Угрюмов, Григорий Иванович. Угрюмов картины


Угрюмов Григорий Иванович | Русские художники. Биография, картины, описание картин

Годы жизни 1764-1823

Известно, что Григорий Иванович Угрюмов родился в 1764 году, точной даты в литературных источниках нет. Родился в Москве. В семье купца, новатора, что дало возможность стать депутатом по составлению и редакции нового Уложения. Увидев способности мальчика к рисованию, отец отвёз его в воспитательное училище в Петербург в 1770 году. Училище находилось под покровительством Петербургской Академии художеств. Работы юного талантливого художника продаются на аукционах, которые организовывались Академией художеств. Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г.).

В 1785 году за экзаменационную работу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» Г.И. Угрюмов удостоен золотой медали Академии художеств. С завершением учебы его отправляют в Италию, в Рим, где он рисует с античных скульптур, и произведений эпохи Возрождения.

По возвращении из Италии в Россию в 1791 году, русский художник получает должность преподавателя класса исторической картины в Академии.

В 1793 году Г.И. Угрюмов берёт заказ от Екатерины II – это историческая картина «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Полотно должно было украсить собор Троицкий Александро-Невской лавры, его можно увидеть там и в наше время. Картине свойственна сложная композиция, с множеством фигур, классический стиль.

Второй исторической картиной, написанной в 1796 году,  «Испытание силы Яна Усмаря», Г.И. Угрюмов раскрывает летописное сказание о кожемяке Яне Усмаре, родом из Киева. В ней дабы показать свою силу герой должен был остановить бег разъярённого быка. Картина выполнена в античном стиле. Эта картина принесла русскому художнику славу и звание академика.

В 1820 году Г.И. Угрюмов – ректор класса историческая живопись Академии художеств. Благодаря своей известности у русского художника достаточно много серьёзных, больших заказов от царской семьи. Им были написаны полотна для Лавры Александра Невского, Михайловского дворца, собора в городе Одессе, Казанского собора… В Михайловском дворце находятся полотна «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (1797-1799гг.).

Хотя основным направлением творческой деятельности художника была историческая картина, он написал целую галерею портретных работ.

На протяжении всей своей жизни Г.И. Угрюмов преподавал, передавая мастерство написания исторической картины талантливым художникам, ставшим в последствии известными по всей России и за её пределами.

  • Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне

  • Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержания им победы над немцами

  • Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года

  • Испытание силы Яна Усмаря

  • Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта1613 года

  • Портрет А.И. Серебрянкова

  • Портрет А.М.Серябряковой
  • Портрет И.К. Каменецкого

rus-artist.ru

Угрюмов Григорий Иванович - Каталог картин. Биография. Цены

УГРЮМОВ Григорий Иванович(1764—1823)

Большим мастером наивного пафоса, как по молодости лет была наивной и вся русская историческая живопись второй половины XVIII века, можно назвать Григория Ивановича Угрюмова. Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800). За картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1796 ) художник получает звание академика. Писал также Г.И. Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга.

Наверное, художник не стал явлением в русской живописи, далеки от совершенства его картины. Но он был в числе первых российских исторических живописцев и одним из первых по качеству преподавателей Академии, ибо среди его учеников были А.И. Иванов, А.Е. Егоров, О.А. Кипренский, В.К. Шебуев — будущее созвездие блестящих живописцев и педагогов.

Родился Г. И. Угрюмов в семье купца-жестянщика. Отец его, будучи родом из Ярославской губернии, обладал незаурядными способностями, которые выдвинули его в число депутатов по составлению нового Уложения.

Заметив в сыне художественные наклонности, он отвез мальчика в Петербург и определил в 1770 г. в Воспитательное училище при АХ.

Еще на академической скамье Угрюмов проявил себя как талантливый рисовальщик. Наставниками его были исторические живописцы П. И. Соколов, Г. И. Козлов и И. А. Акимов.

Работы юного художника имели успех и даже продавались на академических аукционах (панно "Детские вакханалии", "Смерть Лукреции", оба 1783).

