«Суета сует» (Юриан ван Стрек). Ванитас картины


Суета сует — Всё суета | Искусство

  В 1630-1640 на каменном парапете вырезаны строки:

Ванитас -Vanitas.

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Термин восходит к библейскому стиху Vanitas vanitatum omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

torches and various tools; below is a skeleton and two hourglasses; after Bloemaert

Print made by Egbert van Panderen Date1610-1620Servitus Carnis. A skull with a gaping mouth; in an oval surrounded by vanitas motifs, including hour-glassesEngraving

===============Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).

Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.

Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне.

RENARD DE SAINT-ANDRÉ, SimonVanitasOil on canvas, 52 x 44 cmMusée des Beaux-Arts, Marseille

По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.

Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который являлся важным центром кальвинизма- течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу.

Для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori .========================================

=====

AST, Balthasar van derBasket of Fruitsc. 1625Oil on wood, 14 x 20 cmStaatliche Museen, Berlin

Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

---------------Giovanna Garzoni (1600–1670) ---------------------

Plat de prunes avec jasmin et noixCoupe chinoise avec figues, cerises et chardonneret

Memento mori (лат. «помни, что умрёшь»; также используется форма memento mortis — «помни о смерти») — латинское выражение, ставшее крылатой фразой.

В Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся с победой. За спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что несмотря на свою славу, тот остаётся смертным.Bowl with Plums1625-50Tempera on parchment, 66 x 49 cmGalleria degli Uffizi, Florence

================================================Цветы (увядающие):роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

MIGNON, AbrahamThe Nature as a Symbol of Vanitas1665-79Oil on canvas, 78,7 x 99 cmHessisches Landesmuseum, Darmstadt

MIGNON, AbrahamA Glass of Flowers and an Orange Twig1660sOil on canvas, 88 X 67 cm

HEEM, Jan Davidsz. deFlower Still-life with Crucifix and Skull1630sOil on canvas, 102,8 x 84,9 cmAlte Pinakothek, Munich

Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко)— символ возрождения и круговорота жизни.

Морские раковины, иногда живые улитки —раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

STEENWIJCK, HarmenVanitas Still-Lifec. 1640Oil on panel, 39 x 51 cmNational Gallery, London

AST, Balthasar van derFlowers and Fruit1620Oil on panel, 39 x 70 cmRijksmuseum, AmsterdamAST, Balthasar van der

Still-Life with Flowers, Fruit, and Shellsc. 1640Oil on panel, 134 x 140 cmMusée de la Chartreuse, Douai

Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа;колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

German master c. 1620, Vanitas Still Life with Skull, Wax Jack and Pocket Sundial, Städel Museum, Frankfurt am Main.Date c. 1620COLLIER, EdwartVanitas Still-Life1697Oil on canvas, 75 x 62 cmPrivate collection

==========================Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

Adriaen van Utrecht- Vanitas - Still Life with Bouquet and Skull.

Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.

BELLINI, GiovanniFour Allegories: Prudence (or Vanity)c. 1490Oil on wood, 34 x 22 cmGallerie dell'Accademia, Venice

===========================# Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

Jacob Marrel Vanitas.1637

GYSBRECHTS, FranciscusVanitas-Oil on canvas, 115 x 134 cmKoninklijk Museum voor Schone Kunsten, AntwerpHEEM, Cornelis deVanitas Still-Life with Musical Instrumentsafter 1661Oil on canvas, 153 x 166,5 cmRijksmuseum, Amsterdam

# Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.

BASCHENIS, EvaristoStill-life with Instruments1667-77Oil on canvas, 108 x 153 cmGallerie dell'Accademia, Venice

COLLIER, EdwartVanitas Still-Life1665Oil on canvas, 104 x 109 cmPrivate collection

COLLIER, EdwartVanitas Still-Life1697Oil on canvas, 128 x 101 cmPrivate collection

===========Глобус, как земли, так и звездного неба.

Withoos, Matthias - Vanity of Vanities.17 век

The Parable of the Rich Fool Free ImagesIn Ictu Oculi (In the Twinkling of an Eye) Juan de Valdés Leal 1672

TRECK, Jan Jansz.Vanitas Still-Life1648Oil on oak, 91 x 78 cmNational Gallery, London

=========================# Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

Juriaen van Streeck, c. 1670

# Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

VINNE, Vincent I Laurensz. van derVanitas with a Royal Crownafter 1649Oil on canvas, 95 x 69 cmMusée du Louvre, Paris

Peeter Boel (1626-1674)Large Vanitas Still-LifeOil on canvas1663Musee des Beaux-Arts (Lille, Artois, France)

COLLIER, EdwartVanitas Still-Life1705Oil on canvas, 98 x 124 cmPrivate collection

Еще символы VANITAS:===========================# Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

# Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.

# Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.

# Песочные и механические часы — быстротечность времени.

#Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко)— знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

# Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.

an Miense Molenaer Haarlem ca. 1610 - 1668 Title English: Painter in his studio

# Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.# Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.

#Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

# Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.# Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.# Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением.

# Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».

Череп - один из сильнейших по своему эмоциональному воздействию образов

В 1910 году появился офорт Ч.А. Гилберта , известный на весь мир...

Отражение красавицы в зеркале, рождающее иллюзию образа черепа,-- известный художественный мотив в традиции романтиков и сюрреалистов

В связи с этим сразу вспоминается знаменитый фотоколлаж с Дали и черепом из голых тел.

"Круг небес ослепляет нас блеском своим.

Ни конца, ни начала его мы не зрим.

                                               Омар Хайям

utahch.blogspot.ru

Символы на натюрмортах Ванитас

04.09.2015

Натюрморты Ванитас – оригинальная разновидность натюрморта, которая появилась в 16 веке в Нидерландах, и главная цель которого было напомнить зрителю о тщетности Бытия. Эти картины наполнены различными символами, разобраться в которых зачастую проблематично. Поэтому ниже приведены расшифровки основных символов, встречающихся на натюрмортах Ванитас.

Череп — обязательный атрибут Ванитас. Является напоминанием о неизбежности смерти. Символизирует бренность человеческой жизни.

Гниющие фрукты — символ неизбежного старения. Зрелые плоды говорят об изобилии, плодородие, иногда о благосостоянии и богатстве. Некоторые фрукты имеют конкретные значения: так груши, вишня, яблоки, томаты и цитрусы обозначают грехопадение, а инжир, сливы и персики имеют эротический подтекст.

Каждый цветок также имеет конкретное значение: роза — символ любви, секса и тщеславия, мак говорит о лености, тюльпан символизирует необдуманность и безответственность.

Ветви плюща или лавра, ростки зерна – символ круговорота жизни и возрождения.

Морские раковины говорят о бренности и смерти, живые улитки — олицетворяют леность, а большие моллюски символизируют похоть.

Мыльные пузыри олицетворяют краткость жизни и неотвратимость смерти.

Гаснущая дымящаяся свеча, масляная лампа или колпачок для гашения свечей — все это отсылки к уходу человеческой души, то есть к смерти.

Кубки, кости, игральные карты или шахматы — символы грешной жизни.

Курительная трубка — олицетворяет быстротечные и неуловимые земные наслаждения.

Карнавальная маска — символизирует бездушность.

Зеркала и стеклянные шары говорят о тщеславии и нереальности происходящего.

Пустой стакан стоящий рядом с полным символизирует смерть. Стеклянная посуда говорит о хрупкости, фарфоровая — о чистоте. Ступка и пестик олицетворяют мужскую и женскую сексуальность, а бутылка - пьянство. Нож говорит о смертности человека и об уязвимости его тела. Впрочем, иногда нож считают тайным фаллическим символом.

Механические или песочные часы — напоминают о быстротечности времени.

Музыкальные инструменты или ноты — символизируют искусство, краткость и эфемерность жизни.

Книги, географические карты, писчее перо — олицетворяют науку.

Лавровый венок на черепе, палитра с кистями — символы живописи и поэзии.

Анатомические рисунки, портреты красивых женщин, письма – говорят о человеческих отношениях.

Медицинские инструменты, красные сургучные печати – напоминают о бренности человека и болезнях.

Шкатулки с украшениями, кошельки с монетами символизируют тщеславие, высокомерие и самовлюбленность.

Оружие и доспехи олицетворяют власть и могущество, но напоминают то, что это нельзя забрать с собой в могилу.

Короны, тиары, скипетры, державы — символы непостоянного земного господства.

Ключи говорят о власти домашней хозяйки, которая управляет семейными запасами.

Руины напоминают о преходящей жизни тех, кто когда-то населял их.

Часто на натюрмортах Ванитас присутствуют листки бумаги с латинским изречением, в большинстве случаев пессимистическим.

8-poster.ru

Vanitas!: agritura

А что это мы с вами пятницу, 13 пропустили? Не поужасались и неподрожали? Это не дело, надо сегодня наверстывать.

1620 немецНеизвестный немецкий художник 1620

Vanitas vanitatum et omnia vanitas" ("Суета сует - всё суета!").

Я тут болтала намедни в камментах с ув. lenarudenko, обсуждали мы натюрморт с черепами Жерико, вывешенный мною ЗДЕСЬ. И решила я, найти еще таких натюрмортов, вроде бы попадались на глаза. Оказалось, что их просто масса! И жанр такой отдельный есть, называется «Vаnitas». Представляете – я этого на знала!!! Целый ряд художников практиковались в этом жанре, даже целыми семьями – как братья Питер и Харвен Стенвики. На натюрморты с черепами была просто повальная мода. Пошло это дело в 17 веке из Голландии – родины классического натюрморта, а затем переметнулось во Францию, Британию и другие страны.

Альберт Ван дер Шур 1660Альберт ван дер Шур 1660-е

Антонио де ПаредаАнтонио де Пареда

Что же это за сомнительное удовольствие – украшать цветочками и ленточками черепа? Никак страсть к шокированию публики и тяга ко всему ужасному и неизведанному двигала художниками? А вот и нет! Жанр не зря называется «Vаnitas» - «суета, тщеславие». Такие картины призваны были поучать, напомнить о бренности всего материального. Поводов не забывать о смерти у людей, живших в 17 веке в Европе, было немало: 30-летняя война, война между Англией и Францией, чума в Лондоне, Нидерландская революция, диктатура Кромвеля и казнь короля Карла Первого, наша Смута и т.д.

Арнольд Карл Балдингер 1872Арнольд Карл Балдингер 1872     Крест - символ духовности и религиозности, даже прямое на них указание, появился в ВАНИТАС довольно поздно. А вот сургучная печать - знак тайны, приверженности к тайным знаниям либо невозможность к ним приобщиться - использовалась еще на заре жанра

После отгремевших религиозных воин особо популярной была идея возрожденной  духовности на фоне смертности, бренности всего материального и главенства религиозной мысли.

Вначале черепа рисовали на оборотной стороне обычных светских портретов, затем они перешли в самостоятельный жанр. В первое время их изображали в центре картины, крупными, нередко в нишах, остальных предметов было немного. В дальнейшем композиции становились все менее лаконичными, символы – все более глубокими и многозначительными. В период своего расцвета ВАНИТАС превратились в пышные и красочные полотна, изобилующие символикой и атрибутами, иногда даже чересчур перегруженные множеством деталей. Чтобы разобраться в этих символах и научиться читать их, я предлагаю посмотреть сами работы.

Бортоломеус Брейн старший 16Бартоломеус Брейн Старший, кон. 16 века

Это одно из первых изображений в жанре ВАНИТАС. Предметов мало. На поучительный характер изображения указывает надпись на листке справа - что-то вроде "моменто мори", помни о смерти. Череп помещен в нишу, так делали в ранних работах. Погасшая свеча указывает на угасание жизни. Муха на черепе - знак зла, нечистоты, тлена.

Ван Утрехт Адриан 1642Ван "Утрехт" Адриан, 1642

В более поздних работах череп смещается в сторону, деталей становится больше. В букете мы видим как живые и свежие цветы, так и увядающие - намек на недолговечность цветения и юности. Символами увядания служили и гниющие фрукты. Роза - символ телесной страсти, тюльпан - воплощение необдуманной расточительности (в Голландии за несколько луковиц тюльпанов редкого сорта можно было купить приличный дом).

Венцель Лоренс Рейнер 1710Венцель Лоренц Райнер, 1710

Книги и писчее перо - символ наук.

Вильям Клас Хеда 1628Вильям Клас Хеда 1628

Курительная трубка - очень частый атрибут, а также опрокинутый пустой бокал - символы кратковременности и эфемерности земных удовольствий. Нож - символ уязвимости, также иногда мог символизировать мужское начало. Слева - угасающая жаровня, в которой еле теплятся угли. Она, также как и погасшие светильники и затушенные свечи, означает угасание жизни.

Девид Бейли автопортрет 1651Девид Бейли "Ванитас с автопортретом", 1651

Автопортреты - не такое частое явление жанра, но оно иногда встречаются. ВАНИТАС иногда были частью исторических полотен, аллегорий и жанровых сцен.

Жак де Гейн старшийЯкоб (Жак) де Гейн старший

Тоже ранняя работа. Насколько я могу судить, шар над черепом может быть мыльным пузырем - символом уязвимости, хрупкости и недолговечности. Деньги на полке - символ богатства, которое нельзя забрать с собой в могилу. Тюльпан в вазе - вы уже знаете, прощальный дымок из погасшего светильника - жизнь истлела, душа, как дым покидает этот мир.

Жак Линар 1644Жак Линар 1644

Гвоздики - брак, материнство.

Жан Давид де ХимЖан Давид ле Хим

Слева мы видим часть доспехов - "оружие и воинская мощь так же тленны, как и все материальное"

ХимОн же

Лопнувший гранат - символ плодородия или искупительной жертвы Христа (усиливается наличием распятия справа)

Жан Давид де Хим2Он же

Музыкальные инструменты - символ вечного  искусства, опрокинутая чаша - то же, что и бокал. Пустые раковины означают то же, что и череп - здесь раньше была жизнь, но теперь ее нет! Слева от раковины - механические часы, которые напоминают о скоротечности времени. Дым из жаровни иногда символизировал улетающую душу, а иногда - призрачность надежд.

Жан Давид де Хим 3Он же

Символы искусства (скульптуры), наук (книги) и поучительная надпись. Лавровый венок - символ поэзии.

Жан де Хим 1685Он же 1685

Здесь мы видим множество символов - книга, угасшая свеча, курительная трубка, но черепа нет. Но это тоже ВАНИТАС. Символика жанра позже еще долгое время использовалась в обычном натюрморте. В левой части букета мак - символ смерти и забвения. Мы видим устрицы рядом с лимоном - это символы сексуальных наслаждений. Правда, устрицы могли иметь и другой смысл - вскрытая раковина символизировала обнаженную душу.

Корнелий НорбертКорнелиус Норберт Гейсбрехт. Справа - блюдце и трубочка для выдувания мыльных пузырей.А вот еще, очень похоже:

Обманка

Перевернутые песочные часы - время вышло. Колосья обозначают возрождение, бессмертие души. Вообще, Гейсбрехт очень любил вот такие "обманки" - "ВАНИТАС вдвойне" - иллюзорность жизни подчеркивается тем, что изображение написано на написанном холсте. Еще его работы:

Корнелиус Гийсбрехт 1650Корнелиус Гейнсбрехт, 1650

Тут тоже колосья. Зубами череп, кажется, держит флакон с румянами или пудрой (или часы). Косметика означала кратковременность физической красоты. Розовый шарф тоже подчеркивает, что эта аллегория - женская.

Обманка 2Он же

обманка3

Он же

Н.Л. ПешьеН.Л.Пешье

Портреты, письма символизируют человеческие взаимоотношения.

Н.Л. Пешье3Он же

Деньги и синий кошелек, колосья, погасший факел, ноты (символ искусства), песочные часы, сургучная печать - все это вы уже знаете.

Н.Л. Пешье 1650-еОн же 1650-е

НеизвНе знаю кто, но чудесно!ПС. Уже узнала - Антонио де Пареда, и это только часть его большой картины (полностью будет в следующем посте)

Маска подчеркивает, что она осталась, а лица уже нет. Оружие, как и доспехи - армейская мощь - ничто перед лицом смерти. Украшения - то же, что и деньги - они остались в этом мире, а человек не сможет остаться навсегда.

Неизв 4Хендрик Андерсон 1650

Короны, тиары и другие символы власти в ВАНИТАС показывают, что перед смертью все равны. Глобус - символ наук. Мыльные пузыри - мы уже знаем.

Неизв 5?Бутылка, как и курительная трубка указывают на тягу к земным удовольствиям, пьянству. Дымящийся шнур здесь то же, что и фитилек светильника или свечи. Плющ, как и колосья - символ возрождения, вечной жизни после смерти.

неизв 17Неизвестный автор

Петер ван Лир Мистическая сцена с Автопортретом 1638Петер ван Лир "Мистическая сцена с автопортретом", 1638

Жуткая вещь, правда?

Петер КласПитер Клас

Зеркала и зеркальные шары - символ тщеславия. А еще они говорят - земная жизнь так же эфемерна, как отражение. Разбитый грецкий орех - символ бедности, а в религиозном плане - символ распятия.

Петер Клас2Он же

Ключ  - раскрытие тайн (жизни). Если ключ сломан - тайна так и не раскрыта.Здесь изображен изогнутый ключ - ключ к часам, с которыми он соединен лентой, они были вот такой формы (подсказал ув. )

Петер Клас 1630Питр Клас 1630Тут тоже такой ключ.

Петер Клас 1630-еПитер Клас 1630-еИ здесь.

Питер Клас 1636Он же 1636Любимый бокал Питера Класа - он фигурирует во многих его ВЕНИТАС. Он был отличный натюрмортист, даже без черепов - посмотрите в Сети!

Питер ван Рестретен втор пол 17-гоПетер ван Рестретен, втор.пол 17го

Посередине - видимо, погребальная урна. Шишка - символ бессмертия.

Питер Сион старший 1650-е-60-еПетер Симон старший 1650-60-еСразу два вида часов - механические и песочные. Портрет и роза рядом - символ страсти к вполне определенной женщине.

Питер Стенвик 1640Питер Стенвик 1640

Питер Стенвик 1650еПитер Стенвик, 1650-еБерет, лавровая ветвь, поэма - аллегория поэзии.

Хармен Стенвик 1640Хармен Стенвик 1640

Хармен Стенвик 1640...Он же

Себастьян Стокопф 1641Себастьян Стокопф, 1641

Тут мы тоже уже все знаем: лютня (не тыква это!), глобус, доспехи, чаши, бутылка, книги. На заднем плане открыта форточка - окно в загробный мир.

Себастьян Стоскопф 1627Он же 1627

Лекарства и медицинские инструменты - символ болезней.

Симон Лютикус 1645Симон Лютихус, 1650-е

Кажется, это изображен Карл Первый. Его казнили в середине 17 века, после чего его портрет стало модным вставлять в ВАНИТАС

Симон Лютихус 1630-еОн же 1630-е

Анатомические рисунки, как и портреты, и письма - символ человеческих отношений.

Симон Ренар де Сен АндреСимон Ренар де Сен-Андре

Игральные карты и игральные кости  - неправильно избранные жизненные ориентиры. Бабочка (на розе) - символ спасения души.

Симон Ренар де Сен-Андре 1650Он же, 1650-е

Симон Ренар Сан-Андре ФранцОн же Череп с лежащей отдельно нижней челюстью, выглядит особенно сиротливо и печально.

Симон Ренар Сен-Андре 1650Он же

Филипп СауерлендФилипп Сауэрленд

Вишни и инжир - эротические удовольствия.

Филипп де Шампань 1650Филипп де Шампань, 1650

Францискус ГисбрехтсФранциск Гисбрехтс

Золотые и серебряные чаши - земные блага. Красная лента - грехи людские

Францискус грейсбрехтс 1660-70-е

Он же 1660-70-е

Хендрик Андресен 1650Хендрик Андерсон, 1650

Хенрик Андресенн 1650-еОн же

Шарль Эмануэль БизеШарль Эмануэль Бизе

Эдвард Колье1Эдвард Колье

Эдвард КольеОн же

Персики справа - плод грехопадения, блуда, как и виноград

Эдвард Колье2Он же

Справа, чуть ниже глобуса некий странный предмет - сумка, фляга? Он кочует из натюрморта к натюрморту Колье. Что это, я не знаю, но если увижу, буду знать, кто написал картину.

Эдвард Колье 1704 Генрих четвертыйОн же. 1704

Королевские регалии, портрет Карла Первого и череп, выглядывающий из-за книги как бы украдкой.

Эдвард Колье автоЭдвард Колье, автопортрет

Эдвард Колье со статуей атлета и принтом МикеланджелоОн же

На переднем плане - офорт с изображением Микеланджело

Эдвард КольерОн же.

И бокальчик у Колье тоже был любимый.

Энтони Вейтс 1824Энтони Вейс, 1824

Стилизация под старое изображение

Юлиан ван Стейк 1670

Юлиан ван Стейк, 1670

Якоб Марель 1637Якоб Марель, 1637Бабочка - вы знаете, а вот стрекоз, как и муха - символ зла и темных сил. Очень часто на барочных натюрмортах мы встречаем полуочищенный лимон - символ телесной красоты и вожделения, внутри которого горечь и разочарование.  Ящерица - хитрость, увертки, дьявольское животное, как и мышь.

Ян ван Дален Второй 1663Ян ван Дален Второй, 1663

Попробуйте здесь еще найдите череп!

Ян ван Кесель де Од 1670-еЯн ван Кесель де Од, 1670

Очень мне нравится! Может, из-за розочек, символов страсти и вожделения? Слева внизу по столу карабкается гусеница, и еще можно видеть бабочек - стадии жизненного цикла насекомого символизируют возрождение.

А теперь я вам покажу относительно современные работы. Их сложно назвать ВАНИТАС в полном смысле слова, хотя...

яя Анди Ворхол 1976Энди Уорхол, 1976

яя Ван-Гог_1887Винсент Ван-Гог, 1887

яя Илья Машков 1914Илья Машков, 1914

К слову, лошадиные черепа так же использовали в ВАНИТАС в эпоху расцвета. Пикассо тоже их любил.

яя ПикассоА вот и Пикассо

яя СезанПоль Сезанн - горячий поклонник жанра!

яя Сезан 18701868-1870Он же

яя Сезанн1Он же

Сейчас художники тоже нередко прибегают к этому жанру, стараясь придерживаться стилистики либо трансформируя формы по своему усмотрению. На мой взгляд, тема бренности и суетности существования вечна, однако в отрыве от исторического контекста она лишается особого аромата эпохи.

Пересмотрите картинки еще раз - они стоят этого. Рада, что мы о них поболтали. Во первых, если тема для вас нова, вы теперь уже никогда не будете смотреть на натюрморт эпохи барокко, просто как на кучу фруктов, вазочек и цветов, отныне вам станет понятен их тайный смысл. Во-вторых, если вы уже знали про этот интересный жанр, никогда не лишне задуматься о вечном!

Спасибо за внимание!

agritura.livejournal.com

Vanitas! - История красоты

А что это мы с вами пятницу, 13 пропустили? Не поужасались и неподрожали? Это не дело, надо наверстывать.

1620 немецНеизвестный немецкий художник 1620

Vanitas vanitatum et omnia vanitas " ("Суета сует - всё суета!").

Я тут болтала намедни в камментах, обсуждали мы натюрморт с черепами Жерико. И решила я найти еще таких натюрмортов, вроде бы попадались на глаза. Оказалось, что их просто масса! И жанр такой отдельный есть, называется «Vаnitas». Целый ряд художников практиковались в этом жанре, даже целыми семьями – как братья Питер и Харвен Стенвики. На натюрморты с черепами была просто повальная мода. Пошло это дело в 17 веке из Голландии – родины классического натюрморта, а затем переметнулось во Францию, Британию и другие страны.

Альберт Ван дер Шур 1660

Альберт ван дер Шур 1660-е

Антонио де ПаредаАнтонио де Пареда

Что же это за сомнительное удовольствие – украшать цветочками и ленточками черепа? Никак страсть к шокированию публики и тяга ко всему ужасному и неизведанному двигала художниками? А вот и нет! Жанр не зря называется «Vаnitas» - «суета, тщеславие». Такие картины призваны были поучать, напомнить о бренности всего материального. Поводов не забывать о смерти у людей, живших в 17 веке в Европе, было немало: 30-летняя война, война между Англией и Францией, чума в Лондоне, Нидерландская революция, диктатура Кромвеля и казнь короля Карла Первого, наша Смута и т.д.

Арнольд Карл Балдингер 1872

Арнольд Карл Балдингер 1872

Крест - символ духовности и религиозности, даже прямое на них указание, появился в ВАНИТАС довольно поздно. А вот сургучная печать - знак тайны, приверженности к тайным знаниям либо невозможность к ним приобщиться - использовалась еще на заре жанра

После отгремевших религиозных воин особо популярной была идея возрожденной  духовности на фоне смертности, бренности всего материального и главенства религиозной мысли.

Вначале черепа рисовали на оборотной стороне обычных светских портретов, затем они перешли в самостоятельный жанр. В первое время их изображали в центре картины, крупными, нередко в нишах, остальных предметов было немного. В дальнейшем композиции становились все менее лаконичными, символы – все более глубокими и многозначительными. В период своего расцвета ВАНИТАС превратились в пышные и красочные полотна, изобилующие символикой и атрибутами, иногда даже чересчур перегруженные множеством деталей. Чтобы разобраться в этих символах и научиться читать их, я предлагаю посмотреть сами работы.

Бортоломеус Брейн старший 16

Бартоломеус Брейн Старший, кон. 16 века

Это одно из первых изображений в жанре ВАНИТАС. Предметов мало. На поучительный характер изображения указывает надпись на листке справа - что-то вроде "моменто мори", помни о смерти. Череп помещен в нишу, так делали в ранних работах. Погасшая свеча указывает на угасание жизни. Муха на черепе - знак зла, нечистоты, тлена.

Ван Утрехт Адриан 1642

Ван "Утрехт" Адриан, 1642

В более поздних работах череп смещается в сторону, деталей становится больше. В букете мы видим как живые и свежие цветы, так и увядающие - намек на недолговечность цветения и юности. Символами увядания служили и гниющие фрукты. Роза - символ телесной страсти, тюльпан - воплощение необдуманной расточительности (в Голландии за несколько луковиц тюльпанов редкого сорта можно было купить приличный дом).

Венцель Лоренс Рейнер 1710

Венцель Лоренц Райнер, 1710

Книги и писчее перо - символ наук.

Вильям Клас Хеда 1628Вильям Клас Хеда 1628

Курительная трубка - очень частый атрибут, а также опрокинутый пустой бокал - символы кратковременности и эфемерности земных удовольствий. Нож - символ уязвимости, также иногда мог символизировать мужское начало. Слева - угасающая жаровня, в которой еле теплятся угли. Она, также как и погасшие светильники и затушенные свечи, означает угасание жизни.

Девид Бейли автопортрет 1651

Девид Бейли "Ванитас с автопортретом", 1651

Автопортреты - не такое частое явление жанра, но оно иногда встречаются. ВАНИТАС иногда были частью исторических полотен, аллегорий и жанровых сцен.

Жак де Гейн старший

Якоб (Жак) де Гейн старший

Тоже ранняя работа. Насколько я могу судить, шар над черепом может быть мыльным пузырем - символом уязвимости, хрупкости и недолговечности. Деньги на полке - символ богатства, которое нельзя забрать с собой в могилу. Тюльпан в вазе - вы уже знаете, прощальный дымок из погасшего светильника - жизнь истлела, душа, как дым покидает этот мир.

Жак Линар 1644

Жак Линар 1644

Гвоздики - брак, материнство.

Жан Давид де Хим

Жан Давид ле Хим

Слева мы видим часть доспехов - "оружие и воинская мощь так же тленны, как и все материальное"

Хим

Он же

Лопнувший гранат - символ плодородия или искупительной жертвы Христа (усиливается наличием распятия справа)

Жан Давид де Хим2

Он же

Музыкальные инструменты - символ вечного  искусства, опрокинутая чаша - то же, что и бокал. Пустые раковины означают то же, что и череп - здесь раньше была жизнь, но теперь ее нет! Слева от раковины - механические часы, которые напоминают о скоротечности времени. Дым из жаровни иногда символизировал улетающую душу, а иногда - призрачность надежд.

Жан Давид де Хим 3

Он же

Символы искусства (скульптуры), наук (книги) и поучительная надпись. Лавровый венок - символ поэзии.

Жан де Хим 1685

Он же, 1685

Здесь мы видим множество символов - книга, угасшая свеча, курительная трубка, но черепа нет. Но это тоже ВАНИТАС. Символика жанра позже еще долгое время использовалась в обычном натюрморте. В левой части букета мак - символ смерти и забвения. Мы видим устрицы рядом с лимоном - это символы сексуальных наслаждений. Правда, устрицы могли иметь и другой смысл - вскрытая раковина символизировала обнаженную душу.

Корнелий Норберт

Корнелиус Норберт Гейсбрехт.

Справа - блюдце и трубочка (сделано из створки раковины) для выдувания мыльных пузырей.А вот еще, очень похоже:

Обманка

Перевернутые песочные часы - время вышло. Колосья обозначают возрождение, бессмертие души. Вообще, Гейсбрехт очень любил вот такие "обманки" - "ВАНИТАС вдвойне" - иллюзорность жизни подчеркивается тем, что изображение написано на написанном холсте. Еще его работы:

Корнелиус Гийсбрехт 1650

Корнелиус Гейнсбрехт, 1650

Тут тоже колосья. Зубами череп, кажется, держит флакон с румянами или пудрой (или часы). Косметика означала кратковременность физической красоты. Розовый шарф тоже подчеркивает, что эта аллегория - женская.

Обманка 2

Он же

обманка3

Он же

Н.Л. Пешье

Н.Л.Пешье

Портреты, письма символизируют человеческие взаимоотношения.

Н.Л. Пешье3

Он же

Деньги и синий кошелек, колосья, погасший факел, ноты (символ искусства), песочные часы, сургучная печать - все это вы уже знаете.

Н.Л. Пешье 1650-е

Он же 1650-е

Неизв

Не знаю кто, но чудесно!

ПС. Уже узнала - Антонио де Пареда, и это только часть его большой картины (полностью будет в следующем посте)

Маска подчеркивает, что она осталась, а лица уже нет. Оружие, как и доспехи - армейская мощь - ничто перед лицом смерти. Украшения - то же, что и деньги - они остались в этом мире, а человек не сможет остаться навсегда.

Неизв 4

Хендрик Андерсон 1650

Короны, тиары и другие символы власти в ВАНИТАС показывают, что перед смертью все равны. Глобус - символ наук. Мыльные пузыри - мы уже знаем. Ветка репейника справа от черепа, как и другие колючие растения, намекают на земные страдания, не чуждые никому.

Неизв 5Неизвестный автор

Бутылка, как и курительная трубка указывают на тягу к земным удовольствиям, пьянству. Дымящийся шнур здесь то же, что и фитилек светильника или свечи. Плющ, как и колосья - символ возрождения, вечной жизни после смерти.

неизв 17

Неизвестный автор

Петер ван Лир Мистическая сцена с Автопортретом 1638

Петер ван Лир "Мистическая сцена с автопортретом", 1638

Жуткая вещь, правда?

Петер Клас

Питер Клас

Зеркала и зеркальные шары - символ тщеславия. А еще они говорят - земная жизнь так же эфемерна, как отражение. Разбитый грецкий орех - символ бедности, а в религиозном плане - символ распятия.

Петер Клас2

Он же

Ключ  - раскрытие тайн (жизни). Если ключ сломан - тайна так и не раскрыта.Здесь изображен изогнутый ключ - ключ к часам, с которыми он соединен лентой, они были вот такой формы.

Петер Клас 1630

Питр Клас 1630

Тут тоже такой ключ.

Петер Клас 1630-е

И здесь.

Питер Клас 1636

Он же 1636

Любимый бокал Питера Класа - он фигурирует во многих его ВЕНИТАС. Он был отличный натюрмортист, даже без черепов - посмотрите в Сети!

Питер ван Рестретен втор пол 17-гоПетер ван Рестретен, втор.пол 17го

Посередине - видимо, погребальная урна. Шишка - символ бессмертия.

Питер Сион старший 1650-е-60-еПетер Симон старший 1650-60-е

Сразу два вида часов - механические и песочные, уже знакомый нам ключик. Портрет и роза рядом - символ страсти к вполне определенной женщине.

Питер Стенвик 1640Питер Стенвик 1640

Питер Стенвик 1650еПитер Стенвик, 1650-е

Берет, лавровая ветвь, поэма - аллегория поэзии.

Хармен Стенвик 1640Хармен Стенвик 1640

Хармен Стенвик 1640...Он же

Себастьян Стокопф 1641Себастьян Стокопф, 1641

Тут мы тоже уже все знаем: лютня (не тыква это!), глобус, доспехи, чаши, бутылка, книги. На заднем плане открыта форточка - окно в загробный мир.

Себастьян Стоскопф 1627Он же 1627

Лекарства и медицинские инструменты - символ болезней.

Симон Лютикус 1645Симон Лютихус, 1650-е

Кажется, слева изображен Карл Первый. Его казнили в середине 17 века, после чего его портрет стало модным вставлять в ВАНИТАС

Симон Лютихус 1630-еОн же 1630-е

Анатомические рисунки, как и портреты, и письма - символ человеческих отношений.

Симон Ренар де Сен АндреСимон Ренар де Сен-Андре

Игральные карты и игральные кости  - неправильно избранные жизненные ориентиры. Бабочка (на розе) - символ спасения души.

Симон Ренар де Сен-Андре 1650Он же, 1650-е

Симон Ренар Сан-Андре Франц

Он же

Череп с лежащей отдельно нижней челюстью, выглядит особенно сиротливо и печально.

Симон Ренар Сен-Андре 1650

Он же

Филипп СауерлендФилипп Сауэрленд

Вишни и инжир - плоды, символизирующие вожделение.

Филипп де Шампань 1650Филипп де Шампань, 1650

Францискус ГисбрехтсФранциск Гисбрехтс

Золотые и серебряные чаши - земные блага. Красная лента - грехи людские

Францискус грейсбрехтс 1660-70-е

Он же 1660-70-е

Хендрик Андресен 1650Хендрик Андерсон, 1650

Хенрик Андресенн 1650-еОн же

Шарль Эмануэль Бизе

Шарль Эмануэль Бизе

Эдвард Колье1

Эдвард Колье

Эдвард Колье

Он же

Персики справа - плод грехопадения, блуда, как и виноград

Эдвард Колье2

Он же

Справа, чуть ниже глобуса, некий странный предмет - сумка, фляга? Он кочует из натюрморта к натюрморту Колье. Что это, я не знаю, но если увижу, буду знать, кто написал картину.

Эдвард Колье 1704 Генрих четвертый

Он же. 1704

Королевские регалии, портрет Карла Первого и череп, выглядывающий из-за книги как бы украдкой.

Эдвард Колье автоЭдвард Колье, автопортрет

Эдвард Колье со статуей атлета и принтом МикеланджелоОн же

На переднем плане - офорт с изображением Микеланджело

Эдвард Кольер

И бокальчик у Колье тоже был любимый.

Энтони Вейтс 1824Энтони Вейс, 1824

Стилизация под старое изображение

Юлиан ван Стейк 1670

Юлиан ван Стейк, 1670

Якоб Марель 1637Якоб Марель, 1637

Бабочка - вы знаете, а вот стрекоза, как и муха - символ зла и темных сил. Очень часто на барочных натюрмортах мы встречаем полуочищенный лимон - символ телесной красоты и вожделения, внутри которого горечь и разочарование.  Ящерица - хитрость, увертки, дьявольское животное, как и мышь.

Ян ван Дален Второй 1663

Ян ван Дален Второй, 1663

Попробуйте здесь еще найдите череп!

Ян ван Кесель де Од 1670-еЯн ван Кесель де Од, 1670

Очень мне нравится! Может, из-за розочек, символов страсти и вожделения? Слева внизу по столу карабкается гусеница, и еще можно видеть бабочек - стадии жизненного цикла насекомого символизируют возрождение.

А теперь я вам покажу относительно современные работы. Их сложно назвать ВАНИТАС в полном смысле слова, хотя...

яя Анди Ворхол 1976Энди Уорхол, 1976

яя Ван-Гог_1887Винсент Ван-Гог, 1887

яя Илья Машков 1914

Илья Машков, 1914

К слову, лошадиные черепа так же использовали в ВАНИТАС в эпоху расцвета. Пикассо тоже их любил.

яя Пикассо

А вот и Пикассо

яя СезанПоль Сезанн - горячий поклонник жанра!

яя Сезан 18701868-1870

Он же

яя Сезанн1Он же

Сейчас художники тоже нередко прибегают к этому жанру, стараясь придерживаться стилистики, либо трансформируя формы по своему усмотрению. На мой взгляд, тема бренности и суетности существования вечна, однако в отрыве от исторического контекста она лишается особого аромата эпохи.

Пересмотрите картинки еще раз - они стоят этого. Рада, что мы о них поболтали. Во первых, если тема для вас нова, как для меня, вы теперь уже никогда не будете смотреть на натюрморт эпохи барокко, просто как на кучу фруктов, вазочек и цветов, отныне вам станет понятен их тайный смысл. Во-вторых, если вы уже знали про этот интересный жанр, никогда не лишне подумать о вечном!

Спасибо за внимание!

bellezza-storia.livejournal.com

Натюрморт с черепом (Ванитас) — Artrue

Неизвестный голландский мастер XVII века.Картина жанра «Суета сует» («Vanitas»).Дерево (доска паркетирована), масло. 47 * 52,5 см.

Натюрморт с черепом. Ванитас.Натюрморт с черепом. Ванитас.Натюрморт с черепом

Ванитас

Авторство картины установить на текущий момент не удалось, ходят споры даже по поводу национальности неизвестного художника. Несмотря на наличие типичных для поджанра барокко («Суета сует») элементов, этот натюрморт нельзя назвать классическим.

Натюрморт с черепом

Символизм

Натюрморт "Ванитас". Неизвестный художникНатюрморт "Ванитас". Неизвестный художникВ натюрморте собрано множество атрибутов аллегории «Ванитас» — бренности всего земного, имевшей моралистический, дидактический смысл: череп, погасшая свеча (жизнь человека), табак и трубка (быстрое исчезновение жизни), мыльный пузырь (мимолетность жизни). Смычок относится к аллегории слуха, омар, булочка и лимон — к аллегории вкуса; эти аллегории из серии «пяти чувств» также были связаны с темой «Суеты сует». Полуочищенный лимон, обозначая скрытую под привлекательной оболочкой горечь, напоминает об опасности увлечения внешней красотой. Все эти символические значения могут быть найдены в эмблематической литературе и произведениях Якоба Катса и других поэтов той эпохи.

Омар в натюрморте

В данном натюрморте часть предметов (череп, свеча, трубка, мыльный пузырь) составляют обычный набор картин типа «vanitas», принадлежавших к разновидности жанра, специфической для лейденской живописи, но существовавшей и в других местных школах. Изображение рядом с этими предметами омара необычно. Обнаружена лишь одна частичная аналогия: Натюрморт с крабом Яна ван Олиса. На нем изображен краб и принадлежности для курения, которые принято связывать с идеей преходящей жизни, земной славы; краб так же, хотя и реже, фигурировал в эмблематической литературе как олицетворение прочной земной оболочки, которую все же должна покинуть душа. По живописи картина Олиса сильно отличается от «натюрморта с черепом».

Симон Ренар де Сент-Андре. Ванитас.Симон Ренар де Сент-Андре. Ванитас. Симон Ренар де Сент-Андре. Ванитас.

Эклектическое соединение разных мотивов, недостатки рисунка, грубость живописного исполнения могут указывать на то, что картина исполнена мастером, перепевавшим чужие темы — возможно, работавшим вне Голландии.

artrue.ru

Ванитас - laila50

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп.File:Hendrick Andriezsoon 002.jpgHendrik Andriessen 1607-1655. Vanitas Натюрморт с глобусом, корона, скипетр, увенчанный соломой череп, лавровый венок, свечи, письма, часы и цветы.Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

 

 File:Adriaen van Utrecht- Vanitas - Still Life with Bouquet and Skull.JPG

 

Ehemals Pieter van de Venne (etwa 1615-1657)Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

Pereda y Salgado, Antonio de 1634 г.Песочные и механические часы — быстротечность времени.Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.

Якоб де Гейн, 1603.Глобус, как земли, так и звездного неба.Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.Файл:Juriaen van Streeck 001.jpgЮриан ван Стрек, ок. 1670Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.Красные сургучные печати.Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.

File:Claesz, Pieter (disputed) - Vanitas-Stilleben (Stilleben mit Glaskugel) - 1625.jpg

Pieter Claesz 1625 г.Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления. Стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.File:Linard, Les cinq sens.jpgJacques Linard (1600–1645 Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

 

Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».Бартоломеус Брейн Старший, 1-я пол. XVI в.Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизниФайл:Pieter Boel - Large Vanitas (Still-Life).JPGПитер Боель, 1663.Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

File:ROESTRAETEN 001.jpg

Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

File:Philippe de Champaigne Still-Life with a Skull.JPGФилипп де Шампень: натюрморт в жанре vanitas — Жизнь, Смерть и Время — три символа бренности бытия (представлены тюльпаном, черепом, песочными часами)

laila50.livejournal.com

«Суета сует» (Юриан ван Стрек) — Artrue

Автор: Юриан ван Стрек.Тип: Холст, масло. 98*84 см.

Суета суетСуета сует Суета сует. Стрек.

Суета сует

Изображенная на картине книга — перевод трагедии Софокла Электра, на голландский язык, выполненный знаменитым поэтом Йостом ван ден Вонделом (1587–1679) в 1639 году; трагедия шла на сцене в Амстердаме.

Ванитас

Работа Стрека, как и другие работы «ванитас» содержит множество скрытых отсылок, а так же, достаточно схожий с прочими картинами аллегорический замысел, связанный с бренностью богатства, безысходности и тленности жизни, которые были популярны как в литературе, так и в живописи в 17 веке. Например, слава, должности и успешность заложена в богатый шлем. К живописи отсылает рисунок под черепом (левый нижний край). Скоротечность жизни и смерть иллюстрирует череп (присутствует на большинстве картин этого стиля). Так же популярным атрибутом «суеты» являются перья, которые занимают большую часть композиции.

Натюрморт с черепом. Ванитас.Натюрморт с черепом. Ванитас.Натюрморт с черепом. Неизвестный мастер.

Многие голландские живописцы вкладывали унаследованную от античности мысль о бессмертии искусства; ссылку на античность и на весь круг идей, с этим связанных, можно усмотреть в данном случае в том, что Стрек изображает именно перевод софокловой Электры (Правая часть). Однако в целом в работе Стрека преобладает иное умонастроение. Потрепанные страницы книги и загнутые края рисунка намекают на начавшуюся порчу.

Трактование

Суета сует. Фрагмент.Суета сует. Фрагмент.Главным ключом толкования картины остается череп с обвившимся вокруг него колосом — символом вечной жизни души во Христе (согласно словам Христа: «Я есмь хлеб жизни»). В качестве символа надежды мотив колоса, обвивающего череп (или прорастающего из черепа), фигурировал в натюрмортах многих голландских живописцев, а также в книгах эмблем (например, эмблема «Смерть начало жизни» из книги Якоба Камерариуса, изданной в 1611 году). Стрек написал еще несколько натюрмортов, где фигурируют и другие атрибуты «суеты сует». Картина, близкая по теме и набору предметов (античность символизирует бюст Сенеки), находится в Городской галерее искусств Йорка. Другой натюрморт, также с античным бюстом, шлемом, увенчанным перьями, и изданием трагедии Хоофта — в Государственном музее Мёйденслот, Мёйден. Аналогичный шлем с перьями изображен на датированном 1670 годом посмертном портрете адмирала Стелингверфа работы Лодевейка ван дер Хелста в Рейксмузеуме, Амстердам; этот портрет Э. де Йонг привлекает в качестве опорного пункта для датировки картины в галерее Йорка. Составители каталога выставки во Франкфурте датируют и московский натюрморт временем около 1670 года, в чем можно с ними согласиться.

Ванитас. Антонио де Переда.Ванитас. Антонио де Переда.Ванитас. Антонио де Переда.

С 1928 картину можно увидеть в государственном музее изобразительных искусств Пушкина.

artrue.ru


Смотрите также