История Спартака, гладиатора Римской империи. Спартак картина


Модульная картина Спартак Москва

Картина из 5 модулей. Общий размер картины:  135х80 см.Размер модулей: 30x55 см, 25x60 см, 25x80 см, 25x60 см, 30x55 см.Толщина рамы: 30 мм.Модульная картина Спартак станет лучшим подарком для фанатов московского клуба. Модульные картины Спартак редко можно встретить в других интернет магазинах. Мы стараемся удволетворить вкус каждого клиента, поэтому предлагаем картины с различными изображениями. ФК Спартак можно купить в нашем интернет магазине.

фк спартак

КАРТИНА ПОЛНОСТЬЮ ГОТОВА

Вам останется только повесить ее и наслаждаться прекрасным!

В стоимость картины входит:

Модульная картинаКАЧЕСТВЕННЫЙ ХОЛСТ Для достижения максимального качества печати мы используем плотный художественный холст европейского производства.   модульные картиныПОДРАМНИК ИЗ СОСНЫ Галерейный подрамник из прочной сосновой рейки высшего сорта, без сучков и дефектов.  
модульные картины купитьГАЛЕРЕЙНАЯ НАТЯЖКА Ручная натяжка холста, рисунок продолжается на боковых сторонах подрамника. Картина приобретает 3D объем. модульные картины интернет магазинПЕЧАТЬ ULTRA HD Фотопечать экологически чистыми пигментными красками, которые обеспечивают идеальную цветопередачу. Чернила не имеют запаха, не выцветают, не выгорают со временем.  
модульные картины ценаУДОБНЫЕ КРЕПЛЕНИЯ Покупая картину у нас, Вам не придется беспокоиться о креплении. Для каждого модуля картины крепление "Крокодил" в комплекте.   модульные картины купить недорогоЛАКОВОЕ ПОКРЫТИЕ Покрытие безвредным лаком защитит Вашу картину от внешних воздействий, цвета останутся яркими надолго.  
модульные картины каталогНАДЕЖНАЯ УПАКОВКА Готовая картина проходит три этапа упаковки, что исключает любое повреждение. Если картина повредится, мы бесплатно заменим ее на новую.   купить модульную картинуОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО ПОВЕСИТЬ Вы платите за полностью готовое изделие, без доплат. Мы гарантируем высокое качество наших картин, которые прослужат Вам много лет.  

Почему выбирают нас?

  модульные картины

Гарантия 5 лет На холсты и чернила мы даем гарантию 5 лет.

  модульные картины

Собственное производство Вы получаете картину без посредников по лучшей цене.

  модульные картины

Оплата при получении Вы оплачиваете картину при получении.

  модульные картины

Право возврата Если обнаружится брак-мы сделаем новую картину бесплатно.

  модульные картины

Счастливые клиенты Более 1500 довольных клиентов за последний год.

 

modul-cart.ru

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото) » Триникси

Далее вас ждет редкая подборка старых фотографий игроков футбольного клуба «Спартак», которые ранее практически никогда не публиковались.

1983 год. Перед матчем 1/8 Кубка УЕФА против голландской «Спарты». Ринат Дасаев обменивается вымпелами с Луи ван Галом.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Александр Бубнов.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

1987 год. Первый удар по мячу перед матчем с тбилисским «Динамо» делает Алла Пугачева.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

1989 год. Своеобразный антураж перед игрой с «Жальгирисом».

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

1991 год. Модный Александр Мостовой ускользает от игроков «Реала».

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Олег Романцев и Дмитрий Радченко за игрой в шахматы.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

1992 год. Полузащитник «Локомотива» Дмитрий Аленичев против Игоря Ледяхова.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

1994 год. «Спартак» – «Палмейрас». Рамиз Мамедов пытается угнаться за Роберто Карлосом.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Андрей Тихонов против Алана Ширера.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Илья Цымбаларь и Руслан Нигматуллин.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Суровые сборы.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

1998 год. Александр Ширко готовится добивать «Аякс» и Эдвина ван дер Сара.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Хавьер Дзанетти на своей шкуре чувствует дриблинг Горлуковича.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

1998 год. Артем Дзюба.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Лоран Блан и Фабьен Бартез.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Разминка с Вячеславом Грозным.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Андрей Тихонов и матрешки.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Никто не говорил о расизме.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

2001

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Опасный Василий Баранов.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Илья Цымбаларь в футболке «Анжи».

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Сергей Паршивлюк.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Кебе против Стивена Джеррарда.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

2006 год. Знаменитая поездка в метро на матч с «Интером».

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

Егор Титов и баннер.

Редкие фотографии футбольного клуба «Спартак» (25 фото)

trinixy.ru

Спартак - биография, фото и видео

Величайшее восстание рабов в Древнем Риме, начавшееся в 74 году до н.э. под предводительством непобедимого Спартака, является не только историческим фактом, но и ярким символом освободительной борьбы. Спартак (Spartacus) Выдающуюся отвагу, смелость, бесстрашие, огромную физическую силу и острый ум великого полководца не смогли отрицать даже враждебно настроенные к восставшим рабам и их вождю римские историки, сравнивая Спартака с эллинами. К сожалению, биографические данные о Спартаке весьма скудны. Известно, что Спартак был родом из крупного и отважного племени медов, его родиной была Фракия (нынешняя Болгария). Предполагают, что он был из семьи, принадлежащей к местной аристократии, что может объяснить граммотное и уверенное управление им огромной армией. Считают, что он родился в городе Сандански, который находился в Родопских горах вблизи югославской границы. Фракийцы-мужчины большую часть жизни проводили в межплеменных войнах, либо служили наемниками в чужих армиях.

Согласно одним источникам, в 18-летнем возрасте Спартак стал наемником в римской армии. За несколько лет службы он досконально изучил сильные и слабые стороны сильнейшей армии мира. Когда Фракия начала войну с римлянами, Спартак покинул римскую армию и вернулся домой. Он дважды попадал в римский плен, но в первый раз ему удалось бежать. Оказавшись в плену снова, он был продан в школу гладиаторов, находившуюся в Капуе.

Обладая огромной физической силой, ловкостью, невероятной храбростью и прекрасно владея оружием, Спартак стал учителем фехтования в школе. Большую часть учеников составляли воинственные и свободолюбивые фракийцы и галлы, не желавшие становиться рабами. Вскоре они организовали заговор во главе которого стал Спартак. После того, как заговор был раскрыт, лишь семьдесят восемь гладиаторов (из более чем 200) во главе со Спартаком бежали и нашли себе убежище на вершине Везувия. Здесь они разбили военный лагерь, который начал быстро пополняться беглыми рабами, гладиаторами, разорившимися крестьянами.Спартак (Spartacus) К началу 73 года до н.э. под предводительством Спартака было до 10 тысяч человек, что начало вызывать сильнейшую обеспокоенность римских властей. Однако, отряды, выделяемые властями на борьбу с восставшими рабами, несли одно поражение за другим. Восставшие наголову разбили трехтысячный отряд претора Клодия, который неосторожно расположил свой легион на единственной тропе, ведущей на вершину горы. Претор Клодий решил взять восставших измором, изголодавшись, они должны были сдаться. Однако, спартаковцы сумели спуститься с горного обрыва с помощью длинных лестниц, сплетенных из виноградной лозы, и зайти в тыл врагу. Внезапная атака восставших с тыла помогла наголову разбить римский легион. Напуганный победами Спартака, Рим отправляет на войну с ним войско под предводительством претора Публия Вариния.

Первоначально Спартак стремился избежать сражения с армией, существенно превосходившей восставших по численности, и с этой целью стал отступать у югу Италии, пополняя свое войско беглыми рабами, разоренными земледельцами, гладиаторами. К началу 72 года до н.э. войско Спартака насчитывало порядка 60 тысяч человек. Осенью 72 года армия претора Публия Вариния была полностью разгромлена, сам претор чудом не попал в плен. Во время передвижения на юг Италии армия Спартака разрослась до 120 тысяч человек и стала реальной угрозой для Рима.

