Технологическая карта урока "Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры". Тематическая картина


Тематическая картина

Количество просмотров публикации Тематическая картина - 905

Понятие ʼʼтематическая станковая живописьʼʼ связывается прежде всœего с жанрами бытовым, историческим, батальным. Несмотря на то что тематическая картина исполняется по этюдам с натуры, по сущности своей она ʼʼпротивостоит этюдной живописи, которая имеет лишь вспомогательное назначение и ставит частные, нередко узкоспециальные задачиʼʼ.

С чего начинается работа над тематической картиной, каковы пути и особенности ее композиционной разработки?

Живописец постоянно наблюдает, эстетически осваивает жизнь, у него накапливаются впечатления. Среди многообразных явлений действительности его особенно волнует, допустим, какое-то общественное явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он пытается осмыслить и о котором хочет рассказать изобразительными средствами. Более целœенаправленным становится его наблюдение, но будущее произведение пока еще представляется в общих чертах. Думая о теме, художник одновременно оценивает ее с определœенных идейных позиций.

Так образуется идейно-тематическая основа будущего произведения. Далее содержание темы обретает свои более конкретные рамки в сюжете.

Развитие сюжета средствами изобразительного искусства требует знания композиционных основ, иначе материал наблюдений останется нереализованным в художественной форме. В результате складывается замысел художника и более или менее конкретное представление о формальных средствах картины, включая ее конструкцию.

В замысле (иногда называемом пластическим мотивом) обычно бывают заложены основы художественного образа, его новизны и потенциальные возможности дальнейшей разработки. Новизна пластического мотива отражает не только новое явление в жизни, но и новый сюжет. Это новое явление может заинтересовать многих художников, и, в случае если они остановятся на одном сюжете, им не избежать однообразия, штампа.

Первоначальные композиционные эскизы должны отвечать таким требованиям, как наличие конструктивной идеи и контрастов. Конструктивная идея, лежащая в пластическом мотиве, подсказывает место сюжетно-композиционного центра, в котором сосредоточивается главное в содержании картины.

Наличие конструктивной идеи в первоначальных эскизах помогает установить формат картинной плоскости, масштаб, относительную величину главного и второстепенного, основные тональные и цветовые контрасты.

Поиски композиции продолжаются и в период работы над этюдами, и даже при создании картона.

Работа над эскизами ведется параллельно с выполнением этюдов, набросков, зарисовок. В процессе собирания этого подсобного материала уточняется сюжет, и это оказывает существенную помощь в период завершения картины. Надежными помощниками художника на этой стадии будут исторические данные, предметы быта͵ документы, военное оружие и снаряжение, памятники архитектуры, зафиксированные при крайне важно сти в этюдах, набросках, зарисовках. Вся эта предварительная работа позволяет уточнить, усовершенствовать композицию, избавить ее от приблизительности в расстановке смысловых акцентов.

Далее наступает время разработки картона, т. е. рисунка в размер будущей картины. В нем прорисовываются всœе элементы композиции, включая детали, после чего рисунок с картона (через кальку или припорохом) переносится на холст. Далее выполняется так называемый подмалевок, чаще всœего тонким слоем жидкой краски, ʼʼв протиркуʼʼ, лессировочными, т. е. прозрачными и полупрозрачными, красками. В подмалевке стараются верно взять цветовые или тональные отношения.

Работая над картиной, живописец решает целый ряд сложных задач, к примеру: придать локальным цветам — предметной окраске — колористические качества, установить меру интенсивности, насыщенности цветосочетаний — словом, вылепить цветом форму, сверяясь с условиями освещения, образующего светотень и рефлексы. Все эти и другие не менее трудные задачи решаются с прицелом на реализацию идейного содержания. При этом нельзя забывать о силе воздействия законов композиции на процесс формирования художественного образа средствами живописи.

В создании композиции большую роль играет подсобный материал. Но иногда он должна быть недостаточно целœенаправленно собран и проработан, тогда на завершающем этапе вдруг выяснится, что не хватает каких-то важных элементов для целостного выражения сути композиции. Выход один: восполнить недостающее, вновь обратившись к источникам, к поискам нужного материала.

Дробность, ощущение делимости композиции на несколько самостоятельных частей мешают зрителю прочитать замысел художника, затрудняют восприятие картины как целостного организма. По этой причине, заканчивая работу, надлежит обратить внимание на выразительность сюжетно-композиционного центра, на его смысловые связи с второстепенными частями картины, сравнить силу контрастов в главном и подчинœенном, проверить, нет ли повторяемости в тональных напряжениях, формах, величинах.

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - определœение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. В понятие сюжетно-тематическая картина входит:

историческая картина

бытовая (жанровая) картина

Батальная картина

referatwork.ru

Технологическая карта урока "Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры"

I.Организационный

этап

Формы организации: фронтальная работа

Способствует созданию психолого-эмоциональной стабильности, внешней мотивации.

- Здравствуйте. Каждый урок вы удивляете меня своей любознательностью. По вашим жизнерадостным лицам и добрым глазам видно, что и сегодня вы хотите открыть новые тайны изобразительного искусства.

Зачем вам это надо?

Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активней будь!

И к знаниям откроешь путь!»

Настрой на позитивное и продуктивное общение Осмысливают: знания нужны, чтобы стать успешными людьми, много знать в дальнейшем. (ПО): Чтобы быть образованными, культурными, в нужных ситуациях блеснуть своими знаниями, показать эрудицию

Личностные УУД: Внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу обучения. Мотивационная основа учебной деятельности.

II. Актуализация знаний

Создание ситуации

успеха

Формы организации: групповая (работа в паре)

Слайд 3

Слайд 2

Способствует созданию ситуации успеха. Предлагает карточку иллюстративным материалом - Посмотрите на репродукции картин разных жанров. Какие жанры вам уже знакомы? Подпишите название известных жанров.

Приложение №1

Проверка

Критерии оценивания:

«5» - нет ошибок при отнесении жанра репродукций картин;

«4» - 1 ошибки при отнесении жанра репродукций картин;

«3» - 2 ошибки при отнесении жанра репродукций картин;

«2» - 3 и более ошибок при отнесении жанра репродукций картин

Учащиеся работают в паре, работают по заданию: подписывают уже знакомые им жанры (портрет,

пейзаж, натюрморт, анималистический жанр)

Проверка выполненной работы по образцу, оценивание.

Сверяют с эталоном, выставляют оценку в «Оценочный лист» (Приложение № 2)

Предметные: Знают, определяют жанры изобразительного искусства: пейзаж, анималистика, портрет, натюрморт. Личностные УУД:

Проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению заданий.

Регулятивные УУД: Осуществлять контроль в форме сличения ответа с заданным, оценивать выполнение задания по заданным параметрам.

Познавательные (логические)УУД: Осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Понимать заданный вопрос и строить сообщения в устной форме. Коммуникативные УУД: Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе. Корректно сообщать об ошибках. Активизация терминологической речи. Умение выражать свои мысли

III. Целеполагание

1.Создание ситуации

затруднения (разрыва)

Формы организации: фронтальная работа

Приём: проблемный диалог

2. Подведение к осознанию учащимися темы урока,

учебной задачи, её

решение

Формы организации: фронтальная работа

Приём: проблемный диалог

3. Составление плана работы над темой

Слайды 4, 5

«Тематическая (сюжетная) картина»

Слайд 6

Цель урока

Слайд 6

Нацеливает на видение этой незнакомой группы репродукций, создаёт проблемную ситуацию.

