Картина «Узник 32815» из цикла «Цифры на сердце». Узник картина


Картина «Узник 32815» из цикла «Цифры на сердце». — МегаЛекции

В 1974 году художник начал писать картины, обличающие фашизм. К концу 1978 года закончил десять полотен и дал им общее название «Цифры на сердце».

В начале 1979 года появилось ещё три холста, завершившие создание серии.

Лишь через три десятка лет воскресло пережитое в художественных образах. Картины написаны твёрдой и уверенной рукой мастера. Волей творца в них сплавлена вопиющая правда достоверных фактов с высокой силой образного, символического обобщения, в них вложен протест против уничтожения людей, попрания их достоинств и прав. Среди них - первого и священного, данного рождением на свет права жить.

Сами сюжеты картин обличают преступления:

- вереницу обречённых эсэсовцы гонят в газовую камеру, еле сдерживая кровожадных псов;

- тела жертв сгребают бульдозером, как строительный мусор, или наоборот - «аккуратно» укладывают в штабеля бревён для сожжения. Чадят дымные факелы в руках палачей.

- Самые молодые и красивые девушки - узницы лагеря -не расстреляны, как остальные, а обречены на муки медицинских экспериментов.

- Юноша с кровавой звездой на груди, распятый в мрачном бункере, где находились одиночные карцеры и камеры пыток, - олицетворение страданий, причиненных человечеству фашизмом. Эттерсберг, холм, где размещался Бухенвальд, - не библейская, не мифическая, а XX века Голгофа.

 
 

Картина «Узник 32815» из цикла «Цифры на сердце».

На фоне кованных ворот Бухенвальда, в

верхнюю часть которых вмонтирована

надпись «Каждому своё», стоит, сжав кулаки,

юноша в жалкой робезаключённого. На ней видныбуквы К, L - концентрационныйлагерь. Маленький красныйтреугольник с буквой Rозначает - русский,

политический. Под ним, как ина жетоне, подвешенном набечёвке, номер, под которымчислился узник. Потеря жетонакаралась смертью. Внешнеесходство, весь строй картиныпсихологический облик

человека, изображённого на нейсвидетельствует,что это автопортрет.

 

Из рабочих лагерей постоянно устраивались побеги. Обычно они провоцировались предателями или самими эсэсовцами (те получали премии и дополнительные отпуска за подобные операции) и были поводом для истребления сотен людей. Но, зная это, узники всё равно решались на побег, надеясь, что кто-нибудь спасётся, хоть кто-то расскажет миру об их доле.

 
 

В картине М.Савицкого «Побег» люди карабкаются по доскам, перекинутым через колючую проволоку и провода под током. Другие - падают, сражённые перекрёстным огнём с дозорных вышек. Шаткую, разрушающуюся пирамиду тел беспощадно осветила вспышка прожектора. И кажется, взметнулось ввысь голубоватое пламя, которое гаснет, как сама иллюзия спасения.

«Летний театр» - так на жаргоне палачей назывались ямы для сожжения трупов (печи 10 крематориев не справлялись с тем количеством тел, которые поставляли газовые камеры). Тела узников сгребались в ямы бульдозерами.

 

На картине «Летний театр» бульдозер со зловещими фарамисимволизирует тотналаженныймеханизмуничтожения,которым был каждыйлагерь смерти.

Погибшие люди напоминают сброшенные античные статуи, которые остались вечным

олицетворениемкрасоты и гармонии.Бывало, что

заключённые из лагерных зондеркоманд, надеясь выжить и выслужиться, исполняли свои обязанности с непревзойдённым рвением. Отсюда и возник образ узника с гримасой угодливого смеха на безумном лице в картине М.А. Савицкого. И опять-таки в этом полотне противопоставлен мир мёртвых, но прекрасных людей страшному миру живых.

 

 

 

 

В период наступления Советской и союзных армий на территории Германии печи Бухенвальда работали на полную мощность. Они не справлялись с уничтожением убитых, умирающих. Коммунисты и подпольщики Бухенвальда постепенно скопили оружие, смонтировали в ведре рацию.

Конец этого крупнейшего лагеря смерти сопровождался восстанием заключённых.

 
 

 

Выхвачена светом изплотной тьмы группа узников.Мучительное напряжение на ихизмождённых, заострившихсялицах. Эти лица нельзя былонаписать с нынешних друзейили знакомых. Они возникли«оттуда», озарённые

нестерпимо ярким светомнадежды, исступлённой жаждысвободы. А маленькая рацияпосылает в эфир сигналыбедствия «SOS!» затерянные вбуднях второй мировой войны.Эти слабые, молящие оспасении позывные

превратились в мощный гул «бухенвальдского набата».