Две армии, возглавляемые прославленными консулами Лентулом и Геллием, были направлены на подавление восстания. Полководцы рассчитывали на раскол, наметившийся в армии Спартака. Большая часть восставших рабов, в том числе и Спартак, стремилась вырваться из Италии и вернуться на родину, примкнувшая же к восставшим итальянская беднота была против этого. От армии Спартака отделилась часть войска численностью в 30 тысяч человек под предводительством германца Крикса, которая была полностью уничтожена римлянами в битве возле Гарганской горы. В этих сложных условиях Спартак проявил себя талантливым полководцем и разбил поодиночке армии Лентула и Геллия. В 72 году возле Мутины Спартак одержал убедительную победу над войском проконсула Кассия и имел возможность беспрепятственно вернуться в Галлию, совершив переход через Альпы. Однако, армия Спартака повернула на юг.

На войну с восставшими напуганный римский Сенат отправляет 40-тысячную армию под предводительством опытного и жесткого в своих решениях полководца Марка Красса. Восстание Спартака Преследуемая римлянами, армия Спартака отступила на Бруттийский полуостров, откуда киликийские пираты должны были переправить их на Сицилию. Однако, побоявшись гнева могущественного Рима, пираты обманули Спартака. Запертые на полуострове, с огромным риском для себя восставшие решились на ночной штурм римских укреплений и с большими потерями прорвались на север, при этом римляне тоже потеряли часть своей армии. Вскоре армия Спартака вновь пополнилась рабами и итальянской беднотой и насчитывала до 70 тысяч человек.

Весной 71 года Спартак намеривался переправиться в Грецию и оттуда добраться до Фракии. Однако, на помощь Марку Крассу была направлена армия Гнея Помпея и войска под командованием Лукулла. Чтобы не допустить соединения римских войск, Спартак решил разбить их поодиноче и выступил против самого сильного из противников — Марка Красса. Битва состоялась в 71 году до н.э. у города Таренто. Мужественно и храбро сражался Спартак в первых рядах своей армии и тяжело раненый, продолжал сражаться до последнего вздоха и погиб, как великий полководец. Несмотря на свое героическое сопротивление, армия Спартака была разбита, раненых добивали на месте, а 6 тысяч спартаковцев были распяты влоль дороги из Рима в Капую. Но еще долгие годы в разных частях Италии вспыхивали восстания рабов.

Похожие записи:

velikielyudi.ru

Гладиаторы Древнего Рима: Спартак - Мастерок.жж.рф

Вчера мы с вами обсуждали пост про Гладиаторов Древноего Рима. Собирал материал и постоянно вспоминал фильм  »Спартак: кровь и песок». Начав искать информацию о реальном СПАРТАКЕ удивился тому, что фильм снят очень близко к официальной версии и историческим фактам. Иллюстрировать пост буду частично кадрами из фильма, т.к. каждый его кадр можно вешать на стену в качестве картины. Итак, что мы знаем …

В 74 году до н. э. в итальянском городе Капуя произошло событие, которому предстояло не только оказать существенное влияние на жизнь Римского государства в последующие несколько лет, но и века спустя обрести совершенно новую значимость уже вне своего исторического контекста. Восстание Спартака давно утратило исключительную принадлежность к истории, как и его вождь, чье имя превратилось в сознании людей в символ освободительной борьбы. Историческое существование Спартака представляет собой парадокс сродни загадочным картинкам, на которые надо смотреть очень пристально, чтобы разглядеть в пестром нагромождении геометрических фигур и мельчайших повторяющихся картинок объемные изображения.

Образ Спартака, который мы имеем перед глазами сегодня, во многом плод усилий не историков, а литераторов, среди которых в первую очередь следует назвать Рафаэлло Джованьоли. Но стоит отрешиться от героического блеска, каким окружил Спартака писатель-гарибальдиец, взглянуть на вождя восставших рабов пристальнее, рано или поздно достигнешь того же эффекта загадочной картинки. Окажется, что ты либо ничего не видишь, либо видишь нечто, совершенно отличное от первоначального впечатления.

 

Художественный образ Спартака начал свое существование в революционной Франции. Неизвестно, кто первый заново «открыл» непобедимого вождя рабов после многих лет забвения, но взбудораженным умам он пришелся по вкусу. Галльский темперамент буквально вознес Спартака на пьедестал. Его имя начали упоминать не иначе, как с прибавлением эпитета «герой». Здесь, безусловно, не обошлось без изрядной доли идеализации, но, надо отдать должное и самому Спартаку, дошедшие до нас источники изображают его, как человека благородного и отважного. Даже те римские историки, которые относились крайне враждебно к восстанию в целом и его участникам, все же признавали личные качества Спартака. Флор, всячески подчеркивающий презрение и ненависть к восставшим рабам, вынужден был заявить, что в последнем своем бою «Спартак, сражаясь храбрейшим образом в первом ряду, был убит и погиб, как подобало бы великому полководцу». А Плутарх, чьей беспристрастности можно доверять, писал: «Спартак… человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоявший выше своего положения и вообще более походивший на эллина, чем можно было ожидать от человека его племени.»

О биографии Спартака известно очень немногое. Например, то, что Спартак происходил из Фракии (нынешняя Болгария) из племени медов. В качестве конкретного места его рождения принято указывать город Сандански в Родопских горах, почти на границе с Югославией. В 1 веке до н. э. там располагалась столица племени, город Медон.

 

 

Меды были крупным и сильным племенем, воспринявшим к тому же многие черты греческой культуры. Свое происхождение они возводили к легендарной Медее. Ее сын от афинского царя Эгея — Мед был по преданиям первым правителем медов.

Скорее всего, Спартак родился в аристократической семье. На этот факт указывает не только его имя, созвучное с родовым именем боспорского царского рода Спартокидов, в нем самом заметно обаяние властной силы, присущее людям, привыкшим находиться у вершины общественной пирамиды. Да и та уверенность, с какой Спартак управлял своей огромной армией, может свидетельствовать в пользу предположения о его принадлежности к знати.

Фракийцы слыли людьми воинственными. Они не только вели бесконечные межплеменные войны, но и поставляли наемников в армии других государств. У таких народов карьера военного обычно считалась единственно достойной мужчины, тем более принадлежащего к знатному роду. Спартак здесь не был исключением. В восемнадцать лет он уже служил в римской армии, во вспомогательных фракийских частях. Римская армия на то время не знала себе равных, и Спартак имел возможность познакомиться с ее организацией, практикой ведения военных действий, сильными и слабыми сторонами.

Этот опыт впоследствии очень пригодился ему.

 

 

После нескольких лет службы Спартак дезертирует и возвращается во Фракию, где в это время возобновилась война против римлян. Нам, практически, ничего не известно о последовавших за этим событием этапах его биографии. Античные источники на этот счет крайне скудны, и все же они позволяют сделать один очень важный вывод. Спартаку не приходилось оставаться праздным зрителем исторического спектакля, разворачивающегося на территории Средиземноморья в I веке до н. э. В натуре его было некое авантюристическое начало, которое неизменно увлекло его в центр бурных событий той эпохи, событий, по преимуществу военных. Видимо, жизнь солдата, наемника была ближе и понятней для Спартака, чем любая другая. Можно предположить, что помимо римской он побывал также в армии царя Понта Митридата, одного из самых сильных и упорных врагов Рима.

