Картина "Святая Цецилия", Рафаэль Санти: описание. Святой картина


Святой Иероним. Описание картины Караваджо

Без сомнения, одной из самых значимых личностей в истории христианской религии остается Святой Иероним – церковный писатель и создатель латинского текста Библии.

Этот священнослужитель, почитаемый как католической, так и православной церковью, также считается и покровителем переводчиков и до сих пор остается одной из самых просвещенных и образованных персоналий той эпохи и Отцом Церкви.

Значимость этого исторического персонажа привлекала внимание многих художников, и Микеланджело Меризи да Караваджо неоднократно возвращался к этой монументальной личности, создавая новые сюжеты, подыскивая новые краски и технические приёмы, но первой из его работ, посвященных жизни священнослужителя стала картина «Святой Иероним».

На тот момент Караваджо уже был невероятно известен в Риме и признан одним из самых одиозных и величайших художников того времени. Не было у него недостатка в заказах, последователях и учениках.

В то время он создал огромное количество полотен на религиозную тематику, но этот сюжет гениальный итальянец написал специально для куриального кардинала Шипионе Боргезе, который стал покровителем Караваджо.

Караваджо изображает святого Иеронима в темно-черном помещении, куда сверху проникает яркий луч света, освещающий Отца Церкви, склонившегося над своими учеными трудами. Черные стены кельи, где священник работал в тишине и одиночестве, аскетичная обстановка и одежды Иеронима – все в картине итальянского художника подчеркивает особенности жизненного пути этой неординарной личности.

Колорит насыщенный и контрастный. Черно-угольные стены храма, пурпурная одежда приглушенных оттенков, ослепительно белоснежные страницы священных писаний, тонкое перо и небрежно брошенная ткань , коричневато-бежевые переплеты книг, ножки стола, череп и обнаженное тело аскета.

Цвета невероятно реалистичные и полные жизненной энергии. Формы предметов выпуклые и объемные и особо сильно поражает вытянутая вдоль стола сильная и мускулистая рука Иеронима, как будто воплощающая всю мощь и талант великого переводчика священных писаний.

Композиционной особенностью произведения «Святой Иероним» является расположение большинства значимых деталей по горизонтали – линия стола, переплеты христианских книг и вытянутая правая рука Иеронима. Слева на право расположились череп, священные писания, перо и сам Иероним.

Суховатое тело Иеронима, измученное аскетичным образом жизни в пустыне и в стенах церкви, его лысая голова противопоставлены черепу, лежащему на крае стола. Череп, вероятно, является символом скоротечности жизни. Сам же Иероним представляется источником неиссякаемой кипучей энергии и стремлением к познанию.

Автор статьи: Ирина Шастова

Похожие записи

design-kmv.ru

Леонардо да Винчи, «Святой Иероним». История одной картины

Картина «Святой Иероним» – одна из наиболее выразительных работ великого мастера Возрождения. Сегодня она хранится в пинакотеке Ватикана и, несмотря на свою незавершённость, привлекает всё большее внимание поклонников творчества Леонардо да Винчи.

Святой Иероним в пустыне

леонардо да винчи святой иероним

Иероним равно почитается как в православной, так и в католической традиции как один из учителей церкви. Сюжет картины представляет один из двух иконографических образов Святого Иеронима. Обычно в художественной традиции его изображали либо в виде кардинала в красной мантии, с атрибутами учёности и высокого сана, либо как кающегося грешника, облачённого в простые одежды, среди пустыни, бьющего себя камнем в грудь.

Леонардо да Винчи обратился ко второму образу, изобразив кающегося старца полуобнажённого, в старых одеждах, посреди пустынного пейзажа. В руке святой держит камень, он готов нанести себе удар. У ног его лежит лев, приподнятая голова зверя и раскрытая в рыке пасть обращены в сторону старца.

Неслучайно художник поместил царя зверей у ног святого. По легенде, монах Иероним вытащил занозу из лапы хромого льва. С тех пор благодарный зверь стал его верным спутником и помощником и нередко изображается на полотнах рядом со святым.

Флорентийский период Леонардо да Винчи. "Святой Иероним": создание картины

Большая работа на религиозный сюжет была заказана да Винчи церковным руководством его родной Флоренции в 1480 году. Молодой художник тогда ещё работал в мастерской своего учителя Андреа Вероккьо – известного мастера раннего Ренессанса.

