Лучшая картина Венецианова. Биография и творчество Алексея Гавриловича Венецианова. Венецианов картины


картины с названиями и описанием

Как чаще всего определяется творчество русского художника со звучной фамилией Венецианов? Картины, изображающие жанровые сцены из крестьянской жизни, называют началом отечественного бытового жанра в живописи, того явления, которое в итоге достигнет расцвета в эпоху передвижников.венецианов картины Но величина художественного дарования Венецианова, масштаб его человеческой личности оказали огромное влияние на развитие русского изобразительного искусства не только в рамках одного жанрового направления. Это становится особенно заметно при внимательном взгляде на его полотна.

«Портрет матери» (1802)

Алексей Гаврилович Венецианов родился в 1780 году в московской купеческой семье, имевшей предками выходцев из Греции. Они получили в России прозвище Венециано, позднее переделанную на русский лад в фамилию. Когда Алексей увлекся рисованием, его занятия не казались чем-то серьезным родителям. Возможно, поэтому он не получил регулярного художественного образования. Считается, что первые знания о технике живописи он получил от «дядьки» - воспитателя, а главный источник художественного образования, которое получил Венецианов, - картины старых мастеров в музеях и творения современных живописцев в салонах и галереях.

Главным жанром в русской живописи того времени был портрет, поэтому и первый известный нам живописный опыт Венецианова относится к этому жанру. Это портрет матери – Анны Лукиничны, в девичестве Калашниковой.картины венецианова с названиями и описанием

Заметно, как еще не хватает живописного мастерства двадцатидвухлетнему юноше, как сложно ему даётся передача объема, воздуха и света. Но видно и другое – его способности в передаче разных текстур ткани, достаточная уверенность в рисунке. И главное – ему удалось передать чувства своей модели: некоторое смущение и напряженность матери от непривычной ей роли и своё нежное к ней отношение.

«Автопортрет» (1811)

После 1802 года Венецианов переезжает в Петербург, где пытается сделать себе имя и начать с помощью живописи зарабатывать на жизнь. Вскоре он вынужден поступить на службу мелким чиновником в почтовую канцелярию. Счастливый случай позволил ему познакомиться со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским (1757-1825), который высоко оценил картины Венецианова и стал его наставником и в профессии, и в жизни. Возможно, благодаря его влиянию Венецианов подает прошение в Академию художеств о получении официального звания живописца. Согласно уставу Академии, соискателю необходимо было представить свою работу. С этой целью Венецианов пишет автопортрет.

В этой картине уже виден высокий уровень технического мастерства художника. Это точная и правдивая работа настоящего реалиста, лишенная романтического налета и украшательства. Высоко была оценена и психологическая глубина образа, созданного художником. Здесь и внимательная сосредоточенность на работе, и явственно ощущаемое чувство собственного достоинства.

Венецианов был определен Советом Академии художеств в «назначенные» - один из формальных уровней квалификации художника, который давал возможность получения звания академика после выполнения задания, назначенного Советом. Венецианов становится академиком после написания заданного портрета К. И. Головачевского.

«Гумно» (1821)

Вскоре после получения звания академика живописи Венецианов неожиданно оставляет столицу и службу и поселяется в своем имении Сафонково в Тверской губернии. Здесь он создаёт самые значимые свои произведения, посвященные поэтизации крестьянской жизни.алексей венецианов картины

Перед началом работы над картиной «Гумно» художник приказал своим крепостным разобрать переднюю стену в большом сарае, где хранилось зерно. Он поставил перед собой задачу передать линейную перспективу и глубину, подобные тем, которые поразили его в картинах французского живописца Франсуа Гране. Кроме удивительного для того времени изображения уходящего вдаль помещения, впечатляет тщательно выверенная композиция из замерших в разных позах фигур крестьян и животных. Они полны античной значительности и удивительной поэзии.

Картину высоко оценил император Александр I, который купил её у художника, еще и подарив автору перстень с бриллиантом. Это немного облегчило его материальное положение.

«На пашне. Весна» (1820-е)

Многие картины Алексея Гавриловича Венецианова полны тайн и загадок, которые до сих пор неподвластны профессионалам и любителям живописи. Таково небольшое полотно (65 х 51см) с почти боттичеллиевским названием и поэтическим звучанием, соразмерным с величайшими шедеврами Возрождения. Считается, что эта картина - часть цикла, посвященного временам года.картины венецианова

Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное сакрального, космического смысла. Фигура молодой женщины, которая вышла на тяжелую работу, надев свои лучшие наряды, ребенок на краю поля, делающий сюжет похожим на икону Богородицы, уходящая в глубине зеркальная фигура ещё одной крестьянки – всё полно загадок. Исполнен значительности и великой простоты пейзаж, на фоне которого происходят эти обыденные и вместе с тем величественные события. Алексей Венецианов, картины которого трудно отнести к определенному жанру, считается одним из основоположников русского поэтического пейзажа.

«Жнецы» (1820-е)

Но главным жанром для Венецианова остается портрет, а основной задачей, которую он решает, – выражение неподдельного интереса и уважения к тем, кого он изображает. Высокое живописное мастерство в сочетании с лаконизмом и изысканностью композиции усиливает впечатление, которое оказывает на зрителя Венецианов. Картины, описание содержания которых может уложиться в несколько фраз, поражают глубиной и многогранностью, даже если их герои – простые крестьяне.венецианов картины описание

На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две бабочки. Из-за плеча на них смотрит мальчик, завороженный их красотой. Художник написал почти обманку – кажется, сейчас легкие крылья вспорхнут и исчезнут в летнем зное. Столь же реальны главные герои – их лица, руки, одежда. Настоящими кажутся и чувства, выражаемые молодой женщиной и ребенком, а главное – ощутимо чувствуется, как ими любуется Венецианов.

«Утро помещицы» (1823)

Роль Венецианова как основоположника жанрового многообразия в русской живописи неоспорима. Одним из первых он попытался обратить внимание на особенную красоту русской природы, проложив пути будущим гениальным пейзажистам – Левитану, Шишкину, Куинджи, Саврасову. В портрете он показал совершенно непривычных главных героев – людей из народа. Но поэтизация бытового жанра была явлением особенно новаторским.картины алексея гавриловича венецианова

Считается, что героинями своей картины мастер сделал свою жену – Марфу Афанасьевну – и её крепостных девушек. Это объясняет то теплое чувство, которое пронизывает сие полотно. Здесь нет противостояния хозяйки и её подневольных служанок – это больше похоже на семейную сцену, в которой у девушек есть своё достоинство и спокойная красота. Не менее важную роль играет в картине окружение: любовно выписанное наполнение интерьера и - что особенно бросается в глаза - мягкий, но всё заполняющий свет.

«Захарка» (1825)

Крестьянские дети – частые персонажи портретов и жанровых полотен, которые писал Венецианов. Картины «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Пастушок с рожком» изображают детей не бесплотными херувимами с икон и классических полотен - это полноценные герои со своим характером, переживающие сильные эмоции, являющиеся частью гармонии нашего мира. Таков и Захарка - главный герой картины Венецианова. С названиями и описанием подобных произведений художника становится понятным его призвание педагога, которое оставило свой след в русской живописи.захарка

Он задумался о судьбе талантливых детей, рожденных крепостными, когда увидел, как дворовый мальчик пытается что-то изобразить мелом на доске. Вскоре из этого родилась «школа Венецианова». Кроме обучения навыкам профессии художника, он давал крестьянским детям приют, кормил их и поил, многих пытался выкупить на волю. Среди учеников Венецианова – гениальный Григорий Сорока и около 70 художников, многие из которых окончили столичную Академию художеств. Деятельность школы протекала в условиях противодействия со стороны официальных академиков, которые не удостоили Венецианова звания преподавателя живописи.

«На жатве. Лето» (182?)

Его жизнь нельзя назвать беззаботной, она всегда была наполнена трудами и хлопотами. Трагичен и неожиданен был и ее конец – Алексей Гаврилович погиб в 1847 году, когда лошади, впряженные в его повозку, вдруг испугались и понесли, а он, пытаясь их остановить, выпал на дорогу.на жатве лето

Человек на земле, гармония его взаимоотношений с природой, со всем окружающим миром – главная тема художника Венецианова, главная суть и ценность его наследия, то, за что его имя почитается знатоками и любителями русской живописи. Картина, изображающая жницу на фоне узнаваемого русского пейзажа, при этом обладающего космической значимостью, – одна из вершин творчества великого русского живописца.

fb.ru

Лучшая картина Венецианова. Биография и творчество Алексея Гавриловича Венецианова :: SYL.ru

Алексей Гаврилович Венецианов – известный русский художник XIX века. Его новаторское творчество оказало огромное влияние на отечественную живопись указанного столетия. Ему принадлежит заслуга разработки нового, до сих пор совершенно не развитого в российском искусстве жанра бытовых сцен. Именно он первый обратился к изображению простых крестьян, их труда и быта. Кроме того, художник основал собственную школу, многие представители которой развили заложенные им традиции.

Ранние годы

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве в 1780 году в купеческой семье. Его отец был записан в церковных книгах греком. Родственники будущего знаменитого художника были выходцами из Греции. Родители мальчика занимались торговлей ягодными и плодовыми кустами. Однако сохранилась запись, что они перепродавали картины, что, несомненно, повлияло на ребенка, который уже во время своей учебы в частном московском пансионате обнаружил тягу к живописи.

картина венецианова

Поначалу отец не одобрял его увлечений, однако, видя настойчивость сына к обучению рисованию, в конце концов смирился. Биография Венецианова Алексея Гавриловича отныне была связана с живописью, хотя он в молодости и служил некоторое время чиновником. Сохранились сведения, что уже в юношеском возрасте его обучал живописи некий мастер Пахомыч, так что ко времени своего переезда в Петербург Алексей обладал необходимыми навыками художника.

Начало карьеры

В столице Алексей попытался начать зарабатывать с помощью своего искусства. Однако его первые попытки заявить о себе в обществе как о художнике не увенчались успехом. Тогда он на некоторое время поступил на службу чиновником. Однако Алексей Гаврилович продолжал брать уроки живописи у известного художника В. Боровиковского, самостоятельно копировал картины в Эрмитаже.

Первая картина Венецианова была написана в 1801 году. Это был портрет его матери, в котором были заложены основные принципы его живописной манеры: мягкость и светлость красок, лиричность образа, простота и естественность поз, выражения лиц.

алексей гаврилович венецианов

Художник начинал именно как портретист. Он активно рисовал портреты своих близких, знакомых, родственников и на этом поприще получил признание. Картина Венецианова «Портрет К.И. Головачевского с воспитанниками» принесла ему популярность. В 1811 году он получил звание академика, что дало ему возможность всецело посвятить себя любимому делу.

Портреты живописца

Несмотря на успех этого полотна, оно тем не менее несколько уступает другим работам художника, выполненным в более естественной, простой манере, в то время как изображение Головачевского характеризуется некоторой дидактичностью, что, впрочем, объяснялось статусом последнего. Автопортрет художника получился более мягким, душевным и проникновенным. В нем Венецианов позволил себя писать в очень свободной манере, не сковывая себя академическими правилами.

жница венецианов

Среди портретов художника следует отдельно упомянуть изображение его жены, проникнутое тем тонким лирическим духом, который впоследствии станет главной отличительной чертой его произведений.

«Жница»

В указанное десятилетие произошли важные перемены в жизни и творчестве Венецианова. В 1819 году он оставил службу, купил имение в Тверской губернии, где и начал разрабатывать новый жанр крестьянской темы.

Первая картина Венецианова, посвященная простым бытовым сценам, называется «Жница». Полотно было создано в середине 1820-х годов. Оно примечательно тем, что открыло новый этап в творчестве автора, отныне взявшегося воспроизводить с максимальной точностью картины деревенских трудовых будней и русскую природу. На холсте нарисована молодая девушка в праздничном крестьянском наряде. У нее в руках серп, который указывает на род ее занятий.

Образ изображен художником с особенной торжественностью: поза и выражение лица девушки дышат спокойствием и умиротворением. Таким образом, новый этап в карьере художника открыла картина «Жница». Венецианов с тех пор стал активно разрабатывать тему жанровых крестьянских сцен в живописи.

«На пашне. Весна»

Это произведение считается, пожалуй, наиболее известным и лучшим в творчестве мастера. По крайней мере, его имя ассоциируется именно с данным полотном, написанным в первой половине 1820-х годов.

Особенность этого произведения состоит в том, что оно реалистично и аллегорично одновременно. Дело в том, что многие критики указывают на явную непропорциональность центральной фигуры женщины по отношению к лошадям, которых она ведет с необычной легкостью, что не совсем правдоподобно.

венецианов гумно

Вместе с тем картина Венецианова удивительно точно воспроизводит красоту русской природы, которую до него никто не изображал. В рассматриваемое время художники предпочитали рисовать итальянские пейзажи, если требовалось изобразить российские просторы, то ограничивались условными зарисовками на заднем фоне. Автор же правдиво и с большой любовью показал русское поле и тех, кто на нем трудится. Несмотря на указанные диспропорции крестьянской фигуры, с большой теплотой и любовью изобразил свою натурщицу Алексей Гаврилович Венецианов. «На пашне. Весна» - полотно, воспевающее простой сельский труд и красоту деревенского пейзажа.

«На жатве. Лето»

Данная картина является своеобразным продолжением вышеописанного полотна. На ней автор показал крестьянку на отдыхе во время сбора сена. Композиция залита ярким светом, что передает спокойный, умиротворенный дух, которым дышит эта картина. Художник снова показал колорит русской природы.

Основную часть полотна занимает безбрежное поле жатвы, залитое ярким солнечным светом. Остальную половину холста занимает вид чистого неба с легкими облачками.

венецианов сенокос

На этом фоне особенно хорошо выделяется фигура крестьянки в живописном костюме: красная юбка, белая кофта великолепно гармонирует с окружающим пейзажем.

«Сенокос»

Это картина показывает крестьянку уже не за работой, а на отдыхе. В центре полотна (которое также было написано в середине 1820-х годов) – фигура женщины, прислонившейся к большому стогу сена. Она кормит маленького ребенка и смотрит на девочку, которая, в свою очередь, за ней наблюдает. В этот раз автор изобразил крестьянскую труженицу не беззаботной работницей, а усталой женщиной, которая вынуждена помимо сбора сена одновременно заботиться о своем грудном ребенке. Поэтому ее лицо выглядит усталым.

Как никто другой умел передать простые чувства простых деревенских работников Венецианов. «Сенокос» - картина, которая показывает зрителю типичную сцену деревенской жизни.

«Гумно»

Это произведение также считается одной из лучших работ художника. От вышеназванных картин он отличается тем, что теперь в центре внимания автора – коллективный труд группы крестьян.

Венецианов придавал большое значение реалистичному изображению наблюдаемых явлений, поэтому на полотне трудовой процесс передан почти с фотографической точностью. В середине картины – рабочее помещение крестьян, которые на некоторое время прервали обработку зерна.

 венецианов захарка

Картина залита светом, который падает на сцену с обеих сторон. Позы и лица крестьян дышат спокойствием и умиротворением, что так характерно для творчества художника. Таким образом, начало изображению простых будней обычных людей положил Венецианов. «Гумно» - полотно, которое выполнено в лучших традициях русской живописи.

«Захарка»

Это произведение является портретом простого деревенского мальчика. Его лицо изображено крупным планом, автор очень детально прорисовал его одежду, в то время как задний фон в данном случае показан весьма условно, поскольку теперь художника интересовала в первую очередь психологическая характеристика ребенка. Выражение лица мальчика не по-детски взрослое. Глядя на его сдвинутые брови, упрямый и прямой взгляд, твердо сжатые губы, зритель сразу понимает, что он с малых лет привык к суровой трудовой жизни, о чем говорит древко инструмента, которое он сжимает в своей руке.

алексей гаврилович венецианов на пашне весна

Не зря столь подробно показал одежду мальчика Венецианов. Захарка одет в грубый полушубок, на нем шапка и варежки, которые явно велики мальчику. Это показывает зрителю, что он получил эту одежду от взрослого родственника. Картина отличается от вышеперечисленных тем, что художник обратился к анализу личности крестьян. Автор показал душевную твердость, ум и уверенный характер мальчика, весь вид которого говорит о том, что ему предстоит нелегкий жизненный путь.

Общественная деятельность

Венецианов мечтал создать собственную живописную школу. Однако ему так и не удалось получить на это официального одобрения, хотя его картины представлялись императору. Тогда он открыл школу в своем имении, где воспитал несколько десятков учеников. Среди его воспитанников были крепостные крестьяне, многие из которых по его рекомендации получили свободу от крепостной зависимости.

Также следует упомянуть о попытках Венецианова создать свой собственный журнал карикатур. Однако первый же выпуск с довольно смелыми сатирическими зарисовками автора был конфискован, а его экземпляры сожжены. Скончался знаменитый художник в 1847 году в результате несчастного случая и был похоронен в Тверской губернии.

www.syl.ru

Самая известная картина Венецианова Алексея Гавриловича: название, описание. Картины Венецианова

А. Г. Венецианов (1780 – 1847) – художник русской школы, учившийся у В.Л. Боровиковского и получивший звание академика, когда в 1811 г выполнил конкурсную программу – «Портрет К.И. Головачевского».

Краткие сведения о картинах

Первоначально, живя в Петербурге, Алексей Венецианов специализировался в портретной живописи. Это были и заказные работы, и «для себя». Эти работы известны нам с 1801 года. В течение двадцати лет им было исполнено 18 портретов.картина венецианова Но, женившись, оставив Петербург и переехав в Тверскую губернию, художник начал писать жанровые сценки из крестьянской жизни. Именно эти работы принесли живописцу всеобщее признание. Его расцвет относится к 20 – 30 годам 19 века. Наиболее известными стали картины «Жнецы», «Спящий пастушок» и «Захарка». Алексей Венецианов стал работать, не подражая мастерам, чьи работы видел в Эрмитаже, а изображая жизнь такой, какую он видел, причем на открытом воздухе. Это стало переворотом в его творчестве и новаторством того времени.

«На пашне. Весна»

На картине изображены простые сельские будни – крестьянка боронит вспаханное поле. День ясен и тепел. Поля просторны. Ход женщины нетороплив.алексей венецианов Она идет босиком, что имеет сакральный смысл. Земля божественно плодородна, на нее нельзя ступать сапожищами, к ней надо относиться с любовью, только тогда она даст урожай. Сама молодая женщина - живое олицетворение весны и плодородия - с нежностью смотрит на своего малыша, играющего незамысловатыми желтыми и синими цветами. Земное и божественное сливаются в единое целое. А казалось бы, какой простой сюжет – на пашне, весна – взял мастер, и какой сложный смысл заложил в него.

«Пастушок с дудкой»

В Тверской областной картинной галерее находится работа, написанная на дереве, - «Пастушок с рожком». Набегавшийся за день мальчуган в задумчивости лежит и отдыхает.на пашне весна Босая ножка измазана землей. Нежность его возраста сопоставлена с молоденькой березкой, около которой он расположился. В скромной котомочке под рукой находилась еда. Теперь, похоже, котомка опустела, и мальчик с естественной грацией на нее опирается. Его руки работа еще не огрубила и не изуродовала. Какая будущность ждет ребенка? Об этом задумываешься, глядя на него. Он повторит путь своих дедов и отцов, не более. А кто знает, какие таланты кроются в нем?

«Спящий пастушок»

Это новаторское полотно, наполненное разными тонами и потому живое. Сюжет прост. Заснувший сидя подросток прислонился спиной к березе. За ним течет речка, берега которой поросли мягкой травой. На другой стороне речки идет девушка по воду с коромыслом на плече. Если приглядеться, то можно увидеть слева в углу часть спины, видимо, рыбака. И перед нами раскрыли свои просторы луга и поля. Медленно тянется длинный теплый летний день. Это вековечная Русь встает в холмах и перелесках вдали. Пейзаж слит с людьми. Они, и люди, и природа, естественны, как сама жизнь, потому что художник работал на пленэре, что тогда принято не было.

Еще один детский портрет

Картина Венецианова «Вот-те и батькин обед!» покоряет с первого взгляда. В задумчивости над пустым бочажком сидят двое – мальчик лет пяти-шести и его верный друг - пушистый пес, умильно заглядывающий в лицо.утро помещицы Босоногий мальчуган в белой рубахе и белый пес – два светлых пятна на картине. Весь фон соответствует грустному настроению ребенка, которой подпер лицо рукой, он темен. Невозможно не посочувствовать горю оставшейся голодной, возможно, не в первый раз паре. Дети крестьян впервые появляются на русских картинах только у Венецианова.

