Конспект урока по теме "Сюжетная картина". Сюжетные картины


Iet Langeveld. Сюжетные картины

Iet Langeveld

Современная художница Иет Лангевельд, родилась в городе Нордвейкерхаут, Нидерланды. Известна своими монументальными работами, жесткими, твердыми и в тоже время хрупкими. Иет также известна своим участием в голландском телешоу "Sterren op het doek" (Звезды на холсте), в котором она нарисовала Гуса Хиддинка, после чего стала известным портретистом. Портреты Лангевельд очень узнаваемы, и стиль и люди, изображенные на них.

Ее сюжетные картины, как она надеется, "говорят сами за себя". Самой главной и постоянной задачей, к которой она стремится как художница - захватить человека или его окружение и с помощью своих картин рассказать его историю. Пейзажи, портреты людей и животных, натюрморты, это универсальная выставка и, если хотите, бесплатный урок живописи.

Iet Langeveld - http://www.ietlangeveld.nl/ Iet Langeveld Iet Langeveld Iet Langeveld Iet Langeveld Iet Langeveld Iet Langeveld Iet Langeveld Iet Langeveld Iet Langeveld Iet Langeveld Iet Langeveld

www.risunoc.com

Тематическая картина и понятие композиции- PAINTMASTER.RU

Знакомство с картиной Федотова „Сватовство майора" приводит к выводу, что в основе ее лежит определенный идейный замысел и конкретное содержание или тема, выраженные средствами рисунка и живописи. Такие картины называются тематическими.

Темы картин весьма разнообразны, как разнообразна действительность. Соответственно тематические картины подразделяют на ряд так называемых жанров в зависимости от их содержания.

Так, обычно картины, изображающие какие-либо исторические события, относят к историческому или историко-революционному жанру (например, „Утро стрелецкой казни" В. И. Сурикова;):

В.Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881.

Если в картине изображена бытовая сцена, как это мы видим в „Сватовстве майора" Федотова, то ее относят к бытовому жанру. Изображение боевых эпизодов относится к военному, или батальному, жанру (картины В. В. Верещагина из эпохи войны 1877 — 1878 годов, „Тачанка" М. Б. Грекова) и др.:

М.Греков. Тачанка. 1925.

Картины названных жанров изображают события или сцены (сюжеты) с участием нескольких или многих людей. Такие картины называются сюжетными картинами.

Но существуют картины, передающие замысел художника не только через образы людей, но и иными средствами. Например, великая перестройка сельского хозяйства Советского Союза, завоевания передовых колхозов и машинно-тракторных станций в их борьбе за высокие урожаи могут быть воплощены и в пейзаже. В самом деле: изображения возделанных полей, бескрайних массивов поднятых целинных земель, полей колосящейся пшеницы и пр. могут правдиво и впечатляюще передавать достижения социалистического хозяйства. Изображения подобного пейзажа, равно как и пейзажа, раскрывающего богатство и красоту нашей родной природы, также являются тематическими картинами, так как они выражают мысли о неразрывной связи жизни народа с вскормившей его природой.

Картиной по праву называется и портрет отдельного человека или группы людей в том случае, когда художник в своем произведении передает типические черты людей определенной эпохи.

Наконец, и изображение натюрморта становится тематической картиной в том случае, если художник вкладывает в это изображение определенную мысль. В таком натюрморте мы видим не только композиционно организованное живописное изображение различных неодушевленных предметов, но и выражение отношения к ним человека: ведь вещи — его творения — несут в своем облике отпечаток интересов и образа жизни людей определенной профессии, определенной среды и определенной эпохи.

Из приведенной краткой характеристики отдельных видов картин следует, что тот или другой вид изображения может быть назван тематической картиной лишь тогда, когда художник, исходя из определенной вдохновляющей его идеи, избирает тему, отвечающую его замыслу, и выражает ее в конкретном сюжете или мотиве, в художественной форме, понятной зрителю.

Таким образом, основными компонентами каждой тематической картины являются:

  • идейный замысел,
  • тема,
  • сюжет или мотив (в пейзаже и натюрморте), то есть явление, событие или факт, в котором выражена тема,
  • художественная форма, под которой разумеются все средства художественной выразительности — рисунок, цвет и пр.
  • Понятие о сюжетной композиции и ее значение в тематической картине

    Вы уже знаете, в чем заключался идейный замысел картины „Сватовство майора, или Поправка обстоятельств женитьбой". Вы также знаете, каким сложным путем художник пришел к решению своей задачи, как все средства художественной формы он организовал на холсте в целях раскрытия содержания картины.

    Вот это организованное сочетание всех средств художественной формы, то есть рисунка, цвета, освещения и пр., направленное на то, чтобы помочь зрителю увидеть в картине самое существенное и тем самым понять ее содержание и проникнуться выраженными в ней мыслями и чувствами,— называется композицией.

    Слово „композиция" в переводе на русский язык означает сочетание или соединение отдельных частей в единое целое, а в данном случае — сочетание отдельных частей картины в единое художественное целое.

    Чем продуманнее, совершеннее композиция картины, тем выразительнее и яснее ее художественная форма передаст зрителю идейный замысел художника и те чувства, которые он хотел вызвать своей картиной.

    Следовательно, в картине любого жанра ее композиционное построение играет первенствующую роль.

    Особенно сложна и ответственна работа художника над композицией сюжетной картины, содержанием которой, в отличие от других жанров, является обширный мир сложных взаимоотношений людей в их общественной жизни, в труде и в повседневном быту.

    Уже на приведенном примере картины бытового жанра вы могли убедиться, какие глубокие вопросы и задачи возникают перед художником при создании сюжетной картины, в которой должны быть правдиво выражены характеры и чувства людей, их субъективные отношения к тому событию, участниками которого они являются, и их роль в нем. Эти задачи еще больше усложняются, когда художник черпает свои замыслы из таких областей жизни, в которых он не является непосредственным участником или непосредственным наблюдателем, и тем более из исторического прошлого.

    Поэтому для успешного творческого труда над сюжетной картиной необходима большая общая культура художника и, конечно, мастерство, к которому он приходит путем длительного обучения и упорной практики, как это мы видим на примере всех больших художников.

    Как же подойти к работе над композицией картины самодеятельному художнику, не имеющему возможности получить систематическое художественное образование? Может ли он научиться писать картины, в частности картины сюжетные?

    Лучшим ответом на эти вопросы служат красноречивые факты из биографии П. А. Федотова, начавшего свою деятельность художника самоучкой и сумевшего упорной волей и усиленным трудом подняться до высокого профессионального мастерства.

    Конечно, чтобы научиться рисунку, живописи и композиции, надо иметь не только склонность к искусству, но и известные способности, и тогда воля и труд обеспечат успех.

    Многолетний учебный опыт всех художественных школ подсказывает те основные первоначальные пути, которыми и самодеятельный художник может постепенно подойти к созданию сюжетной композиции.

  • Прежде всего вам необходимо начинать с развития наблюдательности, то есть способности подмечать среди окружающей вас жизни отдельные факты, явления, характеры людей, и с умения анализировать и обобщать наблюдения, то есть отделять среди них главное, существенное от второстепенного и случайного.

    Это не значит, что вы должны всюду ходить с широко открытыми глазами и без разбору обращать внимание на все, что ни попадет в поле вашего зрения. Вам, конечно, интересны не все явления или факты, но такие, которые могут служить в качестве материала для изображения именно существенных, характерных сторон жизни, активным участником которой вы сами являетесь.

    Для этого ваши наблюдения должны быть целенаправленными, подчиненными определенной задаче. Кроме того, они должны быть достаточно детальными, чтобы путем сравнения возможно большего круга фактов и явлений вы могли бы не только отделять в каждом из них существенные черты от случайных, но и обоснованно обобщать их. Иначе ваши наблюдения окажутся беспорядочной грудой фрагментов, не связанных между собой, не обогащающих вашу мысль и вашу художническую память.

    Для художника развитие наблюдательности достигается повседневными, систематическими упражнениями в фиксации наблюдений путем зарисовок. Рисовать-значит наблюдать и сравнивать именно для того, чтобы выделять и заносить на бумагу самое существенное, характерное в интересующем вас факте или явлении. Но для создания сюжетных картин недостаточно развивать наблюдательность: ведь все ваши наблюдения действительности и найденные в ней темы и сюжеты ничего еще не стоят, пока они покоятся только в вашем сознании или даже в папках и альбомах в виде отдельных зарисовок, то есть пока они не воплощены в художественные образы, выражающие ваши замыслы.

  • Следовательно, овладение техникой, мастерством рисунка и живописи — вот вторая и главнейшая предпосылка постижения вами искусства создания сюжетных картин.

    Учиться же рисованию и живописи надо, все время опираясь на натуру, на саму жизнь, потому что правда природы есть основание правдоподобия в искусстве, как говорил Дидро. Только путем постоянного активного наблюдения, изучения и воспроизведения натуры вы овладеете не только рисунком и живописью, но и необходимыми навыками композиции. „Сперва нужно приучить все заимствовать от натуры, потом, понабравшись довольно, стараться подчинить себе натуру",— внушал своим ученикам замечательный педагог, художник П. П. Чистяков, учитель Репина, Сурикова, Поленова, Серова и других выдающихся художников.

  • Приведенные во „Вводной беседе" примеры и данные в ней указания позволяют вам перейти теперь к исполнению подготовительных к сюжетной композиции заданий.

    Вы на сайте- paintmaster.ru

    paintmaster.ru

    Конспект урока по теме "Сюжетная картина"

    Тема урока: « Тематическая (сюжетная) картина».

    Тип урока – интегрированный. Форма урока – индивидуальная.

    Цель урока: повторение, закрепление и контроль теоретических знаний и практических навыков учащихся по теме «Создание сюжетной картины»

    Задачи:

    Образовательные:

    • Сформировать представление о выразительных средствах в тематической (сюжетной) картине, ее видах.

    • закрепить умения поэтапного создания сюжетной картины бытового жанра

    Нарисовать сюжетную картину и придумать название

    Развивающие:

    • развивать память, воображение, мыслительные способности;

    • расширить кругозор детей;

    • формировать умения и навыки работать в группе;

    • Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

    Воспитательные:

    • воспитывать самостоятельность и ответственность;

    • желание достичь качественного , законченного рисунка

    • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

    Урок проведён в форме т.е. использовалась презентация по теме, отвечали на тестовые задания. Учащиеся работали индивидуально

    Цели:

    Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.

    Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.

    Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

    Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

    Оборудование и материалы:

    Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.

    Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства.

    Художественные материалы для практической работы.

    Тестовое задание

    План урока

    Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.

    Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций.

    Постановка художественной задачи.

    Практическое выполнение задания.

    Подведение итогов и анализ работ.

    Ход урока.

    -На прошлых уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.

     Наш урок – об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа - бытового жанра.

    - Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.

       Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике.

       Что же такое жанры в изобразительном искусстве?

       Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы - пейзаж, вещей - натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина.

      (Показ презентации о жанрах)

      В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.

     

       - Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

        Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.

        Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

         (В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни

         Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота

       -  Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.

    В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др.   При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.)

      - Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.

        К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

    Домашним заданием было нарисовать 2 эскиза из жизни школы или дома . После того, как педагог выбирает из двух эскизов самый удачный, дети приступают к увеличению рисунка на бумаге и придумывают название своему рисунку.

    Домашнее задание: выполнить рисунок в цвете

    В конце урока дети отвечают на тестовое задание для закрепления знаний по данной теме.

    Тест для закрепления урока

    1. Для создания каких произведений наиболее важно знание законов линейной перспективы

    1. Изделия народных промыслов

    2. Икона

    3. Скульптура

    4. Городской пейзаж

    2.Что относится к жанрам изобразительного искусства

    1. Пейзаж

    2. Графика

    3. Батальный

    4. Скульптура

    5. Натюрморт

    6. Портрет

    7. Архитектура

    8. Исторический

    9. Бытовой

    3.Жанр изобразительного искусства, посвященный военной тематике

    1. исторический

    2. батальный

    3. анималистический

      1. бытовой

    4. Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных в единой среде и объединенных в группу

    1. натюрморт

    2. пейзаж

    3. портрет

    5.Вставьте пропущенное слово. Живопись означает…, то есть полно и убедительно передавать действительность

    1. писать ручкой

    2. писать живо

    3. писать быстро

    4. писать картину

    6.Живопись – это такой вид изобразительного искусства, где главную роль играет

    1. линия

    2. тон

    3. форма

    4. цвет

    7.Что чаще всего изображали художники каменного века

    1. людей

    2. природу

    3. важные события

    животных

    8.Способ передачи пространства в рисунке – это

    1. пейзаж

    2. аксонометрия

    3. перспектива

    4. пропорция

    9. Горизонтальная плоскость в перспективе, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде прямой горизонтальной линии, - это

    1. предметная плоскость

    2. фронтальная плоскость

    3. перспектива

    4. линия горизонта

    10. К видам изобразительного искусства относятся

    1. живопись, пейзаж, натюрморт

    2. графика, живопись, скульптура

    3. натюрморт, портрет, пейзаж

    infourok.ru

    Тематическая (сюжетная) картина

    Разделы: МХК и ИЗО

    Цель: сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.

    Задачи:

    • подвести учащихся к пониманию особенностей жанра, через повторение и обобщение изученного;
    • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность учащихся,
    • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

    Оборудование.

    1. Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.

    Приложение 1. “Репродукции произведений известных художников”.

    Приложение 2. “Жанры ИЗО”.

    2. Художественные материалы для практической работы.

    3. Словарь художественных терминов.

    План урока.

    1. Беседа о понятии жанр с проверкой и закреплением знаний учащихся.

    2. Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций.

    З. Постановка художественной задачи.

    4. Практическое выполнение задания.

    5. Подведение итогов и анализ работ.

    Ход урока

    Учитель: На предыдущих уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Наши дальнейшие уроки - об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа — бытового жанра.

    Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?

    Ответы учащихся. Архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство.

    Учитель: Да действительно верно вы вспомнили, что изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ребята, а как вы считаете, в каком виде искусства ярче всего это деление проявляется?

    Ответы учащихся. В живописи и графике.

    Учитель: Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других — людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы — пейзаж, вещей — натюрморт, человека — портрет, событий жизни — сюжетно-тематическая картина.

    В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения — жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности — портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины — историческая, батальная, бытовая картины.

    А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.

    Жанры в изобразительном искусстве.

    Демонстрация Приложения 2.

    1) Анималистический жанр.

    2) Портрет — парадный, интимный, групповой.

    3) Пейзаж — сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический.

    4) Натюрморт — цветочный, со снедью, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства.

    5) Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная.

    Учащиеся: Группируют картины, предложенные учителем.

    Учитель: Что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но и он может быть абсолютно разным.

    Каков сюжет представленных живописных работ?

    Учащиеся: Рассуждая “о чем эта картина”, стараются определить сюжет.

    Учитель: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

    Демонстрация Приложения 1 (слайдов 1-4)

    Исторический — ему принадлежит особое место. Этот жанр

    включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события,

    Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

    (В.И. Суриков “Утро стрелецкой казни”, “Переход Суворова через Альпы”, К, Брюллов "Последний день Помпеи” и др.)

    Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

    (Такими картинами могут считаться произведения художников 60—70-х годов, посвященные покорению космоса и т.п.)

    Батальный жанр (от франц. Bаtaille - битва) — посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

    Иллюстрируя понятия этого жанра, учитель демонстрирует (слайды 5-8) произведения Н.Пуссена, А.Ватто, Ф.Гойя, Г.Жерипо, а также В.Верещагина, М.Грекова и др.

    Попробуйте самостоятельно дать определение сказочному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.

    Учащиеся: Дают определение сказочно-былинному жанру (демонстрация слайдов 9-11), вспоминая произведения В. М. Васнецова “ Богатыри”, “Витязь на распутье”, “Иван-царевич на сером волке” и др. Учитель дополняет представленный ими ряд картиной М. Врубеля “Демон” и др.

    При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются слайды 12-27 картин С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля, Н. Пуссена, П. Рубенса, Рембрандта, Д. Веласкеса, Ж-П. Давида, Ж-Д. Энгра. А. Лосенко, А. Иванова.

    Учитель:

    Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи (от франц. benre - род, вид).

    К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

    Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем занятии, на примере знакомства с творчеством “малых голландцев”.

    Я предлагаю вам, выполнить поисковую творческую работу индивидуальную или групповую на тему “О малых голландцах”.

    Практическая работа.

    А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров.

    Дома доделайте работу и назовите ее.

    Домашнее задание.

    Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала о малых голландцах.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    Смотрите также