Франсиско де Сурбаран: жизнь и творчество художника. Сурбаран картины


Испанский художник Франсиско де Сурбаран (1598

Франсиско де Сурбаран (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитСурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.

Защита Кадиса от англичан (1634) (302 х 323 см) (Мадрид, Прадо)

В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там. В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.

Распятие (ок.1630) (214 х 143,5 см) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)

В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца. В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».

Святой Франциск на молитве (1638-1639) (117.5 x 90.2 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)

Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов». Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

Благовещение (1650) (217.6 х 316.4 см) (Филадельфия, Музей искусства)

В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны». В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.

Агнец Божий (1635-1640) (37,3 х 62 см) (Мадрид, Прадо)

Битва между христианами и маврами в Эль Сотильо (1637-1639) (335 х 191,1) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Видение святого Петра Ноласко (1629) (179 х 223 см) (Мадрид, Прадо)

Детство Девы Марии (1632-1633) (116,8 х 94) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Детство Девы Марии (ок.1660) (73.5 х 53.5 см) (С-Петербург, Эрмитаж)

Знамение святого Иакова (1659-1660) (291 х 165) (Мадрид, Прадо)

Мадонна с младенцем (1658) (101 х 78 см) (Москва, ГМИИ им.Пушкина)

Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем (1662) (169 х 127 см) (Бильбао, Музей изобраз. искусств)

Молитва святого Бонавентуры об избрании нового папы Римского (1628-1629) (239 х 222 см) (Дрезден, Худож. галерея новых мастеров)

Мученичество святого Иакова (1640) (252 х 186) (Мадрид, Прадо)

Натюрморт с айвами на блюде (1633-1664) (35 х 40.5 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)

Натюрморт с фруктами и чашкой (1633) (62.2 x 109.5 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)

Натюрморт с чашкой воды и розой (ок.1630) (21.2 x 30.1 см) (Лондон, Нац. галерея)

Натюрморт с четырьмя сосудами (ок.1660) (46 х 84 см) (Мадрид, Прадо)

Непорочное зачатие (1632) (252 х 992.1 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)

Непорочное зачатие (ок.1630) (128 х 89 см) (Мадрид, Прадо)

Омофор Богоматери (1655) (Севилья, Музей изобр. искусств)

Портрет Диего Деза (ок.1630) (166.4 х 137.8 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)

Портрет доктора Хуана Мартинеса Серрано (193 х 107 см) (Частное собрание)

Портрет юриста (ок.1635) (195.5 х 104.5 см) (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер)

Распятие (ок.1655) (165.5 х 109 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)

Распятие с донатором (1640) (244 х 167,5 см) (Мадрид, Прадо)

Рождество Богородицы (1629) (141 х 109 см) (Пасадена, музей Нортона Саймона)

Сан Фернандо (1630-1634) (129 х 61 см) (С-Петербург, Эрмитаж)

Св. Иероним со св. Паулой и св. Евстахией (1640-1650) (264.2 х 192.4 см) (Вашингтон, Нац. галерея)

Святая Доротея (1648) (180.2 х 101.5 см) (Частное собрание)

Святая Евфимия (ок.1637) (83 х 73 см) (Мадрид, Прадо)

Святая Елизавета Португальская (1635) (184 х 98 см) (Мадрид, Прадо)

Святая Елизавета Тюрингская (1635-1640) (125 х 100.5 см) (Бильбао, Музей изобраз. искусств)

Святая Касильда (1630-1635) (171 х 107 см) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)

Святая Лючия (Луция) (1625-1630) (133.7 x 106 см) (Вашингтон, Нац. галерея)

Святая Маргарита (1630-1634) (163 x 105 см) (Лондон, Нац. галерея)

Святая Урсула (1635-1640) (171 х 105 см) (Генуя, музеи Страда-Нуова)

Святой Андрей (1631) (146.7 x 61 см)

Явление апостола Петра святому Петру Ноласко (1629) (179 х 223 см) (Мадрид, Прадо)

Святой архангел Михаил (совм с мастерской) (224 х 126 см) (Мадрид, Фонд банка Сантандер)

Святой Бенедикт (17 век) (188 х 103,5) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Святой Диего де Алькала (1658 - 1660) (93 х 99) (Мадрид, Прадо)

Святой Лаврентий (1636) (292 х 225 см) (С-Петербург, Эрмитаж)

Святой Лука, как художник, перед распятием (1630-1639) (105 х 84 см) (Мадрид, Прадо)

Святой Франциск Ассизский по словам папы Николая V, Видение (ок.1640) (180.5 х 110.5 см) (Лионский музей изящных искусств)

Святой Франциск на молитве (1635-1639) (152 x 99 см) (Лондон, Нац. галерея)

Святой Франциск на молитве (1639) (162 x 137 см) (Лондон, Нац. галерея)

Уснувшая юная Дева Мария (1630-1635) (110 х 93 см) (Мадрид, Фонд банка Сантандер)

Христос-Вседержитель (1638) (100 х 72) (Мадрид, Прадо)

Христос-Младенец (1635-1640) (42 х 27 см) (Москва, ГМИИ им.Пушкина)

Цикл о Геракле. Битва Геракла с критским быком (1634) (133 х 152) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Битва Геракла с Лернейской гидрой (1634) (133 х 167) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Борьба Геракла с Антеем (1634) (136 х 153) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геракл и Цербер (1634) (132 х 151) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геракл отделяет горы Кальпе и Абила (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геракл перегородил реку Алфей (1634) (133 х 153) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геркулес побеждает царя Гериона (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Смерть Геракла (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)

Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

philologist.livejournal.com

Франсиско де Сурбаран: жизнь и творчество художника

Франси́ско де Сурбара́н (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитель севильской школы живописи.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество Франсиско де Сурбарана

Картины Франсиско де Сурбарана

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Сурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.

В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там.

В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей.

В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте».

В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.

В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца.

В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».

Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».

Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».

В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.

Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года.

Большинство произведений Сурбарана находятся в Мадриде, Севилье, Кадисе и Гуадалупе. Живопись Сурбарана оказала заметное влияние на латиноамериканское искусство.

ТВОРЧЕСТВО ФРАНЦИСКО ДЕ СУРБАРАНА

Главный вклад Сурбарана в искусство барокко – необыкновенный сплав мистического и реального, будь то религиозная живопись, портрет или натюрморт. Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы как трехмерные объемные статуи. В его картинах на религиозные сюжеты нашли отражение тишина, уединенность и созерцательная отрешенность испанских монастырей 17 в. Для полотен Сурбарана характерны аскетическая простота образов, строгая упорядоченность и оригинальность композиций, смелое использование глубоких темных тонов. В основе многих его работ лежат искусно переработанные сюжеты фламандских гравюр.

Художественные идеалы Испании 17 века по-другому воплотились в творчестве Франсиско де Сурбарана, сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма.

Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах.

Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они исполнены благочестия, но их религиозность не исступленная, как у Эль Греко, глубокий драматизм скрыт за внешней сдержанностью.

Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью. Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности. Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени. Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.

В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры, избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов. Самая значительная картина цикла — «Посещение святого Бонавентуры Фомой Аквинским». Строгая обстановка кельи ученого-монаха — деревянная мебель, полки, массивные тома книг написаны с предельной убедительностью, благодаря строгой расстановке они рождают чувство размеренного ритма повседневной жизни. Красно-фиолетовые и синие цвета, гармонично объединенные с серебристо-коричневатыми, подчеркивают настроение умиротворенного покоя и важности происходящего. Свет, падающий из открытой двери, фиксирует взгляд зрителя на главных действующих лицах — жившем в 12 веке Бонавентуре, молодом южанине-испанце с открытым одухотворенным лицом, и вкрадчивом Фоме Аквинском с умными глазами. Художник писал их с современных ему монахов, и потому образы святых, как и сосредоточенные лица окружающих их монахов, портретны. Моделированные контрастной светотенью крупные объемы фигур размещены в узком пространстве параллельно плоскости картины, усиливая впечатление пластической насыщенности.

