Сварог — славянский Бог Огня, Отец Богов. Сварог картины


Языческий славянский бог – Сварог: фото, картинки, интересные факты.

Бог Сварог у славянских народов почитается как создатель всего существующего. Является отцом других важных богов. Власть, сила и животворящая энергия Сварога происходит из огненной стихии, и так как стихия его — огонь, он считается богом достатка и не угасающего очага в доме. Сварога древние греки называли Гефестом. Символ этого бога — спираль.

Это тот бог, который дает огонь всему и умеет работать с огнем. Сварог по своей сущности кузнец, который создает оружие для тех, кто хочет защитить его земли. Он также обучил людей искусству ковки.

Сварог описывался славянами как седой старец, мудрый и могучий. Он рассекает холодное небо, заставляя очаги и костры в деревнях гореть. Сварог был мудрым, и поэтому он установил следующий порядок: одной жене — один муж, а одному мужу — одна жена. Именно этот бог разделил людей на семьи, которые привычны современности. Сварог оберегает людей в браке, дает им тепло и достаток, а также защищает воинов и заставляет их возвращаться в семьи живыми.

На фото и картинках: языческий славянский бог – Сварог.

Долгое время Сварог обозначал огненную стихию и не был оформившимся божеством — лишь после 900-х годов славяне начали принимать его как бога.

Видео: Бог Сварог

kajlas.ru

Сварог — славянский Бог Огня, Отец Богов

Сварог Бог славян – Бог-Творец, Справедливый Судья (Сварог Бог огня Справедливости). Творческая сила Сварога участвовала также в творении Миров, его также называют Отцом Небесным. Славянский Бог Сварог считается «Отцом Богов», мужской ипостастью Бога Рода.

В славянском пантеоне считается верховным управителем, ставший им после ухода Рода-Творца на покой.

Сварог в пантеоне славянских Богов

Сварог Бог славян — муж Лады, Матери Богов, Богородицы. Их дети:

  • Перун – Бог-Громовник, Громовержец;
  • Лёля – Богиня Весны;
  • Жива – Богиня Лета;
  • Морена – Богиня Зимы;
  • Лель – Бог любви ранней, страсти;
  • Полель – Бог крепких семейных отношений, зрелой любви.

Боги Семаргл и Стрибог считаются рождёнными в незапамятные времена от искр камня Алатырь, по которому Бог Сварог ударил своим волшебным молотом.

Сестры Лёля, Жива и Морена каждая выполняет свою задачу, своя у них доля и свой путь. Но от каждой из них многое зависит в Мироздании. Невозможно прийти весеннему теплу без Лёли, летнему солнцу и теплу без Живы. А зимней стуже и сна в Природе без Морены – тоже не быть.

 

Легенды и мифы о славянском Боге Свароге

К Сварогу — Богу славян люди воссылают свои мольбы о добром урожае, изобилии плодов, хороших всходах посевных. Сварог – Творец, поэтому он когда-то научил людей изготавливать творог из кислого молока или сыр. Ранее такая еда считалась священной, настоящим подарком Богов. Слово «сварганить» присутствует в обиходе славян до сих пор. Оно обозначает что-нибудь чудесным образом смастерить, сотворить, сделать что-нибудь неизведанное. Так же и слова «варганить», «варить» тоже напоминают о воде и огне, готовке еды на этих двух стихиях. А ведь они напрямую задействованы в Небесной кузнице Сварога – вода и огонь, Бог-Творец ими повелевает.

Славянский Бог Сварог всё творит своими руками, поэтому любит ручной труд и создаёт материальный мир. По легендам видно, что он дарит людям огонь для приготовления пищи и обогрева в зимнюю пору. Кроме этого, по поверьям древних славян известно также, что Бог Огня и Справедливости научил разные народы использовать железные орудия труда или боевое оружие. Как раз такие события приходятся на железный век, как утверждают некоторые сказания. Не только пахарский плуг и ярмо Сварог «сбросил» на землю, но и такие виды вооружения, как: боевая секира, меч и палица. После этого славянам было уже намного легче землю от врагов защищать. Также Бог подарил людям чашу, в которой можно было приготовлять священный напиток – Сурью, Сурицу (питный мёд).

 

Символы и обереги Бога Сварога

Известны несколько символов и оберегов Бога Сварога:

  • Конегонь,
  • знак, который называют «Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога», «Звезда Сварога»,
  • Сварожич,
  • Сварга,
  • Молот Сварога

«Символ Сварога» — Конегонь

Символ Сварога – это свастичный знак, в центре которого не точка, а квадрат-ромб. Знак имеет прямые углы, загнутые посолонь концы лучей и их продолжение на обратном конце, не имеющее ограничения. Если присмотреться, то знак сложен из четырех схематичных фигур, которые напоминают простой плуг. Сила знака Сварога бесконечна, не имеет ограничения, завершения, она распространяется на все четыре стороны. Это говорит о том, что Сварог творит и поныне. Известное на севере название — «Конегон» или «Конегонь»

Подробнее о том, что даёт этот оберег и от чего защищает — в статье «Знак символ Сварога: действие, кому подойдет»

«Звезда Сварога» («Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога»)

Символ, который называется «Звезда Сварога» или «Квадрат Сварога» – это еще один знак Бога, который часто используется славянами. Иногда этот символ назувают «Звезда Руси», что не совсем верно — это название у символа, относящегося к Богине Ладе. Форма изображения – внешний квадрат, внутренний ромб, переплетенный эллипсами с заострениями на концах. Символ очень похож на Звезду Лады, но только включен в квадрат и выступающие концы эллипсов не имеют закруглений. Сила квадрата имеет большой потенциал творческой мощи и силы.