 

       
   
 
Которые он принял в той войне, нигде, пожалуй, не
полотне десять
девушек, каждой из которых не больше 19, раздеты - отбор, у которого свой

достигает такой силы у Савицкого, как в картине «Отбор». На

мрачный умысел,

мрачная цель. Уничтожая узниц женских концентрационных лагерей, фашисты отбирали самых красивых для медицинских экспериментов. Фигуры девушек подобны золотым слиткам. Цинично-деловитый облик гитлеровских молодчиков контрастирует с безмерным отчаянием их жертв. Горе сковало девушек, но каждая из них стремится совладать с этим горем по-своему. Одна - закрыв лицо руками и как бы доверившись судьбе, другая - обратив свою мысль к происходящему, третья - скрестив руки на груди и , быть может, воззвав к неведомой силе, четвёртая ... Разные лица, но едины своей совестливой сутью. Нас не могут не поразить нравственные достоинства юных душ - чистота, открытость, вера в добро, хотя жизнь столкнула их с таким проявлением зла, которое останется в веках как образец человеческого падения.

 
 

 

 

«Поющие лошади» - так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везли впряжённые узники, которых подгоняли хлыстами эсэсовцы. Под страхом смерти заключённых заставляли петь. Больно. Жутко. Страшно. Эта картина - правда, символ страданий и мучений всех народов. Нужно помнить об этом, чтобы не забыть. Нужно видеть, чтобы больше не испытать!

 
 
Полотно, целиком построенное на поэтической метафоре, -картина-символ «Мадонна Биркенау». Просветленно, реквиемно звучит этот образ. Над чёрным крестообразным силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит мадонна, символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, как в живописи итальянского Возраждения. Лишь дитя не лежит в её руках, а тоже парит, улетая из мира зла. И багровое сияние в небе, подобное нимбу, напоминает о кругах того ада, мрачный образ которого не могла бы создать фантазия Данте. Через них прошла мадонна лагеря смерти Биркенау. Но идеал красоты, любви и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим. Он бессмертен. И пепел сожжённых пророс робкими полевыми цветами.

«Поющие

коммунисты». Движениеутончившихся губ, провалыглаз, особая угловатостьскул, желтизна и прозеленьлица - ни при какихобстоятельствах это неможет написать человек,который этого не видел.Только подумать: через 400лет после неистовстваинквизиции в центреЕвропы взметнулись к небукостры. Если преемникамиДжордано Бруно и ГалилеоГалилей стали коммунисты,граница света и тьмы леглас точностью

математической... Но

коммунисты поют. И на костре. Кто-то скажет: безумие! Но это тот род безумства, который вёл людей на подвиг. Истинно, жертвы инквизиций гибнут, смерть поправ. Эта картина как героическая симфония. Коммунисты остались борцами до последних мгновений своей жизни. Показательный обряд покарания их лютой смертью превратился в демонстрацию ненависти к фашизму, веры в грядущую свободу и торжество справедливости. Те, кого палачи возвели на костёр, в глазах художника обрели черты атлантов, а они, как мы знаем, могли быть и не очень-то похожими на пленных. В свидетели трагедии Савицкий призвал разорванное грозовыми разрядами небо. Его гневный образ предвозвещает праведное возмездие. Картина «Поющие коммунисты» - положенный на краски гимн человеческой совести и отваге, вере и верности своим убеждениям. А эти качества необходимы всем людям.

 

У Михаила Андреевича Савицкого в этом цикле картин всё выстрадано, всё одинаково сильно. Для всех картин, пожалуй, самое характерное: смерть, ужас смерти.

 

Белорусский художник М.А. Савицкий -единственный в Беларуси, а может, и в мире художник, который смог запечатлеть в эпических полотнах всю трагедию человека XX века. Его картины цикла «Цифры на сердце» не свидетельствуют, не говорят, а кричат о фашистском аде. Зная картины Савицкого, мир будет узнавать о нас, белорусах.

 

М.А. Савицкий в страшном плену Бухенвальда и Дахау сумел сохранить в себе человечность, душу и жизнелюбие и обобщил пережитое в жуткую живописно-публицистическую метафору лагерной татуировку - «личного порядкового номера», которым клеймили фашисты каждого узника. Он выжил - и показал всему миру то, что было и что не должно повториться никогда.

 

Память народа - это его история, это его гордость и совесть. И она, эта память, должна свято сохраняться, передаваться из поколения в поколение, как несгасающий факел большой любви к Родине, к своему народу. Такой любви, какая была у М.А. Савицкого, патриота и гражданина нашей Родины.

