Джорджо Вазари. Художник и искусствовед в одном лице. Вазари картины


Джорджо Вазари картины

Джорджо Вазари при жизни был весьма известным и популярным живописцем и архитектором. В наши дни он, прежде всего, известен как основатель искусствоведения. Его грандиозная энциклопедия «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», который обычно кратко называют «Жизнеописания», является ценным источником сведений (и забавных анекдотов) о великих мастерах прошлого.

Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо (Тоскана). Еще ребенком, благодаря рекомендации своего родственника Луки Синьорелли, стал учеником известного мастера витражей, Гильома де Марсилья. В 16 лет отправился во Флоренцию, где стал вхож в круг живописца  Андреа дель Сарто. Был близким другом Микеланджело, чье влияние отразилось на собственном живописном стиле Вазари. Большинство живописных работ мастера, в том числе фрески Вазари, сохранились до наших дней. Художник отличался энергичностью и скоростью; картины, выполненные в стиле маньеризма, пользовались успехом у публики, хотя современные критики отмечают в них некоторые ошибки. В качестве архитектора он работал как над перестройкой и модификацией уже существующих сооружений, так и возводил здания по собственным проектам. К примеру, в 1562 Вазари построил купол для собора Богородицы Смирения в Пистое, который считается одним из выдающихся архитектурных сооружений Высокого Возрождения. В Риме он построил здание для Папы Юлия III, известное как Вилла Джулия – сейчас это национальный музей этрусского искусства.

Однако делом всей жизни Вазари стала работа над первой энциклопедией по искусствознанию. «Жизнеописания» были впервые изданы в 1550 году. Именно Джорджо Вазари впервые в литературе использовал термин «Возрождение»; он также ввел в обиход выражение «готическое искусство». Энциклопедия в первой редакции отражала вкусы и взгляды самого Вазари и не отличалась беспристрастностью – большая часть текста была посвящена флорентийскому искусству; основные заслуги также приписывались флорентийским мастерам (в ущерб венецианским художникам, да и всем остальным европейцам). Перед изданием второй редакции своего труда Вазари посетил Венецию и внес кое-какие корректировки и дополнения в «Жизнеописания». Хотя Вазари не слишком утруждал себя проверкой дат в архивах (и современное искусствоведение внесло поправки в его датировки), за малым исключением его эстетические суждения отличаются острой наблюдательностью, вкусом и объективностью. Второе издание «Жизнеописаний» было опубликовано в 1568 году.

Карьера Джорджо Вазари сложилась успешно; он заработал солидное состояние и выстроил себе роскошную виллу в родном Ареццо. Был избран гонфалоньером и при финансовой поддержке Козимо Медичи основал первую Академию живописи во Флоренции. Джорджо Вазари коллекционировал живописные полотна и другие произведения искусства, и теперь его вилла превращена в музей, посвященный его памяти.

Художник Джорджо Вазари картины

Аллегория непорочного зачатия

 

Благовещение

 

Джорджо Вазари автопортрет

 

Искушения Св. Джерома

 

Мученичество Св. Стефана

 

Персей и Андромеда

 

Поклонение пастухов

 

Портрет Лоренцо ди Пьеро де Медичи (Великолепного)

 

Терпение

art-assorty.ru

Вазари, Джорджо. Все картины художника

Джорджо Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо, Италия, скончался 27 июня 1574 года во Флоренции. Итальянский художник, архитектор и писатель, который известен также биографиями итальянских художников эпохи Возрождения.

Ещё будучи ребёнком, Вазари был учеником Гульельмо де Марцилла, но главную подготовку он получил во Флоренции, где пользовался покровительством семьи Медичи. Обученный в кругу Андреа дель Сарто, Джорджо стал пожизненным поклонником Микеланджело. Как художник, Вазари был одновременно прилежным и плодотворным. Его живопись лучше всего представлена ​​циклами фресок в Палаццо Веккьо во Флоренции и так называемой 100-дневной фреской, изображающей сцены из жизни Папы Павла III в Канчеллерии в Риме. Картины Вазари, часто создаваемые с помощью команды ассистентов, относятся к стилю тосканских маньеристов и часто подвергались критике за то, что они были слишком лёгкими, поверхностными и лишёнными чувства цвета.

Современные учёные рассматривают Вазари больше как архитектора. Его наиболее известными зданиями являются Уффици во Флоренции, начатая в 1560 году для Козимо Медичи, а также церковь, монастырь и дворец, созданные для Кавальери-ди-Сан-Стефано в Пизе. Эти проекты показывают влияние Микеланджело и являются выдающимися примерами стиля тосканского маньеризма.

Известность Джорджо Вазари как писателя основывается на его обширной книге «Жизнь самых именитых итальянских художников, скульпторов и архитекторов» («Le Vite de "più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani», 1550). В ней Вазари предлагает свой собственный критический взгляд на историю западного искусства через несколько предисловий и длинную серию биографий художников. В этой книге представлены три периода художественного развития: по мнению Вазари, превосходство искусства классической древности сопровождалось снижением качества во времена Тёмных веков, которое, в свою очередь, прекратилось с возрождением искусств в Тоскане в 14 веке, инициированным Чимабуэ и Джотто и кульминацией в работах Микеланджело. Второе и значительно расширенное издание «Жизни», в котором добавлены биографии ряда художников, современником Джорджо Вазари, а также собственная автобиография Вазари. Второе издание было переведено на многие языки.

Стиль письма Вазари в «Жизни» является анекдотическим и очень легко читаемым. Однако, когда факты были недостаточными, он, не колеблясь, заполнил пробелы информацией сомнительной достоверности. Его склонность к итальянскому (а точнее, к тосканскому) искусству также неоспорима. Несмотря на эти недостатки, работа Вазари представляет собой первый грандиозный пример современной историографии и оказалась чрезвычайно влиятельной. Каноны итальянских художников эпохи Возрождения, которые он раскрываеь в своей книге, остаются стандартом по сей день. Более того, траектория истории искусства, которую он представил, сформировала концептуальную основу для восприятия эпохи Возрождения и продолжает влиять на популярное восприятие истории западной живописи.

gallerix.ru

Джорджо Вазари: картины, биография основоположника искусствознания

Творчество Джорджо Вазари (1511-1574)

 Автопортрет

Автопортрет

 

Художественное творчество Джорджо Вазари, флорентийского архитектора, живописца, историка искусства и писателя, относится к очень сложному периоду в истории Италии. По-прежнему раздробленная страна ведет бесконечные войны, попадая в зависимость от могущественных королевств Европы — Испании и Франции. Эти войны разоряли страну, разрушали ее экономический потенциал. Кроме того, усиливается реакционная власть папы римского, утвердившего в 1540 году орден иезуитов, восстановившего инквизицию, издавшего «индекс запрещенных книг». Вместе с тем итальянцы не могли забыть гениальных творений мастеров Возрождения, они жили в окружении произведений «божественного» Леонардо, Рафаэля, еще создавали свои, полные трагического пафоса, скульптуры и картины Микеланджело и Тициан. Художники жадно изучают принципы великого искусства, на основе которого каждый вырабатывает свою «манеру» изображения, как говорили в то время, — отсюда возник и термин «маньеризм». Дж. Вазари был одним из крупнейших художников этого направления в искусстве Италии.

Большую часть своей жизни он провел при дворе тосканского герцога Козимо I Медичи. Вазари был постоянным советником герцога по вопросам искусства, консультантом флорентийской Академии рисунка. Кроме того, у него было много архитектурных и живописных заказов.

Вазари родился в Ареццо, его отец был художником. Учился он у Микеланджело, который стал его кумиром на всю жизнь, потом перешел в мастерскую Андреа дель Сарто. Помимо этого, днем и ночью он копировал фрески и картины великих мастеров — позднее художник часто обращался к этим рисункам.