Какие бывают обереги,дающие защиту Бога Сварога?

Узнать

Подробнее о том, что даёт этот оберег и от чего защищает — в статье «Оберег Квадрат Сварога (Звезда Сварога): история, действие, кому подойдет»

 

 

Проявление Бога Сварога для славян

Вседержителем Родом Сварог был задуман для людей как благоподатель. Бог Справедливого Огня приносит всему человечеству:

  1. Тепло, жизнь, движение.
  2. Труд, развитие, знания.
  3. Воинское искусство в борьбе со злом.

Бог Сварог кроме того, что является Вышней творческой силой, текущей в Мир Яви, еще и Воин Света. Во времена, когда славянские рода пребывали в состоянии войны с чужеземными ворогами, Сварог изображался всегда в виде Вышнего Воина, на котором были надеты бордового цвета доспехи. В руках у Бога гигантских размеров булатный меч. В мирное время Бога изображают в виде Могучего Кузнеца, который с удовольствием и усердием трудится в своей кузне.

Своим жаром Огня Справедливости он обдает только тех, кто неосторожно касается стихии, кто нечист сердцем. Поэтому часто подсказывает людям, как защитить Правду, Волю и Свет знаний. Он создал заповеди и дал их людям, которые и поныне известны ведающим славянам. Огонь знаний и творческого потенциала развития – это:

  • тепло;
  • жизнь;
  • основа в Мироздании.

Свои деяния Сварог совершает своими умелыми руками. Сам Бог для славян является символом трудолюбия, усердия, самоотдачи, получения добрых плодов от приложенных усилий.

 

Атрибуты Бога Сварога

Птица: Алконост. По преданиям, эта птица — Вестник Богов, разносила повеления Сварога Богам и людям.

Животное: огненный вепрь, в облике которого появлялся иногда Бог Сварог в Явном Мире.

Символ: молот. По легендам, когда Бог Сварог ударял молотом по камню Алатырь, из искр рождались Боги. А если искра попадает в человека, в груди того рождается дар творчества — так и говорят: «искра божья».

Треба (подношение): огонь

 

Сварог — Бог-Покровитель

Сварог даёт покровительство тем, кто проявляет черты характера, похожие на Него. Бог Сварог немногословен, трудолюбив, справедлив. Если в тебе есть качества такого Бога, и его искры запали тебе в душу, тогда ты тоже похож на него. Обычно такие люди, как ты:

  • молчуны;
  • работящи;
  • любят конкретику и точность;
  • практичны;
  • надёжны;
  • ответственны;
  • усердны в труде;
  • любят уединение.

Ты – человек слова: «Сказал – сделал!». Всё коротко и ясно. Все обязанности должны быть четко распределены, а любой труд обязательно должен быть доведен до конца. О тебе можно сказать еще следующими словами:

Ты – твердохарактерный, выносливый, ценитель всего красивого и практичного, получатель истинного удовольствия от труда, неуступчивый и упрямый, объективен, предусмотрителен, справедлив – умеешь разделить на правых и виноватых.

Подробнее — в статье Сварог — Бог-Покровитель

Кто такие славянские Боги-Покровители?

 

Бог Сварог в северной традиции гадания

Реза Сварога в оракуле «Славянские резы Рода» под номером 3.

Причина появления Резы Сварога в раскладе в том, что сейчас важно для Спрашивающего проявлять свое трудолюбие, творческую жилку и ответственность за свои дела. Необходимо опереться на трудолюбие, постоянство, надёжность, ответственность и практичность. Важно завершить начатое, прийти к концу трудов, а не бросать на полпути дело. Вопрошающий может найти пользу своему труду уже сейчас. У него есть сила и творческие способности для удачного завершения! Приход Резы Сварога в раскладе показывает, что нельзя сейчас расслабляться, а нужно смело приступать к делу.

 

Бог Сварог в северной традиции магии

Обряды исполнения чаяния:

Некоторые чаяния завтра не исполняются, да и не могут – для них надобно больше времени. Например, заговор для получения щедрого урожая имеет свой срок и время – как ни проси, раньше времени яблоки не поспеют. Или же случай, когда серьезно испортилось здоровье – несмотря на облегчение после заговора, окончательное выздоровление приходит только через несколько дней или даже недель. А еще делались заговоры для того, чтобы вернуть любимого человека, который ушел на путину (крупный ход рыбы в реке). Понимали люди, что пока полный коч улова не наберётся, человек домой не вернется.

