Чем отличаются картины Василия Сурикова? «Переход Суворова через Альпы». Суворов картина


Картина В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» » Выдающиеся художники

Фрагмент картины В. Сурикова

Работу над картиной «Переход Суворова через Альпы» В. Суриков закончил в 1899 г., к 100-летию итальянского похода Суворова.

Картина была выставлена сначала в Санкт-Петербурге, затем в Москве, после чего её приобрёл император Николай II для музея Александра III.

В. Суриков «Переход Суворова через Альпы» (1899). Холст, масло. 373х495. Государственный Русский музей, Петербург

Замысел картины возник у художника ещё в 1895 г. Летом 1897 г. В. Суриков посетил Швейцарию, где писал этюды к картине.

Но прежде чем говорить о самой картине, необходимо сказать об историческом событии, которому она посвящена. В противном случае сюжет полотна может быть не понят.

Историческая основа картины

Портрет А. В. Суворова. Рисунок Н.М. Аввакумова. Бумага, карандаш (1939)

1799 год. А.В. Суворову почти 70 лет, он на покое. Не сложились отношения с императором Павлом I. Император был сторонником прусской военной системы Фридриха Великого. В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию. Были введены новая форма одежды, новый воинский устав. Главное внимание уделялось муштре войск, смотрам и парадам. Суворов выступал против прусских палочных порядков в армии и продолжал воспитывать солдат по-своему. Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?», «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, и я не немец, а природный русак». В 1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира.

Но уже в начале сентября 1798 г. Суворов стал необходим в русской армии: Павел I отправил к нему генерал-майора Прево де Люмина, чтобы тот узнал мнение Суворова о том, как вести войну с французами в современных условиях. Суворов продиктовал девять правил ведения войны – наступательную стратегию полководца.

В 1798 г. Россия вступила во 2-ю антифранцузскую коалицию (Великобритания, Австрия, Турция, Неаполитанское королевство). Была создана объединённая русско-австрийская армия для похода в северную Италию, захваченную войсками Французской Директории. По настоянию Англии Австрия обратилась с просьбой к Павлу I назначить командующим Суворова. Так великий русский полководец вновь стал востребованным. В марте 1798 г. он прибыл в Вену, где император Франц I присвоил ему звание австрийского фельдмаршала.

Перед Суворовым стояла практически невыполнимая задача – выступить против Наполеона, который к тому времени занял часть Италии и Швейцарии. Но полководец, прорвав оборону, занял Турин и Милан, практически вся северная Италия стала свободной от французов.

Суворову было приказано выступить в Швейцарию, где в то время находилась армия французского генерала Массена. Альпийский поход продолжался 16 дней. Самым трудным был ночной сентябрьский штурм перевала Паникс: здесь снег лежал слоем до полуметра, а туман полностью застилал видимость.

А. И. Шарлемань «Фельдмаршал Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября 1799 г.»

Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героический Швейцарский поход Суворова 1799 г. стал великой страницей русской истории. В Швейцарском походе проявились полководческий гений Суворова и тактическое мастерство русских командиров. В походе армия Суворова прошла с боями через Сен-Готард и Чёртов мост и совершила переход из долины Рёйса в Мутенскую долину, где попала в окружение. Но в сражении в Мутенской долине Суворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевал Рингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторону России. Французский генерал Массена говорил впоследствии, что отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова – так оценил Суворова его главный противник.

Вот этот переход и запечатлен на картине В. Сурикова. Это был последний, наиболее тяжелый горный переход. Тяжело раненных пришлось оставить. Войска двигались по извилистой тропинке, передвигаться по которой можно было только в одиночку, в густом тумане, при снегопаде и сильном ветре. В пропасти пришлось бросить все орудия. Спуск с него был ещё сложнее подъема.

Суворов после перехода через Альпы писал в донесении Павлу I: «Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивалися, а многие спасались; никакое описание неспособно к изображению сей картины во всем ее ужасе».

Но В. Суриков всё-таки смог создать такую картину.

Описание картины

На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. Сам художник отмечал, что долго работал над передачей стремительного движения войска: «Главное в картине – движение. Храбрость беззаветная…Верхние тихо идут, средние поскорее, а нижние совсем летят вниз…Около Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Потом – прямо летишь, дух перехватывает». В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. «Долго бился я над этим солдатом, – рассказывал Суриков. – Никак не летит в пропасть, а когда я поднял неестественно его локти вверх – полетел. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Моментов утрирования в картине несколько. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. Вертикальный формат картины также был необычным решением для жанра батальной живописи, но и он служит главной цели – показать сложность этого перехода и военный гений Суворова.

Фрагмент картины

Суворов подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. На его шутку откликнулись двое солдат. В такой момент шутить? Это кажется неправдоподобным. Ведь, по словам самого Суворова, доносившего царю об этом походе, «на каждом шагу в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и проглотить готовые гробы смерти. Дремучие, мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, лиющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах, с каменьями вершин низвергавшихся, увеличивали трепет». Но настолько велика была вера русских солдат в своего полководца, что даже в такую минуту они были в согласии со своим командиром и откликнулись на шутку.

Впереди всех спускаются опытные солдаты. В центре изображён седой ветеран с орденом на груди. Он крестится, готовясь ринуться в пропасть. Перед ним два солдата: у одного лицо очень серьезное, напряжённое, а другой прикрылся плащом, видимо, от страха. А черноусый солдат уже летит вниз, придерживая свою треуголку. Лицо его сурово и решительно. Рядом с седым ветераном два солдата возятся с пушкой, стараясь спустить ее вниз со скалы. В их умелых руках пушка покорно едет вниз. За стариками движутся молодые солдаты.

Главным действующим лицом картины является народ. Суриков говорил: «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы». Суворов изображён не в центре картины, но художник ясно показал его роль организатора.На краю пропасти он еле удерживает своего белого коня. Сняв с головы треуголку, он с улыбкой показывает вниз. В его фигуре столько бодрости и энергии, столько веры в своих солдат! И его авторитет среди солдат был велик. Это был патриот, настоящий друг солдат, человек с живым сердцем и прямой душой. Он часто говорил: «Горжусь, что я русский». Солдаты видели его ежедневно, знали, чем живет их генерал, с какой любовью и вниманием относится к ним, и поэтому беззаветно верили ему и горячо любили его.Эту любовь народа к своему полководцу выразил художник в картине. С какой готовностью подчиняются воины его приказу, как весело смеются его шутке! О своих солдатах он говорил после швейцарского похода: «Орлы русские облетели орлов римских».

Пейзаж картины суров и величественен. Горы занимают почти всё полотно, виден лишь кусочек покрытого тучами неба. Вершины гор уходят ввысь. Отдельные облака проходят по ущельям и закрывают скалы. На склонах гор виден снег. Отвесный склон, на котором находится Суворов, подчёркивает трудности, которые преодолевают солдаты. Две стихии показаны в картине: «грозная стихия природы и непобедимая стихия русского народа».В картине преобладают синие, зеленоватые и темно-лиловые тона с проблесками красного и желто-зеленого. Этот колорит усиливает впечатление суровости и трудности условий, создаёт у зрителя ощущение холода. Немного оживляют картину ярко-красные мундиры солдат на втором плане.

