Версаль (Versailles) и его Интерьер. Версаль картины


Версаль

Франция -> Париж -> В округе

22 км от Парижа, 35 минут на машине.Адрес: Versailles, France (Карта)

Время работы:

Закрыто 1 января, 1 мая и 25 декабря (парки и сады открыты).

Апрель — октябрь:дворец 9:00 — 18:30, последний вход 18:00, кассы закрываются в 17:50. Закрыто по понедельникам.Дворец Трианон и имение Марии Антуанетты — 12:00 — 20:30, закрыто по понедельникам.Сад — ежедневно 8:00 — 20:30.Парк — ежедневно 7 — 19 для транспорта и 7 — 20:30 для пешеходов.

Ноябрь — мартдворец 9:00 — 17:30, последний вход 17:00, кассы закрываются в 16:50. Закрыто по понедельникам.Дворец Трианон и имение Марии Антуанетты — 12:00 — 17:30, закрыто по понедельникам.Сад и парк — ежедневно, кроме понедельников,  8:00 — 18:00.

Вход во дворец: 15€ для взрослых (включая аудио-гид), льготный — 13 €, до 18 лет бесплатно.«Скрытый Версаль» — c гидом, частные аппартамента — 16 €.Дворец Трианон и имение Марии Антуантетты — 10 € (льготный — 6 €).Полный Версаль: 18 € (25 € в дни музыкальный концертов).Комбинированный билет Forfaits Loisirs (весь Версаль + билеты из Парижа и в Париж) — 21,75 € в рабочие дни, 26 € в выходные дни. Купить можно в ж/д кассах SNCF. (лучший вариант).Летом после 15:00 вход на территорию дворца (парк) бесплатно.Первое восресенье каждого месяца с ноября по март — бесплатный тур по аппартаментам, коронационной комнате, дворцу Трианоно и имению Марии Антуантерры.

Проезд:RER С: остановка Versailles-Rive Gauche (билет зона 1 — 4, обычный билет по Парижу Т+ не действителен).Ж/д станция: Versailles-Chantiers (поезда от вокзала Gare Montparnase) или Versailles-Rive Droite (поезда от вокзала Gare St-Lazare). Время в пути — около 20 минут. Далее пешком до Версаля по указателям — минут 15.Билет: 2.80 € в одну сторону.

Карты:

Карта ВерсаляКарта имения Марии АнтуанеттыКарта аппартаментов

Сайт

Великолепный дворец Версаль является свидетельством экстравагантности Короля-Солнце. Дворец и его прекрасный формальный сад стали основной моделью для дворцов по всей Европе.

Краткая история

Версаль находится примерно в 20 километрах от Парижа. Первое упоминание о городе и имении было в 1038 году, когда название появилось в уставе аббатстве Сен-Пере-де-Шартре. По состоянию на конец 11-го века, Версаль был провинциальной деревней,  охватывающей замок и церковь Сен-Жюльен, которая оставалась процветающей вплоть до начала 13 века. После Столетней войны, однако, там проживала только горстка людей.

Королевское присутствие

В 16 веке, семья Гонди стали правителями Версаля, и город стал пользоваться популярностью, когда будущий король Людовик XIII посетил эти места и был очарован их красотой. В 1622 году он купил землю в этом районе и приступил к строительству небольшого домика из камня и кирпича.Статуя Людовика XIVДесять лет спустя он стал хозяином Версаля и начал расширение своего домика. Вскоре он приобрел больше земли, а также имущество Гонди  Людовик XIII умер в 1643 году.

Король-Солнце

В 1662 году царь новый — Людовик XIV — оказался сильно заинтересован в Версале. Людовик XIV, также известный как Король-Солнце, не доверял парижанам и хотел перенести свою королевскую резиденцию прочь из Лувра, который был постоянно в центре политической возни. Король-Солнце был в значительной степени ответственен за расширение Версаля, в результате которого было построено здание, стоящее до сих пор. Он нанял архитектора Луи Ле Вау (Louis Le Vau) и художника Шарля Лебрена для выполнения работ по постройке этого шедевра барокко, который стал типичным образцом для всех дворцов в Европе. Известный садовник Андре Ле Нотр был ответственным за непревзойденный сад Версаля.

Королевская часовня

После смерти архитектора Ле Вау, заказали Жюлю Ардуэн-Мансару утроить размер дворца. Под его бдительным оком были построены северное и южное крылья, Orangerie, Большой Трианон (замок) и королевская часовня. Позже была добавлены опера и Малый Трианон (небольшой замок), который был построен в период 1761 — 1764 для Людовика XV и мадам де Помпадур.

Французская революция

Во время французской революции, невероятная коллекция картин, антиквариата и других произведений искусства, которые были накоплены в Версале, были переданы в Лувр, а другие важные предметы были отправлены в Национальную библиотеку и консерваторию искусств и ремесел. Большая часть мебели, как считают историки, была распродана на аукционе.

 

Королевский дворец

После революции, Наполеон проводил лето в Версале, пока он не отрекся от престола. Позднее здесь жил Луи-Филипп, который в 1830 году превратил замок в гранд-музей, посвященный «Славе Франции». Часовня, Опера, и Зеркальный зал были сохранены, но многие небольшие комнаты были разрушены, чтобы освободить место для просторных выставочных залов. Однако в 1960-х годах куратор Пьер Верле сумел получить часть мебели назад и восстановить ряд королевских апартаментов.

Сегодня, посетители могут посетить Версаль, посмотреть большую часть интерьера этого великолепного дворца, а также всемирно известный сад.

 

Версаль-музей

Интерьер

Известные номера включают в себя:

Зеркальный залНекоторые называют Зеркальный зал наиболее заметным вкладом Людовика XIV в Версале. Главной особенностью зала является семнадцать зеркальных арок, которые отражают семнадцать аркадных окна, которые выходят на не менее великолепный сад Версаля. Каждая арка содержит двадцать одно зеркало, суммарно в комнате находится 357 зеркал. Этот великолепный зал имеет длину 73 метров, ширину 10,5 метра и  высоту 12,3 метров. Статуи и бюсты выставлены вдоль стен. Зеркальный зал всегда играл важную роль в истории, в том числе и в 1919 году, когда первая мировая война официально закончилась, Германия подписала Версальский мирный договор именно в этом зале.

Королевская часовняВ настоящее время часовня является уже пятой по счету во дворце. Строительство началось в 1689 году и была завершено около 1710 года. Здесь находится «трибуна» на том же уровне, что и королевские апартаменты, с видом на неф, где восседали короли во время участия в мессе. Архитектура представляет собой сочетание готики и барокко. Множество деталей часовни напоминают кафедральный соборы средневековья, в том числе горгулья и остроконечнпя крыша, цветная мраморная плитка на полй, колонны и резные столбы.

Grand ApartmentПервоначально известные как апартаменты планет (каждый из 7-салонов этих апартаментов имеет картины планет), это были апартаменты короля Людовика XIV. Хотя завораживают все апартаменты, наиболее примечательными являются потолки, расписанные художником короля Шарлем Лебренои и его командой художников.

Королевская ОпераЗрительный зал Оперы отделан исключительно деревом, что делает его одним из наиболее акустически «живым» театром в мире. Хотя он был придворным театром и не был предназначен для огромной публику, он вмещает более 700 человек. Золото, розовый и зеленый цвета доминируют в декоре Оперы, строительство которой окончательно завершилось только в 1770 года. Впервые она использовалась для свадебного бала будущего короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты и может похвастаться уникальной механической системой, что повышает пол до уровня сцены. Сегодня Опера по-прежнему используется для проведения концертов и оперных представлений.

Сад

Геометрия садаРаскинувшись на 100 га сад Версаля является крупнейшим дворцовым садом Европы. Он была создан в 17-м веке ландшафтным садовником Андре Ленотра, который спроектировал то, что можно считать квинтэссенцией французского формального сада. В саду разбит в виде геометрического узора, создаваемого дорожками, кустарниками, клумбами и деревьями. Ленотра также осушил болотистую, наклонную местность и создал серию бассейнов и большой канал, известный как Grand Canal.Фонтан ЛатонаНесколько фонтанов украшают бассейны. Наиболее известными являются Фонтан Латона — со статуей богини Латоны — и фонтан Аполлона — названный в честь бога солнца и изображающий короля-солнца, едущего на колесницах. Есть несколько других фонтанов в саду, таких как фонтан Нептуна. Фонтаны были установлены, чтобы развлечь множество гостей, приглашенных на щедрые организованные балы короля Людовика XIV.

Еще одним заметным украшением в саду является Колоннада — круговой ряд мраморных колонн, спроектированных Жюлем Ардуэн-Мансаром.

Малый ТрианонВ Версале есть также несколько меньших дворцов, расположенных в саду: Большой Трианон и Малый Трианон. Около 10.000 человек работали в Версальском дворце, так что на уединенность можно было не рассчитывать. Поэтому король Людовик XIV приказал построить Большой Трианон, дворец почти такой же роскошный, как главный дворец, где король мог избежать формальностей двора и устроить свидание с любовницей. Его преемник, король Людовик XV позже построил еще меньшей дворец — Petit Trianon — по той же причине.

 

 

 

 

selfguide.ru

Версаль (Фото) – Маленькая Венеция Парижа

Версаль – дворцово-парковый комплекс эпохи “Короля-Солнца” разместившийся в пригороде Парижа. Изначально он был задуман как место охотничьих утех Людовика XIII, однако впоследствии его сын – Людовик XIV загорелся идеей превратить Версаль в роскошную королевскую резиденцию по размаху и шику превосходившую Лувр и Дворец Тюильри. Строительство началось с 1661 года и продолжалось несколько десятилетий. Над созданием комплекса работали ведущие архитекторы Франции: Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар. Версаль стал эталоном резиденций европейских монархов.

Общая площадь комплекса составляет 101 гектар. Вокруг дворца раскинулись причудливые сады, поражающие воображение своими фонтанами, скульптурами и гротами. В старые времена, парижская знать устраивала здесь балы, наслаждаясь пьесами Мольера и операми Люлли.

Парки Версаля называют “Маленькой Венецией” – помимо Большого Канала вся территория парков изрезана целой сетью маленьких каналов. Кругом бесконечное множество аллей и смотровых площадок для туристов. После смерти Людовика XIV , приглашенный его сыном архитектор Жак Габриэль выстроил в Версале небольшой замок – Малый Трианон и Оперу.

Более 100 лет Версаль был резиденцией французских монархов, вплоть до Великой французской революции. С 1830 года весь комплекс превратился в музей. Кроме того именно в Версале были подписаны многие международные договора: договор, завершивший войну за независимость Соединенных Штатов, здесь приняли Декларацию прав человека.

Добавить комментарий - Отзывы
© 2011 Все права защищены.   

travel-wiki.ru

Версаль в творчестве Бенуа

Сегодня трудно поверить в то, что в конце девятнадцатого века любимое детище Людовика XIV - великолепный Версаль находился в печальном запустении. По пустым и пыльным залам некогда шумного дворца бродили лишь тени забытых королей, буйные заросли травы и кустарников заполнили двор и уничтожили аллеи.

Возрождение Версаля произошло благодаря стараниям двух человек. Один из них – поэт Пьер де Нолак, занимавший пост хранителя замка двадцать восемь лет с 1892 года. Именно он упорно разыскивал на распродажах и в антикварных лавках мебель и предметы, когда то принадлежавшие французскому королевскому двору. И именно он нашёл специалистов, заново разбивших парк.

Вторым спасителем Версаля стал весьма одиозный персонаж того времени – коллекционер Робер де Монтескью, настоящий денди и светский лев. Ему удалось заново вдохнуть жизнь в бывшую резиденцию короля-солнце. Де Нолак  разрешил Монтескью принимать гостей в возрождённом версальском парке. В результате этот парк стал модным «дачным» местом всей парижской знати. И не только знати. Его стали называть «приютом для мудрецов и поэтов».

Картина БенуаА. Бенуа. «Версаль. Прогулка короля»

В конце XIX века в Версаль приезжает русский художник и искусствовед Александр Бенуа. С тех пор он просто одержим поэтикой старинного королевского дворца, «божественным Версалем», как сам его называет. «Я вернулся оттуда одурманенный, практически больной от сильных впечатлений». Из признаний племяннику Евгению Лансере: « я упоён этим местом, это какая-то невозможная болезнь, преступная страсть, странная влюблённость». За всю жизнь художник создаст более шестисот масляных полотен, гравюр, пастелей, гуашей и акварелей, посвящённых Версалю. Бенуа было 86 лет, и он жалуется на слабое здоровье лишь потому, что оно не позволяет «прогуливаться по парадизу, в котором некогда жил».

Источником вдохновения для художника становится не королевская пышность замка и парков, а именно «зыбкие, печальные воспоминания о королях, которые всё ещё бродят здесь». Это похоже на некую почти мистическую иллюзию («я подчас дохожу до состояния, близкого к галлюцинациям»). Для Бенуа те тени, что безмолвно скользят по версальскому парку сродни, скорее, воспоминаниям, чем фантазии. По его собственному утверждению, перед глазами проносятся образы событий, что здесь происходили когда-то. Он «видит» самого создателя сего великолепия, короля Людовика XIV в окружении свиты. Причём, видит его уже страшно старым и больным, что удивительно точно отражает былую действительность.

Чем бы ни было это «странное наваждение» Александра Бенуа, но мы должны быть благодарны ему. Ведь в результате на свет появились замечательные, удивительно эмоциональные, живые картины из «версальской серии» .

Робер де Монтескье, очарованный именно запустением Версаля, мечтает о запечатлении «жалоб старых камней, желающих истлеть в окончательном забвеньи». Но Бенуа равнодушен к такой исторической правде. Он явно застал королевский дворец в эпоху его обветшания, но не желает говорить об этом в своих полотнах. Любимая тема художника – безжалостное течение времени, явный контраст между парковой незыблемой изысканностью и фигурой самого Людовика, старого, сгорбленного человека в кресле-каталке.

Создатель грандиозного Версаля уходит из жизни одиноким стариком, но в «Последних прогулках короля» Бенуа, он не предстаёт перед нами как персонаж трагический, достойный лишь жалости. Его присутствие, призрачное, почти эфемерное, подчёркивает величие прекрасного парка королей Франции. «Он, безусловно, заслуживает аплодисментов истории», - так скажет Александр Бенуа о Людовике XIV.

• Зарождение и развитие риторики как науки• Картины для оформления квартиры• Современная живопись - лучший подарок и выгодное капиталовложение• Мифы в танцаx

jivopis.org

Версаль (Versailles) и его Интерьер

Декор, Дизайн, Путешествия, Словарь

24/06/2014 , Daryana

Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа ( в 18 км от города).

verso233

Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма.

Ведущие архитекторы —Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр.

Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта.

карта версаль

2 Дворец Версаль. Главный фасад

версаль план

малый трианон

С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

Здание дворца расположено на некотором возвышении и господствует над мест­ностью, от площади перед дворцом расходятся три проспекта – в Париж, в Сен-Клу и в Со, где также находились резиденции короля.

2013-05-26 15.15.38

Версальский дворец огромен, протяженность его фасада около полукилометра.

Залы дворца расположены анфиладами. Они поражают своими масштабами.

Интерьер версальского дворца обильно украшен скульптурным декором, цветным мрамором, рельефа­ми из золоченой бронзы, фресками.

verso20

verso24

verso19

В интерьерах использованы рос­кошные люстры и мебель, созданная мастерами знаменитой версаль­ской мануфактуры под руководством Шарля Лебрена.

verso23

verso222

verso11

verso16

verso15

verso13

Нынешние интерьеры Версаля лишь тень его былого великолепия. Почти все изделия из драгоценных металлов были отданы на переплавку после издания первого эдикта против роскоши 1689г.

verso12

verso11-2

Мне всегда было интересно, в какую современную сумму можно оценить строительство того или иного дворца того времени, ведь размах впечатляет и сейчас, и будет впечатлять в будущем.  Сметы сохранились, и мы можем высчитать современную сумму строительства. Она составляет 259,56 миллиардов евро.

verso22

verso21

2013-05-26 17.03.15

 

Почти половина этой суммы израсходована на создание внутренней отделки. Лучшие мастера эпохи Жакоб, Жан Жозеф Шапюи создавали роскошные буазери. Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710 году.

Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью. Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии.

Подробнее познакомиться с деталями интерьера дворца можно здесь.

verso3

Регулярный парк Версальского дворца — один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений, например, Малый Трианон и Большой Трианон.

Мне очень понравилось здание Большого Трианона (фр. Le Grand Trianon), прежде Мраморный Трианон. Стены дворца снаружи облицованы розовым мрамором, откуда и произошло его изначальное название «Мраморный Трианон». 

2013-05-26 17.45.53

verso10

verso8

verso

verso2

 Интерьер дворца невероятно шикарен! Я с большим удовольствием посмотрела весь Дворец и здание Большого Трианона, остальное просто не успели. Обязательно будет пост про интерьеры в стилистике Версальского дворца, потому что хотелось бы уделить этому особое внимание, вариантов исполнения и параллелей множество.

Ещё меня впечатлило, что многие французы приезжают просто побегать в парке, или прокатиться на велосипеде. Малышей в парке катают на пони, ещё можно взять лодку на прокат. В парке невероятно красиво, и он настолько большой, что легко найти тихий уголок для размышлений.

2013-05-26 18.10.35

2013-05-26 18.11.29

Источники материалов о дворце : http://top10design.ru/, http://ru.wikipedia.org/

Фото Версальского дворца и парка : DanyaMay©

Сайт Версальского дворца. 

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

danyamay.ru

Версаль. национальный музей версаля

группировать по:

размеры картинок:

картинок на сранице:

стр. всего 1

11001

Кольсон, Гийом-Франсуа<br />Въезд Наполеона в Александрию 3 июля 1798: он дарует помилование арабской семье. Фрагмент, Около 1800, 365 x 500 см, Холст, масло 11_04177art 11_04177 Кольсон, Гийом-ФрансуаВъезд Наполеона в Александрию 3 июля 1798: он дарует помилование арабской семье. Фрагмент, Около 1800, 365 x 500 см, Холст, масло Кольсон, Гийом-Франсуа<br />Въезд Наполеона в Александрию 3 июля 1798: он дарует помилование арабской семье. Фрагмент, Около 1800, 365 x 500 см, Холст, масло 11_0417711_04177 Мейнье, Шарль<br />Возвращение Наполеона на остров Лобау 23 мая 1809. Фрагмент, Около 1810-1820, 473 x 529 см, Холст, масло 11_06447art 11_06447 Мейнье, ШарльВозвращение Наполеона на остров Лобау 23 мая 1809. Фрагмент, Около 1810-1820, 473 x 529 см, Холст, масло Мейнье, Шарль<br />Возвращение Наполеона на остров Лобау 23 мая 1809. Фрагмент, Около 1810-1820, 473 x 529 см, Холст, масло 11_0644711_06447 Авед, Жак-Андре-Жозеф-Камелот<br />Портрет Саида Паши, 1742, 238 x 161 см, Холст, масло 11_00008art 11_00008 Авед, Жак-Андре-Жозеф-КамелотПортрет Саида Паши, 1742, 238 x 161 см, Холст, масло Авед, Жак-Андре-Жозеф-Камелот<br />Портрет Саида Паши, 1742, 238 x 161 см, Холст, масло 11_0000811_00008 Гро, Антуан<br />Сдача Мадрида. Фрагмент, Около 1810, 361 x 500 см, Холст, масло 11_02463art 11_02463 Гро, АнтуанСдача Мадрида. Фрагмент, Около 1810, 361 x 500 см, Холст, масло Гро, Антуан<br />Сдача Мадрида. Фрагмент, Около 1810, 361 x 500 см, Холст, масло 11_0246311_02463 Давид, Жак-Луи<br />Присяга войска императору на Марсовом поле в Париже 5 декабря 1801. Деталь, 1810, 610 x 971 см, Холст, масло 11_02583art 11_02583 Давид, Жак-ЛуиПрисяга войска императору на Марсовом поле в Париже 5 декабря 1801. Деталь, 1810, 610 x 971 см, Холст, масло Давид, Жак-Луи<br />Присяга войска императору на Марсовом поле в Париже 5 декабря 1801. Деталь, 1810, 610 x 971 см, Холст, масло 11_0258311_02583 Давид, Жак-Луи<br />Раздача орлов, 1810, 610 x 971 см, Холст, масло 11_02584art 11_02584 Давид, Жак-ЛуиРаздача орлов, 1810, 610 x 971 см, Холст, масло Давид, Жак-Луи<br />Раздача орлов, 1810, 610 x 971 см, Холст, масло 11_0258411_02584 Жерар, Франсуа<br />Портрет Марии Луизы и короля Римского, 1813, 240 x 162 см, Холст, масло 11_03431art 11_03431 Жерар, ФрансуаПортрет Марии Луизы и короля Римского, 1813, 240 x 162 см, Холст, масло Жерар, Франсуа<br />Портрет Марии Луизы и короля Римского, 1813, 240 x 162 см, Холст, масло 11_0343111_03431 Жироде де Руси Триозон, Анн-Луи<br />Бунт в Каире. Фрагмент, Начало 19 века, 365 x 500 см, Холст, масло 11_03449art 11_03449 Жироде де Руси Триозон, Анн-ЛуиБунт в Каире. Фрагмент, Начало 19 века, 365 x 500 см, Холст, масло Жироде де Руси Триозон, Анн-Луи<br />Бунт в Каире. Фрагмент, Начало 19 века, 365 x 500 см, Холст, масло 11_0344911_03449 Лежён, Луи-Франсуа барон<br />Битва при пирамидах, 1808, Холст, масло 11_05014art 11_05014 Лежён, Луи-Франсуа баронБитва при пирамидах, 1808, Холст, масло Лежён, Луи-Франсуа барон<br />Битва при пирамидах, 1808, Холст, масло 11_0501411_05014 Маур, Жан-Батист ван<br />Прием французских послов, 1699, 95 x 131 см, Холст, масло 11_06419art 11_06419 Маур, Жан-Батист ванПрием французских послов, 1699, 95 x 131 см, Холст, масло Маур, Жан-Батист ван<br />Прием французских послов, 1699, 95 x 131 см, Холст, масло 11_0641911_06419 Наттье, Жан-Марк<br />Портрет королевы Марии Лещинской, 1748, 135 x 98 см, Холст, масло 11_06930art 11_06930 Наттье, Жан-МаркПортрет королевы Марии Лещинской, 1748, 135 x 98 см, Холст, масло Наттье, Жан-Марк<br />Портрет королевы Марии Лещинской, 1748, 135 x 98 см, Холст, масло 11_0693011_06930

группировать по:

размеры картинок:

картинок на сранице:

стр. всего 1

11001

s-poster.ru

Александр Николаевич, Бенуа «Версаль, Людовик XIV кормит рыб»

Живопись XX в.

Художник-график, живописец, театральный художник, издатель и литератор А.Н. Бенуа явился одним из авторов современного образа книги, представителем русского модерна. Александр Бенуа родился в Петербурге в семье архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-1894 гг.), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью. Делал он это настолько основательно, что был даже приглашен написать главу о русском искусстве для третьего тома «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

После выхода книги о Бенуа тотчас заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. под впечатлением от поездок во Францию он создал первую серьезную работу – серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», показав себя в ней самобытным художником.

Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства одновременно, Бенуа сохранял это двуединство и в последующие годы. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения «Мир искусства», идеологом и теоретиком которого и являлся, а также в издании журнала «Мир искусства», ставшего основой этого объединения; часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» в газете «Речь».

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках получившую широкую известность книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания, посвященные истории русской живописи, в частности, и живописи вообще. После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом – стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в.» и «Франция Людовика XIV».

Тема картины Бенуа «Версаль. Людовик XIV кормит рыб» была навеяна прогулками самого художника по Версалю. Угасание эпохи «короля-солнца» накануне Французской революции ассоциировалось в понимании Бенуа с «сумеречным» рубежом эпох в России. Блеклый колорит осенних листьев, тусклые, будто замшелые, силуэты гуляющих фигур, призрачный антураж Версальского парка, созданного как модель идеального мира, – все это вызывало у современников чувство ностальгии.

В историю русской книжной графики художник вошел своей книгой «Азбука в картинах Александра Бенуа» и иллюстрациями к «Пиковой даме» А.С. Пушкина, а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику».

К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра. Увлечение театром, а в особенности балетом, оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже- «Русские сезоны». Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям. Одним из высших его достижений были декорации к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка».

В 1926 г. Бенуа, сделав выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже, а после Второй мировой войны – в «Ла Скала» в Милане.

Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого, ставшего легендарным, балета «Петрушка». Главным же трудом последних лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.

jivopis.org