Уильям Тёрнер: жизнь и творчество художника. Тернер картины


10 лучших картин Уильяма Тернера

240 лет назад родился знаменитый английский художник Уильям Тернер. Предлагаем читателям обзор десяти лучших картин этого автора.

 

Печальны помыслы мои

Но ты, великая Природа,

Коснись меня и оживи!.

Как с наступлением весны

Цветут бесплодные долины.

Как оживляет свет луны

Ночные серые руины.

(А. Теннисон)

 

Уильям Тёрнер. Автопортрет. 1799

Уильям Тёрнер. Автопортрет. 1799

Одним из ярких представителей живописи Викторианской эпохи (период правления английской королевы Виктории в 1837—1901 гг.) был художник Уильям Тернер. Сын парикмахера, получивший самое простое образование, он вошел в историю искусства своими прекрасными романтическими пейзажами, морскими батальными сценами, акварелями и гравюрами. Его называли предшественником французских импрессионистов.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner) родился 23 апреля 1775 года в лондонском районе Ковент-Гарден.

С 1785 года из-за болезни матери он был отправлен к дяде в Брентфорд, где впервые проявил интерес к изобразительному искусству.

Окончив школу в конце 1780-х и немного поработав у лондонских архитекторов и топографов Уильям поступил в 1789 году в Королевскую академию. Экзамены у него принимал Джошуа Рейнолдс (Первый президент академии). Лекции Рейнолдса по идеалистическому направлению в искусстве оказали впоследствии большое влияние на творчество Тернера.

Уже через год учебы акварельная работа Уильяма Тернера удостоилась экспозиции в Академии. В том же 1790 году Тернером была написана картина маслом, которая также экспонировалась на академической выставке.

С 1791 года Тернер работал художником-сценографом, давал уроки и писал многочисленные пейзажи, совершая этюдные поездки по Европе.

В 1799 году он был избран членом-корреспондентом Королевской академии. Его картина «Море у Бриджуотера», выставленная в Академии в 1801 году, имела большой успех, и в 1802 году он был удостоен звания королевского академика, что давало ему право выставлять свои работы без предварительного отбора их комиссией.

Его эмоциональные акварели своей выразительностью и мастерством исполнения не уступали масляной живописи.

На посту профессора перспективы, который он занимал в академии с 1807 года, Тернер разработал программу, посвященную вопросам «поэтической живописи».

Но впоследствии общество Викторианской эпохи под влиянием критики коллекционера и художника сэра Джорджа Бомона стало прохладно принимать живопись Уильяма Тернера, представлявшую для того времени новый тип пейзажа – легкий, без лишней детализации, наполненный яркими красками и граничащий в чем-то с абстракционизмом. Не смотря на то, что его поддержал английский художник, писатель и теоретик искусства Джон Рёскин, королева Виктория отказалась возвести Тернера в рыцарское достоинство.

Умер Уильям Тернер 19 декабря 1851 года в Лондоне и был похоронен согласно своему завещанию у собора Святого Павла.

1. Рыбаки в море. 1796 год

 

Рыбаки в море. 1796 г. 91 x 122 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания

Рыбаки в море. 1796 г. 91 x 122 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания

Эта картина была выставлена в Королевской академии в 1796 году вместе с десятью его акварельными работами и получила похвальные отзывы, а пресса отметила владение Тернером масленой живописью на уровне академического мастерства.

Уже в этом своем раннем полотне Тернер передал ощущение смятения и неустойчивости бытия, свойственное его мировосприятию и проявившееся во всех его последующих произведениях.

2. Озеро Баттермир, с радугой и ливнем. 1798 год

 

Озеро Баттермир, с радугой и ливнем. 1798 г. Холст, масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания

Озеро Баттермир, с радугой и ливнем. 1798 г. Холст, масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания

 

В этой работе Уильям Тернер показал новую ступень своего мастерства и одновременно явил столь характерное ему художественное свободомыслие, изобразив отражение радуги в глади озера.

3.  Пантеон, утро после пожара. 1792 год

Пантеон, утро после пожара. 1792 г. Акварель, 39,5 x 51,5 см Тейт Британ, Лондон, Великобритания

Пантеон, утро после пожара. 1792 г. Акварель, 39,5 x 51,5 см Тейт Британ, Лондон, Великобритания

 

В 1792 году состоялась первая поездка Уильяма Тернера по Британии. В поездке он делал зарисовки городских видов. Тернер был нанят для декорации Пантеона (ротонды римского образца) на Оксфорд-стрит. Но уже через полгода — 14 января 1792 года — огонь уничтожил здание. Сделав на следующий день зарисовки последствий пожара, Тернер затем написал акварелью картину, которая была выставлена в Академии.

4. Переход Ганнибала через Альпы. 1812 год

 

Переход Ганнибала через Альпы. 1812 237,5 x 146 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания.

Переход Ганнибала через Альпы. 1812 237,5 x 146 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания.

 

Ко времени написания этой картины в пейзажах Уильяма Тернера все более важное место стала занимать световоздушная среда (атмосфера во всех ее проявлениях). Уже в этой – одной из своих ранних работ – Тернер мастерски изобразил разгул стихии в огромном пространстве, рядом с которым человек почти не заметен.

На картине изображено историческое событие — переход карфагенского полководца Ганнибала через Альпы в 218 году до н. э. Выбрав именно этот исторический момент художник символически изобразил события 1812 года, предвозвестившие окончательное поражение Наполеона в последующей через три года битве при Ватерлоо.

 5. Последний рейс корабля «Отважный» («Бесстрашный»). 1839 год

Последний рейс корабля «Отважный» («Бесстрашный»). 1839 г. 121,9 x 90,8 см. Холст. Масло. Лондонская Национальная галерея, Лондон, Великобритания.

Последний рейс корабля «Отважный» («Бесстрашный»). 1839 г. 121,9 x 90,8 см. Холст. Масло. Лондонская Национальная галерея, Лондон, Великобритания.

Эту картину Уильям Тернер написал больше как историческое свидетельство прощания с одним из прославленных фрегатов Трафальгарского сражения.

6. Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839 год

 

 

Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839. Холст, масло. 90,2 × 122 см. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839. холст, масло. 90,2 × 122 см.Музей Гетти, Лос-Анджелес

 

Развалины Римского форума, изображенные на картине, в старину иногда называли Кампо Ваччино (Campo Vaccino — «пастбище для коров»).

Картина была выставлена в Королевской академии художеств 1839 года и входит в серию Римских видов, написанных Уильямом Тернером в течение двух десятилетий.

7. Большой канал в Венеции. 1835 год

 

Это полотно было написано на пике славы художника. Город, вдохновлявший многих художников, конечно не оставил равнодушным и Уильяма Тернера — певца красоты стихии и пейзажа, — который бывал в Венеции многократно. На картине Тернер воссоздает солнечную атмосферу прекрасного города посредством яркости красок и воздушной глубины цвета, слегка обозначив композицию при помощи рисунка. Большой канал изображен со стороны церкви Санта Мария делла Салуте (на картине она виднеется справа). На заднем плане слева видна колокольня собора св. Марка и Дворец дожей.

