Картина о Великой Отечественной войне - отражение боли и надежд. Война картина


Картина о Великой Отечественной войне

Люди всегда будут помнить войну и подвиги героев. Война затронула каждую семью, испытывая ей духовно и физически. Полное отчаянье от потерь, голод и при этом боевой дух, патриотизм, неистовая радость победы — всё это, конечно, не могло отразиться на творчестве того времени. Впрочем, и сейчас, прошлое находит свое отражение в искусстве, пусть и не так ярко. Выдающиеся художники во время войны создавали шедевры, которые впоследствии прославили их на весь мир.

Картины времен Великой Отечественной войны отражают идеи и духовный настрой людей, живших в ту драматическую эпоху. Художники показывали в своих полотнах одновременно трагизм жестокой войны и героический подвиг народа, вставшего на защиту родной страны. Созданные в разных направлениях, они объединяют стремление художников отразить эмоциональный фон, основой которого было обострённое чувство патриотизма. Авторы использовали различные стили: бытовой, жанровый, пейзажный, портретную живопись, исторический реализм.

Живопись этого периода

Каждая картина о Великой Отечественной войне – одновременно символ, призыв и отражение эмоций. Многие полотна были созданы непосредственно в военные годы. Они передавали зрителям мощный патриотический посыл.

Например, картина А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942). На холсте – фашистский самолёт, из которого лётчик стреляет по полю со стадом и маленьким пастушком. Картина выражает гнев, понятный любому советскому человеку, ненависть к бессмысленной жестокости врага.

Многие полотна внушали призыв, вдохновляли людей на самопожертвование во имя родной страны. Таково произведение А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Написанная непосредственно в ходе военных событий, эта картина о Великой Отечественной войне показывает уличный бой в Севастополе. Противостояние бойцов-черноморцев и фашистов на холсте – символ отчаянного мужества советских людей.

Знаменитое полотно «Таня», созданное Кукрыниксами в 1942 г., изображает подвиг замученной фашистами юной партизанки Зои Космодемьянской. Картина показывает несгибаемое мужество героини, отчаяние крестьян, циничную жестокость немцев.

картина о великой отечественной войне

Жанровая живопись эпохи

Великая Отечественная война в картинах представлена не только батальными сценами. Множество полотен показывают короткие, но пронзительные сюжеты из жизни людей в пору тяжёлых испытаний.

К примеру, полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (Кукрыниксы, 1944) показывает сцены вандализма фашистов в древнем Новгородском кремле. Убегая, мародеры поджигают бесценные исторические здания.

Ещё одна жанровая картина о Великой Отечественной войне — «Ленинград. Зима 1941-1942. Очередь за хлебом» (Я. Николаев, 1942). великая отечественная война в картинахИзмученные голодом люди, ожидающие хлеба, мёртвое тело на снегу – таковы были жуткие реалии блокадного города-героя.

Знаменитое полотно «Мать партизана» (М. Герасимов, 1943) показывает гордость и достоинство русской женщины, её моральное превосходство над фашистским офицером.

картины времен великой отечественной войны

Портретная живопись

Портретная тема в сороковых годов несла на себе общую для искусства тех лет идею. Художники писали полководцев-победителей, героических тружеников, солдат и партизан. Простых людей писали, используя средства реализма и символизма. Портреты военачальников были парадными, например, портрет маршала Г. К. Жукова (П. Корин, 1945). Ф. Модоров написал целую серию портретов партизан, а В.Яковлев – изображений простых солдат.

Если обобщить, картина о Великой Отечественной войне в какой-то мере отражает характерную для того времени советскую идеологию. Но главная их мысль – гордость за воинов и тружеников, сумевших ценой огромных жертв победить и сохранить человеческие черты: гуманизм, веру, национальное достоинство.

fb.ru

ARTandYou.ru - История искусства - 10 самых известных картин о войне

10 самых известных картин о войне

Тема войны неизбежно находила отражение в творчестве художников во все времена. И когда бы художники ни обращались описывать страшные события, на чьей стороне бы они ни воевали, очевидно, что противоестественность и ужасы войны, бессмысленность боевых действий, трагедии жизней обычных людей перемещаются из картины в картину.

Ф. Гойа. 3 мая 1808 года в Мадриде. 1814

Французские завоеватели подавляют испанское восстание. Каждый из приговоренных встречает смерть по-своему. Мужчина в белой рубахе бесстрашно смотрит на дуло ружья. Все происходящее на картине кажется противоестественным, как в страшном сне.

Верещагин. В.В. Апофеоз Войны. 1871

На раме картины сделана надпись: "Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим". Картину изначально планировалось назвать "Торжество Тамерлана". Критик В.В. Стасов пишет: "Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества"

Павел Филонов. Война с Германией. 1914-1915.

Павел Филонов, основоположник анатилитического искусства.  "Я встретил одного художника и спросил, пойдет ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжел, что и у войск за пространство"  Велимир Хлебников о творчестве Павла Филонова.

Туллио Крали. Погружаясь в городское пространство, 1939

Туллио Крали, итальянский художник-футурист, один из основопложников аэроживописи. Тема авиаполетов была центральной в его творчестве. В годы II Мировой Войны пишет картины на военную тему, прославляя итальянские ВВС.

Пикассо. Герника. 1937.

Испанский город Герника, с населением 6 тыс человек уничтоженный за одну ночь во время Испанской Гражданской Войны. Отражение страшной действительности Пикассо заключил в абстрактных формах самого известного в мире полотна о войне.

Гелий Коржев. Проводы. 1967

"Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу и так, как чувствую и могу". Произведения Коржева проникнуты драматизмом нашей жизни и пафосом непреклонного мужества.

Френсис Бэкон.  "Картина" 1946.

Художник известный своими картинами и автопортретами в духе философии экзистенционализма, представляя послевоенное искусство пишет работы полные физических и психологических потрясений.

Рой Лихтенштейн, Бам! 1963

Картина написана художником во время войны Вьетнаме. Данное полотно, хоть и написанное в форме комикса, заставляет задуматься, что массовая культура - гораздо менее безобидное явление, чем может показаться на первый взгляд.

Альберто Бурри. Красный Пластик. 1962.

Альберто Бурри. Итальянский абстрактный художник. Во время Второй Мировой Войны работал военным врачом. Работы из «окровавленой» мешковины, обугленного дерева и ржавого железа, отражающие впечатления Бурри об ужасах войны, принесли художнику международную известность.

Чжан Сяогян.

Один из самых известных китайских художников. Его работы, вдохновленные детскими фотографиями,  являются воспоминаниями прошлого, которое было перечеркнуто «кровавыми следами».

artandyou.ru

Картина «Апофеоз войны» — Artrue

Дата создания: 1871 год.Тип: Масло на холсте.Габариты: 127*197 см.Месторасположение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий ВерещагинВасилий Верещагин

Картина «Апофеоз войны» была написана русским художником Василием Верещагиным. Не у многих художников, создающих произведения на тему войны, получалось так четко завуалировать последствия войны, разрушения, кровь и страдания.

Апофеоз войны. Верещагин.Апофеоз войны. Верещагин.Апофеоз войны

Сюжет картины

На полотне представлена пирамида из людских черепов, сложенная на пострадавшей от военных действий земле. Светит палящее солнце, дожигая то, что уцелело, но эта земля уже не живая, она разрушена войной. Воздух в данном месте пропитан смертью, кругом лишь пустота, даже деревья утратили энергию жизни, а пожелтевшая трава теряет последние ее капли. На картине нет живых людей, только их останки, над которыми жадно кружат вороны в поисках пропитания.

Данная картина адресована всем завоевателям всех времен, напоминая им, чего стоит их слава, говоря о том, что за их величие зачастую платит жизнью простой народ, который совсем не хотел войны.

Людоед. Василий ВерещагинЛюдоед. Василий ВерещагинЛюдоед

История создания картины

Верещагин написал множество полотен о войне, поэтому он отлично знал историю. Сюжетом для данной картины послужили обычаи монгольских военачальников, которые для запугивания врагов складывали подобные горы из отсеченных голов дезертиров и вражеских солдат. Для любого человека такое зрелище не является приятным и вызывает у него чувство страха и отвращения. Верещагин же решил немного смягчить данный факт, изобразив не только что отрубленные головы, а черепа, которые выглядят менее устрашающе.