 

 

megalektsii.ru

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Узник»

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Узник»

Во многих своих картинах, художник отражает тематику движение народовольцев в России. Эта работа связана напрямую с политической борьбой. Она была нарисована в 1882 году.Историки и критики считают Маковского реалистом, потому что он показывает жизнь, обличая всю правду. На этой картине мы видим человека, которому приходиться отбывать наказание за свои высоко-общественные идеалы, за то, что он мыслит не так, как хотелось бы его правителям.Маковский не уделяет много внимания мелким деталям, он сосредоточен на построении общего образа главного героя. Взгляд у изображаемого ясен и одухотворен. Тонкие пальцы рук сомкнуты в замок. Человек размышляет. Я представляю его непреклонным и целеустремленным, его не может сломить даже приговор к смертной казни, мне кажется, что если его поведут казнить, он не подаст страха своим видом, будет отстаивать свои принципы, пусть даже ценой потерей своей жизни. Из всех деталей, которые изобразил художник, мы видим только лицо узника, все остальное остается в тени.Глядя на картину, мы проникаемся к герою теплотой и сочувствием. С некой любовью художник изображает главного героя, отсюда мы можем сделать вывод, что ему были близки освободительные движения, и он невольно принимает сторону осужденного, встает вместе с народом, встает против революционеров-народовольцев.Мне, несомненно, понравилось это произведение. Интересно замечать и раскрывать маленькие тайны художника. Ведь в большинстве случаев, глядя на его картины можно создать не только анализ произведения, но и психологический портрет самого автора. Выявить, что он любит, ил и к чему относится с недоверием, от чего он приходит в восторг или, что его разочаровывает.

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Узник»

Картина В.Е. Маковского «Узник»

     Во многих своих картинах, художник отражает тематику движение народовольцев в России. Эта работа связана напрямую с политической борьбой. Она была нарисована в 1882 году.

     Историки и критики считают Маковского реалистом, потому что он показывает жизнь, обличая всю правду. На этой картине мы видим человека, которому приходиться отбывать наказание за свои высоко-общественные идеалы, за то, что он мыслит не так, как хотелось бы его правителям.

     Маковский не уделяет много внимания мелким деталям, он сосредоточен на построении общего образа главного героя. Взгляд у изображаемого ясен и одухотворен. Тонкие пальцы рук сомкнуты в замок. Человек размышляет. Я представляю его непреклонным и целеустремленным, его не может сломить даже приговор к смертной казни, мне кажется, что если его поведут казнить, он не подаст страха своим видом, будет отстаивать свои принципы, пусть даже ценой потерей своей жизни. Из всех деталей, которые изобразил художник, мы видим только лицо узника, все остальное остается в тени.

     Глядя на картину, мы проникаемся к герою теплотой и сочувствием. С некой любовью художник изображает главного героя, отсюда мы можем сделать вывод, что ему были близки освободительные движения, и он невольно принимает сторону осужденного, встает вместе с народом, встает против революционеров-народовольцев.

     Мне, несомненно, понравилось это произведение. Интересно замечать и раскрывать маленькие тайны художника. Ведь в большинстве случаев, глядя на его картины можно создать не только анализ произведения, но и психологический портрет самого автора. Выявить, что он любит, ил и к чему относится с недоверием, от чего он приходит в восторг или, что его разочаровывает.

Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:

isoch.ru

Искусство из Холокоста: пронзительные картины узников

Страшная трагедия новейшей истории – это Холокост. В этом году в Берлине по инициативе Немецкого исторического музея проходит выставка картин, написанных заключенными гетто и концлагерей. Некоторые авторы сумели выжить, но большинство – умерло в мучениях в местах лишения свободы.

На память о всех, кто был обречен на страдания, остались картины. Сражаясь со смертью, художники из последних сил старались запечатлеть прекрасное в лирических пейзажах и обличить нечеловеческую жестокость в карикатурах.

Экспозиция называется «Искусство из Холокоста», в берлинском музее выставляются картины из фондов иерусалимского национального мемориала Яд ва-Шем, созданного для того, чтобы увековечить память о годах террора против евреев. Всего представлено 100 полотен, их авторы – заключенные трудовых и концлагарей, а также гетто. Большинство работ рассказывает о безрадостном существовании, которое влачили узники. То, что картины сохранились до настоящего времени, – чудо. Эти полотна друзья и родственники заключенных вывозили тайком.

Представляем вам 9 пронзительных картин, написанных узниками концлагерей.

