Художник Владимир Стожаров. Щедрость души и таланта. Стожаров картины


Владимир Фёдорович Стожаров

   Владимир Федорович Стожаров – один из выдающихся живописцев XX века. Имя мастера связано в истории искусства с большой темой, посвященной Русскому Северу, которую он решал глубоко индивидуально, по-стожаровски мощно, свежо, выразительно. Созданные им образы далеких северных селений, наполненные неповторимым эмоциональным звучанием, стали символом Отечества. 

Владимир Федорович получил прекрасное академическое образование и стремительно вошел в художественную жизнь страны в 1950-х годах. Эмоциональный по натуре, жадный до всего нового, с удивительной быстротой усваивал все, что происходило в стране. В 1960 годы для искусства наступило время перемен. Многие живописцы устремились из Москвы на стройки Сибири, Дальнего Востока. Для Стожарова русский Север стал тем мирозданием, тем особым местом на Земле, где он нашел свой истинный путь как художник, где сложился его, всегда узнаваемый, живописный почерк. В 1960-е годы он совершил с художниками из Москвы и Ярославля несколько путешествий. Поездки стали переломными в творчестве мастера. Это было время поиска нового живописного языка. Художники приезжали на Север в апреле и работали до июня. Ранним утром уходили из дома с этюдниками и писали, не замечая времени, напряженно, с большим интересом. Романтика русского Севера все больше увлекала. Были сделаны сотни этюдов. Север для Стожарова стал неисчерпаемым источником творческого вдохновения. В своих картинах он изображал большие северные дома, панорамы северных поселков, обращался к сюжетам деревенской жизни. Особая ритмика композиционного строя, разнообразие натурного материала, способность мыслить пространственными планами, острый интерес к пластике мазка отличает его произведения. Композиция, форма, цвет, свет в его работах передаются цветом. Созданный мастером динамичный цветной мир - полон движения и подлинной жизни.  За многовековую историю северные народы, населяющие Архангельский край, Республику Коми, создали богатейшую своеобразную культуру, которая восхитила Стожарова. Им была собрана интересная коллекция предметов быта: деревянные ковши, прялки, разнообразная по своим вариантам народная одежда.     Натюрморт привлекал художника на протяжении всей творческой жизни, а после поездок на Север буквально захватил его. Его натюрморты характеризует определенная монументальность. Большое значение имеют материальность, обьемность, фактура предметов. Автор - немногословен и убедителен, каждая деталь помогает создать образ домашнего уюта и тепла.  Северные работы мастера с большим успехом были показаны на многих отечественных и зарубежных выставках. Они украшают коллекции крупнейших музеев разных стран мира.  Искусство В.Ф.Стожарова отличается удивительной цельностью, внутренним единством произведений. Оно поражает силой темперамента, творческой энергией и свободой.  В произведениях, посвященных Северу, мастер нашел оригинальные живописные приемы, которые позволяют рассматривать его творчество как новое и значительное явление в искусстве второй половины 20 века.  Стожаров принадлежит к тому поколению советских художников, которое заявило о себе в середине 50-х годов. В 1951 году он окончил Московский художественный институт им. Сурикова и, начиная с 1952 года, экспонировал свои картины на выставках. Уже на молодежной выставке 1957 года его полотна "Ростов Ярославский" и "В Кострому" выглядели как работы художника определившегося, нашедшего свою тему, свой композиционный и живописный строй.  Стожаров - художник глубоко народный. В искусство он вошел как поэт русской деревни. Ему близок и понятен уклад крестьянской жизни, он хорошо знает народный быт. Его натюрморты изображают предметы чисто русского, крестьянского обихода. Они изобилуют простой и вкусной снедью, аппетитными только что испеченными хлебами. Художник словно наслаждается ощутимой предметностью бытовой деревенской утвари, любуется изделиями народного творчества, традиция создания которых уходит в давние времена. И вышитые полотенца, и фигурки животных и птиц, выпеченные из теста и изукрашенные цветистым народным орнаментом, и пузатые самовары и расписные чайники ("Московская сдоба"), глиняная и деревянная крестьянская посуда ("Хлеб") - все это в щедром изобилии набросано на столы, наставлено на полки, навешано на стену. Но при всей материальности, реальной ощутимости этих предметов в самом их изобилии, в их традиционной народности, в полнокровности изображения есть поэтический пафос. Художник выражает свое восхищение этим миром вещей, свою любовь к ним. Знание крестьянского быта, народного искусства тесно связано у Стожарова с интересом к русской старине. В его пейзажах мы видим архитектуру старых городов, прекрасные образцы русского зодчества ("Каргополь", "Ростов Ярославский"). Однако, едва ли старина сама по себе привлекает художника. В его работах она тесно соприкасается с современностью. Давний уклад народной жизни, старина в облике маленьких русских городов в картинах Стожарова сплавились с нею воедино.  