Смерть Св. Бонавентуры 1629 Смерть Св. Бонавентуры 1629 Св. Бонавентура принимает посланцев императора. 1640-1650 Св. Бонавентура принимает посланцев императора. 1640-1650 Св. Бонавентура. 1640-1650Св. Бонавентура. 1640-1650

Сурбаран писал портреты теологов, писателей, облаченных в одежды из тяжелых тканей, на фоне пейзажа или архитектуры, освещая их потоками верхнего света. Портретируемые обычно представлены в рост, в спокойных позах, как бы рассказывающими о своих деяниях. Страстные лирические переживания контрастируют в их лицах со сдержанными, но выразительными жестами. Многие образы лишены религиозности.

Святая Касильда, 1640-1645

Героическая «Святая Касильда» (начало 1640-х годов, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, в сущности, исполненная строгой грации гордая знатная дама; она изображена в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках. Властное смуглое лицо с решительным суровым взглядом заставляет вспомнить о ее подвиге — тайной помощи пленным христианам. Согласно легенде чудо спасает ее от кары отца, приверженца ислама,— хлеб внезапно превращается в роскошные цветы. Образ Касильды типичен для Испании 15 века: несмотря на домостроевский уклад, росло самосознание женщины, появлялись среди женщин ученые, политики, конкистадоры. Рождались образы, овеянные романтикой. Звучные, сильные темно-зеленые, палевые и лиловые тона одежды, блеск шелка, жемчуга, воздушность фона безукоризненно переданы художником-колористом.

СВЯТОЙ ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ

Образ Святого Франциска, стоящего в своей могиле, восходит к апокрифическому тексту XIII века. Посетители крипты в церкви в Ассизи видели, как Святой Франциск спустя долгое время после своей смерти поднялся в могиле. Сурбаран создал еще более выразительный образ святого, благодаря сильному свету, падающему слева и выхватывающему его темную рясу и экстатическое лицо, оставляя правую часть в глубокой тени. Этот эффект освещения вдохновлен караваджистским кьяроскуро, но в отличие от типичных для итальянца Караваджо пламенеющих композиций, Сурбаран наделил свою картину суровой религиозностью, более характерной для живописи испанского барокко того времени.

Святой Франциск Ассизский, 1645

ОТРОЧЕСТВО МАДОННЫ

В «Отрочестве Мадонны» образ маленькой Богоматери притягивает своей необычайной чистотой и невинностью. Перед нами — испанская девочка с милыми чертами лица, но в образе Марии художник передал что-то отличающее ее от простого ребенка. Трогательная кротость, с которой она устремила глаза в небо, и лицо, озаренное сверху светом, говорят об ее избранности и покорности будущим испытаниям. Фигура Марии в ярком красном платье с зеленой накидкой выделяется на темном фоне, как будто луч божественного света указал на нее, выбрал среди других дев. Сюжет, известный так же как «Юность Марии», взят художником не из Евангелия, а заимствован из апокрифических сказаний о жизни Мадонны.

Отрочество Мадонны Между 1658-1660

НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ

Создавая «отвлечённый» образ Девы Марии, великий испанец Франсиско де Сурбаран, будучи истинным католиком, стремился к простоте и выразительности, естественности и недвусмысленности, не забывая об эстетической составляющей. Замысел мастера прост и многозначен одновременно — перед нами Мария, будущая мать Христа Спасителя, но с внешним обликом простой испанской девочки, немного угловатой и скромной. Одежда Марии также проста и целомудренна, что соответствует образу девочки, чудо рождения которой, и вся её последующая жизнь, безраздельно посвящены Богу.

Художник отходит от привычного сюжета Благовещенья и изображает только лишь Вечную Деву, парящую над землёй, окруженную мерцающими звёздами и сверхъестественным, неземным, золотистым светом. От Духа Святого нисходит на землю Спаситель Мира и начинает свой земной путь.

Композиция полотна проста и уравновешена: фигура девы Марии в самом его центре и лишь немного наклонена вправо и вниз, как бы охватывает взглядом землю. Мастерски выписанный передний план с резкими границами света и тени, создаёт у зрителя ощущение сопричастности к происходящему.

Непорочное зачатие Около 1630

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Малицкая К.М. Франсиско Сурбаран. 1598–1664. М., 1963

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, smallbay.ru, muzei-mira.com, krugosvet.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Франсиско де Сурбаран: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Франсиско де Сурбаран: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

Франсиско де Сурбаран. Натюрморты и другие картины с названиями, биография художника

Франсиско де Сурбаран (Francisco de Zurbarán), гений «золотого века» испанской живописи, имеет репутацию художника мистического и даже в некотором роде «зловещего». Его часто называют «испанским Караваджо» — впрочем, не из-за бурной жизни, состоящей из приключений и преступлений, а из-за того, что довольно долгое время Сурбаран использовал караваджиевские резкие контрасты света и тени. А еще говорят, что никто не сумел выразить особую, горячую и страстную испанскую религиозность с такой полнотой и силой, как это удалось Франсиско де Сурбарану.

Для гения такой величины о личности Сурбарана известно удивительно мало. Спорят даже о том, из какой семьи он был.

Расхожая легенда, которыми часто пересыпаны биографии художников, повествует, как маленький Франсиско, сын небогатого крестьянина Луиса Сурбарана, пас баранов на окраине деревушки Фуэнте де Кантос и от избытка свободного времени что-то рисовал на дереве. Мимо проезжал знатный сеньор, он заметил мальчишку и забрал его в Севилью учиться. Недаром-де впоследствии Сурбаран с такой фантастической материальной осязаемостью изображал ягнёнка («Агнец божий«).

Но мать Сурбарана Изабелла Маркес происходила из старинного аристократического рода: вряд ли её муж мог быть крестьянином. С недавних пор популярна версия, будто отец Сурбарана торговал дорогими тканями, и целая галерея написанных Франсиско христианских мучениц (Касильда, Доротея, Маргарита, Аполлония, Изабелла и другие) в великолепных платьях — не что иное, как реклама семейного бизнеса.

И ведь правда: святость в их облике едва ли просматривается, а вот роскошная фактура и разнообразие тканей не могут не вызывать восхищения. Неувязка лишь в том, что во время создания этого загадочного цикла Сурбарану было около сорока и он давно покинул родительский кров.

Бесспорно одно: когда Франсиско исполнилось 15, отец отвёз его в столицу Андалусии, Севилью к своему приятелю по имени Педро Диас де Вильянуэва. Артель Вильянуэвы расписывала статуи, использовавшиеся для религиозных процессий. Но Сурбаран рано понял: у Вильянуэвы ему учиться нечему и поступил в Академию, возглавляемую теоретиком искусства Франсиско Пачеко. Здесь он не только познавал основы мастерства, но и познакомился с двумя другими знаменитыми в будущем художниками — Алонсо Кано и Диего Веласкесом. И если Кано впоследствии неизменно будет видеть в Сурбаране соперника и плести против него интриги, то Веласкес на долгие годы станет Сурбарану другом.

В 19 лет Сурбаран закончил курс обучения у Пачеко, однако поступил странно и для товарищей, и для своего учителя: отказавшись сдавать квалификационный экзамен, уехал из Андалусии на родину, в Эстремадуру, где поселился в небольшом городке Льерен. О его творчестве в этот период ничего не известно. Зато известно, что Сурбаран поспешил жениться. Его избранницей стала молодая и небедная вдовушка Мария Перес Хименес, родившая художнику троих детей, но после шести лет брака скоропостижно скончавшаяся. Через пару лет Сурбаран женится снова. И снова на богатой вдове. Беатрис де Моралес была старше его на целых восемь лет. Увы, нам не суждено узнать, как выглядели эти женщины — в отличие от большинства художников, вдохновенно писавших своих возлюбленных, Сурбаран в свою интимную жизнь зрителей не допускал.