Большой канал в Венеции. 1835. Холст, масло. 91,4 х 122,2 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Большой канал в Венеции. 1835. Холст, масло. 91,4 х 122,2 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Картина «Большой канал в Венеции», признанная одной из лучших работ Уильяма Тернера, была представлена с четырьмя другими произведениями художника на выставке в Королевской академии в 1835 г.

8. Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 год

 

Об этой акварели Уильяма Тернера, написанной после поездки в Швейцарию, английский искусствовед Джон Рёскин был очень высокого мнения.

Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 г. Акварель, бумага, 45 x 29,7 см. Тейт Британ, Лондон, Великобритания.

Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 г. Акварель, бумага, 45 x 29,7 см. Тейт Британ, Лондон, Великобритания.

Картина является сегодня национальным достоянием Англии.

 

9.Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье.  1842 год

 

) Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье. 1842 г. Холст, масло. 91,5 x 122. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания

Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье. 1842 г.Холст, масло. 91,5 x 122. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания.

Полотно живописца, наиболее подвергшееся беспощадной критике. Предчувствуя гениальной интуицией художника приближение катастроф времени, Тернер попытался передать свое ощущение в образе шторма.

 

10. Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840 годы

 

Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840. Холст, масло. 93x123. Париж, Лувр.

Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840. Холст, масло. 93×123.Париж, Лувр.

В этой картине, как и во многих других своих пейзажах, Уильям Тернер мастерски передает воздушность атмосферы, оттененную ярким сочетанием красок. Размытость очертаний и плавный переход цветов, формирующий объем, столь характерные для стиля Тернера, отличали его творчество от живописи старых мастеров. Такая манера письма приближала его произведения к абстракции, в полной мере явившейся в изобразительном искусстве лишь спустя полвека. Уильям Тернер опережал в своей живописи время, в котором ему было суждено творить, и поэтому оставался до конца непонятым современниками.

 

На анонсе статьи картина Уильяма Тернера «Канал в Чичестере», 1828 г.

 

 

foma.ru

Уильям Тернер, картины с названиями и биография художника

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner; 23 апреля 1775, Ковент-Гарден, Лондон, Англия — 19 декабря 1851, Челси) — британский художник, прославившийся изображениями стихии, в особенности, водной, предтеча импрессионистов. Ранний Тёрнер дал волю цвету на своих холстах и сделал свет главным героем картин, поздний же Тёрнер предвосхитил появление абстрактной живописи.

Особенности творчества художника Уильяма Тёрнера: сияющие цвета, предпочтение водных пейзажей сухопутным и бушующей стихии штилю, выведение цвета на ведущие роли. Приступая к работе над картиной, Тёрнер в первую очередь писал стихийное, неуправляемое, потоковое, а после уже появлялись формы, границы, и стихия принимала очертания.

Известные картины Уильяма Тёрнера: «Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года», «Улисс насмехается над Полифемом», «Последний рейс фрегата „Отважный“», «Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы», «Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога».

Есть легенда, что последними словами Тёрнера были: «Солнце — это бог». История красивая, хотя ни подтвердить, ни опровергнуть ее не представляется возможным. Но разве так важно, что произнес Уильям Тёрнер на смертном одре, если всей своей жизнью он подтверждал, что его божество — именно солнце?

Живописец стихий

Если бы не Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner), не было бы никакого импрессионизма, а значит, вообще всё пошло бы иначе в мировой живописи. Впрочем, никакое «если бы» невозможно. Солнце, воздух, вода и огонь — божества, служению которым Тёрнер посвятил жизнь. Немалых успехов добился он и в топографической живописи.

Ему было 14, когда одну из его акварелей выставили в Королевской академии и разрешили ему свободное посещение академии. К тому времени юный Тёрнер успел поучиться у архитектора Томаса Хардвика и акварелиста Томаса Мелтона. Кстати, впоследствии он говорил, что если бы выбирал путь заново, то предпочел бы архитектуру живописи.

Президентом Королевской академии в те годы был сэр Джошуа Рейнолдс, к которому Тёрнер-художник питал глубочайшее почтение. Нередко бывая у главы академии дома, Уильям любовался подлинниками Рубенса, Пуссена, Рембрандта. В старости он даже обронил, что, пожалуй, счастливейшие свои дни провел именно в общении с Рейнолдсом.

Еще ребенком Уильям пропадал целыми днями на Темзе, которую писал потом всю жизнь. Признание он получил в молодости, а собственную галерею открыл, когда ему и 30 не было. Это его идея фикс — чтобы все картины были собраны в одном месте.

Безусловным авторитетом и богом в живописи для Тёрнера был Клод Лоррен. Лоррен первый поместил на свои полотна сияющее солнце, главное божество Уильяма Тёрнера. По слухам, когда Тёрнер впервые увидел картины Лоррена, то от полноты чувств разрыдался и заявил, что повторить такое никому не под силу (1, 2). Тем не менее, именно ему удалось встать в один ряд со своим кумиром и оказаться достойным преемником, воспевающим солнце.

Начинал художник Тёрнер с акварелей, позже пришли гравюры, иллюстрации книг и наконец — масло. Он был чрезвычайно революционен для своего времени и при этом — востребован и признан. Его темы — стихия, струящийся свет, солнце, вода, огонь. Стихии на его картинах могут быть как спокойными, так и бурными, непокорными. Неизменным остается сияние и тепло, излучаемое его работами. Широко известна история, когда во время шторма он попросил привязать себя к мачте, чтобы наблюдать ураган изнутри. Не факт, что она реальна, но его полная самоотверженность во всем, что касалось живописи, и бесконечная преданность силам природы делают такое вполне возможным.

Семья и личная жизнь Тёрнера

Мать Уильяма Тёрнера окончила дни в доме для умалишенных. Любые упоминания о ней приводили художника в бешенство. Дело не только в тяжелых воспоминаниях о том, что им с отцом пришлось пережить, но и в опасении, как бы дурная наследственность не сказалась на нем. И действительно, иные язвительные критики, бывало, упрекали его в безумии.

А вот с отцом у художника сложились очень теплые и близкие отношения. Старый Тёрнер был цирюльником, а когда сын обрел независимость, большую часть времени жил с ним. Он стал главным помощником и страстным ценителем работ художника Уильяма Тёрнера. В биографиях Тёрнера смерть его отца (1829 год) обычно выделяют как отдельное значимое событие, что само по себе достаточно показательно.

История личной жизни Уильяма Тёрнера довольно темная, хотя основные персонажи известны. В конце 70-х он сдружился с семейством композитора Джона Денби. А когда тот умер — с его женой. Да так сдружился, что вскоре уже жил с ней. Сара Денби родила ему двух дочерей. Хорошим отцом Тёрнер не был, хотя в завещании дети упомянуты. Племянница Сары, Ханна Денби, с 23 лет служила у Тернера, присматривала за его хозяйством. Отношения их не ограничились рабочей стороной, по всей вероятности, имела место и сексуальная связь. Ханна всю жизнь была глубоко предана Тёрнеру. Судя по рассказам очевидцев, она была слегка не в себе, и с возрастом становилась все более эксцентричной. Она страдала какой-то кожной болезнью, в результате чего все ее лицо и тело оказалось покрыто коркой.

