Джеймс Тиссо — ИЛЛЮСТРАТОР БИБЛИИ. Тиссо картины


Картинные галереи и художники - Джеймс Тиссо

TissoДжеймс (Жак-Жозеф) Тиссо (1836-1902) родился во французском городе Нант, в семье успешного торговца тканями Марселя Теодора Тиссо. Мать, Мари Дюран, помогала мужу в семейном бизнесе и разрабатывала фасоны модных шляпок. По видимому, приобщение с детских лет к миру моды и позволило художнику достичь такой точности изображения мельчайших деталей женской одежды.В 1856 г. юноша отправился в Париж и поступил в Школу изящных искусств. В Париже он познакомился Джеймсом Макнейлом Уистлером, Эдуардом Мане, Эдгаром Дега и, чтобы привлечь к себе внимание, англизировал свое имя Жак-Жозеф.В 1859 г. Джеймс Тиссо впервые принял участие в парижском Салоне и выставил пять картин со средневековыми сюжетами, на нескольких из которых были изображены сцены из «Фауста» Гете. В 1861 г. картина  была приобретена государством и в настоящее время находится в Музее Орсе.В 1860-х художник побывал в Италии, а в 1862 г. в Англии. В 1864 г. Тиссо выставил свои картины в Королевской Академии художеств в Лондоне.На произведениях, созданных в ранний период творчества художника, часто изображены привлекательные стильные женщины. Характерным примером может служить серия работ «Парижанки» (La Femme a Paris). К 1870 г. Джеймс Тиссо приобрел большую популярность и продажа картин стала приносить ему солидный доход.Однако в 1870 г. началась Франко-прусская война, а в 1871 г. произошла революция. После жестокого подавления Парижской коммуны, Джеймс Тиссо, опасаясь репрессий, был вынужден эмигрировать в Англию.В Лондоне художник жил с 1871 г. по 1882 г. и его картины, так же как и в Париже, быстро стали популярными. Тем не менее, некоторые критики отзывались о творчестве Джеймса Тиссо негативно. В частности, влиятельный теоретик искусства Джон Рёскин называл картины живописца «всего лишь раскрашенными фотографиями вульгарного общества».В середине 1870-х Джеймс Тиссо встретил Кэтлин Ньютон, которая стала его моделью и музой. В 1882 г. Кэтлин Ньютон покончила с собой: у нее была запущенная форма туберкулёза и она не выдержала невыносимых страданий.После ее смерти Джеймс Тиссо вернулся в Париж и к 1885 г. пришел к убеждению, что оставшуюся жизнь он должен посвятить созданию иллюстраций к Евангелию.В 1886-1887 г.г., а затем в 1889 г. художник побывал в Палестине, где провел тщательные географические и этнографические исследования и сделал сотни набросков по мотивам библейских сюжетов.В 1895 г. серия «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа», состоящая из 365 иллюстрации к евангельским текстам была выставлена в Париже, в 1896 г.– в Лондоне, а в 1898 г. – в Нью-Йорке. Иллюстрации представляли собой хронологическую последовательность различных эпизодов из жизни Иисуса от рождения до Голгофы и Воскресения. Серия иллюстраций «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» пользовалась большим успехом и в 1900 г. была приобретена крупнейшим художественным музеем США – Бруклинским музеем.В последние годы жизни художник работал над серией иллюстраций к Ветхому Завету, 80 из которых были выставлены в Париже в 1901 г. К сожалению, завершить свой труд художнику не удалось.Джеймс Тиссо умер 8 августа 1902 г.Картины Джеймса Тиссо хранятся в Галерее Тейт Британ, Манчестерской художественной галерее, Художественной галерее Саутгемптона, Художественной галерее Шеффилда, Художественной галерее Нортгемптона, Музее Орсе, Парижском малом дворце, Музее изящных искусств Нанта, Метрополитен-музее, Вашингтонской Национальной галерее искусства, Бостонском музее изящных искусств, Музее Гетти, Художественном музее Филадельфии, Художественном музее Цинциннати, Музее Уодсворт Атенеум, Национальной галерее Виктории.В двух разделах коллекции представлено 91 произведение живописи, созданное Джеймсом Тиссо.Раздел 1. 70 картин, написанных с 1860 г. по 1894 г.Раздел 2. 21 картина, проданная на Sotheby's и Christie's

Коллекция из 70 картин Джеймса Тиссо

gallart.by

Джеймс Тиссо

Автопортрет Джеймса Тиссо, 1898 г.

 

James Tissot, собственное имя Жак-Жозеф Тиссо, 15 октября 1836 — 8 августа 1902) - французский живописец, близкий к школе прерафаэлитов.

Мария Магдалина до ее обращения в веру

 

Жак Джозеф Тиссо  родился в Нанте в семье торговца.

В 1856-57 он приехал в Париж с желанием стать живописцем. Учился в Парижском училище изящных искусств, ученик Энгра, И. Фландрена и Ламота. Однако большую часть своего образования, тем не менее,Тиссо получил неофициально, благодаря друзьям и знакомым среди авангардистских художников. Его друзьями и учителями стали Мане, Дега (написавший портрет Тиссо). Но подлинным кумиром юного художника стал Джеймс Уистлер, в честь его Тиссо даже англизировал свое имя.

 

James Whistler. Harmony in Green and Rose The Music Room

 

James Whistler. "At the Piano".

