Вдовушка (с лиловыми обоями). Вдовушка картина


Описание картины Павла Федотова «Вдовушка»

Описание картины Павла Федотова «Вдовушка»

Написанная Федотовым картина «Вдовушка» имеет очень интересную историю написания, отличный от других работ мастера сюжет и целых 4 дошедших до нас варианта!

Идея для написания картины попала в голову мастера в Москве, когда терзался из-за судьбы своей несчастной сестры Любиньки. Дело в том, что девушка, которая при жизни мужа совершенно не была счастлива, а, пережив его кончину, осталась беременной наедине со всеми долгами и нищетой.

Не ставив цели создания сложных и нагруженных композиций, во всех подробностях дающих понятие о всех свалившихся на хрупкие плечи девушки бедствиях, а желая выразить именно всю горесть и печаль, которые видны в позе и лице несчастной Любы. Все, что уже случилось и только ожидало девушку, можно угадать лишь по полунамекам.

В едва освещенной комнате, задумавшись и глядя в пол печальными заплаканными глазами, в застенчивой позе стоит молодая девушка, хотя, скорее даже женщина. На ней надето черное траурное платье, через которое мы отлично видим, что она находится в положении.

Но что в картине дает нам понять, что случилось и что ожидает вдовушку? Множество неприметных на первый взгляд деталей. Портрет покойного мужа – офицера в мундире, мы видим рядом с иконой на комоде. Забытая с ночи свеча освещает неярким светом корзинку, в которую собраны все вещи бедной девушки. На многих других предметах мебели, как и на двери, видны отметки из сургуча, что дает нам понять, что они ей уже не принадлежат. Чем больше мы вглядываемся в составленное на пол серебро, опечатанные предметы и лицо женщины, тем больше мы чувствуем всю бедственность положения: умерев, муж оставил жене множественные долги, оплатить которые у девушки не было возможности. И вот, она покидает эту небольшую, но уютную квартирку, теряя большую часть имущества. И в этом пугающем холодном будущем ей необходимо позаботиться о ребенке, который вот-вот родится…

Федотов долго искал девушку с лицом, выражавшим глубокую скорбь и горе, но по его мнению так и не нашел то, что искал. И хотя его многократно поздравляли с великолепной картиной, он никогда не был ей полностью доволен. Тем не менее, благодаря постоянному поиску того идеала художником мы получили целых четыре картины, каждая из которых завораживает и заставляет всем сердцем сочувствовать девушке на ней.

Описание картины Павла Федотова «Вдовушка»

Описание картины Павла Федотова «Вдовушка»

Описание картины Павла Федотова «Вдовушка»

opisanie-kartin.com

Павел Федотов «Вдовушка» - Журнал "Культурная Столица"

Павел Андреевич Федотов «Вдовушка»

История картины

Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть, прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе в убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину, оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего накладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонить незваных пришельцев, и прочее , но сейчас ему интересно было не столько событие в неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и ее горести.

Все прошедшее и будущее должно было только угадываться в намеках.На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями.

Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.

Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, что у Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что она держится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей и необременительных забот.

Написать все это Федотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее его работу, было в самой героине.Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком мире.

Он долго бился над ускользающими из-под рук очертаниями идеала. Просил позировать знакомых дам. Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим на могилах. С особым вниманием присматривался он и к детским лицам, в них ища нужные ему чистоту и нежность.В августе он приехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер друзья отправились в Павловск на концерт , и там среди слушателей Федотов" вдруг углядел молодую девушку в трауре.«Счастливый вечер; вот у меня есть и любящие глаза!»Через неделю картина была уже закончена.Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку.

Федотова поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начинал понимать, что желаемого все-таки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слез лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней была покорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокой духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые обрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти.

Первый вариант (с зелеными обоями) . Отличительные черты – ровные зеленые обои и опущенная правая рука героини.

Тут-то и проверяется характер. Федотов не разломал подрамник, не изрезал в куски холст и не бросил его в печку. Стыдиться ему было нечего, работа была сделана на совесть. Не стал переписывать лицо — это значило бы замучивать живопись. Огорченный, но не обескураженный, он начал новый вариант.

