ЭКСПОНАТ. Яблоко картина


Магритт. Сын человеческий

Понятие «современного искусства» (англ. contemporary art) впервые было введено Розалиндой Краусс, крупнейшим американским аналитиком в области этого самого «современного искусства», этот термин был применен к творчеству Дэвида Смита, работавшего с геометрическими скульптурами из металла. В то время суждение о «современном искусстве» не имело ничего общего с периодом создания произведений, но направленность этих произведений и совершенно новый подход к выражению творческого посыла настолько выбивались из существовавших канонов художественного стиля, что используемый Краусс термин пришелся как нельзя кстати. Сегодня вашему вниманию мы представляем работу бельгийского художника-сюрреалиста, автора загадочных картин, Рене Магритта «Сын человеческий».

История картины

1

Художник – Рене Магритт

Название – «Сын человеческий», 1964 г. (холст, масло 116x89 см)

Музей – находится в частной коллекции

Картина «Сын человеческий» написана Магриттом как автопортрет. Вы можете помнить ее по фильму «Афера Томаса Крауна». Художник изобразил мужчину в деловом костюме, в пальто и шляпе-котелке, он стоит у каменной стены, за которой видно море и теснящиеся в небе облака. Лицо человека почти полностью закрыто зеленым яблоком, повисшим в воздухе, и это заинтересовывает зрителя. На первый взгляд картина может показаться бессмысленной, но если вспомнить Адаму и Еву, мы вспомним и то, что яблоко – плод дерева познания добра и зла. Изначально – символ грехопадения, впоследствии – символ плодородия, здоровья, любви, красоты. Со временем оно стало считаться эмблемой союза двух сердец.

В геральдике яблоневый плод символизирует мир, державу и власть, и потому его можно увидеть на многих гербах. Яблоко было популярным предметом средневековой живописи, его изображали художники Возрождения с их любовью к античным и мифологическим сюжетам, оно вдохновляло писателей и музыкантов, фигурировало в сказках разных народов мира и до сих пор упоминается в речи в таких выражениях, как, например, «яблоко раздора». Наконец, именно упавшее с ветки яблоко помогло Ньютону открыть закон всемирного тяготения. И это лишь небольшая часть увлекательных фактов об этом «историческом» фрукте. Помня о них, мы можем вернуться к картине Магритта, на которой художник изобразил современного человека, сына Адама, и яблоко, символ искушений, которые преследуют его.

Вам, наверное, будет интересно узнать, что выражение «сын человеческий» впервые было употреблено в еврейской Библии и сначала указывало только на принадлежность к человеческому роду, а потом уже стало обозначать будущего спасителя человечества. Так вот, если вы проследите творческий путь Магритта, вам довольно часто придется сталкиваться с человеком в пальто и котелке: он стал персонажем очень многих картин, таких как «Смысл ночи», «Голконда», «Великое столетие», «Дух приключений» и др.

2

 "Смысл ночи", 1927

3

"Голконда", 1953

4

"Великое столетие", 1954

Первое появление делового господина на полотне состоялось в 1962 году: картину «Размышления одинокого прохожего» Магритт написал в раннем возрасте и, по мнению искусствоведов, под впечатлением от смерти матери, которая утопилась в реке Самбре, когда будущего художнику было 13 лет. С тех пор этот безликий человек был центром большинства его работ.

5

«Размышления одинокого прохожего», 1926

На мой взгляд, изображая его, Магритт хотел показать суть современного мира. Центром этого мира является человек, но в бешеном ритме жизни, в круговороте событий этот человек утратил свою индивидуальность, слился с толпой – и теперь трудно отличить одного человека от другого. Все мы стали чем-то одним, прообразом человека, а единственное, от чего не удалось избавиться, – так это от «яблока»: от соблазнов и искушений.

Герои картин Магритта – это чаще всего люди, лица которых скрыты, искажены или застланы чем-то. Домысливать картины художника можно бесконечно, ведь каждый из нас в такого рода сюжетах видит что-то свое. Наверное, в этом суть сюрреализма – дать зрителю творческое пространство и детали, которые он сам будет собирать и благодаря которым найдет в картине отголоски самого себя. Дать возможность отойти от привычного мышления и взглянуть на вещи иначе.

