Танец на холсте: 5 картин русских художников. Танец картина


Анри Матисс: "Танец"

Произведения Анри Матисса играют внушительную роль в творчестве как французских, так и мировых экспрессионистов. Художник стал основателем одного из наиболее прогрессивных на тот момент течений - фовизма. Одним из самых знаменитых полотен, написанных в таком стиле, является шедевр, который создал Матисс, - «Танец».

О художнике

Анри Матисс родился в 1869 году в северо-восточной части Франции в семье комерсанта. После учебы в школе молодой удожник перебрался в Париж, где продолжил обучение по специальности "юриспруденция". Проработав некоторое время адвокатом, Матисс разочаровался в своей однообразной профессии. Переломным моментом стала болезнь Анри. После операции по удалению острого аппендицита он пытался скрасить свое времяпровождение рисованием.

матисс танец

С разрешения отца Матисс посвятил себя изучению изобразительного искусства в Академии Жюлиана. Однако отношения с мастером Адольфом Бугро не сложились и Анри сменил учебное заведение на Школу изящных искусств. Наставником Анри стал выдающийся учитель Гюстав Моро. Здесь же Матисс познакомился и завязал хорошие отношения с Альбером Марке и Жоржем Руо – будущими однодумцами. С конца девятнадцатого века художник принимает участие в экспозициях.

Творчество

Примечательно, что Анри Матисс, «Танец» которого прославил автора прежде всего как экспрессиониста, начинал свою творческую деятельность как импрессионист. Однако постепенно, экспериментируя с цветовой гаммой своих произведений, отдавая предпочтение все более ярким цветам, художник приходит с своему собственному течению – фовизму. В таком направлении и написан знаменитый экспонат, который выпустил из-под кисти Матисс – «Танец».

Так мастер начинает писать картины в своем знаменитом жанре. Постоянными сопутствующими творчества Анри Матисса становятся интенсивные цвета и минималистические фигуры. Кроме этого, большое отражение на будущих полотнах художника стало его увлечение скульптурой африканских и японских народов, а также, как неоднократно сам признавался мастер, национальные русские мотивы.

анри матисс танец

После продолжительных путешествий по средиземноморскому побережью и наблюдений за окружающей натурой Анри только укрепился в своих убеждениях о том, что именно простота в его произведениях способна вызвать бурю эмоций и чувств.

Знаменитая картина

Среди всех известных полотен художника неизменно выделяется панно, которое написал Матисс - «Танец». Это произведение было написано маслом в 1910 году. Как гласит история, этот холст писался на заказ известному российскому коллекционеру Щукину Сергею Ивановичу для украшения интерьера в его имении. История этой картины достаточно скандальна.

Перед тем как отправить полотно заказчику, Анри Матисс выставлял его в Салоне, где критики нелестно отозвались об откровенном сюжете произведения. Более того, посетители сочли картину слишком упрощенной. Действительно, на холсте изображено пятеро абсолютно обнаженных людей, которые танцуют, крепко держа друг друга за руки, как изобразил их Матисс.

танец и музыка матисс

«Танец» написан с помощью всего лишь трех цветов – красного, зеленого и синего. Однако от такого сочетания и композиционного решения создается впечатление, что эти фигуры находятся в постоянном движении. Несмотря на первое впечатление простоты холста, художник четко прорисовал каждую деталь своего произведения. На этой картине не найти игры теней, но какая-то глубина, выраженная цветопередачей, словно сигнализирует о скрытых в полотне силе и стремительности, которые изображаются как танец и музыка. Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Именно в решении Анри Матисса она становится знаковой в европейском искусстве двадцатого века.

fb.ru

История одного шедевра: «Танец» Матисса

История одного шедевра: «Танец» Матисса

Анри Матисс очень любил танцы, очень. Но был художником. Такая незадача. Хорошо, что подвернулся заказ на тематическую серию от еще одного любителя танцев и музыки — коллекционера Сергея Щукина. Вот тут-то и разгулялся художник. Когда Щукин увидел свой заказ, он крайне обрадовался, но поначалу забирать отказался. Что произошло и как сложилась судьба «Танца» Матисса, рассказывает Снежана Петрова.

ФОТО 1 «Танец», Анри Матисс (1910).jpg

«Танец», Анри Матисс (1910)

Сюжет

На фоне синего неба пять женщин, взявшись за руки, танцуют на холме. Вот и весь сюжет. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс — Матисс старается зафиксировать мгновение. Не совсем пропорциональные тела, не прорисованные лица, развевающиеся волосы. Если вы посмотрите на живых женщин в хороводе, они будут выглядеть примерно так же: смазанные образы, перемешанные детали, экстаз, страсть.

«Танец» Матисса — воплощение ритма и экспрессии XX века

Красный становится символом внутреннего жара. Через его сочетание с синим и зеленым художник объединил человека, небо и землю. И хоровод в данном контексте — это воплощение ритма и экспрессии XX века.

Контекст

Был прекрасный парижский день, Матисс работал в мастерской и никого не ждал. Внезапно к нему пришел его старый знакомый Сергей Щукин, страстно любящий искусство и не жалеющий средств на пополнение коллекции. На дворе стоял 1908 год, и русский богач еще не ощутил всех прелестей политических изменений на родине. Поэтому довольно решительно заказал у Матисса несколько панно для оформления своего московского особняка.

В Париже Матисса называли «диким»

Щукину хотелось нечто аллегорическое на тему музыки и танца. Что не могло не обрадовать Матисса, которому эти темы были чрезвычайно по сердцу. «Я очень люблю танец. Удивительная вещь — танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем», — признавался мастер.

ФОТО 2 Портрет Сергея Щукина кисти Кристиана Крона.png

Портрет Сергея Щукина кисти Кристиана Крона

Надо сказать, что идея витала в мастерской Матисса уже несколько лет: года за два до заказа Щукина он написал картину «Счастье существования (Радость жизни)», на которой люди хороводят, а затем изготовил деревянный рельеф с пляшущими нимфами и несколько авторских ваз на тот же мотив.

«Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола… Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив», — рассказывал Матисс.

На полотне чувствуется влияние и Кранаха с его «Золотым веком», и греческой вазовой живописи, и русских сезонов Сергея Дягилева.

По замыслу художника, человеку, входящему в дом с улицы, нужно сообщить чувство облегчения, поэтому для первого этажа был выбран сюжет с танцем, а для второго — с музыкой. Считается, что планировалось создать третьей полотно — «Купание» (или «Медитация»), Но то ли дом Щукина был маловат — всего два этажа, — то ли после разгоревшегося скандала заказчик решил притормозить художника. В итоге третье панно так и осталось в набросках.

ФОТО 3 «Музыка», Анри Матисс (1910).jpg

«Музыка», Анри Матисс (1910)

Перед отправкой в Россию картины выставили на Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале. Что тут началось! Используя только три цвета и простые линии, Матисс сумел довести зрителей до белого каления. Мало того, что не потрудился прорисовать людей прилично, так еще и не прикрыл ничем причинные места.

Все знали, кто платит за картину и в чьем доме она будет висеть. Щукина называли сумасшедшим, спонсором декадентов и собирателем хлама. Тут наш заказчик, надо признаться, струхнул… и отказался принимать работу. Милый Анри, прости-прощай. Вероятно, все же танец полонил душу Щукина, потому что через несколько дней после отказа он отправил Матиссу телеграмму, в которой брал свою слова назад и просил все же отправить панно в Москву.

«Я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться», — писал меценат художнику. Но гениталии все же попросил закрыть как-нибудь изящно.

