Художник Сомов Константин Андреевич: биография, творчество. Сомов картины


Константин Сомов: портреты, биография

 Жанр портрета в творчестве художника. Коллекция картин Сомова

Дама в голубом

Дама в голубом

Константин Андреевич Сомов (1869-1939), – русский живописец и график, мастер портрета, представитель русского символизма и модерна.  Сын искусствоведа и музейного деятеля А.И. Сомова.  Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения.

 

Манера Константина Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью. Его творчеству присущи ретроспективизм, элегичность, изысканность.

“Мирискуснические” портреты Сомова ,

Одной из вершин творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности. Сомов создает новый тип портрета – ретроспективный. Своих современников он пишет в платьях ушедших эпох, на фоне старых парков.

Портреты представителей русской интеллигенции

Напротив, сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов  А.А.Блока, М.А.Кузмина, В. И. Иванова,  ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными.  Рисунки карандашом с подцветкой акварелью, а также выполненные гуашью, цветными карандашами или белилами, - все они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения.

Автопортреты Сомова

Сомов часто обращается к автопортрету. Он относится к себе с холодной пытливостью, как к постороннему. Почти во всех автопортретах есть налет "дендизма". Он проявляется как в облике Сомова, изысканности его одежды, так и в щегольстве графической манеры, колорита произведения.

Сомов вошел в русское искусство как умный и тонкий портретист, внесший много нового в этот трудный жанр.

Смотрите также другие картины Сомова по ссылке

Портреты Сомова

Портрет А.А.Блока. 1907

Портрет А.А.Блока. 1907

Автопортрет. 1909

Автопортрет. 1909 Константин Сомов

Автопортрет. 1898

Автопортрет. Константин Сомов

Автопортрет в зеркале. 1934

Автопортрет Сомов

Автопортрет в зеркале. 1928

Автопортрет

Портрет Е.П.Носовой. 1911

Портрет Е.П.Носовой. 1911

Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911

Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911

Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897

Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897

Портрет Александры Левченко. 1934

Портрет Александры Левченко. 1934

Портрет А.С.Пушкина. 1899

 

Портрет А.С.Пушкина. 1899

 

 

Сомов Портрет А.П.Остроумовой. 1901

Эхо прошедшего времени. 1903

Эхо прошедшего времени. 1903

Спящая женщина в синем платье. 1903

Спящая женщина в синем платье. 1903 Сомов

Сесиль де Воланж. 1934

Сесиль де Воланж. 1934

Портрет С.В.Рахманинова. 1925

картины Сомова Портрет С.В.Рахманинова. 1925

Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906

Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906

Портрет М.Д.Карповой. 1913

Портрет М.Д.Карповой. 1913

Дама в розовом. 1903

Дама в розовом. 1903

Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898

Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898

Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо (1642-1521). 1930-е

Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо (1642-1521). 1930-е

Портрет А.А.Нольде. 1911

Сомов Портрет А.А.Нольде. 1911

Портрет А.А.Попова. 1928

Портрет А.А.Попова. 1928

Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897

Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897

Портрет А.К.Бенуа. 1896

Портрет А.К.Бенуа. 1896

Дремлющая дама в черном платье. 1909

Дремлющая дама в черном платье. 1909

Портрет Е.Е.Лансере. 1907

Портрет Е.Е.Лансере. 1907

Портрет Д.Г.Карышевой. 1914

Портрет Д.Г.Карышевой. 1914

Портрет Б.Е.Поповой (Париж). 1926

 

Портрет Б.Е.Поповой (Париж). 1926

Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895

Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895

Портрет Ф.К.Сологуба. 1910

Портрет Ф.К.Сологуба. 1910

Портрет поэта М.А.Кузмина. 1909

Портрет поэта М.А.Кузмина. 1909

Портрет М.Г.Лукьянова. 1918

 

Портрет М.Г.Лукьянова. 1918

Портрет М.В.Добужинского. 1910

Портрет М.В.Добужинского. 1910

Портрет М.В.Брайкевича. 1934

Портрет М.В.Брайкевича. 1934

Портрет Луизы Морган. 1926

Портрет Луизы Морган. 1926

Портрет Е.С.Михайлова. 1916

 

Портрет Е.С.Михайлова. 1916

Портрет Е.П.Олив. 1914

Портрет Е.П.Олив. 1914

На заметку: Любители фотографии, обратите внимание на сайт chorno-belie.com, посвященный классике фотоискусства: черно-белой фотографии. Здесь публикуются только черно-белые фотографии. Коллекция высокохудожественных фотографий отсортирована по различным категориям для удобства просмотра. Понравившиеся фотографии можно скачать себе на компьютер. Все, кто любит черно-белые фотографии, не пропустите!

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Художник Сомов Константин Андреевич: биография, творчество

Когда вдруг непроизвольно в памяти всплывает художник Сомов, то также рядом появляется поэтический портрет печальной девушки. Для автора статьи он – визитная карточка живописца. С него и начнем обзор.

Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой

Позже, когда портрет окажется в ГТГ, его коротко назовут «Дама в голубом». К этому времени, когда писался портрет, то есть в 1897-1900 годы, живописец нашел свой собственный путь в искусстве и был уверен в своих силах. В этом поэтическом облике создается новый образ совершенной женственности, ее вершины, которая никак не совмещена с серой повседневностью или будничной суетой.художник сомов

На первом плане условного парка около пышно разросшегося кустарника с тронутыми увяданием листьями стоит молодая женщина в старинных кружевах сильно декольтированного платья из поблекшего голубого муара. Она одухотворена неведомой нам трагедией, которая ее надломила. Ее рука с томиком стихов бессильно опущена. Левая рука женщины беспомощно поднесена к груди. Она одинока и тоскует. «Дама в голубом» хрупка, бледна и худощава. Болезненный румянец покрывает ее щеки. Несмотря на стилизацию костюма, она воспринимается как современный человек, у которого духовный мир сложен. Фигура модели с тонкой шеей, покатыми плечами приобретает особое изящество на фоне сгустившегося вечера и бегущих по небу сероватых облаков. Откуда в ней такая щемящая тоска, глубокая грусть в глазах, скорбь в нежных неулыбчивых губах? Будущая художница Мартынова была всем знакома как веселый и жизнерадостный человек. Художник Сомов смог увидеть за внешним внутреннее. Через четыре года после написания портрета Елизавета Михайловна умрет от туберкулеза.