Интересный факт: Первоначально данная картина называлась «Торжество Тамерлана». Дело в том, что, если верить истории, когда-то к Тамерлану с жалобами обратились женщины, мужья которых вели распутный образ жизни. Тогда правитель дал указание каждому воину из своего огромного войска доставить к нему по отсеченной голове неверных мужей. После исполнения приказа воинами было сложено семь огромных пирамид.

Скобелев под Шипкой. Василий ВерещагинСкобелев под Шипкой. Василий ВерещагинСкобелев под Шипкой

Картины Василия Верещагина достаточно суровы. Но главный смысл данной картины состоит в том, чтобы показать зрителю всю жестокость мира, раскрыть глаза на то, что сами люди виновны в войнах и разрушениях, несущих за собой людские смерти. Василий Верещагин просит людей остановить войны, погасить в себе пламя агрессии и воинственный нрав. Он призывает зрителя задуматься о том, что в данную пирамиду могут когда-то положить и его череп, если он не остановится.

artrue.ru

«Апофеоз войны» Верещагина: история картины — Рамблер/субботний

«Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга». Василий Верещагин, неоднократно участвовавший в кампаниях русской армии, привозил с поля боя честный репортаж: умирающие люди, причем не только в схватке с врагом, но и из-за глупых ошибок руководства; бессмысленная жестокость и варварство; тяжелые полевые условия. Бескомпромиссно честный в деталях и фактах Верещагин постоянно слышал в свой адрес обвинения в клевете на русскую армию. Сам же художник хотел сказать совершенное иное.

_>>_ «Греческое чудо» Перикла

Сюжет

Посреди раскаленной степи высится пирамида из обожженных солнцем человеческих черепов. Каждый из них выписан очень четко, можно даже определить, от чего умер человек — от пули, сабли, сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.

За грудой костей, на горизонте виднеется разрушенный город. Рядом же кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, это пир во время чумы.

>> Блеск и нищета чансань и одалисок

Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная. Часто художник просил нанести поясняющие надписи, которые носят репортажный характер — они поясняют сюжет и передают эмоции автора. Для «Апофеоза войны» Верещагин попросил написать на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Этой фразой художник передает идею полотна: важно помнить, какой ценой даются военные триумфы.

Контекст

«Апофеоз войны» — единственная картина, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события XIV века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение на своем пути. Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в ее стены живьем 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.

Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени. По созданным эскизам художник работал два года в Мюнхене. Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве.

В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.

А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пестрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт. Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый дивный мир, на фоне которого война, смерть, жестокость выглядели как недоступная пониманию бессмыслица.

Судьба художника

Василий Верещагин родился в семье богатого помещика в Череповце. Его отец настоял на том, чтобы каждый из его четверых сыновей стал военным. Василий закончил морской кадетский корпус и по получении звания офицера вышел в отставку, намереваясь стать художником. В ответ на это отец заявил, что если Василий осуществит задуманное, может домой не возвращаться. Это была их последняя встреча.

Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть с сомнением относились к нему как художнику, говоря, что он скорее фотограф, но никак не живописец. Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей — чтобы пощекотать людям нервы. Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а „умные люди“ уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».

Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почем зря люди. А в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло людей, тем громче слава.

Участвовал он и в Балканских войнах. Его серия картин показывает огромное число раненых и умирающих людей. На своих выставках он буквально кричал о бессмысленных жертвах. Зрители не верили и по-прежнему обвиняли живописца в клевете.

Верещагин решил больше не писать о войне. Несколько лет он посвящает путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку. Занимался он и исследование личности Наполеона, о котором им создано не только несколько полотен, но и написаны книги.

С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.

weekend.rambler.ru

Великая Отечественная война и картины: 9 известных полотен о войне (фото)

Великая отечественная война в картинах фото

Великая отечественная война в картинах фото Великая отечественная война в картинах фотоВеликая отечественная война в картинах фото

Великая Отечественная война в картинах. "Герника" Пабло Пикассо. Испанский художник впечатлился бомбардировкой небольшого городка Герника авиацией фашистской Германии, воевавшей не стороне генерала Франко. Картина была создана за несколько лет до того, как началась Великая Отечественная война - в 1937 году, и вскоре после ее демонстрации была оценена некоторыми критиками как "худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь". Позже мнение критиков изменилось.© tochka.net

Великая отечественная война в картинах фото Великая отечественная война в картинах фотоВеликая отечественная война в картинах фото

Великая Отечественная война в картинах. "Горное Озеро" Сальвадора Дали включает в себя детали, которые отсылают к напряженности в отношениях немецкого Третьего рейха и британского правительства, которое предваряло начало Второй Мировой и Великой Отечественной войны. В частности, специалисты называют разорванный телефонный кабель символом разорванной связи с отношениях ведущих стран Европы.© tochka.net

Великая отечественная война в картинах фото Великая отечественная война в картинах фотоВеликая отечественная война в картинах фото

Великая Отечественная война в картинах. "Оборона Севастополя", Александр Дейнека. Это, пожалуй, самая знаменитая картина из всего советского искусства периода Великой отечественной войны. Полотно создано под впечатлением боев во время блокады украинского города Севастополя в 1942 году.© tochka.net

Великая отечественная война в картинах фото Великая отечественная война в картинах фотоВеликая отечественная война в картинах фото

Великая Отечественная война в картинах. "Цена", Том Ли. Эту картину написал американский монументалист, художник, самостоятельно, в качестве военного корреспондента побывавший в пекле боев. Том Ли также известен как писатель и историк, не понаслышке знающий, что такое Великая Отечественная война.© tochka.net

Великая отечественная война в картинах фото Великая отечественная война в картинах фотоВеликая отечественная война в картинах фото

Великая Отечественная война в картинах. "Мать партизана", Сергей Герасимов. Художник зафиксировал один из драматических моментов, которыми была наполнена Великая Отечественная война: общение немецкого солдата с матерью партизана. Женщина, вопреки смерти сына, о которой, видимо, свидетельствует фрагмент тела в правом нижнем углу полотна, изображена с высоко поднятой головой. Великая Отечественная война завершилась для СССР благополучно во многом благодаря силе пропаганды.© tochka.net

Великая отечественная война в картинах фото Великая отечественная война в картинах фотоВеликая отечественная война в картинах фото

Великая Отечественная война в картинах. "Штурм Сапун-горы", Петр Мальцев. Еще одна картина, связанная с украинским городом Севастополем. На этот раз - посвященная уже другому событию. Тогда в 1944 году уже заканчивалась Великая Отечественная война, и советские войска освобождали Севастополь от соединений фашистов.© tochka.net

Великая отечественная война в картинах фото Великая отечественная война в картинах фотоВеликая отечественная война в картинах фото

Великая Отечественная война в картинах. "Подвиг Валерии Гнаровской", Марат Самсонов. В 1943 году, когда Великая Отечественная война бушевала на Востоке Украины, санитарный инструктор Валерия Гнаровская, спасая раненых подопечных, со связкой гранат бросилась под один из наступавших немецких танков и подорвала его.© tochka.net

Великая отечественная война в картинах фото Великая отечественная война в картинах фотоВеликая отечественная война в картинах фото

Великая Отечественная война в картинах. "Победа. Рейхстаг взят", Петр Кривоногов. Художник запечатлел один из ярчайших моментов, которыми завершалась Великая Отечественная война.© tochka.net

Великая отечественная война в картинах фото Великая отечественная война в картинах фотоВеликая отечественная война в картинах фото

Великая Отечественная война в картинах. "Конец", Кукрыниксы.© tochka.net

Великая Отечественная война оставила свой след не только в виде впечатляющих фото, но и вдохновила массу мастеров живописи на создание картин.

В нашей галерее собраны девять самых примечательных картин, созданных советскими, европейскими и американскими художниками - Великая Отечественная война волновала мастеров не только в СССР.

Листайте нашу фотогалерею и вы узнаете, как изображал ужас войны Пикассо, на что вдохновило предвоенное напряжение в Европе Сальвадора Дали и какой показалась Великая Отечественная война американскому художнику Тому Ли.

 

 

 

 

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

afisha.tochka.net


Смотрите также