Последняя любовь Тёрнера — снова вдова, София Бут. Художник несколько лет снимал у нее комнату, приезжая в Магрит. По ее воспоминаниям, он никогда не участвовал финансово в их жизни… Соседи его знали как судебного делопроизводителя мистера Бута. Под конец жизни Тёрнер оставил на Ханну дом с галереей, а сам перебрался к Софии Бут. Однажды Ханна решилась, закутавшись с ног до головы, прийти к дому, в котором Тёрнер, тогда уже тяжело болевший, жил с Софией, постояла молча и ушла. У миссис Бут на руках ослабевший художник и скончался на 76-м году жизни. По ее воспоминаниям, даже не вставая с постели, Тёрнер частенько требовал рисовальные принадлежности и делал наброски в блокнотах.

Крутой нрав Уильяма Тёрнера

Большинство современников сходится во мнении, что Тёрнер нрав имел недружелюбный, резкий, и близко с ним лучше бы не сходиться. Он либо молчал, либо был бесцеремонным и язвительным. Впрочем, среди хора возмущавшихся дурным нравом Тёрнера встречаются и иные голоса. Однажды он гостил у одного из своих богатых покровителей и коллекционеров. На вопрос кого-то из домочадцев, почему бы ему не написать автопортрет, Тёрнер ответил: «Какой смысл рисовать такую незначительную фигуру, как я? Это может навредить моим рисункам. Люди скажут, что способен нарисовать такой малыш?». Нередко под броней нелюбезности скрывается застенчивость и стеснительность. Возможно, это в какой-то мере справедливо и в отношении Уильяма Тёрнера? Росту он был невысокого, сложения — крепкого, приземистого, грубоватым лицом напоминал бульдога, руки вечно обветрены, а пальцы — перемазаны краской. Нет, не денди лондонский скрывался за личиной академика, художника Тёрнера. Его сравнивали с моряком, крестьянином, извозчиком. Он и сам признавал, что не аристократ, а трудяга, в качестве своего «секрета» называя тяжелый ежедневный труд: «Не знаю другого гения, кроме гения упорной работы».

Когда Тёрнер писал, он приходил в неистовство. Уолтер Фокс, богатый коллекционер, с удовольствием покупавший картины Тернера, вспоминал, что тот начинал с того, что заливал жидкой краской бумагу, пока она не становилась совсем мокрой. Нередко он работал сразу над несколькими картинами — пока одна сохла, занимался следующей, затем переходил к другой, после чего возвращался к первой. Когда лист просыхал, художник, словно в исступлении, принимался рвать, скрести и тереть бумагу, причем эти движения казались лишенными какой бы то ни было системы, хаотичными. Но постепенно проявлялось изображение. Метод Тёрнера был противоположен классическому подходу с его строгой заданностью форм и фона. Тёрнер же сначала проявлял текучее, стихийное пространство, в котором работал, из которого под движениями его кисти, а нередко и пальцев рождались свет, цвет, сияние, солнце, вода, огонь. Последние правки перед выставками художники, случалось, вносили в уже развешанные в Академии картины. В исполнении Тёрнера это было совершенно дикое действо, он мог растереть краску плевком, подправить пальцем, а ярость, с которой он работал над картиной, заставляла тревожиться о целостности холста.

Уильям Тёрнер был отличным финансистом, умел распоряжаться деньгами. Сохранилась история о том, как Вальтер Скотт пытался привлечь его к иллюстрированию «Шотландских провинциальных древностей». В одном из писем издателю Скотт заявляет: «Ладонь Тёрнера столь же вызывает зуд, сколь талантливы его пальцы, и он, поверь мне на слово, ничего не сделает без наличных, причем за них — все, что угодно. Изо всех, кого я знаю, он почти единственный человек с дарованием, который так низок в этих вопросах». К деньгам Тёрнер относился с жадностью, но при этом после его смерти выяснилось, что с неимущего постояльца, снимавшего жилье в принадлежащем ему доме, много лет не брал деньги.

В общении с коллегами художник Тёрнер деликатностью тоже не отличался, а уж когда был произведен в академики в 1802 году, то и вовсе многие стали упрекать его в заносчивости и высокомерии. Тем не менее, его замечания коллеги чрезвычайно ценили, он мог с первого взгляда точно сказать, что стоит подправить в работе, и всегда это оказывалось правильным решением. Несмотря на далеко не легкий характер, работы его получили признание и в академии, и в домах богатых коллекционеров. Художник Бенджамин Уэст назвал Тернера величайшим живописцем современности и в весьма изящной формулировке признал его заслуги: «Рембрандт хотел бы так писать!.. Если б мог».

А вот преподавание оказалось слабой стороной Тёрнера. Речь его, профессора перспективы в Королевской академии, была скучна и сбивчива, хотя студенты все равно любили его лекции и приходили на занятия. Самое интересное начиналось, когда он, отбросив попытки читать лекцию, начинал показывать, что такое живопись, и каково оно — написать картину.

Сын богатого виноторговца Джон Рёскин встретил Тёрнера, когда художнику было 65 лет, Рёскину же — 21. Рёскин стал самым воинствующим поклонником искусства Тёрнера и яростным борцом за его репутацию. Искусствоведы к его фигуре относятся двояко, есть мнение, что Рёскин был пошловатым богатым франтом. Но кем бы он ни был, во многом благодаря его стараниям исполнена последняя воля Тёрнера — о том, чтобы его картины были по возможности собраны и выставлены в одном месте. С 1949 года — это лондонская галерея Тейт, официальная обитель работ Тёрнера.

Путешествия Тёрнера

Темза — страсть, любовь, главный объект, который он писал всю жизнь. Еще в молодости Тёрнер построил лодку и сплавлялся по реке, жадно впитывая сюжеты для будущих картин. В странствия он вообще отправлялся с одной целью — наполниться впечатлениями, отыскать новые темы и новые цвета.

В юности Тёрнер бродил по горным районам Уэльса, позже осваивал центр, север и юг Англии. С 1800-х он путешествует по Европе. Франция, которая еще не стала художественной меккой, Швейцария, Шотландия, Германия… Италия! Вот куда он рвался. Увидеть Рим, Турин, Милан, Верону, сделать бесчисленное множество эскизов и рисунков… Но главное — Венеция. Венеция Тёрнеру, так тонко чувствующему игру света, движение воды, солнечные блики, вероятно, показалась раем. Что он ощутил, впервые оказавшись в этом месте? В этот рай он приедет еще не раз. Кажется, что в венецианских пейзажах Тернеру удалось за холст поместить солнце, и именно его лучи делают картины такими сияющими. Это солнце он не потеряет уже никогда.

