Ведута. Ведута картины


Ведута - «Энциклопедия»

Ведута ВЕДУТА [итальянский veduta - вид (местности)], разновидность архитектурного пейзажа в живописи или графике. В отличие от каприччио (архитектурные фантазии), ведута – топографически точный городской вид. Жанр ведуты сложился и достиг расцвета в Италии 18 века: местные художники создавали памятные городские пейзажи, предназначенные для паломников и путешественников. Предшественниками ведуты были детально выписанные архитектурные фоны картин художников 15-17 веков, прежде всего венецианских (Джентиле Беллини, В. Карпаччо и др.), а также распространённый в западноевропейском искусстве того времени мотив руин - аллегория рождения христианства из Ветхого Завета. Крупнейшие мастера ведуты в Венеции - Л. Карлеварис, А. Каналетто, Б. Беллотто, М. Риччи, М. Дж. Мариески и Ф. Гварди. Римские ведуты создавали живописец Дж. П. Паннини и гравёр Дж. Б. Пиранези. Ведутой занимались также работавшие в Италии голландец Г. А. ван Виттель, француз Ю. Робер, немец Ф. Хаккерт. Для достижения точности перспективных построений применялись камера обскура и её модификации (камера клара и камера люцида). Несмотря на кажущуюся пунктуальность изображения, ведутисты широко использовали различные приёмы художественной организации пространства (например, так называемая ускоренная перспектива и кулисные построения у Беллотто), что особенно заметно в произведениях Гварди и Пиранези, в творчестве которых ведута соединяется с каприччио, получившим особое распространение в искусстве предромантизма.

Реклама

В России ведута появилась в Петровскую эпоху и развивалась на протяжении 18 - 1-й половины 19 века, что было связано, прежде всего, со строительством Санкт-Петербурга. Документальный облик новой столицы запечатлели гравёры А. Ф. и И. Ф. Зубовы, М. И. Махаев, живописцы Ф. Я. Алексеев (писал также виды Москвы до пожара 1812 года, Херсона, Николаева, Бахчисарая и др.), М. Н. Воробьёв (также виды Москвы, Палестины, Парижа), А. Г. Денисов, К. П. Беггров, акварелист В. С. Садовников и др. Москва предстаёт в работах Ж. Делабарта, К. И. Рабуса. В традициях ведуты русские мастера исполняли виды городов Армении, Новороссии, Турции (М. М. Иванов, И. К. Айвазовский), Поволжья (Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, П. П. Верещагин и др.), Италии (Сильвестр Феодосиевич Щедрин, А. Н. Мордвинов), Китая (А. М. Легашев, К. И. Корсалин). С середины 19 века ведута всё более сближается с бытовым жанром и лирическим пейзажем. Традиция ведуты преломилась в творчестве мастеров архитектурного пейзажа начала 20 века (М. В. Добужинский, А. М. Васнецов, К. Ф. Богаевский и др.) и послужила одним из истоков панорамы и художественной фотографии.

Лит.: Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII - начало XIX в. М., 1953; Vedutisti veneziani del Settecento. [Cat.]. Venezia, 1967; Петербург-Ленинград глазами художников. Л., 1972; The glory of Venice: art in the 18th century. (Cat.). New Haven; L., 1994; Briganti G. G. van. Wittel е l’origine della veduta settecentesca. 2 ed. Mil., 1996.

А. М. Муратов.

knowledge.su

Ответы на вопрос "Билет 4 Вопрос 2 Венецианская школа пейзажа: ..."

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЖИВОПИСЬ В XVII И XVIII ВЕКАХ

XV - ВИДОВАЯ ЖИВОПИСЬ

 

1 - Венецианская ведута

 

 Бернардо Белотто.  Каприччио капитолия. Национальная галлерея в Парме.

Бернардо Белотто. Каприччио капитолия. Национальная галлерея в Парме.

Видовая живопись формально занимает среднее положение между чистым пейзажем и архитектурной живописью, но по существу, одних представителей ее легче причислить к "поэтам" природы или городов, других следовало бы зачислить в ряды "портретистов". Для Гварди, например, и венецианская улица была тем же, чем голландские дюны для Гойена или какие-нибудь романтические закоулки среди римских развалин для Пиранези. Для Беллотто, напротив того, и самая захолустная польская деревня была предметом методической съемки наравне с дворцом великолепного магната или с панорамными видами Вены и Дрездена.

 

Видовая живопись процветала к концу XVIII в. и в первой половине XIX в. почти во всей Италии; уже в то время Апеннинский полуостров стал местом съезда всех любопытных, "дилетантов" мира, и каждый иностранец со средствами желал увезти с собой на родину воспоминание о виденных красотах. Богаты ведутистами были Неаполь, Рим и Милан. Однако и в данной области все остальные центры затмила Венеция, давшая, кроме ряда образцовых ремесленников, и таких истинно великих художников, как Каналетто, Беллотто и Гварди254.

