Студия И. Галереи интерьерной живописи. Сорокина картины


Картины Пелевина, картины Сорокина...: ochendaje

Развал.

Не самые известные имена в нашем изобразительном искусстве. Тем интереснее взглянуть на их работы. Стоит оговориться, что существенная часть затрагивает православную тематику.............................................................................................................................

Иван Андреевич Пелевин окончил курс императорской Академии художеств в 1862 году со званием неклассного художника. Вскоре по выходе из академии написал несколько картин, между прочим две сцены: «Воскресный досуг» и «Молодая мать», за которые академия в 1864 г. произвела его в классные художники 3-й ст. Однако недостаточность материального обеспечения побудила его заняться мозаичным искусством, причем он продолжал заниматься и живописью. В 1869 году за картины «Детский завтрак», «Деревенская швея», «Два врага», «Деревенский пестун» и «Этюд девушки» было присуждено ему звание академика. В следующем году в мозаичном отделении он был повышен в младшие мозаисты.

Вдова, 1866, Курская областная картинная галерея имени А.А.Дейнеки

В 1874 году переехал в Вильно. Здесь попробовал свои силы в исторической живописи и написал, между прочим, картины: «Иоанн Грозный в келье Николы Юродивого, во Пскове» (1877) и «Боярин Троекуров читает царевне Софье указ о заточении ее в монастырь» (1878), но вскоре вернулся к изображению сцен деревенского быта, как более свойственных его дарованию.

Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса

Николай Салос - псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его в кровожадности и устрашая возмездием, после чего царь отошёл от Пскова.

В противоположность большинству других русских жанристов он представляет в своих картинах не печальные или темные стороны этого быта, а его отрадные проявления, порой излишне приукрашенные идиллией, причем особенно любит выводить на сцену детей. В 1884 году снова поступил на службу в мозаичное отделение.

Первенец, 1888, Русский музейНачиная с 1860-х годов, живописец постоянно принимал участие в выставках Академии художеств. Пелевин являлся одним из самых плодовитых жанровых живописцев второй половины ХІХ столетия в русской реалистической живописи. Создал свыше ста произведений. Общественного резонанса картины Пелевина не имели, однако среди современников он был популярен как художник бытового жанра, писавший приятные малоформатные картины. Известен как мозаичист, исполнил работы в Исаакиевском соборе (фигура Иуды в образе "Тайная вечеря", 1869-1870) в Петербурге, принимал участие в создании мозаик  «Несение креста», «Евангелист Лука», «Евангелист Марк» и «Апостол Петр».

Блестящий образец мозаичного копирования - икона "Тайная вечеря", выполненная в 1879 - 1887 годах И.П.Кудриным, И.А.Лаверецким, М.П.Муравьевым, И.А.Пелевиным и Н.Ю.Силивановичем. В ее композиции чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи.Картины художника представлены в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в Курской областной картинной галерее имени А. А. Дейнеки, в Тюменском музее изобразительных искусств, в других художественных музейных собраниях, галереях и частных коллекциях. Пелевин Иван Андреевич умер в Санкт-Петербурге в 1917 году.

Дети в санях, 1870, Нижнетагильский художественный музей

Евграф Семёнович Сорокин, Портрет 1891 года работы В. Е. Маковского.Евграф Семенович Сорокин (1821—1892) - один из знаковых мастеров религиозной живописи. Живописец также обладал незаурядным талантом преподавания - Евграф Сорокин выучил многих знаменитых художников.

Родился 6 декабря 1821 года в посаде Большие Соли Костромской губернии и уезда, ныне поселок Некрасовское в Ярославской области. Первоначальное ознакомление с живописью Сорокин получил у одного ярославского иконописца. Уже в это время он проявлял большие способности к собственной композиции, чем обратил на себя внимание заказчиков работ по церковной живописи.

Распятие

Представляет интерес то, как достаточно подготовленный к рисунку и живописи двадцатилетний Евграф Сорокин попал в Академию художеств.

Император Николай I на одной из выставок заприметил картину "Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего с него портрет А.М. Матвеева и предугадывает в нем талантливого живописца". То ли название понравилось российскому самодержцу, то ли сама картина, то ли он тоже распознал в авторе картины — Е. Сорокине — незаурядного художника. Только история окончилась тем, что император издал указ о зачислении Евграфа Семеновича Сорокина учеником в Академию художеств.

