Занятие "Картины о школе и школьниках". Школа картина


День Учителя - Школа в живописных картинах различных художников

25Июн

День Учителя — лучшие живописные картины о школе и учителях

Неслучайный анекдот:

Девочка-первоклассница пришла домой вечером после первого школьного дня.

— Как тебе понравилось в школе? — спросила мама.

— Пустая трата времени, мам.

— Почему?

— Читать я не умею, писать — тоже, а разговаривать они мне там не разрешают.

Художники о школе, учениках и учителе

день учителя«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского». Русский художник Н. П. Богданов-Бельский, 1868 -1945 Третьяковская Галерея, Москва

День Учителя — лучшие живописные картины о школе и учителях

 

день учителя«Сельская школа». Альбер Анкер, швейцарский художник, 1831 — 1910

 

день учителя«Сельская школа». Морган Уэйстлинг, американский художник, род.в 1964 г.   Все работы художника выставлены на его вэбсайтедень учителя«Начальная школа». Магнус Энкель, финский художник (1870-1925). Место хранения не установленодень учителяHappy Birthday Miss Jones! — С днем рождения, мисс Джонс! Американский художник Norman Rockwell, 1894 — 1978. Оригинал картины хранится в частной коллекции режиссера Джорджа Лукаса.день учителя«Награда учителю». Абрам М. Харьковский, советский художник (1911-1995). Картина выставлена на продажу одним из артсалонов Москвы

 

день учителя«Дополнительные занятия в школе». Дмитрий И. Пускин, советский художник (1919-1999). Место хранения не установлено

 

день учителя«Не решила». Виктор А. Цветков, российский художник, род. в 1951 г. Картина хранится в частной галерее Л.Шишкина в Москве

День Учителя — лучшие живописные картины о школе и учителях

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

big5.ru

Школьники в живописи - Елена Хорватова

С Днем знаний!К 1 сентября - подборка картин "школьной тематики"...

Томас Брукс. Новый ученик. 1854

Тема школы и обучения детей вдохновляла художников с давних времен...Школа на старых полотнахАльфред Ренкли. Сельская школа. 1855

В разных странах и у разных художников появлялось множество картин, запечатлевших процесс обучения. Порой они кажутся наивными, но ведь эти полотна отражают реалии своего времени.Екатерина Хилкова. Внутренний вид женского отделения в Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих. 1860-е гг.

Мартин Рико и Ортега. Школьный двор или Урок рукоделия. 1871

Альбер Бетаннье. Темное пятно. 1887.

Морган Вестлинг. Сельская школа 1879 г.Морган Вестлинг. Сельская школа

Jean-Baptiste Jules Trayer. Бретонская детская школа. 1882

Эмилия Шанкс. Новенькая в школе. 1891

Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897Николай Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897

Картины художника Николая Богданова-Бельского долгое время считались свидетельством "ужасов царизма" - бедные обрванные дети у порога сельской школы, как факт нищеты и бесправия... Однако, как раз судьба и картины этого художника показывают, и пользу учения, и то, чего может добиться настойчивый и усердный ученик во все времена.Изображал он на этих работах себя - незаконнорожденного сына крестьянки-батрачки, которого стеснялась даже родня, не пожелавшая дать мальчику родовое имя и записавшая его Богдановым (богоданным родственничком)... Но мальчик хотел учиться, пошел в школу, где учителя помогли ему развить способности...

Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895Николай Богданов-Бельский. Устный счет. В народной школе Рачинского. 1895

Здесь художник изобразил самого себя мальчиком, настойчиво овладевающим знаниями...Итак, Коля учился и учился - поступил в иконописную мастерскую, потом в Училише живописи, ваяния и зодчества, потом в Петербургскую академию художеств, стажировался за границей - в Италии, во Франции. Его простое, бедняцкое происхождение препятствием не стало, напротив, как человек "несостоятельный", он получал всемерную помощь, освобождение от оплаты, преференции,  стипендии. В результате стал знаменитым художником, модным и дорогим портретистом, писавшим представителей великосветского общества, и выглядел вот так:

Николай Богданов-Бельский. Автопортрет. 1915Узнаете мальчика в драных лаптях, поглощенного устным счетом?

И все же деревенские ребятишки и сельские школы оставались любимой темой художника:

Богданов-Бельский. Воскресные чтения в сельской школе. 1895Николай Богданов-Бельский. Воскресные чтения в сельской школе. 1897

Революционные преобразования ХХ века привнесли в отечественную живопись идеологическую составляющую. Все школьники сделались пионерами, за исключением тех, кто был октябрятами или комсомольцами... (699x546, 61Kb)Иван Куликов. Пионеры. 1929

Foreigners in Leningrad - Иван ВладимировИван Владимиров. Иностранцы в Ленинграде. 1937

Вообще, школа и ученики были одной из любимых тем художников-соцреалистов... Тут не нужно было мучительно прославлять строй или вождей, боясь совершить идеологическую ошибку - просто радостные дети, пришедшие в класс, уже были достойной темой.

Александр Кержнер. В первый класс. 1950

Иван Козлов. Первоклассница. 1950

Анатолий Волков. Первое сентября. 1951

Однако, некоторые художники и тут бежали впереди паровоза - вот девочка собирается в школу 1 сентября, крутится у зеркала в белом фартучке, приготовила портфель и цветы учительнице... Интересен интерьер - комнату ребенка украшают не куклы, не мишки или картинки с цветочками - портреты и бюсты вождей...Не знал товарищ Волков, что 1953 год не за горами! До середины 1950-х года эта картина воспроизводилась на открытках вместе со сталинским портретом, позже художник решил ее переписать:

Живопись стала менее соцреалистичной, с грубым мазком, а вожди исчезли, словно и не бывало...

Норман Рокуэлл. День рождения учительницы. 1959.

Западная живопись школьной тематики в тот период была малоотличима от советской, но казалась еще более сентиментальной.Вот, к примеру, школьники принесли любимой учительнице скромные подарки к дню рождения - цветочек, яблоко, маленькие сверточки, перевязанные шнурками... Учительница растрогалась и даже никого не ругает за непротертую доску, валяющуюся на полу грязную губку для доски и растоптанный мел...

 (487x431, 66Kb)П. Драченко. Пионерская песня. 1959А наши пионеры пели с учителем песни...

2873529-2c8eb39146bcb5a7.jpgТ. Максименко. Выпуск стенгазеты. 1960

...выпускали стенгазеты...

Виктор Цветков. Не решила. 1970-е гг....и настойчиво овладевали знаниями, как и полагалось пионерам. Правда, овладение шло с переменным успехом...

Всех с праздником!

eho-2013.livejournal.com

О школе, которой больше нет :: NoNaMe

О школе, которой больше нет

Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадьУчат в школе, учат в школе, учат в школе.Вычитать и умножать, малышей не обижатьУчат в школе, учат в школе, учат в школе.(Сл. М. Пляцковского)

Подборка репродукций картин и открыток разных лет,созданных советскими художниками на тему школы.

Формат: JPGРазрешение: От 267х460 до 800х662(небольшое, только посмотреть)

Объём: 55 репродукций в архиве 4 Мб

----------------------<cut>----------------------

О школе, которой больше нет О школе, которой больше нет О школе, которой больше нет О школе, которой больше нет О школе, которой больше нет О школе, которой больше нет О школе, которой больше нет О школе, которой больше нет О школе, которой больше нет О школе, которой больше нет О школе, которой больше нет

(К сожалению, кто авторы этих картин и открыток, мне неизвестно. Остальные картины подписаны снизу)

*** *** ***

О школе, которой больше нет А. Кречетов. Первое сентября О школе, которой больше нет А. Пахомов О школе, которой больше нет А. Сайкина. Детская спортивная школа. 1979 г. О школе, которой больше нет С. Григорьев. Прием в комсомол О школе, которой больше нет А. Х. Кержнер. В первый класс О школе, которой больше нет Б. Постников. Мечта. 1976 г. О школе, которой больше нет В. Корнеев. Школьники на концерте О школе, которой больше нет В. Соколов. Школа О школе, которой больше нет А.В. Волков. Первое сентября О школе, которой больше нет С. Григорьев. Первые слова О школе, которой больше нет И. А. Гринюк. Проверка уроков О школе, которой больше нет Е.Н. Гундобин. Еще пятерка! 1954 г. О школе, которой больше нет Е. Кацман. Учиться, учиться, учиться! О школе, которой больше нет И. Владимиров. В женской школе О школе, которой больше нет И.Тихий. Экзамен О школе, которой больше нет К. Рухикян. Домашнее задание О школе, которой больше нет А. М. Любимов. Урок музыки О школе, которой больше нет Ю.С. Ляхов. Пионерка О школе, которой больше нет Н. Богданов-Бельский Приготовление уроков О школе, которой больше нет Н. Барченков. Домашняя работа. 1950 г. О школе, которой больше нет М. Божий. Отличница О школе, которой больше нет Т. Максименко. Выпуск стенгазеты. 1960 г. О школе, которой больше нет Ф. Решетников. Прибыл на каникулы. 1948 г. О школе, которой больше нет Н. Карповский О школе, которой больше нет О.К. Терентьев. Герои в школе О школе, которой больше нет П.Семячкин. Первоклассники. 1960-е гг. О школе, которой больше нет Р. Галицкий. Урок физкультуры. У финиша О школе, которой больше нет С. Бальзамов. Школьница О школе, которой больше нет Ф. Решетников. Нарушитель О школе, которой больше нет Ю. Пименов. Огни университета О школе, которой больше нет С. Григорьев. Пионер О школе, которой больше нет С. Григорьев. Обсуждение двойки О школе, которой больше нет С. Григорьев. Вратарь О школе, которой больше нет В.А. Серов. За уроками (Маша в школьной форме). О школе, которой больше нет Т.Н. Яблонская. Утро. 1954 г. О школе, которой больше нет Ф. Решетников. За уроками О школе, которой больше нет Ф. Решетников. Опять двойка

Картина "Опять двойка" создана Федором Павловичем Решетниковым в Москве в 1952 году.Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи и знакома всем, рождённым в СССР. Интересная деталь: на заднем плане на стене висит отрывной календарь с репродукцией другой картины Ф. П. Решетникова — «Прибыл на каникулы», написанной в 1948 году. На ней изображёна радостная встреча бравого мальчика-суворовца, приехавшего в гости к дедушке.Картина "Опять двойка" хранится в Государственной Третьяковской галерее.

*** *** ***И напоследокэпизод "Как Маруся первый раз помогла подруге" из замечательного фильма реж. Ильи Фрэза "Первоклассница" (1948 г.)

*** *** ***Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы

Открыть конверт

123box.ru

Школьники в живописи: liveracing

С Днем знаний!К 1 сентября - подборка картин "школьной тематики"...

Томас Брукс. Новый ученик. 1854

Тема школы и обучения детей вдохновляла художников с давних времен...Школа на старых полотнахАльфред Ренкли. Сельская школа. 1855

В разных странах и у разных художников появлялось множество картин, запечатлевших процесс обучения. Порой они кажутся наивными, но ведь эти полотна отражают реалии своего времени.Екатерина Хилкова. Внутренний вид женского отделения в Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих. 1860-е гг.

Мартин Рико и Ортега. Школьный двор или Урок рукоделия. 1871

Альбер Бетаннье. Темное пятно. 1887.

Морган Вестлинг. Сельская школа 1879 г.Морган Вестлинг. Сельская школа. 1879

Jean-Baptiste Jules Trayer. Бретонская детская школа. 1882

Эмилия Шанкс. Новенькая в школе. 1891

Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897Николай Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897

Картины художника Николая Богданова-Бельского долгое время считались свидетельством "ужасов царизма" - бедные обрванные дети у порога сельской школы, как факт нищеты и бесправия... Однако, как раз судьба и картины этого художника показывают, и пользу учения, и то, чего может добиться настойчивый и усердный ученик во все времена.Изображал он на этих работах себя - незаконнорожденного сына крестьянки-батрачки, которого стеснялась даже родня, не пожелавшая дать мальчику родовое имя и записавшая его Богдановым (богоданным родственничком)... Но мальчик хотел учиться, пошел в школу, где учителя помогли ему развить способности...

Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895Николай Богданов-Бельский. Устный счет. В народной школе Рачинского. 1895

Здесь художник изобразил самого себя мальчиком, настойчиво овладевающим знаниями...Итак, Коля учился и учился - поступил в иконописную мастерскую, потом в Училише живописи, ваяния и зодчества, потом в Петербургскую академию художеств, стажировался за границей - в Италии, во Франции. Его простое, бедняцкое происхождение препятствием не стало, напротив, как человек "несостоятельный", он получал всемерную помощь, освобождение от оплаты, преференции,  стипендии. В результате стал знаменитым художником, модным и дорогим портретистом, писавшим представителей великосветского общества, и выглядел вот так:

Николай Богданов-Бельский. Автопортрет. 1915Узнаете мальчика в драных лаптях, поглощенного устным счетом?

И все же деревенские ребятишки и сельские школы оставались любимой темой художника:

Богданов-Бельский. Воскресные чтения в сельской школе. 1895Николай Богданов-Бельский. Воскресные чтения в сельской школе. 1897

Революционные преобразования ХХ века привнесли в отечественную живопись идеологическую составляющую. Все школьники сделались пионерами, за исключением тех, кто был октябрятами или комсомольцами... (699x546, 61Kb)Иван Куликов. Пионеры. 1929

Foreigners in Leningrad - Иван ВладимировИван Владимиров. Иностранцы в Ленинграде. 1937

Вообще, школа и ученики были одной из любимых тем художников-соцреалистов... Тут не нужно было мучительно прославлять строй или вождей, боясь совершить идеологическую ошибку - просто радостные дети, пришедшие в класс, уже были достойной темой.

Александр Кержнер. В первый класс. 1950

Иван Козлов. Первоклассница. 1950

Анатолий Волков. Первое сентября. 1951

Однако, некоторые художники и тут бежали впереди паровоза - вот девочка собирается в школу 1 сентября, крутится у зеркала в белом фартучке, приготовила портфель и цветы учительнице... Интересен интерьер - комнату ребенка украшают не куклы, не мишки или картинки с цветочками - портреты и бюсты вождей...Не знал товарищ Волков, что 1953 год не за горами! До середины 1950-х года эта картина воспроизводилась на открытках вместе со сталинским портретом, позже художник решил ее переписать:

Живопись стала менее соцреалистичной, с грубым мазком, а вожди исчезли, словно и не бывало...

Норман Рокуэлл. День рождения учительницы. 1959.

Западная живопись школьной тематики в тот период была малоотличима от советской, но казалась еще более сентиментальной.Вот, к примеру, школьники принесли любимой учительнице скромные подарки к дню рождения - цветочек, яблоко, маленькие сверточки, перевязанные шнурками... Учительница растрогалась и даже никого не ругает за непротертую доску, валяющуюся на полу грязную губку для доски и растоптанный мел...

 (487x431, 66Kb)П. Драченко. Пионерская песня. 1959А наши пионеры пели с учителем песни...

2873529-2c8eb39146bcb5a7.jpgТ. Максименко. Выпуск стенгазеты. 1960

...выпускали стенгазеты...

Виктор Цветков. Не решила. 1970-е гг....и настойчиво овладевали знаниями, как и полагалось пионерам. Правда, овладение шло с переменным успехом...

Всех с праздником!

liveracing.livejournal.com

Итальянская школа живописи|Неизвестные художники

итальянская школа живописи - 01

Emile Cambiaggio, 1857-1930, Чародейка (Une charmeuse)

 

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию галерею работ малоизвестных или вовсе неизвестных у нас итальянских художников.

Известность – дама очень капризная. И сегодня сложно понять, как и почему случилось, что имя художника и его творения ушли вместе с автором. А ведь есть совершенно замечательные картины. У меня, в моих закромах, собралась приличная коллекция работ художников из которых просто невозможно собрать авторскую галерею – это одна картина одного живописца. Иногда чуть больше. И сегодня я хочу предложить вам несколько работ художников итальянской школы.

 

Картины художников итальянской школы

 

итальянская школа живописи - 02

Emilio Fossati, XIX-XX век, Обнаженная на фоне гор (Nu sur fond de montagne)

итальянская школа живописи - 03

Gennaro Befani, 1866-1937, Гадалка (The fortune teller)

итальянская школа живописи - 04

Alvaro Peppoloni, род в 1951, Обнаженная (Nudo)

итальянская школа живописи - 05

Gennaro Befani, 1866-1937, За туалетом (At Her Toilette)

итальянская школа живописи - 06

Bruno d’Arcevia, род. в 1946, Янтарная Диана (L’ambra di Diana)

итальянская школа живописи - 07

Achille Beltrame, 1871-1945, Девушка с сиренью (Girl With Lilacs)

итальянская школа живописи - 08

Gennaro Befani, 1866-1937, Портрет молодой женщины в голубой шали (Portrait Of Young Woman In Blue Shawl)

итальянская школа живописи - 09

Pietro Ayres, 1794-1878, Портрет Адели Элизабет фон Франциус, урожд Ритт (Portrait of Adele Elisabeth von Frantzius, nee Ritt)

итальянская школа живописи - 10

Riccardo Galli, 1869-1944, Весенний сон (Sogno di Primavera)

итальянская школа живописи - 11

Achille Leonardi, 1800-1870, Предполагаемый портрет Беатриче Ченчи (Presumed Portrait of Beatrice Cenci)

итальянская школа живописи - 12

Blas Olleros y Quintana, 1852-1919, В персидской бане (In a Persian Bath)

итальянская школа живописи - 13

Giovanni Grignaschi, 1839-1905, Туалет (The powder puff)

итальянская школа живописи - 14

Giovanni Grignaschi, 1839-1905, Туалет (The powder puff)

итальянская школа живописи - 15

Luigi di Giovanni, 1856-1938, Луция (Lucia)

итальянская школа живописи - 16

Cesare Viazzi, 1857-1943, Бабочка (La farfallina)

итальянская школа живописи - 17

Fabio Carmignani, род в 1970_Без названия (Untitled)

итальянская школа живописи - 18

Adolfo Belimbau, 1845-1938 (Каир-Флоренция)_Весна (Primavera)

итальянская школа живописи - 19

Ettore Cercone, 1850-1901, Приветствие (Floral Greeting)

итальянская школа живописи - 20

Adolfo Belimbau, 1845-1938_Стоящая обнаженная (Standing nude)

 

РЕКОМЕНДУЮ:

11 Фев 2018      admin49h4d5fR94817     Метки: век давно минувший, жанровая живопись, женский образ, живопись ню     224       Поделитесь записью

svistanet.com

Занятие "Картины о школе и школьниках"

Занятия с дошкольниками по рассматриванию картин о школе и школьниках

Цель:

  • Формировать умение замечать в ней самое главное, правильно понимать содержание картины.

  • Продолжать   развивать умение вести координированный диалог между педагогом и ребенком.

  • Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

  • Развивать внимание, наблюдательность, память.

  • Воспитывать желание учиться в школе.

Предварительная  работа:

  • Экскурсия к зданию школы.

  • Чтение стихотворений о школе.

  • Разучивание физкультминуток про школу.

  • Беседа о школе по впечатлениям, полученным детьми во время экскурсии.

Активизация словаря:

Школа, ученики, городская школа, сельская школа, школа для мальчиков, школа для девочек, школьная форма.

Материал к занятию

Картины художников в разные периоды

Ход занятия:

- Помните, на прошлой неделе мы ходили на экскурсию? Куда? Кто скажет? (К школе).Правильно! Что мы там видели?

- Вы были наблюдательны. А сейчас посмотрите, пожалуйста, на эту картину внимательно. (Дать время на рассматривание).

- Что вы видите на этой картине? (Здание школы, школьный двор, спортивную площадку и т.д.)

- Что вы можете сказать о здании школы?

- Кто еще изображен на картине?

- Что делают дети, изображенные на переднем плане?

(Они собирают  урожай яблок. Мальчик снимает яблоки, а девочка  поддерживает лестницу).

- Куда дети относят яблоки, как вы думаете? И для чего?

- Что еще вы можете сказать об учениках в спортивной форме?

(Мальчики играют в волейбол. А девочки рядом прыгают через скакалку. Три девочки наблюдают за ними.)

 Молодцы!

 Что вы можете сказать о детях, изображенных в левом верхнем углу?

(Дети прыгают в длину с разбега).

- Кто за ними наблюдает? (Это учитель физкультуры).

- Как вы думаете, где находятся все эти дети? (На спортивной площадке, на школьном дворе.)

- Правильно, школьный двор очень просторный, огромный. Здесь  расположены и спортплощадка,  и школьный сад, и школьный цветник.)

- О чем вы еще хотели бы спросить? Посмотрите внимательно на картину! (Про крыльцо.Какое оно?)

- Молодцы! Что вы можете сказать про вход в школу?

- И еще, ребята, скажите, какое время года изображено на картине? Как вы думаете? (Осень)

- По каким признакам вы догадались, что это осень?

- Молодцы! Вот и вы на следующий год осенью пойдете

В школу в первый класс. Вы там научитесь писать, читать, узнаете много интересного.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

ДА!

И поэтому все встали,

дружно все в кружочек встали.

Вверх ладошки

Хлоп – хлоп!

По коленкам

Шлеп – шлеп!

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест – накрест руки сложим!

Раз – два!

Топ – топ – топ!

Три – четыре!

Хлоп – хлоп – хлоп!

Пять – шесть!

Фыр – фыр – фыр!

Семь – восемь!

Ха – ха – ха!

(После физкультминутки дети садятся).

- Послушайте, ребята, мой рассказ.

На этой картине изображены школа и школьный двор. Здание школы высокое, трехэтажное. Крыльцо школы  большое, широкое. Здесь просторный вход в школу. На школьном дворе очень много учеников. Одни дети занимаются спортом – прыгают в длину, через скакалку, играют в волейбол. Другие дети помогают убирать урожай яблок. На школьном дворе очень чисто. Дворнику помогают ученики, сами же ученики ухаживают и за цветником. Как интересно дети проводят время!

- И последний вопрос, ребята.  Как бы вы назвали эту картину?

(Школьный двор. Спортивная площадка. Школа.)

- Правильно. Художник тоже назвал эту картину «Школа».

Рассматривание картин художников, написанные в разные периоды, темы занятий могут быть:

- сравнение городской и сельской школы;

- сравнение школьников в разные периоды (крепостное право, советское время, современное время XXI век)

- рассматривание школьной формы

http://wbtools.ru/pic/b/0/0/43Wc0I.jpg

Федор Решетников Опять двойка! 1952 г.

(660x499, 42Kb)Дмитрий Жуков Провалился. 1885 г.

(429x575, 41Kb)

Ян Стен Городская школа 1665 г.

(616x383, 40Kb)

Александр Морозов Сельская бесплатная школа 1865 г.

(616x444, 52Kb)

Андрей Рябушкин Школа XVII века 1903 г.

(528x527, 59Kb)

Филип Меркье Школа для мальчиков 1738 г.

(616x450, 45Kb)

Борис Кустодиев Земская школа в Московской Руси 1907 г.

(358x660, 46Kb)

Николай Богданов-Бельский У дверей школы 1897 г.

(368x660, 48Kb)

Николай Богданов-Бельский Приготовление уроков

(447x660, 41Kb)

Евгений Кацман "Учиться, учиться, учиться!" 1952 г.

(471x660, 51Kb)

Николай Богданов-Бельский Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского 1895 г.

(476x620, 31Kb)

Интернет магазин авторской одежды - Улыбка феи

infourok.ru

Московская школа живописи

Московская живописная школа (или Московская школа живописи) – устойчивое понятие, закрепившееся с конца XIX века в отношении нескольких поколений московских живописцев, тяготевших в своём творчестве к широкому спектру традиций старого Московского Училища живописи, ваяния и зодчества.