Автор: Алена Эсаулова

Смотрите также: тест Артхива по творчеству и биографии Уильяма Тёрнера.

artchive.ru

Уильям Тёрнер - картины и рисунки (всего 226)

Джо́зеф Мэ́ллорд Уи́льям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner; 23 апреля 1775, Ковент-Гарден, Лондон — 19 декабря 1851, Челси) — британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист. Предтеча французских импрессионистов.

Уильям Тёрнер родился в конце апреля — начале мая 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден. Сам Тёрнер называл датой своего рождения 23 апреля, что, впрочем, оспаривается рядом исследователей. Отец художника, Уильям Тёрнер, был мастером по изготовлению париков, а в конце 70-х гг. открыл цирюльню. В 1785 году  из-за тяжёлой обстановки в семье (его мать была душевнобольной), Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди.

Ещё в Брентфорде он проявил интерес к изобразительному искусству. После учёбы в школе в конце 1780-х он поселился в Лондоне, где работал у архитекторов и топографов, в том числе у Томаса Малтона. В декабре 1789 года 14-летний Тёрнер был зачислен в Королевскую академию, его экзаменовал Рейнолдс. В академии он посещал последние лекции Рейнолдса, оказавшего значительное влияние на Тёрнера. В дальнейшем художник внимательно изучил весь курс лекций первого президента академии, посвящённый идеалистическому направлению в искусстве. Уже через год после поступления акварельная работа Тёрнера экспонировалась на ежегодной выставке Академии художеств. Первая картина маслом, которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 году. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии. С 1791 года работал художником-сценографом в «Пантеон Опере» на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки.

Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая своё собственное видение. Особенно восхищал его Клод Лоррен: по словам современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз. Художник объяснил свою реакцию тем, что ему никогда не создать что-либо подобное. Спустя годы Тёрнер завещал свою «Дидону, основательницу Карфагена», которую считал непревзойдённым шедевром, Национальной галерее с условием, чтобы она висела рядом с «Отплытием царицы Савской». Тёрнер тщательно изучал доступные ему картины Лоррена, а также альбомы с гравюрами Liber Veritatis. Гравюры были выполнены с рисунков французского художника, относившихся к зрелому периоду творчества. Позднее Тёрнер предпринял выпуск альбома Liber Studiorum, выполненный в той же технике, что и альбом рисунков Лоррена — меццо-тинто. Liber Studiorum предназначался для использования в качестве учебника для начинающих художников и гравюры были сгруппированы по тематическим разделам — живопись архитектурная, историческая, пасторальная (мифологическая и бытовая), пейзажи морские и горные.

Свою первую этюдную поездку Тёрнер совершил в 1791 году. В дальнейшем он много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). После Тёрнера осталось более десяти тысяч рисунков и набросков. Материалы из походных альбомов служили художнику основой для картин и акварелей, над которыми он работал в Лондоне, обращаясь порой к очень давним своим эскизам.

4 ноября 1799 года Тёрнер, ставший к тому времени популярным художником, был избран членом-корреспондентом Королевской академии. В 1801 году он выставил в академии картину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, а художник Бенджамин Вест даже сравнил Тёрнера с Рембрандтом. 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика. Это звание давало ему право выставляться в обход отборочной комиссии, предварительно просматривавшей все работы.

Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией, природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ. Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Британский живописец Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер: биография, творчество

Сведений о жизненном пути этого художника сохранилось не так много, а многие из них являются противоречивыми. Известно, что Уильям тщательно скрывал свою жизнь и специально искажал факты биографии. Уильям Тернер - художник, который считал, что его творчество расскажет о нем лучше всего. Согласно общепринятой версии, место рождения Уильяма - Лондон. Однако сам художник объявлял в разные периоды жизни в качестве него целый ряд регионов Англии. И таких противоречий немало в его биографии.

Происхождение и детство

Будем считать, что Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (годы жизни - 1775-1851) появился на свет в британской столице, Лондоне. Отец будущего художника держал парикмахерскую. Во времена Тернера эти заведения были столь же популярными местами встреч, как и английские пивные. В парикмахерской отца Джозефа бывали поэты, граверы и художники. Отец развешивал акварели сына на стенах для продажи.

Обучение

уильям тернер

Тернера (автопортрет его представлен выше) в 1789 году приняли в школу, действовавшую при Королевской академии искусств. Уже в 15 лет впервые выставил свою акварель в академии Уильям Тернер. Биография его отмечена в годы обучения одновременно учебой и работой. Уильям осваивал технику, в которой выполнялись топографические пейзажи - точные небольшие виды парков, усадеб, соборов и замков. Кроме того, он работал на заказ - копировал произведения старых мастеров.

Обращение к масляной живописи

Творчество Уильяма Тернера не ограничивается акварелью. Художник в 1790 годы решил обратиться к масляной живописи. В 1801 году он создал картину под названием "Датские суда под ветром", которая является подражанием голландским мастерам. Эта работа свидетельствовала о возросшем мастерстве начинающего художника. Она была выполнена настолько качественно, что некоторые даже подумали, что Тернер скопировал старый пейзаж.

Служба в Королевской академии искусств

Художник в 1802 году был избран членом Королевской академии искусств. Уильям Тернер служил ей до конца своих дней. Он читал лекции как для студентов, так и для широкой публики, принимал участие в организации выставок.

"Пейзаж на Темзе"

Тернер в период с 1806 по 1812 год создал серию этюдов - изображений берега р. Темзы. К их числу относится написанная около 1806 года акварель "Пейзаж на Темзе" (иначе работа называется "Пейзаж с белой радугой"). Природа, главный и постоянный герой художника, в его сознании все чаще представала не просто как величавое зрелище. На ее фоне разыгрывались исторические события. Тернер изобразил в стиле голландской марины современный сюжет. Тема картины - гибель пассажирского судна. При этом изображение бушующего моря занимает две трети полотна. Белесая ажурная пена образует огромный вал на поверхности моря. Это композиционное ядро полотна. В центре вала - переполненная людьми лодка. Это единственный во всей композиции предмет, который сохраняет равновесие. На гребень вала справа взмывает парусник, который окончательно потерял устойчивость. Потерявшие управление гибнущие суда расположены слева и в глубине полотна. Сломаны их мачты, сорваны паруса, а палубы их залиты водой.

"Переход Ганнибала через Альпы"

тернер уильям джозеф произведения

Эту картину Уильям создавал в год вторжения Бонапарта в Россию. Известно, что последнего сравнивали с Ганнибалом - полководцем города-государства Карфагена, соперничавшего за владычество над Средиземноморьем с Древним Римом. Тернер использовал в композиции свой излюбленный прием: в овал вписал наиболее драматическую часть полотна. Хлопья снега, пурга свиваются в большую воронку, которая затягивает растерянных воинов в расщелину гор. Удивительно точно написана метель. Уильям Тернер однажды наблюдал ее в имении друга. Художник зарисовал это ненастье на почтовом конверте и сказал, что через 2 года эту метель увидят все на его картине. Работа была закончена в 1812 году.