 

Венецианская ведута ведет свое начало от XV века; в 1493 г. Джентиле Беллини извещал поверенного маркиза Франческо Гонзаго о том, что он обладает одним retratto de Venetia, исполненным еще его отцом Якопо. Сам Джентиле вместе с братом изобразили на исторических картинах (1474 г.) в Palazzo Ducale виды Венеции, о которых упоминает Сансовино, видевший эти картины до пожара 1577 г.; до нас дошли другие картины Джентиле, с точнейшими ведутами родного города (в Академии, происходящие из церкви S. Giovanni Evangelista), а также входившие в ту же серию картины его ближайших сотрудников - Мансуети, Ладзаро Бастиани и Карпаччио. Почти самостоятельной ведутой можно считать картину "Лев св. Марка" последнего, на которой символическое животное как бы "загораживает" прелестный вид на Пьяцетту и взморье. - В высшей степени интересны и фрески Превитали в Palazzo Suardi в Бергамо (на одной из них изображен классический вид S. Giorgio Maggiore на Дворец дожей). В 1500 г. Якопо де Барбари гравирует свой громадный перспективный план Венеции (оттиск в венецианском Musco Соrrеr).

 

Примеры изображения Венеции на картинах XVI века встречаются еще чаще, но, правда, зато не занимают столь же значительного места. Особенно интересны в этом отношении картины: "Венера" Себастиано дель Пиомбо (Уффици), "Дож Гримани перед Верой" Тициана (Palazzo Ducale), хоругвь "Св. Марк передает знамя Венеции" Бонифацио (Palazzo Reale), "Венецианка" Савольдо в лондонской National Gallery, исторические картины Тинторетто, Франческо Бассано и Веронезе в Palazzo Ducale. Даже академик Федериго Цуккаро не гнушается вместо "идеальной архитектуры" скопировать для своей картины в зале Maggiore Consiglio действительно сказочную и внушительную декорацию Пьяцетты с собором св. Марка на первом плане и с видом на лагуну в фоне255. Значительный топографический интерес представляют, наконец, картины художников, занимавшихся фиксированием текущих событий, а также ряд гравюрок в сочинениях, посвященных венецианским достопримечательностям. Так, Маломбра256 изображает торжественный въезд догарессы Морозины Морозини 4 мая 1597 г. (замок Chatsworth), a неизвестный мастер школы Тинторетго - "Прибытие догарессы Гримани" (галерея Гогенлоэ в Дуино), Андреа Вичентино - "Прием Генриха III", фламандец Toeput "Pozzo Serrato" - "Пожар Дворца дожей в 1577 году"257. Вероятно, фрагментом подобной же "хроникерской" картины является большая "чистая" ведута Леонардо Бассано в Прадо. Наиболее точные грав

 

юры украшают книги: Vecellio "Habiti antichi е moderni" и Giac. Franco "Habiti dHuomeni et Donne". Полвека спустя, в 1649 г., под несомненным впечатлением Калло и Беллы появляются картины Giuseppe Ens258, хранящиеся в галерее Дория в Риме и представляющие сцены знаменитого венецианского карнавала. Правда, у этого художника внимание было обращено главным образом на занятные фигурки, разбросанные в изобилии по двум площадям города св. Марка, однако и "декорации" в этих композициях занимают несравненно более значительное место, нежели на предшествующих примерах.

 

2 - Развитие ведуты. Художники

"Вполне пейзажистом" представляется в своих видах Венеции голландец Ванвителли, проживший большую часть времени в Риме, но успевший, остановившись по дороге в Венеции, приложить к ее изображению ту методу, которая у него на родине была найдена и разработана Яном ван дер Гейденом и Бергхейденом259. Две-три сохранившиеся венецианские картины Ванвителли уже исполнены "во вкусе Каналетто", хотя, вероятно, в год их издания последнего не было еще на свете. Перспектива, бывшая еще очень наивной у Энса, упорядочена Ванвителли, "кругозор" сужен почти до нормального утла зрения, освещение правдиво, а передача волнения и прозрачности воды удивительно совершенна для времени. Над дальнейшим оживлением найденной формулы стали работать художники следующих поколений, подготовивших почву для изумительной "магии" Гварди.

 

Первым из венецианцев, вполне специализировавшихся на ведуте (если не считать слабого гравера Domenico Lovisa), является Лука Карлеварис; за ним следует Мариески, далее - Антонио Канале и плеяда маленьких мастеров: Vincenzo Chilone, Costa, Rinaldi, Moretti, Quarana, F. Battaglioni, останавливаться на которых нам не имеет смысла. Наконец, последними в ряду являются: самый точный и совершенный копиист действительности - Бернардо Беллотто, изменивший своей родине и покинувший ее для северных стран, и самый вдохновенный из певцов Венеции - Франческо Гварди.

 

 Антонио Канале. Отъезд Бученторо от Дворца дождей. Императорский Эрмитаж

Антонио Канале. Отъезд Бученторо от Дворца дождей. Императорский Эрмитаж

Из всех этих имен почетом у любителей и у торговцев пользуются лишь Канале и Гварди. Даже Беллотто считается чем-то не особенно завидным260. Однако именно этот нелепый предрассудок привел к тому, что любая венецианская ведута (и будь то "копия с Килоне"!) непременно крестится именем Гварди или Канале, да и образцово обставленные музеи помещают на почетных местах картины Мариески и Карлевариса, снабжая их этикетками двух знаменитых художников261. Пора бы положить конец этой несправедливости, пора бы изменить наше представление о лучших мастерах; с другой стороны, не следует забывать выдающихся заслуг остальных, если и не первоклассных, то все же хороших художников. Беллотто, впрочем, может быть зачислен и в первоклассные262.

 

Лука Карлеварис устанавливает окончательный тип венецианской ведуты, находит сами эффектные и красивые точки (ставшие со временем традиционными и даже "банальными") и пытается (иногда с удачей) воспроизводить специфический свет, нежность оттенков атмосферы, окутывающей набережные города263. Он же делает весьма значительный вклад в "школу проспективистов" публикацией своих великолепных офортов, лишенных, благодаря его своеобразному приему, прелести светотени, но все же мастерских и жизненных. Если большая картина из Тревизанско-го музея (ныне в галерее Querini Stampalia?), изображающая "Бассейн св. Марка", среди которого виден корабль дожа, "Бученторо", сопровождаемый другими судами, - действительно Карлевариса, то это доказывало бы, что художник обладал и совершенно исключительной для времени строгостью в отношении к делу и поразительно обостренным чувством жизни. Картина производит такое впечатление, точно она написана не в 1720 гг., а в 1820 гг., не венецианцем, современником Тиеполо, а одним из первых, несколько робких, но фанатично-добросовестных реалистов французской или английской школы.

www.konspektov.net

Ведута (жанр живописи) Вики

Веду́та (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

Пауль Бриль из Антверпена писал прото-ведуты ещё в XVI веке. Городской пейзаж — один из излюбленных жанров «малых голландцев» XVII века, в числе которых Питер Санредам (1597—1665), Ян ван дер Хейден (1637—1712), братья Иов Беркхейде (1630—1693) и Геррит Беркхейде (1638—1698). Мировую известность получил «Вид Дельфта», написанный в 1660 году Вермеером с использованием камеры-обскуры. Перебравшийся из Голландии в Рим ведутист Гаспар ван Виттель способствовал распространению в Италии моды на крупные по размерам, детально выписанные панорамы будничной городской жизни. Также в Риме работал американец Дуайт Бентон.

Величайшим ведутистом считается итальянец Каналетто. Венецианские виды в исполнении его и Франческо Гварди любили привозить с собой из гран-тура как напоминание об итальянских впечатлениях молодые аристократы. Помимо реалистических сцен городской жизни, пользовались спросом и каприччио — вымышленные пейзажи грандиозных развалин, созданные воображением таких мастеров, как Джо́ли, Мариески, Панини и Пиранези.

Мастера ведуты были востребованы во многих странах Европы, в том числе в России, где в этом жанре работали, среди прочих, М. И. Махаев, Ф. Я. Алексеев[1], И. И. Шарлемань и Л. Премацци. Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги. В Саксонии и Польше популярность снискал племянник Каналетто, Бернардо Беллотто. Отдельные итальянские пейзажисты жили и работали по заказам лордов в Англии.

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

  • Искусство: Энциклопедия / Горкин А. П.. — М.: РОСМЭН, 2007. — Т. 1. — С. 148-149.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Ведута (жанр живописи) - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Веду́та (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

Пауль Бриль из Антверпена писал прото-ведуты ещё в XVI веке. Городской пейзаж — один из излюбленных жанров «малых голландцев» XVII века, в числе которых Питер Санредам (1597—1665), Ян ван дер Хейден (1637—1712), братья Иов Беркхейде (1630—1693) и Геррит Беркхейде (1638—1698). Мировую известность получил «Вид Дельфта», написанный в 1660 году Вермеером с использованием камеры-обскуры. Перебравшийся из Голландии в Рим ведутист Гаспар ван Виттель способствовал распространению в Италии моды на крупные по размерам, детально выписанные панорамы будничной городской жизни. Также в Риме работал американец Дуайт Бентон.

Величайшим ведутистом считается итальянец Каналетто. Венецианские виды в исполнении его и Франческо Гварди любили привозить с собой из гран-тура как напоминание об итальянских впечатлениях молодые аристократы. Помимо реалистических сцен городской жизни, пользовались спросом и каприччио — вымышленные пейзажи грандиозных развалин, созданные воображением таких мастеров, как Джо́ли, Мариески, Панини и Пиранези.

Мастера ведуты были востребованы во многих странах Европы, в том числе в России, где в этом жанре работали, среди прочих, М. И. Махаев и Ф. Я. Алексеев[1]. Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги. В Саксонии и Польше популярность снискал племянник Каналетто, Бернардо Беллотто. Отдельные итальянские пейзажисты жили и работали по заказам лордов в Англии.

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  • Искусство: Энциклопедия / Горкин А. П.. — М.: РОСМЭН, 2007. — Т. 1. — С. 148-149.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid