"Шоколадница" — картина, легенда, логотип. Шоколадница картина


"Шоколадница" — картина, легенда, логотип

«Шоколадница» — картина швейцарского художника Жана Этьена Лиотара, самая знаменитая работа автора. Написанная в середине XVIII века, она и по сей день притягивает взоры посетителей Дрезденской галереи, к коллекции которой относится.

Познакомимся с художником

шоколадница картина лиотара

Жан Этьен (1702—1789 гг.) - фигура нетривиальная. Он слыл "живописцем правды", но не потому, что стремился запечатлеть несправедливость мира или разоблачить власть имущих. Лиотар любил точное изображение того, что видел. Его работы часто близки к фотографии. Сегодня такой подход вряд ли кого удивит, но в то время в моде были полотна, передающие реальность в приукрашенном виде, полные блеска и обязательного обаяния. Лиотара можно назвать бунтовщиком, но со счастливой судьбой. Он был любим сильными мира сего и оставил потомкам великолепные портреты маршала Саксонского, папы Климента XII, императрицы Марии Терезии Австрийской. Изображение последней живо иллюстрирует нестандартный для XVIII века подход автора: королева написана не в окружении атрибутов власти или полной раздумий о судьбе Австрии, на портрете она больше похожа на мать, тревожащуюся за сыновей, и пышущую здоровьем женщину.

Жан Этьен был заядлым путешественником. Он посетил Молдавию и Румынию, не обделил вниманием Италию, Францию, Грецию, некоторое время жил в Турции и привез оттуда любовь к Востоку и многочисленные изображения нежных красавиц на фоне экзотических цветов. Как раз через некоторое время после возвращения художника из Константинополя появляется «Шоколадница» - картина, принесшая Лиотару всемирную славу.

Внимание к деталям

Композиция полотна довольно проста: в полный рост изображена девушка с подносом в руках. Это шоколадница. Автор картины так сумел запечатлеть молодую особу, что кажется, будто она вот-вот пойдет дальше мимо восторженных наблюдателей. Как же создается этот эффект? Все дело в деталях. Складки одежды, элементы чашки, наконец, отражение в стакане с водой — все делает изображение настолько реалистичным, что девушка кажется живой.шоколадница картина

Каждый элемент тщательно проработан. Можно заметить, что передник служанки совсем свежий: даже складки еще не расправились, видимо, его совсем недавно надели. Художник уделил внимание прорисовке и кружева на чепчике, и растительного орнамента на чашечке. В создании иллюзии движения не последнюю роль играет и свободное пространство в направлении, куда идет шоколадница. Картина Лиотара именно этим и подкупает: реалистичностью и простотой, не лишенной нежности.

Свет и цвет

Теплота отношения художника к модели всегда так или иначе считывается зрителем. Здесь она передана при помощи цветовой палитры. Нежные, перетекающие друг в друга розовый, белый, золотистый, серебристо-серый светятся изнутри, как и сама юная шоколадница. Картина написана пастелью, передающей малейшие нюансы оттенков. Подобную технику живописи Лиотар предпочитал прочим и считался настоящим виртуозом пастели.

Автор сумел передать и внутренний свет героини. Она скромна, но в осанке и положении головы читается гордость и сознание собственной красоты. Простая служанка? Обычная шоколадница? Картина позволяет надеяться, что это не так.

шоколадница автор картины

Легенды о все покоряющей любви

Живописец совершенно точно рисовал девушку не из своего воображения. Несмотря на то что главный биограф Лиотара с этим не согласен, молва приписывает романтическое происхождение полотну.

Жан Этьен часто изображал красавиц, к числу которых относится и шоколадница. Автор картины, по одной из версий, был нанят князем Лихтенштейном (или же герцогом Дитрихштайном) для увековечивания образа своей будущей супруги. Девушку предположительно звали Анна или Шарлотта Бальдауф. В разных вариантах легенды она служила у императрицы или в небольшом кафе. Будущий муж заметил ее в тот момент, когда она несла чашку дивного и ароматного напитка королевской особе или же посетителям заведения. Благородный влюбленный, невзирая на протесты родни, сделал Анне предложение. Получив согласие, он обратился к художнику с просьбой запечатлеть любимую такой, какой она предстала перед ним впервые. Правда это или миф, теперь узнать довольно трудно. Однако совершенно точно известно, что последующая судьба картины была полна приключений и определенного романтизма.

Во славу кондитеров и на краю гибели

«Шоколадница» побывала в коллекции немецкого курфюрста и попала в Дрезденскую галерею. Там в конце XIX века ее заметил владелец компании Baker’s Chocolate. Залюбовавшись картиной и вдохновившись легендами, связанными с ней, он принял решение сделать ее логотипом компании. Шоколадницу Лиотара и по сей день можно встретить на упаковках лакомств, произведенных фирмой.