Картина с интересной историей

Все виртуознее и сложнее становилась со временем техника акварельной живописи Уильяма. В 1818 году он создал работу "Фрегат первого класса, пополняющий запасы". Согласно рассказу очевидцев, история ее создания следующая. Сын друзей Уильяма попросил у Тернера, гостившего у них, нарисовать фрегат. Уильям взял лист, налил на бумагу жидкой краски. Затем, когда бумага промокла, он стал потирать ее, скрести. Все сначала казалось хаосом, однако постепенно, словно по волшебству, начал рождаться корабль. Рисунок уже ко времени второго завтрака был с триумфом представлен.

"Liber Studiorum" и оформление книг английских писателей

Дважды Уильям Тернер имел дело и с графикой. В период с 1807 по 1819 год он попытался создать своеобразную энциклопедию пейзажа в гравюрах. Этой работе художник дал латинское название, в переводе означающее "Книга этюдов" ("Liber Studiorum"). Он предполагал выполнить ее на 100 листах в различных техниках гравюры. Уильям хотел показать, как в европейской живописи происходило развитие пейзажа. Эта затея, однако, не удалась. Тем не менее Тернер воспитал на этой работе группу отличных граверов.

В 1820-30-е годы Уильям работал над заказом по оформлению творений английских писателей Вальтера Скотта и Сэмуэля Роджерса. Книги этих авторов пользовались большим успехом, поэтому гравюры с рисунков Уильяма висели практически в каждом английском доме.

"Улисс насмехается над Полифемом"

джозеф мэллорд уильям тернер

В 1829 году, после поездки в Италию, художник создал одну из самых лучших в своем творчестве исторических картин. Работа называется "Улисс насмехается над Полифемом". Раскин называл эту картину его "центральным произведением". "Улисс" - работа, которую именовали оперной декорацией, мелодрамой. Отмечали, что солнце заливает галеру Улисса даже в частях, куда его лучи проникнуть никак не могут, и что слишком велик контраст между блеском утреннего неба и мраком пещеры циклопа. Однако Уильяма неточности подобного рода никогда не смущали. Он увеличивал размеры колоколен и замков, перемещал их, куда ему казалось нужным, если структура картины требовала этого. Кроме того, Тернер нередко увеличивал звучность цвета, когда от этого выигрывала выразительность целого.

"Пожар лондонского Парламента"

уильям тернер художник

Вершина мастерства Тернера относится к середине 1830-х годов. Уильям давал на вернисажах уроки живописи, заканчивая здесь свои картины. На глазах у изумленных художников и восторженной публики Тернер за несколько часов практически закончил работу над "Пожаром лондонского Парламента", картиной 1835 года. Сам пожар случился годом ранее, в 1834 году. Драматическое зрелище наблюдали сотни людей. Тернера глубоко потрясла эта бушующая стихия. Прямо на месте художник сделал 9 акварелей. А через год на их основе он написал большую картину маслом.

"Последний рейс корабля Отважный"

уильям тернер биография

Эта работа была впервые представлена в 1839 году. Она является одной из лучших в творчестве Уильяма. Известно, что художник очень дорожил этой работой, был настолько к ней привязан, что не соглашался продавать ни за какие деньги.

Тернер изобразил заходящее солнце, на фоне огненных облаков от которого мы наблюдаем движение "Отважного". Это военный корабль, ветеран Трафальгарской битвы. Маленькое самоходное судно угольно-черного цвета буксирует к берегу Темзы боевого генерала. Здесь он будет разобран. Вероятнее всего, сюжет картины родился в воображении Уильяма, а не был срисован с натуры. Печальный и лиричный образ обветшалого судна олицетворяет собой минувшую эпоху парусников. Кроме того, он служит напоминанием о тленности всего сущего.

"Невольничий корабль"

творчество уильяма тернера

Работорговля вот уже несколько веков составляла одну из важных статей дохода Англии. Парламент при жизни Тернера принял закон, согласно которому торговля людьми запрещалась. Однако еще долгое время пятно на совести нации беспокоило воображение поэтов, писателей и художников. В основе картины лежит реальное событие. Перевозивший рабов капитан решил выбросить за борт людей, заболевших холерой, поскольку по закону получить страховку он мог лишь за тех, кто погиб в море. Таким образом, освободившись от лишнего груза, корабль уходит от бури. Рабы, брошенные им, погибают в волнах. Их тела терзают хищные рыбы, из-за чего вода окрашивается кровью.

Поздние работы Тернера

Следует заметить, что поздние работы Тернера написаны прозрачными, легкими, быстрыми мазками. Художник предпочитал светлые тона, любил белила и оттенки коричневого и желтого цветов. Он никогда не использовал в своих работах черный и зеленый цвета. Творчество Тернера в 1840 годы становилось все более непонятным публике. Художник то рисовал потоки дождя, через которые едва видны контуры парохода (картина 1832 года "Стаффа, пещера Фингала"), то невольничий корабль, с которого в море сталкивают больных негров (вышеупомянутая работа "Невольничье судно" 1840 года), то мчащийся поезд (картина 1844 года "Дождь, пар и скорость"). Таким образом, Уильям довольно неожиданно и чутко откликался на современные ему события. Ему казались волнующими и поэтичными достижения технического прогресса, а действия людей - жестокими и отвратительными.

"Дождь, пар и скорость"

уильям тернер картины

Эта работа была представлена в Королевской академии искусств в 1844 году. Из глубины пространства, заполненного дымом и паром, навстречу зрителю несется поезд по мосту над рекой Темзой. Контуры машины расплываются, в коричневое пятно сливаются ее детали. Это создает впечатление быстрого движения. К этой работе Тернера современники отнеслись скептически. Многие из них высказали сомнения относительно реальности изображенной сцены.

Завещание Уильяма

Уильям Тернер, картины которого уже не пользовались былой популярностью, постепенно начал терять интерес к публике. Он все реже выставлял работы, скрывался подолгу от поклонников и друзей. Уильям умер, оставив потомкам пространное завещание. Его последней волей было открыть на его средства дом для престарелых художников, а также галерею его картин. Кроме того, он хотел, чтобы в академии был создан класс пейзажной живописи. Однако вышло иначе: полотна, этюды и акварели являются единственным наследием, которое оставил Уильям Тернер. Картины его запечатлели удивительный мир, который увидел художник. Им удалось обессмертить имя своего создателя.

Тернер Уильям Джозеф, произведения которого и сегодня вызывают большой интерес во всем мире, - признанный мастер, которого особенно высоко ценят импрессионисты. В его творчестве их привлекают светотеневые эффекты, мотивы моря и снежной погоды, богатство оттенков белого. Хотя следует заметить, что тип "пейзажа-катастрофы", так широко представленный в работах Уильяма, им чужд.

fb.ru

Уильям Тёрнер: жизнь и творчество художника

Уильям Тёрнер (23 апреля 1775, Ковент-Гарден, Лондон — 19 декабря 1851, Челси) — британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист и гравер.

