Эпоха Возрождения. Возрождение картина


Эпоха Возрождения — Artrue

Краткий путеводитель по идеям эпохи европейского Возрождения.

Ренессанс

История и особенности

В течение двухсот лет Европа стала свидетелем удивительного возрождения живописи, скульптуры и архитектуры, эпицентром которого стала Италия. Понятие «эпоха Возрождения» появилось в 19-ом веке благодаря трудам историка Мишле и профессора истории искусств Якоба Буркхарда.

Характеристика

Итальянский Ренессанс восстановил западное искусство в соответствии с принципами классического греческого искусства, особенно в области скульптуры и живописи. С начала 14-го века, в поисках нового набора художественных ценностей и ответа готическому стилю, итальянские мастера и мыслители стали вдохновляться идеями античных Греции и Рима, что прекрасно гармонировало с их желанием создать универсальный и благородный вид искусства и выразить настроение того времени.

Сотворение Адама. Микеланджело.Сотворение Адама. Микеланджело.Сотворение Адама

Гуманизм

Прежде всего, искусство того времени было обусловлено философским понятием «гуманизм», основанном на имеющихся достижениях (например, демократических).

В изобразительном искусстве гуманизм выступает за:

  • Создание уникальной композиции вместо стереотипных и символических образов.
  • Больший реализм и внимание к деталям, что нашло отражения в развитии теорий линейной перспективы. Этот подход объясняет и почитание классических скульптур, и выход из моды византийских работ.
  • Упор на развитие и продвижение добродетельного действия. Ведущий теоретик искусств того времени Альберти (1404-1472) заявлял, что «счастье не может быть достигнуто без добрых, справедливых и праведных дел».

Причины

До сих пор неясно, что послужило причиной такого изменения в искусстве. Хотя темные века для Европы закончились и христианская церковь в 12-13 веке испытала перерождение, в 14-ом веке случились серьезные проблемы с урожаями, эпидемия чумы и война Англии с Францией. Поэтому причиной прорыва в творчестве, безусловно, послужил целый ряд факторов и исторических событий.

Положительные тенденции развития наблюдаются в то время в Италии. Венеция и Генуя богатели на торговле с Востоком, а Флоренция стала центром ювелирного искусства, производства шерсти и шелка. Процветание постепенно приходит и в Северную Европу, о чем свидетельствует создание союза Ганзы.

Распространению новых идей способствует изобретение книгопечатания, что, в некоторой степени, отражает нетерпение из-за медленного прогресса после тысячи лет культурного и интеллектуального голода, стремление к повторному рождению.

Весна. Боттичелли.Весна. Боттичелли.Весна. Боттичелли.

Слабость церкви

Шаткое положение церкви дало дополнительный импульс к развития. Это приводит к подъему гуманистических воззрений и побуждает духовенство к украшению храмов и церквей, сотрудничеству с архитекторами и скульпторами. Реакция на подобное изменение, известная как контрреформация, продлилась до конца шестнадцатого века.

Развитие

Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий. Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии. Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру. Мастера изобразительных искусств демонстрируют свое собственное стремление к новым методам и знаниям. По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей.

Благовещание. Вазари.Благовещание. Вазари. Благовещание. Вазари.

Эпицентр

В дополнение к статусу самой богатой торговой нации, Италия имела в своем распоряжении огромное число классических работ и артефактов. Примеры римской архитектуры и скульптуры, а также древнегреческие работы находились почти в каждом городе страны. Кроме того, падение Константинополя – столицы Византийской империи – заставило многих греческих ученых эмигрировать Италию, вместе со своими классическими идеями и важными текстами. Все эти факторы объясняют, почему именно эта страна стала центром европейского Возрождения.

Тайная вечеря. Леонардо.Тайная вечеря. Леонардо.Тайная вечеря. Леонардо.