Сорокин учился в Академии под руководством профессора А. Маркова . В 1845 г. получил большую серебряную медаль за этюд с натуры, а еще через четыре года — золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Ян Усмовец останавливает разъяренного быка».

Ян Усмошвец останавливает быка, при владении Россиею великого князя Владимира. 1849

Ян Усмошвец (Усмович, Усмарь) — легендарный летописный богатырь. Упоминается в летописях под 992, 1001 и 1004 гг, всегда в роли победителя печенегов, в двух последних случаях вместе с богатырем Александром Поповичем.

[История целиком]

Наиболее подробен следующий легендарный рассказ. В 992 году печенеги пришли из-за Сулы на берега Трубежа и стали вызывать на единоборство с их богатырём. Охотников не находилось, и великий князь Владимир начал тужить. Тут подошёл старик и сказал, что оставшийся дома меньшой его сын (из пяти) в гневе разрывает кожу. Силач был вызван; для пробы силы он схватил бежавшего мимо быка и вырвал кожу с мясом, сколько мог захватить рукою. Печенежский силач был им побеждён и печенеги бежали. Князь Владимир заложил на месте поединка город, дав ему название Переяслав, якобы потому, что здесь русский богатырь «перенял» славу печенежского. Однако город Переяславль упоминался ещё в договоре 907 года Олега с греками. В то же время сомневаться в реальности существования самого витязя не приходится — известны два совместных похода Яна Усмовича и Александра Поповича на печенегов — в 1001 и 1004 годах. Позднейшая сходная малорусская сказка о Никите Кожемяке напечатана во 2-м томе «Записок о Южной Руси» Кулиша. Здесь богатырь — старик, мнет и рвёт в гневе кожи, убивает змея и освобождает похищенную змеем царевну. Летописный Ян Усмошвец и украинский Кирилл Кожемяка, по-видимому, два далеко разошедшиеся варианта одного и того же сказочного мотива об освобождении царевны от похитившего её змея.

За успехи в обучении был отправлен за казенный счет в Европу, посетил Германию, Бельгию, Францию и Испанию, а также Сирию и Египет. За написанную в Риме картину «Благовещение» он получил звание академика. Кроме того, Сорокин создал в этот период шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в парижской православной церкви.

Благовещение

Создал также ряд светских работ — написал несколько сцен испанской и итальянской жизни, например «Испанские цыгане» и «Свидание» и «Нищая девочка, в Испании». В 1859 г. возвратился в Россию и поступил на службу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем живописи. На этой должности оставался до конца своей жизни, вел живописный и рисовальный натурные классы.

Испанские цыгане

В 1860-х Сорокин руководил росписями в храме Христа Спасителя. Им исполнены, в частности, фигуры святого Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей и некоторые из образов в иконостасе московского храма Спасителя, а также окончены и частично переписаны на стенах храма произведения Ф. А. Бруни, оставшиеся недовершенными вследствие его смерти. За работу в храме Сорокин в 1878 г. получил звание профессора.

Храм Христа Спасителя. Главный иконостас. Фото 1902 года.

Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10)

ochendaje.livejournal.com

Сорокин Евграф Семенович Картины биография Sorokin Evgraf

Сорокин Евграф Семенович — русский живописец картин исторического жанра и произведений религиозной тематики. Родился в 1821 году в Костромской губернии. Первоначальное художественное образование получил у провинциального ярославского иконописца. Легкость, с какой давались Сорокину собственные композиции, обратила на молодого художника внимание местных заказчиков работ по церковной живописи.

Семейный портрет, 1844, музей изобразительных искусствРеспублики Татарстан, Казань Нищая испанская девочка,1852, Третьяковская галерея Ян Усмовец останавливаетразъяренного быка, 1849 год,Русский музей, Санкт-Петербург

Особенное участие в судьбе Сорокина принял настоятель храма, в росписи церкви которого принял участие молодой мастер. По его совету, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: "Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет Андрея Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца". Это произведение было представлено государю, который и повелел принять его в Академию художеств в 1841 году.

Свидание, 1858,Третьяковская галерея Испанские цыгане,1853, Третьяковская галерея Портрет А.М. Поповой, 1852, Астраханская картинная галереяимени П.М. Догадина

Сорокин обучался в Академии под руководством профессора Алексея Тарасовича Маркова. В 1845 году художник был награжден большой академической серебряной медалью за этюд с натуры. В 1849 за картину "Ян Усмовец останавливает разъяренного быка", исполненную в рамках академической конкурсной программы, живописец был удостоен большой золотой медали. Будучи затем отправлен от Академии художеств за границу с целью совершенствования в живописи, Сорокин посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию, Сирию и Египет. По возвращении в Россию в 1859 году, художник поступил на службу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем живописи, где трудился до конца своей жизни.

В 1861 году за написанную в Риме картину "Благовещение", получил звание академика. Сорокин исполнил шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в Парижской православной церкви и написал фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей и некоторые из образов в иконостасе Московского храма Христа Спасителя, а также окончил и частью исправил на стенах этого храма произведения Федора Бруни, оставшиеся недовершенными вследствие смерти маститого живописца.

Развал, 1860-е,Третьяковская галерея Распятие,1873 Сальвадор Дали Salvador Dali

За свои работы в храме Христа Спасителя Сорокин в 1878 году был удостоен звания профессора исторической живописи. В молодости Сорокин написал несколько сцен испанской и итальянской жизни, такие картины как, например, "Испанские цыгане" и "Свидание" (в картинной галерее Козьмы Солдатенкова в Москве) и "Нищая испанская девочка" (в Третьяковской галерее в Москве). Картины хорошо скомпонованы, чисто написаны и вызывают заслуженное уважение к таланту мастера. Вообще Сорокин был очень хороший рисовальщик, обладавший приятным, гармоничным колоритом, но долгое упражнение в юности иконописью, а потом следование канонам академической рутины наложили печать условности и холодности на его некоторые произведения. Сорокин Евграф Семенович скончался в 1892 году в Москве.

Фердинанд Ходлер Ferdinand Hodler

smallbay.ru

Картины Сергея Сорокина | Лакомый кусочек

Замечательный нижегородский художник С.Ю. Сорокин оказал неоценимую помощь создателям фильма “Лакомый кусочек“.  Здесь вы можете посмотреть самою большую коллекцию картин С. Сорокина, побывать на виртуальной экскурсии в доме художника и посмотреть видеоочерк о его жизни.

Сергей Юрьевич Сорокин родился в Архангельске в журналистской семье, жил в Сибири, служил в армии в ГДР. Там-то и решилась его судьба: когда командование определяло солдат кого в музыканты, в пчеловоды, кого в садовники, Сергей вызвался быть художником. На всю жизнь.

“FS” = весь экран, Esc = свернуть галерею, “SL” = слайдшоу, “i” – описание

Основная тема творчества Сергея Сорокина – Нижний Новгород. Но это не те пафосные виды на Стрелку, Кремль, площадь Минина и Пожарского и другие достопримечательности «кармана России». Для Сорокина намного больше значат маленькие незаметные улочки, покосившиеся домики-бараки, производственные цеха, вокзальные залы ожидания, рыночные подворотни и коммунальные квартиры. В такую архитектуру художник с лёгкостью «вводит» бомжей, пьяниц, нищих, торгашей, уличных музыкантов и других маргинальных элементов.

“FS” = весь экран, Esc = свернуть галерею, “SL” = слайдшоу, “i” – описание (если есть)

Дома на картинах Сорокина живут и страдают, как люди. «Власти взяли и всю самобытность нашего города, как ластиком, стёрли, – вздыхает Сорокин. – Раньше каждый двор в центре города – это была целая история. В любой приходи и рисуй: у каждого дома – душа. Жить в этих старых лачугах, конечно, было невозможно. Но если бы вложить деньги в их реконструкцию, мы могли бы сохранить самобытный облик города, сохранить нижегородский дух. А современные застройки на холст даже не просятся…»

Не менее колоритны и созданные художником Сорокиным образы обитателей этих дворов. Через Сорокинские дворы прошли сотни персонажей. За каждым из них – реальный человек. Эти люди позировали Сорокину, вели задушевные беседы, а случалось, делили с ним и стол и кров.Художник Сергей СОРОКИН. Путешествие на дно жизни

Сергей Сорокин живёт в поселке на самой окраине Сормова, дальше только речка да лес. Каждый из знакомых художников оставлял в дар хозяину какую-то часть своего искусства. Это и знаменитая коза Сидорова из железок, консервных банок и прочего хлама, и лепные украшения на камине, и скульптуры на постаментах в саду. Дом Сорокина никогда не пустует – друзей, поклонников, коллег, галеристов, бизнесменов и политиков здесь щедро угостят, выслушают и посочувствуют. А по двору бегают куропатки, цесарки, собаки и конь Ван Гог – тоже подопечные художника.

Сергея Юрьевича Сорокина причисляют к художникам так называемого андеграунда. Это верно, он нонконформист. Но при этом он – одинокий мастер, вне групп и течений. Его невозможно поставить в один ряд, назвать последователем или предшественником.

С началом перестройки работы Сергея Сорокина стали “выездными”, они экспонировались в музеях, выставочных залах и галереях Нижнего Новгорода, Москвы, Дании, Америки, Германии, их стали покупать художественные музеи, российские и зарубежные частные коллекционеры.

Авторы процитированных материалов: Светлана Трифонова, Ирина Маршева, Марина Новикова.

www.tastybits.us

Виктор Семёнович Сорокин - Разноцветная мозаика

На прошлой неделе я рассказывала вам о фото-выставке Александра Артемьева "Возвращение к истокам". Выставка проходила в Доме Мастера. Мы имели возможность параллельно со знакомством с работами Александра Артемьева познакомиться с картинами Мастера - художника Виктора Семёновича Сорокина. А сегодня я расскажу вам об этом талантливом художнике с необычной судьбой. Но судьба обычной и не бывает... у всех... Жизнь и творчество Виктора Семёновича Сорокина неразрывно связаны с Липецким краем. Виктор Семёнович Сорокин – живописец, народный художник России. Родился 25 декабря 1912 года в Москве. Окончил Московский художественный институт им. В.И.Сурикова в 1946 году, защитив на «отлично» дипломную работу – пейзаж «Самарканд» (мастерская С.В. Герасимова). Учился также у И.Э.Грабаря и Б.В.Иогансона . С 1939 года – участник всесоюзных, всероссийских, республиканских, региональных, зарубежных, областных выставок. Более 20 персональных выставок в Ельце, Липецке, Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Лионе. Член Союза художников СССР с 1946 года. Уже замеченный и оцененный знатоками тридцатишестилетний москвич покинул столицу и поселился в маленьком Ельце. Случилось это в 1948 году. Не исключено, кто-то считал этот поступок чудачеством, донкихотством. Но Сорокин знал, что делает. Он не мог изменить себе, принять правила игры, когда официальные надсмотрщики брали под подозрение художника, если он предпочитал производственному пейзажу старые одноэтажные улочки, а гладкописи и похожести - дерзкие импрессионистические вольности. Существует версия, согласно которой Сорокин покинул Москву из-за опасности клеймения формалистом и космополитом. С 1948 года преподаёт живопись в Елецком художественном училище. В 1957 году переезжает в Липецк. Он стал народным художником (1991 г.). Среди прочих наград удостоился Золотой медали Академии художеств (1997 г.). За выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства и личный вклад в отечественную культуру Виктор Семенович награжден в 1971 году орденом Трудового Красного Знамени, в 1986 году - орденом Дружбы народов. В Липецке, в 1992 году у него появился Дом Мастера (ул. Ленина, 2; он расположился в стенах дома аптекаря В.Вяжлинского 1910 года постройки – памятник архитектуры), созданный, прежде всего, стараниями его ученика, ныне заслуженного художника России Вилена Дворянчикова. С 1994 года избран почётным гражданином г. Липецка. Мартовский вечер. Начало 1960-х. Начало весны. 1980. Зима. 1986. Вечерняя заря. 1988. Весенние проталины. 1990.

Дерево. Январь. 1999

Зелёный графин. 1992. Март. 1998. Голубое небо. 2001. Снегопад. 2001 Имя патриарха русской живописи Виктора Семёновича Сорокина, ведущего мастера современного изобразительного искусства России, прочно вошло в историю развития второй половины XX века. Своим творчеством оказал существенное влияние на профессиональное становление многих липецких художников. О нём говорили: Мастер. В чужой живописи Сорокин ценил не только то, что открывается взгляду. Коллега Виктора Семеновича, директор детской художественной школы № 2 Виталий Иванович Миронов (его тоже уже нет на свете) рассказывал о том, как Мастер подносил к картине ладонь и определял, тепло или холод она излучает. «Холодно», - говорил он и терял к ней интерес, сколь бы ни был изощрен автор. Автопортрет. 1993.

Умер в 2001 году.

Именем В.С. Сорокина названа липецкая Детская художественная школа № 1 на Липовской улице, 12а. Произведения Виктора Семеновича украшают многие общественные и культурные учреждения Липецка и области. Его картины хранятся в ведущих музеях России (в т.ч. в Третьяковской галерее), а также в коллекциях живописи во Франции, Италии, Германии, США, Японии и многих других стран.

При подготовке поста использовались следующие источники: 1; 2; 3; книга Липецкая энциклопедия. Т.3. / Сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. – Липецк, 2001. – 560 с.

annazv77.livejournal.com

Картины Пелевина, картины Сорокина...: ogrinky

Развал.

Не самые известные имена в нашем изобразительном искусстве. Тем интереснее взглянуть на их работы. Стоит оговориться, что существенная часть затрагивает православную тематику.............................................................................................................................

Иван Андреевич Пелевин окончил курс императорской Академии художеств в 1862 году со званием неклассного художника. Вскоре по выходе из академии написал несколько картин, между прочим две сцены: «Воскресный досуг» и «Молодая мать», за которые академия в 1864 г. произвела его в классные художники 3-й ст. Однако недостаточность материального обеспечения побудила его заняться мозаичным искусством, причем он продолжал заниматься и живописью. В 1869 году за картины «Детский завтрак», «Деревенская швея», «Два врага», «Деревенский пестун» и «Этюд девушки» было присуждено ему звание академика. В следующем году в мозаичном отделении он был повышен в младшие мозаисты.

Вдова, 1866, Курская областная картинная галерея имени А.А.Дейнеки

В 1874 году переехал в Вильно. Здесь попробовал свои силы в исторической живописи и написал, между прочим, картины: «Иоанн Грозный в келье Николы Юродивого, во Пскове» (1877) и «Боярин Троекуров читает царевне Софье указ о заточении ее в монастырь» (1878), но вскоре вернулся к изображению сцен деревенского быта, как более свойственных его дарованию.

Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса

Николай Салос - псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его в кровожадности и устрашая возмездием, после чего царь отошёл от Пскова.

В противоположность большинству других русских жанристов он представляет в своих картинах не печальные или темные стороны этого быта, а его отрадные проявления, порой излишне приукрашенные идиллией, причем особенно любит выводить на сцену детей. В 1884 году снова поступил на службу в мозаичное отделение.

Первенец, 1888, Русский музейНачиная с 1860-х годов, живописец постоянно принимал участие в выставках Академии художеств. Пелевин являлся одним из самых плодовитых жанровых живописцев второй половины ХІХ столетия в русской реалистической живописи. Создал свыше ста произведений. Общественного резонанса картины Пелевина не имели, однако среди современников он был популярен как художник бытового жанра, писавший приятные малоформатные картины. Известен как мозаичист, исполнил работы в Исаакиевском соборе (фигура Иуды в образе "Тайная вечеря", 1869-1870) в Петербурге, принимал участие в создании мозаик  «Несение креста», «Евангелист Лука», «Евангелист Марк» и «Апостол Петр».

Блестящий образец мозаичного копирования - икона "Тайная вечеря", выполненная в 1879 - 1887 годах И.П.Кудриным, И.А.Лаверецким, М.П.Муравьевым, И.А.Пелевиным и Н.Ю.Силивановичем. В ее композиции чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи.Картины художника представлены в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в Курской областной картинной галерее имени А. А. Дейнеки, в Тюменском музее изобразительных искусств, в других художественных музейных собраниях, галереях и частных коллекциях. Пелевин Иван Андреевич умер в Санкт-Петербурге в 1917 году.

Дети в санях, 1870, Нижнетагильский художественный музей

Евграф Семёнович Сорокин, Портрет 1891 года работы В. Е. Маковского.Евграф Семенович Сорокин (1821—1892) - один из знаковых мастеров религиозной живописи. Живописец также обладал незаурядным талантом преподавания - Евграф Сорокин выучил многих знаменитых художников.

Родился 6 декабря 1821 года в посаде Большие Соли Костромской губернии и уезда, ныне поселок Некрасовское в Ярославской области. Первоначальное ознакомление с живописью Сорокин получил у одного ярославского иконописца. Уже в это время он проявлял большие способности к собственной композиции, чем обратил на себя внимание заказчиков работ по церковной живописи.

Распятие

Представляет интерес то, как достаточно подготовленный к рисунку и живописи двадцатилетний Евграф Сорокин попал в Академию художеств.

Император Николай I на одной из выставок заприметил картину "Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего с него портрет А.М. Матвеева и предугадывает в нем талантливого живописца". То ли название понравилось российскому самодержцу, то ли сама картина, то ли он тоже распознал в авторе картины — Е. Сорокине — незаурядного художника. Только история окончилась тем, что император издал указ о зачислении Евграфа Семеновича Сорокина учеником в Академию художеств.

Сорокин учился в Академии под руководством профессора А. Маркова . В 1845 г. получил большую серебряную медаль за этюд с натуры, а еще через четыре года — золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Ян Усмовец останавливает разъяренного быка».

Ян Усмошвец останавливает быка, при владении Россиею великого князя Владимира. 1849

Ян Усмошвец (Усмович, Усмарь) — легендарный летописный богатырь. Упоминается в летописях под 992, 1001 и 1004 гг, всегда в роли победителя печенегов, в двух последних случаях вместе с богатырем Александром Поповичем.

[История целиком]

Наиболее подробен следующий легендарный рассказ. В 992 году печенеги пришли из-за Сулы на берега Трубежа и стали вызывать на единоборство с их богатырём. Охотников не находилось, и великий князь Владимир начал тужить. Тут подошёл старик и сказал, что оставшийся дома меньшой его сын (из пяти) в гневе разрывает кожу. Силач был вызван; для пробы силы он схватил бежавшего мимо быка и вырвал кожу с мясом, сколько мог захватить рукою. Печенежский силач был им побеждён и печенеги бежали. Князь Владимир заложил на месте поединка город, дав ему название Переяслав, якобы потому, что здесь русский богатырь «перенял» славу печенежского. Однако город Переяславль упоминался ещё в договоре 907 года Олега с греками. В то же время сомневаться в реальности существования самого витязя не приходится — известны два совместных похода Яна Усмовича и Александра Поповича на печенегов — в 1001 и 1004 годах. Позднейшая сходная малорусская сказка о Никите Кожемяке напечатана во 2-м томе «Записок о Южной Руси» Кулиша. Здесь богатырь — старик, мнет и рвёт в гневе кожи, убивает змея и освобождает похищенную змеем царевну. Летописный Ян Усмошвец и украинский Кирилл Кожемяка, по-видимому, два далеко разошедшиеся варианта одного и того же сказочного мотива об освобождении царевны от похитившего её змея.

За успехи в обучении был отправлен за казенный счет в Европу, посетил Германию, Бельгию, Францию и Испанию, а также Сирию и Египет. За написанную в Риме картину «Благовещение» он получил звание академика. Кроме того, Сорокин создал в этот период шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в парижской православной церкви.

Благовещение

Создал также ряд светских работ — написал несколько сцен испанской и итальянской жизни, например «Испанские цыгане» и «Свидание» и «Нищая девочка, в Испании». В 1859 г. возвратился в Россию и поступил на службу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем живописи. На этой должности оставался до конца своей жизни, вел живописный и рисовальный натурные классы.

