Герард Терборх: жизнь и творчество художника. Терборх картины


Герард Терборх: жизнь и творчество художника

Герард Терборх (нидерл. Gerard ter Borch; конец декабря 1617, Зволле — 8 декабря 1681, Девентер) — нидерландский живописец.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Герарда Терборха

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Герард Терборх считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи. К 1632 году относятся упоминания о пребывании Герарда Терборха в Амстердаме. В 1633 году Герард Терборх отправился учиться в Харлем к пейзажисту Питеру де Молину. Двумя годами позже он получил должность мастера и соответственно право подписи собственных работ.

Первая картина мастера Терборха датируется 1635 годом. Летом того же года Терборх уехал в Лондон к своему дяде, Роберту Ван Версту, успешному гравёру по меди. Здесь он познакомился с Антонисом Ван Дейком.

Приблизительно в 1636 году Терборх вернулся на некоторое время в Зволле. Откуда он ездил учиться в Италию и Испанию. В Мадриде он написал портрет испанского короля Филиппа IV, который не сохранился. С 1640 по 1645 год он проживал в Голландии, преимущественно в Амстердаме.

В Амстердаме проснулся его интерес к жанровой живописи. Он стал популярным портретистом благодаря своей поездке в Мюнстер на мирные переговоры между Голландией и Испанией в 1646 году по приглашению голландского посла Адриана Поу. В Мюнстере Терборх написал портреты присутствовавших на переговорах дипломатов, чем привлёк внимание испанского посла графа Пеньеранда. Граф принял Терборха на службу, и Герард Терборх присутствовал при заключении сепаратного мира между Голландией и Испанией 15 мая 1648 года. Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время в Национальной галерее в Лондоне.

The Swearing of the Oath of Ratification of the Treaty of Munster 1648

В том же году Герард Тербох вернулся в Голландию и работал в разных городах страны. Он жил поочерёдно в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Кампене и Зволле. За короткое время он достиг настоящего мастерства в жанровой живописи и стал наиболее значительным представителем жанра.

После женитьбы 14 февраля 1654 года остался в Девентере до самой смерти. С 1660 года он всё больше тяготел к портретной живописи, в это время Терборхом было создано лишь несколько жанровых картин.

ТВОРЧЕСТВО

Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Виллема Дуйстера и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур. Люди на картинах Терборха освещены обычно с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях. Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, то с 1648 года он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием.

Герард Терборх по-новому решил задачу расположения фигур и стал примером для подражания молодых мастеров — Габриэля Метсю, Питера де Хоха и Яна Вермеера. Его светские  портреты таких аристократических  семей   Амстердама,   как Панкрас, Вик (1670, Амстердам, Гос.музей;  Гамбург, Кунстхалле), Графф (ок. 1674; портреты Якоба де Граффа- Амстердам,  Гос. музей; Корнелиса де Граффа — Гаага,  Маурицхёйс),  а также жанровые картины свидетельствуют  о  прекрасном  знании  моды и голландского общества того времени.

Его  манера изменяется лишь в деталях костюмов,  в некотором усложнении аксессуаров, в тонкости валёров и светотеневых  «переходов».  Среди произведений  этого  периода  можно назвать  также  картины  «Галантный офицер»   (ок.   1662-1663,  Париж, Лувр),  «Игра в карты»  (Лос-Анджелес,   Музей   искусства   графства Лос-Анджелес),  «Дуэт»  (ок.  1670, Лондон,  Нац.  гал.;  Париж, Лувр), «Виолончелистка»  (ок.  1675,  Берлин-Далем,  музей), которая по композиции близка работам Вермеера.

"Игра в карты" «Игра в карты» "Дуэт" «Дуэт» "Офицер, пишущий письмо" «Офицер, пишущий письмо»

На портретные работы Герарда Терборха повлиял харлемский художник Хендрик Пот. Стиль Терборха сформировался к началу 1640-х годов и почти не менялся. Люди на портретах Герарда Терборха обычно одеты в чёрное и расположены на нейтрально сером фоне.

«БОКАЛ ЛИМОНАДА»

самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха.

"Бокал лимонада"

Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни», имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме. Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада; девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой. Однако приготовление напитка — лишь повод для их близости, что подтверждается красноречивым взглядом юноши и легким смущением молодой особы. Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное.