Содержание

Биография Уильяма Тёрнера

Творчество Тёрнера

Наиболее известные работы художника

Картины Уильяма Тёрнера

Библиография

Биография Уильяма Тёрнера

Джозеф Меллорд Уильям Тернер родился в 1775 г. в Лондоне. Его отец держал парикмахерскую. В те времена парикмахерская была таким же местом встреч и разговоров, как и традиционная английская пивная. Сюда приходили художники, граверы, поэты.

Пользуясь случаем, отец Тёрнера развешивал на стенах акварели сына для продажи.

В 1789 г. Тёрнера приняли в школу при Королевской академии искусств. В пятнадцать лет художник впервые выставил в академии свою акварель. Он учился и работал: осваивал современную акварельную технику, в которой традиционно выполнялись так называемые топографические пейзажи — точные виды усадеб, парков, замков и соборов; копировал на заказ произведения старых мастеров.

Творчество Тёрнера

В 1790-х гг. Тёрнер обратился к масляной живописи. В его маринах заметно влияние голландских мастеров XVII в.

Ранние произведения художника исполнены вполне традиционно, в темной гамме («Рыбаки в море», 1796, Галерея Тейт, Лондон). Здесь особенности освещения становятся средством нагнетания драматического настроения.

С первых своих работ Тёрнер начинает разрабатывать тему конфликта между человеком и разрушительными силами стихии («Мол в Кале. Французы готовятся выйти в море: прибывает английское пассажирское судно»), которая будет возникать на протяжении всего творческого пути художника («Пожар парламента, 16 октября 1834»).

Гневные состояния природы: штормы, бури, ураганы и связанные с ними катастрофы — пришлись по душе английской публике, и Тёрнер сделал потрясающую карьеру. Уже в 1802 г. он был избран действительным членом Королевской академии искусств, а в 1807 г. был утвержден в должности профессора. Художник верой и правдой служил ей до конца своих дней, участвуя в организации выставок, читая лекции для широкой публики и обучая студентов.

В сознании Тёрнера природа, его постоянный и главный герой, все чаще предстает не только величавым зрелищем, но также и фоном для исторических событий. Такова картина «Кораблекрушение», написанная в стиле голландских марин XVII в., на которой художник изобразил современный сюжет — гибель пассажирского судна. Такова картина «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы», написанная в год вторжения Наполеона в Россию.

В 1820—30-е гг. Тёрнер получил заказ на оформление сочинений английских писателей Сэмуэля Роджерса и Вальтера Скотта. Эти книги пользовались большим успехом, и гравюры с рисунков Тёрнера висели почти в каждом английском доме.

Постепенно палитра Тёрнера сильно высветляется. Освещение и воздух становятся главными стихиями, а конкретный сюжет — лишь поводом для изображения («Переправа через ручей», «Канал в Чичестере», «Стаффа, пещера Фингала»).

К середине 1830-х гг. Тёрнер достиг вершины мастерства. Он давал уроки живописи на вернисажах, заканчивая там свои картины. Так, на глазах у восторженной публики и изумленных художников он за несколько часов почти полностью написал полотно «Пожар парламента, 16 октября 1834». Этот пожар произошел в 1834 году. Сотни людей наблюдали это драматическое зрелище. Стихия бушующего огня потрясла Тёрнера, он сделал на месте девять акварелей, на основании которых и создал через год большую картину.

Картины и акварели Тёрнера, написанные блеклыми красками, мастерски передают необычные эффекты освещения, цвета и движения («Последний рейс корабля «Отважный»», «Пейзаж с далекой рекой и плотиной», «Лунный свет»). Большую роль в становлении живописного языка художника сыграли его путешествия в Италию, предпринятые им в 1819, 1828, 1835 и 1840 гг. («Сан-Джорджо Маджоре на заре, Венеция», «Вид на восток от Гидекки. Восход»). Они обогатили его стиль, цвет в его картинах стал более насыщенным, техника мазка — более раскрепощенной. В отличие от Констебла, Тёрнер любил путешествовать. Помимо Италии, он побывал во Франции, Голландии, Бельгии и Швейцарии, откуда неизменно привозил многочисленные акварели («Голубой Риги. Озеро Люцерн. Восход»).

Поздние работы художника написаны легкими, прозрачными, быстрыми мазками («Вечный покой. Похороны на море», «Замок Норэм. Восход»). Тёрнер предпочитал светлые краски, очень любил белила и различные оттенки желтого и коричневого цветов, и никогда не использовал черный и зеленый цвета («Утро после потопа. Моисей пишет книгу Бытия», «Улисс, насмехающийся над Полифемом»).

Одним из признанных шедевров, написанных художником на склоне лет, стала картина «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье». Потоки морской воды, снег и дым, идущий из трубы корабля, сливаются в единый мощный шквал водяных брызг и пронизывающего ветра, изображенный художником с большой эмоциональной силой. Существует легенда, что для того чтобы правдоподобно передать в этой картине эффект вьюги на море, 67-летний художник велел привязать себя на четыре часа к капитанскому мостику корабля, плывшего в шторм из Харвича.

В 1840-е гг. творчество Тёрнера постепенно становится все более загадочным для английской публики. Он пишет то невольничий корабль, с палубы которого сталкивают в море больных негров («Невольничье судно»), то мчащийся сквозь непогоду поезд («Дождь, пар и скорость»), чутко и довольно неожиданно откликаясь на современные события. Достижения технического прогресса казались ему поэтичными и волнующими, а действия людей — отвратительными и жестокими.

Тёрнер в своем восприятии мира значительно опередил свое время, и поэтому немногие современники понимали его искусство. Однако сейчас этот художник признан одним из наиболее выдающихся представителей английской школы живописи.

Последние годы жизни Тёрнер провел в Челси, где он жил затворником под вымышленным именем. Там он и умер, оставив после себя обширное наследие: более 300 картин маслом, 20 тысяч акварелей и 19 тысяч карандашных рисунков, завещав их Национальной галерее в Лондоне.

Наиболее известные работы художника

  • 1799 — Warkworth Castle, Northumberland — Thunder Storm Approaching at Sun-Set, oil on canvas — Victoria and Albert Museum, London
  • 1806 — The Battle of Trafalgar, as Seen from the Mizen Starboard Shrouds of the Victory, oil on canvas — Tate Gallery, London
  • 1812 — Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы / Snow Storm: Hannibal and His Army Crossing the Alps, oil on canvas, Tate Gallery, London
  • 1822 — The Battle of Trafalgar, oil on canvas, National Maritime Museum, Greenwich, London
  • 1835 — The Burning of the Houses of Lords and Commons, oil on canvas, Philadelphia Museum of Art, Philadelphia
  • 1835 — The Grand Canal, Venice, oil on canvas, Metropolitan Museum of Art, New York
  • 1838 — Последний рейс корабля «Отважный» / The Fighting Temeraire Tugged to Her Last Berth to Be Broken up, oil on canvas, National Gallery, London
  • 1839 — Современный Рим — Кампо Ваччино / Modern Rome — Campo Vaccino
  • 1844 — Дождь, пар и скорость

Библиография

  • Уильям Тёрнер / Перевод с английского А. Е. Мосейченко. — М.: ЗАО «БММ», 2007. — 256 с. — 2000 экз. — ISBN 5-88353-278-0.
  • С. Дзуффи Большой атлас живописи. — М.: Олма-Пресс, 2002. — С. 184—185, 242, 244—245, 300. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.
  • П. Акройд Тернер. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. — 224 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Уильям Тёрнер: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Уильям Тёрнер: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Тернер: художник, опередивший свое время

Уильям Тернер – художник Британии, который создавал романтические новаторские пейзажи и акварелью, и маслом. Его поздние работы не были поняты и оценены современниками. Однако его творчество глубоко изучал Клод Моне, и влияние этого живописца на французских импрессионистов оспаривать невозможно.