Портретов самого Сурбарана тоже не сохранилось. Должно быть, он полагал греховным или нескромным выпячивать собственное «я». Шум и блеск Севильи, а позднее — столичный лоск Мадрида остались чужды его сдержанному и суровому патриархальному нраву, сформировавшемуся в провинции.

Но есть мнение, что один автопортрет Сурбаран всё-таки написал. Множество раз за свою карьеру он будет повторять один и тот же живописный сюжет — «Распятие». На однородном черном фоне ярко выделяется деревянный крест с прибитой к нему освещённой фигурой. Контраст света и тени настолько рельефно «вылепливает» складки ткани, мышцы тела, даже гвозди на кресте, что когда в 1627-м году первое из «Распятий» Сурбарана поместят в полутёмной нише одной из церквей, молящиеся будут думать, что это не картина, а скульптура. А в «Распятии» конца 1630-х годов (его сейчас можно видеть в мадридском Прадо) у Сурбарана неожиданно возникнет еще один герой — евангелист и живописец Лука, стоящий, задрав горбоносый профиль, у креста. Некоторые искусствоведы полагают, что это и есть автопортрет Сурбарана.

Карьера Сурбарана по-настоящему началась около 1626-го года, когда, живя в провинции, он неожиданно получил крупный заказ из Севильи. Доминиканский монастырь Сан Пабло заказал ему серию из 21 картины, по завершении очень быстро сделавшую своего автора знаменитым. Отмечают, что та моментальная известность, которую обрёл Сурбаран, встречается в истории живописи редко. Но очевидно, сдержанно-эмоциональный строй его полотен как нельзя лучше соответствовал феномену испанской религиозности. После доминиканцев к Сурбарану обратился небедный орден мерседариев — для них были написаны картины из жизни местного святого Педро Ноласко. Сурбаран не успел еще завершить работу для мерседариев, как его персоной заинтересовались францисканцы: от них художник получает заказ на выполнение 4-х полотен, посвященных жизни христианского мистика XII века Бонавентуры. Ну, а почти монохромные изображения самого св. Франциска (1, 2, 3, 4, 5) становятся, как сказали бы теперь, «визитной карточкой» Сурбарана.

«Ни одному из художников не удавалось изобразить человеческую веру столь убедительно», — утверждает современный британский арт-критик Вальдемар Янушчак.

Когда к 1630-му году художник, устав кочевать по городам, окончательно переехал жить в Севилью, власти города были до крайности удивлены, что он до сих пор не имеет официального статуса и дали Сурбарану титул «почетный живописец Севильи», чем, кстати, вызвали ревность Алонсо Кано. Теперь Сурбаран выполняет заказы городских властей, но также продолжает сотрудничество с монашескими орденами: знаменитое «Видение Алонсо Родригеса» написано для иезуитов, а «Апофеоз Фомы Аквинского» — для францисканцев.

Парадокс творческой манеры Сурбарана в сочетании масштабности и монументальности его работ с доходящей до аскетизма экономией выразительных средств, которые он использует. Историки искусства с восхищением пишут о Сурбаране: «Нельзя достичь большего эффекта, пользуясь столь незначительными средствами».

Это, кстати, касается не только религиозных композиций, но и немногочисленных натюрмортов, которыми также славен Сурбаран. «Натюрморт с четырьмя сосудами», «Натюрморт с лимонами и апельсинами» — их совершенство в простоте. В них нет ничего лишнего, никакой избыточности.

Испанская слава Сурбарана, между тем, растёт и доходит до Мадрида. Веласкес, работающий при дворе, приглашает друга юности работать над оформлением новой монаршей резиденции, дворца Буэн Ретиро. Тут Сурбаран пробует себя в не свойственных ему жанрах — пишет батальную сцену «Оборона Кадиса» и особо понравившиеся королю Филиппу IV сцены подвигов Геракла (1, 2) — любимого у испанцев античного героя. Но, очевидно, сам Сурбаран понимает, что это «не его», и возвращается в Севилью, несмотря на то, что король пытался удержать мастера в Мадриде, пожаловав ему титул придворного художника.

В 1640-е Севилья постепенно утрачивает значение культурной столицы, к тому же половину города выкашивает беспощадная эпидемия чумы. В 1639-м умерла вторая жена Сурбарана, а спустя лет 5 он снова женится, приобретя в новом браке еще шестерых детей, ни один из которых, увы, не доживет до зрелого возраста. Сын Сурбарана по имени Хуан был единственным из детей своего отца, унаследовавших его ремесло. Он также стал художником, писал натюрморты (на современных выставках они экспонируются вместе с работами его великого отца) и много помогал отцу в его мастерской, но ранняя смерть Хуана стала для Сурбарана огромным ударом.

В Севилье не осталось состоятельных заказчиков, которых интересовало бы искусство Сурбарана. К тому же мода неуловимо изменилась: теперь в почёте были не его суровые и ясные композиции, а многоцветные и немного слащавые, в духе на два десятка лет младшего художника Бартоломе Эстебана Мурильо. От отчаяния Сурбаран даже пытался ему подражать: колорит его последних работ стал значительно светлее, появилась неведомая прежде сентиментальность (1, 2). Но всё было напрасно: былую славу вернуть художнику не удалось.

Последние несколько лет до своей смерти 27 августа 1664 года Сурбаран прожил в нищете и забвении.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

биография, творчество и интересные факты

Данная статья расскажет об испанском художнике Франсиско Сурбаране, который являлся представителем севильской школы и золотого века испанской живописи. Современник и друг Веласкеса? Сурбаран славился своей религиозной живописью, которая обладала большой визуальной силой и глубокой мистикой. Но его представления о живописи отличаются от реализма Веласкеса. Композиции художника характеризуются шикарными светотеневыми решениями, поражающими воображение.

Биография Франсиско Сурбарана

Будущий великий художник родился 7 ноября 1598 года в поселении Фуэнте-де-Кантосе в испанской провинции Эстремадура. Его отец, Луис Сурбаран, был богатым баскским торговцем, обосновавшимся ранее в этих местах. Мать великого испанского художника звали Изабель Маркес. Родители Франсиско де Сурбарана поженилась в соседнем городе Монестерио 10 января 1588 года. Кстати, еще два других известных живописца испанского золотого века родились немного позже Сурбарана: великий Веласкес (1599-1660) и Алонсо Кано (1601-1667).

 франсиско де сурбаран произведения

Начало творческого пути

Вероятно, его путь как художника начался в школе изобразительного искусства Хуана де Роэласа в родном городе Фуэнте-де-Кантосе. В 1614 году Франсиско Сурбарана приняли в мастерскую художника Педро Диаса де Вильянуэвы (1564-1654) в Севилье, где он встретился с Алонсо Кано в 1616 году. Испанский художник, вероятно, также был знаком с Франсиско Пачеко, учителем живописи Веласкеса. Помимо этого, на него оказал некоторое влияние художник Санчес Котан, как видно из натюрморта, который написал Сурбаран примерно в 1633 году.

Его ученичество было завершено в 1617 году, когда он женился на Марии Паес. Картина "Непорочный", которая считается началом его профессиональной карьеры, предположительно была написана в 1616 году и на данный момент хранится в частной коллекции Пласидо Аранго. Но специалисты считают, что фактическая дата написания этого полотна - 1656 год, поскольку здесь заметно влияние Тициана и Гвидо Рени, что было более характерно для последнего творческого периода художника.

