Художник Василий Верещагин: биография, творчество и фото. Верещагин картины


Верещагин, Василий Васильевич. Все картины художника

Важнейшее из всех полотен великого русского художника Василия Верещагина, появившееся на аукционных торгах в прошлом столетии, «Распятие на кресте у римлян», представляет собой произведение первостепенного значения для живописной манеры мастера. Таковым его по праву признали, когда оно в последний раз появилось на открытом рынке в 1891 году. Ровно в 8 часов вечера 17 ноября 1891 года в Нью Йорке, в Американской Художественной ассоциации начались торги, на которых были представлены более 110 работ художника. Газета The New York Times писала на следующий день после продажи картины: «Самым дорогим лотом на вечерних торгах оказалось масштабное полотно под названием «Распятие на кресте у римлян» – одна из трех картин серии, которые продавались по отдельности». Известный своим проникновенным изображением, порой до болезненности глубоких сцен, в которых подвергаются испытанию природа человека и его поведение, Верещагин представил смерть Спасителя, принятой от рук спасенных им. Колоссальный масштаб и виртуозность письма выражают кульминацию всей его жизненной философии – вечной антитезы гибели человека, выраженной в его известной работе «Апофеоз войны».

Одна картина из трилогии на тему смертной казни, «Распятие на кресте у римлян» (1887), была написана вслед за полотнами «Подавление индийского восстания англичанами» и «Казнь заговорщиков в России». Краеугольным камнем этой трилогии, которую сам художник называл «око за око, зуб за зуб», стала идея обвинения лицемерного государства, которое наказывает людей, борющихся за свои взгляды – и все это на фоне повсеместных войн и побеждающего империализма.

Картина «Распятие на кресте у римлян», наряду с другими великолепными работами, выставлялась в Лондоне в 1887 году, а в дальнейшем и в Американской Художественной ассоциации в Нью-Йорке в ноябре 1888 года, где «Распятие» было вывешено в самом большом зале на верхнем этаже рядом с двумя другими работами из этой серии. Выставка работ Верещагина в Нью-Йорке длилась два месяца и пользовалась невероятным успехом. Из Нью-Йорка она проследовала в Чикаго, Сент-Луис, Балтимор и Бостон. Когда в 1891 году турне закончилось, работы вернулись в Нью-Йорк Сити, где вся коллекция, состоявшая из 110 полотен, была продана за 84 300 долларов. В 1899 году работа выставлялась в Бруклинском музее изобразительного искусства, для чего была предоставлена г. Джоном В. Брауном.

В любом из исследований творчества Верещагина, написанном до или после революции, трилогия, которую сам художник называл «око за око, зуб за зуб», считается одним из главных достижений в его творческой карьере. Несомненно, это единый проект, который потребовал от художника величайшей силы воображения и целеустремленности. Верещагин впервые обратился к теме распятия в 1869 году за четыре года до поездки в Палестину. Непосредственно трилогия была задумана в 1876 году, и о ее завершении Верещагин мечтал более десяти лет, пока в 1887 году не закончил работу над финальным полотном «Распятие на кресте у римлян». Тема, которая объединяет все три работы – тема жестокости смертной казни, практиковавшейся в трех величайших и обширнейших империях, – Римской, Британской и родной Российской, – выражена в названиях работ. Каждая из работ символически иллюстрирует момент величайшей проверки на этику, которую проходила каждая из держав. В этой живописи сквозит осуждение безжалостности государственной машины – и наряду с этим, трогательно изображается неизменная любовь к человеку, которая объединяет людей на всех географических пространствах во все времена.

В ответ на критику трилогии, которая раздавалась от англичан и русских, художник отвечал: «Их оценят через сто лет – картины будут жить». Более века спустя предсказание Верещагина сбылось, и тот факт, что местонахождение одной из картин в настоящее время неизвестно, лишь подтверждает, что появление на аукционе шедевра Верещагина «Распятие на кресте у римлян» – это поистине выдающееся событие в аукционной истории.