История создания картины

Чтобы быть правдивым в изображении этого исторического события, Суриков в 1897 г. побывал в Швейцарии, где познакомился со швейцарской горной природой, написал множество этюдов, сделал переход по маршруту армии Суворова, сам спускался по снегу с горы. Картину художник создавал почти 5 лет.

Художник знал, конечно, о том, что суворовские походы изображали и другие художники: А. Коцебу «Переход А.В. Суворова через хребет Панике», «Сражение у Чертова моста». Но его не устраивало то, что горы подавляли солдат, которые были изображены людским муравейником.

А. Коцебу «Переход русских войск через Паникс в Альпах»

Суриков всегда выделял своих героев крупным планом. Поэтому он долго изучал портреты Суворова, а также его скульптурные изображения. Обращался он и к посмертной маске полководца. Но всё-таки писал Суворова художник с живого человека. Вот как он сам рассказывает об этом: «Суворов у меня с одного казачьего офицера написан. Он и теперь жив еще: ему под девяносто лет». Это был отставной сотник Фёдор Фёдорович Спиридонов.

Оценка картины современниками

В момент появления картины мнения о ней разделились. Л.Н. Толстой и художник В.В. Верещагин резко критиковали её за некоторые «неправды». Они говорили, что никогда не бывает, «чтобы лошадь над обрывом горячилась», чтобы «пушки спускались с горы вместе с людьми» и т. д.

Композитор С.И. Танеев записал в марте 1899 г. в дневнике: «Пошел к Толстым… Лев Николаевич возмущен картиной Сурикова, на которой он изобразил Суворова, делающим переход через Альпы. Лошадь над обрывом горячится, тогда как этого не бывает: лошадь в таких случаях идет очень осторожно. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. Л.Н. говорил Сурикову, что этого быть не может: солдаты на войне идут как волны, каждый в своей отдельной группе. На это Суриков ответил, что «так красивее».Но художник считал, что целью искусства является не натуралистическое изображение отдельных фактов действительности: «В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так. Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюден – в деталях можно какие угодно ошибки делать».Но император Николай II обратил внимание на картину Сурикова и купил её для музея Александра III по случаю 100-летия швейцарского похода русской армии.

www.palitra.co

героизм русских солдат во время Швейцарского похода

Ровно через сто лет после сложнейшего семидневного спуска по крутому бездорожью, которое совершила русская армия под командованием фельдмаршала А. В. Суворова, написал большое батально-историческое полотно Суриков: «Переход Суворова через Альпы». Картину купил император Николай II и передал ее в ГРМ. Эту работу современники не оценили по достоинству. Они обошли ее молчанием.

Суриков, «Переход Суворова через Альпы»: история создания

Новое полотно было задумано в 1895 году в Красноярске. Оно продолжает тему, которую разрабатывал живописец в картине про то, как Ермак покорял Сибирь.

Суриков встретился с большими сложностями при поиске прототипа, который будет образом Суворова. Он просмотрел все прижизненные портреты фельдмаршала, которые были слабыми в художественном отношении. Перечитал исторические воспоминания современников и архивные документы, где были описания внешности и характера великого полководца. Но все вместе взятое не дало живописцу полноценного портрета. В результате он выбрал два типа внешности: 82-летнего казачьего офицера и преподавателя пения в красноярской гимназии.

суриков переход суворова через альпы

Так был создан сначала этюд, представленный выше, который в доработанном виде вошел в картину, которую написал Суриков, «Переход Суворова через Альпы».

Альпийский период работы

Не менее сложным оказалось представить и тем более показать на холсте, что чувствовали солдаты, спускаясь в неизвестность по снегу с крутой горы. Чтобы это узнать, в 1897 году Суриков поехал в Швейцарию и скатывался с горы. Снег у него под ногами превращался в кучки, и дух захватывало. Швейцарские этюды также помогли художнику воссоздать передвижение персонажей. Но, в основном, все до мелочей продумывал сам Суриков. «Переход Суворова через Альпы» был сложен передачей движения человеческой массы: у художника не было натуры. Надо было придумать, как изобразить солдат в движении, а не просто сидящих на снегу.

суриков переход суворова через альпы история создания

Очень удачно передано скатывание человека на первом плане, который оторвался от общей массы и стремительно летит вниз, подняв руки над головой. Его фигура намеренно обрезана и передает его молниеносное скольжение.

Поход Суворова в Швейцарии через перевал Кинциг

суриков переход суворова через альпы описание

Теперь мы перейдем к разбору работы, которую написал Суриков: «Переход Суворова через Альпы». Описание мы начинаем с композиции. Художника не интересовало конкретное место перехода. Он поставил перед собой другую задачу: раскрыть единение фельдмаршала и его «чудо-богатырей».

Перед нами отвесная, неглубокими уступами, покрытая обледеневшим снегом, гора, за которую цепляются облака. Она занимает 2/3 холста. Гора уступами написана замечательно. Она затемнена, и по ней медленно ползут серые облака. Только пятном света выделен сам Суворов. По горе слева скатывается в пропасть вся русская армия. Устрашающее воздействие глубины художник передал через два среза. Мастер обрезал вершину горы, и нам неясно, как высоко она уходит вверх. Второй срез еще более впечатляет: на нем не видно, где кончается пропасть. Она кажется беспредельно бесконечной зрителю и солдатам, вызывая ужас.

Главнокомандующий

Суворов на белом коне остановился на самом краешке обрыва. Его голова обнажена как дань уважения подвигу солдат, а синий плащ развевается по ветру. Слева от него фигура старого служаки, готового в любой момент придержать коня, если тот оступится. Суворов стоит здесь не случайно, потому что понимает, что каждый из его отважных солдат посмотрит на него пред спуском, перекрестится, скажет: «С Богом!» и пойдет вниз. На лице командующего написаны сложные чувства. На нем есть пристальное внимание, решимость и отвага, твердость и бесстрашие, легкая улыбка, уверенность в своих людях, которые все преодолеют.

«Чудо-богатыри»

суриков переход суворова через альпы год

Солдатская масса разнородна. Но на всех лицах имеется понятный страх. Он преодолевается верой в командующего и волей, которая закалилась в боях. Первыми спускаются те, кто прошел с не один поход с Суворовым и доверяет ему. Хотя один из них на всякий случай закрыл лицо плащом. Командир не смотрит на них. Он все свое внимание обратил на «зеленую молодежь», которая находится позади старых вояк. Именно им сейчас более всего нужна поддержка. В них надо вселить уверенность, что пропасть хоть и страшна и опасна, но ее можно и нужно преодолеть, и на лицах молодежи появляются улыбки. Рядом с ними виден серьезный немолодой барабанщик. Далее, в глубине картины, выражения лиц спрятаны в тенях, падающих от горы. С таким мастерством передает Суриков переход Суворова через Альпы.