Тернер, художник: биография

Достоверно известно одно: Уильям Тернер родился в Лондоне в 1775 году и был крещен 14 мая. Отец, цирюльник и изготовитель париков, в 10-летнем возрасте отправил Уильяма на воспитание к дяде в небольшой городок Брентфорд, стоящий на Темзе. Здесь мальчик начинает рисовать пейзажи с натуры. Отец выставляет его акварели у себя в парикмахерской и радостно сообщает своим клиентам, что его сын Уильям Тернер – художник или, во всяком случае, собирается им стать.

Академия художеств

В пятнадцать лет он сдал экзамены, которые принимал Джошуа Рейнолдс, и приступил к учебе. Тернер – художник, которого, как он считал сам, сформировал Томас Малтон, чертежник и топограф. Но, посещая лекции президента академии, он оказался под обаянием идеализма в искусстве. И первая акварель Тернера, и первое полотно маслом, выполненное в 1790, экспонировались на выставке Академии.

Замеченное произведение

Но наибольшее впечатление произвела работа, написанная в 1796 году. Это «Рыбаки на море». Уже в этой ранней работе просматривается любимый композиционный прием, который Тернер-художник будет использовать почти всю жизнь – это овал, а также и тема – изображение бури, вихря и драматических эпизодов, которые пойдут через все его творчество.тернер художник Лодка рыбаков ночью находится в опасности. Холоден свет луны, то скрывающейся, то показывающейся из рваных мрачных облаков. Он контрастирует с теплым светом фонарей на лодке. Но неясно, что ждет несчастных бурной ночью. Эта очень эмоциональная марина оказывает большое влияние на Ораса Верне и многих других.

Тернер в Европе

С 1802 года, когда живописец стал свободен в средствах, он совершает путешествия по странам Европы. Тернер побывал в Швейцарии, Франции (учился в Лувре) и навсегда полюбил Венецию.

Пейзажная живопись

В 10-20-е годы с увлечением работает над пейзажами Уильям Тернер, художник, картины которого полны романтики. Он пока еще верен традициям английского пейзажа.тернер художник картины Они написаны страстным человеком, который любит контрасты цвета и света. Он пишет свободно. Иногда дополняет свои работы мифологическими сценами. В 1815 году, после извержения вулкана в Тамборе (Индонезия), в атмосфере появился вулканический пепел. В результате возникли интересные оптические эффекты. Закаты послужили источником вдохновения для живописца.тернер художник биография Яркие цвета осени в «Канале Чичестера» совершенно не случайны. Но он уже очаровывается снегами, дождями, туманами и всеми природными катаклизмами. Так, в 1812 году в «Переходе Ганнибала через Альпы» изображается разгул стихии, в борьбе с которой он не забывает о человеке: он показывает его малость и уязвимость. А дикое величие мира и неосвоенной природы свидетельствуют о силе Бога.

Стилевые особенности

Финансовая независимость позволила Тернеру свободно вводить новшества в свои зрелые работы, без оглядки на заказчиков. В стиле фантастических головоломок он очень любил писать капризы природы.уильям тернер художник картины

В 67 лет в 1842 он создает «Снежный шторм ночью». Корабль едва просматривается в вихре, который крутит это маленькое суденышко. Все смешано на полотне, почти что абстрактном: шквалистый ветер, который поднимает громадные волны и гонит низкие снеговые тучи, и дым и пар, который выпускает пароходик. Он стремится в чуть видную на горизонте гавань. Вихрь закрутил все в четкий овал, в центре которого борется за жизнь суденышко.

Тернер и промышленная революция

В конце XVIII века в Англии начинается промышленная революция. Появление паровозов и пароходов сразу же начало отражаться в творчестве человека, который тяготеет ко всему новому. Тернер – художник, картины которого теперь изображают технику. В этом он опережает всех своих живописцев-современников. На холсте, который он назвал «Дождь, пар, скорость» (1844), необычайно динамично передано движение паровоза. дождь пар скоростьРассекая противостоящий ему поток воздушных масс, из тумана вырывается паровоз. Ему не страшны никакие погодные условия. Восхищение художника современной ему техникой подобно нашему удивлению, когда мы узнали, что человек прорвался в космос, когда появились первые компьютеры. Этот немолодой уже человек показывает людям, на что они способны, а его современники просят другого – гладких, сладких венер, тихих уютных красивых, с тщательно выписанными листочками и цветочками пейзажей.

Личная жизнь

В молодые годы, до самой смерти своего отца в 1829 году, Тернер жил вместе с ним. Отец был и другом, и помощником. Живописец так и не собрался жениться, хотя и жил вместе с немолодой вдовой Сарой Дэнби. От нее у художника родились две дочери.

Позже он в течение 18 лет он жил с Кэролайн Бут в Челси. Там он и скончался в 1851 году. Говорят, что его последними словами были: «Солнце – это Бог». Художник похоронен по его просьбе в соборе св. Павла рядом с сэром Джошуа Рейнолдсом.

fb.ru

10 лучших картин у Тернера

10 лучших картин Тернера

240 лет назад родился знаменитый английский художник Уильям Тернер. Предлагаем читателям обзор десяти лучших картин этого автора.

Печальны помыслы мои

Но ты, великая Природа,

Коснись меня и оживи!.

Как с наступлением весны

Цветут бесплодные долины.

Как оживляет свет луны

Ночные серые руины.

(А. Теннисон)

10 лучших картин Тернера

Уильям Тёрнер. Автопортрет. 1799

Одним из ярких представителей живописи Викторианской эпохи (период правления английской королевы Виктории в 1837—1901 гг.) был художник Уильям Тернер. Сын парикмахера, получивший самое простое образование, он вошел в историю искусства своими прекрасными романтическими пейзажами, морскими батальными сценами, акварелями и гравюрами. Его называли предшественником французских импрессионистов.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner) родился 23 апреля 1775 года в лондонском районе Ковент-Гарден.

С 1785 года из-за болезни матери он был отправлен к дяде в Брентфорд, где впервые проявил интерес к изобразительному искусству.

