Характеристика сюжетно-тематического жанра. Сюжет картины


Тема, сюжет и содержание в картине

Урок составлен по программе Б.М.Неменского для 7 класса. Урок носит обобщающий характер. В процессе объяснения ученикам вводятся понятия: тема, сюжет, содержание картины. Ученики учатся отличать внешнее содержание картины и внутреннее её содержание. На уроке используются разные формы деятельности учеников: анализ картин, составление синквейна, рисунок. Такая форма построения урока позволяет вовлекать в работу на уроке весь класс. Проведённую работу можно считать проверочной по теме сюжетно-тематическая картина.

Просмотр содержимого документа «Тема, сюжет и содержание в картине»

Тема, сюжет и содержание в картине Учитель ИЗО МОУ лицея №86 г. Ярославля Дмитриева Марина Дмитриевна

Тема, сюжет и содержание в картине

Учитель ИЗО МОУ лицея №86 г. Ярославля Дмитриева Марина Дмитриевна

Тема – общая идея. Сюжет – это форма (то, что снаружи). Содержание – какой смысл автор вкладывает в сюжет, что хочет донести до зрителя. Сюжет — это «конверт». Содержание — это послание в «конверте».
  • Тема – общая идея.
  • Сюжет – это форма (то, что снаружи).
  • Содержание – какой смысл автор вкладывает в сюжет, что хочет донести до зрителя.
  • Сюжет — это «конверт». Содержание — это послание в «конверте».
Что общего и чем отличаются эти картины?

Что общего и чем отличаются эти картины?

Рассмотрим картину П.Брейгеля «Крестьянский танец»

Рассмотрим картину П.Брейгеля «Крестьянский танец»

Тема: ? Сюжет: ? Содержание: ?
  • Тема: ?
  • Сюжет: ?
  • Содержание: ?

П.Брейгель «Крестьянский танец»

Тема: праздник Сюжет: праздник в деревне Содержание: крестьяне отдыхают и веселятся, но их лица напряжены – они не привыкли отдыхать
  • Тема: праздник
  • Сюжет: праздник в деревне
  • Содержание: крестьяне отдыхают и веселятся, но их лица напряжены – они не привыкли отдыхать

П.Брейгель «Крестьянский танец»

Тема, сюжет и содержание картины В.Перова «Тройка»

Тема, сюжет и содержание картины В.Перова «Тройка»

Задания для выполнения

Задания для выполнения

1задание. Напишите: тему, сюжет и содержание картины Т.Яблонской «Хлеб» Т.Яблонская «Хлеб» 1949

1задание. Напишите: тему, сюжет и содержание картины Т.Яблонской «Хлеб»

Т.Яблонская «Хлеб» 1949

2 задание. Напишите синквейн о хлебе. Синквейн – это французский стихотворный жанр, не требующий рифмы. Формула синквейна Одно существительное. Два прилагательных. Три глагола. Четыре слова (связное высказывание о данном объекте). Одно существительное (синоним, выражающий личное отношение к объекту).

2 задание. Напишите синквейн о хлебе.

  • Синквейн – это французский стихотворный жанр, не требующий рифмы.
  • Формула синквейна
  • Одно существительное.
  • Два прилагательных.
  • Три глагола.
  • Четыре слова (связное высказывание о данном объекте).
  • Одно существительное (синоним, выражающий личное отношение к объекту).
Пример Одно существительное. Два прилагательных. Три глагола. Четыре слова (связное высказывание о данном объекте). Одно существительное (синоним, выражающий личное отношение к объекту).

Пример

  • Одно существительное.
  • Два прилагательных.
  • Три глагола.
  • Четыре слова (связное высказывание о данном объекте).
  • Одно существительное (синоним, выражающий личное отношение к объекту).
  • Силуэт
  • Чёрный и белый
  • Изображает, обводит, выделяет
  • Правдиво, выразительно характеризует объект
  • Контраст.
3. Нарисовать композицию на тему «Хлеб»: 1 уровень сложности : натюрморт или пейзаж; 2 уровень сложности: тематическую композицию. Пейзажи И.Шишкин «Рожь», «Полдень»

3. Нарисовать композицию на тему «Хлеб»: 1 уровень сложности : натюрморт или пейзаж; 2 уровень сложности: тематическую композицию.