В 16—17 лет Вазари получил свои первые заказы и сразу же образовался круг его постоянных заказчиков, среди которых был Алессандро Медичи. Его портрет Вазари написал в 1534 году: «И вот на картине в три локтя высотой я изобразил с натуры самого герцога Алессандро в полном вооружении, но с замыслом необычным, посадив его на седалище, состоящее из прикованных друг к другу пленников, и со всякими другими фантазиями. И я помню, что помимо самого портрета, который вышел похожим, я чуть с ума не сошел, пытаясь передать блеск доспехов с их белизной, бликами и всем, что им свойственно». Герцог остался доволен портретом. Вазари всегда умел тонко польстить заказчикам. Когда художник украшал фресками палаццо Веккио, он исполнил портрет Козимо I. Как щедрый меценат сидит флорентийский герцог среди худож­ников, которые протягивают ему свои произведения. Вся композиция, при парадной репрезентативности, отличается продуманной сдержанностью. Портрет — один из наиболее популярных жанров в искусстве маньеризма, в котором ху­дожники добились значительных результатов. Не уступает портрету и монументальная живопись. В течение всего XVI века заново украшаются старые дворцы и возводимые новые палаццо.

В 1546 году, в Риме во дворце Канчеллерия, Вазари укра­шает фресками зал Ста дней. Заказчиком был кардинал Фарнезе, который хотел, чтобы фрески были выполнены в течение ста дней (отсюда и название зала). Они были выполнены в срок, но Вазари пришлось привлечь к работе всех своих учеников, о чем позднее он сожалел — эти фрески не стали удачей мастера.

В этом дворце находилась канцелярия папы Павла III, и весь цикл фресок прославляет его деятельность. На двух торцовых стенах было написано по одному сюжету, а на продольных — два. В центре каждой сцены — изображение Павла III, его окружает многочисленная свита, где много портретов реальных политических деятелей этого времени. Папа принимает послов, благословляет Добродетель, уста­навливает мир в Европе, приведя к соглашению императора Карла V с королем Франциском. Но слишком подчеркнутая монументальность и репрезентативность композиции не соответствуют их внутренней значительности. Здесь слишком много внешних эффектов. Для монументальной живописи маньеризма характерна еще одна черта — противоречие между реальным и созданным пространством, поэтому исче­зает архитектоническая согласованность декоративного ан­самбля Возрождения. Эти же черты отличают фрески Вазари в палаццо Веккио во Флоренции, прославляющие дом Ме­дичи.

В 50-е годы XVI столетия Вазари принимал участие в строительстве виллы «Джулия» для папы Юлия III вместе с Виньолой и Амманати, ведущими зодчими этого времени. Лучшим созданием Вазари в архитектуре стала улица Уффици во Флоренции, соединяющая площадь Синьории с набережной реки Арно. Уффици находится между двумя параллельными зданиями, в которых помещались пра­вительственные учреждения. У набережной они соеди­няются переходным корпусом с аркой-лоджией в первом этаже. Еще в XV веке мечтали зодчие о создании города, который был бы разумно распланирован, где были бы широкие свободные улицы, украшенные величественными здания­ми. И поэтому улица, построенная Вазари, имела очень важное значение для решения градостроительных задач.

В 1546 году на ужине у кардинала Алессандро Фарнезе писатель Пасло Джовио, автор жизнеописаний знаменитых людей, создатель галереи исторических портретов, предложил Вазари продолжить его работу и написать биографии художников. И уже в 1550 году вышло первое издание этого труда Вазари проделал колоссальную работу, собрав и обработав огромный материал. Как худож­ник он хорошо понимал все особенности творчества, просле­дил эволюцию пластических искусств с середины XIII века, от Чимабуэ до середины XVI века, кончая собственной биографией. Внимательно анализирует он выдающиеся про­изведения и называет имена художников, о которых без него не было бы ничего известно. Во время сбора материала он изучает памятники искусства, пытаясь выявить законо­мерности в смене стилей, отличительные особенности каж­дой школы, их влияние друг на друга. Каждая биография, рассказанная Вазари, это не только факты, но еще и ма­ленькая новелла о художнике, его привычках, друзьях и врагах.