Замечательно передана утонченность модели живописными средствами: тончайшие красочные нюансы появляются благодаря лессировке, прозрачны голубоватые тени, которые ложатся на лицо и открытые плечи.

Жанровая сцена на дальнем плане и плотный кустарник еще сильнее отгораживают «Прекрасную Даму» от мира.

Молодость живописца

Мы кратко очертим его жизненный путь. Сомов Константин Андреевич (1869-1939) родился в Санкт-Петербурге в семье хранителя Эрмитажа, Ивана Андреевича и Надежды Константиновны Сомовых. Его матушка была образованным человеком и прекрасным музыкантом. В творческой среде подрастало два сына: Владимир и Константин - и дочь Анна. К. Сомов учился в гимназии К. Мая, где основой была доброжелательная атмосфера. Он не окончил это учебное заведение, так как ему никак не давались естественные предметы. В гимназии он познакомился с В. Нувелем, Д. Философовым, А. Бенуа. Последний всячески поддерживал расцветающий талант и помог неуверенному в себе юному Сомову поверить в себя.

Становление художника

Четыре года будущий русский живописец постигал основы рисунка и цвета в Академии, а затем продолжил занятия у И. Е. Репина. Его не удовлетворяли изображения передвижников, так как на сломе эпох он не видел в них ничего нового: все те же демократизм и социальное просветительство. Действительность отталкивала его. Сомов погрузился в атмосферу рококо XVIII века, музыку Глюка и Моцарта, в томные гавоты и менуэты, мемуары, поэзию и прозу того времени. Источниками вдохновения для него стали старые альбомы, на страницах которых он находил характерные визуальные приметы поз, походок, жестов, костюмов, причесок.сомов константин андреевич Не копиистом хотел стать художник. Этот художественный язык мог раскрыть душу современного человека. Тот период времени никак нельзя назвать пуританским. Пример помещен выше: «Силуэт. Поцелуй», который чуть в другом исполнении войдет позже в «Книгу маркизы».

Париж конца XIX столетия

В течение 97-98 годов художник Сомов жил и учился в Париже. Он увлекся искусством Ватто, Ларжильера, Фрагонара и современных прерафаэлитов: О. Бердслея и Д. Уитлера. Это был эстет до кончиков ногтей. Вместе с Бенуа он у букинистов разыскивал старинные картинки, на которых изображались нелепости и курьезы. Он, как и все символисты, опасался показаться смешным со своими дамами и кавалерами, Арлекинами, Коломбинами, Пьеро и прикрывался маской иронии.

Возвращение в Россию

В 1899 году К. Сомов вернулся сформировавшимся художником в Петербург и завершил описанный выше портрет Е. М. Мартыновой. Продолжая тему женственности, Константин Сомов картины наполняет эротикой: «Эхо прошедшего времени», «Дама в розовом платье», «Спящая женщина в синем платье», «Волшебница», «Коломбина».русский живописец Он не оставляет места жеманству и притворству, а демонстрирует не лучшие, а роковые качества женщины, их ложную и губительную стороны. Перефразируя критика его времени, можно сказать, что художник Сомов из Мадонны сотворил Еву-соблазнительницу.

Гармония в творчестве

Пейзажи, написанные с натуры, – всегда полная противоположность его условным маскарадным и кукольным героям. Он ищет и переносит на полотно все самое хрупкое и неуловимое: призрачный свет белых ночей, блики солнца на нежной траве.дама в голубом Так появился в 1919 году шедевр, который написал Константин Сомов, – «Радуга». Этот год страшен для страны, а пейзаж безмятежен, наполнен покоем и лучезарным светом. После грозы солнце выглянуло из-за туч, все залило своими лучами, и появилась радуга. Ею любуются женщины под зонтиками: с берез при малейшем дуновении ветра еще льются капли дождя. Белизна стволов, ажурная вязь листвы и листьев, яркая свежая зелень молодой травы, промытой дождем, приволье и мелкие кустики очаровывают зрителя.

Галантные сцены

Театрализованное полотно, которое написал Константин Сомов, – «Арлекин и дама», вводит нас в полный условностей мирок, где чувства прячутся за маской. Да есть ли они? Не игра ли это все в любовь? Мимолетное увлечение, кокетство, когда надо влюбляться легко и красиво, не затрагивая глубин души, сегодня в одну, а завтра – в другую.константин сомов картины Дама и кавалер прогуливаются в глубине аллеи, но на первый план выходят их двойники – Арлекин и Коломбина, которые – всего лишь картонные куклы. Художник использует гуашь и акварель, то насыщая цветом картину, то виртуозно делая ее прозрачной. Она наполняется волшебством и едкой иронией над жеманными манерами. Изысканна театральная декорация, которая окружает героев: свисающие ветки создают арку, в ночи сверкают фантастические огни фейерверков. Рядом с Арлекином, который открыл лицо, сняв маску, стоит корзина с искусственными цветами. Все произведение в целом очень эффектно благодаря контрастной цветовой гамме, игре огней, изысканности туалетов.

Нетрадиционная ориентация

Теперь этим никого не удивишь. Но мы не будем углубляться в пикантные подробности жизни художника. Скажем лишь только, что в его жизни были и увлечения, и сильная страстная любовь к Мефодию Георгиевичу Лукьянову, который потом заболел и медленно умирал от туберкулеза. Он скончался в Париже в 32-м году. Одним из увлечений был Михаил Кузьмин.константин сомов биография Он к моменту знакомства с Сомовым дебютировал со скандальной повестью «Крылья». В отличие от К. Сомова, Кузьмин был неразборчив в связях. Он хотел, чтобы художник написал его портрет. Портрет был написан в 1909 году. Это – очередная застывшая и несколько надменная маска. Лицо неестественно белое. Оно создает контраст с ярким алым галстуком. М. Волошин увидел в его глазах печаль веков, а А. Блок – анахронизм.

После революции

В 1918 году вышло полное издание с эротическими рисунками, которые сделал Константин Сомов, – «Книга маркизы». Иллюстрации к ней очень напоминают Обри Бердслея, только в цвете. Впервые эта книга увидела свет в 1907 году на немецком языке. Расширенная и дополненная, она вышла во Франции в 18-м году, а наиболее полное последнее издание появилось в России. В ней фрагменты из литературных произведений разных авторов «галантного века» были снабжены иллюстрациями, которые сделал русский живописец. Она мгновенно разошлась и сделалась редким раритетным изданием. Поскольку мы не в Индии, где лингамы встречаются на каждом шагу, то приведем одну из наиболее скромных иллюстраций.константин сомов радуга Сомов Константин Андреевич работал, гравируя металл, а затем раскрашивал рисунок акварелью. Тонкий вкус Сомова уберег его от порнографии. Очаровательное бесстыдство, фривольность и напряженная чувственность – это все присутствует в книге. Простое перечисление некоторых названий дает понятие о характере рисунков: «Поцелуй», «Настойчивый влюбленный», «Альков». Художник не является прямым иллюстратором текста. Своими рисунками он опередил книгу «Любовник леди Чаттерлей», которая со скандалом вышла в 28-м году.

Автопортрет

Художник часто рисовал себя в разные годы жизни. Но на любом он – денди. Одежда его изысканна, колорит сдержан. В молодые и в поздние годы художник внимательно, холодно и отстраненно всматривается в себя.константин сомов книга маркизы иллюстрации Интересно его произведение 1934 года, где главную часть на переднем плане занимает натюрморт. Перед нами – туалетный столик. В низкой хрустальной вазе стоит увядающая роза. Так сразу появляется ассоциация с закатом жизни. Ему 65 лет. Рядом лежат элегантные галстуки-бабочки, щетка для одежды, стоит несколько хрустальных флаконов с дорогими одеколонами, которые частично использованы. В глубине стоит зеркало, на которое не падает свет. Именно в нем зритель видит часть лица с посеребренными сединой волосами. Взгляд строгий и намеренно затемнен. Все детали отобраны с предельной тщательностью.

Эмиграция

В 23-м году К. Сомов выехал в США на выставку. Америка не понравилась мастеру, но и в Россию он возвращаться не захотел. В 25-м году он переехал в Париж, где по-прежнему продолжал работать. Он любил и знал этот город. Тягостной ностальгии, по-видимому, не испытывал. Его, как и всех, беспокоила надвигающаяся война, а кроме того, прогрессировала болезнь ног. Но творческая жизнь была оживлена открытием секретов старых мастеров. Живописец успешно работал над натюрмортами. Он внезапно умер в 39-м году накануне войны. Константин Сомов, биография которого в целом сложилась из творческих поисков, был надолго забыт. Его заново открыли в конце XX столетия.

Интересные факты

  • Две картины К. Сомова побили на аукционах все рекорды стоимости. В 2006 году «Русская пастораль» (1922 год) ушла за два млн четыреста тыс. €, а через год «Радуга» была куплена за три млн семьсот тыс. €.
  • Е. Мартынова («Дама в голубом») умоляла К. Сомова никому не продавать ее портрет. Она не хотела, чтобы любой и каждый мог проникнуть в ее душу. Е. Мартынова просила даже просто сжечь его. Все-таки портрет был продан в ГТГ.

fb.ru

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ: КОНСТАНТИН СОМОВ

Продолжаем рубрику «забытые имена русских художников». Сегодня детально рассмотрим и полюбуемся творчеством гениальнейшего русского живописца 19-20 вв. — Константина Сомова.

У каждого художника есть свои фишки, свои любимые персонажи или образы. Если у мариниста Айвазовского — это море и пучина, то у Шишкина — леса да рощи дубовые. У Бориса Кустодиева — пышнотелые красавицы и купчихи, а работы Васнецова изобилуют сказочными персонажами, былинными героями. Суриков обожал Древнюю Русь, тогда как Михаил Врубель сходил с ума от демонов… На самом деле разобраться в русской живописи не так сложно — нужно только приглядеться к деталям. У каждого художника, повторюсь, свой фетиш.

Так вот, у неизвестного на первый взгляд живописца-иллюстратора Константина Сомова также был свой фетиш, причем не один. Его конек — это эротические и похотливые дамы, влюбленные Арлекины, бесконечные радуги, маскарады и праздники. И большая часть картин очень светлые, веселые, без скуки и депрессии… К слову, к неизвестным художникам Константина Сомова относить нельзя. Вспомнить хотя бы знаменитый портрет поэта Александра Блока, написанный Сомовым в 1907 году. Ведь, все его видели, но не каждый знает автора:

Blok

Но прежде чем перейти к знакомству с полотнами мастера, расскажу вам один любопытный факт:

29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) Константина Сомова на знаменитом аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко.

Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на том же аукционе «Кристис» в июне 2007 г. картиной того же художника — картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).

Картины Сомова символичны. В каждую картину мастер прятал какую-нибудь интересную деталь. Автор заряжает особенным чувством, эмоцией поиска деталей, штрихов, разгадки маленьких тайн. Что-то отдаленно похожее на современный квест. Итак, смотрим и не забываем о деталях.

Лучшие работы Константина Сомова

Арлекин и дама (Фейерверк). 1912

arlekin-i-dama

Арлекин и дама. 1912 (обновленный вариант)

arlekin-i-dama-2jpg

Арлекин и дама. 1921

arlekin-i-dama-3jpg

Арлекин и смерть. 1907

arlekin-i-smerti

Влюбленный Арлекин. 1912

vliublennii-arlekin

Галантная сцена (В саду). 1918

galantnaya-scena

Итальянская комедия. 1914 

Ищем двух вьетнамцев)

italianskaya-komediya

Язычок Коломбины. 1915

…и вьетнамец в белом… в той же позе…)

kolombina

Пьеро и дама. 1910

dama-i-piero

Маскарад. 1925

maskarad

В лесу. 1914

v-lesu

Вечер. 1900-1902

vecer

Влюбленные. Вечер. 1910

vliublennie

Маскарад. 1930-е

maskarad

Осмеянный поцелуй. 1908

osmayannii-pocelui

Письмо (Таинственный посланец). 1896

pisimo

Поцелуй. 1914

pocelui

Праздник в окрестностях Венеции. 1930

prazdnik-v-okrestnosti

Семейное счастье. 1898-1900

semeinoe-scastie

Дама в голубом (Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой, 1900).

dama-v-golubom

Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912

dama-v-krasnom

Спящая молодая женщина в парке. 1922

speashaya

Спящая женщина в синем платье. 1903

speashaya-jenshina

Спящая молодая женщина. 1909

speashaya-jenshina-1jpg

Две дамы в парке. 1919

dami-v-parke

Заснувшая на траве молодая женщина. 1913

zasnuvshaya-jenshina

Лето. 1919

leto

Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937

obnajennii-iunosha

Боксёр 1933

bokser

Зима. Каток. 1915

zima-katok

Русский балет. 1930

russkii-balet

Фейерверк. 1922

feierverk

Пейзаж с радугой. 1915

peizaj-s-radugoi

Портрет С. В. Рахманинова. 1925

rahmaninov

Окно — дверь — пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934

okno-dveri-sad

Автопортрет в зеркале. 1934

somov

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Константин Сомов: жизнь и творчество художника

Константин Андреевич Сомов (30 ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор.

Содержание

Биография Константина Сомова

Творчество Сомова

Интересные факты

Картины Константина Сомова

Библиография

Биография Константина Сомова

Константин Сомов родился в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая.

С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургской Академии художеств: основной курс — до 1892 года, затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской И. Репина.

Творчество Сомова

В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. С 1899 года жил в Петербурге.

Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.

Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».

Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905) и др.

В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств.

В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания так называемая «Большая „Книга маркизы“» дополненный ещё более фривольными иллюстрациями.

В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой.

В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее.

В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс (фр. Boulevard Exelmans) в Париже.

Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.

Интересные факты из жизни художника

  • 29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) на аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко. Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на аукционе «Кристис» в июне 2007 г. — картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).

Библиография

  • К. А. Сомов. (1869—1939). Альбом / Автор вступ. ст. и сост. А. П. Гусарова. — М.: Искусство, 1973. — 32 с.
  • К. А. Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. — М.: Искусство, 1979. — 624 с., 32 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
  • К. А. Сомов. Дневник 31 октября 1928 — 26 ноября 1928 гг. // Русская проза: Литературный журнал (СПб.). Выпуск В (2013).

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Константин Сомов: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Константин Сомов: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

"Мир искусства" и Константин Сомов

Автопортрет (1898)

Константин Андреевич Сомов, –  русский живописец и график, мастер портрета, представитель русского символизма и модерна. Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения. Свою личную жизнь он тщательно оберегал от огласки.Родился 18/30 ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Сын искусствоведа и музейного деятеля А.И. Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.

Отдых на прогулке 1896 г.

Портрет Н.Ф.Обер 1896 г.

Дама у пруда 1896 г.

Две дамы на террасе 1896 г.

Прогулка зимой 1896 г.

Вечерняя прогулка верхом 1897 г.

Пейзаж с беседкой 1897 г.

В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где учился в мастерской И. Репина. В 1897 г. художник добровольно покинул Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 г.

Афиша выставки русских и финляндских художников 1897 г.

Наталья Павловна 1899 г.

В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 — 1900).

Дама в голубом. Портрет Е.М. Мартыновой 1897-1900 г.г.

      Учащиеся петербургской частной школы Карла Мая — А. Бенуа, В. Нувель, Д. Философов и К. Сомов объединились для изучения истории искусства, в первую очередь живописи и музыки. В последствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л. Бакст. Познания Дягилева в области изобразительных искусств, к которым он всегда питал интерес, стали быстро расширяться благодаря поездкам за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины.

       В объединение влились художники московской школы середины 1890-х годов (входившие в состав абрамцевского кружка) — К. Коровин, В. Серов, братья Васнецовы, М. Врубель, М. Нестеров. Именно их картины в начале 1898 г. были продемонстрированы на организованной Дягилевым и Философовым выставке русских и финских художников в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.

      Движение издавало и одноименный журнал, первый номер которого вышел в ноябре 1898 г., впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени.

      Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие.

      Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901 г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева — Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы «Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в ноябре 1903 г.

      Манера Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью. 

Волшебство 1900-1902 г.г.

Эхо прошедшего времени 1903 г.

Дама в розовом 1903 г.

Поцелуй 1904 г.

Сугубо реальны своей интеллектуальной энергией созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов  А.А.Блока, М.А.Кузмина, В. И. Иванова), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными.  Рисунки карандашом с подцветкой акварелью, а также выполненные гуашью, цветными карандашами или белилами, - все они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения.Портрет А.А.Блока 1907 г.

Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала “Мир искусства”, а также периодического издания “Художественные сокровища России” (1901 — 1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к “Графу Нулину” А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя “Нос” и “Невский проспект”, нарисовал обложки поэтических сборников К Бальмонта “Жар-птица. Свирель славянина”, В. Иванова “Cor Ardens”, титульный лист книги А. Блока “Театр” и др.

Эскиз иллюстрации к повести Н.В.Гоголя Невский проспект 1901 г.

Экслибрис А.Н.Бенуа 1902 г.

Экслибрис С.П.Зенгер 1902 г.

Обнаженный среди цветов 1903 г.

Гёте, муза и Амур 1906 г.

Дама с собачкой 1906 г.

Поцелуй (Силуэт) 1906 г.

Книга маркизы. Иллюстрация  Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции.К. Сомов экспонировал свои произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском “Salon d'Automne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу.

Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде 1909 г.

Влюбленный Арлекин 1912 г.

Язычок Коломбины 1915 г.

Юноша на коленях перед дамой. 1916 г.

Синяя птица 1918 г.

Ночное свидание

Маскарад  

В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции. 

Купальщицы на солнце 1930 г.

Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя 1 1930 г.

Портрет Бориса Снежковского 1933 г.

Обнаженный юноша (Б.М.Снежковский) 1937 г.   

К. А. Сомов умер в Париже 5 мая 1939 г.

Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо 1939 г.

zharevna.livejournal.com

М.Кузмин и художник К.Сомов: poyeliku

Какой же гений налепитНа слово точный ярлык?Только слух наш в слове «трепет»Какой-то трепет ловить привык.Любовь сама вырастает,Как дитя, как милый цветок,И часто забываетПро маленький, мутный исток.Не следил ее перемены —И вдруг... о, боже мой,Совсем другие стены,Когда я пришел домой!Где бег коня без уздечки?Капризных бровей залом?Как от милой, детской печки,Веет родным теплом.Широки и спокойны струи,Как судоходный Дунай!Про те, про те поцелуиЛучше не вспоминай.Я солнце предпочитаюЗайчику мертвых зеркал,Как Саул, я нашел и знаюЦарство, что не искал!Спокойно ли? Ну да, спокойно.Тепло ли? Ну да, тепло.Мудрое сердце достойно,Верное сердце светло.Зачем же я весь холодею,Когда Вас увижу вдруг,И то, что выразить смею,—Лишь рожденный воздухом звук.