И.Шишкин «Рожь», «Полдень»

Натюрморты П.Стожаров «Натюрморт с хлебом» И.Машков «Хлебы»

Натюрморты

П.Стожаров «Натюрморт с хлебом»

И.Машков «Хлебы»

Сюжетно-тематические картины П.Грузинский «Уборка хлеба» А. Венецианов «Гумно»

Сюжетно-тематические картины

П.Грузинский «Уборка хлеба»

А. Венецианов «Гумно»

Голембиевская Т.Н. «Праздник урожая»

Голембиевская Т.Н. «Праздник урожая»

Икона «Чудесное умножение хлебов»

Икона «Чудесное умножение хлебов»

Задания:

Задания:

  • 1. Напишите: тему, сюжет и содержание картины Т.Яблонской «Хлеб»
  • 2. Напишите синквейн о хлебе .
  • 3. Нарисовать композицию на тему «Хлеб» (графика):
  • 1 уровень сложности : натюрморт или пейзаж;
  • 2 уровень сложности: тематическую композицию.

kopilkaurokov.ru

Урок изобразительного искусства и презентация на тему "Сюжет и содержание в картине" (7 класс)

План - конспект урока

Автор: Шадрина Лидия Николаевна, учитель изобразительного искусства МОБУ Кутеремская СОШ Калтасинского района Республики Башкортостан

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 7

Тема года: Изобразительное искусство в жизни человека

Тема II четверти: Поэзия повседневности

Урок № 11

Тема урока: Сюжет и содержание в картине

Цели:

  1. Обучающая: дать понятие о сюжете, теме и содержании картины, учить анализировать произведения изобразительного искусства.

  2. Развивающая: способствовать развитию внимания и аналитического мышления.

  1. Воспитывающая: способствовать воспитанию культуры восприятия произведения изобразительного искусства.

Литература:

  1. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл.: Кн. для учителя/ Н.Н. Фомина и др. - М.: Просвещение. - 2005.

  2. Изобразительное искусство. 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Сост. Т.В. Оросова. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2006.

  3. Журналы из серии «Художественная галерея»: «Ватто», «Шарден», «Серебрякова», «Ян Вермеер», «Левитан», «Борисов-Мусатов», «Моне».

Зрительный ряд: слайд-презентация, содержащая следующие репродукции: Ж.Б. Шарден. «Молитва перед обедом»; З. Серебрякова. «За завтраком»; Ян Вермеер Делфтский. «Служанка с кувшином молока»; А.А. Пластов. «Ужин трактористов»; И. И. Левитан. «Осенний день. Сокольники»; В. Э. Борисов-Мусатов. «Весна»; Антуан Ватто. «Общество в парке»; Клод Моне. «Женщины в саду».

Оборудование и материалы:

  • для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, экран;

  • для обучающихся: акварель или гуашь, кисти, альбом, стаканчик-непроливайка.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Слайд № 1. На этом уроке мы продолжим разговор о тематических картинах. Тема урока: «Сюжет и содержание в картине». Сегодня мы будем учиться анализировать произведения живописи.

III. Актуализация опорных знаний.

Сначала повторим жанры изобразительного искусства, изученные нами ранее.

Слайд № 2: Вопросы для повторения.

- Какие жанры живописи мы подробно рассматривали на предыдущем уроке? (бытовой и исторический жанры). Назовите особенности этих жанров.

Слайды № 3-8. На экране появляются репродукции произведений искусства, вы называете жанр, к которому они относятся (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический, бытовой и исторический жанры).

IV. Объяснение новой темы

Программное содержание: Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

Рассказ учителя.

Художник - живописец, скульптор, график - создает свое произведение не только для себя, но и для публики. Он всегда задумывается над тем, как будет принята и оценена его работа. Художник не просто изображает различные предметы, явления природы, события из жизни отдельных людей и народов, но выражает свое отношение, передает чувства, которые он испытывает при их восприятии. Живописец не просто стремится, чтобы зрители поняли, что изображено на картине, для него важно, чтобы они получили удовольствие от того мастерства, с которым картина написана. Поэтому художник старается вложить в произведение все свое умение, оттачивая годами техническое ремесло.

Каждый человек видит произведение изобразительного искусства по-своему. Зритель может понять то, что хотел сказать художник, а может, наоборот, остаться в недоумении, не понимая, зачем живописец изобразил мир именно таким образом, использовал те или иные приемы или выразительные средства. Чтобы почувствовать красоту художественного произведения и оценить по достоинству мастерство ее автора, зритель должен быть «грамотным» в вопросах искусства, иметь определенную подготовку.