Однако масштабной работе на доске более метра в высоту не суждено было стать завершённым живописным произведением. В 1482 году, в силу политических интриг, отбывает в Милан Леонардо да Винчи. «Святой Иероним» остаётся во Флоренции, и мастер более никогда не возвращается к работе над ним.

Современное состояние картины

Сегодня работа в живописном плане сохранилась так, как её оставил Леонардо да Винчи. Святой Иероним на фоне скал, лев у ног, пейзаж на дальнем плане прорисованы на светлом подмалёвке. Скалы и пустыня, окружающие их, намечены тёмным. Экспрессивная фигура святого тщательно проработана и подготовлена для живописного слоя, в то время как остальные детали только намечены общими контурами. Даже в таком варианте работа поражает экспрессией и трагизмом созданного образа.

картина святой иероним

К счастью, «Святой Иероним» Леонардо не подвергся позднейшим попыткам художников закончить шедевр. Тем не менее до наших дней картина дошла в плохом состоянии. Некогда распиленная на две части, она просуществовала в качестве крышки для ларца, а потом столешницы почти три столетия. И только в 19 веке была вновь восстановлена и заняла своё место среди других шедевров в коллекции Ватикана.

fb.ru

Описание картины Караваджо Святой Франциск.

Картина Караваджо «Св.Франциск» написана художником находясь в поместье Колонна. . Франциск особо почитается католической церковью. История Св. Франциска примерно такая, говорят что Франциск был сыном зажиточного купца и в молодости занимался торговлей; он был большой весельчак и любитель шумных пирушек. Однажды, возвращаясь после пира, друзья заметили, что Франциск необычно тих и задумчив – они стали подтрунивать над ним, спрашивая, не нашёл ли он невесту. «Нашёл, – ответил Франциск, – да такую красивую, благородную и богатую, что вы никогда не видели». Друзья переглянулись, не понимая, но Франциск говорил не о девушке из знатной семьи – он имел в виду христианскую веру. С этого момента Франциск оставил прежние развлечения и стал жить, как учил Христос; он раздавал бедным всё, что имел, и ходил в одежде нищего. Он растратил на подаяние отцовские деньги, был жестоко избит отцом и ушёл из дому; он поселился в шалаше около часовни и просил милостыню на ее ремонт.

Франциск сотворяет «живую картину» Рождества Христова. С этого времени устройство таких яслей (вертепов) в Рождество совершается во всех храмах Италии, а впоследствии и в других странах Европы, в том числе и в России.

Франциск поднимается на высокую вершину, и там, вдали от людей, проводит время в уединенной молитве и посте. После имевшегося здесь видения на руках и ногах Франциска появляются стигматы, кровоточащие раны на тех же местах, что и у распятого Христа.

Караваджо изобразил святого не в момент получения стигматов, а во время его мистических размышлений. Святой Франциск одинок перед образом смерти. Картина лаконична: одетый в изношенную рясу Франциск задумчиво смотрит на череп – символ смерти. Свет падает на его изнуренное лишениями, напряженное лицо. На картине нет никаких лишних деталей, что подчеркивает нравственное величие святого и глубину его размышлений.

Караваджо.Святой Франциск.

Похожие записи

design-kmv.ru

Картина «Святой Себастьян» — Artrue

Автор: Антонелло да Мессина.Дата создания: 1475–1476 год.Тип: Дерево, перенесена на холст, масло.Габариты: 171*85,5 см.

Святой Себастьян Мессина

Описание работы

Святого Себастьян Мессина демонстрирует на фоне низкого горизонта фигура мученика, как бы возвышающаяся над реальностью. Глубокая перспектива скрывает за прекрасным греческой красоты телом юноши дома, кажущиеся маленькими и незначительными. Себастьян словно не чувствует боли. Рядом с фигурой Себастьяна здания представляются маленькими, из этого окружения он хочет бежать, и чем скорее, тем лучше. Так, во всяком случае, гласит легенда. Красота этого тела напоминает греческие статуи юношей, хотя и подчинена мягкому дугообразному готическому движению, у античных же статуй всякое движение имеет противовес, голова и тело в этом случае должны были бы вновь обратиться в сторону несущей ноги.

Святой Себастьян. Тициан.

Площадь под голубым, покрытым редкими облаками небом, залита светом. Даже тенистые участки не по-настоящему темны. Солнце светит сверху слева, и тени подчеркивают завышенность перспективы. Картину наполняет некая отрешенность, послеобеденная тишина. Некоторые детали кажутся весьма загадочными: слева, позади Себастьяна, изображенный чрезвычайно сжато, лежит пастух, положив голову на бордюр. Бордюр тянется через всю картину, но контуры его остаются неясными. Им заканчивается передний план и начинается средний и дальний, еще более призрачные, чем площадь, на которой стоит святой. А если мысленно отодвинуть этот бордюр дальше к стене, пилястре, то тогда он закрыл бы все, изображенное в глубине картины. Упавшую колонну справа можно растолковать как символ крушения антично-языческого мира. В подобной же интерпретации она встречается на картине Пуссена «Поклонение волхвов».

Святой Себастьян. Тициан.

Об авторе

Антонелло был родом из города Мессины, учился в Неаполе, где в те времена господствовала нидерландская живопись. Сенсационными новшествами, привнесенными ею, были изменения в технике рисования (вместо темперы стали использоваться масляные краски) и более реальное отображение действительности. Антонелло воплощал эти новшества в своих картинах. В бытовых сценах на дальнем плане картины просматривается подражание стилям Андреа Мантенья и Пиеро делла Франчески. Антонелло работал в основном в Мессине, а в 1475–1476 годах в Венеции, где и написал «Святого Себастьяна». Несколько лет назад картина реставрировалась, в следствие чего на свет снова показалась подпись художника.

«Святой Себастьян» Мантеньи.

artrue.ru

Картина "Святая Цецилия", Рафаэль Санти: описание

Простая христианка Цецилия, жившая в Риме примерно в 200 – 230 годах, пострадала за веру, умерла мученической смертью и была причислена к лику святых.святая цецилия Ее атрибутами считаются роза и музыкальные (клавишные или струнные) инструменты.

Жизнеописание

Святая Цецилия родилась в знатной римской семье. С юных лет она приобщилась к святым таинствам христианства. Она пламенно желала служить бедным и дала обет сохранить чистоту и целомудрие до самой смерти. Под пышными нарядами она носила грубую власяницу.

Родители нашли ей жениха по имени Валериан. Он был язычником, как и его брат Тивуртий. На свадьбе Цецилия слышала небесную музыку и сказала Валериану, что за ней наблюдает ангел, чтобы наказать того, кто решится нарушить ее девственность. Валериан пожелал увидеть ангела. Для этого ему надо было принять крещение.святая цецилия рафаэль После крещения Валериан увидел ангела, венчающего Цецилию венком из роз и лилий. Они стали жить вместе как сестра и брат и помогать неимущим. Позже пришел к христианству и брат Валериана Тивуртий. Молодежь активно помогала беднякам, и это не понравилось префекту Рима, Турцию Алхимаю. Он потребовал, чтобы они принесли жертвы языческим богам, а когда получил отказ, то отправил Валериана и Тивуртия на мученическую смерть под плетьми за городом. Их вера была столь сильна, что о смерти они не думали, а приобщили к христианству начальника своей стражи Максима. После их казни Максим рассказывал, как он видел их восхождение на небо, за что и был казнен. За это время святая Цецилия раздала все имущество и обратила в христианство четыреста римлян.

Мученическая смерть

Молодую женщину тоже отправили к префекту, и ей предстояло умереть от удушья в бане. Три дня и три ночи она оставалась в ней, но когда баню открыли, то святая Цецилия была жива. Тогда ее отправили на плаху, но палач нанес ей три раны и не смог отсечь голову. После этих истязаний он сбежал. К еще живой, истекающей кровью святой три дня шли люди, чтобы напитать губки и ткани ее кровью (статья Saint Cecilia) и уверовать в Христа.

Мощи святой

Тело и голову святой захоронили в катакомбах. Христиане молились перед ними. В IX веке нетленные мощи святой Цецилии перенесли в храм в Трастевере, а ее голову – в монастырь Санти-Куаттро-Коронати. Но когда в 1599 году вскрыли саркофаг с телом, то оно чудесным образом обрело голову. Это потрясло многих, в том числе и скульптора Стефано Мадерно.рафаэль санти Он изваял скульптуру лежащей на боку святой. Она находится в базилике в Риме, а ее копия – в катакомбах.

Покровительница музыки и музыкантов

Цецилия Римская с XV века считается покровительницей музыки: она, идя к венцу, молилась и пела духовные гимны. Первое упоминание о музыкальном празднике, который был произведен в ее честь, – это 1570 год, Эвр, Нормандия. Папа Сикст V издал специальную буллу, по которой святая Сесилия считается покровительницей музыки. Она символизирует центральную часть литургии. Джованни Палестрина организовал посвященное ей в Риме общество духовной музыки, позже преобразованное в Академию, которая существует по сегодняшний день и называется Национальная академия «Санта Чечилия». Генри Перселл и Георг Гендель первые сложили «Оды на день св. Цецилии». Он выпадает на 22 ноября. Эту традицию продолжат музыканты всех веков (Шарпантье, Гуно, Бриттен, Малер), в том числе и нашего времени. Так, в 1966 году Макл Херден написал композицию «Гимн святой Цецилии».

Классическое произведение Рафаэля

В 1513 году Рафаэль Санти получил от кардинала Лоренцо Пуччи заказ в честь святой Цецилии для часовни августинцев в Болонье. Покровителем часовни и фактическим заказчиком была Елена Дульоли даль Олио. Она была известна экстатическими припадками, которые у нее вызывала музыка. Поэтому она и попросила для себя образ Св. Цецилии, которая игрой на органе приводила себя в экстаз (по материалам статьи «Рафаль Санти», перевод с английского). Рафаэль изобразил именно этот момент. Орган опущен, святая видит поющих небесных ангелов (деталь). цецилия римская Ее лицо исполнено тихой страсти и восторга. Темные выразительные глаза у нее одной смотрят вверх, каштановые волосы открывают чистое лицо. От нее исходит теплый и лучистый свет жизни, ибо она слушает музыку неба.

Иконография

Это не картина, а икона, и в ней каждая деталь несет специфическую нагрузку. Пять фигур на ней не случайны. Пять в христианстве означает четырех апостолов и Христа. В центре стоит центральное лицо – святая Цецилия. Рафаэль с двух сторон симметрично расположил ее спутников. Мы их определяем по атрибутам.картина рафаэля святая цецилия Апостол Павел, создатель христианской доктрины, стоит, опираясь на меч и держа в руках бумаги. Он смотрит вниз, на разбросанные сломанные музыкальные инструменты, и погружен в глубокое раздумье. Евангелист Иоанн, склонив голову к правому плечу, смотрит на святого Августина. Внизу из-под его мантии выглядывает темный орел. Далее справа, держа посох, на Иоанна Богослова смотрит блаженный Августин. Мария Магдалина, прошедшая через искупление грехов и теперь чистая, с блестящим темным сосудом из алебастра, в руках смотрит прямо на зрителя, который глядит на нее. Таким образом, часть взглядов пересекается. Святой Павел, кроме переломанных инструментов, видит в них отказ от земных удовольствий и, кроме того, простой ремень, который лежит среди них и является для эпохи Возрождения традиционным символом целомудрия. Иоанн Богослов был покровителем девственности, а Павел хвалил за безбрачие. Сам ремень – напоминание о воздержании от плотских утех.

Ангелы на разверзнутом небе

Их видит только святая Цецилия. Рафаэль изобразил шесть поющих ангелов, чей вокал а капелла превосходит самые гармоничные звуки, которые могут издать люди. Три (сакральное число) ангела поют по своей книге. К ним присоединяет свой голос и руку четвертый. Два других – по своей. Мы получаем ряд чисел: 1, 3, 2, и в сумме 6. 1+3 дают кварту, 3+2 – квинту. Гармония же выводится, если еще присутствует октава. А она имеется, только глубоко спрятана в музыкальной теории Пифагора, в которую мы углубляться не будем.

Гармоничный мир

Вся картина Рафаэля «Святая Цецилия» представляет собой искусно сплетенные волнообразные линии, которые гармонично и ненавязчиво переплетаются между собой. Потоки линий – это складки одежды, контуры фигур монументальных тел, характерных для работ этого периода живописца. Они все удерживают взгляд зрителя на изображении. Рафаэль Санти выбрал общий золотисто-коричневый колорит, на котором выделяется только черноволосый в зеленом одеянии и красном плаще Павел. Его мощная фигура и яркость одежд подчеркивают, какую огромную работу для христианства он произвел, создав целостное учение. Основная идея картины – прославление чистоты и идеальной красоты, которую выражает Цецилия.

fb.ru

Святой Иероним. Описание картины Леонардо да Винчи

Как известно, в Италии в 15-16 веках преобладало влияние церкви, так Леонардо да Винчи примерно в 80-ые годы Флорентийские власти поручили написать эту картину. В картине можно увидеть, человека совсем изнеможенного и уставшего, тело и дух которого пронизаны чрезвычайными страданиями. Но, это не простолюдин, как может показаться на первый взгляд, а церковный писатель, который посвятил свою жизнь аскетизму, и был основоположником латинского текста Библии, написанной по всем канонам того времени. Здесь четко видно, что картина не закончена, но, тем не менее, в ней заключен глубокий смысл и задумка художника.