ЛЮБОВЬ ЭТОГО ЛЕТА

Где слог найду, чтоб описать прогулку,Шабли во льду, поджаренную булкуИ вишен спелых сладостный агат?Далек закат, и в море слышен гулкоПлеск тел, чей жар прохладе влаги рад,

Твой нежный взор лукавый и манящий, -Как милый вздор комедии звенящейИль Мариво капризное перо.Твой нос Пьеро и губ разрез пьянящийМне кружит ум, как "Свадьба Фигаро".

Дух мелочей, прелестных и воздушных,Любви ночей, то нежащих, то душных,Веселой легкости бездумного житья!Ах, верен я, далек чудес послушных,Твоим цветам, веселая земля!                                  *     *     *

О, быть покинутым - какое счастье!Какой безмерный в прошлом виден свет -Так после лета - зимнее ненастье:Все помнишь солнце, хоть его уж нет.

Сухой цветок, любовных писем связка,Улыбка глаз, счастливых встречи две, -Пускай теперь в пути темно и вязко,Но ты весной бродил по мураве.

Ах, есть другой урок для сладострастья,Иной есть путь - пустынен и широк.О, быть покинутым - такое счастье!Быть нелюбимым - вот горчайший рок.

В детстве Костя предпочитал играть в куклы, мастерить для них костюмы, дружить ему было проще всего с девочками.Образование он получил в частной гимназии К. И. Мая, где одновременно с ним учился Дмитрий Философов. С Димой Костя сразу нашел общий язык, и они сдружились.Портрет художника А. Н. Бенуа. 1895.1 Портрет художника А. Н. Бенуа. 1895 ТЕКСТ (507x696, 132Kb)

По свидетельству Бенуа, учившегося в той же гимназии, особая близость Димы и Кости, которые держались вместе и особняком, почти никому не нравилась. И, быть может, они не стали объектами насмешек и изгоями только потому, что оба раньше срока покинули заведение Мая. Но прервалась и дружба подростков, обещавшая перерасти в нечто большее (ведь они оба оказались гомосексуалами). Из-за болезни Диму отправили в Италию, а Костю, которому естественные предметы давались довольно тяжело, отец забрал из гимназии. Сомов поступил в Академию художеств, где с 1894 по 1897 год учился под руководством Ильи Репина.

Портрет Д. Философова кисти Л. Бакста. 1897.2 Портрет Д. Философова кисти Л. Бакста. 1897 (450x550, 39Kb)

Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906.3 Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906 ТЕКСТ (472x655, 81Kb)

В феврале 1897 года, не окончив Академии, Сомов отправился в Париж и вернулся в Петербург только осенью 1899 года. К тому времени место друга в сердце Димы Философова давно было занято его энергичным кузеном из Перми - Сергеем Дягилевым. Несмотря на то, что с Дягилевым Сомов будет много сотрудничать, некоторая неприязнь сохранится на всю жизнь - все-таки он увел у него друга и, может быть, любовника.

Но на Дягилева, с точки зрения творческой, ему было грех обижаться. Именно Дягилев, занявшись организацией художественных выставок, в 1898 году привез часть работ Сомова из Европы, где он учился, и представил публике.

Очень быстро, впитав в себя новые веяния европейской живописи, Константин Сомов стал вектором того направления в русскомизобразительном искусстве, которое задал открытый Дягилевым, Философовым, Бакстом и, собственно, самим Сомовым журнал "Мир искусства".

Портрет Льва Бакста. Вторая половина 1900-х. Серов В.А.4 Портрет Льва Бакста. Вторая половина 1900-х. Серов В.А. (473x696, 78Kb)

Обложка "Мира искусства". № 17-18. 1900.5 Обложка Мира искусства. № 17-18. 1900 ТЕКСТ (340x425, 51Kb)

Самый заметный лидер "мироискусников", Сомов, создал новый жанр, проникнутый рефлексией и иронией, основанный на стилизации и гротеске. В своих акварелях, картинах, а в особенности, гравюрах он показал особый вымышленный "мирок", населенный странными нереальными персонажами. И главное - он, вдохновленный стилистикой Обри Бердслея, открыл для России некогда абсолютно запретный жанр "ню". Чего стоили его откровенные работы для сборника классических эротических рассказов - "Книги маркизы" Франца фон Блея (1908) с силуэтами вздыбленных фаллосов. В полном "эротическом варианте" книга вышла только спустя 10 лет, в революционной России.

6 (400x600, 108Kb)

7 (400x600, 147Kb)

8 ТЕКСТ (400x601, 124Kb)

Как проходила жизнь Сомова? В основном на дачах под Петербургом и в Таврическом садике, где можно было выбрать себе на ночь симпатичного молодого гимназиста, чтобы тот хоть отчасти разнообразил привычный досуг с Вальтером Нувелем, который как раз и представил Сомову Михаила Кузмина...

На портрете работы Л.Бакста.9 Вальтер Нувель (1895) На портрете работы Л.Бакста ТЕКСТ (458x600, 547Kb)

Роман с Кузминым был непродолжительным, но важным для Константина. Скрытный, не склонный к откровенности художник, как шутил Вячеслав Иванов, был Кузминым "развращен" и "лишен девственности".

Портрет М. А. Кузмина. 1909. Худ. Константин Сомов.10 Портрет М. А. Кузмина. 1909. Худ. Константин Сомов (518x696, 87Kb)

Константин Сомов. Автопортрет. 1909.11 Константин Сомов. Автопортрет. 1909 ТЕКСТ (439x696, 52Kb)

А что Кузмин? О, он давно мечтал познакомиться с Сомовым, надеясь, что тот когда-нибудь напишет его портрет.

Возможность личного знакомства представилась только осенью 1905 года, когда Кузмин входил в литературу со своей гомосексуальной повестью "Крылья". На Константина произвели впечатление и сама повесть, и облик ее автора. И он, как того хотел Кузмин, действительно напишет его портрет, но только спустя четыре года после первой встречи, когда известность Кузмина уже вполне состоится.

А пока Сомов находился под впечатлением "Крыльев" и с удовольствием форсировал творческое и личное сближение с Кузминым. Зимой 1905-1906 годов они встречались в основном на вечерах в доме у Ивановых, где проходили регулярные собрания "гафизистов" - Сомов, прекрасно разбиравшийся в истории костюма и в современной моде, выступал там в качестве "костюмера".

