Симметричные картины


Симметрия в живописи - презентация онлайн

1. Симметрия в живописи

Работа ученика 6а класса. ГБОУ СОШ №216. Шайтеренок Тимофея. Учитель: Ещенко Татьяна Ивановна.

2. ЦЕЛЬ:

Расширить знания по теме «Симметрия» на примере художественных произведений (картин Русского музея). Задачи: Показать разнообразные функции искусства (эстетическая, познавательная, воспитательная и функция наслаждения). Развить внимание, мышление. Развить художественный вкус.

3. Русский музей

Одно из крупнейших хранилищ шедевров национального искусства. В нём хранятся экспонаты, отражающего историю отечественного искусства с глубокой древности до наших дней. 7 марта 1898 года состоялось торжественное открытие Русского Музея, построенного выдающимся русским зодчим К. Росси.

4. Здание Русского музея симметрично, что придает ему красоту и изящность.

5. Симметрия в архитектуре.

Основными приёмами при создании архитектурных композиций является сочетание различных объемов - высоких и низких, прямолинейных и криволинейных, чередование пространств - открытых и закрытых, симметрия и асимметрия здания. При строительстве в первую очередь архитекторы рассматривают симметрию здания, так как в случае ошибки объект может разрушиться.

6. Симметрия также присутствует и в парке Русского музея.

Симметрию можно обнаружить почти везде, если знать, как ее искать. Многие народы с древнейших времен владели представлением о симметрии в широком смысле – как об уравновешенности и гармонии. Творчество людей во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. Посредством симметрии человек всегда пытался, по словам немецкого математика Германа Вейля, «постичь и создать порядок, красоту и совершенство».

8. Симметричные ворота, украшенные набором атрибутов бога войны Марса, характерным для стиля высокого классицизма.

9. Симметрия в архитектуре здания Русского музея.

10. Симметрия Русского музея.

11. Украшение потолка в Русском музее также придерживается симметрии:

12. Живопись

Закономерности цветового строя в изобразительном искусстве есть не что иное, как переработанные творческим сознанием художника некоторые закономерности действительности. Цветовая гармония, колорит, контрасты представляют собой модель цветовых сочетаний, которые существуют в действительности и которые художник воспринимает, обобщает и интерпретирует по-своему. Художник творит и по правилам и по законам, только он их не всегда осознает, подобно мольеровскому герою, который говорил прозой, сам не ведая того. Дидро очень хорошо сказал о вкусе как о «приобретенной повторным опытом способности схватывать истину». Многочисленные высказывания художников о тоне, колорите, цвете и т.д., рассыпанные в отдельных статьях, письмах и мемуарах, содержат очень тонкие и интересные, но субъективные и часто противоречивые наблюдения, и это вполне естественно, потому что они отражают индивидуальный творческий опыт.Золотое сечение Идея гармонии, основанной на золотом сечении, не могла не коснуться греческого искусства. Природа, взятая в широком смысле, включала в себя и творческий мир человека, искусство, музыку, где действуют те же законы ритма и гармонии.

14. Обратимся к словам Аристотеля :

«Природа стремится к противоположностям и из них, а не из подобных вещей, образует созвучие… Она сочетала мужской пол с женским. А не каждый из них с однородным, и таким образом первую общественную связь она образовала через соединение противоположностей, а не посредством подобного. Также и искусство, повидимому, подражая природе, поступает таким же образом. А именно живопись делает изображения, соответствующие оригиналам, смешивая белые, черные, желтые и красные краски. Музыка создает единую гармонию, смешав в совместном пении различных голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие. Грамматика из смеси гласных и согласных ... создала целое искусство».

15. Рассмотрим коллекцию портретного жанра 18-19 веков.

«Творчество ценностей есть творчество образов, и если образ творчества – человек , форма его – жизнь, то мы должны созидать образ и подобие героя в жизнь». А. БелыйА.П. АНТРОПОВ Портрет графини М. Румянцевой 1764В.Л. Боровиковский портрет Е.А.Арсеньевой 1796 О. Кипренский портрет Е.С Авдулиной 1822-1823 В.Л. Боровиковский Портрет О.Филипповой 1790

18. Симметрия в портретах

Г. Х. ГРООТ. «ПОРТРЕТ А. А. КУРАКИНОЙ» И. Я. ВИШНЯКОВ. «ПОРТРЕТ САРРЫ ЭЛЕОНОРЫ ФЕРМОР»«Богатыри. (Три богатыря)» Виктор Михайлович Васнецов, 1898 «Девочка с персиками», Валентин Александрович Серов, 1887

20. Симметрия в картинах

К. С. МАЛЕВИЧ. «СПОРТСМЕНЫ»К. С. МАЛЕВИЧ. «ДВА КРЕСТЬЯНИНА» К. С. МАЛЕВИЧ. «ДЕВУШКИ В ПОЛЯХ»

23. Гарнитур мебели для оранжевой гостиной Михайловского дворца.

