Жизнь и творчество Сурикова. Творчество Сурикова (кратко). Суриков картины


Суриков, Василий Иванович. Все картины художника

РОССИЯ(поэтическая оратория)

* * *Нам снова угрожает татарва –Нас вряд ли устрашить осенним игом.Немного побуревшая траваПоверит соляным морозным иглам.

Не первый день пейзажи лицезришь –И в памяти живут картины лета.Но осень предпочтительнее – этаСтеклянная, возвышенная тишь.

Как ярко драгоценности горят! Заколот нумизмат, вино пролито.Земля изрядно норами изрыта,А птицы в сизом мареве летят.

За что карает шаровой огонь?Мы пьём настой по милости рябины.А улицы прозрачны и пустынны,Но куст вот-вот взорвётся – только тронь.

Осенний дождь – почти что благодать,Не стоит этой влаге прекословить.Но вечер, посмотри, по сути тать –Трофей составит сумма старых кровель.

Не стоит о прошедших временах…Пожары гладиолусов в квартире! Часы остановились. Но в часахНет правды о – насколь привычном? – мире.

Да, многого, конечно, не узнать,И многого, конечно, не осмыслить.Когда считаешь сумрачными числа,То хочется от яви убежать.

Мы даром топчет чудную листву –Сожгут её в кострах прозрачным утром.Я город представляю слишком утлым,Мне хочется рвануть…пускай, в Литву.

В Литву тебе едва ли ускакать:Прикинься Самозванцем, или визуКупи – ты не умеешь побеждать.Доверься лучше старому карнизу,

Где голуби, как ноты, если взглядИзвлечь способен музыку из строчек.А если изменился резко почерк –В душе, наверно, спрятан целый ад.

Однако, мы с листвою заодно,И иго нас едва ли испугает.А ветер татарвою налетает,И золото ему собрать дано.

Нам стрелы не грозят, и смерти нет.Течёт река, а улица спокойна.Уходят в никуда года и войны,И вечным остаётся только свет.

* * *Вовсю торгуют бубликами…СнедьНа ярмарке вообще разнообразна.Потешно кувыркается медведь,А крики зазывал полны соблазна.Жар-птица обронила что ль перо?Остался ль твой азарт неутолённым?Реальность раскрывается пестро.А у реки местечко есть влюблённым.

Ржавеет баржа. Лодочка плывёт.И плицами играет пароходик.Уютный городок кого-то ждёт –Недавно приобретшего заводик.Привычная, густая теснотаЗаборов и домишек деревянных.И яркий блеск высокого креста,И сутолока будней окаянных.

Напрасно ожидаете письма.Церковный запах ладана и воска.Действительность, обильная весьма,Болото с точки зрения подростка.В овраге поразит скопленье крыш,Так видно – и не с птичьего полёта.Зимою слышишь ягодную тишь.И медленно кончается суббота.

Под вечер очень хочется пройтисьПо улицам, закрученным и старым.Собор тебе велит – остановись,Молиться надо искренне и с жаром.Различные картины…Бурлаки,И Волга, и дремучие купчины,Чьи планы чрезвычайно велики.Встречаются и лица и личины.

Открытки неизвестных городов,Вполне однообразных, то есть скучных.И голос азиатчины суров,Он из ряду весьма неблагозвучных.В трактире музыкальный аппаратПрощай мой милый Августин выводит.Приказчик пьёт. Студенты говорят.Но в целом ничего не происходит.

Усадьба. И вечерний самовар.Чернеет лес массивною стеною.А дядька очень стар. Но то, что старНе клонит вовсе к раннему покою.Кузина и кузен. Банальный рядСобытий. Пианино на веранде.

В вечерний воздух звуки полетят.Игравший не нуждается в таланте.

Извозчики усердны в городах.Горят огни в роскошном ресторане.Увы, не обозначить в двух словах,Как нежно пахнут рябчики в сметане.Деталей много. Жалко общий ладНарушен, а другой неинтересен.Хвост не поймать, и не пойти назад,И больше не услышим старых песен.

По вкусу были пышки на меду.Я сыт, и много солнечного света.Я не могу жестокую бедуПредставить в чёткой графике сюжета.Послушай, друже, благовест – плывёт,Колышется, меняя в чём-то воздух.От суммы обстоятельных заботТебе необходим разумный роздых.

Не надобно немыслимых идей! В умах городовых воспоминаньяО пышных пирогах – и обо всейРеальности – с цветущею геранью.Ещё не искорёжен тёплый быт,Впоследствии оболганный ужасно.Отсутствие событий или битвСвидетельствует: всё идёт прекрасно.

Согласно древним правилам житьяДоверимся, дружище, домострою.У чёрной пустоты небытияДовольно притязаний на героя.Увы, не философии плоды,Но Азия всеместно торжествует.И вот уже правления браздыВ руках того, кто без конца блефует.

Он вождь. Он человек? Скорей моллюск.Абсурд просуществует без эмблемы.Я будущего несколько боюсь –Ведь прежними останутся проблемы.Не страшно очутиться в пустоте?И стая бесов радостно ярится.Мы движемся к неведомой черте,И снова видим сгинувшие лица.

Церковники убитые стоят,Купцы, и меценаты, и герои.Над кладбищем царит вороний ад.Сквернимы чернью царские покои.И сажа, и витает едкий смрад.Пугает души морок азиатский.И не восстановить бытийный лад.О кто мы? Дай понять, дай разобраться…

* * *Далёкий лес – как раненая птица,Раскинувшая два больших крыла.Течёт река, и серая водицаТакая же, как некогда была,Когда желтели вражеские лица.

До осени ещё – приличный срок.Мистическое таинство теченья! Ты у воды не будешь одинок,Тебе в подмогу – всякое растенье.Вот перемёт поставил рыбачок.

А берег крут. И ласточкины гнёздаСтооко озираются вокруг –Иль аргус охраняет этот воздух?И нежно зеленеет тихий луг.И старенький пейзаж отраден мозгу.

Палатки и машины. РыбакиГотовят ужин. Сытно пахнет кашей.А силуэты удочек близкиДуше сентиментальной – то есть нашей.Ленивое движение руки…

Забрасывает спиннинг человек,Мечтая о леще, а нет – стерлядке.Закончился недавно страшный век –Теперь, надеюсь, будет всё в порядке.Мы прожили ещё один четверг.

Неважно в общем: пятница, среда.Но лето обольщает, догорая.Костёр, понятно, ближе, чем звезда –Неведомая, дальняя, цветная.И всё, помимо счастья, ерунда.

Накрытый наспех стол: грибы и хлеб,Немного колбасы и много водки.Окрестный мир коварен и нелеп,Поэтому горят сердца и глотки.…взор вечности – весьма возможно – слеп.

И вот потьма. И чёрная рекаСпокойствием насколько обольщает?Она к тебе течёт издалека,И где-то завершенье обретает.Но в жизни не хватает маяка.

Вот песня зазвучала, но онаУтихнет и в пространстве растворится.Реальность, милый друг, обречена.И тянет долгой ночью насладиться –Великою наградою дана.

И дело разумеется не в клёве…Покажется – огромный этот лесНе крылья, а нахмуренные брови.А белый свет в тиши ночной исчез.Но мудрой тишине не прекословим.

* * *Леса, и воды, и ремёсла,Почти несокрушимый флот.Достигли цели – сушим вёсла! Страна – державности оплот.Здесь бурно ереси кипели,Меняя мало дивный край.Крестить положено в купели.Младенец дремлет в колыбели.Се – Византия. Или рай.Господь подъемлет словно чашуВином наполненную вскляньИмперский край – не знаем краше.Сомненьем душу не порань! Соблазны угнетают души.С чем возвращаются послы?И каково наследье суши,Чьи храмы ярче, чем костры?Убранство храмов – будто осень.Ну а искусство мастеровПревыше самых сильных слов –Слова напрасно в сердце носим.Долой сомненья, человек!

Подъемлет щит, не прекословя.Отсюда приняты условья,Казалось – навсегда. Навек –Определяющие ладНа сто веков дальнейшей жизни.Не дремлет всё же ражий ад,И смута от него в отчизне.

* * *В ночном стекле осенняя лунаПлывёт, как неизученная рыба.А ночь – неодолимейшая глыба,А может – шаровая глубина.И люстра отражается в стекле,Домашним золотистым звездопадом.Забытые бумаги на столеЕдва ли посчитать душевным кладом.Державинская движется река –Смывает и созвездия и даты,Незрима и чрезмерно глубока –И что ей и романы, и палаты.Гляди, как проплывает за окномЛуна, а люстра в комнате играетУютным светом, золотым притом.В окошке тополь головой кивает.И звуки покидают старый дом.И в тишине простор окрестный тает.

* * *…города бессчётные – икрой,Если с самолёта. Жизнь игройМало представляю. ГородаВкруг соборов – тайная среда,Где молитвы реют. Поезд мчит,И пространство лентою летит.Многоноги мчащие леса.Родины различны голоса.Что. Поэт, прочтёшь сегодня нам?Что, юродивый, расскажешь небесам?Поезд мчит. А голуби летят.Нету никогда пути назад.

* * *Светочи веры – скиты, пещеры.Люди-монахи – светочи веры.Удаль разбойна – согласно просторам, какиеСимволом что ли стали России?Вон и Емеля на печке, как прежде.Вот и юродивый в рваной одежде.Смычки пугают порой дуговыеНас, обитателей древней России,Нас, бородатых и истово пьющих,Нищим порою не подающим,Нас, молящихся в церкви рьяно,Чтобы потом жить окаянно.Нас – энергичных, купечески-мощных,Грибы собирающих в рощах.Связанных – не столько кровью, но верой –Что будем жить неземной атмосферой,Земную познав, и в мечте растворясь.

Весьма условная, впрочем, связь.

gallerix.ru

Художник Василий Суриков: картины, биография

Василий Иванович Суриков

Автопортрет Сурикова

 

Василий  Суриков родился в 1848 году в Красноярске. Семья его принадлежала к старинному казачьему роду: предки Сурикова вместе с Ермаком пришли «воевать Сибирь», и художник очень гордился этим.

Во время учения в Академии художеств Суриков, пробует создать произведения на темы из русского исторического прошлого, однако только после окончания академии, с 1878 года, он принимается за создание своих могучих исторических полотен.

В 1881 году он заканчивает «Утро стрелецкой казни», в 1883 году — «Меншикова в Березове»; в 1887 году — «Боярыню Морозову» (первый эскиз относится к 1881 году).

В 1895 году он завершает «Покорение Сибири Ермаком», а в 1899 году — «Переход Суворова через Альпы».

Таковы главнейшие произведения Сурикова, созданные им на исторические сюжеты.

Известно много картин на сюжеты из прошлого, написанных большими, известными художниками, но действующие лица на них — словно собрание статистов в исторических костюмах, а сами картины — словно иллюстрации.

Картины Сурикова поражают нас удивительным проникновением в «живое прошлое», и не только обликом зданий, одежд, убранства, но и воссозданием типов, чувств и переживаний людей той эпохи. Это свойство у Сурикова необычайно.

Его исторические полотна не произведения «по поводу», не иллюстрации к событиям, это картины-драмы, картины-трагедии, которые показывают всю сложность, «многоголосье» событий.

Впечатление это обусловлено в значительной мере тем, что главным действующим лицом его картин выступает народ как решающая историческая сила, живой вершитель судеб истории.

Хотя Суриков и изображал на своих полотнах сцены из далекого исторического прошлого, но проблемы, которые он выдвигал в своих произведениях, были подсказаны ему современной русской жизнью. Не мудрено, что произведения эти, созданные с необычайной силой, волновали и до настоящего времени волнуют зрителей.

В 1877 году Суриков поселился в Москве и прожил там до конца жизни. Неоднократно он ездил к себе на родину, в Сибирь, и эти поездки всегда вдохновляли его на дальнейшую работу.

Умер он в 1916 году в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Биография Сурикова

Творчество Василия Ивановича Сурикова принадлежит к высшим достижениям русской культуры 19 века и сопоставимо по значению с наследием таких ее гигантов, как А.Иванов, М.Мусоргский, Л.Толстой, Ф.Достоевский. Глубина человековедения соединилась в нем со стихийной мощью и красотой художественного воплощения. В совершенстве овладев живовописным мастерством, сопрягая в образах своих картин целые пласты и эпохи жизни народа, Суриков сумел создать подлинные шедевры отечественного искусства, достичь высот "исторического ясновидения".

Цельность, отличающая натуру Сурикова, проникающий его творчество напряженный историзм могут быть в какой-то степени объяснены обстоятельствами судьбы художника. Уроженец Красноярска, он принадлежал к старинному казачьему роду и с детских лет усвоил многие черты вольнолюбивого характера земляков, впитал яркие впечатления от сохранившего многие древние традиции быта. "В Сибири народ другой, чем в России, — вольный, смелый", "краснояры — сердцем яры", — любил повторять он впоследствии.

И когда в 1869 году юный художник поступил в петербургскую Академию художеств, контрасты и противоречия жизни и истории "Двух России" — почвенной народной и государственной "петербургской" оказали на него сильнейшее воздействие, стали во многом и личной проблемой. Уже в 1870 году Суриков — одареннейший воспитанник тогдашней Академии (он учился у П.Чистякова), завоевавший славу "композитора", создал высокохудожественную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге", в которой отразились личные переживания, вызванные восприятием молодым сибиряком неумолимой поступи "кумира на бронзовом коне".

Окончательно же определились основы мировосприятия Сурикова, его художественные устремления, когда он, окончив Академию художеств с золотой медалью, переехал в 1878 году в Москву. Здесь, попав в атмосферу всеобщего увлечения отечественной историей, вопрошая, по его воспоминаниям, даже старые московские стены ("вы видели, вы слышали!"), художник приступил к созданию своих главных работ, первой из которых стала показанная на IX передвижной выставке картина "Утро стрелецкой казни" (1881). В ней уже в полную меру проявилось уникальное дарование Сурикова — художника "шекспировских" страстей, живописца-симфониста, способного воплотить на холсте не только облик, но и самый дух, "основные энергии" исторических событий.

Изобразив последние минуты перед началом казни стрельцов, выступивших в 1698 году на стороне царевны Софьи против петровских реформ, Суриков создал поистине масштабную картину-трагедию о судьбе народа на одном из изломов его истории. При этом многофигурная и многоцветная "полифоническая" композиция, подчиненная сопоставлению противоборствующих сторон: могучих, но и обреченных стрельцов — представителей "почвы", московской Руси — и рационально организованной непреодолимой силы петровского государства, — начисто лишена примет академической "театрализоваиности". Первым из художников, обращавшихся к прошлому России, Суриков "прорывается" в своей картине в реальное историческое пространство-время, насыщая при этом великолепную живопись своего полотна напряженным чувством "живой жизни", все покрывающей красоты бытия.

В следующей картине Суриков, продолжая размышлять о трагической диалектике русской истории, обратился к судьбе одного из "птенцов гнезда Петрова" — " полу державного властелина" Александра Даниловича Меншикова, низвергнутого после смерти Петра с государственных высот и Заброшенного вместе с детьми в далекую сибирскую ссылку ("Меншиков в Березове", 1883). В отличие от предыдущей картины, где действие происходило в "сердце России" — на Красной площади, Суриков изображает здесь своих героев томящимися в тесной бревенчатой клети с замерзшим оконцем. Но композиция картины, подчеркивающая "матерость", мощь и в то же время беспомощность опального князя, контраст убогой обстановки и хранящих следы былой роскоши одежд детей Меншикова, само "драгоценное месиво" суриковской живописи выводят мысль и чувство к общим категориям жизни, сообщают и этой картине подлинную масштабность.

В 1884-87 годах Суриков, как всегда создавая множество эскизов и этюдов-типов (он следовал методу горячо любимого им А.Иванова), был поглощен работой над картиной "Боярыня Морозова". В ней он запечатлел эпизод из истории 17 века — момент, когда верную сподвижницу "огнепального" протопопа Аввакума раскольницу Федосью Прокопьевну Морозову провозят по Москве "на позорище", перед тем как обречь на медленную смерть в земляной тюрьме.

Чтобы оценить не только живописные достоинства этой картины, но и мужественную волю художника к воплощению правды истории, стоит вспомнить, что в 1880-е годы реакционная историография особенно усердно насаждала представления, что времена "тишайшего" царя Алексея Михайловича были "золотым веком", эпохой торжества "истинно русских начал", когда "царь шел рука об руку с народом и народ ему верил". Благонамеренные живописцы (например, К.Маковский и др.) на основе подобных фальшиво-благостных мифов изображали боярские свадьбы, выборы царских невест, даже бояр, играющих в жмурки. Раскол же, на деле бывший многомиллионной народной оппозицией власти и духовному гнету "толстобрюхих", объявлялся преступным инакомыслием и преследовался и в 19 веке как "потенциальная пугачевщина". И вот Суриков, взрывая "сладкие грезы" и ложь, сделал зрителей словно свидетелями и соучастниками действительных бедствий и страданий, накала страстей "бунташного века".

Проклиная "никониан", скованная, но полная огромной духовной силы, обреченная боярыня исступленно воздевает раскольничье двоеперстие, призывая народ держаться старой веры. И каждый из многочисленных персонажей, стоящих по сторонам саней на заснеженной улице, — персонажей, издевающихся, равнодушных, открыто или тайно сочувствующих, представляет здесь какую-то грань характера народа в его противоречиях и "полюсах". Прошлое предстает здесь воистину не как действия "кукол в порфире" (Л.Толстой), а как жизнь людей, наделенных душой, страстями и интересами. При этом, передавая движение толпы, пестрое узорочье старинных одежд, достигая почти импрессионистического эффекта в изображении атмосферы зимнего дня, Суриков в то же время как бы "останавливает" и распространяет в "большое время" это мгновение, вобравшее в себя черты и отношения, типичные для всей русской истории.

Пережив вскоре после создания "Боярыни Морозовой" душевный кризис, связанный со смертью жены, Суриков, пожалуй, больше не создал образов, равномасштабных "трилогии" 1880-х годов. Но и позднейшее его творчество поражает мастерством, сочетанием драматизма и мощного жизнеутверждения. В картине "Взятие снежного городка" (1891) он сообщил изображению старинного сибирского праздничного игрища мощное, мажорное "историческое" звучание. Верой в народ проникнуты и другие большие картины Сурикова 1890-х годов: "Покорение Сибири Ермаком" и "Переход Суворова через Альпы в 1799 году". Не реакционно-охранительская, но бунтарская природа горячего патриотизма художника ярко отразилась в картине "Степан Разин", над которой художник работал в годы первой русской революции.

Носитель истинной народности, Суриков был при этом в корне чужд националистическим тенденциям. В своем искусстве он опирался на достижения глубоко почитаемых им старых итальянских и испанских мастеров, очень высоко отзывался о современной французской живописи. Отзывчивость и широта мировоззрения художника ярко выразились в замечательных живописных и графических работах, исполненных им во время поездок по Италии и Испании, а также посвященных жизни малых народов Сибири. Открыт был Суриков и новым веяниям и поискам искусства начала 20 века, до последних дней жизни сочувственно следя за устремлениями молодежи, в свою очередь горячо почитавшей великого Мастера.

Статья В. Петрова из книги "Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год".

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

www.artcontext.info

Cуриков Василий Иванович Картины биография Surikov Vasily

Cуриков Портрет

Cуриков Василий Иванович (Surikov Vasily Ivanovich), русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В. Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств.

Итогом учебы Сурикова в Академии художеств стала картина "Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе, его сестре Веронике и проконсулу Фесту". Окончив Академию в 1875 году, Василий Иванович Cуриков с 1877 года жил в Москве. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов ("Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870, Русский музей, Петербург). В 1876–1877 годах создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя.

Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра в серии картин на историческую тему "Утро стрелецкой казни", завершенного в 1881 году (Третьяковская галерея, Москва). Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 года – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей.

Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия Морозова" (1887; обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем картинам живописца не уступает и полотно Сурикова "Взятие снежного городка".

Картина "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей) посвящена уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и всё же сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903–1907; все картины в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.

Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры ("Посещение царевной женского монастыря", 1912, Русский музей; "Благовещение", 1914, Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Лучшие произведения русского исторического живописца всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют поздние акварели художника, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 году ездил со своим зятем, художником Петром Петровичем Кончаловским. Здесь русский живописец выступает предтечей новых направлений в искусстве. В поздние годы художник написал ряд лучших своих портретов ("Автопортрет", Третьяковская галерея; "Портрет княгини Щербатовой", Саратовский художественный музей; "Человек с больной рукой", Русский музей; все работы - 1913). Умер Василий Иванович Суриков в Москве 6 (19) марта 1916 года.

Cуриков Большой маскарад Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря Ромодановского Ивана Федоровича

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

smallbay.ru

Василий Суриков – биография, фото, личная жизнь, картины, произведения

Василий Суриков: биография

Василий Суриков – российский художник, автор картин «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни». Российский художник Василий Суриков родился в Красноярске. Родственники мужчины относились к казачьему сословию. Один из них значился атаманом Енисейского казачьего полка. Иван Васильевич Суриков, отец художника, трудился коллежским регистратором. Прасковья Федоровна Торгошина, мать, слыла домохозяйкой.

Портрет Василия СуриковаПортрет Василия Сурикова

Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в Сухой Бузим Красноярского края. Парня отдали в приходскую школу при Всехсвятской церкви. Позже Василий поступает в уездное училище, оставив родителей в Красноярском крае. Через год скончался отец, из-за туберкулеза. У матери не было выхода, поэтому женщина собрала детей и вернулась в Красноярск.

Семья в те годы владела двухэтажным домом. Из-за недостатка денег Прасковья Федоровна решила сдавать второй этаж в аренду, для получения дохода. Любовь к рисованию у Сурикова проявилась в раннем детстве. Еще в красноярском уездном училище Василий Иванович начал брать уроки. Первым учителем пригласили Николая Васильевича Гребнева.

Автопортрет Василия СуриковаАвтопортрет Василия Сурикова

Первую осознанную картину Суриков написал в 1862 году. Это была работа, созданная акварелью. Подросток назвал шедевр «Плоты на Енисее». Сейчас полотно находится в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске. Завершив обучение, парень попадет на службу в губернское управление. Василию Ивановичу досталась работа писца. К сожалению, дальнейшая учеба оказалась не по карману семейству Суриковых, которые жили скромно после смерти отца.

Однажды рисунки художника увидел енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий Иванович не отчаивался. Он прошел курс рисования в санкт-петербургской школе Общества поощрения художников.

Памятник Василию СуриковуПамятник Василию Сурикову

Осенью, сдав вновь экзамены в Академию художеств, стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу. Суриков стал старательным учеником П.П. Чистякова. За 6 лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными призами. Василий Иванович много работал над композицией. Из-за этого студенты прозвали Сурикова Композитором.

Живопись

Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картину Суриков написал в 1870 году, а после продал П.И. Кузнецову. Интересно, что первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.

Картина Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»Картина Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

Через 4 года Суриков отправляется в гости к Кузнецову, на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.

Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений Василия Ивановича значатся графические портреты московского гитариста Ф.Ф. Пелецкого.

Картины Василия Сурикова «Портрет Е.К. Дерягиной» и «Портрет княгини С.А. Кропоткиной»Картины Василия Сурикова «Портрет Е.К. Дерягиной» и «Портрет княгини С.А. Кропоткиной»

Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался игре на гитаре у Пелецкого.

Наступает время известных полотен. «Утро стрелецкой казни» Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетней работы стало включение в Товарищество передвижных художественных выставок.

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Ради дальнейшего развития Суриков собирается поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь. Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал П.М. Третьякову картину «Меншиков в Березове». Благодаря этому автор полотна посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.

Картина Василия Сурикова «Меншиков в березове»Картина Василия Сурикова «Меншиков в березове»

В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». Любовь к композиции привела к тому, что каждая работа начиналась с эскиза. Иногда Василию Ивановичу требовалось несколько лет для создания идеальной зарисовки. Только после этого мастер переносил ее на полотно.

Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тетки Ольги Матвеевны Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. И вот перед Василием Ивановичем предстает еще одна тетка - Авдотья Васильевна Торгошина.

Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Первыми рассмотреть «Боярыню Морозову» смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году. Сразу же после этого Суриков перебрался на лето в Красноярск. Художник находит вдохновение в солнечном затмении, произошедшем 8 августа. Теперь посмотреть на этюд можно в Тверской картинной галерее.

Портреты не увлекали Сурикова, но в 1887 году в сознании творца случился переворот. Мужчина запечатлел на полотне мать, позже появился «Мой брат». После смерти супруги, в 1888 году Василий Иванович с детьми перебирается на несколько месяцев в родной Красноярск, где начал создавать картину «Взятие снежного городка». Работу завершил автор через два года.

Картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка»Картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка»

Суриков на полотна переносил случаи из жизни. Так случилось и с этой работой. На картине представлена одноименная игра. Идея создания принадлежит младшему брату, которого Василий Иванович изобразил стоящим в кошеве. Позже эксперты оценили работу Сурикова и наградили полотно именной медалью. Это событие произошло на международной выставке в Париже.

Василий Иванович отправился в Сибирь, где произошло знакомство с бытом вогулов, хакасов, остяков. Изучение жизни народов привело к созданию картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. Таким образом, Суриков трудился над полотном в Сибири, на реке Оби, на Дону.

Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

По возвращении в Красноярск у художника возникает идея написания «Перехода Суворова через Альпы». Образ военачальника Василий Иванович писал с отставного казачьего офицера Ф.Ф. Спиридонова. Мужчина работал над родословной семьи Суриковых. Через три года родился этюд, но многие увидели в нем не Спиридонова, а преподавателя гимназии Григория Николаевича Смирнова. Позже Суриков отправляется в Швейцарию для написания эскизов.

К вековому юбилею итальянского похода Суворова Василий Иванович представляет законченную картину. Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.

Картина Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»Два варианта картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

Картина Сурикова «Зима в Москве» создавалась в течение трех лет. Официально завершена работа была в 1887 году, незадолго до возникновения у Василия Ивановича идеи создания полотна «Степан Разин». Почти 3 года художник писал этюды в Сибири и на Дону, искал прототипа.

В это время в работе у Сурикова находилась еще несколько картин. В 1901 году мастер познакомился с Красноярским бунтом, в котором участвовали предки Василия Ивановича. Вдохновившись этим периодом, художник создал полотно «Красноярский бунт 1865 года». В 1907 году Сурикова включают в Союз русских художников, но в то же время Василий Иванович покидает Товарищество передвижников.

Картина Василия Сурикова «Степан Разин»Картина Василия Сурикова «Степан Разин»

Мужчина слушает оперу и читает книги. После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI-XVII веков» авторства Забелина в голове у Сурикова возникает идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». Вдохновлялся Василий Иванович для этого образами внучек.

Поездка на озеро Шира сподвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, эта работа осталась лишь задумкой автора.

Картина Василия Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»Картина Василия Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

В академических кругах творчество Василия Ивановича вызывало резкую критику. Мастера не понимали «скученности» композиции, размазанных лиц на полотнах. Но среди экспертов были люди, оценившие художественные замыслы Сурикова. Современные творцы могут изучать картины Василия Ивановича по фото и оригиналам.

Личная жизнь

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре. Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

Портрет жены Василия СуриковаПортрет жены Василия Сурикова

Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.

Василий Суриков с дочерью ОльгойВасилий Суриков с дочерью Ольгой

Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую. В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиту Михалкова.

Смерть

Здоровье Василия Ивановича Сурикова в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник отправляется с П.П. Кончаловским в Испанию, для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник уезжает на родину для создания пейзажей.

Могила Василия СуриковаМогила Василия Сурикова

Через год из-за ухудшения Василий Иванович вынужден поехать в Крым, на лечение. В марте 1916 года художественные круги облетела страшная новость – ишемическая болезнь сердца погубила талантливого Сурикова. Могила российского художника находится рядом с местом захоронения супруги, на Ваганьковском кладбище. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.

Произведения

  • 1876 – «Вид на Кремль»
  • 1881 – «Утро стрелецкой казни»
  • 1884 – «Венеция. Собор Св. Марка»
  • 1887 – «Боярыня Морозова»
  • 1891 – «Взятие снежного городка»
  • 1895 – «Покорение Сибири Ермаком»
  • 1899 – «Переход Суворова через Альпы»
  • 1900 – «Степан Разин»
  • 1908 – «Крым. Ай-Петри»
  • 1910 – «Девушка с косами»
  • 1910 – «Севилья. Альказар»

Фото

24smi.org

Жизнь и творчество Сурикова. Творчество Сурикова (кратко)

творчество сурикова

Василий Иванович Суриков (1848-1916), русский художник, непревзойденный мастер исторических полотен, родился в Красноярске, в семье служащего. Первый опыт рисования получил в школе, у преподавателя Н. В. Гребнева. Учитель заметил способности мальчика к живописи и посоветовал родителям отправить его в Петербург для получения специального образования, что и было сделано в 1869 году. В северной столице будущий художник был принят в Академию художеств, окончил которую в 1875-м.

Начало карьеры

Спустя два года Василий Суриков переехал в Москву, где и обосновался. Еще в годы студенчества молодой живописец сумел проявить себя как мастер исторических ассоциативных образов, его первым значительным произведением стала картина "Вид памятника Петру Первому", на которой он изобразил конную статую императора на фоне Исаакиевского собора. Полотно было создано в 1870 году.

Первые шедевры

Творчество Василия Сурикова получило продолжение в 1877-м, когда художник создал эскизы четырех Вселенских Соборов для росписи московской церкви Христа Спасителя. Затем, под впечатлением старинной архитектуры столицы, Суриков приступил к своему первому шедевру московского периода, картине "Утро стрелецкой казни". Работа была завершена в 1881 году. Казнь мятежников при личном участии Петра I на Красной площади была отражена художником с пугающей достоверностью. Жизнь и творчество Сурикова всегда носили печать какой-то особой непререкаемости, ни один штрих не давал повода усомниться в чем-то.

творчество сурикова кратко

Древность как стиль в творчестве

Художник мастерски владел всеми приемами рисунка, которые давали ему возможность обращаться к теме исторического прошлого России. Им был показан конфликт русского Нового времени со средневековым периодом, причем этот конфликт не предполагает доминирования ни одной из сторон и может продолжаться столетиями. Творчество Сурикова насквозь пропитано "духом древности", как образно выразился И. Н. Крамской в своей переписке с В. В. Стасовым в 1884 году.

Меншиков и Морозова

Живописец-историк Василий Суриков периодически подтверждал свое амплуа, создавая один шедевр за другим. В 1883 году он написал картину "Меншиков в Березове", а в 1887-м создал очередной шедевр живописи под названием "Боярыня Морозова". Первое полотно рассказывало о ссылке в Сибирь одного из самых могущественных царедворцев, фаворита Петра Первого, герцога Меншикова. Вторая картина живописала перевозку из острога в Чудов монастырь приговоренную к затворничеству раскольницу Феодосию Морозову.

творчество сурикова картины

Творчество Сурикова, его глубинный талант, воплощенный в огромном полотне размером 5 х 3 метра - грандиозное явление в мире живописи. "Боярыня Морозова" была приобретена Третьяковской галереей, где картина и находится по сегодняшний день.

Праздничная тема

Предыдущим шедеврам Василия Сурикова не уступает картина "Взятие снежного городка", написанная им в 1891 году и посвященная Масленице.

Персонажи, изображенные на холсте поражают своей экспрессивностью, праздничное действие изображено художником, как всесокрушающая стихия. В центре казак, атакующий снежный "бастион", вокруг зрители, пришедшие на масленичное гулянье.

Творчество Сурикова отразилось на этот раз в удали русского народа, который способен создать залихватскую атаку на ровном месте, без всякого повода, но из этого обязательно возникает целое событие. Так случилось и с картиной "Взятие снежного городка", простая игра вылилась в настоящий штурм крепостных укреплений, хоть и театрализованный. Таковы русские игры на картинах российских живописцев, таково творчество художника Сурикова. Русское изобразительное искусство отличается импульсивностью.

творчество василия сурикова

Последующие работы

Последующие работы Василия Сурикова стали определенным этапом в его деятельности. Созданные им полотна за период с 1895 по 1907 год по-прежнему полны драматизма, но перспектива отраженных на картинах событий уже другая, с меньшей экспрессией. Речь идет о полотнах: "Степан Разин" (1907 год), "Переход Суворова через Альпы" (1899 год) и "Покорение Сибири Ермаком" (1895 год). Все работы написаны виртуозно, однако в них отсутствует полифония драматизма.

Стремясь усилить степень убедительности сюжета картины, Суриков уменьшает количество персонажей, перекладывая таким образом смысловую нагрузку на оставшиеся образы. Эта методика всегда приносит результаты. Художник расширяет красочность фактуры и усиливает выразительность каждого персонажа отдельно и всех вместе, заставляя их взаимодействовать.

Недостаток экспрессии в картинах Василий Суриков компенсирует акцентом на сюжетную составляющую. И такой прием тоже приносит свои результаты. Например, картина "Покорение Ермаком Сибири" написана в лучших батальных традициях, с множеством орудий, ярких вспышек выстрелов, предполагающих смерть и разрушение. В реальности, безусловно, все происходило менее драматично, о чем свидетельствуют исследования ученых, касающихся того времени. Однако живопись - это вид искусства, который требует многократного преувеличения.

творчество художника сурикова

Полотно "Переход Суворова через Альпы", безусловно, тоже написано с некоторым гротеском. Прослеживается политический упрек в адрес захватнических амбиций зарвавшихся французов. Своим переходом через Альпы Суворов больно щелкнул французских военноначальников по носу. Все эти нюансы в полной мере удалось отразить художнику.

Творчество Сурикова, картины которого, подобно зеркалу, отражают некоторые стороны общественной жизни конца 19-го века и начала 20-го, в немалой степени способствовало развитию русского искусства.

Картина "Степан Разин" раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Когда Стенька Разин, не раздумывая, выбросил княжну за борт, это был бесчеловечный поступок, который мог стать поводом для разочарования воинов в предводителе. Однако они продолжали превозносить своего атамана. Недовольный самим собой, мрачный как туча сидит Степан Разин в середине ладьи, окруженный верными поддаными. Всерьез озабочен атаман, и его настроение тоже сумел передать художник. Все творчество Сурикова состоит из его попыток отразить на своих полотнах реальную действительность, даже если она бывает порой нелицеприятна.

жизнь и творчество сурикова

Суриков как художник-реалист

Каждая картина живописца - это квинтэссенция русской жизни, отдельный ее фрагмент, который преподносится мастером в подлинном отражении. В таком подходе, исключающем искажение действительности, заключается творчество Сурикова, кратко описать которое не представляется возможным, необходим глубокий анализ.

К вполне заслуженному титулу художника-историка можно присовокупить еще одно определение - "живописец-реалист". Творчество Сурикова, краткое описание его картин, основные вехи жизненного пути изучаются на протяжении многих лет искусствоведами. Выводы исследований не всегда однозначны, но ясно одно - художник Василий Суриков безусловно является достоянием российской культуры первой величины.

fb.ru

биография, картины, личная жизнь художника.

Художник Василий Суриков с ранних лет мечтал писать исторические сюжеты. Окончив обучение и выполнив свою первую и единственную заказную работу, Суриков «стал на свой путь» — его кисти принадлежат самые знаменитые исторические полотна.

ХУДОЖНИК-«КОМПОЗИТОР»

Василий Суриков родился в январе 1848 года в Красноярске, его предки в XVI веке пришли в Сибирь с Дона с атаманом Ермаком. Он гордился своим происхождением, говорил: «Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более чем 200-летнее». Рисовать начал рано, сперва «на стульях сафьяновых рисовал — пачкал», а в возрасте шести лет скопировал с гравюры изображение Петра Великого. Его мундир юный художник раскрасил синькой, а отвороты — брусникой.

В 1858 году Василий Суриков поступил в уездное училище, где познакомился со своим первым учителем рисования Николаем Гребневым. После окончания училища продолжать свое обучение он не мог — после смерти отца у семьи не хватало денег. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Помог случай: его рисунки увидел енисейский губернатор Павел Замятин, он захотел поддержать юношу. Замятин нашел ему мецената — золотопромышленника Петра Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Он ехал с обозом Кузнецова, поэтому дорога заняла два месяца. Будущий художник был не готов поступать в Академию, поэтому несколько месяцев занимался в школе Общества поощрения художников. В августе 1869 года его приняли в Академию вольнослушателем, а через год зачислили в класс к Павлу Чистякову. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали.

Первой его самостоятельной работой в академии стала картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» — позже ее приобрел для своей коллекции меценат Кузнецов. Полотно «Милосердный самаритянин» Суриков написал в подарок Кузнецову — за эту работу ему присудили Малую золотую медаль. В ноябре 1875 года Василий Суриков окончил Академию художеств и получил звание классного художника первой степени.

Суриков

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Государственная Третьяковская галерея

Суриков

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Государственная Третьяковская галерея

Суриков

Василий Суриков. Меншиков в Берёзове. 1888. Государственная Третьяковская галерея

ЖИВОПИСЕЦ-ИСТОРИК

В 1877 году Василий Суриков переехал в Москву — в то время он работал над четырьмя заказными фресками для храма Христа Спасителя. Изображения «Вселенских соборов» Суриков выполнял в течение двух лет. Больше на заказ художник никогда не писал. В 1878 году он женился на Елизавете Шаре — внучке декабриста Петра Свистунова. В браке у Сурикова родились две дочери — Ольга и Елена.

Суриков вспоминал: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Художник начал заниматься тем, о чем давно мечтал — писать картины на сюжеты русской истории. Первым крупным произведением Сурикова стала картина «Утро стрелецкой казни» — художник изобразил казнь стрельцов после бунта 1698 года.

«И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».

Художник закончил полотно в 1881 году, после чего он вошел в состав Товарищества передвижных художественных выставок.

Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Он изобразил Александра Меншикова, фаворита Петра I, которого за государственные интриги отправили в ссылку под Березов. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Художник побывал в Италии, Германии, Австрии и Франции, познакомился с коллекцией Лувра и собранием Дрезденской галереи.

В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Каждого из персонажей картины художник тщательно прорабатывал, продумывал жесты и костюмы, и долгое время не мог найти типаж для главной героини полотна. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном.

«Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще».

Суриков 2

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891. Государственный Русский музей

Суриков 2

Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895. Государственный Русский музей

«ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК, ВОИНСТВУЮЩИЙ РЕАЛИСТ»

В апреле 1888 года умерла жена Сурикова. Художник вместе с двумя дочерьми уехал в Красноярск — там он написал картину «Взятие снежного городка». За эту работу на Международной выставке в Париже в 1900 году Суриков получил именную медаль.

В Красноярске художник начал работу над полотном «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» — этюды для картины Суриков писал на реке Обь, а завершил свое произведение на Дону. В 1893 году он стал действительным членом петербургской Академии художеств. Следующими историческими работами Сурикова стали «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря» и другие. В 1907 году Василий Суриков вышел из состава Товарищества передвижников и стал членом Союза русских художников.

Суриков никогда не преподавал, но всегда много общался с молодыми художниками, охотно давал им советы. В 1910 году по инициативе Василия Сурикова и художника Леонида Чернышова в Красноярске открылась школа рисования — Суриков прислал для ее воспитанников учебные пособия из Петербурга.

В 1914 году он сам вернулся в Красноярск, где написал несколько акварелей и пейзажи «Плашкоут на Енисее», «Красноярск в районе Благовещенской церкви». В следующем году художник поехал на лечение в Крым.

Василия Сурикова не стало в марте 1916 года. Он умер в Москве от болезни сердца. Почувствовав приближение смерти, художник произнес свои последние слова: «Я исчезаю».

Василия Сурикова похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с женой. Его имя носит Московский художественный институт, а в Красноярске — на родине художника — открыт музей-усадьба.

Зима, что белою лишь кажется…

Все оттенки снега на картинах русских художников.

Бунтари от живописи

10 фактов из истории художников-передвижников.

Благая весть, иль Благовещение

Христианский праздник на картинах русских художников.

Тест. Великие художники глазами коллег

Пройдите тест и подберите к каждой картине правильное имя модели.

ТОП-10 выпускников Российской академии художеств

10 самых известных выпускников учебного заведения.

www.culture.ru

Биография Сурикова. Русский художник Суриков Василий Иванович :: SYL.ru

Василий Суриков (1848-1916) – русский художник, известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Он знаменит также своими портретами. Его монументальные полотна, на которых он воплотил различные, в основном трагические эпизоды из истории России, перевернули вверх дном все каноны подобной живописи. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Многих такой подход шокировал. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Биография Сурикова и будет представлена ниже.Суриков василий иванович

Предки

Известно, что живописец происходил из казачьего рода. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Родом они были с Дона, и есть сведения, что Суриковы упоминаются среди основателей Красноярска, где и родился художник. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Это был его родной дед. Отец художника, Иван Васильевич, работал коллежским регистратором, а девичья фамилия матери - Торгошина. Это известная с семнадцатого века семья. Она тоже была родом из казачьей станицы.

Детство в Красноярске

В этом городе родился будущий художник. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отца переводят на службу в акцизное управление села Сухой Бузим, недалеко от Красноярска. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Семья живет очень бедно, денег им постоянно не хватает, и они вынуждены сдавать часть деревянного дома квартирантам. Способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Гребнев. Он давал ему копировать работы старых мастеров.

После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Его работы видели сотрудники. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Тогда губернатор обратился к меценату, золотопромышленнику Кузнецову, который не только согласился финансировать обучение молодого человека, но и взял его с собой в Петербург, куда отправлялся по делам. Однако поступить в Академию Суриков не смог.Биография сурикова

Отрочество и юность в Санкт-Петербурге

Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. На этот раз его попытка завершилась успешно. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. За годы учебы молодой живописец получил за свои работы четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц. Но консервативным преподавателям она не понравилась, и золотой медали Суриков не получил. Поэтому он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Работа продолжалась около двух лет. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей.Василий суриков картины

Личная жизнь и столичный период

Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Брак принес ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Тем не менее еще долгие годы Суриков не имел приличной мастерской, а работал в небольших комнатах. В одно из таких тесных помещений наведался Петр Третьяков, будущий основатель знаменитой галереи, который собирал полотна русских художников. Он часто покупал картины мастера. На полученные от Третьякова деньги художник также смог обеспечить себе относительную финансовую независимость.Василий суриков художник

Первые шедевры

Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Она посвящена одному из страшных эпизодов семнадцатого века, когда молодой Петр Первый, узнав о восстании стрелецких полков, беспощадно с ними расправился и даже сам рубил им головы. Не желая пугать зрителей сценами казни, художник показывает ее преддверие. Первого стрельца вывели на плаху, а на заднем плане видно лицо молодого царя, готового убивать. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Особенно выделяются семьи и дети несчастных стрельцов, которых выволокли смотреть, как будут умирать их близкие. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы.

К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. В дождливые дни он находился с семьей у станции "Люблино". Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Княжну, завернутую в шубу, он рисовал с собственной жены, которая в это время сильно заболела. На деньги, которые Суриков получил от приобретения картины Третьяковым, он смог съездить за границу и своими глазами увидеть собрания музеев в разных странах.Творчество василия сурикова

Картины Василия Сурикова 80-х - начала 90-х годов девятнадцатого века

Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Он часто говорил о том, что если бы ему пришлось рисовать ад, он бы сажал моделей в огонь и сам бы писал в нем. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Сам типаж восставшей против церковной власти боярыни художник нашел в своей тете. Сильная и страстная женская натура, верная своим убеждениям и вызывающая различные чувства у собравшейся толпы – от ненависти до преклонения – стала одной из лучших в творчестве Сурикова. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Современники отнеслись к этому полотну восторженно, оно участвовало в Передвижной выставке.

В 1888 году умерла жена художника. Он очень горевал, практически отошел от живописи и уехал из Москвы в Красноярск. Там через несколько лет он излечился от скорби и даже создал жизнерадостную картину «Взятие снежного городка».Василий суриков 1848 1916

Возвращение в Москву

Творчество Василия Сурикова после переезда из Сибири словно получает второе дыхание. В 1895 году он завершает работу над картиной «Покорение Сибири Ермаком». Здесь он воспевает казацкое войско, где служили его предки. Основное внимание сосредоточено на фигуре Ермака, но и к противостоящим ему войскам Кучума он относится с уважением. Солдаты разбитой армии отличаются особенной, самобытной красотой. Это столкновение двух стихий, каждая из которых имеет свою правду.

Через четыре года художник создает похожую по типу картину – «Переход Суворова через Альпы». Начал он работать над ней сразу же после «Покорения Сибири», а многие эскизы были написаны во время пребывания в Швейцарии. Здесь живописец проявил себя как прекрасный пейзажист, одновременно показывая массу воинов, исполняющих приказ полководца и преодолевающих горы.

В начале двадцатого века Суриков работает над одной из своих самых сложных картин – «Степан Разин». Здесь тоже можно наблюдать характерный для художника потрясающий водный пейзаж, написанный перламутровыми красками, контрастирующий с тяжелыми раздумьями мятежного атамана. Живописец также известен многочисленными портретами, которые он никогда не писал по заказу.

Последние годы жизни

В 1910 году художник путешествует по Испании. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия живописец обращается в «Посещении царевной женского монастыря». В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Но его преследовали сердечные расстройства. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

www.syl.ru


Смотрите также