Во время Второй мировой войны ее вместе с другими шедеврами увезли из постоянно подвергающегося бомбардировкам города и спрятали в одной из крепостей. В заминированном подвале ее нашли советские солдаты и спасли от неминуемой гибели, возвратив обратно в галерею.картина шоколадница фото

Картина «Шоколадница», фото и репродукции которой исчисляются уже тысячами, и сегодня находится в Дрездене. Написанная более двух столетий назад, она продолжает завораживать и вдохновлять.

fb.ru

Шоколадница (картина) - это... Что такое Шоколадница (картина)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Шоколадница.

«Шоколадница», «Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающая служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.

История

Легенда о создании этой картины такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн (Dietrichstein) зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время.

Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки, была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery»[1]. Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна[2]. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Из письма

«Я купил знаменитого Лиотара пастель.Она исполнена в незаметных детрадацияхсвета и с превосходным рельефом.Переданная природа нисколько неизменена; будучи европейской работой,пастель исполнена в духе китайцев…заклятых врагов тени. Что же касаетсязаконченности работы, то можно сказатьв одном слове: это Гольбейн пастели.На ней изображена в профиль молодаянемецкая девушка-камеристка, котораянесёт поднос со стаканом воды ичашкой шоколада»[3].

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию, где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти, занимавшемуся наполнением коллекции Августа III, короля Польши, и Фридриха II Прусского[4].

С 1765 года картина находится в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны картина была перевезена нацистами в крепость Кёнигштейн, где была найдена советскими войсками.

Описание

Сюжет произведения прост — девушка, одетая в белый накрахмаленный передник, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан воды. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый в Европе мейсенский фарфор). Девушка стоит на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Обращение взгляда модели вниз, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку, тем более, что официантка кажется не стоящей (позирующей в неподвижности), а идущей вперёд, подающей на стол. Колорит произведения гармоничен: помимо белого фартука, на модели надета белая косынка, серебристо-серая юбка, а также золотистый корсаж и розовый чепчик. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края подноса.

Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера картины ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, углублённых в свои повседеневные занятия. Уже современниками Лиотара картина воспринималась как шедевр[1].

Реклама фирмы Baker’s Chocolate, 1919 г. В левом нижнем углу — силуэт «Шоколадницы»

В массовой культуре

Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate»[5] приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире[6]. Часто встречается вариант её использования в виде черно-белого силуэта. Ещё одна копия картины находится в доме-музее компании Бейкер, в Дорчестере, штат Массачусетс.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

ШОКОЛАДНИЦЫ ЛИОТАРА | ARTотека еды

шоколадницы Лиотара 600 х 340
Швейцарский художник Жан Этьен Лиотар (1702 – 1789) вошел в историю живописи прежде всего как выдающийся портретист и мастер пастели. Покинув в 20 лет родную Женеву, Лиотар провел в непрерывных путешествиях в общей сложности 34 года, посетив практически все крупные города  Европы. Ему позировали императоры и кардиналы, европейская знать и придворные красавицы. Недаром его называли “живописцем королей и красивых женщин”.

Жаж­да стран­ствий при­ве­ла его в Кон­стан­ти­но­поль, где он про­жил 5 лет. Восток про­из­вел на худож­ни­ка неиз­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние, что ска­за­лось на его жиз­ни и твор­че­стве. Вер­нув­шись в Евро­пу, Лио­тар по восточ­ной тра­ди­ции про­дол­жал носить длин­ную боро­ду, халат и тюр­бан, за что полу­чил про­зви­ще “турок”. Но экс­цен­трич­ность худож­ни­ка толь­ко при­ба­ви­ла ему попу­ляр­но­сти.

Люби­мой тех­ни­кой живо­пис­ца была пастель. Она поз­во­ля­ла пере­да­вать тон­чай­шие пере­хо­ды цве­та, мяг­кость  све­то­те­ни, мель­чай­шую отдел­ку дета­лей. Бла­го­да­ря ее бар­ха­ти­стой поверх­но­сти и свет­лым тонам знат­ные заказ­чи­цы пред­ста­ва­ли на порт­ре­тах в более иде­а­ли­зи­ро­ван­ном и утон­чен­ном виде.