Семья Франсиско Сурбарана

В 1617 году он поселился в городе Лерене, провинция Эстремадура, где и родились его трое детей: Мария, Хуан, Изабель. Его единственный сын Хуан родился в 1620 году и стал художником, как и отец, он умер во время великой эпидемии чумы, которая произошла в Севилье в 1649 году. После смерти первой жены Франсиско снова женился в 1625 году на Беатрис де Моралес. Беатрис являлась вдовой торговца, который оставил ей хорошее наследство. Она была на десять лет старше Франсиско Сурбарана, как и его первая жена. В 1939 году Беатрис скончалась от тяжелого заболевания. В 1644 году он женился в третий раз на Леоноре де Тордера, дочери ювелира. Ей было двадцать восемь лет, а Сурбарану сорок шесть. У них родилось шестеро детей.

Христианские мотивы в творчестве

В 1622 году он уже был признанным и влиятельным художником. Его наняли, чтобы разрисовать церковный алтарь в родном городе. В 1626 году в присутствии нотариуса он подписал новый контракт с обществом проповедников доминиканского ордена Сан-Пабло-эль-Реаль в Севилье. За восемь месяцев ему пришлось нарисовать двадцать одну картину. В 1627 году он написал полотно "Христос на кресте", которым так восхищались его современники, что муниципальный совет Севильи официально предложил художнику в 1629 году обосноваться в их городе. Фото картины представлено ниже.франсиско сурбаран

На этом полотне изображено распятие Христа. Он пригвожден к грубому деревянному кресту. Белая ткань, опоясывающая его талию, задрапирована в стиле барокко. Она резко контрастирует с хорошо сформированными мышцами тела Христа. Его лицо склонено к правому плечу. Страдание, которое невыносимо, все же уступает перед его последним желанием воскрешения, перед последней мыслью об обещанной жизни. Измученное тело Христа наглядно это демонстрирует. Стиль этого произведения Франсиско де Сурбарана - барокко.

Как и у Веласкеса, ноги Христа на картине Сурбарана прибиты отдельно. В то время художники пытались воссоздать мучительность распятия. Но многие богословы считали, что тела Иисуса и Марии должны быть совершенными. Сурбаран хорошо внял этим требованиям церкви, утвердив себя в качестве выдающегося мастера в 29 лет. В 1631 году испанский живописец создал еще один шедевр - картину "Апофеоз Фомы Аквинского", которая поразила его современников.

Переезд в Севилью

Франсиско де Сурбаран считался живописцем образов, то есть религиозным художником, специализировавшимся на изображениях святых. В 1628 году Сурбаран подписал новый контракт с одним из севильских монастырей. Он поселился в городе вместе со своей семьей и работниками его мастерской. В этот период он написал картину "Сан-Серапио", изображающую одного из монахов-мучеников, умершего в 1240 году после пыток, которым его предположительно подвергли английские пираты.

Братья Ордена, к которому принадлежал Сан-Серапио, в дополнение к традиционным обетам целомудрия, нищеты и послушания объявляли обет искупления или крови. В согласии с ним они обещали отдать свою жизнь в обмен на спасение пленников, которые боятся потерять свою веру. Сурбаран хотел выразить весь ужас пыток и смерти, но при этом избежать появления в композиции даже капли крови. Белое одеяние мученика занимает большую часть полотна и демонстрирует предсмертную агонию. Ниже представлено фото данной картины Франсиско Сурбарана.

франсиско де сурбаран

Называя себя мастером-художником города Севильи, испанский живописец вызвал ревность своих коллег, например, презираемого им Алонсо Кано. Сурбаран отказался сдавать экзамены, дававшие ему право использовать этот титул, потому что считал свою работу и признание великих художников более ценными, чем мнение гильдии живописцев Севильи, настроенных против него. На Сурбарана буквально сыпались заказы как от членов благородных семей Испании ,так и от покровителей великих монастырей.

Расцвет карьеры

В 1634 году он совершил поездку в Мадрид. Пребывание в столице было решающим для его творческого роста. Он встретил там своего друга Диего Веласкеса, с которым он анализировал собственные работы. Он смог увидеть картины итальянских художников, которые работали в Испании, например, Анджело Нарди и Гвидо Рени. В Мадриде он становится придворным художником. Король Испании был поражен творчеством Франсиско Сурбарана. Став придворным живописцем, он вернулся в Лерену, где бесплатно написал картину для церкви Богоматери Гранады, поскольку был предан Деве Марии. Были также заказы от ряда других церквей и монастырей Севильи.

Картина "Погребение мощей святого Бонавентуры"

В 1629 году Сурбаран пишет известную картину "Погребение мощей Святого Бонавентуры", которую эксперты считают венцом его творчества. Святой Бонавентура умер приблизительно в 1237 году. Произведение написано маслом на холсте. Размер картины составляет два с половиной метра в высоту и два метра в ширину. На картине изображено тело покойника, лежащее диагонально на золотистой драпировке. Вокруг одра художник изобразил шесть францисканских монахов. Двое из них молятся, двое разговаривают, а другие размышляют. На левой стороне полотна стоят король Арагона, папа Григорий Х и епископ Лионский. Лицо умершего контрастирует с лицами людей вокруг него. Сильным акцентом в картине является красная шляпа кардинала, лежащая в ногах Бонавентуры. Композиция считается одной из самых рискованных и лучших в творчестве Франсиско де Сурбарана. Обычно его полотнам характерна простота расположения элементов, показанных на картине.

 произведения франсиско сурбарана

Новый рынок

Сурбаран писал также религиозные картины для испанских колоний в Америке. Иногда коллекции полотен, изображавшие святых, содержали более десяти работ. В 1638 году он потребовал выплату суммы, которую южно-американские закупщики были ему должны. Исключительным примером произведений Франсиско Сурбарана, написанных им для Америки, является серия из двенадцати картин «Племена Израиля». Три произведения из нее в настоящее время находятся в Окленде, графство Дарем (Англия). Предполагается, что они не достигли места назначения из-за пиратской атаки. К 1636 году Сурбаран расширил экспорт в Южную Америку.

Ниже вы видите картину "Святой Иероним с ангелами".

творчество франсиско сурбарана

В 1647 году перуанский монастырь заказал ему тридцать восемь картин, двадцать четыре из которых должны были быть большого размера. На американский рынок он также продавал некоторые полотна, не касавшиеся религиозной тематики, например натюрморты. Они компенсировали уменьшение андалузской клиентуры.

Натюрморты

Картина "Лимоны, апельсины и роза" считается единственным натюрмортом Франсиско Сурбарана, который был подписан и датирован самим художником. На холсте изображены желтые цитроны на тарелке, оранжевые апельсины в корзинке, а также чашка на серебряной тарелке с лежащей в ней розой. Все эти предметы ярко выделяются на темном фоне позади них. Многие эксперты считают, что данные фрукты и кухонная утварь являются религиозной метафорой Святой Троицы.

Ниже представлено фото данного произведения.

франсиско сурбаран натюрморты

Натюрморт " Тарелка и чашка с розой" находится в Лондонской галерее. В Мадриде хранится картина "Четыре сосуда", которая считается самым известным произведением Сурбарана в данном жанре.

Снова для Южной Америки

Также Сурбаран заключил договор с покупателями из колоний, согласно которому он продал в Буэнос-Айрес пятнадцать картин мучеников, пятнадцать изображений королей и знаменитых людей, двадцать четыре картины, изображавшие святых и патриархов (все большого размера), а также девять голландских пейзажей.

Картина "Святой Доминго"- одна из них. Вы видите ее ниже.франсиско сурбаран биография

Последние годы жизни живописца

Франсиско Сурбаран скончался в возрасте 65 лет. В последние годы он имел мало заказов и потерял свою популярность. Бытует миф, что великий художник скончался в нищете, однако это не так. После смерти он оставил хорошее наследство своим детям в сумме двадцать тысяч реалов. Его картины хранятся в музейных коллекциях по всему миру.

fb.ru

Испанский художник Франсиско де Сурбаран (1598

Франсиско де Сурбаран (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.

Защита Кадиса от англичан (1634) (302 х 323 см) (Мадрид, Прадо)

В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там. В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.

Распятие (ок.1630) (214 х 143,5 см) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)

В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца. В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».