 

В 1859 года, в возрасте 23 лет, художник впервые выставил в Салоне несколько исторических полотен, выполненных в позднеромантическом стиле.

В 1861 г. Тиссо выставил «Встречу Фауста и Маргариты», которая была приобретена государством для Люксембургской галереи. Кстати, трагедии Гете художник посвятил несколько полотен.

 

Faust and Marguerite in the Garden. 1861 г

 

Стиль Тиссо формировался и под влиянием Э. Мане, с которым художник дружил. Его картины имеют определенные черты сходства с работами импрессионистов в передаче воздушной среды и характере композиций. Однако изящные и очаровательные полотна Тиссо больше напоминают иллюстрации к модным светским журналам.

Он был близким другом Дега, который нарисовал интересный портрет Тиссо. Но позже они рассорились, иТиссо даже отказался участвовать в Импрессионистских выставках.

 Тиссо достиг официального признания своих работ быстро.

В начале своего творчества Тиссо писал декорации для исторических пьес, романтические, историческо-костюмные жанровые сцены с точно изученными костюмами и обстановкой XV столетия.

 В 1863 он уехал в Англию, откуда окончательно возвратился на родину почти через 20 лет.

Уже в картине «Две сестры» виден его сформировавшийся личный стиль.И хотя многие связывали эту картину с серией Уистлера "Симфония в белом", а некоторые называли ее "The Green Ladies" по аналогии с застойной водой и тиной, успех художнику был обеспечен.

 

Переселившись в Лондон, художник, приблизительно в 1864, перешел к сценам из современной жизни, и стал изображать разные типы молодых элегантных женщин. В эти годы была написана серия работ, названная LaFemme a Paris. Впоследствии Тиссо написал аналогичную серию акварелей уже с дамами из высшего общества Лондона. 

Девушка в красном жакете. 1864

Весенний портрет. 1878 Принцесса де Брогли

И сама тема, и манера письма Тиссо имели успех у коллекционеров, уже к 1870 году живописец прилично зарабатывал.

 

Праздничный день в Брайтоне. 1875-78

В 1870 началась франко - прусская война, сопровождаемая гражданской войной и Парижской Коммуной в 1871. В 1871 г. художник вступил в Национальную гвардию, принимал участие в военных действиях и в Парижской Коммуне (хотя многие историки утверждают, что Тиссо только сочувствовал Коммуне).

Правительство строго подавило восстание, казнив почти двадцать тысяч членов Коммуны на улицах Парижа. Подозреваемый в сочувствии к коммунарам, Джеймс Тиссо был вынужден оставить страну, чтобы избежать заключения.

Существует версия, что конфликт с правительством произошел из-за политических интриг его брата.

Тиссо вновь нашел убежище в Лондоне, где прожил с 1871 до 1882.

 

Здесь он начал учиться гравюре у сэра СеймонаХэдена, рисовал карикатуры для журнала Vanity Fair и писал многочисленные портреты и жанровые картины.

В Англии он продолжал любимую тему - сцены от жизни общества, но приспособился к английским вкусам, и скоро получил высокую репутацию среди социальной элиты Лондона. "Смешно, что самый большой живописец социальной жизни Викторианских времен не был англичанином» - написал автор книги о викторианской живописи Кристофер Вуд.

 

Интересно, что говоря о Тиссо-портретисте все восхищаются его женскими портретами, и никто не удосуживается отметить, что у художника есть замечательная "мужская" галерея.

 

В течение одиннадцати лет, что он проработал в Англии, он достиг славы и финансового успеха, рисуя то, что теперь признано считать его лучшими картинами. Первая из его крупномасштабных картин – «Слишком рано» (Too Early) - была показана в Королевской Академии в 1873.

 

Живописец Луиза Джоплин, друг Тиссо, описала это как «новое направление в искусстве, как остроумное представление современной жизни». «Никто из английских художников не может сравниться с Тиссо в блестящей технике, комбинации стиля, элегантности и остроумии» - писали газеты.

 

Тиссо был таким успешным художником, что позволил себе иметь дом в престижном районе северо-западного Лондона - Wood St John's. Это был один из первых лондонских пригородов, в котором отмечалась большая плотность вилл.

В1874 писатель Эдмон де Гонкур саркастически писал, что Тиссо имеет «студию с залом ожидания, где в любое время к услугам посетителей есть шампанское со льдом, а около студии сад, где в течение всего дня можно видеть лакея в шелковых чулках, протирающего до блеска листья кустарников».

 

Пристрастившись с 1875 г. к гравированию крепкой водкой и сухой иглой, Тиссо произвел до 74 работ, в числе которых наиболее замечательные по мастерству исполнения: "Фойе Большой Оперы во время осады Парижа"

"Скучная история", "Октябрь"

"На морском берегу", "Старшая сестра", "Возвращение блудного сына" и "Воскресное утро". Из картин Тиссо, написанных масляными красками, лучшие: "Встреча Фауста с Маргаритою" (1861, Люксембургский музей в Париже), "Отъезд жениха" (1863), "Молодая женщина в церкви" (1866), "Свидание" (1867) и "Молодая дама в лодке".

 

Несмотря на успех 1873 года, выставленные в 1875 году три новые картины Тиссо, среди которых были "Ballon Shipboard» (1874)

и «Hush»

подверглись нападкам самых серьезных критиков, включая Оскара Уайльда, Генри Джеймса и Джона Рёскина, которые увидели в его «цветных фотографиях» картины вульгарного богатства. Но даже эта высокомерная оценка не остановила продажу его картин.