Лиотар Красавица за чтением 632 х 800 Портрет Марии-Жозефы Саксонской 630 х 800

На ту пору выс­шее обще­ство Евро­пы охва­ти­ла все­об­щая шоко­ла­до­ма­ния. Чашеч­ка горя­че­го напит­ка  ста­ла при­зна­ком респек­та­бель­но­сти,  хоро­ше­го тона и высо­ко­го достат­ка, посколь­ку шоко­лад был очень доро­гим удо­воль­стви­ем. Горя­чий шоко­лад пода­ва­ли со ста­ка­ном воды, что помо­га­ло  смяг­чить насы­щен­ный и терп­кий вкус напит­ка.  Конеч­но же, Лио­тар не мог прой­ти мимо этой поваль­ной моды. На его кар­ти­нах мож­но уви­деть дам, пью­щих горя­чий шоко­лад.

Лиотар Дама, наливающая шоколад 581 х 700 Ж.-Э. Лиотар Завтрак, 1753 546 х 670

 Самым зна­ме­ни­тым полот­ном Лио­та­ра ста­ла кар­ти­на “Шоко­лад­ни­ца”, напи­сан­ная в 1745 году. Худож­ник с блес­ком решил  слож­ную живо­пис­ную зада­чу – изоб­ра­зил фигу­ру в белом фар­ту­ке на фоне белой сте­ны. Бла­го­да­ря  тон­ким пере­хо­дам све­то­те­ни, гар­мо­нич­ным соче­та­ни­ем тонов, точ­но­сти рисун­ка и, нако­нец, обра­зу самой юной кра­са­ви­цы порт­рет заслу­жил сла­ву шедев­ра уже у совре­мен­ни­ков.

Жан Этьен Лиотар Шоколадница 594 х 960

“Шоко­лад­ни­ца”, худож­ник Жан Этьен Лио­тар

Допод­лин­но не извест­но, кто пози­ро­вал худож­ни­ку. Суще­ству­ет несколь­ко вер­сий о лич­но­сти моде­ли. Самую роман­ти­че­скую свя­зы­ва­ют с име­нем  Анны Баль­та­уф. Дочь обед­нев­ше­го дво­ря­ни­на рабо­та­ла офи­ци­ант­кой в одной из вен­ских кон­ди­тер­ских. Здесь ее и уви­дел австрий­ский ари­сто­крат князь Дит­рих­ш­тейн и влю­бил­ся без памя­ти. Пре­одо­лев сопро­тив­ле­ние семьи, князь женил­ся на юной кра­са­ви­це, а порт­рет стал его сва­деб­ным подар­ком неве­сте. Гово­рят, что ново­ис­пе­чен­ная кня­ги­ня при­гла­си­ла сво­их быв­ших подру­жек к себе домой и, неве­ро­ят­но гор­дясь сво­им уди­ви­тель­ным воз­вы­ше­ни­ем, про­из­нес­ла: “Теперь я ста­ла прин­цес­сой, и вы може­те поце­ло­вать мне руку”.

Но ско­рее все­го, на кар­тине изоб­ра­же­на каме­рист­ка импе­ра­три­цы Марии-Тере­зии, кото­рую Лио­тар попро­сил пози­ро­вать для “Шоко­лад­ни­цы”. В обы­ча­ях того вре­ме­ни было брать моло­дых кра­си­вых девиц из мел­ко­по­мест­но­го дво­рян­ства в каче­стве ком­па­ньо­нок для дам выс­шей зна­ти. Вполне воз­мож­но, что одна из таких деву­шек впе­чат­ли­ла худож­ни­ка сво­ей кра­со­той и была изоб­ра­же­на в обра­зе пре­крас­ной шоко­лад­ни­цы  на став­шем зна­ме­ни­тым полотне.

Худож­ник сле­до­вал вели­ко­свет­ской моде,  не толь­ко изоб­ра­жая шоко­лад. Так, впер­вые в евро­пей­ском искус­стве на кар­тине “Шоко­лад­ни­ца” мож­но уви­деть мей­сен­ский фар­фор.  Фар­фо­ро­вая ману­фак­ту­ра в сак­сон­ском горо­де Май­сен была осно­ва­на в 1710 году. Ее изде­лия ста­ли сим­во­лом  изыс­кан­ной рос­ко­ши и без­упреч­но­го сти­ля. Инте­рес­но, что при созда­нии мей­сен­ско­го фар­фо­ра исполь­зу­ют­ся око­ло 10 000 оттен­ков кра­сок, рецеп­ты кото­рых до сих пор хра­нят­ся в глу­бо­кой тайне.

Шоколадница(фрагмент) 650 х 389

На лаки­ро­ван­ном япон­ском под­но­се (так­же мод­ная деталь того вре­ме­ни) рядом с чаш­кой с шоко­ла­дом изоб­ра­жен  ста­кан богем­ско­го стек­ла, в кото­рый нали­та вода. Обра­ти­те вни­ма­ние, как с уди­ви­тель­ной точ­но­стью Лио­тар выпи­сал пре­лом­ле­ние све­та  в воде. Эта кар­ти­на может слу­жить нагляд­ным посо­би­ем для демон­стра­ции зако­на  Снел­ли­уса, опи­сы­ва­ю­ще­го пре­лом­ле­ние све­та  на гра­ни­це двух про­зрач­ных сред!

Вско­ре после напи­са­ния кар­ти­на была при­об­ре­те­на Фран­че­ско Аль­га­рот­ти, кото­рый зани­мал­ся под­бо­ром  живо­пи­си для немец­ких кур­фю­стов. С 1765 года она нахо­дит­ся в собра­нии живо­пи­си Дрез­ден­ской гале­реи. Имен­но там ее уви­дел в 1881 году Ген­ри Л. Пирс, вла­де­лец круп­ной  аме­ри­кан­ской ком­па­нии Baker’s Chocolate — ста­рей­ше­го про­из­во­ди­те­ля шоко­ла­да в Соеди­нен­ных Шта­тах. Пир­су настоль­ко понра­ви­лась кар­ти­на, что он решил сде­лать ее изоб­ра­же­ние фир­мен­ным зна­ком сво­ей ком­па­нии. Копия “Шоко­лад­ни­цы” укра­си­ла его офис в Дор­че­сте­ре, а спу­стя 2 года офи­ци­аль­но был при­нят  лого­тип, полу­чив­ший назва­ние  La Belle Chocolatiere.  До сих пор  силу­эт пре­крас­ной шоко­лад­ни­цы мож­но уви­деть на всех изде­ли­ях Baker’s Chocolate. Он вошел в исто­рию как самый ста­рый лого­тип в США и один из ста­рей­ших в мире.

Baker’s Chocolate 373 х 640  Baker’s Chocolate 530 х 530

“Шоко­лад­ни­ца” ста­ла самой зна­ме­ни­той кар­ти­ной в насле­дии Лио­та­ра, хотя сам худож­ник нико­гда не пре­да­вал осо­бо­го зна­че­ния этой пасте­ли. Свой бога­тый твор­че­ский опыт Жан-Этьен Лио­тар сум­ми­ро­вал в “Трак­та­те о прин­ци­пах и пра­ви­лах живо­пи­си”, издан­ном в 1781 г.

В нем он напи­сал:

“Живо­пись – зер­ка­ло все­го само­го пре­крас­но­го, что пред­ла­га­ет нам Все­лен­ная”

А горя­чий шоко­лад, так высо­ко цени­мый зна­тью в XVIII веке, сей­час лег­ко при­го­то­вить в домаш­них усло­ви­ях. Для его при­го­тов­ле­ния мож­но исполь­зо­вать как чер­ный, так и молоч­ный шоко­лад без аро­ма­ти­за­то­ров  (пори­стий луч­ше не брать). В горя­чий шоко­лад добав­ля­ют пря­но­сти (кар­да­мон, имбирь, ваниль, любые виды пер­ца, кори­цу и др.), слив­ки, моло­ко, воду, а так­же коньяк, ром или ликер.

Горя­чий шоко­лад по-вен­ски

горячий шоколад по-венски 650 х 584Ингре­ди­ен­ты:

Молоч­ный шоко­лад 1 плит­ка (100г)Моло­ко 200млСахар 1 ст. лож­каЖел­ток одно­го яйцаКар­да­мон, чер­ный моло­тый перецВзби­тые слив­ки

Нагрей­те моло­ко нагреть на мед­лен­ном огне, добавь­те сахар и раз­ме­шай­те до его рас­тво­ре­ния. Добавь­те щепот­ку моло­то­го кар­да­мо­на и пер­ца. Поло­жи­те в моло­ко кусоч­ки шоко­ла­да и на мед­лен­ном огне, посто­ян­но поме­ши­вая, дове­ди­те шоко­лад до пол­но­го рас­тво­ре­ния. Сни­ми­те шоко­лад с огня, дай­те немно­го остыть и добавь­те яич­ный жел­ток. Раз­ме­шай­те и на водя­ной бане дове­ди­те до загу­сте­ния. Вылей­те горя­чий шоко­лад в чаш­ку и укрась­те взби­ты­ми слив­ка­ми (мож­но гото­вы­ми) и тер­тым шоко­ла­дом.

Горя­чий шоко­лад с лике­ром Бей­лис

горячий шоколад с ликером Бейлис 650 х 678Ингре­ди­ен­ты: 1 ста­кан моло­ка50г чер­но­го шоко­ла­да2 ст. лож­ки Baileys Irish Cream

Подо­грей­те моло­ко на мед­лен­ном огне. Добавь­те кусоч­ки шоко­ла­да и, актив­но поме­ши­вая, дове­ди­те его до рас­тво­ре­ния. Сни­ми­те с огня, добавь­те ликер, как сле­ду­ет пере­ме­шай­те. Вкус молоч­но­го шоко­ла­да напол­нит­ся нюан­са­ми кара­ме­ли и сли­вок, харак­тер­ны­ми для лике­ра Бей­лис.