В 1785 г. Угрюмов получил большую золотую медаль за программную помпозицию "Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне" (1785) и в качестве пенсионера был отправлен на четыре года в Италию. Там, делая рисунки с античной скульптуры и живописных полотен эпохи Возрождения (в частности, с картины П. Веронезе "Похищение Европы"), художник добился значительных успехов.

Вскоре после возвращения на родину, в 1791 г., Угрюмов был назначен преподавателем класса исторической живописи АХ. В 1793 г. по заказу Екатерины II он создал большое историческое полотно "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями". Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Эта многофигурная композиция, олицетворяющая апофеоз русского князя и его дружины, выполнена в традициях классицизма. Одним из ее достоинств было стремление художника к исторической достоверности: кольчуги, латы воинов и одежды псковских жителей переданы с убедительной точностью.К национальной патриотической тематике обратился Угрюмов и в другой своей картине - "Испытание силы Яна Усмаря" (1796-97). В основу сюжета положено летописное сказание о киевском кожемяке Яне Усмаре, который вызвался продемонстрировать перед князем Владимиром свою силу, чтобы получить право сразиться с печенегами, вступив в единоборство с их богатырем. Для доказательства он должен был остановить на бегу разъяренного быка. Следование античным традициям - одно из основных требований классицизма - соблюдено художником в полной мере. Ян Усмарь, атлетически сложенный, как античный герои, представлен не в одежде ремесленника, а полуобнаженным, с драпировкой у пояса. Красный цвет драпировки является доминирующим колористическим акцентом, дополняющим динамику сцены, подчеркивающим мощное движение главного героя. За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника.

Вскоре ему было поручено написать несколько картин для интерьеров строящегося Михайловского замка. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Работа эта заняла более двух лет, и результатом ее стали два полотна: "Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года" и "Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" (1797-99). Исполнены эти картины мастерски, однако попытки художника преодолеть жесткие каноны классицизма, внося достоверные изображения мест действия и реальных героев, оказались безуспешны. Напыщенная театрализованность, условность сцен оставляет их далекими от подлинной историчности.

Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Своей простотой и серьезностью эти работы выгодно отличаются от его тяжеловесных исторических композиций. Много лет возглавляя исторический класс АХ, Угрюмов воспитал блестящую плеяду русских исторических живописцев, среди которых были А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, О. А. Кипренский и другие мастера, составившие славу отечественного искусства.

Угрюмов Григорий Иванович

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Работы художника Г.И. Угрюмова

Страна: Россия
Родился: 11 мая 1764 г.
Умер: 19 марта 1823 г.

Григорий Иванович Угрюмов

Большим мастером наивного пафоса, как по молодости лет была наивной и вся русская историческая живопись второй половины XVIII века, можно назвать Григория Ивановича Угрюмова. Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800). За картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1796 ) художник получает звание академика. Писал также Г.И. Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга.

Наверное, художник не стал явлением в русской живописи, далеки от совершенства его картины. Но он был в числе первых российских исторических живописцев и одним из первых по качеству преподавателей Академии, ибо среди его учеников были А.И. Иванов, А.Е. Егоров, О.А. Кипренский, В.К. Шебуев — будущее созвездие блестящих живописцев и педагогов.

Родился Г.И. Угрюмов в семье купца-жестянщика. Отец его, будучи родом из Ярославской губернии, обладал незаурядными способностями, которые выдвинули его в число депутатов по составлению нового Уложения.

Заметив в сыне художественные наклонности, он отвез мальчика в Петербург и определил в 1770 г. в Воспитательное училище при АХ.

Еще на академической скамье Угрюмов проявил себя как талантливый рисовальщик. Наставниками его были исторические живописцы П. И. Соколов, Г. И. Козлов и И. А. Акимов.

Работы юного художника имели успех и даже продавались на академических аукционах (панно «Детские вакханалии», «Смерть Лукреции», оба 1783).

В 1785 г. Угрюмов получил большую золотую медаль за программную помпозицию «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) и в качестве пенсионера был отправлен на четыре года в Италию. Там, делая рисунки с античной скульптуры и живописных полотен эпохи Возрождения (в частности, с картины П. Веронезе «Похищение Европы»), художник добился значительных успехов.

Вскоре после возвращения на родину, в 1791 г., Угрюмов был назначен преподавателем класса исторической живописи АХ.

