Мир Кристины. Почему картина Эндрю Уайета стала культовой. Уайет картины


Эндрю Уайет – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge

Американский художник-реалист, один из виднейших представителей изобразительного искусства США XX века

Основная тема работ Уайета — провинциальный быт и американская природа. В основном, на его картинах изображены окрестности его родного города Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, и города Кашинг, штат Мэн, где художник жил летом. Использовал темперу и акварель (за исключением ранних экспериментов с маслом).

Эндрю был младшим ребёнком в семье Ньюэлла Конверса и Каролины Уайетов. Обучался дома по причине плохого здоровья. Рано начал рисовать, учился живописи у отца. Историю искусства Уайет изучал самостоятельно.

Первая персональная выставка акварелей Эндрю Уайета состоялась в Нью-Йорке в 1937 году, когда ему было 20 лет. Все работы, выставленные на ней, были довольно быстро распроданы. В начале своей карьеры Уайет также немного занимался иллюстрированием книг, как его отец, но вскоре прекратил это.

В 1940 году Уайет женился на Бетси Джеймс. В 1943 году у супругов родился сын Николас, а ещё через три года появился на свет второй ребёнок Джеймс (Джейми). В 1945 году Уайет потерял отца (тот погиб в катастрофе). Примерно в это время окончательно сформировался реалистический стиль Уайета.

В 1948 году на ферме семейства Ольсен в штате Мэн Уайет написал свою самую известную картину - «Мир Кристины». Содержание картины глубоко трагично, и даже без комментария она вызывает у зрителя смутное чувство тревоги: непонятно, чем вызвано напряжение героини и её настороженный взгляд в сторону строений. Важно знать, что на картине – реальная девушка, Кристина Ольсен. У неё были парализованы ноги. Она жила на глухой ферме в те времена, когда ещё не было ни телевидения, ни Интернета. Весь её мир – это мир, ограниченный линией горизонта.

В течение всего последующего времени Уайет попеременно жил в Пенсильвании и Мэне, практически не покидая восточное побережье США. Стиль художника практически не менялся, хотя со временем картины Уайета становились более символическими, уходя в сторону магического реализма.

Американский художник-реалист, один из виднейших представителей изобразительного искусства США XX века

Основная тема работ Уайета — провинциальный быт и американская природа. В основном, на его картинах изображены окрестности его родного города Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, и города Кашинг, штат Мэн, где художник жил летом. Использовал темперу и акварель (за исключением ранних экспериментов с маслом).

Эндрю был младшим ребёнком в семье Ньюэлла Конверса и Каролины Уайетов. Обучался дома по причине плохого здоровья. Рано начал рисовать, учился живописи у отца. Историю искусства Уайет изучал самостоятельно.

Первая персональная выставка акварелей Эндрю Уайета состоялась в Нью-Йорке в 1937 году, когда ему было 20 лет. Все работы, выставленные на ней, были довольно быстро распроданы. В начале своей карьеры Уайет также немного занимался иллюстрированием книг, как его отец, но вскоре прекратил это.

В 1940 году Уайет женился на Бетси Джеймс. В 1943 году у супругов родился сын Николас, а ещё через три года появился на свет второй ребёнок Джеймс (Джейми). В 1945 году Уайет потерял отца (тот погиб в катастрофе). Примерно в это время окончательно сформировался реалистический стиль Уайета.

В 1948 году на ферме семейства Ольсен в штате Мэн Уайет написал свою самую известную картину - «Мир Кристины». Содержание картины глубоко трагично, и даже без комментария она вызывает у зрителя смутное чувство тревоги: непонятно, чем вызвано напряжение героини и её настороженный взгляд в сторону строений. Важно знать, что на картине – реальная девушка, Кристина Ольсен. У неё были парализованы ноги. Она жила на глухой ферме в те времена, когда ещё не было ни телевидения, ни Интернета. Весь её мир – это мир, ограниченный линией горизонта.

В течение всего последующего времени Уайет попеременно жил в Пенсильвании и Мэне, практически не покидая восточное побережье США. Стиль художника практически не менялся, хотя со временем картины Уайета становились более символическими, уходя в сторону магического реализма.

Сохранить

artchallenge.ru

4 музея, в которых можно увидеть самые известные картины Эндрю Уайета

Ровно пять лет назад не стало одного из самых известных живописцев современности, классика американской живописи Эндрю Уайета. Сегодня мы расскажем о четырех музеях, где выставлены работы великого мастера.

Музей современного искусства в Нью-Йорке. Обладает картиной «Мир Кристины»

В залах музея можно увидеть и самую известную картину Уайта – «Мир Кристины». Кристина Олсен, бывшая соседкой Уайета, – инвалид детства. У нее парализованы ноги, и она не может передвигаться без чужой помощи. Однажды художник увидел ее из окна, упорно ползущую по траве. Уайет испытал потрясение, увидев, каких усилий ей стоит тянуть за собой непослушные ноги и с каким терпением она преодолевает этот путь. Он восхищается крепостью духа маленького беспомощного человека, несмотря ни на что, идущего вперед. На картине ее фигура распростерлась на траве, девушка умиротворена, худенькое надломленное болезнью тело находится в гармонии с природой. Эта картина покорила зрителей и стала визитной карточкой Эндрю Уайета.

Мир Кристины Эндрю Уайета

Музей современного искусства на Манхеттене – это один из самых известных и представительных музеев мира, который послужил примером для многих других подобных коллекций. Высокий уровень собранных здесь авторов и работ можно объяснить тем, что соучредителями этого музея была семья Рокфеллеров. Кроме Уайета в музее широко представлены работы Пикассо, Дали, Матисса. Музей современного искусства в Нью-Йорке – это также одна из самых крупных достопримечательностей города, которая ежегодно принимает несколько миллионов туристов. Заказать билет на посещение музея лучше заранее, так как желающих обычно очень много, сделать это онлайн можно вот здесь http://www.moma.org/visit/calendar/tickets.

Музей современного искусства в Нью-Йорке

Филадельфия, Музей искусств. Обладает картиной «День крота»

«День крота» – одна из самых поэтичных и атмосферных работ Эндрю Уайета. На картине виден уголок фермерского дома, где-то на столе у окна стоят лишь пустая тарелка и пустая кружка, а за окном – весенняя земля, едва укрытая жухлой травой. От этой картины веет чистотой, светом и незамутненностью души. Для многих американцев первой половины двадцатого века День крота – это тот день, когда припасы заканчиваются, и в доме почти нечего есть. Бедность – частый спутник жителей Пенсильвании в те годы, когда Эндрю Уайет был молод и проводил время на родительской ферме. Но и бедность можно переживать по-разному, для одних это грязная нищета, а для других – возвышенная свобода, ожидание лучшего.

День крота Эндрю Уайета

Художественный музей Филадельфии – крупнейшая в Соединенных Штатах выставка современного и классического искусства, в строительстве и финансировании проекта активное участие принимали масоны. Из известных авторов, помимо Уайета, здесь можно увидеть Дали и Ренуара. Чтобы наверняка попасть в музей, лучше сначала ознакомиться с информацией на этой странице http://www.philamuseum.org/visit/12-270.html?page=1.

Филадельфия, Музей искусств

Национальная галерея, Осло. Обладает картиной «Сын Альберта»

Не могла столь крупная галерея обойти вниманием классика американской живописи, в одном из ее залов находится его картина «Сын Альберта». На ней изображен мечтательный мальчик с печальной полуулыбкой Джоконды, одинокий, ранимый, ставший символом поколения 50-х. Его характер перекликается с образами лирических героев романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Считается, что здесь изображен сам Эндрю Уайет, каким он был в детстве. Эндрю был настолько болезненным ребенком, что его нельзя было отправить в школу, и он обучался дома. И хотя в семье художника царила замечательная теплая атмосфера, это не делало мальчика менее одиноким. Тема одиночества останется главенствующей в творчестве Эндрю Уайета на всю жизнь. Притягательный, большой светлый мир отражается в глазах мальчика, освещает его душу, зовет за собой. Мальчишка на картине далеко-далеко от дома, где-то там, в неизвестном и притягательном будущем.

Сын Альберта Эндрю Уайета

Национальная галерея является частью Национального музея искусства, архитектуры и дизайна в Осло, который был образован в 2003 году после слияния трех художественных музеев различной направленности. В ней широко представлена европейская живопись до первой половины двадцатого века: Мунк, Пикассо, Ван Гог, Моне, Матисс. Детали посещения можно разузнать на страничке http://www.nasjonalmuseet.no/?module=Articles;action=Article.publicShow;ID=633.

Национальная галерея Осло

Национальная галерея искусства, Вашингтон. Обладает картинами «Ветер с моря» (Wind from the Sea), «Field Hand», «Hawk Mountain», «Brandywine Valley»

«Ветер с моря» был написан за год до «Мира Кристины» и запечатлел момент в жаркий летний день, когда Уайет открыл окно и порыв ветра раздул штору, как парус. Картина пугающе живая и завораживающая. Шторы из прозрачной ткани, оборванные, с небольшими вышитыми птицами по краям, кажется, вот-вот готовы вырваться из полотна в реальный мир. В противоположность мягким воздушным шторам поставлен выгоревший на солнце деревянный подоконник, который выглядит очень прочным и твердым. Интерьер комнаты нечеткий, в то время как пейзаж за открытым окном представлен осязаемым и ярким. Узкое пространство обзора и резко обрезанная оконная рама на краю картины создают иллюзию, что зритель на самом деле глядит из окна. Кстати, кинематографическое воплощение картины можно увидеть в фильме Андрея Тарковского «Зеркало». Творчество Уайета очень сильно повлияло на визуальный стиль его произведений.

Ветер с моря Эндрю Уайета

Национальная галерея искусства в Вашингтоне – это тоже одна из самых известных, крупных и впечатляющих галерей мира. Здесь собраны работы европейских и американских мастеров. Коллекция работ составляет около полутора тысяч картин, десятки тысяч рисунков, скульптур и фотографий. Лучшая работа Уайета, которую можно увидеть в галерее, – «Ветер с моря». Посмотреть время работы музея, схему проезда и стоимость билетов можно по ссылке http://www.nga.gov/content/ngaweb/visit/maps-and-information.html. С выставленными работами и грядущими выставками можно ознакомиться вот здесь http://www.nga.gov/content/ngaweb/exhibitions.html.