 

Лентул Батиат

 

Спартак знал все перемены военного счастья, дважды оказывался в Риме в качестве раба. В первый раз ему удалось бежать, и он, возможно, присоединился к одной из многочисленных в то неспокойное время разбойничьих шаек, действовавших на территории Италии. Об этом как будто говорят слова Флора: «Спартак, этот солдат из фракийских наемников, ставший из солдата дезертиром, из дезертира — разбойником, а затем за почитание его физической силы — гладиатором.» Через какое-то время Спартак вторично попал в плен и был продан в качестве гладиатора в капуанскую школу Лентула Батиата.Ссылка в гладиаторы была в поздней Римской Республике отсроченным вариантом смертной казни. На аренах сражались осужденные преступники из рабов, самый низший, бесправный и презираемый их слой. Гладиаторы-добровольцы появились в Риме в более поздние времена. Правда, Плутарх утверждает, что в школу Батиата попадали не за преступления, а лишь по жестокости своего хозяина. В основном там находились галлы и фракийцы, недаром считавшиеся в Риме людьми воинственными и непокорными.

 

 

Не исключено, что определенный процент из них составляли военнопленные, лишь недавно расставшиеся со свободой, к рабству не привыкшие. В таких условиях для заговора и мятежа необходим был только вождь, и им стал Спартак, этот прирожденный лидер и организатор, отважный и предприимчивый по натуре человек.

Заговор был раскрыт. Спасти его участников могли только быстрые и решительные действия. Семьдесят восемь гладиаторов внезапно напали на стражу, выломали двери школы и вырвались из города, «запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами» (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»).

Спартак повел свой маленький отряд к горе Везувий (тогда считалось, что этот вулкан давно потух). Ее вершина представляла собой естественное укрепление, в котором можно было отсидеться некоторое время, до тех пор, пока к отряду не подтянутся подкрепления — беглые рабы из ближайших поместий. Численность отряда, который вел Спартак, действительно, увеличивалась очень быстро. Этот факт даже позволил Валентину Лескову, автору книги «Спартак», вышедшей в серии ЖЗЛ, предположить наличие разветвленной структуры заговора, охватывающей все гладиаторские школы и крупные рабовладельческие хозяйства Капуи и ее окрестностей.

 

Эномай

 

По дороге отряду Спартака попался обоз, везущий оружие для гладиаторских школ. Восставшие захватили его. Это решило первичную проблему вооружения, проблему, которая преследовала армию Спартака на протяжении всей войны. Известно, что в начале военных действий вместо копий восставшим служили заостренные и обожженные на огне колья, «которыми можно было наносить вред почти такой же, как и железом». Саллюстий. Вот еще одна цитата, из Флора: «Они из прутьев и шкур животных сделали себе необычные щиты, а из железа в рабских мастерских и тюрьмах, переплавивши его, они сделали себе мечи и копья».

В дальнейшем армия Спартака продолжала производить оружие собственными силами, централизованно закупая у торговцев железо и медь.

Благополучно добравшись до вершины Везувия, гладиаторы и примкнувшие к ним рабы начали с того, что избрали вождей или, что кажется более правильным, еще раз подтвердили свою готовность исполнять приказы людей, изначально стоящих во главе заговора и восстания. Кроме Спартака в их число входили германец Эномай, галл Крикс и самнит Ганник. Можно предположить, что эта сходка была проведена по инициативе Спартака, который фактически лишний раз заставил своих сподвижников признать себя в качестве вождя. Спартак вообще очень серьезно относился к вопросу единоначалия, последующие события служат тому подтверждением. Поставленный во главе пестрого разноплеменного сборища, он не допускал ни малейшего намека на анархию. Спартак изначально взял курс на создание армии по образцу римской и предпочитал скорее лишиться части своих сил, чем допустить ее вырождение в разросшуюся разбойничью шайку.

 

Крикс

 

Цели, которые он при этом преследовал, до сих пор не ясны. Многочисленными исследователями Спартаковской войны выдвинуто несколько гипотез: от утопических планов свержения власти Рима и уничтожения рабовладения, до нехитрой попытки вывести отряды бывших рабов на родину. Все эти гипотезы одинаково уязвимы. Уже давно признана несостоятельной теория Мишулина о революционном движении рабов и беднейших слоев свободного населения Италии. Так же вряд ли можно говорить о ведении Спартаком планомерной войны с Римом. На захваченных территориях вождь рабов не пытался создать собственное государство. Все указывает на то, что он, действительно, стремился покинуть Италию. Но при этом Спартак не ограничивается тем, чтоб сколотить из своих людей подобие воинских подразделений, пригодных для прорыва сквозь римские заслоны и назначенных быть распущенными по ту сторону Альп. Он формирует настоящую армию и делает это очень настойчиво.

В отличие от Эвна, вождя крупнейшего сицилийского восстания рабов, Спартак не объявил себя царем и оставался лишь военачальником, хотя и не отказывался, по свидетельству Флора, от преторских знаков отличия.

Некоторое время отряд Спартака никуда не двигался из своего лагеря на горе Везувий. Пример беглых гладиаторов воодушевлял на восстания рабов в близлежащих поместьях. 74 год до н. э. также как и предыдущий был неурожайным, что не замедлило сказаться на настроениях сельских рабов, и без этого находящихся в очень тяжелых условиях существования. Власти в Капуе не могли не отреагировать на многочисленные, хотя и сравнительно некрупные мятежи, угрожающие спокойствию их провинции. Но отряды, выделяемые для борьбы с беглыми рабами, регулярно терпели от них поражения. Все более накаляющаяся обстановка вокруг Капуи вызвала обеспокоенность в самом Риме. Претор Гай Клавдий Пульхр прибыл во главе трехтысячного отряда для наведения порядка. Задача его казалась очень простой. Спартак на Везувии словно сам поймал себя в ловушку. К вершине горы вела единственная тропинка, перекрыв которую, Клавдию оставалось только подождать, пока голод вынудит восставших сдаться. Удивительно, какой, казалось бы, элементарный тактический просчет допустил Спартак, человек, несомненно, обладавший талантами полководца, некоторые римские историки даже сравнивали его в этом отношении с самим Ганнибалом. Валентин Лесков, правда, считает, что Спартак сознательно позволил осадить себя, дожидаясь своих отрядов, рассеявшихся по окрестностям. В таком случае одновременный удар по римлянам с вершины горы и с тылу сулил верную победу.

 

 

Неизвестно, как обстояло дело в действительности, ясно одно, Спартак о сдаче не помышлял. В создавшейся критической ситуации он вполне проявил себя, как человек хитроумный и упорный в достижении цели, качества которые не раз были им продемонстрированы впоследствии. Из лоз дикого винограда, росшего по склонам горы, восставшие сплели лестницы и спустились по ним с высоты 300 метров до ближайшей ровной площадки. Выйдя затем в тыл претору Клавдию, совершенно не ожидавшего такого поворота событий, гладиаторы наголову разбили его.Теперь Спартак имел возможность приступить к формированию настоящей армии, тем более что недостатка в людях у него не было. Успехи его отряда привлекли к нему множество рабов, по большей части пастухов, людей сильных, привыкших жить на вольном воздухе. «Одни из этих пастухов стали тяжеловооруженными воинами, из других гладиаторы составили отряд лазутчиков и легковооруженных» (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»).

Помимо удачливости Спартака, не менее привлекательным в глазах рабов должен был выглядеть дух справедливости, который насаждался в отряде восставших. Например, Аппиан утверждает, что «…Спартак делился добычей поровну со всеми…».

О поражении Клавдия стало известно в Риме, и следующим на войну со Спартаком был отправлен претор Публий Валерий Вариний. Поначалу он заставил Спартака отступить на юг, в горы. Вождь восставших не хотел принимать сражение на невыгодных для себя условиях, так как численностью его армия значительно уступала римской. Ему хотелось продолжить отступление, выйти в богатые южные провинции Италии и лишь там, пополнив ряды своих солдат, дать римлянам бой. Часть командиров стояло за план Спартака, но многие требовали немедленно прекратить отступление и напасть на врагов. Разногласия едва не вызвали среди восставших рабов междоусобицу, но в конце концов Спартаку удалось уговорить самых нетерпеливых. Пока что ему не трудно было это сделать. Вся его армия еще равнялась по численности крупному отряду, и даже самые несговорчивые ее командиры понимали, единственная их возможность уцелеть заключается в том, чтобы держаться вместе.

 

Клавдий Главр

 

В Лукании армия восставших подошла к маленькому городку Аппиеву Форуму и взяла его штурмом. «Тотчас беглые рабы вопреки приказу начали хватать и бесчестить девушек и женщин… Иные бросали огонь на крыши домов, а многие из местных рабов, нравы которых делали их союзниками восставших, тащили из тайников скрытые господами ценности или извлекали даже самих господ. И не было ничего святого и неприкосновенного для гнева варваров и рабской их натуры. Спартак, не будучи в состоянии помешать этому, хотя он неоднократно умолял оставить их бесчинства, решил предотвратить их быстротою действий…» (Саллюстий).

Естественно предположить, что этот эксцесс был не первым за всю Спартаковскую войну, но сейчас наклонность армии рабов к мгновенному разложению проявилась особенно остро. Этого Спартак очень боялся. Он, конечно, не имел никаких иллюзий насчет последствий захвата города, но его армия не состояла из связанных присягой солдат, которых можно было призвать к дисциплине и вернуть в строй. Рабы, оказавшиеся в его войске, не скрывали своего возмущения необходимостью подчинения приказам, подчинения, от которого они считали себя раз и навсегда избавившимися. С другой стороны, избежать грабежей не представлялось возможным. Армия Спартака не имела никакой экономической базы. Она могла поддерживать свое существование только за счет насильственного изъятия материальных ценностей и продовольствия. При этом Спартак, видимо, пытался делать объектами нападений не столько крестьянские поселения, сколько крупные, богатые рабовладельческие хозяйства, которые, в основном, и концентрировались на юге. Большие поместья служили источниками не только припасов, но и военной силы. Трудившиеся там рабы охотно присоединялись к Спартаку.

 

Поход армии Спартака в Цизальпийскую Галлию (карта с проекта «Древний мир»)

 

Оказавшись в соседней с Луканией области Кампания, Спартак быстро пополняет ряды своего войска и приступает к его экипировке. Между тем претор Вариний, двигаясь за Спартаком, разделил свою армию на части, одну из которых возглавил сам, две остальные поручил своим офицерам: Фурию и Коссинию. Спартак один за другим разбил эти отряды и в заключение нанес поражение самому Варинию. Тот собрал кое-какие подкрепления, снова выступил против Спартака и снова был разбит. В качестве трофеев, по свидетельству Плутарха,

Спартаку достались ликторы (почетная стража) претора и его конь. В результате этих побед юг Италии оказывается полностью в руках восставших. Но Спартак не собирался надолго задерживаться в Кампании. В его планы входило, пополнив запасы и увеличив численность своего войска, покинуть Апеннинский полуостров. Опустошив южные области Италии, армия восставших начинает двигаться к Альпам.

 

Крикс

 

Только теперь, что ни день получая известия о разграбленных поместьях, разорении Нолы, Нуцерии, и Метапонта, уничтожении собственности крупных землевладельцев, Сенат до конца осознал всю важность войны со Спартаком. Против него были отправлены, как во время настоящей большой войны, оба консула 72 года до н. э.: Гней Корнелий Лентул Клодиан и Луций Геллий Попликола.Тем временем в войске восставших зрел раскол. Очень многим не по душе пришлось решение вождя покинуть богатые провинции Италии. К тому же галлам и германцем, из которых состояли крупные подразделения армии Спартака, казалось оскорбительным начать отступление после стольких одержанных над римлянами побед. Отряд в тридцать тысяч человек под командованием Крикса отделился от армии Спартака, был настигнут консулом Геллием возле горы Гарган и уничтожен. В этом бою погиб и сам Крикс. (Впоследствии Спартак устроил в его память настоящие гладиаторские бои, в которых вместо гладиаторов сражались пленные римляне) Лентулу, который преследовал Спартака, повезло меньше. Войска рабов наголову разгромили его армию, а затем и армию подоспевшего на помощь Геллия. Спартак продолжал быстро уходить из Италии и вскоре вступил на территорию Цизальпийской Галлии, «навстречу же ему во главе десятитысячного войска выступил Гай Кассий Лонгин Вар, наместник той части Галлии, что лежит по реке Паду. В завязавшемся сражении претор был разбит наголову, понес огромные потери в людях и сам едва спасся бегством» (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»).

В этот момент восстание достигает своего апогея. Численность армии Спартака доходит до 120 тысяч человек (!) Перед ним открыта свободная дорога в Трансальпийскую Галлию, и все же Спартак внезапно поворачивает обратно в Италию. Валентин Лесков объясняет этот факт последовавшим как раз в то время убийством Сертория, на взаимодействие с которым Спартак рассчитывал для ведения планомерной войны с Римским государством.

 

 

Известие о том, что армия восставших движется назад, вызвала в Риме панику, какой не знали со времен войны с Ганнибалом. Всеобщее смятение только усилила неудачная попытка обоих консулов остановить Спартака в Пицене. Аппиан утверждает, что Спартак планировал нанести удар по самому Риму и рисует при этом красноречивую картину подготовки к форсированному броску: «Он приказал сжечь весь лишний обоз, убить всех пленных и перерезать вьючный скот, чтобы идти налегке. Перебежчиков, во множестве приходивших к нему, Спартак не принимал».

Если до сих пор войну с рабами считали тягостным и разорительным, но не сулящим большой опасности несчастьем, то перед лицом этих грозных событий стало ясно, что к Спартаку надо относиться, как к самому страшному из всех врагов Рима. Сторонники Помпея в Сенате требовали немедленно отозвать его войска из Испании и передать этому опытному и удачливому полководцу всю полноту власти в войне с мятежными рабами. Такая опасность, несомненно, должна была Спартаком учитываться. До сих пор ему приходилось сражаться с достаточно многочисленными, но слабыми, наспех собранными войсками римлян. У Глабра и Вариния, по свидетельству Аппиана, «было войско, состоявшее не из граждан, а из всяких случайных людей, набранных наспех и мимоходом». Главные армии Рима находились далеко от Италии: в Испании и Фракии, где могуществу Республики угрожали Серторий и Митридат. Помимо этого на руку Спартаку играло общее, признаваемое всеми и не раз выливавшееся в форме народных возмущений недовольство городских низов и беднейших крестьян политикой Сената. Аристократия и всадники открыто наживались не только за счет почти полностью присваиваемой ими добычи из покоренных стран, но и за счет хлебных спекуляций. Сильную напряженность вызывал также интенсивно идущий по всей Италии процесс захвата земли крупными поместьями, сопровождавшийся разорением мелких землевладельцев. В такой обстановке «вооруженные силы и отряды, осаждающие государство, более многочисленны, чем защищающие его, так как чуть кивнешь дерзким и пропащим людям — и они уже пришли в движение» (Цицерон).

 

 

Ожидая со дня на день появления у стен города армии рабов, в Риме в большой спешке провели выборы нового главнокомандующего. Этот пост без труда получил Марк Лициний Красс, человек богатый и могущественный, соперник Помпея в борьбе за влияние в Риме. Красс, имевший крупные земельные владения на юге Италии, очень страдал от затянувшейся войны и был заинтересован в ее скорейшем окончании. Помимо всего прочего Крассу хотелось хотя бы отчасти сравняться с Помпеем в славе полководца. Для этого подходила даже война с мятежными рабами.

Красс взялся за дело энергично. В Риме был произведен набор в армию в тридцать тысяч человек. Офицерский состав подбирался очень тщательно. Красс имел возможность искать нужных ему людей, так как в результате его ростовщической деятельности многие молодые аристократы оказались от него в полной зависимости и не могли отказаться сопровождать на войну своего кредитора.

Красс повел свою армию на соединение с войсками консулов, которые, после его прибытия в главный лагерь, немедленно вернулись в Рим. В войске римлян в виду непрерывных поражений, которые оно терпело от Спартака, настроения были удручающие и даже панические. Красс счел необходимым, перед тем как открывать военные действия, преподать своим солдатам жестокий, но необходимый в создавшемся положении урок. Повод для этого не заставил себя ждать. Командир Красса, Муммий, посланный с двумя легионами следить за Спартаком, не вступая с ним в сражение, нарушил приказ командующего. В завязавшемся бою римляне потерпели поражение и вынуждены были спастись бегством в лагерь, где стояли основные силы. Красс приказал отобрать пятьсот зачинщиков бегства и подвергнул их децимации, при которой из каждого десятка по жребию отбирается один человек, подлежащий казни. «Так Красс возобновил бывшее в ходу у древних и с давних пор уже не применявшееся наказание воинов; этот вид казни сопряжен с позором и сопровождается жуткими и мрачными обрядами, совершающимися у всех на глазах» (Плутарх. «Сравнительные жизнеописания»). Эта крутая мера оказалась действенной. Порядок в армии был восстановлен.

 

 

А Спартак тем временем уже «переменил решение идти на Рим. Он считал себя еще не равносильным римлянам, так как войско его далеко не все было в достаточной боевой готовности: ни один италийский город не примкнул к мятежникам; это были рабы, перебежчики и всякий сброд».

Еще раз пройдя вдоль всего северного побережья Италии тем же путем, каким двигался во время похода к Альпам, Спартак остановился, наконец, в городе Фурии у самой юго-восточной оконечности Аппенинского полуострова, заняв сам город и окрестные горы. Он пытался всеми мерами поддерживать порядок в войске, который, помимо раздражения от длительных и безрезультатных походов, становился еще одним поводом к размолвкам между Спартаком и его командирами. К этому времени относится запрещение Спартаком кому бы то ни было из его армии иметь у себя золото и серебро. Какое же изумление должен был вызвать подобный факт, если даже Плиний Старший, живший за сто лет после восстания, говорит о нем, как об общеизвестном.Прибытие в армию римлян нового главнокомандующего и оживление военных действий заставило Спартака отступить к самому морю.

 

 

Он все еще не отказался от своего плана покинуть вместе со всей армией Италию. Вместо Галлии, им была избрана Сицилия. Этому богатому острову уже приходилось дважды становиться ареной крупных восстаний (в 132 году до н.э. и в 104 году до н.э.) Сейчас обстановка там была самая подходящая, в провинции, которую несколько лет подряд разорял произвол римского наместника Гая Верреса, крепли антиримские настроения.

И снова это вполне разумное намерение вождя было встречено частью восставших неприязненно. От основной армии отделился отряд в десять тысяч человек и встал отдельным лагерем. Красс напал на него и, уничтожив две трети, продолжал преследовать Спартака, который, достигнув побережья, вел переговоры с киликийскими пиратами, надеясь с их помощью переправиться на остров.Красс написал в Рим. В связи с невозможностью помешать Спартаку переправиться в Сицилию и в виду опасности новой вспышки войны, он требовал себе расширенных полномочий и даже сам предлагал отозвать Лукулла из Фракии и Помпея из Испании. Сенат согласился с предложениями Красса. Помпею и Лукуллу были отправлены предписания возвращаться в Италию. Но неожиданно ситуация изменилась в пользу Рима. Несмотря на предварительную договоренность, пираты почему-то сочли для себя более выгодным обещания, которые они дали Спартаку, не сдержать. Корабли их ушли из пролива.

 

 

 

Армия восставших, преследуемая Крассом, отступила к самой южной оконечности области Бруциум — Регию. Ширина пролива между Италией и Сицилией здесь минимальна. Спартак, которого не так легко было заставить отказаться от однажды принятого решения, намеревался предпринять еще одну попытку добраться до Сицилии, теперь уже своими силами. Восставшие пытались делать плоты из бревен и пустых бочек, связывая их ветвями, но налетевшая буря разметала этот импровизированный флот. Становилось ясно, что армии Спартака придется остаться в Италии и принять бой.

Однако сам римский военачальник к этому не стремился. Природные условия Регийского полуострова, узкого и вытянутого в длину, подсказывали еще более простой выход из положения. Красс провел через весь перешеек вал длиной 55 км, укрепленный рвом и палисадами. Опять, как несколько лет назад, римляне надеялись, что армии восставших придется сдаться под угрозой голодной смерти. Тем временем обстановка в Риме претерпевает коренные изменения. Раздраженный отсутствием быстрых и решительных успехов в войне со Спартаком Сенат решает передать всю полноту власти над армией вернувшемуся из Испании Помпею. Красс должен был действовать очень быстро, иначе вместо славы победителя он приобретет известность, как неудачник.

 

Ганник

 

Осведомленный об этом Спартак пытался вступить с римлянами в мирные переговоры, в надежде, что Красс, не желая допустить участия в войне Помпея, проявит уступчивость. Но римский военачальник и не подумал отвечать на предложения своего противника, Спартаку ничего не оставалось, как идти на штурм укреплений Красса. В ненастную ночь его войска, завалив ров фашинами, опрокинули сторожевые отряды римлян и вырвались на свободу. Красс бросился вслед за двигающимся к Брундизию Спартаком, в войске которого один раскол следует за другим. Война явно близится к завершению, несчастному для Спартака, и обстановка в его лагере все более накаляется. Крупный отряд под началом Ганника и Каста отделился от основных сил и был уничтожен Крассом. «Положив на месте двенадцать тысяч триста неприятелей, он нашел среди них только двоих, раненных в спину, все остальные пали, оставаясь в строю и сражаясь против римлян» (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»).

«За Спартаком, отступавшим после этого поражения к Петелийским горам, следовали по пятам Квинт, один из легатов Красса, и квестор Скрофа. Но, когда Спартак обернулся против римлян, они бежали без оглядки и едва спаслись, с большим трудом вынеся из битвы раненого квестора. Этот успех и погубил Спартака, вскружив головы беглым рабам. Они теперь и слышать не хотели об отступлении и не только отказывались повиноваться своим начальникам, но, окружив их на пути, с оружием в руках принудили вести войско назад через Луканию на римлян» (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»).

 

 

Помимо этого обстоятельства отступление Спартака от побережья было вызвано известием о высадке в Брундизии армии Лукулла. Вождь восставших рабов понимал, что решительного сражения не избежать. Неизвестно, как он при этом оценивал свои шансы на успех даже в случае победы над армией Красса. Самому же римскому военачальнику было крайне необходимо как можно скорей дать Спартаку бой. В Риме уже принято было решение о назначении Помпея на пост главнокомандующего. Его армия ускоренным маршем двигалась к месту военных действий.

Войска римлян настигли армию Спартака, когда она не успела еще отойти далеко от Брундизия. «Красс, желая возможно скорее сразиться с врагами, расположился рядом с ними и начал рыть ров. В то время как его люди были заняты этим делом, рабы тревожили их своими налетами. С той и другой стороны стали подходить все большие подкрепления, и Спартак был, наконец, поставлен в необходимость выстроить все свое войско» (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»).

Разыгралось финальное сражение, крайне кровопролитное и ожесточенное «вследствие отчаяния, охватившего такое большое количество людей» (Аппиан).