Пере­лей­те в чаш­ку, укра­сив взби­ты­ми слив­ка­ми, тер­тым шоко­ла­дом, звез­доч­кой бадья­на. Напи­ток мож­но пода­вать с палоч­кой кори­цы вме­сто ложеч­ки.

Горя­чий шоко­лад с кара­мель­ным соусомКара­мель­ный соус мож­но исполь­зо­вать не толь­ко с горя­чим шоко­ла­дом. Он отлич­но под­хо­дит для раз­лич­ных десер­тов, выпеч­ки, бли­нов, даже про­сто с лом­ти­ком хле­ба. Он име­ет густую кон­си­стен­цию и похож на варе­ную сгу­щен­ку. Кара­мель­ный соус хра­нят в холо­диль­ни­ке 7–10 дней.

карамельный соус 650 х 658  горячий шоколад с карамельным соусом 550 х 774

Для его при­го­тов­ле­ния необ­хо­ди­мо взять 1 ста­кан саха­ра, высы­пать его в неболь­шую емкость, выда­вить несколь­ко капель лимо­на и поста­вить на огонь. Для рав­но­мер­но­го про­гре­ва­ния сахар необ­хо­ди­мо поме­ши­вать. Когда он пол­но­стью рас­пла­вить­ся и потем­не­ет, дай­те ему немно­го поки­петь. Кара­мель долж­на при­об­ре­сти тем­ный янтар­ный цвет, но не пере­ста­рай­тесь – силь­но ува­рен­ная кара­мель будет гор­чить. Пока ува­ри­ва­ет­ся кара­мель, дове­ди­те до кипе­ния 1 ста­кан жир­ных сли­вок 30–33%. Акку­рат­но влей­те слив­ки в кара­мель. Соус силь­но заки­пит и под­ни­мет­ся.  Пере­ме­шай­те кара­мель­ный соус до одно­род­ной мас­сы и про­ва­ри­те око­ло мину­ты. Густо­ту и насы­щен­ность соуса мож­но варьи­ро­вать по соб­ствен­но­му вку­су коли­че­ством сли­вок.

Сам горя­чий шоко­лад гото­вит­ся так же, как ска­за­но в преды­ду­щих рецеп­тах. В 1 ста­кане горя­че­го моло­ка рас­тво­ри­те 100г шоко­ла­да (коли­че­ство шоко­ла­да мож­но менять по соб­ствен­но­му вку­су), пере­лей­те в чаш­ку, укра­сив взби­ты­ми слив­ка­ми и кара­мель­ным соусом. Бон аппе­тит!

Горя­чие напит­ки на осно­ве шоко­ла­да —  вкус­ные, сыт­ные, обжи­га­ю­щие и вдох­нов­ля­ю­щие. К тому же, у всех этих зим­них напит­ков есть бес­спор­ное пре­иму­ще­ство: при их при­го­тов­ле­нии мож­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, варьи­руя про­пор­ции ингре­ди­ен­тов, выби­рая те спе­ции или добав­ки, кото­рые вам душе.

Похо­жие ста­тьи

www.art-eda.info

Жан Этьен Лиотар, «Шоколадница»

Швейцарский художник Жан Этьен Лиотар, «Шоколадница» которого является жемчужиной собрания Дрезденской картинной галереи, за свою долгую и счастливую жизнь (1702-1789) создал около 400 работ. «Гольбейн пастели» (так называли Лиотара коллеги, признавая тем самым его безусловный талант) не писал плохих работ, однако шедевром мировой живописи стало именно названное в начале статьи полотно.

лиотар шоколадница

Фотографическая точность изображения

Что значит «Гольбейн пастели»? Работы величайшего немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего славятся портретным сходством и ювелирной выработкой рисунка. Но он писал маслом, а пастель прославил Лиотар. «Шоколадница» - самое известное полотно, выполненное в этой манере. Все картины швейцарского художника отличаются фотографической точностью, мельчайшей выработкой каждой детали. Один из искусствоведов сравнил Лиотара с древнегреческим художником Зевксисом, известным тем, что, желая доказать свое превосходство над мастером реализма Парразием, нарисовал такой виноград, на который тут же слетелись птицы, чтобы склевать его.

