Павел Третьяков - основатель Третьяковской галереи: биография, семья, интересные факты. Третьяков картины


Павел Третьяков - основатель Третьяковской галереи: биография, семья, интересные факты :: SYL.ru

Павел Третьяков - основатель Третьяковской галереи. Как сложилась жизнь этого мецената? Об этом мы и поговорим в статье.

Краткие сведения о жизни великого мецената

Павел Михайлович Третьяков был рождён 27 декабря 1832 года в городе Москве. Его родители были купцами. Все детство Павел Михайлович был отличным помощником своему отцу на работе. Он и брат Сергей были неразлучными. С малых лет вместе трудились, а позже создавали знаменитую картинную галерею.

К концу 40-х годов XIX века купцы Третьяковы владели пятью торговыми лавками. Но вскоре кормилец семьи Михаил Захарович Третьяков заболел скарлатиной и умер. Всю ответственность за семью и торговлю взяли на себя Павел и Сергей. После смерти матери Павел Михайлович возглавил бумагопрядильную фабрику, дела на которой он вел весьма успешно.

По характеру Павел Третьяков, интересные факты из жизни которого вы узнаете далее, был добрым и чутким человеком. Очень любил уют и ценил искусство. На работе о нем отзывались как о человеке деловом, настойчивом и твердом. Но нельзя сказать, что он был чрезвычайно строг с подчинёнными.

Юные годы Третьякова

Его интерес к великому искусству проявился в двадцать лет, после посещения Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Именно тогда и возникла мысль собрать собственную коллекцию живописи. Он понимал, что сбор уникальной коллекции займет все его свободное время, но Павел был воодушевлен идеей.

Первые картины были приобретены в 1853 году, в следующем он покупает девять полотен старых голландских мастеров — они до самой смерти Третьякова украшали его жилые комнаты. Еще через пару лет его коллекцию пополнили работы Н. Г. Шильдера «Искушение», В. Г. Худякова «Финлядские контрабандисты», затем последовала покупка картин И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, а также известного портрета археолога Ланчи итальянского происхождения.

Целью коллекционирования Павла Третьякова являлось не обогащение и слава, а любовь к искусству и дар своей коллекции народу.

Женитьба

1865 год ознаменовался для молодого мецената женитьбой на довольно образованной для того времени двадцатилетней девушке Вере Николаевне Мамонтовой. Невеста воспитывалась в такой же семье, как и он, и очень тепло относилась к музыке и в целом к искусству. Через время у них рождаются дочери, а позже и сын Михаил. Но, к сожалению, он рос болезненным ребёнком и требовал к себе постоянного внимания. Жизнь Михаила была недолгой.

Деятельность Павла Михайловича направлена на коллекционирование работ его современников и художников - демократов отечественной школы. Сердцем галереи Третьякова считаются работы И. Н. Крамского, В. И. Сурикова и Е. Репина.

Первые шаги

Общаясь с известными людьми, Третьяков решает создать большой зал портретов своих соотечественников и современников. Для этого им был создан список имен, по которому Третьяков принимал заказы на портреты.

Место для будущего музея живописи Павел Михайлович выбрал в Лаврушинском переулке, где занялся строительством шикарного двухэтажного здания будущей Третьяковой галереи. Летом в 1893 году состоялось долгожданное открытие. Позже судьбу галереи решал народ. Она была передана городу Москве. В качестве награды самодержец предложил Павлу Михайловичу дворянский титул, но тот отказался, выбрав купечество, которым так гордился.

История появления рода купцов Третьяковых

П. Третьяков происходил из старого купеческого рода. Прадед Павла и Сергея - Елисей Мартынович Третьяков - был выходцем из купцов Малого Ярославца, известных еще с 1646 года. В 1774 году он переехал в Москву вместе с женой Василисой и детьми: Осипом и Захаром. Позже Елисей женился повторно, и его вторая жена родила ему сына Мишу. Повзрослевший Михаил в 1831 году вступает в брак с Александрой Борисовой. Так появились на свет Павел и Сергей Третьяковы. У них ещё были сёстры: Софья, Елизавета и Надежда. Отец тщательно следил за образованием своих детей. Семья Третьяковых была образцом послушания и вежливости. Между детьми отсутствовали ссоры и обиды. Братская любовь Павла и Сергея в дальнейшем положила начало созданию знаменитой Третьяковской галереи.

Братья Третьяковы

После смерти родителей Павлу и Сергею пришлось взять управление фабриками в свои руки. Их работа шла размеренно и успешно. По данным письменных источников, семья Третьяковых не была достаточно богатой. Те деньги, которые уходили на закупку коллекции, братья Третьяковы брали из бюджета семьи и дохода своих предприятий.

Сергей полностью поддерживал брата и сам активно занимался благотворительностью. Они работали, отдыхали и вместе основали Арнольдо-Третьяковское училище. Оно славится до сих пор, потому что это учебное заведение создано для глухонемых в Москве.

Сергей Михайлович Третьяков являлся главой города и страстным собирателем коллекций.

Павел Михайлович Третьяков всю свою жизнь отдал коллекционированию. Одно отличие было между братьями: Сергей Михайлович расценивал коллекционирование как свое хобби, в то время как Павел Третьяков видел в своём желании, а позже и в деятельности некую миссию.

Счастье и любовь мецената Третьякова

Биография Павла Третьякова свидетельствует о том, что он стал последним из членов своей семьи, который вступил в брак. Это случилось на тридцать третьем году его жизни. Женой его стала Вера Николаевна Мамонтова. Всю жизнь эта женщина была путеводной звездой для Павла Михайловича. Лишь с одной главной соперницей Вера Николаевна не могла смириться – с картинной галереей своего мужа, на которую он тратил все состояние и большую часть своего времени.

В свои тридцать два года Павел Михайлович Третьяков был единственным холостяком в семье. Никто уже и не надеялся, что он женится. Но вскоре он объявляет о помолвке с Верой Мамонтовой, а затем и о свадьбе.

Познакомился Павел Третьяков с Верой Николаевной на одном из семейных вечеров в доме Мамонтовых. Вера Николаевна выросла в купеческой семье. Её женственность, высокий интеллект, любовь к музыке очаровали мецената.

Дата свадьбы была назначена на 22 августа 1865 года. На удивление всем, брак Павла и Веры оказался крепким и счастливым. Их семья была большой. В доме жили они и шестеро детей. Вера Николаевна на протяжении всей жизни сохраняла теплоту и гармонию в семье. Однако их семейная жизнь не была настолько радужной. Муж был строг и вел финансовый учет. Одежда покупалась новая только после того, как старая изнашивалась. Дело в том, что все деньги семьи Павел Михайлович Третьяков тратил на пополнение своей картинной коллекции и на благотворительность.

Несмотря на такие огромные расходы, Вера Николаевна никогда не упрекала в этом мужа. Она дорожила его любовью и всегда с ним соглашалась.

Горе в семье Третьяковых

Не все дети Павла Третьякова смогли стать гордостью родителей. В 1887 году семью Третьяковых настигло неотвратимое несчастье: умер младший сын Павла Михайловича, серьёзно заболев скарлатиной. Ещё одним ударом, последовавшим за первым, стал вердикт докторов о слабоумии второго сына. Не перенеся такого сюрприза судьбы, меценат замкнулся в себе и стал совершенно отрешённым.

В 1893 году любимая супруга Павла Михайловича пережила микроинсульт, а через пять лет слегла с параличом. И тогда Третьяков осознал, что Вера Николаевна была для него дороже всего на свете. От переживаний он и сам слег, а 16 декабря покинул этот мир. Вера Николаевна ушла из жизни спустя три месяца после смерти мужа. В 1898 году галерея, по его завещанию, отошла в собственность города Москвы. А в 1918 году, по распоряжению вождя пролетариата, она получила название Государственной Третьяковской галереи. Во времена Советской власти в Третьяковской галерее были собраны не только картины художников 18-19-го веков, но и произведения художников послереволюционного периода: Кузьмы Петрова-Водкина, Юрия Пименова, Семена Чуйкова, Аркадия Пластова, Александра Дейнеки...

Смерть мецената

Купец Павел Третьяков был известен не только как собиратель коллекции, он являлся почетным участником Общества ценителей искусства и музыки. Активное участие он принимал и в благотворительности. В своё время вместе с братом основал училище для глухонемых в Москве.

В начале декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков слег от язвы желудка. Даже в последние часы своей жизни он думал о делах в галерее. Последней просьбой умирающего было сберечь галерею, и наши современники так и поступили.

Похоронен меценат Павел Третьяков на Даниловском кладбище. Сейчас его прах покоится на Новодевичьем кладбище.

Подмена знаменитой картины

В 1913 году душевнобольной иконописец Абрам Балашов, находясь в Третьяковской галерее, изрезал картину художника Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Лица на картине пришлось восстанавливать заново. А хранитель галереи (в то время им являлся Е. М. Хрустов), узнав об этом, бросился под поезд.

Удивительным фактом оказалось то, что сам художник не заметил изменений в своей работе. Это спасло галерею от краха.

Интересные факты о Третьяковской галерее

  • В 1929 году в Толмачах закрыли церковь Святителя Николая, которая сразу же стала одним из запасников Третьяковской галереи. Она была соединена с выставочными залами на верхнем этаже двухэтажного корпуса, который предназначался для экспонирования картины «Явление Христа народу» автора Александра Иванова.
  • Во время Великой Отечественной войны коллекцию Третьякова эвакуировали в Новосибирск. Собрание заняло семнадцать вагонов.
  • История картины «Грачи прилетели». Данную картину написал известный художник Алексей Саврасов. После смерти новорожденной дочери он много раз пытался повторить свою работу. Всё закончилось тем, что художник расписывал копией этой картины стены в трактирах. А на заработанные деньги покупал себе хлеб и водку.
  • Для того чтобы получить нужную картину, Павел Михайлович оплачивал поездки художникам. В 1898 году Осип Браз написал портрет А. П. Чехова, который Павел Михайлович отправил в Ниццу. Однако самому писателю портрет не пришелся по вкусу.
  • Всем известный Малевич написал четыре версии знаменитого "Чёрного квадрата", и две из них находятся в Третьяковской галерее.

Бессмертное наследие

Подводя итоги, можно отметить, что смысл жизни Павла Третьякова - его знаменитая коллекция. В России редкий человек с такой одержимостью и фанатичным стремлением пытался донести «прекрасное» до всех людей, не обращая внимания на предрассудки и социальное неравенство. Был воистину великим человеком, который любил свою Родину и народ, Павел Третьяков. Третьяковская галерея - это наивеличайший его вклад в мировое искусство. И память о человеке с большой буквы, которым был Третьяков, не умрёт никогда!

www.syl.ru

Меценат Павел Третьяков. Основатель Третьяковской галереи. Биография и портреты Третьякова.

К 180- ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

 

Павел Михайлович Третьяков

Портрет Павла Михайловича Третьякова кисти Ильи Репина.

Павел Михайлович Третьяков — русский предприниматель, меценат, коллекционер, собиратель произведений русского изобразительного искусства. Павел Михайлович Третьяков является основателем Третьяковской галереи.

Биография Третьякова

Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях». И он действительно создал такое полезное учреждение — первый русский общедоступный музей, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное. Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников»— Иван Крамской или В. В. Стасов,— оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.

Памятник Павлу Михайловичу Третьякову около Третьяковской галереи

Памятник Павлу Михайловичу Третьякову около Третьяковской галереи. (cкульптор - А. П. Кибальников)

Традициии коллекционирования в России

К этому времени коллекционирование в России перестало быть чисто дворянским занятием. Инициатива, как и во многих других областях, здесь переходит к просвещенным кругам купечества и интеллигенции. Коллекции собирали братья Боткины, К. Т. Солдатенков, Ф. И. Прянитников, В. А. Кокорев, Г. И. Хлудов, И. И. Четвериков, М. М. Зайцевский, В. С. Лепешкин, П. Образцов, позднее — братья Щукины, И. А. Морозов, С. И. Мамонтов и другие. Третьяков происходил, как и они, из купеческой среды и сам до конца своих дней оставался купцом: вместе с братом, Сергеем Михайловичем, он владел мануфактурной фабрикой в Костроме, и это давало ему средства для истинного дела его жизни — собирательства.

Портрет Третьякова кисти Ильи Репина.

Портрет Третьякова кисти Ильи Репина.

Начало собирания произведений изобразительного искусства

Третьяков — коренной москвич, получил домашнее образование и, по его словам, «с юности беззаветно любил искусство». Первые его приобретения — еще случайные и незначительные — относятся к 1853 году, в следующем году он покупает девять картин старых голландских мастеров — они до самой смерти Третьякова украшали его жилые комнаты. Но, не имея на первых порах опыта и разносторонних знаний в области искусства и руководствуясь глубоким патриотическим чувством, Третьяков решил сосредоточиться на собирании работ современных ему русских художников. Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. Затем последовала покупка работ И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, блистательного портрета итальянского археолога М. Ланчи кисти К. Брюллова и др. Так Третьяковым была начата многолетняя, самоотверженная собирательская работа, скромная, не рассчитанная на рекламу и восхваления (известно, что Третьяков едва не заболел ог огорчения после восторженной статьи о нем Стасова и «сбежал» из Москвы от торжеств по передаче Галереи в дар городу).

Крамской Иван Николаевич. Портрет П.Третьякова.

Крамской Иван Николаевич. Портрет П.Третьякова.

Принципы коллекционирования

Можно сказать, что уже с самого начала коллекционирования Третьяков имел ясное представление о цели своего труда. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Убежденность Третьякова, его вера в свое дело кажутся удивительными, если вспомнить, что он закладывал основы галереи в то время, когда русская школа живописи как самобытное и значительное явление лишь смутно вырисовывалась в тени, отбрасываемой великой художественной традицией Запада, могучее древнерусское искусство было полузабыто, произведения русских художников рассеяны по частным коллекциям, дома и за границей, когда не было еще ни Репина, ни Сурикова, ни Серова, ни Левитана, тех их картин, без которых невозможно сейчас представить русское искусство. В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твердой деловой хваткой. Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников. В то же время, покупая картины, он называл весьма умеренные цены, терпеливо торговался с авторами, иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести,— берег деньги все для той же цели: собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших ее проявлениях, но и со всей возможной полнотой. Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников. Все самое честное и передовое в искусстве того времени тянулось к Третьякову, помогало ему. Некий молчаливый уговор художников о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его вне конкуренции с другими коллекционерами. Многолетние дружеские связи соединяли его с Крамским, Репиным, Перовым, Стасовым, Ярошенко, Максимовым, Поленовым, Суриковым, Прянишниковым и другими. Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»).

Волнухин Сергей Михайлович. Портрет П.М.Третьякова.

Волнухин Сергей Михайлович. Портрет П.М.Третьякова. 1899. Бронза.

Картины в коллекции Третьякова

Он выделял в современном ему искусстве самую живую и плодотворную струю — передвижников, с их боевым, демократическим духом, страстной приверженностью к правде и глубоким сочувствием к угнетенным. Именно произведения передвижников составили драгоценное ядро его коллекции, и до сих пор полнота и качество этой части собраний галереи остаются непревзойденными. Этот героический период русского искусства можно понять, прочувствовать и изучить в Москве, в «Третьяковке» так, как нигде больше. Огромное патриотическое и художественное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры. Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами и сохранила для потомков образы «лиц, дорогих нации, лучших ее сынов», по выражению И. Е. Репина,— выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников ( Толстого, Достоевского, Тургенева, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других).

Памятник Третьякову около Третьяковки.

Памятник Третьякову около Третьяковки. (cкульптор - А. П. Кибальников)

Событиями в судьбе галереи были приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу», собрания коллекционера Ф, И. Прянишникова, коллекции картин  Верещагина, таких капитальных произведений, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Протодьякон» Репина и др. Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой. И дом Третьякова и бесценные собрания искусства были переданы Третьяковым в дар городу Москве в 1892 году в качестве общедоступного публичного музея. В состав коллекции входило и прекрасное собрание французского искусства его умершего брата — Сергея Михайловича (в 1925 году эти 84 картины перешли в Музей нового западного искусства, ныне они — в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1918 году, по декрету о национализации, подписанному В. И. Лениным, галерея получила свое теперешнее название «Государственная Третьяковская галерея», чем было увековечено имя ее основателя.

Дело его жизни — настоящий подвиг, а сам он заслуживает благодарности, памяти и уважения как национальный герой.

Статья из книнги "Сто памятных дат. Художественный календарь.1982"

Дополнительная информация: 

Всероссийское музейное объединение"Государственная Третьяковская галерея"

 

Москва, Лаврушинский пер., 10 230-77-88, 951-13-62 (м. Третьяковская) 953-52-23 Крымский вал, 10 (м. Октябрьская): 238-13-78 Дни и часы работы: ежедневно с 10:00 до 19:00, выходной - понедельник. Галерея, основанная в 1856 г. купцом П.М.Третьяковым, дает полное представление о развитии изобразительного искусства в России, начиная с Киевской Руси и кончая современным искусством ХХ века.  Третьяковская галерея предлагает обзорные и тематические экскурсии.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

< Предыдущая Следующая >
 

www.artcontext.info

Tretyakov Pavel Mikhailovich | Русские художники. Russian Artists

Pavel Mikhailovich Tretyakov (December 27, 1832 – December 16, 1898) was a Russian businessman, patron of art, collector, and philanthropist who gave his name to the Tretyakov Gallery and Tretyakov Drive in Moscow. His brother S.M. Tretyakov was also a famous patron of art and a philanthropist.

Tretyakov was taught at home. In the first half of 1850 he inherited his father's business and built up a profitable trade in flax, linen processing and the sale of textiles.

Together with other Moscow businessmen he acted as the founder of the Moscow merchant bank (becoming one of its heads), the Moscow commercial and industrial company, some other large firms. He amassed a considerable fortune (4.4 million rubles), consisting of real estate (5 houses in Moscow), securities, money and bills.

Tretyakov started to collect art in 1856 at the age of 24; his first purchase was 10 canvases by Old Dutch masters. He laid down for himself the aim of creating a Russian National Gallery (disambiguation). In his collection Tretyakov included the most valuable and remarkable products, first of all the contemporaries, from 1870 - mainly members of the society of circulating art exhibitions (Tovarishchestvo peredvizhnyh hudozhestvennyh vystavok or Peredvizhniki, Передвижники in Russian). He bought paintings at exhibitions and directly from artists' studios, sometimes he bought the whole series: in 1874 he acquired V.V. Vereschagin's "Turkestan series" (13 pictures, 133 figures and 81 studies), in 1880 - his "Indian series" (78 studies). In his collection there were over 80 studies by Alexander Ivanov. In 1885 Tretyakov bought 102 studies by V.D. Polenov painted by the artist during journeys across Turkey, Egypt, Syria and Palestine. He got also acquired Vasnetsov’s collection of the sketches made during work above lists in the Kiev St. Volodymyr's Cathedral. Tretyakov had the fullest collection of such artists as: V.G. Perov, I.N. Kramskoy, Ilya Repin, Vasily Surikov, I.I. Levitan, and Valentin Serov. Aspiring to show the beginnings and development of the domestic school of art , Tretyakov began to acquire pictures by masters of the XVIII - first half XIX centuries and landmarks of Old Russian painting. He also conceived the creation of a "Russian pantheon" - a portrait gallery of famous Russians. He commissioned especially for it portraits of figures of domestic culture from leading masters of this genre - N.N. Ge, Kramskoy, N.V. Nevrev, Perov, Repin.

In 1870-80 Tretyakov also began to collect illustrations (471 by 1893), since 1890 he formed a collection of icons. During his lifetime they were not included in an exhibition, being kept in the owner's study. He also collected sculpture, however this part of his collection was small (9 sculptures by 1893).

At first the gallery was located in Tretyakov’s house in Lavrushenski pereulok. But as his collection expanded he decided to reconstruct his house for his collection. In 1870-1880 the house was repeatedly reconstructed by the architect Kaminski.

Tretyakov wanted to transfer the gallery to the city as discreetly as possible, without any noise; he didn’t want to be in the center of general attention and an object of gratitude. But it was not possible to do it and he was very dissatisfied.

From 1881 his gallery became popular (by 1885 it was visited by about 30 thousand people). In 1892 Tretyakov inherited a collection of Western European painting from his brother and placed it in two halls of the western school. The collection in Tretyakov’s gallery was equal in importance with the largest museums in Russia at that time, and became one of sights of Moscow. In August 1892 Tretyakov donated his collection and a private residence to Moscow. By then in the collection there were 1287 picturesque and 518 graphic products of Russian school, 75 pictures and 8 figures of the West-European school, 15 sculptures and collections of icons.

The Tretyakov Gallery with a statue of Tretyakov in front of it.

On August, 15 1893 the official opening of a museum under the name "Pavel and Sergey Tretyakov City art gallery" (nowadays Tretyakov Gallery) took place. By 1890 it was visited by up to 150 thousand people annually. Tretyakov continued to fill up his collection, for example, in 1894 he donated a gallery of 30 pictures, 12 figures and a marble statue “The Christian martyrs“ works by M.M. Antokolski. He was engaged in studying the collection, and from 1893 issued its catalogue.

The facade of the gallery building was designed by the painter Victor Vasnetsov in a peculiar Russian fairy-tale style. It was built in 1902–04 to the south from the Moscow Kremlin. During the 20th century, the gallery expanded to several neighboring buildings, including the 17th-century church of St. Nicholas in Tolmachi.

Apart from engaging in collecting, Tretyakov was active in charity. Charity for him was as natural as the creation of a national gallery.

Tretyakov consisted the honorary member of the Society of fans of applied arts and the Musical society from the date of their basis, granted the solid sums, supporting all educational undertakings. He took part in set of charitable certificates, all donations in the help to families of victims the soldier during the Crimean and Russo-Turkish War. Tretyakov's grants were established in commercial schools - by Moscow and Alexandrovskoe. He never refused in the monetary help to artists and the other applicants, carefully cared of monetary business of painters who without fear entrusted to him their savings. Pavel Mikhailovich repeatedly lent money to the kind counselor and adviser I.N. Kramskoy, V.G. Khudyakov, K.A. Trutovski, M.K. Clodt and much helped disinterestedly to others. Brothers - Pavel and Sergey Tretyakov - based in Moscow Arnoldo-Tretyakov School for deaf-mutes. Guardianship above the school, beginning in 1860th, proceeded during P.M. Tretyakov's life and after his death.

In his will Tretyakov provided large sums for school of deaf-mutes. For pupils of school Tretyakov bought the big stone house with a garden. 150 boys and girls lived in this house. Here they were brought up to 16 year old and left receiving profession in this school. Tretyakov selected the best teachers, got acquainted with the methods of studying.

Pavel Tretyakov bequeathed half of his estate to charitable purposes: on the device of a shelter for widows, juvenile children and unmarried daughters of died artists, and also on financing of gallery.

He died in 1898. He was buried in Danilov Cemetery, but in 1948 his remains were transferred to Novodevichy Cemetery.

www.tanais.info

День рождения Третьяковки. Календарь дат

И.Е. Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова, 1883. Холст, масло

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 год. По "классической" версии, именно в этом году Павел Михайлович приобрел две первые картины современных ему русских художников, написанные маслом и оставшиеся в его коллекции вплоть до наших дней: "Искушение" работы художника Н.Г. Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" В.Г. Худякова. Во всяком случае, именно такая версия изложена в первых каталогах галереи, над составлением которых трудился сам Павел Михайлович с помощниками.Первая картина, приобретенная П.М. Третьяковым для своей коллекции (1856)

Худяков Василий Григорьевич. Стычка с финляндскими контрабандистами, 1853. Холст, масло

В качестве дня основания принимают дату приобретения той из картин, для которой он точно известен: 22/10 мая 1856-го. Сам Третьяков своим первым приобретением считал картину "Искушение". Как знать, возможно, он был прав.Физически первой картиной стало полотно В.Г. Худякова, чуть раньше перешедшее в руки коллекционера. Но моральное первенство вполне могло быть за картиной Н.Г. Шильдера: попав в галерею позже худяковской, эта картина могла дать начальный импульс собирательства, и первым большим решением в истории составления коллекции могло стать желание Третьякова приобрести именно это полотно - даже если оно было еще не окончено.

Шильдер Николай Густавович. Искушение, не датировано. Холст, масло

Однако… вплоть до осени 1857 года идеи коллекционирования исключительно русского живописного искусства в сознании Павла Михайловича не существовало. На протяжении почти полутора лет было лишь Третьяковское собрание, или коллекция, начало которой, действительно, было положено в мае 1856 года приобретением картины В.Г. Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами". Но о появлении на свет Третьяковской галереи говорить было еще рано. Существование галереи можно констатировать лишь с того момента, когда состоялись первые действия Третьякова, подчиненные идее составления русского собрания. Это произошло после того, как Павел Михайлович вернулся из Швейцарии. Ему тогда было 24 года. Возможно, первой серьезной вещью, приобретенной самим П.М. Третьяковым уже для галереи отечественного искусства, стала картина художника А.К. Саврасова "Вид в окрестностях Ораниенбаума". Этот пейзаж принято считать первым крупным художественным произведением Саврасова. За него живописцу было присвоено звание академика (1854). П.М. Третьяков приобрел картину в начале 1858 года.

Алексей Саврасов. Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854. Холст, масло.

Вплоть до августа-сентября 1857 года Павел Михайлович еще не решил со всей определенностью, что его коллекция должна пополняться исключительно произведениями русских живописцев. До этого момента в основе его собирательства еще не лежал тот "принцип русскости", который предопределит впоследствии судьбы отечественного искусства.Иными словами, есть серьезные основания датировать начало создания Третьяковской галереи приблизительно зимой 1857/1858 года.Итак, первые картины собрания Третьякова - это только проба сил, в известном смысле слова - случайность. И "Искушение", и "Стычка с контрабандистами" - это лишь преддверие галереи. Прав был М.В. Нестеров, когда писал о Третьякове: "…начав с малого, быть может, случайно облюбованной картины Шильдера, Павел Михайлович незаметно втянулся в собирательство - оно стало его жизнью, его призванием".

Из публикации Федорец А.И. Когда следует праздновать юбилей «Третьяковки»?

bellezza-storia.livejournal.com

П.М.Третьяков и его галерея. | Любопытные подробности обо всем на свете!

Известная Третьяковская галерея своим существованием обязана этому удивительному человеку, который буквально чувствовал искусство, основываясь только на собственном мнении, невзирая на то, что во многих случаях оно попросту расходилось с мнениями известных критиков живописи того времени.

Павел Михайлович Третьяков – безумный ценитель прекрасного и человек исключительного ума. Четверть века Павел Михайлович покупал картины различных живописцев, часто неизвестных, собрав все произведения в многозальной галерее, которую передал в общее пользование всему миру, дабы просветить его и воспитать в нем любовь к искусству.

Третьяков родился в 1832 году в семье купца, от которого в дальнейшем унаследовал семейный бизнес по изготовлению льняной продукции. Будущий коллекционер получил домашнее образование, на чем впоследствии настаивал при воспитании своих детей.

Будучи ребенком, Третьяков помогал своему отцу в его лавке – от помощи покупателям до работы уборщиком. Отец Павла Михайловича просил посетителей относиться к нему как к обычному служащему, что, по его словам, полезно для воспитания. Выросший в несколько суровых условиях, Третьяков был совершенно не избалован и с детства приучен к труду. В разговорах с друзьями он отмечал, что настолько привык к труду, что не может ничего не делать.

Продолжая семейное дело вместе со своим братом, Павел Михайлович добился значительных успехов на этом поприще, братья построили в скором времени несколько прядильных фабрик. Ткани братьев Третьяковых были представлены на многих выставках и  получили многочисленные как отечественные, так и зарубежные награды.

Некоторое время спустя развитый отцовский бизнес стал приносить братьям немалый доход. Именно он послужил финансовой подпоркой при приобретении такого большого количества картин. Павел Михайлович скупал картины в большом количестве и часто тратил деньги на покупку новых произведений в ущерб собственной семье.

Любовь к искусству возникла у Третьякова еще в раннем детстве. Он любил музыку и театр, с упоением читал различную литературу.

В 1850 году Павел Михайлович начал покупать первые картины. Его привлекали интересные сюжеты, наполненные смыслом, глубоко патриотичные. Оценку таким шедеврам коллекционер давал, основываясь только на собственном чутье, даже если картина была написана неизвестным автором.

Мысль о создании национального музея живописи родилась у Павла Михайловича уже давно, он упорно шел к своей цели и без оглядки скупал все тронувшие его произведения известных и начинающих живописцев. В гостях у Павла Михайловича всегда было много деятелей искусства, со многими он был близок.

Одной из первых купленных картин была «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Затем были работы А. К. Саврасова, И. П. Трутнева, Ф. А. Бруни и многих других. Первые купленные картины украшали апартаменты самого коллекционера. При покупке того или иного произведения Третьяков всегда торговался, и многие художники шли ему на уступки, поддерживая начинания коллекционера. Для них было честью продать ему свою картину. Именно так был открыт талант множества художников, ставших впоследствии всемирно известными.

Худяков, «Стычка с финляндскими контрабандистами»

Так было положено начало зарождению Третьяковской галереи. Многие художники мечтали, чтобы их полотна висели в набирающем бешеную популярность музее. 

Впоследствии к апартаментам Третьякова было достроено еще несколько залов, которых позже оказалось  недостаточно и каждый раз к ним добавлялись еще дополнительные, которые в результате выросли в единый национальный музей!

Для него в 1874 году Павел Михайлович приказал построить отдельное здание, в которое поместил всю собранную коллекцию. Спустя 18 лет, Третьяков передал созданный музей государству.

Вам также может быть интересно:

Воронцовский дворец.

Маркиза де Помпадур.

Фото красавиц гарема иранского шаха.

 

lubopitnie.ru

"...мало было художников, с которыми Третьяков не дружил. И если он не ладил с художником, то по серьезным поводам"

Яковлев П.Ф. После градобития. 1884      

Чванливых Павел Михайлович не любил. Был, например, художник П.Ф. Яковлев. У него Третьяков приобрел две картины: "Градобитие" и "Пожарище". Картины неплохие. Затем Яковлев написал картину "Право сильного" и выставил ее в отдельном зале. На выставке своей он устроил широкую рекламу и в рекламе отметил: "Две картины этого художника имеются в галерее Третьякова". Как водилось тогда, он прежде всего пригласил Третьякова посмотреть картину. Тот приехал и, увидев рекламу, нахмурился и рассердился. Яковлев ждал, что Третьяков купит картину, а он и не заикнулся о покупке, даже, напротив, вернувшись домой, приказал снять с экспозиции в галерее картину Яковлева "Градобитие", забить  в ящик и отправить в Вильну, в школу живописи, где директором был его друг художник Трутнев. Мы сняли картину с экспозиции, забили в ящик и отправили. Так же хотел он распорядиться и с другой картиной – "Пожарище", - но прошло несколько дней , и он ее оставил у себя, хоть мы и долго боялись за ее участь. А после о Яковлеве и слышать не хотел.

Все художники понимали, что, продавая картины Третьякову, они продают их в народный музей, а поэтому некоторые снижали цены сильно. Верещагину, например, американцы предлагали  гораздо больше денег за его картины, чем Третьяков, а он все-таки отдал их Третьякову. И Виктор Васнецов тоже уступал картины по более дешевой цене, чем ему давали другие меценаты.

Конечно, большое значение тут имела и личная дружба Павла Михайловича с художниками.

Мало было художников, с которыми Третьяков не дружил. И если он не ладил с художником, то по серьезным поводам. Не признавал он, например, Семирадского. В то время этот художник пользовался в России очень большим успехом, а Третьяков не хотел купить ни одной его картины.

- Почему же у вас нет Семирадского?- спрашивали часто Третьякова.

И он отвечал:

- Семирадский свою лучшую картину подарил городу Кракову. Значит, он считает себя у нас иностранцем. Как же я буду держать его в русской галерее?

Не дружил он с художником К.Е.Маковским, хотя три небольшие произведения его и приобрел в первые годы собирательства. А по какому случаю не дружил? Когда Репин написал своего "Ивана Грозного и сына", К.Маковский тоже написал "Ивана Грозного". Однажды, приехав в галерею, он предложил Третьякову  своего "Грозного" и говорил, что его "Грозный" не хуже репинского. Это было как раз при мне. Маковский предлагал настойчиво купить. Третьяков отказался наотрез. Обиженный Маковский тотчас покинул галерею, и с тех пор они разошлись навсегда.  

Шишкин Иван Иванович. Утро в сосновом лесу

1889
Не ладил он иногда с К.А.Савицким. Какая – то черта этого художника не нравилась Третьякову. В 1898 году он приобрел у Шишкина его большую картину "Медвежье семейство в лесу". На этой картине медведей написал Савицкий, почему Шишкин и предложил Савицкому подписаться. Савицкий подписался, но уже после того, как картина была куплена Третьяковым. Когда картина была доставлена в галерею, Третьяков удивился ,увидев подпись Савицкого.

- Я покупал картину у Шишкина. Почему еще Савицкий? Дайте-ка скипидару.

 

Я принес французский  скипидар, и Третьяков смыл подпись Савицкого. Через несколько дней Савицкий приезжает в галерею –смотрит, нет его подписи. Он ко мне: "Где подпись?" Я очень смутился и объяснил ему всю историю.

 

Я думаю, что все недоброжелательство Третьякова против Савицкого возникло из-за другой картины художника –"Встреча иконы". Эта картина была написала в 1878 году, и вскоре белые облака на ней  начали раздираться, появились трещины. Третьяков приказал нам следить за состоянием картины. Трещины год от года заметно увеличивались. Третьяков сказал об этом Савицкому: тот обещал прийти в галерею и исправить дефекты. И вот однажды в отсутствие Третьякова он приходит с красками и поправляет облака. Облака вышли слишком розовыми. А общий тон картины серо-холодный. Третьяков, как увидел такую поправку, потребовал скипидару и тут же смыл новую краску, нанесенную на облака, оставив белые с кракелюрами. В таком виде картина висит до сих пор.

Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".

tretyakovgallery.blogspot.com

краткая биография. Галерея Павла Михайловича Третьякова

Всемирно известная Третьяковская галерея открыта для посещения туристами круглый год. Однако далеко не всем посетителям знакома история ее создания, а также имена людей, благодаря стараниям которых она появилась.

Детство коллекционера

Биография Павла Третьякова началась 27 декабря 1832 года. Будущий собиратель появился на свет в Москве в семье купца. Очень большое влияние на его жизнь имело основательное образование, которое Павел со своим братом получали на дому. Братья с раннего детства помогали своему отцу по работе.

павел третьяков

Желание помочь, а также расширить семейное дело, было настолько сильным, что молодые Третьяковы занялись производством бумаги - они стали влвдельцами бумагопрядильных фабрик с общей численностью рабочих - пять тысяч человек.

Любовь к прекрасному

Павел Михайлович Третьяков с самого раннего детства по характеру был очень добр, внимателен, отзывчив. Но при этом простота и доброта его сердца тесно переплетались с настоящей деловой хваткой, умением выделять главное, настойчивостью. Помимо своей основной деятельности (управителя фабрикой), Павел Третьяков страстно увлекался искусством. Молодой человек решил во что бы то ни стало собрать коллекцию лучших произведений той эпохи и горел этой идеей до конца жизни.

Начав свою собирательную работу, Третьяков Павел Михайлович точно понимал стоящие перед ним цели и оценивал всю сложность работы. Сбор коллекции отнимал у него достаточно много времени. Поскольку, помимо своего увлечения искусством, Павел Третьяков вместе с братом занимался предпринимательской деятельностью, а именно управлением льнопрядильной фабрикой в Костроме и продажей бумаги и тканей, на искусство оставалось не так уж много времени. Но Павел Третьяков занимался этим благородным делом не из-за желания личной наживы, успеха, авторитета, славы. Ему претили эти чувства, и он всячески избегал любой мало-мальской огласки по поводу своего коллекционирования. Знаменит случай, когда после хвалебной статьи Стасова, где автор рассыпался в восхвалениях Павлу Михайловичу за его самоотверженный труд, Третьяков чуть не слег по болезни, расстроившись из-за этого. После инцидента Павел Михайлович вынужден был временно покинуть Москву. После этого собиратель отказался присутствовать на торжественной церемонии по поводу передачи Третьяковской галереи в собственность Москвы. Такое отношение к славе только подтверждает, насколько простой и скромный человек был Павел Михайлович Третьяков. Биография коллекционера, конечно же, не может не вызывать восхищения.

Начало коллекции

Сложно сказать, кто именно привил Павлу Третьякову интерес к искусству, однако он довольно рано начал увлекаться живописью. Маленький Павел еще в детстве загорелся благородной идеей собрать свою собственную коллекцию и таким образом открыть для соотечественников возможность стать ближе к искусству, в том числе и к национальному. Его мечте суждено было сбыться. Уже в 1856 году он положил начало своей коллекции. Наибольший интерес для него представляли произведения русского национального искусства. Долгое время Третьяков хранил свою коллекцию в кабинетах, а в 1874 году построил для нее целое шикарное здание. В 1881 галерея была открыта для свободного посещения.

третьяков павел михайлович

Формирование галереи

Даже приобретая и заказывая картины для своей галереи, Павел Михайлович Третьяков придерживался все такой же умеренности, как и во всем остальном. Даже в наполнении музея сказывался его уравновешенный и рассудительный характер. Покупая картины, Павел Третьяков никогда не стремился пополнить свою коллекцию исключительно дорогими экспонатами. Собиратель держался золотой середины.

павел третьяков биография

Коллекционер не гнушался и поторговаться с художниками. Большинство приобретенных Третьяковым картин имело среднюю цену. Основной задачей Павла Михайловича на тот момент было собрать как можно большую коллекцию произведений, которые отражали бы настоящее национальное русское искусство.

Ценность Третьяковки

Основную часть галереи составляли произведения русской живописи. Многие картины были написаны художниками-передвижниками. Однако, помимо картин, Павел Михайлович увлекался скульптурой и иконами. Для того чтобы наполнить свою коллекцию, собиратель зачастую приобретал целые серии произведений. С этой целью Третьяков посещал множество отечественных и зарубежных выставок, где скупал картины. Помимо этого, коллекционер просил российских художников писать картины для его галереи на заказ. Среди таких картин множество портретов, в том числе знаменитых российских деятелей и правителей, ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников, например, Толстого, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других выдающихся людей.

биография павла третьякова

Помимо картин, купленных Павлом Михайловичем Третьяковым на выставках или заказанных у лучших на то время отечественных художников, а также скульптур и икон, в коллекцию входили те произведения, которые были собраны и сохранены братом Павла Михайловича Сергеем. Это собрание состояло из работ французских художников. До средины двадцатого века целых 84 произведения хранились в Третьяковской галерее, а потом были переданы в Эрмитаж и Музей Пушкина.

Значение деятельности

В 1892 г. Павел Третьяков пошел на великодушный шаг и передал свою галерею вместе со всей коллекцией в собственность Москвы. На этот момент коллекция состояла уже более чем из тысячи картин. С этого момента галерея обрела свое официальное название Городской художественной галереи Третьяковых.

галерея павла михайловича третьякова

Особенно огромное значение для русской культурной истории имеет тот факт, что на момент создания галереи национальная живопись в Российской империи имела разрозненный характер. Проще говоря, она находилась на стадии формирования. В то время искусство отечественных деятелей постоянно подвергалось сравнению, жесткой критике и по сути лишь находилось в начале развития. Именно труд Павла Михайловича Третьякова позволил систематизировать произведения национальной школы живописи и оставить в галере только избранные работы, тем самым задав тон дальнейшему развитию русского изобразительного искусства.

Вклад в искусство

Нужно сказать, что в преклонном возрасте коллекционер не переставал пополнять галерею и даже завещал личные средства на ее содержание и расширение. По разным сведениям, в год Павел Михайлович приобретал для галереи десятки новых произведений, среди которых были рисунки и этюды. Своей активной благотворительной деятельностью Павел Третьяков укрепил мировое значение Третьяковской галереи. Но и на этом художественная деятельность Павла Михайловича не заканчивается. В 1893 году собиратель стал членом Петербургской Академии Художеств.

павел михайлович третьяков биография

Галерея Павла Михайловича Третьякова и в наши дни пользуется необычайной популярностью среди туристов. Это только подчеркивает важность ее создания.

Культурное наследие

Таким образом, задумка Павла Михайловича Третьякова о создании национального музея полностью сбылась. Третьяковка стала первой свободной для посещения галереей. В этом музее были собраны самые ценные для России произведения. Именно на такой результат и рассчитывал Павел Третьяков. Кратко говоря, галерея не только соединила в себе творения лучших авторов той эпохи, но и стала своеобразным символом и путеводителем для формирования будущего культурной России.

За всю историю своего существования Третьяковская галерея стала вместилищем для таких выдающихся произведений искусства, как работы Шильдера, Худякова, Трутнева, Саврасова, Трутовского, Бруни, Лагорио и Брюллова.

биография третьякова павла михайловича

Особым почтением у великого ценителя пользовались работы передвижников. Павлу Михайловичу Третьякову импонировало их живое, духовное творчество, пропитанное любовью к родной земле, к Родине, к России. Коллекционер безошибочно определил со свойственным ему врожденным чувством прекрасного необычайную наполненность в работах этих мастеров. В их картинах были затронуты глубоко тревожившие Павла Михайловича темы справедливости, стремления к правде и процветанию. Недаром же творчество художников-передвижников занимает значительное место в коллекции Третьякова.

Авторитет Третьякова

Благодаря благородной позиции, великой цели, а также особенному характеру Третьяков имел очень много хороших знакомых и друзей среди художников. Многие деятели по своей собственной инициативе предлагали помощь и поддержку в создании Третьяковской галереи. Павла Михайловича очень любили и уважали в этой среде. Даже среди других собирателей Третьякову отдавали пальму первенства и в том числе разрешали первому выбирать среди написанных полотен творения для своего музея. У всех художников был на слуху Павел Третьяков. Краткая биография коллекционера лишь подчеркивает, что он, помимо своей благородной деятельности, и сам пользовался авторитетом среди художников. Так, Волнухин написал для коллекционера его портрет.

Общественная деятельность

Павел Третьяков дружил со многими художниками и многих из них спонсировал. Среди таких деятелей - Крамской, Перов, Васильев и многие другие творцы. Но и на этом благотворительность коллекционера не заканчивается. Павел Михайлович активно поддерживал специальные учебные заведения для слабослышащих людей, материально поддерживал вдов бедных художников, а также их детей. Он даже принимал участие в организации приюта для них. Такая деятельность подчеркивает, насколько широкой душой обладал Павел Третьяков. Биография собирателя производит неизгладимое впечатление как жизненный путь невероятно великодушного человека.

Достижения коллекционера

Третьяков Павел Михайлович вошел в российскую историю как настоящий герой, который немало сделал для своей Родины и ее процветания. Более того, многие искусствоведы характеризуют его как истинного патриота своей страны. Конечно, с этим трудно не согласиться. Ведь целью Павла Михайловича было собрать как можно большую коллекцию именно российских произведений, приумножить и показать во всей красе российский фонд изобразительного искусства. Более того, Третьяков не имел абсолютно никакого художественного образования, тем не менее безошибочно выбирал лучшие экспонаты для своей галереи. Биография Третьякова Павла Михайловича служит прекрасным примером того, сколько полезного можно сделать для своей страны.

fb.ru