- Есть ли картины, которые не относятся ни к одному из перечисленных ранее жанров? - Что на них изображено? На какую тему эти картины?

- Какое слово чаще всего повторялось?

- Правильно. Слово – тема. Все эти картины называются тематические.

- Изучали ли мы с вами тематические картины?

-Как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

- Назовите цель нашего урока?

Нацеливает на последовательность изучения темы

- Как мы будем изучать эту тему?

Понимают поставленные вопросы, обосновывают, учатся формулировать тему, ставить задачу, планировать пути достижения поставленной цели

(ПО): Да, это картины под №:1,3,7,9,10

(ПО): сражение, тема войны, тема труда людей, тема жизни людей ….

(ПО): тема.

(ПО): нет

(ПО): тематическая картина.

(ПО): познакомиться с понятием «тематическая картина»

Определяют последовательность изучения новой темы

(ПО): нам нужно знать, что такое тематическая картина.

(ПО): у всех ранее изученных жанров есть разновидности, поэтому надо уточнить может быть и у тематической картины есть свои жанровые разновидности.

(ПО): Если есть жанровые разновидности тематической картины, то узнать какие.

Предметные: тематическая картина Познавательные УУД:

понимание заданного вопрос и построение сообщения в устной форме.

Регулятивные УУД:

Оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения – прогнозирование)

Обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные УУД: На основе сравнений, наблюдений высказывать суждения и делать самостоятельно выводы Регулятивные УУД: (целеполагание) постановка учебной задачи, принятие и сохранение учебной задачи; определять последовательность изучения материала, опираясь на предварительно составленный план

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Работа над новым материалом

1. Формирование понятия «тематическая картина».

Формы организации:

фронтальная работа

2. Формирование понятия «жанры » тематической картины

Формы организации:

фронтальная (коллективная), индивидуальная

Формы организации:

групповая

3. Закрепление нового материала

Формы организации:

фронтальная

4. Проверка усвоения нового

Формы организации: фронтальная

Формы организации:

самостоятельная

5. Практическая работа

Формы организации:

индивидуальная

Слайд 8

Слайд 9

Слайды 10, 11, 12, 13

Слайд 14

Слайды 15, 16, 17

Слайд 18

Слайд 19

(критерии оценивания)

Слайды 20-25

Слайд 26

Слайды 27-31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Нацеливает на формирование понятия «тематическая картина»

- Что объединяет оставшуюся группу картин, в чём вы видите сходство?

- Закончите предложение «Тематическая картина – жанр изобразительного искусства …»

Организует работу по уточнению понятие «жанр».

Нацеливает на формирование понятия «Жанры тематической картины».

- Одинаковый ли сюжет (тематика) картин, о которых мы сейчас говорим?

Организует работу по изучению теоретического материала индивидуально (Приложение № 3)

Организует работу в группах

(уточняются функции каждого участника группы по памятке), объясняется задание: составить и представить схему «Жанровые разновидности тематических картин» Работают 7 мин с поэтапной проверкой

Организует работу по закреплению новых знаний, задавая вопросы

-По каким признакам можно определить «картинный (сюжетный)» жанр? - Назовите жанры тематической картины?

Знакомит с определением «тематическая картина»

Вводит НРК, демонстрирует портреты и картины художников Таймыра

Организует проверку последнего задания: жанр и номер репродукций картин по жанрам (задание – вид жанра на листе) (Приложение № 5)

Организует самооценку и оценку группой

Организует проверку знания жанров:

А) демонстрация картин

Б) Проводит проверочную работу (Идёт показ разных картин, учащиеся заполняют таблицу)

Организует проверку и оценку выполненной работы

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ

Настраивает на выполнение наброска рисунка.

- В преддверии какого праздника мы находимся?

- Эти события для нас значимы, что мы можем нарисовать?

Критерии оценивания:

Отвечают на вопросы, формулируют понятие «тематическая картина»

(ПО): присутствует сюжет

(ПО): картина на какую-то определённую тему (ПО): рассказывает о каком-либо явлении или событии

Трактовка понятия учащимися, сопоставление с эталоном

Воспринимают полученную информацию

(ПО): Нет

Изучают новую тему (теорию) индивидуально самостоятельно

Распределяют роли, выполняют задание по плану: вписывают название жанра и цифры – номера картин. (Приложение 4)

(ПО): рассказывает о каком-либо явлении или событии

(ПО): исторический, батальный и др.

Проговаривают, запоминают

Расширяют знания о художниках Таймыра, распределяют картины по жанрам

Докладчик прикрепляет выполненное задание на доске, доказывает правильность выполненного задания по одному из жанров

Сверяют с эталоном, выставляют оценку в «Оценочный лист» (Приложение № 2)

Называют жанр показанной репродукции

Определяют жанр, заполняют таблицу.

(Приложение № 6)

Удерживают учебное задание, оценивают

«Оценочный лист» (Приложение 2)

(ПО): день рождения Таймыра

Обдумывают, выполняют наброски карандашом, готовят сообщение: определяют тему рисунка, композицию, жанровую разновидность, дают название рисунку

Предметные: Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя предложенный теоретический материал

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи Коммуникативные УУД: Умение вести диалог, правильное использование речевых средств Познавательные УУД: Создавать алгоритм для решения учебной задачи, следовать ему при выполнении заданий.

Предметные: дают определение картинному жанру, называют его разновидности Коммуникативные УУД: Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе. Корректно сообщать об ошибках.

Предметные: знают определение

Предметные: знают художников Таймыра, определяют виды

Регулятивные УУД: Осуществлять контроль в форме сличения ответа с заданным, оценивать выполнение задания по заданным параметрам.

Предметные: знают жанры

Регулятивные УУД: Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Предметные: Понимание новых терминов и определений. Использование полученных знаний в практической работе Регулятивные УУД: Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

IV Рефлексия

Слайд 36, 37, 38

Слайд 39

Слайд 40

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока

- Что мы узнали сегодня на уроке?

- Достигли ли мы своей цели?

Оцените себя, используя карандаш (фломастер)

Красный - было очень интересно на уроке, со всеми заданиями справился, усвоил в полном объёме новую тему

Зелёный – было интересно, были небольшие трудности при выполнении заданий, не всё усвоено

Жёлтый – было неинтересно, испытывал значительные затруднения, новый материал новый почти не запомнил.

Критерии оценивания

Отвечают на вопросы, проводят оценку настроения, самооценку, рефлексию:

(ПО): что такое тематическая картина,

жанры тематической картины, выполняли практическую работу по теме

Итоговая оценка за урок

«Оценочный лист»

(Приложение 2)

Регулятивные УУД: Осуществлять самооценку и самоконтроль учебной деятельности.

videouroki.net

Презентация по изобразительному искусству на тему Сюжетно-тематическая картина"

Описание слайда:

7 класс Цели и задачи:   Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Оборудование и материалы: Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства. Художественные материалы для практической работы.   План урока Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся. Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций. Постановка художественной задачи. Практическое выполнение задания. Подведение итогов и анализ работ.   Ход урока. -На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.   Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и , в частности, ее особого типа- бытового жанра. - Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете? (презентация , 1-5 сл.) / Задание: перечислите, записав в столбик названия видов изо искусства/ (презентация , 8сл.)- проверьте себя.    Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. (презентация , 9- 13сл.) / Задание: перечислите, записав в столбик названия жанров изо искусства/    Что же такое жанры в изобразительном искусстве?    Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина.   В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.    Каков сюжет представленных живописных работ?    - Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?      Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.     Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.      (В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)      Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.     (Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.)        Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.      (Произведения Тициана, Ф. Гойя,  А. Ватто,  В Верещагина, М. Грекова).    -  Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.    (Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др.    При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.)     - Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.     К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. Первым этапом работы над тематической картиной является выполнение предварительного эскиза    / Задание:  выполнить эскиз тематической картины «Жизнь моей семьи»./     Какие задачи решает предварительный эскиз? Построение композиции : размещение на плоскости листа центральных действующих лиц, передача движения, поз , действия;   Домашнее задание: выполните дома наброски , передающие движение людей, задействованных в вашей сегодняшней работе.   

infourok.ru

Тематическая картина в русском искусстве. Творчество В.Сурикова.

Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.

Исторический жанр – один из трудных в живописи.

"Исторический живописец должен быть сродни учёному. Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне. Это совсем не лёгкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд".

Э.Кузнецова.

Василий Иванович Суриков – один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Каждая картина Сурикова – это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

Талант и упорство Сурикова привели его из заснеженной Сибири  в Петербург, в Академию художеств, которую он закончил с золотой медалью.

В марте 1881 года состоялась очередная выставка передвижная выставка. Событием её стало произведение мало ещё кому известного художника – Василия Ивановича Сурикова "Утро стрелецкой казни"

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.

Поступая в Академию художеств, Суриков уже в студенческие годы проявил себя талантливым художником, и его произведения много раз отмечались золотыми и серебряными медалями. После Академии начинается напряжённая работа над большими историческими полотнами. Среди них самое известное произведение В.И.Сурикова "Боярыня Морозова".

Картина изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Фигура боярыни на скользящих розвальнях — единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Высоко поднятая в символическом жесте рука — как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей… закаляется в них воля… восстают неведомые душевные силы».

  

Теперь обратимся к другой картине художника. Она очень похожа на семейный портрет, но какие исторические события скрываются за образами её персонажей?

На картине "Меншиков в Березове" изображена тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым деревенским столом сидят четыре человека – Меншиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. В сущности перед нами семейный портрет, но дети словно покинутые сироты, отец же их во власти угрюмого одиночества.

Сподвижник Петра I светлейший князь Александр Данилович Меншиков, фактический правитель Российского государства при Екатерине I, попал в опалу при императоре Петре II, был лишён всех своих должностей, чинов и сослан в сибирское селение Берёзов.

Кажется, что тяжёлые испытания, выпавшие на долю Меншикова, не сломили его, а ещё более закалили. В его гордой осанке, уверенной позе, во властно сжатой руке сказывается волевой характер, черты гордого повелителя, но в угрюмом взгляде сквозят унижение, скованность, безысходность. Участь этого не сломленного испытаниями человека составляет драматический узел замысла Сурикова.

Позы, жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях и чувствах. Им вторит цветовое решение образов. Сравните глубокие тёмные тона в одеждах Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Меншикова Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлечённо читает книгу. Обаятельный образ Александры создаёт ощущение уюта и спокойствия.

Младшие дети Меншикова переживут ссылку, но судьба их на воле будет несчастной, как и многих людей послепетровской эпохи. Картина рассказывает не только о семейной драме, но и трагическом переломе истории после смерти Петра I.

Работа художника над картиной

Картина — это произведение живописи. Рассматривая ее, мы всегда стараемся разобраться в том, что она отражает.

Изобразительные задачи художник решает приемами композиции, рисунка, живописи.

Композиция — от латинского слова, обозначающего составление, создание — умение создавать, размещать, составлять. Определив тему, художник при помощи композиции стремится раскрыть свой идейный замысел. Он очерчивает круг действующих лиц, разрабатывает их характеристики, взаимоотношения, подчеркивает размером, расположением или цветом главное, решает группирование действующих лиц и предметов. Для четкого определения главного выбирает удобную точку зрения, место линии горизонта на картинной плоскости, определяет формат. Художник должен найти цветовой строй картины, варианты освещения отдельных предметов.

Рисунок — основа изобразительного искусства. Правильно выполнить рисунок — значит отразить характер действующихлиц, передать пропорции и объем предметов, их пространственное расположение и т. д. Рисуют обычно карандашом, углем, сангиной.

Следующий этап — живописное исполнение, то есть работа красками. Цветом передают время года, состояние природы, материал и фактуру предметов (ткань, дерево, металл, вода, снег и т. д.), ощущение движения, полнокровность жизни.

Каждая картина — плод упорного, напряженного, длительного творческого труда, поисков и мастерства художника.

На создание картины художника может вдохновить какое-нибудь волнующее событие, встреча. Он создает в воображении определенный образ, который формируется на основании изучения документального материала или природы. Художник выражает свое отношение к изображаемому — прекрасное воспевает и утверждает, уродливое высмеивает и отбрасывает. Это и есть мысли художника, то главное, что произведения искусства несут людям.

Практическое задание: 

 1 вариант:

 Подготовительный этап к написанию исторической картины. Ответить письменно на вопросы и нарисовать эскиз героя будущей работы в костюме соответствующем выбранному вами временному отрезку.

1.Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить работу?

2. Какие литературные произведения вы читали об этом историческом событии (герое)? Знаете ли вы живописные, графические работы, посвящённые эти событиям?

3.Какой костюм будет одет на главном герое картины?4.Какие вещи, изображенные на картине будут отображать выбранную вами эпоху?

5.Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основную мысль?

6.Как вы назвали бы свою картину?

7.Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выразить?

2 вариант:

Написать доклад на одну из выбранных тем:

1.Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи» 2.Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.(на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова) 3.Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»)

Требования к докладу:1. Доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника;2. При написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы;3. Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей;4. Доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы;5. При подготовке доклада использовать не менее 3- х первоисточников.6. В докладе обязательно указываются список литературы или ссылки на интернет страницы.

7.Объем доклада не более 5 страниц формата А4 набранных шрифтом 12 кегля.

tvorcestvo.blogspot.ru

Тема урока: Тематическая картина в русском искусстве 19 века

План-конспект урока ИЗО в 7 классе

Вид  занятия: комбинированный урок. 

Тема урока: Тематическая картина в русском искусстве 19 века

Цель урока: узнать понятие тематическая картина.

Задачи:  что представляет собой тематическая картина;

Рассмотреть исторический жанр, батальный, бытовой;

Формирование у учащихся нравственного воспитания.

-Образовательная.

Систематизировать знания русской живописи 19 века. Узнать больше о некоторых известных русских художников 19 века.

-Развивающая.

Способность различать виды разных жанров, расширяет кругозор;

-Воспитывающая.

Воспитание у учащихся нравственно-эстетического мышления.

Оборудование урока:

-для учителя:

Классная доска, мел; методические пособия,  проектор, презентация на тему «Тематическая картина в русском искусстве 19 века»

-для учащихся:

Тетрадь, ручка, карандаш.

План урока:

1.Организационная часть(1 мин.)

2.Актуализация (связка прошлого материала с новым) (2 мин.)

3.Объяснение нового материала(30 мин.)

4. Анализ усвоенных знаний с помощью теста (10 мин)

5. Итог урока(2 мин.)

Ход урока:

1. Организационная часть(1 мин.)

-Здравствуйте  ребята! Садитесь. Сегодняшний ваш урок буду вести я, меня зовут Александр Анатольевич. Попрошу подготовить свои рабочие места, на партах ни должно быть ничего лишнего, только тетрадь, ручка и карандаши. Сумки со стола убрали. Итак, приступим.

Цель для учащихся: - подготовка себя и рабочего места к уроку.

2. Актуализация(2 мин.)

Цель для учителя: - заинтересовать, ввести детей в тему урока, постановка конкретной цели на урок, связать тему урока с прошлым уроком.

Цель для учащихся: - постановка цели работы на этот урок, обобщение знаний о видах живописи.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что вы изучали на прошлом уроке? Давайте откроем тетради и вспомним, что именно рассматривали на прошлом уроке? Как называются эти три картины? Кто их написал?

-молодцы! Сегодня мы рассмотрим тему под названием «Тематическая картина в русском искусстве 19 века»

3. Объяснение нового материала(30 мин.)

Цель для учителя: - Организовать работу учеников, дать конкретные знания о русской живописи 19века. Рассмотреть и разобрать работы Венецианова, К.Брюллова, А.Иванова, Айвазовского,  Репина, Сурикова. Рассмотреть что такое тематическая картина.

Цель для учащихся: - Узнать о понятии тематическая картина, что она в себя включает. Познакомиться с некоторыми известными русским художниками 19 века.

Тематические картины в русской живописи зарождаются  в начале 19 века. В зависимости от содержания тематические картины делят на исторические, посвященные событиям прошлого, батальные, отображающие сцены войн, битв, походов, и бытовые, в которых художник показывает повседневные явления современной ему жизни.

-Ребята скажите, вы знакомы с понятием жанр?

Жанр – это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

Вам знаком художник Алексей Гаврилович Венецианов? Его картины «Весна», «Жнецы», «Спящий пастушок», «Чистка свеклы»… скажите, пожалуйста, что изображено на них? Какие моменты?) и к какому жанру можно отнести его работы? Правильно бытовой жанр!

Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Кто-нибудь слышал о таком талантливом художнике  как Карл Брюллов?

Давайте рассмотрим его известнейшую его работу под названием «Последний день Помпеи» В картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи»  показан день жизни и смерти римского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво. Убранство ка­ждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи — фрески, цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы. Так было до того страшного дня августа 79 года, когда вдруг начались подземные толчки. Из фонтанов исчезла вода, опустели колодцы. Утром 24 августа раз­дался оглушительный грохот и толчок небывалой силы словно бы взорвал томительный зной. В этот миг вершина Везувия расколо­лась на две части, а из образовавшегося жерла поднялся огненный столб. Это было начало катастрофы.

Вот как выглядит сейчас этот город…

Кто мне скажет, к какому жанру можно отнести эту картину? Правильно исторический. Давайте запишем определение историческому жанру..

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Давайте рассмотрим еще две картины исторического жанра известного русского художника Василия Ивановича Сурикова.

Кто нибудь знаком с его творчеством?

Давайте посмотрим на экран. Мы видим картину под названием Боярыня Морозова.

В исторической картине В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”(1887) нас ещё больше поражает многообразие человеческих характеров и типов. Здесь и сама Морозова, и множество других людей, по-разному относящихся к происходящему событию. Здесь лица сочувственные: в одних читается тревога, в других – сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица суровые, задумчивые.

Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях, которым она посвящена. Боярыня Морозова была видной раскольницей. Раскол – это религиозное движение, распространившееся на Руси в XVII веке. В то время крепнущее царское самодержавие начинало вводить “новые порядки”, многое, заимствуя из опыта заграничных государств. Эти изменения и нововведения коснулись и церкви. Раскольники были яростными защитниками старины, они боролись за сохранение отсталых обычаев. Но в движении раскола принимала участие беднота. Бедным казалось, что, борясь за сохранение старого, они отстаивают своё, родное, против иноземного “немецкого”. Поскольку новые порядки вводились сверху, от имени царя и поддерживающей его церкви, то раскольники стихийно выступали и против усиливающегося гнёта самодержавия.

Федосья Прокопьевна Морозова была человеком сильного характера. Она много помогала неимущему люду, больным и несчастным, и поэтому её любили простые люди из народа. По указу царя Морозову сослали в монастырь и заключили в острог, где она и погибла.

Суриков рассказал о судьбе Морозовой, как о событии большого масштаба, как о народной драме. Именно народ – во всём его многообразии – подлинный герой суриковской картины. Для того, чтобы передать размах события, Суриков взял тот момент из жизни Морозовой, когда её, закованную в кандалы и брошенную в сани, провозят по многолюдным улицам Москвы. Царь и его слуги надеялись таким образом публично опозорить знаменитую раскольницу. Но этого не произошло. Замышляемое властью осмеяние боярыни-раскольницы стало поводом для выражения чувств народных, для столкновения человеческих страстей.

«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.

Ребята назовите мне, пожалуйста, самого известного мариниста!

Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.

Выдающейся победе русского флота в той же войне посвящена картина «Чесменский бой» (1848). После Хиосского сражения турецкий флот укрывшийся на ночь в Чесменской бухте, у анатолийских берегов, был уничтожен вошедшей в бухту русской эскадрой, которой командовал адмирал Г. А. Спиридов. В этом бою особенно отличился брандер под командованием лейтенанта Д. С. Ильина, сумевший поджечь неприятельское судно. Пожар перекинулся на другие турецкие суда; дело довершили русские корабельные пушки. Слева на переднем плане картины изображены турецкие моряки, спасающиеся на обломках своих кораблей, справа — темная масса корабля, маленькая шлюпка с гребцами, взорванные турецкие суда; на дальнем плане виден освещенный заревом пожара восточный город, террасами расположившийся по уступам холма. Впечатление от картины ночного пожара усиливается благодаря резкому контрасту между багряно-золотистыми всплесками огня и бледным светом луны, выглянувшей из-за облаков. 

4.Анализ усвоенных знаний с помощью теста (10 мин)

5. Итог урока(2 мин.)

Цель для учителя: - С помощью постановки наводящих вопросов провести общий итог урока.

Цель для учащихся: - Вспомнить и обобщить все знания, полученные во время урока.

Итак, ребята, что мы нового сегодня узнали? Что такое истинная красота? Какие молодежные субкультуры мы обсуждали сегодня и что им характерно? Какие знания нам помогут избежать пластических хирургов и анарексии?

Ребята всегда нужно помнить, что красота проявляется не только по внешним признакам. Каждый индивидуален, какие мы бы ни были блондинки брюнетки, высокие, полненькие, наша красота будет зависеть от нашего внутреннего мира, поведения, поступков, ведь со временем внешняя красота проходит а внутренняя обоготится. Как говориться в известной пословице, встречают по одежке, а провожают по уму!

- На этом наш урок может быть закончен. До свидания!

 

Просмотр содержимого документа «план-конспект 7 б Лесников»

План-конспект урока ИЗО в 7 классе

Вид занятия: комбинированный урок.

Тема урока: Тематическая картина в русском искусстве 19 века

Цель урока: узнать понятие тематическая картина.

Задачи: что представляет собой тематическая картина;

Рассмотреть исторический жанр, батальный, бытовой;

Формирование у учащихся нравственного воспитания.

-Образовательная.

Систематизировать знания русской живописи 19 века. Узнать больше о некоторых известных русских художников 19 века.

-Развивающая.

Способность различать виды разных жанров, расширяет кругозор;

-Воспитывающая.

Воспитание у учащихся нравственно-эстетического мышления.

Оборудование урока:

-для учителя:

Классная доска, мел; методические пособия, проектор, презентация на тему «Тематическая картина в русском искусстве 19 века»

-для учащихся:

Тетрадь, ручка, карандаш.

План урока:

1.Организационная часть(1 мин.)

2.Актуализация (связка прошлого материала с новым) (2 мин.)

3.Объяснение нового материала(30 мин.)

4. Анализ усвоенных знаний с помощью теста (10 мин)

5. Итог урока(2 мин.)

Ход урока:

1. Организационная часть(1 мин.)

-Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодняшний ваш урок буду вести я, меня зовут Александр Анатольевич. Попрошу подготовить свои рабочие места, на партах ни должно быть ничего лишнего, только тетрадь, ручка и карандаши. Сумки со стола убрали. Итак, приступим.

Цель для учащихся: - подготовка себя и рабочего места к уроку.

2. Актуализация(2 мин.)

Цель для учителя: - заинтересовать, ввести детей в тему урока, постановка конкретной цели на урок, связать тему урока с прошлым уроком.

Цель для учащихся: - постановка цели работы на этот урок, обобщение знаний о видах живописи.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что вы изучали на прошлом уроке? Давайте откроем тетради и вспомним, что именно рассматривали на прошлом уроке? Как называются эти три картины? Кто их написал?

-молодцы! Сегодня мы рассмотрим тему под названием «Тематическая картина в русском искусстве 19 века»

3. Объяснение нового материала(30 мин.)

Цель для учителя: - Организовать работу учеников, дать конкретные знания о русской живописи 19века. Рассмотреть и разобрать работы Венецианова, К.Брюллова, А.Иванова, Айвазовского, Репина, Сурикова. Рассмотреть что такое тематическая картина.

Цель для учащихся: - Узнать о понятии тематическая картина, что она в себя включает. Познакомиться с некоторыми известными русским художниками 19 века.

Тематические картины в русской живописи зарождаются в начале 19 века. В зависимости от содержания тематические картины делят на исторические, посвященные событиям прошлого, батальные, отображающие сцены войн, битв, походов, и бытовые, в которых художник показывает повседневные явления современной ему жизни.

-Ребята скажите, вы знакомы с понятием жанр?

Жанр – это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

Вам знаком художник Алексей Гаврилович Венецианов? Его картины «Весна», «Жнецы», «Спящий пастушок», «Чистка свеклы»… скажите, пожалуйста, что изображено на них? Какие моменты?) и к какому жанру можно отнести его работы? Правильно бытовой жанр!

Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Кто-нибудь слышал о таком талантливом художнике как Карл Брюллов?

Давайте рассмотрим его известнейшую его работу под названием «Последний день Помпеи» В картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» показан день жизни и смерти римского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво. Убранство ка­ждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи — фрески, цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы. Так было до того страшного дня августа 79 года, когда вдруг начались подземные толчки. Из фонтанов исчезла вода, опустели колодцы. Утром 24 августа раз­дался оглушительный грохот и толчок небывалой силы словно бы взорвал томительный зной. В этот миг вершина Везувия расколо­лась на две части, а из образовавшегося жерла поднялся огненный столб. Это было начало катастрофы.

Вот как выглядит сейчас этот город…

Кто мне скажет, к какому жанру можно отнести эту картину? Правильно исторический. Давайте запишем определение историческому жанру..

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Давайте рассмотрим еще две картины исторического жанра известного русского художника Василия Ивановича Сурикова.

Кто нибудь знаком с его творчеством?

Давайте посмотрим на экран. Мы видим картину под названием Боярыня Морозова.

В исторической картине В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”(1887) нас ещё больше поражает многообразие человеческих характеров и типов. Здесь и сама Морозова, и множество других людей, по-разному относящихся к происходящему событию. Здесь лица сочувственные: в одних читается тревога, в других – сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица суровые, задумчивые.

Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях, которым она посвящена. Боярыня Морозова была видной раскольницей. Раскол – это религиозное движение, распространившееся на Руси в XVII веке. В то время крепнущее царское самодержавие начинало вводить “новые порядки”, многое, заимствуя из опыта заграничных государств. Эти изменения и нововведения коснулись и церкви. Раскольники были яростными защитниками старины, они боролись за сохранение отсталых обычаев. Но в движении раскола принимала участие беднота. Бедным казалось, что, борясь за сохранение старого, они отстаивают своё, родное, против иноземного “немецкого”. Поскольку новые порядки вводились сверху, от имени царя и поддерживающей его церкви, то раскольники стихийно выступали и против усиливающегося гнёта самодержавия.

Федосья Прокопьевна Морозова была человеком сильного характера. Она много помогала неимущему люду, больным и несчастным, и поэтому её любили простые люди из народа. По указу царя Морозову сослали в монастырь и заключили в острог, где она и погибла.

Суриков рассказал о судьбе Морозовой, как о событии большого масштаба, как о народной драме. Именно народ – во всём его многообразии – подлинный герой суриковской картины. Для того, чтобы передать размах события, Суриков взял тот момент из жизни Морозовой, когда её, закованную в кандалы и брошенную в сани, провозят по многолюдным улицам Москвы. Царь и его слуги надеялись таким образом публично опозорить знаменитую раскольницу. Но этого не произошло. Замышляемое властью осмеяние боярыни-раскольницы стало поводом для выражения чувств народных, для столкновения человеческих страстей.

«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.

Ребята назовите мне, пожалуйста, самого известного мариниста!

Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.

Выдающейся победе русского флота в той же войне посвящена картина «Чесменский бой» (1848). После Хиосского сражения турецкий флот укрывшийся на ночь в Чесменской бухте, у анатолийских берегов, был уничтожен вошедшей в бухту русской эскадрой, которой командовал адмирал Г. А. Спиридов. В этом бою особенно отличился брандер под командованием лейтенанта Д. С. Ильина, сумевший поджечь неприятельское судно. Пожар перекинулся на другие турецкие суда; дело довершили русские корабельные пушки. Слева на переднем плане картины изображены турецкие моряки, спасающиеся на обломках своих кораблей, справа — темная масса корабля, маленькая шлюпка с гребцами, взорванные турецкие суда; на дальнем плане виден освещенный заревом пожара восточный город, террасами расположившийся по уступам холма. Впечатление от картины ночного пожара усиливается благодаря резкому контрасту между багряно-золотистыми всплесками огня и бледным светом луны, выглянувшей из-за облаков. 

4.Анализ усвоенных знаний с помощью теста (10 мин)

5. Итог урока(2 мин.)

Цель для учителя: - С помощью постановки наводящих вопросов провести общий итог урока.

Цель для учащихся: - Вспомнить и обобщить все знания, полученные во время урока.

Итак, ребята, что мы нового сегодня узнали? Что такое истинная красота? Какие молодежные субкультуры мы обсуждали сегодня и что им характерно? Какие знания нам помогут избежать пластических хирургов и анарексии?

Ребята всегда нужно помнить, что красота проявляется не только по внешним признакам. Каждый индивидуален, какие мы бы ни были блондинки брюнетки, высокие, полненькие, наша красота будет зависеть от нашего внутреннего мира, поведения, поступков, ведь со временем внешняя красота проходит а внутренняя обоготится. Как говориться в известной пословице, встречают по одежке, а провожают по уму!

- На этом наш урок может быть закончен. До свидания!

Просмотр содержимого презентации «Тематическая картина в русском искусстве XIX века»

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Тематическая картина

в русском искусстве

XIX века

Тематические картины в русской живописи зарождаются в начале 19 века. В зависимости от содержания тематические картины делят на исторические, посвященные событиям прошлого, батальные, отображающие сцены войн, битв, походов, и бытовые, в которых художник показывает повседневные явления современной ему жизни.

Тематические картины в русской живописи зарождаются в начале 19 века. В зависимости от содержания тематические картины делят на исторические, посвященные событиям прошлого, батальные, отображающие сцены войн, битв, походов, и бытовые, в которых художник показывает повседневные

явления современной ему жизни.

Жанр – это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

Жанр – это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов   (1780—1847)

Алексе́й Гаври́лович

Венециа́нов  

(1780—1847)

«На пашне. Весна» 1822 г. «Жнецы» 1826 г.

«На пашне. Весна» 1822 г.

«Жнецы» 1826 г.

«Спящий пастушок» 1824 г. «Чистка свеклы» 1822 г.

«Спящий пастушок» 1824 г.

«Чистка свеклы» 1822 г.

Бытовой жанр   - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Бытовой жанр   - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Карл Па́влович Брюлло́в   ( 17 99 —18 52 )

Карл Па́влович

Брюлло́в  

( 17 99 —18 52 )

К . Брюллов

К . Брюллов " Последний день Помпеи»

Исторический жанр   - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества .

Исторический жанр   - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества .

Васи́лий Ива́нович Су́риков   ( 18 48 —1 916 )

Васи́лий Ива́нович

Су́риков  

( 18 48 —1 916 )

В.Суриков «Боярыня Морозова»

В.Суриков «Боярыня Морозова»

В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»

В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский   ( Ованнес Айвазян) ( 1 817 —1 900 )

Ива́н Константи́нович

Айвазо́вский  

( Ованнес Айвазян)

( 1 817 —1 900 )

И.К. Айвазовский « Чесменский бой »

И.К. Айвазовский

« Чесменский бой »

ТЕСТ на тему « Тематическая картина в русском искусстве XIX века»

ТЕСТ

на тему « Тематическая картина

в русском искусстве

XIX века»

Когда зародились тематические картины в русской живописи? 1. В 1822 г. 2. В начале 19 века 3. Конец 18 века

Когда зародились тематические

картины в русской живописи?

1. В 1822 г.

2. В начале 19 века

3. Конец 18 века

В зависимости от содержания тематические картины делят на… 1. Исторический жанр 2. Батальный жанр 3. Бытовой жанр 4. Все вместе

В зависимости от содержания

тематические картины делят на…

1. Исторический жанр

2. Батальный жанр

3. Бытовой жанр

4. Все вместе

Кто писал в бытовом жанре? 1. Айвазовский 2. Венецианов 3. Тропинин

Кто писал в бытовом жанре?

1. Айвазовский

2. Венецианов

3. Тропинин

Художник маринист? 1. Брюллов 2. Суриков 3. Айвазовский

Художник маринист?

1. Брюллов

2. Суриков

3. Айвазовский

Кто из художников писал в батальном жанре? 1. Брюллов 2. Венецианов 3. Айвазовский

Кто из художников писал

в батальном жанре?

1. Брюллов

2. Венецианов

3. Айвазовский

Картина изобразившая стихийное бедствие 1. «Утро стрелецкой казни» 2. «Последний день Помпеи» 3. « Чесменский бой »

Картина изобразившая

стихийное бедствие

1. «Утро стрелецкой казни»

2. «Последний день Помпеи»

3. « Чесменский бой »

Основатель бытового жанра в России 1. Брюллов 2. Суриков 3. Венецианов

Основатель бытового жанра в России

1. Брюллов

2. Суриков

3. Венецианов

Кем была Боярыня Морозова? 1. Царицей 2. Раскольницей 3. Художником

Кем была Боярыня Морозова?

1. Царицей

2. Раскольницей

3. Художником

То был изображен на коне в картине « Утро стрелецкой казни»? 1. Петр I 2. Козак 3. Алексей Михайлович

То был изображен на коне в

картине « Утро стрелецкой казни»?

1. Петр I

2. Козак

3. Алексей Михайлович

Кто написал картину «Утро стрелецкой казни»? 1. Брюллов 2. Суриков 3. Венецианов

Кто написал картину

«Утро стрелецкой казни»?

1. Брюллов

2. Суриков

3. Венецианов

kopilkaurokov.ru

Сюжетно-тематическая картина - изо, презентации

Тема: Тематическая (сюжетная) картина

Цель: сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.

Задачи:

  • подвести учащихся к пониманию особенностей жанра, через повторение и обобщение изученного;
  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность учащихся Через решение композиционных упражнений.,
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству,и доброжелательное отношение к друг другу.

Оборудование.

1Призентация.

2. Художественные материалы для практической работы.

3. Словарь художественных терминов.

План урока.

1. Повторение и закрепление  знаний учащихся.

2. Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций.

З. Постановка художественной задачи.

4. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока

Приветствие: 21 ноября - Всемирный день приветствия. «Всемирный день приветствий» отмечается ежегодно с 1973 года. Его придумали два брата-американца (Майкл и Брайен Маккомак) в самый разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности. Более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Нам хочется, чтобы все, кто еще не знают о нем, узнали и приняли участие, тем более, что все очень просто и особой подготовки не требует: достаточно в этот день приветливо поздороваться с десятью незнакомыми людьми. Вы можете сказать им: "Добрый день" или "Привет", это зависит от возраста и настроения. Приветствие - первое правило этикета.

Учитель: На предыдущих уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Наши дальнейшие уроки - об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа — бытового жанра.

Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?

Ответы учащихся. Архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство.

Учитель: Да действительно верно вы вспомнили, что изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ребята, а как вы считаете, в каком виде искусства ярче всего это деление проявляется?

Ответы учащихся. В живописи и графике.

Учитель: Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других — людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы — пейзаж, вещей — натюрморт, человека — портрет, событий жизни — сюжетно-тематическая картина.

В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения — жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности — портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины — историческая, батальная, бытовая картины.

А теперь из картин  представленных на доске те, жанр которых вам знаком.

Жанры в изобразительном искусстве.

1) Анималистический жанр.

2) Портрет — парадный, интимный, групповой.

3) Пейзаж — сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический.

4) Натюрморт — цветочный, со снедью, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства.

5) Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная.

Учащиеся: Группируют картины, предложенные учителем.

Учитель: Что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но и он может быть абсолютно разным.

Каков сюжет представленных живописных работ?

Учащиеся: Рассуждая “о чем эта картина”, стараются определить сюжет.

Учитель: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

Исторический — ему принадлежит особое место. Этот жанр

включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события,

Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

(К, Брюллов "Последний день Помпеи” и др.)

Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

(Такими картинами могут считаться произведения художников 60—70-х годов, посвященные покорению космоса и т.п.)

Батальный жанр (от франц. Bаtaille - битва) — посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

Попробуйте самостоятельно дать определение сказочному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.

Просмотр содержимого документа «Сюжетно-тематическая картина »

: 21 ноября - Всемирный день приветствия. «Всемирный день приветствий» отмечается ежегодно с 1973 года. Его придумали два брата-американца (Майкл и Брайен Маккомак)

: 21 ноября - Всемирный день приветствия. «Всемирный день приветствий» отмечается ежегодно с 1973 года. Его придумали два брата-американца (Майкл и Брайен Маккомак)

Сегодня на уроке 1 Вспомним жанры живописи. 2 Дадим определение тематической картине. 3 Выполним упражнение по композиционному решению тематический картины 4 Подведём итоги .

Сегодня на уроке

1 Вспомним жанры живописи.

2 Дадим определение тематической картине.

3 Выполним упражнение по композиционному

решению тематический картины

4 Подведём итоги .

Натюрморт - жанр изобразительного искусства Натюрморт , жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу .   Виды натюрморта реалистический, декоративный, абстрактный.

Натюрморт - жанр изобразительного искусства

Натюрморт , жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу .

  Виды натюрморта

реалистический, декоративный, абстрактный.

Анималистический жанр- (от лат.animal –животное)жанр посвященный изображению животных. Главной задачей художника становится точность передачи животного.

Анималистический жанр- (от лат.animal –животное)жанр посвященный изображению животных. Главной задачей художника становится точность передачи животного.

Портрет как жанр в искусстве . Портрет один из самых распространенных жанров, причем на картине могут быть изображены один или несколько человек. Портрет бывает: парадный, интимный, групповой.

Портрет как жанр в искусстве . Портрет один из самых распространенных жанров, причем на картине могут быть изображены один или несколько человек. Портрет бывает: парадный, интимный, групповой.

Сюжетно - тематическая картина своеобразное скрещение традиционных жанров живописи, которое способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием...

Сюжетно - тематическая картина своеобразное скрещение традиционных жанров живописи, которое способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием...

Сюжетно-тематическая картина Историческая; Батальная; Сказочно-былинная; Мифологическая. Бытовая;

Сюжетно-тематическая картина Историческая; Батальная; Сказочно-былинная; Мифологическая. Бытовая;

К. Брюллов “Последний день Помпеи ”

К. Брюллов “Последний день Помпеи ”

Батальный жанр в искусстве:

Батальный жанр в искусстве:

Сказочно- былинный жанр

Сказочно- былинный жанр

Сказочно – былинный жанр

Сказочно – былинный жанр

Бытовой жанр: к бытовому жанру относятся картины, раскатывающиеся о событиях повседневной жизни. Родина бытового жанра Голландия 17в..

Бытовой жанр: к бытовому жанру относятся картины, раскатывающиеся о событиях повседневной жизни. Родина бытового жанра Голландия 17в..

Зимние Забавы

Зимние Забавы

Выполняем упражнение по композиционному решению тематический картины . Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.

Выполняем упражнение по композиционному решению тематический картины . Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.

Сегодня День бухгалтера- так подсчитаем баллы и выставим оценки!!!

Сегодня День бухгалтера- так подсчитаем баллы и выставим оценки!!!

Домашнее задание. Выполнить эскиз в карандаше на тему : Образ матери в русских сказках

Домашнее задание.

Выполнить эскиз в карандаше на тему : Образ матери в русских сказках

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку ИЗО «Тематическая или Сюжетная картина»

Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку ИЗО «Тематическая или Сюжетная картина»»

Сюжетная картина Тематическая картина или

Сюжетная картина

Тематическая картина

или

Есть четыре основных или простых жанра – натюрморт, пейзаж, портрет и интерьер . Владея ими, можно изобразить все, что угодно.
  • Есть четыре основных или простых жанра – натюрморт, пейзаж, портрет и интерьер .
  • Владея ими, можно изобразить все, что угодно.
Какой жанр посвящен изображению человека? О чем рассказывает жанр - натюрморт? Знаете ли вы художников, работавших в жанре пейзажа? Что означает слово «интерьер»? В какой профессии могут пригодиться знания о жанре интерьера?
  • Какой жанр посвящен изображению человека?
  • О чем рассказывает жанр - натюрморт?
  • Знаете ли вы художников, работавших в жанре пейзажа?
  • Что означает слово «интерьер»?
  • В какой профессии могут пригодиться знания о жанре интерьера?
сюжетной картины.
  • сюжетной картины.
портрет пейзаж интерьер натюрморт

портрет

пейзаж

интерьер

натюрморт

Новый жанр уникален тем, что в нем есть действие (сюжет), тогда как в простых жанрах только подразумевается. Жанры изобразительного искусства, с которыми мы будем знакомиться далее, являются разновидностями сюжетной картины, а отличаются друг от друга тем, что изображает художник.
  • Новый жанр уникален тем, что в нем есть действие (сюжет), тогда как в простых жанрах только подразумевается.
  • Жанры изобразительного искусства, с которыми мы будем знакомиться далее, являются разновидностями сюжетной картины, а отличаются друг от друга тем, что изображает художник.
Как бы вы назвали жанр картины? Это произведение изобразительного искусства относятся к бытовому жанру . Особенность бытового жанра – обычно художник – жанрист отображает в работах свое время. «Опять двойка» Ф.П. Решетников
  • Как бы вы назвали жанр картины?

Это произведение изобразительного искусства относятся к бытовому жанру .

Особенность бытового жанра – обычно художник – жанрист отображает в работах свое время.

«Опять двойка»

Ф.П. Решетников

Талантливый рисовальщик и живописец П.А. Федотов свои небольшие картины посвящал городской жизни, рассказывая главным образом о московском купечестве. «Сватовство майора»

Талантливый рисовальщик и живописец П.А. Федотов свои небольшие картины посвящал городской жизни, рассказывая главным образом о московском купечестве.

«Сватовство майора»

Скажите, что вы можете рассказать, глядя на эту картины? Какие чувства она у вас вызывает? Какой характер передал художник у главных героев картины? Может ли подобная сцена произойти в наше время? Художник увлечен не только характерами, поведением людей, но с любовью описывает окружающий мир, в котором протекает их жизнь. Эта особенность отличает и картину «Завтрак аристократа». Здесь возникает удивительная «выставка» разных предметов, которые украшают разорившегося аристократа. «Завтрак аристократа»
  • Скажите, что вы можете рассказать, глядя на эту картины?
  • Какие чувства она у вас вызывает?
  • Какой характер передал художник у главных героев картины?
  • Может ли подобная сцена произойти в наше время?

Художник увлечен не только характерами, поведением людей, но с любовью описывает окружающий мир, в котором протекает их жизнь. Эта особенность отличает и картину «Завтрак аристократа». Здесь возникает удивительная «выставка» разных предметов, которые украшают разорившегося аристократа.

«Завтрак аристократа»

В.Г. Перов – одна из наиболее ярких фигур русских художников XIX века. Современники ценили в нем бескорыстную любовь к человеку, необычайную наблюдательность, непринятие «всего шаблонного». «Тройка»

В.Г. Перов – одна из наиболее ярких фигур русских художников XIX века. Современники ценили в нем бескорыстную любовь к человеку, необычайную наблюдательность, непринятие «всего шаблонного».

«Тройка»

«Приезд гувернантки в купеческий дом» «Чаепитие в Мытищах»

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

«Чаепитие в Мытищах»

Что общего между различными жанрами изобразительного искусства? Какие художники работали в бытовом жанре? О чем их картины? С каким жанром изобразительного искусства мы познакомились сегодня на уроке? Какое значение мы вкладываем в понятие сюжетная картина?
  • Что общего между различными жанрами изобразительного искусства?
  • Какие художники работали в бытовом жанре? О чем их картины?
  • С каким жанром изобразительного искусства мы познакомились сегодня на уроке?
  • Какое значение мы вкладываем в понятие сюжетная картина?
Задание: Сегодня на уроке вы сами выступите в роли художников бытового жанра и создадите собственные картины на предложенные темы: «Завтрак», «Воскресный день», «Бабушка пришла в гости», «Прогулка с друзьями», «Праздничный ужин», «Я делаю уроки» и т.п. Вам предстоит выполнить несколько эскизов, в которых необходимо раскрыть выбранную тему.

Задание:

  • Сегодня на уроке вы сами выступите в роли художников бытового жанра и создадите собственные картины на предложенные темы: «Завтрак», «Воскресный день», «Бабушка пришла в гости», «Прогулка с друзьями», «Праздничный ужин», «Я делаю уроки» и т.п.
  • Вам предстоит выполнить несколько эскизов, в которых необходимо раскрыть выбранную тему.
 Приглядитесь к жизни своей семьи. Постарайтесь увидеть глазами художника как происходит: утро, вечер, воскресные и будние дни, праздники, как мама готовит еду, приносит покупки, ваши игры с друзьями и т.д. Домашнее задание:

Приглядитесь к жизни своей семьи. Постарайтесь увидеть глазами художника как происходит: утро, вечер, воскресные и будние дни, праздники, как мама готовит еду, приносит покупки, ваши игры с друзьями и т.д.

Домашнее задание:

Список использованных источников: Мосин И. Г. «Рисование 2» Екатеринбург, 2000. газета «Начальная школа» №22 июнь, 2000. Изображение карандаша: http://st.fl.ru/users/Zna4ok/upload/f_786509be248a7861.png Изображение книги: http://vantus.me/images/4_2011/psd_source_open_book.png Изображение Незнайки: http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3037000/3036428-80e3e8bec0c82fcc.png

Список использованных источников:

  • Мосин И. Г. «Рисование 2» Екатеринбург, 2000.
  • газета «Начальная школа» №22 июнь, 2000.
  • Изображение карандаша: http://st.fl.ru/users/Zna4ok/upload/f_786509be248a7861.png
  • Изображение книги: http://vantus.me/images/4_2011/psd_source_open_book.png
  • Изображение Незнайки: http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3037000/3036428-80e3e8bec0c82fcc.png
Список использованных источников: Изображение Незнайки: http://img-fotki.yandex.ru/get/5902/jlipeiton.259/0_50baf_b4df042a_XL Изображение Незнайки: http://4.404content.com/1/5D/33/454388901927454153/fullsize.png Изображение Знайки: http :// www.playcast.ru / uploads /2014/08/29/9665599.png Изображение Знайки: http :// www.graycell.ru / picture / big / znayka.jpg

Список использованных источников:

  • Изображение Незнайки: http://img-fotki.yandex.ru/get/5902/jlipeiton.259/0_50baf_b4df042a_XL
  • Изображение Незнайки: http://4.404content.com/1/5D/33/454388901927454153/fullsize.png
  • Изображение Знайки: http :// www.playcast.ru / uploads /2014/08/29/9665599.png
  • Изображение Знайки: http :// www.graycell.ru / picture / big / znayka.jpg
Список использованных источников: Изображение фокусника: http://imgs.smartresponder.ru/forms/users/95574/parts/bg/1967968/form_74456.png?1364357231418/ Изображение кляксы: http :// pixabay.com / static / uploads / photo /2013/07/12/15/30/splash-149961_640.png?i Решетников Ф.П. Опять Двойка: http://data.cyclowiki.org/images/thumb/1/14/Opyat_dvoyka.jpg/430px-Opyat_dvoyka.jpg Федотов П.А. Сватовство майора: http://www.art-portrets.ru/art/fedotov/svatovstvo-maiora.jpg

Список использованных источников:

  • Изображение фокусника: http://imgs.smartresponder.ru/forms/users/95574/parts/bg/1967968/form_74456.png?1364357231418/
  • Изображение кляксы: http :// pixabay.com / static / uploads / photo /2013/07/12/15/30/splash-149961_640.png?i
  • Решетников Ф.П. Опять Двойка: http://data.cyclowiki.org/images/thumb/1/14/Opyat_dvoyka.jpg/430px-Opyat_dvoyka.jpg
  • Федотов П.А. Сватовство майора: http://www.art-portrets.ru/art/fedotov/svatovstvo-maiora.jpg
Список использованных источников: Федотов П.А. Завтрак аристократа: http://opisanie-kartin.com/uploads8/image045.jpg Перов В.Г. Тройка: http://www.infoorel.ru/forum%2Fuser_foto%2F0bb71866db3943c1cbba20955b711db5.jpeg Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах: http://bigslide.ru/images/16/15605/960/img2.jpg Перов В.Г. Приезд гувернантки в купеческий дом: http://i6.pixs.ru/storage/6/4/8/0dac41f99b_6548415_13375648.jpg Изображение Незнайки: http://img-fotki.yandex.ru/get/4518/28257045.682/0_72b7c_f92daf72_L.jp

Список использованных источников:

  • Федотов П.А. Завтрак аристократа: http://opisanie-kartin.com/uploads8/image045.jpg
  • Перов В.Г. Тройка: http://www.infoorel.ru/forum%2Fuser_foto%2F0bb71866db3943c1cbba20955b711db5.jpeg
  • Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах: http://bigslide.ru/images/16/15605/960/img2.jpg
  • Перов В.Г. Приезд гувернантки в купеческий дом: http://i6.pixs.ru/storage/6/4/8/0dac41f99b_6548415_13375648.jpg
  • Изображение Незнайки: http://img-fotki.yandex.ru/get/4518/28257045.682/0_72b7c_f92daf72_L.jp

multiurok.ru


Смотрите также