художник лиотар шоколадница

Совершенные и хрупкие

Таким же виртуозом был и Лиотар. «Шоколадница» относится, по мнению этого искусствоведа (М. Алпатов), к тем шедеврам, в которых присутствует чудесный обман зрения. Об этом произведении написано очень много, в том числе и потому, что выполнено оно в манере, встречающейся гораздо реже, чем акварель, гравюра, и тем более масляная живопись. Художники прибегали к пастели реже из-за ее хрупкости и подверженности разрушению при мельчайших неосторожных движениях, потому что связующих веществ в исходный материал - пасту (поэтому «пастель») - добавляли крайне мало. Отсюда и не устаревающая свежесть красок на полотнах, выполненных в этой манере (материалы, добавляемые в масляные краски, темнеют). А пастельные произведения осыпаются и разрушаются при транспортировке. Со временем авторы таких картин пришли к выводу, что лучше всего они сохраняются под стеклом, опирающимся на паспарту - картонную окантовку полотна, на котором работа выполнена. В этом случае стекло не прикасается к рисунку. Но эти хрупкие произведения отличаются завораживающим сиянием, бархатистостью и специфической мягкостью.

Свободный, вальяжный, загадочный…

В этой-то манере и писал Лиотар. «Шоколадница» - самое знаменитое и лучшее, по мнению многих специалистов, произведение, выполненное пастелью, хотя сам художник ничем не выделял его из всего созданного ранее. Талантливый и удачливый, он слыл мастером, рисующим царствующих особ и красавиц. Жан Этьен был обеспечен и мог позволить себе заниматься только любимыми делами - рисованием и путешествиями. Лиотар был абсолютно свободен и в жизни, несмотря на наличие пятерых детей, и в творчестве. Он был экстравагантен и загадочен, ему покровительствовали королевские дома Европы.

 ж э лиотар шоколадница

Загадочная модель

По одной из версий, красивая девушка, изображенная на картине, - Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря. Дворянское происхождение позволяло ей быть горничной при дворе императрицы Австрии Марии-Терезии. Там ее красоту и грацию заметил художник. По другой, более романтичной версии, князь Дитрихштейнах, посетив венскую кофейню, был пленен красотой официантки с первого взгляда. Он женился на ней, вопреки воле семьи, а на свадьбу подарил своей Золушке ее портрет в том наряде, в котором увидел Анну впервые. Подарок был царским, поскольку Лиотар был придворным художником, и работы его стоили очень дорого. Существуют и другие версии о позировавшей модели.

Очаровательная простота

Картина пленительна, она завораживает, несмотря на то что сюжет ее более чем прост. После вычурных полотен, скажем, того же Ватто, на которых изображались кокетливые дамы и кавалеры, одинокая фигура девушки, несущей поднос с горячим шоколадом вдоль белой стены, смотрелась неожиданно просто, естественно и чарующе. Полотно размером 82,5 х 52,5 выполнено на пергаменте пастелью, которой в совершенстве владел художник Лиотар. «Шоколадница», написанная в стиле рококо, поражает филигранной точностью предметов - фартук девушка только-только достала из комода, на нем видна малейшая складочка, сама подательница шоколада, кажется, дышит, а шоколад пахнет.

Наглядное пособие по физике

В шоколаднице прелестно все - маленькая ножка, спина прямая, но не напряженная, девушка не измождена худобой, но стройная. Замечательно выписан костюм, чудесно подобраны цвета. И ведь надо учитывать, что фоном служит только белая стена - никакого тебе бюстика или кадки с цветами. Но особый восторг у ценителей живописи с момента появления картины и до наших дней вызывает лакированный китайский поднос в руках у девушки, на котором стоит стакан с водой и чашки с шоколадом. Картина ценна еще и тем, что на ней впервые запечатлен знаменитый мейсенский фарфор, имеющий свою долгую и замечательную историю. Но стакан из богемского стекла, наполненный водой, выписан так, что, по свидетельству специалистов, ярко демонстрирует преломление света на границе двух прозрачных сред (закон Снеллиуса). Это одна из лучших похвал, которую заслужил Ж. Э. Лиотар. «Шоколадница» считается не портретом, а жанровой сценкой.

жан лиотар шоколадница

Старейшая торговая марка США

С момента написания судьба благоволит к этому произведению – оно очень растиражировано и невероятно популярно, в том числе и в наши дни. Этим похвастаться может не любое произведение XVIII века. В чем тут дело? С 1765 года полотно находится в картинной галере Дрездена, а спустя 120 лет ее увидел при посещении знаменитого музея хозяин старейшего американского концерна Bakers Chocolate, который занимался производством этого продукта. Генри Л. Пирс был очарован тем, что нарисовал Жан Лиотар. «Шоколадница» становится фирменным знаком компании. La Belle Chocolatiere («Прекрасная шоколадница») – логотип, утвержденный через два года, вошел в историю как первая и самая старая торговая марка в США и одна из старейших в мире.