Первое издание разошлось моментально. Через 18 лет выходит второе издание, которое было дополнено теорети­ческим трактатом. Здесь впервые был введен термин «Воз­рождение». Вазари, так же как его современники, средне­вековое искусство считал глубоким упадком, в котором культура находилась почти тысячу лет, а свою эпоху, которая обратилась к светлым идеалам античности, — возрождением искусства. Античность была высочайшей, но вполне достижимой нормой и идеалом, античные мастера «учились у природы», поэтому художники должны учиться у нее.

В своей деятельности Вазари знал и неудачи и успех. Он создал много произведений: монументальные фрески и картины на аллегорические и религиозные сюжеты, строил дворцы, организовывал улицы, но самым великим его творением остались жизнеописания художников.

 

Труд Вазари:

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1—5.

Галерея картин Джорджо Вазари

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

  • Творчество Иероним Босх  (Ок. 1450-1516) Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которо...

    2018-08-19

  • Ян Бартольд Йонгкинд  (1819-1891) Замечательный художник, мало известный широкой публике, сыграл ...

    2018-08-10

  •  Творчество Тициана (1488/90—1576) Венецианская живопись — это особый мир в искусстве итальянског...

    2018-08-03

  • Творчество Мазаччо (1401—1428) Города Италии, ставшие практически самостоятельными государствами в...

    2018-07-22

  • Творчество Федора Михайловича Матвеева (1758—1826) Вид Рима. Колизей   Матвеев был первым русски...

    2018-07-12

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Джорджо Вазари. Художник и искусствовед в одном лице

Джорджо Вазари. Автопортрет. 1560-е года. Галерея Уффици, Флоренция. Wikipedia.org

Джорджо Вазари – представитель итальянской школы Эпохи Возрождения. Современник и ученик Микеланджело Буонаротти. Придворный мастер семьи Медичи.

Джорджо родился 30 июля 1511 года в городке Ареццо (Итальянская провинция Тоскана). Его отец занимался гончарным делом. Фамилия Вазари произошла от прозвища vasaiо – гончар (итал).

С детства Джорджо Вазари был любознательным, настырным ребенком. Он активно помогал отцу в его мастерской. Любил подолгу рассматривать фрески, украшавшие местный храм.

Будучи старшим ребенком в семье, Джорджо стал рано зарабатывать на жизнь. В возрасте 11 лет он напросился быть подмастерьем у художника-витражиста.

Одаренного мальчика заметил кардинал Пассерини. И отправил его во Флоренцию, в мастерскую знаменитого мастера Андреа дель Сарто. Ни много, ни мало тот дружил с Рафаэлем, Микеланджело и Леонардом да Винчи.

За несколько лет обучения у гениальных мастеров Вазари получил достойное гуманитарное образование. Дель Сарто дал своему ученику прекрасную школу живописи.

Как говорил впоследствии сам Вазари, его учитель был одарен не меньше, чем Рафаэль или Микеланджело. Но при всем таланте ему не хватило дерзости и амбиций, чтобы достичь вершин славы.

Микеланджело давал в мастерской Сарто уроки архитектуры и скульптуры. Это также не прошло даром для одаренного Джорджо Вазари. Впоследствии он станет и архитектором.

Одно из самых известных его архитектурных творений – коридор Вазари. Он был построен для семейства Медичи, чтобы они могли переходить из одного дворца в другой, не выходя на улицу.

Коридор Вазари. 1565 г. Флоренция

Молодой Вазари, как губка, жадно впитывал все знания, которые встречались на его пути. Он будто чувствовал, что самые яркие представители эпохи неспроста вошли в его жизнь.

Будучи амбициозным и настойчивым, он уже знал, что его жизненный путь будет особенным. Этому еще способствовало то, что подросток стал пользоваться благосклонностью представителей семьи Медичи: Ипполито и Александра.

Джорджо Вазари. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного. 1530-е года. Галерея Уффици, Флоренция. Muzei-Mira.ru

После изгнания Медичи из Флоренции в 1527 году Вазари пришлось вернуться в Ареццо. В это же время умирает отец Вазари. Джорджо становится единственным опекуном и кормильцем младших братьев и сестер.