Отсюда: http://www.christies.com/

gallerix.ru

Vasily Vereshchagin. Painting - the best pictures | Biography, creativity

 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
The gipsy. 1867-1868. Oil on canvas. 29,7 x 20. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Portrait of the bacha. 1867-1868. Oil on canvas. 27 x 20,5. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
After good luck. 1868. Oil on canvas. 47 x 39. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
After failure. 1868. Oil on canvas. 47 x 39. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Shah-e-Zind Mausoleum in Samarkand. 1869-1870. Oil on canvas. 26,8 x 36,6. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Gur-Emir Mausoleum in Samarkand. 1869-1870. Oil on canvas. 36,8 x 27. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Dervishes in celebratory clothes. 1869-1870. Oil on canvas. 71 x 47. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Beggars in Samarkand. 1870. Oil on canvas. 51,8 x 38,1. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
The Apotheosis of War. 1871. Oil on canvas. 127 x 197. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
The rich Kirghiz hunter with a falcon. 1871. Oil on canvas. 113 x 72,2. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
At the Fortress Walls. "Let them Enter!" 1871. Oil on canvas. 95 x 160,5. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Sale of the child-slave. 1872. Oil on canvas. 123 x 92,4. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Triumph. 1872. Oil on canvas. 195,5 x 257. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
The Doors of Timur (The Doors of Tamerlane’s Mausoleum). 1872-1873. Oil on canvas. 213 x 168. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Mortally Wounded. 1873. Oil on canvas. 73 x 56,6. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
At the Door of a Mosque. 1873. Oil on canvas. 315 x 237. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Taj Mahal Mausoleum in Agra. 1874-1876. Oil on canvas. 38,7 x 54. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Mountain Stream in Kashmir. 1875. Oil on canvas. 28 x 24. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Cart of the rich people in Delhi. 1875. Oil on canvas. 28 x 41. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Glacier on a road from Kashmir in Ladakh. 1875. Study. Oil on canvas. 40 x 28,2. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
" On Shipka all is quiet... ". Etude of the central part of triptych. Oil on canvas. 15 x 11. The Kostroma State incorporated Art Museum, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Defeated. Servise for the dead. 1878-1879. Oil on canvas. 179,7 x 300,4. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Two Hawks (Bashibazouks). 1878-1879. Oil on canvas. 78,5 x 110. The State Museum of Russian Art, Kiev, Ukraine.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Cannibal. 1870s-1880s. Oil on canvas. 199 x 298. The Museum of Art, Nikolayev, Ukraine.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Mounted Warrior in Jaipur. c.1881. Oil on tree. 45,8 x 37. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Jerusalem. Kings' Tombs. 1884-1885. Oil on canvas. 199 x 149. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Solomon's Wall (Wailing Wall). 1884-1885. Oil on canvas. 199,4 x 151,8. University of California, Berkeley Art Museum, Berkeley, CA, USA (up to 2007).     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Bayonet Charge. "Hurrah! Hurrah!" 1887-1895. Oil on canvas. 200 x 150. The State Historical Museum, Moscow, Russia.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
On the Way. Bad News From France. 1887-1895. Oil on canvas. 151 x 114. The State Historical Museum, Moscow, Russia.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
"Wait! Let' em come nearer!" (Don't hurry! Let them approach!) 1887-1895. Oil on canvas. 198 x 149. The State Historical Museum, Moscow, Russia.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
On the large road. Deviation, flight… 1887-1895. Oil on canvas. 179 x 303. The State Historical Museum, Moscow, Russia.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Siege of Troitcko Sergieva Lavra. 1891. Oil on canvas.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Zyrian. 1893-1894. Oil on canvas. 39 x 29. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
The Night Bivouac of the Great Army. 1896-1897. Oil on canvas. The State Historical Museum, Moscow, Russia.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
The Mount Kazbek. 1897-1898. Oil on canvas. 287 x 196. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
In Defeated Moscow("Arsonists" or "Shooting in the Kremlin"). 1897-1898. Oil on canvas. 86 x 112. The State Historical Museum, Moscow, Russia.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Napoleon and Marshal Loriston("Peace at all costs!"). 1899-1900. Oil on canvas. 131 x 146. The State Historical Museum, Moscow, Russia.     More
 Masterpieces of Russian painting 
 fine arts
Letter to Mother. 1901. Oil on canvas. 100 x 88. The Museum of Art, Yaroslavl, Russia.
Main         Home         Map         Russian         Three Masterpieces 

  Именной указатель • Artist Index   • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay



www.tanais.info

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

 Григорий Островский о Василии Верещагине

"Василию Верещагину выпала удивительная и на редкость цельная судьба. Воспитанник кадетского корпуса, офицер, человек большого мужества и хладнокровия, он появлялся повсюду, где было опасно, где свистели пули и ядра, лилась кровь. Верещагин служил в Туркестане, в русско-турецкую войну был на Балканах, в самой гуще сражений под Плевной и Шипкой. Смерть свою встретил, как солдат, на борту броненосца «Петропавловск», подорвавшегося в 1904 году на мине в Японском море.

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

И всю свою жизнь он страстно ненавидел войну. Ненавидел жестокость войны, смерть, которую она несет тысячам людей, нужду, горе, боль, невосполнимые утраты — неизменных спутников войны. Ненавидел тех, кому она выгодна. «Война войне» — стало девизом жизни и творчества крупнейшего художника-баталиста В. Верещагина, «апостола человечности», как называли его современники. На одной из своих картин, названной «Апофеоз войны» (1871), художник изобразил пустыню, выжженную солнцем, желтые раскаленные пески, густую синеву неба.

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Апофеоз войны

Вдали руины разрушенного и покинутого города, а на переднем плане пирамида человеческих черепов, изуродованных сабельными ударами, зияющих пустыми глазницами и страшными оскалами зубов, и воронье над ней. На раме картины Верещагин велел вырезать посвящение: «Всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим».

Верещагин был не первым русским художником-баталистом, многие живописцы изображали военные эпизоды, тем более что такие картины пользовались успехом у воинственных императоров, великих князей и тщеславных генералов. Мудрые цари и бесстрашные полководцы повелительным жестом посылают в сражение свои верные полки, кони благородных кровей выгибают под ними свои лебединые шеи, офицеры и генералы свиты сверкают позументами парадных мундиров. А доблестные войска — аккуратные послушные солдатики с ружьями наперевес или гарцующие всадники с саблями наголо — стройными рядами под звуки фанфар и бой барабанов сокрушают неприятеля. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин.

Первым нарушил эту традицию подпоручик горно-артиллерийского взвода Лев Толстой. Его «Севастопольские рассказы» — это потрясающий художественный документ участника и свидетеля обороны Севастополя в Крымскую войну 1853—1856 годов. «Герой же моей повести, — писал Толстой, — которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда». Вслед за писателем это мог бы сказать и художник-баталист Верещагин.

 Немало повидал он на своем веку. Выставки картин Верещагина экспонировались в Москве, Петербурге, во многих городах Америки, Париже, Вене, Лондоне, Берлине, Будапеште и других столицах. Интерес к ней был огромен. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. Даже когда был успех. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. В художественной жизни того времени держался особняком — не состоял в Товариществе передвижных выставок, не был членом Академии художеств. Жил в Москве, Мюнхене, Париже, много путешествовал, устраивал свои выставки, писал статьи и очерки. Наотрез отказывался от всех званий, чинов и наград; единственный орден, который носил,— Георгиевский крест, полученный за храбрость в бою. Он твердо знал, что хочет, и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Лучшая часть русского общества была на его стороне, понимала, поддерживала, встречала его картины как откровение.

 В стихотворении «На первой выставке картин Верещагина» (1874) В. Гаршин писал:

 Не то увидел я, смотря на эту степь, на эти лица:

Я не увидел в них эффектного эскиза,

Увидел смерть, услышал вопль людей,

Измученных убийством, тьмой лишений.

Не люди то, а только тени

Отверженников родины своей.

Ты предала их, мать!

В глухой степи — одни,

Без хлеба, без глотка воды гнилой,

Изранены врагами, все они

Готовы пасть, пожертвовать собой,

Готовы биться до последней капли крови

За родину, лишившую любви,

Пославшую на смерть своих сынов.

Кругом — песчаный ряд холмов,

У их подножья — орда свирепая кольцом

Объяла горсть героев.

Нет пощады! К ним смерть стоит лицом!

И, может быть, они ей рады;

И, может быть, не стоить жить — страдать!

Плачь и молись, отчизна-мать!

Молись! Стенания детей,

Погибших за тебя среди глухих степей,

Вспомянутся чрез много лет,

В день грозных бед!

 Это о картине «Нападают врасплох».

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

 В картинах туркестанской серии, написанных с предельной точностью и скрупулезностью в передаче деталей, предстают сцены скромного, непоказного героизма русских солдат, до конца исполняющих свой воинский долг. Мусульмане, ликующие над изувеченными телами неприятеля («Представляют трофеи», «Торжествуют»)

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Торжествуют

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Представляют трофеи (Фрагмент)

, солдаты, хладнокровно закуривающие над поверженными врагами («Вошли»),

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Вошли

последние мгновения жизни, жестоко и нелепо оборванной бессмысленной смертью («Смертельно раненный»).

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Смертельно раненый

Наконец, убитый солдат, погибший за чужие и непонятные ему интересы, всеми забытый, оставленный в чужих краях. Какой негодующий шум подняли генералы и офицеры Туркестанской армии по поводу «Забытого»!

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Забытый

 Картины Верещагина — это, прежде всего, художественные документы, правдивые и объективные свидетельства очевидца. Большинство его работ создано непосредственно с натуры, по натурным этюдам, по личным впечатлениям. Творческому воображению художник не давал воли, и в этом была его и сила, и слабость. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Свое призвание он видел в том, чтобы стать историком современности, поведать людям правду о войне и тем самым возбудить ненависть к ней.

 Главным событием творческой биографии Верещагина стала его балканская серия — о русско-турецкой войне 1877— 1878 годов. В этих полотнах прозвучал протест художника-гуманиста против зверств турецких башибузуков, бессмысленной гибели русских солдат, обреченных на гибель бездарным командованием. Обезглавленные трупы, циничное глумление турок над павшими врагами, скорбная панихида на поле битвы, покрытом телами солдат... Плевна. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Еще одно мгновение. После атаки. Штурм не удался. Нескончаемым потоком тянутся на полевой перевязочный пункт сотни раненых, окровавленных, изуродованных. Ценой большой крови заплатили солдаты за самоуверенность и небрежность генералов, готовивших взятие крепости. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину.

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

"На Шипке все спокойно "

Мороз, метель на перевале, и часовой, замерзший на посту. Еще один забытый... Этот низший чин даже не попадает в очередное донесение, ведь на Шипке все спокойно. Победа! Генерал Скобелев объезжает русские войска, освободившие болгарский народ от турецких поработителей. Мелькают в воздухе шапки, а на первом плане разбитые орудия, траншеи, еще неубранные трупы. («Шипка — Шейново, Скобелев под Шипкой»).

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Скобелев под Шипкой

Так войну еще никто не писал. Правда жизни и правда искусства, откровенная тенденциозность художника-демократа и солдата, безусловная достоверность свидетельства очевидца и образное обобщение многоопытного мастера соединились в художественной целостности серии, ставшей выдающимся явлением русской батальной живописи."

http://veresh.ru/ostrov.php

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Растерзанный солдат

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Великая армия. Ночной привал (Из серии "1812 год")

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Триумфаторы. Москва 1812 год.

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

В госпитале (Балканская серия)

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

В плену

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Высматривают

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Два ястреба (Башибузуки)

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Первязочный пункт под Плевной

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Побежденные. Панихида.

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Индия. Приведение смертного приговора британскими войсками

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Допрос перебежчика

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

В Бухаре

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Переплывают реку

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Продажа ребенка-невольника

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Сарбаз. Туркестанский воин.

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Портрет афганца

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Пикет на Балканах

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Офицер

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Портрет бачи

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Портрет горца

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

В Иерусалиме. Царская гробница.

Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну

Распятие

 

art.mirtesen.ru

Художник Василий Верещагин: биография, творчество, фото

Верещагина часто называют художником-баталистом. Но был ли он таковым в том смысле, который вкладывается в эти слова?. Баталист, живописуя войну, показывает красивые эффектные картины сражений, яркие образы ее героев-победителей, жалких побежденных. Все это отсутствует в картинах великого живописца. Василий Верещагин своими специфическими средствами боролся за мир, показывая повседневные негероические ужасы войны.

Психология войны

Мы живем в цивилизации войны. Война является реальностью исторического пути и исторического сознания человечества от самого зарождения человеческой цивилизации. Мира в действительности на Земле никогда не было. Он представляется утопией, мечтой, а война - реальностью и повседневностью на планете Земля. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны.василий верещагин Войну люди представляют в реалиях – идеология, техника, герои, антигерои, жертвы, подсчеты, движения армий. Мы много знаем о войнах. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Наряду с захватом материальных ценностей есть еще и другое, потребность к убедительному лидерству, к тому, чтобы быть выше, сильнее того, кто рядом и даже того, кто дальше, властно утвердить себя над другими.верещагин василий васильевич Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление.

Эпизоды из жизни художника

В Череповце в семье предводителя дворянства Верещагина рождается третий ребенок, который в крещении получает имя Василий. Будущее ему уже уготовано – он станет военным. Василий Верещагин, несмотря на нежелание становиться кадровым военным, с отличием заканчивает морской кадетский корпус, но быстро выходит в отставку и начинает учиться живописи в Петербурге, а затем в Париже.

Война как таковая, по-видимому, уже с юности его интересовала. В 1865 году он на Кавказе пишет с натуры, и появятся первые необычные работы кавказского цикла. Надо сразу сказать, что Василий Верещагин никогда не останавливался, написав одну картину, он описывает явление в целом, рядом картин, из которых складывается неделимый цикл.

Туркестанский цикл

1868 год он проводит в Средней Азии, участвует в боях, выдерживает вместе с солдатами и офицерами осаду Самарканда, за боевые заслуги получает орден Св. Георгия 4–го класса, делает зарисовки. В 1871 в Мюнхене пишет цикл из тринадцати картин, а также этюды и зарисовки, которые выставляет сначала в Лондоне, а затем в Петербурге. В них изумляло все – и сюжеты, и новый живописный язык.верещагин василий васильевич фото Успех был неимоверным. Но правительство отказалось приобретать этот цикл, который должен был быть общественным достоянием, а не принадлежать одному частному лицу. Купил ее П. Третьяков, который сделал специальную пристройку к своей галерее и представил картины всем желающим. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Все было новым, ярким и технически, и сюжетно. Художник для зрителя совершил открытие неведомого.

Индия

В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Верещагин Василий Васильевич глубоко заинтересуется Индией, и он посетит ее повторно в 1882-1883 г. Он живет и в крупных городах – в Бомбее, Агре, Дели. Несколько месяцев займет поездка в Восточные Гималаи, а потом длительное и сложное путешествие в Кашмир и Ладак. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Его даже бросают проводники, но вопреки всему, страшным головным болям, морозу, он, как одержимый, пишет открывающиеся перед ним величественные, девственные, никем не виданные картины. Белейшие горные пики, ультрамариновое небо, снег, отливающий розовым, вызывают желание повторить тяжкое восхождение. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов.верещагин василий васильевич картины Это и неудивительно, поскольку культура Индии разительным образом отличается от привычного Западного мира. Эти храмы, их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. И художник Василий Верещагин хочет показать древнюю, насчитывающую шесть тысяч лет культуру всему миру.

Балканская серия

Когда началась русско-турецкая война, художник немедленно отправляется в действующую армию в 1877 году. Он участвует в сражениях и получает тяжелое ранение – шальная пуля попала в бедро, а неправильное лечение привело к гангрене. Но она была вовремя остановлена. Шипка, Плевна – везде побывал Верещагин Василий Васильевич и отовсюду привез зарисовки и предметы, которые могли дополнить его впечатления. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Сюда вошли и трагический третий штурм Плевны, и страшные бои под Телишем, и победа под Шипкой.художник василий верещагин Этот цикл картин всегда будет напоминать об ошибках командования и о том, какой дорогой ценой досталось русским освобождение болгар от турецкого ига. Эту серию он впервые выставил совместно с индийской в Лондоне и Париже, а затем она демонстрировалась на протяжении десяти лет в городах Европы и Америки. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве.

Палестина и Сирия

После этой работы в 1884 году он побывает в Сирии и Палестине, где будут написаны произведения на темы Евангелия.василий верещагин биография Но, как всегда, художник подойдет к работе нестандартно, без истового религиозного чувства. Освободив работы от сверхъестественного, он вызовет скандал. В России показ этой серии был запрещен.

Варвары

Эти картины входили в состав Туркестанской серии, но художник захотел выделить их отдельно, где во главу поставил психологию солдата и свел на нет значение полководца.

Отечественная война 1812 года

Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. В них есть и Бородинское сражение, и пожар в Москве, и неудачные мирные переговоры, и гибель французской армии в снегах. А три картины посвящены партизанской войне. Поскольку он все это не наблюдал в натуре, то работа по воображению дается ему с трудом, чего не скажешь, глядя на его полотна. Необыкновенно хорош портрет Наполеона, на взгляд русского человека, конечно, полностью развенчивающий образ героя и великого человека.вся живопись василия верещагина Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Никто не выразил желания ее приобрести. И только в 1902 году правительство под давлением общественности ее купило и разместило в Русском музее. Все свои визуальные взгляды по Отечественной войне 1812 мы сформировали благодаря гениальным работам Василия Верещагина.

Русский Север

Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Живописец работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Василий Верещагин выезжает на русский север. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Оно производит на него глубокое впечатление. Он строит себе Москве дом, имеющий вид русской избы. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины.

Японская серия

Поездка в Японию приходится на канун русско-японской войны. Но пока художник об этом еще не знает. Необычные формы, новые церемонии, другая еда и способ ее приема не могут не ошеломить Верещагина, тем более что там так высоко развиты культура гравюры, художественных лаков, работ по металлу и кости. Лаконизм, присущий японскому искусству, просто не может не увлечь художника. Но он взглядом космополита отражает в своих работах самое характерное и яркое – храмы, японских женщин в кимоно, нищих, священника.

Верещагин не случайно объехал весь мир. Он воспринимал все народы как единое сообщество, каждый из которых внес свой вклад в развитие цивилизации и культуры. Пренебрежение человека Запада, несшего колониальные войны и порабощение «низших» рас и народов, их жестокая эксплуатация не могли не волновать художника-пацифиста. Ex oriente lux должна нести Россия, передавая развивающимся цивилизациям свой опыт и развиваясь при этом сама, никого при этом не порабощая. Об этом говорит вся живопись Василия Верещагина.

