Русские брачные традиции. Как выйти за царя? Смотрины картина


Картина"Смотрины" В. Донской-Хилько и её персонажи

    Наверное всем хорошо известна картина современной петербугской художницы Веры Донской-Хилько "Смотрины" (2008 г.), на которой будто бы изображен выбор очередной жены Иваном Грозным.

    Эта картина часто используется в постах на различную историческую и околоисторическую тематику (да и сам я тоже пару раз вставлял её в качестве иллюстрации).

    Но вот если повнимательнее присмотреться к тем, кто изображен на этой картине, то в них можно узнать некоторых известных людей отнюдь не XVI века, а наших современников.

  Давайте присмотримся внимательно.

  Для удобства распознавания изображенные на картине персонажи пронумерованы:    №1. В образе Ивана Грозного перед нами предстает не кто иной как английский принц Филипп Эдинбургский.    №2. Опознать невозможно.    №3. Конечно же, "женщина с косой" Юлия Тимошенко, символизирующая Украину.    №№ 4 и 6. Два опричника - Джордж Буш и Владимир Путин.    №5. Югославская (теперь уже сербская) актриса Ивана Жигон.    №7. Эстонская актриса Мария Якобсон.    №8. Грузинская певица Тамара Гвердцители.    №9. Канцлер Германии Ангела Меркель.    №10. Польская актриса Барбара Брыльска.

  Давайте рассмотрим их подробнее:

  А теперь продолжим рассматривать дальше:

    №11. Символ Казахстана - певица Роза Рымбаева.    №12. Английская королева Елизавета II.    №13. Юлия Высоцкая, почему-то символизирующая Россию.    №14. Молодой и наивный боярин - Дмитрий Медведев.    №15. Лайма Вайкуле.    №16. Опознать невозможно.    №17. Маргарет Тетчер в образе бабки-повитухи.

    Ну и как теперь вам эта картина?    Интересно ваше мнение.

  Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Русские брачные традиции. Как выйти за царя?: kot_de_azur

Это было непростое время. Надо было просмотреть кучу девушек и выбрать самую желанную. Это сейчас можно проводить разные кастинги и шоу. А раньше, все зависело от государя, ведь если он был не в духе, то и в Сибирь высылали чуть что не так. Как же проходил самый главный смотр невест?

"Смотрины невесты"Картина, Мясоедов Г.Г. 2-я пол XIX века

В XV-XVII веках у царей Московского царства существовал необычный на сегодня способ выбора будущей супруги – смотр невест. Его участницы обязательно отличались красотой, отличным здоровьем и девственной чистотой. Среди семей бояр была жесткая конкуренция, чтобы окончательный выбор пал именно на их дочь. Результаты этих средневековых кастингов влияли не только на судьбу того или иного именитого рода, но и на историко- политическое развитие России.

"Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем" Картина, 1882 год - автор художник Григорий Семёнович Седов.

В эти века женитьба российского царя на представительнице Европы из королевской семьи была невероятно проблематична. Первое – это ее жизнь далеко от Родины, в изоляции в каких-то неведомых и диких землях. Второе – короли противились принятию православия их любимыми дочками.

"Боярский свадебный пир"Картина, 1883 год, автор художник Маковский Константин Егорович -

Стать родней знатных российских родов тоже было не легко. Несмотря на видимую всесильность царей царства Московского, в действительности они зависели от бояр. Желая посадить свою дочь на престол, каждый боярский род занимался мутными интрижками и боролся за влияние.

"Выбор великокняжеской невесты" Картина, автор художник Репин Илья Ефимович, 1884 - 1887 годы

Впервые такой выбор был проведен Василием Ивановичем, впоследствии ставшим царем Василием III. Эту традицию он заимствовал у Византии и с 1505 г. в течение двух веков она использовалась на Руси.

Сначала государь отправлял своих послов во все уголки царства для оглашения особого царского указа. Он гласил, что каждая молодая девушка боярского рода должна была предстать на «региональных смотринах». Среди многочисленных параметров отбора невест были высокий рост, красота и здоровье. Особо выделяли кандидаток из многодетных семей. И конечно проверяли, насколько семья невесты политически благонадежна.

"Под венец"Картина,  1884 год, автор художник Маковский Константин Егорович

Количество участниц достигало 500 – 1500 красавиц. Отсеивание происходило в течение нескольких туров. Судьями были врачи с придворными. Вот тут и начиналось время интриг для продвижения своего чада и протаскивания его в финал. Более перспективные кандидатки удалялись из конкурса путем организации сговоров среди боярских семей.

Отбор можно сравнить с телешоу «Холостяк». В финал проходили лишь немногие красотки – всего несколько десятков.

Все они были одеты в прекрасные одеяния и жили в огромном красивом доме. Заходя в царские палаты каждая из претенденток, кланялась царю в ноги. Своими руками он одаривал девушку платком с вышивкой из золотой либо серебряной нитки и жемчужин.

"Будущая невеста царя Михаила Федоровича"Гравюра начала 1670-х, автор Мария Хлопова

"Выбор невесты"Картина, автор художник Никитин Сергей

Обедая и приватно общаясь с девушками, государь внимательно следил за ними. Это помогало ему выбрать самую достойную для себя жену. Окончательно определившись с выбором, он одаривал суженую кольцом из золота. Именно в 1505 году Василием III был сделан выбор в пользу Соломонии Сабуровой.

"Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской"Картина, автор художник Нестеров Михаил Васильевич, 1887 год.

Оставшиеся финалистки становились или женами влиятельных бояр или уезжали обратно домой, имея при себе деньги и дорогущие подарки. Кого-то ссылали в наказание в сибирские земли. Это зависело от того, в каком настроении был государь.

"Венчание Николая II и Александры Федоровны"Картина, автор художник Репин Илья Ефимович, 1894 год.

Смотрины невест перестали быть модными в последние годы XVII века. Род Романовых чаще любил жениться на европейских принцессах. Таким образом, Российское государство постепенно влияло на политику Запада, а конкретнее Европы.

kot-de-azur.livejournal.com

Описание картины Николая Неврева «Смотрины»

Описание картины Николая Неврева «Смотрины»

Замечательная работа русского художника Неврева "Смотрины" имеет и другое название – "Сватовство", которое демонстрирует обычай вступления в брак и связывания отношений с молодым человеком. Художник обращается к изображению не только интерьера, но и персонажей, каждый из которых выполняет свое предназначение.

На картине изображены обычные предметы быта – стул, на котором висит полотенце, диван полосатой расцветки. Все оттенки картины яркие, игристые, показывают яркое событие, которое происходит на картине. Демонстрируется день сватовства молодой девушки, которая надела розовое платье, сшитое из атласа.

В интерьере все обустроено и занимает свое место – самовар, который блестит и просит поскорее поведать ароматного чая за праздничным столом. Даже кафель печки блестит, видно, что хозяйка старалась перед приходом сватов. Дьякон и мать, которые видны на заднем плане, облачены в черный цвет одежды, тем самым художник стремился сконцентрировать внимание зрителя на молодую девушку и парня. Молодой человек открыто рассматривает девушку, пытаясь понять черты ее характера, а девушка в розовом платье, смущенно отвела взгляд, боясь посмотреть на своего суженного. Зритель сгорает от любопытства, чем же завершится судьба молодых людей, что же на самом деле решат старшие. Как видно на картине, девушка очень даже нравится молодому человеку и он этого не скрывает.

Наличие священника на картине символизирует о том, что люди той эпохи отдавали огромное значение церкви и их решению. Дьякон является посланником, который должен дать благословение паре. Возможно, что девушке не нравится молодой человек, однако, она не имеет право перечить старшим. На картине, художник попытался изобразить проблему этого обычая, который приводил к несчастливому браку.

opisanie-kartin.com

Непонятные для нас картины: shakko_kitsune

Я все время повторяю, что полностью насладиться произведением искусства можно, лишь только если понимаешь, что именно нарисовано.На что мне из раза в раз возражают: "нет! если картина красивая, то ничего знать про нее не надо, она красива и все, приносит удовольствие".

А все-таки нет.И вот очередное хорошее подтверждение моего тезиса -- "Смотрины" Неврева.

Красивая картина? Красивая. И мы, опираясь на название "Смотрины", даже вроде бы понимаем, что там происходит.Так вот, ничего мы не понимаем, никаких подтекстов, никаких глубин смыслов не чувствуем.

Давайте зароемся.

Сначала душераздирающая история как пример вынужденных браков в Российской империи. Причем принуждали, в первую очередь, мужчин.

Тыц 1.

"Когда умирает то или другое лицо духовное и у него остается семейство, - куда ему деться? Хоть с голоду умирай!.. Дом (если он церковный), земля, сады, луга, родное пепелище - все должно перейти преемнику. Русские священники, диаконы, причетники - представители православного пролетариата... У них нет собственности... До поступления на место всякий поп наш гладен и хладен, при поступлении приход его кормит; умирает он всегда с тяжелой мыслью, что его сыновья и дочери пойдут по миру. Вот это-то пролетариатство духовенства, безземельность, необеспеченность извратили всю его жизнь. Чтобы не дать умереть с голоду осиротевшим семействам духовных лиц, решились пожертвовать одним из высочайших учреждений человеческих - браком. Места закрепляют, - техническое, заметьте, чуть не официальное выражение. По смерти главы семейства место его остается за тем, кто согласится взять замуж его дочь либо родственницу. Кандидатам на места объявляется об открывшейся вакансии, со взятием такой-то".// Н.Г. Помяловский. Очерки бурсы.

"Ведь наша женитьба заключается в получении местов. Не женишься, места не получишь, а полюбишь девушку – места не найдешь".// Ф.Н. Решетников. Ставленник.

Исконная посконь Святой Руси – Тверская земля изобилует местами старинными и удивительными по красоте. Заброшенное ныне урочище Раменье Сонковского района некогда было густонаселённым и небедным селом Кашинского уезда, центром прихода при каменном, начала екатерининских времён, храме Воскресения Христова в стенах и вокруг которого кипела жизнь …

Илья Репин. "Крестный ход".

В 1809 году пожилой по тем временам приходской дьячек Матвей Иванов задумал уйти на покой. Требовалось, однако, при уходе с места добиться сохранения его за своей семьёй, ибо ресурсы, коими Матвей владел в приходе, были казёнными и наследоваться его близкими помимо должности не могли. Хотя семья и не была велика, лишиться какого-никакого казённого содержания по бедности её было крайне тягостно. Благодаря отцу, покойному пономарю Ивану Афанасьеву, семья Матвея занимала в причте две должности – дьячка и пономаря, которую за дедом наследовал старший сын Матвея Иван. Ныне же и Иван был уже не молод, младший брат его Петр вышел в светское ведомство, из двух сыновей, один умер подростком, другой был взят в военную службу и сохранить место можно было только благодаря «закреплённой невесте», в роли которой могла выступить одна из двух – 27 и 19 лет – дочерей Ивана и его жены Степаниды Семеновой, которых, по странной прихоти родителей, равно звали Пелагеями.

Место причетника отнюдь не равно месту священника, однако, за плодовитостью провинциального русского духовенства в изобилии водились претенденты и на места дьячков и пономарей. Полностью процедуру отбора женихов для двух Пелагей восстановить сейчас невозможно, в конечном итоге, выбор семьи пал на 16-летнего сироту Федора Бухарева, из семьи причетников кашинского же села Суходол, окончившего курс «русской школы» при Тверской семинарии. В раннем детстве лишившийся отца, дьячка Ивана Андреева, Федор вырос «на прокормлении» мужа своей сестры Евдокии, недоучившегося семинариста Василия Уарова, унаследовавшего место тестя. За очевидной юностью претендента, брак со старшей Пелагеей носил бы некоторый привкус скандала и ей пришлось поступиться правами на свою семью в пользу младшей сестры, в новой семье которой, ей, впрочем, предстояло в дальнейшем жить «на прокормлении».

В.Васнецов. "Нищие певцы (Богомольцы)".

Конечно, юный Федор не мог играть в новой семье какой-то самостоятельной роли при жизни двух взрослых мужчин – тестя и деда жены, однако, с их смертью (пономарь Иван умер в 1812, а престарелый дьячок Матвей в 1815 гг.) жена, теща и своячница оказались уже на его иждивении вместе с собственными детьми Федора и Пелагеи, которые не умедлили появиться в немалом числе.

По документам ГАТО сложно понять, что за человек был Федор Бухарев. (...) Не имел он нареканий и по службе, благодаря чему в 1830 г. стал священнослужителем – был посвящён в сан дьякона. Это произошло, впрочем, по оказии – место дьякона Воскресенского храма было зарезервировано за сыном умершего священника Федора Иванова Павлом Воскресенским, тверским семинаристом, по просьбе его матери-просвирницы и бабки-дьяконицы, и было вакантно семь лет, пока Павел, вышедший из семинарии, не изъявил желание перейти в светское ведомство, после чего на место дьякона был определён, наконец, Федор Бухарев.

К тому времени он был уже отцом семерых детей – двух дочерей и пятерых сыновей. Любовь (1811 г.р.) была уже взрослой девушкой, но «невестой без места» и шансов выйти замуж в своей среде имела немного, а выдавать её за крестьянина отец, без крайности, возможно, не хотел. (...) Между тем, дьякону Федору было уже за сорок, а как мы знаем от одного выходца из семьи священноцерковнослужителей (СЦС), человек смертен и, на беду, смертен ещё и внезапно – дьякон задумал выдать замуж дочь Татьяну, чтобы обеспечить за своей семьёй несколько окказиально полученное место. Неизвестно из каких соображений выбор пал на 18-летнего пономаря Кашинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Болоте, Александра Михайловича Радикорского. Брак состоялся весной 1836 г. и был до крайности неудачен – у жениха была последняя стадия чахотки и, судя по тому, что в МК храма, в коем он служил, нет ни одной его подписи за 1836 г., состояние его было очевидным уже на момент брака . Он едва успел оплодотворить юную жену и умер в ноябре того же года, за два месяца до рождения сына Григория. Молодая вдова вернулась к отцу, которому внук заменил умершего младшего сына. Через несколько лет Татьяна и сама умрёт от чахотки и круглый сирота Гриша останется на попечении деда и бабушки.

В. Перов. "Сельский крестный ход на Пасхе"(как и счастливых невест, рисовать хороших священников в 19 веке было неприлично)

В то время, когда происходили эти события, получил место третий сын Федора – Егор Раменский, ученик низшего отделения Краснохолмского уездного училища. В январе 1837 г., в шести верстах от Раменья, в селе Горки скончался ровесник Федора Бухарева, дьячок церкви во имя Казанския Пресвятыя Богородицы Федор Федорович Плотников, оставив жену, своячницу и 15-летнюю дочь Пелагею. Сам Плотников унаследовал место за женой, Агафьей Васильевой, бывшей старше его на 12-ть лет, а теперь Агафье и её старшей сестре Федосье понадобился жених. Содействие оказал местный священник Егор Морошкин, приятель Федора Бухарева и крестный его сына Егора – он предложил в женихи своего крёстника. 15-летнего подростка привезли в Горки и поставили в пономари, накинув ему, видимо, по инициативе попа Егора, пару лет для важности.

Венчать двух подростков священник, тем не менее, не рискнул – свадьбу отложили на пару лет, которые юному пономарю Егору предстояло провести в семье двух, годящихся ему в бабушки тёток – 56-летней Агафьи и 58-летней Федосьи – в «кормильцы» которых он был теперь аттестован. В случае с Егором имел место тот, практически исключительный, случай, когда будущий супруг имел возможность долгое время общаться со своей наречённой невестой, хотя переменить участь он вряд ли решился бы. Как бы там ни было, брак оказался плодовит и продолжителен, как и служба Егора в Горках. (...)

В. Маковский. "Молебен на Пасху".(Вот художник написал жизнерадостную картину, но священник в ней не главное лицо, и вообще спиной поставлен).

Если Егору случилось получить место по знакомству и по соседству, то следующий брат – Пахом Федоров Раменский, пять лет спустя, поехал хлебать киселя за две сотни с большим гаком вёрст, через три уезда, в старицкое село Мологино. Как множество его односословцев, как собственный его брат, ехал он за «закреплённой невестой» – Ольгой Ивановой Синевой, имени которой за месяц до того он, наверное, и ещё не слыхивал (…)

shakko-kitsune: и так далее, пост уважаемого anrike совсем не про другое, не про жесткое наследование приходов через женитьбу, но эти цитаты для примера подходят. Итак, как заключались браки между дочерьми священников (поповнами) и юношами духовного сословия, как жестко это было регламентировано и связано с материальным вопросом, вы вроде поняли.

***

А теперь другой текст, про то, что увидел в картине Неврева "Смотрины" мой глубоколюбимый френд, кстати, представитель современного духовного сословия.

Тыц 2.

Разглядывая картинки про невест , споткнулась о давно, ещё до Перестройки, знакомую картинку, увидев ее новыми глазами.

Да тут же у нас не психологическая картинка с натуры, как я по умолчанию много лет думала (или по умолчанию не думала), а социальная, в первую очередь социальная.На картинке представлено не что иное как делевитизация, процесс утечки молодежи духовного сословия, вернее, клана – в иные (высшие) сословия.

Процесс, конечно, более известный на примерах поповичей – и тем ценнее видеть поповну. Процесс, не всегда одобряемый отцами поповичей (см. хотя бы Герцена «Доктор Крупов») – и тем ценнее видеть явное родительское одобрение. Вернее, даже непосредственное участие. Папа невесты, батюшка (и, видимо, вдовец), явно сам хочет вывести дочку из духовенных, на нем так и написана радость деятельного и удачливого организатора мероприятия. Декорации сцены прочитываются в точности по замечательным, маст рид, мемуарам Гилярова-Платонова, умершего как раз в год написания картины. Гиляров-Платонов ещё помнил время, когда стулья, просто какие бы то ни было стулья, были в поповских домах диковинкой, самовар – дорогим престижным девайсом, чаепитие – редкостным культурным мероприятием, обои и голландская печь – крутым нововведением. Поповен – современниц Гилярова-Платонова ещё водили в сарафанах, вернее, на них-то, уже взрослых, и совершилось переодевание в костюм высшего сословия.

Иными словами, дева, которую мы видим на картинке, - это существо, буквально вчера, с батюшкиной подачи, сбросившее паранджу. Вот это негнущееся розовое с пышным хвостом, но под горло закрытое платье, аццкая помесь дорожного костюма, вечернего туалета и визитного платья, без малейших конструктивных и декоративных затей, как наволочка от подушки - можно себе представить, как они его сочиняли и шили! Гоголевская шинель отдыхает. Наверное, впервые напялила, стыдится дико, ещё и простоволосая – сквозь землю можно провалиться. А жених, из купцов или чиновников, - уже прикидывает, можно ли такое взять в дом, не слишком ли многому учить придется. Разговорить пытается.

А она уже сделала дикий ляп, видите? Чай в блюдечко вылила... И цоп пятерней за блюдечко... забыла, чему учили-учили! учили-учили! или даже не знала. И только сейчас увидела, как тот чай в приличных домах пьют из чашки, а блюдечком элегантно портки заэкранивают.Фсё. Срам, конец света, погибель души. По уши в краске, язык проглочен, слезы вот сейчас, сейчас зальют всю декорацию.  И батюшка убьёт после смотрин.

Милая, милая какая! Её непременно возьмут. Ну, не этот, так другой – батюшка ведь не остановится.

И она всему научится.

Хочется верить.

shakko-kitsune.livejournal.com

Смотрины 2008: koroleva_da

      Смотрины 2008, холст, масло 70х110см.  "Сатиричность изображения, тонкая ирония и сам факт постановки современных героев в неестественные для них ситуации вносит долю юмора и некой насмешки и разряжает напряжённую атмосферу политики на полотнах петербургской художницы". Людмила Хилько

1.  Филип Эдинбургский - Англия (принц)

2. ___фигура стоит спиной

3.  Юлия  Тимошенко -Украина (политический деятель)

4.  Джордж Буш - США (президент)

5.  Ивана Жигон -Югославия (актриса)

6.  Владимир Путин - премьер-министр РФ

7.  Марья Якобсон - Эстония(актриса)

8.  Тамара Гвердцители (? проверить написание фамилии)певица

9.  Ангела Меркель - Германия (политический деятель)

10. Барбарав Брыльска - польша (актриса)

11. Роза Рвмбаева - Казахстан (певица)

12. Елизавета II - Королева Англии

13. Юлия Высоцкая - Россия (актриса)

14. Дмитрий Медведев - Россия

15. Лайма Вайкуле - Латвия (певица)

16. Белоруссия

17. Маргарет Тетчер премьер-министр Великобритании (1979-1990)

Историческая справка к картине "Смотрины":

"... И вот опять Иван Грозный в поисках невесты. Был издан указ о сборе красавиц со всего царства. В Москву привезли 1500 дворянских девок. Отбор проходил не один месяц. В итоге царь отобрал 12 лучших. В последний день отбора девушек заставили раздеться догола. Царь с сыном осматривали невест нагими."

Коротко о подтексте произведения.

Истрический сюжет является как бы ширмой, за которой при внимательном рассмотрении можно узнать современных героев, людей нашего времени.На картине изображено 17 фигур из котрых 13 женских. Условно говоря, в роли Ивана Грозного английский принц Филип Эдинбургский, в роли опричников(не охраны, а именно опричников, т.е. приближённых к царю) Джодж Буш и Владимир Путин. Бабка повитуха  Маргарет Тетчер, которая сказала, что в России могут оправданно проживать 15 миллионов жителей. Девушки это символы бывшего соцлагеря и СНГ. Сразу за Грозным в полумраке стоит фигура спиной, третья фигура символ Украины-Юлия Тимошенко, дальше символ Югославии, актриса Ивана Жигон, затем эстонская актриса Марья Якобсон,  потом Грузия-Гвердцетелли,  Германия - Ангела Меркель,  затем три красавицы:  Польша -Барбара Брыльска,  Казахстан,  как символ отсоединившейся Средней Азии - Роза Рымбаева певица, Затем в глубине №12 Королева Англии Елизавета,  Россия-Юлия Высоцкая.  Представляет её Дмитрий Медведев, за ним Латвия- Лайма Вайкуле, наклонившись стоит Белоруссия и последняя, 17-ая бабка повитуха железная леди Маргарет Тетчер.

Есть историческая версия, что Россия скрытая колония Англии с 1922 года.  Я  придерживаюсь этой версии.Филипп как символ мирового правительства клуба "Бильдерберг".

  Работа над картиной.Мне часто задают вопрос, работаю ли я с натуры или пишу с фотографий. Делаю и то и другое. В данной картине я работала с натурой: ставила её  в нужные  позы, освещала, затем фотографировала и уже с полученных фотографий вписывала натуру в картину. Мужские фигуры мне позировал муж, Геннадий. Человек он с чувством юмора, постоянно строил гримасы и не желал входить в образ. Костюм Ивана Грозного шила портниха по моим эскизам. 

    

 

koroleva-da.livejournal.com

Загадочная картина - Неправильный глагол

Описание картины было таким интересным, что пришлось сфотографировать и распознать. :)

"Смотрины в XVIII веке в городе Торопце" - традиционное название картины конца XVIII века, которая была известна и вызывала интерес ешё в XIX столетии. Смысл обрядов, сохранявшихся в среде торопецкого купечества, традиции допетровской старины, разгадать уже тогда было невозможно Очевидно, на картине изображена не свадьба, а девичник - празднование окончания девичьей жизни накануне свадьбы, когда "с ночи на утро", перед приходом жениха, девушки собирались в доме невесты. Они наряжены, с платками в руках, тогда как невеста одета в темный сарафан без нашивок и белую рубаху, в которых было положено везти к венцу.

Костюмы торопецких купчих славились своей красотой и необычностью, они объединяли элементы национального и европейского платья. Высокий кокошник женщины покрывали большим платком, в обиходе были веера-махальцы. Платком или веером замужние женщины на людях закрывали половину лица.

Куклы в нарядах торопчанок были подарены императрице Екатерине Великой, по легенде, император Александр I специально заехал в Торопец, чтобы полюбоваться диковинным обличьем горожанок.

В 1778 году, примерно тогда же, когда могла быть создана картина, писавший о Торопце священник Петр Иродионов свидетельствовал: "Жителей считается здесь мужеского пола 3254, женска 3884, обоего 7138. Они по большей части среднего росту и крепкого сложения, хотя умножившаяся роскошь не мало ослабила уже состав их тела: обходительны и учтивы, любят праздность и всяческие веселости по чему здесь много выдумано способов, которые их прихоти удовлетворяют. Одеваются они в Русское платье, и ходят покрывшись большими фатами. Девицы, когда из дома выходят, закрывают лицо покрывалом. Дворян здесь богатых немного. Они мало упражняются в економии". И далее: "На другой день после праздника Рождества Христова начинали зндсь ночные посиделки, "субботками" называемые, на которых девицы одна выше другой садятся в избах на подмостки, с возженными пред собой свечами и располагаясь таким образом поют песни, древним славянским богам приличные. В воскресные и праздничные дни собираются они летом во дворе, а зимою пред воротами и поют песни, закрыв покрывалом лицо".

Историк и писатель второй половины XIX века, издатель журнала "Русский архив", М.И. Семевский, оставил научное описание торопецких женских традиционных костюмов: "сарафан (зимой на вате), иногда из парчи, а то и штофный или атласный, сарафаны не глухие, но распашные, на золотых или серебряных пуговицах, подпоясаны золотым поясом или лентой. Спереди, сверху донизу сарафаны обшиты золотым газом в четверть ширины, у некоторых юбка покрыта длиннейшим, до самых ног, цветной материи передником. Головы девушек покрываются венцами. Так называются высокие шапки из картона в виде усеченного конуса, венцы обтянуты серебристым глазетом, низ обшит золотым газом и высажен жемчугам, к краям пришиты рясы, они закрывают половину лба.

Наряды замужних женщин главным образам отличаются от нарядов девушек головными уборами, венец с выходом торопчанки замуж заменяется кокошником; верх и затылок его из золотой парчи, передняя часть его высажена жемчугом и шишками числом до тридцати и более; наибольшая шишка посреди лба; наверху каждой шишки крупная жемчужина, окраину кокошника составляет жемчужные рясы".

Картина "Смотрины в XVIII веке в городе Торопце" остаётся неразгаданным до конца уникальным иконографическим источником".

je-nny.livejournal.com

Крестьянские свадьбы в русской живописи: bykovvg_1952

На днях смотрели картины про свадьбы барышень из благородных сословий всяких, теперь давайте глянем на деревенские. Почему на них обычно все хорошо и весело?

Смотрите, что интересно: там я повесила много картин про дворян, мещан и купцов, и на большинстве из них разворачивается какая-то драма: "Неравный брак", "Двоеженец", "Прерванное обручение". И я написала, что наших жанристов и особенно передвижников хлебом не корми, а дай написать что-нибудь печальное, душераздирающее и поучительное на сюжет свадьбы, используя эту тему для приложения идей о подчиненном положении женщины, беспощадной власти капитала и все такое прочее.

На что мои любимые внимательные и эрудированные читатели (правда, круто, что я забанила всех злобных троллей-топоходцев? такая комфортная атмосфера в комментариях, прямо приятно) совершенно справедливо стали писать, например, такое:

_mjawa: Слушала тут лекции Светланы Адоньевой о традициях русского Севера, и о свадьбе в частности. Узнала, что невеста не просто должна была символически всплакнуть перед свадьбой, а основательно, ритуально отплакать, отрыдать и отпричитать до двух недель кряду, оплакивая свое девичество, детство в родном доме и переход в новую незнакомую жизнь.Осознать эмоционально, и отпереживать состояние перехода, прочувствовать как следует, что прежняя жизнь закончилась навсегда и бесповоротно, и что новую жизнь и новую семью нужно принять безусловно, какой бы она ни оказалась (негативные сценарии тоже проговаривались, проплакивались в символической форме в этот период).Счастливая, веселая на свадьбе невеста - воспринималась как открытые ворота для сглаза, от которого ее всячески укрывали и окружали оберегами и амулетами, часто странными (например - держать всю свадьбу подмышкой кусочек мыла). Причем все эти рыдания, когда невесту ноги не держат, она причитает, падает-бьется об пол, срывает с себя девичьи ленты из кос - они в рассказах старых женщин об их собственном опыте "нарочитые", "по обычаю", как телесные психопрактики.А у тех же русских писателей, все те же самые обряды, которые они то ли видели, то ли о которых слышали - воспринимаются всерьез и на голубом глазу - "вот ведь, ироды малограмотные, девку силой замуж выдают, а она плачет-убивается, болезная".

***

Это так, но  основываясь на этой логике, картины про крестьянские свадьбы, где соблюдалась эта обрядность, должны были быть еще более слезовышибательные, чем в моем предыдущем материале, про барышень в белых кринолинах.А вот нифига. Надрыва очень мало.Давайте изучим.

Для начала те несколько (очень мало картин), в которых надрыв все-таки присутствует.

Сергей Грибков. "Благословение на свадьбу"

А. А. Бучкури. Свадебный поезд.

Следующая картина печальна - ну просто это Перов. Он без этого не может вообще, что бы ни писал.

В. Перов. Накануне девичника. Проводы невесты из бани

В следующей картине так сразу и не скажешь -- надрыв или нет, потому что мы сюжетик совершенно не прочитываем глубже первого уровня. На сайте Русского музея считают, что картина добрая: "В 1861 году Мясоедов обвенчался с дочерью помещика Елизаветой Михайловной Кривцовой. Это событие в какой-то степени повлияло на создание полотна. Прототипом молодой барыни послужила невеста художника. Художник любуется милой домашней сценой, персонажи которой погружены в атмосферу влюбленности".

Дополнительный аспект полотну в наших глазах придает факт, который Мясоедов подразумевать не мог: год создания. Сколько там осталось до отмены крепостного права? Еще чуть-чуть, и фиг вам будет, а не влезание в малейшие детали интимной жизни ваших крепостных рабов.

Григорий Мясоедов. Поздравление молодых в доме помещика. 1861.

Ну вот как бы и все надрывное, что мне удалось наскрести.

Все остальные картины написаны с совершенно иной художественной задачей.Это вот примерно та же точка зрения, с какой взирали на свою натуру авторы вот этих картин -- красиво! интересно! бытописание чужого мира.

Видно, что в этих полотнах художников интересуют "чужие", деревенские, странные обычаи, необыкновенно красочные наряды. Некая посконность. Картин, при взгляде на которые мы думаем "блин, тут зашифрована какая-то серьезная драма, какая-то непонятная история, нравоучение", и нету.Слез, надрыву нема.Примерно таким же образом наш Верещагин взирал на индусов и тибетцев с их удивительными костюмами.

Зато все стадии обрядов, связанных со свадьбой, благодаря такой точке зрения, мы можем наблюдать.

Николай Пимоненко. Сваты.Кажется, украинские крестьяне, или нет?UPD (отсюда): Оказывается, в ряде областей Украины в XIX - начале XX века был зафиксирован обычай: если девушке нравилась предлагаемая сватами партия, она, сидя у печки, принималась колупать извёстку на ней, причём чем больше по душе был будущий жених, тем активней двигались пальчики. Дева на картине не то чтобы половину побелки пальцем сняла, но весьма сосредоточена на своём занятии. Она явно не против того хлопца, родители которого заслали сватов.

***

Внимание!Если на картине явно свадьба, но девушка и окружающие в богатых кокошниках, жемчугах, сарафанах (типа такой), то нам сюда эта работа не годится. Потому что она принадлежит совсем к другому жанру, который назывался "как красиво жилось в допетровской Руси, а потом этот алкоголик и сифилитик все испортил". О свадьбах на подобных картинах тоже можем поговорить, если интересно, но в другой раз.

Пока же к нашим крестьянам возвращаемся, и жанровой документалистике.

Н. Петров. Смотрины невесты.

Николай Бекряшев. Выбор приданогоНевеста, наверно, которая с узелком в руках?

Следующая картина весьма интересна.Она достаточно ранняя, первая четверть 19 века.Этот автор еще не умеет "как Верещагин" документировать, он рисует романтически, ампирно, как это бы сделал Брюллов.Герои стоят в благородных позах, аналогичным образом и Ахилл или Ифигения могли бы быть изображены.

Неизвестный художник. Благословение перед свадьбой.

Следующая картина 1889 года. Видите, какая эволюция  пройдена?Спокойно можно костюмы по этому полотну восстанавливать и идти на фестиваль исторической реконструкции.

Алексей Корзухин. "Девичник".Из бани выглядывает полуобнаженная невеста.UPD: _mjawa Невеста идет в шубку закутанная. А из бани на обеих картинах выглядывает-выбегает вслед основной процессии с невестой еще одна участница церемонии - то ли младшая сестра, то ли кто-то замещающий ее роль. Олицетворение оставляемой девичьей доли в родительском доме.

На следующей картине изображена украинская свадьба. Вообще на тему малороссийских обрядов тоже достаточно полотен, но я их специально не беру, только этот взяла, из-за композиции.(Да, кого-то, как выяснилось, сильно волнует этот вопрос, так что отвечу тут: лично я -- не армянка, и не еврейка, а смесь кубанских и донских казаков, оттого так много доброты а-ля Нонна Мордюкова в моем взгляде, и рука такая тяжелая).

В. Маковский. Девичник

Вот, для чего понадобился пример композиции -- видите, как на картине выше девушки в углу сидят?См. ниже: у Елены Киселевой (забытой ученицы Репина) должна была быть картина тоже многофигурная, но сохранился лишь вот такой проработаныный эскиз кусочка, с группой.

Елена Киселева. Невесты. Троицын деньUPD:_mjawa У Киселевой не просто невесты на выданье сидят. Это уже просватанные невесты, о чем говорят белые нитяные колпачки под красными платками-девичьими повязками. Они уже в переходном состоянии - еще не молодухи, но уже судьба определилась.

А сама композиция должна была быть такая

Следующая картина 1909 года.Во второй половине XIX века, особенно к концу, и потом в начале ХХ века, "народную" тему подавали уже по-другому, Суриков показал, что так тщательно не надо, а надо эмоционально, с душой. При этом тема была достаточно модной, "крестьян" давали писать как задание в Академии художеств для диплома и т.д.

Иван Куликов Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме

А вот опять более ранняя.

Карнеев. Сборы к венцу

Венцы надеты на голову, никто их не держит.Свадьба двойная еще вдобавок?И обратите внимание, понятное и простое венчание практически не интересует живописцев, за исключением этого автора.

Николай Богданов-Бельский. Венчание.

А вот целая серия открыток про обряды.

И.Львов. Выкуп дороги

И.Львов. Приезд молодого от родителей в дом тестя за свадебный пир

И. Львов. Свадебное гуляние

Вот это полотно из разряда must know.Это один из первых образцов жанровой живописи в русском искусстве ВООБЩЕ.

Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777

Описание картины Шибанова (отсюда):

На обратной стороне картины сохранилась авторская надпись, поясняющая выбранный Шибановым сюжет:"Картина представляющая суздальской провинцы крестьянъ. празднество свадебного договору, писалъ в той же провинцы вселЪ татарове в. 1777. году. Михаилъ Шибанов".

О сущности этого празднества мы узнаем из старинных описаний русского крестьянского быта: "Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим".Этот торжественный момент в жизни крестьянской семьи и показан в картине Шибанова.

Действие происходит в избе, принадлежащей родителям невесты. В самом центре композиции помещена невеста, одетая в богатый национальный наряд. На ней застегнутая доверху полотняная рубашка, парчовый белый сарафан, вышитый цветами, и поверх него парчовая золотая с красным шитьем душегрея. На голове — девичий убор, состоящий из золотой расшитой повязки, и фата. Шея украшена жемчугом, на грудь спускается ожерелье из крупных каменьев, в ушах серьги. Рядом с невестой — жених в нарядном голубом кафтане, из-под которого видны зеленоватое полукафтанье и розовая вышитая рубаха.

Справа, позади невесты, теснятся приглашенные. Они тоже богато одеты: женщины в сарафанах и кокошниках, мужчины в длинных суконных зипунах. Шибанов проявил большое композиционное умение, ритмически расположив фигуры участников празднества и объединив их общим движением. Группа приглашенных замыкается фигурой молодого мужчины, широким жестом указывающего на жениха и невесту. Строгое ритмическое построение ни в какой мере не исключает ни живой естественности поз, ни их разнообразия. В левой части картины — стол, покрытый белой скатертью и уставленный всевозможной снедью. За столом — четыре крестьянина, по-видимому, отец невесты и ее старшие братья. Один из них привстал и обращается с речью к жениху и невесте. Фигура этого крестьянина, слегка наклоненная, с протянутой вперед рукой, необходима художнику для того, чтобы связать между собой две разобщенные группы действующих лиц. (по ссылке еще есть какие-то слова).

***Картина ниже 1815 года, она тоже достаточно романтична и ампирна. Обратите внимание на платья девушек -- прям тот же покрой, что у Наташи Ростовой, художник таким образом воспринимал сарафаны. Жестикуляция тоже благородная, как на рельефах.

К сожалению, Венецианов, который жил тогда же, не писал на сюжет свадеб, я думаю, у него бы получилось лучше всего.

М. Теребенев. Крестьянская свадьба.

Наконец, пожалуй, самая известная картина 19 века на эту тему.

В. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

Описание картины Максимова отсюда:

Художник был выходцем из деревни.Работа о свадьбе была реализована благодаря детским воспоминаниям. Ему запомнился случай на женитьбе родного брата. Брачующиеся стояли, а все остальные не могли ими налюбоваться. В избу во время пированья вошел незнакомец в сопровождении своего пса, не снимая шапки, он остановился у порога. Сидящие всполошились и зашептали: колдун пришел. После незваному гостю вежливо подали чашу с питьем, отдали монету, и он отправился восвояси. На картинеизображен тот же сюжет, но несколько видоизмененный и очень подробный. С колдуном нет рядом собаки, он так же в головном уборе, при этом присыпанном снегом и с налипшими снежными комьями на сапогах и тулупе.

Пожилая женщина подошла к нему с хлебом. Проявленным гостеприимством мудрая женщина желает задобрить колдуна, дабы не накликать горя и услышать добрые напутствия. Остальные родственники и приглашенные встревожены, напуганы, дети – полны любопытства. Молодожены в углу избы все так же стоят под иконами.

Скрытый источник света ярким сиянием освещает их. Свет также падает на лица и одежды других персонажей, на суровые черты вошедшего старика. Часть фигур находятся в полутьме и отбрасывают тени. Это создает общее впечатление таинственности, мистичности.

А. Рябушкин. Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии

А. Рябушкин. Крестьянская свадьба в Тамбовской губернииЭскиз к ней

А вот самые мои любимые картины на тему русских крестьянских свадеб.Это провинциальное наивное искусство, созданное не приезжими городскими живописцами, а самими же крестьянскими/купеческими художниками.

Девичник в купеческом доме. XVIII (?) век

Смотрины в XVIII веке в городе Торопце

Описание картины:

"Смотрины в XVIII веке в городе Торопце" - традиционное название картины конца XVIII века, которая была известна и вызывала интерес ешё в XIX столетии. Смысл обрядов, сохранявшихся в среде торопецкого купечества, традиции допетровской старины, разгадать уже тогда было невозможноОчевидно, на картине изображена не свадьба, а девичник - празднование окончания девичьей жизни накануне свадьбы, когда "с ночи на утро", перед приходом жениха, девушки собирались в доме невесты. Они наряжены, с платками в руках, тогда как невеста одета в темный сарафан без нашивок и белую рубаху, в которых было положено везти к венцу.

Костюмы торопецких купчих славились своей красотой и необычностью, они объединяли элементы национального и европейского платья. Высокий кокошник женщины покрывали большим платком, в обиходе были веера-махальцы. Платком или веером замужние женщины на людях закрывали половину лица.

Обратите внимание, слева внизу барин пришел, в камзоле и парике

***Вот, пожалуй, и все у меня.

Если кто видит в этих работах еще, по своей специальности, например, историки костюма, пишите плиз, очень интересно, добавлю.Знаете еще картины про деревенские свадьбы?

bykovvg-1952.livejournal.com