Вавилонская башня (картина). Вавилон картина


Вавилонская башня (картина) — WiKi

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.

Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

ru-wiki.org

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня

Городов вавилонские башни,Возгордясь, возносим снова,А Бог города на пашниРушит, мешая слово. В. Маяковский     

Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.

25nave_sСтроительство Вавилонской башни. Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.

065_67Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима».

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Однако это впечатление обманчиво: исследователи Библии считают, что сказание о башне возникло не позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е. почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно.     .

3nave08s Строительство Вавилонской башни. Мозаика  собора в  Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты – ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре высотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал     в свою державу пленников – почти все население иудейского царства. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий, и среди них - зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи.

IMG_1582Строительство Вавилонской башни. Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция. Кон.12-нач.13 вв.

Историки и археологи собрали достаточно доказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройки вавилонян стали прообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейского сказания о вавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальные впечатления: многолюдный город, разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит от западносемитского «баб илу» и означает «врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащего древнееврейского слова балал (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».

2bedfor3Мастер "Часослова Бедфорда". Франция. Миниатюра "Вавилонская башня". 1423-30 гг. 

В европейском искусстве Средневековья и Ренессанса мы не найдем значительных произведений на интересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры - жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башню и старательных строителей.

20babelГерард Хоренбоут. Нидерланды."Вавилонская башня" из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения, в середине XVI в., когда библейский сюжет привлек внимание Питера Брейгеля Старшего. О жизни великого нидерландского художника известно очень мало. Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

Valckenborch_tower-babelЛукас ван Фалькенборх. Нидерланды.Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюся традицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, что Питер Брейгель, выходец из крестьянской семьи, достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читать библейские истории, и среди них – сказание о Вавилонской башне.

ztower_bНеизвестный немецкий художник. Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!),   принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествия в конце 1552 - начале 1553 гг. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио? Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая   (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая   (114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая – несколько раньше или чуть позднее.

25babel2Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня.  Ок. 1563 г.

В архитектуре башни роттердамской картины явственно отразились   итальянские впечатления художника: сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего.

___1_~1Римский Колизей.

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню - ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении   с окружающим пейзажем – городом, гаванью,   холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне. Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд? Даже в нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, и чем выше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полный хаос. В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было   присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела.

26babel2Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент..

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность. Еще копошатся тут и там муравьишки-люди,   еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности усилий человеческих не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины – безнадежностью: гордый замысел людей вознестись до небес не угоден Богу.

01babel

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь к большой   «Вавилонской башне». В центре картины - все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта.

03babelПитер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Башня отнюдь не выглядит заброшенной – напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы, вращаются колеса строительных машин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостились сарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт. На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство - библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня. Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки...        

05babelПитер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Да и как может быть иначе: ведь он - сын Нидерландов, страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели «без скуки делать самые скучные вещи», где обыденный прозаический труд чтили не менее, а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.

06babelПитер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным, что работа явно зашла в тупик. Но заметим – стройка охватывает нижние ярусы, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести "башню высотою до небес", люди занялись болееконкретным и посильным делом – решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности,к повседневности.     

А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу,и смешение языков им не помеха. Так или иначе, возникает ощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».

history-of-art.livejournal.com

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - СТРАНЫ - ГОРОДА

5 сентября 1569 года, четыреста сорок четырегода назад, умер Питер Брейгель Старший.Великий художник прошлого, он сталнашим современником,  мудрымсобеседником людей 21 века.

Городов вавилонские башни,Возгордясь, возносим снова,А Бог города на пашниРушит, мешая слово. В. Маяковский     

Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.

065_67{C}{C}Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима».

25nave_sСтроительство Вавилонской башни. Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Однако это впечатление обманчиво: исследователи Библии считают, что сказание о башне возникло не позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е. почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно.    

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты – ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре высотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

3nave08s Строительство Вавилонской башни. Мозаика  собора в  Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал     в свою державу пленников – почти все население иудейского царства. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий, и среди них - зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи.

