Урок рисования на тему "Картина - особый мир. Картина-пейзаж". Урок картина


Уроки-конспекты по картинам художников

Уроки по картинамУроки по картинам художников знакомят учащихся с красотой русского искусства в художественной живописи. Такие уроки прививают любовь к искусству, повышают нравственное воспитание и культурное восприятие учащихся.

Учебный материал представлен в виде уроков-конспектов на тему определенной картины, с планом проведения занятия и примером сочинения по теме художественной работы.

В помощь преподавателю: Разработка урока: "Сочинение по художественной картине"

Подборка материала для уроков по картинам русской живописи:

Картина И. И. Левитана"Золотая осень"1895 г.Урок по картине "Золотая осень"

Картина А. М. Герасимова"После дождя"1935 г.Урок по картине "После дождя"

Картина С. Григорьева"Вратарь"1949 г.Урок по картине "Вратарь"

Картина В. М. Васнецова"Три Богатыря"1952 г.Урок по картине "Три Богатыря"

Картина Ф. П. Решетникова"Опять двойка"1952 г.Урок по картине "Опять двойка"

Картина Т. Н. Яблонской"Утро"1954 г.Урок по картине "Утро"

Картина Ф. П. Решетникова"Мальчишки"1971 г.Урок по картине "Мальчишки"

Картина А. А. Пластова"Первый снег"1946 г.Урок по картине "Первый снег"

Картина И. Тихого"Аисты"1960 г.Урок по картине "Аисты"

Вы можете соглашаться и не соглашаться с авторами опубликованных работ, используйте материалы и конспекты, чтобы разработать свой собственный урок. При работе ориентируйтесь на учебно-методические и педагогические пособия. При создании своего урока, пользуйтесь материалами с нашего сайта.

Все материалы для проведения уроков, предоставленные на сайте, написаны авторами Сезоны-года.рф, не копированы и не заимствованы с других сайтов.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Конспекс урока изобразительное искусство Тема: Картина

Урок №28 изобразительное искусство 3 класс Дата____________

Тема: Картина - особый мир. Картина-пейзаж

Цели: повторить знании о крупнейших музеях; знакомство с жанром «пейзаж»; поиск композиции пейзажа; решение колористических задач, повторить термин «колорит»; познакомить с терминами «шедевр», «экскурсовод», «экскурсия».

Вид деятельности: рисование пейзажа.

Планируемые результаты: школьники научатся словесно оформлять свои впечатления о картинах; познакомятся с пейзажами великих русских художников; научатся рисовать пейзаж.

Оборудование: репродукции пейзажей разных видов, принадлежности для рисования.

Ключевые слова и понятия: жанр, шедевр, интенсивность, теплота.

Примечание. Для пояснения темы «Пейзаж» можно подготовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент, актуализация знаний

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

- О чем вы узнали на прошлом уроке?

- Какие самые крупные музеи нашей страны вы знаете?

- Картины каких художников в них можно увидеть?

- Приходилось ли вам или вашим близким бывать в этих музеях?

- Какую работу вы выполняли на прошлом уроке?

- Что такое оригинал?

- Что такое репродукция?

- Что находится в музеях - оригиналы картин или их репродукции?

Давайте вспомним, о каких музеях шла речь на прошлом уроке. Откройте учебник на с. 112-113, прочитайте текст и рассмотрите фотографии.

Повторите названия самых знаменитых музеев.

III. Беседа по теме урока

- Как называется человек, который рисует картины? (Художник.)

- Что может быть изображено на картинах художников? Послушайте стихотворение-загадку и отгадайте ее. В конце стихотворения скажите все вместе хором, что нарисовал художник. Взял ты кисти и тетрадь,

Начинаешь рисовать.

Лес, березу, подорожник —

Нарисует все художник.

Море, луг и виноград,

И фруктовый школьный сад.

Или маму за столом,

Или свой родимый дом,

Или в сказке Буратино.

И получится... (картина).

М. Давыдова

Но вы сами сказали, что на картинах могут быть нарисованы самые разные изображения. На одних картинах нарисованы деревья и речка, на других — красавица или полководец, а на третьих -вообще ваза с ананасом. Такие картины и называются по-разному. Все картины в зависимости от того, что на них изображено, подразделяются на особые направления - жанры.

Сегодня вы начнете знакомство с разными жанрами изобразительного искусства.

IV. Работа а тетради

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Картина-пейзаж». Запишите также определение слова «жанры».

Жанры - это особые направления в изобразительном искусстве, они зависят от того, что изображено на картине. Иначе говоря, жанр — это тема картины, на которую она создана, ее сюжет.

Посмотрите на знакомые вам картины, расскажите, что на них изображено, что является их темой, сюжетом.

(Демонстрация репродукций известных картин, которые школьники обсуждают.)

Сегодня урок будет посвящен картинам с изображениями разных видов природы.

Познакомьтесь с первым жанром изобразительного искусства, который называется «пейзаж». Запишите определение пейзажа.

Пейзаж - это изображение на картине природы.

Пейзажем называется картина, которая изображает природные ландшафты — лес, поле, деревья, речку, озеро. Бывают и городские пейзажи, на которых нарисованы городские дома, фонтаны, скверы и парки. Бывают пейзажи фантастические, где нарисована природа невиданных стран или планет, скажем, марсианские пейзажи.

А на немецкий язык слово «пейзаж» переводится словом «ландшафт». Повторите его. Этот термин тоже часто используется при описании пейзажных картин.

В разговорах о картинах, сделанных известными художниками, будет часто встречаться слово «шедевр». Повторите его все вместе. Запишите, что означает это слово.

Шедевр — художественное произведение, которое стало высшим достижением художника.