В начале русско-японской войны художник поехал на Тихий Океан. Он погиб на броненосце вместе с адмиралом Макаровым при взрыве мины. Таков был художник Василий Верещагин. Биография его необыкновенна, а мысли созвучны нашему времени.

fb.ru

Василий Верещагин: Картины и рисунки Верещагина

12345

 

Нажмите чтобы увеличитьКняжна Мэри на прогулке. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Нач. 1860-х годов, грав. //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьАрмянин из Моздока. 1863, рис. //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПрапорщик Гассан-Бек Джагранов. 1863-1864 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПредставление начальству (Русский офицер и кавказцы). 1863-1864 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьЛезгин Шаджи Муртуз Ага из Дагестана. 1864 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьЛезгинка. 1864-1867 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьОстатки замка царицы Тамары в ущелье Дарьяла. Гравюра по рисунку Верещагина. 1864-1867 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьСтаруха-агаларка в национальном головном уборе. 1865 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМолоканский пресвитер (Петр Алексеевич Семенов). 1865 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьДухоборы на молитве. 1865 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьСтрижка овец. 1865, рис. //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМолоканка в красном сарафане. 1865 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМолодой молоканин. 1865 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьСтарик молоканин. 1865 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьРелигиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше. 1865 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьБурлаки. Эскиз неосуществленной картины //Василий Васильевич Верещагин. – М., 1974. – (Русские художники)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьБурлак с шапкою в руке. Этюд. 1866 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьБурлак, держащийся руками за лямку. Этюд. 1866 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьБурлак с низко наклоненной головой. Этюд. 1866 //Василий Васильевич Верещагин. – М., 1974. – (Русские художники)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьБурлак в фуражке. Этюд к картине. 1866 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПортрет бачи //Верещагины: «России славу умножая…». – СПб., 2008

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьСтаршина деревни Ходжагент //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПостоялый двор близ города Ташкента. 1867 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьГолова казаха в войлочной шляпе. 1867 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьСтарая крепость по дороге из Чимкента в Ташкент. 1867 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьУзбек в чалме. 1867 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьИндиец-мусульманин в чалме. 1867 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПортрет мужчины в белой чалме. 1867 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКазахские кибитки. 1867, рис. //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМальчик-узбек. 1867-1868 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьАфганец. 1867-1868 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКазах в национальном головном уборе. 1867-1868 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКазах в меховой шапке. 1867-1868 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьЛюлли (цыган). 1867-1868 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКазашка. 1867-1868 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМальчик-персианин, раб. 1867-1868 //Василий Васильевич Верещагин. 1842-1904. – М., 1955

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКиргизская девушка. 1888 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПосле неудачи. Побежденные. 1868 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьУлица в деревне Ходжагент.1868. Рис. //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьОпиумоеды. 1868 //Василий Васильевич Верещагин: Альбом репродукций. – М., 1954

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьВо дворе дома Верещагина в деревне Ходжагенте. 1868 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьВход в зиндан в Самарканде. 1868 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМулла. 1868 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьЛестница в Шах-и-Зинда с виднеющимися куполами мавзолеев Амир-заде и Ширин-Бек-Ака в Самарканде. 1868 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьБача и его поклонники. 1868 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКашгарец из Яркенда. Этюд. 1868 //Василий Васильевич Верещагин. – М., 1974. – (Русские художники)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКалмыцкий лама. 1869 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьРазвалины театра в Чугучаке. 1869-1870 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьАраб на верблюде. 1869-1870 //Veresh.ru

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКалмыцкая молельня. 1869-1870 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМедресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде. 1869-1870 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПерекочевка киргизов. 1869-1870 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьВ горах Алатау. 1869-1870 //Василий Васильевич Верещагин: Альбом репродукций. – М., 1954

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКочевая дорога в горах Алатау. 1869-1870 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

Нажмите чтобы увеличитьВерблюд во дворе караван-сарая. 1869-1870 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьРазвалины китайской кумирни. 1869-1870 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

Нажмите чтобы увеличитьНищие в Самарканде. 1869-1870 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМавзолей Гур-Эмир. 1869-1870 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

Нажмите чтобы увеличитьСадовая калитка в Чугучаке. 1869-1870 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМальчик солон. 1869-1870 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьАфганец. 1869-1870 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьВнутренность юрты богатого киргиза. 1869-1870 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКитаянка. 1869-1870. Рис. //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКитайский домик. 1869-1870 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКитайский чиновник племени сибо. 1869-1870 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКокандский солдат-узбек. 1869-1870, рис. //Лебедев А., Солодовников А. В.В.Верещагин. – М., 1988

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьНаряд киргизки невесты с головным убором, закрывающим лицо. 1869-1870, рис. //Лебедев А., Солодовников А. В.В.Верещагин. – М., 1988

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьВорота в Чугучаке. 1869-1870, рис. //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьОзеро Иссык-Куль вечером. 1869-1870 //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьДети племени солонов. 1869-1870 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКиргизские кибитки на реке Чу. 1869-1870 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьРазвалины в Чугучаке //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьУлица среднеазиатского города, конец 1860-х годов //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьОзеро в горах, конец 1860-х годов //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьВ Чугучаке, конец 1860-х годов //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьГлавная улица в Самарканде с высоты цитадели, ранним утром. 1869-1870 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКиргиз. 1870 //Veresh.ru

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьДервиши в праздничных нарядах. Ташкент. 1870 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПолитики в опиумной лавочке. 1870 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьХор дервишей, просящих милостыню. Ташкент. 1870 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

12345

www.booksite.ru

картины, биография. Живопись батального жанра

Апофеоз войны. Василий Верещагин

Апофеоз войны. 1871

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) – выдающийся русский художник-баталист, ещё при жизни получивший мировую известность.

Василий Верещагин был автором циклов картин, правдиво и с глубоким драматизмом отображавших войны, которые вела Россия, запечатлел жестокие будни войны, тяжесть и героику ратного дела. Василий Верещагин создал картины батального цикла на темы Отечественной войны 1812, Туркестанской кампании и войны на Балканах. В сотнях жанровых, пейзажных картин Верещагин отразил свои впечатления о путешествиях по странам Востока. Много путешествуя, художник освоил жанр документально-этнографической живописи.

 

Биография Василия Верещагина и особенности творчества

Василий Верещагин — один из тex, сравнительно немногих русских художников второй половины 19 века, которые еще при жизни добились мировой известности. Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Аме­рике. Только за последние десять лет жизни у него было более тридцати персональных выставок, из них половина за гра­ницей. Нередко его выставки запрещали, часто они сопровож­дались скандалами, в прессе Верещагина то ругали, то назы­вали гением. И русская провинция, и европейские столицы равно интересовались его творчеством.

Верещагин внимательнее других русских художников отно­сился к экспонированию своих картин, внеся в эту область много нового: на его выставках рядом с картинами могли быть показаны экзотические предметы быта и оружие, коллекции минералов и чучела животных, звучала музыка — рояль, ор­ган, фисгармония. Действительно, подлинной средой бытова­ния его картин были, пожалуй, именно выставки, хотя, ко­нечно, они попадали позднее в музейные собрания. Но не кол­лекция любителя художеств, не стены богатого салона, как то могло быть в 18 — начале 19 века, были их истинным при­станищем, а публичное обозрение, встреча с большим коли­чеством зрителей, активное воздействие на умы и сердца «масс». Важнейшая черта живописи 19 века — стремление к актуальности сюжета, к публицистической заостренности по­зиции художника — проявилась у Верещагина чуть ли не з крайней своей форме. Злободневность сюжета была для него одним из главных критериев творчества. Свою задачу худож­ник видел в демонстрации различных негативных явлений в жизни человечества, мешающих прогрессу: ужасов войны, несправедливостей, отживших нравов. Художественная полноценность картины необходима, таким образом, для пол­ноценности свидетельства, заключенного в ней, но само твор­чество подчиняется необходимости, выходящей уже за рамки собственно искусства. Стремление превзойти чисто художест­венные задачи — также существенная черта русского искус­ства этого времени. И в этом, как и в просветительском пафосе своего творчества, Верещагин — характернейшая фигура русской живописи второй половины 19 века.

Однако Верещагин остался в русском искусстве фигурой, стоящей особняком — прежде всего из-за того, что он так и не примкнул к передвижникам. Свой отказ он неоднократно мо­тивировал тем, что картины его должны «что-либо сказать», другие же полотна только отвлекут от них внимание, «...я вы­работал свою технику, имею сказать много интересного и при­учил общество к тому, что в картинах моих нет лжи и фаль­ши; смотреть меня всегда пойдут — зачем же мне компа­ния?» — не без гордости писал он В. В.Стасову.

Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна. Он родился в небогатой помещичьей семье, окон­чил, по настоянию родителей, петербургский Морской кадет­ский корпус. Не испытывая желания стать офицером, Вере­щагин, будучи с детства человеком чрезвычайно целеустрем­ленным и самолюбивым, оканчивает корпус первым учени­ком, несмотря на го что с это время уже серьезно занимается рисованием. Подав в отставку, он в течение трех лет учится з Академии художеств, но затем бросает ее, отмечая этот факт сожжением одобренного начальством картона на тему из ан­тичной мифологии. В дальнейшем Верещагин еше не раз будет сжигать свои произведения — это станет для него одной нз форм протеста., отстаивания своего права на самостоятель­ность. Бросив Академию. Художник отправляется на Кавказ. где заполняет акварелями и рисунками три толстых альбома, затем в Париж. Там он три года занимается в академии Жерома. К концу шестидесятых годов он ужа вполне сформиро­вавшийся художник.

Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, судьба его почти авантюрна. «Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны. — нельзя, глядя на сраже­ние в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все про­чувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, по­бедах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны... Нужно не бояться жертвовать своею кровью, своим мясом, иначе картины будут «не то», — писал художник. Впервые в военных действиях он участвовал в 1867 — 70 годах, когда в качестве вольноопределяющегося был прикомандирован к русской армии, стоящей на русско-китайской границе в Тур кестане. Участвуя в боях, Верещагин проявлял необычайную смелость и решительность, «на всех вылазках был впереди», как сообщают, современники, часто бывал на волосок от смер­ти. Известен эпизод, когда он в одиночку, с саблей и револь­вером в руках, отбился от целого отряда степняков, что впо­следствии нашло отражение в картинах «Нападают врасплох» и «Окружили — преследуют». Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь.

По туркестанским впечатлениям, уже позднее, в годы пре­бывания в Мюнхене, Верещагин создал серию картин. Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности. Для Верещагина характерна работа се­риями, каждая из которых представлялась ему в виде некоей «эпической поэмы». Картины часто создавались им как пар­ные — «После удачи (Победители)» и «После неудачи (По­бежденные)», «У крепостной стены. Пусть войдут» и «У кре­постной стены. Вошли». Все это меняло традиционные пред­ставления о картине, как и то, что полотна Верещагина часто сопровождались надписями на раме, разъясняющими и ком­ментирующими содержание картины. Так, центральная вещь туркестанской серии — «Апофеоз войны» (1871) — наделе­на текстом: «Посвящается всем великим завоевателям, про­шедшим, настоящим и будущим». Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться «Апофеоз Тамерлана») и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще.

Борьба средствами искусства с «ужасным призраком вой­ны» мыслилась Верещагиным как главная задача творчества. Им была совершена подлинная революция в издавна сущест­вовавшем батальном жанре живописи. Прежде это были тор­жественные сцены побед, триумфы полководцев, апофеозы героев; эпоха наполеоновских войн еще больше усилила в ис­кусстве мифологизацию геройского подвига, известную ро­мантизацию войны. Но во второй половине 19 века и сами вой­ны, и взгляд на них изменились — и одним из первых зафик­сировал это изменение Верещагин. Не событие триумфа, ото­двигаемое часто на второй план, интересует его, но трагиче­ская цена победы, грязные и бессмысленные подробности вой­ны, варварские зверства, преступное безразличие начальст­ва, становящееся причиной гибели сотен людей. Верещагин разоблачает миф о войне вообще — но и вполне конкретную ложь о тех или иных военных кампаниях, которые он наблю­дал своими глазами. Отсюда многочисленные запреты на его картины. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведе­ния — «Забытый» (1871), «Панихида по убитым» (1877 — 79), «На Шипке все спокойно!» (1878—79) и другие.

Верещагин, по его словам, стремился писать не «празднич­ные» картины войны, но войну «как она есть». Отсюда, при всей запрограммированности его картин на экспрессивную, гневную реакцию зрителя, подчеркнутая бесстрастность его «речи», ставившая иногда в тупик даже его восторженных почитателей, одним из которых был Стасов. Его удивило жела­ние Верещагина ввести в серию картин, посвященную «исто­рии заграбастания Индии англичанами», полотно с изобра­жением принца Уэльского, которого Стасов считал сугубо от­рицательной фигурой; однако для документалиста Вереща­гина это было совершенно необходимо. «Тенденция» в его твор­честве должна была сочетаться с объективностью художест­венного языка, с максимальной точностью и документаль­ностью. Отсюда тяга Верещагина к фотографически передан­ным подробностям, к достоверности «вида», что заметно также и в его пейзажных работах («Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874—76). Внимание к иллюзии, свойственное Верещагину, заставляло его больше заботиться о «выполнении» картины, чем это было свойственно рядовым передвижникам того вре­мени, отсюда высокая техническая грамотность его живописи и исключительно хорошая ее сохранность.

В последние годы жизни художник совершил путешествия на Филиппины, на Кубу; но последней увиденной им страной стала Япония. 31 марта 1904 года он погиб при взрыве броне­носца «Петропавловск», натолкнувшегося на японскую мину у Порт-Артура, погиб вместе с семьюстами матросами и офи­церами и в их числе — адмиралом С.О.Макаровым. Худож­ник разделил судьбу своих героев.

Статья  Е.Деготь ­ из книги "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1992 г.

Галерея картин Верещагина

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

биография, творчество и фото :: SYL.ru

Василий Верещагин - известный отечественный художник. Больше всего он прославился в жанре батальной живописи. Был также литератором.

Биография художника

Василий Верещагин родился в Вологодской области в 1842 году. Он появился на свет в небольшом городе Череповце. Его отец был предводителем местного дворянства. Семья считалась достаточно большой. У Верещагина были три брата. Глава семейства всех их распределил в военное училище.

василий верещагин

В результате двое стали профессиональными военными, а старший Николай - общественным деятелем.

9-летний Василий Верещагин поступил в морской кадетский корпус. Однако служба в армии его никогда не интересовала, он мечтал о творческой карьере. Как только закончил кадетский корпус, то отправился в академию художеств в Санкт-Петербурге. Там он учился с 1860 по 1863 годы. После побывал на Кавказе, в Париже, повсюду повышая свое мастерство живописца.

В 1865 году Верещагин Василий Васильевич возвращается из Франции на Кавказ и начинает писать с натуры. Но официально свое обучение он завершает только в 1866 году, пройдя параллельно курсы в Петербурге и еще раз во Франции.

Художник в Туркестане

Первым его новым официальным местом работы становится должность художника при туркестанском генерал-губернаторе. На тот момент эту должность занимает известный военный генерал Кауфмаг. Поэтому Василий Верещагин с радостью принимает это приглашение.

Верещагин Василий Васильевич

Он начинает жить в Самарканде. В 1868 году впервые в своей жизни выдерживает боевое крещение, когда вместе с небольшой группой русских солдат выдерживает осаду города против ополчившихся местных жителей. Верещагин Василий Васильевич проявляет себя при обороне крепости настолько, что командование присуждает ему орден святого Георгия 4-й степени. Эту награду он с гордостью носит, даже несмотря на то что сам всю жизнь отрицал любые награды.

В 1869 году, когда бои утихают, Верещагин организует в Самарканде одну из первых в истории города художественных выставок. На вернисаже он демонстрирует собственные работы, которые создал за то время, пока был в Ташкенте, Бухаре, Туркестане и необъятных казахских степях.

Путешествие по Семиречью

василий верещагин картины

После работы в Туркестане художник отправляется в путешествие по Семиречью. Это сейчас район в Центральной Азии, в основном приходящийся на территорию Казахстана. Также художник Василий Верещагин посещает Западный Китай.

Из этого путешествия он привозит много интересных работ. Например, "Богатый киргизский охотник с соколом", виды на реки и горы, которые встречаются ему на пути.

При этом на западе Китая очень неспокойно. В этих местах обосновались китайские мусульмане, которые подняли восстание в одной отдельно взятой провинции, в которой удерживают оборону уже 7 лет.

Со временем искра мятежного восстания перекидывается на соседние провинции. На городских улицах начинают встречаться трупы, а также груды человеческих костей. По мнению биографов и исследователей творчества художника, именно эти события послужили поводом для написания картины "Апофеоз войны".