«Гумно»

Нельзя говорить о художнике, не упомянув работу, созданную в 1821 году и ставшую для него новым этапом. Изображено большое длинное помещение, предназначенное для того, чтобы сложить хлеб (он насыпан горкой в центре) и обмолотить его. На холсте изображены сидящие, отдыхающие крестьяне и те, которые продолжают работать. А также телеги, лошади. Все вмещает огромный сарай. Он освещается очень необычно. На переднем плане – не ярко, в центре через окно проникает поток света, и в конце сарая через открытую дверь снова вливается яркий свет с улицы, которую тоже видно. Перспектива строится сложно. При помощи света, о котором уже было сказано, и за счет уменьшения фигур и предметов на заднем плане. Этому немало способствует пол. Очень интересны фигуры крестьян, которые, сидя, привалились к бревнам гумна. Изумляет и колористическое решение – золотисто-коричневатое, праздничное. Эта картина Венецианова была выставлена на выставке в 1824 году и очень понравилась Александру I, который ее приобрел. Академия ее приняла холодно, поскольку тема была далеко не возвышенная.

«Утро помещицы»

Эта картина Венецианова является жанровой сценкой, на которой изображается повседневный быт: раннее утро, хозяйка в домашнем платье и чепце сидит на стуле за столом. Мебель соответствует тому времени, она из красного дерева.пастушок с дудкой Свет падает из окна со спины помещицы, ее лицо четко не видно, но хорошо просматривается ее силуэт. Хорошо освещены пол и ширма. Ширма и стол делят пространство полотна, позволяя обратить внимание на три фигуры и лен, который, обвязанный, лежит на полу. Комната, в которой происходит раздача льна, небольшая, интерьер за спиной хозяйки полностью утопает в тени, углубляя пространство картины. Атмосфера полна спокойствия. Две крестьянки слушают указания своей барыни и держатся с достоинством. Картина Венецианова обобщает бытовую сценку, типизируя ее.

«Жнецы»

Венецианов написал на тему жатвы несколько картин: «Крестьянка с бабочками», «На жатве» и еще несколько. Хорошо разработав этот мотив, он выстроил композицию нового полотна. Картина Венецианова «Жнецы» подсмотрена в жизни, когда художник бродил по полям с этюдником. Мать и сын простодушно любуются красотой доверчиво присевших на кисть руки бабочек.картина венецианова жнецы Сын из-за спины приник к матери и не отводит взгляда от пестрых изящных красавиц. Мать не шевелится, чтобы их не спугнуть. Мальчик – живая копия «Захарки», может быть, это он и есть, слишком сильно портретное сходство. Обе фигуры стоят вплотную к зрителю. Они даны крупным планом. Мать чуть наклонила голову к мальчугану. На ее лице можно заметить небольшую усталость и ласку к ребенку. У нее выписаны и сарафан, и белая рубашка, и платок на голове, и бусы, и тоненькое колечко – все отметил, любуясь этой парой, художник. А два серпа можно замкнуть в круг, который обрамляет героев.

Заключение

У себя в селе художник-новатор создал школу для способных крепостных крестьянских детей. Самого выдающегося ученика по фамилии Сорока он хотел выкупить, но хозяин не согласился и решил сделать из него садовника. В результате молодой художник повесился. Вот в какой тяжелой обстановке работал наш первый певец крестьянской жизни. Тем более, что Академия художеств не одобряла его деятельность – слишком "прост" и "безыскусен" был пейзаж и сюжет картин Венецианова. Умер художник в 67 лет, не справившись с управлением лошадьми, которые понесли его и разбили насмерть. За свою жизнь он написал 85 произведений, которые в основном находятся в музеях Москвы и Петербурга.

fb.ru

картины с названиями, творчество, биография

Алексей Гаврилович Венецианов (18 февраля 1780, Москва — 16 декабря 1847, село Поддубье Тверской губернии) — выдающийся русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, основавший так называемую «венециановскую школу живописи» — эффективную систему подготовки живописцев, полностью опровергающую классицистские установки Академии художеств.

Особенности творчества художника. Венецианов сознательно избирает бытовой жанр как основу своей живописи, с его именем связана эмансипация бытовых сцен как равноправного жанра в отечественном искусстве. Художник разработал форму многофигурной жанровой картины, в которой значительную роль играет пейзаж или интерьер. Значителен вклад Венецианова в искусство русского портрета: он создал целую галерею поэтизированных портретов молодых русских крестьянок. Образованные современники называли Венецианова «русским Тенирсом» (имея в виду выдающегося фламандского жанриста Давида Тенирса (младшего), который тоже писал сцены из крестьянской жизни), но Венецианов не был эпигоном ни Тенирса, ни Шардена, ни кого другого из жанристов. Выбрав свою редкую для русского искусства «нишу», он научил современников видеть в крестьянах — людей, а за неброской красотой среднерусского равнины — усматривать эпическую, бытийную природу пахоты или жатвы.

Известные картины Алексея Венецианова: «Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Спящий пастушок», «Жнецы», «Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга».

Звучная фамилия «Венецианов», отсылающая к живописным взлётам ренессансной Венеции, для русского художника выглядит как псевдоним. Причем псевдоним чудовищно претенциозный. Но это только если не знать, что Алексей Гаврилович Венецианов был человеком совестливым и скромным, а по числу бескорыстных добрых дел — и вовсе святым бессребреником. Несоразмерная характеру громкая фамилия — не его изобретение, она досталась в наследство от греческих предков по фамилии Проко, перебравшихся в Россию в первой половине XVIII века и прозванных там «Венециано».

Алексей Венецианов появился на свет 7 (18) февраля 1780 года в Москве в семействе небогатых купцов. Анна Лукинична Венецианова в девичестве звалась Калашникова и принадлежала к старому купеческому роду. Её супруг Гаврила Юрьевич приторговывал в розницу сельхозтоварами — цветами и луковицами, ягодами и саженцами, варьеньем и соленьями. А еще — картинами. Нет, никаким, как теперь сказали бы, арт-дилером отец Венецианова не был — настоящие арт-дилеры той поры имели совсем иной масштаб: не считаясь с затратами, они скупали картины на европейских аукционах для российских императорских дворцов. А Гаврила Юрьевич всего лишь продавал картинки «в золотых рамах за стёклами» замоскворецких художников-самоучек.

Народный, низовой интерес к «художеству» был новым явлением в русском обществе. Он развивался как бы в пику Академии художеств, где еще полвека назад воспитанникам, чтобы не испортить глаз, не разрешалось не то что рисовать крестьян — даже глядеть на них. Теперь крепостные сами взялись за краски. Известно, что с юным Алексеем Венециановым живописью занимался его «дядька» (так тогда назывался гибрид камердинера и гувернера) Прохорыч.

Русская живопись времени взросления Венецианова почти не знала пейзажа, натюрморта и жанра. Главным был портрет. Именно в портретах пробует себя и Венецианов. Написав весьма правдоподобный портрет собственной матушки, он решил попытать счастья в столице и в 1802 году, простившись с родителями, уехал в Петербург.

Нужно было зарабатывать на жизнь. Венецианов дал объявление в газеты: молодой художник напишет ваш портрет в технике пастели. Но откликов не последовало. Конкуренция в этой области в столице, наводненной иностранными художниками и жадными до заказов выкормышами Академии, была чрезвычайно велика. Не имея протекции и образования, Венецианов вынужден был сдаться. Он поступил чертежником в почтовую канцелярию.

Так прошло несколько лет. Писать картины Венецианов продолжал по выходным и вечерам, чувствуя, что ему не хватает не только рекомендаций, но и опыта. Тут вмешался счастливый случай. Директор канцелярии представил начинающего художника признанному Боровиковскому, который поселил Венецианова у себя в доме и взялся за него всерьез: обучал, достал разрешение на копирование в Эрмитаже, знакомил с нужными людьми.

Постепенно пошли заказы, жизнь налаживалась, но в Венецианове проснулось желание исправлять нравы и бичевать пороки. В 1807 году он начинает выпускать «Журнал карикатур». Издание пользовалось популярностью. Однако к 1809 году, когда у него уже будет внушительное число подписчиков, Венецианов узнал, что такое цензура и что чиновник в России — фигура неприкосновенная. В свежем номере «Журнала карикатур» был помещен карикатурный оттиск, на котором отвратительный, заплывший жиром дворянин презрительно смотрит на просителей — израненного солдата и голодную вдову. Сразу два министерства, внутренних дел и просвещения, усмотрели в карикатуре угрозу государству. По личному распоряжению Александра I журнал был закрыт, а Венецианову порекомендовали опять обратиться к стезе чертежника.

На почту он не вернулся. Устроился землемером в Лесной департамент. И стал вынашивать амбициозный для человека без специального образования план: получить официальное звание художника. В принципе, устав Академии такое допускал. Для этого нужно было предоставить свою работу на конкурс. В 1811 году Венецианов написал для этой цели «Автопортрет». Поступок странный, чтоб не сказать дерзкий. Да кто ты таков будешь, чтобы совет академиков интересовала твоя малоприметная физиономия? И все же удача Венецианову опять улыбнулась. В Академии оценили взвешенную композицию и продуманный колорит, а более всего — раскрытие характера.

Скромность, честность, сдержанность, близорукий взгляд из-за очков — таким знаем Венецианова и мы. Он выполнил следующее задание — написать портрет инспектора Академии Головачевского — и получил искомое звание.

В 1815 году Венецианов неожиданно для всех знакомых женился — у 35-летнего живописца успела сложиться репутация убеждённого холостяка. Марфа Афанасьевна Азарьева, которой он не на шутку увлёкся, была дочкой небогатых дворян. После венчания молодожены уехали гостить к её родителям в Тверскую губернию. Венецианов, знавший до этого только городские виды двух столиц, был очарован непроходимыми древними лесами, их гулкой и влажной прохладой, прозрачностью лесных озёр. Крестьянский быт ему, городскому жителю, рисовался полным неизъяснимой привлекательности. Он самозабвенно вникает в помещичьи дела, узнает, например, как наладить полив или что такое «четырёхпольная пахота» и признается себе, что хотел бы остаться здесь навсегда.

Вскоре художник купил имение Сафонково. Именно там Венецианов написал знаменитые картины «Гумно» и «На пашне», откровенно поэтизирующие то, что до него считалось не достойным изображения. Строгую болезненную Марфу Афанасьевну супруг напишет в русском костюме. В это же время определится его главная тема — портреты и жанровые сцены из крестьянского быта («Захарка», «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Жнецы» и др.)

Однажды у помещика-соседа Венецианов увидел крепостного мальчишку, рисующего на доске. Поразившись умелости, а может, вспомнив себя в детстве, Венецианов понял своё второе призвание — учить основам мастерства способных крестьянских детей. Из этого замысла выросло то, что потом будут называть «Школой Венецианова». Более чем 70-ти детям он дал путёвку в жизнь, будут среди них даже медалисты Академии. Кого-то приходилось выкупать у хозяев, кого-то помещики отдавали в школу сами. Венецианов учил их лично. Его метода заключалась в запрете копировать чужие картины и разрешении писать только натуру. У художника уже подростали две дочери — Александра и Фелицата, которые тоже интересовались живописью. Но не их, а крестьянских мальчишек он возит в Эрмитаж и даже, чтобы получить пропуск, выдает за своих сыновей.

В 1828 году Николай I срочно вызвал Венецианова в Петербург. Скромный провинциал понадобился, чтобы исправить курьёз с англичанином Джорджем Доу, Первым художником Императорского двора. Десяток лет назад он писал портрет Голицына. За истекшее время Голицын вырос в чинах и потребовалось переписать его мундир. Но Доу был уже настолько избалован, что не стал возиться с холстом, просто дорисовал новый мундир на бумаге и прилепил к картине. Разумеется, фальшивка отвалилась в самый неподходящий момент. Для переписывания мундира и был вызван Венецианов. Роскошь мастерской Доу неприятно поразила его, но еще больше поразило убожество его крепостных подмастерий. Венецианов потратит много усилий, чтобы они получили вольную.

Недолгий период Венецианов поработает придворным художником, но впоследствии даст себе зарок не писать заказных портретов.

Дела его, за исключением времени непродолжительного императорского протектората, шли неважно. И до, и после него средств вечно не хватало. Из-за выкупа талантливых крепостных подростков Сафонково не раз оказывалось на грани продажи. Раз в последний момент выручила неожиданная покупка Александром I картины «Гумно» — едва расплатившись с долгами, Венецианов пожертвовал оставшееся на детскую больницу. В другой раз, когда безденежье опять подступит, ему придётся, скрепя сердце, отправить дочь Сашеньку, дворянку по матери, осваивать профессию домашней учительницы. Не однажды Венецианов будет подавать прошения предоставить ему место преподавателя Академии. Но ни разу оно не будет удовлетворено: конкурировать с его мастерством педагога академики не собирались.

Последние годы Венецианова были мрачны: жена умерла от холеры, дочери-бесприданницы не устроены, ученики пишут бездушные приукрашенные портреты довольных крестьян, оскорбляя своей псевдонародностью всё, что Венецианову было дорого в искусстве. Жизнь Венецианова оборвалась зимой 1847 года жесточайшим образом. В конной повозке он выехал из своего имения в Тверь, где работал над росписями Троицкого храма. Неожиданно лошади понесли. Венецианов схватил поводья, чтобы усмирить лошадей, но его запястья запутались в них, а сам он был выброшен из повозки. Несколько километров его тело билось о придорожные камни. Когда соседские крестьяне обнаружили художника, он был уже мёртв.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Алек­сей Венецианов: картины, биография

Алек­сей Гаврилович Венецианов (1780—1847)

 Венецианов

В Петербурге александровской поры одни его знали как непримет­ного чиновника, землемера, другие как недурного портретиста, умело­го, но не из первых. Но вот Алек­сей Гаврилович Венецианов стал художником. Он получил акаде­мика за «Портрет К. Головачевского с воспитанниками Академии» в 1811 году, в годы наполеонов­ских войн участвовал в выпуске сатирической графики, одно время даже пытался безуспешно издавать сатирический журнал. Потом, ку­пив небольшую деревеньку Сафонково в Тверской губернии и пере­селившись туда в 1820 году, Вене­цианов открыл в себе совсем дру­гого художника, нежели тот, которым он старался быть до сих пор.

Прежде он видел, или старался ви­деть, как и все, прекрасное только в музейных залах, пытался верить, что возвышенно только то, что бы­ло когда-то, в «золотые времена», что приукрашать надо все, что пишешь. Теперь он бывал в Петер­бурге лишь наездами. А здесь, в деревне, — в поле золотится рожь, на праздник крестьянки наряжают­ся в нарядные сарафаны, небо чи­стое, высокое. Неужели это все низко, недостойно кисти настоя­щего художника? Венецианов ре­шился: первым в русской живопи­си он стал писать картины о крестьянах и сознательно увидел в этом свою главную задачу. Это был важный и смелый шаг, если мы вспомним еще раз о взглядах того времени на художественное творче­ство, которым прежде пытался сле­довать и сам Венецианов. Первой из его новых картин было всем известное ныне полотно «Гум­но» (1823).

И сам мотив, и выборгероев, и сама манера письма были весьма дерзким вызовом сущест­вовавшим в искусстве правилам, предписанным Академией. Худож­ник показал крестьян отдыхающих и работающих, занятых своими обычными делами, и увидел в этом нехитром проявлении жизни под­линную поэзию. Своим принципом Венецианов избрал предельную верность жизни. Как он сам гово­рил: «Ничего не изображать ина­че, чем в натуре является, и по­виноваться ей одной без примеси манеры какого-нибудь художника». В своем увлечении жизнью, от­крывшейся ему, в стремлении точ­нее передать прочувствованную им поэзию художник, когда писал «Гумно», даже приказал разобрать одну из стенок сарая, чтобы поме­щение залил нужный ему теплый ровный свет. Эта, казалось бы, только забавная деталь многое го­ворит о творческом, антинатура­листическом отношении мастера к своей задаче. Он и впрямь занялся познанием законов природы, а не списыванием с натуры. Вскоре год для Венецианова-художника стал измеряться крестьян­скими трудами. Он пишет как бы сельский календарь в картинах. Весна — «На пашне», лето — «На жатве». Венецианов пишет чистку свеклы, спящего пастушка, лица крестьян, девушку с васильками. В его больших картинах очень важ­ную эмоциональную роль начинает играть пейзаж. Он любит созерцать простые сельские виды, поля, леса. Пейзаж подчеркивает лирическое начало его картин, их ясную поэ­зию.

Венециановские мотивы нехитры, но будничными их не назовешь. Его простота, конечно, глубоко чужда прозе. Глядя на венециановскую картину «На пашне», мы ощу­щаем праздничность, торжествен­ность труда. Мало кто такими гла­зами видел в ту пору крестьянский труд. Ведь крестьянин был «вещью», и Венецианов одним из первых во всей русской культуре увидел в нем человеческое досто­инство, красоту и благородство. Его крестьянки — это и своего ро­да идеальные образы, «крестьян­ские мадонны».

В картинах Венецианова царят мир и спокойствие. Все ясно и чисто. Краски его звучны и спокойны. Густое золото ржи, мягкая зеленьтравы, красная юбка крестьянской девушки. Художник наслаждается ощущаемой им цельностью мира людей и природы, гармонией. Клас­сическая мера здесь впервые встре­чается с величавостью сельского хоровода. Можно сказать, что Ве­нецианов намеренно идеализирует действительность, если видеть в его картинах материал к исследованию социально-экономического положе­ния деревни тех лет. Один из исто­риков искусства, пытаясь опреде­лить главную черту творческого об­лика мастера, назвал его реалисти­ческим сентименталистом, как бы соединив в этом определении и лю­бовь Венецианова к натуре, и его «идеализм».

Но чего нет в картинах Венецианова, так это фальши. Просто он радуется открытому им для искус­ства миру, его красоте и моральной чистоте. Это уже позже передвиж­ники увидят русскую деревню в упор, со всеми ее бедами, порож­денными страшной социальной дей­ствительностью России. А Вене­цианов — лирик, поэт, сам удивляющийся миру крестьянской жиз­ни и увлекающий своей любовью зрителей.

«Отец русского жанра», как назы­вали Венецианова, открыл для рус­ской живописи новую область — изображение интерьера («Утро по­мещицы»). В противовес холодным величественным канонам он обра­щал внимание на ценность и интересность каждодневной жизни человека.

Автопортрет

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Художник Алексей Венецианов|Картины

художник Алексей Венецианов картины - 01

На пашне. Весна

Алексей Гаврилович Венецианов остался в истории, как основатель венециановской школы, мастер портретной и жанровой живописи, талантливый педагог и академик императорской Академии художеств.

Биография художника Алексея Венецианова

 

Алексей родился в феврале 1780 года в купеческой семье, в Москве. С самого раннего детства мальчик увлекался рисованием, но этого не одобряли члены семьи будущего художника и преподаватели пансиона, в который отдал мальчика отец.

художник Алексей Венецианов картины - 19

Автопортрет

Однако прошло всего пять лет и, с рисованием смирились и родители, и преподаватели – он получил право рисовать уже не карандашом, а маслом по холсту.

История сохранило имя учителя юного живописца – Пахомыч. Однако, учеба у Пахомыча была совсем не простой – юный ученик бунтовал, пытался писать на холсте без грунта. И постоянно спорил с Пахомычем. Можно предположить, что до Пахомыча у Алексея был другой учитель, который учил мальчика иначе.

Летом 1802 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о художника «списывающем предметы с натуры пастеллем в три часа. Живет у каменного моста в Рижском кофейном доме.

Однако, для успеха в Петербурге одного объявления в газете было мало и Алексей Венецианов вернулся в Первопрестольную. В Москве художник продолжил писать, совершенствовал своё искусство портретиста и  ему, в итоге, удалось создать несколько действительно примечательных полотен.

В 1807 году Венецианов вторично приезжает в Петербург и поступает на казенную службу в канцелярию директора почт. Алексей Гаврилович усердно служит в канцелярии, в свободное время посещает Эрмитаж и старается понять секреты мастерства художников. В один из таких визитов он знакомится с «великим Боровиковским» и становится одним из учеников действительно великого художника.

В 1808 году Алексей Венецианов начинает издавать «Журнал карикатур на 1808 год в лицах». Журнал состоял из листов с гравюрами сатирического содержания. И так случилось, что третий по счету лист «Вельможа» показали императору Александру I. Император сатиру «оценил» и посоветовал молодому живописцу заниматься

приучением себя к службе, в коей находится.

Иначе говоря, император погрозил пальчиком, а правительство запретило дальнейшее издание журнала. Нужно сказать, что Венецианов намёк понял и к жанру карикатуры вернулся всего один раз – во время войны 1812 года художник создавал карикатуры на Наполеона и его окружение.

В 1811 году за «Автопортрет» Венецианов получил звание «назначенного» (было такое звание в Академии живописи и присваивалось оно тем, чья кандидатура выдвигалась на звание академика), а за портрет инспектора Академии К.И. Головачевского с тремя воспитанниками, был удостоен звания академика и стал одним из самых именитых художников-портретистов России.

художник Алексей Венецианов картины - 18

Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками

После окончания Отечественной войны 1812 года художник вступил в «Вольное общество учреждения училищ по метоле взаимного обучения», которое было организовано известными поэтами Жуковским и Крыловым. На средства Общества Венецианов открыл школу, в которой обучал детей рисованию и скульптуре. Нужно сказать, что из стен этой школы вышло много будущих известных художников (Г. Сорока, С. Зарянко, А. Тырянов, Е. Крендовский), которые впоследствии стали именоваться выпускниками венециановской школы.

В эти годы дом Венецианова становится местом, где регулярно собираются известные литераторы,  живописцы и музыканты. По инициативе Алексея Гавриловича был выкуплен из крепостной зависимости Тарас Шевченко.

В 1819 году Алексей Гаврилович Венецианов выходит в отставку и оставляет место землемера Ведомства государственных имуществ. Художник оставляет Петербург и обосновывается в маленьком имении в Тверской губернии. Деревенская жизнь открывает для художника другой мир и он начинает писать картины деревенского быта. Уже первые работы художника в этом жанре привлекают вниманию публики своей глубокой реалистичностью, новым свежим взглядом на русскую жанровую живопись.

Картина «Гумно» была выставлена в Академии и обрела огромное количество поклонников. В числе поклонников оказался и сам император, который эту картину и приобрел. Потом были «Чистка свеклы», «Жница», «Утро помещицы» (эта картина была подарена Венециановым императору Александру I) и много других полотен.

В 1824 году Венецианов выставил свои картины на выставке в Петербурге. Вот что о работах художника писала газета «Отечественные записки»:

Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему.

За годы трудов Венецианов создал целую «галерею русских крестьян» — работящих, сильных, очаровывающих врожденным благородством и чувством собственного достоинства.

Однако, не всем понравилось крестьянское творчество художника и Венецианова обвинили в неспособности писать на темы «благородные». Ответом на эту абсурдную критику стала картина «Купальщицы».  Куда уж благороднее? Критики вынуждены были признать свою неправоту. А художник вернулся к своей любимой теме крестьянского быта.

Жизнь художника оборвалась совершенно трагически и случайно – он ехал в Тверь, кони понесли и сани с художником врезались в столб каменных ворот. Алексей Гаврилович Венецианов умер на месте. Это случилось 16 декабря 1847 года.

А теперь давайте перейдем к картинам живописца.

Картины художника Алексея Венецианова

 

художник Алексей Венецианов картины - 02

Гумно

художник Алексей Венецианов картины - 03

Очищение свеклы

художник Алексей Венецианов картины - 04

Спящий пастушок

художник Алексей Венецианов картины - 05

Спящая девушка

художник Алексей Венецианов картины - 06

Жнецы

художник Алексей Венецианов картины - 07

Девушка в платке

художник Алексей Венецианов картины - 08

Крестьянка Тверской губернии

художник Алексей Венецианов картины - 09

Кормилица с ребенком

художник Алексей Венецианов картины - 10

Гадание на картах

художник Алексей Венецианов картины - 11

Встреча у колодца

художник Алексей Венецианов картины - 12

Утро помещицы

художник Алексей Венецианов картины - 13

Жница

художник Алексей Венецианов картины - 14

Сенокос

художник Алексей Венецианов картины - 15

Портрет А. А. Венециановой, дочери художника.

художник Алексей Венецианов картины - 16

Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой

художник Алексей Венецианов картины - 17

Купальщицы

***

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

01 Ноя 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: жанровая живопись, русская живопись 1917     668       Поделитесь записью

svistanet.com

Картины художника А. Венецианова » Выдающиеся художники

А. Венецианов "Вот те и тятькин обед..."

Особенностью творчества А. Венецианова было стремление «ничего не изображать иначе, как только в натуре». Так работать он учил и своих учеников.

А. Венецианов предпочитал также писать на полотне сразу красками, без предварительного наброска.

Началом творческой деятельности художника считается портрет его матери, А.Л. Венециановой, написанный в лирическом стиле.

А. Венецианов «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1801). Холст, масло, 74х66 см. Государственный Русский музей

В дальнейшем он не оставлял жанр портрета, но работал и в других жанрах: графическом, в жанре иконописи, в технике пастели по бумаге и пергаменту, занимался литографией, писал теоретические статьи и заметки о художественном творчестве.

Но самую большую популярность имели его картины на сюжеты из крестьянской жизни. Венецианов первым из русских художников сделал своим героем народ.

А. Венецианов «Встреча у колодца» (1843). Холст, масло, 66х50 см. Национальный музей искусств Азербайджана (Баку)

Биография Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847)

Предки Венецианова были греками, перебравшимися в Россию в XVIII в. Их прозвище Венециано впоследствии трансформировалось в фамилию Венециановы.

Отец художника был мелким купцом, из этого же сословия была и мать.

А. Венецианов «Автопортрет» (II вариант) (1811). Холст, масло, 67,5х56 см. Государственный Русский музей

А. Венецианов начал свою взрослую жизнь службой землемером при лесном департаменте. Живописью начал интересовать с детства, первые художественные опыты делал самостоятельно, а затем учился у известного портретиста В.Л. Боровиковского.

Об этом художнике Вы можете прочитать на нашем сайте: В. Боровиковский: портреты

В 1811 г. А. Венецианов был признан кандидатом в Академию художеств и в этом же году стал её академиком – ему для этого надо было написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. С этим заданием художник блестяще справился.

А. Венецианов «Портрет К. И. Головачевского» (1811). Холст, масло, 143,5х11 см. Государственный Русский музей

Художник изобразил Головачевского в окружении трёх мальчиков. Каждый из мальчиков символизировал представителя «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также являлся символом единства старой Академии с новой.

Центр композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. В ней – главная  идея. Эта щедро раскрытая ладонь – длань дарующего детям тепло сердца и тайную премудрость знания. Головачевский чуть-чуть повернулся к будущему архитектору с большой, не по росту, папкой под мышкой и с серьёзным вниманием слушает его ответ на заданный вопрос. Лицо Головачевского значительно, оно выражает некую тайну смысла бытия. Густые седые волосы зачёсаны назад, открыв чистый и высокий лоб. Взгляд его полон молодой живости, строгой доброты и сердечности.

Дети на картинах Венецианова всегда написаны с большой любовью. Их лица одухотворены и полны той внутренней чистотой, что свойственно детям вообще, но что не каждый художник может выразить. Венецианову, изображавшему всё «только в натуре», это удавалось всегда. В этом отношении с ним можно сравнить только В. Тропинина.

В 1819 г. художник оставил службу и поселился с семьей в деревне Сафонково Тверской губернии. Здесь он полностью посвятил себя творчеству, создавая в основном картины бытового (крестьянского) жанра. Здесь он организовал собственную художественную школу (её называют «венециановской»), в которой обучал всех желающих, в том числе крестьян. Эту школу прошли более 70 человек. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. В судьбе школы деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Школу посещала и дочь Венецианова, Александра. Она является автором портретов, жанровых картин, натюрмортов. Её работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее. Она оставила также воспоминания о своём отце.

Александра Венецианова «Почтовая станция»

В этой картине очевидно влияние творческой манеры отца в построении композиции, цветовой гамме, содержании.

А. Венецианов «Портрет А. А. Венециановой, дочери художника» (1825-1826). Холст, масло, 41х33,2 см. Государственная Третьяковская галерея

На портрете Александре 13 лет. Мы видим детское миловидное лицо с признаками живого ума и детской насмешливости.

Художники школы изображали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры, натюрморты. Их произведения отличаются поэтической непосредственностью и представляют значительный этап в становлении реализма в русском искусстве.

В 1829 г. Венецианов получил звание придворного живописца.

Жизнь художника оборвалась трагически. Во время поездки в Тверь 4 декабря 1847 г. лошадь понесла сани по скользкой дороге, кучера выбросило, а Венецианов пытался остановить лошадей…

Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Памятник Венецианову недалеко от Сафонково

Творчество А.Г. Венецианова

Прежде всего следует сказать о его портретной галерее. С неё началась творческая деятельность художника.

Одним из самых известных работ художника в этом жанре является портрет историка Н.М. Карамзина.

А. Венецианов «Портрет Н.М. Карамзина» (1828). Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Это более поздний портрет Венецианова, когда он отошёл уже от романтической живописи. Особенностью портрета является то, что Венецианов, приверженец натуры, должен был писать этот портрет через два года после смерти Карамзина – по заказу Российской академии русского языка и словесности. В то время в России работали и другие известные портретисты, но Академия обратилась именно к Венецианову. Для Венецианова создание портрета не с натуры было несвойственно, но он всё-таки заказ принял. Почему? Скорее всего, причина в его отношении к личности Карамзина. Карамзин в его глазах был воплощением просветительских идей. В личной библиотеке художника, насчитывавшей около тысячи томов, хранились и труды Карамзина. Венецианов знал о том, как говорили в обществе о гражданственной смелости историка, который  нелицеприятно говорил императору Александру I о самых больных вопросах: о Польше, о непосильных налогах, о некоторых должностных лицах на важных постах.

Историк Карамзин изображён на полотне Венецианова очень реалистически. Глядя на него, невозможно поверить, что писался он без натуры. Хотя портрет и не до конца завершен, но схвачено мимолетное движение лица: чуть сведенные над переносьем брови, приоткрытый рот, спокойный и проницательный взгляд. Полагаясь на свою память, художник передавал на полотне те черты Карамзина, которые казались ему наиболее характерными. Самого историка Венецианов видел всего раз в жизни. Остальное черпал из портретов других художников, но сумел создать собственный образ Карамзина, в чём-то похожий, но в чём-то особенный от других портретных изображений писателя.

Особое место в творчестве художника занимает картина «На пашне. Весна». Это несколько странная картина, если внимательно вглядеться в неё. И даже загадочная.

А. Венецианов «На пашне. Весна» (1820). Холст, масло, 51,2х65,5 см. Государственная Третьяковская галерея

Почему реалист Венецианов изобразил крестьянку так нереалистично? Она высоковата в отношении к лошадям. Играючи ведёт их за собой. Походка у неё совсем не тяжёлая, как будто идёт она не по пашне, а по дорожке в саду. Впрочем, и крестьянкой её трудно назвать. И одежда её совсем не рабочая.

Если продолжать внимательно вглядываться в картину, то количество вопросов увеличивается. Вот ребёнок на краю поля, на холодной ещё земле он сидит в одной тонкой рубашонке. И откуда в эту пору васильки, которые разбросаны вокруг?

Да, Венецианов сумел увидеть гармонию среднерусских полей. Но назвать эту картину реалистическим изображением крестьянского труда невозможно. Тогда что или кого изображает художник? Может быть, своё представление о крестьянском труде? Венецианова нельзя заподозрить в незнании крестьянского быта – он сам жил в деревне и был хотя и небогатым, но всё-таки помещиком, имевшим 12 душ. Тогда напрашивается вывод о том, что эта картина – правда, которую видел Венецианов – правда красоты труда. Почему обязательно реальность должна быть грубой, некрасивой и низменной? Художник видит правду совсем другой. В русских чертах женщины он видит античный её прообраз. Её кокошник – это диадема богини весны. В её фигуре сочетаются одновременно лёгкость и монументальность. И дитя своё она доверила земле, а не просто бездумно посадила его на непрогретую обочину.

А. Венецианов «Спящий пастушок» (1823-1826). Дерево, масло 27,5х36,5 см. Государственный Русский музей

Это попытка изображения человека в мирном согласии с природой. Но искусствоведы отмечают, что фигура пастушка вышла слишком велика и что мальчик не просто естественным образом спит, а прилег к дереву и крепко зажмурил глаза по просьбе художника. Левая ладонь, доверчиво раскрытая, акцентирует внимание зрителя. Замечателен и пейзаж полотна. Собственно говоря, этот пейзаж является началом русской национальной пленэрной живописи. Венецианов смог увидеть и так изобразить родную природу, как никто из его современников не умел.

Как показывают картины художника, более всего мила его сердцу пора жатвы.

А. Г. Венецианов «Жнецы» (около 1825). Холст, масло, 66,7х52 см. Государственный Русский музей

На картине изображены мать и сын в минуту отдыха. Венецианов сумел передать на холсте и донести до нас чувство двойной красоты, поразившее художника в ту минуту, когда его глаза наткнулись на крестьянку и её сына, поражённых красотой, но и сам художник очарован их восхищением и душевным волнением. Много раз видели они этих бабочек, но вот бывает миг, когда красота вдруг открывается по-особенному, это момент возвышенного состояния души. Мальчика захватило только это чувство, а мать, как и художника, – двойное чувство: восхищение красотой и радость за чувства сына. Она сопереживает ему.

А. Венецианов «Гумно» (около 1823). Холст, масло, 66,5х80,5 см. Государственный Русский музей

В этой картине единственный и неповторимый Венецианов смог выразить себя в полной мере. Желая, чтобы внутренность гумна была освещена потоком естественного света, он просит крестьян выпилить его переднюю стенку. Художник мог бы края свежеспиленных бревен оставить за пределами холста. Но он этого не хочет. Ему понравилась эта случайная неожиданность: остатки спиленных бревен, с трех сторон окружающие изображаемые предметы, образуют как бы естественную раму, жёстко и чётко отделяют изображённую сцену от потока повседневной жизни.

Картина наполнена атмосферой покоя и равновесия. Венецианов не пытается проникнуть в психологию людей, чтобы особо выделить их на фоне вещей. Суть полотна в том, что здесь почти всё является главным: люди, кони, хлеб, серп, грабли, хомуты…

В картине нет бурных движений. Можно было бы упрекнуть художника в позировании персонажей, но таков его замысел: передать остановившееся мгновение. Венецианов сознательно избегает суеты. Он хочет показать спокойное величие, духовную красоту и физическую силу своих героев. В поэтическом воссоздании будничной сцены художнику удалось построить линейную перспективу. Свет, идущий широкой полосой через распил, в глубине холста постепенно затухает, но ему на помощь приходит свет, льющийся из боковых ворот. Но и этого света художнику мало – он открывает задние ворота гумна, и из них идёт встречный поток света.

А. Венецианов «Девушка в платке» (1830). Холст, масло, 40,4х31,1 см. Государственный Русский музей

Совсем юная девушка, почти девочка, смотрит на зрителя спокойным внимательным взглядом. Её милое лицо обрамляет яркий платок, цвет которого перекликается с цветом губ и глаз девочки. Кажется, что она собралась выйти из дому по какому-то неотложному делу, и её вдруг окликнули. Она приостановила своё движение и полностью с доверчивостью переключила своё внимание на окликнувшего. Иногда мимолётно брошенный взгляд запоминается надолго – как взгляд этой девочки. 

www.palitra.co


Смотрите также