Ему необходимо знание языка изобразительного искусства и тех художественных средств, которые составляют его основу.

Слайд № 9. Рассмотрим картины художников по следующему плану:

1) Сюжет – что изображено в картине

2) Содержание – как изображено (средства выразительности: композиция, колорит, техника написания и т.д.)

3) Идея – о чем художник хотел рассказать, какие чувства он передал.

Рассматривание репродукций картин бытового жанра, беседа по каждой паре картин. (Слайды № 10-13.)

- Что изображено на картине? Иными словами, каков ее сюжет?

- Как изображены те предметы, которые мы видим на картине? Какие выразительные средства использованы художником в данном произведении? Каковы особенности композиции, цветового решения, рисунка, техники написания картины?

- О чем хотел рассказать художник в своем произведении? Какова идея данного произведения? Какие мысли и чувства лежат в основе его создания?

Слайд № 10 - Ж.Б. Шарден. «Молитва перед обедом», З. Серебрякова. «За завтраком».

Слайд № 11 - Ян Вермеер Делфтский. «Служанка с кувшином молока», А.А. Пластов. «Ужин трактористов».

Слайд № 12 - И. И. Левитан. «Осенний день. Сокольники». В. Э. Борисов-Мусатов. «Весна».

Слайд № 13 - Антуан Ватто. «Общество в парке». Клод Моне. «Женщины в саду».

Как мы видим, художники передают свои впечатления от мира, от красоты людей и природы каждый по-своему, стараясь донести до зрителя свое видение мира.

Художники по-разному пользуются языком изобразительного искусства в различных произведениях, применяя художественно-выразительные средства в зависимости от стоящих перед ними задач.

V. Практическая работа обучающихся

Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Ужин», «Прогулка в парке»

VI. Просмотр и анализ рисунков, оценки

Критерии анализа рисунков:

1) композиция

2) цветовое решение

3) оригинальность решения

VII. Рефлексия

Слайд № 14 Назовите фамилии и имена художников, картины которых мы сегодня рассматривали.

Перечислите названия картин, которые мы сегодня рассматривали.

Какое художественное полотно запомнилось более других?

VIII. Домашнее задание. Запомнить названия картин, рассмотренных на уроке, и их авторов; знать, чем отличаются сюжет, содержание и идея картины.

*Подобрать репродукции картин разных художников с одинаковым сюжетом, проанализировать их по плану, рассмотренному на уроке.

infourok.ru

Сюжетно тематический жанр: живопись картины представители

Картина в сюжетно-тематическом жанре основана на смешении традиционных жанров изобразительного искусства. Комбинация может подразумевать сочетание батального, бытового жанров, пейзажа, портрета. Направление развивалось параллельно с другими жанрами, в разных стилях, зависимо от исторического периода.

Исследователи истории искусства считают, что жанр появился в 1930-е годы и характерен для живописи советской России. Другие называют более обширный период развития направления, упоминая среди представителей художников эпохи Ренессанса.

Особенности

Главная особенность – социальная значимость картины. Изображение не абстрактное – объекты на полотне иллюстрируют событие из жизни. Картина имеет фабулу, сюжет, действие. Большинство работ – многофигурные, динамичные композиции. сюжетно тематический жунр, живопись, искусство

Тематические картины могут представлять сочетание пейзажа и батального, исторического, религиозного направлений. Примеры работ присутствуют в творчестве многих живописцев.

Сюжетной называют картину, которая отображает определенный сюжет, событие, в котором задействовано несколько или большое количество участников. Тематическое изображение несет в себе определенную идею, смысл, не скрытый при помощи аллегории. Тема четко выражается при помощи художественных средств, в стиле, характерном для определенной исторической эпохи. Сюжетно-тематическое разнообразие отображает широкий круг мероприятий, которые свойственны для жизни человека.

Передача сюжета не обязательно использует изображения людей, задействованных в определенном событии. Чтобы передать достижения науки, культуры или промышленности можно использовать изображения объектов, которые появились или развились в результате улучшений в определенной сфере.