Он рисует фрески, берет заказы на картины, активно изучает ремесло обработки золота и серебра. В поисках работы и заказов Джорджо Вазари колесит по Италии.

Когда в 1531 году Медичи при помощи Карла V возвращаются во Флоренцию, Вазари приезжает под покровительство герцога Александра, большого ценителя искусства. В это время Джорджо выполняет множество больших многофигурных картин и занимается преподаванием. А ему на этот момент, заметьте, чуть более 20 лет!

Как поговаривали злые языки, в скорости написания картин Вазари большую роль играл не талант художника, а расторопность его учеников.

Мастер лишь давал основные композиционные решения будущего полотна, а все остальное якобы выполняли его подмастерья. Впрочем, услугами учеников в 15-17 веках пользовались многие мастера. И Рафаэль, и Тициан, и Рубенс.

Так или иначе, но количество полотен, оставленных Джорджо Вазари, впечатляет.

Джорджо Вазари. Снятие с креста. 1540-е года. Монастырь Камалдоли, Тоскана. Artita.ru

В 1537 году в результате заговора Александр Медичи погибает от рук заговорщиков. Но Вазари к этому времени уже уверенно стоит на ногах. Он востребован и известен как художник, получает множество заказов из разных городов.

До 1553 года Джорджо Вазари побывал во всех крупнейших городах Италии, включая Рим. Расписывая стены соборов, продавая свои картины и выполняя качественные копии великих художников, Вазари неплохо зарабатывает.

Джорджо Вазари. Деталь фрески “Рождение Венеры”. 1550 г. Палаццо Веккьо, Флоренция. Artchive.ru

В 1547 году он отстроил роскошный особняк на своей родине – в Ареццо, в здании которого в настоящее время расположен музей Джорджо Вазари.

Картины Джорджо Вазари выполнены в стиле маньеризма, возникшего на основе позднего Возрождения.

Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция. Wikiart.org

Маньеризм отличается особой вычурностью и постановочностью сюжета, неестественными и артистичными положениями действующих лиц. Большей частью картины Вазари посвящены библейским и античным сюжетам.

Вазари в России

Несмотря на огромное наследие Вазари, в России его работ очень мало. “Собственным Вазари” могут похвастаться лишь два русских музея.

Картина “Триумф Вакха”, относящаяся к 1560-м годам, находится в Радищевском музее в Саратове.

Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Около 1560 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Она была отобрана по разрешению Александра III из запасников Эрмитажа А.П. Боголюбовым (основателем Саратовского музея).

До недавнего времени под сомнением было подлинное авторство картины. Но последние исследования, проведенные искусствоведами, доказали, что “Триумф Вакха” действительно принадлежит кисти Джорджо Вазари.

О картине читайте подробнее в статье “7 картин Радищевского музея, которые стоит увидеть”.

Одного Вазари Эрмитаж оставил себе. Так как сомнений в его авторстве никогда не было. Речь идёт о картине “Обручение святой Екатерины”.

Джорджо Вазари. Обручение святой Екатерины. 16 век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Artchive.ru

Как Вазари стал первым искусствоведом

Джорджо Вазари оставил о себе память и как первый искусствовед в истории: он создал “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550 г.).

К этому монументальному труду Вазари отнесся очень добросовестно. На протяжении всей жизни продолжал вносить дополнительные сведения о современных деятелях искусств.

В “Жизнеописаниях” представлены более 200 биографий представителей эпох Античности, Средневековья и Возрождения (именно Вазари первым так назвал эти Эпохи).

В его времена немало писалось биографий художников. Но именно “Жизнеописания” до сих пор популярны. Ни одно исследование тех эпох не обходится без ссылки на Вазари.

Почему же он так популярен? Дело в стиле написания. Он добавляет в биографии мастеров много интересных подробностей о характере художников.

Именно благодаря ему мы знаем, что Джотто был ещё тот шутник; Мазаччо был добродушным, но витающим в облаках; а Уччелло был помешан на совершенствовании мастерства, так, что не замечал ничего вокруг, даже свою прекрасную молодую жену.

Не забыл Вазари оставить и своё жизнеописание. Все-таки он был честолюбивым человеком. А ещё считал себя в первую очередь художником. И именно в этом качестве хотел войти в историю. Но получилось не совсем так, как он планировал.

Умер Джорджо Вазари 27 июня 1574 года во Флоренции.

Также читайте статью “6 великих художников Эпохи Возрождения”.

arts-dnevnik.ru

Вазари Джорджо Картины биография Vasari Giorgio

Вазари Джорджо (Vasari Giorgio) (1511–1574) Итальянский архитектор, живописец, историк искусства. В 1562 основал во Флоренции академию рисунка. В архитектурных работах (Палаццо деи Кавальери, 1562, и церковь Сан-Стефано деи Кавальери, 1565–1569, в Пизе), в том числе в своей главной постройке - ансамбле Уффици во Флоренции (здание правительственных канцелярий с узкой улицей-коридором между площадью Синьории и набережной реки Арно; 1560-1585, совместно с архитектором Б.Буонталенти) - Вазари сочетал элементы ренессансного зодчества и архитектуры маньеризма. Как живописец Вазари сформировался под влиянием Микеланджело (фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции, с 1555, и Зале Реджа в Ватикане, 1571-1573). Вазари - автор “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550; 2 изд., 1568; в русском переводе тома 1–4, 1956–1970; 2 изд., с 1993), сохраняющих свое значение как памятник литературы и как важнейший источник сведений о жизни и творчестве художников эпохи Возрождения.

Собственно, самой большой заслугой художника Джорджо Вазари считается его монументальный исторический труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен автором в 1550 году. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании…» в истории итальянского искусства был бы большой пробел. Вазари в своей книге подробно повествует о собственном творчеством и не стесняется отдавать должное своему таланту живописца и архитектора. Более поздние издания, снабженные комментариями разных авторов, неоднократно выходили за прошедшие десятилетия.

Первым учителем Вазари был французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо, когда Вазари не было ещё и двенадцати лет. Вскоре после этого он был замечен кардиналом Кортоне и был отправлен во Флоренцию. Там он учился под руководством Андреа дель Сарто и знаменитого Микеланджело. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполит Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.

Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо, находясь в Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении. Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Вазари в эти годы нуждался в деньгах. Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.

Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков за работой; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собой в Рим, где Вазари стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».

Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. В это время Вазари написал для монастыря святой Клары в Ареццо картину «Благовещение». В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.

В 1537 году Александр Медичи был злодейски убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на свой юный возраст, Вазари уже приобрел большую известность и стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины — портреты современников Вазари, все они указаны в его книге. Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились.

К сожалению, ценность этих произведений сомнительна. Вазари не сознавал своих недостатков и, напротив, с особенным удовольствием описывал все свои работы в самых мелких подробностях. Несмотря на то, что Вазари был хорошим рисовальщиком, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гамме и часто не гармоничны. Сюжет часто поверхностен, глубины чувств нигде не видно.

Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей святого Стефана в Пизе и многое другое.

smallbay.ru

Джорджо Вазари

Многоликий Вазари

В литературном деле Вазари оказался универсалом: и учёный-теоретик, и биограф-документалист, и писатель-новеллист, да и просто отменный рассказчик.

Первая часть «Жизнеописаний» открывает нам Вазари-теоретика рисунка — именно рисунок он считал основой основ пластических искусств. Эта часть стала впоследствии фундаментом для искусствоведения как науки. Мы все до сих пор оперируем периодизацией, предложенной как раз Вазари: Античность, Средние века, .

Вторая часть «Жизнеописаний» состоит из отдельных биографий художников, архитекторов и скульпторов. Многие разборы их произведений, сделанные Вазари, остроумны и точны, они и сейчас не кажутся устаревшими или наивными. Но не в этом соль и не в этом прелесть. Каждую из биографий Вазари пишет как занимательную историю, поучительную и остросюжетную новеллу.

Со страниц «Жизнеописаний» смотрит на нас настоящий художественный паноптикум.Не будь в нашем распоряжении действительно титанического по объему и качеству труда Вазари, мы, пожалуй, никогда не узнали бы:

— Что зачинатель итальянского искусства Чимабуэ был «заносчивым и презрительным» и немедленно бросал начатую работу, если кто-то осмеливался даже шепотом усомниться в её качестве.

— Что «коварный» Андреа дель Кастаньо был завистлив едва ли не больше, чем талантлив, да и вообще «человек звериного нрава»: похоже, он из зависти убил своего учителя.

— Что Мазаччо, не в пример этим двоим, был от природы добрым, но при этом «весьма рассеянным и очень беспечным» — настолько, что даже «никогда и никак не хотел думать о житейских делах и заботах, в том числе даже о своей одежде».

— Что фра Филиппо Липпи в школе был невозможно туп к наукам, но все время «рисовал уродцев», а в 17 лет написал такую фреску, что все решили, будто в него вселился дух гениального Мазаччо, после чего фра Филиппо настолько ошалел от похвал, что «смело снял с себя рясу» и отправился в морское путешествие, где попал в рабство к маврам.

— Что Паоло Уччелло был одержим изучением перспективы, отчего и сделался «нелюдимым, странным, мрачным и бедным». А когда постаревший Уччелло, наконец, женился, даже юные прелести жены Томмазы не могли отвлечь его от штудирования «сладостной перспективы».

Словом, если бы не Вазари, мы были бы лишены тысяч и тысяч занимательнейших подробностей. И это было бы неимоверно жаль.

artchive.ru

Джорджо Вазари: жизнь и творчество художника

Джорджо Вазари (прозванный Аретино, 30 июля 1511 года, Ареццо — 27 июня 1574 года, Флоренция) — итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания.

Содержание

Биография Джорджо Вазари

Творчество Джорджо Вазари

Интересные факты из жизни художника

Картины Джорджо Вазари

Библиография

Биография Джорджо Вазари

Отец Вазари, Антонио, работал гончаром. Всю жизнь автор «Жизнеописаний» представлялся как «Джорджо Вазари из Ареццо».

Первым учителем Вазари, когда ему ещё не было двенадцати лет, стал французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо.

В 1524 году он жил во Флоренции, учился у Андреа дель Сарто, Микеланджело и Баччо Бандинелли. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполито Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.

Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.

Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков работы.

Когда Карл V в 1531 году восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор.

В 1537 году Александр Медичи был убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на молодость, Вазари уже приобрёл большую известность и стал получать различные приглашения.

Творчество Мондриана

Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма.

Первая дошедшая до нас картина Вазари — «Погребение Иисуса» (1532 год, дом-музей Вазари в Ареццо). Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях.

Несмотря на то, что Вазари был хорошим художником, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гамме.

Abraham and the Three angels Abraham and the Three angels St. Luke Painting the Virgin St. Luke Painting the Virgin The Nativity The Nativity

После многих поездок он в 1540 году работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины — портреты современников Вазари, их имена указаны в его книге.

Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа.

Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью.

Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.

Интересные факты из жизни художника

Самой большой заслугой Вазари считается его монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (итал. «Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен в 1550 году.

Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568 году. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании…» в истории итальянского искусства был бы большой пробел.

К своему монументальному сочинению о современных ему деятелях искусства, которое Вазари посоветовали написать, он отнёсся очень добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал её Аннибале Каро, который помог ему своими замечаниями и посоветовал довести работу до конца.

Vulcan's-Forge

Позднее монах Маттео Фаэтани, обладавший литературным образованием, по поручению Вазари сделал существенные поправки в ней. Поэтому книга была окончена только в 1550 году. Но и тогда Вазари не был доволен ею и продолжал собирать дополнительные сведения из жизни и творчества художников-современников.

Только через 18 лет после первого издания, его сочинение приняло окончательный вид, в котором и дошло до нашего времени.

Это второе издание украшено портретами художников.

Библиография

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Джорджо Вазари: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Джорджо Вазари: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru