Восточная живопись: искусство понимать символы. Восточные картины


40 картин, наполненных женской негой и красотой – Ярмарка Мастеров

восток

Энгр «Турецкая баня»

восточный стиль

Тема Востока уже многие годы привлекает внимание мастеров и посетителей Ярмарки Мастеров. Восток пронизывает нашу жизнь, мы знаем о нем почти все, но вот для европейца конца XVIII — начала XIX века Ближний восток был почти неизвестным, но очень манящим местом. К этому времени для некогда могущественной Османской империи наступил период заката. За последующие две сотни лет империя растеряла почти все ранее захваченные территории, сократившись до современной Турции. А как известно, закату любой империи присуща атмосфера роскоши и гедонизма. И слухи о пышности султанского двора ползли во все стороны, долетая и до Европы, где в это время набирала обороты индустриализация, уродливая и обезличивающая. Люди искусства задыхались в механистической атмосфере и находили выход в путешествиях в сторону не исследованного мира Востока. Туда потянулись европейские ученые, художники, писатели в поисках вдохновения, новых впечатлений и просто приключений. Это исследование и родившиеся в его процессе произведения искусства получили впоследствии название «ориентализм». Период ориентализма продолжался до начала XX века, завершившись грандиозным всплеском моды на все восточное.

история искусства

Ф.А. Бриждмен

Ф.А. Бриждмен

Эдвин Лонгстен Лонг — «Древний обычай»

Р. Гейгер «Наложница с попугаем»

Ф.А. Бриджмен

Каждый, кто хоть немного интересовался Востоком, видел картины художников-ориенталистов. Жан-Леон Жером, Жан Огюст Доминик Энгр и их современники во многом определили общемировое представление о том, как выглядит Восток. Их картины полны яркого света, смуглых мужчин в экзотических нарядах и роскошных женщин без экзотических нарядов. Писатели не отставали, мнение европейцев о восточных нравах и обычаях основано на произведениях Монтескье, Гауфа, Флобера и Уайльда.

Жером «Рынок рабов»

Ф.А. Бриджмен «Восточная женщина»

Коро «Одалиска»

Ориенталисты, как правило, были людьми, воспитанными в строгом европейском христианстве. Столкнувшись с новыми для себя обычаями, они их воспринимали и излагали по-своему, иногда даже специально искажая или домысливая. Когда они возвращались из путешествий, их рассказы формировали мифы и влекли на восток новых «исследователей». Можно предположить, что их рассказы о жизни в Османской империи и стали источником бытующего на западе представления о гареме, как о месте, где содержались бесчисленные, непременно прекрасные, наложницы султана, и где главный мужчина Османской империи предавался бесконечным увеселениям.

В реальности, конечно, никто из западных путешественников не имел шанса наблюдать тех сцен, которые они впоследствии так ярко живописали пером и кистью. Зато наверняка они находили дорогу в злачные места Каира и Стамбула, общались с танцовщицами, не менее для них экзотичными, но зато легкодоступными.

Ж.Л. Жером «Заклинатель змей»

Ф.А. Бриджмен «Одалиска»

А еще они ходили в баню. Турецкая баня — хаммам — сохранилась и до наших дней практически без изменений, за одним немаловажным исключением. Во времена ориенталистов клиентам в турецких банях прислуживали симпатичные мальчики. Они не только намыливали и массировали посетителей, но и открыто предлагали интимные услуги. Европейца этот обычай не мог не повергать в шок.

Кроме того, посещая с визитами дома знати, а то и дворец султана, европейские путешественники не могли не заметить, что значительная часть помещений закрыта для посторонних, а в особенности — для мужчин. «Если такие прекрасные непотребства творятся в городе и в бане, насколько же больше разврата должно быть скрыто в императорском гареме» — размышляли они. Фантастические сюжеты полнили им головы и выливались на холсты, а в роли моделей выступали те же самые уличные танцовщицы. И не всегда модели были коренной национальности. Они могли быть ирландками, румынками, а Делакруа, например, позировали алжирские еврейки

Только в конце XIX века, с окончательным ослаблением султаната и ростом либеральных и просветительских настроений в Турции информация о внутреннем устройстве гарема стала доступной широкой публике, но прекрасные сказки ориенталистов и по сей день остаются основой представления западного человека о гареме.

Т. Ралли «Одалиска в лодке»

Й.Седлачек «Одалиска»

Ориенталистас, Лос

А что же все-таки происходило в закрытых покоях султанских дворцов? Слово гарем происходит от старинного семитского корня «х-р-м». В современном арабском языке есть три основные производных от этого корня: харам — «священное место или вещь» (сравним с русским словом «храм»), хараам — «что-то, запрещенное религией, недостойное, табу» и хариим — «неприкосновенность частной жизни». Знакомое всем слово «гарем» произошло от турецкой версии последнего слова.

Ф.А. Бриджмен

Ф.А. Бриджмен

Османы серьезно подходили к защите своей личной жизни. Например, гарем дворца Топкапы построен таким образом, что практически невозможно заглянуть, ни из Дворцовых помещений, ни тем более снаружи дворца. Аналогичным образом стремились защищать свои гаремы и прочие знатные люди империи. Как писал в XV веке летописец Турсун Бей, «Если бы солнце не имело в персидском языке женского рода, даже оно не было бы допущено в гарем».

Но по сути, гарем турецкого султана был, в первую очередь, лишь закрытой от посторонних, частной резиденцией монарха. Помимо жен и наложниц султана, в закрытых покоях обитали и другие члены правящей семьи: сестры, иногда братья султана, его дочери, сыновья до достижения ими совершеннолетия, а также их многочисленная прислуга. Немаловажна роль гарема и как школы, предоставлявшей своим «слушательницам» самое лучшее образование, какое только могла получить женщина на Востоке.

Ф.А. Бриджман «Королева разбойников»

Бошар «Египетские танцы»

Гарем в той форме, в которой он существовал в Османской империи, вовсе не предписан Кораном, а является развитием древних турецких традиций с учетом ислама. Султанский гарем пополнялся за счет захваченных на войне пленниц или купленных на базаре рабынь. Народы многих подвластных туркам народов могли и добровольно высылать красавиц для гарема в качестве дани. В конце XIX-XX вв. поэтесса Лейла Саз, которая происходила из знатного турецкого рода, рассказала в своих воспоминаниях: «Некоторые черкесские женщины специально растили своих дочерей в роскоши и богатстве для того, чтобы подготовить их к будущей жизни в гареме падишаха». Обычно возраст молодых рабынь составлял 12-14 лет. Их отбирали не только по красоте и здоровью, но и по уму: «дурочек» не брали, ведь султану был нужна не просто женщина, но и собеседница. Поступившие в гарем проходили двухгодичное обучение под руководством кальф (от турецкого kalfa — «начальник») — старых опытных рабынь, помнящих ещё дедов царствующих султанов. Девушкам преподавали Коран (все попавшие в гарем принимали ислам), танцы, игру на музыкальных инструментах, изящную словесность (многие одалиски писали хорошие стихи), каллиграфию, искусство беседы и рукоделие. Особо стоит сказать о придворном этикете: каждая рабыня должна была знать, как наливать своему господину розовую воду, как подносить ему туфли, подавать кофе или сладости, набивать трубку или надевать халат».

Энгр «Одалиска с рабыней»

Жером «Горячие бани»

Жером «Мавританская баня»

Так что в одном западные путешественники были правы — в султанском дворце действительно были собраны лучшие женщины империи. Правда, лишь немногие из обитательниц гарема хотя бы раз видели султана. Большинство были просто рабынями-одалисками (от турецкого «одалык» — «горничная») и находились на самой нижней ступеньке гаремной иерархии, в услужении у других обитательниц. Только если девушка выделялась особенной красотой или другими талантами, у нее был шанс подняться выше. Прочие выполняли различные хозяйственные роли, а через несколько лет пребывания в гареме тем из них, кто не получал никакого поста, разрешалось покинуть гарем и выйти замуж. «Выпускницы» султанского гарема высоко ценились в империи за образованность и всестороннюю подготовку, а получить от султана в подарок одалиску с приданым, особенно ещё не побывавшую в царской постели, было невероятно высокой честью. Тех девушек, которые не отличались ни высокой успеваемостью, ни хозяйственными талантами, могли выдать замуж и до истечения отведенного срока. Расположенная в том же дворце школа для мальчиков готовила сыновей благородных родов к исполнению различных государственных должностей, и выпускники нередко получали перед отбытием в дальний уголок империи такую одалиску-недоучку в качестве первой жены.

