Category Archives: Образ учителя в живописи. Учителя картина


Образ учителя в мировой живописи. Интересная подборка произведений искусства

http://yassena.livejournal.com/217691.html

Учитель и ученики (Средневековая миниатюра). Codex Manesse, fol. 292v, Der Schulmeister von Eßlingen.

Дуччо ди Буонисенья (упом. 1278-1319).Маэста. Отрок Иисус среди учителей.

..

Benozzo di Lese di Sandro Gozzoli (1453-1478). The School of Tagaste (scene 1, north wall). Fresco. 1464-1465.

Woodcut from the title page of Wenceslaus Brack Vocabularius rerum, 1487. The picture shows the teacher of a latin school and two students; one of them following the teacher's reading from a book.

Ambrosius Holbein (c1494-c1520). Signboard for a Schoolmaster. 1516.

Gerrit Dou (1613-1675). The Schoolmaster. 1645.

Jan Steen (1626-1679). A School For Boys And Girls. 1663 - 1665.

Jan Havickszoon Steen. The Severe Teacher. 1668.

Jean-Baptiste-Simeon Chardin (Jean Baptiste Simeon Chardin) (1699-1779). The Teacher.

Francesco Bergamini (1815-1883). The School Room.

Alfred Rankley (Alfred Rankley) (1819-1872). The Village School. 1855.

Хилкова Екатерина Николаевна. Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих. 1855.

Andre Henri Dargelas (1828-1906). Protecting the School Children.

Peter Friedrich Hiddemann (1829 - 1892). Das Schulexamen.

Norman Rockwell. First Day of School.

Морозов Александр Иванович. Сельская бесплатная школа. 1865.

Julius Geertz Schoolroom discipline 1880 г.

Богданов-Бельский Николай Петрович. Воскресное чтение в сельской школе. 1895.

Маковский Владимир Егорович. Приезд учительницы в деревню. 1896-1897.

Magnus Enckell Elementary School 1899 г.

Adelaide Hanscom and Blanche Cumming. Myself when young. 1905.

Богданов-Бельский Николай Петрович. Именины учительницы. 1910.

Богданов-Бельский Николай Петрович. Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского.

Степанов Алексей Степанович (1858 – 1923). Приезд учительницы.

Jacob Taanmann (Jacob Taanmann) (1836 - 1923). When Teacher's Back Is Turned.

Немецкий плакат. New Teachers for New Schools. 1945.

Александр Кержнер. В первый класс. 1950.

Norman Rockwell (1894-1978). Teachers' Birthday. 1956.

Ирина Воробьева. Учительница. 1957.

С праздником Вас мои дорогие!

sasha-bogdanov.livejournal.com

Образ учителя в живописи | Блог учителя

Сентябрь 15, 2012 · 8:15 дп

Первое сентября…

Сколько волнений, суеты и звонкого детского смеха.  Если бы вы знали как волнуются учителя в этот день! С каким нетерпением они ждут начало нового учебного года, как всматриваются в повзрослевшие лица своих детей, как надеются, что этот год принесет только победы и открытия!

Вот  и на этой картине пожилая заслуженная (медаль на груди) учительница окружена ученицами (люди старшего поколения еще помнят деление на женские и мужские школы — был такой период в советской педагогической практике). Букеты, улыбки, поздравления, вопросы и… любовь в глазах учительницы, восхищение в детских глазах. Светлая добрая картина.

рис.10 300x214 Абрам Харьковский. Награда учителю, 1951 г.

Награда учителю

Сентябрь 15, 2012 · 8:12 дп

Мы часто говорим о переменах в школе: меняется облик учителя, меняется мир ученика, меняются, программы, парадигмы… Читать далее →

Сентябрь 15, 2012 · 8:09 дп

Закончились уроки, проверены тетради, почти все дети разошлись по домам. Остались только те, кому нужна особая помощь учителя.

Обратите внимание на лицо пожилой учительницы — внимание, усталость, тревожное ожидание замерли на ее лице. Палец замер на сложном слове, рука подпирает голову… как же тяжело научить читать. Читать внимательно, четко проговаривая слова, понимая прочитанное. И как сложно порой сохранять спокойствие и доброжелательность, не напугать, не заставить замкнуться в себе.

И ждут остальные дети, и читают свои учебники, и приберегают вопросы.

А дома… впрочем, для учителя на работе нет дома, нет семьи и нет иных забот кроме детских.

рис.19 300x231 Дмитрий Пускин. Дополнительные занятия в школе.

Дополнительные занятия в школе

Сентябрь 15, 2012 · 8:04 дп

Классная комната, ряд парт.  Дети серьезны и сосредоточены. Учительница (темная глухая блуза, темно серая юбка, строгий узел волос) помогает ученику справиться с упражнением.  Но, не смотря на всю строгость внешнего вида учительницы и аскетичность интерьера классной комнаты, картина вызывает теплые чувства —  лицо учительницы выражает доброту и заботу, уголки ее губ тронуты едва заметной улыбкой.

рис.81 300x209 Магнус Энкель, «Начальная школа»

Начальная школа

Сентябрь 15, 2012 · 8:03 дп

На картине изображен урок чтения в сельской школе,  который  проводит молодая учительница. Она полностью увлечена своей работой и вдохновенно читает книгу.

Обратите внимание на ее учеников! И вспомните свое детство … Ничто не меняется и дети во все время остаются детьми — кто-то внимательно следит  по книге за читаемым, кое-кто не сводит глаз с учительницы (ее лицо, мимика гораздо интереснее книги), а кто-то и отвлечен более «важными» делами: беседой с соседом или неотложными делами.

рис.11 300x218 Морган Вестлинг, «Сельская школа»

Сельская школа

Сентябрь 15, 2012 · 7:54 дп

Известный американский художник и иллюстратор Норманна Роквелл, со свойственным ему мастерством рассказывает трогательную историю о дне рождении Учительницы. Юные ученики в спешке  написав поздравления на доске, с трепетом упаковав  подарки, встречают внезапно вошедшую в класс учительницу.

Мисс  уже довольно не молодая женщина, посвятившая свою жизнь школе и ученикам, с умилением и радостью принимает столь дорой для нее подарок – признание любых учеников.

рис.32 281x300 Норман Роквелл. День рождения учительницы

День рождения учительницы

Сентябрь 15, 2012 · 7:50 дп

Обратите внимание учителя женщину на картинах чаще всего изображают в одиночестве… Читать далее →

blogoftheteacher.wordpress.com

Среди учителей — WiKi

История создания и судьба картины

Картина «Среди учителей» создана художником в 1896 году, но работать над ней Поленов начал ещё в 1895 году, находясь в Риме. Это была первая, по выражению самого художника, «тематическая» картина цикла из жизни Христа, который Поленов создавал на протяжении тринадцати лет с 1896 по 1909 годы (к этому времени им были уже созданы картины «Христос и грешница», «На Генисаретском озере» и «На горе. Отдых»)[2].

Художник читал священные тексты, труды по истории религии Эрнста Ренана и других либеральных протестантских теологов. В пояснительной рукописи к картине «Среди учителей» художник подробно характеризует каждого персонажа, размышляя о том, что мог воспринять от этих ветхозаветных мудрецов отрок Иисус. Поленов разворачивает в картине сцену взаимного обмена мудростью Христа — носителя нового религиозного учения, и Гиллела – представителя старого иудейского учения[1].

В настоящее время она находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Инвентарный номер картины — 2806. Она была приобретена владельцем частной галереи П. М. Третьяковым в 1896 году у самого автора. Техника, в которой создана картина — масляная живопись по холсту. Её размер — 150 на 272,8 сантиметров. Справа внизу — подпись автора и дата завершения: «ВПолѣновъ 1896» (буквы «В» и «П» переплетены)[3].