Откройте учебник на с. 116, там размещена репродукция картины художника А. Саврасова «Грачи прилетели». Это настоящий шедевр. Потому что никто до этого художника не мог так точно, так трогательно передать первое дыхание весны. Вероятнее всего, на картине изображен март. Кругом еще лежит снег, но уже появились первые перелетные птицы, и от этого в душах людей возникает надежда на жизнь, на будущее. В нижней части картины еще наполовину бело, а наполовину раскрылась черная земля, еще сумрачно, тяжело. Валяются обломанные с берез ветки, оставшиеся с зимы. Зато вверху, кажется, мы слышим веселые крики грачей, которые прилетели на свою родину и принимаются вить гнезда. И ветви берез - живые, не обломанные — раздвигают небо, где уже видна природная синева. Вот за это - изображение радости жизни, утешение, вселение надежды - мы и любим картины великих художников, которые оставили в дар всему человечеству свои шедевры.

- Что такое шедевр?

V. Пояснение темы урока

Откройте учебник на с. 114-117, рассмотрите репродукции картин, прочитайте текст. Здесь есть шедевры, оригиналы которых находятся в Третьяковской галерее. И вы, ребята, сейчас познакомитесь с репродукциями картин, которые уже несколько веков не перестают пленять зрителей.

(Демонстрация репродукций известных пейзажей.)

— Что объединяет все эти картины? (На них изображена природа.)

- Как называются картины, на которых изображена природа?

- Какая из картин вам понравилась больше остальных и почему?

Давайте познакомимся с тем, как может выглядеть самый простой пейзаж. Вот у меня в руках две полоски разных цветов -синяя и коричневая. Я совмещаю эти две полоски, прикладываю их друг к другу длинной стороной. Можно себе представить, что перед вами - пейзаж, где его верхняя часть обозначена синей полоской, а нижняя - коричневой.

— Что может передавать такой элементарный пейзаж? (Небо и землю.)

— Как еще можно скомпоновать пейзаж всего с помощью двух красок? (Голубая и синяя — небо и море; голубая и белая — небо и снег; голубая и зеленая — небо и луг; голубая и желтая — небо и солнце; голубая и фиолетовая — небо и туча.)

Вот, оказывается, как мало красок надо для создания самого простейшего пейзажа. Но вы, конечно же, постарайтесь в работе использовать более богатую гамму цветов. Так рисунок получится значительно интереснее и выразительнее.

VI. Расширение знаний о пейзаже

Один из самых знаменитых художников-пейзажистов в нашей стране — Иван Иванович Шишкин. Посмотрите подборку репродукций картин этого художника.

(Демонстрация репродукций картин «Рожь», «Лесные дали», «На севере диком».)

— Какая из этих картин вам знакома с самого раннего детства? («Утро в сосновом лесу».)

Запишите в тетрадях фамилию художника и название его картины: И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».

Где вам доводилось видеть репродукцию этой картины? Конечно, она много раз копировалась, ее репродукции встречаются в магазинах, в кафе, в фойе концертных залов и кинотеатров. Но чаще всего ее, конечно, можно увидеть на обертках знаменитых конфет «Мишка косолапый».

И. Шишкин так любил изображать на своих картинах именно русские просторы, природу средней полосы России, что, когда его отправили от Академии художеств в Италию, вскоре возвратился домой. Он пояснил это так: «В России можно найти места намного лучше итальянских». И он доказал это своей жизнью, своей работой. Целыми днями художник проводил за работой - выходил с красками в поля и леса, находил интересный уголок и переносил его красоту на полотно.

Глядя на картины Шишкина, испытываешь гордость за то, насколько прекрасна наша родина. Кажется, будто картины этого художника исполняют гимн природе, настолько торжественно, возвышенно она изображена.

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор.

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Н. Некрасов

На картинах И. Шишкина чаще показаны летние пейзажи.

— Как вы думаете, почему у него летних пейзажей — сотни, а зимних - считанные единицы? (Зимой нельзя долго рисовать на воздухе — замерзали руки.)

— Как фамилия художника, который нарисовал все эти пейзажи?

Вот как говорили об И. Шишкине его современники.

«Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный» (В. Стасов).

«...Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал, просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды» (А. Комарова).

VII. Задание для самостоятельной работы

Ваше сегодняшнее задание - нарисовать пейзаж.

- Что вы можете изобразить на своей картине? (Небо, поле, лес. одно дерево, растущий цветок, реку, море, озеро.)

Изображая пейзаж, не забывайте о правилах передачи явления природы на рисунках. Например, если у вас несколько планов — ближний и дальний, тогда самое светлое изображение должно выступать на первый план, а остальные планы пусть будут темнее. Вот вам для этого памятка.

(Педагог выставляет на доску таблички с напоминанием правил при рисовании.)

Ближний и дальний планы: интенсивность.

Ближнее изображение - светлее.

Дальнее изображение - темнее.

Более насыщенный фон создает впечатление того, что задний план расположен глубже, дальше от зрителя.

Кроме того, на первом плане должны использоваться цвета более теплые. А чем рисунок уходит дальше, в глубину, тем цвета становятся холоднее.

Ближний и дальний планы: теплота.

Ближнее изображение - теплые тона.

Дальнее изображение — более холодные тона.

- Какие тона принято относить к теплым?

- Какие тона являются холодными?

А при передаче изображения неба в сочетании с землей и водой надо соблюдать следующие условия:

• небо светлее воды;

• небо светлее земли,

• вода светлее земли.

Подумайте также над тем, какое время года вы будете изображать на рисунке.

Помните, вы размышляли о выборе колорита - главных красок для передачи картины леса в разные времена года.

- Какой колорит будет главным на рисунке летнего леса? (Зеленый)

- Какой колорит будет главным на рисунке осеннего леса? (Желтый.)

Точно так же будет различаться колорит при передаче разного времени суток. Поэтому решите, в какой час вы будете передавать состояние природы — в момент заката солнца, восхода солнца или в полдень.

- Каким будет колорит на рисунке леса в жаркий полдень, когда раскаченное солнце освещает все вокруг? (Желтым.)

— Какой колорит будет на рисунке леса в пасмурный день, когда солнце еле-еле светит? (Серо-зеленый, сине-зеленый.)

(Школьники приступают к подготовительной работе над пейзажем.)

VIII. Физкультминутка

Для того чтобы отдохнуть от занятий, выполним веселую физкультминутку «Прыжки». Встаньте прямо, поставьте руки на пояс.

(Педагог описывает вариант прыжков, учащиеся их выполняют. Каждый вид прыжка выполняется по 8-10 раз.)

1. Прыжки на двух ногах.

2. Прыжки на одной и другой ноге по очереди, выставляя вперед то одну, то другую ногу.

3. Прыжки на одной и другой ноге по очереди, сгибая назад в колене то одну, то другую ногу.

4. Прыжки «ноги вместе - ноги врозь».

5. Прыжки «ноги вместе — ноги скрестно».

6. Прыжки на месте с поворотом вокруг своей оси.

IX. Завершение самостоятельной работы

(Школьники завершают самостоятельную работу.)

X. Знакомство с новым материалом

Если вы пришли в музей и вам хочется как можно больше узнать о картинах, то лучше не просто ходить, а прислушаться к тому, что говорят о картинах экскурсоводы.

Экскурсоводы - это работники музея, которые помогают посетителям лучше узнать экспонаты, проводя по выставке специальный обзор - экскурсию.

Экскурсоводы должны много знать о творчестве того художника, о картинах которого они говорят, о том, в какое время он жил, где учился, в каких жанрах рисовал свои полотна. Наконец, о самой картине экскурсовод должен рассказать так, чтобы у посетителей галереи появился интерес к живописи, к творчеству этого художника. Я хочу вам предложить сейчас представить себя в роли экскурсовода. Выберите картину, которая вам интереснее других, внимательно ее рассмотрите и постарайтесь подробно описать так, чтобы все, кому вы рассказываете о ней, посмотрели на нее другими глазами.

(Проводится «игра в экскурсоводов».)

XI. Информация о художнике

Еще один известный русский художник-пейзажист - Исаак Ильич Левитан. Посмотрите на картины И. Левитана.

(Демонстрация репродукций картин «Золотая осень», «Март», «Над вечным покоем».)

По своей специальности Левитан, как и Шишкин, - художник-пейзажист. Но можете ли вы отличить картину, выполненную Левитаном, от картин, которые рисовал Шишкин?

- Как называется присущее только одному художнику умение рисовать, его собственный «почерк»? (Стиль.)

Говоря по-другому, стиль - это индивидуальность мастера. Именно по стилю - разным приемам создания произведения искусства - мы можем отличить работы художников.

Обратите внимание на стиль, художественный почерк художника И. Левитана. Он выбирает самые простые, неброские и привычные уголки России для своих картин. Но при этом сами картины дышат простотой, трогательностью. Художник словно хочет показать красоту Родины в простых стогах на лугу, золотой осени, озере.

- Если картины Шишкина мы сравнили с торжественными песнями, то с чем можно сравнить картины Левитана? (С негромкой лирической песней.)

Вот как один из художников говорил о картинах И. Левитана.

«Левитан - это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе... и трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям... останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, уникальную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу» (Б. Иогансон).

XII. Рефлексия

- Какие картины называются пейзажами?

- Что такое шедевр?

- Чем занимается экскурсовод?

- Каких художников-пейзажистов вы знаете? Назовите картину по ее описанию.

(Педагог читает четверостишие, по которому учащиеся определяют название картины и художника. Автор стихов - М. Давыдова.)

Широта и просторы полей

Над Россией любимой моей.

Стоит картину лишь раз посмотреть —

В небо хочется птицей взлететь. («Рожь», И. Шишкин.)

Море, обломки плывут корабля,

За горизонтом осталась земля.

Верим, что люди в борьбе со стихией

Одержат победу несломленной силой. («Девятый вал», И. Айвазовский.)

Снова в Россию вернулась весна,

Птиц перелетных она привела.

Радостен щебет пернатых гостей,

Радостно люди встречают грачей. («Грачи прилетели», А. Саврасов.)

— Что может быть изображено на картине-пейзаже?

— Какие картины в жанре пейзажа вы хотели бы показать посетителям экскурсии?

— Какова роль братьев-Мастеров при создании пейзажа? А теперь сочиним синквейн на тему «Пейзаж».

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет опенки.)

XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следующий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры.

Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-пейзаж и составить по ней рассказ экскурсовода.

infourok.ru

Урок рисования на тему "Картина

Урок 28 Дата___________

Тема. Картина - особый мир. Картина-пейзаж

Цели: повторить знании о крупнейших музеях; знакомство с жанром «пейзаж»; поиск композиции пейзажа; решение колористических задач, повторить термин «колорит»; познакомить с терминами «шедевр», «экскурсовод», «экскурсия».

Вид деятельности: рисование пейзажа.

Планируемые результаты: школьники научатся словесно оформлять свои впечатления о картинах; познакомятся с пейзажами великих русских художников; научатся рисовать пейзаж.

Оборудование: репродукции пейзажей разных видов, принадлежности для рисования.

Ключевые слова и понятия: жанр, шедевр, интенсивность, теплота.

Примечание. Для пояснения темы «Пейзаж» можно подготовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент, актуализация знаний

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

- О чем вы узнали на прошлом уроке?

- Какие самые крупные музеи нашей страны вы знаете?

- Картины каких художников в них можно увидеть?