Широкий и никем не превзойденный жест СССР

В Советском Союзе эта картина стала особенно популярной, когда в 1955 году Дрезденской галерее волей Н. С. Хрущева возвращались картины, полученные страной в виде военных трофеев.

жан этьен лиотар шоколадница

Большинство отреставрированных лучшими советскими мастерами шедевров перед отправкой выставлялись со 2 мая по 20 августа, и люди со всех концов необъятной страны спешили попрощаться с картинами, среди которых было знаменитое полотно, которое создал Жан Этьен Лиотар, - «Шоколадница».

fb.ru

Жан Этьен Лиотар и его знаменитая " Шоколадница".

Жан Этьен Лиотар – швейцарский живописец, родился в Женеве в 1702 году. Его отец, француз-протестант покинул родину по религиозным убеждениям. Неплохо преуспев в Женеве, благодаря ювелирному ремеслу, он смог обеспечить сыну достойное образование. Сначала Жан Лиотар, проявлявший склонность к рисованию, обучался у мастера Гарделя, а в 1725 году отправился в Париж, где около трех лет провел в обучении у гравера Массе. Начав работать самостоятельно, юный художник пишет картины в своем любимом портретном жанре, а также на историческую тематику.

В 1736 году, сопровождая французского посла в Италию, пишет Лиотар картины, которые открыли перед ними блестящие планы на будущее – портреты кардиналов и Римского Папы. Некоторое время провел художник  в Турции, откуда привез привычку носить восточные одежды, что придавало ему в глазах светских красавиц ореол загадочности и романтизма. Долгое время Жан Этьен Лиотар работал при дворе австрийского императора, но незадолго до смерти все-таки вернулся в Женеву, где и умер в 1789 году.

Автопортрет

Знатная турчанка со служанкой Натюрморт Пейзаж в окрестностях Женевы Портрет Ричарда Покока Шоколадница

"ШОКОЛАДНИЦА" - одно из прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара. Написанная пастелью на пергаменте, полная живописного мастерства и поэтичности, картина вызывает неизменный восторг зрителей. Среди шедевров Дрезденской галереи она считается одной из жемчужин.

Художника Жана Этьена Лиотара(1702-1789г ) считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Легенд о его странствиях и приключениях сохранилось не меньше, чем созданных работ, а их было около четырехсот! Коллеги и влиятельные поклонники таланта называли Жана “художником правды” — за фотографическую точность изображения, “живописцем королей и красивых женщин” — за любовь к изысканности.

Легенда о создании картины такова:

В 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн  зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф , дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа.

Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда.

Но есть и другая версия:

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне.

Третья версия:

Это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Описание картины.

На картине изображена всего одна женская фигура. Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э. Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки. Перед "Шоколадницей" - свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос.

Глаза "Шоколадницы" скромно опущены, но сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук - все полно самой естественной грации. Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки.

Цвета одежды "Шоколадницы" подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик - розовый и нежный, как лепесток розы... Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела "Шоколадницы" и ее одежды. Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.

Шоколадница (Жан Этьен Лиотар)

Легенда о создании этой картины такова: в 1745 г. австрийский аристократ князь Дитрихштайн (Dietrichstein) зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки, была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery»[1]. Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.

ОПИСАНИЕ

Сюжет произведения прост — девушка, одетая в белый накрахмаленный передник, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан воды. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый в Европе мейсенский фарфор). Девушка стоит на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Обращение взгляда модели вниз, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку, тем более, что официантка кажется не стоящей (позирующей в неподвижности), а идущей вперёд, подающей на стол. Колорит произведения гармоничен: помимо белого фартука, на модели надета белая косынка, серебристо-серая юбка, а также золотистый корсаж и розовый чепчик. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края подноса.

Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера картины ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, углублённых в свои повседеневные занятия. Уже современниками Лиотара картина воспринималась как шедевр.

Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate» приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркойв США и одной из старейших в мире.Реклама фирмы Baker’s Chocolate, 1919 г. В левом нижнем углу — силуэт «Шоколадницы»

ДРУГИЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА:

Девочка с куклой, дочь художника,крестница императрицы Марии Терезии

Портрет месье Bouër, купца из Генуи.

Портрет мадам Boere Жанна-Элизабет де Селлон (1705-1749)

Портрет Марии ван Frederike Reede-Атлон в возрасте семи лет Леди Понсонби -урожденная Каролина Кавендиш (1719-1760) - в костюме Венециано Портрет императрицы-королевы Марии Терезии, суверенной Австрии, Богемии и Венгрии

Жан-Этьен Лиотар всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»

"Живопись – зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная" - Жан-Этьен Лиотар

СПАСИБО

Вам также будет интересно:

ТИХАМИР ФОН МАРГИТАИ. СУДЬБА СО ВЗЛЕТАМИ И ПАДЕНИЯМИ

Как славяне относились к дому

Художник Емельянов Александр

obiskusstve.com

"Шоколадница".Жана-Этьена Лиотара. | Волшебная сила искусства

"ШОКОЛАДНИЦА" - одно из прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара. Написанная пастелью на пергаменте, полная живописного мастерства и поэтичности, картина вызывает неизменный восторг зрителей. Среди шедевров Дрезденской галереи она считается одной из жемчужин.

         Художника Жана Этьена Лиотара(1702-1789г ) считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Легенд о его странствиях и приключениях сохранилось не меньше, чем созданных работ, а их было около четырехсот! Коллеги и влиятельные поклонники таланта называли Жана “художником правды” — за фотографическую точность изображения, “живописцем королей и красивых женщин” — за любовь к изысканности.

Легенда о создании картины такова:

       В 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн  зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф , дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа.

      Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда.

Но есть и другая версия:

    Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне.

Третья версия:

 Это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Описание картины.

 На картине изображена всего одна женская фигура.Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э. Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки. Перед "Шоколадницей" - свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос.

        Глаза "Шоколадницы" скромно опущены, но сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук - все полно самой естественной грации. Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки.

     Цвета одежды "Шоколадницы" подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик - розовый и нежный, как лепесток розы... Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела "Шоколадницы" и ее одежды. Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.

            Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.

       Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate» приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркойв США и одной из старейших в мире.

Реклама фирмы Baker’s Chocolate, 1919 г. В левом нижнем углу — силуэт «Шоколадницы»

ДРУГИЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА:

Портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции» (1731-1767)

Девочка с куклой, дочь художника,крестница императрицы Марии Терезии

Франсуа Троншен с картиной Рембрандта (1757)

 

 

Портрет месье Bouër, купца из Генуи.

 

 

Портрет мадам Boere

 

 

Жанна-Элизабет де Селлон (1705-1749)

 

 

Lady Ann Сомерсет, графини Нортгемптон .

 

 

Портрет Марии ван Frederike Reede-Атлон в возрасте семи лет

 

 

Леди Понсонби -урожденная Каролина Кавендиш (1719-1760) - в костюме Венециано

 

 

Елизавета Фредерика София, герцогиня Вюртемберг (1732-1780)

 

 

 

Изабелла

 

 

 Портрет императрицы-королевы Марии Терезии, суверенной Австрии, Богемии и Венгрии

 Жан-Этьен Лиотар всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»  

 

Источники.

http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_36.html

http://krasa-club.com/zhan-eten-liotar-shokoladnica/

http://www.natali.ua/culture/lovestory/14469/

maxpark.com

Шоколадница (рисунок) — WiKi

История

Легенда о создании этой пастели такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки — была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и пастель создана в его доме — так гласит надпись, сохранившаяся на копии рисунка, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery»[1]. Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а пастель, созданная по собственному желанию художника, поражённого красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф и ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна[2]. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Из письма

«Я купил пастель знаменитого Лиотара. Она исполнена в незаметных градациях света и с превосходным рельефом. Переданная природа нисколько не изменена; будучи европейской работой, пастель исполнена в духе китайцев… заклятых врагов тени. Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели. На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несёт поднос со стаканом воды и чашкой шоколада»[3].

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию, где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти, занимавшемуся наполнением коллекции Августа III, короля Польши, и Фридриха II Прусского[4].

С 1765 года пастель находится в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны она была перевезена нацистами в крепость Кёнигштайн, где была найдена советскими войсками.

Описание

Сюжет произведения прост — девушка, одетая в белый накрахмаленный передник, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан воды. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый в Европе мейсенский фарфор). Девушка стоит на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Обращение взгляда модели вниз, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку, тем более, что официантка кажется не стоящей (позирующей в неподвижности), а идущей вперёд, подающей на стол. Колорит произведения гармоничен: помимо белого фартука, на модели надета белая косынка, серебристо-серая юбка, а также золотистый корсаж и розовый чепчик. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой бликом отражает источник общего света за спиной художника и преломляет через стекло и воду верхний край подноса. Характер очертания тени от фигуры модели на стене говорит о том, что был ещё один источник верхнего света, что характерно для мансард художников.

Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера пастели ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, углублённых в свои повседеневные занятия. Уже современниками Лиотара рисунок воспринимался как шедевр[1].

  Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

В массовой культуре

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate»[5] приобрела права на использование пастели, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире[6]. Часто встречается вариант её использования в виде черно-белого силуэта. Ещё одна копия рисунка находится в доме-музее компании Бейкер, в Дорчестере, штат Массачусетс.

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org


Смотрите также