 

Type of the beauty

 

Приблизительно в 1876 году, Тиссо встретил разведённую с мужем миссис Кэтлин Ньютон, красивую ирландку с двумя детьми, ставшую его главной моделью и женой. Правда, в некоторых биографиях указывается, что она была всего лишь натурщицей и любовницей художника.

 

Кэтлин Ньютон в кресле.

 

Думаю, что они жили в гражданском браке, поскольку нет никаких сведений и документов о регистрации их брака, но поскольку такие отношения не приветствовались в викторианской Англии, поэтому Джеймса и Кэтлин и считали всего лишь любовниками.

Кэтлин переехала в дом Тиссо и жила с ним до своей смерти в 1882 г.

В возрасте 28 лет, не перенеся страданий от болей на поздней стадии туберкулёза, Кэтлин покончила жизнь самоубийством.

Тиссо увековечил ее в цикле «Тихие картины», «Хризантемах» и многих других картинах.

 

Хризантемы

 

После смерти жены, Тиссо возвратился во Францию. Первое время он был одержимым, пытаясь вызвать дух Кэтлин через спиритические сеансы и даже брал консультации у ведущего специалиста того времени Уильяма Эглинтона.

 

Привидение

Он больше не интересовался живописью «общества», его эмоциональное потрясение смертью любимой женщины заставило его уйти в религию. За это время он пережил обращение к вере и задумал создать серию иллюстраций к Библии. С этой целью в 1886-87 и в 1889 годах он посетил Палестину. Его цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» состоял из 350 акварелей, которые были выставлены в 1896 в Салоне МарсоваПоля (Париж).

 

Его акварельные краски к Новому Завету называли «революцией в религиозном искусстве».

Цикл по Ветхому Завету Тиссо закончить не успел (завершены были лишь иллюстрации к Пятикнижию, Историческим книгам и Книге Иова). Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904 с предисловием католического богослова иеромонахаАнтуана Сертиянжа.

 

Многие из акварельных рисунков к Библии Тиссо принадлежат Бруклинскому Музею в Бруклине.

 

Источник: ЖЗЛ (АНГЛИЙСКИЙ ФРАНЦУЗ ДЖЕЙМС ТИССО. ПУТЬ ОТ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА К РЕЛИГИИ)

 

art.mirtesen.ru

Джеймс Тиссо или "Чьи это картины на банках с чаем?" – Ярмарка Мастеров

Доброго времени суток, дорогие рукодельницы!

Уже давно присматривалась на банки с чаем Ахмат и меня, как слоненка у Киплинга, терзало неуемное любопытство:) - кто из английских художников - автор этих красивых картин.

Но оказалось, что художник вовсе не англичанин, а француз. Звали его Джейм Тиссо (по французски - Жак-Жозеф Тиссо).

Вот, что нашла про него в Интернете:

джейм тиссо

Он родился в Нанте в семье торговцав 1836 г.. В 1856-57 он приехал в Париж с желанием стать живописцем. Учился в Парижском училище изящных искусств, ученик Энгра, И. Фландрена и Ламота. Однако большую часть своего образования, тем не менее, Тиссо получил неофициально, благодаря друзьям и знакомым среди авангардистских художников. Среди его друзей и знакомых были Эдуард Мане, Эдгар Дега и Джеймс Макнайлл Уинстлер. Последний, очевидно, имел сильное впечатление на молодого художника, поскольку вскоре после встречи с Уинстлером Тиссо поменял свое имя на английское "Джеймс".

чай

викторианская англия

Он был близким другом Дега, но позже они рассорились, и Тиссо даже отказался участвовать в Импрессионистских выставках. В начале писал романтические жанровые сцены с точно изученными костюмами и обстановкою XV столетия, а потом,, в  1863 г., переселившись в Лондон, стал изображать типы молодых элегантных женщин и, наконец, религиозные сюжеты. Именно в Лондоне его работы, изображающие молодых женщин и салонную жизнь того времени, стали популярны и приносили немалый доход.

винтаж

декупаж

В 1870 началась франко - прусская война, сопровождаемая гражданской войной и Парижской Коммуной в 1871. Правительство строго подавило восстание, казнив почти двадцать тысяч членов Коммуны на улицах Парижа. Джеймс Тиссо, сочувствующий Коммуне, вынужден был оставить страну, чтобы избежать заключения. Он вновь нашел убежище в Лондоне, где жил с 1871 до 1882. В Англии он рисовал портреты и продолжал любимую тему - сцены от жизни общества, но приспособился к английским вкусам, и скоро получил высокую репутацию среди социальной элиты Лондона. "Смешно, что самый большой живописец социальной жизни Викторианских времен не был англичанином» - писали газеты.

В течение одиннадцати лет, что он проработал в Англии, он достиг славы и финансового успеха, рисуя то, что теперь признано считать его лучшими картинами.  «Никто из английских художник не может сравниться с Тиссо в блестящей технике, комбинации стиля, элегантности и остроумия» - вновь писали газеты.

Приблизительно в 1876, Тиссо встретился госпожой Кэтлин Ньютон, красивой ирландкой, ставшей его главной моделью и женой. Он увековечил ее в цикле «Тихие картины», «Хризантемах» и многих других. После ее смерти в 1882 от туберкулеза, он возвратился во Францию. Он больше не интересовался живописью «общества», его эмоциональное потрясение смертью любимой женщины заставило его уйти в религию.

За это время он пережил обращение к вере и задумал создать серию иллюстраций к Библии. С этой целью в 1886-87 и в 1889 годах он посетил Палестину. Его цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1896) состоял из 350 акварелей, которые были выставлены в 1896 в Салоне Марсова Поля (Париж). Его акварельные краски к Новому Завету называли «революцией в религиозном искусстве». Цикл по Ветхому Завету Тиссо закончить не успел (завершены были лишь иллюстрации к Пятикнижию, Историческим книгам и Книге Иова). Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904 с предисловием католического богослова иеромонаха Антуана Сертиянжа. Многие из акварельных рисунков к Библии Тиссо принадлежат Бруклинскому Музею в Бруклине.

По работам Тиссо можно изучать одежду того времени, настолько тщательно выписаны мельчайшие детали платьев, кружево и украшения.

А мне просто нравится любоваться картинами Джеймса Тиссо, и не беда, даже еслит это будет изображение на коробке с чаем:)

источники

http://www.ahmadtea.ua/gallery/

http://blog.kp.ru/users/vetachka/post247068284/

http://art.mirtesen.ru/blog/43569785785/Dzheyms-Tisso

http://www.sinergia-lib.ru/index.php?page=james_tissot&view=print

www.livemaster.ru

Джеймс Тиссо

Блестящий живописец Джеймс Тиссо, интересен мне прежде всего своим библейским циклом работ. Долгое время он проводит в Палестине, стремясь передать свои личные впечатления от увиденного. Начав свою творческую карьеру с салонной живописи, Тиссо посвящает весь свой талант творческому исследованию Св.Писаний. В этой статье я коротко хочу взглянуть на его путь к теме, которая стала для него важнейшей.

James Tissot

James Tissot. The Waters Are Divided

 все картинки кликабельны

Думаю, творческое служение Тиссо без преувеличения можно назвать подвигом. Он создает . более 450 (по некоторым источникам – до 700) работ. С кистью в руках он старается «прочитать» всю Библию. Книга, некогда бывшая путеводителем его матери, становится для него не просто настольной, но окном, через которое он стремится смотреть на мир и его Творца.

James Tissot

James Tissot. The Egyptians Are Destroyed

 

James Tissot

James Tissot: 1. Aaron 2. Passover Door 3. Isaiah the Prophet

Жак Жозеф Тиссо (1836 — 1902 г.) — французский художник и иллюстратор, более известен как Джеймс Тиссо.

James Tissot

1. James Tissot — Self Portrait 2. Colonel Frederick Gustavus Barnaby

Он родился в портовом городе Нанте, Франция. Учился в Парижской школе изящных искусств.

В 1871 году он уезжает из Парижа в Лондон будучи уже успешным парижским художником. Он был известен изображениями модно одетых женщин в различных сценах повседневной жизни.

James Tissot. Young Lady

James Tissot. Young Lady in a Boat

Критики считают, что его картины имеют определенное сходство с работами импрессионистов в передаче воздушной среды и характере композиций. Однако изящные полотна Тиссо более напоминают иллюстрации к светским модным журналам. По работам Тиссо можно изучать одежду того времени, настолько тщательно прописаны мельчайшие детали платьев и многочисленные аксессуары.

Темы, избираемые художником для своих работ, его манера письма имели большой успех у коллекционеров, уже к 1870 году живописец прилично зарабатывал.

James Tissot

James Tissot — Still on Top

Во время франко — прусской войны Тиссо, будучи преуспевающим художником, вступает в Национальную гвардию (1871 г.).

С 1871 до 1882 Тиссо находит убежище в Лондоне, спасаясь от преследования французских властей за его сочувствие Парижской Коммуне.

В Англии он продолжает развивать свою любимую тему — сцены от жизни общества, но применительно к английским вкусам. Очень скоро он занимает высокое положение среди социальной элиты Лондона. Более того, именно в Англии Тиссо был признан непревзойденным мастером, певцом общественной жизни викторианской элиты. Как писали газеты той эпохи «…есть некая ирония в том, что непревзойденным по элегантности, блеску, отточености деталей среди английских художников считается француз…».

The Ball on Shipboard

The Ball on Shipboard, James Tisso

Не смотря на успех художника, выставленные в 1875 году новые картины Тиссо, среди которых были «Ball on Shipboard» (1874) и «Hush», подверглись резкой критике специалистов от искусства, увидевших в его «цветных фотографиях» картины вульгарной роскоши. Но и такая оценка критиков не смогла нанести ущерб его популярности и спросу на его творчество. К 1872 году Tissot смог купить свой собственный дом в очень популярной среди художников того времени местечке Сент-Джонс-Вуд около Лондона.

В 1873 году он получает членство в престижном Клубе Искусств.

Картины Тиссо обращались прежде всего к состоятельным британским промышленникам, и в течение 1872 г. он заработал 94 515 франков. Такие доходы обычно были характерны для высших классов.

