Художники Алексей и Сергей Ткачёвы. Яркие краски России. Ткачевы картины


Художники Алексей и Сергей Ткачёвы. Яркие краски России

Художники Алексей и Сергей Ткачёвы.

Яркие краски России

Автопортрет

Произведения братьев Ткачёвых воспринимаются как творения одного человека. Чуть ли не каждую вещь они пишут совместно или по очереди.Они вместе росли в деревне в семье, где одиннадцать детей.Когда стали учиться на художников, грянула война. Младший продолжал учиться, старший ушёл на фронт добровольцем. Всю войну был командиром отделения пулемётчиков и рисовал в перерывах между боями.Потом они работали вместе, Сергей Петрович возглавлял Союз художников России. Братья Алексей и Сергей Ткачёвы — известнейшие пейзажисты второй половины XX века. Более 30 лет они возглавляли Творческую мастерскую живописи Российской академии художеств. Среди их учеников -и маститые академики, и совсем ещё молодые художники, которые тем не менее очень остро чувствуют мир. Для которых важно не голько прокричать: «Смотрите, какой я!», а донести через свои полотна красоту, сложность, трагизм окружающего.Современный мир с его сумасшедшим ритмом жизни затягивает нас, и мы проскакиваем мимо, не успевая заметить всё это. Но, к счастью, есть те, кто успевает не только заметить эту красоту, но и показать её нам. Эти люди — художники.

Автопортрет

Произведения братьев Ткачёвых воспринимаются как творения одного человека. Чуть ли не каждую вещь они пишут совместно или по очереди.Они вместе росли в деревне в семье, где одиннадцать детей.Когда стали учиться на художников, грянула война. Младший продолжал учиться, старший ушёл на фронт добровольцем. Всю войну был командиром отделения пулемётчиков и рисовал в перерывах между боями.Потом они работали вместе, Сергей Петрович возглавлял Союз художников России. Братья Алексей и Сергей Ткачёвы — известнейшие пейзажисты второй половины XX века. Более 30 лет они возглавляли Творческую мастерскую живописи Российской академии художеств. Среди их учеников -и маститые академики, и совсем ещё молодые художники, которые тем не менее очень остро чувствуют мир. Для которых важно не голько прокричать: «Смотрите, какой я!», а донести через свои полотна красоту, сложность, трагизм окружающего.Современный мир с его сумасшедшим ритмом жизни затягивает нас, и мы проскакиваем мимо, не успевая заметить всё это. Но, к счастью, есть те, кто успевает не только заметить эту красоту, но и показать её нам. Эти люди — художники.

whatthefact.ru

Прекрасные русские художники Алексей и Сергей Ткачевы

 

Братья Алексей Петрович (р.11 сентября 1925) и Сергей Петрович (р.10 ноября 1922) Ткачевы родились в селе Чучуновка Брянской области. Они народные художники СССР, действительные члены Академии художеств.А.П.Ткачев в 1939 году поступил во Московскую среднюю художественную школу, в 1951 году окончил факультет живописи Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова (МГХИ) у художника Г.Г. Ряжского.С.П.Ткачев учился в Витебском художественном училище (1938 -1941), участник Великой Отечественной войны, был тяжело ранен. В 1952 году окончил факультет живописи того же института им. В.И. Сурикова (мастерские С.В. Герасимова и Д.К. Мочальского). http://tkachov-musey.ru/(Музыкальное сопровождение: Оркестр русских народных инструментов "Виртуозы Самары" - комп.Леонид Афанасьев - из к/ф "Гляжу в озера синие")

 

 

5107871_ (700x378, 269Kb)

 У старых бань

 

5107871_Bol_Rossii (700x516, 359Kb)

Боль России

 

5107871_V_drevnem_Vshije__2003_g_ (700x611, 407Kb)

В древнем Вщиже. 

 

5107871_V_kolhoz__1970_ (700x472, 328Kb)

В колхоз. 1970.

 

5107871_Vesennii_dojd__2004 (700x700, 478Kb)

Весенний дождь. 2004

 

5107871_Vospominanie_o_materi__1998_g_ (700x555, 396Kb)

Воспоминание о матери. 1998 г.

 

5107871_Derevenskaya_svadba__1988__1989_gg_ (700x424, 316Kb)

Деревенская свадьба. 1988 - 1989 гг.

 

5107871_Deti_voini__1984_ (521x700, 344Kb)

Дети войны. 1984.

 

5107871_Docheri__1976__1977_g_ (700x582, 415Kb)

Дочери. 1976 - 1977 г.

 

5107871_Iunskii_polden__1983__1985_gg_ (700x597, 436Kb)

Июньский полдень. 1983 - 1985 гг.

 

5107871_Kyst_sireni_ (700x625, 432Kb)

Куст сирени.

 

5107871_Leto__1992_g_ (700x601, 441Kb)

Лето. 1992 г.

 

5107871_Leto__1998 (700x508, 333Kb)

Лето. 1998

 

5107871_Materi__19601961_ (700x397, 272Kb)

Матери. 1960–1961.

 

5107871_Masha_Filatova_i_Anna_Fedorovna_1960 (700x643, 452Kb)

Маша Филатова и Анна Федоровна, 1960

 

5107871_Nash_dom__Yablonya_cvetet_2001 (700x476, 385Kb)

Наш дом. Яблоня цветет 2001

 

5107871_Pastyshok (623x700, 418Kb)

Пастушок

 

5107871_Podrygi__1955_g_ (546x700, 352Kb)

Подруги. 1955 г.

 

5107871_Portret_veterana_Velikoi_Otechestvennoi_voini_Tkacheva_S_P_ (610x700, 370Kb)

Портрет ветерана Великой Отечественной войны Ткачева С.П.

 

5107871_Prachki__1957_ (700x501, 177Kb)

Прачки. 1957.

 

5107871_Selskii_vigon_2005g_ (700x569, 186Kb)

Сельский выгон, 2005г.

 

5107871_Staryshka_1961 (462x700, 305Kb)

Старушка, 1961,

 

5107871_Staryshki_1960 (673x700, 454Kb)

Старушки, 1960,

 

5107871_Tkachevi_A_P__S_P__Bratya__19811983_ (700x604, 373Kb)

Ткачевы А.П., С.П. Братья. 1981–1983.

 

5107871_Y_kalitki_Olya__1975_g_ (688x700, 240Kb)

У калитки (Оля). 1975 г.

 

5107871_Y_kolodca_1960g_ (700x562, 392Kb)

У колодца, 1960г.

 

5107871_Novaya_jizn__1994_g_ (700x311, 243Kb)

Новая жизнь. 1994 г.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Ткачёвы. Попов. Картины. Иллюстративный и художественный смыслы.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Ткачёвы. Попов. Картины.

Иллюстративный и художественный смыслы.

Мещанам – всегда хорошо жить. Они приспосабливаются к любой власти, к любому положению.

 

Детский вопрос.

Если было – плохо, то стало – хорошо?

Если деревенщики были против советской власти (за её дурной активизм, прогородской и антидеревенский), то с реставрацией капитализма что: стало лучше?

Судя по дате и мажорным тонам в такой вот картине – да!

А.П. и С.П. Ткачевы. Новая жизнь. 1994 г.

Счастье в те роковые 90-е!?.

"На развалинах колхоза нередко возникает много фермерских хозяйств, но лишь единицы добиваются успеха. Чаще всего это бывшие колхозные начальники или специалисты” (http://bzbook.ru/Neizvestnoe-seljskoe-khozyajstvo-ili-Zachem-nuzhna-korova.28.html).

Не жена ли такого вот исключения изображена?

Может, они совратились со временем?

"Через призму деревенской жизни, обостряя явления и характеристики персонажей, используя художественную деструкцию, Ткачевы передают "правду времени", драмы своей страны. Бытовые сцены сельских или военных будней обретают у Ткачевых бытийное начало. Обращение художников к сельской тематике сближает их творчество с актуальными в 1960-х – 1970-х годах тенденциями в литературе, в прозе писателей-"деревенщиков" (Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин), открывших новый взгляд на трагедии и "силу правды" людей, живущих "на земле".

Братья Ткачевы - народные художники РСФСР, действительные члены Академии художеств СССР, лауреаты Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина...” (http://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/8569-hudozhniki-bratya-tkachevy.html).

Вышли в генералы от искусства и совратились?..

Сначала рисовали-таки какой-то крестьянский негатив.

А.П. и С.П. Ткачевы. В годы коллективизации. 1972 г.

Или лучше более мрачная репродукция…

Так и то. Про перегибы коллективизации было уже говорено переговорено. Деревенщики прозаики поднимали свежие вопросы. А эти двое что? Боялись?

Ткачевы А.П., С.П. Матери. 1960–1961.

Это смелость, что такая замученная самая старшая? Что босая центральная? Что отличается от городской (крайней справа) крайняя слева (и по одежде, и по обуви, и по причёске), сельская? - Н-ну, может…

Ткачёв С.П. Старушки, 1960, картон, масло.

Грубые мазки это что: беспримерно суровая жизнь, которую уготовили селянам большевики, недолюбливавшие крестьян за куркульство?

""…когда привезли “Матерей” в Манеж, словно что-то предчувствую недоброе, мандраж пробежал по всему телу, мы увидели в картине массу огрехов. Показались и ноги коротки у фигур, и зелень слишком открытая…. Тогдашнее Министерство культуры СССР к картине отнеслось резко отрицательно. Мотивировка стандартная – не советская картина, слишком мрачная, не оптимистичная. Картина повисла, что называется, на волоске. Мы оказались в эпицентре манежных событий и сражались за своё творение как могли. Нашлись не только хулители, но и ярые наши защитники, отстоявшие картину в экспозиции выставки… Чтобы не раздражать начальство, по совету Коржева, пришлось даже сменить название картины на более прозаическое – “На скамейке”…. Подобные инциденты случались не только с нами… Но делать из них какие-то глобальные выводы, тем более спекулировать на этих инцидентах, как это делают ныне некоторые “обиженные”, мы не стали бы. Тем более бросать камень в своё прошлое, которое худо-бедно, а вскормило нас, дало образование. И самое главное, именно в то время осуществили свою заветную мечту и стали художниками”"” (http://www.liveinternet.ru/community/898372/post168077076/).

Вот и не добросались… до подпевал новой власти.

Не было ли спустя какое-то время уже просто модно клевать упадочную старую власть?

Ткачёв А. П., Ткачёв С. П. Раздумья о былом. 1970-1980-е гг., масло, холст.

Ну пето-перепето, что плохо делали, что плохо отнеслись к церквам когда-то…

Или это теперешнему мне такая оскомина?

То ли дело – липовость праздников, столь хорошо помнящаяся. А смотрите, как это элегантно обыграно не у Ткачёвых.

И. Попов. Праздничный май. 1960-е годы.

Обычная скучная жизнь. Скучные многоэтажки. Трудяга-поезд тянет свои цистерны. Люди и машины шныряют туда-сюда. И просто пришлёпнуты там и сям красные флаги, до которых никому нет дела. – Оригинально! Находка.

Обидно. За себя. Я ж опёрся на дату создания (1994), совсем не живописную материю, чтоб бросить камень в художников-конформистов.

Или я просто ошибся. Никакие они не протестанты, Ткачёвы, а импрессионисты ХХ века, несчастного. И воспевают, как и полагается импрессионистам, абы какую жизнь. Как и те, из XIX века, воспевали. И тот капитализм был достаточно плох, чтоб те художники да и иные их модели были почти нищими. И этот социализм тоже достаточно был плох, чтоб деревенская натура была вблизи нищеты. А – всё равно жизнь хороша. Особенно в начале их творчества, пока не затянула мода жить и тужить.

Ткачёвы. Детвора. 1958-1960.

Да, деконструкция. Уж больно тощие девочки. Особенно ноги. Недоедают? Горизонт круглится. Два домика на берегу создают впечатление пустыни, хоть и зелёной по весне. Коряв мостик и перила. – Жизнь на низком уровне обеспеченности. Но! Нарисовано против света. А это – способ передать его буйство. Против света и ноги могут только казаться худущими…

"…стихийная игра света будто упорядочивается, становится осмысленной, не покоряющейся буйному воображению [деконструктора]… светом пронизаны шероховатая поверхность синей опоры поручней, розовеющие на просвет платьица девочек, усилено бликование воды, а данные в контражуре мостик и фигуры девочек подсвечены настолько ярко, что цвет полотна, сохраняя расхождение с реальностью, вызывает физическое ощущение красоты реального мира. На таком уподоблении реальности основаны многие произведения Ткачевых” (Манин. http://www.artpanorama.su/?category=article&show=article&id=19).

Они мещане. А мещанам – всегда хорошо жить. Они приспосабливаются к любой власти, к любому положению. И если строй в 1991-м сменился, то какое им дело?!. – Они в “Новой жизни” сделают рыже-коричневую тень на воде, и опять у них "усилено бликование” её. И это не правда. Но это – правда их счастливой, потому что маленькой, жизни.

Уф! Аж камень с души пал. Думаете это легко – быть искренним и катить бочку на заслуженных людей?

14 октября 2016 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://webkamerton.ru/2016/11/detskij-vopros/

art-otkrytie.narod.ru

Детвора (картина Ткачёвых) — википедия фото

Кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии Художеств Игорь Круглый отмечал, что Ткачёвы выросли в многодетной семье, в детстве их постоянно окружали друзья-сверстники, когда они повзрослели, то в общении с детьми у них не было «барьера». Он отмечал «необыкновенно искреннее, задушевное отношение Ткачёвых к детям», которое находит выражение в полотнах художников[5]. В период работы над «Детворой» Ткачёвы создали картины «Нянька» (1958—1959), «На огороде» (1959), «Весна наступает» (1959), «В баню» (1959), «На полянке» (1959). Герои этих картин, как и «Детворы», — деревенские жители, занятые повседневными делами: убирают капусту в огороде, ухаживают за ребёнком, идут в баню. Внешне непритязательные сценки, изображаемые художниками, покоряли зрителей этого времени искренностью, простотой и поэтичностью[6].

От набросков к картине

Сцену, изображённую на картине «Детвора», по признанию самих художников, они увидели и зарисовали с натуры на реке Волга[7] в 1948 году во время студенческой практики. Ткачёвы оговаривались, что подобных сценок они наблюдали много и на реке Мста[7][5]. В это время они оба были студентами Московского художественного института имени В. И. Сурикова, увлекались футболом (болели за московское «Динамо»), посещали концерты в Московской консерватории, спектакли МХАТа и Малого театра, были завсегдатаями Третьяковской галереи, где многие часы проводили перед картинами Ильи Репина, Василия Сурикова, Валентина Серова[8], считали своим духовным наставником Аркадия Пластова[9]. Студенты обычно проходили летнюю практику в Крыму, где в Козах находилась в то время институтская база. Два летних месяца практики они под руководством преподавателей рисовали на пленэре обнажённую натуру. В своих воспоминаниях Ткачёвы с гордостью утверждали, что ни разу не побывали на крымской институтской базе, каждый раз во время летней практики отправляясь на Волгу и Каспий, где искали репинские и суриковские типы[10].

Встречаются утверждения, что именно с этой совместной работы над зарисовками к будущей картине «Детвора» началось многолетнее творческое сотрудничество Алексея и Сергея Ткачёва[11]. В 1948 году были созданы рисунок и акварель, которые тем не менее оказались вскоре забыты и долго «валялись где-то в папках». Только через много лет художники обнаружили эти наброски и приняли решение создать на их основе картину[5]. В 1958 году (часто называется другая дата начала активной работы над этюдами и эскизами к картине — 1957 год, её, например, придерживается в своей книге о творчестве Ткачёвых Игорь Круглый[12]) Алексей и Сергей Ткачёвы задумали, а в 1960 году завершили полотно «Детвора»[1]. О своём замысле авторы писали:

«Ребята стоят, мечтают, вдаль смотрят. По-разному шла работа: и по свету решалась, и против света, и с множеством фигур. Постепенно выкидывали всё лишнее. Композиция от этого становилась строже, ясней. Этюдов, как всегда, написано было много. Психология не в лицах детей (где там против света увидишь её!), а во всём образном строе холста. Нам хотелось показать счастливый мир детей. Ритм фигурок, постановка ног, движение рук, повороты голов, наконец, колорит должны были эмоционально воздействовать на зрителя. Светлый, ясный день, ветерок развевает платья, платочки, в этом весь смысл картины»

— Игорь Круглый. Алексей и Сергей Ткачевы[5]

Этюды к картине и её варианты

Сохранились этюды, выполненные художниками к картине, часть которых хранится также, как и сама картина, в Русском музее[12]. Это три работы Алексея Ткачёва: «Детвора» (холст, масло, 50 X 69 сантиметров), «Детвора» (холст, масло, 33 X 17,5 сантиметра), «Детвора» (картон, масло, 35 X 24 сантиметра)[13], и две — Сергея Ткачёва: «Детвора» (холст, масло, 23,5 X 35 сантиметра), «Детвора» (холст, масло, 22 X 32 сантиметров)[14]. Два этюда Алексея Ткачёва находятся в коллекции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств (техника обоих — масляная живопись по холсту, размеры: одного — 16,5 X 29, другого — 52 X 25 сантиметров)[13]. Этюд Сергея Ткачёва «Детвора» (картон, масло, 25 X 34 сантиметра) был приобретён Орловской областной картинной галереей, другой его этюд «Три девочки на мостике» (холст, масло, 33 X 53 сантиметра) — в Барнауле, в Государственном художественном музее Алтайского края. Местонахождение ещё трёх известных искусствоведам этюдов Сергея Ткачёва: «Катя» (картон, оргалит, масло, 40,5 X 20 сантиметров), «На мостках» (картон, масло, 25 X 35 сантиметров) и «Этюд» (картон, масло, 24,5 X 34 сантиметра)[14], а также этюдов Алексея Ткачёва «Головка девочки» (картон, масло, 24,5 X 34,5 сантиметра), «Девочка с полотенцем» (картон, масло, 33 X 24,5 сантиметра) и «Девочка в розовом» (картон, масло, 34,5 X 25 сантиметров), «Мостик» (картон, масло, 25 X 35 сантиметров), «Мостик» (картон, масло, 24,5 X 34,5 сантиметра), «Таня Филатова» (картон, оргалит, масло, 39,5 X 20 сантиметров) — неизвестно[13]. Этюд «Девочка в красном» (размер — 52,5 на 24,5 сантиметра, холст, масло) находится в коллекции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств[15].

  Алексей и Сергей Ткачёвы. Фотография девочек из деревни Новые Котчищи, 1960 (?)

Картине из собрания Русского музея предшествовали два варианта, которые не удовлетворили художников[16]. В процессе работы над третьим художники убедились, что первоначальный вариант окончательной композиции полотна был перегружен деталями и лишними персонажами. В результате, в самом конце работы им пришлось записать уже присутствующие на картине лодку на воде и мальчугана, сидевшего на мостках вместе с девочками[17]. Художники на заключительной стадии создания картины использовали сделанные ими фотографии девочек из деревни Новые Котчищи, расположенной на реке Мста. Сохранилась и опубликована самими художниками в автобиографической книге «50 лет вместе (из нашей жизни)» фотография, изображающая трёх девочек, стоящих у перил мостков над рекой Мста. Фотография предположительно датируется 1960 годом[18]. Известны имена двух девочек, которые позировали художникам в процессе создания картины: Таня Филатова[13] и Катя (её фамилия не установлена)[14].

Один из вариантов картины «Детвора» находится в собрании Музея братьев Ткачёвых, который является филиалом ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр». Этот вариант был начат в 1958 году и закончен в 1994 году, техника — масляная живопись по холсту, размер — 90 на 130 сантиметров[19].

Картина «Детвора» из собрания Русского музея

Техника исполнения картины — масляная живопись по холсту. Размер — 121 на 200 сантиметров[2]. Картина в настоящее время находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Большую роль в её приобретении сыграл директор Русского музея в 1951—1977 годах Василий Алексеевич Пушкарёв. Картина привлекла его внимание во время персональной выставки братьев Ткачёвых в Москве в 1961 году[20]. Сохранилась стенограмма его выступления 7 апреля этого года, в котором он так характеризует «Детвору»:

«Красивейшей картиной является вот эта вещь. Написана одним дыханием, простой мотив, который все видели сотни раз. Художники сумели из этого простого мотива сделать прекраснейшую вещь, которая меня волнует, наполняет душу радостью и светом. Как здесь художники нашли цвет, как просто поставили девчушек против света. Путь, по которому они идут, это путь образного мышления, образного решения. Это путь очень верный и плодотворный. Желаю им успеха…»

— Алексей и Сергей Ткачёвы. О времени и о себе.[20]

Картина из собрания Русского музея неоднократно участвовала в выставках. Так она была представлена на персональных выставках Алексея и Сергея Ткачёвых в Москве в 1961 году[20] и в Академии художеств в 1979 году[21], на проходившей в 2006 году в Русском музее выставке, посвящённой советскому искусству 1960–1985 годов, которая называлась «Время перемен»[22].

Доктор искусствоведения В. П. Лапшин считал картину «Детвора» лучшей жанровой картиной в творчестве Ткачёвых этого времени. Он отмечал, что в ней присутствует многое из того, что уже встречалось в других картинах художников: солнечный день, река со сверкающими бликами на воде, яркая зелень береговой травы, «голенастые девчонки в коротких платьицах». Но это полотно, по его мнению, более цельно, «собраннее» и глубже по содержанию. Дети изображены на фоне светлого пейзажа силуэтно, что позволяет «заострить пластическую характерность их поз и усилить эмоциональную выразительность детских о6разов». Безмятежность состояния, светлая душевная ясность детей подчёркиваются спокойствием пейзажа, для которого авторы выбрали серебристую гамму. Лапшин воспринимал картину как «лирический рассказ о той счастливой поре детства, которая отмечена очарованием непосредственности, беззаботностью и трогательной красотой»[24]. Тем не менее, Лапшин считал, что в этой картине Ткачёвы не сумели выйти из рамок чисто внешнего зрительного облика человека[25]. И. П. Горин в очерках «Образ современника в советской жанровой живописи» отмечал, что картина «Детвора» отличается особой выразительностью, так как художники сумели раскрыть «природу детства, подобную природе хрупких молодых побегов»[26].

Игорь Круглый отмечал, что в фигурах стоящих на мостике пяти девочек для зрителя есть много знакомого, но художники открыли при этом ему «нечто новое, неожиданно прекрасное и волнующее». Фигуры девочек отличаются разнообразием поз и жестов. У каждой руки по разному лежат на перилах, различны по силуэту и их «тонкие, как молодые деревца, фигурки». Игорь Круглый отказывался искать в картине какой-либо скрытый подтекст. По его мнению, художники «сказали всё предельно ясно» — они перенесли на холст бурное и радостное биение жизни. Зритель, по словам Круглого, почувствует при взгляде на картину прилив сил и счастливое ощущение юности. Сама картина показывает безграничность возможностей в развитии традиций реалистического искусства[5].

Доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств Виталий Манин в книге о творчестве художников отмечает, что в картине

«стихийная игра света будто упорядочивается, становится осмысленной, не поддающейся буйной стихии природы. От этого изображение приобретает естественность, композиция — логичность, цвет — не только мотивированность, но и сдержанную красоту отношений, гармонию»

— Виталий Манин. Братья Ткачёвы.[1]

Манин выделяет наиболее правдоподобные детали, придающие убедительность картине: засвечена шероховатая поверхность синей опоры поручней, розовые на просвет платьица девочек, «бликование» воды, «контражурное изображение мостика и фигур девочек подсвечено настолько натурально, что цвет полотна, сохраняя дистанцию с реальностью, вызывает в сознании физическое ощущение красоты реального мира». Существом живописи Ткачёвых, по мнению искусствоведа, является не модель мира, а реальность «в солнечном великолепии, овеянная свежим ветром, в сиянии тёплого золотистого неба». Авторы создают гармонию цвета, формы, света, фактуры, поэтизируют её[1].

Профессор Вячеслав Филиппов отмечает влияние импрессионизма и праздничность картины «Детвора», простоту сюжета, отсутствие лишней динамики и патетики. Полотно, с точки зрения Филиппова, раскрывает зрителям счастливый мир детства[27]. Профессор Санкт-Петербургского Государственного Академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Ирина Романычева отмечает, что на картине эмоциональный строй пейзажа связан с миром чувств изображённых детей. Пейзаж несёт большую смысловую нагрузку. Художники стремятся углубить образ персонажей и выявить их характер[28].

org-wikipediya.ru

Детвора (картина Ткачёвых) — Википедия Переиздание // WIKI 2

«Детвора» — одна из наиболее известных картин Сергея и Алексея Ткачёвых, созданная в 1958—1960 годах. Изображает группу деревенских девочек на мостках на реке. Полотно находится в коллекции Государственного Русского музея и представлено в его постоянной экспозиции[1]. Эта картина — первая значительная работа, которой художники заявили о себе на крупных выставках Советского Союза[2].

Советские и российские методисты и педагоги рекомендовали использование картины Алексея и Сергея Ткачёва в преподавании и воспитательной работе в средней общеобразовательной школе[3][4].

История создания и судьба картины

Кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии Художеств Игорь Круглый отмечал, что Ткачёвы выросли в многодетной семье, в детстве их постоянно окружали друзья-сверстники, когда они повзрослели, то в общении с детьми у них не было «барьера». Он отмечал «необыкновенно искреннее, задушевное отношение Ткачёвых к детям», которое находит выражение в полотнах художников[5]. В период работы над «Детворой» Ткачёвы создали картины «Нянька» (1958—1959), «На огороде» (1959), «Весна наступает» (1959), «В баню» (1959), «На полянке» (1959). Герои этих картин, как и «Детворы», — деревенские жители, занятые повседневными делами: убирают капусту в огороде, ухаживают за ребёнком, идут в баню. Внешне непритязательные сценки, изображаемые художниками, покоряли зрителей этого времени искренностью, простотой и поэтичностью[6].

От набросков к картине

Сцену, изображённую на картине «Детвора», по признанию самих художников, они увидели и зарисовали с натуры на реке Волга[7] в 1948 году во время студенческой практики. Ткачёвы оговаривались, что подобных сценок они наблюдали много и на реке Мста[7][5]. В это время они оба были студентами Московского художественного института имени В. И. Сурикова, увлекались футболом (болели за московское «Динамо»), посещали концерты в Московской консерватории, спектакли МХАТа и Малого театра, были завсегдатаями Третьяковской галереи, где многие часы проводили перед картинами Ильи Репина, Василия Сурикова, Валентина Серова[8], считали своим духовным наставником Аркадия Пластова[9]. Студенты обычно проходили летнюю практику в Крыму, где в Козах находилась в то время институтская база. Два летних месяца практики они под руководством преподавателей рисовали на пленэре обнажённую натуру. В своих воспоминаниях Ткачёвы с гордостью утверждали, что ни разу не побывали на крымской институтской базе, каждый раз во время летней практики отправляясь на Волгу и Каспий, где искали репинские и суриковские типы[10].

Встречаются утверждения, что именно с этой совместной работы над зарисовками к будущей картине «Детвора» началось многолетнее творческое сотрудничество Алексея и Сергея Ткачёва[11]. В 1948 году были созданы рисунок и акварель, которые тем не менее оказались вскоре забыты и долго «валялись где-то в папках». Только через много лет художники обнаружили эти наброски и приняли решение создать на их основе картину[5]. В 1958 году (часто называется другая дата начала активной работы над этюдами и эскизами к картине — 1957 год, её, например, придерживается в своей книге о творчестве Ткачёвых Игорь Круглый[12]) Алексей и Сергей Ткачёвы задумали, а в 1960 году завершили полотно «Детвора»[1]. О своём замысле авторы писали:

«Ребята стоят, мечтают, вдаль смотрят. По-разному шла работа: и по свету решалась, и против света, и с множеством фигур. Постепенно выкидывали всё лишнее. Композиция от этого становилась строже, ясней. Этюдов, как всегда, написано было много. Психология не в лицах детей (где там против света увидишь её!), а во всём образном строе холста. Нам хотелось показать счастливый мир детей. Ритм фигурок, постановка ног, движение рук, повороты голов, наконец, колорит должны были эмоционально воздействовать на зрителя. Светлый, ясный день, ветерок развевает платья, платочки, в этом весь смысл картины»

— Игорь Круглый. Алексей и Сергей Ткачевы[5]

Этюды к картине и её варианты

Сохранились этюды, выполненные художниками к картине, часть которых хранится также, как и сама картина, в Русском музее[12]. Это три работы Алексея Ткачёва: «Детвора» (холст, масло, 50 X 69 сантиметров), «Детвора» (холст, масло, 33 X 17,5 сантиметра), «Детвора» (картон, масло, 35 X 24 сантиметра)[13], и две — Сергея Ткачёва: «Детвора» (холст, масло, 23,5 X 35 сантиметра), «Детвора» (холст, масло, 22 X 32 сантиметров)[14]. Два этюда Алексея Ткачёва находятся в коллекции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств (техника обоих — масляная живопись по холсту, размеры: одного — 16,5 X 29, другого — 52 X 25 сантиметров)[13]. Этюд Сергея Ткачёва «Детвора» (картон, масло, 25 X 34 сантиметра) был приобретён Орловской областной картинной галереей, другой его этюд «Три девочки на мостике» (холст, масло, 33 X 53 сантиметра) — в Барнауле, в Государственном художественном музее Алтайского края. Местонахождение ещё трёх известных искусствоведам этюдов Сергея Ткачёва: «Катя» (картон, оргалит, масло, 40,5 X 20 сантиметров), «На мостках» (картон, масло, 25 X 35 сантиметров) и «Этюд» (картон, масло, 24,5 X 34 сантиметра)[14], а также этюдов Алексея Ткачёва «Головка девочки» (картон, масло, 24,5 X 34,5 сантиметра), «Девочка с полотенцем» (картон, масло, 33 X 24,5 сантиметра) и «Девочка в розовом» (картон, масло, 34,5 X 25 сантиметров), «Мостик» (картон, масло, 25 X 35 сантиметров), «Мостик» (картон, масло, 24,5 X 34,5 сантиметра), «Таня Филатова» (картон, оргалит, масло, 39,5 X 20 сантиметров) — неизвестно[13]. Этюд «Девочка в красном» (размер — 52,5 на 24,5 сантиметра, холст, масло) находится в коллекции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств[15].

Алексей и Сергей Ткачёвы. Фотография девочек из деревни Новые Котчищи, 1960 (?)

Картине из собрания Русского музея предшествовали два варианта, которые не удовлетворили художников[16]. В процессе работы над третьим художники убедились, что первоначальный вариант окончательной композиции полотна был перегружен деталями и лишними персонажами. В результате, в самом конце работы им пришлось записать уже присутствующие на картине лодку на воде и мальчугана, сидевшего на мостках вместе с девочками[17]. Художники на заключительной стадии создания картины использовали сделанные ими фотографии девочек из деревни Новые Котчищи, расположенной на реке Мста. Сохранилась и опубликована самими художниками в автобиографической книге «50 лет вместе (из нашей жизни)» фотография, изображающая трёх девочек, стоящих у перил мостков над рекой Мста. Фотография предположительно датируется 1960 годом[18]. Известны имена двух девочек, которые позировали художникам в процессе создания картины: Таня Филатова[13] и Катя (её фамилия не установлена)[14].

Один из вариантов картины «Детвора» находится в собрании Музея братьев Ткачёвых, который является филиалом ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр». Этот вариант был начат в 1958 году и закончен в 1994 году, техника — масляная живопись по холсту, размер — 90 на 130 сантиметров[19].

Картина «Детвора» из собрания Русского музея

Техника исполнения картины — масляная живопись по холсту. Размер — 121 на 200 сантиметров[2]. Картина в настоящее время находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Большую роль в её приобретении сыграл директор Русского музея в 1951—1977 годах Василий Алексеевич Пушкарёв. Картина привлекла его внимание во время персональной выставки братьев Ткачёвых в Москве в 1961 году[20]. Сохранилась стенограмма его выступления 7 апреля этого года, в котором он так характеризует «Детвору»:

«Красивейшей картиной является вот эта вещь. Написана одним дыханием, простой мотив, который все видели сотни раз. Художники сумели из этого простого мотива сделать прекраснейшую вещь, которая меня волнует, наполняет душу радостью и светом. Как здесь художники нашли цвет, как просто поставили девчушек против света. Путь, по которому они идут, это путь образного мышления, образного решения. Это путь очень верный и плодотворный. Желаю им успеха…»

— Алексей и Сергей Ткачёвы. О времени и о себе.[20]

Картина из собрания Русского музея неоднократно участвовала в выставках. Так она была представлена на персональных выставках Алексея и Сергея Ткачёвых в Москве в 1961 году[20], в Белграде (январь 1961 года)[21] и в Академии художеств в 1979 году[22], на проходившей в 2006 году в Русском музее выставке, посвящённой советскому искусству 1960–1985 годов, которая называлась «Время перемен»[23].

Сюжет картины

Картина изображает на деревянных мостках, возвышающихся над рекой, пять босоногих девочек, облокотившихся на перила и расположившихся вдоль них цепочкой. Их лица скрыты тенью, так как они стоят против солнечного света. Их позы и жесты передают мечтательность, настороженность и раздумье[24]. Игорь Круглый отмечает своеобразие положения рук каждой из них, их причудливые силуэты и «тонкие, как молодые деревца, фигурки». Сами художники отмечали, что не стремились выразить психологию девочек, но она тем не менее раскрывается в индивидуальном характере персонажей, в том, как они восхищаются окружающим их миром, в «мажорном строе живописи». Просветы между фигурами имеют особый ритм. Сцена освещается ярким летним солнцем: «Его лучи, осветив накалённое у горизонта добела небо, скользнули вдали по зелёному бережку озера, яркими против света отблесками легли на цветастые платьица, головки, косынки девочек, мостки, сине-серую с отражениями гладь воды»[5].

Искусствоведы и зрители о картине

Доктор искусствоведения В. П. Лапшин считал картину «Детвора» лучшей жанровой картиной в творчестве Ткачёвых этого времени. Он отмечал, что в ней присутствует многое из того, что уже встречалось в других картинах художников: солнечный день, река со сверкающими бликами на воде, яркая зелень береговой травы, «голенастые девчонки в коротких платьицах». Но это полотно, по его мнению, более цельно, «собраннее» и глубже по содержанию. Дети изображены на фоне светлого пейзажа силуэтно, что позволяет «заострить пластическую характерность их поз и усилить эмоциональную выразительность детских о6разов». Безмятежность состояния, светлая душевная ясность детей подчёркиваются спокойствием пейзажа, для которого авторы выбрали серебристую гамму. Лапшин воспринимал картину как «лирический рассказ о той счастливой поре детства, которая отмечена очарованием непосредственности, беззаботностью и трогательной красотой»[25]. Тем не менее, Лапшин считал, что в этой картине Ткачёвы не сумели выйти из рамок чисто внешнего зрительного облика человека[26]. И. П. Горин в очерках «Образ современника в советской жанровой живописи» отмечал, что картина «Детвора» отличается особой выразительностью, так как художники сумели раскрыть «природу детства, подобную природе хрупких молодых побегов»[27].

Игорь Круглый отмечал, что в фигурах стоящих на мостике пяти девочек для зрителя есть много знакомого, но художники открыли при этом ему «нечто новое, неожиданно прекрасное и волнующее». Фигуры девочек отличаются разнообразием поз и жестов. У каждой руки по разному лежат на перилах, различны по силуэту и их «тонкие, как молодые деревца, фигурки». Игорь Круглый отказывался искать в картине какой-либо скрытый подтекст. По его мнению, художники «сказали всё предельно ясно» — они перенесли на холст бурное и радостное биение жизни. Зритель, по словам Круглого, почувствует при взгляде на картину прилив сил и счастливое ощущение юности. Сама картина показывает безграничность возможностей в развитии традиций реалистического искусства[5].

Доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств Виталий Манин в книге о творчестве художников отмечает, что в картине

«стихийная игра света будто упорядочивается, становится осмысленной, не поддающейся буйной стихии природы. От этого изображение приобретает естественность, композиция — логичность, цвет — не только мотивированность, но и сдержанную красоту отношений, гармонию»

— Виталий Манин. Братья Ткачёвы.[1]

Манин выделяет наиболее правдоподобные детали, придающие убедительность картине: засвечена шероховатая поверхность синей опоры поручней, розовые на просвет платьица девочек, «бликование» воды, «контражурное изображение мостика и фигур девочек подсвечено настолько натурально, что цвет полотна, сохраняя дистанцию с реальностью, вызывает в сознании физическое ощущение красоты реального мира». Существом живописи Ткачёвых, по мнению искусствоведа, является не модель мира, а реальность «в солнечном великолепии, овеянная свежим ветром, в сиянии тёплого золотистого неба». Авторы создают гармонию цвета, формы, света, фактуры, поэтизируют её[1].

Профессор Вячеслав Филиппов отмечает влияние импрессионизма и праздничность картины «Детвора», простоту сюжета, отсутствие лишней динамики и патетики. Полотно, с точки зрения Филиппова, раскрывает зрителям счастливый мир детства[28]. Профессор Санкт-Петербургского Государственного Академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Ирина Романычева отмечает, что на картине эмоциональный строй пейзажа связан с миром чувств изображённых детей. Пейзаж несёт большую смысловую нагрузку. Художники стремятся углубить образ персонажей и выявить их характер[29].

Картина «Детвора» в преподавании

Советские и российские методисты и педагоги рекомендовали использование картины Алексея и Сергея Ткачёва в преподавании и воспитательной работе в средней общеобразовательной школе. В частности, Анатолий Парамонов и Светлана Червонная в книге для учителя «Советская живопись» писали, что это полотно как и другие полотна художников, «правдиво и поэтично» передаёт «повседневную жизнь людей труда» и «образ русской деревни»[3]. Л. М. Садкова предлагала её к использованию на уроках изобразительного искусства[4]. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников считает возможным на примере картины показать детям в возрасте семи лет, что произведения искусства выражают различные чувства и мысли, что достигается через изображение фигур и предметов, а также через цвет, линию, композицию, живописную технику[30].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Манин, 2001, с. 12.
  2. ↑ 1 2 Лакс, Мусакова, Боровский, Круглов, Леняшин, 2008, с. 276.
  3. ↑ 1 2 , Советская живопись: книга для учителя. — М: Просвещение, 1981. — С. 167. — 269 с. — 100 000 экз.
  4. ↑ 1 2 Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. — М: Учитель, 2014. — С. 200. — 255 с. — ISBN 9-785-7057-2613-4.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 Круглый, 1979, с. 115.
  6. ↑ Лапшин, 1962, с. 35.
  7. ↑ 1 2 Dyakonitsyna, 2011, с. 92.
  8. ↑ Ткачёвы, 1996, с. 23.
  9. ↑ Ткачёвы, 1996, с. 25—26.
  10. ↑ Ткачёвы, 1996, с. 25.
  11. ↑ Хорошилова, 2009.
  12. ↑ 1 2 Круглый, 1979, с. 244, 249.
  13. ↑ 1 2 3 4 Круглый, 1979, с. 244.
  14. ↑ 1 2 3 Круглый, 1979, с. 249.
  15. ↑ Современное искусство. Фотография 11.. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. Проверено 29 августа 2018. Архивировано 30 августа 2018 года.
  16. ↑ Лапшин, 1962, с. 61.
  17. ↑ Лапшин, 1962, с. 58.
  18. ↑ Ткачёвы, 2002, с. 111.
  19. ↑ Работы А. П. и С. П. Ткачевых. Музей братьев Ткачёвых. Проверено 29 августа 2018. Архивировано 30 августа 2018 года.
  20. ↑ 1 2 3 Ткачёвы, 1996, с. 85.
  21. ↑ Малахов, 1980, с. 156.
  22. ↑ Ткачёвы, 2002, с. 136.
  23. ↑ Время перемен // Искусство : Журнал. — 2006. — № 21.
  24. ↑ Лапшин, 1962, с. 36.
  25. ↑ Лапшин, 1962, с. 37.
  26. ↑ Лапшин, 1962, с. 48.
  27. ↑ Горин, 1969, с. 82.
  28. ↑ Филиппов, 2003, с. 311.
  29. ↑ Романычева, 2009, с. 62.
  30. ↑ Арапова-Пискарёва Н. А. (составитель). Мой родной дом (Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников). — М: Мозаика-Синтез, 2004. — С. 38. — 130 с. — (Библиотека воспитателя). — ISBN 9-785-8677-5260-6.

Литература

  • Образ современника в советской жанровой живописи: очерки. — М: Советский художник, 1969. — 151 с.
  • Круглый, Игорь Аронович. Алексей и Сергей Ткачевы. — Л: Художник РСФСР, 1979. — 263 с. — 15 000 экз.
  • Лакс, Анна; Мусакова, Ольга; Боровский, Александр; Круглов, Владимир; Леняшин, Владимир. Двадцатый век в Русском музее. — СПб: Palace Editions, Государственный Русский музей, 2008. — 392 с. — (Государственный Русский музей (альманах, том № 204)). — ISBN 978-5-93332-287-0.
  • Художники Алексей и Сергей Ткачевы. — Л: Художник РСФСР, 1962. — 263 с. — (Художник РСФСР).
  • Манин, Виталий Серафимович. Братья Ткачёвы. — Москва: Белый город, 2001. — 48 с. — (Мастера живописи). — 3000 экз. — ISBN 5-7793-0384-3.
  • Отечественное искусство на выставках за рубежом. — М: Изобразительное искусство, 1980. — 240 с. — 20 000 экз.
  • Академическая дача: история и традиции. — СПб: Петрополь, 2009. — 182 с.
  • Ткачёвы, Алексей и Сергей. О времени и о себе. — Брянск: Товарищество Придесенье, 1996. — 192 с. — 5000 экз.
  • Ткачёвы, Алексей и Сергей. 50 лет вместе (из нашей жизни). — М: Редакционно-издательский отдел НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, 2002. — С. 223. — 300 экз.
  • Импрессионизм в русской живописи. — Белый город, 2003. — 320 с.
  • Две кисти братьев. Художники Алексей и Сергей Ткачевы номинированы на союзную премию // Российская газета : Газета. — 2009. — 6 августа.
  • The force of truth. The Tkachev Brothers (англ.) // Тhe Tretyakov Gallery Magazine : Журнал. — 2011. — No. 1 (30). — P. 86—97.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 7 сентября 2018 в 19:12.

wiki2.org

Детвора (картина Ткачёвых) Википедия

«Детвора» — одна из наиболее известных картин Сергея и Алексея Ткачёвых, созданная в 1958—1960 годах. Изображает группу деревенских девочек на мостках на реке. Полотно находится в коллекции Государственного Русского музея и представлено в его постоянной экспозиции[1]. Эта картина — первая значительная работа, которой художники заявили о себе на крупных выставках Советского Союза[2].

Советские и российские методисты и педагоги рекомендовали использование картины Алексея и Сергея Ткачёва в преподавании и воспитательной работе в средней общеобразовательной школе[3][4].

История создания и судьба картины

Кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии Художеств Игорь Круглый отмечал, что Ткачёвы выросли в многодетной семье, в детстве их постоянно окружали друзья-сверстники, когда они повзрослели, то в общении с детьми у них не было «барьера». Он отмечал «необыкновенно искреннее, задушевное отношение Ткачёвых к детям», которое находит выражение в полотнах художников[5]. В период работы над «Детворой» Ткачёвы создали картины «Нянька» (1958—1959), «На огороде» (1959), «Весна наступает» (1959), «В баню» (1959), «На полянке» (1959). Герои этих картин, как и «Детворы», — деревенские жители, занятые повседневными делами: убирают капусту в огороде, ухаживают за ребёнком, идут в баню. Внешне непритязательные сценки, изображаемые художниками, покоряли зрителей этого времени искренностью, простотой и поэтичностью[6].

От набросков к картине

Сцену, изображённую на картине «Детвора», по признанию самих художников, они увидели и зарисовали с натуры на реке Волга[7] в 1948 году во время студенческой практики. Ткачёвы оговаривались, что подобных сценок они наблюдали много и на реке Мста[7][5]. В это время они оба были студентами Московского художественного института имени В. И. Сурикова, увлекались футболом (болели за московское «Динамо»), посещали концерты в Московской консерватории, спектакли МХАТа и Малого театра, были завсегдатаями Третьяковской галереи, где многие часы проводили перед картинами Ильи Репина, Василия Сурикова, Валентина Серова[8], считали своим духовным наставником Аркадия Пластова[9]. Студенты обычно проходили летнюю практику в Крыму, где в Козах находилась в то время институтская база. Два летних месяца практики они под руководством преподавателей рисовали на пленэре обнажённую натуру. В своих воспоминаниях Ткачёвы с гордостью утверждали, что ни разу не побывали на крымской институтской базе, каждый раз во время летней практики отправляясь на Волгу и Каспий, где искали репинские и суриковские типы[10].

Встречаются утверждения, что именно с этой совместной работы над зарисовками к будущей картине «Детвора» началось многолетнее творческое сотрудничество Алексея и Сергея Ткачёва[11]. В 1948 году были созданы рисунок и акварель, которые тем не менее оказались вскоре забыты и долго «валялись где-то в папках». Только через много лет художники обнаружили эти наброски и приняли решение создать на их основе картину[5]. В 1958 году (часто называется другая дата начала активной работы над этюдами и эскизами к картине — 1957 год, её, например, придерживается в своей книге о творчестве Ткачёвых Игорь Круглый[12]) Алексей и Сергей Ткачёвы задумали, а в 1960 году завершили полотно «Детвора»[1]. О своём замысле авторы писали:

«Ребята стоят, мечтают, вдаль смотрят. По-разному шла работа: и по свету решалась, и против света, и с множеством фигур. Постепенно выкидывали всё лишнее. Композиция от этого становилась строже, ясней. Этюдов, как всегда, написано было много. Психология не в лицах детей (где там против света увидишь её!), а во всём образном строе холста. Нам хотелось показать счастливый мир детей. Ритм фигурок, постановка ног, движение рук, повороты голов, наконец, колорит должны были эмоционально воздействовать на зрителя. Светлый, ясный день, ветерок развевает платья, платочки, в этом весь смысл картины»

— Игорь Круглый. Алексей и Сергей Ткачевы[5]

Этюды к картине и её варианты

Сохранились этюды, выполненные художниками к картине, часть которых хранится также, как и сама картина, в Русском музее[12]. Это три работы Алексея Ткачёва: «Детвора» (холст, масло, 50 X 69 сантиметров), «Детвора» (холст, масло, 33 X 17,5 сантиметра), «Детвора» (картон, масло, 35 X 24 сантиметра)[13], и две — Сергея Ткачёва: «Детвора» (холст, масло, 23,5 X 35 сантиметра), «Детвора» (холст, масло, 22 X 32 сантиметров)[14]. Два этюда Алексея Ткачёва находятся в коллекции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств (техника обоих — масляная живопись по холсту, размеры: одного — 16,5 X 29, другого — 52 X 25 сантиметров)[13]. Этюд Сергея Ткачёва «Детвора» (картон, масло, 25 X 34 сантиметра) был приобретён Орловской областной картинной галереей, другой его этюд «Три девочки на мостике» (холст, масло, 33 X 53 сантиметра) — в Барнауле, в Государственном художественном музее Алтайского края. Местонахождение ещё трёх известных искусствоведам этюдов Сергея Ткачёва: «Катя» (картон, оргалит, масло, 40,5 X 20 сантиметров), «На мостках» (картон, масло, 25 X 35 сантиметров) и «Этюд» (картон, масло, 24,5 X 34 сантиметра)[14], а также этюдов Алексея Ткачёва «Головка девочки» (картон, масло, 24,5 X 34,5 сантиметра), «Девочка с полотенцем» (картон, масло, 33 X 24,5 сантиметра) и «Девочка в розовом» (картон, масло, 34,5 X 25 сантиметров), «Мостик» (картон, масло, 25 X 35 сантиметров), «Мостик» (картон, масло, 24,5 X 34,5 сантиметра), «Таня Филатова» (картон, оргалит, масло, 39,5 X 20 сантиметров) — неизвестно[13]. Этюд «Девочка в красном» (размер — 52,5 на 24,5 сантиметра, холст, масло) находится в коллекции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств[15].

Алексей и Сергей Ткачёвы. Фотография девочек из деревни Новые Котчищи, 1960 (?)

Картине из собрания Русского музея предшествовали два варианта, которые не удовлетворили художников[16]. В процессе работы над третьим художники убедились, что первоначальный вариант окончательной композиции полотна был перегружен деталями и лишними персонажами. В результате, в самом конце работы им пришлось записать уже присутствующие на картине лодку на воде и мальчугана, сидевшего на мостках вместе с девочками[17]. Художники на заключительной стадии создания картины использовали сделанные ими фотографии девочек из деревни Новые Котчищи, расположенной на реке Мста. Сохранилась и опубликована самими художниками в автобиографической книге «50 лет вместе (из нашей жизни)» фотография, изображающая трёх девочек, стоящих у перил мостков над рекой Мста. Фотография предположительно датируется 1960 годом[18]. Известны имена двух девочек, которые позировали художникам в процессе создания картины: Таня Филатова[13] и Катя (её фамилия не установлена)[14].

Один из вариантов картины «Детвора» находится в собрании Музея братьев Ткачёвых, который является филиалом ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр». Этот вариант был начат в 1958 году и закончен в 1994 году, техника — масляная живопись по холсту, размер — 90 на 130 сантиметров[19].

Картина «Детвора» из собрания Русского музея

Техника исполнения картины — масляная живопись по холсту. Размер — 121 на 200 сантиметров[2]. Картина в настоящее время находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Большую роль в её приобретении сыграл директор Русского музея в 1951—1977 годах Василий Алексеевич Пушкарёв. Картина привлекла его внимание во время персональной выставки братьев Ткачёвых в Москве в 1961 году[20]. Сохранилась стенограмма его выступления 7 апреля этого года, в котором он так характеризует «Детвору»:

«Красивейшей картиной является вот эта вещь. Написана одним дыханием, простой мотив, который все видели сотни раз. Художники сумели из этого простого мотива сделать прекраснейшую вещь, которая меня волнует, наполняет душу радостью и светом. Как здесь художники нашли цвет, как просто поставили девчушек против света. Путь, по которому они идут, это путь образного мышления, образного решения. Это путь очень верный и плодотворный. Желаю им успеха…»

— Алексей и Сергей Ткачёвы. О времени и о себе.[20]

Картина из собрания Русского музея неоднократно участвовала в выставках. Так она была представлена на персональных выставках Алексея и Сергея Ткачёвых в Москве в 1961 году[20], в Белграде (январь 1961 года)[21] и в Академии художеств в 1979 году[22], на проходившей в 2006 году в Русском музее выставке, посвящённой советскому искусству 1960–1985 годов, которая называлась «Время перемен»[23].

Сюжет картины

Картина изображает на деревянных мостках, возвышающихся над рекой, пять босоногих девочек, облокотившихся на перила и расположившихся вдоль них цепочкой. Их лица скрыты тенью, так как они стоят против солнечного света. Их позы и жесты передают мечтательность, настороженность и раздумье[24]. Игорь Круглый отмечает своеобразие положения рук каждой из них, их причудливые силуэты и «тонкие, как молодые деревца, фигурки». Сами художники отмечали, что не стремились выразить психологию девочек, но она тем не менее раскрывается в индивидуальном характере персонажей, в том, как они восхищаются окружающим их миром, в «мажорном строе живописи». Просветы между фигурами имеют особый ритм. Сцена освещается ярким летним солнцем: «Его лучи, осветив накалённое у горизонта добела небо, скользнули вдали по зелёному бережку озера, яркими против света отблесками легли на цветастые платьица, головки, косынки девочек, мостки, сине-серую с отражениями гладь воды»[5].

Искусствоведы и зрители о картине

Доктор искусствоведения В. П. Лапшин считал картину «Детвора» лучшей жанровой картиной в творчестве Ткачёвых этого времени. Он отмечал, что в ней присутствует многое из того, что уже встречалось в других картинах художников: солнечный день, река со сверкающими бликами на воде, яркая зелень береговой травы, «голенастые девчонки в коротких платьицах». Но это полотно, по его мнению, более цельно, «собраннее» и глубже по содержанию. Дети изображены на фоне светлого пейзажа силуэтно, что позволяет «заострить пластическую характерность их поз и усилить эмоциональную выразительность детских о6разов». Безмятежность состояния, светлая душевная ясность детей подчёркиваются спокойствием пейзажа, для которого авторы выбрали серебристую гамму. Лапшин воспринимал картину как «лирический рассказ о той счастливой поре детства, которая отмечена очарованием непосредственности, беззаботностью и трогательной красотой»[25]. Тем не менее, Лапшин считал, что в этой картине Ткачёвы не сумели выйти из рамок чисто внешнего зрительного облика человека[26]. И. П. Горин в очерках «Образ современника в советской жанровой живописи» отмечал, что картина «Детвора» отличается особой выразительностью, так как художники сумели раскрыть «природу детства, подобную природе хрупких молодых побегов»[27].

Игорь Круглый отмечал, что в фигурах стоящих на мостике пяти девочек для зрителя есть много знакомого, но художники открыли при этом ему «нечто новое, неожиданно прекрасное и волнующее». Фигуры девочек отличаются разнообразием поз и жестов. У каждой руки по разному лежат на перилах, различны по силуэту и их «тонкие, как молодые деревца, фигурки». Игорь Круглый отказывался искать в картине какой-либо скрытый подтекст. По его мнению, художники «сказали всё предельно ясно» — они перенесли на холст бурное и радостное биение жизни. Зритель, по словам Круглого, почувствует при взгляде на картину прилив сил и счастливое ощущение юности. Сама картина показывает безграничность возможностей в развитии традиций реалистического искусства[5].

Доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств Виталий Манин в книге о творчестве художников отмечает, что в картине

«стихийная игра света будто упорядочивается, становится осмысленной, не поддающейся буйной стихии природы. От этого изображение приобретает естественность, композиция — логичность, цвет — не только мотивированность, но и сдержанную красоту отношений, гармонию»

— Виталий Манин. Братья Ткачёвы.[1]

Манин выделяет наиболее правдоподобные детали, придающие убедительность картине: засвечена шероховатая поверхность синей опоры поручней, розовые на просвет платьица девочек, «бликование» воды, «контражурное изображение мостика и фигур девочек подсвечено настолько натурально, что цвет полотна, сохраняя дистанцию с реальностью, вызывает в сознании физическое ощущение красоты реального мира». Существом живописи Ткачёвых, по мнению искусствоведа, является не модель мира, а реальность «в солнечном великолепии, овеянная свежим ветром, в сиянии тёплого золотистого неба». Авторы создают гармонию цвета, формы, света, фактуры, поэтизируют её[1].

Профессор Вячеслав Филиппов отмечает влияние импрессионизма и праздничность картины «Детвора», простоту сюжета, отсутствие лишней динамики и патетики. Полотно, с точки зрения Филиппова, раскрывает зрителям счастливый мир детства[28]. Профессор Санкт-Петербургского Государственного Академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Ирина Романычева отмечает, что на картине эмоциональный строй пейзажа связан с миром чувств изображённых детей. Пейзаж несёт большую смысловую нагрузку. Художники стремятся углубить образ персонажей и выявить их характер[29].

Картина «Детвора» в преподавании

Советские и российские методисты и педагоги рекомендовали использование картины Алексея и Сергея Ткачёва в преподавании и воспитательной работе в средней общеобразовательной школе. В частности, Анатолий Парамонов и Светлана Червонная в книге для учителя «Советская живопись» писали, что это полотно как и другие полотна художников, «правдиво и поэтично» передаёт «повседневную жизнь людей труда» и «образ русской деревни»[3]. Л. М. Садкова предлагала её к использованию на уроках изобразительного искусства[4]. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников считает возможным на примере картины показать детям в возрасте семи лет, что произведения искусства выражают различные чувства и мысли, что достигается через изображение фигур и предметов, а также через цвет, линию, композицию, живописную технику[30].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Манин, 2001, с. 12.
  2. ↑ 1 2 Лакс, Мусакова, Боровский, Круглов, Леняшин, 2008, с. 276.
  3. ↑ 1 2 , Советская живопись: книга для учителя. — М: Просвещение, 1981. — С. 167. — 269 с. — 100 000 экз.
  4. ↑ 1 2 Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. — М: Учитель, 2014. — С. 200. — 255 с. — ISBN 9-785-7057-2613-4.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 Круглый, 1979, с. 115.
  6. ↑ Лапшин, 1962, с. 35.
  7. ↑ 1 2 Dyakonitsyna, 2011, с. 92.
  8. ↑ Ткачёвы, 1996, с. 23.
  9. ↑ Ткачёвы, 1996, с. 25—26.
  10. ↑ Ткачёвы, 1996, с. 25.
  11. ↑ Хорошилова, 2009.
  12. ↑ 1 2 Круглый, 1979, с. 244, 249.
  13. ↑ 1 2 3 4 Круглый, 1979, с. 244.
  14. ↑ 1 2 3 Круглый, 1979, с. 249.
  15. ↑ Современное искусство. Фотография 11.. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. Проверено 29 августа 2018. Архивировано 30 августа 2018 года.
  16. ↑ Лапшин, 1962, с. 61.
  17. ↑ Лапшин, 1962, с. 58.
  18. ↑ Ткачёвы, 2002, с. 111.
  19. ↑ Работы А. П. и С. П. Ткачевых. Музей братьев Ткачёвых. Проверено 29 августа 2018. Архивировано 30 августа 2018 года.
  20. ↑ 1 2 3 Ткачёвы, 1996, с. 85.
  21. ↑ Малахов, 1980, с. 156.
  22. ↑ Ткачёвы, 2002, с. 136.
  23. ↑ Время перемен // Искусство : Журнал. — 2006. — № 21.
  24. ↑ Лапшин, 1962, с. 36.
  25. ↑ Лапшин, 1962, с. 37.
  26. ↑ Лапшин, 1962, с. 48.
  27. ↑ Горин, 1969, с. 82.
  28. ↑ Филиппов, 2003, с. 311.
  29. ↑ Романычева, 2009, с. 62.
  30. ↑ Арапова-Пискарёва Н. А. (составитель). Мой родной дом (Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников). — М: Мозаика-Синтез, 2004. — С. 38. — 130 с. — (Библиотека воспитателя). — ISBN 9-785-8677-5260-6.

Литература

  • Образ современника в советской жанровой живописи: очерки. — М: Советский художник, 1969. — 151 с.
  • Круглый, Игорь Аронович. Алексей и Сергей Ткачевы. — Л: Художник РСФСР, 1979. — 263 с. — 15 000 экз.
  • Лакс, Анна; Мусакова, Ольга; Боровский, Александр; Круглов, Владимир; Леняшин, Владимир. Двадцатый век в Русском музее. — СПб: Palace Editions, Государственный Русский музей, 2008. — 392 с. — (Государственный Русский музей (альманах, том № 204)). — ISBN 978-5-93332-287-0.
  • Художники Алексей и Сергей Ткачевы. — Л: Художник РСФСР, 1962. — 263 с. — (Художник РСФСР).
  • Манин, Виталий Серафимович. Братья Ткачёвы. — Москва: Белый город, 2001. — 48 с. — (Мастера живописи). — 3000 экз. — ISBN 5-7793-0384-3.
  • Отечественное искусство на выставках за рубежом. — М: Изобразительное искусство, 1980. — 240 с. — 20 000 экз.
  • Академическая дача: история и традиции. — СПб: Петрополь, 2009. — 182 с.
  • Ткачёвы, Алексей и Сергей. О времени и о себе. — Брянск: Товарищество Придесенье, 1996. — 192 с. — 5000 экз.
  • Ткачёвы, Алексей и Сергей. 50 лет вместе (из нашей жизни). — М: Редакционно-издательский отдел НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, 2002. — С. 223. — 300 экз.
  • Импрессионизм в русской живописи. — Белый город, 2003. — 320 с.
  • Две кисти братьев. Художники Алексей и Сергей Ткачевы номинированы на союзную премию // Российская газета : Газета. — 2009. — 6 августа.
  • The force of truth. The Tkachev Brothers (англ.) // Тhe Tretyakov Gallery Magazine : Журнал. — 2011. — No. 1 (30). — P. 86—97.

Ссылки

wikiredia.ru

Детвора (картина Ткачёвых) — WiKi

Кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии Художеств Игорь Круглый отмечал, что Ткачёвы выросли в многодетной семье, в детстве их постоянно окружали друзья-сверстники, когда они повзрослели, то в общении с детьми у них не было «барьера». Он отмечал «необыкновенно искреннее, задушевное отношение Ткачёвых к детям», которое находит выражение в полотнах художников[5]. В период работы над «Детворой» Ткачёвы создали картины «Нянька» (1958—1959), «На огороде» (1959), «Весна наступает» (1959), «В баню» (1959), «На полянке» (1959). Герои этих картин, как и «Детворы», — деревенские жители, занятые повседневными делами: убирают капусту в огороде, ухаживают за ребёнком, идут в баню. Внешне непритязательные сценки, изображаемые художниками, покоряли зрителей этого времени искренностью, простотой и поэтичностью[6].

От набросков к картине

Сцену, изображённую на картине «Детвора», по признанию самих художников, они увидели и зарисовали с натуры на реке Волга[7] в 1948 году во время студенческой практики. Ткачёвы оговаривались, что подобных сценок они наблюдали много и на реке Мста[7][5]. В это время они оба были студентами Московского художественного института имени В. И. Сурикова, увлекались футболом (болели за московское «Динамо»), посещали концерты в Московской консерватории, спектакли МХАТа и Малого театра, были завсегдатаями Третьяковской галереи, где многие часы проводили перед картинами Ильи Репина, Василия Сурикова, Валентина Серова[8], считали своим духовным наставником Аркадия Пластова[9]. Студенты обычно проходили летнюю практику в Крыму, где в Козах находилась в то время институтская база. Два летних месяца практики они под руководством преподавателей рисовали на пленэре обнажённую натуру. В своих воспоминаниях Ткачёвы с гордостью утверждали, что ни разу не побывали на крымской институтской базе, каждый раз во время летней практики отправляясь на Волгу и Каспий, где искали репинские и суриковские типы[10].

Встречаются утверждения, что именно с этой совместной работы над зарисовками к будущей картине «Детвора» началось многолетнее творческое сотрудничество Алексея и Сергея Ткачёва[11]. В 1948 году были созданы рисунок и акварель, которые тем не менее оказались вскоре забыты и долго «валялись где-то в папках». Только через много лет художники обнаружили эти наброски и приняли решение создать на их основе картину[5]. В 1958 году (часто называется другая дата начала активной работы над этюдами и эскизами к картине — 1957 год, её, например, придерживается в своей книге о творчестве Ткачёвых Игорь Круглый[12]) Алексей и Сергей Ткачёвы задумали, а в 1960 году завершили полотно «Детвора»[1]. О своём замысле авторы писали:

«Ребята стоят, мечтают, вдаль смотрят. По-разному шла работа: и по свету решалась, и против света, и с множеством фигур. Постепенно выкидывали всё лишнее. Композиция от этого становилась строже, ясней. Этюдов, как всегда, написано было много. Психология не в лицах детей (где там против света увидишь её!), а во всём образном строе холста. Нам хотелось показать счастливый мир детей. Ритм фигурок, постановка ног, движение рук, повороты голов, наконец, колорит должны были эмоционально воздействовать на зрителя. Светлый, ясный день, ветерок развевает платья, платочки, в этом весь смысл картины»

— Игорь Круглый. Алексей и Сергей Ткачевы[5]

Этюды к картине и её варианты

Сохранились этюды, выполненные художниками к картине, часть которых хранится также, как и сама картина, в Русском музее[12]. Это три работы Алексея Ткачёва: «Детвора» (холст, масло, 50 X 69 сантиметров), «Детвора» (холст, масло, 33 X 17,5 сантиметра), «Детвора» (картон, масло, 35 X 24 сантиметра)[13], и две — Сергея Ткачёва: «Детвора» (холст, масло, 23,5 X 35 сантиметра), «Детвора» (холст, масло, 22 X 32 сантиметров)[14]. Два этюда Алексея Ткачёва находятся в коллекции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств (техника обоих — масляная живопись по холсту, размеры: одного — 16,5 X 29, другого — 52 X 25 сантиметров)[13]. Этюд Сергея Ткачёва «Детвора» (картон, масло, 25 X 34 сантиметра) был приобретён Орловской областной картинной галереей, другой его этюд «Три девочки на мостике» (холст, масло, 33 X 53 сантиметра) — в Барнауле, в Государственном художественном музее Алтайского края. Местонахождение ещё трёх известных искусствоведам этюдов Сергея Ткачёва: «Катя» (картон, оргалит, масло, 40,5 X 20 сантиметров), «На мостках» (картон, масло, 25 X 35 сантиметров) и «Этюд» (картон, масло, 24,5 X 34 сантиметра)[14], а также этюдов Алексея Ткачёва «Головка девочки» (картон, масло, 24,5 X 34,5 сантиметра), «Девочка с полотенцем» (картон, масло, 33 X 24,5 сантиметра) и «Девочка в розовом» (картон, масло, 34,5 X 25 сантиметров), «Мостик» (картон, масло, 25 X 35 сантиметров), «Мостик» (картон, масло, 24,5 X 34,5 сантиметра), «Таня Филатова» (картон, оргалит, масло, 39,5 X 20 сантиметров) — неизвестно[13]. Этюд «Девочка в красном» (размер — 52,5 на 24,5 сантиметра, холст, масло) находится в коллекции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств[15].

  Алексей и Сергей Ткачёвы. Фотография девочек из деревни Новые Котчищи, 1960 (?)

Картине из собрания Русского музея предшествовали два варианта, которые не удовлетворили художников[16]. В процессе работы над третьим художники убедились, что первоначальный вариант окончательной композиции полотна был перегружен деталями и лишними персонажами. В результате, в самом конце работы им пришлось записать уже присутствующие на картине лодку на воде и мальчугана, сидевшего на мостках вместе с девочками[17]. Художники на заключительной стадии создания картины использовали сделанные ими фотографии девочек из деревни Новые Котчищи, расположенной на реке Мста. Сохранилась и опубликована самими художниками в автобиографической книге «50 лет вместе (из нашей жизни)» фотография, изображающая трёх девочек, стоящих у перил мостков над рекой Мста. Фотография предположительно датируется 1960 годом[18]. Известны имена двух девочек, которые позировали художникам в процессе создания картины: Таня Филатова[13] и Катя (её фамилия не установлена)[14].

Один из вариантов картины «Детвора» находится в собрании Музея братьев Ткачёвых, который является филиалом ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр». Этот вариант был начат в 1958 году и закончен в 1994 году, техника — масляная живопись по холсту, размер — 90 на 130 сантиметров[19].

Картина «Детвора» из собрания Русского музея

Техника исполнения картины — масляная живопись по холсту. Размер — 121 на 200 сантиметров[2]. Картина в настоящее время находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Большую роль в её приобретении сыграл директор Русского музея в 1951—1977 годах Василий Алексеевич Пушкарёв. Картина привлекла его внимание во время персональной выставки братьев Ткачёвых в Москве в 1961 году[20]. Сохранилась стенограмма его выступления 7 апреля этого года, в котором он так характеризует «Детвору»:

«Красивейшей картиной является вот эта вещь. Написана одним дыханием, простой мотив, который все видели сотни раз. Художники сумели из этого простого мотива сделать прекраснейшую вещь, которая меня волнует, наполняет душу радостью и светом. Как здесь художники нашли цвет, как просто поставили девчушек против света. Путь, по которому они идут, это путь образного мышления, образного решения. Это путь очень верный и плодотворный. Желаю им успеха…»

— Алексей и Сергей Ткачёвы. О времени и о себе.[20]

Картина из собрания Русского музея неоднократно участвовала в выставках. Так она была представлена на персональных выставках Алексея и Сергея Ткачёвых в Москве в 1961 году[20] и в Академии художеств в 1979 году[21], на проходившей в 2006 году в Русском музее выставке, посвящённой советскому искусству 1960–1985 годов, которая называлась «Время перемен»[22].

Доктор искусствоведения В. П. Лапшин считал картину «Детвора» лучшей жанровой картиной в творчестве Ткачёвых этого времени. Он отмечал, что в ней присутствует многое из того, что уже встречалось в других картинах художников: солнечный день, река со сверкающими бликами на воде, яркая зелень береговой травы, «голенастые девчонки в коротких платьицах». Но это полотно, по его мнению, более цельно, «собраннее» и глубже по содержанию. Дети изображены на фоне светлого пейзажа силуэтно, что позволяет «заострить пластическую характерность их поз и усилить эмоциональную выразительность детских о6разов». Безмятежность состояния, светлая душевная ясность детей подчёркиваются спокойствием пейзажа, для которого авторы выбрали серебристую гамму. Лапшин воспринимал картину как «лирический рассказ о той счастливой поре детства, которая отмечена очарованием непосредственности, беззаботностью и трогательной красотой»[24]. Тем не менее, Лапшин считал, что в этой картине Ткачёвы не сумели выйти из рамок чисто внешнего зрительного облика человека[25]. И. П. Горин в очерках «Образ современника в советской жанровой живописи» отмечал, что картина «Детвора» отличается особой выразительностью, так как художники сумели раскрыть «природу детства, подобную природе хрупких молодых побегов»[26].

Игорь Круглый отмечал, что в фигурах стоящих на мостике пяти девочек для зрителя есть много знакомого, но художники открыли при этом ему «нечто новое, неожиданно прекрасное и волнующее». Фигуры девочек отличаются разнообразием поз и жестов. У каждой руки по разному лежат на перилах, различны по силуэту и их «тонкие, как молодые деревца, фигурки». Игорь Круглый отказывался искать в картине какой-либо скрытый подтекст. По его мнению, художники «сказали всё предельно ясно» — они перенесли на холст бурное и радостное биение жизни. Зритель, по словам Круглого, почувствует при взгляде на картину прилив сил и счастливое ощущение юности. Сама картина показывает безграничность возможностей в развитии традиций реалистического искусства[5].

Доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств Виталий Манин в книге о творчестве художников отмечает, что в картине

«стихийная игра света будто упорядочивается, становится осмысленной, не поддающейся буйной стихии природы. От этого изображение приобретает естественность, композиция — логичность, цвет — не только мотивированность, но и сдержанную красоту отношений, гармонию»

— Виталий Манин. Братья Ткачёвы.[1]

Манин выделяет наиболее правдоподобные детали, придающие убедительность картине: засвечена шероховатая поверхность синей опоры поручней, розовые на просвет платьица девочек, «бликование» воды, «контражурное изображение мостика и фигур девочек подсвечено настолько натурально, что цвет полотна, сохраняя дистанцию с реальностью, вызывает в сознании физическое ощущение красоты реального мира». Существом живописи Ткачёвых, по мнению искусствоведа, является не модель мира, а реальность «в солнечном великолепии, овеянная свежим ветром, в сиянии тёплого золотистого неба». Авторы создают гармонию цвета, формы, света, фактуры, поэтизируют её[1].

Профессор Вячеслав Филиппов отмечает влияние импрессионизма и праздничность картины «Детвора», простоту сюжета, отсутствие лишней динамики и патетики. Полотно, с точки зрения Филиппова, раскрывает зрителям счастливый мир детства[27]. Профессор Санкт-Петербургского Государственного Академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Ирина Романычева отмечает, что на картине эмоциональный строй пейзажа связан с миром чувств изображённых детей. Пейзаж несёт большую смысловую нагрузку. Художники стремятся углубить образ персонажей и выявить их характер[28].

ru-wiki.org