История

Ко второй половине XIX века Московское училище живописи, ваяния и зодчества стало центром художественных исканий. В разные годы здесь преподавали такие живописцы, как А. Саврасов, И. Прянишников, В. Поленов, В. Перов, В. Серов. Они подготовили плеяду молодых художников, среди которых были И. Левитан, К. Коровин, Сергей Коровин, С. Иванов, А. Архипов, М. Нестеров, В. Бакшеев, С. Малютин и многие другие, некоторые из них также преподавали в МУЖВЗ. По мнению Н. А. Дубровиной, «чтобы быть живописцем московской школы, совершенно необязательно было родиться москвичом — творчество коренного москвича Саврасова и провинциала Архипова в равной мере принадлежит московской живописной школе».[2] На формирование личности и раскрытие талантов молодых художников влияла особая атмосфера, созданная педагогами в стенах училища. Она во многом отличалась от духа петербургской Академии художеств.

В 1903 году москвичами — членами Товарищества передвижных художественных выставок было создано творческое объединение «Союз русских художников» (СРХ). Темами для своих картин А. Степанов, К. Коровин, С. Виноградов, С. Жуковский, П. Петровичев, Л. Туржанский, М. Аладжалов, В. Мещерин, составившие ядро московской группы «Союза русских художников», избирали русский пейзаж и сюжеты из жизни народа. Отличительной чертой их произведений стало тяготение к натурному письму и работе на пленэре, умение показать в картине движение, рождённое ветром, течением воды, игру теней. Главным для них стала красота и поэзия родной природы, одухотворенная присутствием человека. Выставки СРХ, проходившие до 1923 года, сформировали представление об отличительных особенностях московской живописной школы и обозначили основные направления, в русле которых в дальнейшем развивалось творчество её многочисленных приверженцев и последователей. Одну из таких характерных особенностей «московской школы» известный ленинградский искусствовед Л. Мочалов образно определил как "бьющий через край восторг колористического жизнеощущения"[3].

После революции выставочная деятельность СРХ продолжалась до 1923 года. После самороспуска СРХ и до образования в 1932 году единого МОСХ преемниками идей Союза русских художников стали такие художественные организации, как АХРР, «Искусство движения», «Маковец», «Объединение художников-реалистов». В 1917 году в Москве по инициативе группы художников, окончивших в разные годы МУЖВЗ, возникло Общество художников московской школы (ОХМШ). Оно объединило свыше 60 художников и просуществовало до 1924 года. Членами ОХМШ и экспонентами его выставок были, в частности, А. М. Герасимов, Е. А. Кацман, Н. Г. Котов, Н. Б. Терпсихоров, М. М. Черемных, А. В. Моравов и др.[4]

МУЖВЗ стало для московской живописной школы главной кузницей кадров (подобно Академии художеств — для петербургской, позднее — для ленинградской школы живописи). В 1930-е годы эту роль унаследовал МГХИ имени В. И. Сурикова. У истоков его создания стояли такие яркие представители московской живописной школы, как С. Герасимов, И. Э. Грабарь, учителями которого в МУЖВЗ в начале века были С. Иванов и К. Коровин.[5] Восстановление лучших традиций «московской школы», их преемственность связаны с именем И. Э. Грабаря, который в 1937 году стал директором МГХИ. "Так как рисунок был самой сильной стороной «петербургской школы», И. Э. Грабарь пытался пригласить для преподавания в Москве профессора ленинградской Академии художеств М. Д. Бернштейна и выпускниковД. К. Мочальского и А. А. Деблера. Чувствуя особенности двух основных российских художественных школ, он стремился к их тесному сотрудничеству в целях взаимообогащения".[6]

Свой вклад в формирование московской школы внесли Петр Кончаловский и Илья Машков, Павел Кузнецов и Аристарх Лентулов, Александр Куприн и Николай Крымов,Александр Дейнека и Федор Богородский, Роберт Фальк и Аркадий Пластов.[2].

В вопросе о принадлежности художников к «московской школе» большинство исследователей не ограничиваются кругом МУЖВЗ и СРХ. Так, по мнению Н. А. Дубровиной, "…школа отличается от художественного объединения тем, что в искусстве она полнее выражает, прежде всего, национальный характер и особенности времени… Объединения возникают и изменяются, вливаясь в единый поток художественной жизни, создавая национальную школу, которая переживает столетия. «Товарищество передвижников» и «Союз русских художников», «Бубновый валет» и «Ассоциация художников революционной России», студия военных художников им. Грекова и Московский Союз художников — все это московская школа. Каждое из этих творческих сообществ привнесло в московскую школу неповторимость и легло прочными кирпичами в ее фундамент".[2] Схожей позиции придерживался А. И. Морозов, отмечавший, что и "такие столпы советского художественного официоза, как А. М. Герасимов или Б. В. Иогансон, сами уходят корнями в московскую живописную школу".[7]

К представителям московской школы середины — второй половины ХХ века относят таких разных мастеров, как Н. Андронов, В. Попков, П. Никонов, Т. Салахов, братья Ткачевы, В. Гаврилов, В. Стожаров, Б. Тальберг, братья Смолины, В. Иванов, Г. Коржев, Д. Жилинский и многих других. Они стали преемниками традиций таких мастеров старших поколений московской школы живописи, как Петр Кончаловский, Илья Машков, А. Шевченко, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, Александр Дейнека,Ю. Пименов, А. Лабас, А. Древин, Д. Штеренберг, Н. Удальцова, А. Родченко, Павел Кузнецов и других.[8]

В целом, по мнению А. Морозова, последователями «московской живописной школы» в середине 1970-х являлась "едва ли не большая часть состоящей почти из тысячи членов московской секции живописи". На практике, полагал А. Морозов, это явление включает в себя "широкий спектр традиций старого Московского Училища живописи, ваяния и зодчества — от своеобразного импрессионизма Союза русских художников до „русского сезанизма“; традиций некогда полярных друг другу, но ныне часто сосуществующих".[1]

Имеют место и расширительные трактовки понятия «московской школы живописи», включающие в него мастеров московской школы древнерусской живописи XIV—XV веков. Например, у Н. Дубровиной встречаем мнение о том, что «художников московской школы, от Рублева и Дионисия до Никонова, Браговского и других наших современников, объединяет ясная нравственная позиция, одухотворенность, чистота и глубина цвета. Духовный и ремесленный опыт, накопленный поколениями живописцев и сосредоточенный в Москве, к настоящему времени сложился в стройную систему художественных и человеческих ценностей».[9]

Современность

Произведения мастеров московской школы советского и дореволюционного периодов составляют основу фондов живописи крупнейших музеев, включая Русский музейв Санкт-Петербурге и Третьяковскую галерею в Москве. Некоторые музеи выделяют произведения мастеров «московской школы живописи» в особый раздел.[10] По мнению Н. А. Дубровиной, «московская школа сегодня – это не только традиция, не только узкопрофессиональные интересы художников. Национальная идея, определение ценностей нашего времени пересекаются с художественным творчеством современников».[9] Её своеобразие по-прежнему проявляется, прежде всего, в живописности. «Вообще, цвет – самое «московское» свойство школы. Цвет у истинного представителя московской школы – это культ, страсть, это предмет изучения и поклонения. Современные московские художники создают волшебный трепещущий мир, полный жизни и цвета».[9]

Отражением интереса к наследию и современному состоянию московской живописной школы стали групповые и персональные выставки её художников. Среди них «Московская школа живописи. 1870 - 1920-е гг.». (Музей истории Москвы, 2006 год)[11], «Романтики Реализма. Московские живописцы» (Выставочный зал МСХ, 2012),[12] «А. А. Пластов и московская школа живописи» (Ульяновский областной художественный музей, 2014)[13], выставка «Союз русских художников. Сто лет общей истории» (Большой дворец Государственного музея-заповедника «Царицино», 2013)[14] и др.

 

Галерея

mhum.ru


Смотрите также