Портрет писателя и поэта В. И. Иванова. 1906. Худ. Константин Сомов.12 Портрет писателя и поэта В. И. Иванова. 1906. Худ. Константин Сомов ТЕКСТ (445x696, 76Kb)

В это же время художник работал над портретом Вячеслава Иванова и не возражал против присутствия Кузмина. Но влюбленности поэта как бы не замечал - до тех пор, пока... не прочел об этом в дневнике самого Кузмина, который нашел "бодрящим", с "любовью к жизни, к телу, к плоти, никакого нытья". Как известно, дневник - его Кузмин вел в течение всей жизни - был своеобразной открытой книгой, которую поэт читал в узком кругу.

К весне отношения Кузмина и Сомова стали более близкими. Константин со своим сердечным другом Вальтером Нувелем бывает на квартире поэта - заезжают по несколько раз в неделю, обменивается книгами, обсуждают достоинства любовников и проституток из Таврического сада. Кузмин даже познакомил Сомова со своим любовником Павлом Масловым... Но их интимное сближение произошло ближе к осени. В любовных играх принимал участие и Павел Маслов.

Это эротическое напряжение будет сопутствовать общению двух гомосексуальных пар, Сомов - Нувель и Кузмин - Маслов, в течение, по меньшей мере, года. Потом они останутся друзьями, хотя в записках Сомова обнаружится несколько нелестных отзывов о стареющем Кузмине.

Ну, так что же... Они были слишком разные. Сомов - из шестисотлетних дворян, с неплохим семейным капиталом и собственным домом в Петербурге. И Кузмин - всегда, даже в самые лучшие для него времена, стесненный в деньгах и скитавшийся по съемным столичным квартирам. Константина Сомова, довольно скрытного человека, который почти не вел дневников, не расточал елея и благодарностей, был скуп на комплименты - светские и интимные, невозможно представить на дружеской ноге с каким-нибудьпитерским сутенером, увлеченным банщиком или продавцом галантерейного магазина. Для Кузмина же все это было повседневной жизнью...

В течение пяти лет, пока выходит "Мир искусства", Сомов, если говорить современным языком, фактически выступает в качестве его арт-директора. Занимается всем - от подбора иллюстраций до рисования виньеток. Во многом Сомов стал родоначальником и русского модерна в графике, ex-librisе, оформлении театральных программок.

Влюбленные. Вечер. 1910 Худ. Константин Сомов.13 Влюбленные. Вечер. 1910 Худ. Константин Сомов (700x552, 138Kb)

Жених на коленях перед своей возлюбленной. 1913 Худ. Константин Сомов.14 Жених на коленях перед своей возлюбленной. 1913 Худ. Константин Сомов ТЕКСТ (521x696, 88Kb)

В живописи он разработал два основных направления: портрет и стилизованный под XVIII век галантный пейзаж. Это был реконструированный мир рококо, костюмированных балов, искусственных цветов, хрупких фарфоровых статуэток, изящных "мушек", дорогих шелков и фижм. Этот мир, выплывающий из тумана, потребовал особой техники: полупрозрачной акварели, бледной пастели и гуаши. Бенуа вообще называл Сомова "создателем идиллического стиля минувшей жизни".

Спящая молодая женщина. 1922.15 Спящая молодая женщина. 1922 (700x566, 77Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Русская пастораль. 1922.16 Константин Сомов (1869-1939). Русская пастораль. 1922 ТЕКСТ (700x525, 109Kb)

Такой тихой идиллии он, скорее всего, хотел и в личной жизни. Почти образцово-показательным может считаться брак Константина с Мифеттой, с Мифом... - 17-летней моделью Мефодием Лукьяновым (1892-1932). 22 года неразлучной жизни, без размолвок и почти без измен.

Портрет М. Лукьянова. 1918. Худ. Константин Сомов.17 Портрет М. Лукьянова. 1918. Худ. Константин Сомов ТЕКСТ (700x569, 124Kb)

В 1918 году, в разгар революции, Сомов напишет портрет своего Мифа. На улице стреляли и ниспровергали старый мир, а Сомов рисовал Лукьянова в домашнем халате, удобно устроившегося на диване, с выражением спокойного удовольствия на лице.

Так незаметно прошла для Сомова революция. В 1922-м Миф уехал в Париж, а Константин едва успел вырваться из-под крепнувшего уже нового красного гнета - в 1923 году он отправился сопровождать американскую выставку петербургских художников. В Россию не вернулся, а, вкусив парижской дороговизны, поехал Нормандию, где Миф купил ферму и занялся разведением скота.

Худ. Константин Сомов. Автопортрет в зеркале. 1928.18 Худ. Константин Сомов. Автопортрет в зеркале. 1928 ТЕКСТ (499x696, 83Kb)

С начала 1930-х Мефодий медленно увядал от чахотки. Сомов проводил недели у его постели: тут же работал и... плакал. Дневники его никогда не были столь откровенными: "...я так часто был гадким, жестоким... все его (Мифа) вины - маленькие, ничего не значащие... у меня просто придирчивый нрав... меня никто так не любил, как он... теперь я впитываю в себя его лицо, каждое его слово, зная, что скоро не увижу его  больше".

Это действительно была настоящая любовь, которая приходит к человеку, когда он уже вкусил достаточно случайного удовольствия и теперь находит прелесть в долгой и тихой привязанности и понимании. Удивительно, что такое правильное и доступное, как заблуждаются многие, только гетеросексуалам постижение любви пришло и к Философову (с Мережковским и Гиппиус), и к Дягилеву, и к Сомову - ко всей той троице, что в 1905 году, бравируя своей элегантностью, отправлялась в Таврический затем, чтобы снять очередную, уже использованную приятелем проститутку.

Сомов на семь лет пережил своего "сына, брата, мужа" Мифа. На склоне лет у него было новое увлечение - натурщик и боксер Борис Снежковский. Но в этой привязанности не было ничего плотского, только легкий флер гомоэротизма. Сомов стал для Снежковского, с которым познакомился, работая над рисунками к древнегреческой истории о влюбленных "Дафнис и Хлоя", своеобразным наставником и учителем.