Сохранилось некоторое количество эскизов к картине «Среди учителей». В Третьяковской галерее хранится, например, один из таких эскизов. Он был выполнен в 1895 году. Техника выполнения эскиза — холст на картоне, масло. Размер эскиза — 17,5 на 30 сантиметров. Справа внизу холста — подпись-монограмма: «ВП». Эскиз поступил в музей из собрания К. Ф. Колесникова в Москве. Инвентарный номер эскиза в коллекции Третьяковской галереи — 10960. Ещё один эскиз картины (техника — бумага, акварель, графитный карандаш), выполненный в 1894 году, также находится в Третьяковской галерее (его инвентарный номер — 7398)[4].

Сохранилось также некоторое количество этюдов (на них представлены лица наиболее значимых героев картины). Вот эти этюды (все они хранятся в Третьяковской галерее):

  • «Голова мальчика», датируется 1895 годом. Холст на картоне, масло. Размер: 19 × 15 сантиметров. Инвентарный номер — 4778. Этюд поступил в 1920 году.
  • «Араб». Датируется 1895 годом. Холст, масло. Размер: 28,3 × 21,8. Инвентарный номер — 2805.
  • «Рабби Гиллел». Датируется 1895 годом. Холст на картоне, масло. Размер: 71,5 × 50,5. Инвентарный номер — Ж-1705. Этюд приобретён в 2000 году у В. С. Линского.
  • «Голова араба». Датируется 1895 годом. Холст на картоне, масло. Размер: 25 × 17. Инвентарный номер — Ж-280. Этюд поступил в 1961 году[4].

Сюжет картины

Основой для картины послужил эпизод в Евангелии от Луки (Глава II, стихи 40—52), рассказывающий о детстве Иисуса. Эта картина является следующей по хронологии жизни Христа (весь цикл мог включать по разным данным от 65 до 72 картин[5][6]) после картины «Исполнялся премудрости», где он изображён прилежно постигающим знания. Вот как рассказывает евангелист этот эпизод: когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, родители взяли его в Иерусалим на Пасху. Возвращаясь с праздника обратно в Назарет, родители не нашли рядом с собой мальчика и подумали, что он идёт в Назарет с другими родственниками. Но пройдя дневной путь, они так и не нашли его среди путников, поэтому вернулись обратно в Иерусалим. Мальчика родители нашли через три дня после потери. Он сидел в храме среди учителей, слушал их и задавал им вопросы. Присутствовавшие изумлялись мудрости его ответов и глубине знаний мальчика. Родители взяли подростка домой в Назарет[7].

Полный текст фрагмента в Евангелии от Луки (Глава II, стихи 40—52)

«41 И ходили родители Его каждый год в Иерусалим на праздник Пасхи. 42 И по достижении Им двенадцати лет, когда восходили они в Иерусалим по обычаю Праздника, 43 и совершили положенные дни, — при возвращении остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и не заметили этого родители Его. 44 Думая же, что Он со спутниками, прошли они дневной путь и стали искать Его среди родственников и знакомых, 45 и не найдя, возвратились в Иерусалим, ища Его. 46 И было: через три дня нашли они Его в храме, сидящего между учителями и слушающего их и задающего им вопросы; 47 и изумлялись все слушающие Его разуму и ответам Его. 48 И увидев Его, они были поражены, и сказала Ему Матерь Его: Дитя Мое, почему поступил Ты с нами так? Вот, отец Твой и Я с болью ищем Тебя. 49 И сказал Он им: что же вы искали Меня? Не знали вы, что Мне надлежит быть во владениях Отца Моего? 50 И они не поняли слова, которое Он сказал им. 51 И Он ушел с ними и пришел в Назарет, и был в повиновении у них, и Матерь Его хранила всё это в сердце Своем.»[7]

  Модель Храма Ирода.

Художник Василий Поленов попытался изобразить эту сцену на своей картине «Среди учителей». Информация, содержащаяся в Евангелии, скудна, поэтому художнику пришлось домысливать, как могла проходить беседа. Учителя и Иисус сидят на полу храма на ковре без обуви. Иисус находится в середине, перед учителями, так как именно он является центром внимания всех окружающих. Иисус — единственный ребёнок в храме. Он одет в белые одежды. В храме полумрак, помещение освещается дневным светом с улицы. В храме несколько этажей. На втором этаже стоит мужчина и наблюдает за беседой учителей и мальчика. На заднем плане картины видна ещё одна группа людей, общающихся между собой. Второй иерусалимский храм, в котором реально происходило это событие, до нашего времени не сохранился (он был разрушен в 70 году). Изображения и описания этого храма современниками достаточно условны, поэтому художник мог дать простор своему воображению. Детально изображены архитектурные элементы: колоннада, внутренний дворик, лестница. На картине много персонажей, не относящихся к основной (центральной) группе[8].

Особенности картины

Вот что пишет сам художник о задаче, которую поставил перед собой в цикле, посвящённом жизни Христа: «В евангельских сказаниях Христос есть настоящий, живой человек, или Сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие. Поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[9].

Поленову было важно сделать максимально достоверной атмосферу своей картины. Именно поэтому он (по его собственным словам) использовал натурщиков из еврейского квартала в Риме (гетто). С его точки зрения евреи гетто сумели сохранить традиции и национальный типаж благодаря своей изолированности от окружающего их христианского мира (в большей степени, чем евреи Палестины, где они смешивались на протяжении столетий с приходившими сюда завоевателями)[9]. В своём комментарии к картине художник называет имена реальных персонажей: Шимон Бар Иохай (в реальности он жил во II веке нашей эры), говоривший, что «нет ничего выше молчания», раввин Гиллел (самый авторитетный в это время богослов среди фарисеев), Никодим (будущий ученик Христа)... Один из самых важных персонажей для Поленова — сидящий напротив Христа фарисей. Его удивили и заставили задуматься слова Иисуса, в его сознании происходит нравственный переворот. Он «не будет ничьим последователем, но создаст свою мысль, свою этику, он будет одним из сотрудников Христа в деле нравственного совершенствования человечества, он будет одним из великих мыслителей, двигавших его нравственный рост. Таковыми были великие евреи — Гамалиил, Спиноза, Лассаль», — писал сам Поленов[1].

При входе в храм изображена женщина, охваченная радостью. Это — мать Иисуса. Марию художник изобразил на заднем плане, она не выделяется среди второстепенных персонажей[8].

Вот что сам Поленов писал о своей картине:

«Мы здесь присутствуем при одном из сильнейших и захватывающих моментов жизни Христа, это момент, когда всё то, что ещё туманно грезилось ему, тут под впечатлением всего слышанного впервые, может быть, сознательно оформилось. С этого момента начинается, вероятно, сознательная работа его мысли и сердца, работа, приведшая его в 33 года к открытой проповеди. Люди, окружающие его тут, разнообразны по типу; они как бы олицетворяют собой последующую жизнь всего христианства, все те элементы, с которыми ему пришлось и приходится сталкиваться».

— Светлана Степанова. «Исполнялся премудрости». Истоки евангельской этики в трактовке Василия Поленова[1]

Галерея: Эскизы и этюды для картины

  • Эскиз к картине «Среди учителей»

  • Среди учителей, 1895, эскиз к картине из Государственной Третьяковской Галереи

  • Голова мальчика (юный Иисус), 1895. Этюд для картины «Среди учителей»

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Степанова, 2013.
  2. ↑ Копшицер, 2010, с. 306—307.
  3. ↑ ГТГ, 2006, с. 127.
  4. ↑ 1 2 ГТГ, 2006, с. 126.
  5. ↑ В. Д. Поленов "Из жизни Христа". Графика. Малоярославецкий музейно-выставочный центр им. И. А. Солдатенкова. Проверено 28 мая 2017.
  6. ↑ Пастон, 2011.
  7. ↑ 1 2 Евангелие от Луки. Глава II, стихи 40—52 // Новый завет (перевод под редакцией епископа Кассиана [Безобразова]). — М: ЭКСМО, 2004. — ISBN 978-5-85524-519-6.
  8. ↑ 1 2 Копшицер, 2010, с. 308.
  9. ↑ 1 2 Копшицер, 2010, с. 307.

Литература

ru-wiki.org


Смотрите также