Наступил 1917 год. Таким людям, как Щукин, в новой России не было места. Ему повезло — успел уехать. Правда, за спасение жизни пришлось расплатиться своей коллекцией. Все, что было нажито непосильным трудом, большевики конфисковали — полотна французских мастеров конца XIX — начала XX века впоследствии поделили между собой Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина.

Судьба художника

«Он упростит живопись». Так о будущем новаторе говорил его наставник Густав Моро. И действительно, почерк Матисса несложно узнать: упрощение фигур до схематизации, яркие краски широкими мазками, нивелирование светотеней. Все то, над чем кропотливо работали предшественники, Матисс отверг и начал с нуля.

Матисс — автор техники декупажа

Даже для своего времени — рубеж веков, когда художники экспериментировали, кто во что горазд, — Матисс был, как гром среди ясного неба. Все это буйство красок, вызывающий примитивизм, экспрессия — за них художника окрестили «диким». Собственно, такую характеристику получил не только он, но и все участники того самого салона, где были представлены «Танец» и «Музыка». Острый на язык французский критик Луи Восель определил их как «fauve», что с французского и есть «дикий», а стиль получил название «фовизм».

ФОТО 4 Анри Матисс за работой.jpg

Анри Матисс за работой

Впрочем, несмотря на шок публики, Матисс стал легендой и признанным мастером еще при жизни. Его любили, ценили, хорошо оплачивали и лишний раз умоляли взять заказик.

Кстати, на картинах 1910 года тема танца не была закрыта. Через 20 лет она вновь прозвучала в творчестве художника. На этот раз американский коллекционер Альберт Барнс заказал декоративное полотно, которое следовало разместить в арочных сводах над окнами. Специально для этого случая Матисс придумал технику декупажа: картина собиралась из отдельных фрагментов, раскрашенных заранее.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

«Танец» Анри Матисса — УМБРА

Французскому художнику, певцу цвета Анри Матиссу 31 декабря исполняется 147 лет со дня рождения. Современники называли его «диким» художником за буйство красок и упрощенные и невероятно пластичные формы. Матисс стал одним из основоположников нового течения в искусстве – фовизма. Одна из самых известных и «скандальных» картин Анри Матисса – «Танец», которая хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

«Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. В хороводе художник смог передать пластику танцующих людей настолько точно, что и зрителю хочется присоединиться к героям картины. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Матисса вдохновляли народные пляски, греческие вазы и постановки русских сезонов Сергея Дягилева.

Анри Матисс "Танец", 1910

Анри Матисс «Танец», 1910

У создания картины «Танец» своя необычная история. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Он заказал у художника несколько картин и хотел получить что-то необычное на тему танца и музыки для украшения своего московского особняка. Когда Щукину в 1909 году Матисс прислал первый эскиз с изображенными обнаженными танцующими девушками, коллекционер был в восторге. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. В дому у него живут девочки, которых Щукин забрал после смерти родственников, и обнаженные тела им видеть нельзя. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.

Первый вариант картины "Танец" (1909) хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке

Первый вариант картины «Танец» (1909) хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке

Когда же Щукин получил эскиз последнего варианта «Танца» от Матисса, был в таком восторге, что не спал всю ночь и отправил художнику срочную телеграмму. Коллекционер согласился на хоровод обнаженных, а позже написал в письме Анри Матиссу: «Сударь, я нахожу в вашем «Танце» столько благородства, что решил пренебречь нашим буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнаженными. В то же время нужно будет второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка».

Анри Матисс за работой

Анри Матисс за работой

Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». И хотя во Франции художники и скульпторы в начале XX века вовсю экспериментировали в своем творчестве, картина Матисса все равно вызвала у публики бурю негодования: небрежные мазки, примитивные формы, всего лишь три главных цвета. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Коллекционер чуть было не отказался от картин, но передумал и попросил у художника прощение за свою слабость. Позже Анри Матисс вспоминал: «Понадобилась большая решительность, чтобы выполнить этот заказ, и немалая смелость, чтобы выкупить его». Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел, и они направились в Эрмитаж.

Анри Матисс "Музыка", 1910

Анри Матисс «Музыка», 1910

Сюжет с танцующими людьми оказался настолько удачен, что Анри Матисс не раз использовал его в своем творчестве. На эту тему известны картины художника «Парижский танец», «Танец с настурциями», а эскиз к полотну «Танец» под названием «Танец (I)» хранится в нью-йоркском Музее современного искусства (МОМА). Работа «Танец с настурциями» (1912) после того как имущество Щукина было национализировано, попало в Государственный музей изобразительных искусств.

Анри Матисс "Танец с настурциями", 1912

Анри Матисс «Танец с настурциями», 1912

5 интересных фактов об Анри Матиссе

1. Отец художника мечтал, что Анри Матисс станет адвокатом. Анри после окончания юридического факультета работал в адвокатской конторе клерком в 1889 году. Ему тогда было 20 лет. Неожиданно у Матисса случился острый аппендицит, ему сделали операцию. Анри долго лежал в больнице, и мать, чтобы сын не скучал, принесла ему краски. После этого он увлекся живописью, каждое утро перед работой ходил на уроки рисования, а потом бросил работу в конторе, чем разочаровал отца.

2. Матисс практически всю жизнь дружил с Пабло Пикассо. У них было негласное соперничество, часто художники изображали одни и те же предметы. При этом друг друга они очень уважали.

3. Анри Матисс 22 года прожил с эмигранткой из России Лдией Делекторской, которая была его моделью и помощницей.

4. В последние годы жизни Анри Матисс из-за болезни передвигался на инвалидной коляске. Когда художник уже не мог длительное время стоять, он начал создавать произведения с помощью цветной бумаги. Когда художник лежал в кровати, он рисовал карандашом, привязанным к длинной палке.

matisse-cut-outs-84

5. Самой дорогой работой Матисса стала не картина, а бронзовая скульптура «Обнаженная женская фигура со спины IV». Эта работа вошла в десятку самых дорогих скульптур мира. Ее стоимость оценивается в 48,8 миллионов долларов.

Скульптура Анри Матисса «Обнаженная женская фигура со спины IV»

Скульптура Анри Матисса «Обнаженная женская фигура со спины IV»

umbra.media

почему картина Анри Матисса доводила публику до белого каления

Танец. Анри Матисс, 1910 год. | Фото: artelio.ru.

Танец. Анри Матисс, 1910 год. | Фото: artelio.ru.

Анри Матисса называли «диким» художником, упростившим законы живописи донельзя. Публика возмущалась, критиковала новаторство художника, но при этом постоянно заказывала ему полотна. «Танец» (1910) года считается самой провокационной картиной художника. Обнаженные тела, «примитивное» изображение, широкие мазки – все это эпатировало и, в то же время, привлекало зрителей.

 

Портрет С. И. Щукина. Х. Крон. | Фото: beesona.ru.

Портрет С. И. Щукина. Х. Крон. | Фото: beesona.ru.

В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул русский промышленник и коллекционер Сергей Щукин. Он сделал художнику заказ на несколько картин для украшения своего московского особняка. Щукину хотелось получить что-то эдакое на тему танца и музыки. Матисс с радостью согласился, ведь в его голове уже довольно долгое время зрела идея некой аллегории на танцы. 

La Danse. Henri Matisse, 1910. | Фото: img0.liveinternet.ru.

La Danse. Henri Matisse, 1910. | Фото: img0.liveinternet.ru.

При написании картины художник вдохновлялся русскими сезонами популярного на тот момент Сергея Дягилева, раскрепощенными танцами Айседоры Дункан, греческой вазовой живописью. Почти 4-метровое полотно изображали танцующих в хороводе девушек. Несмотря на то, что мастер упростил их изображение почти что до схематизации, все равно он смог передать экспрессию через цвета (хоть их было все три). Красный символизировал собой внутренний жар человека, объединяющий собой небо и землю, представленных синим и зеленым оттенками. Сам же хоровод олицетворяет экспрессию безумного XX века.

Музыка, Анри Матисс, 1910 год. | Фото: gallery.lariel.ru.

Музыка, Анри Матисс, 1910 год. | Фото: gallery.lariel.ru.

Кроме «Танца», художник написал картину в том же стиле «Музыка». Третье полотно под название «Купание, или Медитация» осталось незаконченным. 

Перед тем, как отправить два полотна в Москву, их выставили на всеобщее обозрение в Осеннем салоне в Гранд-Пале. Несмотря на то, что в начале XX века художники, скульпторы и прочие творческие личности позволяли себе экспериментировать и переходить рамки дозволенного, картины Матисса вызвали бурю эмоций и негодования у публики. Простые небрежные линии, всего лишь три доминирующих цвета и (верх неприличия!) неприкрытые гениталии.

Художник Анри Матисс. | Фото: theredlist.com.

Художник Анри Матисс. | Фото: theredlist.com.

Сергея Щукина обвинили в безвкусице, назвали его собирателем мусора и чуть ли не сумасшедшим. Коллекционер испугался такого натиска и отказался забирать картины. Но уже через несколько дней, будучи на полпути в Москву, Щукин прислал Матиссу телеграмму с просьбой все-таки выслать ему картины. Он просил у художника прощения за свою слабость и трусость, но «причинные» места нужно было все-таки зарисовать.

После наступления Октябрьской революции и прихода к власти большевиков Сергей Щукин в спешке покидает Россию, но картины пришлось оставить. Полотна коллекционера отправились в Эрмитаж.

Картина «Танец» в Эрмитаже. | Фото: art-assorty.ru.

Картина «Танец» в Эрмитаже. | Фото: art-assorty.ru.

 

art.mirtesen.ru

Репина, Саврасова, Брюллова, Малявина, Серебряковой.

Вспоминаем полотна известных русских художников, связанные с этим видом искусства.

Алексей Саврасов. «Хоровод в селе»

Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1873–1874. Государственная Третьяковская галерея

Художник Алексей Саврасов — известный мастер пейзажа. Как говорил его ученик Исаак Левитан, Саврасов испытывал «бесконечную любовь к своей родной земле». Но не на всех своих полотнах он изображал изменчивую природу. В 1874 году художник написал работу «Хоровод в селе».

Алексей Саврасов запечатлел на полотне шумное деревенское гулянье в теплый летний день. На солнечной лужайке собрались жители деревни, одетые в нарядную праздничную одежду. В центре композиции — крестьяне в процессе «хождения за солнцем». Раньше так называли хоровод — самый древний и самый распространенный в русских селениях танец.

«Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Филипп Малявин. «Вихрь»

Филипп Малявин. Вихрь. 1906. Государственная Третьяковская галерея

Русские крестьянки были излюбленным мотивом творчества художника-импрессиониста Филиппа Малявина. В 1906 году он представил публике полотно «Вихрь», на котором женщины в развевающихся пронзительно-ярких сарафанах кружатся в танце.

Фигуры пляшущих крестьянок занимают собой все пространство холста, однако к такому композиционному решению Малявин пришел не сразу. На первоначальном эскизе персонажи картины изображены на фоне деревенского пейзажа, а зритель смотрел на пляску будто бы сверху. В итоговом варианте художник «приблизился» к фигурам и сделал их более монументальными. Полотно создано в присущем Малявину декоративном стиле: тонко выписанные лица, одновременно размашистая манера живописи, чистые цвета, хотя в начале ХХ века художники не использовали таких ярких оттенков. «Вихрь» и шокировал, и восхищал зрителей.

«Впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе… В этом вихре красок есть что-то стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок».

Иван Репин. «Гопак» («Пляска запорожцев»)

Илья Репин. Гопак (Пляска запорожцев). 1927. Частное собрание

Полотно «Гопак» стало последней картиной русского живописца Ильи Репина. Художник начал ее в 1927 году и работал несколько лет. Здоровье Репина было уже подорвано, писать ему было тяжело.

«Недели три я очень плохо себя чувствовал, но все же, опираясь то на шпалы, то на стены, все же не бросал Сечи — подползал и отползал».

В эти годы художник жил в бедности, не было денег даже на холст, а последний его замысел требовал большого пространства. «Гопак» Репин писал на огромном куске линолеума — на готовой картине под слоем краски кое-где заметен его узор.

Живописный танец казаков художник посвятил памяти своего друга и любимого композитора Модеста Мусоргского. Главный персонаж полотна — запорожец в ярком кафтане с золотыми узорами. Разудалые пляски, прыжки через костер, игра на бандуре — веселье казаков Илья Репин изобразил яркими красками и размашистыми мазками. Однако он старательно выписал детали праздничных казацких нарядов — узорчатые яркие кафтаны. Сам художник называл свою картину «красивой и веселой».

«Картина моя по своей идее есть жанр. Портретов никаких… В веселый, теплый день казаки высыпали на берег Днепра и, радуясь своему здоровью и окружающей их природе, веселятся».

Карл Брюллов. «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»

Карл Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1927. Государственный Русский музей

Художник Карл Брюллов, окончив в 1821 году Академию художеств, отправился в поездку по Италии. О своем путешествии живописец писал: «Я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй».

В одном из итальянских двориков он увидел сцену из сельской жизни, которую позже представил на своем полотне как яркий балетный спектакль. В центре его картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» — юная крестьянка, которая тянется за гроздью спелых ягод. Брюллов изобразил свою героиню как статную артистку, застывшую в танцевальном па: девушка поднялась на полупальцы, изящно раскинула руки и слегка прогнулась в спине. Кажется, что она танцует под звуки бубна, на котором играет вторая героиня, отдыхающая после сбора урожая.

Зинаида Серебрякова. «Балетная уборная. Снежинки»

Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки. 1923. Государственный Русский музей

Художница Зинаида Серебрякова в своих работах не изображала сам танец — она показывала зрителю закулисье. Как вспоминала дочь художницы Татьяна Серебрякова, ее мать получила разрешение бывать за кулисами театра по средам и воскресеньям — в дни балетных спектаклей. Там она наблюдала за гримирующимися артистками, знакомилась с ними и делала наброски будущих картин. А позже писала балерин, которые преображаются перед спектаклем и готовятся выйти на сцену.

«Дома у нас бывали танцовщицы. Мама купила балетные пачки, корсажи, трико, туфли — полное облачение балерины, и сама надевала его, принимая перед зеркалом те или иные позы, необходимые для задуманных ею композиций. В своих работах, посвященных балету, шла своим путем, видела этот мир своими глазами».

Работу «Балетная уборная. Снежинки» Серебрякова написала в 1923 году. Юные артистки на полотне готовятся к «Танцу снежинок» из балета Чайковского «Щелкунчик». Одна надевает пуанты, другая поправляет лямку на плече, поглядывая на зрителя, будто в зеркало. На дальнем плане девушка собирает волосы в сценическую прическу. На лицах танцовщиц легкая улыбка — кажется, что именно в этот момент они перевоплощаются. Улыбчивыми, кокетливыми и грациозными Зинаида Серебрякова писала своих героинь на всех полотнах балетной серии.

Танец на холсте: 5 картин русских художников. Галерея 1

Зинаида Серебрякова. Девочки сильфиды (Балет Шопениана). 1924. Государственная Третьяковская галерея

Танец на холсте: 5 картин русских художников. Галерея 1

Зинаида Серебрякова. Балерины в уборной. 1923. Отдел личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина

Танец на холсте: 5 картин русских художников. Галерея 1

Зинаида Серебрякова. В балетной уборной (Большие балерины). 1922. Частное собрание

Автор: Алина Ступакова

www.culture.ru

«Танец»: почему картина Анри Матисса доводила публику до белого каления

Танец. Анри Матисс, 1910 год.

Анри Матисса называли «диким» художником, упростившим законы живописи донельзя. Публика возмущалась, критиковала новаторство художника, но при этом постоянно заказывала ему полотна. «Танец» (1910) года считается самой провокационной картиной художника. Обнаженные тела, «примитивное» изображение, широкие мазки – все это эпатировало и, в то же время, привлекало зрителей.

Портрет С. И. Щукина. Х. Крон.

В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул русский промышленник и коллекционер Сергей Щукин. Он сделал художнику заказ на несколько картин для украшения своего московского особняка. Щукину хотелось получить что-то эдакое на тему танца и музыки. Матисс с радостью согласился, ведь в его голове уже довольно долгое время зрела идея некой аллегории на танцы.

La Danse. Henri Matisse, 1910.

При написании картины художник вдохновлялся русскими сезонами популярного на тот момент Сергея Дягилева, раскрепощенными танцами Айседоры Дункан, греческой вазовой живописью. Почти 4-метровое полотно изображали танцующих в хороводе девушек. Несмотря на то, что мастер упростил их изображение почти что до схематизации, все равно он смог передать экспрессию через цвета (хоть их было все три). Красный символизировал собой внутренний жар человека, объединяющий собой небо и землю, представленных синим и зеленым оттенками. Сам же хоровод олицетворяет экспрессию безумного XX века.

Музыка, Анри Матисс, 1910 год.

Кроме «Танца», художник написал картину в том же стиле «Музыка». Третье полотно под название «Купание, или Медитация» осталось незаконченным.

Перед тем, как отправить два полотна в Москву, их выставили на всеобщее обозрение в Осеннем салоне в Гранд-Пале. Несмотря на то, что в начале XX века художники, скульпторы и прочие творческие личности позволяли себе экспериментировать и переходить рамки дозволенного, картины Матисса вызвали бурю эмоций и негодования у публики. Простые небрежные линии, всего лишь три доминирующих цвета и (верх неприличия!) неприкрытые гениталии.

Художник Анри Матисс.

Сергея Щукина обвинили в безвкусице, назвали его собирателем мусора и чуть ли не сумасшедшим. Коллекционер испугался такого натиска и отказался забирать картины. Но уже через несколько дней, будучи на полпути в Москву, Щукин прислал Матиссу телеграмму с просьбой все-таки выслать ему картины. Он просил у художника прощения за свою слабость и трусость, но «причинные» места нужно было все-таки зарисовать.

После наступления Октябрьской революции и прихода к власти большевиков Сергей Щукин в спешке покидает Россию, но картины пришлось оставить. Полотна коллекционера отправились в Эрмитаж.

Картина «Танец» в Эрмитаже.

У Анри Матисса был весьма непростой характер, но справляться с душевными переживаниями ему помогаларусская муза Лидия Делекторская.

Лидия Делекторская была помощницей, другом и музой Анри Матисса

Сдержанный образ Лидии и ее природная красота очаровывали французского живописца

kulturologia

otevalm.livejournal.com

Танец в живописи

06.01.2015

танец в живописи

Танец считают древнейшим из искусств, так как именно язык тела – наиболее доступный способ передавать другим людям свои эмоции. Некоторые исследователи называют танцы одной из форм проявления сексуальности человека. Но вне зависимости от происхождения этого вида искусства живопись не могла обойти танец стороной. Уже на античных амфорах достаточно часто встречаются изображения танцующих. В Средние века отношение к танцу стало негативным – церковь считала пляски греховными, поэтому нет ни одной картины этого времени, изображающей танцующих людей.

танец в живописи

танец в живописи

Эпоха Ренессанса реабилитировала увлечения человека танцами, но картинах они встречаются также редко. Из «танцевальных» работ этого периода можно лишь вспомнить полотна Сандро Боттичелли «Три грации» и «Весна», и то с некоторой натяжкой.Только единичные картины, посвященные танцам, можно найти в европейском искусстве 15 – 19 веков. Танцоры крайне редко становились объектом интереса художников, и, еще реже могли заказать свой портрет. Среди картин этого времени выделяется картина французского живописца Никола Пуссена «Танец под музыку времени» (1630.) Она отличается от других работ своего времени обращением к искусству античности, поэтому танец у Пуссена приобретает свободу и эмоциональность.

танец в живописи

танец в живописи

Коренным образом изменили отношение к танцам в живописи импрессионисты. Практически у всех видных художников-импрессионистов есть картины, посвященные танцам. Например, у Ренуара есть целая серия работ, которая начинается большим полотном «Танцы в Мулен де ля Галет» (1876), дальше развивает ее в «Танце в городе» и в «Танце в Бужевале» (пригороде), а заканчивает «Танцем в деревне». Но на картинах Ренуара танец является только фоном, художник больше внимания уделяет своим персонажам, тому, как люди различных сословий общаются друг с другом. Творчество Анри Матисса считается одним из самых тяжело воспринимаемых среди основателей импрессионизма. Считается, что понять стиль художника нужно увидеть сразу много его работ в одном месте. Но среди его картин есть работа с говорящим названием «Танец». Здесь художника привлекает именно экспрессия танцевального движения, он показывает, как обезличенные фигуры сливаются в едином порыве. Не всем известно, что у Матисса есть и вторая картина с таким же названием «Танец». Но признанным мастером танца в импрессионисткой живописи был Эдгар Дега, которого называли живописцем танцовщиц. Художник увлекся балетом в 1870 годы и до конца жизни увлекался этим искусством.

танец в живописи

В ранних картинах Дега танец – это сказочный мир гармоничных форм и красок. Яркий пример - «Танцевальное фойе Оперы на улице Ле-Пелетье» (1872). Центром картины является пустое пространство, именно туда стремится солистка, у которой заметно волнение перед выступлением. Это пустое место на картине только усиливает напряженность молодой фигуры танцовщицы. Другая работа этого периода – «Танцевальный класс» (1874). Здесь выделяется фигура Жюля Перро – балетмейстера, мастер романтического балета. Каждая балерина занята своим делом. Эти танцовщицы еще хрупкие, одухотворенные и изящные девушки, в дальнейшем Дега все чаще изображает их усталыми, изможденными, угловатыми, нескладными и обреченными, словно открыв для себя обратную сторону балета. Большой интерес для художника представляли сценические репетиции. На таких картинах Дега старается передать нервозность процесса особой гаммой, которая напоминает колорированную черно-белую фотографию, угловатостью линий, усталостью на лицах балерин. Конечно, одна из самых известных танцевальных картин художника «Голубые танцовщицы», которая удивляет удивительной поэзией линий и цвета. Хотя картина статична, движение балерин ощущается в каждом мазке.

танец в живописи

танец в живописи

Отдельную группу составляют картины, изображающие танцовщиц на сцене. На этих полотнах открывается совсем другой мир, полный ярких красок, иллюзий и превращений. Например «Балет» и «Балетный спектакль, вид на сцену из ложи» "Завершающий арабеск". На этих картинах кроме сцены изображен и «кусочек» зрительного зала. Благодаря этому контрасту волшебство балетного мира становится более явным. На картине «Завершающий арабеск» танцовщица держит в руке подаренный букет, который отражает контраст торжества от удачного выступления и усталости балерины. Импрессионисты открыли для живописи искусство танца, и в 20 веке для многих художников эта тема стала одной из самых любимых.

танец в живописи

танец в живописи

танец в живописи

танец в живописи

танец в живописи

танец в живописи

танец в живописи

танец в живописи

8-poster.ru


Смотрите также