Иллюстрация к роману Лонга "Дафнис и Хлоя". 1930. Худ. Константин Сомов.19 Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя. 1930. Худ. Константин Сомов ТЕКСТ (700x657, 194Kb)

Сразу же после выставки, организованной Лукьяновым, и переезда в Париж у Константина Андреевича появился новый юноша-натурщик, конечно, из русских - Борис Снежковский. Он был привлечен для создания серии рисунков к повести древнегреческого автора Лонга "Дафнис и Хлоя" - о неопытных влюбленных.

Пастух и пастушка, Дафнис и Хлоя, были воспитаны в неведении и совершенно не представляли себе, для чего у людей детородные органы и как они действуют в любви. Влюбившись друг в друга и терзаемы любовным томлением, они обменивались нежными и страстными ласками, но не знали, как утолить свою страсть, пока, после их долгих мук и метаний, опытная женщина не обучила Дафниса. Для издания этой эротической повести Сомову были заказаны иллюстрации, и он искал натуру.

Тема эта давно интересовала Сомова. Еще в 1920 г., на исходе Гражданской войны, в январе, он записывает в дневник: "Долго не мог заснуть и думал о ... картинах, в моем воображении показавшихся мне прекрасными". Среди них - "Дафнис, Хлоя и Пан":

"Дафнис склонился к Хлое, виден его затылок и его подбородок и рот, она полулежит у него на коленях. Пан около них анфас, но они его не видят..." (КАС: 195).

Теперь, когда осенью 1929 г. Сомов получил заказ, он сообщает сестре: "Эта работа очень интересная для меня, но трудная, надо уметь хорошо рисовать голеньких, а я не умею". В декабре он сообщает, что "стал рисовать этюды и наброски с голого тела. Пока нашел одного русского, очень хорошо позирующего и хорошо, но слишком атлетично для Дафниса сложенного, и подговорил его на 10 сеансов". Теперь ищет девушку. "А мой натурщик, русский, 19 лет, оказался очень умным, образованным и славным. Так заинтересовался своим позированием и моей целью, что попросил меня дать ему прочесть роман Лонгуса...".

20 (502x696, 145Kb)

Иллюстрации к роману Лонга "Дафнис и Хлоя". 1930. Худ. Константин Сомов.21 Иллюстрации к роману Лонга Дафнис и Хлоя. 1930. Худ. Константин Сомов ТЕКСТ (506x696, 124Kb)

Художник стал с тех пор называть его Дафнисом. Книга вышла в 1931 г., а Борис стал другом художника и с 1932 года заменил ему в эмоциональном плане умершего Мифа. Художник сдружился и с родителями Бориса, ездил с ними в Гранвилье. Он сделал с Бориса не только серию эскизов для Дафниса, но и целый ряд портретов в течение 30-х годов, в том числе известный портрет обнаженного атлета с боксерскими перчатками. В 1933 г. начал серию акварелей-миниатюр на тему "Мужская натура на манер Буше"."У меня множество набросков с натуры "ню", большей частью с Дафниса... Может быть, эта серия будет из 10 - 12 номеров. Будет забавный, хотя инесколько скандальный ансамбль" (КАС: 410-402). Дружба продолжалась до самой смерти Сомова в 1939 г. Он умер внезапно и скоропостижно в возрасте 70 лет, до начала Второй мировой войны. Судьба избавила его от новой серии передряг.

Был ли Борис его любовником, неизвестно. Скорее всего, не был. Нам неизвестна его сексуальная ориентация, да и вряд ли его мог телесно привлечь старик-художник. Для старика же, с трудностями при ходьбе (он страдал от атеросклероза), уже вряд ли были заманчивы сексуальные авантюры, но вкусы его не могли измениться, и, несомненно, ему просто доставляло удовольствие часто любоваться нагим телом превосходного атлета и всегда любоваться созданными им самим изображениями, в которых оно запечатлено навечно. В психологической литературе отмечалось, что для сексуального человека в подсознании рисование эрогенных зон равносильно трепетному касанию и ласке, так что оно должно было доставлять художнику утонченное наслаждение. Для человека, приверженного однополой любви и знавшего в своей молодости любовные приключения, а в зрелом возрасте всепоглощающую любовь, неплохой закат.

Сон. 1938. Худ. Константин Сомов.22 Сон. 1938. Худ. Константин Сомов (700x406, 72Kb)

Боксер Борис Снежковский. 1933. Худ. Константин Сомов.23 Боксер Борис Снежковский. 1933. Худ. Константин Сомов (581x696, 97Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Лежащий мужчина. 1936 г.24 Константин Сомов (1869-1939). Лежащий мужчина. 1936 г (640x540, 59Kb)

Обнаженные. 1938. Худ. Константин Сомов.25 Обнаженные. 1938. Худ. Константин Сомов (456x696, 91Kb)

Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937 Худ. Константин Сомов.26 Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937 Худ. Константин Сомов (700x366, 55Kb)

Летнее утро. 1932 Худ. Константин Сомов.27 Летнее утро. 1932 Худ. Константин Сомов (700x542, 123Kb)

Сомов Константин (1869-1939). Купальщицы на солнце. 1930.28 Сомов Константин (1869-1939). Купальщицы на солнце. 1930 (537x696, 140Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Правильное отражение. Акварель, 1930 г.29 Константин Сомов (1869-1939). Правильное отражение. Акварель, 1930 г (551x640, 82Kb)

Константин Сомов (1869-1939). На пляже. Карандаш, акварель и гуашь. 1932.30 Константин Сомов (1869-1939). На пляже. Карандаш, акварель и гуашь. 1932 (700x459, 59Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Купальщики. 1934.31 Константин Сомов (1869-1939). Купальщики. 1934 (700x508, 67Kb)

Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Игрок на мандолине и его аудитория. 1936.32 Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Игрок на мандолине и его аудитория. 1936. (512x673, 66Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Любовники. Карандаш акварель и гуашь. 1931.33 Константин Сомов (1869-1939). Любовники. Карандаш акварель и гуашь. 1931 (640x540, 58Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Любовники Карандаш, акварель. 1933.34 Константин Сомов (1869-1939). Любовники Карандаш, акварель. 1933 (700x558, 58Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Интимный момент. 1933.35 Константин Сомов (1869-1939). Интимный момент. 1933 (640x445, 74Kb)

Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934 Константин Сомов (1869-1939).36 Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934 Константин Сомов (1869-1939) (486x696, 95Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Дремота. Карандаш, акварель на бумаге "Бристоль", 1933.37 Константин Сомов (1869-1939). Дремота. Карандаш, акварель на бумаге Бристоль, 1933 (512x512, 43Kb)

Cauchemar de la fiеvre brulante. 1937 Konstantin Somov. Private collection.38 Cauchemar de la fiеvre brulante. 1937 Konstantin Somov. Private collection ТЕКСТ (600x459, 55Kb)

К тому же после шестидесяти Сомов неожиданно увлекся рисованием гомосексуальных эротических сценок, вроде "Обнаженных в зеркале у окна" (1934), которые хорошо продавались и мгновенно разошлись по частным парижским коллекциям. Борис с удовольствием ему позировал. В конце 1930-х Сомов создал целую серию портретов обнаженного боксера...