27-я выставка передвижников

После того как картина была закончена, художник отправил ее на выставку передвижников. Как всегда новая работа художника оказалась в центре внимания критиков. Мало кто понял народный смысл картины, которую создал Суриков. «Переход Суворова через Альпы», год окончания которой совпал со столетием этого грандиозного события, вызвал в либеральной прессе мнение, что художник работал не по зову души, а по заказу. Но время показало, что это эпическое полотно выражает душу народа.

fb.ru

Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы». 1899 г.Краткое описание

Василий Иванович Суриков Известный русский художник Василий Суриков очень много работал с различными полотнами касающимися русской истории, одним из самых заметных батальных произведений художника является картина «Переход Суворова через Альпы», с которой автор работал около четырех лет и закончил в 1899 г. В данном произведении художник раскрывает тему патриотического героизма воинов, во время Швейцарского похода.

На полотне представлен один из наиболее значительных подвигов русских солдат во главе с известным русским полководцем Александром Суворовым. Здесь ясно видна та никем неразгаданная молодецкая удаль. Суриков прекрасно передал атмосферу этого героического перехода, с большим талантом и любовью создал образы этих воинов и самого полководца, их движения и эмоции.

Поражает то, с какой точностью и скрупулезностью написаны фигуры воинов, а также сама оригинальная композиция этого произведения. Солдаты скользят в пропасть, их подбадривает командир. Его небольшая седовласая фигура заметна не сразу, а лишь по взглядам солдат, которые улыбаются в ответ на шутку гениального полководца. Фельдмаршал спокоен, и этим художник подчеркивает контраст с поведением его коня, который напуган разверзнувшийся перед ним пропастью.

Облака расположены совсем близко, кажется, стоит лишь поднять руку и можно потрогать их. Но расслабляться нельзя, войско находится на большой высоте, где сверкающий снег и лед буквально ослепляют, а синие скалы – закрывают небосклон.

Солдаты готовы следовать за Суворовым, куда он прикажет, потому что бесконечно ему доверяют и уверены в его военном таланте. Суриков специально концентрирует свет на фигуре командующего, то есть Суворова. Его голова словно окружена сиянием. Солдатского строя уже нет, он превращается в скольжение вниз.

Рассматривая детали можно понять все величие и тяжесть этого перехода. Не все лица солдат спокойны. Вот воин, осеняющий себя крестным знамением, у другого в глазах можно прочесть ужас от падения в пропасть и т. д. Однако знамена в надежных руках, а барабанщик, готов через несколько минут выбивать дробь, задавая ритм движению воинов.

Для того, чтобы показать тяжелую ситуацию, Суриков нарисовал расчехленные штыки, за что иногда подвергался критике. Формат полотна также выбран необычный для батальной сцены – вертикальный

В композиции полотна показан горный пейзаж: уходящая в небо вершина горы, окутанная пеленой белесо-матовых и нежно-голубых перистых облаков. И эта заоблачная высота показывает трудность похода и позволяет ощутить значительность подвига чудо-богатырей.

Работая над этим произведением, Василий Суриков в 1897 году посетил Швейцарию, где написал несколько этюдов к этой картине. Художник посетил Интерлакен, где сам скатывался со снежной горы, чтобы лучше ощутить, а затем запечатлеть этот полет, когда «под ногами снег в кучки сгребается».

В процессе работы Суриков столкнулся с некоторыми трудностями, необходимо было отобразить солдат в резком движении. С натуры такого сделать невозможно и художник практически методом тыка добивался движения персонажей. Например, на переднем плане мы видим прыгающего вниз солдата по горному склону, Сурикову не как не давался этот персонаж.

Он получался без движения, то есть солдат должен быть спрыгивающим со скалы а не сидящим на ней. В конце концов было найдено правильное решение, поднятые над головой руки придали солдату большей реалистичности и он уже стремительно мчится вниз по склону.

Суворов планировал атаковать французские войска с фланга и тыла, как всегда «неожиданно и быстро». Для этого был выбран невероятно трудный перевал Сен-Готард. Сама природа создавала на пути армии невероятные трудности. За этот переход Суворов был удостоен звания генералиссимуса, а в Альпах был высечен двенадцатиметровый крест из гранита.

В картине, художник изобразил русское войско, перед которым словно барьер, встает ледяная круча. Но солдаты под предводительством знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова, которого называли «Отец солдатам», не останавливаются и перед этим препятствием. Даже на короткое мгновение у них не возникает сомнения в правильности решения своего любимого фельдмаршала. Только вперед! С Суворовым не страшно и с высокой обледенелой горы.

Суриков в картине Переход Суворова через Альпы стремился передать стремление воинов к победе, их неукротимое движение вперед, беззаветную храбрость. Седой, уже постаревший фельдмаршал, несмотря на холод, без головного убора. Он восседает на белом боевом коне у самого края пропасти, но старается, как всегда, ободрить солдат веселой шуткой. Несколько солдат оглядываются, чтобы лучше расслышать, что говорит Суворов.

Художник тщательно проработал выражение лиц солдат и, конечно, самого главнокомандующего. Хотя из-за большого размера и вертикального формата картины зрителю не всегда удается это увидеть.

Завершение работы совпало со столетием итальянского похода великого полководца. Полотно побывало на выставках в Москве и Санкт-Петербурге, а затем его приобрел для своей коллекции император.

Этот поход стал источником вдохновения для многих художников, которые писали картины с изображением отдельных этапов пути. Например, художнику Александру Коцебу принадлежат картины: «Переход Суворова через Чертов мост» и «Переход русских войск через Паникс в Альпах».

Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» в настоящее время находится в Русском музее в городе Санкт-Петербург. размер ее составляет 495 на 373 см. Это историческое живописное произведение, привлекает к себе особое внимание всех посетителей музея.

www.art-portrets.ru

Настоящий портрет великого полководца А.В.Суворова. "СУВОРОВ. АЛЬПЫ. 200 ЛЕТ СПУСТЯ"

Суворов Александр Васильевич, реконструкция, анфас:(с) Телеканал "Звезда"(с) Елизавета Веселовская, Институт этнологии и антропологии РАН

Суворов Александр Васильевич, реконструкция, профиль:(с) Телеканал "Звезда"(с) Елизавета Веселовская, Институт этнологии и антропологии РАН