Также и суд праведный – требует времени. Посему верили славяне, что, когда обращаешься к Сварогу – Справедливому Судье, непременно какое-то время еще переждать надо. Перед тем как вопрошать или звать Бога, народ дважды подумает, посмотрит, авось, есть вариант и своими силами всё разрешить, да потрудиться, чтобы желаемое получить.

Славяне к Сварогу обращались в случаях, когда:

  1. Уроки-призороки, порчу требовалось снимать.
  2. Смелость человеку прибавить нужно было.
  3. Когда сил у человека недостает ни физических, ни душевных.
  4. Очень уж нужно наладить отношения между супругами.

Праведный Суд Сварога способен сжечь на горне Небесной Кузни всё дурное, плохое, порченое, чёрное, несправедливое. Поэтому звать Сварога, строгого, но великодушного Бога обязательно нужно, когда особенно трудно пережить что-то в жизни.

 

Наузы Сварога

Среди разных искусств и волшебных способностей у славян еще есть наузничество. Благодаря умелому завязыванию узелков и прочтению заговора они могли обращаться к Богам. Так, науз и заговор, обращённые к Сварогу, давали возможность:

  • устранить наговоры;
  • убрать плохие мысли;
  • очистить пространство вокруг, тело, душу;
  • создать крепкую семью или укрепить отношения;
  • помогали человеку настроиться на благостные мысли.

Существует три основных науза, которые делали с призывом Бога Сварога:

В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Сварог встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.

 

День Бога Сварога

В северной традиции славянских народов неизвестны какие-либо праздники, отдельно посвященные Богу Сварогу. Его чтут на праздниках вкупе с остальными Богами. Ведь – Он верховное божество славян, присутствует в каждом явлении. Однако, в обычаях нынешних родноверов, Сварогу посвящается 14 ноября.  В это время любят жечь костры, обмываться чистою водой – почитались эти две стихии в честь Бога. В его честь устраиваются славления, вспоминаются его славные воинские подвиги и заповеди.

 

Подробнее:

Народный календарь

Славянские праздники и обряды

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Сварог, Василий Семёнович — WiKi

Василий Семёнович Корочкин родился 5 (15) марта 1883 в городе Старая Русса Новгородской губернии (ныне Новгородская область) в семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных. У Василия было две сестры: Анна (позднее — сельская учительница) и Надежда (в будущем — швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать.

Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование.

В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Центральное училище технического рисования Штиглица в Петербурге и через четыре года успешно заканчивает его. Именно во время обучения и появился псевдоним художника — «Сварог».

На третьем году обучения, перед очередным экзаменом, он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» — божество в мифологии западных славян. Ну, наш Вася пошел фантазировать — намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении — лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он привык к этому прозвищу.[1]

  • С 1900 года Сварог сотрудничает с петербургскими иллюстрированными журналами «Живописное обозрение», «Волшебный фонарь», «Солнце России».
  • В 1911 году В. С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к произведению Льва Толстого «Живой труп».
  • В 1915 году В. С. Сварог знакомится с Юрием Репиным и пишет его портрет, который привёл в восторг его отца, известного художника Илью Репина. Эта работа позволяет Сварогу сблизиться с мастером, присутствовать на его портретных сеансах.
  • В 1916 году по рекомендации Репина он вступает в Товарищество передвижников и выставляет свои работы на передвижных выставках.
  • В 1916 году Сварог пишет «Портрет матери» (холст, масло). Картина была удостоена первой премии на весенней Передвижной выставке.
  • В 1918 году Сварог принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. Сам художник говорил, что он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил». В это время он создаёт портреты Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина, М. С. Урицкого, В. В. Володарского.
  • С 1919 по 1922 годы в связи с тяжёлой болезнью матери Сварог проводит в Старой Руссе. Здесь он организует Народный дом, создаёт художественную студию, самодеятельные хоровые и оркестровые кружки, любительский оперный театр, где были поставлены «Русалка» Даргомыжского, «Алеко» Рахманинова, «Фауст» Гуно и др. В этот период Сварог создает много картин, посвящённых городу и его жителям — «Портрет Васи Ушакова», «Дети» (экспонировалась в Третьяковской галерее), «Портрет Валентины Казариной», «Рогачёвка» и другие.
  • В 1923 году вступил в Ассоциацию художников революционной России.
  • В 1925 году В. С. Сварог получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков.
  • После Великой Октябрьской революции творчество Сварога приобретает яркую политическую направленность. Сам художник называет свой жанр «политической композиции». Одни картины выполнялись на основе личных впечатлений, другие на основе газетных сообщений:
«Герои-летчицы в Кремле перед полётом» (1934) «Встреча челюскинцев на Красной площади» (1934) «Портрет В. В. Куйбышева на трибуне» (1935) «Первое мая — пионеры» (1937) «Седовцы на Красной площади» (1940) «Портрет Чайковского» (1940) «Портрет Маяковского» (1940) «Товарищи К. Е Ворошилов и А. М. Горький в тире ЦДКА» (1932) «Волховстрой» «Кузнецкстрой» «Днепрострой» и другие
  • Увлекаясь музыкой, В. Сварог создал ряд работ, объединённых этой темой:
«Натюрморт с гитарой» (1934) «Торбан» (1939) портрет гитариста Шаумяна(1928) акварельный портрет испанского гитариста Андреса Сеговии (1927)«Совет командиров» «Смольный в Октябре» «Взятие Зимнего» «Шлюпочный поход жён командиров»
  • С 1941 года — в эвакуации. Сначала в Нальчике, потом в Тбилиси. 25 мая 1942 года в Тбилиси состоялась выставка картин. Газета «Заря Востока» писала:

    Творческие рапорты художников. В понедельник, 25 мая, в 12 час. дня в Картинной галерее художников Грузии выступят с творческими рапортами лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств И.Э Грабарь и художник В. С. Сварог. В помещении галереи в этот день откроется выставка их картин, выполненных в Тбилиси и Нальчике в 1941 и 1942 годах.

  • В 1942 году Сварог закончил свою последнюю картину — многофигурную композицию «Степан Разин».
  • В октябре 1942 года, возвращяясь из эвакуации в Москву, на Самаркандском вокзале, переходя пути с чемоданами, В. Сварог споткнулся и ударился левым виском об рельс. 10 октября в тяжёлом состоянии он был доставлен в Москву. В. Сварог поправился, но вернуться к живописи уже не смог.

31 декабря 1946 года Василий Семёнович Сварог скончался. Похоронен художник на Новодевичьем кладбище. Надгробие на могиле В. С. Сварога выполнил его ученик — народный художник СССР Н.В Томский.

В 1948 году усилиями друзей художника и его жены Ларисы Семёновны Сварог была проведена посмертная выставка его произведений. На ней были представлены картины, портреты, этюды из экспозиций Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Центрального Дома Советской Армии, музеев А. С. Пушкина, М.Горького, Академии художеств СССР и областных музеев.

В Третьяковской галерее:

  • «Портрет матери»
  • «Автопортрет»[2]
  • «Гитаристка»
  • «И. В. Сталин и члены Полютбюро среди детей в ЦПКиО им. Горького (1939)[3]»

В Русском музее:

  • «Маяковский»
  • «Арматурщики»

Самое крупное хранилище картин (около 200 картин) находится в Старой Руссе.

Василий Сварог хорошо пел. Находясь в Старой Руссе, он исполнял на сцене старорусской оперы сложные партии — мельника в «Русалке» Даргомыжского, Мефистофеля в «Фаусте» Гуно, Мазепы в «Мазепе» Чайковского, Карася в «Запорожце за Дунаем» Гулак-Артемовского, Алеко в «Алеко» Рахманинова. Кроме того, Сварог играл на гитаре. Сварог говорил:

Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трёх искусств. Если я когда-нибуль буду лишён одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником.

ru-wiki.org

Сварог, автор Шишкин Андрей. Артклуб Gallerix

КОММЕНТАРИИ: 102   (Скрыто: 72)

Кузнец вселенной!

Славянский образ. Здорово.

Важная аннотация, ingvar. Благодарю!

Замечательный образ!

Спасибо!

Начало всего!!!! Прекрасная работа!!!!

Отличная работа!

Великолепный образ и исполнение!!!

РАВНЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ....

ДУХ ЗАХВАТЫВАЕТ......!!!!!!!!!

Восхищен! КАКОЙ ОБРАЗ, КАКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ!!!

Действительно - это Тот кто сварганил Вселенную.....

Потрясающий образ!!!!

Спасибо! Правильно. Слово "сварганить" оттуда.

Автор действительно сварганил замечательную работу. Браво автору!

Благодарю. Стараюсь!

Потрясающе!!!!!

Красавец, мужчина! А вот кувалда - простовата. Красивое сочетание цветов.

Спасибо! В том то и дело, -мужчина. Зачем ему стразики на инструменте...

Таинственна ночь Сварога! Взгляд впечатляет! Красота!

Вы как всегда держите планку на высоте

Прекрасная работа!!!!!

Сила Русская - богатырская ...!!!

Прекрасный образ!!! Величественный и светлый!!!

Вот это - СИЛА ДУХА, и Мастерство!!! Слава РУСИ Матушке!!!

Великолепный образ!

Настоящий мужчина!

Прекрасная работа! Превосходная живопись, великолепный, величественный образ! Поздравляю, Андрей с прекрасной работой и спасибо за подаренную Вами возможность любоваться прекрасной живописью!

Прекрасный образ! Восхитительная работа!

Замечательно! Такая чувствуется сила и напряжение в правой руке и легкость - в левой....

Очень хорошая работа! Так много символов, так много нужно передать!

ПРЕВОСХОДНО!!!

Большое спасибо!

Восхитительно!!!

Интересные, серьёзные работы!

Чувствуется сила и мощь.... Очень красиво!!!!

Победивший, с сыном своим Симарглом, Чернобога; поделивший мир на явь и навь; Создавший Ирий. День Сварога - 21 ноября.