Стожаров полюбил Север и постоянно ездил туда, работал там, находя это сочетание сегодняшнего и старинного, современной жизни и своеобразия веками складывавшегося быта в повседневной жизни северного села. Природа и люди, окружающие их предметы, традиционная архитектура северных жилых домов изображаются Стожаровым с точностью убежденного художника-реалиста. Он непредвзято передает то, что видит в натуре, традиция и современность непосредственно, с убедительной естественностью соседствуют и в его работах. Пейзажи Стожарова правильнее было бы именовать пейзажами-жанрами, иногда в них перевешивает природа и архитектура, иногда преобладают элементы жанровой картины, но в обоих случаях это природа, обжитая человеком. Пейзажи Стожарова невозможно представить без людей. Чистый пейзаж, природа в ее первозданном виде, не одушевленная присутствием человека, его не привлекает. Он пишет городки, села, деревни, и даже если улицы пустынны, окна закрыты, человек с его повседневными делами и заботами ощущается во всем - его руками построены эти дома и церкви, вырыты колодцы, просмолены лодки, покрыты деревянным настилом улицы. Но хотя жанр и собственно пейзаж тесно спаяны в полотнах Стожарова, жанровые элементы не становятся у него ни главным смысловым, ни главным композиционным центром - они дополняют и оживляют общую панораму. Рисуя жизнь маленького городка или села, художник с любовью воссоздает на полотне особенности строений, характер дальнего северного селения; в своеобразии композиции двухэтажных изб, в ритме их кровель, в насыщенном густом колорите рождается поэтический образ северной деревни ("Встреча первого парохода", "Белая ночь", "Пейзаж с конями").  Человек с его характером и судьбой - это не стихия Стожарова. Он пишет и портреты и композиции в интерьере, такие, например, как "У самовара", но как раз последняя картина с очевидностью доказывает, что жизнь вещей художнику ближе и роднее, и через их изображение (изобильный, полнокровно написанный натюрморт) он полнее выражает свое отношение к миру, чем через человеческие характеры. Своеобразие дарования Стожарова лучше всего раскрывается в его натюрмортах и пейзажах-жанрах. Здесь он не просто бытописатель, стремящийся с наибольшей точностью и характерностью воссоздать натуру, но истинный поэт и певец крестьянской народной жизни. Искусство Стожарова исполнено здоровья и бодрости. Несмотря на то, что его так пленяет старинная архитектура и крестьянская утварь, что ему дороги традиции народных ремесел, все более и более вытесняемых из жизни села, в творчестве его нет грусти об уходящем, никакого намека на стилизацию; все милые художнику черты старинного быта органично входят в жизнь сегодняшней деревни.  Наиболее впечатляющими элементами изобразительного языка Стожарова являются мажорный, насыщенный колорит, широкая живописная манера письма. Он кладет краску плотным, густым слоем, сильно нагружая холст. Неровная, шероховатая поверхность его полотен как бы созвучна грубоватой прелести предметов, на них изображенных; широта письма соответствует той полнокровности, с которой Стожаров видит и выражает мир своих образов. Цвет его картин замешан густо и сочно. Он любит золотистые, темно-коричневые, красные полыхающие тона, с которыми контрастируют удары холодного цвета - зеленого или синего; любимая его гамма - это гамма теплых тонов, близких цвету свежей древесины стен рубленого крестьянского дома. Его живописный язык вобрал в себя колористические находки русских художников московской школы, цветовую насыщенность их полотен, добротную крепость живописи, пастозную манеру письма. Творчество Стожарова продолжает живописную традицию, идущую от "Союза русских художников". Стожаров соединяет в своем искусстве характерную для художников этого творческого объединения - Туржанского, Архипова, Юона - реалистическую манеру живописи, конкретность передачи материального мира и поэтичность видения.   Художник выношенной и пережитой темы, собственного восприятия жизни, Стожаров не изменял своим пристрастиям. Искусство его пользуется любовью и признанием.