"Военная приемка. След в истории". "Суворов. Альпы. 200 лет спустя". Ведущий Алексей Егоров // Телеканал Звезда. 08.05.2016. http://tvzvezda.ru/schedule/programm/201604211038-5728.htmhttp://tvzvezda.ru/schedule/programm/201605041014-9698.htmhttp://tvzvezda.ru/schedule/programm/201605041014-9275.htmhttps://youtu.be/sPylvIBV-TMhttps://youtu.be/wcKpZ_YO_jkНовый проект телеканала «Звезда» - «Военная приёмка. След в истории».В истории русской армии было три по-настоящему больших и славных похода на Запад, когда нашего русского солдата Европа встречала как освободителя. В 1945 мы выгоняли со своей земли немцев во главе с Гитлером. В 1812 - французов во главе с Наполеоном. И победили его! Но было еще один поход – 1799 года во главе с А.В. Суворовым. Многие толком не знают, с какой целью был организован этот поход, кого победили и кого освободили. А ведь в этот раз мы ушли куда западнее Берлина и едва не добрались до Франции. Причём, никакого врага со своей земли мы не выгоняли. Ведь тогда русский солдат пошёл в Европу для того, чтобы помочь другу!Только в нашем фильме мы примерим на себя форму солдат того времени. И расскажем, каково это: заночевать в горах на высоте больше двух тысяч метров! Впервые в нашем фильме мы покажем, как на самом деле выглядел Суворов. И самое главное, вас ждёт военная приёмка - и суворовской формы, и оружия той славной эпохи. Все эти эксперименты мы честно проведём не просто в Альпах, а на тех самых перевалах, где прошли наши войска.

А.В.Суворов:Мы - русские, какой восторг!

ЭПИЗОДЫ

Портрет А.В.Суворова, художник Николя-Себастьян Фросте, 1833-1834

Телеканал "Звезда" публикует настоящий портрет великого полководца Суворова // Телеканал Звезда. 27.04.2016.

http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201604271035-appo.htmТелеканал «Звезда» провел собственное расследование, в ходе которого удалось восстановить настоящий облик великого российского полководца Александра Суворова. Как выглядел военачальник на самом деле, не было известно никому до сегодняшнего дня. Несмотря на то, что при жизни Суворова было создано несколько его портретов, ни один из них не отображал его точной внешности. Более того, Суворов на картинах был изображен совершенно по-разному.Ученые, в том числе сотрудники Музея А.В. Суворова в Санкт-Петербурге до сегодняшнего дня заявляли, что никто не знает, как выглядел полководец на самом деле. Знаменитый образ Суворова, изображенный на советском ордене, написан даже не с портрета полководца, а с актера Николая Черкасова, сыгравшего в 1940 году главную роль в фильме «Суворов».«Надо обладать изрядной долей воображения, чтобы из разных портретов узнать одного человека. На одной картине лоб выпуклый, а в центре – наклонный. Мы видим два взаимоисключающих и абсолютно противоположных варианта», - прокомментировала прижизненные портреты полководца руководитель лаборатории антропологической реконструкции ИЭиА РАН Елизавета Веселовская.Журналисты телеканала «Звезда» во время подготовки фильма о переходе Суворова через Альпы поставили перед собой амбициозную задачу: выяснить, как на самом деле выглядел полководец. Для этого к работе подключились ученые лаборатории института антропологии Российской академии наук. В этой лаборатории по методу портретной реконструкции профессора Герасимова был восстановлен облик Ивана Грозного, Федора Ушакова. Теперь по инициативе телеканала «Звезда» и при поддержке Российского военно-исторического общества ученые провели работу над восстановлением точного портрета Александра Суворова.Специально по просьбе телеканала «Звезда» за восстановление облика Суворова взялись ведущие антропологи страны. Для этого они использовали посмертную маску военачальника.«Мужественное, спокойное лицо. Честно говоря, мало похоже на портреты», - оценила посмертную маску Елизавета Веселовская.Но посмертная маска не является точным портретом Суворова – никто точно не знает, сколько дней прошло после смерти, когда доктора сняли эту маску, и возможны деформации тканей. Кроме того, маску снимали с лица уже престарелого Суворова, скончавшегося после тяжелой болезни. А задача, которая стояла перед учеными, восстановить облик молодого полководца в самом расцвете сил. Такие задачи в Российской Академии наук раньше уже выполняли.Эксперт замерила десятки параметров маски. Потом эти параметры перенесли на бумагу, и сухие цифры превратились в портрет.«В первой фазе важно скрупулезно, дотошно перенести все реальные измерения с маски на рисунок», - сказала Веселовская.Настоящий облик Суворова оказался совсем не похожим на тот портрет, к которому мы привыкли. После нескольких недель работ ученые продемонстрировали изображение великого российского полководца, восстановленное с помощью посмертной маски и современных технологий. Полную версию фильма «Суворов. Альпы. 200 лет спустя» телеканал «Звезда» покажет 8 мая. Следите за анонсами.

Телеканал "Звезда" представил фильм о Суворове в посольстве Швейцарии // Телеканал Звезда. 29.04.2016.

http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201604291426-6zwu.htmТелеканал «Звезда» в пятницу представил в посольстве Швейцарской Конфедерации в России документальный фильм «Суворов. Альпы. 200 лет спустя». Как известно, в Швейцарии великого русского полководца чтят как освободителя от французских войск.Журналисты телеканала «Звезда» при участии и активной поддержке швейцарской стороны смогли отобразить в двухчасовой картине неизвестные до сих пор подробности знаменитого суворовского похода и устранить многие неточности изложения исторических фактов.Автор фильма Алексей Егоров не только примерил на себя форму солдат того времени – он вместе с участниками съемочной группы прошел путем русской армии через Альпы. Журналистам пришлось ночевать в горах, переходить водопады, босиком покорять горные перевалы и многое другое.«Моя семья с 13 века живёт в Андермате. И солдат Суворова мои предки видели. Местные жители и сейчас знают историю этого похода. В Швейцарии есть много музеев, посвященных генералиссимусу, его освободительному походу», - рассказал атташе по вопросам обороны при посольстве Швейцарии в Москве Бруно Руссии.Кроме того, авторы фильма «Суворов. Альпы. 200 лет спустя» провели расследование, в ходе которого удалось восстановить настоящий облик великого российского полководца Александра Суворова. Как выглядел военачальник на самом деле, не было известно никому до сегодняшнего дня. Для восстановления портрета к работе подключились ученые лаборатории института антропологии Российской академии наук. По методу портретной реконструкции профессора Герасимова по инициативе телеканала «Звезда» и при поддержке Российского военно-исторического общества ученые провели работу над восстановлением точного портрета Александра Суворова. Для этого была использована посмертная маска полководца.Александр Васильевич Суворов (1730-1800) — великий русский полководец, военный теоретик, автор «Науки побеждать». Суворов не проиграл ни одного сражения за всю свою карьеру. Полную версию фильма «Суворов. Альпы. 200 лет спустя» телеканал «Звезда» покажет 8 мая. Следите за анонсами.

Журналисты телеканала "Звезда" повторили знаменитый переход Суворова через Альпы // Телеканал Звезда. 04.05.2016. https://youtu.be/jUwVwOWEfA4http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201605041056-h96v.htmСъемочная группа телеканала «Звезда» повторила знаменитый переход армии Суворова через Альпы, который был совершен в 1799 году. Журналисты воссоздали аутентичную обстановку того времени: автор фильма «Суворов. Альпы. 200 лет спустя» Алексей Егоров не только примерил на себя форму солдат XVIII века, он вместе с участниками съемочной группы полностью прошел путь русской армии через Альпы. Во время съемок фильма журналисты ночевали в горах, переходили водопады и даже босиком преодолевали горные перевалы. Неизвестные подробности знаменитого суворовского похода журналисты телеканала «Звезда» смогли отобразить при участии и активной поддержке швейцарской стороны.Авторы фильма смогли устранить некоторые исторические неточности, например запечатленные на знаменитой картине Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Полотно было написано к 100-летию знаменитого похода, когда никого из очевидцев в живых уже не осталось.У Сурикова все выглядит уж больно приглаженным: ни одной порванной шинели, ни одной оторванной пуговицы. Художник неправильно изобразил эти армейские штиблеты: у солдат на картине они ниже колена, хотя в жизни были выше. Место, которое изображено на картине, – финал альпийского похода, и к этому времени не то что солдаты, многие офицеры шли по горам в самодельной обуви из шкур. Сыромятной кожи хватило не всем, и часть людей шли босиком. Конечно, пытались мотать портянки, но они служили недолго.Например, только на одном из перевалов – Паниксе высотой 2 500 метров – несколько вертикальных стен. Перейти горы на лошадях на самом деле было невозможно. Суворов смог, потому что его коня постоянно страховали казаки. Основную часть животных заживо сбрасывали вниз. Не пропустите новый проект «Военная приемка. След в истории» в воскресенье, 8 мая, в 19:20 на телеканале «Звезда».

Как на самом деле русская армия "грабила" Европу // Телеканал Звезда. 04.05.2016. https://youtu.be/dTAjera0p6Qhttp://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201605051103-cuty.htmЖурналисты телеканала «Звезда» в фильме «Суворов. Альпы. 200 лет спустя» выяснили малоизвестные факты о швейцарском походе великого полководца в 1799 году. В небольшом городке Понте-Треза в Швейцарии недалеко от итальянской границы в конце XVIII века проживали всего 800 человек. Именно в этот городок 4 сентября 1799 года вошла 20-тысячная армия 69-летнего фельдмаршала Суворова.«Конечно, это была проблема, когда в такую маленькую деревушку с населением всего 800 человек приходят 20 тысяч солдат – именно столько было русских на входе в Альпы. Но незадолго до прихода Суворова сюда прибыл австрийский принц, который обворовал местных жителей. Поэтому Суворов в Понте-Треза не нашел ничего», – рассказал представитель Министерства по туризму кантона Тичино (Швейцария) Альфонсо Пассера.В современном Понте-Треза хранят память о том походе, Суворова здесь считают героем и освободителем Швейцарии. Опись изъятого тогда австрийцами имущества впечатляет. Армия принца Рохана забирала все, вплоть до кальсон и ложек, и у всех. Были обобраны почти все семьи города. Раньше в этих поборах обвиняли и Суворова, но теперь ясно, что к ним наши войска не имели никакого отношения.«Нет, это был не Суворов. Написано: из имущества, похищенного армией под командованием принца Рохана. Это была австрийская армия, которая пришла сюда раньше», – показал журналистам «Звезды» старые документы руководитель муниципального архива Понте-Треза Доменико Ригетти.Изъятие имущества австрийской армией было в июне, а российская армия пришла в Понте-Треза в сентябре 1799 года. Кроме того, Суворов категорически запрещал войскам грабить население: солдаты и офицеры платили и за еду, и за вещи. Поэтому от принца Рохана в Понте-Треза остались только долговые расписки в архиве, а от Суворова – штандарт в музее.В фильме «Суворов. Альпы. 200 лет спустя» журналисты «Звезды» прошли путем русской армии через Альпы. Авторы фильма примерили на себя форму солдат того времени, ночевали в горах, переходили водопады. В фильме удалось установить неизвестные до сих пор подробности знаменитого суворовского похода и устранить многие неточности изложения исторических фактов. Не пропустите новый проект «Военная приемка. След в истории» в воскресенье, 8 мая, в 19:20 на телеканале «Звезда».

Телеканал "Звезда" представил фильм о Суворове // YouTube Комсомольская Правда. 05.05.2016. https://youtu.be/4w3BferMAhIАвтор фильма Алексей Егоров не только примерил на себя форму солдат того времени – он вместе с участниками съемочной группы прошел путем русской армии через Альпы.Подробнее: Режиссер Алексей Егоров: "Мы постарались примерить на себе всю эпоху" // Комсомольская Правда. 06.05.2016. http://www.kp.ru/daily/26524.5/3542094/Павел КЛОКОВСоздатели фильма на себе испытали все тяжести суворовских времён.Создатели фильма на себе испытали все тяжести суворовских времён.Накануне Дня великой Победы, 8 мая, на телеканале «Звезда» покажут документальный фильм о полководце Суворове и его легендарном переходе через Альпы [видео]Вы только представьте себе картину. Швейцария. Горные хребты, уходящие в небо. Темная холодная осенняя ночь. Откуда-то снизу доносятся чьи-то глухие голоса. Скрипят колеса. И вдруг из мрака, утопая по пояс в снегу, показывается русский солдат. В треуголке и тяжелым ранцем за спиной. Сразу за ним, толкая орудие, выходит еще один, и еще... Спустя час на каменистом склоне собирается целое войско. И во главе его - худой седовласый старик, величайший полководец всех времен и народов Александр Суворов.Представить, конечно, можно. Да и почитать тоже (знаменитому переходу посвящены десятки книг, статей и исследований). Но вот испытать нечто подобное на себе отважится далеко не каждый. Режиссер и телеведущий телеканала «Звезда» Алексей Егоров решился полностью повторить подвиг суворовской армии в условиях, приближенных к боевым. Полностью - не случайное слово. Специально для проекта создатели воспроизвели военную форму того времени - от нательной рубашки и тугого камзола до гренадерки и армейских ботинок, подбитых деревянными гвоздями. Актеры наматывали на ноги сыромятную кожу, как и офицеры суворовской армии, оставшиеся без сапог, в сыром лесу высекали огонь, устраивали себе ночевки в муравейниках. Все эти приключения, словно пазл, сложились в две серии документального фильма «Суворов. Альпы. 200 лет спустя». Одну из главных ролей в нем сыграл известный актер Андрей Мерзликин.- Мне досталась роль капитана Николая Грязева, непосредственного участника того знаменитого перехода, - рассказал «КП» актер. - Сохранились дневники этого человека, которые получились крайне эмоциональными. Не просто сухие факты или цифры, а подробные описания быта, где «днем участвовали в сражении, а вечером шли в театр». Очень интересно почитать все это глазами современника.- Фильм про Суворова - это первая серия большого проекта «Военная приемка. След в истории», - рассказал режиссер Алексей Егоров. - Дальше нас ждет Ледовое побоище, где Андрей сыграет роль Александра Невского. Будет взятие дворца Амина... Обязательно коснемся темы адмирала Ушакова. В своих работах мы стараемся не просто передать какой-то отдельный исторический эпизод, мы примеряем на себе всю эпоху. В этом основная идея и творческая задача.Также не обошлось без открытий! При создании фильма про Суворова авторы провели поистине кропотливую работу и выяснили, что лицо полководца, которое мы все хорошо знаем по картинам, выглядело... не так! К такому выводу пришли после совместных исследований музея Суворова и Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. Ученые изучили посмертную маску Суворова и научным (не творческим) путем восстановили его настоящий портрет. Тайну обнародуют спустя 215 лет на телеканале «Звезда» 8 мая в 19.00.

Для подстраховки, то же самое:

Суворов. Альпы. 200 лет спустя. (1-я серия) / 2016 // Телеканал Звезда. 08.05.2016. https://youtu.be/iOga-Lqpge8

Суворов. Альпы. 200 лет спустя. (2-я серия) / 2016 // Телеканал Звезда. 08.05.2016. https://youtu.be/agXtGnubOVY

sobiainnen.livejournal.com

Суворов. Традиционный образ и реальные портреты.

Обычно, говоря об Александре Васильевиче Суворове, мы представляем его таким: белые кудри, знаменитый хохолок, сухощавое лицо, твердый взгляд, шпага на бедре, знамена над головой. Сразу ясно этот человек – слава России.

Гравюра Н.И.Уткина. 1818Хромолитография И.Л.Кушнерева по оригиналу Шмидта. 1900

Возможно, кому-то больше понравятся такой Суворов:

Н.-С.Фросте. 1834

Или же такой:

Гравюра. 1841

Ну, в самом крайнем случае, герой может выглядеть так:

К.К. Штейбен 1815

СТОП. Вернемся обратно и посмотрим на даты. Все эти гравюры и портреты сделаны ПОСЛЕ смерти полководца. Первые два гравированы по оригиналу И.Г.Шмидта (1800). Подозреваю, что следующие три имели тот же первоисточник.

Вот он, тот самый прижизненный портрет Суворова кисти Шмидта, который и послужил основой для рисунков и гравюр. В Праге, в январе 1800 Суворов дал живописцу несколько сеансов, так что, надеюсь, изображение достаточно похоже. Обратите внимание, что гравюры несколько отличаются от портрета. На картине – очень немолодой, усталый, совершенно не героический человек. Если бы не ордена, нам и в голову не пришло, что это – прославленный генералиссимус. На гравюрах сразу видно: герой! Орел!

А что же другие художники? Неужели никто больше не хотел запечатлеть на полотне живую легенду? Конечно, хотели!

Д.Левицкий. 1786.

Неизвестный художник круга Левицкого.XVIII век.

Еще три анонимных полотна позапрошлого столетия:

Если я правильно понимаю ситуацию, то последний, третий портрет нарисован при Екатерине, но позже переписан: добавлен мальтийский крест.

Я.-П. Норблин. 1795 Француз по происхождению, он работал в Варшаве, поэтому Суворов, явно не мог расчитывать на его симпатию. Позицию художника понять можно. Ни французы, ни поляки особой любви к Александру Васильевичу не испытывали. Оно и понятно. Так что на рисунок без слез не взглянешь.

Но вот портрет того же, 1795 года. Неужели Карл Бекон (Бешон) тоже пристрастен? А уж тут Александр Васильевич отнюдь не выглядит красавцем. Даже на «приятного» не тянет. Вряд ли это нарочито уродливый портрет, ибо он был довольно популярен, и существовали миниатюры, срисованные с него. Вот такая, например.

Миниатюра К.де Местра, 1799. Пожилой человек. Седые волосы, тонкие запавшие губы, умные тоскливые глаза. Странная поза – взгляд через плечо. Не менее странная одежда. Александр Васильевич изображен не в мундире, не в придворном кафтане, - в рубашке, поверх которой надеты ордена. К сожалению, цветного варианта нет, и я могу опознать только мальтийский крест. Так вот, не смотря на такие романтические и все из себя красивые кадры и в голливудских, и в советских фильмах (художника по костюмам в «Гардемаринах» я бы удавила), мужчины в 18 веке по улицам в рубашках не ходили. Это – белье, появиться в котором в обществе считалось крайне неприлично. Примерно, как в наше время пойти в театр в одних трусах. Срам, конечно, прикрыт, но моветон. В мужской компании можно было раздеться до камзола или жилета, но не более. Нет, я верю, что с пьяных глаз делали, конечно, и не такое. Случалось, и голышом гуляли. Но, как мне помнится, Суворов вел трезвый образ жизни.

Посмотрим на еще один портрет этого периода. Австрийский живописец Крейцингер написал Суворова в 1799 году. Преображенский мундир времен Павла, андреевская лента, ордена. Вполне себе парадный портрет, никакого эпатажа. Кстати, Д.Давыдов считал этот портрет самым похожим: "Вот почему не нравится мне ни один их его бюстов, ни один из портретов, кроме портрета, писанного в Вене во время проезда в Италию, да бюста Гишара, изваянного по слепку с лица после его смерти: портрет, искусно выгравированный Уткиным, не похож: он без оригинального выражения его физиономии, спящ и безжизненен".Э-э-э... Это у меня крыша едет или здесь он на Фридриха Великого похож?

До кучи. Итальянская гравюра конца 18 века. Ну, что с них возьмешь, с итальянцев? Если бы не подпись под рисунком и не казак на второмплане, я пробежала бы мимо, даже не подумав, что это – наш прославленный соотечественник.

Ну, а теперь, как говорил Крот в «Дюймовочке», посчитаем. Считаем только прижизненные изображения. Что мы видим? Сразу ПЯТЬ очень традиционных для XVIII столетия портретов: белый парик, кафтан, камзол, ордена, ленты, кресты. Немолодой человек, не уродливый, не красивый. Екатерининский вельможа. Ничего похожего на привычный образ Суворова. Два парадных портретов Павловского времени: мундир, треуголка, шпага, подзорная труба и опять же ордена. Тут не промахнешься, сразу ясно, что изображен крупный военный деятель. Но на Суворова лично я подумала бы в последнюю очередь. Рисунок Норблина если и не страшнее атомной войны, то весьма близок к этому. Миниатюр де Местра несколько странновата. И только ОДИН портрет (Шмидта) из ДЕСЯТИ более-менее соответствуют нашему представлению о Суворове.

Так что, наше представление неправильно? Вероятно, да. Сначала царскому, а потом советскому правительству по каким-то причинам было выгодно пропагандировать образ "Суворова с хохолком", героя, но в то же время немного чудаковатого старика, едва ли не юродивого. Нет, я верю, что временами он чудил. Но – с холодной головой. Почти все его выходки приходятся на павловское время. Ну, не скажешь же, в самом деле, императору в лицо, что только идиот мог ввести в конце 18 века в русской армии форму времен Фридриха Великого? А вот вырядиться в эту самую форме и потом развлечься от души, якобы никак не пролезая в дверцу кареты, поскольку мешает шпага, прицепленная сзади, - милое дело. И наказывать вроде не за что, и намек понят. Кстати, когда надо, Суворов вполне мог и одеваться и вести себя прилично. Д.Давыдов вспоминает: «Мундир на нем был генерал-аншефский того времени, легкоконный, то есть, темно-синий с красным воротником и отворотами, богато шитый серебром, нараспашку, с тремя звездами. По белому летнему жилету лежала лента Георгия первого класса; более орденов не было. Летнее, белое, довольно узкое исподнее платье и сапоги. Доходящие до половины колена, вроде легких ботфорт, шпага на бедре.»

P.S. Как честный человек, выкладываю еще два портрета. Я не знаю, когда они были написаны. Вполне вероятно, что и они - несколько измененные копии оригинала Шмидта.

Все картинки "кликабельны".

catherine-catty.livejournal.com

Чем отличаются картины Василия Сурикова? «Переход Суворова через Альпы» | Культура

Может быть, эти картины потому и известны нам со школьной скамьи, что Суриков — очень удобный для преподавания в школе художник. Любая из его картин — многофигурная композиция, рассказывающая определенную эпическую историю. Разглядывая это многоцветное многофигурье, волей-неволей запомнишь, что Сибирь завоевал Ермак, а Суворов зачем-то переходил через Альпы.

Кроме того, любой внимательный зритель картин Сурикова начинает придумывать свою версию событий, изображенных художником. То есть мозги шевелятся, а вслед за ними шевелятся и языки. Что, согласитесь, с точки зрения учителя очень ценно. Ученики учатся придумывать, учатся рассказывать, выражать свои чувства.

Многофигурность и громадность картин Сурикова отмечали все. Критики недоброжелательные, проповедовавшие академизм, пеняли художнику на «кашу» из лиц, а за многоцветье прозвали его картины «парчовыми коврами». Критики доброжелательные, наоборот, ценили колористические умения художника и хвалили его композиционные таланты. Правда, друзья, случалось, посмеивались, что Суриков намеренно делает огромные картины, чтобы дороже их продавать.

В самом деле, все известные картины этого художника — большого размера. На репродукциях обычно эта особенность живописи Сурикова не видна. Почти никто, рассматривая репродукции, не обращает внимания на две цифры, указывающие размеры картины. Но сталкиваясь с произведениями В. И. Сурикова «вживую», невозможно не заметить того, что его картины попросту огромны. Особенно это становится видным в относительно небольших залах Третьяковской галереи.

Большой размер картин был проблемой и для самого живописца. По многофигурной картине взгляд зрителя не должен бесцельно блуждать. Его следует, во-первых, остановить на самом важном месте картины. А во-вторых, придать ему правильное направление, заставить правильно «прочесть» картину. В. И. Суриков, «Переход Суворова через Альпы», 1899 г.В. И. Суриков, «Переход Суворова через Альпы», 1899 г.Фото: ru.wikipedia.org

Поэтому с помощью определенных приемов художник выделял на своих картинах нескольких героев, которые словно бы начинали вести диалог. Картина становилась многоплановой, интересной. Новых приемов Суриков не придумывал, зато известные применял мастерски.

Пожалуй, явственнее всего это суриковское мастерство видно в картине «Переход Суворова через Альпы».

Формат этой картины — 495×373 см. Пожалуй, что не во всяком дворце есть возможность выставить столь грандиозное полотно. Но в залах Русского музея она поместилась и смотрится там очень хорошо.

Надо сказать, что Русский музей с самого своего основания в 1895 году был на особом положении, на положении личного музея царской семьи. Его финансирование проходило особой строкой в бюджете царского дома, а в формировании фонда принимал личное участие император Николай II. В частности, он приобрел и картину Сурикова, написанную к столетию Швейцарского похода А. В. Суворова.

На картине изображен один из самых драматических эпизодов упомянутого похода.

25 сентября (6 октября) 1799 года русские войска преодолели перевал на горе Паникс, который находился на высоте 2 400 метров. Войскам приходилось подниматься по узкой извилистой тропинке. По этой тропинке можно было двигаться только в одиночку. В пропасть выбросили все орудия, число погибших солдат исчислялось сотнями. На высоте уже была зима: густой туман, снегопад, сильный ветер, снега по колено… В эту непогоду армия заночевала на перевале. Спуск же с него оказался еще сложнее, чем подъем. В. И. Суриков, «Переход Суворова через Альпы», фрагмент, 1899 г.В. И. Суриков, «Переход Суворова через Альпы», фрагмент, 1899 г.Фото: ru.wikipedia.org

На большую картину следует смотреть с большого расстояния. Что бросается зрителю в глаза при первом взгляде на картину? То, что размещено в ее центре. А что находится в центре этой картины? Лицо солдата, уже скользящего в пропасть. Расширенные от ужаса глаза человека, который больше не управляет своим движением, а катится куда-то в тартарары.

Этот солдат тщательно прорисован. Очевидно, что сам художник стремился обратить внимание зрителя именно на эту часть картины. Словно дает подсказку: начинать следует отсюда! Рядом другие солдаты, и их портреты — изображение одного процесса. Это как соседние кадры на киноленте или в комиксе.

Старый солдат без треуголки правее и выше крестится. Он еще чувствует землю под ногами, он еще на что-то надеется. Всего секунда отделяет его от того солдата, что изображен в центре картины. Но этот уже начал падение и понял, что надежды на выживание у него почти нет. А еще через секунду он окажется на месте третьего солдата, того, что изображен у нижнего обреза картины. Того, кто уже понял: ничего не изменишь. Где окажешься через несколько мгновений — одному Богу ведомо. Главное — не потерять ружье.

Дополнительные кадры — еще несколько солдатских портретов, прорисованных хуже или расположенных дальше, но идущих по тому же пути.

Но на этой большой картине имеется еще один герой. Его имя упомянуто в названии — Суворов. Он находится в левой верхней четверти картины. Славный полководец — на светлом коне. Поэтому он поднят над толпой солдат и не теряется в этой толпе. Его портрет тоже прорисован очень четко.В. И. Суриков, «Переход Суворова через Альпы», фрагмент, 1899 г.В. И. Суриков, «Переход Суворова через Альпы», фрагмент, 1899 г.Фото: ru.wikipedia.org

Суворов удерживает коня на выступе скалы и указывает своей треуголкой вниз. Вероятно, с шуткой-прибауткой он посылает своих чудо-богатырей в бездну. Те из солдат, кто пока находится рядом с ним, еще не глянули вниз и улыбаются словам командующего. А вот тем, что уже начали скользить вниз по склону, уже не до улыбок. Только перекреститься и положиться на милость Божью… В принципе, перед нами поход из жизни в смерть.

Все это мы можем рассмотреть и передумать благодаря тому, что художник верно направил наш взгляд — от центра картины вверх, а потом вниз. Вертикальное положение холста тоже этому способствует.

Ну, а теперь посмотрим, как В. И. Суриков использовал свои любимые приемы в другой известной своей картине — «Боярыня Морозова».

Что еще почитать по теме?

Кто из художников всю жизнь спасал чужие картины? Алексей РыбниковОт кого Василий Суриков узнал правду о кровавых казнях, устроенных Петром I в Москве?Как родовое гнездо помещиков Верещагиных превратилось в дом-музей знаменитого русского художника?

shkolazhizni.ru

ИЛЛЮСТРАЦИИ. Суворов

В.И. Суворов. Отец полководца. Неизвестный художник XVIII в.

Суворов на часах в Монплезире.  Рисунок В. Тимма. 1843 г.

Вид Красной площади. Ф. Алексеев

Императрица Елизавета Петровна. Г.К. Преннер. 1754 г.

Солдатская медаль за победу при Кунерсдорфе 1 августа 1759 года

Прусский король Фридрих II. Рисунок Д. Ходовецкого. До 1786 г.

П.С. Салтыков. Неизвестный художник. Вторая половина XVIII в.

Императрица Екатерина II на коне Бриллианте. В. Эриксен

Крест, звезда и лента ордена Святой Анны

А.И. Бибиков. Неизвестный художник. Копия с оригинала Ф. Рокотова. Вторая половина XVIIIв.

Сдача Краковского замка Суворову. Гравюра Кюфнера с рисунка Шуберта. 1796 г.

П.А. Румянцев. Неизвестный художник. 1770-1780-е гг.

3.Г. Чернышев. Копия неизвестного художника с портрета работы Л. Рослина. Около 1776 г.

И.П. Салтыков. Неизвестный художник. Конец XVIII — начало XIX в.

М.Ф. Каменский. Неизвестный художник конца XVIII в.

П.И. Панин. Копия с оригинала Г. Сердюкова. Вторая половина XVIII в.

Е. И. Пугачев. Современная гравюра. 1774 г.

Крымский хан Шагин-Гирей. 1772 г.

Памятная настольная медаль в честь присоединения Крыма и Кубани к России. 1783 г.

В.И. Суворова. Жена полководца.  В. Домашев. 1899 г. Копия с портрета второй половины XVIII в.

А.В. Суворов. Неизвестный художник XVIII в. (Астраханский портрет) 1780 г.

Наташа-Суворочка. Неизвестный художник второй половины XVIII в.

Спасение генерала Суворова гренадером Степаном Новиковым в сражении при Кинбурне 1 октября 1787 года. К.И. Кеппен. 1855 г.

Ранение Суворова под Очаковом 27 июля 1788 года. Гравюра И.Г. Бетгера с рисунка Шуберта. 1796 г.

Генерал-фельдмаршал светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический. Гравюра Г. Харитонова по рисунку М. Иванова. Конец 1780-х гг.

Крест, звезда и лента ордена Святого Георгия 1-й степени

Памятник Суворову на Рымникском поле. Скульптор Б. Эдуарде. 1913 г. (Ныне находится в Измаиле)

Принц Ф.И. Саксен-Кобург. Современная гравюра

Султан Селим III К. Капидаглы. 1803-1804 гг.

Штурм Измаила 11 декабря 1790 года. Фрагмент диорамы. Художники Е. Данилевский, В. Сибирский. 1972 г.

Г.А. Потемкин и А.В. Суворов. Деталь памятника Екатерине Великой в Санкт-Петербурге. 1873 г.

Памятная настольная медаль в честь побед Суворова. 1791 г.

Н. И. Салтыков. И.Ф.А. Тишбейн. 1780 г.

Н. В. Репнин. Копия неизвестного художника с оригинала Д. Левицкого. 1792 г.

Г. Р. Державин. И. Смирновский. 1790-е гг.

Т. Костюшко

Денис Давыдов с братом встречают Суворова. Рисунок А. Коцебу. 1843 г.

Вступление Суворова в Варшаву. Рисовал и гравировал Буддеус. 1796 г.

Суворов в фельдмаршальском мундире. Миниатюра К. Бекона. 1795 г.

Императрица Екатерина II. Ван Вилк. 1780-е гг.

Черновой рескрипт о пожаловании Суворову чина генерал-фельдмаршала

Император Павел I

Ф.В. Ростопчин. С. Тончи. 1799(?) г.

Домик Суворова в селе Кончанском. Современная фотография

Походный медный чайник и фарфоровая чайная чашка, принадлежавшие полководцу

Настольный кабинетик А. В. Суворова

Суворов на поле сражения в Италии в 1799 году. Рисунок Л. Коцебу. 1843 г.

Князь П. И. Багратион. Гравюра И. Саундерса. Начало XIX в.

Граф М. А. Милорадович. Миниатюра неизвестного художника. Начало XIX в.

Цесаревич Константин Павлович

А. К. Денисов. Неизвестный художник первой половины XIX в.

А. Г. Розенберг. Неизвестный художник начало XIX в.

Ж. Э. Макдональд. Л. Ф. Шарон. 1810-е гг.

Ж. В. Моро

Б. К. Жубер. Гравюра 1799 г.

Австрийский император Франц I. Литография Лемерсье с рисунка Маурина

Эрцгерцог Карл. Гравюра Вренка с оригинала Зееле

Ан. К. Разумовский. Миниатюра Ж. Б. Изабе. Начало XIX в.

А. Массена. Гравюра Г. Физингера. Конец XVIII в.

Переход через Альпы. А. Попов. 1904 г.

 Бой на Чертовом мосту 14 сентября 1799 года. А. Коцебу. 1857-1858 гг.

А. В. Суворов. Миниатюра К. де Местра. 1799 г.

Г. Нельсон

Мемориальная доска на доме, в котором умер Суворов

Д.И. Хвостов. С. Щукин. 1808 (?) г.

Посмертная маска Суворова

Арк. А. Суворов. Сын полководца. Неизвестный художник начала XIX в.

Н.А. Зубова. Дочь полководца. И.-Б. Ламп и Старший. 1795—1796 гг.

Групповой портрет Н.А. Зубовой с детьми, внуками, правнуками, зятьями и невестками. Н. Подключников. Начало 1840-х гг.

Кутузов перед портретом Суворова. Ксилография Л. Серякова. 1877 г.

Клятва советских воинов на могиле Суворова в блокадном Ленинграде, 1942 г.

Памятник Суворову в Москве. Скульптор О. Комов. 1982 г.

Прохождение суворовцев по Красной площади в Москве

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru


Смотрите также