Поэзия природы. Весна картина


Весна (картина Боттичелли) - это... Что такое Весна (картина Боттичелли)?

«Весна» (итал. Primavera) — картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.

История создания картины

В 1551 году Джорджо Вазари писал, что картина, изображающая пришествие весны (итал. Primavera) находилась на вилле Медичи в Кастелло.

В 1477 году поместье было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, двоюродным братом Лоренцо Великолепного.

Поэтому долгое время предполагалось, что «Весна», как продолжали называть картину, была написана для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо. Опись, датированная 1499 годом, которая была найдена только в 1975 году, перечисляет имущество Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни и указывает, что в XV веке «Весна» была выставлена в городском дворце Флоренции. Картина украшала приемную Лоренцо.

Согласно инвентарной описи, некогда дворцовые покои, где висела «Весна», украшали ещё две картины. Там, куда смотрит Меркурий, находилось полотно Боттичелли «Паллада и кентавр», а с другой стороны висела картина «Мадонна с младенцем» неизвестного автора. Композиции составляли содержательно единое целое и прославляли идеал божественной любви.

Семантика картины

«Весна» ярко иллюстрирует иконографию Возрождения и отражает философию неоплатонизма.

Хотя некоторые из фигур были изображены на манер древних скульптур, они не были прямыми копиями, а были созданы на собственном, особенном языке форм Боттичелли: стройные, идеализированные фигуры, чьи тела кажутся иногда слишком утонченными, предвещают изящный, изысканный стиль XVI столетия — маньеризм.

Венера, богиня любви, стоит в центре картины, немного позади других фигур. Справа Зефир, холодный весенний ветер, настигает нимфу Хлорис. Та сбегает от него и превращается во Флору, Весну, одетую как подобает замужней флорентийке из богатой семьи.

Над Венерой Купидон метит свои стрелы в танцующих Граций (справа Красота, в центре Целомудрие, слева Наслаждение). Считается, что прообразом фигур Граций была Симонетта Веспуччи, а правая Грация имеет лицо Катерины Сфорца, также изображенной Боттичелли на известном портрете в Катерина Александрийская из Музея Линденау.

Сад Венеры охраняет Меркурий в шлеме и с мечом, простирающий руку, чтобы разогнать облака невежества кадуцеем, изображенным в виде двух крылатых драконов.

Существуют и другие интерпретации сцены. Например, Весна рассматривается также как политический образ: Купидон был бы Римом, Три Грации — Пиза, Неаполь и Генуя, Меркурий — Милан, Флора — Флоренция, Май — Мантуя, Хлорис и Зефир — Венеция и Больцано (или Ареццо и Форли).

Семантика элементов картины

  • Пламенные одеяния Венеры и Меркурия можно отнести к св. Лаврентию, сожжённому на костре (намек на имя Лоренцо).
  • Круглые плоды напоминают золотые шары, изображенные на родовом гербе Медичи.
  • Меркурий изображен с кадуцеем, символом врачей, при этом фамилия Медичи означает «врач».

Источники сцены

Один из источников этой сцены — «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Пораженный пламенной страстью к ее красоте Зефир, бог ветра, преследует ее и насильно берет в жены. Сожалея о своем насилии, он превращает ее во Флору, его подарок дает ей красивый сад, в котором правит вечная весна. Боттичелли изображает два отдельных мгновения в рассказе Овидия: преследование Хлорис Зефиром и ее последующее превращение во Флору. Поэтому одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.

Лукреций в своей философской дидактической поэме «De Rerum Natura» прославляет обеих богинь в отдельной весенней сцене. Поскольку этот эпизод содержит также и другие фигуры из группы Боттичелли, это — вероятно один из главных источников для картины.

  • Зефир и нимфа Хлорис

Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине

Литература

  • Ingo F. Walther Masterpieces of Western art : a history of art in 900 individual studies : from the Gothic to the present day. — Taschen, 2005. — Т. 1. — С. 107. — ISBN 3-8228-4746-1
  • Роберт Камминг Великие художники: расшифрованные послания и символы в работах мастеров живописи. — 2008. — С. 22.
  • Т. Каширина, Т.Евсеева, Н.Иванова Шедевры живописи. — Аванта +, 2008. — С. 11-121.

dic.academic.ru

Поэзия природы

Крыжицкий К.Я. Повеяло весной 1910 - весеннее солнце, перед весной в парке картинаЛевитан И.И. Март 1895 - весенний пейзаж, весеннее небо на картинеЕндогуров И.И. Начало весны - весенний пейзаж, распутица на картинеСаврасов А.К. Распутица 1894 - весенний пейзаж, снеготаяние, распутица на картинеСаврасов А.К. Грачи прилетели - весенний пейзажОстроухов И.С. Ранняя весна 1891 - весенний пейзаж, весеннее небо, проталиныКрыжицкий К.Я. Ранняя весна 1904 - весенний пейзаж, половодье, вербыБерггольц Р.А. Весенний пейзаж - ранняя весна на картинеВальтер Морас Мелодия весеннего леса - весенний пейзаж, апрельская зеленьОстроухов И.С. Ранней весной - весенний пейзажОстроухов И.С. Первая зелень - весенний пейзаж с рекойЖуковский С.Ю. Весна в лесу 1918 - пейзаж с первоцветамиПедер Монк Монстед Закат над рекой - весенний пейзажПедер Монк Монстед Весенний день у ручьяЛевитан И.И. Черемуха - картинаПедер Монк Монстед Отражение весны - весенний пейзаж с рекойМясоведов Г.Г. Весной 1890 - весенний пейзаж с рекойБялыцкий-Бируля В.К. Дача в саду - весна, цветущая сирень на картине

Крыжицкий  К.Я. Повеяло весной. 1910

Левитан И.И. Март. 1895

Ендогуров И.И. Начало весны

Саврасов А.К. Распутица. 1894

Саврасов А.К. Грачи прилетели

Остроухов И.С. Ранняя весна. 1891

Крыжицкий К.Я. Ранняя весна. 1904

Берггольц Р.А. Весенний пейзаж

Вальтер Морас. Мелодия весеннего леса

Остроухов И.С. Ранней весной

Остроухов И.С. Первая зелень

Жуковский С.Ю. Весна в лесу. 1918

Педер Монк Монстед. Закат над рекой

Педер Монк Монстед. Весенний день у ручья

Левитан И.И. Черемуха

Педер Монк Монстед. Отражение весны

Мясоедов Г.Г. Весной. 1890

Бялыцкий-Бируля В.К. Дача в саду

Жуковский С.Ю. Весна. 1909

Жуковский С.Ю. Весна 1909 - весенний пейзаж, последний снег

Жуковский С.Ю. Весенняя вода. 1898

Жуковский С.Ю. Весенняя вода 1898 - весенний пейзаж

Бакшеев В.Н. Голубая весна. 1930

Бакшеев В.Н. Голубая весна 1930 - весенний пейзаж с березами

Каменев Л.Л. Весна. 1886 

Каменев Л.Л. Весна 1886 - весенний пейзаж, половодье, вербы

Виноградов А.С. Яблочный цвет. 1927

Виноградов А.С. Яблочный цвет 1927 - натюрморт с цветами яблони

Весна на картинах известных художников

Больше весенних стихов, пейзажей и открыток - в Блоге >>

Пасха на картинах художников

 

Один из главных весенних праздников - Светлое Воскресение Христово, Пасха. По  народной примете в этот день обязательно показывается из-за туч весеннее солнце, играет лучами: "словно пляшет в небе солнце, зимний плен свой позабыв".

Мерцающие золотом свечи у икон, крестный ход под весенне-синим небом, крашеные яйца и гиацинты - на картинах русских художников, посвященных этому празднику.

 

Смотреть галерею

Стихи о весенней грозе

 

Отдельная подборка стихов о весенних грозах. Гроза - опасное и величественное явление природы, и так жаль бывает видеть на земле смытые ливнем лепестки яблонь и вишен. Но весеннюю грозу все равно ждешь, первый дождь, первый гром после долгих бесшумных снегопадов говорят, что действительно пришла весна...

 

Читать стихи о весенней грозе

Весенние цветы на картинах известных художников. 

 

Нежные акварельные крокусы, солнечные примулы, лиловая пена сирени и нетающий снег яблони... Весенние цветы особенно нежны и недолговечны, но на этих великолепных картинах они по-прежнему дышат и живут.

 

Смотреть галерею

весенняя гроза "люблю грозу в начале мая"весенние цветы на картинахРанняя весна

ivlevadv.wixsite.com

Весна Картина Сандро Боттичелли

Искусство Италии 15 века. Возрождение. Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов 15-го столетия. Размер картины 203 x 314 см, дерево, темпера. Эта работа была написана Боттичелли для виллы Кастелло под Флоренцией, принадлежащей Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Годом ее исполнения обычно считают 1478-й год - работа была выполнена вскоре после того, как виллу приобрели для пятнадцатилетнего Лоренцо. Этот родственник Великолепного получал тогда тщательное образование, дружеское участие в его воспитании принимал и глава Платоновской академии Фичино. Картина, предназначенная для личных покоев будущего ренессансного знатока, призвана была услаждать зрение и одновременно воздействовать на душу ее созерцателя.

Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис, из их союза возникает Флора; затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. Каково же содержание картины? Исследователи предложили несколько толкований. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Центром построения является Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле; это неоплатонический образ.

Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы, ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.

Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в этом зачарованном пространстве весеннего леса. Ее платье из тончайшей ткани с золотыми нитями украшений и роскошный плащ алого цвета, символизирующего любовь, свидетельствуют о том, что перед нами богиня любви и красоты. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Склоненная голова покрыта газовым покрывалом, в какие Сандро Боттичелли любил одевать своих Мадонн. Лицо Венеры с вопрошающе поднятыми бровями выражает грусть и скромность, значение ее жеста неясно — приветствие ли это, робкая защита или благостное приятие? Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай.

Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой, их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов, изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает поступательный ритм танца.

Отношения его участниц отражают классическую формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки. В изображении Боттичелли оживает представление о мифологическом великолепии, но образы его окрашены подлинной чистотой. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность.

История искусства. Далее →

smallbay.ru


Смотрите также