Стожаров Владимир Фёдорович (1926-1973). Выдающийся русский художник. Член-корреспондент Академии Художеств СССР, Заслуженный Деятель Искусств РСФСР, Лауреат Государственной Премии им. И.Е. Репина, награждён Серебряной медалью Академии Художеств СССР.

*   *   *

Галерея (215 изображений)

*   *   *

gorenka.org

Художник Владимир Федорович Стожаров, его картины, биография

Открывается выставка великолепного (великого) художника СССР и России. Отец Натальи Алексеевны Васильевой знал Стожарова и высоко ставил его творчество.

В. Ф. Стожаров. Село Большая Пысса. 1967. Х.М.

Владимир Фёдорович Стожаров родился 3 января 1926 года в Москве.В 1945 году он поступает в Московский государственный институт им. В.И. Сурикова на живописный факультет.После института он много путешествует по стране.С этого  времени начинается стремительный взлет художника.

С  1955 года В. Стожаров становится  постоянным участником российских и всесоюзных художественных выставок. Около шестидесяти музеев хранят полотна живописца, а его лучшие произведения заняли достойное место в Третьяковской галерее и Русском музее.В 1967 году художник был  награждён серебряной медалью Академии художеств СССР за ряд произведений созданных за период 1964-1967 гг.В 1968 году Владимир Фёдорович получил Государственную премию им. И.Е. Репина за серию пейзажей «На Севере России», в которую вошли работы, написанные на Удоре.В последние годы живописец, и ранее тяготевший к исторической теме, создал целый ряд картин, являющихся заметным вкладом в художественную летопись нашей Родины.Стожаров обладал счастливым чувством исторической перспективы, чувством народных традиций.В 1973 году художник был  избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.Умер Владимир Фёдорович 22 ноября 1973 года  в Москве.

 

 В. Ф. Стожаров. Шотова гора. 1962. К.М.

 .

В. Ф. Стожаров. Лязюв. Дом рыбака. 1969. К.М.

 .

В. Ф. Стожаров. Псков. Кремль. 1968. Х.М.

.

Б. С. УГАРОВ: Это был замечательный талантливый художник, имевший свою школу, свою тему в жизни и раскрывший ее для нас. У него была цель в жизни. Срок ему был отмерен небольшой, но он сумел вписать в историю советского искусства интересную, яркую страницу. Это не каждому удается.

 В. Ф. Стожаров. Сёрдла. Этюд к картине

 .

В. Ф. Стожаров. Деревня Сёрдла. Коми АССР. 1969. Х.М. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

.

Т. Т. САЛАХОВ: 3 января 1986 года Владимиpy Федоровичу Стожарову исполнилось бы 60 лет. При жизни он заслужил народное признание. Он был однокашником и добрым другом многих из нас. Все, кто хорошо знал его, помнят радушие и душевную щедрость Стожарова.Родной землей стал для Стожарова русский Север. Природа и жанровые сцены, северные села и величавая древнерусская архитектура, прекрасные натюрморты обнаружили уникальный колористический дар художника. В них с распахнутой душой Стожаров выразил любовь к родной земле. В его прочно сработанных полотнах — неистребимая вера в то, что жизнь прекрасна, что прошлое народа тесно спаяно с сегодняшним и грядущим. Искусство Стожарова глубоко национально.Глядя на картины Стожарова по прошествии ряда лет, убеждаешься в их особо ценном качестве — редкостной цельности. Оставленное художником принято называть наследием. То, что создал Стожаров, — большой живой родник, и из него еще предстоит черпать другим художникам, им предстоит им предстоит извлекать не только уроки мастерства, но и подлинную горячую любовь к своей земле, ее истории.Сегодня мне вспоминается тот день, когда он, уже тяжело больной, лежал у себя дома. Я навестил.его и ыне запомнились его яркие, светлые, красивые глаза, ласко¬вые, улыбающиеся. Он знал о том, что талантлив, он ощущал это всегда. Но всегда был скромен, хотя и чувствовал свою силу, силу своего таланта, она светилась в его глазах и на его полотнах. Творчество Стожарова — золотая страница нашего советского изобразительного искусства. 

В. Ф. Стожаров. Сёрдла. Последний луч. 1969. К.М. Владивосток, Приморская гос. картинная галерея.

.

С. П. ТКАЧЕВ: Стожаров с чувством большого художника донес до нас Север как частицу нашего народа, передал свое чувство сыновней любви. Именно Стожаров сделал то, что до него никому не удавалось. Он бесконечно любил природу, быт этой части России. В своих работах он очень откровенен. В них заявляет о себе стожаровская мощь, что-то очень здоровое, народное. Традиции Машкова, Кончаловского, Пластова были ярко продолжены Стожаровым и он внес в них свою, совершенно новую, стожаровскую интонацию. 

 В. Ф. Стожаров. Село Большая Пысса. Первая зелень. 1964. К.М.

 .

В. Ф. Стожаров. Покров. 1969. Х.М. Гос. Русский музей, Санкт-Петербург

 .

В. Ф. Стожаров. Сёрдла. Мокрый день. 1969. К.М. Вологодская обл. картинная галерея

.

Г. М. КОРЖЕВ: Стожаров принадлежит, с моей точки зрения, к очень важной ветви советского русского искусства, что опирается на жизнь нашей де¬ревни, на глубокие истоки национального характера, народа. А донесли ее до нас советские художники первых поколений, мастера дореволюционных времен, воспитанные на глубокой народности русского искусства. Великий соблазн новизны нового социального строя, грандиозные задачи кружили головы, и некоторым казалось, что на ровном месте начинается новое искусство. Первое поколение советских художников сумело преодолеть невиданные трудности и в острой борьбе заложить основы советского искусства, не порывая связей с демократическим искусством прошлого. Но борьба между традиционным искусством и новаторством продолжалась и будет продолжаться, являясь сутью развития искусства.Стожаров принадлежал к послевоенному поколению художников. После потрясений войны нужно было найти, ощутить свои корни, и художники стали ездить по всей стране, чтобы заново познать ее, потрясенную и победившую. Стожаров тоже много ездил. Диплом писал о жизни рыбаков Астрахани, потом были Сибирь, Целина. Нашел же себя и родных местах, в Костроме.Я хорошо помню его работы того времени, когда он появился и проявился впервые. Стожаров не только окунулся в родную стихию народной жизни, но и привнес новую мощь фактуры, особую плотность чувств, сочность солнечного света. Он нашел родину и самого себя. Далее он только укреплялся, становясь все более убежденным и мощным.

 В. Ф. Стожаров. Река Ёртом. 1969. К.М.

 .

В. Ф. Стожаров. Холодно. 1969. К.М.

.

В. И. ИВАНОВ: Когда Стожаров заявил о себе как сложившийся художник, мы уже привыкли к художественному взгляду на природу, многие просто конструировали ее на своих полотнах, накладывали на ее изображение свой вкус. Появилась потребность в живом, естественном. У Стожарова было неповторимое ощущение природы, он умел видеть прекрасное, единственное и удивительное. Стожаров внес в искусство горячую непосредственность, разъяснил своими работами ценность естественного, а не конструированного, он показал природу живой, одушевленной человеком. 

 В. Ф. Стожаров. Каргополь. Собор Рождества Христова. 1963. К.М.

 .

В. Ф. Стожаров. Дома у реки. 1969. К.М. Челябинская обл. картинная галерея.

.

Е. И. ЗВЕРЬКОВ: Мне вспоминается такой эпизод. С Игорем Поповым собирались поехать в Каргополь. Этот город для нас был вроде легенды. И вот однажды мы сидим над разложенной картой, входит Стожаров и говорит: «А возьмите меня с собой». Это была первая совместная поездка и первое «плотное» знакомство со Стожаровым.Чем он меня покорил сразу, так это своей удивительной работоспособностью. У каждого из нас бывают такие минуты, когда мы хандрим: не идет работа, хочется просто сидеть дома. А Стожаров — нет. Он берет утром этюдник и уходит, к обеду возвращается с одним, а то и с двумя этюдами. Тут, и тебя начинает разбирать. Его способность своим упорным трудом заражать других была необыкновенной. Я в своей жизни знал немногих людей, которые могли так много, упорно, целенаправленно работать, как он.Как-то живя в огромном красивом селе Усть-Цильме, с большими домами, похожими на корабли, мы много писали. Стожаров работал умело, можно было залюбоваться. И я вспомнил, как мы пришли в Министерство Культуры СССР взять письмо-направление. А начальник управления изоискусств Г. А. Тимошин говорит: «Владимир Федорович, вы прекрасный художник. Неужели вы все время будете эти дома рисовать?». На что Стожаров ответил: «Столетиями люди писали мадонну, а для меня эти дома, как мадонна. Я люблю их за красоту…».Ни один другой художник не видел так красоту северных домов, как он, потому он и хотел писать портреты этих домов.Стожаров обладал каким-то особым, присущим только ему чутьем и прекрасно реализовывал его средствами искусства, живописными средствами. Иногда его обвиняют в том, что, дескать, у него темноват колорит, присутствует чернота. Но это могут говорить только те, кто не видел северных домов, срубленных из лиственницы. Они на самом деле цвета жженой сиены. Солнце на Севере довольно скупо, оно и дает этот колорит. Там нет улиц в привычном для нас понимании, все окна обращены только на юг, чтобы в доме было больше солнца. И вот фронтонная часть дома всегда удивительно густого цвета, который так умело передал Стожаров.

В. Ф. Стожаров. Псков. Звонница. 1969. Х.М. Таганрогская картинная галерея.

 .

 В. Ф. Стожаров. Псков. Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря. ( XIII век ). 1970. К.М.

 .

В. Ф. Стожаров. Шиляево. Большая вода. 1969. К.М.

.

И. А. ПОПОВ: Вот говорят: он искал себя. Ничего подобного — Володя никогда себя не искал, у него в лексиконе такого слова не было, он просто делал то, чего не мог не делать. У него не было сомнений. Ведь поиски — что такое? Это, когда не знаешь, что и где искать. Сергей Васильевич Герасимов говорил: «Вы ищете? А что вы ищете? Ах, вы ищете». Когда не знаешь, что ищешь, можно искать без конца. Так вот Володя не искал себя, он был всегда, убежден, что он делает только то, что любит. Он не мог иначе.Замечательна его работа «Хлеб». Володя сам был изумлен ею и никому ее не отдавал.Он был исконным, истино русским человеком и все его искусство было связано с жизнью России. Я это подчеркиваю потому, что мы порой забываем, что социалистический реализм — это искусство, национальное по форме, социалистическое по содержанию. Все это есть в национальных республиках. А Россия настолько большая, настолько великая и настолько в ней все ассимилируется, что пропадает именно русское отношение к истокам культуры, творчества — и у писателей, и в.кинематографе. Русское искусство существует, есть, и Стожаров — как раз один, из самых ярких и больших представителей этого искусства.

В. Ф. Стожаров. Вшивая горка. 1971. К.М. Краснодар , Краснодарский краевой худ. музей им. Ф.А. Коваленко

 .

 В. Ф. Стожаров. Новгород. Церковь Успения из села Курицко. (1595). 1970. Х.М. Таганрогская картинная галерея.

 .

В. Ф. Стожаров. Псков. Покровская церковь и Покровская башня. 1969. Х.М. Брянский обл. худ. музей

 .

 В. Ф. Стожаров. Суздаль. Церковь Козьмы и Дамиана. (1725).1970. К.М.

 .

В. Ф. Стожаров. Новгород. Церковь на Витковом переулке. 1970. Х.М.

.

А. М. ГРИЦАЙ: Расскажу немного о его биографии. Он учился в средней художественной школе в ее лучшие времена, когда был расцвет, подъем художественной школы, блистали многие имена из современных, присутствующих здесь больших художников- они в то время учились в этой художественной школе.Володя не был среди самых заметных учеников, он был как бы в тени. Так было и в институте. После школы Стожаров много ездит на Целину, мастерство его все более совершенствуется.Я хорошо помню выставку, когда после поездки на Север выставлялись трое: Игорь Александрович Попов, Ефрем Иванович Зверьков и Владимир Федорович Стожаров. Они писали одни и те же места, почти одни и те же мотивы, но это были совершенно разные художники, три индивидуальности. Одна из них — Стожаров. Он любил Север. Он сумел найти там совершенно новое, что не увидели его предшественники. Работы, посвященные Северу, содержали и быт, и архитектуру, и культуру. Он писал народные праздники, писал людей, жанровые сцены. И все это было жизнью.Еще одно открытие Стожарова — натюрморт, посвященный предметам Севера. В нем — яркое отражение народной жизни того края, которому он посвятил все свое творчество. Стожаров никогда не стоял на месте. Казалось, будто он, выработав свой язык, прием, краски, на этом и остановится. Но если внимательно присмотреться к его творчеству, то нетрудно увидеть, что от вещи к вещи он все время совершенствовался, все время обогащался. 

 

В. Ф. Стожаров. Натюрморт

 .

В. Ф. Стожаров. Мельница в Григоркове. 1959. Х.М. Смоленск, Гос. музей-заповедник

 .

 В. Ф. Стожаров. Новгород. Церковь Жен Мироносиц. 1970. К.М.

 .

 В. Ф. Стожаров. Суббота. Бани. 1967. Х.М. Астраханская гос. картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.

 .

В. Ф. Стожаров. Бани. Муфтюга. Весна. 1970. Х.М.

 .

В. Ф. Стожаров. Чай с калачами. 1972. Х.М. ГРМ.

 .

В. Ф. Стожаров. Натюрморт

 .

В. Ф. Стожаров. Первый снег при вечернем солнце. 1972. К.М.

 .

В. Ф. Стожаров. Натюрморт с яблоками. 1973. Х.М. США, частное собрание

 .

В. Ф. Стожаров. Новгород. Ярославово дворище. 1972. Х.М. Музей русского искусства, Миннеаполис, США.

 .

В. Ф. Стожаров. Натюрморт с медным горшком. 1973. Х.М. Ульяновский обл. худ. музей.

 .

В. Ф. Стожаров. Натюрморт. Последняя работа художника. 1973. Х.М.

 .

 Фото В. Стожаров с бабушкой. 1943.В. Стожаров с бабушкой. 1943.

 

 В. Стожаров с мамой. 1943.В. Стожаров с мамой. 1943.

 

Стожаров с супругой, 7 октября 1951 г.Стожаров с супругой , 7 октября 1951 г.

 

 В. Ф. Стожаров с сыновьями Костей и Сашей. 1959.В. Ф. Стожаров с сыновьями Костей и Сашей. 1959В. Ф. Стожаров. 1970. (Фото художника Н. И. Терещенко).В. Ф. Стожаров. 1970.Источник

 

Обратите внимание

www.na-vasilieva.ru

Владимир Фёдорович Стожаров(1926-1973) - Музей живописи

Суббота. Большая Пысса. Баня.

Разговор. 1955. Х.М.

Галич. Уха.

Возят сено.

Село Большая Пысса

Стирающая женщина.

Натюрморт с картошкой.

Натюрморт с яблоками.

У самовара.

Женская голова.

Приезд на слёт колхозников-передовиков.

Каргополь. Склады сельпо.

В мастерской.

Муфтюга. Апрельское солнце.

Село Большая Пысса. Весна.

Автопортрет в белой шляпе.

Владимир Фёдорович Стожаров родился 3 января 1926 года в Москве.

Он рано приобщился к непреходящим ценностям отечественной культуры. Еще мальчиком он ездил в Архангельск, Ярославль, Рязань, Кострому, в старые деревни, где сохранились изделия народных ремесел. Он был влюблен в удивительную красоту природы северной России.

В 1939 году он поступает в Московскую среднюю художественную школу при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, заканчивать которую ему пришлось в нелегкие военные годы.

Позже в 1945 году он поступает в Московский государственный институт им. В.И. Сурикова на живописный факультет.

После института он много путешествует по стране, спускается вниз по Енисею до самого Диксона, посещает города и села русского Севера. Написанными в те годы картинами «Туруханск», «Ростов Ярославский», «В Кострому» художник приносит в советское изобразительное искусство свою собственную тему, свои цвета и краски, свой взгляд на изображаемую действительность.

С этого времени начинается стремительный взлет художника. Он постоянно находится в творческом подъеме, из-под его кисти одна за другой выходят картины, вставшие в один ряд с лучшими произведениями советской живописи— «Хлеб», «У самовара», «Село Андрейково. Покров.», «Приезд на слет колхозников-передовиков», портреты знатных тружеников Рязанщины В. Шуршилиной и В. Жукова, «Натюрморт с подковой», «Каргополь», «Встреча первого парохода», «Село Большая Пысса», «Деревня Сёрдла», натюрморт «Лён» и многие другие.

С 1955 года В. Стожаров становится постоянным участником российских и всесоюзных художественных выставок. Около шестидесяти музеев хранят полотна живописца, а его лучшие произведения заняли достойное место в Третьяковской галерее и Русском музее.

В 1959 году Стожаров посещает Италию. Здесь он написал картину «Рим. Площадь Венеции». Именно в Риме Стожаров воочию увидел, что знаменитый «венецианский колорит» Тинторетто и Тициана – не выдумка мастеров, а порождение природы. Палитра художника стала «жаркой». Работа «Рим. Площадь Венеции», была написана яркими красками: яркое синее небо, густая тень, контрастные по цвету дома, залитый солнцем асфальт.

В 1967 году художник был награждён серебряной медалью Академии художеств СССР за ряд произведений созданных за период 1964-1967 гг.

В 1968 году Владимир Фёдорович получил Государственную премию им. И.Е. Репина за серию пейзажей «На Севере России», в которую вошли работы, написанные на Удоре.

В 1970 году, совместно с художниками Г.А.Дарьиным, Ю.И. Семенюком, В.Ульяновым, Стожаров предпринимает творческую поездку в Псковскую, Новгородскую, Ярославскую, Костромскую, Владимирскую области.

В последние годы живописец, и ранее тяготевший к исторической теме, создал целый ряд картин, являющихся заметным вкладом в художественную летопись нашей Родины. Это — «Псков. Церковь у Пролома», «Новгород. Курицкая церковь», «Псковский кремль» и многие другие. Цветовая насыщенность, добротная крепость живописи, буквально передают настроение этих картин. Зритель буквально ощущает прелесть исконно русских земель, и неумирающую красоту сооружений, воздвигнутых трудом и талантом русских мастеров, атмосферу тех далеких лет.

С 1971 по 1972 год художник проводит в Румынии с групповой выставкой произведений художников РСФСР «Русский Север».

В 1972–1974 годах по стране прошла его персональная выставка состоящая из 67 полотен в таких городах как Сыктывкар, Архангельск, Киров, Ижевск, Горький, Куйбышев, Ульяновск, Астрахань, Кострома, Рязань, Брянск, Калинин, Тула, Калуга, Смоленск.

Выставка открылась 8 сентября 1972 года в художественном музее и вызвала восторженные отзывы зрителей. Они отмечали простоту и жизненность произведений, узнавали на полотнах свои дома, бани.

Стожаров обладал счастливым чувством исторической перспективы, чувством народных традиций. Его натюрморты — это ярмарка цвета, веселый праздник народного духа. Предметы старого крестьянского быта, изделия народных умельцев, такие как прялки, братины, туеса, вальки, расшитые льняные полотенца, поставленные и положенные на деревянные крестьянские столы под золотистыми бревнами русских изб - все создает неповторимый дух того времени.

В 1973 году художник был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Умер Владимир Фёдорович 22 ноября 1973 года в Москве.сайт

all-paintings.livejournal.com

Художник Владимир Стожаров. Щедрость души и таланта.: ladoshka82

Владимир Фёдорович Стожаров (3 января 1926 - 22 ноября 1973)

прожил недолгую жизнь, но остался неповторимым явлением советского и русского искусства.

Владимир Стожаров был мастером большого колористического дарования 

Его живопись живая, яркая, звучная по цвету, радостная по настроению подкупает своей правдивостью, точностью подмеченных деталей. 

Стожаров Владимир. Натюрморт. Чай с калачами. (632x500, 178Kb)

Натюрморт. Чай с калачами.

Стожаров Владимир Автопортрет в белой шляпе (358x500, 93Kb)  

Автопортрет в белой шляпе.

Он был одним из организаторов творческой группы художников, для которых природа и жизнь Русского Севера стали истоком вдохновения. Совместно с Г. А. Дарьиным, И. А. Поповым, Ю. И. Семенюком, Е. И. Зверьковым Владимир Стожаров ежегодно отправлялся в далёкие поездки, откуда привозил натурный материал для будущих произведений. Обратившись к теме Русского Севера художник пополнил золотую коллекцию русского пейзажа.Работы Владимира Стожарова хранятся в Государственной Третьяковской Галерее (12), Государственном русском Музее (11), в Королевской Академии Искусств Великобритании и Музее Русского Искусства в США.

Стожаров Владимир Муфтюга. Погожий день (700x455, 152Kb)

Муфтюга. Погожий день.

 

Стожаров Владимир Натюрморт с рябиной (685x500, 185Kb)

Натюрморт с рябиной

 

Владимир Федорович Стожаров – один из выдающихся живописцев XX века. Имя мастера связано в истории искусства с большой темой, посвященной Русскому Северу, которую он решал глубоко индивидуально, по-стожаровски мощно, свежо, выразительно. Созданные им образы далеких северных селений, наполненные неповторимым эмоциональным звучанием, стали символом Отечества.

Стожаров Владимир. Октябрь. Црковь Успения из села Фоминское (641x500, 192Kb)  

Октябрь. Црковь Успения из села Фоминское.

 

Стожаров Владимир. Дома Галича (700x465, 152Kb)  

Дома Галича.

 

Владимир Федорович получил прекрасное академическое образование и стремительно вошел в художественную жизнь страны в 1950-х годах. Эмоциональный по натуре, жадный до всего нового, с удивительной быстротой усваивал все, что происходило в стране. В 1960 годы для искусства наступило время перемен. Многие живописцы устремились из Москвы на стройки Сибири, Дальнего Востока. Для Стожарова русский Север стал тем мирозданием, тем особым местом на Земле, где он нашел свой истинный путь как художник, где сложился его, всегда узнаваемый, живописный почерк. 

Стожаров Владимир. Ростов Ярославский (700x307, 117Kb)

Ростов Ярославский.

 

В 1960-е годы он совершил с художниками из Москвы и Ярославля несколько путешествий. Поездки стали переломными в творчестве мастера. Это было время поиска нового живописного языка. Художники приезжали на Север в апреле и работали до июня. Ранним утром уходили из дома с этюдниками и писали, не замечая времени, напряженно, с большим интересом. Романтика русского Севера все больше увлекала. Были сделаны сотни этюдов. Север для Стожарова стал неисчерпаемым источником творческого вдохновения. В своих картинах он изображал большие северные дома, панорамы северных поселков, обращался к сюжетам деревенской жизни. Особая ритмика композиционного строя, разнообразие натурного материала, способность мыслить пространственными планами, острый интерес к пластике мазка отличает его произведения. Композиция, форма, цвет, свет в его работах передаются цветом. Созданный мастером динамичный цветной мир - полон движения и подлинной жизни.За многовековую историю северные народы, населяющие Архангельский край, Республику Коми, создали богатейшую своеобразную культуру, которая восхитила Стожарова. Им была собрана интересная коллекция предметов быта: деревянные ковши, прялки, разнообразная по своим вариантам народная одежда.

Натюрморт Лён (697x500, 221Kb)

Натюрморт. Лён.

 

Натюрморт привлекал художника на протяжении всей творческой жизни, а после поездок на Север буквально захватил его. Его натюрморты характеризует определенная монументальность. Большое значение имеют материальность, обьемность, фактура предметов. Автор - немногословен и убедителен, каждая деталь помогает создать образ домашнего уюта и тепла.

Стожаров Владимир. Натюрморт с медным горшком (554x500, 175Kb)  

Натюрморт с медным горшком.

 

Искусство В.Ф.Стожарова отличается удивительной цельностью, внутренним единством произведений. Оно поражает силой темперамента, творческой энергией и свободой.В произведениях, посвященных Северу, мастер нашел оригинальные живописные приемы, которые позволяют рассматривать его творчество как новое и значительное явление в искусстве второй половины 20 века.

Стожаров Владимир. Село Андрейково. Покров. (700x275, 118Kb)

Село Андрейково. Покров.

 

Своеобразие дарования Стожарова лучше всего раскрывается в его натюрмортах и пейзажах-жанрах. Здесь он не просто бытописатель, стремящийся с наибольшей точностью и характерностью воссоздать натуру, но истинный поэт и певец крестьянской народной жизни.

Стожаров Владимир. Село Важгорт. Белая ночь. (652x500, 161Kb)  

Село Важгорт. Белая ночь.

 

Стожаров Владимир. Натюрморт. Братина и чеснок. (625x500, 192Kb)

Натюрморт. Братина и чеснок.

 

"Чем он меня покорил сразу, так это своей удивительной работоспособностью. У каждого из нас бывают такие минуты, когда мы хандрим: не идет работа, хочется просто сидеть дома. А Стожаров — нет. Он берет утром этюдник и уходит, к обеду возвращается с одним, а то и с двумя этюдами. Тут, и тебя начинает разбирать. Его способность своим упорным трудом заражать других была необыкновенной. Я в своей жизни знал немногих людей, которые могли так много, упорно, целенаправленно работать, как он.Как-то живя в огромном красивом селе Усть-Цильме, с большими домами, похожими на корабли, мы много писали. Стожаров работал умело, можно было залюбоваться. И я вспомнил, как мы пришли в Министерство Культуры СССР взять письмо-направление. А начальник управления изоискусств Г. А. Тимошин говорит: «Владимир Федорович, вы прекрасный художник. Неужели вы все время будете эти дома рисовать?». На что Стожаров ответил: «Столетиями люди писали мадонну, а для меня эти дома, как мадонна. Я люблю их за красоту...».Ни один другой художник не видел так красоту северных домов, как он, потому он и хотел писать портреты этих домов.Стожаров обладал каким-то особым, присущим только ему чутьем и прекрасно реализовывал его средствами искусства, живописными средствами. Иногда его обвиняют в том, что, дескать, у него темноват колорит, присутствует чернота. Но это могут говорить только те, кто не видел северных домов, срубленных из лиственницы. Они на самом деле цвета жженой сиены. Солнце на Севере довольно скупо, оно и дает этот колорит. Там нет улиц в привычном для нас понимании, все окна обращены только на юг, чтобы в доме было больше солнца. И вот фронтонная часть дома всегда удивительно густого цвета, который так умело передал Стожаров". (Е. И. ЗВЕРЬКОВ)

Стожаров Владимир. Ярославль. Кремль. Сумерки. (700x478, 138Kb)  

Ярославль. Кремль. Сумерки.

 

"Он был исконным, истино русским человеком и все его искусство было связано с жизнью России. Я это подчеркиваю потому, что мы порой забываем, что социалистический реализм — это искусство, национальное по форме, социалистическое по содержанию. Все это есть в национальных республиках. А Россия настолько большая, настолько великая и настолько в ней все ассимилируется, что пропадает именно русское отношение к истокам культуры, творчества — и у писателей, и в.кинематографе. Русское искусство существует, есть, и Стожаров — как раз один, из самых ярких и больших представителей этого искусства". (И. А. ПОПОВ)

Стожаров Владимир Натюрморт. Последняя работа художника (613x500, 167Kb)

Натюрморт. Последняя работа художника.

http://www.artlib.ru/index.php?id=1...mp;user_serie=0

http://www.bibliotekar.ru/k99-Stozharov/index.htm

http://maslovka.org/modules.php?nam...=415&page=2

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

ladoshka82.livejournal.com

Древности Пскова в картинах Владимира Федоровича Стожарова

Когда я писала недавний пост про Солодежню, то вспомнилась мне картина Владимира Стожарова, посвященная этому памятнику псковской старины.

Стожаров В.Ф. "Псков. Солодёжня (XVII век). 1971

И поскольку это не единственная его картина из псковского цикла, то как-то сам собой и родился этот пост.

Стожаров Владимир Федорович (1926 - 1973) - советский художник, живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1973). Член МОССХ с 1954 года. Учился в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова у Д.К. Мочальского, Г.К. Савицкого, В.В. Почиталова (1945-1951). Участвовал в выставках с 1954 года. В 1966 году участвовал в XXXIII международной выставке «Биеннале Венеция», в 1971-1972 годах - в групповой выставке произведений художников РСФСР «Русский Север» в Румынии. В 1972 – 1974 годах состоялась передвижная персональная выставка живописи Стожарова в городах Сыктывкар, Архангельск, Киров, Ижевск, Горький, Куйбышев, Ульяновск, Астрахань, Кострома, Рязань, Брянск, Калинин, Тула, Калуга, Смоленск. Работы художника хранятся во многих музеях России....

Несколько его работ посвящены древнему Пскову, где он бывал в творческих поездках в конце 60-х годов.

Стожаров В.Ф. "Псков. В Кремле". 1967(на картине изображена Довмонтова (Смердья) башня Псковского Кремля)

Стожаров В.Ф. "Псков. Кремль". 1968

Стожаров В.Ф. "Псков. Звонница". 1969Здесь изображена церковь Богоявления с Запсковья, XV век.

Стожаров В.Ф. "Псков. Кремль. Плоская башня". 1969

Стожаров В.Ф. "Псков. Покровская церковь и Покровская башня". 1969На картине изображены церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (XVI век) и Покровская башня

Стожаров В.Ф. Псков. Кремль. 1970

Стожаров В.Ф. "Псков. Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря". 1970Ивановский собор - один из древнейших храмов Пскова - XIII  век

Стожаров В.Ф. "Псков. Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья (XV-XVII век)". 1970

Стожаров В.Ф. "Псков. Солодёжня (XVII век)". 1971Солодежня - купеческие палаты  XVII  века.

Стожаров В.Ф. Село Малы. 1969Очень живописное место - погост Малы находится в Печорском районе Псковской области. Здесь когда-то располагался Мальской монастырь.

Не могу не сказать, конечно, что хоть здесь я сосредоточилась только лишь на псковских работах В.Ф.Стожарова, но  творчество художника стоит того, что бы с ним познакомиться подробнее. Он автор многих замечательных пейзажей с изображением природы русского севера, русских городов - Ярославля, Костромы, Каргополя, Новгорода и др... Так же у него есть чудесные яркие натюрморты в духе крестьянского быта. Так что очень рекомендую сайт, посвященный жизни и творчеству замечательного художника Владимира Федоровича Стожарова - http://www.stozharov.com/, откуда я взяла две репродукции с соответствующим логотипом.

Остальные репродукции и текст, выделенный курсивом, взяты мной с портала АртПоиск - http://artpoisk.info.

nathalie-zh.livejournal.com


Смотрите также