"Апофеоз войны"

художник василий верещагин

Эта картина - самое известное произведение, которое создал художник Василий Верещагин. Картины мастера и сегодня украшают стены многих художественных галерей и вернисажей. Но наверняка каждый знает только одну его работу - "Апофеоз войны".

Это полотно было написано маслом в 1871 году. На тот момент, когда он закончил работу, ему было 29 лет. Первоначально у картины было несколько другое название. Например, рассматривался вариант "Торжество Тамерлана". В итоге художник от него отказался, а один из отечественных банков в рекламе начала 90-х активно использовал образ грозного военноначальника, который прощается с каждым камнем, брошенным его солдатами перед тем, как отправиться в бой.

При этом картина не носит конкретного исторического контекста. Тамерлану посвящена старинная легенда. Якобы к нему обратились две женщины. Они жаловались на распутство и пьянство своих супругов. Тамерлан приказал каждому из 200 000 воинов отрубить голову нечестивцу и принести ему. В результате появились семь пирамид из голов. Согласитесь, чем-то напоминает знаменитую картину Верещагина.

Участие в военных операциях

Верещагин Василий Васильевич картины

Свои впечатления от участия в боевых действиях Верещагин неоднократно переносил на полотна, многие из которых стали знаменитыми. Первоначально, они были связаны с завоеванием Туркестана, а также путешествия туда в 1869 году. После этих поездок появились картины "Напали врасплох", "Пусть войдут", "Вошли", "Преследуют". Все они вошли в "Туркестанскую серию".

Работа над восточными сюжетами

В начале 70-х годов XIX века Верещагин Василий Васильевич, картины которого хорошо известны поклонникам, переезжает в Мюнхен и начинает работать над восточными сюжетами.

В 1873 году он провел персональную выставку в Лондоне. Она состоялась в Хрустальном дворце. Через полгода работы были выставлены в Петербурге. Эти работы вызвали резкое неудовольствие в отечественных патриотичных кругах. Верещагина заподозрили в сочувствии к врагу и антипатриотических чувствах. Недовольным остался лично император Александр II.

Василий Верещагин биография

Несмотря на это академия художеств присвоила мастеру звание профессора. Верещагин от него отказался. Непонятый на родине, он уезжает в Тибет, где проводит два года. Только после этого мастер возвращается в Париж.

В 1877 году художник узнает о начале русско-турецкой войны. Сразу поступает в расположение действующей армии. Его включают в число адъютантов главнокомандующего на Дунайском направлении. Верещагин лично принимает участие в некоторых сражениях.

Ранение

В 1877 году Василий Верещагин, биография которого тесно связана с войной и искусством, получает тяжелое ранение. Художник попадает в качестве наблюдателя на миноносец "Шутка", который занимается установкой мин на Дунае.

Миноносец ввязывается в бой с турецким пароходом. В ходе обстрела шальная пуля попадает Верещагину в бедро. Ранение оказывается весьма серьезным. К тому же поначалу художника начали неправильно лечить. Из-за этого у него началось воспаление, развилась гангрена. Рану пришлось срочно вскрывать. Только после этого он пошел на поправку.

В 1882 году Василий Верещагин, картины которого участвовали в большинстве российский выставок, снова отправляется в путешествие в Индию. Проезжает Палестину и Сирию, там он создает множество евангельских сюжетов. Свои картины он создает по мотивам многочисленных поездок. В последующие годы бывает на Северной Двине, Белом море, ездит в соловецкие монастыри, где много лет обитают старцы.

В 1901 году отправляется вместе с семьей в далекие путешествия Василий Верещагин. Картины он привозит с Филиппинских островов, Кубы, Америки и даже Японии.

С началом русско-японской войны Верещагин снова отправляется на фронт. Эта война для него оказывается роковой. В апреле 1904 года вместе с адмиралом Сергеем Макаровым художник-баталист участвует во внешнем патрулировании Порт-Артура на броненосце "Петропавловск". Корабль взрывается на мине, большая часть экипажа, в том числе и Верещагин, трагически погибают.

художник василий верещагин картины

Личная жизнь

Верещагин был дважды женат. Впервые он связал себя узами брака в 1871 году. Его супругой стала Элизабет Мария Фишер, которая в России получила имя Елизавета Кондратьевна Верещагина. У них родилась дочь Клавдия.

Во второй раз Верещагин женился на Лидии Васильевне Андреевской, которая была на 23 года его младше. У них родились четверо детей. Три дочери и сын Василий.

Интересные факты

Примечательно, что про свою самую известную картину "Апофеоз войны" Верещагин отзывался, что, по сути, она является натюрмортом. Описывая жанр своей картины, художник отмечал, что, если не считать ворон, то все остальное на картине неживое. Так что в дословном переводе с французского обозначение "мертвая природа" как нельзя лучше подходит для этого необычного полотна.

Несмотря на то что главным призванием Верещагина было писать батальные картины, как-то он воскликнул, что больше ни одного такого полотна не напишет. По его словам, он слишком близко принимает к сердцу все происходящее вокруг. По собственному признанию Верещагина, он буквально выплакивает горе каждого убитого и раненого солдата и офицера. Художник очень тяжело переживал, работая над каждым из полотен.

Отправившись в путешествие в Индию, он установил своеобразный рекорд. Его картина "Въезд принца Уэльского в Джайпур", которая была закончена в 1876 году, оказалась самым большим художественным полотном, написанным маслом, которое хранится в Индии. В данный момент оно находится в городе Калькутте.

Еще один интересный факт: художник Верещагин изображен на почтовой марке Болгарии, выпущенной в 1978 году.

www.syl.ru


Смотрите также