Национальная галерея искусства в Вашингтоне

venividi.ru

Мир Кристины. Почему картина Эндрю Уайета стала культовой

Эндрю Уайет. Мир Кристины. 1948 г. 82 х 121 см. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)

«Мир Кристины» Эндрю Уайета (1917-2009 гг.) – культовая картина американской живописи.

Для американцев она имеет такое же значение, как для нас «Утро в сосновом лесу» Шишкина или «Девочка с персиками» Серова.

Так что же в ней необычного?

Да все. И история героини. И техника, в которой она создана. И то, как картина воспринимается зрителем.

Первый взгляд на «Мир Кристины»

Картины Уайета интровертны. Они «не кидаются в объятия» зрителю с первого взгляда. Потому что в них нет яркости.

Выжженная трава. Некрашеные, ветхие дома. Ветер. Один-два предмета. Редко люди.

Эндрю Уайет. Ветер с моря. 1947 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Вы не увидите в них главного с разбегу. Вам нужно постоять, приглядеться. И только через какое-то время Вы рассмотрите то, что «спрятано» во втором слое картины.

Я сама на себе это испытала.

Я увидела «Мир Кристины», когда ничего не знала ни о художнике, ни тем более о какой-то там Кристине. И, конечно, картина сразу мне НЕ раскрылась.

Мне показалось, что передо мной стройная девушка с густыми волосами, отдыхающая в праздной позе. Она как будто выразительно поддалась вперёд. На фоне блеклого пейзажа, видимо, чтобы не отвлекать внимание от девушки.

И только приглядевшись, меня словно холодом обдало. Как я могла увидеть праздность?

Волосы грязны и нерасчесаны, отсюда и иллюзия густоты.

Эндрю Уайет. Мир Кристины (фрагмент). 1948 г. МОМА

Какая там стройность! У девушки болезненная худоба.

В волосах – виднеется проседь. Да это вовсе и не девушка (Кристине на тот момент было за 50)…

Потом я пригляделась к её пальцам. Они, серые от пыли, впиваются в землю. В этом явно нет ничего романтичного. Это борьба и большое усилие…

После этого открываешь компьютер и читаешь о картине…

Вот так постепенно она раскрылась. Не сразу. Но поразив до глубины души.

Как возникла идея «Мира Кристины»

Однажды Энди Уайет выглянул в окно своего летнего дома в штате Мэн, близ города Кушнер.

И увидел на поле женскую фигуру. Она лежала и видимо отдыхала. И вдруг фигура встрепенулась и … поползла в сторону виднеющейся вдали фермы. Она цеплялась за землю пальцами и волочила за собой свои ноги.

Уайет понял, что это его соседка Кристина Олсон. Он знал, что она частично парализована. Но не ожидал, что она вот так, без инвалидной коляски и сопровождающих передвигается по окрестностям.

Сначала он испытал приступ жалости и хотел броситься помочь. Ведь эта фигурка в розовом платье и болезненной худобой была похожа на омара. Выброшенного на берег и раздавленного безжалостным сапогом. Но он был жив и изо всех сил продолжал ползти в искореженной скорлупе…

Но что-то остановило художника. Он не бросился на помощь. Он понял, что этой женщине она не нужна. Это был её каждодневный вызов судьбе.

Кристина Олсон

Кристина заболела полиомиелитом в 3 года. Она выжила. Но в подростковом возрасте у неё начались проблемы со здоровьем. Она начала спотыкаться и падать. Болезнь прогрессировала. К 30 годам она уже еле-еле делала 2-3 шага.

Диагноз ей так и не смогли поставить. Но сейчас врачи, изучив её медицинские карты, считают, что она страдала моторно-сенсорной нейропатией. При которой в течение жизни у человека постепенно деградирует двигательная активность.

На картине Кристине – 55 лет. Она ещё проживет после этого 20 лет. И продолжит отстаивать своё личную свободу и независимость от других.

Эндрю Уайет. Кристина Олсон. 1947 г. Галерея Кёртис, Миннеаполис

Только представьте. Кристина жила не в квартире со всеми удобствами. Она жила на ферме. Без горячей воды, стиральной машины, посудомойки и прочих благ цивилизации.

И тем не менее была самостоятельной и почти полностью ухаживала за собой сама. И даже немало делала по ведению хозяйства.

Вот об этом картина. О силе духа. Несмотря на казалось бы непреодолимые жизненные обстоятельства, человек нашёл силы достойно прожить жизнь. Без нытья и жаления самого себя.

Уайет не мог не написать эту картину. История Кристины не отпускала художника. Перед его глазами все стояла эта маленькая фигурка на поле.

Как Уайет создавал «Мир Кристины»

Картину Уайет писал долго. Только над одним полем он работал целых пять месяцев.

Художник писал тонкой сухой кистью. На кончике она состояла лишь из одного волоска. Писал темперой (краской на основе яичного желтка), которая в отличие от масляной краски, позволяет прорабатывать очень мелкие детали.

Он даже подумывал не изображать на поле Кристину. А чтобы оно само передавало её незримое присутствие.

Эндрю Уайет. Мир Кристины (деталь). 1948 г. МОМА

И даже когда на его картине появилась Кристина, он долго не хотел показывать ей то, что получилось. Он боялся её реакции на слишком реалистичные детали: серые от пыли пальцы, неестественно вывернутые ноги.

Ведь она не видела даже набросков. Конечно, он не решился просить её позировать. Эту роль выполнила жена.

И вот картина готова. Почему же «Мир»?

У нас и вправду создаётся ощущение целого мира. За счёт совмещенной перспективы. Ферму вдали мы видим глазами человека на земле. Как бы снизу. От этого расстояние до неё кажется очень большим. Особенно для человека, ползущего по земле.

При этом саму Кристину мы видим сверху. Именно со второго этажа своего дома её когда-то увидел Уайет.

В результате получается разворачивающееся сначала к Кристине, а потом вдаль от неё широченное пространство с далеким горизонтом.

Но в нем помещается так мало: поле, небо и дом с сараем. Вот и весь мир Кристины. Огромный для человека-инвалида. Скудный и в то же время величественный.

«Мир Кристины» сегодня

Уайета никогда не привлекали обычные человеческие мотиваторы: деньги, слава, признание. Он работал в своём темпе. И главное в своём стиле.

Это очень удивляло искусствоведов и критиков. Как можно работать в стиле реализма в эпоху модернизма?

Как можно выписывать каждую травинку, когда небрежность – главная «фишка» современной живописи 20 века?

Но Уайет был безразличен к их мнению. Он писал, как хотел и как чувствовал.

А музеи все равно покупали его работы. Тихо, без шумихи, чтобы не прослыть старомодными.

Кэрин Джурик. Сила воли. 2014 г.

Так случилось и с «Миром Кристины». Директор музея современного искусства (МОМА) купил работу в 1949 году всего за 1800 долларов…

Она так и осталась единственной работой художника в этом музее. Среди работ Поллока, Лихтенштейна и современных инсталляций «Кристина» смотрится чужестранкой.

Но это не мешает ей привлекать до сих пор толпы восторженных зрителей.

Об Эндрю Уайет читайте также  в статье «Американские художники. 7 мастеров, удививших мир».

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Картины Эндрю Уайета (Andrew Wyeth) и Мир Кристины

Американская живопись в России практически неизвестна, многие считают, что в США вообще нет искусства, так что на легендарную картину "Мир Кристины" художника Эндрю Уайета я наткнулся совершенно случайно - и был поражен до глубины души. Почти всю свою долгую жизнь (1917 - 2009) Эндрю прожил в штате Мэн, рисовал в основном окружающую природу и знакомых ему людей. С научной точки зрения он творил в стиле реализма, в свете современной моды "магического реализма" (я сразу вспомнил "социалистический реализм" другой эпохи). Его работы вызывали скептическую реакцию критиков, но неизменно нравились обычным людям. В Америке его называли художником простых людей и певцом севера.

Эндрю Уайетт Мир Кристины Andrew Wyeth Christina's World (1948)

Эндрю Уайетт Мир Кристины Andrew Wyeth Christina's World (1948)

На картине изображена соседка художника Кристина Ольсен. После перенесенного в детстве полиомелита она не могла ходить. Мир Кристины в большом размере (2136х1459)

Кристина могла передвигаться в коляске, но тогда бы ей пришлось все время просить близких возить ее. Она не хотела их утруждать, ей хотелось, пусть даже таким образом, но сохранить свободу передвижения, а значит и определенную личную свободу. Эндрю Уайет однажды увидел ее из окна своей мастерской, ползущую домой по полю. В первый момент художник хотел броситься на помощь соседке, но что-то остановило его. Он говорил позже, что Кристина своими нелепыми, но упорными движениями к дому напомнила ему выброшенную на берег и раздавленную раковину омара, который продолжает двигаться к морю. В ее движении он увидел квинтэссенцию внутренней силы Кристины – духовного (нераздавленного) панциря, благодаря которому она с достоинством переносила телесные немощи. Увиденное настолько вдохновило Эндрю Уайета, что он взялся за создание картины. После Кристина еще не раз становилась персонажем, моделью картин художника. Кристина кажется юной, хотя ей было в ту пору 53 года (умерла она в 1969 году).

В 1965 году он даже раздосадованно сказал, что "слишком много сюжета" присутствует в "Мире Кристины". "Лучше бы я обошелся вообще без Кристины", заявил он не без вызова.

Это полотно не только поразило современников и всемирно прославило автора, но и вызвало ожесточенные нападки критиков. Как, впрочем, и всё его творчество. Возмущало отсутствие у Уайета "оригинальности", новаторства, "прогресса", социальной критики и политики, его противостояние моде в искусстве послевоенных лет. Его и в последующие десятилетия упрекали то в иллюстративности, то в излишней чувствительности, "приторной сентиментальности", слезливости, то в болезненном пристрастии к болезненному, ужасному, извращенному, в патологии. Художника, запечатлевшего мир сельской Америки, презрительно уподобляли кумиру домохозяек Марте Стюарт, которая по ТВ и в своем журнале по домоводства дает советы, как обставить дом, как вкусно по-американски готовить... Или в том, что он создает "подобие Вильямсберга", музей старины, на который надо смотреть "с высоты геликоптера".

Эндрю Уайет Wind from the Sea (Ветер с моря - вид из окна дома Кристины Олсен) 1947

Эндрю Уайет Wind from the Sea (Ветер с моря - вид из окна дома Кристины Олсен) 1947

Эндрю Уайет Moon Madness 1982

Эндрю Уайет Moon Madness 1982

Эндрю Уайет Master Bedroom 1965

Эндрю Уайет Master Bedroom 1965

Эндрю Уайет Full Moon 1980

Эндрю Уайет Full Moon 1980

Faraway (Вдали от дома - портрет сына) 1952

Faraway (Вдали от дома - портрет сына) 1952

Эндрю Уайет Airborne (Оторвавшиеся от земли) 1996

Эндрю Уайет Airborne (Оторвавшиеся от земли) 1996

Adrift (По течению) 1982

Adrift (По течению) 1982

Эндрю Уайетт картины

0_7b947_12438c9c_XL

0_7aadd_842f99a_XXL

0_7ab0e_42f8f9dd_XL

First Snow

First Snow

В 1940 году Эндрю Уайет женился на Бетси Джеймс, которая скоро стала "главой семьи" художника, оказывая на него влияние даже большее, чем отец при жизни, ведала его делами на протяжении почти семи десятков лет, давала дельные советы по части живописи… что, впрочем, не мешало ему, человеку по натуре независимому и "уединенному", создавать многие произведения от нее втайне, и о них она узнавала лишь по прошествии лет.

Он писал пейзажи и портреты обыкновенных людей, которых знал и любил, фермеров. В частности, с 1940 по 1968 год ему позировали Кристина Олсен и ее младший брат Альваро, а начиная с 1948 и по 1979 год он писал портреты своих друзей Карла и Анны Кёрнеров. Немец Карл прошел через первую мировую войну, служил в германской армии… Картину "Карл" 1948 года он считал лучшим из своих портретов.

Эндрю Уайетт - Карл 1948

Эндрю Уайетт - Карл 1948

Distant Thunder (Отдаленный гром - "портрет" жены) 1961

Distant Thunder (Отдаленный гром - "портрет" жены) 1961

0_7ab0a_546f14a7_XL

73d30784cc28

0_7aafb_25567cfd_XL

501186693

0_7ab45_d10f33e1_XL

0_7ab09_9196085f_XL

0_7ab0c_c39bd722_XL

Ферма Кёрнеров тоже стала музеем и доступна посещению. Обе семьи, Олсенов и Кёрнеров, вошли благодаря художнику в историю искусства. Соседскую девочку Сиру Эриксон он рисовал обнаженной много лет, но показал сделанные им ню людям только когда ей исполнился 21 год. Она начала ему позировать обнаженной в 13 лет, не испытывая смущения: "Он весь постоянно в работе, смотрит на тебя как на дерево". Так она вспоминает о своем общении с "Энди" (близкие люди называли его по-простому), когда ей уже исполнилось 32 года.

Siri

Siri

5-andrew-wyeth-floatation_device

Andrew Wyeth 3

Andrew Wyeth 6

0_7aae8_b1b3e63d_XL

e4b2cc9b64c5

Andrew Wyeth - On Her Knees (Siri)

Andrew Wyeth - On Her Knees (Siri)

Он любил писать обнаженную натуру. Не пользуясь в сельской глуши услугами профессиональных натурщиц, он просил позировать ему соседок, молодых и не очень, те доверяли его скромности и целомудрию и не стеснялись его, как то было в случае с Сирой Эриксон. При этом художник не хотел никого смущать эротическими картинами, особенно семьи своих добровольных натурщиц, да и собственную жену. Вот и отлеживались годами полотна и рисунки, сделанные "для себя", прежде чем попасть в поле публичного обозрения. Доходы от продажи двух-трех картин в год удовлетворяли его материальные потребности, и он мог не спешить с обнародованием своих работ.

Andrew Wyeth Paintings 84

Andrew Wyeth Paintings 43

Andrew Wyeth Paintings 110

В интервью журналу "Тайм" художник говорил о себе: "Чем дольше я остаюсь с объектом, вещью или живым натурщиком, или пейзажем, тем больше я вижу то, чего прежде в нем не замечал, был слеп. И начинаю проникать в суть, глубже видеть".

Отрицая в своем творчестве реализм, он называл себя сюрреалистом: "Пищу не то, что вижу, но то, что чувствую". Говорил, что не чувствует приверженность к какой-то одной школе, считая, что главное в творчестве -- не техника, но эмоциональная напряженность.

Портрет Эндрю Уайета

Портрет Эндрю Уайетта

Эндрю Уайет за работой

Эндрю Уайетт за работой

В 2007 году президент Буш вручил ему Национальную медаль искусства. То был отнюдь не первый его орден: в 1963 году он стал первым художником в истории Америки, удостоенным Президентской медали свободы, а в 1988 году получил Золотую медаль Конгресса, высшую награду, которой удостаиваются гражданские лица. Еще в 1970 году прошла его выставка в Белом доме, первая в истории страны художественная выставка в президентской резиденции, при Никсоне. Признание следовало не только от американских, но и от иностранных учреждений: он был одним из немногих "прогрессивных художников США", которых привечала Москва в пору жесточайшего преследования "искусства в оковах" -- поп-арта, абстракционизма.

Andrew Wyeth George W. Bush

Andrew Wyeth George W. Bush

Ретроспектива произведений Уайета в Художественном музее Филадельфии в 2006 г. привлекла более 175 000 посетителей, что стало мировым рекордом посещаемости выставки современного художника. Последним прижизненным признанием таланта Уайета стало присуждение ему в 2007 г. Национальной медали искусств США, а с 2008 г. он перестал появляться на публике и давать интервью. В ответ на просьбы желавших с ним встреться журналистов он говорил: «Всё, что я мог сказать, уже висит на стенах». Эндрю Уайет мирно ушёл из жизни во сне в своём доме в Чедз-Форде 16 января 2009 г. в возрасте 91 года.

«Когда я умру, не беспокойтесь обо мне. Я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути. Который в два раза лучше прежнего».

vedomir.info

Магический реализм Эндрю Уайета - Журнал мисс Сью

...мне тоже очень нравится словосочетание "магический реализм"...

Пару лет назад мне надо было написать про магический реализм Габриэля Гарсии Маркеса... могу сказать, что тогда этот термин вызвал у меня недоумение. Как-то казалось странно надуманным и притянутым за уши казалось это определение... А вот недавно я поняла, что всё-таки он есть, этот магический реализм.*а ещё я сейчас подумала, что наверное только Эндрю Уайет смог бы проиллюстрировать Маркеса, не исказив сути...

Да, всё это прекрасно, но сначала семья!

Да, да... опять семейственность...

Отец Эндрю Уайета, Ньюэлл Конверс Уайет.

Ньюэлл Конверс Уайет (англ. Newell Convers Wyeth, также известный как N.C. Wyeth, 1882—1945) — живописец, иллюстратор, основатель династии Уайетов. Известен как иллюстратор детских книг издательства «Чарльз Скринберс Санс», в том числе «Том Сойер», «Робинзон Крузо», «Остров сокровищ».

Ньюэлл Конверс принимал искусство всерьёз. Он имел устойчивую сконцентрированность, интеллектуальную страсть и в центре была жизнь его мастерской. Когда дети Уайета занялись своим собственным делом, они были свидетелями рабочих привычек их отца и устойчивого потока издателей и художественных директоров к его мастерской в Чэддс Форд. Они были поощрены самим начинать своё дело. Их независимые рабочие места были в пределах легкодоступного расстояния и они интересовались работой друг друга. Сообщалось, что они прятались, как улитки, когда так называемые «любопытствующие», приходили в их усадьбу, чтобы впустую отбирать у них время. В то же самое время Ньюэлл Конверс сделал из своей мастерской развитую и неофициальную школу. Он покровительствовал молодым многообещающим художникам и часто находил для них размещение поблизости. Каждый в его семействе был поддержан в следовании по своему собственному направлению: Энн Уайет создала первую симфонию, когда ей ещё не было двадцати лет; Натаниэль Уайет стал изобретательным учёным; Эндрю Уайет стал одним из лучших известных живописцев своего времени.(Википедия)

Сын Эндрю Уайета,  „Джейми“ Уайет.

Джеймс Браунинг „Джейми“ Уайет (англ. James Browning Wyeth, род. 6 июля 1946, Уилмингтон, штат Делавэр, США) — современный американский художник-реалист. Сын художника Эндрю Уайета и внук выдающегося художника-иллюстратора Ньюэлла Уайета.

Джейми Уайет родился в Уилмингтоне (штат Делавэр), вырос неподалёку в местечке Чеддс-Форд (штат Пенсильвания). С отрочества он привлекал к себе внимание публики как третье поколение известных американских художников. В 1966 году состоялась его первая персональная выставка. Его работы стали широко известны с открытием в 1971 году Музея Брендиуайн-ривер в Чеддс-Форде, где находится большая коллекция трёх поколений Уайетов.

Дважды в 1975 и 1987 годах посещал СССР. В 1987 году открывал в Ленинграде выставку Американский взгляд: Три поколения искусства Уайетов (An American Vision: Three Generations of Wyeth Art). (Википедия)

И, наконец, сам... Эндрю Ньюэлл Уайет.(англ. Andrew Newell Wyeth, 12 июля 1917, Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, США — 16 января 2009, там же) — американский художник-реалист, один из виднейших представителей изобразительного искусства США XX века. Сын выдающегося художника-иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета, брат изобретателя Нэтениела Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд, отец художника Джейми Уайета.

Основная тема работ Уайета — провинциальный быт и американская природа. В основном, на его картинах изображены окрестности его родного города Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, и города Кашинг, штат Мэн, где художник жил летом. Использовал темперу и акварель (за исключением ранних экспериментов с маслом).

Эндрю был младшим ребёнком в семье Ньюэлла Конверса и Каролины Уайетов. Обучался дома по причине плохого здоровья. Рано начал рисовать, учился живописи у отца. Историю искусства Уайет изучал самостоятельно.

Первая персональная выставка акварелей Эндрю Уайета состоялась в Нью-Йорке в 1937 году, когда ему было 20 лет. Все работы, выставленные на ней, были довольно быстро распроданы. В начале своей карьеры Уайет также немного занимался иллюстрированием книг, как его отец, но вскоре прекратил это.

В 1940 году Уайет женился на Бетси Джеймс. В 1943 году у супругов родился сын Николас, а ещё через три года появился на свет второй ребёнок Джеймс (Джейми). В 1945 году Уайет потерял отца (тот погиб в катастрофе). Примерно в это время окончательно сформировался реалистический стиль Уайета. (Википедия)

 "Мы рождаемся и живем в мире фантастичной реальности" (Г. Маркес)

Мир Кристины, одна из самых известных картин УайетаНа картине изображена Кристина Ольсон, соседка Уайета по его летнему дому в штате Мэн, сидящая в поле и смотрящая на свой дом. Кристина Ольсон страдала от последствий полиомиелита, и её целеустремлённость и сила духа поражали Уайета. Несмотря на то, что на картине представлен образ Кристины, художнику позировала его жена, Бетси Уайет. Художник писал о ней: "Кристина была ограничена физически, но никак не духовно".

syu-soply.livejournal.com

«Мир Кристины» Эндрю Уайета: vakin

Эндрю Уайет. Мир Кристины. 1948Christina's WorldДоска, темпера. 81 × 122 смМузей современного искусства, Нью-Йорк. gallerix.ruКликабельно - 2500×1673 px«Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем… Я хотел бы написать только поле без Кристины и заставить почувствовать ее присутствие. Делать фон – это как строить дом, чтобы потом там жить… Если сдержать себя, дождаться правильного момента, он может решить все дело.»

Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)

Женщина, изображенная на картине - это Кристина Олсон (1893 - 1968). Она страдала от полиомиелита, болезни, которая парализовала нижнюю часть ее тела.

Уайет решил написать эту картину, когда увидел из окна своего дома, как эта женщина ползла по полю. После перенесенной в детстве болезни женщина не могла ходить и всю свою жизнь ползала по дому и усадьбе.

Она, конечно же могла передвигаться в коляске, но тогда бы Кристине пришлось все время просить близких возить ее. А ей не хотелось их утруждать. Она хотела, пусть даже таким образом, но сохранить свободу передвижения, а значит и определенную личную свободу. Художник восхищался целеустремленностью и силой духа этой женщины.

У Уайета был летний дом в той местности и он был дружен с Олсон, которую, как и ее младшего брата, он часто изображал на своих картинах в период с 1940 по 1968 гг. Кристине Олсон было 55 лет, когда Уайет написал эту картину.

Дом, изображенный на картине, известен как "дом Олсон", расположен в штате Мэн, в г. Кушинг. Он открыт для посещения публики Фарнсвортским музеем искусств. Он включен в список национальных исторических достопримечательностей и отреставрирован в соответствии с видом, изображенным на картине.

Первоначально картина получила скупые отзывы критиков и оставалась малоизвестной до тех пор, пока не была приобретена для Нью-Йоркского Музея современного искусства (МСИ). После экспозиции в МСИ популярность картины стала стремительно расти, и сегодня картина считается образцом современного американского изобразительного искусства.

Отзывы о творчестве Эндрю Эндрю Уайета и "Мире Кристины":

"...Они совершенно фантастичны. Ими дышишь и не можешь надышатся. В них какая-то глубокая тайна. Полуоткрытая. Как-будто чуть-чуть еще всмотришься — и все станет понятно. О жизни, смерти, любви, одиночестве. Вечности…"

Maria Trudler

Картина “Мир Кристины” стала таким же американским символом, как картина примитивиста Гранта Вуда “Американская готика” - пожилая чета фермеров с вилами. Одна из лучших картин Уайета - “Ветер с моря” - тоже связана с Кристиной Олсон. Однажды Уайет поднялся на второй этаж дома Кристины, куда сама она не поднималась и где никогда не прибирали...

Эндрю Уайет. Несущиеся по воздуху1996. Темпера, Дерево. Артхив

Источник - gallerix.ruВикипедияmaxpark.comwww.mariatrudler.comАртхив

Кроме того, вот моими постами о удивительном художнике Эндрю Ньюэлле Уайете - http://vakin.livejournal.com/89462.html и http://vakin.livejournal.com/1074026.html

vakin.livejournal.com

Судьба женщины и картины.Эндрю Уайет Мир Кристины.

  Как-то так получилось,что творчество американских художников я знаю очень плохо. По совету моего друга сегодня я познакомилась с работами очень интересного американского художника Эндрю Уайета (1917 - 2009).

      Его работы вызывали скептическую реакцию критиков, но неизменно нравились обычным людям. В Америке его называли художником простых людей и певцом севера.

            Важнейшая особенность творчества Эндрю Уайета в том, что художник всю свою жизнь прожил только в двух местах: в Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, и на океанском побережье Мейна, где у семьи был летний дом. Он рисовал только два этих места. Он делал портреты только жителей этих городков - своих друзей и соседей. Так что если говорить о “мире Эндрю Уайета” в терминах географических, то он - крошечный. Но другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших, интимных отношениях и с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам.Знакомство с творчеством художника начнём со знаменитой его картины Мир Кристины.

Эндрю Уайет о "Мире Кристины" и своем творчестве:

      «Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем… Я хотел бы написать только поле без Кристины и заставить почувствовать ее присутствие...»

         Женщина, изображенная на картине - это Кристина Олсон (1893 - 1968). Она страдала от полиомиелита, болезни, которая парализовала нижнюю часть ее тела.Уайет решил написать эту картину, когда увидел из окна своего дома, как эта женщина ползла по полю. После перенесенной в детстве болезни женщина не могла ходить и всю свою жизнь ползала по дому и усадьбе.

         Она, конечно же могла передвигаться в коляске, но тогда бы Кристине пришлось все время просить близких возить ее. А ей не хотелось их утруждать. Она хотела, пусть даже таким образом, но сохранить свободу передвижения, а значит и определенную личную свободу. Художник восхищался целеустремленностью и силой духа этой женщины.

           У Уайета был летний дом в той местности и он был дружен с Олсон, которую, как и ее младшего брата, он часто изображал на своих картинах в период с 1940 по 1968 гг. Кристине Олсон было 55 лет, когда Уайет написал эту картину.Дом, изображенный на картине, известен как "дом Олсон", расположен в штате Мэн, в г. Кушинг. Он открыт для посещения публики Фарнсвортским музеем искусств. Он включен в список национальных исторических достопримечательностей и отреставрирован в соответствии с видом, изображенным на картине.

      Первоначально картина получила скупые отзывы критиков и оставалась малоизвестной до тех пор, пока не была приобретена для Нью-Йоркского Музея современного искусства (МСИ). После экспозиции в МСИ популярность картины стала стремительно расти, и сегодня картина считается образцом современного американского изобразительного искусства.

             Отзывы. о творчестве Эндрю Эндрю Уайета и "Мире Кристины":"...Они совершенно фантастичны. Ими дышишь и не можешь надышатся. В них какая-то глубокая тайна. Полуоткрытая. Как-будто чуть-чуть еще всмотришься — и все станет понятно. О жизни, смерти, любви, одиночестве. Вечности…"Maria Trudler

           Картина “Мир Кристины” стала таким же американским символом, как картина примитивиста Гранта Вуда “Американская готика” - пожилая чета фермеров с вилами. Одна из лучших картин Уайета - “Ветер с моря” - тоже связана с Кристиной Олсон. Однажды Уайет поднялся на второй этаж дома Кристины, куда сама она не поднималась и где никогда не прибирали...

 Эндрю Уайет Wind from the Sea (Ветер с моря - вид из окна дома Кристины Олсен) 1947

           Там было жарко, я открыл окно, и вдруг ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет тридцать. Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела от пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход. Потом я полтора месяца ждал западного ветра, но, к счастью, в памяти жил этот волшебный взмах, от которого - холод по спине"

 Портрет сына.

        "Я сознательно не люблю путешествовать, - пишет в своих дневниках Эндрю Уайет. - После путешествия вы никогда не возвращаетесь такими же - вы делаетесь более эрудированными... Я боюсь утратить что-нибудь важное для моей работы, может быть, наивность".

Adrift (По течению) 1982

  "Великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет — серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто на земле трудится."

Эндрю Уайет Master Bedroom 1965

           Он писал пейзажи и портреты обыкновенных людей, которых знал и любил, фермеров. В частности, с 1940 по 1968 год ему позировали Кристина Олсен и ее младший брат Альваро, а начиная с 1948 и по 1979 год он писал портреты своих друзей Карла и Анны Кёрнеров. Немец Карл прошел через первую мировую войну, служил в германской армии… Картину "Карл" 1948 года он считал лучшим из своих портретов.

Эндрю Уайетт - Карл 1948

Distant Thunder (Отдаленный гром - "портрет" жены) 1961

Эндрю Уайет Airborne (Оторвавшиеся от земли) 1996

Эндрю Ньюелл Уайет (Andrew Wyeth)

 Шагающий по сорной траве.

  На краю.    

          В интервью журналу "Тайм" художник говорил о себе: "Чем дольше я остаюсь с объектом, вещью или живым натурщиком, или пейзажем, тем больше я вижу то, чего прежде в нем не замечал, был слеп. И начинаю проникать в суть, глубже видеть".

 Portrait of Henriette1967

      Отрицая в своем творчестве реализм, он называл себя сюрреалистом: "Пищу не то, что вижу, но то, что чувствую". Говорил, что не чувствует приверженность к какой-то одной школе, считая, что главное в творчестве -- не техника, но эмоциональная напряженность.

        В 2007 году президент Буш вручил ему Национальную медаль искусства. То был отнюдь не первый его орден: в 1963 году он стал первым художником в истории Америки, удостоенным Президентской медали свободы, а в 1988 году получил Золотую медаль Конгресса, высшую награду, которой удостаиваются гражданские лица. Еще в 1970 году прошла его выставка в Белом доме, первая в истории страны художественная выставка в президентской резиденции, при Никсоне.

         Признание следовало не только от американских, но и от иностранных учреждений: он был одним из немногих "прогрессивных художников США", которых привечала Москва в пору жесточайшего преследования "искусства в оковах" -- поп-арта, абстракционизма.

The Carry, 2003

           Ретроспектива произведений Уайета в Художественном музее Филадельфии в 2006 г. привлекла более 175 000 посетителей, что стало мировым рекордом посещаемости выставки современного художника. Последним прижизненным признанием таланта Уайета стало присуждение ему в 2007 г. Национальной медали искусств США, а с 2008 г. он перестал появляться на публике и давать интервью. В ответ на просьбы желавших с ним встреться журналистов он говорил: «Всё, что я мог сказать, уже висит на стенах». Эндрю Уайет мирно ушёл из жизни во сне в своём доме в Чедз-Форде 16 января 2009 г. в возрасте 91 года.

         «Когда я умру, не беспокойтесь обо мне. Я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути. Который в два раза лучше прежнего».

Источники.

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_9873/

http://www.mariatrudler.com/?p=3648

http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post250777585/

http://magazines.russ.ru/inostran/2013/8/10e.html

maxpark.com