В 1793 г. по заказу Екатерины II он создал большое историческое полотно «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Эта многофигурная композиция, олицетворяющая апофеоз русского князя и его дружины, выполнена в традициях классицизма. Одним из ее достоинств было стремление художника к исторической достоверности: кольчуги, латы воинов и одежды псковских жителей переданы с убедительной точностью.

К национальной патриотической тематике обратился Угрюмов и в другой своей картине — «Испытание силы Яна Усмаря» (1796-97). В основу сюжета положено летописное сказание о киевском кожемяке Яне Усмаре, который вызвался продемонстрировать перед князем Владимиром свою силу, чтобы получить право сразиться с печенегами, вступив в единоборство с их богатырем. Для доказательства он должен был остановить на бегу разъяренного быка.

Следование античным традициям — одно из основных требований классицизма — соблюдено художником в полной мере. Ян Усмарь, атлетически сложенный, как античный герои, представлен не в одежде ремесленника, а полуобнаженным, с драпировкой у пояса. Красный цвет драпировки является доминирующим колористическим акцентом, дополняющим динамику сцены, подчеркивающим мощное движение главного героя. За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника.

Вскоре ему было поручено написать несколько картин для интерьеров строящегося Михайловского замка. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Работа эта заняла более двух лет, и результатом ее стали два полотна: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (1797-99). Исполнены эти картины мастерски, однако попытки художника преодолеть жесткие каноны классицизма, внося достоверные изображения мест действия и реальных героев, оказались безуспешны. Напыщенная театрализованность, условность сцен оставляет их далекими от подлинной историчности.

Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Своей простотой и серьезностью эти работы выгодно отличаются от его тяжеловесных исторических композиций. Много лет возглавляя исторический класс АХ, Угрюмов воспитал блестящую плеяду русских исторических живописцев, среди которых были А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, О. А. Кипренский и другие мастера, составившие славу отечественного искусства.

© Энциклопедия русской живописи

fantlab.ru

Г.Угрюмов - мастер пафоса. Наивного ли? - Художники

Угрюмов Григорий Иванович(30 апреля 1764 - 7 марта 1823 Петербург )

Большим мастером наивного пафоса, как по молодости лет была наивной и вся русская историческая живопись второй половины XVIII века, можно назвать Григория Ивановича Угрюмова.

Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770).

Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину "Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне" (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию.

По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков" (1793), "Взятие Казани войсками Ивана Грозного" (1797—1799), "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" (не позднее 1800).

За картину "Испытание силы Яна Усмаря" (1796 <1797?>) художник получает звание академика. Писал также Г.И. Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга.

Наверное, художник не стал явлением в русской живописи, далеки от совершенства его картины. Но он был в числе первых российских исторических живописцев и одним из первых по качеству преподавателей Академии, ибо среди его учеников были А.И. Иванов, А.Е. Егоров, О.А. Кипренский, В.К. Шебуев — будущее созвездие блестящих живописцев и педагогов.

>> смотреть картины Г.И. Угрюмова

 Источник: АРТ-Каталог

rupo.ru

Угрюмов, Григорий Иванович - это... Что такое Угрюмов, Григорий Иванович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Угрюмов.

Григо́рий Ива́нович Угрю́мов (30 апреля [11 мая] 1764, Москва — 16 [28] марта 1823, Санкт-Петербург)[1] — исторический живописец и портретист; представитель классицизма.

Биография

Родился в Москве в семье купца-жестянщика родом из села Норского Ярославской губернии Ивана Михайловича Угрюмова, депутата Комиссии по составлению проекта Нового Уложения.

Крещён в сохранившейся до сих пор Успенской (Пятницкой) церкви, в которой была сохранена плащаница его работы.[2]

Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Главным наставником его был Д. Левицкий. По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790 г. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии.

В 1794 г. он признан назначенным в академики и в 1797 г. получил это звание за картину «Испытание силы Яна Усмаря». Будучи вскоре после того возведён в адъюнкт-профессоры, состоял им до 1800 г., в котором повышен в профессоры. С 1800 г. стал заседать в совете Академии. Наконец, в 1820 г. был сделан ректором исторической живописи.

В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I; по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр.. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского. Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова и доктора И. К. Каменецкого.

Как преподаватель, он имел большое влияние на успехи русской живописи, дав образование многим замечательным художникам, в том числе А. Иванову, Д. Иванову, В. Шебуеву, А. Егорову, О. Кипренскому и др.

Галерея картин

  • Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785)

  • Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами (1793)

  • Испытание силы Яна Усмаря (1796-1797)

  • Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года (не позднее 1800)

  • Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (не позднее 1800)

  • Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества (1800-е)

  • Портрет И. К. Каменецкого (1810-е)

  • Портрет И. В. Водовозова (1814)

Примечания

Источники

Литература

  • Зонова З., Скворцов А. Григорий Иванович Угрюмов. 1764—1823 / Ред. А. Леонов; Обложка - гравюра на дереве М. Маторина. — М.-Л.: Искусство, 1947. — 24, [6] с. — (Массовая библиотека). — 15 000 экз. (обл.)
  • Зонова 3. Т. Григорий Иванович Угрюмов. 1764—1823. — М., 1966.
  • Яковлева Н. А. Григорий Угрюмов. 1764—1823 / Оформление серии Д. М. Плаксина. — Л.: Художник РСФСР, 1982. — 80 с. — (Массовая библиотека по искусству). — 30 000 экз. (обл.)

dic.academic.ru

Угрюмов Григорий Иванович - Биография :: Артпоиск

Художник, неразрывно связанный с Академией художеств, ее верный сын и честный слуга. С 1770 года, в шестилетнем возрасте, Угрюмов попадает в Воспитательное училище при Академии в числе воспитанников третьего, со дня основания, приема. В начале 1780-х годов он — среди самых способных учеников Академии. В 1785 году за программу "Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне" молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени — "колориста" и "пластика", чтобы усвоить и то, и другое качество. Осенью 1790 года Угрюмов возвращается в Петербург и уже в следующем году занимает вакантное место преподавателя в классе исторической живописи, а с 1795 года он руководит уже всеми живописными классами. В 1797 году он получает звание академика за картину "Испытание силы Яна Усмаря", в 1800 — должность профессора. Ровное, уверенное продвижение по службе. Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, — ректора Академии.

Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. В их глазах он был "отцом исторической живописи", едва ли не создателем этого жанра, и слава его затмила славу Лосенко Лосенко Антон Павлович Лосенко Антон Павлович [1737—1773] Портретист, живописец. Автор исторических картин, основоположник русской исторической живописи..... "Какое выражение силы в Печенежском единоборце! Какое достоинство в Победителе Казани! Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила! Живописец, наполненный любви Отечества, он достоин предавать бессмертию славу Российских героев", — писал о нем почетный любитель Академии М.Н. Муравьев. Фигура Угрюмова, действительно, отвечала общественной потребности в художнике, который воплотил бы идеалы гражданственности в духе эпохи Просвещения, — и на материале русской истории. Приверженность русским сюжетам составляет отличительную особенность творчества Угрюмова, хотя он и не был здесь первооткрывателем. Другое качество исторической живописи Угрюмова, также оказывавшее большое воздействие на современников, — стремление к правдивости исторической обстановки, костюма и вообще к некоей естественности изображаемого, разумеется, в рамках академической системы XVIII века. В картине "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями" (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Более того, он помещает слева совсем уж "неканоническую" группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. В традиционной в целом академической картине, где все строго выверено и каждый жест значим, эта группа вносит диссонанс, поскольку смысл ее неясен. Но смысла, по-видимому, и не следует искать: появление этих персонажей — результат несколько наивной попытки сделать изображение более "жизненным".

Угрюмов был выдающимся педагогом. Многие русские художники занимались преподаванием, в том числе и в Академии, но Угрюмов — из числа тех, в отношении которых этот факт не может быть не принят во внимание. В этом снова сказывается принадлежность Угрюмова академическим стенам, в которых передача традиций, культивация давно установленных норм, охранение неких законов искусства были сутью как процесса обучения, так и собственно творчества. Были в истории Академии преподаватели, роль которых сводилась к консервации старого и искусственному его поддержанию. Угрюмов же, напротив, стал действительно живым звеном передачи традиции. В этом своеобразие его исторической роли, и в этом ее значение.

Угрюмов — это "учитель учителей" тех, кто станут крупнейшими педагогами начала XIX века, — Егорова, Шебуева, Андрея Иванова. Но через их голову он связывает традицию Лосенко Лосенко Антон Павлович Лосенко Антон Павлович [1737—1773] Портретист, живописец. Автор исторических картин, основоположник русской исторической живописи.... (которую он подхватывает в большей мере, чем прямые ученики замечательного живописца) с искусством начинающего романтизма. Угрюмов был учителем Кипренского, которому, конечно, больше, чем Егорову, пригодились лосенковские уроки драматического света, цвета, выразительного живописного рассказа, не отягощенного сухостью подробностей.

Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова — "Испытание силы Яна Усмаря" (1796-1797), или "В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком". Ян Усмарь, разрывая кожу разъяренного животного, доказывает тем самым свое право на поединок с богатырем-печенегом. Напряженность кульминационного момента, резкость движения, подчеркнутого еще фигурой человека, упавшего на землю, бурная патетика, выразительный свет идут от барокко. Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. В колорите превалируют "рубенсовские" теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом.

В "Призвании Михаила Федоровича Романова на царство" (не позднее 1800 г.) уроки Лосенко Лосенко Антон Павлович Лосенко Антон Павлович [1737—1773] Портретист, живописец. Автор исторических картин, основоположник русской исторической живописи.... очевидны в инструментовке жестов. Центральная группа, очевидно, построена по законам лосенковского "Прощания Гектора с Андромахой". Особенно выразительны пластика и свет в небольшом эскизе (1798).

В поздние годы Угрюмов не получает заказов, и больших полотен поэтому он не пишет. Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма. Его эскиз "Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества" (нач. 1800-х гг.) проникнут тем же духом строгой героики, тем же сдержанным пафосом, что и памятник работы Мартоса. Сходна со знаменитой скульптурной группой и тяжеловатая пластика фигур, в которой нет уже изысканной гибкости персонажей "Александра Невского" или "Призвания на царство...".

И все же Угрюмов не пошел по пути холодноватой классики, той скульптурности формы, той статики, к которым привел поздний классицизм. Дух XVIII века всегда сохраняется в его работах. В названном эскизе он проявился в диагональных акцентах композиции, идущих от барокко.

Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка. Современники считали, что "он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника", и это, по-видимому, верно. Как педагог и как рисовальщик он обращает внимание на выразительную, живописную роль светотени. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее. Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Именно в угрюмовском, вольном и творческом, духе будут рисовать в Академии Кипренский и Брюллов.

artpoisk.info

Угрюмов, Григорий Иванович — WiKi

Родился в Москве в семье купца-жестянщика родом из села Норского Ярославской губернии Ивана Михайловича Угрюмова, депутата Комиссии по составлению проекта Нового Уложения. Крещён в сохранившейся до сих пор Успенской (Пятницкой) церкви, в которой была сохранена плащаница его работы.[2]

Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Главным наставником его был Д. Левицкий. По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785, ГРМ), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790 г. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии.

В 1794 г. он признан назначенным в академики и в 1797 г. получил это звание за картину «Испытание силы Яна Усмаря» (ГРМ).

  Программа картины: «На ратном поле в присутствии великого князя Владимира Российского воина меньший сын показывает опыт своей необычайной силы над разъяренным быком, которого на всем бегу ухватив за бок рукой, вырывает кожу и мясо колико захватил».  

Будучи вскоре после того возведён в адъюнкт-профессоры, состоял им до 1800 г., в котором повышен в профессоры. С 1800 г. стал заседать в совете Академии. Наконец, в 1820 г. был сделан ректором исторической живописи. Почетный член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I; по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского. Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова и доктора И. К. Каменецкого.

Как преподаватель, он имел большое влияние на успехи русской живописи, дав образование многим замечательным художникам, в том числе А. Иванову, Д. Иванову, В. Шебуеву, А. Егорову, О. Кипренскому и др.

Скончался в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском кладбище.

ru-wiki.org