25. Вход в зал №15 украшен симметричными скульптурами и украшениями(колоннами и крышей греческой архитектуры)

26. Коллекция народной одежды (5 мая, 2014)

Ларцы-теремки конца XVII – начала XVIII века.

28. Вазы XIX века.

29. Что такое фалеристика?

Коллекционирование орденов, медалей, значков, любых нагрудных знаков, в том числе почётных, юбилейных, ведомственных, об окончании учебных заведений и т. д.;

30. Симметрия в фалеристике.

31. ИСТОЧНИКИ:

WIKIPEDIA. Е. А. Иванова «Михайловский дворец». А. В. Шубников «Симметрия в науке и искусстве». А. Г. Сечин «Математика и изобразительное искусскуство: симметрия в народном и профессиональном искусстве».

ppt-online.org

Симметрия в фотографии - Фотоальбомы, креатив - ФОТОЛАБОРАТОРИЯ - Каталог статей

 

Уэс Андерсон хорошо известен тем, что его картины идеально симметричны. Даже есть видео из отдельных сцен разных фильмов этого режиссера, которое демонстрирует, как часто он придерживается практически идеальной центральной симметрии

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Фотографии других фотографов:

 1. Труба. Автор фото: Петр Дж

 2. Метель и симметрия. Автор фото: Anur Shaymarov

 3. Асимметричная симметрия. Автор фото: Хольгер Глааб

 4. Свернуть шею. Автор фото: Джузеппе Торре

 5. Золотые пирамиды. Автор фото: Джузеппе Торе

 6. Мечеть Насир аль-Мульк. Автор фото: Мохаммад Реза Домири Ганжи

 7. Доброе утро, Хейло. Автор фото: Аллард Шагер

 8. Праздничный блеск. Автор фото: Биффи Кэт

 9. Анемона. Автор фото: Марк Джонсон

 10. Теория большого взрыва. Автор фото: Александр Яковлев

 11. Аллея. Автор фото: Ронни Энгельман

 12. Железный гигант. Автор фото: Джузеппе Торре

  13. Близнецы. Автор фото: Марсель ван Остен

 14. Вдоль и поперек. Автор фото: Брайан Хэммондс

 15. Утренняя леди, Париж, Франция. Автор фото: Rilind H

 16. Йога в Уюни. Автор фото: Эрик Паре

17. Реинкарнация. Автор фото: Роланд Шаинидзе

 18. Отражающаяся симметрия, мечеть шейха Зайда. Автор фото: Джити Чадха

 19. Деревья. Автор фото: Джейсон Сэвидж

 20. Сближение. Автор фото: Чонг Чжэн

  21. Естественная симметрия. Автор фото: Джон Уин

22. Город Люмиоз. Автор фото: Джон Чан

 23. Спуск в метро. Автор фото: Хосе Рамон Сантос Москера

 24. Вечный поток. Автор фото: Sairam Sundaresan

 25. Облачная картина. Автор фото: Биффи Кэт

 26. Альби. Автор фото: Александр Драгунов

 27. Автор фото: Alfon No

 28. Откровение. Автор фото: Джузеппе Торре

 29. Симметричная зебра. Автор фото: Жереми Тарди

 30. Симметрия. Автор фото: Фил Оуэн

 

 

www.crown6.org

Симметрия

СИММЕТРИЯ

 

Симметрия в искусстве вообще и в изобразительном в частности берет свое начало в реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами.

Симметрия (др.-греч.συμμετρία «соразмерность», от μετρέω — «меряю»), в широком смысле — соответствие, неизменность (инвариантность), проявляемые при каких-либо изменениях, преобразованиях (например: положения, энергии, информации, другого). Так, например, сферическая симметрия тела означает, что вид тела не изменится, если его вращать в пространстве на произвольные углы (сохраняя одну точку на месте). Двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково.

Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с геометрическим центром картинной плоскости. Если точка схода смещена от центра, одна из частей более загружена по массам или изображение строится по диагонали, все это сообщает динамичность композиции и в какой-то мере нарушает идеальное равновесие.

Бабочка расправила крылья— и перед нами разноцветный орна­мент из линий и пятен, могучие рога оленя, разветвляясь в сторо­ны, подобны скульптурной ком­позиции, а какое сказочное зре­лище — лебеди, отражающиеся в воде, аллея осеннего парка с ухо­дящими вдаль деревьями... По­всюду можно наблюдать карти­ны, в которых есть одинаковые по форме, тону и цвету левые и правые стороны, где равновесие наиболее выражено, или, как мы привыкли говорить, стороны симметричны.

Принцип симметрии может сохраняться и при незначитель­ных отклонениях одной из сто­рон композиции от центральной оси или при добавлении с любой стороны нескольких деталей (ли­ний, пятен), изменении насыщен­ности элементов картины. В при­роде случаи идеальной геометри­ческой симметрии практически единичны, что нельзя сказать о творениях человеческих рук: произведениях искусства, архи­тектуре, технике, предметах бы­та, так называемой второй приро­де.

Законом симметрии пользовались еще скульпторы и архитекторы Древней Греции. Примером может служить композиция западного фронтона храма Зевса в Олимпии, на котором многофигурная композиция «Борьба лапифов с кентаврами в присутствии бога Аполлона», росписи ваз, фресок. Движение постепенно усиливается от краев к центру. Оно достигает предельной выразительности в изображении двух юношей, которые замахнулись на кентавров. Нарастающее движение как бы сразу обрывается на подступах к фигуре Аполлона, спокойно и величественно стоящего в центре фронтона.

Представление об утраченных произведениях знаменитых живописцев V века до н. э. можно составить по античной вазописи и помпейским фрескам, навеянным, как полагают исследователи, произведениями греческих мастеров эпохи классики…

Симметричные композиции наблюдались и у греческих мастеров IV-III веков до н. э. Об этом можно судить по копиям фресок. В помпейских фресках главные фигуры находятся в центре пирамидальной композиции, отличающейся симметрией.

К правилам симметрии нередко прибегали художники при изображении торжественных многолюдных собраний, парадов, заседаний в больших залах и т. д.

«Святая Анна с Марией и младенцем Христом» Леонардо да Винчи Большое внимание правилу симметрии уделяли художники раннего Возрождения, о чем свидетельствует монументальная живопись (например, фрески Джотто). В эпоху Высокого Возрождения итальянская композиция достигла зрелости. Например, в картине «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» Леонардо да Винчи компонует три фигуры в заостренный кверху треугольник. В правом нижнем углу он дает фигурку агнца, которого держит маленький Христос. Все скомпоновано таким образом, что этот треугольник только угадывается под объемно-пространственной группой фигур.

Симметричной композицией можно назвать и «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. В этой фреске показан драматический момент, когда Христос сообщил своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Психологическая реакция апостолов на эти вещие слова связывает персонажей с композиционным центром, в котором находится фигура Христа. Впечатление целостности от этой центростремительной композиции усиливается еще и тем, что художник показал помещение трапезной в перспективе с точкой схода параллельных линий в середине окна, на фоне которого четко рисуется голова Христа. Таким образом, взор зрителя невольно направляется к центральной фигуре картины.

Среди произведений, демонстрирующих возможности симметрии, можно также назвать «Обручение Марии» Рафаэля, где нашли наиболее полное выражение приемы композиции, характерные для эпохи Возрождения.

Картина В. М. Васнецова «Богатыри» также построена на основе правила симметрии. Центром композиции является фигура Ильи Муромца. Слева и справа, как бы в зеркальном отражении, размещены Алеша Попович и Добрыня Никитич. Фигуры расположены вдоль картинной плоскости спокойно сидящими на конях.

Симметричное построение композиции передает состояние относительного покоя. Левая и правая фигуры по массам неодинаковы, что  обусловлено идейным замыслом автора. Но обе они менее мощные по сравнению с фигурой Муромца и в целом придают полное равновесие композиции.

Устойчивость композиции вызывает у зрителя чувство уверенности в непобедимости богатырей, защитников земли русской. Мало того, в «Богатырях» передано состояние напряженного покоя на грани перехода в действие. А это значит, что и симметрия несет в себе зародыш динамического движения во времени и пространстве.

Симметричная компози­ция создает впечатление покоя, тишины, торжественности, пе­редает чувство уравновешенно­сти.

Отсутствие или нарушение симметрии называется асимметрией.

shedevrs.ru


Смотрите также