IMG_1582Строительство Вавилонской башни. Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция. Кон.12-нач.13 вв.

Историки и археологи собрали достаточно доказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройки вавилонян стали прообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейского сказания о вавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальные впечатления: многолюдный город, разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит от западносемитского «баб илу» и означает «врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащего древнееврейского слова балал (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».

2bedfor3Мастер "Часослова Бедфорда". Франция. Миниатюра "Вавилонская башня". 1423-30 гг. 

В европейском искусстве Средневековья и Ренессанса мы не найдем значительных произведений на интересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры - жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башню и старательных строителей.

20babelГерард Хоренбоут. Нидерланды."Вавилонская башня" из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения, в середине XVI в., когда библейский сюжет привлек внимание Питера Брейгеля Старшего. О жизни великого нидерландского художника известно очень мало. Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

Valckenborch_tower-babelЛукас ван Фалькенборх. Нидерланды.Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюся традицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, что Питер Брейгель, выходец из крестьянской семьи, достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читать библейские истории, и среди них – сказание о Вавилонской башне.

ztower_bНеизвестный немецкий художник. Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!),   принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествия в конце 1552 - начале 1553 гг. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио? Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая   (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая   (114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая – несколько раньше или чуть позднее.

25babel2Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня.  Ок. 1563 г.

В архитектуре башни роттердамской картины явственно отразились   итальянские впечатления художника: сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего.

___1_~1Римский Колизей.

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню - ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении   с окружающим пейзажем – городом, гаванью,   холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне. Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд? Даже в нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, и чем выше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полный хаос. В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было   присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела.

26babel2Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент..

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность. Еще копошатся тут и там муравьишки-люди,   еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности усилий человеческих не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины – безнадежностью: гордый замысел людей вознестись до небес не угоден Богу.

01babel

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь к большой   «Вавилонской башне». В центре картины - все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта.

03babelПитер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Башня отнюдь не выглядит заброшенной – напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы, вращаются колеса строительных машин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостились сарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт. На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство - библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня. Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки...        

05babelПитер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Да и как может быть иначе: ведь он - сын Нидерландов, страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели «без скуки делать самые скучные вещи», где обыденный прозаический труд чтили не менее, а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.

06babelПитер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным, что работа явно зашла в тупик. Но заметим – стройка охватывает нижние ярусы, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести "башню высотою до небес", люди занялись болееконкретным и посильным делом – решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности,к повседневности.     

А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу,и смешение языков им не помеха. Так или иначе, возникает ощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».

Автор: Марина АграновскаяИсточник:http://www.maranat.deОпубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), № 71, август 2003,в журнале "Введенская сторона" (Старая Русса), № 4, 2012

marinagra.livejournal.com

Вавилон Навуходоносора - история в фотографиях

Вавилонское царство достигло вершины своего могущества в VI веке до н.э. при Навуходоносоре II. Он прославился как удачливый завоеватель, который покорил Иудею и взял Иерусалим, изгнал египтян из Малой Азии, успешно сражался с эламитами, населявшими территорию современного Ирана. Благодаря библейским легендам имя Навуходоносора стало синонимом безжалостного завоевателя, но для Вавилонии его правление было временем экономического расцвета и культурного возрождения после долгого трехвекового подчинения Ассирии.

Вавилон. Фото: https://jrcasals.artstation.com/projects/25NVvВ период правления Навуходоноссора тысячелетний Вавилон превратился в крупнейший город Древнего Востока с населением около двухсот тысяч человек. Город стал мощной крепостью, окруженной несколькими рядами стен. По велению царя было возведено множество новых сооружений; три из них стали поистине легендарными: висячие сады Семирамиды, зикурат Э-темен-анки ("Вавилонская башня") и ворота Иштар, с ведущей к ним дорогой процессий. Последний памятник дошел ло нас если не в оригинале, то в виде достаточно к нему близком.

Ворота Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

История данного экспоната чрезвычайно интересна. Она связана с именем немецкого археолога Роберта Кольдевея (1855-1925), который долгое время мечтал подтвердить существование Вавилона Навуходоносора, известного по древним текстам. Эта его мечта осуществилась на рубеже XIX и XX веков.

Гертруда Белл. Роберт Кольдевей, 1914

Вот как пишет о Кольдевее К.Керам: "Он был необычным человеком, а по сравнению с коллегами по профессии - и необычным ученым. Любовь к археологии, к науке, которая выглядит в публикациях специалистов весьма скучной, не мешала ему наблюдать людей, изучать страну, все видеть, все подмечать, на все реагировать, не могла она в нем заглушить и бьющего через край юмора." Мне кажется, эта характеристика хорошо дополняет приведенный выше фотопортрет ученого.

Поиски остатков города - дело жизни археолога, предмет его страстной веры в правильность догадок и расчетов, интуиции. При этом раскопки - это очень дорогостоящее мероприятие, часто производимое в труднодоступных местах и на территориях не всегда дружественных государств. В конце XIX века Месопотамия находилась в составе Османской империи. Турок мало заботили чуждые им памятники культуры, они разрешал и раскопки, и вывоз экспонатов, но только если им за это платили. Поэтому организация экспедиций требовала многочисленных переговоров и "продвижений" на всех уровнях, от самых высоких до самых низких, и в этом Кольдевей неизменно преуспевал.

Он начал работы в Вавилоне в марте 1899 года. В отличие от Ботта и Лэйярда, Кольдевей представлял себе историю города, развалины которого были скрыты под землей, и поэтому проводил раскопки достаточно целенаправленно. Вскоре он обнаружил колоссальную стену (часть Дороги процессий), вдоль которой в метровых слоях щебня находились многочисленные обломки глазурованных рельефов.

На руинах Вавилона. Раскопки Кольдевея, ок. 1900 года

На небольшом участке длиной в восемь метров, была найдена почти тысяча фрагментов. Так как по расчетам Кольдевея общая длина рельефов равнялась примерно тремстам метрам, он писал в одном из писем: "Я рассчитываю найти по меньшей мере 37 000 обломков. Неплохие перспективы после четырнадцати дней раскопок!".

На месте раскопок можно было понять только общие планы стен и башен, все остальное представляло собой осыпавшуюся кашу из кусков камней, кирпичей и керамики. Их просеивали, сортировали, упаковывали в пронумерованные по местам находок ящики, и отсылали в Берлин. И уже не отдельные обломки, а ящики исчислялись тысячами. Только представьте себе объем этой гигантской головоломки, многие кусочки которой наверняка отсутствовали, и вы поймете какой сложной была задача воссоздания вавилонских рельефов.

Бык с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

На снимке ясно видны кусочки вавилонских кирпичей, пригнанные друг к другу во время реконструкции. А целые кирпичи без рисунка - это уже современные вставки, их можно отличить от оригинальных и по более ясному цвету.

Воссоздание передней половины ворот Иштар и двух фрагментов дороги процессий велось по натурным макетам, в новых залах Пергамского музея, специально построенных для этой цели.

Уменьшенный макет Дороги процессий и ворот Иштар. Пергамский музей, Берлин

Кольдевей принимал в реконструкции ворот активное участие, но завершена эта работа была уже после его смерти. Новые экспонаты музея представили публике в 1930 году.

Фрагмент Дороги процессий. Пергамский музей, Берлин

Мне захотелось представить, как могла бы выглядеть эта знаменитая дорога двадцать шесть веков назад, и я сделал ее фото-реконструкцию на основе снимков из Пергамского музея.

Вавилон. Дорога процессий и ворота богини Иштар. Фото-реконструкция (кликабельно).

Дорога была вымощена огромными каменными плитами, на нижней стороне каждой из которых высечена надпись: "Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Я вымостил каменными плитами из Шаду эту дорогу процессий к храму великого бога Мардука. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь".

Мардук был главным богом и покровителем Вавилона, именно ему были посвящены храмы, стоявшие у подножья и на вершине "Вавилонской башни". Священным животным и символом Мардука являлся сирруш - дракон, который имел голову змеи с раздвоенным языком на тонкой изогнутой шее, чешуйчатое тело, львиные передние и орлиные задние ноги и хвост с ядовитым жалом скорпиона.

Сирруш с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

Также почитали в Вавилоне и Адада - бога бури, грома и ветра, воплощение созидательных и разрушительных сил природы. Его священным животным был бык (на фото выше).  Бык традиционно, как и у многих древних народов, олицетворял плодородие и силу, имел охранительное значение, у вавилонян он также символизировал ярость и неукротимость.

Сами ворота были посвящены богине Иштар, которая имела для вавилонян сразу несколько ипостасей: она была богиней плодородия, плотской любви, войны и распрей. Ее священным животным являлся лев, чье изображение было повторено по обеим сторонам Дороги процессий 120 раз. В вавилонском пантеоне Иштар была олицетворением планеты Венеры. Это одна из самых древних богинь человечества, почитавшаяся еще у шумеров (как Инанна), потом ее имя трансформировалось в Иштар (у аккадцев), Астарту (у финикийцев), Афродиту (у греков), Венеру (у римлян).

Иштар-"Венера", IV в.до н.э. Лувр, Париж

В аккадской мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами: "Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги."

"Королева ночи" (Иштар?). Красочная реконструкция вавилонской статуэтки XVIII в.до н.э. из Британского музея.Источник: https://www.ancient.eu/article/658/the-queen-of-the-night

Дворец, который вечно неудовлетворенный Навуходоносор постоянно продолжал расширять, был настоящим чудом с богатейшими украшениями и многоцветными барельефами из глазурованного кирпича. Царь утверждал, что он построил его за пятнадцать суток и эта версия передавалась из поколения в поколение на протяжении столетий как абсолютно достоверная.

Фрагмент дворцовой стены, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

Реконструкция входа в тронный зал дворца

Последний снимок взят мною из ролика, созданного в 2013 году сотрудниками канадского университета для Королевского музея Онтарио. Это своего рода "полет" по трехмерной реконструкции Вавилона, которая, на мой взгляд, дает самое лучшее представление о городе времен Навуходоносора.

Прежде чем дать ссылку на сам ролик, приведу посекундную привязку к показу главных сооружений и несколько комментариев.

0:25-0:35 - Дорога процессий и ворота Иштар

0:47-1:05 - Дворец Навуходоносора

1:13-1:35 - "Висячие сады Семирамиды"

Геродот причислил сады к чудесам света, но по современным меркам это было достаточно скромное сооружение. Навуходоносор взял в жены мидийскую царевну Амитис, выросшую в гористой и зеленой Мидии (ныне это Иран). Чтобы порадовать жену, скучавшую в пыльном и плоском Вавилоне, царь приказал развести на ступенчатых террасах сады, постоянно орошаемые подающейся снизу водой. Они и получили эпитет "висячих", по видимому из-за неточности в переводе с греческого. А в истории имя Амитис оказалось смешанным с именем ассирийской царицы Семирамиды, жившей на 200 лет раньше нее. Так и образовалось название садов, в котором два слова из трех неверны.

1:50-2:05 - "Вавилонская башня" Самым высоким сооружением Вавилона был зиккурат Э-темен-анки (Дом основания неба и земли), который Библия назвала Вавилонской башней. Он существовал по крайн

foto-history.livejournal.com

«Вавилонская башня» - Дмитрий Калашников

«Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

Венская версия

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Роттердамская версия

Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса-ван Бёнингена, так называемая «Малая Вавилонская башня». У историков искусства нет единого мнения о том, написана эта картина несколько позднее или несколько раньше «Большой Вавилонской башни». Здесь стройка уже приостановлена: людей на ней вообще не видно. В отличие от «Большой Вавилонской башни», картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.

Аллюзией на «Вавилонскую башню» Брейгеля является изображение города Минас Тирит в фильме «Властелин колец».

А это здание Европарламента в Страсбурге. Ну вы поняли :-)

Вот и другие версии Вавилонской башни и аллюзии на неё. Оказывается в то время (и после) её рисовали все кому не лень, но лишь брейгелевские версии узнал весь мир.

Tower of Babel by Abel Grimmer (1570-1619)

Oil painting by Lucas van Valckenborch (1535-1597)1568 

Marten Van Valckenborch I (1535-1612)

The Tower of BabelJan The Elder Brueghel(1568-1625)

Tower of BabelPieter the Elder Bruegel(b. ca.1525, Breughel, d. 1569, Bruxelles)

Oil painting by Joos de Momper (1564-1635) and Jan Brueghel the Younger (1601-1678)UNKNOWN MASTER, GermanThe Tower of Babel1590sWoodGermanisches Nationalmuseum, Nuremberg

The Tower of BabelTobias van Haecht (see Verhaecht)(1561-1631)

Oil painting by Tobias Verhaecht (1561-1631)

Circle of Tobias Verhaecht, The Tower Of Babel

The Building of the Tower of Babel, 1595Marten Van Valckenborch I

The Building of the Tower of BabelMarten Van Valckenborch I

VALKENBORCH, Lucas vanThe Tower of Babel1594Oil on wood, 41 x 56 cmMusée du Louvre, Paris

Lucas van Valckenborch: The tower of Babel (1595)

Oil painting by Lucas van Valckenborch (1535-1597)Galerie de Jonckheere, Paris, France, 1568 

Oil painting by Lucas van Valckenborch (1535-1597)Alte Pinakothek, Munich, Germany

Oil painting by Lucas van Valckenborch (1535-1597)Landesmuseum, Mainz, Germany, 1595 

Oil painting by Frederik van Valckenborch (1566-1623)Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria

'La Construction de la Tour de Babel'Hendrick III van Cleve (1525 - 1589)

Hendrik III van Cleve - Tower of Babel (Kröller Müller Museum) 

The building of the Tower of BabelHendrick van Cleve(c.1525-1589)

The building of the Tower of Babel-2Hendrick van Cleve (c.1525-1589)

Oil painting by Hendrick van Cleve (1525-1589)J.A. Berg Collection, Stockholm University Art Collection, Stockholm, Sweden

Oil painting by Hendrick van Cleve (1525-1589)

Oil painting by Hendrick van Cleve (1525-1589)

Unknown Flemish Master - Tower of Babel (Kurpfälzisches Mueseum) 

Frans Francken Ⅱ,1581-1642,( Joos de Momper Ⅱ, 1564- 1635 )

Bridgeman Art Library / Galerie de Jonckheere, Paris, FranceThe Destruction of the Tower of BabelHendrick van Cleve(c.1525-1589)

Lodewyk_ToeputTurmbau zu Babelc. 1583-1587

Oil painting by Louis de Caullery (c.1555-c.1622)

Oil painting by Hans Bol (1534-1593)Museum voor Oudheidkunde en Sierkunst en Schone Kunsten, Kortrijk, Belgium

Oil painting by Leandro Bassano (1557-1622)National Gallery, London, England, after 1600 

The Construction of the Tower of Babel, or Nimrod Talking with Architectsby Frans Francken the Youngerб born 1581 - died 1642

The Tower of Babel (panel). Grimmer Abel

Tower of Babel by Abel Grimmer (1570-1619)

Monsù Desiderio (François de Nomé) (Metz 1593, dernier tableau signé : 1630)La Tour de BabelHuile sur toile

"Le Tour de Babel after van Valckenborch"Tobey C. Anderson

Gonzalez Fernandez

Oil on canvas by Roberto González Fernández (1948-)

Jean Thomassen

Tower of Babel by Andreas Zielenkiewicz

Mark Mallett 2007 

dm-kalashnikov.livejournal.com

Древний Вавилон: 3000 лет назад и сегодня - athanatoi

Несколько дней назад я вспомнил, что был город Вавилон, который считался в мире самым большим и прекрасным городом и заинтересовался, что же от него осталось сегодня. А осталось немалое. (Кстати, напомню, я делал подобную подборку по Персеполису почти два месяца назад).

Вкратце о Вавилоне - это город, который располагался (по моей памяти) к 70 км к югу от сегодняшнего Багдада, на вечной реке Евфрат. Известен был примерно с 2000 лет до н. э., но уже к началу новой эры всилу разных обстоятельств прекратил существование. Самым известным царем Вавилона(страны с центром в г. Вавилоне) был Хамураппи, правивший в 18 веке до н.э. и давший стране (и миру) много новшеств и толчок к развитию, в т. ч., самое известное - Кодекс законов. Позже Вавилон был завоеван Ассирией, установившей господство в Месопотамии на долгие века, но к 7 веку до н. э. Ассирия пала при непосредственном участии самого Вавилона. После этого последовал второй "золотой век" Вавилона при царе Навуходоносоре, Вавилон подчинил себе всю Месопотамию и Ближний Восток. Однако позже страна была завоевана Ахеменидской Персией, (что однако не мешало развитию города), но уже к 4 веку был завоеван Македонским и впоследствии постепенно прекратил свое существование.

Слово Вавилон в какой-то степени стало нарицательным, обозначением величия. Следует отметить и важную роль, внесенную Вавилоном в науку. 3000 лет назад в Вавилоне изобрели первые счеты, абак. Изначально счетная система в Вавилоне была 60ричной, если не изменяет память. В Вавилоне же изобрели лунный календарь и 7дневную неделю. Также изобрели в Вавилоне солнечные, водяные часы. Привычные названия звезд - Сириус, Орион, тоже вавилонские. Первая мировая географическая карта, тоже вавилонская, хотя называть географические карты вавилонским изобретением я бы не стал. Кстати, на этой карте и Армения есть. - Это та самая карта, в форме звезды.

Закат в Вавилоне (картина Рафаэла Лакоста). На картине видно строительство Вавилонской Башни, а на фоне - Висячие сады..О Висячих садах, думаю, известно всем. Вкратце о Вавилонской башне, которая легла в основание библейского мифа. В Вавилоне строили множество подобных башен, но самая высокая из них достигала, как сейчас считается, 91 м. в высоту, а возможно, и больше. Евреи, переселенные ассирийцами в Междуречье в 7 веке до н. э. увидели башню и усмотрели в этом бунт против Бога, стремление достигнуть небес, ведь для тех времен это было колоссальное сооружение. По всей вероятности разрушилась от землетрясения. Как я недавно узнал, здание Европарламента построено по макету Вавилонской башни, что довольно примечательно :)

Теперь вкратце о населении Вавилона.Как город на мировую арену он выдвинулся в 18 веке до н.э. Уже к 1600 году стал вторым в тогдашнем мире после египетского Авариса. Население Вавилона составило 60 тыс. чел (Авариса - 100 тыс). Затем последовал упадок Вавилона. Относительно возродился город к 11 веку до новой эры и вновь стал одним из крупнейших городов, население его составило 45 тыс чел. К 800 году до н. э., через два века, население Вавилона приросло всего на 2 тыс, составив 47 тыс чел, а к 650 г до г. э. - уже 60 тысяч чел. Интересно, что наивысшего своего расцвета Вавилон достиг уже в период Ахеменидской Персии (мою статью об Ахеменидской Персии и ее взаимоотношениях с Арменией, с историческими картами, можно просмотреть здесь). Согласно Чандлеру, из "Tables of World's Largest Cities 2250 B.C. - 1975", население Вавилона к 430 году до н.э. составило 200 тысяч человек. В тот момент Вавилон был крупнейшим городом в мире, обгоняя такие города как Афины (155 тыс), сицилийские Сиракузы и мн. др. Величию Вавилона был положен конец в конце 4 в. до н. э., в 312 году его население переселил один из полководцев Александра. К 200му году до н.э. Вавилон значительно утратил свои позиции. Жителей осталось лишь 60 тыс чел, а еще через триста лет - еще меньше. Впоследствии он окончательно прекратил свое существование. Следует заметить, что Вавилон по площади был очень большим городом, вряд ли уступающим в этом сегодняшнему Нью-Йорку. Население же самой Вавилонии (вавилоняне) в библии упоминается как халдеи. Халдеи одними из первых приняли христианство. После нашествия арабов в 7 веке христианское междуречье пало и арабы составили там большинство, одновременно мусульманизируя население и вытесняя нежелающих принять ислам. К сегодняшнему дню халдеи обычно объединяются в одну этнорелигиозную группу с ассирийцами (ассирохалдеи). Живут в основном в Ираке и в диаспорах в США, Скандинавских странах и др.

Вавилонский лев

Ворота Иштар, реконструированные в наши дни

Статуя стража ворот из Немрутского дворца, 9 век до н.э.

Иллюстрация царской процессии перед входом в Вавилон, ворота Иштар

Реконструкция Вавилонской Башни и Висячих садов Семирамиды

Картина Питера Брейгеля Старшего "Вавилонская Башня"

Здание Европарламента

Свод законов Хаммурапи

Вероятно, так выглядели Висячие Сады

Общий вид Вавилона. Вавилонская башня слева, дальше ворота Иштар, справа- дворец Навуходоносора.

Стены Вавилона. Идем по древней дороге.

Стены Вавилона, музей Пергамон, Берлин (здесь - в увеличенном масштабе)

Александр входит в Вавилон (реконструкция, естественно)

План древнего Вавилона с пометкой важнейших зданийНынешний вид Вавилона, панорама, 8400х2100 пикс, 2.58мб

Так выглядит древний Вавилон сегодня сверху, вид by Google Earth

Панорманый вид Вавилона, фото - 2005 год (большинство строений восстановлено)

Висячие сады Семирамиды, всмысле, то, что от них осталось

Стены дворца Навуходоносора

И напоследок вывешу фотку великой реки Евфрата, в районе между современным Багдадом и древним Вавилоном

athanatoi.livejournal.com

«Вавилонская башня» картина Питера Брейгеля Старшего

«Вавилонская башня» — одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Наверняка, многие из вас, услышав про Вавилонскую башню, представляют её именно такой, какой она представлена на картине Брейгеля. Всё потому, что это полотно публикуется практически везде и всюду, начиная от книг библейского содержания и заканчивая учебниками для детей младших классов.

Сюжет причти о Вавилонской башне повествует о том, что люди вознамерились достичь небес и сравниться с Богом. Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки людей, в результате чего они перестали понимать друг друга, и строительство не могло продолжаться дальше. Люди с разными языками рассеялись по миру, а башня явилась символом, который говорит от всякой тщетности сравниться с Богом.

Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Картина очень реалистична и повествовательна. При изучении картины было выяснено, что за основу Вавилонской башни Брейгель взял Колизей в Риме, который он видел во время одной из своих поездок. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Маленькие рабочие, которые трудятся на постройке, больше похожи на муравьёв, которые вознамерились построить самый большой в мире муравейник, и не для того, чтобы в нём жить, а для того, чтобы потешить собственную гордыню и показать своё исключительное превосходство.

На картине изображён и инспектор Нимрол, который считался руководителем строительства башни. Здесь Брейгель попытался показать немного другую сторону неудачи строительства. Башня была провалена вовсе не из-за того, что все языки смешались, а из-за того, что были допущены роковые ошибки в проектировании. Всё здание построено неровно, нижние этажи начинают рушиться, а сама башня начинает крениться в сторону и в скором времени готова обрушиться полностью.

Существуют две картины Питера Брейгеля Старшего на сюжет Вавилонской бани. Ту, что представлена здесь, называют Большой Вавилонской башней. Вторая выполнена в меньшем размере и потому названа Малой. Малая Вавилонская башня выполнена в мрачных цветах и при полном отсутствии людей, так как стройка уже приостановлена.

Питер Брейгель Старший картина Вавилонская башня

Питер Брейгель Старший — Вавилонская башня

art-assorty.ru