 

Последний бой Спартака (фреска из дома Феликса)

 

Вождь восставших, пытаясь верхом на коне пробиться к Крассу, был ранен в бедро копьем кампанского аристократа по имени Феликс. Впоследствии Феликс украсил свой дом фреской с изображением этого события. Получив тяжелую рану, Спартак вынужден был спешиться, но продолжал сражаться, хотя ему пришлось от потери крови опуститься на одно колено. В ожесточенной схватке он был убит. Тело его впоследствии не нашли на поле боя. Уже вечером к месту сражения подоспели войска Помпея и довершили разгром восставших. Отдельные их отряды, уцелевшие в этом последнем бою, продолжали еще некоторое время тревожить юг Италии, но, в целом, война была окончена. Красс получил за победу пеший триумф, так называемую овацию, хотя даже он «был сочтен неуместным и унижающим достоинство этого почетного отличия» (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»).

Шесть тысяч рабов из армии Спартака, попавших в плен, были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги из Капуи в Рим.

 

 

Спартаковская война практически не оказала влияния на дальнейшую историю Рима. В ней, как и во всяком бунте, присутствовал момент иррациональный, стихийный. Восстание Спартака вспыхнуло в неспокойные для Италии годы, когда накануне эпохи великих перемен пришли в движение все слои общества. В свой срок оно достигло высочайшей точки, привело Италию в трепет мощью своей разрушительной силы и в свой срок потерпело неизбежное крушение. И все же среди ярких и сильных личностей, вождей и вожаков того времени: Цезаря, Суллы, Цицерона, Катилины, решительных и неистовых, отчаянных бойцов и не менее отчаянных консерваторов, свое место занимает и «великий генерал рабской войны», человек, о котором сказано, что вождь, поднимающий рабов на битву за свободу, — есть защитник всех бесправных и угнетенных.

 

Памятник Спартаку в Болгарии

 

 

Энди Уитфилд ( Andy Whitfield ) — австралийский актер, в роли Спартака ( Spartacus ) в первой части. После просмотра фильма все так привыкли к нему, он отлично вжился в роль. Ждали вторую часть с нетерпением.

Буквально сразу после головокружительного успеха в сериале «Спартак: Кровь и песок»,  было объявлено, что актер болен раком лимфы. Но болезнь была лишь в первой стадии, актер усиленно занялся лечением и сообщил, что, возможно, будет сниматься во втором сезоне сериала.  Режиссеры ожидая выздоровления актера начали снимать приквел «Спартак: Боги арены». Однако через какое-то время последовал рецидив, и Энди решил покинуть сериал. Актера на его роль  третьей и четвертой частей он отбирал сам. Болезнь буквально сожгла его, за каких-то полтора года. Он умер 11 сентября 2011 года. Ему было 39 лет. Вот вам история Спартака и история актера посвятившего себя этой роли. Все переплелось, все смешалось.

 

 

 

 

 

 

 

[источники]

источникhttp://www.vivl.ru/ -Елена Велюханова

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=25355

masterok.livejournal.com

История Спартака, гладиатора Римской империи

Личность в истории - тема многих философских диспутов и размышлений. Создаем ли мы историю, или она руководит поступками людей? Есть люди, которых затягивает водоворот событий, и они текут в потоке, покоряясь ему. Другие же, наоборот, не соглашаются с действительностью и берут судьбу в свои руки. Олицетворение  последнего варианта - история Спартака, гладиатора, ставшего руководителем 70000-ного войска.

История Спартака гладиатораИстория гладиатора Спартака началась на широких просторах Фракии, расположенной на северо-востоке Балканского полуострова. Рим, погрязая в захватнических войнах, привлекал в свою армию наемников из варваров. Одним из них был Спартак, происходивший из знатной семьи фракийских воинов. По непонятным для нас причинам он дезертировал из армии, но был пойман и отдан в рабство. Так как Спартак был мужественным, сильным воином, его продали в гладиаторскую школу, каких в Риме было очень много. Разношерстная толпа упивалась созерцанием людей, бьющихся насмерть.

Гладиаторы, по большому счету, были обречены на смерть. Выходя на арену, каждый из них знал, что умрет сам или убьет товарища. Школы бойцов напоминали тюрьму, в которой предусматривались жесткие меры наказания для всех, противящихся своей судьбе. Сохранить волю было очень трудно. И все же римская история насчитывает немало фактов бунтов в таких школах. Самым мощным движением было восстание гладиаторов под руководством Спартака.

В школе рабов-бойцов в Капуе в 74 году до н. э. произошел побег 70 человек, который сначала восприняли как очередной бунт. Бежавших нужно было схватить и примерно наказать, чтобы другим неповадно было. Кто знал тогда, что история Спартака-гладиатора станет самым мощным движением против рабства по всей Римской империи и на протяжении нескольких лет будет держать в страхе и напряжении римских граждан!

Восстание гладиаторовБежавшие укрылись на вершине Везувия, потухшего вулкана, совершая оттуда вылазки. Отряд ополченцев из Капуи был разбит, затем эта же участь постигла трехтысячное войско из Рима. Восставшие применили военную хитрость и, спустившись с горы по лестницам, сплетенным из лозы дикого винограда, напали на лагерь противника с тыла. Это принесло восставшим вооружение и славу. К Спартаку начали присоединяться рабы из окрестных поместий, обездоленные крестьяне, его лагерь с каждым днем увеличивался. Новобранцев вооружали и обучали военному искусству. Поняв всю серьезность ситуации, Сенат отправил против войска рабов две армии под руководством сразу обоих консулов, что показывало наивысшую опасность происходящего для Рима.

Спартак показал себя за все время как прекрасный организатор, военачальник, стратег. Кроме того, он понимал, что изменить ситуацию в самой Италии ему не удастся, надо выходить за пределы Апеннинского полуострова, навстречу свободе. Но не все его соратники разделяли это мнение. Когда армия восставших подошла к пределам Альпийских гор, через которые можно было выйти из Италии, в ней произошел раскол. 30000-ное войско, отделившись, решило вернуться в Италию, вступило в бой с правительственной армией и потерпело полное поражение. В такой ситуации Спартак вместо того, чтобы осуществить переход через Альпы, возвращается назад и разбивает армию Сената. Новая победа, новый триумф, новые участники присоединяются к армии Спартака, но положение восставших с каждым днем становится все более неопределенным. Из провинций вызваны действующие армии, Сенат готовится к серьезному противостоянию. В этих условиях великий гладиатор направляется на юг в надежде переправиться на Сицилию. Но его планы не осуществились. Загнанный в угол, Спартак дает последний бой правительственным войскам. В этой битве он был ранен в бедро, но продолжал сражаться, стоя на колене. В неравном бою он пал как герой. История гладиатора Спартака

История Спартака - гладиатора, раба, не смирившегося со своей судьбой - говорит о силе человеческого духа, который невозможно сломить. На протяжении многих веков она вдохновляла людей на борьбу за свою свободу. Могла ли закончиться история Спартака-гладиатора удачно? Если говорить о ней как о желании отдельных людей получить свободу за пределами Римской империи, то это было вполне осуществимо. Не поверни Спартак назад у Альп, часть его войска сумела бы добраться до долгожданной свободы. В борьбе же с рабством как с устоявшимся устройством общества успеха быть не могло, так как еще не созрели предпосылки для распада рабовладельческого строя. Ведь у истории свои законы.

fb.ru

Хачатурян. Балет «Спартак» (Spartacus) | Belcanto.ru

Spartacus

Хачатурян. Балет «Спартак» / Spartacus

Сцены из римской жизни. Балет на музыку Арама Хачатуряна в четырех актах, девяти картинах. Либретто Н. Волкова.