Леонардо, как искусный мастер и человек, хорошо разбирающийся в анатомии, постарался как можно точнее изобразить его тело, прорисовав в своей манере каждую прожилку, изгиб, косточку, мышцу и эмоцию на теле этого бедняги, который раскаиваясь, бьет себя камнями и наносит увечья.

Святой Иероним

Посмотрите на его лицо, просто удивительно как художник передает все то, что испытывает Иероним, какой путь ему пришлось пройти, прежде чем принять такое решение, отречься от всего, что ему дорого. А ведь он был очень умным и мудрым человеком, много времени он провел путешествуя. Но он не был религиозен с самого начала, его крестили лишь в 360 году, затем он свято поверил в бога, и благодаря своей живой страсти к путешествиям он был в качестве паломника на Святой земле.

Спустя какое-то время, отправившись в пустынные земли, он выбрал для себя такую долю. Проповедовав жесткий аскетизм, от самопожертвования и истязания он очень часто терял сознание, падал в обморок, случалось, что у него были галлюцинации, и он видел разные образы и видения. Затем пытаясь избавиться от этих ощущений, он начинал наносить себе побои. После смерти его нарекли святым.Картина передает дух времени, его идеалы и открывает нам некоторые загадки аскетизма, так например мы видим, в какой атмосфере находится святой, все очень просто, без каких-либо удобств, даже природа как будто пропитана этой скудностью. Примечательно, что на полотне изображен лев, который послушно лежит почти в ногах у святого.

Этому есть свое объяснение, и оно заключается в том, что есть легенда, которая повествует о том, что еще в то время когда Иероним проживал в Вифлеемском монастыре, который был создан аристократкой Паулой, и где, собственно говоря, переводились Заветы, туда забрел лев, у которого была повреждена лапа. Все убежали при виде дикого зверя, а Иероним не испугался и решил помочь льву. Он вытащил попавшую в лапу занозу и напоил зверя водой.

Животное стало постоянно приходить в монастырь к своему спасителю, и лев даже помогал ему пасти овец. Поэтому, не удивительно видеть на картине Иеронима вместе со львом. К сожалению, эта прекрасная картина не была дописана.

Автор сочинения: Гарус Иван

 

Похожие записи

design-kmv.ru

Святой Антоний Картина Иеронима Босха

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков «Жизнеописание святого Антония», написанное Афанасием Великим, повествует о том, что в 271 году нашей эры еще молодой Антоний удалился в пустыню, чтобы жить аскетом. Прожил он 105 лет (около 251 - 356). «Золотая легенда» Якова Варагинского, очень распространенная в Средние века, особо красочно рассказывала о двух вариантах искушения святого - на земле и в воде. В 1478 году было выпущено нидерландское издание «Золотой легенды», повлиявшей на изображение этой темы художниками Северной Европы. На мадридской доске Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации, искушал земными благами. В конце своего творческого пути Босх создает несколько вариантов «Искушения святого Антония». В Лувре хранится несколько подготовительных рисунков художника как к известным, так и неизвестным нам композициям.

Антоний для нечистой силы - вне досягаемости. Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию. Человек, не имеющий представления о средневековом христианском мистицизме, об аскезе, отказе от мирских благ и от мира как такового, и тот должен почувствовать настрой святого. Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Так видит или не видит святой на картине Босха монстров, которые его окружают? Если верить Рюйсбруку, то нет: они видны только нам, грешникам, ибо «то, что мы созерцаем, - это то, что мы есть». Как и в досках, изображающих Святого Иеронима, чертовщина, окружающая Святого Антония, не кажется страшной: черти сведены к игрушечным размерам и никто не только не нападает на отшельника, но и не обращает на него внимания, за исключением гримасничающего в воде монстра.

Уильям Голд William Gold

Картину «Святой Антоний» или иначе «Искушение святого Антония» ученые сравнивают со знаменитой гравюрой Дюрера «Меланхолия I». Примечательно, что под словом «меланхолия» тогда понималась склонность не только к печали, но и к размышлениям. Но неотъемлемая часть размышлений - сомнения, в том числе сомнения в непреходящих истинах, а это порочно. У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?

История искусства. Далее →

Франц фон Штук Franz von Stuck

smallbay.ru