Ван Лоо «Женщины гарема и их слуги»

Ренуал «Одалиска»

Ж.Ф. Портал «Бусы»

Если девушку считали достойной нахождения в присутствии султана, для нее открывались новые перспективы. Следующим шагом вверх было привлечь внимание султана и получить приглашение разделить с ним ложе. С этого момента наложница султана именовалась «икбаль» («осчастливленная») и немедленно получала персональную комнату и прислугу как знак нового статуса. В период расцвета Османской империи количество потенциальных наложниц в гареме исчислялось сотнями, а по некоторым источникам и превосходило тысячу, так что султан мог позволить себе видеться с большинством наложниц только по одному разу, и этот раз был единственным шансом для дальнейшего «карьерного роста» — рождения ребенка царского рода.

Э.Делакруа «Алжирские женщины»

Ж.Ф. Портал «Женщина»

Если у наложницы рождался сын, то она вступала в ряды элиты гарема и именовалась «хасеки кадын» или даже «хасеки султана». Фактически хасеки кадын являлись полноправными женами султана, хотя этот факт редко регистрировался официально. Выше них в женской иерархии гарема, да и империи в целом был только один человек: мать монарха, валиде султан. Валиде султан была, фактически, правительницей гарема и заведовала всей его жизнью, но этим ее власть не ограничивалась, ведь империей правил ее родной сын. Не имея формальной власти, валиде султан могла негласно быть в курсе важнейших дел в стране и оказывать значительное влияние как через прямое нашептывание на ухо султану, так и в обход монарха, подкупая, убеждая, запугивая или даже устраняя государственных мужей и глав церкви. Фигура валиде султан, королевы-матери, внушала страх и уважение далеко за пределами гарема и дворца.

Но, согласитесь, образ женщины, стоящей у руля империи, резко расходится с тем образом томной полуобнаженной красавицы, который популяризировали ориенталисты. Гарем, вопреки репутации, был вовсе не домом плотских утех, а кадетским корпусом и важной частью государственного устройства. Жительницы гаремов не проводили дни в неге, а делали ощутимую карьеру в своей области. Пусть они никогда напрямую не мерялись силами с мужчинами, но их власть и влияние были ничуть не меньше.

Ж.Ф. Портал «Красавица»

Ж.Ф. Портал «Женщина»

Но женщины составляли не все население гарема. В покоях султана были должности, на которые женщины не подходили. От них, например, никто не ожидал бы выполнения сторожевых обязанностей или тяжелой физической работы. Вместе с тем, очевидно, султан должен был оставаться единственным мужчиной, вхожим в гарем. Для разрешения этого противоречия во дворце параллельно с армией рабынь-наложниц существовала армия рабов-евнухов.

Жером «Кормление голубей»

Жером «Умывание»

Ф. Балессио «Одалиска»

Как и рабынь для гарема, евнухов покупали на рынках у купцов, причем уже в «готовом» виде, так как ислам запрещал кастрировать рабов. Выше всех ценились чернокожие евнухи. Они, как правило, были лишены всякой способности к размножению еще в детстве, и поэтому допускались до службы во внутренних помещениях гарема. Самым старшим из них был Кызлар Ага («заведующий девами»), в чью ответственность входила охрана женского населения гарема и присмотр за всеми служанками и наложницами. Белые евнухи, попадавшие во дворец, не всегда были полностью лишены пола, а некоторые даже могли становиться отцами, поэтому им доверялась только охрана гарема, отсюда и название должности старшего из них — Капы Ага («заведующий дверью»). Считалось, что евнухи, не являясь ни свободными людьми, ни мужчинами, лишены мирских привязанностей и потому верны только своему хозяину. Тем не менее, евнухи часто преследовали свои интересы и были замешаны в самых грязных дворцовых и государственных интригах.

Энгр «Одалиска с рабыней»

Энгр «Восточная красавица»

Эдвард Сах «Дочь шейха»

Реальное фото гарема Насер-ад-Дина Шаха Каджара  Середина 1870-х гг.

Но всего этого не знали и не могли знать ориенталисты, вернее их назвать экзотисты. В их гаремных картинах часто царствует покой, не предполагающий никаких страстей. Жены и одалиски (пленницы или рабыни), евнухи, чернокожие слуги совершенно безмятежны; они обычно возлежат или купаются в бассейне; это всего лишь мир фантазий мельчающего европейского человека мужского пола, для которого гарем является пространство абсолютной сексуальной свободы, полной власти мужчины над женщиной.

Церазь Биссеу «Гарем в парке»

www.livemaster.ru

Картины с восточными красавицами (фото)

восточные_красавицы.jpg

Восточные красавицы интересуют мужчин не только экзотикой, но и тем, что они, как считается, виртуально владеют искусством соблазнения. При этом "восточная красавица" - понятие весьма размытое. Сюда относятся девушки из арабских стран, Индии, Пакистана, Кавказа, Азии. Как видите, "география их обитания" разнообразна.Женщины Востока умеют привлекать внимание мужчин своей грацией. Искусству танца их обучают с самого детства, поэтому к совершеннолетию они владеют им превосходно.

Неслучайно танец живота, покоривший сердца европеек, пришел именно с Востока. Кроме того, восточные девушки активно пользуются ароматическими маслами. Для того чтобы поддержать кожу в тонусе и выглядеть более соблазнительно, на Востоке зародилась традиция купаться в молоке ослиц, принимать ванну с розами, фиалками и другими травами. Большое внимание восточные красавицы уделяют качеству волос, локоны их поистине густые, шелковые, блестящие.

Также восточные красавицы соблюдают этикет общения с сильным полом. Считается хорошим тоном умело провести чайную или кофейную церемонию, красиво преподнести любимому чашу с фруктами и кальян, а в то время, когда он вкушает угощения, девушка развлекает его экзотическими танцами.

Множество художников практически со всех континентов так или иначе обращались к восточной теме. Когда-то было модно рисовать экзотических красоток, однако и сегодня картины, изображающие танцующих гурий, считаются классикой и пользуются заслуженным спросом.

Приглашаем вас посмотреть картины с восточными красавицами, которые были созданы великими художниками на протяжении нескольких последних столетий. Менялась мода, однако неизменным оставалось стремление красоток подчеркнуть свою женственность, соблазнительность, романтичность натуры.

Интересно, что в последнее время возникает еще одно модное течение. Европейские девушки активно перенимают опыт соблазнения у восточных женщин. Сюда входит умение двигаться, танцевать, общаться, чтобы поддерживать интерес собеседника, ухаживать за собой с помощью масок из меда, молока, изюма, кофе, эфирных масел, сухофруктов.

Для вас представлена лучшая галерея с картинами восточных красавиц.

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

восточные_красавицы.jpg

Английский для всех уровней на www.yes-english.ru

Больше интересного...

А еще есть вот что...

www.fabishek.com

Восточная живопись: искусство понимать символы

восточная живописьЕсли Запад всегда стремился познать и покорить природу, то Восток видел задачу человека в сохранении тайны мироздания, о которой можно говорить лишь символами и намеками. Этот подход нашел отражение и в традиционной восточной живописи, которая представляла собой не просто видение художником окружающего мира, а воплощение целого комплекса философских идей.

Китайская картина

восточная живописьКитайская национальная живопись - это совершенно уникальное явление, которое европейцу зачастую понять довольно сложно. Даже материалы для создания картин разительно отличаются от традиционного холста, акварели или масла - как правило, это шелк, тонкая бумага из бамбукового волокна (на ней писались картины-свитки, хранившиеся в изящных ларцах), минеральные или растительные краски. Многие произведения выполнены черной тушью, основоположником этого течения в живописи стал знаменитый художник, музыкант и поэт Ван Вэй.

На китайских картинах не увидеть объемов и глубины, они линейные, но при этом тонкие, изысканные, создающие ощущение простора и бесконечности. Традиционная живопись Поднебесной представлена определенными жанрами, это «цветы и птицы», анималистика, «горы и вода», портрет. Каждая деталь изображения наделяется особым смыслом. Так, например, горы - олицетворение мужского начала ян, тогда как вода считалась воплощением женского начала инь, из их единения и возникает Вселенная. Изображение человека, как правило, теряется на фоне грандиозных ландшафтов, это символизирует беспомощность людей перед силами природы (в отличие от европейской традиции, которая сосредотачивалась на внутреннем мире человека).

Особое внимание китайские художники уделяли деревьям. Сосна считалась олицетворением стойкости и сдержанности, ива - красоты и гибкости, бамбук служил воплощением высоких моральных качеств, а дикая слива мэйхуа - кристальной чистоты помыслов. Язык символов и иносказаний - это основа всего традиционного китайского искусства.

Японская живопись

восточная живописьИсторически в японской живописи сложилось несколько школ. Суибокуга (другое название суми-э) - это монохромные картины, написанные тушью на шелке или тонкой рисовой бумаге. Основателями этого направления стали буддистские монахи, для которых нанесение черно-белого изображения на ткань было своеобразной духовной дисциплиной, средством медитации и размышлений, поэтому особое внимание уделялось не внешней форме каждого объекта, а его внутреннему содержанию.

Еще одно направление японской живописи - ямато-э, яркие картины, изображающие литературные или исторические сюжеты. Это было светское искусство (в отличие от суми-э), именно в таком стиле расписывались императорские дворцы и дома знати. Особое место в стилистике ямато-э отводилось временам года, которые символизировались с помощью изображения растений. Так, орхидея олицетворяла весну, слива - зиму, бамбук - лето, а хризантема - осень. Наиболее яркие представители этой школы - Фудзивара Таканобу и Фудзивара Нобудзанэ (XII-XIII века).

Техника японской гравюры носит название укие-э, наибольшего расцвета она достигла в XVIII веке. Первоначально это были исключительно черно-белые изображения, позже их стали подкрашивать красным цветом. Японская гравюра отличается изысканностью, большим вниманием к деталям - как художественным, так и техническим, однако это не помешало ей стать самым доступным видом национального изобразительного искусства. Основателем школы укие-э считается Моронобу Хисикава.

Каллиграфия

Одним из видов восточной живописи называют каллиграфию - искусство изображения слова на шелке или бумаге. Возникла она в Китае, где красивое написание иероглифов было возведено в культ, а затем пришла в Японию. Неслучайно живопись обеих стран во время своего зарождения казалась очень каллиграфичной, ведь она создавалась по тем же правилам.

Достоинства почерка считались на Востоке не просто свидетельством терпения и аккуратности, но и отражением духовного мира человека, его высоких моральных качеств, поскольку, по убеждению художников, кисть выступала способом выражения своих чувств - умиротворенности, гнева, радости или тревоги. Поэтому каллиграфия рассматривалась не просто как умение воспроизводить иероглифы, а как настоящее искусство жить в гармонии с окружающим миром.

Арабское письмо

До высшей степени совершенства каллиграфия была доведена в арабских странах. Ислам запрещает изображение людей и животных, поэтому художники переписывали Коран, стараясь сделать это красиво и затейливо, оформив страницы изысканной вязью букв и орнаментов. Позже этот стиль письма был перенесен из духовных книг в светские, а затем - на бытовые предметы, вазы, ткани, ковры.

Именно арабскими живописцами был придуман уникальный метод «муссана», когда одна половина текста была отражением второй. Иногда текст (например, изречение из Корана) расписывался в форме минарета, птицы или дерева. Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и медресе (духовном училище), однако стать настоящим мастером этого тонкого искусства мог лишь истинный художник.

Дарья Цветкова

Статьи по теме

www.luxemag.ru


Смотрите также