Действующие лица:

  • Спартак, фракиец
  • Фригия, фракийка, его жена
  • Гармодий, молодой фракиец
  • Красс, римский богач, полководец
  • Эгина, греческая танцовщица, возлюбленная Красса
  • Вольноотпущенник Красса
  • Умирающий раб
  • Лентул Батиат, владелец школы гладиаторов
  • Гладиаторы: Mapмилон (рыба), Ретиарий (рыбак), Андабаты (гладиаторы в безглазых шлемах), Фракийцы, Самниты
  • Глашатай
  • Египетская танцовщица
  • Грек-мим
  • Старуха, служанка Эгины
  • Ремесленники, германцы, галлы, сирийцы, нумидийцы, фракийцы, циркачи, гости на пиру Красса, гадитанские девы, гетеры, танцовщицы-нимфы, крестьяне-пастухи, римские легионеры, римские купцы, горожане, пираты

Действие происходит в Римской империи в 73—71 годах до н.э.

История создания

В декабре 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны, Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу. Об этом композитор также упоминал в одной из статей: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. <...> Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость».

Иван Васильев — Спартак

Либреттист Н. Волков (1894—1965) начал работу над «Спартаком» еще в 1933 году. Он пользовался консультациями художника Ф. Федоровского (1883—1955) и балетмейстера И. Моисеева (1906—2007), давно уже мечтавшего поставить этот спектакль. В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к «Жизнеописаниям» Плутарха (50—120), были им использованы и сатиры Ювенала (ок. 60—140). Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима» и книгу советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание», кое-что было почерпнуто из популярного романа Джованьоли «Спартак» (описание ристалищ) и исторической хроники М. Оливье «Спартак». «Архитектоника балета слагалась как трагедия о Спартаке, — писал Волков, — как рассказ о возвышении и гибели вождя, как история героя, чей ум, воля и высокие идеалы преодолели ограниченность своего времени и <...> стали бессмертными символами борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей». Не удивительно, что предложенный сюжет получил одобрение властей. Однако работа над балетом была отложена на многие годы.

В 1950 году Хачатурян побывал в Италии, видел Колизей, Аппиеву дорогу. Возможно, именно с этими впечатлениями было связано возвращение к задуманному балету. Работа над музыкой продолжалась три с половиной года — последняя точка в партитуре была поставлена в начале февраля 1954-го. Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском) 27 декабря 1956 года в постановке одного из самых оригинальных балетмейстеров советского времени, продолжателя традиций Фокина, прославленного мастера хореографической миниатюры Л. Якобсона (1904—1975). В стремлении отойти от господствовавших в те годы на балетной сцене принципов «драмбалета» Якобсон перенес на сцену скульптурно-пластическую выразительность, увиденную им в экспрессии фигур сражающихся богов и титанов на знаменитом Пергамском алтаре, экспонировавшемся тогда в Эрмитаже. «В его спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с вазовых рисунков, античных мозаик, барельефов, — пишет автор книги об Аскольде Макарове, первом исполнителе роли Спартака, балетный критик М. Ильичева. — Композиция спектакля складывалась как грандиозный архитектурный ансамбль с храмами, дворцами, аренами и амфитеатрами, в декоре своем несущими темы Спартака, Эгины, Красса. Спартак, высящийся монументом среди разгула и мишуры «буйного Рима», представал ... героем своеобразной алтарной композиции... Четкие шаги, резкие выпады, тяжелый топот пехоты, наступательные скачки всадников ... намечали образ военной машины ... Лаконизм и чеканность движений воинского марша, торжественность выхода сенаторов ... сообщали зрелищу скульптурность. Эти качества определяли всю композицию, развернутую на зрителя...» Ансамблевые номера отличались тем, что каждому артисту кордебалета предлагался свой индивидуальный пластический текст. Таким образом создавалась своеобразная хореографическая полифония. Женские партии исполнялись не на пуантах: и солистки и кордебалет танцевали в сандалиях.

Иван Васильев — Спартак

В Москве «Спартак» появился только через полтора года (11.03.1958), в постановке И. Моисеева, одного из самого титулованных мастеров, прославившегося своим Ансамблем народного танца. Балет приобрел широчайшую популярность, был поставлен во многих городах нашей страны и стран Восточной Европы. В 1968 году в Москве была осуществлена постановка еще одного мастера советского балета, Ю. Григоровича (р. 1927), полемизирующая со спектаклем Якобсона и отличающаяся большим психологизмом, трагической напряженностью.

Сюжет (излагается по клавиру)

В Риме толпы радостно встречают вернувшегося из похода с победой Красса. Среди рабов, впряженных в его колесницу, — Спартак, Фригия и Гармодий. Среди тех, кто встречает Красса, — куртизанка Эгина. Изнемогая от усталости, Фригия падает, надсмотрщик замахивается бичом, Спартак бросается на него с такой силой, что останавливает колесницу. Народ восхищен его силой и смелостью.

На римском рынке рабов показывают свое искусство египетская танцовщица и молодой грек-мим. В нарядных носилках появляется Красс, с другой стороны рыночной площади — Эгина, которая бросает Крассу цветок. Она покупает красавца Гармодия, хочет купить и Фригию, но та готова поразить себя кинжалом, если ее разлучат со Спартаком. Спартака покупает хозяин школы гладиаторов Лентулл, ему же приходится купить и Фригию, так как Спартак предпочитает убить себя, но не разлучаться с женой.

Цирк. В центральной ложе Красс и Эгина, за ее спиной стоит Гармодий. После пантомимы «Похищение сабинянок» начинаются бои. Последняя схватка — Спартака с самнитом. Зрители требуют добить поверженного самнита, но Спартак вонзает свой меч в песок, отказываясь убить побежденного.

В казарме гладиаторов. Фригия склонилась над умирающим. После тяжкого раздумья Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Им все равно суждена смерть. Лучше найти ее в сражении с поработителями, чем на арене, на их потеху. Возглавляемые Спартаком гладиаторы обращают стражу в бегство, выламывают решетки окон и скрываются.

«Спартак» в Большом театре

На полях Кампаньи близ Аппиевой дороги мирно проводят время отдыха пастухи. Появляются бежавшие гладиаторы. Пастухи присоединяются к повстанцам.

Во дворце Красса перед пирующими танцуют Эгина с Гармодием. Юноша приносит ее на ложе Красса. Пиршественное веселье нарушают звуки приближающегося боя. Все бегут, Красс велит Гармодию остаться и примкнуть к восставшим. Появляется Спартак с воинами и Фригией.

В лагере Спартака на площади перед его палаткой женщины прислушиваются к шуму затихающей битвы. Спартак в палатке держит совет с вождями отрядов фракийцев, сирийцев, германцев, галлов. Часть военачальников требует похода на Рим, другие, среди которых сам Спартак, хотят вернуться на родину на кораблях. Некоторые начальники в раздражении покидают Спартака. Фригия пытается успокоить его. На площади появляются купцы и гетеры. Начинается торг, веселье. Вышедший из своей палатки Спартак приказывает изгнать посторонних из лагеря. На опустевшей площади появляется старуха, служанка Эгины. Она увлекает за собой охваченного страстью к Эгине Гармодия.

В палатке Красса Эгина танцует перед полководцем. Приводят пленных вождей, отколовшихся от Спартака. Красс приказывает казнить их. Старуха, посланница Эгины, приходит с Гармодием. Красс требует от него сведений о Спартаке, и юноша раскрывает ему планы восставших. По знаку полководца распахиваются тяжелые занавеси, закрывающие огромные окна, и Гармодий видит распятых на крестах гладиаторов.

«Спартак» в Большом театре. Владислав Лантратов — Екатерина Крысанова

Морской берег. Видны мачты кораблей пиратов. За камнями скрываются римляне, которых привел Гармодий. Пираты пируют. К ним приходит Спартак. Он подкупает предводителя мешками золота, и тот обещает перевезти на своих кораблях его войска. С уходом Спартака пирушка возобновляется. Появившиеся римляне добиваются того, что пираты уводят свои корабли. При появлении восставших римляне нападают на них из засады. Спартак гибнет в жестоком бою. Красс приказывает удушить Гармодия, Эгина, проходя мимо, небрежно наступает на его тело. По сигналу отбоя римское войско отходит, на опустевшем поле битвы ночью Фригия отыскивает убитого Спартака и горестно оплакивает его. Уцелевшие фракийцы поднимают его тело на щит. Восходит солнце.

Музыка

В музыке «Спартака», одного из лучших произведений Хачатуряна, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями. Музыкальная драматургия балета основана на резких контрастах, но при этом отличается внутренней цельностью и направлена на раскрытие основной идеи. Балету свойственны сквозное симфоническое развитие, крупные музыкально-хореографические сцены, интонационное единство, широкое использование системы лейтмотивов.

Л. Михеева

Арам Хачатурян приступил к сочинению балета о Спартаке в 1950 году. Сценарист Николай Волков использовал сочинения античных писателей Аппиана и Плутарха, но ввел в сценарий новых героев — Эгину и Гармодия. Мотив предательства, как причина поражения восстаний и революций, был характерен и почти обязателен для произведений искусства этого периода советского общества. Музыка балета насыщена яркими контрастами: ликующий Рим и горе побежденных, жестокие гладиаторские бои и героика восстания, нежные лирические сцены и эпические картины побед и поражений. С большой творческой фантазией написаны и характерные танцы — египетской танцовщицы, афинского шута и гадитанских дев. В целом балет решен в духе монументальной героической драмы, в центре которой образ Спартака. Несмотря на то что музыка балета носит привычный номерной характер, мощное симфоническое развитие размывало границы номеров, эмоционально обобщая драматургию событий. Это дало возможность в дальнейшем различным хореографам компоновать музыку «Спартака» по-своему. В 1954 году после окончания партитуры в концертах прозвучала сюита из музыки нового балета, прочно завоевавшая признание у слушателей.

«Спартак» Якобсона в Мариинском театре

Балет «Спартак» Леонида Якобсона предстал перед зрителем громадной фреской. В горельефных «живых картинах» демонстрировался и патрицианский Рим с его победами и порочными радостями, и рвущийся к свободе мир рабов. Хореограф выступил против канонов драмбалета, воплощая свой пластический идеал. На ногах исполнителей — мягкие сандалии, а их движения навеяны античной вазовой живописью. Условностям классического танца Якобсон противопоставлял свободу движений, непринужденность своего хореографического языка. В нем сплавлены элементы и танца, и пантомимы.

Заметим, что своеобразный пластический язык Якобсона, как показало время, более убедителен в миниатюрах, нежели в масштабных балетах, грешащих монотонностью. Отрицательные персонажи были решены чисто пантомимно: превосходному исполнителю роли Красса Борису Шаврову было далеко за пятьдесят. Образ Спартака был задуман и вылеплен хореографом с учетом незаурядной индивидуальности Аскольда Макарова. В скупом пластическом рисунке артист создавал яркий и монументальный образ вождя, полководца, для которого рабство хуже смерти. В целом Спартак и его сподвижники оказались в спектакле бледнее, чем развратный, но победоносный Рим.

На первый план вышла гетера Эгина, в одиночку расколовшая восставших и тем обрекшая рабов на поражение. Алла Шелест создала образ огромной сложности и психологической глубины. В образе наложницы Красса оказалась сконцентрирована противоречивость Рима, оборотной стороной могущества которого предстала разочарованность, пустота и равнодушие.

Привлекали в спектакле изобретательно поставленные гладиаторские бои и многочисленные отдельные танцы. Пир у Красса порадовал зрителя развернутым дивертисментом, включавшим танец нимф, адажио Эгины и Гармодия, танец с кроталиями, танец гадитанских дев и общую вакханалию.

Необычность зрелища, отдельные яркие номера (некоторые из них казались в 1956 году даже эротичными) и многочисленные артистические удачи обеспечили спектаклю длительный успех. В течение более десяти лет состоялось почти 200 представлений. В 1962 году Якобсона пригласили перенести «Спартак» в Большой театр, принудив к ряду переделок, не придавших большей логики сценам и образам балета. В родном театре добрая память о необычном спектакле привела к его возобновлению в 1976 и 1985 годах, однако к этому времени в умах и сердцах зрителей царствовал иной «Спартак» — Юрия Григоровича.

«Спартак» в Большом театре. Мария Виноградова - Денис Родькин

Спектакль Юрия Григоровича (премьера состоялась 9 апреля 1968 года в Большом театре) построен на чередовании контрастных эпизодов, раскрывающих драматический конфликт. «Спартак» в отличие от прежних работ хореографа характеризуется мастерством построения всего спектакля. Хореографический язык прежний — действенный классический танец. В танце решается и образ деспотичного Рима, и образ восстания. Григорович назвал свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». Пластическая характеристика Красса неотделима от танцев воинов и патрициев, которые дорисовывают его хореографический портрет. Образ Спартака вырастает из танцев рабов, гладиаторов, пастухов. Эта особенность построения центральных образов спектакля стала особенно ценной, когда на смену выдающимся артистам пришли не столь яркие исполнители, и великолепный кордебалет Большого театра своим совершенным мужским танцем буквально дорисовывал требуемые масштабы личностей.

Виртуозный, полетный танец главного героя создавал образ поистине свободного человека. Уникальная пластическая свобода Владимира Васильева делала его Спартака героичным изначально и навсегда. Думается, что сам образ героя балета рождался у Григоровича с учетом личностных и профессиональных качеств Васильева — человека и артиста. Михаилу Лавровскому в этой роли потребовались дополнительные краски. Его герой был мужественен и решителен, он лишь постепенно становился легендарным вождем.

О сложности партии антагониста Спартака точно и образно написала Вера Красовская: «Он красив и элегантен, этот Красс, ставший крупным достижением танцовщика Мариса Лиепы. Но, гарцуя по земному шару, он нет-нет да поддается какому-то стихийному ужасу, заставлявшему вспомнить не Красса в спектакле Якобсона, а Эгину — Шелест. Как та, Красс — Лиепа мечется в пределах, установленных его же властью, и, как та, понимает, что вырваться из этих пределов ему не дано. Поэтому его когтящий пространство полет захлебывается судорогой движений, а самодовольный жест спешит сгладить растерянность, досаду, тоску».

«Спартак» в Большом театре. Денис Родькин

«Спартак» Григоровича — не «сцены из римской жизни», а героический мужской балет. Поэтому и образы подруг героев не столь сложны психологически: Эгина (Нина Тимофеева) — коварна и обольстительна, Фригия (Екатерина Максимова) — нежна и верна. Недаром, когда спектакль наградили Ленинской премией — высшей наградой тех лет, в списке лауреатов значились одни мужчины.

Изобразительное решение спектакля Симоном Вирсаладзе органично вытекает из концепции постановки. В декорациях нет пышности и великолепия, но есть суровость и величие. Две мощные арки из серого камня, с темными швами грубых стыков. Сзади — небо, сумрачно тревожное, багровое, серое, черное. Над сценой раскинулся свободно провисающий полог. Опускаясь в промежутке между картинами, он образует внутренний занавес, на фоне которого звучат монологи. В костюмах нет бытовизма, есть лишь детали, намекающие на античную эпоху. В цветовой гамме спектакля золотой блеск мира деспотии оттеняется кровавыми зарницами народных восстаний.

Московская постановка «Спартака» заслуженно привлекла большое общественное внимание. Одно время она официально считалась лучшим советским балетом. Ныне, когда подобные утверждения вышли из моды, она остается своего рода визитной карточкой балета Большого театра. Редкие крупные зарубежные гастроли этой труппы обходятся без этого спектакля Юрия Григоровича.

А. Деген, И. Ступников

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

вам может быть интересно

Публикации

www.belcanto.ru


Смотрите также