Константин Сомов был из тех гомосексуалов, которые, в отличие, например, от Кузмина, не слишком злоупотребляли гомосексуальностью для своего творчества. В работах Сомова широко представлены все виды эротизма. Сомов ввел в русскую графику эротику как иронический жанр. Это была игра- "усталая порочность не всерьез", как выражались критики.

Декаданс требовал раскрепощения во всем. Но на суровой русской почве любая эротика покажется обывателю порнографией, как это и произошло, например, с "Крыльями" Кузмина. Зато шутовская, скоморошеская, наконец, "скурильная", как любят говорить применительно к Сомову, эротика была с легкостью принята эстетикой модерна и русским искусством.

Константин Сомов (1869-1939). Отдых путника. 1939.39 Константин Сомов (1869-1939). Отдых путника. 1939. (700x537, 177Kb)

http://gallerix.ru/album/Somovhttp://otkritka-reprodukzija.blogsp...869-1939-8.html

http://www.gay.ru/people/star/russi...y-mudrosti.html

http://az.gay.ru/articles/bookparts/somov_8.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE...%E5%E5%E2%E8%F7

poyeliku.livejournal.com

картины, биография художника "Мира Искусства"

Константин Андреевич Сомов (1869-1939)

Русский художник Константин Андреевич Сомов был одним из виднейших «мирискусников», то есть участников выставочного объединения, художественной группировки и журнала под одним названием «Мир искусства». В начале вежа Сомов почитался самым модным из художников-декадентов, тяготевших к болезненной изы­сканности и программно декларировавших уход от общест­венно-политической жизни и борьбы.

Несмотря на явные упадочнические тенденции в искусстве Сомова, оно как художественное явление представляет большой инте­рес, прежде всего благодаря блестящему владению худож­ника профессиональным мастерством. Сомов родился в Петербурге в интеллигентной, близкой к искусству семье. Отец его был старшим хранителем Эрмитажа, большим любителем и знатоком живописи. В 1888 году Сомов посту­пил в Петербургскую Академию художеств. Б. П. Виллевальде, К. Б. Вениг, В. П. Верещагин и П. П. Чистяков стали его учителями. В эти годы Сомов работает вполне в реалистическом духе, делает портретные и пейзажные эскизы в акварели и карандаше. Бывая в доме А. Н. Бенуа, он сближается с кружком лиц, впоследствии составивших ядро общества «Мир искусства».

После обновления академии в 1894 году Сомов посещает мастерскую И. Е. Репина. Его рисунок «Натурщик в рус­ском костюме», карандашные портреты А. К. и А. Н. Бенуа и лирические интимные пейзажи «Вечер в мае» и «Море в Мартышкине» отмечены вниманием к натуре. Но тогда же появляются и первые ретроспективные работы, одна из них — «Дама у пруда» — была представлена как эскиз на вольную тему в академию. Впоследствии именно увлечение XVIII веком определяет специфику творчества Сомова. Ин­терес к древним Греции и Риму, к русской сказочности, славянским преданиям, наконец, к XVIII веку был весьма моден в те годы, он проникал и в музыку и в литературу. И вот сомовские композиции с жеманными персонажами в фижмах и пудреных париках, такие, как «Письмо», «Про­гулка после дождя», «На террасе», «Пастораль», «Радуга», «Конфиденции», пришлись по вкусу тогдашним посетителям художественных выставок. Так определил себя Сомов. Но в этих работах 1896—1897 годов главной все-таки была передача состояния природы, а дамы и кавалеры в костю­мах времен Людовика XV служили лишь только тщательно подобранным стаффажем. В дальнейшем Сомов вырабатывает и свою манеру, завершенность человеческих фигур в его картинах обычно сочеталась с эскизностью окружения.

В начале 1897 года Сомов покинул Академию художеств и отправился в Париж. Здесь были созданы картины «В ав­густе» (1897), «В былые времена» (1898), «Волшебство» (1898), «Поэты» (1898) и «Белая ночь» (1898—1900), в кото­рых можно было наблюдать странную смесь старины с на­строением современности, воспринятой, конечно, по-декадентски с акцентировкой черт усталости, утонченности, греховности. Надо сказать, эти работы Сомова вызвали возмущение среди прогрессивного лагеря русского искусства. «Я знаю этого способного юношу,— писал И. Е. Репин,— и понять не могу его (притворства в напускании на себя такой глупости в красках, как его зеленая травка, такого идиотизма, как сцены его композиций с маленькими выло­манными уродцами лилипутами».

Возвратившись в Россию, Сомов начи­нает три своих наиболее известных произведения: «Дама в голубом», «Вечер» и «Остров любви». Образ дамы в голу­бом как нельзя более типичен для понимания Сомовым задач искусства. Изображена современная женщина нерви­ческого типа, с умным, чуть усталым лицоом, облаченная в пышное платье XVIII века. Такое сочетание не лишено своеобразной поэзии, но лишь в немногих вещах Сомов удержался на этом уровне. Очень скоро в его творчестве побеждают стилизация, узорчатая декоративность и откро­венная эротика, уводящая художника на путь мучитель­ных и бесплодных исканий.

Сомов работал и в графике, в своеобразной манере перо­вого рисунка с подцветкой. Главным образом он оформлял всякого рода увражи (дорогие художественные издания), иногда его рисунки появлялись на страницах журналов и книг. Сомовым исполнен также ряд портретов современ­ников — А. А. Блока, М. А. Кузьмина, М. В. Добужинского, Б. Б. Лансере.

Портреты Сомова смотрите здесь.

 Умер художник в эмиграции.

Картины Константина Сомова

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info


Смотрите также