Сюрреалисты создавали парадоксальные сочетания форм и аллюзий, помещали не связанные друг с другом предметы в разные отрезки времени и толкали зрителя в бездну воображения, заставляли обращаться к его внутреннему миру, тем самым высвобождая человека из тисков alter ego. Сюрреализм – это совмещение сна и реальности. Основной ценностью этого направления является свобода и иррациональность, и часто для него характерно обращение к подсознанию. На что только не шли представители этого течения, чтобы достигнуть глубин своего подсознания и затем отразить их на холсте! Это были и гипноз, и алкоголь, и наркотики, и голод…  Хаос, смешение образов, первобытность чувств, спонтанность, отречение от традиционного мышления, уход от обыденности – вот основная идея сюрреализма, который стремится высвободить нас из внутреннего и внешнего заточения и перенести в неизведанный до сих пор мир грез, где время – лишь условность. Если углубиться в философию, напрашивается вывод, что любая идея имеет право на существование, и при правильном подходе из любой мысли мы можем взять для себя что-то ценное.

Рене Магритт относился скептически к любым попыткам интерпретировать его работы и уж тем более найти в них символы. Он называл свое творчество магическим реализмом и утверждал, что единственное, что нужно делать, – это рассматривать его картины. А из большого числа его работ «Сын человеческий» – самая популярная.

Несколько строк о художнике

5

Автор магических работ, сюрреалист Рене Франсуа Гислен Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком городе Лессин (Бельгия). Свое детство и юношеские годы будущий художник провел в небольшом промышленном городе Шарлеруа (в той же Бельгии). Когда Магритту исполнилось 13 лет, его мать утопилась в реке Самбре, что, конечно же, повлияло на жизнь, а затем уже и на творчество художника. После двух лет учебы в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, которую он покинул в 1918 году, Магритт знакомится со своей будущей женой Жоржеттой Бергер, они поженились в 1922 году и прожили вместе до самой смерти. Долгое время Магритт разрисовывал плакаты на фабрике бумажной продукции, вот откуда этот своеобразный рекламный стиль в его работах.

6

После заключения контракта с галереей Сенто в 1926 году Магритт уже целиком посвятил себя живописи. В том же году он создает картину «Потерянный жокей», однако критики находят ее неудачной, после чего Магритт с супругой отправляются в Париж. Там они знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов, где Магритт обретает свой фирменный стиль, узнаваемый во всем мире.

7

"Проницательность" (автопортрет), 1936 

8

"Влюбленные",  1928

 

Эльнара Мафусова

 

nargismagazine.az

Сын человеческий | NetLore Рене Магритт, Сын человеческий, живопись, художники, шедевры

«Сын человеческий» (Le fils de l'homme) — самая знаменитая картина Рене Маргитта, бельгийского художника-сюрреалиста, тот самый «мужик с яблоком», «безликий в котелке». Стоит в одном ряду в смысле влияния на умы и узнаваемости образа с такими вещами, как «Джоконда», «Тайная вечеря», «Американская готика», «Крик». По количеству пародий, фотожаб, аллюзий и отсылок с «Сыном человеческим» мало что может сравниться. 

(Залогиньтесь, чтобы почистить страницу.)

 

Картина написана в 1964 г., сейчас находится в частной коллекции. Магритт писал ее как автопортрет. Изображенный мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо, наверное, известен всему миру, хотя его лицо почти закрыто висящим в воздухе зелёным яблоком. Считается, что названием картина обязана «образу современного бизнесмена, оставшегося сыном Адама, и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире». Яблоко, конечно, самая загадочная часть образа, его можно трактовать и как библейский символ соблазна и познания, и как часть природы, которую пытается постичь человек.

Картина названа «Сын человеческий», по словам самого Рене Магритта, потому, что в ней воплощен образ современного бизнесмена, который все равно остается по сути сыном Адама и все искушения современного мира ему не чужды. Словом, художник любил показывать скрытую сущность вещей и событий.

Р.Магритт

Образ картины, например, использован в фильме «Афера Томаса Крауна» (The Thomas Crown Affair), где герой грабит американский музей, переодевшись сам и переодев своих сообщников в персонажей Магритта. Репродукция «Сына…» висит в кабинете у Крауна и, кстати, тоже символизирует двойственность владельца — с одной стороны, богатого бизнесмена и ценителя живописи, а с другой — вора и авантюриста.

Кроме того, картина также присутствует в «Симпсонах» (сезон 5, эпизод 5), в сериале «Воздействие» (Leverage), в фильме «Персонаж», в сериале «White collar» (сезон 3, эпизод 1).