Перекомпоновал почти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней: переменил лицо, позу, фигуру, даже одел немного иначе. Переделал и портрет мужа, написав вместо себя другого человека. Не скоро дело делается, однако и вторая «Вдовушка» стала наконец перед ним, готовая вполне и выделанная так же тщательно, как первая, однако он и ею остался недоволен.

Приземленность и невзрачность в самом деле ушли, однако взамен явились качества, совсем неожиданные и даже неуместные. Молодая женщина стала поизящнее, но в этой изящности обнаружилось сродство с модной картинкой — так кокетливо она изогнула свой стан, так жеманно отогнула мизинчик, так манерно ниспадали складки платья, так холодно и по-светски томно стало выражение лица, так ярки губы, а в слегка приоткрытой груди чудилось нечто едва ли не игривое.

Второй вариант (полосатые зеленые обои) – единственная законченная версия, 1851г. (холст, масло 57,5х44,4см). Картина хранится в Ивановском областном художественном музее (до 1930г. хранилась в ГТГ). Это второй вариант, хотя на золоченой раме картины выгравирована подпись – «Вдовушка. Первый вариант».

Он и этот вариант довел до законченности, после чего отставил в сторону и принялся за третий. На академическую выставку 1851 года (предыдущую пропустил) он, подумав, выбрал первый вариант в нем все-таки было больше жизни и неподдельного чувства.На выставке «Вдовушка» шума не произвела. Собственно, и провисела-то она всего несколько дней. Богач и меценат К.Солдатенков забрал картину, не дожидаясь закрытия выставки, и увез к себе в Москву.А Федотов начал работать над третьим вариантом.

Уже и фигуру уточнил, чтобы не так простовата была, как первая, но и не так манерна, как вторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только верно найденный наклон головы к правому плечу.Однако лица-то не было.Он продолжал совершать вылазки на Смоленское кладбище и присматриваться ко всем встречаемым на улице женщинам. Написал вдруг картину «Мадонна с младенцем» и, смеясь, объяснил пораженному Дружинину: «Штука вот такого рода. Эта мысль не давала мне покоя, и я захотел испробовать свои силы. Сверх того, мне нужно добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах. Он решил занять столь желанной гармонии и у древних, больших мастеров по этой части. Поставил голову Венеры Медицейской и стал ее рисовать в нужном повороте. Потом снова рисовал свою героиню, приближая ее к Венере.

То ли христианские, то ли языческие боги помогли, или, наконец, время подошло, чтобы неутомимый труд дал плод, но случилось то чудо, что случается порой у больших художников. Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была только едва набросанная фигура и несколько отделанных предметов, и, проработав подряд вечер, ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им невозможно было не поделиться.

Третий вариант (с лиловыми обоями) писался сразу же вслед за вторым – 1851-52гг. (холст, масло, 63,5 х48,7см). Картина не окончена, хранится в ГТГ, приобретена П.М. Третьяковым в 1893г.

Проезжавший мимо Дружинин был остановлен, как обычно, стуком в оконное стекло, вслед за чем и сам Федотов выскочил на улицу: «Заходите, заходите живее... Хорошо, что вы были у меня вчера... вы увидите вещь, за которую меня иной может ославить лгуном!»Совершенно готовая картина поразила Дружинина: «Вы шутите надо мною, Павел Андреич, неужели это дело одного вечера и одного утра?» — «И одной ночи.Нынче, слава богу, рано рассветает. Со мной произошла штука, феномен, чтобы сказать благообразнее, о котором я до сих пор понятие имел только приблизительно. У меня будто искра зажглась в голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную; мне было весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти минуты сделать. Никогда не доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложился куда следовало, каждое пятнышко краски подвигало все дело.»

Четвертая «Вдовушка» датируется 1852г. (холст, масло).

(Э.Кузнецов"Павел Федотов")

kstolica.ru

«Вдовушки» Павла Федотова - ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА во всех своих проявлениях

«Вдовушка» – одна из самых известных картин художника Павла Андреевича Федотова (1815-1852) и очень важных в его творчестве. Это первая чисто драматическая картина. Писалась она уже в самом конце жизни художника, писалась неоднократно, сохранилось несколько вариантов этой картины. На выставке в Третьяковке в честь 200-летия рождения художника одновременно выставляясь целых три «Вдовушки».

До «Вдовушки» П.А. Федотов писал либо солдат (баснописец Крылов неодобрительно наставлял: «Хватит писать солдатиков»), либо портреты (портрет Н. Жданович за клавесином – один из лучших), либо юмористические картины из бытовой жизни («Гоголем в живописи» называли художника Федотова).1034164-_05.jpgВот они, солдатики: Встреча великого князя Михаила Павловича, 1837,

А вот, наверное, самый известный его портрет: Н.П. Жданович за клавесином, 1849-50гг.

А вот пример бытового юмора: Сватовство майора, 1847. И уже после всего этого художник решил написать "Вдовушку".

«Вдовушку» общество принять не захотело, и это очень расстроило художника. Расстроило потому, что картина рассказывала о реальной жизненной драме в семье живописца – сестра художника Люба ждала второго ребенка, но внезапно потеряла мужа и лишилась средств к существованию. Художник месяцы напролет просиживал перед картиною, писал ее снова и снова, но картина не получалась такой, как хотелось. Как следствие – неизлечимая душевная болезнь, сумасшедшие дома и скорая смерть в Санкт-Петербурге в ноябре 1852г.

Первый вариант (с зелеными обоями) – незаконченный, хранится в Москве, в ГТГ (холст, масло, 58х45см). Отличительные черты – ровные зеленые обои и опущенная правая рука героини.

Обратите внимание на портрет умершего мужа – тут автор не удержался и написал себя самого в сером гусарском мундире (видимо, вспоминая свою военную службу).

Второй вариант (полосатые зеленые обои) – единственная законченная версия, 1851г. (холст, масло 57,5х44,4см). Картина хранится в Ивановском областном художественном музее (до 1930г. хранилась в ГТГ). Это второй вариант, хотя на золоченой раме картины выгравирована подпись – «Вдовушка. Первый вариант».На портрете покойного мужа П.А. Федотов снова изобразил себя – тоже в сером мундире, но с другой накидкой и на красном фоне. Немного поменял он позу героини - правая рука теперь согнута и лежит на животе. Картина выставлялась на академической выставке 1851г., но провисела всего несколько дней – московский предприниматель, книгоиздатель и меценат К.Т. Солдатенков купил картину и увез ее к себе, не дожидаясь закрытия выставки.

Третий вариант (с лиловыми обоями) писался сразу же вслед за вторым – 1851-52гг. (холст, масло, 63,5 х48,7см). Картина не окончена, хранится в ГТГ, приобретена П.М. Третьяковым в 1893г.В этом варианте П. Федотов перекомпоновал детали, изменил колорит (лиловые обои) и нарисовал у героини более тонкую шею и существенно  увеличил декольте, добавил военную фуражку на кровать. Правую руку оставил лежать на животе. Переписал художник и портрет мужа, изобразив вместо себя другого человека в золотом мундире. Но даже после этого варианта, П.А. Федотов не прекратил работать над сюжетом.

Четвертая «Вдовушка» датируется 1852г. (холст, масло).Картина осталась незаконченной, но по сохранившимся деталям видно, что художник больше склонялся к ее первому варианту – убирал все лишнее, снова опустил руку, делал картину лаконичнее, усиливал трагизм и добивался более мрачной тональности.

Есть еще карандашные наброски «Вдовушки», но они больше интересны специалистам. Вот такая история.

skoroden.livejournal.com

Картины, описание картин — Вдовушка. 1851

Описани е картины Павла Федотова: Вдовушка.Написанная Федотовым картина «Вдовушка» имеет очень интересную историю написания, отличный от других работ мастера сюжет и целых 4 дошедших до нас варианта!Идея для написания картины попала в голову мастера в Москве, когда терзался из-за судьбы своей несчастной сестры Любиньки. Дело в том, что девушка, которая при жизни мужа совершенно не была счастлива, а, пережив его кончину, осталась беременной наедине со всеми долгами и нищетой.Не ставив цели создания сложных и нагруженных композиций, во всех подробностях дающих понятие о всех свалившихся на хрупкие плечи девушки бедствиях, а желая выразить именно всю горесть и печаль, которые видны в позе и лице несчастной Любы. Все, что уже случилось и только ожидало девушку, можно угадать лишь по полунамекам.В едва освещенной комнате, задумавшись и глядя в пол печальными заплаканными глазами, в застенчивой позе стоит молодая девушка, хотя, скорее даже женщина. На ней надето черное траурное платье, через которое мы отлично видим, что она находится в положении.Но что в картине дает нам понять, что случилось и что ожидает вдовушку? Множество неприметных на первый взгляд деталей. Портрет покойного мужа – офицера в мундире, мы видим рядом с иконой на комоде. Забытая с ночи свеча освещает неярким светом корзинку, в которую собраны все вещи бедной девушки. На многих других предметах мебели, как и на двери, видны отметки из сургуча, что дает нам понять, что они ей уже не принадлежат. Чем больше мы вглядываемся в составленное на пол серебро, опечатанные предметы и лицо женщины, тем больше мы чувствуем всю бедственность положения: умерев, муж оставил жене множественные долги, оплатить которые у девушки не было возможности. И вот, она покидает эту небольшую, но уютную квартирку, теряя большую часть имущества. И в этом пугающем холодном будущем ей необходимо позаботиться о ребенке, который вот-вот родится…Федотов долго искал девушку с лицом, выражавшим глубокую скорбь и горе, но по его мнению так и не нашел то, что искал. И хотя его многократно поздравляли с великолепной картиной, он никогда не был ей полностью доволен. Тем не менее, благодаря постоянному поиску того идеала художником мы получили целых четыре картины, каждая из которых завораживает и заставляет всем сердцем сочувствовать девушке на ней.

www.art-drawing.ru

История картины ВДОВУШКА П.А.Федотова

vdova1Мысль об этойкартине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда сбессилием терзался над судьбой сестры Любиньки,

мучившейся при жизни мужа, атеперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты,да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребилон в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одномурусскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительномуобороту.

Он не захотелсочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть,прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе вубогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину,оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящегонакладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонитьнезваных пришельцев, и прочее , но сейчас ему интересно было не столько событиев неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная иее горести.

Все прошедшее ибудущее должно было только угадываться в намеках.

На переднем планеразместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро,наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый копечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темномуглу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. Навсем болтаются ярлыки с печатями.

Только нескольковещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а нанем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только вгусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания,шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка сзакладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы снеоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.

Это маленькийостровок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, чтоу Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что онадержится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей инеобременительных забот.

Написать все этоФедотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее его работу,было в самой героине.

Вдовушка виделасьему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощениемженственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденнойжизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестокоммире.

Он долго бился надускользающими из-под рук очертаниями идеала. Просил позировать знакомых дам.Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим намогилах. С особым вниманием присматривался он и к детским лицам, в них ищанужные ему чистоту и нежность.

В августе онприехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер друзьяотправились в Павловск на концерт , и там среди слушателей Федотов" вдругуглядел молодую девушку в трауре.

«Счастливый вечер;вот у меня есть и любящие глаза!»

Через неделюкартина была уже закончена.

Лебедев клялся,что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку.

Федотовапоздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начиналпонимать, что желаемого все-таки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не доконца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слезлицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней былапокорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокойдуховности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которыеобрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти.

vdova2Первыйвариант

Тут-то ипроверяется характер. Федотов не разломал подрамник, не изрезал в куски холст ине бросил его в печку. Стыдиться ему было нечего, работа была сделана насовесть. Не стал переписывать лицо — это значило бы замучивать живопись.Огорченный, но не обескураженный, он начал новый вариант.

Перекомпоновалпочти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней: перемениллицо, позу, фигуру, даже одел немного иначе. Переделал и портрет мужа, написаввместо себя другого человека. Не скоро дело делается, однако и вторая «Вдовушка»стала наконец перед ним, готовая вполне и выделанная так же тщательно, какпервая, однако он и ею остался недоволен.

Приземленность иневзрачность в самом деле ушли, однако взамен явились качества, совсемнеожиданные и даже неуместные. Молодая женщина стала поизящнее, но в этойизящности обнаружилось сродство с модной картинкой — так кокетливо она изогнуласвой стан, так жеманно отогнула мизинчик, так манерно ниспадали складки платья,так холодно и по-светски томно стало выражение лица, так ярки губы, а в слегкаприоткрытой груди чудилось нечто едва ли не игривое.

vdova3Второйвариант

Он и этот вариантдовел до законченности, после чего отставил в сторону и принялся за третий. Наакадемическую выставку 1851 года (предыдущую пропустил) он, подумав, выбралпервый вариант в нем все-таки было больше жизни и неподдельногочувства.

На выставке«Вдовушка» шума не произвела. Собственно, и провисела-то она всего несколькодней. Богач и меценат К.Солдатенков забрал картину, не дожидаясь закрытиявыставки, и увез к себе в Москву.

А Федотов началработать над третьим вариантом.

Уже и фигурууточнил, чтобы не так простовата была, как первая, но и не так манерна, каквторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только вернонайденный наклон головы к правому плечу.

Однако лица-то небыло.

Он продолжалсовершать вылазки на Смоленское кладбище и присматриваться ко всем встречаемымна улице женщинам. Написал вдруг картину «Мадонна с младенцем» и, смеясь,объяснил пораженному Дружинину: «Штука вот такого рода. Эта мысль не давала мнепокоя, и я захотел испробовать свои силы. Сверх того, мне нужно добыть себемягкости, грации, неземной красоты в лицах. Он решил занять столь желаннойгармонии и у древних, больших мастеров по этой части. Поставил голову ВенерыМедицейской и стал ее рисовать в нужном повороте. Потом снова рисовал своюгероиню, приближая ее к Венере.

То лихристианские, то ли языческие боги помогли, или, наконец, время подошло, чтобынеутомимый труд дал плод, но случилось то чудо, что случается порой у большиххудожников. Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была только едванабросанная фигура и несколько отделанных предметов, и, проработав подряд вечер,ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им невозможнобыло не поделиться.

Проезжавший мимоДружинин был остановлен, как обычно, стуком в оконное стекло, вслед за чем и самФедотов выскочил на улицу: «Заходите, заходите живее... Хорошо, что вы были уменя вчера... вы увидите вещь, за которую меня иной может ославитьлгуном!»

Совершенно готоваякартина поразила Дружинина: «Вы шутите надо мною, Павел Андреич, неужели этодело одного вечера и одного утра?» — «И одной ночи.

Нынче, слава богу,рано рассветает. Со мной произошла штука, феномен, чтобы сказать благообразнее,о котором я до сих пор понятие имел только приблизительно. У меня будто искразажглась в голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную; мнебыло весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти минуты сделать. Никогдане доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложилсякуда следовало, каждое пятнышко краски подвигало все дело.»

(Э.Кузнецов"ПавелФедотов")

vdova4Третийвариант

Подпишитесь на рассылку последних новостейс этого сайта

talumala.com

...П.А.Федотов «Вдовушка». История картины

П.А.Федотов «Вдовушка»

История картины

  Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.        Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть, прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе в убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину, оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего накладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонить незваных пришельцев, и прочее , но сейчас ему интересно было не столько событие в неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и ее горести.   Все прошедшее и будущее должно было только угадываться в намеках.  На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями.   Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.    Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, что у Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что она держится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей и необременительных забот.   Написать все это Федотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее его работу, было в самой героине. Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком мире.   Он долго бился над ускользающими из-под рук очертаниями идеала. Просил позировать знакомых дам. Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим на могилах. С особым вниманием присматривался он и к детским лицам, в них ища нужные ему чистоту и нежность. В августе он приехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер друзья отправились в Павловск на концерт , и там среди слушателей Федотов" вдруг углядел молодую девушку в трауре.  «Счастливый вечер; вот у меня есть и любящие глаза!» Через неделю картина была уже закончена.  Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку.    Федотова поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начинал понимать, что желаемого все-таки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слез лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней была покорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокой духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые обрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти.  

Первый вариант       Тут-то и проверяется характер. Федотов не разломал подрамник, не изрезал в куски холст и не бросил его в печку. Стыдиться ему было нечего, работа была сделана на совесть. Не стал переписывать лицо — это значило бы замучивать живопись. Огорченный, но не обескураженный, он начал новый вариант.   Перекомпоновал почти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней: переменил лицо, позу, фигуру, даже одел немного иначе. Переделал и портрет мужа, написав вместо себя другого человека. Не скоро дело делается, однако и вторая «Вдовушка» стала наконец перед ним, готовая вполне и выделанная так же тщательно, как первая, однако он и ею остался недоволен.   Приземленность и невзрачность в самом деле ушли, однако взамен явились качества, совсем неожиданные и даже неуместные. Молодая женщина стала поизящнее, но в этой изящности обнаружилось сродство с модной картинкой — так кокетливо она изогнула свой стан, так жеманно отогнула мизинчик, так манерно ниспадали складки платья, так холодно и по-светски томно стало выражение лица, так ярки губы, а в слегка приоткрытой груди чудилось нечто едва ли не игривое.  

Второй вариант       Он и этот вариант довел до законченности, после чего отставил в сторону и принялся за третий. На академическую выставку 1851 года (предыдущую пропустил) он, подумав, выбрал первый вариант в нем все-таки было больше жизни и неподдельного чувства. На выставке «Вдовушка» шума не произвела. Собственно, и провисела-то она всего несколько дней. Богач и меценат К.Солдатенков забрал картину, не дожидаясь закрытия выставки, и увез к себе в Москву. А Федотов начал работать над третьим вариантом.   Уже и фигуру уточнил, чтобы не так простовата была, как первая, но и не так манерна, как вторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только верно найденный наклон головы к правому плечу.  Однако лица-то не было. Он продолжал совершать вылазки на Смоленское кладбище и присматриваться ко всем встречаемым на улице женщинам. Написал вдруг картину «Мадонна с младенцем» и, смеясь, объяснил пораженному Дружинину: «Штука вот такого рода. Эта мысль не давала мне покоя, и я захотел испробовать свои силы. Сверх того, мне нужно добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах. Он решил занять столь желанной гармонии и у древних, больших мастеров по этой части. Поставил голову Венеры Медицейской и стал ее рисовать в нужном повороте. Потом снова рисовал свою героиню, приближая ее к Венере.   То ли христианские, то ли языческие боги помогли, или, наконец, время подошло, чтобы неутомимый труд дал плод, но случилось то чудо, что случается порой у больших художников. Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была только едва набросанная фигура и несколько отделанных предметов, и, проработав подряд вечер, ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им невозможно было не поделиться.   Проезжавший мимо Дружинин был остановлен, как обычно, стуком в оконное стекло, вслед за чем и сам Федотов выскочил на улицу: «Заходите, заходите живее... Хорошо, что вы были у меня вчера... вы увидите вещь, за которую меня иной может ославить лгуном!»  Совершенно готовая картина поразила Дружинина: «Вы шутите надо мною, Павел Андреич, неужели это дело одного вечера и одного утра?» — «И одной ночи.  Нынче, слава богу, рано рассветает. Со мной произошла штука, феномен, чтобы сказать благообразнее, о котором я до сих пор понятие имел только приблизительно. У меня будто искра зажглась в голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную; мне было весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти минуты сделать. Никогда не доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложился куда следовало, каждое пятнышко краски подвигало все дело.»  (Э.Кузнецов"Павел Федотов")   

Третий вариант

 

liveinternet.ru

subscribe.ru

Павел Андреевич Федотов Вдовушка (с лиловыми обоями): Описание произведения

Над «Вдовушкой», вариантов которой известно несколько ( см. также 1, 2), художник работал незадолго до того, как погрузился во тьму душевной болезни. Она никак не давалась Федотову, и временами доводила его до отчаяния. Не исключают, что «залипание» на этом сюжете даже ускорило манифестацию федотовского сумасшествия.

Ничего не осталось во «Вдовушке» от типичного Федотова: ни насмешки, ни карикатуры, ни сарказма – всего того, что сделало его знаменитым. По-видимому, обличительство «Свежего кавалера», «Модной жены», «Завтрака аристократа» и множества графических карикатур начало причинять совестливому Федотову душевный дискомфорт. Его укоряли, что «променял кисть на розги и указку». Он стал угрызаться вопросом: кто я такой, чтобы высмеивать этих несчастных? Не хотел быть даже «деликатным сатириком». Правильным отношением к тому, кого изображаешь, ему теперь виделось не осуждение, а сочувствие. Конечно, это было заблуждением, предательством своего художественного нутра. Но жизнь стала подло подыгрывать: одна из сестёр Федотова как раз овдовела. Всегда приходивший ей на помощь брат без боли не мог наблюдать за её бесприютностью.

Сюжет «Вдовушки» прост. Героиня обезмужела, будучи на сносях. Она стоит в полутёмной комнате, заставленной вещами, предназначенными на продажу. К вдовству присоединилась бедность. Обычные для критического реализма «свинцовые мерзости жизни». Всё просто. Но именно эта простота Федотову никак не давалась.

«Будет просто, когда напишешь раз со сто» – единственный известный афоризм художника относится как раз к «Вдовушке».

Федотова угнетала сложность технических вопросов. Жесточайшая установка, которую он выработал для себя и которая потом, уже вне его ведома, легла в основу русского реалистического искусства, была такова: художник не должен «писать из головы», не должен ничего выдумывать, работать только с натуры. Сестра оставалась в Москве и позировать не могла. Как не соврать в изображении женского лица? Есть история о том, что, приехав к приятелю, Федотов долго играл с тремя его резвыми маленькими сыновьями и, вглядываясь в их лица, пояснял: «Вот где природа женщины сходится с природой детей: посмотри на эту нежную кожу, просвечивающие жилы». Уезжал домой умиротворённым, твердил: «Теперь для моей «Вдовушки» у меня есть лоб и виски. Недостаёт только любящих глаз».

Но умиротворение опять сменялось мучениями. Как, например, безошибочно написать два источника освещения – свет из окна и от свечи?! Однажды на пике напряжения во сне ему явился Брюллов, самый «техничный» русский художник 1-й половины XIX века. Сначала он не верил в Федотова, отговаривал уходить из военных в художники. Но потом признал, что ошибся, и когда Федотова травили, всегда был на его стороне. «Сегодня поговорил с Брюлловым», – доверительно сообщил Федотов приятелю. Тот онемел: шёл 1852-й год, Брюллов совсем недавно скончался. Федотов быстро осёкся, стал оправдываться: «Мы, художники, иногда доходим до того состояния, когда беседа с отжившими для нас более чем возможна».

Но главная тайна «Вдовушки», утянувшей Федотова в сумасшествие и могилу, в том, что это, по сути, автопортрет.

За спиной вдовы, рядом с образом Спасителя, в золоченой раме – портрет покойного мужа. Где искать для него натуру? Да в зеркале! На этом портрете бывший военный Павел Федотов в гусарском мундире изобразил себя. Не вполне удачная, хотя и не лишённая оригинальности, шутка – автопортрет в роли покойника. Ужасная примета. Напоминает о театральном суеверии не ложиться на сцене в гроб. Конец жизни художника (приступообразная шизофрения с острым чувственным бредом, усмиряющие обливания холодной водой, плеврит, одинокая смерть в доме скорби в 37 лет) поневоле заставляет видеть мистику в тот самом Федотове, которого нарекли родоначальником русского реализма.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru


Смотрите также