Павел Фантль, «Песенка спета»

Павел Фантль по профессии был врачом, родился в Праге в 1903 году, отбывал заключение в концлагере Терезиенштадт. Благодаря тому, что один из чешских полицейских проникнулся к нему жалостью, художник получал материалы и мог писать картины. Его цветное полотно «Песенка спета» – карикатура на Гитлера, фюрер изображен в образе клоуна, его гитара, прельстившая мелодией целый народ, лежит на полу разбитая и вся в крови. Картина очень смелая, в январе 1945 года Фантль с женой и сыном был депортирован в Освенцим, там всю семью приговорили к расстрелу. Сохранил картину все тот же чешский полицай, замуровав ее в стену гетто.

Феликс Нуссбаум, «Беженец»

Феликс Нуссбаум – самый именитый художник из всех, чьи работы представлены на выставке. Его арестовали в Бельгии в 1940 году, но ему удалось бежать в Брюссель вместе с женой. Картина «Беженец» автобиографична, она рассказывает о странствиях еврея, который нигде не может найти покой. Вначале полотно Феликс отсылает отцу в Амстердам, однако отец попадает в Освенцим в 1944 году, и после его убийства полотно уходит с молотка на аукционе. Не избежала смерти и чета Нуссбаум, Феликс с женой приговорен к ссылке в концлагерь в том же 1944 году. На момент смерти ему было всего 39 лет.

Моритц Мюллер, «Крыши зимой»

Моритц Мюллер – живописец не только по призванию. В Праге он окончил художественное училище, после – основал собственный аукционный дом, который был закрыт нацистами после вторжения в Чехословакию. В концлагере Терезиенштадт он написал более 500 полотен, для выставки была отобрана картина «Крыши зимой», которая подкупает идиллическим пейзажем и сильнейшим контрастом с реальностью. Несколько картин Мюллера сохранились в частных коллекциях, купленные на аукционе вдовой австрийского офицера. Сам художник закончил жизнь в Освенциме в 1944 году.

Нелли Толл, «Девочки на лугу»

Нелли Толл – единственный автор, из тех, чьи работы представлены на выставке, который дожил до сегодняшнего дня. Нелли родилась во Львове, и написала картину будучи восьмилетним ребенком. Мотив прогулки по залитому солнцем лугу – это проекция желания поскорее пережить страшное время, вырваться на свободу из заточения, ведь в реальности в то время девочка с матерью укрывалась от преследований в доме одной из христианских семей. В 2016 году Нелли лично присутствовала на открытии выставки в Берлине.

Бедрих Фритта, «Черный ход»

Бедрих Фритта – еще один узник Терезиенштадта. Он родился в Чехии в 1906 году, а умер в Освенциме в 1944 году. Вместе с единомышленниками-живописцами много трудился в заключении, картины прятал в стенах гетто. Его картина «Черный ход» – это метафора смерти, поскольку за полуоткрытыми воротами не видно возможности спастись.

Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, «Одна весна»

Картина «Одна весна» написана дуэтом живописцев – Карлом Робертом Бодеком и Куртом Конрадом Лёвом – во время их пребывания в концлагере Гюрс на территории оккупированной Франции. Несмотря на свои крохотные размеры, она стала центром экспозиции. Яркая бабочка, порхающая над колючей проволокой, – символ освобождения. Судьба художников сложилась по-разному: австриец Курт Лев сумел бежать из концлагеря в Швейцарию, а вот Карл Бодек, родившийся в украинском городе Черновцы, попал в Освенцим, где был убит.

Лео Хаас, «Прибытие транспорта, Терезинское гетто»

Лео Хаас – талантливый график. Он был задействован нацистами для разработки архитектурных чертежей Терезиенштадта. Ночами заключенный украдкой делал зарисовки о жизни концлагеря. На картине «Прибытие транспорта» можно видеть десятки обреченных людей, которых доставили на верную погибель в лагерь смерти. От картины веет холодом и трагическим предзнаменованием, над строем кружат хищные птицы. Несмотря на то, что Хааса ждало беспросветное будущее, он все же нарисовал в левом нижнем углу знак подпольного сопротивления – V. Из Терезиенштадта Хаас был переведен в Освенцим, сумел выжить в концлагере и дожил до 1983 года, пишет Культурология.рф.

Шарлота Саломон, автопортрет

Шарлота Саломон родилась в Берлине и в годы войны укрывалась от нацистов на юге Франции. Вместе с мужем она была арестована гестапо в сентябре 1943 года, сослана в Освенцим, где и была убита. На момент расстрела женщина была на пятом месяце беременности. На выставке представлены три картины Саломон, ее автопортрет очень точно передает тревожные эмоции и страх перед неизвестностью.

Из 140 тысяч заключенных, которые находились в Освенциме, остаться в живых удалось лишь 20 тысячам. В память о жертвах нацизма современные фотографы разыскали людей, переживших заточение. Их истории – напоминание последующим поколениям о том, что ни в коем случае нельзя допускать повторения подобных трагедий.