Терборху удавалось мастерски выписывать переливы шелка и атласа, золотое шитье в отделке платьев, что способствовало его популярности у зажиточных бюргеров.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Свои первые шаги в искусстве он сделал под руководством своего отца, Герарда Терборха Старшего. Первые картины младшего Герарда, датированные 1625 годом, бережно хранил отец, они сохранились и до нашего времени. Это жанровые сцены, преимущественно ландшафты в окрестностях города Зволле.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640–1670). М., 1962

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru, muzei-mira.com

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Герард Терборх: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Герард Терборх: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Герард Терборх | Artifex.ru

Роскошный блеск шелка и атласа, изящные силуэты дам, дорогие ковры и золотые кружева, блохастые собачки, коровницы и сонные военные, короли, дипломаты, куртизанки и танцоры... И хотя Герарда Терборха (Gerard ter Borch, 1617-1681) называли самым «элегантным живописцем» Голландии XVII века, он отразил в своих работах не только все самые яркие, но и самые неприглядные стороны окружавшей его жизни.

Мастер жанровой живописи и гений портретного искусства, он заставлял серые тона играть всеми цветами радуги, позволял услышать в картине шуршание платья, а во взгляде и поднятой кисти руки – увидеть историю любви.

 

Герард Терборх родился в Зволле в 1617 году. Семья была богата талантами: его отец, брат, сестра тоже были живописцами. Отец стал его первым учителем. Герард Терборх-старший берег детские рисунки сына, благодаря чему они сохранились до наших дней. Удивительная для ребенка точность изображений объясняется тем, что мальчик по настоянию отца занимался копированием, и уже в раннем возрасте у него начал формироваться собственный художественный стиль.

В 15 лет Герард отправился в Амстердам, в следующем году - в Харлем. Там за обучение юного дарования взялся известный пейзажист Питер де Молин. Через два года Терборх получил звание мастера и смог впервые официально поставить собственное имя на картинах, отныне имеющих куда большую художественную ценность для публики.

В Харлеме на его творчество большое влияние оказали работы Франса Халса. Позже, в Лондоне, Герард знакомится с Антонисом ван Дейком, привившим ему интерес к портретному искусству. В это время он уже был известен как мастер «бытового» жанра. Его излюбленной темой были «караульни» - сцены из жизни военных.

Ранние произведения Герарда Терборха отличаются своей демократичностью, он показывает быт рядовых голландцев без романтического налета. Наиболее смелой картиной того периода считается «Точильщик» (другое название - «Семья точильщика») начала 1650-х. В настоящее время она хранится в картинной галерее Далем в Берлине. Нищета ремесленников до этого момента редко удостаивалась такого внимания живописцев.

  

Повзрослев, Терборх поддался охватившей голландских мастеров «аристократизации» и стал писать светскую жизнь аристократов, их галантные нравы, модные наряды, интерьеры. Художнику удавалось удивительно точно изобразить переливы шелка и атласа, золотые нити и блеск бокалов, и это сделало его полотна популярными у зажиточных бюргеров.

В 1646 году по приглашению голландского посла Адриана Поу он становится свидетелем мирных переговоров между Голландией и Испанией в Мюнстере. Там на творчество Терборха обратил внимание испанский посол, граф со звучным именем Дон Каспар де Бракомонте-и-Гузман Конде де Пьенеранда. С ним художник отправился в Мадрид, где напишет множество портретов придворных, а также портрет самого короля Филиппа IV (он, к сожалению, не сохранился). Король, впечатлённый талантом Терберха, собрал самую большую в мире коллекцию его картин еще при жизни художника, размер которой впечатляет: плодовитости живописца можно было только завидовать.

В Мюнстере в 1648 году Герард присутствовал при заключении Мюнстерского мира, положившего конец Тридцатилетней войне Голландии и Испании. Там появилось одно из самых замечательных полотен в его творчестве – «Мюнстерский мир» (оно же - «Заключение мира в Мюнстере», «Присяга мира» и «Торжественная клятва при ратификации Мюнстерского договора»), что сегодня находится в Национальной галерее в Лондоне.

  

В этом полотне в полной мере раскрылся дар Терборха-портретиста. На доске размером 44*57 см художник разместил, по сведениям разных научных источников, от 50 до 70 фигур чиновников, дипломатов, среди которых есть и его собственное изображение. Общественное мнение называет «Мюнстерский мир» шедевром.