Спасибо большое. Рад, что многие читают смысл работы.

интересный образ) и по цвету и по свету великолепно) 10)

Здравствуйте, Андрей! Какой сильный образ! Впечатляет! Талантливо!

вот это ЖИВОПИСЬ!!!!!! Андрей, поздравляю!!!! талантище!!!!!!!!!!!!!!!

Премного благодарен!

Прекрасный образ! Восхитительная серия!

Здорово!

Одним словом ТВОРЕЦ!

Хороший контраст.

Великолепно!

вам надо создавать сказки.... это у вас дар нереальный...

Спасибо! .. Что ж, можно и сказки..там намёк, как говорится..

Торжественная работа, прекрасный цвет- красивая живопись!!!

Замечательный образ!!!

Бог труженик и мастер и все для рода людского. Труд- всему голова. Только, зачастую почему то, он не в почете, судя по оплате...

Чудесная живопись!!!!!!!

Благодарю!

Как всегда - Чудо!

Здорово!!! Мастерски!!!

Красивая работа! Волшебный свет!

Спасибо!

Прекрасно!!!!!!!!

Андрей, как всегда... Тут слов не надо... просто смотреть...

Благодарю!

Бог-кузнец-творец!!!

Точно, Анна. Спасибо!

Какое благородство на лице и в стане!!!! Спасибо за Ваш труд!!!

Благодарю!

Одухотворенный образ, мастерская работа!!!

Великолепное мастерское исполнение!!!

Здорово сделано. Браво!

Спасибо!

Интересен взгляд на богов Руси Виктора Калашникова,в книгах "Русь Легендарная","Тайны Киевской Руси", написанные им через сто лет в противовес сказаниям Аполлона Коринфского(1901 год издания),весьма любопытен взгляд Марии Семёновой в труде "Мы-Славяне"...ручейков много, а река одна...

ПОЛНОСТЬЮ присоединяюсь к выше сказанному!!!!!!! ПРЕКРАСНАЯ работа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Прекрасно, мощно,мастерски!!! Молодец!

работа отличная!!!

Замечательный образ! Прекрасно расположен свет.Цветовые части очень хорошо работают на раскрытие образа!!!

Как всегда, великолепно!

Великолепно! чувствуется мощь физическая и духовная

Яркий образ. На автора похож

Замечательный сакральный символ исполнение великолепное!

Спасибо, Юрий!

Отличное световое решение!!! Грамотно исполнено!!!

Славянский образ получился великолепно! Расскажу друзьям.

Спасибо, Елена. Вы правы. Об этом нужно рассказывать.

weles.in.gallerix.ru

Василий Сварог - Неправильный глагол

Автопортрет. 1926. ГТГ

Василий Семёнович Сварог (5(18) марта 1883, Старая Русса, ныне Новгородская область — 31 декабря 1946, Москва) — советский художник...

Василий Семёнович Корочкин родился в семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных, в которой кроме него было ещё две сестры Анна (позднее — сельская учительница) и Надежда (в будущем — швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать.Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование. В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Петербургское художественное училище технического рисования Штиглица и через четыре года успешно заканчивает его. Именно во время обучения и появился псевдоним художника — «Сварог»:"На третьем году обучения, перед очередным экзаменом, он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» — божество в мифологии западных славян. Ну, наш Вася пошел фантазировать — намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении — лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали:"Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож". С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он привык к этому прозвищу..."

И.Е. Репин. Портрет художника В.С. Сварога (1915 год)

Репин Илья Ефимович

Источник иллюстрации: Репин Илья Ефимович. Эскизы, графика, наброски, портреты. МЦФ, ИДДК. 2000.

Сварог В.С. СОЛИСТЫ. (1910-e)Отсюда: http://www.shishkin-gallery.ru/auction_20100522_lot66.html#bottom

Автопортрет с торбаном, 1923. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.С. Сварог был знаком с Сергеем Есениным. У них, по некоторым свидетельствам, были планы совместных выступлений: он собирался аккомпанировать на гитаре есенинской декламации. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться из-за внезапной смерти поэта. В трагическую ночь 28 декабря 1925 года В.С. Сварог находился в гостинице «Англетер» и сделал в номере С.А. Есенина посмертный карандашный рисунок мертвого поэта (впервые опубликован: «Наше наследие», 1990, № 3). Сторонники версии убийства поэта видят в карандашном наброске подтверждение своей гипотезе. В настоящее время рисунок хранится в Московском государственном музее С.А. Есенина...

Рисунок художника Василия Сварога. 28 декабря 1925 г.

Посмертный портрет Есенина вернулся в Россию

Сварог писал вот такие "политические композиции":

1939. И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. Горького

К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА. Центральный музей Советской АрмииОтсюда: http://otkritka-reprodukzija.blogspot.ru/2008/05/1883-1946.html

Но и вот такое тоже:

Портрет П.И. Чайковского. 1940. Москва. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Портрет народного художника СССР, академика И.Э. Грабаря. 1942 г. Государственная Третьяковская галерея

Гитаристка. 1940. Рязанский областной художественный музей, Рязань, Россия.

Портрет Андреса Сеговия

Кстати говоря, Сварог сам перкрасно пел и музицировал!

И вот такое тоже писал:

Город". 1931. Старорусский краеведческий музей,зал В.С.Сварога.

Пейзаж. 1932.

Турксиб. 1934.

Оригинал взят у oxxik в Старая Русса. Картинная галерея

Как я рассказывала вам вчера, в Старой Руссе сейчас функционирует Краеведческий музей и Картинная галерея города. Мой сегодняшний пост будет о ней, о картинной галерее, все пространство которой посвящено творчеству Василия Сварога и его последователей. Первая в истории Старой Руссы картинная галерея была открыта по инициативе художника Сварога в 1922 году. События последующих десятилетий, особенно Великая Отечественная война, нанесли серьезный ущерб культуре города. Многое пришлось создавать заново, в том числе и художественную коллекцию. Лишь в 1974 году после длительного перерыва Старорусская картинная галерея вновь была открыта. Ее разместили в церкви Сретения бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Она была задумана как галерея художников-земляков.

Василий Семенович Сварог (Корочкин) родился в 1883 году в Старой Руссе. Художественное образование получил в Санкт-Петербурге в училище технического рисования барона Штиглица. Стиль Сварога-живописца сформировался под воздействием русского живописного реализма рубежа XIX-XX веков.

Важный период творчества Сварога начался в 1929 году после переезда в Москву, где он создал десятки огромных полотен с изображением вождей революции, которые принесли ему официальное признание и материальное благополучие. Сварог стал одним из летописцев сталинского времени. Эти произведения до сих пор хранятся в центральных музеях, в запасниках Министерства культуры Российской Федерации. Они – часть нашей истории.

Однако лучшее, что было создано Сварогом в 1930-1940 годы в живописи, не связано с доктриной социалистического реализма, а отражает личные художественные пристрастия мастера, его глубокое знание традиций русского искусства «серебряного века». Именно эти произведения и занимают большую часть экспозиции Старорусской картинной галереи. Это портреты и интерьеры, удивительно свободные, насыщенные воздухом, богатые игрой света, отличающиеся точностью психологических характеристик и глубиной.

Наиболее интересно и разнообразно в экспозиции Картинной галереи представлено творчество Сварога-графика. Свой путь в искусстве художник начал как рисовальщик, умевший быстро и точно передать сущность события. Он работал в революционных журналах, сотрудничал с крупными иллюстрированными еженедельниками и ежемесячниками. Его официальные, но удивительно выразительные рисунки для центральной прессы и сейчас привлекают внимание точностью передачи «духа времени» эпохи сталинского социализма.

Старорусская земля оказалась богата талантами. Помимо Сварога, здесь родились или выросли такие известные художники, как Т. И. Певзнер, В. В. Ушаков. В разные годы работали Б. И. Лебединский, Г. В. Белонин и другие.

Еще несколько картин В.С. Сварога на Flickr:http://www.flickr.com/photos/art-ko/with/8150435884/#photo_8150435884

je-nny.livejournal.com

Работы художника В. Сварога

Страна: Россия
Родился: 5 марта 1883 г.
Умер: 31 декабря 1946 г.

Сварог Василий Семенович, настоящая фамилия Василий Семенович Корочкин- русский художник, график.

Родился в Старой Руссе, в семье, где отец крестьянствовал, а мать была прачкой. В два года лишился отца и его, и еще двух сестер воспитала мать.

В 1896г.в тринадцатилетнем возрасте, поступает в Петербургское художественное училище технического рисунка Штольца. И эта возможность появилась благодаря стараниям его учителя рисования Чистякова, который заметил способности мальчика и собрал деньги по подписке, для учебы. Через четыре года успешно заканчивает, училище и берет псевдоним «Сварог».

«На третьем году обучения, перед очередным экзаменом, он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» — божество в мифологии западных славян. Ну, наш Вася пошел фантазировать — намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении — лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он привык к этому прозвищу.»

С 1900 г. сотрудничает с петербургскими иллюстрированными журналами. В 1911 получает первую премию на конкурсе организованном журналом «Солнце Росси» за серию рисунков к «Живому трупу» Л. Толстого.

Написанный в 1915 году портрет Юрия Репина, так понравился отцу, Илье Репину, что он дает рекомендации и Василия Семеновича в 1916 г.принимают в Товарищество передвижников, участвует в выставках.

С началом революционных событий, становится на сторону большевиков и принимает активной участие в украшении Петрограда к празднованию годовщины Октябрьской революции. Пишет портреты Маркса, Энгельса, Ленина.

В связи с болезнью матери в 1919г. уезжает в Старую Руссу, где проводит три года. Организует Народный дом, создает оркестровые кружки, пишет портреты.

В 1923 г. вступает в ряды Ассоциации художников революционной России, а в 1925г получает серебряную медаль в Париже, за альбом «9 января».

В 1940 г. назначен руководителем студии профессиональных военных художников им. Грекова.

С 1941 г. в эвакуации, сначала в Нальчике, потом в Тбилиси.

В октябре 1942г переходя пути на Самаркандском вокзале, упал ударившись виском о рельс. В тяжелом состоянии был доставлен в Москву. Поправился, но к живописи уже вернутся не смог.

© из сети

fantlab.ru

Воинов, Владимир. Пёсик-золотой носик. Рисунки В. Сварога.

М.-Л., Радуга, 1925. 13 с. с илл. Тираж 10000 экз. Цена 85 коп. В цв. издательской литографированной обложке. Большая редкость!

 

 

 

 

 

 

Сварог (наст. фамилия – Корочкин), Василий Семёнович (1883, Старая Русса — 1946, Москва) — русский и советский художник, иллюстратор книг, плакатист,  гитарист-дилетант. Василий Семёнович Корочкин родился в бедной семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных, в которой кроме него было ещё две сестры Анна (позднее — сельская учительница) и Надежда (в будущем — швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать. Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование. В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Петербургское художественное училище технического рисования Штиглица и через четыре года успешно заканчивает его. На третьем году обучения, перед очередным экзаменом, он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» — божество в мифологии западных славян. Ну, наш Вася пошел фантазировать — намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении — лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он привык к этому прозвищу. Вот так и появился псевдоним художника — «Сварог» – имя бога неба и небесного огня в славяно-русской мифологии. После его окончания, с 1900 года, сотрудничал в петербургских иллюстрированных журналах "Живописное обозрение", "Пулемет", "Волшебный фонарь", "Солнце России" и др. Его сатирические рисунки и карикатуры печатались на страницах крупнейших иллюстрированных еженедельников. Параллельно с живописью В. Сварог серьезно занимался музыкой. Одаренный исключительными музыкальными способностями, абсолютным слухом и прекрасным голосом, он начал самостоятельно обучаться игре на гитаре, руководствуясь школой М. Высоцкого и А. Сихры. Затем перешел на шестиструнную гитару, специализировался в игре "на гитаре испанского строя" и в 1907-1908 годах выступал как гитарист-солист на концертах.  Предпочитал металлические струны. Имел собственные сочинения, большая часть из которых не издана. Хорошо пел под гитару, участвовал в спектаклях. Развивался и как художник. В 1911 году В.С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала "Солнце России", за серию рисунков к "Живому трупу" Л.Н. Толстого. Решающее значение для развития и активизации реалистических начал дарования В.С. Сварога имела его встреча с И.Е. Репиным в 1915 году. Одной из известных работ И. Репина является портрет В. Сварога с гитарой в руках.

Илья Репин. Портрет художника В.С. Сварога. 1915

Частое пребывание у Ильи Репина, присутствие на его портретных сеансах оказали влияние и на направленность творчества Сварога (автопортреты 1923, 1926 г., портреты О.А. Кистеровой, Л.С. Сварог и др.). По совету и рекомен-дации И.Е. Репина Василий Сварог вступил в Товарищество передвижников и начиная с 1916 года выставлял свои работы на передвижных выставках. Лучшим произведением этого периода В.С. Сварога является "Портрет матери" (1916, холст, масло), удостоенный на весенней Передвижной выставке первой премии. В январе 1917-го года ему присвоили звание академика. Делая карьеру художника, Василий Сварог не расставался и с музыкой, как гитарист-виртуоз гастролировал по России, давал сольные концерты. В 1919 году из-за тяжелой болезни матери В.С. Сварог вернулся в родной город и по 1922 год жил в городе Старая Русса, где увлекся органи-зацией Народного дома, вокального кружка и оперного коллектива (сам исполнял на сцене труднейшие оперные партии: мельника в "Русалке", Мефистофеля в "Фаусте", Мазепы в "Мазепе" и другие), был инициатором создания местного художественного музея, самодеятельных хоровых и оркестровых кружков, художественной студии для под-ростков. По свидетельству жены художника Ларисы Сварог, на вопрос, что для него самое главное: живопись или музыка и пение, Василий Сварог отвечал:

"Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трех искусств. Если я когда-нибудь буду лишен одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником".

Вернувшись в 1922 году в Петроград, В. Сварог возобновил работу как иллюстратор и плакатист. В 1925 году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом "9 января", для которого выполнил 11 больших рисунков. Творческую работу Василий Сварог совмещал с педагогической деятельностью в качестве преподавателя художественно-промышленного техникума. В.С. Сварог был хорошо знаком с Сергеем Есениным и у них, по некоторым данным, были даже планы совместных выступлений, на которых гитарист Сварог должен был аккомпанировать есенинской декламации. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться из-за внезапной кончины С.А. Есенина.

В день трагической смерти поэта В. Сварог также находился в гостинице "Англетер" и ночью 28 декабря 1925 года ему удалось сделать в номере Есенина посмертный карандашный рисунок с изображением мертво-го Есенина (впервые опубликован: “Наше наследие”, 1990, № 3), который в настоящее время хранится в Московском государственном музее С.А. Есенина. С 1929 года постоянным местожительством В.С. Сварога становится Москва. В московский период он много работал на историко-революционную тему: написал серию картин, посвященных событиям 1905 года ("Предательство Гапона", "Тайная типография", "Гибель Потемкина"), начал писать портреты государственных деятелей Советской России (портреты С. Орджоникидзе, В. В. Куйбышева, С. М. Кирова, К. Е. Ворошилова и др.).

Штаб Октября. 1939. Холст, масло.

Откликом на важнейшие события в жизни страны стали картины "Арматурщики", "Днепрострой", "Кузнецкстрой" и др., двадцать четыре акварели, объединенные общим заглавием "Красная Армия на маневрах", работы "Герои-летчицы в Кремле перед полетом", "Встреча челюскинцев на Красной площади", "Седовцы на Красной площади" и другие. На протяжении 1932-1941 годов Сварог создал свои лучшие произведения советского периода: натюрморт "Гитара" (1934), "Больная" (1935), "После шторма" (1930), "Рождение поэмы" (1937), "Портрет Маяковского" (1910), "Портрет Чайковского" (1940). Среди работ В.С. Сварога множество произведений объединены важной для него темой "Живопись и музыка" (среди этих работ, в частности, картина "Гитаристка", 1940 год, на которой по свидетельству рязанского гитариста Григория Евсеевича Шишкина (1920-2000) изображена ученица П.С. Агафошина Евгения Макеева (1916-1967), и карандашный портрет Андреса Сеговии. С первых дней Великой Отечественной войны В. С. Сварог стал энергично работать над созданием воодушевляющих плакатов, рисунков, настенных картин, репродукции с которых были опубликованы во многих газетах и иллюстри-рованных изданиях. Василий Сварог хорошо пел. Находясь в Старой Руссе, он исполнял на сцене старорусской оперы сложные партии — мельника в «Русалке» Даргомыжского, Мефистофеля в «Фаусте» Гуно, Мазепы в «Мазепе» Чайковского, Карася в «Запорожце за Дунаем» Гулак-Артемовского, Алеко в «Алеко» Рахманинова. Кроме того, Сварог играл на гитаре. Сварог говорил:

«Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трёх искусств. Если я когда-нибуль буду лишён одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником».

В 1940 году Политуправление МВО объединило профессиональных военных художников в Студию военных художников имени М.Б. Грекова на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед студией поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, отображения героического боевого пути армии. Руководителем был назначен В. Сварог, который создал ряд картин на военную тематику:

«Совет командиров»

«Смольный в Октябре»

«Взятие Зимнего»

«Шлюпочный поход жён командиров».

С 1941 года — в эвакуации. Сначала в Нальчике, потом в Тбилиси. 25 мая 1942 года в Тбилиси состоялась выставка картин. Газета «Заря Востока» писала:

«Творческие рапорты художников. В понедельник, 25 мая, в 12 час. дня в Картинной галерее художников Грузии выступят с творческими рапортами лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств И.Э Грабарь и художник В. С. Сварог. В помещении галереи в этот день откроется выставка их картин, выполненных в Тбилиси и Нальчике в 1941 и 1942 годах».

В 1942 году В.С. Сварог закончил свою последнюю картину – сложную, многофигурную историко-патриотическую композицию "Степан Разин". В конце этого же года вследствие несчастного случая он тяжело заболел. В 1943 году за многолетнюю творческую работу В.С. Сварог был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 31 декабря 1946 года после продолжительной болезни он скончался. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Надгробие на могиле художника исполнил его ученик – народный художник СССР скульптор Н.В. Томский. В 1948 году усилиями друзей художника и его жены Ларисы Семёновны Сварог была проведена посмертная выставка его произведений. На ней были представлены картины, портреты, этюды из экспозиций Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Центрального Дома Советской Армии, музеев А.С. Пушкина, М. Горького, Академии художеств СССР и областных музеев. Работы В. Сварога имеются в Третьяковской галерее и в Академии художеств. Около двухсот его произведений, завещанных художником родному городу, в 1974 году стали основой картинной галереи в городе Старая Русса Новгородской области.

И.В. Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей

в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве. 1939.

Холст, масло. 200х300

Историк искусства И.Э. Грабарь отмечал, что художнику Сварогу свойственна «особая исключительная любовь к сегодняшнему дню, зоркость к его явлениям, фактам, людям. На протяжении всей жизни он не пропускал ни одного сколько-нибудь значительного события, откликаясь на него немедленно, молниеносно своими картинами, в которых отражал личное свое отношение к нему, отношение своего народа и времени». Название работы, несмотря на описательность, не выражает действительного ее содержания. Встреча детей и руководителей страны – И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, М.И. Калинина, В.М. Молотова, М.М. Кагановича – событие, которое могло происходить в реальности, на картине, приобретает черты мифа. Сияние озаряет не только лица и фигуры, но и пейзаж, небо, все вокруг. Происходящее будто пропущено сквозь фильтр мечты о единении власти и народа.

www.raruss.ru