одного австрийского экспрессиониста. Сравните вот эти их работы.

Шиле ЛюбовникиКокошка невеста ветраШиле ЛюбовникиКокошка невеста ветра

Слева: Эгон Шиле. Любовники. 1917 г. Галерея Бельведер, Вена. Справа: Оскар Кокошка. Невеста ветра. 1914 г. Художественная галерея Базеля

Несмотря на схожесть композиций, разница все же существенная. Кокошка больше про эфемерность и потусторонность. Шиле – про реальную страсть, отчаянную и некрасивую.

«Порнограф из Вены»

Именно так называется роман Люиса Крофтса, посвящённый художнику. Он был написан уже после его смерти.

Шиле любил обнажённую натуру и с маниакальным трепетом рисовал её снова и снова.

Посмотрите на следующие работы.

Шиле сидящая ОбнаженнаяШиле танцорШиле сидящая ОбнаженнаяШиле танцор

Слева: Сидящая Обнаженная, опершись на локти. 1914 г. Музей Альбертина, Вена. Справа: Танцор. 1913 г. Музей Леопольда, Вена

Эстетичны ли они?

Нет, они мягко говоря малопривлекательны. Они костлявы и чрезмерно откровенны. Но именно безобразное, как считал Шиле, играет роль усилителя красоты и жизни.

В 1909 году мастер обустраивает небольшую студию, куда приходят бедные несовершеннолетние девушки, чтобы позировать Эгону.

Откровенные картины в жанре ню стали основным заработком художника – их раскупали распространители порнографии.

Однако это сыграло с художником и злую шутку – многие в художественном обществе открыто отвернулись от художника. Шиле усматривал в этом только неприкрытую зависть.

Вообще, Шиле очень любил себя. Говорящей будет следующая цитата из письма к матери: «Насколько же вы должны быть рады, что родили меня».

Художник много рисовал своих автопортретов, в том числе и весьма откровенных. Экспрессивный рисунок, ломаные линии, искажённые черты. Многие автопортреты мало похожи на реального Шиле.

Шиле автопортрет 1910Фото шиле 1913Шиле автопортрет 1910Фото шиле 1913

Автопортрет и фото 1913 года.

Экспрессивные города в исполнении Шиле

Человек был главной моделью Эгона Шиле. Но ещё он писал провинциальные городки. Может ли дом быть экспрессивным, эмоциональным? У Шиле может. Взять хотя бы его работу “Дома с пестрым бельём”.

Шиле дома с пестрым бельем

Эгон Шиле. Дома с пестрым бельём. 1917 г. Частная коллекция. Melanous.org

Они веселы, задорны, хоть уже и в возрасте. А ещё с ярко выраженной индивидуальностью. Да, это описание … домов.

Шиле мог наделить характером и городской пейзаж. Разноцветное белье, каждая черепица своего оттенка, кривые балкончики.

«Всё, что живо – мертво»

Тема смерти – ещё один лейтмотив творчества Эгона Шиле. Красота становится особенно яркой, когда гибель близка.

Также мастера волновало соседство рождения и умирания. Чтобы почувствовать всю драматургию этой близости, он добился разрешения посещать гинекологические клиники, где в то время при родах часто умирали и дети, и женщины.

Размышлением на эту тема стала картина «Мать и дитя».

Шиле мать и дитя

Эгон Шиле. Мать и дитя. 1910 г. Музей Леопольда, Вена. Theartstack.com

Считается, что именно эта работа знаменует начало нового оригинального стиля Шиле. В его работах совсем мало останется Климтовского.

Неожиданный финал

Самыми лучшими работами Шиле признаны картины, где моделью автора была Валери Нойзель. Вот ее знаменитый портрет. Причём один из немногих, который подходит для просмотра тех, кому нет ещё 16.

Шиле Валери Нойзель

Эгон Шиле. Валери Нойзель. 1912 г. Музей Леопольда, Вена. Wikipedia.org

Натурщицу Эгон «позаимствовал» у Климта. И та быстро стала его музой и любовницей. Портреты Валери смелы, бесстыдны и…лиричны. Неожиданное сочетание.

Шиле женщина с согнутым коленом

Эгон Шиле. Женщина, сидящая с согнутым коленом. 1917 г. Национальная галерея в Праге. Artchive.ru

Но перед своей мобилизацией Шиле порвал с любовницей, чтобы жениться на соседке – Эдит Хармс.

Валери в отчаянии пошла работать в Крастный Крест. Там она заболела скарлатиной и умерла в 1917 году. Спустя 2 года после расставания с Шиле.

Когда Эгон узнал о ее смерти, он поменял название картины “Мужчина и девушка”. На ней они изображены вместе с Валери в момент расставания.

Новое название “Смерть и девушка” красноречиво говорит о том, что Шиле чувствовал свою вину перед бывшей любовницей.

Шиле смерть и девушка

Эгон Шиле. Смерть и девушка. 1915 г. Музей Леопольда, Вена. Wikiart.org

Но и с женой Шиле насладиться счастьем так и не успел – она умерла беременной от испанки. Известно, что Эгон, не слишком щедрый на чувства, тяжело переживал потерю. Но недолго.

Всего через три дня та же самая испанка оборвала и его жизнь. Ему было всего 28 лет.

Незадолго до смерти Шиле написал картину “Семья”. На ней – он, его жена и их нерожденный ребёнок. Возможно, он предствувтсвовал их скорую гибель и запечатлел то, чего никогда не будет.

Шиле семья

Эгон Шиле. Семья. 1917 г. Дворец Бельведер, Вена. Wikiart.org

Какой трагический и несвоевременный финал! Незадолго до этого умирает Климт, и Шиле занимает освободившееся место лидера венского авангарда.

Будущее сулило большие перспективы. Но не случилось. Художнику, который обладал “слишком большим талантом”, не хватило времени…

И в заключении

Шиле всегда узнаваем – это неестественные позы, анатомические подробности, истерическая линия. Он бесстыден, но философски понятен. Его герои некрасивы, но вызывают яркие эмоции у зрителя.

Человек стал его главным героем. А трагизм, смерть, эротизм – основой сюжета.

Ощутив на себе влияние Фрейда, Шиле сам стал вдохновителем таких художников как Фрэнсис Бэкон и Люсьен Фрейд.

Шиле оставил поразительное число своих работ, доказав своим примером, что 28 лет – это и слишком мало, и слишком много.

Автор: Татьяна Ковалева-Уварская и Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru


Смотрите также