Святой Франциск на молитве (1638-1639) (117.5 x 90.2 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)

Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов». Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

Благовещение (1650) (217.6 х 316.4 см) (Филадельфия, Музей искусства)

В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны». В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.

Агнец Божий (1635-1640) (37,3 х 62 см) (Мадрид, Прадо)

Битва между христианами и маврами в Эль Сотильо (1637-1639) (335 х 191,1) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Видение святого Петра Ноласко (1629) (179 х 223 см) (Мадрид, Прадо)

Детство Девы Марии (1632-1633) (116,8 х 94) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Детство Девы Марии (ок.1660) (73.5 х 53.5 см) (С-Петербург, Эрмитаж)

Знамение святого Иакова (1659-1660) (291 х 165) (Мадрид, Прадо)

Мадонна с младенцем (1658) (101 х 78 см) (Москва, ГМИИ им.Пушкина)

Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем (1662) (169 х 127 см) (Бильбао, Музей изобраз. искусств)

Молитва святого Бонавентуры об избрании нового папы Римского (1628-1629) (239 х 222 см) (Дрезден, Худож. галерея новых мастеров)

Мученичество святого Иакова (1640) (252 х 186) (Мадрид, Прадо)

Натюрморт с айвами на блюде (1633-1664) (35 х 40.5 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)

Натюрморт с фруктами и чашкой (1633) (62.2 x 109.5 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)

Натюрморт с чашкой воды и розой (ок.1630) (21.2 x 30.1 см) (Лондон, Нац. галерея)

Натюрморт с четырьмя сосудами (ок.1660) (46 х 84 см) (Мадрид, Прадо)

Непорочное зачатие (1632) (252 х 992.1 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)

Непорочное зачатие (ок.1630) (128 х 89 см) (Мадрид, Прадо)

Омофор Богоматери (1655) (Севилья, Музей изобр. искусств)

Портрет Диего Деза (ок.1630) (166.4 х 137.8 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)

Портрет доктора Хуана Мартинеса Серрано (193 х 107 см) (Частное собрание)

Портрет юриста (ок.1635) (195.5 х 104.5 см) (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер)

Распятие (ок.1655) (165.5 х 109 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)

Распятие с донатором (1640) (244 х 167,5 см) (Мадрид, Прадо)

Рождество Богородицы (1629) (141 х 109 см) (Пасадена, музей Нортона Саймона)

Сан Фернандо (1630-1634) (129 х 61 см) (С-Петербург, Эрмитаж)

Св. Иероним со св. Паулой и св. Евстахией (1640-1650) (264.2 х 192.4 см) (Вашингтон, Нац. галерея)

Святая Доротея (1648) (180.2 х 101.5 см) (Частное собрание)

Святая Евфимия (ок.1637) (83 х 73 см) (Мадрид, Прадо)

Святая Елизавета Португальская (1635) (184 х 98 см) (Мадрид, Прадо)

Святая Елизавета Тюрингская (1635-1640) (125 х 100.5 см) (Бильбао, Музей изобраз. искусств)

Святая Касильда (1630-1635) (171 х 107 см) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)

Святая Лючия (Луция) (1625-1630) (133.7 x 106 см) (Вашингтон, Нац. галерея)

Святая Маргарита (1630-1634) (163 x 105 см) (Лондон, Нац. галерея)

Святая Урсула (1635-1640) (171 х 105 см) (Генуя, музеи Страда-Нуова)

Святой Андрей (1631) (146.7 x 61 см)

Явление апостола Петра святому Петру Ноласко (1629) (179 х 223 см) (Мадрид, Прадо)

Святой архангел Михаил (совм с мастерской) (224 х 126 см) (Мадрид, Фонд банка Сантандер)

Святой Бенедикт (17 век) (188 х 103,5) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Святой Диего де Алькала (1658 - 1660) (93 х 99) (Мадрид, Прадо)

Святой Лаврентий (1636) (292 х 225 см) (С-Петербург, Эрмитаж)

Святой Лука, как художник, перед распятием (1630-1639) (105 х 84 см) (Мадрид, Прадо)

Святой Франциск Ассизский по словам папы Николая V, Видение (ок.1640) (180.5 х 110.5 см) (Лионский музей изящных искусств)

Святой Франциск на молитве (1635-1639) (152 x 99 см) (Лондон, Нац. галерея)

Святой Франциск на молитве (1639) (162 x 137 см) (Лондон, Нац. галерея)

Уснувшая юная Дева Мария (1630-1635) (110 х 93 см) (Мадрид, Фонд банка Сантандер)

Христос-Вседержитель (1638) (100 х 72) (Мадрид, Прадо)

Христос-Младенец (1635-1640) (42 х 27 см) (Москва, ГМИИ им.Пушкина)

Цикл о Геракле. Битва Геракла с критским быком (1634) (133 х 152) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Битва Геракла с Лернейской гидрой (1634) (133 х 167) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Борьба Геракла с Антеем (1634) (136 х 153) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геракл и Цербер (1634) (132 х 151) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геракл отделяет горы Кальпе и Абила (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геракл перегородил реку Алфей (1634) (133 х 153) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геркулес побеждает царя Гериона (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Смерть Геракла (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)

barucaba.livejournal.com

Франсиско Сурбаран (1598–1664). Мастера исторической живописи

Франсиско Сурбаран

(1598–1664)

Сохранившийся до наших дней цикл из десяти картин, посвященных подвигам Геракла (1634, Прадо, Мадрид), вызывал множество споров. Искусствоведы сомневались, что работы выполнены Сурбараном, несмотря на его характерную манеру. И только недавно, при очередном подробном изучении картин, на них были обнаружены подписи Сурбарана, благодаря которым теперь его авторство не вызывает сомнений.

Испанский художник Франсиско Сурбаран родился в Фуэнте де Кантос, в провинции Бадахос, Эстремадура. Его отец был небогатым торговцем. Заметив склонность мальчика к рисованию, он привез его в Севилью и отдал в мастерскую П. де Вильянуэве, который занимался раскрашиванием деревянных статуй.

Франсиско обучался в мастерской художника два года. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он покинул своего первого учителя и, по некоторым сведениям, посещал мастерскую Х. де Роэласа и Ф. Пачеко. Живя в Севилье, Франсиско общался и даже выполнял совместные работы с Эррерой Старшим, а также дружил с Веласкесом.

О жизни Сурбарана сохранилось не так много сведений. Известно, что он никогда не покидал Испании. В 1617 году, в девятнадцать лет, Сурбаран обосновался в небольшом поселении Льерене, в области Эстремадура, где прожил одиннадцать лет.

Сурбаран получал много заказов от монастырей на создание полотен религиозной тематики. Сам он наиболее часто изображал сцены из жизни монахов, которых впоследствии канонизировали как святых. Некоторым из них он посвящал циклы картин, на которых показывал наиболее важные факты из их биографии.

В 20-х годах XVII века Сурбаран получал заказы от доминиканского ордена, в частности, в 1626 году он выполнил картину для монастыря Сан-Пабло в Севилье, затем «Апофеоз св. Фомы Аквинского» для Главной коллегии Св. Фомы Аквинского в Севилье (1631, Музей изящных искусств, Севилья).

В то же время в 1628–1630 годах художник выполнял заказ для ордена обутых мерседариев. Он создал цикл из шести полотен, посвященных св. Петру Ноласко («Видение св. Петру Ноласко небесного Иерусалима», «Видение св. Петру Ноласко распятого апостола Петра», обе — в Прадо, Мадрид).

Расцвет творческой деятельности художника пришелся на 30–40-е годы XVII столетия. Сурбаран отказался от мистицизма, присущего его ранним работам, и стал изображать своих героев с максимальным реализмом.

Ф. Сурбаран. «Отрочество Богоматери», ок. 1660, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Именно тогда он, приехав в Севилью, вместе с Эррерой Старшим создал по заказу францисканцев очередной цикл, посвященный жизни монаха Бонавентуры, которого после смерти церковь признала святым.