Товары и реклама

Наклейка на MacBook

Вешалка от дизайнера Игоря Удушливого из Молдавии (концепт)

Израильское креативное агентство Shalmor Avnon Amichay/Y&R Interactive таким образом рекламировало кухонные комбайны. 

Часы

 

Арт

Карикатуры про Сына Человеческого на cartoonstock.com

Нейл-арт Лизы Ланг, нейл-дизайнера из Канады.

 

Фотограф и художник-копиист Энди Алкала

 

Группа Hold Your Horses сняла видеоклип «70 millions», где музыканты изображают героев известных картин от художников Возрождения и до поп-арта. В том числе и «Сына…»

www.netlore.ru

Сын человеческий или история о пальто и котелках

Мой любимый сюрреалист может похвастаться многими шедевральными работами, скромно висящими в музее его имени в Брюсселе. Широкой же публике он известен благодаря двум головам, затянутым куском ткани, сидящим гробам, изображением трубки, а также женских половых органов, органично вписавшихся в лицо. Ну и, естественно, благодаря нему - сыну человеческому.

Образ мужчины в пальто и котелке проходит красной нитью через все творчество Магритта. Впервые он рисует схожий силуэт в 1926 году, назвав картину "Размышления одинокого прохожего". Некоторые исследователи его творчества полагают, что картина написана под впечатлением от смерти матери художника. (Покончила жизнь самоубийством, спрыгнув с моста).

Год спустя мотив котелка и пальто вновь всплывает в творчестве Магритта. "Смысл ночи". Смысл ночи, понятное дело, во сне.

В очередной раз Магритт вспоминает про данный образ лишь в 1951 году, создав картину "Ящик Пандоры". Предположительно, белая роза выступает символом надежды, оставшейся на дне ящика.

В 1953 году Магритт рисует знаменитую "Голконду" дождь из мужиков. Сам Рене утверждал, что данная картина олицетворяет одноликость толпы и одиночество индивидуума в ней, который может прикоснуться к настоящей жизни - опять же - лишь во сне.

В 1954 появляются "Великое столетие" и "Школьный учитель".

"Великое столетие"

"Школьный учитель"

В 1955 году человек в пальто и котелке раскрывается с разных сторон. Три фигуры, три луны, три реальности. "Шедевр или тайна горизонта"

В 1956 альтер-эго Магритта утрачивает форму и мимикрирует под горизонт - работа "Поэт воссозданный"

В 1957 году Магритт вдохновляется Боттичелли, помещая Весну на спину человека в пальто. "Готовый букет"

Сделав перерыв в три года, в 1960 пальто возвращается к благодарному зрителю. С собой оно приводит яблоко. "Почтовая открытка"

А также представителей фауны. Важная деталь - человек в пальто и котелке поворачивается к нам лицом. "Присутствие духа"

В 1961 году Гагарин совершил полет в космос, а Магритт нарисовал "Портрет Штефи Ланг", куда не преминул поместить два комплекта "пальто-котелок".

В 1962 году к фигуре добавились любимые художником изображения облаков и листвы, да и концепция трех пространств вновь нашла отражение в творчестве бельгийца.

"Высший свет".

"Дух приключений"

В 1963  Магритт вновь немного поэкспериментировал с формой.

"Бесконечное признание"

"Сторонник порядка"

В 1964 художник пишет предтечу "Сына человеческого". "Человек в котелке"

И, наконец, мы добрались до, пожалуй, самой известной картины Магритта. "Сын человеческий" задумывался как автопортрет художника, символизируя современного человека, утратившего индивидуальность, но не избавившегося от соблазнов.

В этом же году была написана вариация "Сына человеческого"  - "Великая война"

Спустя два года после "Сына Человеческого" Магритт вновь вернулся к котелкам. "Декалькомания" и "Королевский музей" датируются 1966.

"Декалькомания"

"Королевский музей"

На этом Магритт закончил свои отношения с котелками, но было поздно - образ пошел в массы. Немалую роль в опошлении картины сыграли шаловливые ручонки поклонников продукции Apple.

Впрочем, не стоит винить только адептов испорченного яблока - как правило, адаптация идеи обществом зачастую проходит болезненно для автора.

Апофеоз процесса - трансформация "сына человеческого" в нового героя прогрессивной молодежи. Чувствую, Магритт только что напоролся на гвоздь в своем гробу.

Что мы имеем на выходе? Один из ключевых образов художника опошлен и коммерциализирован. С другой стороны, разве не это служит доказательством всемирной известности?

magritte-rene.livejournal.com


Смотрите также