 

nakonu.com

Искусство и Холокост: картины написанные узниками концлагерей

Экспозиция называется "Искусство из Холокоста", в берлинском музее выставляются картины из фондов иерусалимского национального мемориала Яд ва-Шем, созданного для того, чтобы увековечить память о годах террора против евреев. Всего представлено 100 полотен, их авторы - заключенные концлагарей и гетто. Большинство работ рассказывает о безрадостном существовании, которое влачили узники. То, что картины сохранились до настоящего времени, - чудо. Эти полотна друзья и родственники заключенных вывозили тайком.

1. Павел Фантль, "Песенка спета"

Павел Фантль, *Песенка спета*. 1942 — 1944

Павел Фантль по профессии был врачом, родился в Праге в 1903 году, отбывал заключение в концлагере Терезиенштадт. Благодаря тому, что один из чешских полицейских проникнулся к нему жалостью, художник получал материалы и мог писать картины. Его цветное полотно "Песенка спета" - карикатура на Гитлера, фюрер изображен в образе клоуна, его гитара, прельстившая мелодией целый народ, лежит на полу разбитая и вся в крови. Картина очень смелая, в январе 1945 года Фантль с женой и сыном был депортирован в Освенцим, там всю семью уничтожили. Сохранил картину все тот же чешский полицай, замуровав ее в стену гетто.

2. Феликс Нуссбаум, "Беженец"

Феликс Нуссбаум, *Беженец*, 1939

Феликс Нуссбаум - самый именитый художник из всех, чьи работы представлены на выставке. Его арестовали в Бельгии в 1940 году, но ему удалось бежать в Брюссель вместе с женой. Картина "Беженец" автобиографична, она рассказывает о странствиях еврея, который нигде не может найти покой. Вначале полотно Феликс отсылает отцу в Амстердам, однако отец попадает в Освенцим в 1944 году, и после его убийства полотно уходит с молотка на аукционе. Не избежала смерти и чета Нуссбаум, Феликс с женой приговорен к отправке в концлагерь в том же 1944 году. На момент смерти ему было всего 39 лет.

3. Моритц Мюллер, "Крыши зимой"

Моритц Мюллер, *Крыши зимой*, 1944

Моритц Мюллер - живописец не только по призванию. В Праге он окончил художественное училище, после - основал собственный аукционный дом, который был закрыт нацистами после вторжения в Чехословакию. В концлагере Терезиенштадт он написал более 500 полотен, для выставки была отобрана картина "Крыши зимой", которая подкупает идиллическим пейзажем и сильнейшим контрастом с реальностью. Несколько картин Мюллера сохранились в частных коллекциях, купленные на аукционе вдовой австрийского офицера. Сам художник закончил жизнь в Освенциме в 1944 году.

4. Нелли Толл, "Девочки на лугу"

Нелли Толл, *Девочки на лугу*, 1943

Нелли Толл - единственный автор, из тех, чьи работы представлены на выставке, который дожил до сегодняшнего дня. Нелли родилась во Львове, и написала картину будучи восьмилетним ребенком. Мотив прогулки по залитому солнцем лугу - это проекция желания поскорее пережить страшное время, вырваться на свободу из заточения, ведь в реальности в то время девочка с матерью укрывалась от преследований в доме  украинской христианской семьи. В 2016 году Нелли лично присутствовала на открытии выставки в Берлине.

5. Бедрих Фритта, "Черный ход"

Бедрих Фритта, *Черный ход*, 1941-1944

Бедрих Фритта - еще один узник Терезиенштадта. Он родился в Чехии в 1906 году, а умер в Освенциме в 1944 году. Вместе с единомышленниками-живописцами много трудился в заключении, картины прятал в стенах гетто. Его картина "Черный ход" - это метафора смерти, поскольку за полуоткрытыми воротами не видно возможности спастись.

6. Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, "Одна весна"

Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, *Одна весна*, 1941

Картина "Одна весна" написана дуэтом живописцев - Карлом Робертом Бодеком и Куртом Конрадом Лёвом - во время их пребывания в концлагере Гюрс на территории оккупированной Франции. Несмотря на свои крохотные размеры, она стала центром экспозиции. Яркая бабочка, порхающая над колючей проволокой, - символ освобождения. Судьба художников сложилась по-разному: австриец Курт Лев сумел бежать из концлагеря в Швейцарию, а вот Карл Бодек, родившийся в украинском городе Черновцы, попал в Освенцим, где был убит.

7. Лео Хаас, "Прибытие транспорта, Терезинское гетто"

Лео Хаас, *Прибытие транспорта, Терезинское гетто*, 1942

Лео Хаас - талантливый график. Он был задействован нацистами для разработки архитектурных чертежей Терезиенштадта. Ночами заключенный украдкой делал зарисовки о жизни концлагеря. На картине "Прибытие транспорта" можно видеть десятки обреченных людей, которых доставили на верную погибель в лагерь смерти. От картины веет холодом и трагическим предзнаменованием, над строем кружат хищные птицы. Несмотря на то, что Хааса ждало беспросветное будущее, он все же нарисовал в левом нижнем углу знак подпольного сопротивления - V. Из Терезиенштадта Хаас был переведен в Освенцим, сумел выжить в концлагере и дожил до 1983 года.

8. Шарлота Саломон, автопортрет

Шарлота Саломон, автопортрет, 1939-41

Шарлота Саломон родилась в Берлине и в годы войны укрывалась от нацистов на юге Франции. Вместе с мужем она была арестована гестапо в сентябре 1943 года, сослана в Освенцим, где и была убита. На момент гибели женщина была на пятом месяце беременности. На выставке представлены три картины Саломон, ее автопортрет очень точно передает тревожные эмоции и страх перед неизвестностью.

По материалам сайта www.bbc.com

grimnir74.livejournal.com

Искусство и Холокост: 9 пронзительных картин, написанных узниками концлагерей | Fresher

Холокост – страшная трагедия новейшей истории. В этом году в Берлине по инициативе Немецкого исторического музея проходит выставка картин, написанных заключенными гетто и концлагерей. Некоторые авторы сумели выжить, но большинство – умерло в мучениях в местах лишения свободы. На память о всех, кто был обречен на страдания, остались картины. Сражаясь со смертью, художники из последних сил старались запечатлеть прекрасное в лирических пейзажах и обличить нечеловеческую жестокость в карикатурах.

Экспозиция называется «Искусство из Холокоста», в берлинском музее выставляются картины из фондов иерусалимского национального мемориала Яд ва-Шем, созданного для того, чтобы увековечить память о годах террора против евреев. Всего представлено 100 полотен, их авторы – заключенные трудовых и концлагарей, а также гетто. Большинство работ рассказывает о безрадостном существовании, которое влачили узники. То, что картины сохранились до настоящего времени, – чудо. Эти полотна друзья и родственники заключенных вывозили тайком.

Павел Фантль, «Песенка спета»

Павел Фантль по профессии был врачом, родился в Праге в 1903 году, отбывал заключение в концлагере Терезиенштадт. Благодаря тому, что один из чешских полицейских проникнулся к нему жалостью, художник получал материалы и мог писать картины. Его цветное полотно «Песенка спета» – карикатура на Гитлера, фюрер изображен в образе клоуна, его гитара, прельстившая мелодией целый народ, лежит на полу разбитая и вся в крови. Картина очень смелая, в январе 1945 года Фантль с женой и сыном был депортирован в Освенцим, там всю семью приговорили к расстрелу. Сохранил картину все тот же чешский полицай, замуровав ее в стену гетто.

Феликс Нуссбаум, «Беженец»

Феликс Нуссбаум – самый именитый художник из всех, чьи работы представлены на выставке. Его арестовали в Бельгии в 1940 году, но ему удалось бежать в Брюссель вместе с женой. Картина «Беженец» автобиографична, она рассказывает о странствиях еврея, который нигде не может найти покой. Вначале полотно Феликс отсылает отцу в Амстердам, однако отец попадает в Освенцим в 1944 году, и после его убийства полотно уходит с молотка на аукционе. Не избежала смерти и чета Нуссбаум, Феликс с женой приговорен к ссылке в концлагерь в том же 1944 году. На момент смерти ему было всего 39 лет.

Моритц Мюллер, «Крыши зимой»

Моритц Мюллер – живописец не только по призванию. В Праге он окончил художественное училище, после – основал собственный аукционный дом, который был закрыт нацистами после вторжения в Чехословакию. В концлагере Терезиенштадт он написал более 500 полотен, для выставки была отобрана картина «Крыши зимой», которая подкупает идиллическим пейзажем и сильнейшим контрастом с реальностью. Несколько картин Мюллера сохранились в частных коллекциях, купленные на аукционе вдовой австрийского офицера. Сам художник закончил жизнь в Освенциме в 1944 году.

Нелли Толл, «Девочки на лугу»

Нелли Толл – единственный автор, из тех, чьи работы представлены на выставке, который дожил до сегодняшнего дня. Нелли родилась во Львове, и написала картину будучи восьмилетним ребенком. Мотив прогулки по залитому солнцем лугу – это проекция желания поскорее пережить страшное время, вырваться на свободу из заточения, ведь в реальности в то время девочка с матерью укрывалась от преследований в доме одной из христианских семей.В 2016 году Нелли лично присутствовала на открытии выставки в Берлине.

Бедрих Фритта, «Черный ход»

Бедрих Фритта – еще один узник Терезиенштадта. Он родился в Чехии в 1906 году, а умер в Освенциме в 1944 году. Вместе с единомышленниками-живописцами много трудился в заключении, картины прятал в стенах гетто. Его картина «Черный ход» – это метафора смерти, поскольку за полуоткрытыми воротами не видно возможности спастись.

Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, «Одна весна»

Картина «Одна весна» написана дуэтом живописцев – Карлом Робертом Бодеком и Куртом Конрадом Лёвом – во время их пребывания в концлагере Гюрс на территории оккупированной Франции. Несмотря на свои крохотные размеры, она стала центром экспозиции. Яркая бабочка, порхающая над колючей проволокой, – символ освобождения. Судьба художников сложилась по-разному: австриец Курт Лев сумел бежать из концлагеря в Швейцарию, а вот Карл Бодек, родившийся в украинском городе Черновцы, попал в Освенцим, где был убит.

Лео Хаас, «Прибытие транспорта, Терезинское гетто»

Лео Хаас – талантливый график. Он был задействован нацистами для разработки архитектурных чертежей Терезиенштадта. Ночами заключенный украдкой делал зарисовки о жизни концлагеря. На картине «Прибытие транспорта» можно видеть десятки обреченных людей, которых доставили на верную погибель в лагерь смерти. От картины веет холодом и трагическим предзнаменованием, над строем кружат хищные птицы. Несмотря на то, что Хааса ждало беспросветное будущее, он все же нарисовал в левом нижнем углу знак подпольного сопротивления – V. Из Терезиенштадта Хаас был переведен в Освенцим, сумел выжить в концлагере и дожил до 1983 года.

Шарлота Саломон, автопортрет

Шарлота Саломон родилась в Берлине и в годы войны укрывалась от нацистов на юге Франции. Вместе с мужем она была арестована гестапо в сентябре 1943 года, сослана в Освенцим, где и была убита. На момент расстрела женщина была на пятом месяце беременности. На выставке представлены три картины Саломон, ее автопортрет очень точно передает тревожные эмоции и страх перед неизвестностью.

Из 140 тысяч заключенных, которые находились в Освенциме, остаться в живых удалось лишь 20 тысячам. В память о жертвах нацизма современные фотографы разыскали людей, переживших заточение. Их истории – напоминание последующим поколениям о том, что ни в коем случае нельзя допускать повторения подобных трагедий.

Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!

• Рубрика: картины

www.fresher.ru

9 пронзительных картин, написанных узниками концлагерей

Картины, написанные в концлагерях

Холокост - страшная трагедия новейшей истории. В этом году в Берлине по инициативе Немецкого исторического музея проходит выставка картин, написанных заключенными гетто и концлагерей. Некоторые авторы сумели выжить, но большинство - умерло в мучениях в местах лишения свободы. На память о всех, кто был обречен на страдания, остались картины. Сражаясь со смертью, художники из последних сил старались запечатлеть прекрасное в лирических пейзажах и обличить нечеловеческую жестокость в карикатурах. Экспозиция называется "Искусство из Холокоста", в берлинском музее выставляются картины из фондов иерусалимского национального мемориала Яд ва-Шем, созданного для того, чтобы увековечить память о годах террора против евреев. Всего представлено 100 полотен, их авторы - заключенные трудовых и концлагарей, а также гетто. Большинство работ рассказывает о безрадостном существовании, которое влачили узники. То, что картины сохранились до настоящего времени, - чудо. Эти полотна друзья и родственники заключенных вывозили тайком.

1. Павел Фантль, "Песенка спета"

 

Павел Фантль, *Песенка спета*. 1942 — 1944

Павел Фантльпо профессии был врачом, родился в Праге в 1903 году, отбывал заключение в концлагере Терезиенштадт. Благодаря тому, что один из чешских полицейских проникнулся к нему жалостью, художник получал материалы и мог писать картины. Его цветное полотно "Песенка спета" - карикатура на Гитлера, фюрер изображен в образе клоуна, его гитара, прельстившая мелодией целый народ, лежит на полу разбитая и вся в крови. Картина очень смелая, в январе 1945 года Фантль с женой и сыном был депортирован в Освенцим, там всю семью приговорили к расстрелу. Сохранил картину все тот же чешский полицай, замуровав ее в стену гетто.

2. Феликс Нуссбаум, "Беженец"

 

Феликс Нуссбаум, *Беженец*, 1939

Феликс Нуссбаум - самый именитый художник из всех, чьи работы представлены на выставке. Его арестовали в Бельгии в 1940 году, но ему удалось бежать в Брюссель вместе с женой. Картина "Беженец" автобиографична, она рассказывает о странствиях еврея, который нигде не может найти покой. Вначале полотно Феликс отсылает отцу в Амстердам, однако отец попадает в Освенцим в 1944 году, и после его убийства полотно уходит с молотка на аукционе. Не избежала смерти и чета Нуссбаум, Феликс с женой приговорен к ссылке в концлагерь в том же 1944 году. На момент смерти ему было всего 39 лет.

3. Моритц Мюллер, "Крыши зимой"

 

Моритц Мюллер, *Крыши зимой*, 1944

Моритц Мюллер - живописец не только по призванию. В Праге он окончил художественное училище, после - основал собственный аукционный дом, который был закрыт нацистами после вторжения в Чехословакию. В концлагере Терезиенштадт он написал более 500 полотен, для выставки была отобрана картина "Крыши зимой", которая подкупает идиллическим пейзажем и сильнейшим контрастом с реальностью. Несколько картин Мюллера сохранились в частных коллекциях, купленные на аукционе вдовой австрийского офицера. Сам художник закончил жизнь в Освенциме в 1944 году.

4. Нелли Толл, "Девочки на лугу"

 

Нелли Толл, *Девочки на лугу*, 1943

Нелли Толл - единственный автор, из тех, чьи работы представлены на выставке, который дожил до сегодняшнего дня. Нелли родилась во Львове, и написала картину будучи восьмилетним ребенком. Мотив прогулки по залитому солнцем лугу - это проекция желания поскорее пережить страшное время, вырваться на свободу из заточения, ведь в реальности в то время девочка с матерью укрывалась от преследований в доме одной из христианских семей. В 2016 году Нелли лично присутствовала на открытии выставки в Берлине.

5. Бедрих Фритта, "Черный ход"

 

Бедрих Фритта, *Черный ход*, 1941-1944

Бедрих Фритта - еще один узник Терезиенштадта. Он родился в Чехии в 1906 году, а умер в Освенциме в 1944 году. Вместе с единомышленниками-живописцами много трудился в заключении, картины прятал в стенах гетто. Его картина "Черный ход" - это метафора смерти, поскольку за полуоткрытыми воротами не видно возможности спастись.

6. Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, "Одна весна"

 

Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, *Одна весна*, 1941

Картина "Одна весна" написана дуэтом живописцев - Карлом Робертом Бодеком и Куртом Конрадом Лёвом - во время их пребывания в концлагере Гюрс на территории оккупированной Франции. Несмотря на свои крохотные размеры, она стала центром экспозиции. Яркая бабочка, порхающая над колючей проволокой, - символ освобождения. Судьба художников сложилась по-разному: австриец Курт Лев сумел бежать из концлагеря в Швейцарию, а вот Карл Бодек, родившийся в украинском городе Черновцы, попал в Освенцим, где был убит.

7. Лео Хаас, "Прибытие транспорта, Терезинское гетто"

 

Лео Хаас, *Прибытие транспорта, Терезинское гетто*, 1942

Лео Хаас - талантливый график. Он был задействован нацистами для разработки архитектурных чертежей Терезиенштадта. Ночами заключенный украдкой делал зарисовки о жизни концлагеря. На картине "Прибытие транспорта" можно видеть десятки обреченных людей, которых доставили на верную погибель в лагерь смерти. От картины веет холодом и трагическим предзнаменованием, над строем кружат хищные птицы. Несмотря на то, что Хааса ждало беспросветное будущее, он все же нарисовал в левом нижнем углу знак подпольного сопротивления - V. Из Терезиенштадта Хаас был переведен в Освенцим, сумел выжить в концлагере и дожил до 1983 года.

8. Шарлота Саломон, автопортрет

 

Шарлота Саломон, автопортрет, 1939-41

Шарлота Саломон родилась в Берлине и в годы войны укрывалась от нацистов на юге Франции. Вместе с мужем она была арестована гестапо в сентябре 1943 года, сослана в Освенцим, где и была убита. На момент расстрела женщина была на пятом месяце беременности. На выставке представлены три картины Саломон, ее автопортрет очень точно передает тревожные эмоции и страх перед неизвестностью.

Из 140 тысяч заключенных, которые находились в Освенциме, остаться в живых удалось лишь 20 тысячам. В память о жертвах нацизма современные фотографы разыскали людей, переживших заточение. Их истории - напоминание последующим поколениям о том, что ни в коем случае нельзя допускать повторения подобных трагедий. Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/091116/32179/

historicaldis.ru