James Tissot

1. James Tissot. October 2. Promenade dans la Neige 3. Mavourneen (Portrait of Kathleen Newton (1877)

Но в 1882г. его мир обрушился. Умирает от туберкулеза его спутница жизни, возлюбленная и муза (Kathleen Newton), с которой он жил 12 лет. Он был раздавлен, потрясен, потерян. Он метался между своим католическим воспитанием и обращением к оккультной практике в попытках вернуть свою возлюбленную хотя бы на время спиритуалистических сеансов. Ни что не могло утолить его боли, он искал спасения…

Tissot

Tissot — Bridesmaid

Он совершенно утратил интерес к живописанию «света», его потрясение смертью любимой женщины заставило его прибегнуть к источнику, указанному ему еще в детстве его матерью, глубоко верующей католичкой и давшей ему сответствующее воспитание. Он обращается к вере, теперь уже вторично, и это его обращение не просто опиум, утоляющий боль и ослабляющий страдание.

Многие из его друзей-художников скептически относились к его обращению, — оно совпало с французским католическим возрождением, ставшим реакцией на светское перерождение Третьей французской республики.

James Tissot. Noah

Уже не верой своей матери, но своим собственным откровением в 1885 году Тиссо находит путь к Своему Отцу. Теперь это уже осознанное и выстраданное обращение перевернуло всю его жизнь. И творчество свое он целиком посвящает Создателю. Он задумывает создать серию работ, связанных с текстам Священного Писания.

С этой целью он не раз посещает (в 1886-87 и в 1889г.) Палестину и живет там по-долгу. Обетованная земля становиться последней любовью его жизни. Практически все работы Тиссо, посвященные библейской тематике, писались или задумывались на Святой земле. Он не изображает европейцев, переодетых в «театральные» старинные костюмы. В его работах — подлинные люди пустыни…

 

Его цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» («Vie de Notre Seigneur Jesus-Christ») составил 365 акварелей, которые были выставлены в 1896 в Салоне Марсова Поля (Париж). Сейчас они принадлежат Бруклинскому Музею (Brooklyn Museum).

James Tissot

James Tissot Raising of Jairus’ daughter

Цикл по В.Завету Тиссо закончить не успел — завершены были лишь его работы к Пятикнижию, Историческим книгам и кн. Иова. Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904.

В 1902 г. Джеймс Тиссо вернулся из Палестины в Париж лишь для того, чтобы умереть на родине. 

В следующей статье мы более подробно рассмотрим его библейский цикл, действительно ли права в своей оценке критика,  не слишком высоко оценивая «духовный уровень» иллюстраций Тиссо к Библии.

Автор: Эфраим Калиш

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУБЛИКАЦИЙ О ДЖЕЙМСЕ ТИССО СМ.ЗДЕСЬ

——————————————————————————————

toraart.com

«Жизнь Иисуса Христа» в акварелях Джеймса Тиссо

Жак-Жозеф Тиссо (1836-1902), французский художник, известный под именем Джеймса Тиссо, в 1886-1894 годах создал цикл из 350 акварелей, посвященный жизни Иисуса Христа. Серия небольших листов, максимальный размер которых не превышает 21х29 см, являет собой подробное и выразительное художественное воплощение истории Христа от Рождества до Голгофы и Воскресения. Тиссо последовательно, сюжет за сюжетом, воплотил на бумаге свое собственное видение событий Евангелия.

Евангельский цикл Тиссо, представленный на выставке в Париже в 1896 году, вызвал необыкновенный эмоциональный отклик и сильный резонанс. Многие скептически восприняли обращение художника к религиозным мотивам. Одни беспощадно критиковали его за чрезмерную литературность, другие восторгались проникновенностью изображенных сцен. После Парижа выставка акварелей Тиссо с успехом прошла в Лондоне и Америке. А в 1900 году Бруклинский музей выкупил почти всю серию листов и стал обладателем уникального акварельного цикла конца XIX столетия, рассказывающего о жизни Христа. Уникальность его не только в масштабности замысла, оригинальности художественных решений, внимании к деталям, историко-топографическом соответствии, но и в обстоятельствах его появления на свет, в необычной истории, предвосхитившей его создание.

На пути в Иерусалим

На пути в Иерусалим

Поцелуй Иуды

Поцелуй Иуды

Научный, технический и экономический прогресс второй половины XIX века привел к активному процессу «расколдовывания» мира, когда на смену религиозной пришла иная система ценностей, положившая в основу человеческого существования личное материальное благополучие и определившая новую модель мира с его культурой отрицания, мятежного богоотступничества, признания непреодолимости зла и воспевания красоты увядания. Появление именно в такой период времени большой серии работ, посвященной жизни Иисуса Христа, было явлением по меньшей мере поразительным. Учитывая еще и тот факт, что осуществил ее один из самых на тот момент модных салонных художников Лондона и Парижа.

Христос в окружении ангелов

Христос в окружении ангелов

Жан-Жозеф Тиссо родился в Нанте в семье торговца тканями Марселя Теодора Тиссо. В 17 лет решив стать художником вопреки желанию отца, который видел в сыне продолжателя своего дела, юноша отправился в Париж и учился там в Школе изящных искусств у Ламота и Фландрена. Кроме того, брал уроки у знаменитого Энгра, адепта неоклассицизма и академизма. Во время обучения в Школе изящных искусств Тиссо подружился с Эдуардом Мане и Эдгаром Дега, будущими родоначальниками импрессионизма, а также с англо-американским художником, ярким представителем «тонализма» в живописи, Джеймсом Уинстлером, после знакомства с которым, как утверждают некоторые, он поменял свое имя на английский вариант, став в результате Джеймсом Тиссо.

Джеймс Тиссо. Автопортрет. 1865. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Сан-Франциско

Джеймс Тиссо. Автопортрет. 1865. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Сан-Франциско

После Парижской коммуны в 1871 году Тиссо вынужден был покинуть Париж, дабы избежать ареста в связи с обвинением в сочувствии к революционерам. Он отправился в Лондон, где прожил 11 лет с 1871 по 1882 год. В Англии Тиссо снискал славу  талантливого портретиста и виртуозного мастера жанровых сцен. В полной мере унаследовав от отца практичный ум и дух предпринимательства, он очень умело вписался в жизнь Лондона, быстро став весьма популярным и востребованным художником, за работы которого выкладывали немалые суммы денег.

Он изображал женщин из высшего общества в изящных, изысканных платьях викторианской эпохи с  соблазнительными декольте и струящимися тканями, беседующих за чашкой чая, развлекающихся на пикниках, прогуливающихся в парках с собачками, танцующих на балах. Это были мастерски выполненные в стиле реализма картины, изображающие во всем блеске и роскоши жизнь привилегированного общества.

Его картины быстро раскупались, он получал заказ за заказом, и за два года пребывания в Лондоне, сделав головокружительную карьеру успешного и высокооплачиваемого художника, разбогател настолько, что позволил купить себе дом в одном из престижных районов города — Сент-Джонс-Вуд.

В 1876 году Джеймс Тиссо знакомится с красавицей ирландкой Кэтлин Ньютон. И с этого момента его жизнь принимает совсем иной оборот.

У Кэтлин была непростая судьба: она состояла в разводе, была замешана в любовной интриге, имела ребенка вне брака. Для викторианской эпохи с ее жестким и суровым кодексом морали прошлое Кэтлин казалось порочным и абсолютно неприемлемым. Но Джеймс Тиссо был сражен, очарован, влюблен… Кэтлин стала любовью всей его жизни, его спутницей, его музой, главной его моделью. Ради нее он пожертвовал карьерой модного салонного художника и предпочел тихий, уединенный образ жизни вдали от светского общества.

Джеймс Тиссо. Кэтлин Ньютон в кресле. 1878. Холст, масло. Частная коллекция

Джеймс Тиссо. Кэтлин Ньютон в кресле. 1878. Холст, масло. Частная коллекция

Однако счастье оказалось недолгим. Кэтлин неожиданно заболела туберкулезом и, не выдержав мучений тяжелой формы болезни, покончила с собой в 1882 году. Ей было всего 28 лет. Безутешный Тиссо четыре дня не отходил от ее тела, а после похорон сразу уехал из Лондона, навсегда покинув дом, в котором жил вместе с Кэтлин. Раздавленный горем, он вернулся в Париж, но и там не смог оправиться от потери. До конца своих дней он останется верным памяти Кэтлин. История любви Джеймса Тиссо и Кэтлин Ньютон — одна из самых известных романтичных и печальных любовных историй XIXстолетия.

В период с 1882 по 1886 год художник пишет работы, в которых звучат темы смерти, расставания, одиночества и безысходности. Его эмоциональное потрясение, вызванное гибелью возлюбленной, было столь велико, что он обратился к религии в поисках утешения и душевного покоя.

Благовещение

Благовещение

В 1886 году в парижской церкви Сен-Сюльпис Джеймс Тиссо пережил некий мистический опыт, после которого началась новая эпоха в его жизни и творчестве: он обратился к религиозному искусству и полностью посвятил себя созданию иллюстраций к Новому Завету. Тиссо отправился в Палестину, путешествовал по Святой Земле, посетил те места, где родился, жил, проповедовал Иисус Христос,  где Он был распят и воскрес из мертвых. Во время своих странствий он делал многочисленные зарисовки, наброски с изображением природы, архитектуры, лиц и фигур местных жителей. «Именно на Святой Земле сцены прошлого возникали перед моим мысленным взором… Я предавался размышлениям, пребывая в тех местах, где происходили события, и проникался внутренними видениями настолько, что они открывались мне во всей полноте», — отмечал художник. (J. Tissot: The life of Christ. The Complete Set of 350 Watercolors. — Merrell, New York, 2009, p. 21)

Возвращение из Египта

Возвращение из Египта

Иисус Христос, Мария и Иосиф в Храме

Иисус Христос, Мария и Иосиф в Храме

«По возвращении из Иерусалима я показал сделанные мной наброски и эскизы своему отцу. — писал Тиссо. — Когда отец увидел, как на самом деле выглядят святые места, в особенности Голгофа, он воскликнул: „Я все себе не так представлял! Я думал, что Кальвария — это высокая остроконечная гора, скалистая и покрытая кустарником“. „Нет, — ответил я ему. — Кальвария — это небольшая возвышенность высотой всего 22 — 23 фута. Святой Гроб находится рядом, но совсем не в так, как ты это себе воображаешь и как представляют тысячи других верующих“.  Христианский мир был введен в заблуждение фантазией художников.

Бичевание Христа

Бичевание Христа

Первый гвоздь

Первый гвоздь

Существует целое множество изображений святых мест, которые ничего не имеют общего с реальностью. Многие художественные школы порой делали это сознательно. В эпоху Возрождения большее внимание уделяли изображению мизансцен. Художников мистиков волновала эмоциональная сторона дела. Никто не заботился об историческом и топографическом соответствии. На мой взгляд, в наш век „приблизительное“ уже не является достаточным. Я подумал, не настало ли время обратиться к истинному положению вещей? […] Именно поэтому, плененный божественным образом Иисуса, очарованный евангельской историей, охваченный желанием как можно правдивее отразить ее во всех аспектах, я и отправился в качестве паломника в Палестину». (Catalogue of works of James Tissot. Tre life of our Lord Jesus Christ. — The Art Institut of Chicago, 1899, p. 3 — 4)

Оплакивание

Оплакивание

Удивительная серия, посвященная жизни Иисуса Христа, выполненная в реалистическом стиле, которому Тиссо оставался верным, несмотря на новые художественные веяния конца XIX  столетия, состоит из 350 акварелей, оригинальных по замыслу, необычных по композиционному решению, отличающихся чрезвычайно скрупулезным вниманием к деталям, к характерным особенностям быта и архитектуры, к типажам местных жителей и дающих правдивое представление о природе Палестины. Главным художественно-выразительным средством в этих акварелях становится не столько цвет, сколько линия, мастерски владея которой, Тиссо создает экспрессивные, живые, чувственные образы.

1) Воскресение Иисуса Христа; 2) Не прикасайся ко мне

1) Воскресение Иисуса Христа; 2) Не прикасайся ко мне

Пленительным очарованием пронизана сцена Рождества с изображением Богоматери, склонившейся над младенцем, от которого исходит божественное сияние.

Сентиментальным чувством преисполнены композиции, представляющие детство Христа. Глубоко психологичны графические листы с изображением Тайной вечери и Иисуса Христа перед Пилатом.

Тайная вечеря

Тайная вечеря

Трагична сцена бичевания Христа с изображением исполосованного, окровавленного тела. Полна драматизма сцена, изображающая  путь на Голгофу и распростертого на камнях Иисуса, придавленного тяжелым крестом.

Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест

Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест

Некоторые из акварелей поражают нетрадиционной трактовкой сюжета. Таков, например, лист с изображением того, что мог видеть Иисус, распятый на кресте. Художник, представляя происходящее на Голгофе глазами Христа, позволяет зрителю почувствовать себя на месте распятого, ощутить Его страдания и умереть вместе с Ним на кресте.

Что видел Иисус Христос с креста

Что видел Иисус Христос с креста

Любопытна динамичная сцена «Ecce Homo» («Се человек») с изображением Понтия Пилата, обращающегося к народу и желающего возбудить сострадание толпы. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины» (Ин. 19:  5 — 6)

Ecce Homo

Ecce Homo

Графические листы, созданные Джеймсом Тиссо, представляют собой уникальное изобразительное повествование, подробно и детально рассказывающее о жизни Иисуса Христа. Кто-то из современников справедливо назвал этот цикл «Евангелием от Тиссо».

1) Призвание апостолов Петра и Андрея; 2) Призвание апостола Матфея

1) Призвание апостолов Петра и Андрея; 2) Призвание апостола Матфея

Жизненная трагедия привела художника на Святую Землю, он прошел по стопам Христа в буквальном и переносном смысле этого слова и увидел  мысленным взором то, что совершенно недоступно взгляду поверхностному. Глубокое духовное осмысление евангельских событий и тщательное историко-топографическое исследование позволили художнику создать один из самых проникновенных графических циклов, иллюстрирующих Священное Писание.

Анастасия Татарникова

Иллюстрации: www.brooklynmuseum.org

Больше интересного:

xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai

Выставка Джеймса Тиссо в Риме

Новость из мира искусства

Джеймс Тиссо. Весна, 1865

Художник Джеймс Тиссо творил во второй половине XIX века, в период расцвета импрессионизма, во многом определившего развитие искусства, но он не примкнул к этому направлению. У него был свой собственный стиль, о котором до сих пор дискутируют историки искусства. Тиссо родился во Франции, но прожил много лет в Англии. Темой для своих картин Тиссо выбрал жизнь высшего класса. Его картины в Лондоне, так же как и в Париже, быстро стали популярными.Тем не менее, некоторые критики отзывались о творчестве Джеймса Тиссо негативно. В частности, влиятельный теоретик искусства Джон Рёскин называл картины живописца "всего лишь раскрашенными фотографиями вульгарного общества". Но такая оценка критиков не смогла повредить его популярности. Он был прекрасным портретистом и тонким колористом. Увлекаясь фотографией, Тиссо умел с поразительной точностью прорисовывать черты лица и мягкость тканей, фактуру материалов, блеск украшений и интерьеров. Выставка Джеймса Тиссо проходит сейчас в Риме в Кьостро дель Браманте.

Кьостро дель Браманте - внутренний дворик, построенный в 1500 году архитектором Браманте, является частью церкви Санта-Мария-делла-Паче.

После реставрации 1997 года здесь проводятся многочисленные международные художественные выставки, конференции и семинары.

Церковь Санта-Мария-делла-Паче находится недалеко от Пьяцца Навона.

На выставке представлено 80 работ из Лондона и Парижа. В разных залах можно прочитать интересные факты о костюмах эпохи, прикоснуться к тканям, узнать, в каких картинах они присутствуют. Недаром Тиссо называли художником моды. По работам Тиссо можно изучать одежду того времени, настолько тщательно прописаны мельчайшие детали платьев и многочисленные аксессуары.

Жак-Жозеф Тиссо (1836 -1902) родился во французском городе Нант, в семье успешного торговца тканями Марселя Теодора Тиссо. Мать, Мари Дюран, помогала мужу в семейном бизнесе и разрабатывала фасоны модных шляпок. По-видимому, знакомство с детских лет с миром моды позволило художнику достичь такой точности в изображении мельчайших деталей женской одежды.Учился в парижской Школе Изящных искусств, а также у Энгра и Фландрена. В первый раз выставился в Салоне в возрасте 23 лет. Первый период художника характеризуется его вниманием к образам хорошеньких женщин, серия работ  "Парижанки".Сражался на франко-прусской войне. Подозреваемый в сочувствии к коммунарам, уехал из Парижа в Лондон, где начал учиться гравюре у сэра Сеймона Хэдена, рисовал карикатуры для журнала Vanity Fair и писал многочисленные портреты и жанровые картины.

Джеймс Тиссо. Встреча Фауста и Маргариты, 1860. Музей Орсе, Париж, Франция

Джеймс Тиссо. Пикник, 1870

Джеймс Тиссо. Плохие новости (Прощание),1872. Национальная галерея Уэльса

Джеймс Тиссо. Выздоравливающая, 1876. Sheffield City Art Galleries

Джеймс Тиссо. Покой, 1881. Частное собрание

Джеймс Тиссо. На корабле, 1882. Художественный музей, Денвер, США

Джеймс Тиссо. Садовая скамейка, 1882. Музей изящных искусств, Лилль, Франция

Путешественница, 1885. Художественная галерея, Лидс, Великобритания

Джейм Тиссо. Портсмудская верфь, 1886. Частное собрание

В Лондоне художник жил с 1871 по 1882 год. В 1870-е годы Тиссо встретил разведённую молодую даму Кэтлин Ньютон, имевшую двоих детей. И она стала его спутницей и натурщицей, а главное - музой. Но его личная жизнь окутана тайной, в свой дом он не допускал даже друзей. Кэтлин переехала в его дом, родила сына и жила с ним до своей смерти, наступившей в 1882 году в возрасте 28 лет. Причина смерти её осталась неизвестной - называют и самоубийство, и туберкулёз.

Зимняя прогулка (Портрет Кэтлин Ньютон)

Джеймс Тюссо. Летом. Портрет Кэтлин Ньютон, 1878

После смерти своей музы художник уехал в Париж, однако вскоре отправился в Палестину, чтобы сделать наброски для задуманной им серии иллюстраций к Евангелию "Жизнь Господа нашего Иисуса Христа". Результатом двух поездок на Ближний Восток явилось создание семисот акварелей, иллюстрирующих библейские сюжеты. В 1896 году серия из 350 рисунков по Новому Завету была выставлена в Париже, на следующий год - в Лондоне. В настоящий момент коллекция из полутысячи рисунков, акварелей и картин маслом из этой серии находится в коллекции Бруклинского музея. Затем настала очередь ветхозаветных сюжетов, работой над которыми он продолжал заниматься до самой смерти.

Портрет Джеймса Тиссо

Коллекция библейских сюжетов

bellezza-storia.livejournal.com

Джеймс Тиссо - знаменитые картины в форме репродукций на холсте в галерее Бимаго

Джеймс Тиссо - репродукции картин известных художников

Джеймс Тиссо был оценен прежде всего за инновационные решения присутствующие в его творчестве. Коллекция репродукций "Джеймс Тиссо" это популярнейшие творения данного художника, доступные в интернет магазине картин Бимаго. Если вам нравиться особенный стиль, характерный для Джеймс Тиссо и его произведений, данная коллекция создана именно для вас. В категории "Джеймс Тиссо" в магазине Бимаго вы найдете наиболее важные произведения данного мастера. Джеймс Тиссо отличился решительным вкладом на искусство в следствии чего получил многих последователей, которые уверенно следовали его стилю. Сегодня, вы без особого труда, можете выбрать одну из его великих репродукций для украшения вашего дома. Высокое качество данной репродукции гарантирует, что картина будет идеально смотреться в вашей квартире или доме. Джеймс Тиссо – Ознакомьтесь с богатым выбором репродукций картин данного художника, и будьте уверены в новом облике ваших стен благодаря репродукциям на холсте. В онлайн галерее Бимаго представлено более 4 тысяч репродукций известных картин – приглашаем вас ознакомиться с широкой коллекцией картин репродукций.

Более 4000 репродукций картин на холсте

Джеймс Тиссо является великим мастером искусства, а стоимость его произведений достигает огромных величин и украшают известнейшие галереи Мира. К счастью в нашей онлайн галерее цены репродукций этих шедевров искусства стоят не очень дорого поэтому, ваш зал, спальня и кабинет может стать обладателем такой прекрасной репродукции на холсте. Джеймс Тиссо отличается мастерским художественным умением и отличным стилем, который передан в наших репродукциях. Если вы являетесь любителем данного стиля предлагаем вам ознакомится с репродукциями данных шедевров в Бимаго. В нашей галерее, картины из коллекции ""Джеймс Тиссо"" доступны в форме высокого качества печати на холсте. Более того, некоторые из таких картин можно заказать в технологии печати

www.bimago.ru