Окончив школу в конце 1780-х и немного поработав у лондонских архитекторов и топографов Уильям поступил в 1789 году в Королевскую академию. Экзамены у него принимал Джошуа Рейнолдс (Первый президент академии). Лекции Рейнолдса по идеалистическому направлению в искусстве оказали впоследствии большое влияние на творчество Тернера.

Уже через год учебы акварельная работа Уильяма Тернера удостоилась экспозиции в Академии. В том же 1790 году Тернером была написана картина маслом, которая также экспонировалась на академической выставке.

С 1791 года Тернер работал художником-сценографом, давал уроки и писал многочисленные пейзажи, совершая этюдные поездки по Европе.

В 1799 году он был избран членом-корреспондентом Королевской академии. Его картина «Море у Бриджуотера», выставленная в Академии в 1801 году, имела большой успех, и в 1802 году он был удостоен звания королевского академика, что давало ему право выставлять свои работы без предварительного отбора их комиссией.

Его эмоциональные акварели своей выразительностью и мастерством исполнения не уступали масляной живописи.

На посту профессора перспективы, который он занимал в академии с 1807 года, Тернер разработал программу, посвященную вопросам «поэтической живописи».

Но впоследствии общество Викторианской эпохи под влиянием критики коллекционера и художника сэра Джорджа Бомона стало прохладно принимать живопись Уильяма Тернера, представлявшую для того времени новый тип пейзажа – легкий, без лишней детализации, наполненный яркими красками и граничащий в чем-то с абстракционизмом. Не смотря на то, что его поддержал английский художник, писатель и теоретик искусства Джон Рёскин, королева Виктория отказалась возвести Тернера в рыцарское достоинство.

Умер Уильям Тернер 19 декабря 1851 года в Лондоне и был похоронен согласно своему завещанию у собора Святого Павла.

1. Рыбаки в море. 1796 год

10 лучших картин Тернера

Рыбаки в море. 1796 г. 91 x 122 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания

Эта картина была выставлена в Королевской академии в 1796 году вместе с десятью его акварельными работами и получила похвальные отзывы, а пресса отметила владение Тернером масленой живописью на уровне академического мастерства.

Уже в этом своем раннем полотне Тернер передал ощущение смятения и неустойчивости бытия, свойственное его мировосприятию и проявившееся во всех его последующих произведениях.

2. Озеро Баттермир, с радугой и ливнем. 1798 год

10 лучших картин Тернера

Озеро Баттермир, с радугой и ливнем. 1798 г. Холст, масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания

В этой работе Уильям Тернер показал новую ступень своего мастерства и одновременно явил столь характерное ему художественное свободомыслие, изобразив отражение радуги в глади озера.

3.  Пантеон, утро после пожара. 1792 год

10 лучших картин Тернера

Пантеон, утро после пожара. 1792 г. Акварель, 39,5 x 51,5 см Тейт Британ, Лондон, Великобритания

В 1792 году состоялась первая поездка Уильяма Тернера по Британии. В поездке он делал зарисовки городских видов. Тернер был нанят для декорации Пантеона (ротонды римского образца) на Оксфорд-стрит. Но уже через полгода — 14 января 1792 года — огонь уничтожил здание. Сделав на следующий день зарисовки последствий пожара, Тернер затем написал акварелью картину, которая была выставлена в Академии.

4. Переход Ганнибала через Альпы. 1812 год

10 лучших картин Тернера

Переход Ганнибала через Альпы. 1812 237,5 x 146 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания.

Ко времени написания этой картины в пейзажах Уильяма Тернера все более важное место стала занимать световоздушная среда (атмосфера во всех ее проявлениях). Уже в этой – одной из своих ранних работ – Тернер мастерски изобразил разгул стихии в огромном пространстве, рядом с которым человек почти не заметен.

На картине изображено историческое событие — переход карфагенского полководца Ганнибала через Альпы в 218 году до н. э. Выбрав именно этот исторический момент художник символически изобразил события 1812 года, предвозвестившие окончательное поражение Наполеона в последующей через три года битве при Ватерлоо.

 5. Последний рейс корабля «Отважный» («Бесстрашный»). 1839 год

10 лучших картин Тернера

Последний рейс корабля «Отважный» («Бесстрашный»). 1839 г. 121,9 x 90,8 см. Холст. Масло. Лондонская Национальная галерея, Лондон, Великобритания.

Эту картину Уильям Тернер написал больше как историческое свидетельство прощания с одним из прославленных фрегатов Трафальгарского сражения.

6. Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839 год

10 лучших картин Тернера

Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839. холст, масло. 90,2 × 122 см.Музей Гетти, Лос-Анджелес

Развалины Римского форума, изображенные на картине, в старину иногда называли Кампо Ваччино (Campo Vaccino — «пастбище для коров»).

Картина была выставлена в Королевской академии художеств 1839 года и входит в серию Римских видов, написанных Уильямом Тернером в течение двух десятилетий.

7. Большой канал в Венеции. 1835 год

Это полотно было написано на пике славы художника. Город, вдохновлявший многих художников, конечно не оставил равнодушным и Уильяма Тернера — певца красоты стихии и пейзажа, — который бывал в Венеции многократно. На картине Тернер воссоздает солнечную атмосферу прекрасного города посредством яркости красок и воздушной глубины цвета, слегка обозначив композицию при помощи рисунка. Большой канал изображен со стороны церкви Санта Мария делла Салуте (на картине она виднеется справа). На заднем плане слева видна колокольня собора св. Марка и Дворец дожей.

10 лучших картин Тернера

Большой канал в Венеции. 1835. Холст, масло. 91,4 х 122,2 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Картина «Большой канал в Венеции», признанная одной из лучших работ Уильяма Тернера, была представлена с четырьмя другими произведениями художника на выставке в Королевской академии в 1835 г.

8. Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 год

Об этой акварели Уильяма Тернера, написанной после поездки в Швейцарию, английский искусствовед Джон Рёскин был очень высокого мнения.

10 лучших картин Тернера

Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 г. Акварель, бумага, 45 x 29,7 см. Тейт Британ, Лондон, Великобритания.

Картина является сегодня национальным достоянием Англии.

9. Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье.  1842 год

10 лучших картин Тернера

Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье. 1842 г.Холст, масло. 91,5 x 122. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания.

Полотно живописца, наиболее подвергшееся беспощадной критике. Предчувствуя гениальной интуицией художника приближение катастроф времени, Тернер попытался передать свое ощущение в образе шторма.

10. Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840 годы

10 лучших картин Тернера

Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840. Холст, масло. 93×123.Париж, Лувр.

В этой картине, как и во многих других своих пейзажах, Уильям Тернер мастерски передает воздушность атмосферы, оттененную ярким сочетанием красок. Размытость очертаний и плавный переход цветов, формирующий объем, столь характерные для стиля Тернера, отличали его творчество от живописи старых мастеров. Такая манера письма приближала его произведения к абстракции, в полной мере явившейся в изобразительном искусстве лишь спустя полвека. Уильям Тернер опережал в своей живописи время, в котором ему было суждено творить, и поэтому оставался до конца непонятым современниками.

Орлова Анна

Фома

spbda.ru


Смотрите также