Но, несмотря на целую гамму эмоций, написанных на множестве лиц, красноречиво поднятые руки и падающий из окна солнечный свет, все попытки вдохнуть в изображение хоть немного жизни не увенчались успехом. В арсенале Герарда Терборха есть куда более выразительные и эффектные картины.

Но это не умаляет значимости «Мюнстерского мира»: лишенная пафоса, вполне «жанровая», эта картина-протокол является точным свидетельством важного политического события и ярким примером своеобразия голландской живописи. Реалист в плане художественном, он проявил свою фантазию в другом: назначенная им цена отпугивала от картины всех потенциальных покупателей до конца жизни Терборха.

В истории искусства известность Герарду Терборху принесли картины второй половины 1650-х годов. На них – сцены быта зажиточных семей. Иные ситуации, иные типы моделей. Скромно обставленные помещения погружены в полумрак. Две-три фигуры, выделенные светом и колоритом. Традиционные сюжеты: музицирующие дамы или дамы с письмами, танцующие пары, вино. Можно даже заметить на нескольких картинах одну и ту же модель - грациозную даму в роскошном атласном платье.

«Изюминка» каждой картины – тонкие нити внутренних связей между участниками сцены. В касаниях рук, мимолетном пересечении взглядов, незначительном жесте – история. В темных комнатах витают меланхолия, задумчивость, недосказанность. Да, Терборх не раскрывает нам всего и сразу, но использует остроумные эмблематические подтексты, дабы пытливый зритель с каждой новой замеченной деталью сам раскрыл для себя эту историю.

  

Так, нельзя обойти вниманием знаменитое «Отеческое внушение», которое сегодня можно увидеть в берлинском Далеме. Отгороженная часть богатой комнаты. В ней трое - молодой военный, изображенный в профиль, женщина в черном одеянии, не отрывающая взгляда от бокала с вином, и роскошно одетая девушка, стоящая спиной к зрителю. Сюжет благонравного с виду полотна на поверку оказывается не таким уж «невинным», и его интерпретации вызывали жаркие споры искусствоведов. «Читающие» картины раскрыли неприглядную правду: все действо происходит в… публичном доме! Казалось бы, ничто при взгляде на героев не дает нам поводов для подобных подозрений. Однако… Не слишком ли молод этот двадцатилетний военный для «отца» прекрасной девушки? И почему оказалась стерта – а пытливые взгляды выявили на полотне следы ретуши! – золотая монета в руке красавца? А кто тогда дама в черном: мать или просто-напросто сводня, посредница грешного союза?

Подобная неоднозначность прослеживается практически постоянно. Одна из самых известных работ Герарда Терборха «Бокал лимонада» (1660) таит не меньше секретов. Прелестная, сдержанная, в золотистых тонах картина на первый взгляд – всего лишь галантная сцена. Девушка держит в руке бокал, а юноша аккуратно поддерживает его и свободной рукой размешивает напиток.

  

Но присмотревшись, внимательный зритель поймет, что лимонад – лишь повод для близости. Именно об этом говорит красноречивый взгляд юноши, смущение его спутницы и настойчивое, не без ханжества, выражение лица старухи, явно к чему-то склоняющей юную деву.

Потреты Терборха-младшего отличались от работ его современников не только своим тонким психологизмом. Художник резко ограничил используемый цветовой спектр, заменив его широкой гаммой оттенков серого. Пространства лишены окон, дверей, мебели. Модель чаще всего стоит у темной стены, чуть выставив вперед правую ногу – это придавало фигурам любых размеров некое танцевальное изящество. Света на картине – минимум, он нужен только для того, чтобы выделить руки, лицо и белые аксессуары одежды. При известной любви голландцев к вещам, признакам собственного достатка именно такие «скромные» портреты были по душе клиентам Герарда – регентам, аристократам. Лишенные хвастовства, пафоса, спокойные, свободные и даже монументальные, праздничные и в то же время повседневные – такими взирали они на оригиналы из своих рам.

Мастер Терборх никогда не датировал своих картин, и только в XX веке исследователям удалось проследить его творческую эволюцию. Умер художник в Девентере в 1681 году. 

Автор: Регина Сафонова

artifex.ru

Нидерландский живописец Герард Терборх (1617-1681): vakin

Герард Терборх (нидерл. Gerard ter Borch; конец декабря 1617, Зволле — 8 декабря 1681, Девентер) — нидерландский живописец.

Герард Терборх считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи. Свои первые шаги в искусстве он сделал под руководством своего отца, Герарда Терборха Старшего. Первые картины младшего Герарда, датированные 1625 годом, бережно хранил отец, они сохранились и до нашего времени. Это жанровые сцены, преимущественно ландшафты в окрестностях города Зволле. К 1632 году относятся упоминания о пребывании Герарда Терборха в Амстердаме. В 1633 году Герард Терборх отправился учиться в Харлем к пейзажисту Питеру де Молину. Двумя годами позже он получил должность мастера и соответственно право подписи собственных работ. Первая картина мастера Терборха датируется 1635 годом. Летом того же года Терборх уехал в Лондон к своему дяде, Роберту Ван Версту, успешному гравёру по меди. Здесь он познакомился с Антонисом Ван Дейком. Приблизительно в 1636 году Терборх вернулся на некоторое время в Зволле. Откуда он ездил учиться в Италию и Испанию. В Мадриде он написал портрет испанского короля Филиппа IV, который не сохранился. С 1640 по 1645 год он проживал в Голландии, преимущественно в Амстердаме.

Автопортрет, 1668В Амстердаме проснулся его интерес к жанровой живописи. Он стал популярным портретистом благодаря своей поездке в Мюнстер на мирные переговоры между Голландией и Испанией в 1646 году по приглашению голландского посла Адриана Поу. В Мюнстере Тербох написал портреты присутствовавших на переговорах дипломатов, чем привлёк внимание испанского посла графа Пеньеранда. Граф принял Терборха на службу, и Герард Терборх присутствовал при заключении сепаратного мира между Голландией и Испанией 15 мая 1648 года. Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время в Национальной галерее в Лондоне. В том же году Герард Тербох вернулся в Голландию и работал в разных городах страны. Он жил поочерёдно в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Кампене и Зволле. За короткое время он достиг настоящего мастерства в жанровой живописи и стал наиболее значительным представителем жанра. После женитьбы 14 февраля 1654 года остался в Девентере. С 1660 года он всё больше тяготел к портретной живописи, в это время Терборхом было создано лишь несколько жанровых картин.

Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Виллема Дуйстера и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур. Люди на картинах Терборха освещены обычно с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях. Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, то с 1648 года он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием.

Герард Терборх по-новому решил задачу расположения фигур и стал примером для подражания молодых мастеров — Габриэля Метсю, Питера де Хоха и Яна Вермеера.

На портретные работы Герарда Терборха повлиял харлемский художник Хендрик Пот. Стиль Терборха сформировался к началу 1640-х годов и почти не менялся. Люди на портретах Герарда Терборха обычно одеты в чёрное и расположены на нейтрально сером фоне.

Источник - Википедия

Портрет Gerard Abrahamsz van der Schalcke, 1644

Портрет Johanna Bardoel, 1644

Въезд посла Адриана Поу в Мюнстер, 1646

Портрет Helena van der Schalcke, ок 1648

Сидящая девочка в крестьянском костюме, ок. 1650

Прядильщица, ок. 1650

Картежники, 1650

Семья точильщика, 1650

Женщина у зеркала, 1650

Посыльный, 1653

Три фигуры в интерьере, известном как ‘Отеческое наставление’, 1653-1655

Девушка, пишущая письмо, 1655

Концерт, 1655

Бокал лимонада, 1655

Дама пьет вино, 1656

Отправка, 1658

Любопытство, 1660

Письмо, 1660

Туалет дамы, 1660

Девушка, чистящая яблоко, 1660

Мальчик ищет блох у своей собаки, 1665

Играющая на лютне, 1667

Gesina ter Borch и Gerard ter Borch - Memorial Portrait of Moses ter Borch, 1667

Портрет Francois de Vicq, 1670

Портрет Aletta Pancras, 1670

Портрет Jacob de Graeff, 1670-1675

Девица, доящая корову, 2-я треть XVII века

De ratificatie van de Vrede van Munster

Портрет дамы, 2-я треть XVII века

Портрет Годарда ван Реде ван Недерхорст, 2-я треть XVII века

Интерьер помещения охраны, 2-я треть XVII века

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com


Смотрите также