Испанские цыгане

В 1860-х Сорокин руководил росписями в храме Христа Спасителя. Им исполнены, в частности, фигуры святого Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей и некоторые из образов в иконостасе московского храма Спасителя, а также окончены и частично переписаны на стенах храма произведения Ф. А. Бруни, оставшиеся недовершенными вследствие его смерти. За работу в храме Сорокин в 1878 г. получил звание профессора.

Храм Христа Спасителя. Главный иконостас. Фото 1902 года.

Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10)

ogrinky.livejournal.com

Сорокин Евграф Семёнович(Sorokin Evgraf) | Студия И

Сорокин Евграф Семёнович(1821-1892)-выдающийся русский художник и педагог, мастер исторической, религиозной и жанровой живописи.

254f9e63079195.jpg

Родился 18 декабря 1821 года в посаде Большие Соли Костромской губернии и уезда, ныне посёлок городского типа Некрасовское в Ярославской области. Первоначальное ознакомление с живописью Сорокин получил у одного ярославского иконописца. Уже в это время он проявлял большие способности к собственной композиции, чем обратил на себя внимание заказчиков работ по церковной живописи. Особенное участие встретил Сорокин со стороны одного священника, церковь которого он расписывал. По совету этого священника, к приезду императора Николая I в Ярославль Сорокин написал картину: «Пётр Великий, за обедней в соборе, замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нём даровитого живописца». Эта картина была представлена Государю, который повелел определить Сорокина в петербургскую Академию художеств.

В 1841 году, по Высочайшему повелению, Сорокин был уволен из мещанского сословия и помещён в Академию художеств, где и обучался живописи под ближайшим руководством профессора А. Маркова. Уже в следующем, 1842 году Сорокин получил похвалу совета академии за историческую и портретную живопись; в 1843 и 1845 годах — малые серебряные медали за рисунок с натуры и за эскиз «Убиение архидиакона Стефана»; в в том же 1845 году — большую серебряную медаль за картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и в 1847 году — малую золотую медаль за картину «Даниил со львами»; в 1849 году Сорокина за написанную по программе картину «Ян Усмошвец останавливает быка, при владении Россиею великого князя Владимира» был удостоен большой золотой медали и затем отправлен на казённый счет на четыре года за границу для довершения своего художественного образования. Осматривая и изучая по пути всё замечательное, «что касается до художеств», Сорокин посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию, Сирию и Египет. В Испании он сделал копию с картины Рибейры «Святой Павел».

В 1859 году Сорокин возвратился в Россию и занял должность преподавателя живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где и служил до самой смерти. В 1861 году, за написанную во время заграничного путешествия картину «Благовещение Пресвятой Богородицы», Сорокин был признан академиком. Значительное число из всех живописных работ Сорокина составляют образа разного рода. Ему принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в парижской православной церкви, фигуры святых Лаврентия и Стефана для северных и южных дверей и некоторые образа в иконостасе московского храма Христа Спасителя; ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах этого же храма некоторых произведений Ф. А. Бруни, незаконченных вследствие смерти последнего. За работы в храме Христа Спасителя Сорокин в 1878 году был возведён в звание профессора. В первое время своей художественной деятельности Сорокин занимался и жанровой живописью: ему принадлежит несколько сцен из итальянской и испанской жизни, например: «Испанские цыгане» и «Свидание» и «Нищая девочка в Испании».По мнению современников художника, Сорокин был очень хороший рисовальщик, обладавший приятным, гармоничным колоритом, но долгое упражнение в юности иконописью, а потом — следование академической рутиной наложили печать условности и холодности даже на его лучшие произведения.Соглашаться с этим или нет — дело сугубо индивидуальное для каждого любителя живописи, но в том ,что творческое наследие Сорокина хоть и небольшое, но очень весомое, нетрудно убедиться, заглянув в Третьяковскую галерею в Москве или в Русский музей в С-Петербурге..

Евграф Семенович Сорокин скончался 17 февраля 1892 году в Москве, где и был похоронен.

По материалам: Wikipedia, Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

www.stydiai.ru

Сорокин Виктор Семенович (1912-2001)

Художник В.С. Сорокин родился 25 декабря 1912 года в Москве. Его мать происходила из купеческого сословия, отец был офицером, служил в технических войсках.

