История одного шедевра: «Впечатление. Восходящее солнца» Моне. Впечатление картина


"Впечатление" Клода Моне. Главная картина импрессионизма.

Клод Моне Впечатление

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 13 ноября 1872 г. 7 часов 35 мин утра. Музей Морматтен-Моне, Париж

Если вы любите импрессионизм, вы обязаны знать картину, благодаря которой это направление в живописи получило свое название. Это картина “Впечатление. Восход солнца”, на которой изображен порт города Гавр (Франция).

Конечно, и до Моне техника импрессионизма встречалась на полотнах других художников. Например, Гойя нарисовал свою Молочницу из Бордо в этой технике. Однако название она получила именно благодаря картине Моне “Впечатление”.

Выставка, вошедшая навсегда в историю живописи

Клод Моне выставил эту картину наряду с другими художниками (Ренуар, Дега, Мане, Моризо и др.) на организованной им же выставке в 1874 году.

Картины настолько не вписывались в представления о классической живописи у публики 19 века, что та ехидно отмечала, что “в наброске для комнатных обоев и то больше законченности, чем в этом морском пейзаже” или “теперь пишут, как видят: даже не подготавливают холстов”. В общем, это была обычная негативная реакция людей на нечто совершенно новое и нестандартное.

На этой же выставке Моне показал свою знаменитую картину “Бульвар Капуцинок”. О ней читайте в статье “Необычные факты о “Бульваре Капуцинок Клода Моне”.

Журналист Луи Леруа, написав саркастичный отзыв о выставке, назвал представленных на ней художников “впечатленцами” как раз по названию картины Моне “Впечатление”. По-французски “впечатление” будет impression. Так что в русском языке название закрепилось на иностранный манер – импрессионисты.

Тогда такое сравнение публике показалось смешным и запоминающимся – оно так и закрепилось за подобной техникой в живописи.

Загадочная дата создания

Теперь вернемся на 2 года назад, когда Моне писал эту картину. Я обратила внимание, что в интернете в большинстве источников указывается дата написания картины “1872-1873 гг.” Хотя на самой картине Моне поставил дату “1872 г.” (см. в левом нижнем углу на фрагменте картины).

Моне Впечатление фрагмент

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. Фрагмент. 1872 г. Музей Морматтен-Моне, Париж.

Я не могла понять, зачем прибавляют еще один год? Ведь художнику виднее, когда он создавал свое творение!

Оказывается, долгие годы искусствоведы считали, что Моне был несколько не в себе, поставив неверную дату на картине – ведь документально было известно, что в порту Гавра (Франция) он был в 1873 году.

И только в 2014 году профессор физики Дональд Олсон доказал, что картина была написана все-таки в 1872 году, как и указал Моне.

Более того, Олсон смог установить число и даже время написания картины с точностью до минуты, проанализировав положение солнца, возможность захода больших парусников в порт только во время прилива, направление ветра (по дыму) и данные о погодных условиях (туман) того времени.

Рождение новой техники в живописи

Исследование Олсона мне кажется очень даже уместным – ведь время играет гораздо более важную роль для импрессионистов. До них картины писали в студиях, не один день и даже не один месяц.

Так, для сравнения, Гойя писал картину “Портрет семьи Карла IV” один год. А здесь мы точно знаем, что Моне начал рисовать картину в 7.35 и закончил ее через 10 мин!

Он писал быстрыми и широкими мазками, с натуры, через открытое окно своего номера в гостинице. Он спешил набросать свое мимолетное впечатление от увиденного, пока солнце не взошло выше и природный свет не заиграл по-другому.

Так что мы видим туман, солнце, оттенки воды и неба ровно такими, какими они были 13 ноября 1872 года в 7 часов 35 минут.

Моне позже признавался, что в то утро думал, что пишет очередную картину, которую никто не купит. Мог ли он тогда представить, что его картина через 100 лет будет стоить несколько десятков миллионов долларов? Думаю, если бы знал, она бы такой не получилась.

Порт Гавра на картинах Моне

Моне потом еще не раз писал порт Гавра. Большинство этих работ находятся в частных коллекциях. Я нашла лишь две картины, которые можно увидеть каждому желающему в музеях (“Музей в Гавре” и “Вид на старую гавань в Гавре”).

Моне порт в Гавре ночной эффект

Клод Моне. Порт в Гавре. Ночной эффект. 1873 г. Частная коллекция.

 

Моне Музей в гавре

Клод Моне. Музей в Гавре. 1873 г. Лондонская национальная галерея.

 

Моне вид на старую гавань в гавре

Клод Моне. Вид на старую гавань в Гавре. 1874 г. Художественный музей Филадельфии

 

Моне лодки в порту Гавра

Клод Моне. Лодки в порту Гавра. 1882-1883 гг. Частная коллекция.

Ограбление по-итальянски

Кстати, это большая удача, что каждый из нас может увидеть “Впечатление” вживую в музее Морматтен-Моне в Париже. Дело в том, что в 1985 году она была украдена среди бела дня: грабители ворвались в здание музея, уложили на пол охранников и посетителей и спокойно сняли нужные им 9 полотен, в том числе “Впечталение”.

Позже стало ясно, что похитили картины по приказу итальянского гангстера, так как он начал предлагать эти полотна коллекционерам.

Но так как кража наделала много шума, ни один коллекционер не пошел на сделку. В результате грабители решили избавиться от картин: они были найдены в заброшенном доме в Италии и благополучно вернулись на свое прежнее место в музее спустя 5 лет в 1990 г. Вот такая детективная история!

Если вам интересно творчество Моне, также рекомендую почитать статью  “Белые картины Клода Моне”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Клод Моне и его шедевр «Впечатление, восходящее солнце» – Ярмарка Мастеров

Никто не мог себе представить, что небольшая картина, написанная Клодом Моне в 1872 году станет станет причиной скандала и революционного переворота в живописи. Название этой картины: «Впечатление» по французски звучит impression (импресьон), и дало название новому направлению в живописи, названного импрессионизмом.

В то время Клод Моне был молодым художником, который пытался выставлять свои работы в основном салоне в Париже, эту выставку проводила один раз в год Королевская Академия Живописи и Скульптуры. Но попытки эти были безуспешны. Тогда несколько художников объединились и организовали свою выставку, назвав ее Первой Выставкой Анонимного Общества Художников. Моне был в поиске своих сюжетов, своей техники. Он хотел нарисовать свет. И работа «Впечатление. Восход солнца» как раз и отвечала его представлениям о живописи.

Моне писал об истории создания этой картины: «Для меня солнечный свет был источником вдохновения, каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима. В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое. На восходе освещение постоянно меняется, его нужно писать сразу же, каждый оттенок. И не говорите мне, что в студии можно воссоздать все по памяти. Главное поймать момент. Сколько у меня было времени? Минут десять, не более, я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки. Тонкие переходы цвета, легкая основа. Небо, доки, вода и бесчисленное количество оттенков серого. Более быстрые, резкие мазки — мачты на лодках, очертания пристани теряющиеся в восходе. И, наконец, огненными тонами само солнце!» На вопрос понимал ли художник значимость этой картины для искусства, Моне усмехнулся и сказал: «Я просто писал, еле поспевая за светом, для меня эта работа была очередной, которую не удастся продать.»

Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872 год. Холст, масло, 48х63. Музей Мармоттан-Моне, Париж

моне, восход солнца, клод моне картины, клод моне впечатление, наталия рыкова, nataly rykova

Выставка Отверженных художников с треском провалилась. Некоторые посетители, даже, требовали вернуть им входную плату. особенно досталось полотну Моне. В чем только его не обвиняли, и в неумении рисовать и в издевательстве над зрителями. Один из посетителей сказал, что обои на стенах в выставочном зале гораздо выразительнее, чем эта картина. Некоторые источники утверждают, что Моне пытался подраться в одним из посетителей, который высмеивал его картину.

Журналист Луи Леруа из сатирического журнала "Шаривари" в своей статье назвал молодых художников "впечатленцами" (импрессионистами) и,  с его легкой руки, это название и прикрепилось к  этому направлению в живописи.

Особенность Клода Моне, как художника в том, что он писал внешний мир, писал природу, его мало занимали сцены жизни, его интересовало состояние природы, впечатление произведенное природой. Художественный критик и поэт Шарль Бодлер, высказывался о написании картин. Он говорил, что картина должна быть написана так, что если ее перевернуть, она не должна ничего потерять в своем живописном содержании. Именно так и писал Клод Моне, его картина "Впечатление. Восход солнца" настолько сбалансирована, настолько отражение воды в небе, неба в воде похожи, как в игре волшебных зеркал. Так что если перевернуть эту картину,  она ничего не потеряет.

клод моне, картины моне, claude monet, ярмарка мастеров, наталья рыкова

На этой картине мир теряет свою материальную плотность. Воздух, вода, туман, дымка — все это смешалось в нашем видении и понимании. Нет отдельно людей, лодок, порта, а есть данный момент, минутный всплеск вечности, именно это и является "героем" картины. До Клода Моне  человек и все человеческие отношения являлись "героем" картин, а теперь человек включен в это пространство, как неотъемлемая его часть. Вы не можете понять, где кончается человек и лодка и начинается вода и это ощущение охватывает и завораживает вас. Эта картина ничему вас не учит, не призывает на баррикады, глядя на нее вы отдыхаете, расслабляетесь и, непостижимым образом, набираетесь новых сил.

Почему мы так любим картины Клода Моне? Не только потому, что смотреть на них это чистое эстетическое наслаждение, но еще и потому, что он позитивен, его картины излучают свет, они положительны, они затрагивают самые светлые струны человеческой души. Импрессионист Камиль Писсаро сказал о Клоде Моне: "Он освободил мое сознание".

Освобождение сознания — это и есть основное, что притягивает нас в творчестве великого художника ХIХ и ХХ столетия Клода Оскара Моне.