- Приходилось ли вам или вашим близким бывать в этих музеях?

- Какую работу вы выполняли на прошлом уроке?

- Что такое оригинал?

- Что такое репродукция?

- Что находится в музеях - оригиналы картин или их репродукции?

Давайте вспомним, о каких музеях шла речь на прошлом уроке. Откройте учебник на с. 112-113, прочитайте текст и рассмотрите фотографии.

Повторите названия самых знаменитых музеев.

III. Беседа по теме урока

- Как называется человек, который рисует картины? (Художник.)

- Что может быть изображено на картинах художников? Послушайте стихотворение-загадку и отгадайте ее. В конце стихотворения скажите все вместе хором, что нарисовал художник. Взял ты кисти и тетрадь,

Начинаешь рисовать.

Лес, березу, подорожник —

Нарисует все художник.

Море, луг и виноград,

И фруктовый школьный сад.

Или маму за столом,

Или свой родимый дом,

Или в сказке Буратино.

И получится... (картина).

М. Давыдова

Но вы сами сказали, что на картинах могут быть нарисованы самые разные изображения. На одних картинах нарисованы деревья и речка, на других — красавица или полководец, а на третьих -вообще ваза с ананасом. Такие картины и называются по-разному. Все картины в зависимости от того, что на них изображено, подразделяются на особые направления - жанры.

Сегодня вы начнете знакомство с разными жанрами изобразительного искусства.

IV. Работа а тетради

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Картина-пейзаж». Запишите также определение слова «жанры».

Жанры - это особые направления в изобразительном искусстве, они зависят от того, что изображено на картине. Иначе говоря, жанр — это тема картины, на которую она создана, ее сюжет.

Посмотрите на знакомые вам картины, расскажите, что на них изображено, что является их темой, сюжетом.

(Демонстрация репродукций известных картин, которые школьники обсуждают.)

Сегодня урок будет посвящен картинам с изображениями разных видов природы.

Познакомьтесь с первым жанром изобразительного искусства, который называется «пейзаж». Запишите определение пейзажа.

infourok.ru

Открытый урок на тему: "Картина - пейзаж"

Тема: Картина-пейзаж.

Цель: познакомить учащихся с жанром изобразительного искусства «пейзаж», разнообразием видов и пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; рассмотреть особенности построения композиции пейзажа.

- Формировать навыки работы художественными материалами в выполнение пейзажа;

- Развивать творческую активность, воображение , память, пространственное мышление;

- Воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Предметные : содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование : репродукции с картин А. К. Саврасова, И.И.Шишкина, И.И.Левитана, А.И. Куинджи, презентация « Картина-пейзаж » ,музыка А.Вивальди «Времена года», бумага, краски, кисти.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

-Я рада приветствовать Вас, ребята! - Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. - Пожалуйста, садитесь. - Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения,  новых и интересных открытий.  - И так, начнем!- Желаю удачи!

Приветствуют учителя.

Садятся на места.

Улыбаются.

Р. Осуществляют самоконтроль.

К. Контролируют свои действия в классе.

2.Мотивация учебной деятельности.

Звучит тихая музыка  А.Вивальди "Времена года".

Учитель :  Пришла весна на место встречи,

Накинув бережно на плечи

Платок в сиреневых цветах

Дорога детства так знакома:

Сиренью улицы цветут,

И тороплюсь к родному дому,

Где так тепло, когда там ждут.

(Н.Веденеева) УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ! ПРИЯТНА МНЕ ТВОЯ ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА -

ЛЮБЛЮ Я ПЫШНОЕ ПРИРОДЫ УВЯДАНЬЕ, В БАГРЕЦ И ЗОЛОТО, ОДЕТЫЕ ЛЕСА.

(А.С.Пушкин)

В: - Ребята, о чём эти стихотворения?

-Тема природы звучит в музыке, в стихах, в картинах.

- Обратите внимание на доску, что здесь лишнее? (Необходимо убрать натюрморт, портрет)

       

       

О:- О природе.

Учащиеся по желанию выходят к доске и убирают не нужные репродукции.

Л. Проявляют интерес к изучению материала.

К. Слушать и понимать речь других;

Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

3.Постановка учебной задачи

- Ребята, давайте попытаемся определить тему нашего сегодняшнего урока.

Учитель: Если видишь на картине,

 Нарисована река,

              Живописные долины

          И дремучие леса,

          Белокурые березки

          Или старый крепкий дуб,

          Или вьюга, или ливень,

          Или солнечный денёк.

          Нарисованный быть может

          Или север, или юг.

          И любое время года  

          Мы в картине разглядим.

          Не задумываясь, скажем:

          Называется пейзажем! - Ребята, а какие задачи вы поставите перед собой?

- Чтобы решить поставленные задачи, мы должны познакомиться с жанром «пейзаж», с художниками -пейзажистами .

О:- Познакомится с творчеством художников- пейзажистов;

Научится выполнять пейзаж различными живописными материалами.

Р. Умение самостоятельно извлекать нужную информацию;

П. Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами.

4.Изучение нового материала.

В: - Итак, что такое пейзаж?

-  Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.

В: - Ребята, кто может назвать художников этого времени?

-  Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.

В: - А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?

В: - А как меняется? Что вы наблюдали?

-  Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое.

-  Молодцы! Правильно! А теперь давайте посмотрим на какие виды делится жанр пейзажа ( см. презентацию)

  • Сельский (рисуются поля, деревенские дома)

  • Городской  (изображение различных улиц, видов города, домов.)

  • морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты. - Сегодня на уроке мы любовались различными уголками нашей необъятной страны - России. Природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.

О: - Пейзаж- это изображение природы.

О :- Левитан, Шишкин, Саврасов, Васильев и др.

О: - Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года.

П. обобщают информацию о жанре пейзажа и о его видах; определяют роль и место пейзажа в жизни человека; строят логически обоснованные рассуждения.

К. участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи.

Л.проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции.

Физкультминутка

Учитель показывает движениями.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше!

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Л. Проявляют физическую активность в выполнен. упражнений

5.Творческая практическая деятельность учащихся

- Как правильно построить пейзаж?

Этапы построения.

1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры  или по  представлению.

2.Работа начинается с наброска карандашом.

3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.

4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

  Законы перспективы. 1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. 2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних. 4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.  

5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.

6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.

- Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.

Учащиеся выполняют пейзаж по настроению. Используют живописные материалы

Р.выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Л. Самоопределение

6. Итог урока. Рефлексия.

Выставка , анализ и оценка работ учащихся.

В: - Что мы изучали на уроке?

Учитель предлагает закончить предложение:

•«За этот урок я понял, что…».

•«Мне понравилось…».

•«Я не напрасно провел этот урок, потому что...».

•«Главным для меня было...».

• «Урок дал мне для жизни…».

Учащиеся выставляют работы, осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.

К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Л. аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников.

kopilkaurokov.ru

Разработка урока: "Сочинение по художественной картине"

В помощь преподавателю - разработка урока по картинам художника.

  • - С чего начать. Подготовка к уроку
  • - Этапы подачи материала
  • - Как происходит описание картины
  • - Домашнее задание для закрепления навыков

     

Подготовка к сочинению по художественной картине

Урок "Подготовка к сочинению по художественной картине" должен помочь ученикам не только побольше узнать о картине, но и научить их мыслить самостоятельно, увидеть в картине что-то свое.

Начинается урок с представления художника. Что это за художник, когда он жил, в какой манере и в каком стиле работал, кто были его современники, какой вклад в историю живописи он внес.

Узнав о художнике, переходим к знакомству с произведением искусства. Здесь лучшего всего дать детям самим ответить на вопросы. "догадаться". Как вы думаете, когда была написана картина? Что это за жанр: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая живопись? Отвечая на вопросы, обязательно сделать акцент на правильном ответе.

Что главное в картине? Что хотел выразить художник? С каким чувством он писал картину? Как ему это удалось? Какие выразительные средства художник применил, какими красками написана картина? Яркие или темные , однообразные краски хорошо подчеркивают настроение художника и мысль, которую он хочет донести.

Обратите внимание, что у картины есть передний, средний, дальний планы. Что изображено на каждом из них? Как связана композиция? Что в ней главное, что второстепенное? Учитель предлагает детям ответить на все эти вопрос и обсудить их: какое значение все это имеет для картины, почему художник расположил компоненты именно так?

Иногда важно обратить внимание и на то, где находился художник во время написания или замысла картины: в центре событий, наблюдал издалека, смотрел сверху. Если речь идет о пейзаже или натюрморте, можно также обратить внимание на то, чувствуется ли в картине присутствие человека.

В конце обсуждения ученикам предлагается рассказать, что именно они почувствовали, глядя на эту картину, что она напомнила им. Если это летний пейзаж, то, возможно, вспомнились каникулы. Если натюрморт с фруктами, то могла припомниться какая-то фотография или просто фрукты в магазине.

Стоит обратить внимание на технику художника, например, почти фотографическая точность или крупные размашистые мазки.

Для того, чтобы рассказ о картине получился полноценным, можно предложить детям составить "словарь" картины. Некоторые слова будут в нем универсальными, то есть подойдут для описания любого произведения, не забывайте подобрать побольше синонимов. Например, слова из этой категории: "кисть", "полотно", "композиция", "свет", "освещение", "диагональ", "центр", "центральная фигура", "живописец", "краски", "цвета". Также нужно найти и записать слова, которые будут касаться только определенной картины и ее содержания.

Составление плана сочинения - конечный этап. План практически повторяет этапы обсуждения картины: история, композиция и содержание, настроение.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Конспект урока по ИЗО "Картина

Урок24

Тема. Картина - особый мир. Картина-пейзаж

Цели: повторить знания о крупнейших музеях; знакомство с жанром «пейзаж»; поиск композиции пейзажа; решение коло¬ристических задач; повторить термин «колорит»; познакомить с терминами «шедевр», «экскурсовод», «экскурсия».

Вид деятельности: рисование пейзажа. 

Планируемые результаты: школьники научатся словесно оформлять свои впечатления о картинах; познакомятся с пей- Щжими великих русских художников; научатся рисовать пейзаж.

Оборудование: репродукции пейзажей разных видов, принад- ti I ности для рисования.

Итчевые слова и понятия:жанр, шедевр, интенсивность, теплота. Примечание. Для пояснения темы «Пейзаж» можно подгото- ИМI ь компьютерную презентацию.

Ход урока

I Организационный момент, актуализация знаний

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

и. Повторение пройденного материала

— О чем вы узнали на прошлом уроке?

— Какие самые крупные музеи нашей страны вы знаете?

— Картины каких художников в них можно увидеть?

— Приходилось ли вам или вашим близким бывать в этих музеях?

— Какую работу вы выполняли на прошлом уроке?

— Что такое оригинал?

— Что такое репродукция?

— Что находится в музеях — оригиналы картин или их репро-дукции?

Давайте вспомним, о каких музеях шла речь на прошлом уро¬ке. Откройте учебник на с. 112—113, прочитайте текст и рассмо¬трите фотографии.

Повторите названия самых знаменитых музеев.

III. Беседа по теме урока

— Как называется человек, который рисует картины? (Художник.)

— Что может быть изображено на картинах художников? Послушайте стихотворение-загадку и отгадайте ее. В конце

стихотворения скажите все вместе хором, что нарисовал художник. Взял ты кисти и тетрадь,

Начинаешь рисовать.

Лес, березу, подорожник —

Нарисует все художник.

Море, луг и виноград,

И фруктовый школьный сад.

Или маму за столом,

Или свой родимый дом,

Или в сказке Буратино.

И получится... (картина).

М. Давыдова

Но вы сами сказали, что на картинах могут быть нарисоншш самые разные изображения. На одних картинах нарисованы дг|Ч» вья и речка, на других — красавица или полководец, а на третьих я вообще ваза с ананасом. Такие картины и называются по-разному. Все картины в зависимости от того, что на них изображено, пил разделяются на особые направления — жанры.

Сегодня вы начнете знакомство с разными жанрами изоОрш зительного искусства.

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Картина-пей заж». Запишите также определение слова «жанры».

Жанры — это особые направления в изобразительном искус стве, они зависят от того, что изображено на картине. Иначе го¬воря, жанр — это тема картины, на которую она создана, ее сюжет,

Посмотрите на знакомые вам картины, расскажите, что на них изображено, что является их темой, сюжетом.

(Демонстрация репродукций известных картин, которые школьники обсуждают.)

Сегодня урок будет посвящен картинам с изображениями раз-1 ных видов природы.

Познакомьтесь с первым жанром изобразительного искусства,; который называется «пейзаж». Запишите определение пейзажа. 1

Пейзаж — это изображение на картине природы.

Пейзажем называется картина, которая изображает при¬родные ландшафты - лес, поле, деревья, речку, озеро. Бывают и городские пейзажи, на которых нарисованы городские дома,] фонтаны, скверы и парки. Бывают пейзажи фантастические, где нарисована природа невиданных стран или планет, скажем, мар-1 сианские пейзажи.

А на немецкий язык слово «пейзаж» переводится словом «ландшафт». Повторите его. Этот термин тоже часто используется при описании пейзажных картин.

В разговорах о картинах, сделанных известными художника¬ми, будет часто встречаться слово «шедевр». Повторите его все вместе. Запишите, что означает это слово.

Шедевр — художественное произведение, которое стало выс¬шим достижением художника.

Откройте учебник на с. 116, там размещена репродукция кар-тины художника А. Саврасова «Грачи прилетели». Это настоящий шедевр. Потому что никто до этого художника не мог так точно, так трогательно передать первое дыхание весны. Вероятнее все-

|н па картине изображен март. Кругом еще лежит снег, но уже

тлись первые перелетные птицы, и от этого в душах людей

«шикает надежда на жизнь, на будущее. В нижней части картины инк' наполовину бело, а наполовину раскрылась черная земля, еще и мрачно, тяжело. Валяются обломанные с берез ветки, остав¬шиеся с зимы. Зато вверху, кажется, мы слышим веселые крики Цжчей, которые прилетели на свою родину и принимаются вить ПИ' їда. И ветви берез — живые, не обломанные — раздвигают небо, Пс уже видна природная синева. Вот за это — изображение радо- I їй жизни, утешение, вселение надежды - мы и любим картины Иг ни ких художников, которые оставили в дар всему человечеству

I пни шедевры.

' - Что такое шедевр?

V, Пояснение темы урока

Откройте учебник на с. 114-117, рассмотрите репродукции картин, прочитайте текст. Здесь есть шедевры, оригиналы ко- юрых находятся в Третьяковской галерее. И вы, ребята, сейчас познакомитесь с репродукциями картин, которые уже несколько исков не перестают пленять зрителей.

(Демонстрация репродукций известных пейзажей.)

— Что объединяет все эти картины? (На них изображена при¬рода.)

— Как называются картины, на которых изображена природа?

— Какая из картин вам понравилась больше остальных и по¬чему?

Давайте познакомимся с тем, как может выглядеть самый простой пейзаж. Вот у меня в руках две полоски разных цветов — синяя и коричневая. Я совмещаю эти две полоски, прикладываю их друг к другу длинной стороной. Можно себе представить, что перед вами — пейзаж, где его верхняя часть обозначена синей по¬лоской, а нижняя — коричневой.

— Что может передавать такой элементарный пейзаж? (Небо и землю.)

— Как еще можно скомпоновать пейзаж всего с помощью двух красок? (Голубая и синяя — небо и море; голубая и белая- небо и снег; голубая и зеленая — небо и луг; голубая и желтая — небо и солнце; голубая и фиолетовая — небо и туча.)

Вот, оказывается, как мало красок надо для создания самого простейшего пейзажа. Но вы, конечно же, постарайтесь в работе использовать более богатую гамму цветов. Так рисунок получится значительно интереснее и выразительнее.

VI. Расширение знаний о пейзаже

Один из самых знаменитых художников-пейзаж истов в наший стране — Иван Иванович Шишкин. Посмотрите подборку рсирм дукций картин этого художника.

(Демонстрация репродукций картин «Рожь», «Лесные далЯ «На севере диком».)

— Какая из этих картин вам знакома с самого раннего дета ни I («Утро в сосновом лесу».)

Запишите в тетрадях фамилию художника и название его мір тины: И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».

Где вам доводилось видеть репродукцию этой картины? К и нечно, она много раз копировалась, ее репродукции встречами ся в магазинах, в кафе, в фойе концертных залов и кинотеатров, Но чаще всего ее, конечно, можно увидеть на обертках знамени тых конфет «Мишка косолапый».

И. Шишкин так любил изображать на своих картинах имении русские просторы, природу средней полосы России, что, когда еі 11 отправили от Академии художеств в Италию, вскоре возвратило» домой. Он пояснил это так: «В России можно найти места намнот лучше итальянских». И он доказал это своей жизнью, своей рп* ботой. Целыми днями художник проводил за работой — выходи л с красками в поля и леса, находил интересный уголок и переноси н его красоту на полотно.

Глядя на картины Шишкина, испытываешь гордость за то, насколько прекрасна наша родина. Кажется, будто картины этого! художника исполняют гимн природе, настолько торжественно, возвышенно она изображена.

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор.

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Н. Некрасов

На картинах И. Шишкина чаще показаны летние пейзажи. ]

— Как вы думаете, почему у него летних пейзажей — сотни, а зимних — считанные единицы? (Зимой нельзя долго рисо-вать на воздухе — замерзали руки.)

— Как фамилия художника, который нарисовал все эти пейзажи?

Вот как говорили об И. Шишкине его современники.

«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал рус-ский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет сопер-ников, он единственный» (В. Стасов).

• ..Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него |и рисовал, просто поле, лес, река, а у него они выходят так кра¬тно, как и швейцарские виды» (А. Комарова).

VII Задание для самостоятельной работы

Ваше сегодняшнее задание — нарисовать пейзаж.

Что вы можете изобразить на своей картине? (Небо, поле, лес, одно дерево, растущий цветок, реку, море, озеро.)

Изображая пейзаж, не забывайте о правилах передачи явления природы на рисунках. Например, если у вас несколько планов — (Нижний и дальний, тогда самое светлое изображение должно in.li тупать на первый план, а остальные планы пусть будут темнее. Но г вам для этого памятка.

(Педагог выставляет на доску таблички с напоминанием пра¬йм і мри рисовании.)

Ближний и дальний планы: интенсивность.

Ближнее изображение — светлее.

Дальнее изображение — темнее.

Более насыщенный фон создает впечатление того, что задний пиан расположен глубже, дальше от зрителя.

Кроме того, на первом плане должны использоваться цвета полее теплые. А чем рисунок уходит дальше, в глубину, тем цвета і гановятся холоднее.

Ближний и дальний планы: теплота.

Ближнее изображение — теплые тона.

Дальнее изображение — более холодные тона.

- Какие тона принято относить к теплым?

- Какие тона являются холодными?

А при передаче изображения неба в сочетании с землей и во¬ной надо соблюдать следующие условия:

• небо светлее воды;

• небо светлее земли,

• вода светлее земли.

Подумайте также над тем, какое время года вы будете изобра-жать на рисунке.

Помните, вы размышляли о выборе колорита — главных кра¬сок для передачи картины леса в разные времена года.

— Какой колорит будет главным на рисунке летнего леса? (Зе-леный.)

— Какой колорит будет главным на рисунке осеннего леса? (Желтый.)

Точно так же будет различаться колорит при передаче разного времени суток. Поэтому решите, в какой час вы будете передавать состояние природы — в момент заката солнца, восхода солнца и ни в полдень.

— Каким будет колорит на рисунке леса в жаркий полдни, когда раскаленное солнце освещает все вокруг? (Желты \\ |

— Какой колорит будет на рисунке леса в пасмурный день, когда солнце еле-еле светит? (Серо-зеленьш, сине-зеленыи I

(Школьники приступают к подготовительной работе над пси зажем.)

VIII. Физкультминутка

Для того чтобы отдохнуть от занятий, выполним веселую фи I культминутку «Прыжки». Встаньте прямо, поставьте руки на пот

(Педагог описывает вариант прыжков, учащиеся их выполни ют. Каждый вид прыжка выполняется по 8—10 раз.)

1. Прыжки на двух ногах.

2. Прыжки на одной и другой ноге по очереди, выставляя впс ред то одну, то другую ногу.

3. Прыжки на одной и другой ноге по очереди, сгибая наз;ш в колене то одну, то другую ногу.

4. Прыжки «ноги вместе — ноги врозь».

5. Прыжки «ноги вместе — ноги скрестно».

6. Прыжки на месте с поворотом вокруг своей оси.

IX. Завершение самостоятельной работы

(Школьники завершают самостоятельную работу.)

X. Знакомство с новым материалом

Если вы пришли в музей и вам хочется как можно больше узнать о картинах, то лучше не просто ходить, а прислушаться к тому, что говорят о картинах экскурсоводы.

Экскурсоводы — это работники музея, которые помогают по-сетителям лучше узнать экспонаты, проводя по выставке специ-альный обзор — экскурсию.

Экскурсоводы должны много знать о творчестве того худож¬ника, о картинах которого они говорят, о том, в какое время он жил, где учился, в каких жанрах рисовал свои полотна. Наконец,

о самой картине экскурсовод должен рассказать гак, чтобы у посе-тителей галереи появился интерес к живописи, к творчеству этого художника. Я хочу вам предложить сейчас представить себя в роли экскурсовода. Выберите картину, которая вам интереснее друг их, внимательно ее рассмотрите и постарайтесь подробно описать так, чтобы все, кому вы рассказываете о ней, посмотрели на нее другими глазами.

(І Іроводится «игра в экскурсоводов».)

«I Информация о художнике

І іце один известный русский художник-пейзажист — Исаак

II п.ич Левитан. Посмотрите на картины И. Левитана.

(Демонстрация репродукций картин «Золотая осень», «Март», Під вечным покоем».)

І Іо своей специальности Левитан, как и Шишкин, — худож¬ник пейзажист. Но можете ли вы отличить картину, выполненную Пшитаном, от картин, которые рисовал Шишкин?

Как называется присущее только одному художнику умение рисовать, его собственный «почерк»? (Стиль.)

Говоря по-другому, стиль — это индивидуальность мастера.

І Іменно по стилю — разным приемам создания произведения ис-

> усства — мы можем отличить работы художников.

Обратите внимание на стиль, художественный почерк ху- ножника И. Левитана. Он выбирает самые простые, неброские и привычные уголки России для своих картин. Но при этом сами картины дышат простотой, трогательностью. Художник словно мічет показать красоту Родины в простых стогах на лугу, золотой осени, озере.

— Если картины Шишкина мы сравнили с торжественны¬ми песнями, то с чем можно сравнить картины Левитана? (С негромкой лирической песней.)

Вот как один из художников говорил о картинах И. Левитана.

«Левитан — это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской при¬роде... и трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям... останутся равнодушными, не попадут под обая-тельную, уникальную искренность и влюбленность Левитана и русскую природу» (Б. Иогансон).

XII. Рефлексия

— Какие картины называются пейзажами?

— Что такое шедевр?

— Чем занимается экскурсовод?

— Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Назовите картину по ее описанию.

(Педагог читает четверостишие, по которому учащиеся опре¬деляют название картины и художника. Автор стихов — М. Да¬выдова.)

Широта и просторы полей Над Россией любимой моей.

Стоит картину лишь раз посмотреть —

В небо хочется птицей взлететь.

(«Рожь», И. Шишкин.)

Море, обломки плывут корабля,

За горизонтом осталась земля.

Верим, что люди в борьбе со стихией Одержат победу несломленной силой.

(«Девятый вал», И. Айвазовский.)

Снова в Россию вернулась весна,

Птиц перелетных она привела.

Радостен щебет пернатых гостей,

Радостно люди встречают грачей.

(«Грачи прилетели», А. Саврасов.)

— Что может быть изображено на картине-пейзаже?

— Какие картины в жанре пейзажа вы хотели бы показать по сетителям экскурсии?

— Какова роль братьев-Мастеров при создании пейзажа? (

А теперь сочиним синквейн на тему «Пейзаж».

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки I

XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следу ющий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры

Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину пейзаж и составить по ней рассказ экскурсовода.

infourok.ru

Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» — Artrue

Дата создания: 1632 год.Тип: картина маслом.Местонахождение: галерея Маурицхёйс.

Синопсис

Среди наиболее известны групповых портретов эпохи голландского барокко, безусловно числится «Урок анатомии доктора Тульпа», авторства Рембрандта. Это первая большая картина мастера, которая помогла ему укрепить репутацию в Амстердаме. Созданная по заказу гильдии амстердамских хирургов, она изображает знаменитого доктора и хирурга Николаса Тульпа, который рассек предплечье мертвого тела, чтобы продемонстрировать принципы работы некоторых мышц другим членам гильдии. В отличии от аналогичных портретов, в том числе «Урока анатомии Деймана» (1656), Рембрандт игнорирует тенденции стремления к анатомическому реализму, сосредотачивая внимание на психологических аспектах, подчеркивая любознательность зрителей их близостью к мертвецу. Эта престижная работа является уникальной, так как это первый известный холст, который автор подписал своим именем, что свидетельствует о растущей уверенности в своих силах. До покупки, в 1828 году, королем Уильямом I и переезду в галерею Маурицхёйс, шедевр висел в анатомическом зале в Ноймаркте.

Урок анатомии доктора Тульпа

Традиционно Нидерланды становились местом проведения лекций по анатомии, учрежденных одним из первых анатомов Андреасом Везалии. Раз в год глава гильдии хирургов проводил урок для ее членов, в ходе которого труп преступника, после казни, расчленялся в учебных целях. Врач Николас Тульп являлся ректором этих собраний с 1628 по 1653 год. Представленная работа демонстрирует собрание 31 января 1632 года. Кроме лектора на картине изображены семь слушателей из гильдии и труп грабителя, которого повесили ранее, в тот же день. В нижнем правом углу можно увидеть учебник, вероятно о строении человеческого тела. Вероятно, это работа «ткань человеческого тела», авторства Везалия.

Портреты

В голландской живописи 17-го века групповые портреты подобных уроков анатомии обычно придерживаются устоявшейся формуле. Хирург и труп находятся в центре, в окружении членов гильдии, а взгляды персонажей направленны на художника. Рембранд создает новый подход, сочетая портреты и происходящее действо. Впервые взгляды и жесты слушателей выражали интерес к уроку. Любой потенциальный клиент художника, несомненно, был впечатлен жизненной силой и энергией, которой 26-летний живописец наделил участников сцены. Столь же революционный подход, но в изображении милицейских портретов, Рембрандт демонстрирует в «Ночном дозоре» (1642 год). Вместе, две эти картины в одиночку оправдывают репутацию мастера, как одного из ведущих портретистов Европы и живописца, стоящего в списке лучших художников всех времен.

Содержание

Картина не является подлинным отражением событий, произошедших в январе, так как они начинались со вскрытия желудка и черепной коробки. В центре композиции, благодаря интенсивному освещению, выделен труп. От него глаза зрителя переходят к засвеченным лицам хирургов, выражающих разную степень заинтересованности в происходящем. Оттуда следует переход к темной фигуре доктора, использующего пинцет для отделения определенных мышц и сухожилий от руки, и поясняя некоторые особенности анатомии свободной левой рукой.

Усиливает драматичность и атмосферу происходящего использование света и тени, придающих скульптурной монолитности фигурам. Светотень и манера письма Рембрандта часто, и стоит заметить справедливо, ассоциируется с Караваджо, а также некоторыми голландскими реалистами.

Ужин в Эммаусе. Караваджо.

Смысл

Мораль урока анатомии вряд ли очень глубока. Очевидно, что Рембрандт подчеркивает связь между преступлением и позорной смертью, хотя скоротечность жизни чувствуется и без того. Имеются предположения о том, что согласно некоторым публикациям на тему анатомии, человеческая рука считается высшим мобильным инструментом, дарованным Богом, что связанно с мнением об этой науке, как о пути познания Господа.

Четверть века спустя рядом с уроком доктора Тульпа был повешен урок анатомии Деймана, который также написал Рембранд.

artrue.ru