Несмотря на то что эти картины были заказаны церковью и изображали факты из жизни святого, их более уместно считать не религиозными, а историческими, так как художник изображал монастырскую обстановку и живших там в действительности людей.

Всех персонажей своих полотен Сурбаран писал с натуры. Что касается монастырской обстановки, то он изображал ее по возможности упрощенно, лаконично, с наименьшим количеством деталей. Герои картин, например св. Бонавентура, предстают рассудительными и умиротворенными. При взгляде на эти лица зритель ощущает их веру и духовную силу.

Композиции спокойны, просты и уравновешенны. Крупные фигуры мастер обычно размещал так, что казалось, будто они находятся параллельно плоскости полотна.

В то же время Сурбаран изображал как бы проход в глубь картины в виде коридора, двери или окна, причем он не всегда правильно сочетался с передним планом, то есть были нарушены правила перспективы. Но, несмотря на это, в целом полотно выглядело гармоничным. Большинство картин выполнены в коричнево-черных и серебристо-серых тонах. Для усиления эффекта мастер использовал яркий, насыщенный красный цвет.

Работы «Св. Бонавентура на Лионском соборе» и «Смерть св. Бонавентуры» по способу художественного выражения кажутся слишком упрощенными, фигуры расположены в пространстве условно и выглядят застывшими. Кроме того, все персонажи имеют одинаковые размеры, независимо от того, находятся они на переднем плане или в перспективе.

Самыми удачными из всего цикла являются полотна «Молитва св. Бонавентуры» (Картинная галерея, Дрезден) и «Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским» (находилась в музее в Берлине, не сохранилась).

Несмотря на то что художник работал над этим заказом не один, четыре картины, в том числе «Молитва св. Бонавентуры», были от начала и до конца выполнены самим Сурбараном.

На последней мастер показал монаха в серо-зеленой рясе, находящегося в своей келье. Он стоит на коленях и читает молитву перед назначением Папы. Руками Бонавентура облокачивается на стол, на котором помещается папский головной убор с тремя венцами, обозначающими три степени власти. Вдруг появляется ангел и сообщает Бонавентуре имя будущего Папы.

В правой части картины мастер поместил самостоятельную композицию, не связанную с изображенной на переднем плане кельей: кардиналов, из числа которых должен быть избран Папа. Они стоят толпой на фоне собора, в красных одеяниях.

В начале 1630-х годов Сурбаран выполнял заказ для ордена картезианцев: полотна «Мадонна де ла Куэвас», «Св. Бруно и Папа Урбан II», «Чудо св. Гуго Гренобльского» (ныне все — в Музее изящных искусств, Севилья). Из трех перечисленных наиболее известна последняя работа, сюжетом для которой послужила легенда о чуде, которое произошло однажды в присутствии св. Гуго: он вошел в трапезную, где монахи ели мясо в один из дней поста, и в ту же минуту все мясо на тарелках превратилось в угли.

Сурбаран писал и портреты. Например, ок. 1633 года он выполнял для ордена мерседариев портреты ученых монахов Иеронимо Переса, Франсиско Сумьеля, Педро Мачадо (все — в Академии Сан-Фернандо, Мадрид), а также портрет доктора Саламанского университета (1630 или 1558, Музей изящных искусств, Бостон).

Ф. Сурбаран. «Оборона Кадиса от англичан», 1634, Прадо, Мадрид

Художник создавал картины и на светские сюжеты. Одна из таких работ, выполненная мастером для украшения дворца Буэн-Ретиро в Мадриде, под названием «Оборона Кадиса от англичан» относится к историческому жанру. Полотно больше напоминает театральную сцену — на переднем плане зритель видит фигуры испанского губернатора и герцога Медина Сидонии, командующего флотом. За ними в перспективе виднеется кадисский берег и море с множеством английских судов.

Примерно в это же время художник выполнил полотно «Король св. Фернандо III» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Фернандо III, живший в 1199–1252 годах, являлся королем Леона и Кастилии.

Среди натюрмортов Сурбарана наиболее известна картина под названием «Натюрморт» (ок. 1634, Прадо, Мадрид). На первый взгляд эта и остальные работы данного жанра чересчур просты по композиции, но при более подробном рассмотрении — настолько правдоподобны, что изображенные на полотне предметы кажутся почти настоящими.

В 1638–1639 годах художник создал картины «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Обрезание» для украшения монастыря в городе Херес де ла Фронтерра. Сегодня они хранятся в Музее изящных искусств в Гренобле.

В 50-х годах в творчестве Сурбарана начался спад. Это объясняется тем, что он уже достиг мастерства в пластическом изображении предметов и человеческих фигур, сформировал живописную манеру, перестал развиваться. В картинах мастера стали появляться повторы.

Примерно в это же время он начал подражать творчеству Мурильо.

В 1658 году Сурбаран вновь приехал в Мадрид. Однако заказы перестали поступать, и художник в последние годы жил очень бедно.

Не выезжая из Мадрида, всеми забытый, Франсиско Сурбаран умер в нищете.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

"Святые жёны" Франсиско де Сурбарана

17-1497.jpg

Франсиско де Сурбаран - один из великих живописцев Золотого века испанской культуры, прославился своей религиозной живописью. Он родился 7 ноября 1598 года в семье состоятельного коммерсанта в Фуэнте-де-Кантосе в Эстремадуре. Мать Сурбарана Изабелла Маркес происходила из старинного аристократического рода. Вероятно, в своём родном городе он и начал учиться живописи, но уже в 1614 году молодой Сурбаран перебрался в Севилью. В этом городе прошла большая часть его жизни, а окружавшие люди часто позировали для образов святых.Среди произведений Сурбарана есть одна загадочная серия картин женщин-святых, которых Сурбаран изобразил в совершенно необычной манере: в одиночку, одетыми в богатые, искусно сшитые одежды, с очень красивыми лицами и выразительными глазами. Роскошная фактура и разнообразие тканей, модные замысловатые фасоны платьев на этих картинах не могут не восхищать. С недавних пор появилась версия, будто отец Сурбарана торговал дорогими тканями, поэтому галерея написанных Франсиско христианских мучениц в великолепных платьях - это некоторым образом отражение и продвижение семейного бизнеса. Однако точно известно, что во время создания этого загадочного цикла Сурбарану было около сорока лет, и он давно покинул родительский кров. Последние несколько лет до своей смерти 27 августа 1664 года Сурбаран прожил в нищете и забвении.Как ни странно, моё первое знакомство с картинами Сурбарана из цикла "Святые жены" (1635-1640) состоялось в Смоленской картинной галерее, где я и узнала о том, что Франсиско де Сурбаран создал целую галерею образов святых мучениц, к которым относится и смоленская "Святая Юста". Картина когда-то находилось в одном из испанских храмов или монастырей Севильи. Авторство Сурбарана было установлено в ходе проведённой в 1962 году реставрации. Заинтересовавшись этим циклом, нашла в интернете очень похожий портрет в мадридском музее Прадо, на котором, как следует из подписи, изображена Святая Руфина, сестра Юсты. Девушки на этих картинах очень похожи, может быть, сёстры были близнецами?

Z-2172.jpgФрансиско Сурбаран. Святая Юста, начало XVII века, Смоленская картинная галерея

Святая Руфина жила вместе со своёй сестрой Юстой в Севилье в III веке. Сестры выросли в семье гончара, сами делали глиняную посуду, помогали бедным, как и положено добрым христианкам. Но однажды, когда к ним пришли за посудой для языческого праздника Венеры, Руфина и Юста отказали и в гневе побили всю керамику. Сестёр схватили и повели к статуе Венеры, чтобы они ей поклонились, но сестры заявили, что если бы не были связаны, то разбили бы и статую Венеры, как свою посуду. Их посадили в тюрьму и пытали, морили голодом и жаждой. Святая Юста умерла первой, а Руфину бросили в амфитеатре на съедение льву. Но лев не тронул святую мученицу, а ласкался к ней, словно котёнок. Затем святую Руфину казнили, а тело её сожгли.Святая Руфина является святой патронессой города Севилья, также покровительствует гончарам. Атрибуты святых сестёр - глиняная посуда и лев.

Святая Руфина Севильская, 1635-1640. Мадрид, Прадо

Подобные одиночные фигуры женщин в роли святых составляют целую портретную галерею. Загадочно в этих полотнах, прежде всего, их назначение. Руфина и Касильда, Инесса и Барбара, Доротея и Аполлония, Марина и Матильда, Агата и Урсула, Энграция и Маргарита - для всех мучениц Сурбаран выбрал одинаковую композицию. Фигуры занимают всё пространство портретов, почти все они на 2/3 развернуты к зрителю, и все самым тщательным образом разодеты: Доротея, Аполлония и другие - просто в роскошные накидки и платья, дочка мавританского правителя Касильда - в царское облачение, ну а святая Маргарита - в пастушеский костюм, очень гармоничный и красивый. Эти портреты вполне можно было принять за портреты горожанок, если бы не едва заметные нимбы над головами, да атрибуты святых. Мастерство живописца проявилось в передаче дорогих украшений и тканей, в звучном и нарядном колорите. Картины с изображением святых разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. Далее, чтобы была понятна символика картин Сурбарана, придётся кратко рассказать о каждой мученице из цикла "Святые жёны".Самая известная из картин этого цикла - Святая Касильда в богатом одеянии, с цветами в руках. Она была канонизирована за свое безграничное милосердие. Будучи мусульманкой помогала христианам, носила еду пленникам, спрятав её в складках платья. Однажды её остановил отец и приказал показать, что она несет. Когда Касильда развернула подол, в нём оказались розы. Потом она приняла христианство, дожила до 100 лет, место её захоронения стало местом паломничества.История о чуде с розами повторяется и в других полотнах. подобная история произошла с тремя святыми женщинами - со святой Елизаветой Венгерской, с её внучатой племянницей святой Изабеллой Португальской и с Касильдой Толедской. Поэтому не совсем ясно, кого именно из этих трех святых женщин изобразил Сурбаран, так как полотно не подписано.

17-1440.jpgСвятая Касильда Толедская, 1640-1645. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

За последние годы традиционное толкование картины изменилось: вместо персонажа легенд появилось реальное историческое лицо - королева Португалии Изабелла, которая была причислена к лику святых. Оба изображения объединяет легенда, которая восходит к кругу известных бродячих сюжетов о превращении тайно приносимого хлеба узникам в цветы.

17-1441.jpgСвятая Изабелла Португальская, 1635. Мадрид, Прадо

В галерее Сурбарана изображения святых выглядят как портреты живых, молодых и прекрасных женщин. Маргариту Сурбаран изобразил в изящном костюме в народном духе. Соломенная шляпа с загнутыми полями оттеняет точёное лицо с ярким румянцем; контрастно сочетание белого, синего и красного в наряде; особенно выразительной выглядит вышитая холщовая сумка, такие вплоть до наших дней время от времени входят в моду как элементы испанского стиля. Святая Маргарита изображена с посохом, книгой и сумкой.Святая Великомученица Маргарита Антиохийская (у православных Марина) была дочерью языческого жреца в Антиохии в далёком III веке, еще до того, как Антиохия вошла в состав Византии, а христианство стало государственной религией. Христианкой Маргарита стала тайно. Правитель Антиохии, покоренный её юностью и красотой, хотел жениться на Маргарите. Но она ответила отказом, объяснив, что не может стать суженой царя земного, поскольку уже является невестой Царя Небесного. За это Маргариту бросили в темницу, а дьявол, приняв облик огнедышащего дракона (на заднем плане картины) прилетал, чтобы пугать мученицу, и однажды даже проглотил её. Тогда крест в руках Маргариты внезапно стал расти и увеличивался до тех пор, пока не вспорол дракону брюхо. На месте ее мученичества пробился святой источник.Уже с IV столетия святая Маргарита почиталась как избавительница от неправедного суда и беззаконного приговора. Она защищает от клеветы, от духов злобы и наветов, исцеляет бесноватых и душевнобольных. Почитается католиками, православными, англиканами. Мощи святой Маргариты находятся в Венеции, в церкви святого Фомы, в Зугдиди, на Афоне. В Москве есть частицы её мощей в храме Воскресения Христова в Сокольниках и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

17-1442.jpgСвятая Маргарита, 1630-1634. Лондон, Национальная галерея

Святая Инесса или святая Агнесса - христианская мученица из Рима периода императора Диоклетиана; отвергла сватовство сына римского префекта ради христианской веры; одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Картина была написана для севильского госпиталя Пяти священных язв (де ла Сангре). Иконографические символы святой Агнессы - белый агнец, изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Об этой мученице я рассказывала в публикации Самая юная святая.

17-1443.jpgСвятая Инесса, Севилья, Музей изящных искусств

Святая Аполлония жила при императоре Деции в Александрии. Она перенесла жестокие пытки и отказалась отречься от христианства. У неё выдернули все зубы, а потом стали угрожать сожжением, если она не отречется от своей веры. Святая Аполлония сама прыгнула в костер. Большая часть её мощей находится в Риме в церкви святой Аполлонии и других; в Антверпене в церкви Иезуитов, в Брюсселе в соборе святого Августина, в Льеже, в Порто, в Кёльне. Святая Аполлония держит в руках свои атрибуты - щипцы с зубом и пальмовую ветвь, символ мученичества. Она считается покровительницей стоматологов. Почитается католиками, православными и коптами.

17-1444.jpgСвятая Аполония Александрийская. Париж, Лувр

Святая Доротея жила в Каппадокии, в Кесарии во времена императора Диоклетиана - гонителя христиан. Она росла в языческой семье греков, но однажды она увидела казнь десяти мужчин и пяти женщин, которые до последней минуты проповедовали веру во Христа. Потрясенная мужеством и стойкостью этих людей, Доротея пожелала узнать, что же это были за люди. И когда настало время хоронить, пришла на место казни. Помогая единоверцам казненных, она узнала, где можно слышать о Спасителе. Приходя на молитвы, она уверовала и крестилась. Соседи донесли о ней римским властям, Святую Доротею схватили и пытали, вынуждая отречься, но она проявила стойкость. Тогда ее и еще двух христианок приговорили к смерти. По дороге на казнь Теофил, писец суда, насмехался над нею, говоря, что пусть она сейчас явит ему розы и фрукты из Райских кущ. А была зима, и до поры цветения роз было еще далеко. И тут из толпы, что стояла вдоль улицы, по которой вели к месту казни осужденных, вышел мальчик, неся венец из роз и корзину с цветами и сочными плодами. Он подал дары Святой Доротее, а она протянула их Теофилу. Тот пал на колени перед чудом Божьим, уверовав. Доротея была казнена в 305 году от Рождества Христова. Покровительница садоводов, невест, рожениц. Изображается в венке из роз, с корзиной, в которой три яблока и три розы.

17-1445.jpgСвятая Доротея, 1648. Частное собрание

Святая Доротея на следующей картине, пожалуй, самая земная из сурбарановских святых: лиловое платье из тяжелого шелка и жёлтая шаль. Очень красива и набожна, назвала своим женихом Христа. И когда ее вели на казнь в феврале, перед ней появился ангел в виде мальчика, который держал корзинку фруктов и цветов. Эти атрибуты святая держит на блюде перед собой. Её считают покровительницей садоводов и цветочниц.

17-1456.jpgСвятая Доротея, 1640-1650. Цикл картин "Святые жены" для госпиталя крови Господней. Севилья, Музей изящных искусств

Святая Елизавета Венгерская или Тюрингская - дочь венгерского короля Андраша II. Прославилась своим милосердием. Жила она в начале XIII века. Была замужем за Людвигом Тюрингским. Францисканские монахи познакомили Елизавету с идеалами бедности и милосердия, проповедуемыми их орденом. Францисканство произвело на Елизавету сильное впечатление, и она решила жить в соответствии с его духом, помогая бедным и нищим. Всё свободное время Елизавета отдавала служению обездоленным, что не нравилось её мужу, корившему жену за расточительство денег.Житие Елизаветы повествует о том, как однажды муж встретил её на улице, когда она несла хлеб в переднике, чтобы передать его бедным. Когда он раскрыл передник, чтобы посмотреть, что в нём, то нашёл его полным роз. Легенда о её милосердии рассказывает, что однажды она положила прокажённого младенца в свою постель. Её муж, вернувшись домой, в гневе отбросил покрывало и обнаружил не больное дитя, а Младенца Христа, лежащего там. После этих чудес, по преданию, ландграф разрешил жене продолжать благотворительную деятельность.После смерти мужа (он умер от чумы в шестом крестовом походе) Елизавета принесла обет безбрачия и решила служить обездоленным, вступив в третий францисканский орден. В 1228 году она основала в Марбурге больницу для бедных, где трудилась наравне с другими. Она ухаживала за больными, а в остальное время собирала подаяние на нужды госпиталя. 17 ноября 1231 года Елизавета умерла в Марбурге в возрасте всего 24 лет.

17-1446.jpgСвятая Елизавета Тюрингская, 1635-1640. Бильбао, Музей изобразательных искусств

Лучия Сиракузская - раннехристианская святая и мученица, покровительница слепых. Исторические доказательства существования святой Лючии (в православии Луции) были найдены в Сиракузах. Надпись на её могиле, датированная 400 годом в катакомбах Сан-Джованни, и упоминание о святой Лючии во всех христианских документах позволяют с полной уверенностью предполагать, что она действительно жила во времена Диоклетиана. Изображается святая Лючия держащей поднос или тарелку с собственными глазами, книгой, масляной лампой (намек на значение её имени - "лучезарная"). Почитается католиками, православными, англиканами и лютеранами.

17-1447.jpgСвятая Лючия,1625-1630. Вашингтон, Национальная галерея

Святую Урсулу изображают со стрелой в руках, как символом её смерти. Согласно преданию, Урсула жила в середине IV века и была обратившейся в христианство дочерью британского короля. Пытаясь избежать нежелательного брака, она дала согласие при условии, что король должен послать Урсуле в качестве утешения десять благочестивых дев, каждую из которых должны сопровождать тысяча девиц; им должны быть даны корабли и три года, которые они могли бы посвятить своему девичеству, а её жених должен принять христианскую веру и изучить христианские обычаи. Ангел явился Урсуле и сказал везти женщин в Рим, вернуться, и принять в Кёльне венец мученической смерти. На обратном пути под Кёльном на паломниц напали гунны. Возмущённые принятым девами обетом безбрачия, они их всех истребили. Последней погибла Урсула, отказавшаяся стать женой пленённого её красотою вождя гуннов.

17-1448.jpgСвятая Урсула, 1635-1640. Генуя, музей Страда-Нуова

17-1455.jpgСвятая Урсула

Святая Энграсия родом из португальского города Брага. Была христианкой во времена римского императора Диоклетиана. Родом из богатой семьи, была помолвлена с неким дворянином из Русильона. Отец отправил девушку к жениху с пышным эскортом, в сопровождении родного дяди и еще 16 местных дворян. Но когда они по пути остановились в Сарагосе, каким-то образом власти города узнали, что все путешественники - христиане. Всех схватили и пытали. Святую Энграсию засекли до смерти и она умерла от ран. А её спутников обезглавили. По другой версии святой вбили гвоздь в голову, вот почему на картине она держит в руках гвоздь.

17-1498.jpgСвятая Энграсия, Музей изящных искусств, Севилья

17-1454.jpgСвятая Энграсия, Музей изящных искусств, Страсбург

Святая Агата (у православных Агафия) жила на Сицилии в III веке, одна из наиболее почитаемых раннехристианских святых. Она родилась в богатой и знатной семье в городе Катания. Святая Агата отвергла домогательства городского префекта Квинтиануса, после чего он подверг её преследованиям, пользуясь антихристианскими законами императора Деция. Сначала Агату отправили в публичный дом, затем бросили в тюрьму, где отсекли ей груди. Она умерла под пытками, и её смерть сопровождалась землетрясением. После мучений святую Агату сожгли на костре. Святая Агата считается покровительницей города Катании и всей Сицилии, Мальты (по легенде Святая Агата скрывалась на Мальте от преследователей). Считается покровительницей медсестер и кормилиц. Еще защищает жилища людей от пожаров, землетрясений и извержений вулканов. Спустя год после её мученической смерти произошло извержение вулкана Этна, и лава полилась в направлении Катании. На её пути положили покрывало с мощей святой Агаты, и город был спасен.

17-1451.jpgСвятая Агата, 1630-1633. Музей Фабр, Монпелье

Святая Евлалия Барселонская (290-304) - 13-летняя девочка из числа раннехристианских мучеников, принявшая смерть в эпоху Римской империи во входившей в её состав Барселоне за исповедание христианства. Формально является также православной святой, так как была причислена к лику святых до разделения церквей. За отказ от поклонения римским богам, девочку подвергли 13 пыткам, из которых 12-й было распятие на косом кресте, а 13-й - обезглавливание.Святая Варвара - красавица и единственная дочь любящего отца. Женихов было много, но никто Варваре не по душе. Отец не стал неволить дочь, ждал, когда девушка сама решит, а она выбрала христианство. Гневу отца не было предела, требовал и просил отказаться от христианства, морил голодом и плакал. Но девушка стояла на своем: "я христианка". Ее мучили и казнили.

17-1450.jpgСвятая Евлалия и Святая Варвара, Музей изящных искусств, Севилья

Святая Матильда была дочерью Вестфальского графа. Молодой девушкой она была помещена в монастырь Герфорда. Благодаря своей красоте и набожности была избрана герцогом Саксонским Оттоном I в качестве невесты для его сына будущего герцога и короля Генриха I. В качестве супруги Генриха была герцогиней Саксонской (912-936) и королевой Германии (919-936). В браке у супругов родилось пятеро детей.После смерти мужа Матильда оставалась при дворе Оттона I. Матильда была канонизирована за свою благотворительную деятельность и основание многочисленных монастырей и религиозных центров в Саксонии и Тюрингии. Крупнейшим из основанных Матильдой был монастырь в Кведлинбурге, ставший центром богословской и светской науки Германии периода правления Саксонской династии, а впоследствии центром поклонения Святой Матильде, так как именно здесь она и была похоронена.Святая Екатерина Александрийская была дочерью правителя Александрии во время правления императора Максимина. Она была красива и образована. Согласно преданию, после крещения сам Христос явился ей во сне и вручил перстень в знак обручения с нею. Она призвала императора оставить языческих богов. Максимин, сраженный ее красотой и мудростью, несколько раз пытался переубедить Екатерину, чтобы не предавать казни такую незаурядную женщину. Были приглашены 200 философов на диспут с нею, потом сам император предложил стать его женой. Затем Максимин решил устрашить ее видом орудия пытки - колеса с шипами. Но ничто не могло поколебать веру святой. Екатерина приняла великие мучения, и была обезглавлена мечом. Её изображают с мечом и колесом с шипами - атрибутами её мученичества.

17-1449.jpgСвятая Матильда и Святая Екатерина, 1640-1650. Музей изящных искусств, Севилья

Святые Сурбарана - "это самые романтические существа, которых только можно себе представить", сказал о цикле Святые жёны писатель Теофиль Готье.

bellezza-storia.livejournal.com


Смотрите также