В 1917 году родители мальчика умерли, он воспитывался сначала у родственников, потом, с 12 лет – в детском доме, с 17 лет – в трудовой коммуне ОГПУ им. Дзержинского в Люберцах. В коммуне он посещал изостудию, руководитель которой Б.В. Иогансон рекомендовал Виктора Сорокина в Московский художественный институт им. Сурикова. Окончив институт (1946; мастерская С.В. Герасимова), художник совершенствовал свое мастерство под руководством И.Э. Грабаря и Б.В. Иогансона. В 1946 году он был принят в члены Союза художников СССР.

В 1948 году В.С. Сорокин переехал в Елец. Специалист по творчеству художника Т.И. Нечаева приводит его слова, объясняющие причину переезда: «Хотел работать по-своему, но в Москве это было трудно. Живопись была не нужна». До 1957 года он работал преподавателем живописи в Елецком художественном училище, и впоследствии говорил об этом периоде: «Если б не Елец, может, и не выжил бы как художник».

С 1957 года Виктор Семенович жил в Липецке. Здесь его работы завоевали признание профессионалов, стали широко известны любителям живописи. Он активно участвовал в художественных выставках – всесоюзных, всероссийских, республиканских, региональных, зарубежных, областных. Более двадцати персональных выставок художника прошло в Липецке, Ельце, Санкт-Петербурге, Москве. Его излюбленные жанры – натюрморт, пейзаж, интерьер, портрет. 

Искусствовед Т.И. Нечаева определяет тайну таланта художника: «Он не только воспел гармонию мира, счастья жизни, он сделал это по-своему. Особенно это касается последнего периода творчества. Он выработал свою особую технику - он шел от импрессионизма в сторону живописного экспрессионизма, настолько его живопись динамична и по фактуре, и по внутреннему ощущению. Ему уже собственно предмет не так важен, он его уже не изображает, а обозначает, и он является частью композиции и живописного действа. Здесь живопись можно сравнить с музыкой - с ритмами, мощными звуками, их сочетанием. Есть даже выражение - симфоническое звучание холста. Все вместе у Сорокина - триумф жизни, триумф духа».

Один из его учеников в Елецком художественном училище вспоминает о своем учителе: "Он был велик талантом, скромен и беззащитен в жизни. За жизнелюбием и уравновешенностью пряталось его интеллектуальное одиночество. Среди всех нас, окружавших его, не было личности, равной ему. Он был один! В творчестве он мог соперничать только с самим собой."

В.С. Сорокин - Заслуженный художник РСФСР (1976), Народный художник России (1991). Он награжден орденами Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1986), «Знак Почета» (1997), золотой медалью Российской Академии художеств (1997).

В 1992 году в г. Липецке открыт Музей-мастерская художника В.С. Сорокина, ныне Художественный музей им. В.С. Сорокина – Дом Мастера. С 1993 года его имя носит Липецкая детская художественная школа № 1. В 1994 году он был избран Почетным гражданином г. Липецка.

Умер В.С. Сорокин 25 августа 2001 года в г. Липецке. С 2004 года ежегодно 25 декабря в день его рождения в Липецкой области проводится День Художника. С 2006 года в г. Ельце  работает Культурный центр имени В.С. Сорокина с постоянной выставкой его картин, открытый елецким коллекционером Е.П. Крикуновым. С 2013 года в г. Липецке существует бульвар Виктора Сорокина.

В Липецке создан Фонд художника Виктора Сорокина, среди задач которого - создание сводного каталога произведений Сорокина, хранящихся в государственных музейных и частных коллекциях, формирование архива, публикация искусствоведческих статей и воспоминаний современников. Учредителями Фонда стали известный меценат и коллекционер А.В. Назаров, искусствовед Т.И. Нечаева и сын художника А.В. Сорокин.

Учреждена областная премия имени В.С. Сорокина, которой ежегодно награждаются лучшие воспитанники детских художественных школ. 

Работы мастера хранятся в Третьяковской галерее, в Липецком областном и Елецком краеведческих музеях, других государственных и частных собраниях в России и за рубежом.

lounb.ru