Примером могут служить полотна времен СССР. Достижения экономики государства могут передавать детализированные пейзажи, бытовые сцены. Такие изображения будут тематическими, поскольку демонстрируют связь человека, его достижений, и природы, которая дала свои плоды для развития населения и экономики страны. сюжетно тематический натюрморт

Пейзаж портрет натюрморт

Любой жанр живописи может быть сюжетно-тематическим:

  • Пейзаж: может передавать достижения экономики, человеческого труда;
  • Портрет: при условии передачи характерных черт исторической эпохи, наличию динамики изображения;
  • Натюрморт может быть тематическим, если живописец вложил определенную идею в произведение.

Комбинация предметов на картине может демонстрировать интересы художника, особенности развития общества на определенном этапе, нюансы жизни представителей профессий.

Исходя из особенностей жанра, можно сделать вывод, что любое изображение можно охарактеризовать как сюжетно-тематическое, если путем передачи объектов на полотне, художник излагает свой идейный замысел. Опираясь на тему и идею, художник выбирает стиль и жанр, которые максимально подходят для иллюстрирования идеи живописца.

Структура

Направление подразумевает наличие идейного замысла, темы, формы, мотива, которые помогают сформировать и передать зрителям идею автора полотна. интересный сюжет, но автор неизсествен

  • Идейный замысел – центральная линия идеологии, исходя из которой, художник выбирает средства для реализации идеи.
  • Тема – событие, действо, изображенное на полотне для воплощения идейного замысла.
  • Художественная форма, выбирается, исходя из особенностей темы и идеи. Правильно выбранная форма – залог доступности идеи автора зрителям. Художественная форма – это особенности выбора цветовой гаммы, света и стиля, прочих средств художественной выразительности.
  • Мотив или сюжет – воплощение темы и идеи на полотне.

Композиция

Композиция – это гармоничное сочетание цвета, света, формы и других средств, которые позволяют зрителю понять и осмыслить идею автора полотна. Правильное построение композиции поможет доступно передать зрителю замысел, проникнуться эмоциями и чувствами живописца. Создание сюжетного полотна невозможно без людей, как главных действующих лиц. Н. Пимоненко "Соперницы"

Если композиция построена правильно, а все детали изображения представляют единое художественное целое. Мастерство художника состоит в умении из нескольких деталей создать цельное сюжетное повествование.

Как построить

Для правильного построения сюжетной картины необходимо:

  • Грамотно выбрать стиль;
  • Гармонично сочетать цвета и оттенки;
  • Правильно выбрать объекты для передачи идейного замысла;
  • Адекватно использовать средства художественной выразительности. "На причале" - Василевич В. П. (Холст, масло - 1967)

Таким образом, главное в сюжетно-тематической живописи – гармоничность композиции. Сложность этого задания в том, что целью жанра является передача социальных взаимоотношений, отличающихся многогранность, неоднозначностью. Это касается и общественной жизни, и бытового уровня отношений.

Наиболее распространено использование бытового жанра при создании сюжетных полотен. Художники стремятся передать эмоции и характеры героев при помощи средств художественной выразительности, выразить свое субъективное мнение относительно событий, отображенных на полотне.

Умение передать все нюансы жанра – результат мастерства и опыта художника. Для работы в данном направлении мало умения красиво отображать на полотне объекты, требуется быть наблюдательным живописцем, умеющим замечать тонкости эмоций и чувств человека. eugene_delacroix_-_la_mort_de_sardanapale

Необходимые навыки

Для написания сюжетной картины необходимо:

  1. Развивать умение наблюдать, распознавать эмоции, тонкости настроения.
  2. Овладеть техникой работы в разных стилях.
  3. Иметь достаточный уровень знаний в искусстве.

Художники представители

Представители жанра: российские «передвижники», Э.Делакруа, Д.Веласкес.

Замечательный пример сюжетно-тематического  жанра живописи необычные и очень интересные, необычные картины современного художника Юрия Бралгина:

Современное искусство ставит сюжетно-тематическое направление на должное место среди других жанров, благодаря возможности передать индивидуальный стиль мастера и показать высокий уровень профессионализма.

Рекомендуем публикации

  1. Аллегория как жанр в живописи
  2. Виды пейзажа в живописи
  3. Особенности древнегреческой вазописи
  4. Батальная живопись
  5. Бытовая живопись
  6. Карикатура в живописи
Загрузка...

artrecept.com


Смотрите также