В Испании

В 1492 году завершилась реконкиста – освободительная борьба испанцев с арабами, длившаяся на протяжении восьмисот лет. Став независимой, Испания к началу XVI столетия завоевала Новый Свет, часть Италии и Нидерланды и за сто лет превратилась в богатейшее государство. Испанская культура XV века, отличаясь стойкой зависимостью от средневековых религиозных канонов, долгое время была закрытой для ренессансного мировоззрения. Глубокая религиозность, преданность идеям католической веры, воспитанная веками борьбы с завоевателями-мусульманами, стала одной из главных особенностей испанского национального характера, самобытно и ярко отразившегося в искусстве.

В XVI веке в испанской живописи начинаются процессы, свидетельствующие о формировании национального стиля. Колоссальные богатства, в XV веке текущие в страну из колоний, были исчерпаны; с экономическими трудностями пришли мрачные времена государственного и церковного террора. Этот трудный период в испанской истории вместе с тем стал и началом её культурного возрождения. Пожалуй, наиболее ярко противоречия эпохи отразились в творчестве одного из самых значительных мастеров середины XVI столетия Луиса де Моралеса, работавшего в провинции Эстремадура. В трагических, экзальтированные образах святых, созданных художником в традициях национальной религиозной живописи, ощущается влияние стиля Леонардо да Винчи, творчество которого было хорошо известно в Испании по многочисленным гравюрам с картин гениального итальянца.

В Англии

Английское искусство даже в XVIII веке было мало известно европейцам. Россия была едва ли ни единственной страной, где английскую культуру знали и уважали. Специфика развития английского искусства такова, что начиная с эпохи становления в XVI веке портрет считался ведущим жанром. Черты национального Возрождения проявляются в культуре Англии довольно поздно, во второй половине XVI столетия. Однако гениальные художники, равные по уровню великому Шекспиру, философам Бекону и Мору, в стране не появились. В течение долгого времени живопись не занимала в культуре Британии ведущее место. Начальный этап развития национальной живописи связан с прибытием в Лондон в 1526 году великого немецкого портретиста Гольбейна Младшего, приглашенного королем Генрихом VII. Гольбейн прожил к Англии более десяти лет, и созданные им шедевры портретного искусства стали яркой, но недосягаемой школой мастерства для его английских последователей. Подлинный расцвет английской живописи наступил лишь в середине XVIII века.

Мертвый Христос в гробу. Ганс Гольбейн.Мертвый Христос в гробу. Ганс Гольбейн.Мертвый Христос в гробу. Ганс Гольбейн.

Этапы

В Италии и Испании

  1. 1280-1400 – Прото-Ренессанс.
  2. 1400-1490 – раннее Возрождение.
  3. 1490-1530 – Высокое Возрождение.
  4. 1530-1600 – Маньеризм.

Северная Европа

1400-1600 – Северное Возрождение.

Влияние Возрождения

Развитие живописных техник приводят к созданию новых художественных методов и улучшению старых. Подъем наблюдается в создании линейной перспективы и ракурса. Возникает квадратура – метод настенной живописи, дополняющий и расширяющий архитектурные особенности помещений. Знаковым приемом эпохи становится техника сфумато, примененная Леонардо да Винчи при работе над Моной Лизой.

Мона Лиза. Леонардо.Мона Лиза. Леонардо. Мона Лиза

В Северной Европе ренессанс характеризуется достижениями в представлении света, его распространения и отражения, что находит отражение в портретной живописи и натюрмортах. Связано это отчасти с тем, что большинство художников северного Возрождения использовали масляные краски в начале 15-го века, предпочитая их темпере или фреске, которые (по многим причинам, в том числе климатическим) все еще являлись предпочтительными и популярными в Италии.

В религиозном искусстве того времени доминирует изображение апостолов и членов Святого Семейства, которые изображаются как живые люди. Их позы и окружение выражают реальные человеческие эмоции. Также пользуются популярностью сюжеты и истории из классической мифологии, иллюстрирующие идеи гуманизма.

Вознесение Девы Марии. Тициан.Вознесение Девы Марии. Тициан. Вознесение Девы Марии. Тициан.

Стоит отметить и то, что статус профессии художников и скульпторов переходит на новый уровень, ведь теперь создание картин и скульптур требует мыслительных подготовки и серьезной техники.

Галереи

Следующие итальянские галереи имеют значительные коллекции картин или скульптур эпохи Возрождения:

  • Галерея Уффици.
  • Дворец Питти.
  • Музеи Ватикана.
  • Галерея Дориа-Памфили.
  • Каподимонте музей.
  • Музей Изабеллы Стюарт Гарднер.

Заключение

Основной вклад итальянского Возрождения в историю искусства можно обозначить как продвижение классических античных идеалов, что вылилось в классическое развитие западной живописи и скульптуры. Хотя современные художники и исследуют новые формы искусства, для запада основной моделью остается греческая античность и ее интерпретация в виде Ренессанса.

Лаокоон. Эль Греко.Лаокоон. Эль Греко.Лаокоон. Эль Греко.

artrue.ru

Венецианское Возрождение

венецианское возрождение Венецианское Возрождение представляет собой обособленную своеобразную часть общеитальянского Возрождения. Оно здесь началось позже, но продлилось гораздо дольше. Роль античных традиций в Венеции была наименьшей, а связь с последующим развитием европейской живописи — наиболее прямой. В Венеции господствовала живопись, которая характеризовалась яркими, насыщенными и радостными цветами.

Эпоха Высокого Возрождения ( на итальянском языке звучит как » Чинквеченто») в Венеции заняла почти весь XVI век. Многие выдающиеся художники писали в свободной и жизнерадостной манере Венецианского Возрождения.

Художник Джованни Беллини стал представителем переходного периода от Раннего Возрождения к Высокому. Его перу принадлежит известная картина » Озерная Мадонна» — прекрасное живописное произведение, воплощающее грезы о золотом веке или земном рае.

 

Джованни Беллини " Озерная мадонна"Джованни Беллини » Озерная мадонна»

 

Ученик Джованни Беллини, художник Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Его полотно » Спящая Венера» — одно из самых поэтичных изображений обнаженного тела в мировом искусстве. Это произведение является еще одним воплощением мечты о простодушных, счастливых и невинных людях, которые живут в полной гармонии с природой.

 

Джорджоне " Спящая Венера" Джорджоне » Спящая Венера»

 

В Государственном Музее Эрмитаже находится картина » Юдифь», которая тоже принадлежит кисти Джорджоне. Это произведение стало ярким примером достижения объемного изображения не только с помощью светотени, но и использованием приема градации света.

 

Джорджоне " Юдифь" Джорджоне » Юдифь»

 

Самым типичным художником Венеции можно считать Паоло Веронезе. Его масштабные, многофигурные композиции  посвящены изображению пышных обедов в венецианских палаццо с музыкантами, шутами и собаками. В них нет ничего религиозного. » Тайная вечеря» — это изображение красоты мира в бесхитростных земных проявлениях и восхищение совершенством прекрасной плоти.

 

Паоло Веронезе " Тайная вечеря" Паоло Веронезе » Тайная вечеря»

 

Творчество Тициана

Эволюция венецианской живописи Чинквеченто отразилась в творчество Тициана, который сначала работал совместно с Джорджоне и был близок ему. Это отразилось в творческой манере живописца в произведениях » Любовь небесная и  Любовь земная», » Флора». Женские образы Тициана — это сама природа, сияющая вечной красотой.

 

Тициан " Любовь земная и Любовь небесная" ( 1514 год) Тициан » Любовь земная и Любовь небесная» ( 1514 год)

 

Тициан Вечеллио — король живописцев. Ему принадлежат многочисленные открытия в области живописи, среди которых можно назвать богатство колорита, цветную лепку, оригинальные формы и использование нюансов красок. Вклад Тициана в искусство Венецианского Возрождения огромен, он оказал большое влияние на мастерство живописцев последующего периода.

 

Тициан " Флора" ( 1515 - 1517 годы) Тициан » Флора» ( 1515 — 1517 годы)

 

Поздний Тициан уже близок к художественному языку Веласкеса и Рембранта : соотношения тонов, пятна, динамичность мазка, фактура красочной поверхности. Венецианцы и Тициан заменили господство линии преимуществами цветового массива.

 

Тициан Вечеллио " Автопортрет" ( около 1567 года) Тициан Вечеллио » Автопортрет» ( около 1567 года)

 

Живописная техника Тицина поражает и в наши дни, потому что представляет собой месиво из красок. В руках художника краски были своего рода глиной, из которой живописец лепил свои произведения. Известно, что к концу жизни Тициан писал свои полотна с помощью пальцев. так что данное сравнение является более чем уместным.

 

Тициан " Динарий кесаря" ( около 1516 года) Тициан » Динарий кесаря» ( около 1516 года)

 

Картины Тициана Вечеллио

Среди живописных произведений Тициана можно назвать следующие:

 

венецианское возрождение

 

  • » Вакх и Ариадна»

 

венецианское возрождение

 

  • » Венера Урбинская»

 

венецианское возрождение

 

  • » Портрет папы Павла III»

 

венецианское возрождение

 

  • » Портрет Лавинии»

 

венецианское возрождение

 

  • » Венера перед зеркалом»

 

венецианское возрождение

 

  • » Кающаяся Магдалина»

 

венецианское возрождение

 

  • » Святой Себастьян»

 

венецианское возрождение

 

Живописность и чувство объемной формы у Тициана находятся в полном равновесии. Его фигуры полны ощущения жизни и движения. Новизна композиционного приема, необычный колорит, свободные мазки являются отличительной особенностью живописи Тициана. В его творчестве воплотились лучшие черты Венецианской школы эпохи Возрождения.

 

Тициан " Венера и Адонис" ( 1553 - 1554 годы) Тициан » Венера и Адонис» ( 1553 — 1554 годы)

 

Характерные черты живописи Венецианского Возрождения

Последний корифей венецианского Чинквеченто — это художник Тинторетто. Известны его картины » Битва архангела Михаила с сатаной» и » Тайная вечеря». Изобразительное искусство воплотило Ренессансное представление об идеале, веру в могущество разума, мечту о прекрасном, сильном человеке, гармонично развитой личности.

 

Якопо Тинторетто " Битва архангела Михаила с сатаной" Якопо Тинторетто » Битва архангела Михаила с сатаной» ( 1590 год)

 

Якопо Тинторетто " Распятие" Якопо Тинторетто » Распятие»

 

Художественные произведения создавались на традиционные религиозно — мифологические сюжеты. Благодаря этому современность возводилась в ранг вечности, таким образом утверждая богоподобность реального человека. Основными принципами изображения в этот период стали подражание природе и реальность персонажей. Картина  — это своего рода окно в мир, потому что художник изображает на ней то, что видел в реальности.

 

Якопо Тинторетто " Тайная вечеря" Якопо Тинторетто » Тайная вечеря»

 

Искусство живописи опиралось на достижения различных наук. Живописцы успешно осваивали перспективное изображение. В этот период творчество стало персональным. Все большее развитие получают произведения станкового искусства.

 

Якопо Тинторетто " Рай" Якопо Тинторетто » Рай»

 

В живописи складывается жанровая система, которая включает в себя следующие жанры:

  • религиозно — мифологический;
  • исторический;
  • бытовой пейзаж;
  • портрет.

В этот период также появляется гравюра, и важную роль играет рисунок. Произведения искусства ценятся сами по себе, как художественное явление. Одним из самых главных ощущений при их восприятии становится наслаждение. Качественные репродукции картин эпохи Венецианского Возрождения станут прекрасным дополнением интерьера в стиле барокко.

 

Тициан " Венера с музыкантом" ( 1548 год) Тициан » Венера с музыкантом» ( 1548 год)

 

design-fly.ru

Ренессанс: живопись. Эпоха Возрождения: особенности культуры и искусства

Живопись эпохи Возрождения составляет золотой фонд не только европейского, но и мирового искусства. Период Ренессанса пришел на смену темному Средневековью, подчиненному до мозга костей церковным канонам, и предшествовал последующему Просвещению и Новому времени.

Ренессанс: живопись. Эпоха Возрождения: особенности культуры и искусства

Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны. Эпоха культурного расцвета, как ее принято называть, началась в Италии в XIV в., а уже затем распространилась по всей Европе и достигла своего апогея к концу XV века. Историки делят данный период в искусстве на четыре этапа: Проторенессан, раннее, высокое и позднее Возрождение. Особую ценность и интерес представляет, безусловно, итальянская живопись эпохи Возрождения, однако не стоит упускать из внимания и французских, немецких, нидерландских мастеров. Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье.

Проторенессанс

Период Проторенессанса длился со второй половины XIII в. по XIV в. Он тесно связан со Средневековьем, в поздний этап которого зародился. Проторенессанс является предшественником Возрождения и сочетает в себе византийские, романские и готические традиции. Раньше всего веяния новой эпохи проявились в скульптуре, а уже затем в живописи. Последняя была представлена двумя школами Сиены и Флоренции.

Ренессанс: живопись. Эпоха Возрождения: особенности культуры и искусства

Главной фигурой периода был художник и архитектор Джотто ди Бондоне. Представитель флорентийской школы живописи стал реформатором. Он наметил путь, по которому она далее развивалась. Особенности живописи эпохи Возрождения берут начало именно в этот период. Принято считать, что у Джотто получилось преодолеть в своих работах общий для Византии и Италии стиль иконописи. Он сделал пространство не двухмерным, а трехмерным, используя для создания иллюзии глубины светотень. На фото картина «Поцелуй Иуды».

Представители флорентийской школы стояли у истоков эпохи Возрождения и делали все, чтобы вывести живопись из продолжительного средневекового застоя.

Период Проторенессанса разделился на две части: до и после его смерти. До 1337 года работают самые яркие мастера и происходят важнейшие открытия. После Италию накрывает эпидемия чумы.

Живопись эпохи Возрождения: кратко о раннем периоде

Раннее Возрождение охватывает период продолжительностью 80 лет: с 1420 г. по 1500 г. В это время оно еще не окончательно отходит от прошлых традиций и по-прежнему связано с искусством Средневековья. Однако уже чувствуется дыхание новых тенденций, мастера начинают чаще обращаться к элементам классической древности. В конечном итоге художники полностью бросают средневековый стиль и начинают смело пользоваться лучшими образцами античной культуры. Отметим, что процесс шел довольно медленно, шаг за шагом.

Яркие представители раннего Возрождения

Ренессанс: живопись. Эпоха Возрождения: особенности культуры и искусства

Творчество итальянского художника Пьеро дела Франческа полностью принадлежит к периоду раннего Возрождения. Его произведения отличает благородство, величественная красота и гармония, точность перспективы, мягкая цветовая гамма, наполненная светом. В последние годы жизни помимо живописи он углубленно изучал математику и даже написал два собственных трактата. Его учеником был еще один известный живописец, Луки Синьорелли, а стиль отразился на работах многих умбрийских мастеров. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской».

Доменико Гирландайо – это еще один яркий представитель флорентийской школы живописи эпохи Возрождения раннего периода. Он являлся основателем известной художественной династии и главой мастерской, где начинал юный Микеланджело. Гирландайо был знаменитым и успешным мастером, занимавшимся не только фресковыми росписями (капелла Торнабуони, Сикстинская), но и станочной живописью («Поклонение волхвов», «Рождество», «Старик с внуком», «Портрет Джованны Торнабуони» - на фото ниже).

Ренессанс: живопись. Эпоха Возрождения: особенности культуры и искусства

Высокое Возрождение

Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции. Связано это с восхождением на папский престол честолюбивого, предприимчивого Юлия II, который привлек к своему двору самых лучших художников Италии. Рим стал чем-то вроде Афин во времена Перикла и переживал невероятный подъем и строительный бум. При этом наблюдается гармония между отраслями искусства: скульптура, архитектура и живопись. Эпоха Возрождения объединила их. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя.

Ренессанс: живопись. Эпоха Возрождения: особенности культуры и искусства

Античность изучается в период Высокого Возрождения более основательно и воспроизводится с максимальной точностью, строгостью и последовательностью. Достоинство и спокойствие заменяют кокетливую красоту, а средневековые традиции забываются совершенно. Вершину Ренессанса знаменует творчество трех величайших итальянских мастеров: Рафаэль Санти (картина «Донна Велата» на изображении выше), Микеланджело и Леонардо да Винчи («Мона Лиза» - на первом фото).

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение охватывает в Италии период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусствоведы и историки сводят произведения этого времени к общему знаменателю с большой долей условности. Южная Европа находилась под влиянием восторжествовавшей в ней Контрреформации, которая с большой опаской воспринимала всякое свободомыслие, в том числе и произошедшее воскрешение идеалов античности.

Во Флоренции наблюдалось доминирование маньеризма, характеризующегося надуманностью цветов и изломанными линиями. Впрочем в Парму, где трудился Корреджо, он добрался только после смерти мастера. Свой путь развития имела венецианская живопись эпохи Возрождения позднего периода. Работавшие там до 1570-х годов Палладио и Тициан являются его ярчайшими представителями. Их творчество не имело ничего общего с новыми веяниями в Риме и Флоренции.

Северное Возрождение

Данный термин используется для характеристики эпохи Возрождения во всей Европе, находившейся за пределами Италии в целом и в частности в германоязычных странах. Оно имеет ряд особенностей. Северное Возрождение не было однородным и в каждой стране характеризовалось специфическими чертами. Искусствоведы разделяют его на несколько направлений: французское, немецкое, нидерландское, испанское, польское, английское и т. д.

Пробуждение Европы шло двумя путями: развитие и распространение гуманистического светского мировоззрения, и развитие идей обновления религиозных традиций. Оба они соприкасались, иногда сливались, но в тоже время были антагонистами. Италия выбрала первый путь, а Северная Европа – второй.

На искусство севера, в т. ч. живопись, эпоха Возрождения практически не оказывала никакого влияния вплоть до 1450 г. С 1500 г. она распространилась по всему континенту, однако в некоторых местах влияние поздней готики сохранилось вплоть до наступления барокко.

Северное Возрождение характеризуется значительным влиянием готического стиля, менее пристальным вниманием к изучению античности и анатомии человека, детализированной и тщательной техникой письма. Важное идеологическое влияние на него оказала Реформация.

Французское Северное Возрождение

Ренессанс: живопись. Эпоха Возрождения: особенности культуры и искусства

Наиболее близкой к итальянской является французская живопись. Эпоха Возрождения для культуры Франции стала важным этапом. В это время активно укрепляется монархия и буржуазные отношения, религиозные идеи Средневековья отходят на второй план, уступая место гуманистическим тенденциям. Представители: Франсуа Кенель, Жан Фуке (на фото фрагмент "Меленского диптиха" мастера), Жан Клуз, Жан Гужон, Марк Дюваль, Франсуа Клуэ.

Немецкое и голландское Северное Возрождение

Выдающиеся работы Северного Возрождения созданы немецкими и фламандо-голландскими мастерами. Существенную роль в этих странах по-прежнему играла религия, и она сильно влияла на живопись. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. В отличие от произведения итальянских мастеров художники этих стран человека не ставили в центр вселенной. На протяжении практически всего XV в. они изображали его в стиле готики: легким и бесплотным. Наиболее яркими представителями голландского Ренессанса являются Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк, Роберт Кампен, Гуго ван дер Гус, немецкого – Альберт Дюрер, Лукас Кранах старший, Ганс Гольбейн, Маттиас Грюневальд.

Ренессанс: живопись. Эпоха Возрождения: особенности культуры и искусства

На фото автопортерет А. Дюрера 1498 г.

Несмотря на то что работы северных мастеров значительно отличаются от произведений итальянских живописцев, они в любом случае признаны бесценными экспонатами изобразительного искусства.

Живописи эпохи Возрождения, как и всей культуре в целом, свойственен светский характер, гуманизм и так называемый антропоцентризм, или, иными словами, первостепенный интерес к человеку и его деятельности. В этот период случился настоящий расцвет интереса к античному искусству, и произошло его возрождение. Эпоха подарила миру целую плеяду гениальных скульпторов, архитекторов, писателей, поэтов и художников. Никогда до этого и после культурный расцвет не носил столь массовый характер.

Источник

www.obovsyom.ru


Смотрите также