Публикация написана по материалам документальных фильмов BBC, проекта Энциклопедия, авторских программ на канале "Культура" Паолы Волковой.

www.livemaster.ru

История одного шедевра: «Впечатление. Восходящее солнца» Моне

Во времена Клода Моне слово «импрессионизм» было грубым оскорблением. Однако художника, с чьей картины и началось это явление в живописи, это нисколько не волновало. Его вообще мало заботили люди, он даже не тратил время на полотна с ними. Что Моне действительно увлекало, так это природа.

Художник стал первым, кто низверг человека с пьедестала «главного героя» и возвел туда свет. Это кардинальным образом изменило не только живопись, но и культуру в целом. Само мировоззрение было перевернуто. Люди стали иначе смотреть не только на искусство, но и на окружающий их мир. 

Сюжет

«В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое, ведь на восходе освещение постоянно меняется. Его нужно писать сразу же, каждый оттенок. Сколько у меня было времени? Минут 10, не более. И я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки». Вот так было создано программное произведение, с которого и начался импрессионизм.

Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра. В этом городе Моне вырос и впервые осознал себя художником.

Картина.jpg«Впечатление. Восходящее солнце», 1872

Каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима, утверждал Моне. Мы видим на полотне бесчисленное количество оттенков серого. Резкими мазками даны мачты и доки. И огненными тонами само солнце. Такие смелые размашистые мазки многим современникам казались неопрятными, даже грубоватыми. Немало было тех, кто посчитал полотно незавершенным этюдом. Посетители выставки, на которой картина была представлена, возмущались, заявляя, что даже обойная бумага смотрелась бы лучше.

Кстати, среди более поздних исследователей творчества Моне были те, кто называл картину эффектом Луны в тумане, полагая, что художник изобразил не восход, а закат. Чтобы развеять сомнения, американский исследователь, изучив фотографии и метеорологические данные, выяснил, что полотно могло быть написано только 13 ноября 1872 года в 7:35.

фото 2 «Женщины в саду», 1866—1867.jpg«Женщины в саду», 1866—1867. Редкий пример картины Моне с людьми

Контекст

Клод Моне был новатором. Его интересовали состояния природы, впечатления от нее. Что же до сцен из жизни людей, то, в отличие от его современников (например, Дега, Ренуара, Мане, Сезанна), он совершенно не заботился тем, что происходило с людьми, и очень редко писал жанровые сцены.

Главный герой на его картинах — свет и его игра. Свои работы Моне писал быстро — пока не менялся свет. Ведь с изменением света меняется и смысл картины. Изображение одного и того же мотива (например, одного из порталов Руанского собора или стога сена) в разное время дня дает разное впечатление, а потому представляет разное содержание. Этот принцип стал одним из важнейших в искусстве последующих десятилетий.

фото 3 «Бульвар Капуцинок», 1873.jpg«Бульвар Капуцинок», 1873

Моне стал современником всех художественных направлений конца XIX — начала XX веков. Он говорил так: «Техника меняется, но искусство отается тем же самым: это свободное и эмоциональное изображение природы».

Судьба художника

Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе Клоду не нравилось, он большую часть дня проводил у моря, на скалах или в порту. На уроках же мальчик разрисовывал тетради карикатурами учителей и одноклассников. К 15 годам Моне был известен на весь Гавр как чрезвычайно талантливый карикатурист. Ему начали заказывать портреты, а подросток, не растерявшись, стал этим зарабатывать, чем поверг в шок своим почтенных родителей.

фото 4 «Водяные лилии», около 1915-го.jpg«Водяные лилии», около 1915-го

Благодаря карикатурам о Моне узнал художник Эжен Буден, который научил юношу серьезному отношению к живописи и заставил смотреть на мир иначе.

Именно он воспитал у Клода привычку писать с натуры и доверять впечатлениям. Буден считал, что нужно «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное».

К 18 годам Моне окончательно уверился, что хочет стать художником. Родители в целом поддержали эту идею, но не могли особенно помочь с деньгами. В Париже, куда Клод поехал учиться, он (не сразу, конечно, были и годы бунтарского отказа от работы в студии) постепенно нашел себе учителя и единомышленников.

Несколько лет проведя в Англии и Голландии, художник в начале 1870-х вернулся на родину. К тому времени он уже был женат и с детьми. Финансовое положение было тяжелым, семья жила в деревне, чтобы сократить расходы. Положение изменилось к началу 1880-х. Картины начали приносить прибыль, и художник смог купить дом в Живерни, где он и провел остаток лет.

фото 5 Водяные лилиии в Музее Оранжери.jpgВодяные лилии в Музее Оранжери

За несколько лет до смерти Моне начал терять зрение — врачи поставили диагноз двойной катаракты. Перенеся две операции, Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые краски. Именно поэтому на его последних работах лилии, которые здоровый глаз видит в оттенках белого, Моне написал голубоватыми.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media


Смотрите также